По литературе

Что классный руководитель. Основные обязанности классного руководителя в школе. Работа с внешней средой

Основным структурным элементом воспитательной системы школы является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. Представительские функции в органах самоуправления школы реализуются также чаще всего от имени класса. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга детей и сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. - Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учащимися, так и с их родителями. Классный руководитель - учитель, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе.

Институт классного руководства сложился очень давно, практически вместе с возникновением учебных заведений. В России до 1917 г. эти педагоги назывались классными наставниками, классными дамами. Их права и обязанности определялись Уставом учебного заведения - основополагающим документом в деятельности любой школы. Именно он очерчивал круг полномочий всех педагогов детского учреждения.

Классный наставник, воспитатель обязан был вникать во все жизненные события вверенного ему коллектива, следить за взаимоотношениями в нем, формировать доброжелательные отношения между детьми. Педагог должен был быть примером во всем, даже его внешний вид был образцом для подражания.

Должность классного руководителя в школе была введена в 1934 г. Классным руководителем назначался один из учителей, на которого возлагалась особая ответственность за воспитательную работу в данном классе. Обязанности классного руководителя рассматривались как дополнительные к основной преподавательской работе.

В настоящее время возродились типы таких образовательных учреждений, как гимназии, лицеи и др. Изменилась деятельность массовой средней общеобразовательной школы. Соответственно изменился институт классного руководства. Сейчас имеется несколько типов классного руководства:

Учитель-предметник, одновременно выполняющий функции классного руководителя;
классный руководитель, выполняющий только воспитательные функции (освобожденный классный руководитель, его еще называют классный воспитатель);
в некоторых учебных заведениях введена должность классного наставника (вариант должности освобожденного классного руководителя), а также классного куратора (лат. попечитель; лицо, которому поручено наблюдение за какой-то работой) или тьютора (лат. защитник, покровитель, опекун), когда учащиеся готовы взять на себя ряд организаторских функций педагога. Они могут иметь минимальную учебную нагрузку.

Должностной статус классного руководителя во многом определяет задачи, содержание и формы его работы. Так, для классного воспитателя становится возможным проведение целенаправленной работы с каждым учеником, составление индивидуальных программ развития детей. В этом случае доминируют индивидуальные формы работы с учащимися и их семьями.

Воспитательные задачи, содержание и формы работы классного руководителя не могут быть единообразными. Они определяются запросами, интересами, потребностями детей и их родителей, условиями класса, школы, социума, возможностями самого педагога.

Вариативна позиция классного руководителя в детском коллективе. Она определяется прежде всего видом совместной деятельности: в учебной работе классный руководитель как учитель является организатором и руководителем деятельности детей; во внеучебной работе педагогу важно занять позицию старшего товарища, рядового участника.

Роль педагога изменяется в зависимости от возраста, опыта коллективной, самоуправленческой деятельности детей: от непосредственного организатора работы до консультанта и советчика.

Существенно отличается деятельность классного руководителя в сельской школе. Значение личностных особенностей, бытовых условий жизни, отношений в семьях обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку и его семье. Воспитательная работа классных руководителей в сельской школе должна быть направлена на повышение культурного уровня детей, подготовку их к жизни в условиях рыночных отношений, на преодоление дефицита общения сельских школьников, воспитание хозяина своей земли.

В малочисленной сельской школе организация воспитательной работы по классам, в которых обучаются несколько человек, становится неэффективной. В таких школах целесообразно создание разновозрастных объединений (8-15 человек) и замена в них классных руководителей воспитателями. Возможен и другой вариант, когда классный руководитель организует индивидуальную работу с учащимися, родителями, проводит классные часы, встречи, экскурсии, соответствующие возрасту учащихся, а творческая работа, интересная как для младших, так и для старших, проведение общешкольных дел осуществляются в разновозрастных объединениях под руководством старших учеников. В зависимости от характера и сложности проводимых дел классные руководители могут участвовать в работе как консультанты разновозрастных коллективов, как временные руководители подготовительной работы, как равные члены коллектива. Организация разновозрастных объединений представляет большие возможности для развития самоуправления.

Поскольку деятельность школы регламентируется ее Уставом, то деятельность классного руководителя тоже основывается на этом документе.

Функции классного руководителя. Педагог, выступающий в качестве руководителя детского коллектива, реализует свои функции относительно как класса в целом, так и отдельных учащихся. Он решает задачи в соответствии со спецификой возраста детей, сложившихся между ними взаимоотношений, строя отношения с каждым ребенком с учетом его индивидуальных особенностей. Главное в деятельности классного руководителя - содействие саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребенка, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.

К первому уровню относятся педагогические и социально-гуманитарные функции, отнесенные им к группе целевых.

Эти функции направлены на создание условий для социального развития учащихся, ориентированы на помощь ребенку как в решении его актуальных личностных проблем, так и в подготовке к самостоятельной жизни. Среди них необходимо выделить три, определяющие основное содержание деятельности классного руководителя: воспитание учащихся; социальная защита ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей среды; интеграция усилий всех педагогов для достижения поставленных воспитательных задач. Среди них приоритетной является функция социальной защиты ребенка.

Под социальной защитой понимается целенаправленная, сознательно регулируемая на всех уровнях общества система практических социальных, политических, правовых, психолого-педагогических, экономических и медико-экологических мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного развития детей, предотвращение ущемления их прав и человеческого достоинства.

Реализация этой функции предполагает обеспечение условий для адекватного развития ребенка в существующих социально-экономических условиях. Деятельность классного руководителя по социальной защите ребенка - это деятельность не только непосредственного исполнителя, но и координатора, помогающего получить детям и их родителям социальную поддержку и социальные услуги.

Социальная защита как функция классного руководителя - это, в первую очередь, комплекс психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие ребенка и формирование его индивидуальности, адаптацию к существующим социально-экономическим условиям. Реализуя эту функцию, он должен, решая острые сиюминутные проблемы, быть готовым к опережению событий и, опираясь на точный прогноз, отводить от ребенка те проблемы и трудности, которые перед ним могут возникнуть.

Целесообразно рассматривать социальную защиту в деятельности классного руководителя в широком и узком смысле слова. В последнем - это деятельность, направленная на защиту детей, оказавшихся в особо трудном положении. Таковыми являются дети из многодетных семей, дети-инвалиды, сироты, беженцы и т.п., которые больше других нуждаются в экстренной социальной защите. В широком смысле слова, объектом социальной защиты, социальных гарантий являются все дети, независимо от их происхождения, благополучия родителей и условий жизнедеятельности. Разумеется, при этом остается неоспоримым принцип дифференцированного подхода к различным категориям детей, и приоритет должен быть отдан наиболее незащищенным категориям детей из малообеспеченных семей или семей из групп риска.

Для достижения целей воспитания и социальной защиты учащихся классный руководитель должен решать ряд частных задач, связанных с формированием отношений учащихся со своими сверстниками в классе (организация коллектива, его сплочение, активизация, развитие самоуправления). Эти задачи определяют второй уровень его функций - социально-психологических, к которым относится прежде всего организаторская.

Главное назначение организаторской функции - поддержка положительной детской инициативы, связанной с совершенствованием жизни региона, микросреды, школы и самих школьников.

Другими словами, классный руководитель не столько организует учащихся, сколько оказывает им помощь в самоорганизации разнообразной деятельности: познавательной, трудовой, эстетической, а также свободного общения, являющегося частью досуга.

Важной на этом уровне представляется функция сплочения коллектива, выступающая не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед классом целей. Одной из задач классного руководителя при этом является развитие ученического самоуправления.

Третий уровень функций классного руководителя выражает требования, вытекающие из логики деятельности самого субъекта управления воспитательной деятельностью. Это - управленческие функции, к которым относятся: диагностическая, целеполагания, планирования, контроля и коррекции.

Реализация диагностической функции предполагает выявление классным руководителем исходного уровня и постоянное отслеживание изменений в воспитанности учащихся. Она направлена на исследование и анализ личности и индивидуальности ребенка, на поиск причин неэффективности результатов и на характеристику целостного педагогического процесса.

Реализуя диагностическую функцию, классный руководитель может преследовать двоякую цель: во-первых, определять результативность своей деятельности, во-вторых, диагностика из инструмента изучения личности может превратиться в инструмент развития индивидуальности ребенка.

Функцию целеполагания можно рассматривать как совместную с учащимися выработку целей воспитательной деятельности. Доля участия классного руководителя в этом процессе зависит от возраста школьников и уровня сформированности классного коллектива.

Цели воспитательного процесса определяют задачи управления процессом развития личности ребенка. Их можно подразделить на общие и частные. Общие конкретизируются в соответствии с основными сферами социальных отношений, в которые включается ребенок, а частные связаны с организацией деятельности учащихся.

Логика целеполагания отражается в процессе планирования деятельности классного руководителя. Планирование - это помощь классного руководителя самому себе и коллективу класса в рациональной организации деятельности. Назначение плана - упорядочение педагогической деятельности, обеспечение выполнения таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов (см. гл. 22).

В планировании важно тесное сотрудничество классного руководителя с коллективом класса. При этом степень участия детей зависит от их возраста. Планировать следует то, что ведет к цели.

Поскольку цели определяются как стратегические и тактические, то и планы могут быть стратегическими, или перспективными, тактическими, или рабочими.

Основная цель функции контроля и коррекции в деятельности классного руководителя - это обеспечение постоянного развития воспитательной системы.

Реализация функции контроля предполагает выявление, с одной стороны, положительных результатов, а с другой - причин недостатков и возникающих в процессе воспитания проблем. На основе анализа результатов контроля осуществляется коррекция работы классного руководителя как с классом в целом, так и с конкретной группой учащихся или отдельным учеником. Контроль работы классного руководителя - это не столько контроль со стороны администрации школы, сколько самоконтроль с целью коррекции. Коррекция - это всегда совместная деятельность классного руководителя и коллектива класса в целом, группы или отдельных учеников.

Рассмотренные уровни функций определяют содержание деятельности классного руководителя.

Права классного руководителя. Классный руководитель - административное лицо. Он имеет право:

Получать информацию о психическом и физическом здоровье детей;
контролировать успеваемость каждого ученика;
контролировать посещаемость учебных занятий детьми;
координировать и направлять в единое русло работу учителей данного класса (а также психолога и социального педагога);
организовывать воспитательную работу с учащимися класса через проведение "малых педсоветов", педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
выносить на рассмотрение администрации, совета школы предложения, согласованные с коллективом класса;
приглашать родителей (или лиц, их заменяющих) в школу; по согласованию с администрацией обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних, в психолого-медико-педагогическую комиссию, в комиссию и советы содействия семье и школе на предприятиях, решая вопросы, связанные с воспитанием и обучением учащихся;
получать помощь от педагогического коллектива школы;
определять индивидуальный режим работы с детьми (свободно, т.е. исходя из конкретной ситуации);
отказываться от лежащих за границами содержания его работы поручений.

Классный руководитель имеет право вести опытно-экспериментальную работу по проблемам дидактической (разрабатывать авторскую программу по своему предмету, если он является еще и учителем-предметником) и воспитательной (разрабатывать программу воспитательной работы) деятельности.

Обязанности классного руководителя заключаются в следующем:

Организации в классе учебно-воспитательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности учащихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
оказании помощи ученику в решении острых проблем (предпочтительно лично, можно привлечь психолога);
установлении контактов с родителями и оказании им помощи в воспитании детей (лично, через психолога, социального педагога).

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих обязанностей классному руководителю необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

Формы работы классного руководителя с учащимися. В соответствии со своими функциями классный руководитель осуществляет отбор форм работы с учащимися. Все их многообразие можно классифицировать по разным основаниям:

По видам деятельности - учебные, трудовые, спортивные, художественные и др.;
по способу влияния педагога - непосредственные и опосредованные;
по времени проведения - кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов), продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель), традиционные (регулярно повторяющиеся);
по времени подготовки - формы работы, проводимые с учащимися без включения их в предварительную подготовку, и формы, предусматривающие предварительную работу, подготовку учащихся;
по субъекту организации - организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность детей организуется на основе сотрудничества; инициатива и ее реализация принадлежит детям;
по результату - формы, результатом которых могут быть информационный обмен, выработка общего решения (мнения), общественно значимый продукт;
по числу участников - индивидуальные (воспитатель-воспитанник), групповые (воспитатель - группа детей), массовые (воспитатель-несколько групп, классов).

Индивидуальные формы, как правило, связаны с внеурочной деятельностью, общением классных руководителей и детей. Они действуют в групповых и коллективных формах и в конечном счете определяют успешность всех других форм. К ним относятся: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями (это формы общения), выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи. Эти формы можно применять и каждую в отдельности, но чаще всего они сопровождают друг друга.

К групповым формам работы можно отнести советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки. В этих формах классный руководитель проявляет себя как рядовой участник либо как организатор. Главная его задача, с одной стороны, помочь каждому проявить себя, а с другой - создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех членов коллектива, других людей. Влияние классного руководителя в групповых формах направлено также на развитие гуманных взаимоотношений между детьми, формирование у них коммуникативных умений. В этой связи важным средством является пример демократичного, уважительного, тактичного отношения к детям самого классного руководителя.

К коллективным формам работы классного руководителя со школьниками относятся прежде всего различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, выступления агитбригад, походы, тур-слеты, спортивные соревнования и др. В зависимости от возраста учащихся и ряда других условий в этих формах классные руководители могут выполнять различную роль: ведущего участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующего на детей личным примером; участника-новичка, воздействующего на школьников личным примером овладения опытом более знающих людей; советчика, помощника детей в организации деятельности.

Многообразие форм и практическая необходимость постоянного их обновления ставят классных руководителей перед проблемой их выбора. В педагогической литературе можно найти описание различных форм проведения классных часов, конкурсов, сценариев, праздников и т.д.

Нельзя отрицать возможность использования описаний уже созданных и апробированных на практике форм воспитательной работы. Особенно это необходимо для начинающих классных руководителей, которые, знакомясь с опытом других, могут выбрать для себя идеи и способы организации деятельности. В таком поиске может быть создана новая форма, отражающая интересы и потребности классных руководителей и детей.

Можно заимствовать идеи, отдельные элементы используемых в практике форм, но для каждого конкретного случая выстраивается своя, вполне определенная, форма работы. Поскольку каждый ребенок и детское объединение уникально, следовательно, формы работы по своему содержанию и построению неповторимы. Предпочтительным является тот вариант, когда форма воспитательной работы рождается в процессе коллективного осмысления и поиска (классный руководитель, другие педагоги, школьники, родители).

В то же время вопрос о выборе форм работы с учащимися встает прежде всего перед классным руководителем. При этом целесообразно руководствоваться следующим:

"учитывать воспитательные задачи, определенные на очередной период работы (год, четверть), поскольку каждая форма работы должна способствовать их решению;
на основе задач определять содержание работы, основные виды деятельности, в которые целесообразно включить детей;
составлять набор возможных способов реализации намеченных задач, форм работы с учетом принципов организации воспитательного процесса, возможностей, подготовленности, интересов и потребностей детей, внешних условий (культурные центры, производственное окружение), возможностей педагогов, родителей;
организовывать коллективный с участниками мероприятия поиск форм на основе коллективного целеполагания, при этом продумать способы обогащения опыта детей новыми идеями, формами, например через обращение к опыту других, изучение опубликованных материалов, постановку конкретных вопросов и т.д.;
обеспечивать непротиворечивость содержания и форм воспитательной работы.

Классный руководитель и педагогический коллектив. Классный руководитель реализует свои функции в тесном сотрудничестве с другими членами педагогического коллектива и в первую очередь с теми педагогами, которые работают с учениками данного класса. Взаимодействуя с учителями-предметниками, классный руководитель выполняет роль организатора и координатора педагогической работы с учащимися и коллективом. Он знакомит учителей с результатами изучения детей, привлекая и классный коллектив, и учителей, работающих в классе, к обсуждению программы педагогической помощи ребенку и его семье. Он организует совместно с учителями-предметниками поиск средств, способов, обеспечивающих успешность учебной деятельности ребенка, его самореализацию на уроке и во внеучебное время.

Классный руководитель систематически информирует учителей о динамике развития ребенка, его трудностях и достижениях, об изменении ситуации в семье. В случае затруднений, возникающих у ребенка и его родителей, связанных с обучением, он стремится привлечь учителей к обсуждению путей преодоления этих трудностей и помогает педагогам скорректировать их действия, предварительно познакомив их с особенностями психического развития детей, имеющих отклонения в развитии, со специальными способами педагогического влияния на таких детей.

Классный руководитель регулирует отношения учителей и родителей ребенка. Он информирует педагогов о состоянии воспитания, особенностях родителей, организует встречи родителей с учителями-предметниками с целью обмена информацией об успехах обучения и воспитания ребенка, оказания помощи родителям в организации домашней работы с учащимися.

Классный руководитель привлекает учителей-предметников к планированию и организации внеучебной работы в классе, способствует закреплению знаний и умений, учету профессиональных интересов школьников; привлекает учителей к подготовке и проведению собраний с родителями.

Одной из форм взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников, обеспечивающих единство действий и способствующих выработке единых подходов к воспитанию ребенка, является педагогический консилиум. Здесь дается целостная характеристика ребенка. Все, кто работают с учеником, получают информацию о психическом, физическом, умственном развитии ребенка, его индивидуальных способностях, возможностях и трудностях. Педагоги анализируют результаты наблюдений за учеником, обмениваются информацией, договариваются о способах решения возникающих проблем и распределяют функции в работе с ребенком.

Классному руководителю целесообразно выявлять типичные проблемы в работе с коллективом, отдельными группами учащихся, проводить специальные семинары для педагогов. Полезно организовать посещение учебных занятий с последующим обсуждением действий учителей по отношению к конкретному ребенку и способов взаимодействия педагогов с коллективом.

Основной формой работы классного руководителя с учителями-предметниками являются индивидуальные беседы, которые возникают по мере необходимости и планируются так, чтобы предупредить возможные трудности и конфликты. Важно проводить такие беседы как совместные размышления, поиск решения той или иной проблемы.

Классный руководитель изучает стиль, основные методы и приемы работы своих коллег с учащимися, выявляет успехи, проблемы, достижения, эффективные способы работы учителей со школьниками и родителями, организует обмен опытом педагогической работы, поддерживает, стимулирует стремление учителей оказать педагогическую поддержку ребенку, установить сотруднические отношения с родителями. В то же время он заинтересованно принимает предложения учителей, проявление их инициативы, реагирует на замечания, проблемы, поставленные учителями.

Таким образом, классный руководитель, реализуя свои функции, есть тот человек, который непосредственно организует воспитательный процесс и обеспечивает решение проблем как у всех учащихся, так и у каждого из них в отдельности.

Критерии эффективности работы классного руководителя. Исходя из функций классного руководителя, можно выделить две группы критериев (показателей) эффективности его работы.

Первая группа - результативные критерии, показывающие, насколько эффективно реализуются целевые и социально-психологические функции. Результативные критерии отражают тот уровень, которого достигают воспитанники в своем социальном развитии.

Вторая группа - процессуальные критерии, позволяющие оценить управленческие функции классного руководителя: как осуществляются педагогическая деятельность и общение педагога, как реализуется в процессе труда его личность, каковы его работоспособность и здоровье, а также какие процессы деятельности и общения учащихся он организует.

Эффективен такой труд классного руководителя, в котором высоки и процессуальные, и результативные показатели. При этом приоритетом в работе служат позитивные изменения в уровне воспитанности учащихся и их взаимоотношениях. Вместе с тем велика роль и процессуальных показателей - тех средств воздействия и той атмосферы, которые способствовали достижению тех или иных результатов. В школьной практике продолжает оставаться доминирующей оценка работы классного руководителя по внешним и формальным показателям - успеваемость, документация, оформление кабинета и т.д. По-прежнему недооцениваются педагогическое мастерство и авторитет учителя у детей, родителей и коллег.

От стиля руководства классом, от стиля общения классного руководителя с детьми во многом зависит то, какие взаимоотношения складываются у ребят с учителем и между собой. Демократический стиль, при котором ученик рассматривается как равноправный партнер в общении, учитывается его мнение в принятии решений, поощряется самостоятельность суждений, способствует созданию в классе непринужденной, дружелюбной, творческой атмосферы сотрудничества и взаимопомощи.

Основным структурным элементом воспитательной системы школы является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. Представительские функции в органах самоуправления школы реализуются также чаще всего от имени класса. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга детей и сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учащимися, так и с их родителями. Классный руководитель - учитель, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе. Классный руководитель – это непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначаемое ее директором для осуществления воспитательной работы в классе.

Институт классного руководства сложился очень давно, практически вместе с возникновением учебных заведений. В России до 1917 г. эти педагоги назывались классными наставниками и классными дамами. Они были обязаны вникать во все жизненные события вверенных им ученических коллективов, следить за взаимоотношениями в них, формировать доброжелательные отношения между детьми. Педагогу надлежало служить примером во всем, даже его внешний вид был образцом для подражания.

В советской школе должность классного руководителя была введена в 1934 г. Классным руководителем назначался один из учителей, на которого возлагалась особая ответственность за воспитательную работу в данном классе. Обязанности классного руководителя рассматривались как дополнительные к основной преподавательской работе..

В настоящее время институт классного руководства существенно изменился, поскольку имеется несколько типов классного руководства: а) учитель-предметник, одновременно выполняющий функции классного руководителя; б) освобожденный классный руководитель, выполняющий только воспитательные функции; в) классный куратор (попечитель), которому поручено наблюдение за какой-либо работой; г) тьютор (защитник, покровитель, опекун), осуществляющий контроль в условиях, когда учащиеся берут на себя ряд организаторских функций педагога.

Основными функциями классного руководителя являются:

Воспитательная (социальная защита ребенка);

Организаторская (работа по всем педагогическим аспектам жизнедеятельности класса и школы, формирование личности и коллектива, изучение учащихся);

Координирующая (установление позитивного взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса – педагогами, учащимися, родителями, общественностью);


Управленческая (контроль за динамикой развития личности и коллектива на основе ведения личных дел учащихся и других видов документации).

Приоритетной среди них является функция социальной защиты ребенка, под которой понимается целенаправленная, сознательно регулируемая система практических социальных, политических, правовых, психолого-педагогических, экономических и медико-экологических мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного развития детей, предотвращения ущемления их прав и человеческого достоинства. Реализация этой функции предполагает обеспечение условий для адекватного развития ребенка. Работа классного руководителя в данном направлении – это деятельность не только непосредственного исполнителя, но и координатора, помогающего получить детям и их родителям социальную поддержку и социальные услуги. Выполняя эту функцию, он должен, решая острые сиюминутные проблемы, быть готовым к опережению событий и, опираясь на точный прогноз, ограждать ребенка от возможных проблем и трудностей.

Объектом социальной защиты и социальных гарантий являются все дети независимо от их происхождения, благополучия родителей и условий жизнедеятельности. Однако особенно важно выполнение данной функции по отношению к детям, оказавшимся в особо трудном положении: детям из многодетных семей, детям-инвалидам, сиротам, беженцам и т. п., которые больше других нуждаются в экстренной социальной защите.

Главное назначение организаторской функции – поддержка положительной детской инициативы, связанной с совершенствованием жизни региона, микросреды, школы и самих школьников. Другими словами, классный руководитель не столько организует учащихся, сколько оказывает им помощь в самоорганизации разнообразной деятельности: познавательной, трудовой, эстетической, а также свободного общения, являющегося частью досуга. Важна на этом уровне функция сплочения коллектива, выступающая не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед классом целей. Одной из задач классного руководителя при этом является развитие ученического самоуправления.

Успех воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от глубокого проникновения во внутренний мир детей, понимания их переживаний и мотивов поведения. В этих целях он изучает школьников не только на уроке, но и во внеурочное время, при посещении семей учеников, во время экскурсий и походов.

Координирующая функция классного руководителя проявляется прежде всего в том, что он осуществляет воспитательную деятельность в тесном сотрудничестве с другими членами педагогического коллектива и в первую очередь с теми педагогами, которые работают с учениками данного класса (микропедколлективом класса). С одной стороны, он использует информацию, которую получает о детях от учителей, а с другой – обогащает представления педагогов о ребенке, предлагая им свою информацию, которая поможет отрегулировать действия педагога, его методы работы с учеником.

Классный руководитель является связующим звеном между учителями и родителями ребенка. Он информирует педагогов о состоянии воспитанника, особенностях родителей, организует их встречи с учителями-предметниками. Особое внимание классный руководитель должен уделить новым педагогам, которых важно познакомить с особенностями классного коллектива и отдельных учеников, а также с требованиями, предъявляемыми предыдущим учителем и педагогами класса.

Одной из форм взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников, обеспечивающей единство действий и способствующей выработке единых подходов к воспитанию, является педагогический консилиум, на котором формируется всесторонний взгляд на ребенка.

В рамках управленческой функции классный руководитель осуществляет диагностику, целеполагание, планирование, контроль и коррекцию воспитательной деятельности. Реализация диагностической функции предполагает выявление исходного уровня воспитанности учащихся и постоянное отслеживание изменений. Она направлена на исследование и анализ индивидуальности ребенка, поиск причин неэффективности результатов и характеристику целостного педагогического процесса.

Функцию целеполагания можно рассматривать как совместную с учащимися выработку целей воспитательной деятельности. Доля участия классного руководителя в этом процессе зависит от возраста школьников и уровня сформированности классного коллектива. Логика целеполагания отражается в процессе планирования деятельности классного руководителя.

Основная цель функции контроля и коррекции – обеспечение постоянного развития воспитательной системы класса. Реализация функции контроля предполагает выявление как положительных результатов, так и причин недостатков и возникающих в процессе воспитания проблем. На основе анализа результатов контроля проводится коррекция работы классного руководителя либо с классом в целом, либо с конкретной группой учащихся или отдельным учеником. Контроль работы классного руководителя – это не столько контроль со стороны администрации школы, сколько самоконтроль с целью коррекции. Коррекция – это всегда совместная деятельность классного руководителя и коллектива класса в целом, группы или отдельных учеников.

Рассмотренные уровни функций определяют содержание деятельности классного руководителя. В воспитательной системе школы классный руководитель выступает как административное лицо, наделенное соответствующими правами и обязанностями, а именно:

– получать информацию о психическом и физическом здоровье каждого ребенка;

– контролировать успеваемость каждого ученика;

– контролировать посещаемость детьми учебных занятий;

– координировать и направлять в единое русло работу учителей данного класса (а также психолога, социального педагога);

– организовывать воспитательную работу с учащимися класса: проводить «малые педсоветы», педагогические консилиумы, тематические мероприятия и т. п.;

– выносить на рассмотрение администрации, совета школы предложения, согласованные с коллективом класса;

– приглашать в школу родителей (или лиц, их заменяющих), для решения вопросов, связанных с воспитанием и обучением учащихся, по согласованию с администрацией обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних, психолого-медико-педагогическую комиссию, в комиссию и советы содействия семье и школе на предприятиях;

– получать помощь от педагогического коллектива школы;

– определять индивидуальный режим работы с детьми исходя из конкретной ситуации;

– отказываться от поручений, лежащих за границами содержания его работы;

– вести опытно-экспериментальную работу по проблемам дидактической и воспитательной деятельности;

– организовывать учебно-воспитательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности учащихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

– оказывать помощь ученику в решении острых проблем (предпочтительно лично, можно привлечь психолога);

– устанавливать контакт с родителями и оказывать им помощь в воспитании детей (лично, через психолога, социального педагога).

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих обязанностей классному руководителю необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

Классный руководитель - архитектор классного коллектива .

Соответствовать статусу удается не каждому

Он душа компании и строгий наставник, умница, завораживающе вещающий о неизвестном, и неугомонный затейник, заботливый опекун и эталон для подражания. Классный руководитель - человек, с которого спрос велик, а претензий воз и маленькая тележка. Чтобы объяснить, каким должен быть идеальный классный руководитель , ученые разрабатывают критерии, которым необходимо неуклонно следовать.

Архитектор, творец и помощник

Школьное воспитание осуществляется всем педагогическим коллективом во всех сферах жизнедеятельности. Особая роль принадлежит классному руководителю.

Классному руководителю всегда принадлежала стержневая роль в формировании личности ребенка, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, в защите прав и отстаивании его интересов.

Классный руководитель - это педагог-профессионал, который становится для ребенка посредником между обществом и растущей личностью в усвоении основ культуры, выработанной человечеством на протяжении многих столетий. Его можно сравнить с архитектором, так как он выстраивает отношения сотрудничества со всеми членами школьного сообщества. Он создает оптимальную развивающую микросреду и благоприятный морально-психологический климат в классе. Координирует совместные действия педагогов, семьи и социума. Классный руководитель всегда рядом, всем своим педагогическим арсеналом он способствует развитию ребенка . Причем не одного, а каждого индивида в классе.

Работа классного руководителя объемна и требует высокой психолого-педагогической подготовки и дополнительного напряжения сил.

Выполнима ли миссия?

Цель исполнения данной миссии (создание детского коллектива) - содействие максимальному индивидуальному развитию всех сторон личности и педагогическая поддержка в нелегком вхождении в общественную жизнь и восхождении к мировой культуре.

Исполнение обозначенной миссии требует создания определенных организационных условий, обеспечение которых и возлагается на классного руководителя: - координация жизнедеятельности отдельной группы учеников с жизнедеятельностью общешкольного коллектива педагогов и детей; - содействие максимально благоприятным организационным условиям учебно-познавательной деятельности группы учеников для успешности каждого учащегося; - обеспечение участия детей группы в разнообразной внеклассной деятельности школьного коллектива, обеспечивающей разносторонность развития; - установление связи с родителями и взаимодействие с семьей на основании единой заботы о максимальном развитии каждого учащегося; - ведение документации, отражающей процесс развития личности каждого ученика группы; - педагогическое наблюдение, рабочее диагностирование воспитанности детей и соответствующее педагогическое корректирование физического и духовного развития каждого ученика вверенной группы.

Человек - это звучит гордо

Организация и воспитание классного коллектива - это основная обязанность классного руководителя. Организуя и сплачивая коллектив, он создает условия и предпосылки для успешного решения учебно-воспитательных задач.

Классный руководитель обеспечивает тесное сотрудничество учителей своего класса, добивается единства требований и педагогических воздействий. Антон Макаренко справедливо указывал на то, что ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку. Каждый учитель и все вместе руководствуются едиными требованиями к учащимся, вместе с тем осуществляют индивидуальный подход к ним.

Классный руководитель призван проявлять постоянную заботу о повышении качества знаний и развитии познавательной активности учащихся. В тесном содружестве с учителями своего класса он способствует становлению и развитию у школьников духовно-нравственных ценностей как основы мировоззренческих ценностей, формирует у детей сознательное отношение к учебным обязанностям, осуществляет контроль за тем, как учатся его воспитанники, как посещают занятия, как участвуют в жизнедеятельности класса и школы в целом.

Разносторонняя и многоплановая внеклассная воспитательная работа ложится в основном на плечи классного руководителя.

Значительное место в деятельности классного руководителя занимают вопросы воспитания учащихся в духе сознательной дисциплины, приучения их к выполнению правил жизни в коллективе, в обществе. Уже с первых дней учебных занятий устанавливаются твердый режим и четкий внутренний распорядок, происходит разъяснение «Правил для учащихся», приучение к дисциплине и порядку.

В содружестве школы и семьи отражается демократизм российской системы образования. Связь школы с семьей осуществляется главным образом и в первую очередь через классных руководителей. Классный руководитель общается с родителями как равный с равными, как коллега с коллегами, и он, и они равнозаинтересованные союзники. Основной тон таких взаимоотношений: «Давайте посоветуемся», «А как думаете вы?»

Воспитанность учащихся класса оценивается по уровню их социально-культурного развития . О работе классного руководителя следует судить не по количеству и разнообразию мероприятий, а потому, какие отношения в классе и каков интеллектуальный и нравственный уровень в нем.

Какой он - идеальный классный руководитель?

В идеале – это человек с очень богатой фантазией. Мало знать методы и стандартные формы работы. Никогда нельзя повторяться. Настоящий классный руководитель должен быть способен из пустяка силой воображения создать что-то интересное для детей.

Во - вторых, идеальный классный руководитель – это человек мудрый. Всегда стоял вопрос, насколько классные руководители зрелы для педагогического просвещения и для работы с родителями, ведь мудрым человек может стать и в 16, и в 20, в 30 лет, может и в 60. А может и вообще не стать.

Есть и еще одно негласное педагогическое правило. Нормальный классный руководитель никогда не делит детей на «хороших» и «плохих». Нужно попытаться найти взаимопонимание даже с самым последним хамом. Нельзя провоцировать ученика на недостойный поступок, а потом ругать. Нельзя отвечать насилием. Эти этические нормы известны были педагогам еще и 1000, и 2000 лет назад. Именно на них следует опираться.

Основными функциями, определяющими содержание работы классного руководителя, являются:

1. аналитическая;

2. прогностическая;

3. организационно - координирующая;

4. коммуникативная;

5. контрольная

Аналитическая функция

2. Изучение и анализ развития личности ребенка и ученического коллектива.

3. Анализ и оценка уровня воспитанности школьников.

4. Изучение и анализ воспитательных возможностей педагогического коллектива, работающего с классом.

5. изучение индивидуальных особенностей воспитанников;

Прогностическая функция

· Предвидение результатов воспитательного воздействия на школьников.

· Прогнозирование уровней индивидуального развития учащихся.

· Прогнозирование хода формирования классного коллектива, его деятельности.

· Построение модели системы воспитательной работы в классе.

· Планирование воспитательной работы в классе.

Организационно-координируюшая функция :

· - формирование классного коллектива;

· - организация и стимулирование разнообразных видов деятельности воспитанников в классном коллективе;

· - оказание помощи и организация сотрудничества в планировании общественно значимой деятельности учащихся, в организации деятельности органов ученического самоуправления;

· - поддержание связей семьи и школы, школы и социума;

· - содействие в получении воспитанниками дополнительного образования в школе и вне ее;

· - защита прав учащихся;

· - создание условий для безопасности жизни и здоровья детей в период проведения внеклассных и внешкольных мероприятий;

· - организация индивидуальной работы с учащимися;

· - участие в работе педагогических и методических советов, методического объединения классных руководителей, административных совещаниях, Совета профилактики школы;

· - ведение документации классного руководителя и классного журнала.

Коммуникативная функция

· Помощь в установлении и регулировании межличностных отношений в детской и подростковой среде.

· Содействие в построении оптимальных взаимоотношений «учитель-ученик», «учитель-родители», «родители-ученик».

· Помощь учащимся в установлении отношений с окружающими людьми, социумом.

· Коррекция поведения школьников.

· Содействие в установлении и поддержании благоприятного психологического климата в коллективе.

Контрольная функция

· - контроль за результатами успеваемости каждого обучающегося;

· - контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

Режим работы классного руководителя

· Классный руководитель назначается с согласия педагогического работника приказом руководителя общеобразовательного учреждения на основании решения педагогического совета.

· Минимальное рабочее время , которое классный руководитель должен посвящать детям в течение недели, - 6 час. В дни дежурства классный руководитель дежурного класса находится в школе в течение всего учебного времени.

· Классный час проводится один раз в неделю. Его формы могут быть самыми разнообразными.

· Количество воспитательных мероприятий - не менее двух дел в месяц, из которых одно может быть общешкольным.

· Количество классных родительских собраний - одно в четверть (или 2 в семестр). Два собрания в год должны быть тематическими.

· Классный руководитель представляет отчет администрации о проделанной работе по окончании полугодия и учебного года в форме анализа и результатов диагностики. Контроль деятельности классного руководителя осуществляет заместитель директора образовательного учреждения по воспитательной работе

Определение специфики работы с родителями

Успех воспитания заложен в триединстве: учитель - ученик - родитель. И хо­тя в этом триумвирате родитель стоит на последнем месте, он играет далеко не по­следнюю роль.

Пример из практики. Специфика работы с родителями опре­деляется тем, что состав родителей класса может быть достаточно благополучный: уделяется должное внимание ребенку, образовательный и интеллектуальный уровень родите­лей достаточно высок.

Изначально необходимо поставить задачу: сформировать из родителей коллектив единомышленников. Работу с ними надо начинать с того, что на первом родительском собрании предложить своеобразную памятку: «Как добиться успеха в воспитании своих детей»:

Уважаемые родители!

Вы хотите быть успешными в воспитании своих детей? Добиться успеха вам, вероятно, помогут следующие советы:

    Дети учатся тому, чему их учат. Пытаясь воспитать у детей определенные душевные качества, нужно пом­нить, что родительский пример в этом деле незаменим. Большинство из тех благородных моральных качеств, которые мы хотели бы видеть в наших детях, должны быть частью ежедневной жизни. Следует приучать ребенка к самоконтролю. Нельзя наказывать ребенка, не уяснив, каковы были его намерения. Наибольшая неразбериха с наказаниями возникает из-за неудачных попы­ток родителей правильно очертить границы дозволенного. Не существует менее эффективного средства воспитания, нежели раздра­жение и гнев. Давая волю своему гневу, взрослые теряют уважение детей. Высшее достоинство родителей состоит в умении взглянуть на мир глаза­ми ребенка, попытаться почувствовать то, что чувствует он. Помните, что некоторые вещи в жизни гораздо важнее, чем успехи в учебе. Одна из них - самооценка человека, его отношение к себе. Во многих случаях компромисс и переговоры – лучшие формы взаимоотношений между родителями и детьми.

Обсуждение памятки на первом родительском собрании поможет хотя бы в какой-то степени сформировать единые взгляды на воспитание.

Затем можно предложить родителям анкету, в которой необходимо указать, в каких делах класса они могут принять активное участие. На основе этой анкеты составить план участия родителей во внеурочной жизни класса. Реализация этого плана может дать очень многое. Родители не только традиционно смогут помочь в проведении экскурсий, вечеров, праздников, но и будут являться активными участниками культпоходов, поездок, вечеров отдыха, творческих дел.

И еще есть один принцип работы с родителями. Вместе проводятся только радостные и интересные общие дела. Если же у какого-то ребенка возникают проблемы, неудачи, кто-то совершает неблаговидный посту­пок, имеет трудности в учебе, в любом из этих случаев работа с родителями только индивидуальная. О хорошем - всем, о плохом - только родителю, при этом береж­но и тактично.

Классный руководитель на родительском собрании .

Какие роли реализует классный руководитель во время родительского собрания? Естественно, что ответ на этот вопрос зависит от целей собрания. С уверенностью можно говорить, что практически всегда перед собранием стоит информационная задача, а следовательно, педагог выступает в роли информатора.

Казалось бы, роль для педагога привычная. Но это только на первый взгляд. Учить и информировать - задачи совершенно разные, и предполагают они применение разных методов. Достаточно часто педагог, сам того не замечая, совершает подмену: вместо того чтобы передавать информацию взрослым людям в той форме, в которой им было бы удобно ее воспринять, он начинает воздействовать с помощью информации. То есть учить родителей. А это мало кому из взрослых людей нравится.

В результате информация не только не принимается и не осмысливается, но еще и порождает, независимо от своего содержания, сопротивление слушателей.

Педагог в роли фасилитатора

То же самое можно сказать еще об одной роли педагога - ведущего родительское собрание. Это роль фасилитатора.

В самом примитивном толковании, фасилитатор - это человек, облегчающий общение двух и более людей, контролирующий ход встречи для того, чтобы участники смогли сконцентрироваться на обсуждении содержания и решении задач дискуссии. Педагог-фасилитатор на родительском собрании организует общение родителей и способствует тому, чтобы дискуссия была продуктивной и вела к решению поставленных вопросов. В качестве фасилитатора педагог не вносит в групповой процесс собственного содержания, а лишь обеспечивает развитие того содержания, которое задают сами участники.

Еще недавно для педагога подобная роль, да еще в отношении родителей, была экзотической. Сейчас потребность в ней возникает все чаще, так как родители претендуют (и не без оснований) на то, чтобы активно влиять на образовательную среду той школы, в которой учатся, живут, развиваются их дети.

Чтобы вас услышали

Главная задача любого информатора - сделать так, чтобы его услышали. То есть в принципе послушали и услышали именно то, что он хотел сказать. На решение этой задачи и направлено большинство используемых приемов.

Начало разговора

Главное требование - начало разговора должно быть кратким, эффектным и четким по содержанию. Вот несколько советов.

Хорошо продумайте и запишите на листок бумаги первые 2–3 предложения вашей речи. Они должны прозвучать максимально спокойно и четко даже на фоне вашего вполне понятного волнения.

Правильно представьтесь (если это первая встреча). Коротко, но подчеркнув те стороны вашего статуса и роли в отношении детей, которые составят основу вашего авторитета и значимости в глазах родителей.

Никогда не начинайте с извинений, даже в том случае, если начало встречи затянулось, возникли накладки и какие-то недоразумения. Можно просто констатировать, что встреча началась несколько не так, как планировалось. Извинения немедленно поставят вас в позицию «снизу» и уменьшат субъективную значимость вашей информации в глазах слушателей.

Важно начать разговор в тишине. Найдите способ привлечь к себе внимание. Желательно это сделать нестандартно, так, чтобы выбранный вами способ не напоминал урок. Например, решительно встаньте, переставьте вазу с цветами на край стола и начинайте...

Начните разговор с изложения самой логики встречи, ее основных этапов: «Сначала мы с вами...», «Затем мы рассмотрим...», «В конце разговора нам с вами предстоит...».

Обозначьте место вопросов и реплик родителей в ходе встречи. Например, вы можете сказать, что вопросы лучше задавать сразу, по ходу изложения информации. Или наоборот, попросить родителей сначала полностью выслушать вас, а затем задать вопросы. Можете сказать, что на все вопросы, которые будут заданы в ходе вашего монолога, вы ответите потом, а пока будете фиксировать их для себя на доске или листе бумаги.

Замечательно, если после изложения всех организационных моментов вам удастся изменить позицию слушателей, сделать ее более включенной, раскрепощенной. Для этого приведите какой-либо недавний случай из жизни класса или школы, покажите нечто смешное или интересное, сделанное детьми и т. п. Если родители не знакомы друг с другом, обязательно представьте их.

Изложение информации

Мне кажется, следующая цитата из одного пособия для тренеров исчерпывающим образом характеризует наиболее эффективный подход к информированию: «Расскажите им (то есть слушателям) о том, о чем вы собираетесь рассказать. Рассказывайте им об этом. Расскажите им, о чем вы им рассказали». Прочитайте эту фразу несколько раз, вникните в нее и следуйте ей практически. Это существенно повысит эффективность вашей деятельности.

Как и где стоять во время своего монолога? Если класс небольшой или слушателей немного, лучше сидеть - в общем кругу или сбоку от собственного стола. Ни в коем случает не за столом! Это такое коварное место - учительский стол! Он молниеносно оживляет в самом педагоге и его слушателях (а все они - бывшие ученики) вполне конкретные ассоциации и поведенческие стереотипы. Если класс большой, придется стоять. Опять-таки - рядом со столом, время от времени несколько перемещаясь. Пространство у доски позволяет управлять вниманием слушателей. Если вы говорите очень важные вещи, выдвиньтесь немного вперед, к самым партам или рядам стульев. При подведении итогов, давая слушателям нечто обдумать и осмыслить, отойдите к доске.

Соотносите голос с размерами сообщения. Вообще, вам пригодятся многие навыки риторики, которые вы применяете на уроке: повторение последних слов, модулирование акцентов при помощи голоса и т. д. Следите за паузами: они должны быть. Помните, что вы имеете дело не с гиперактивными детишками, которых страшно на две секунды отпустить в свободное общение, а со взрослыми людьми. Они умеют думать. А думается лучше всего в паузах.

Следите за невербальной информацией, которую вы вольно и невольно транслируете при помощи своих жестов, позы и мимики. При волнении трудно управлять мимикой, и все же она должна соответствовать содержанию передаваемой информации и изменяться в такт ей. Позы и жесты желательно применять преимущественно открытые, доброжелательные: движение рук при жестикуляции - от себя, а не на себя, и многое другое, что уже хорошо известно современным педагогам.

Не забудьте в конце разговора вернуться к его началу и подвести итоги. И вообще: не используйте ситуацию, когда родители собрались все вместе и наконец вас слушают, для того чтобы выдать все эмоции, всю информацию, все проблемы, которые у вас накопились. Не позволяйте себе в ходе разговора отвлекаться на детали и уходить в сторону. Четко определите тему и придерживайтесь ее.

Можно слегка заинтриговать родителей: «Мы могли бы поговорить и об этом...», «Мне есть, что рассказать вам по такому вопросу, как...» Пусть у них останется ощущение, что следующая встреча крайне важна и ее не стоит откладывать в их же собственных интересах.

И еще. Родители должны убедиться, что такие встречи имеют смысл: они проходят оперативно и заканчиваются определенным результатом. А для этого информация должна подаваться дозированно, последовательно и четко.

После того как вся необходимая информация передана, можно переходить к ее обсуждению и принятию определенных решений. А это уже совсем другая история...

Приложение -1

Приемы знакомства учителя с родителями на первом собрании

На первом родительском собрании учитель знакомится с родителями и знакомит их друг с другом.

Игра в имена . Участники по очереди называют своё имя и дают себе характеристику по первой букве своего имени или, по договорённости, на любую букву, на все буквы. Например, имя Олег - ослепительная улыбка, лёгок на подъём, ем только сырые овощи, голубоглазый.

История имени. Все участники собрания рассказывают, каким образом они получили своё имя и что оно означает. Можно также рассказать о своей фамилии. Это очень интересная информация не только для родителей, но и для детей.

Моё имя и Я. Участники собрания встают или садятся в круг. Учитель называет своё имя и свою значимую социальную роль: «Я учитель».

Затем по порядку по кругу каждый родитель называет свою социальную роль.

Усложнённый вариант игры-знакомства - назвать предыдущих участников в соответствующей последовательности, при возможности повторяя их интонацию и жесты.

Буквы моего имени . Предлагается пофантазировать, на что похожи буквы имён участников, какой они имеют характер, какого они цвета, добрые или злые и т. д. Можно при анализе одной и той же буквы использовать разные подходы - чем их больше, тем интереснее и тем лучше запоминается образ человека, представившего своё имя. Желательно при повторении букв подбирать каждый раз новый образ.

Какой Я. При такой игре используется имя прилагательное , желательно с визуализацией образа: «Я скромный», «Я сильный», «Я страшный и грозный», «Я романтичный» и др.

Имена и хобби. Имена представляются в связке с любимым делом на сказочный манер: «Марья-искусница», «Илья-пророк», «Данила-мастер», «Петро-сказитель» и др.

Бинго. Лист бумаги делится на 8-10 частей. В каждой части записывается фраза. Эти фразы могут быть заготовлены заранее классным руководителем, а могут быть составлены самими участниками родительского собрания. Свободно общаясь друг с другом, родители находят среди участников собрания людей, в чём-то на них похожих. Например, «родился в январе», «люблю шумную компанию», «имею большую библиотеку», «нравится зима», «люблю купаться» и т. д. Участникам надо найти как можно больше людей, которые имеют сходные с ними качества.

Любимые животные. Каждый участник рисует или называет своё любимое животное и рассказывает, чем оно его привлекает, как оно связано с его характером. Можно сопровождать ситуацию действиями и движениями, характерными для данного животного.

Любимое занятие. Предлагается как можно интереснее рассказать о своём любимом занятии, чтобы всем захотелось это делать.

Представление самого себя и своего соседа. Сначала родители рассказывают о себе в парах, затем нужно создать малые группы и представить друг друга. Тот, о ком говорят, при необходимости дополняет сказанное. Затем малая группа представляет своих членов всей группе родителей.

Предмет моего детства. На столе раскладываются различные предметы. Это могут быть камешек, мячик, игрушка, записка и другие предметы. Каждый выбирает для себя тот предмет, который связан с его детством, и рассказывает соответствующий эпизод из своей жизни.

Кино моего детства. Участникам предлагается обсудить, какой эпизод из своей жизни они бы хотели экранизировать, какой жанр фильма считают приемлемым для этого (научно-популярный, документальный, художественный). Каких режиссёров и актёров они бы пригласили? Почему? Перечень вопросов можно продолжить.

Игра в мяч. Родителей учитель встают в круг. Учитель берёт мяч и бросает его одному из участников. При этом он должен назвать имя того участника, которому бросает мяч, и своё имя. Примерно так: «Вас зовут..., а меня...». Если кто-нибудь ошибётся, то это воспринимается с доброжелательной иронией и с соответствующими поправками. Игра продолжается до тех пор, пока не будут представлены все участники.

Затем можно предложить родителям, не разговаривая, выстроится в ряд друг за другом по алфавиту , объединиться в группы, если имена начинаются с одной буквы и т. д.

Знакомство - представление. Каждый должен познакомиться со своим соседом и представить его всем. При этом необходимо обращать внимание на положительные личностные характеристики, которые могли бы заинтересовать всех присутствующих.

Презентация соседа. Каждый родитель выбирает себе пару среди присутствующих. Далее идёт общение по принципу журналистского интервью. Представление соседа происходит с учётом регламента (1-2 минуты), юмористический компонент в сообщении поощряется, В завершении представления определяется пара-победитель.

Хобби глухих. Каждый изображает на бумаге символ своего увлечения. Разговаривать при этом запрещается. Каждый должен, используя только наглядное представление, найти партнёра, то есть того, у кого сходные с ним интересы. Далее идёт презентация друг друга с определением точности совпадения невербальных и вербальных компонент.

Узелки. Участникам раздаются нити длиной 30-40 см. Родители связывают свои нити, если у них есть что-то общее. Это может быть профессиональный аспект, семейный, внешний признак, любимый цвет, количество детей и т. д. В результате образуется одна общая нить. Далее каждый рассказывает о том, что его объединило с другими.

Приложение

Если к вам пришли родители…

1. Старайтесь внимательно слушать Вашего собеседника.

2. Проявляйте интерес к разговору - кивайте головой, проговаривайте "да", "угу", воздержитесь от замечаний в ходе разговора, а после монолога собеседника задайте несколько уточняющих вопросов.

3. Уточните, какую просьбу или требование Вас просят выполнить. Если просьба или требование на Ваш взгляд не реальны, попробуйте найти "золотую середину" в решении ситуации. Если родитель продолжает настаивать на своем требовании, попробуйте довести предлагаемую ситуацию до абсурда . "Каждому человеку дан разум, который им руководит, и хотеть, чтобы каждый рассуждал так, как я, все равно, что хотеть, чтобы каждый был моего роста и моего сложения".

5. Если после разговора у Вас остался неприятный осадок, попробуйте следующее:

вымойте доску;

подвигайте, подровняйте парты;

Организация учебного процесса в школе должна соответствовать общепринятым нормативам. Согласно одному из приказов, в средних и старших классах необходимо вести классное руководство и на роль наставника может быть назначен один из педагогов.

Классное руководство класса предполагает определенную ответственность. Им может стать любой педагог, имеющий определенную квалификацию. Назначается руководитель приказом директора школы. После данного назначения ответственное лицо обязано выполнять целый ряд функций.

Кто же такой классный руководитель и чем он занимается? Самая главная его задача — организация учебно-воспитательного процесса отдельного коллектива. С момента издания приказа педагог отвечает не только за то, как ученики будут усваивать его родной предмет, но и за успеваемость в целом, а также за соблюдение школьниками морально-этических норм, за их духовное воспитание.

Классный руководитель находится ближе к детям, чем все остальные педагоги, поэтому он обязан проводить разностороннюю работу с классом. Целью работы этого человека является создание благоприятного микроклимата в коллективе, координации усилий всех учителей, работе с родителями и другими взрослыми, влияющими на становление личности учеников. Все это прописано в законе РФ «Об образовании». Также в нормативных документах изложены подробно все обязанности классных руководителей, должностные инструкции.

Классный руководитель не составляет программу обучения, но он должен внимательно следить за успеваемостью. Если кто-то из учеников не может освоить тот или иной предмет, педагогу следует поговорить с учителем, побеседовать с самим школьником, его родителями и найти пути выхода из сложившейся ситуации. Возможно, ребенку необходимо будет посещать индивидуальные дополнительные занятия, факультативы. Если общая успеваемость класса по определенному предмету не дотягивает до нормы классный руководитель вправе поставить вопрос об изменении программы.

Классный руководитель должен приложить максимум усилий для того, чтобы ученический коллектив сформировался. Созданные условия обязаны быть благоприятными для развития личности, самоутверждения обучающихся, раскрытия его потенциальных способностей.

Работа с учениками должна быть направлена, в том числе, и на то, чтобы привить школьникам любовь к здоровому образу жизни. Классный руководитель обязан защищать права и интересы обучающихся. Это очень важно, так как подростки должны помнить о том, что им есть к кому обратиться. Если у них возникают сложности в усвоении какого-то предмета или в общении с педагогами, если кто-то считает, что его незаслуженно обижают, принижают его способности, следует обсудить проблему с руководителем коллектива. Классный руководитель может принять решение самостоятельно, уладить проблему путем привлечения некоторых специалистов или даже путем создания учебной комиссии.

Классный руководитель отвечает за гуманизацию отношения между школьниками и педагогами, а также внутри коллектива. Этот человек также отвечает за формирование у учеников нравственных ценностей и духовных ориентиров. Руководитель является организатором различных внеклассных мероприятий и кружков по интересам, а также родительских собраний.

Если у кого-то из педагогов есть претензии к поведению ученика, он обязан поставить в известность классного руководителя. Именно этот человек должен принять непосредственное участие в решении проблемы — побеседовать со школьником, вызвать родителей на разговор или даже посетить ученика на дому. Если у подростка возникают какие-либо проблемы со здоровьем и он не может посещать школу на протяжении длительного времени, руководитель обязан позаботиться о том, чтобы ученик усвоил необходимую программу. Сделать это можно самостоятельно, либо даже перейти на семейное обучение.

Работа классного руководителя — это системный планируемый процесс. При этом педагог руководствуется не только общепринятыми нормами и законами, но и внутренним уставом школы. Во внимание должны быть приняты приказы вышестоящего руководства, а также анализ деятельности коллег и предшественников.

Чтобы работа классного руководителя оказалась максимально успешной, он должен учитывать индивидуальные особенности развития детей в своем классе, а также уровень их воспитанности, социальные и материальные условия их жизни. Педагог обязан принимать меры, направленные на укрепление взаимоотношений школьника с семьей. Если у подростка возникают какие-то конфликты с мамой, папой или другими взрослыми, нужно помочь ему выйти из данной ситуации с наименьшими потерями. Это может быть организация консультации с психологом, либо даже индивидуальная беседа с родителями «с глазу на глаз».

Проведение спектаклей, конкурсов, походов, экскурсий — все это тоже ложиться на плечи классного руководителя. В соответствии с нормативными документами, главным для ученического коллектива может стать только один педагог. То есть классное руководство невозможно разделить с кем-то из коллег. За эту дополнительную работу предусмотрена доплата в виде фиксированной суммы в размере 15 % от ставки. Также за эффективность ведения руководства могут быть назначены стимулирующие выплаты, премии. Решение о премировании выноситься после тщательного анализа успеваемости класса, а также проведенной педагогом работы.

Быть классным руководителем — необыкновенно увлекательно, интересно, но в то же время сложно. Далеко не каждый педагог справляется с этой задачей с первого раза. Чаще всего приходится делать какие-то ошибки. Чтобы свести к минимуму возможные промахи, необходимо изучить информацию по данному вопросу, ознакомиться с нормативной документацией, заручиться поддержкой более опытных коллег.

У многих классных руководителей возникают определенные сложности в общении с родителями. Чтобы избежать возможного недопонимания, нужно постараться донести до мам и пап учеников, что они с учителями преследуют одну и ту же цель — правильное воспитание ребенка. После осознания данного факта общатся становится намного проще. Классный руководитель также должен учитывать уровень духовного развития родителей, степень их занятости, их готовность принимать участие в жизни класса. Если кто-то из взрослых не может выкроить свободное время для помощи педагогам, не стоит настаивать на своем.

Большинство уже состоявшихся классных руководителей считают, что главное в их работе — это любовь к своим воспитанникам, искреннее желание вырастить из них хороших людей, помочь им определиться с выбором будущей специальности.

Классное руководство школе просто необходимо. Без педагогов-наставников организовать учебный процесс грамотно не представляется возможным. Руководителем может быть назначен один из учителей, причем этот род деятельности оплачивается дополнительно.

Хоть опыт и приходит с годами, есть немало способов овладеть некоторыми педагогическими премудростями уже в начале профессионального пути. По признанию самих учителей, одного только стажа недостаточно, чтобы наладить необходимый контакт с учеником. Каждое новое поколение хоть немного, но отличается от предыдущего. И учитель, даже самый опытный и заслуженный, может испытывать трудности в отношениях с детьми. Наверное, это тоже миссия педагога – быть «своим» в мире ребёнка.

Молодой классный руководитель

Обычно начинающие классные очень волнуются, переживают, ведь помимо детей мерить оценивающим взглядом их будут и родители. Такой категории классных руководителей стоит прибегнуть к ряду простых, но действенных советов:

  • Законспектируйте план своего знакомства с классом, с родителями. Из-за волнения итак могут возникнуть неловкие паузы, подсказка должна быть под рукой.
  • Не пытайтесь сразу заигрывать с ребятами. Они могут принять это за вашу слабость, которая является отличным поводом отсутствия авторитета и подчинения. Вы должны быть дружелюбны, открыты, но при этом же строги. Дети очень хорошо это чувствуют. Сразу определите ту дистанцию, которая поможет вам руководить классом, а не выстраивать более-менее беспроблемные отношения. Но и в строгости не переусердствуете. Класс вас будет просто бояться и, мягко скажем, недолюбливать.
  • Оговорите правила ваших взаимоотношений. Дети любого школьного возраста остаются детьми и любят играть в ролевые игры. Им всё ещё нужны правила игры. Дайте ребятам понять, как вы видите уважительные доверительные отношения. С первой встречи они должны осознать, что вы идёте с ними на реальный контакт.
  • Ваши первые встречи не должны состоять из одних формальностей. Обязательно проявляйте интерес ко всем и каждому. Их много и каждый хочет заявить о себе. Да и вам будет проще понять, что представляет из себя каждый ваш ученик.
  • Ведите дневник. Для молодого классного руководителя это реальная возможность контролировать процесс. В начале работы вам тяжело будет держать в голове огромное количество информации, ведь у каждого ученика будут какие-то текущие учебные вопросы. Часто молодой педагог даже не представляет себе, как широко понимаются его обязанности. Он должен знать о состоянии учёбы ребёнка, о его поведении, взаимоотношениях с классом и учителями, обстановкой в семье и т.д.

Как заслужить авторитет у класса?

Ребята не должны видеть ваше равнодушие ни в каком его проявлении. Кредит доверия будет исчерпан в ту же секунду. Даже если у вас нет времени для решения возникшей проблемы, ребёнок должен видеть вашу готовность помочь.

Конечно, не стоит выделять «любимчиков». Вы должны сохранять разумный нейтралитет. Старайтесь стимулировать детскую активность примерами других ребят, но делайте это тонко. Каждый ребёнок должен видеть чей-то успех, чьи-то достижения как реальную цель для себя.

Одна из ваших главных задач – сплочение коллектива. В ваших силах объединить даже класс, состоящий из маленьких группировок. Самый верный способ – коллективная победа. Ничто так не объединяет, как общий дух радости, удовлетворения, значимого достижения. Для начала этого могут быть школьные конкурсы и мероприятия, которых немало в плане воспитательной работы. Затем вы можете воспользоваться благами современного общества: немало интересных конкурсов или проектов проводится в Интернете. Ребятам интересно выйти за рамки своей школы, сделать что-то новое и яркое, а значит, отличиться. Увидев вашу инициативу, дети отметят для себя, что вы действительно их друг и помощник.

Старайтесь следить за изменениями в жизни каждого ученика. Не стесняйтесь поздравлять ребят с семейными праздниками, отслеживайте их внешкольные успехи. Ребят трогает такое внимание, к тому же не все получают его в достатке от занятых родителей.

Портрет современного классного руководителя

Первое условие – современный классный не должен стоять на месте. И самообразования это касается прежде всего. Вы должны иметь представления о психологических особенностях возраста ребят вашего класса. В вас они должны видеть интеллигентного и грамотного человека. Поймите, они дети своего сверхтехнологичного времени. Они больше общаются в Интернете, имеют больше доступа к всевозможной информации, а это может иметь как положительный, так и отрицательный отклик. Замечательно, если и в вас они будут видеть человека современного. На классных часах поднимайте темы, которые важны для них сегодня. Будьте откровенны и ищите ответного отзыва. Будьте тактичны и деликатны, цените неповторимость личности каждого ребёнка.

Устраивайте совместные просмотры актуальных фильмов, обсуждайте вместе с ними. Направляйте их на взаимодействие с младшими школьниками, поощряйте шефство.

Действуйте в одной цепи с родителями. Ваши воспитательные старания должны быть объединены одной целью и двигаться в одном направлении. Приобщайте родителей к общеклассным делам. И даже если сначала это будет нелегко, такой опыт чрезвычайно полезен.

Ну и, конечно, любите детей. Без этого условия вряд ли можно быть хорошим классным руководителем.