Бунин

III Всероссийский форум педагогических работников сферы культуры и искусства «Развитие

В настоящее время проблема человека, его творческой самореализации стала одной из важнейших в педагогике, что обусловило необходимость целостного педагогического осмысления действенных путей ориентации школы на формирование творческой активности учащихся. Задача развития творческой личности может быть эффективно решена только в том случае, если организация педагогического процесса строится на принципах проблемности, вариативности, эвристичности. Для формирования у ученика такого качества, как креативность мышления применяют творческие задания. Под творческими заданиями следует понимать такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Повышение творческой активности во многом зависит от подготовки школьников к творческой деятельности. Современная учебная программа по технологии в качестве творческих заданий рассматривает метод проектов, как обязательную структурную единицу технологического образования школьников. Метод проектов наиболее полно отвечает современным требованиям развития образования и для развития творческих начал учащихся. Проектное обучение создает условия для творческой самореализации, повышает мотивацию к учению, способствует развитию интеллектуальных возможностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты. Школьники приобретают опыт решения реальных проблем, что очень важно для их самостоятельности. Творческий проект на уроках технологии - это учебно-трудовое задание, в результате которого создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной. В соответствии с требованиями социального и научно-технического прогресса, творческие проекты по изготовлению изделий, пользующихся спросом, требуют знаний и умений предпринимательской деятельности. Это меняет не только содержание, но и методы обучения, вырабатывающие у учащихся качества личности, которые позволяли бы адаптироваться к новым социально-экономическим условиям. Так, при выполнении своего творческого проекта, учащиеся выполняют экономический расчёт, в котором отражают финансовые затраты на изготовление изделия, затраты времени, возможность массового производства, продажную цену и т.д. Как правило, учебные проекты содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач - от постановки вопроса до представления результата.

Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут подросткам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности, где важная роль отводится урокам технологии.

Практика показывает, что для учителя задача развитие творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Именно поэтому, правильно выбранные методы и формы обучения помогают учителю определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы.

Как известно, творчество- это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий процесс- это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество.

Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.

Признаки и критерии творческой деятельности: продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность «выхода за пределы ситуации», сверхнормативная активность. Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве.

На основе этого можно сформулировать основную цель развития творческих способностей учащихся.

  1. Приобщить учащихся к творческой работе;
  2. Прививать интерес к творчеству, поиску;
  3. Развивать навыки созидания, самореализации.

Особое место в развитии творческих способностей принадлежит исследовательскому методу, которому присущи элементы творчества, новизны, формирования банка идей, приобретения опыта творчества, т.к. процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок, выбора вариантов композиций, разработка конструкции моделей, ее моделирования.

Необходимо отметить, если деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л.С. Выготский назвал «зоной потенциального развития». И, действительно, у учащихся, выполняющих исследовательский проект, развивается логическое мышление, воображение и формируется устойчивый интерес к труду, конечному результату (реализации идеи).

Особое внимание на занятиях уделяется групповым проектам. В творческих коллективах складываются отношения дружбы, взаимных симпатий, где учащиеся ориентируются на продуктивные формы общения и сотворчества.

Творческая деятельность рассматривается нами как «деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности»; умственной активности; смекалки и изобразительности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельность в выборе и решении задачи; трудолюбие; способность видеть главное. Значит, творческая личность - это человек, овладевший подобной деятельностью. Творческая личность рождается тогда, когда учащиеся учатся самостоятельно применять свои ранее полученные знания, умеют представить себе объект, о котором идет речь, сравнить с другими, сделать выводы, выразить свое отношение к объекту.

«Начинать целенаправленное развитие творческого мышления надо как можно раньше, чтобы не упустить весьма богатые возможности детского возраста», - пишет М.Н. Скаткин (Скаткин М.Н. Школа и всесторонне развитие детей).

Что же мы предпринимаем для развития способностей детей, для повышения их творческого потенциала?

Урочная деятельность.

В школе существуют различные формы урочной и внеурочной работы: различные формы проведения уроков, привлечение учащихся к подготовке докладов рефератов об истории развития различных наук, о жизни и творчестве великих ученых, организация разнообразной творческой деятельности учеников: составление кроссвордов, викторин, задач, наглядных пособий и рисунков к ответам, задачам, сочинениям, сказкам. Плодотворно работают по развитию творческих способностей в этом направлении учителя физики, математики, биологии, географии, русского языка и литературы, истории, информатики.

Кроме того, у каждого учителя в практике работы имеется набор дидактических приемов, творческих заданий для формирования творческого мышления и развития познавательного интереса.

На развитие творческих способностей направлена индивидуальная исследовательская работа с учеником. Работая самостоятельно над заранее выбранной темы, подбирая различный материал, ученики могут раскрыть свое творческое начало. В такой работе ребята учатся видеть главное, ставить цель, выбирать из дополнительной литературы наиболее интересный материал по теме.

Внеурочная деятельность.

Предметные недели, экскурсионная работа, проведение праздничных мероприятий, участие в конкурсах- эти и другие формы внеурочной деятельности применяются в школе для повышения творческого потенциала детей.

Чем же для нас привлекательна эта форма работы:

  • Во – первых, привлекательность для детей и учителей участия в менее традиционных видов деятельности, нежели урок.
  • Во – вторых, ребенок является активным участником педагогического процесса.
  • В третьих, праздничные мероприятия – это совместная деятельность педагогов и учащихся, это творческий процесс., увлекающий как одних, так и других. Близкой к этой форме работы являются концерты внутри школьные, перед родителями, перед жителями поселка.

Предметные кружки как одна из форм развития творческих способностей учащихся.

Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружки способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, ставить и разрешать интересующие проблемы.

Развитие творческой деятельности необходимо для любого человека. Он становится более самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку зрения и аргументировано умеет ее отстаивать. У него более высокая работоспособность. Но мне кажется, самое главное – это то, что у ребенка развивается его эмоциональное сфера, его чувства, душа. А если развиты его эмоции, то будут развиваться и мышления. А думающий человек это и есть тот человек воспитать которого мы стремимся.

Если учитель имеет любовь к делу, он будет хороший учитель. Если имеет только к ученикам, как отец, мать он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.

Эти слова Л.Н.Толстого относятся ко всем учителям. Учительство – это состояние души, это жизнь. Уроки и беседы с родителями, экскурсии и походы, тетради и самодеятельность- это замкнутый круг. И не разорвать этот круг, и не выйти из него, как не выйти из круга обязанности матери, которая любит своих детей и живет ради них. Я никогда не смогла бы стать ни кем другим, кроме учителя. Школа- это мой второй дом. Приходя в него, я каждый день стараюсь отдать детям то, чему меня научили в колледже, то, чему научила меня жизнь.

Основой моего обучения является развитие творческих способностей у детей на уроках технологии. Этот процесс длительный, по этому вести работу целесообразно с первых дней пребывания ребенка в школе. Но, к сожалению до сих пор в начальном трудовом обучении преобладают репродуктивные методы. И бывает обидно за детей, когда недооцениваются творческие возможности ребенка, его умение и желание работать самостоятельно, инициативно.

Бесталантных детей нет. Важно только научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя. Это задача каждого учителя.

Уроки технологии - это уроки жизни. Этот школьный предмет дает девочкам необходимые знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни. В наш тяжелый век когда у родителей не хватает время посидеть со своей дочерью, научить или передать свои умения, этот предмет просто необходим. В нашей школе есть все условия для проведения прекрасных уроков технологии и развития творческих способностей у детей.

Сегодня, опираясь на свой трехлетний опыт, с уверенностью могу сказать: для того чтобы стать хорошим учителем, одного желания и старания мало надо терпеливо и последовательно овладеть педагогическим мастерством, изучать психические особенности школьников, предвидеть возможные затруднения при усвоении учебного материала, учитывать особенности детей и д.т. Занятия по технологии позволяют проводить систематическую работу по формированию у школьников, нравственных качеств личности, развивать способности, воспитывать трудолюбие.

Всегда нужно помнить, что любая деятельность ребенка нуждается в оценке, награде, поощрения. Особенно это важно по отношению к слабому ученику: следует хвалить его за каждую удачу, создавая благожелательную отношение к предмету.

Дефференцированный подход к учащимся предлагает наличие достаточного количества инструкционно- технологических карт, карточек – заданий, раздаточного материала, различных по степени трудности.

Придуманное оформление класса (ко вкусом подобраны и ухоженные цветы, красивые стенды с поделками) обеспеченные всем необходимые рабочие места, наличие наглядных пособий, раздаточного материала все это имеет большое значение для успеха обучения. Приветливый тон учителя создает доброжелательную атмосферу, психологически подготавливает учащихся к работе, чистота и порядок в кабинете служат воспитания собственности, аккуратности, дисциплинированности, формируют хороший вкус, а главное – вызывает желание учащихся, делать красивые вещи своими руками. Это очень важное – воспитание мотив учения.

В конце учебного года привожу 3-4 классы на экскурсию в свой класс. Рассказываю, чем они здесь будут заниматься, показываю работы своих учеников, сообщаю, что надо подготовить для уроков.

К началу занятий готовлю стенды для всех классов с изделиями, которые с учащимися предстоит выполнить в учебном году. На первом занятии в 5 классе провожу беседу о культуре поведения и общения, знакомлю с историей этикета. Причем стараюсь «разговорить» девочек, включить их в диалог, выслушать их мнения. Это сближает нас, помогает мне лучше понять своих новых учеников, создает атмосферу доверия.

Большой интерес у школьниц вызывают беседы о красоте, здоровье, личной гигиены, об особенностях развития девочки и девушки. Дети могут задавать любые вопросы. Опросы их показывают, что далеко не все родители разговаривают с ними на подобные темы. Постоянно разъясняю и показываю учащимся правильные и безопасные приемы труда, рассказываю о средствах индивидуальной защиты, оказание первой помощи. Объясняю почему необходимо следить за правильной организации рабочего места, порядком размещения инструментов и рабочих материалов.

На некоторых уроках использую музыку, способствующую поднятию настроения, помогающую внутренне расслабиться, улыбнуться. А в приятной обстановке лучше ладиться.

Учитель технологии призван способствовать формированию у школьников желание трудиться с охотой, интересом. Очень важно пробудить у детей желание «хочу узнать». Но этого мало, необходимо подвести их к следующему этапу «хочу сделать», вселить уверенность «могу сделать» и помочь довести работу до конца – «я сделал!». Успех окрыляет, побуждает желание узнать новое, выполнить более сложную работу.

Закрепить у школьников интерес к изучаемому материалу могут советы учителя сделать сюрприз своим близким: приготовить еду, красиво сервировать стол, подарить к празднику какую- либо изготовленную своими руками вещь. При этом учителю следует обращать особое внимание на трудоемкость того или иного изделия.

Перспектива быстрого выполнения работы, желание как можно скорее увидеть результаты своего труда воодушевляют учащихся.

Как правило, на уроках технологии учащиеся ведут записи в тетрадях, а в альбомах наклеивают образцы и выполняют чертежи. Вот некоторые рекомендации на этот счет. Новые темы, термины надо записывать на доске. В тетрадях выделять их цветом или подчеркивать, чтобы можно было при необходимости быстро найти. Записывать только главное- коротко и четко.

Оценки за ведение тетради выставляю в журнал. Слежу за тем, чтобы при выполнении чертежей учащиеся пользовались линейкой, циркулем.

С 2005 года тема над которой я работаю называется «Развитие творческих способностей на уроках технологии». В ней реализован принцип преемственности содержания трудового обучения в начальной и основной средней школе, сделан упор на самостоятельную работу учащихся, развитие у них творческих способностей. Содержание ее в большой мере отвечает реальным возможностям учащихся. При изучении раздела «Рукоделие» использую дополнительные разделы типа: «Искусство аранжировки цветов,» «Работа с соломкой», «Вязание», «Вышивка», «Аппликация», «Культура дома», «Бисероплетение», «Лепка из теста». При изучении этого раздела учащиеся с удовольствием впитывают все знания, приобретают навыки. Работы детей настолько хороши, что вызывают восторг и восхищение. Мне нравиться самой заниматься с учащимися различными видами рукоделия. Я вижу огонек в их глазах, вижу, как им хочется закончить начатую работу. Стараюсь постоянно самообразовываться, ищу новое: плетение бисером, сколько нового, интересного можно сделать своими руками. Изготовление картин из теста. Необычно, но, сколько можно проявить умений, фантазию и творчество. При изучении раздела «Рукоделия» я не навязываю им, какое выбирать изделие. У учащихся есть выбор. Они могут рассчитывать на свои силы. Выбрать работу на «3», но сделать ее на «5». Или выбрать на «5», но сделать на «3».

Провела тестирование среди учащихся 7,8 классов на определение уровня творческого потенциала учащихся.

Тест позволяет оценить уровень вашего творческого потенциала, умения принимать нестандартные решения.

Инструкция: выбери один из предложенных вариантов поведения в данных ситуациях.

1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:

Б) нет, он и так достаточно хорош;

В) да, но только кое в чем.

2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира:

А) да, в большинстве случаев;

В) да, в некоторых случаях.

3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете.

Б) да, при благоприятных обстоятельствах;

В) лишь в некоторой степени.

4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что- то принципиально изменить:

А) да, наверняка;

Б) это мало вероятно;

В) возможно.

5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание:

Б) часто думаете, что не сумеете;

В) да, часто.

6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:

А) да, неизвестное вас привлекает;

Б) неизвестное вас не интересует;

В) все зависит от характера этого дела.

7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства:

Б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;

В) да, но только если вам это нравиться.

8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравиться, хотите ли вы знать о нем все:

Б) нет, вы хотите научиться только самому основному;

В) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.

9. Когда вы терпите неудачу, то:

А) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу;

Б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что, она нереальна;

В) продолжаете делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.

10. По – вашему, профессию надо выбирать, исходя из:

А) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;

Б) стабильности, значимости, профессии, потребности в ней;

В) преимуществ, которые она обеспечит.

11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?

Б) нет, боитесь сбиться с пути;

В) да, но только там, где местность вам понравилась и запомнилась.

12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось:

А) да, без труда;

Б) всего вспомнить не можете;

В) запоминаете только то, что вас интересует.

13. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значение:

А) да, без затруднений;

Б) да, если это слово легко запомнить;

В) повторите, но не совсем правильно.

14. В свободное время предпочитаете:

А) оставаться наедине, поразмыслить;

Б) находиться в компании;

В) вам безразлично, будите ли вы один или в компании.

15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда:

А) дело закончено и кажется вам отлично выполнено;

Б) вы более- менее довольны;

В) вам еще не все удалось сделать.

16. Когда вы один:

А) любите мечтать о каких-то, даже, может быть, абстрактных вещах;

Б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;

В) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой.

17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станните думать о ней:

А) независимо от того, где и с кем вы находитесь;

Б) вы можете делать это только наедине;

В) только там, где будет не слишком шумно.

18. Когда вы отстаиваете какую-то идею:

А) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;

Б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;

В) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

Ключ к тестовому заданию.

Подсчитайте очки, которые вы набрали таким образом:

  • За ответ «а» - 3 очка;
  • За ответ «б» - 1;
  • За ответ «в» -2.

Результат:

  • Вопросы 1, 6, 7, 8-й- определяют границы вашей любознательности;
  • Вопросы 2,3,4,5-й -веру в себя;
  • Вопросы 9 и 15-й -постоянство; вопрос 10- й- амбициозность; вопросы 12 и 13- й «слуховую память»; вопрос 11-й – зрительную память; вопрос 14-й – ваше стремление быть независимым; вопросы 16 и 17-й – способность абстрагироваться; вопрос18-й – степень сосредоточенности.

Эти способности и составляют основные качества творческого потенциала. Общая сумма набранных очков кажет уровень вашего творческого потенциала.

49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.

От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.

23 и мене очков. Ваш творческий потенциал, увы невелик. Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.

В результате тестирования выявилось, что у них вполне нормальный творческий потенциал. Они обладают теми качествами, которые позволяют им творить, но у них есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае их потенциал позволит им творчески проявить себя, если они, конечно, этого пожелают.

В 2006/ 07 учебном году приняли участие на олимпиаде по технологии и Запаринова Полина ученица 9 класса заняла 3 призовое место; в 2007/08 учебном году Ветлугина Юлия заняла 3 призовое место.

Подходит к концу работа

Все созданные и используемые сегодня технологии разделяются на два вида: промышленные и социальные.

К промышленным технологиям относятся технологии переработки природного сырья или полученных из него полуфабрикатов.

Социальной технологией является технология, в которой исходным и конечным результатом выступает человек, а основным параметром, который подвергается изменению, - одно или несколько его свойств.

Технология не сводится к совокупности методов. Методы подбираются не случайно, а подчинены единой цели - получению конкретной продукции.

Технология представляет собой преобразование исходных материалов с помощью определенных методов и процессов для получения продукции с заданными параметрами.

Технология - форма существования и сосуществования деятельностей. Технологичная организация деятельности анонимна, т.к. она задает норму, организует производство, обеспечивая получение продукта и гарантируя результат.

Любая технология предполагает прогнозирование конечного результата и наличие путей его достижения.

Понятие «технология» является одним из новых для педагогики. В настоящий момент в психолого-педагогической литературе существуют три основных направления, определяющих понятие «технология», как:
1) частную методику по достижению поставленной цели;
2) педагогическую систему в целом;
3) определенный алгоритм, последовательность.

Структура технологии развития творческого потенциала личности включает в себя следующие основные компоненты:
1. Предварительная диагностика ;
2. (представляет собой одно из ведущих направлений работы);
3. Организация . Должны быть созданы определенные условия, способствующие развитию творческого потенциала личности, ее реализации.
4. Контроль качества выполнения творческой деятельности. Процессу контроля должно быть уделено значительное . При использовании методики основное внимание должно быть направлено на процесс организации творческой деятельности и создание определенных условий, способствующих ее эффективному проведению.
5. Выявление соответствия полученных результатов запланированным. Объективный и рефлексивный анализы эффективности проведенной работы. Выявление затруднений и проблем в решении задач, внесение необходимых корректив.

Примером рассматриваемых нами педагогических технологии является технология, способствующая актуализации и развитию творческого потенциала личности (автор Ю.Я. Иванов).

Для успешного развития творческого потенциала необходимы такие качества, которые открывают в человеке созидателя. Основными при этом являются: , оригинальность, способность и стремление к внесению новизны, комбинированию идей, перевоплощению мобилизации сил и прошлого опыта, наличие развитого и . Показатели, характеризующие способность личности к творчеству, составляют творческий потенциал личности.

Процесс развития творческого потенциала и переход от репродуктивной к продуктивной деятельности хорошо заметен при рассмотрении трех типов творчества, выделенных Г.С. Альтшуллером и И.М. Верткиным. К творчеству первого типа (простейшему) авторы относят применение известного решения к известной проблеме. К творчеству второго типа - новое применение известного решения или новое решение старой задачи, то есть решение не принятыми, не привычными в данной области средствами. При творчестве третьего типа для принципиально новой проблемы находится принципиально новое решение. Для развития общества, по замечанию авторов, важен любой вид творчества. Но первый его тип непосредственно реализует прогресс, а второй и третий - решают задачи далекого завтра.

Для реализации и развития субъекта в творческой деятельности и, в частности, для развития его творческого потенциала, необходимым условием является свобода. Недаром психологи для более эффективного стимулирования развития творческого потенциала у детей рекомендуют игры с самыми простыми предметами, чтобы дать возможность ребенку «домыслить», «досочинить». Выделяя свободу как непременное условие всякого творчества, замечал, что «творческие замятия детей не могут быть ни обязательными, ни принудительными и могут возникнуть только из детских интересов».

Понятия творчества и свободы тесно взаимосвязаны между собой, но было бы ошибочным считать их тождественными. Примером этому может служить коллективная творческая деятельность, которая иногда несколько ограничивает свободу субъекта творчества. Это позволило долгое время смотреть на творчество как на деятельность, по преимуществу, . Но индивид, проявляя себя в творческой деятельности, опирается на опыт, накопленный человечеством. Коллектив часто вносит необходимые поправки в творчество индивида, что, безусловно, является ценным, при условии, что не сковывает инициативы последнего.

При организации творческой деятельности важное значение имеет степень активности субъекта творчества. Однако понятие «активность» часто отождествляется с понятием «деятельность». Этому отождествлению способствует существование в романских и англо-германских языках лишь одного термина для обозначения понятий «активность» и «деятельность», например, английское activity, а также само происхождение от латинского activus, что означает «деятельный».

Активность в одном из современных словарей толкуется как «социальная сознательная деятельность человека». Она побудитель и стимул деятельности. Но факт участия субъекта в какой-либо деятельности не является показателем активности, тем более творческой.

Понятие «активность» рассматривается чаще всего как деятельность субъекта и как качество субъекта. Отсюда, по мнению ряда авторов, активность имеет внутреннюю (мотивационную) и внешнюю (поведенческую) стороны. Потребности, мотивы, интересы и другие внутренние механизмы поведения составляют ее внутреннюю сторону. Внешняя - представляет собой сами факты действования и проявляется в действиях и поступках.

Выделяют два основных типа активности: адаптивный (активность индивида как биологического субъекта) и продуктивный (активность индивида как социального субъекта). Что касается , то ее высшим уровнем является .

Рассматривая понятие «творческая активность» с педагогических позиций, возможно сформулировать его определение следующим образом.

Творческая активность - это мотивированная готовность личности к творческой деятельности, определяемая скоростью включения в нее, эффективностью выполнения творческого задания и стремлением к личностному самосовершенствованию в процессе творчества.

Для успешного развития творческого потенциала личности необходимы такие качества, которые открывают в ней созидателя. Основными при этом являются: творческая активность, оригинальность, способность и стремление к внесению новизны, комбинированию идей, перевоплощению мобилизации сил и прошлого опыта, наличие развитого воображения и эмоциональной отзывчивости, творческая инициатива. Под последней понимают внутреннее побуждение к новым формам . Инициатива представляет собой разновидность общественной активности, социального творчества, предпринимаемого лицом или группой и иногда отождествляется с активностью. Инициатива выражается в добровольной деятельности, в творческом отношении к труду и сложившимся способам поведения.

Необходимым условием развития творческого потенциала также является развитая эмоциональная сфера личности, ибо творчество невозможно без переживания. В творческой деятельности можно выделить два направления эмоционального переживания:
- эмоциональное переживание творческого объекта;
- эмоциональное переживание самого процесса деятельности.

Являются отражением отношения человека к окружающему миру, к людям, к выполняемой деятельности, поэтому одним из условий успеха творческой деятельности нужно рассматривать эмоциональное переживание. Для успешного развития творческого потенциала личности необходимо расширение ее опыта (эмоционального, интеллектуального, социального и т.д.).

Способность человека к генерации новых идей в самых разных областях жизни можно и нужно развивать. Как стать творческой личностью?

По сути слова «креатив» и «творчество» - синонимы. Но термины «креативность» и «креатив» чаще используют в сфере рекламы, маркетинга, управления персоналом как аналог нестандартного подхода к бизнес-процессам. В то время как понятия «творчество» и «творец» больше приняты в области культуры и искусства.

  • Евгений Ильин «Психология творчества, креативности, одаренности»
  • Хью МакЛаод «Игнорируй всех, или Как стать креативным»
  • Рада Грановская «Творчество и конфликт в зеркале психологии»
  • Джона Лерер «Каждый из нас способен прийти к удачному решению»

С пользой для себя

Ценность проявлений креатива для общества заключается в создании нового, развитии конкуренции, оптимизации самых разных процессов. Но творчество полезно и для развития самого человека, потому что оно предполагает совершенствование себя, реализацию потребности в самовыражении.
Раскрыв в себе творческое начало, каждый из нас обретает большую уверенность, видит новые возможности, для того чтобы менять свою жизнь к лучшему.

От чего зависит креативность

Креативность - это не просто талант, это качество зависит от среды, в которой мы живем, воспитания, уровня образования, кругозора, разнообразия интересов. Все это определяет нашу интеллектуальную гибкость, способность мыслить в разных, подчас неожиданных ракурсах.
Нейрофизиологи выделяют такие факторы влияния на креативность, как развитие лобных долей мозга (отвечают за критический подход к стандартным ситуациям и способность адаптации к изменениям) и высокий уровень согласованности во взаимодействии обоих полушарий головного мозга (в этом случае при решении задачи, за которую у обычного человека отвечает одно полушарие, у одаренного работают оба).

Время для творчества

Творческие способности могут проявиться в человеке как очень рано, так и только во второй половине жизни, когда уже накоплен необходимый ресурс. Главное - не блокировать этот потенциал сознательно, убеждая себя в собственной заурядности. Ведь креативность можно проявлять в любом деле, создавая нечто новое, отличное от привычной действительности. Для того чтобы посмотреть на проблему свежим взглядом, можно использовать самые простые методы.

Рождение идеи: техники креативности

Техника № 1: метод от противного
На первом этапе этой методики вопрос ставится наоборот: что нужно сделать, чтобы НЕ ПОЛУЧИТЬ желаемый результат? На втором этапе все записанные способы преобразуются в зеркальном отражении.

Техника № 2: метод Уолта Диснея
Люди, обсуждающие ту или иную проблему, чтобы увидеть ее в разных ракурсах, друг за другом выступают в разных ролях: «мечтатель» выдает идею, «реалист» объясняет, как ее осуществить, а «критик» демонстрирует ее слабые места.

Техника № 3: метод ассоциаций
Проблема рисуется в центре листа (доски) в виде ствола дерева, и дальше она обрастает ветками - способами решения и всеми идеями, которые с ней связаны, пока не будет найден нужный вариант.

Техника № 4: метод метафор
Чтобы выйти за рамки привычного мышления, можно использовать метафоры. В процессе поиска проблем и способов их решения представьте себе объект в другом качестве. Компанию или ее отдел можно обсуждать с такой позиции: если бы это был автомобиль (ресторан, животное и т.п.), каким бы он был, какие у него сильные стороны, нравится ли он вам, что в нем можно изменить и т. д.

Техника № 5: метод фокусирования
Этот метод нацелен на поиск сути проблемы. Группа (или один человек) ищет ключевой фактор вопроса, от которого зависит все. Любыми способами. Например, при рекламе товара важно понять, что вы хотите продать человеку: страховой полис или ощущение уверенности? После этого генерировать идеи становится значительно проще.

Техника № 6: метод произвольно выбранных слов
Эту технику креативности можно использовать самостоятельно, а можно в группе. Нужно выбрать слово, произвольно ткнув пальцем на страницу книги или газеты. А дальше к этому слову подбираются ассоциации, связанные с вашей проблемой.

Техника № 7: метод определения диапазона
Для реализации этого метода нужно определить самую стандартную (консервативную) идею, а затем самую безумную - экстремальный вариант. Это и будут границы диапазона, которые необходимо наполнить другими вариантами.

Техника № 8: метод шаблона
Если у вашего вопроса есть четкие параметры, в рамках которых вы вынуждены действовать, их можно представить в виде таблицы, расчертив ее по графам. В верхнюю строчку, например, вносятся мероприятия, а в крайний левый столбик - участники. Далее идеи генерируются в каждой клетке шаблона исходя из заданных условий.

Техника № 9: метод шести шляп Эдварда де Боно
Этот способ (расширенный вариант метода Уолта Диснея) предполагает наличие шести шляп (или карточек) разного цвета, которыми участники обмениваются в процессе обсуждения идеи:

  • белая - только факты, максимум объективности;
  • красная - эмоции и личный подход;
  • черная - негатив и критика;
  • желтая - позитив и плюсы;
  • зеленая - все необычное, что приходит в голову;
  • синяя - решения и итоги.

Техника № 10: метод теннисного мячика
Подходит для работы в группе. Первый участник генерирует идею, следующий «отбивает мячик» - предлагает свой вариант, основанный на идее предыдущего участника. И так по очереди.

Эксперименты Марка Юнг-Бимана, нейробиолога, показали, что в хорошем
настроении мы гораздо лучше справляемся со сложными задачами, чем когда
раздражены или расстроены (веселые люди решают на 20% больше
словарных головоломок, чем грустные).

Развиваем творческий потенциал

Открытость миру
К рождению идеи может подтолкнуть все что угодно, поэтому нужно стремиться получать новые впечатления - пробовать себя в новых делах, менять обстановку, общаться с новыми людьми.

Работа над собой
Позвольте себе меняться - развивайте в себе те качества, которые вам бы хотелось иметь, и корректируйте недостатки, самостоятельно или с помощью психолога.

Тайм-ауты
Постоянная суета не способствует творчеству. Делать паузы для размышлений, особенно совмещенные с физической активностью , очень полезно.

Забота о других
Американские психологи выяснили, что мы мыслим более творчески, если делаем это за других. Мы вдохновляемся тем, что приносим пользу кому-то еще.

Американский психолог Пол Торранс приводит интересные данные:
около 60% выдающихся людей не демонстрировали школьных
успехов; креативность и одаренность, по его мнению, не
всегда вписывается в действующую систему образования.

Креативные умения

Большинство творческих людей имеют любимое дело, умеют видеть смешное во всех проявлениях жизни, черпают силы в своих переживаниях. Даже серьезные проблемы могут стать стимулом для креативного прорыва, если не замыкаться в себе.
Креативность можно развивать в процессе обучения и творческой деятельности. Но самое главное для ее развития - наличие у человека мотивации, то есть внутреннего желания творить, любопытства и любознательности по отношению к миру.

Галина Ярошук, кандидат медицинских наук, клинический психолог: «Творчество - понятие более широкое, чем креативность. Однако зачастую эти понятия сливаются в единое, так как у них много общего.
В исследовании биографий 64 известных ученых была обнаружена одна общая для них черта: еще в детстве они приобщились к творчеству, к радости открытия и самостоятельного мышления. Очевидно, что именно в детском возрасте нестандартность мышления является доминирующей чертой. С возрастом мы обрастаем стереотипами, и наглядный пример тому - сказка о Маленьком принце, в которой Экзюпери рассказывает о своем детском рисунке и о том, что взрослые видели на нем только “шляпу”. Навык ухода от известных и знакомых ответов, оригинальность и самостоятельность мышления, полет фантазии и идей, т. е. черты креативного мышления, могут сложиться только в том случае, если есть возможность тренироваться на задачах и заданиях «открытого типа». Задачи этого типа предполагают полную самостоятельность в выборе способа решения и делают возможным предлагать любые разумные решения проблем. Известно, что Гальвани, человек, открывший электричество, был медиком и обязан своему открытию «пробелами» в своих знаниях. Фарадей был сыном кузнеца и начал свою карьеру переплетчиком, а Морзе (создатель телеграфной азбуки) был художником.

Техник развития творческого мышления и креативности много. Например, Н. В. Рождественская использовала для развития креативности у студентов Академии театрального искусства методы арт-терапии и импровизации и обнаружила существенный прогресс по ряду показателей креативности.

Американские ученые Папалья и Оулдс (Papalia, Olds) дают ряд советов для развития креативности:
. сознательно прилагайте усилия к тому, чтобы проявлять оригинальность и выдвигать новые идеи;
. не беспокойтесь о том, что о вас могут подумать люди;
. старайтесь мыслить широко, не обращая при этом внимания на запреты, накладываемые культурными традициями (расовые или половые предрассудки и пр.);
. если вы ошиблись при первой попытке, рассмотрите другие варианты и попробуйте найти новые пути;
. будьте всегда открыты для дискуссии и проверяйте свои предположения;
. ищите объяснения странных и непонятных явлений;
. преодолевайте функциональную фиксированность и ищите необычные способы применения обычных вещей;
. откажитесь от привычных методов деятельности и попробуйте поискать новые подходы;
. чтобы “выдать на-гора” как можно больше идей, используйте метод мозгового штурма;
. при оценке идей старайтесь быть объективными. Представьте, что они принадлежат не вам, а другому человеку».

Эксперт: Галина Ярошук, кандидат медицинских наук, клинический психолог
Юлия Прохорова