Краткие содержания

Пример нестандартного решения. Нестандартные подходы в бизнесе и жизни. Перезагружаемся на нестандартное мышление и ломаем шаблоны

Нестандартное мышление как качество личности – с пособность находить новые подходы и необычные решения в любых ситуациях; решать задачи и использовать идеи, которые невозможно получить, следуя обычной логике.

Однажды ученики отшельника попросили его преподать им какой-нибудь урок из «Высшей Мудрости». Тот согласился и попросил их поймать пауков. Отловленных пауков отшельник запустил в свою пещеру и несколько дней подряд обрывал всю паутину, сплетенную вертикально.

Спустя некоторое время в дальнем углу пещеры он увидел паутину, сплетённую горизонтально. Отшельник позвал своих учеников, и указав на эту паутину сказал им: — Запомните — под ударами жизненных ситуаций выживает тот, кто не следует слепо традициям и обычаям, а ищетнестандартные решения, слушая советы своего сердца и разума вопреки мнению большинства.

Нестандартное мышление – достояние оригинального, креативного ума, чуждого банальностей, шаблонов и штампов. В ком прописалась нестандартность, тот во всех сложных жизненных ситуациях проявляет оригинальность, самостоятельность, своеобразие, необычность и неизбитость.

Визитная карточка человека с нестандартным мышлением – индивидуальный и оригинальный образ мыслей, неординарный подход к решению любых вопросов.

Писатель Андрей Грей как-то сказал: «Все мы немного безумны, кто-то в глубине души, кто-то ближе к её поверхности. Я не считаю, что это плохо - напротив, так иногда легче жить, принимая нестандартные решения, из головы вон выходящие. Я вот, к примеру - в меру с сумасшедшинкой, и это помогает мне быть собой, не покрыться слоем банальных, обыденных действий. Не стать как многие. Быть собой, жить собой».

Иногда нестандартное мышление и творческий подход к делу даёт нам ключ к решению проблемы любой сложности.

Представьте ситуацию: вы едете в своём автомобиле в ненастную, бурную ночь — и вдруг видите трёх людей, ждущих на остановке автобус. Эти люди: 1. Старушка, которая выглядит так, будто вот-вот уйдёт в мир иной; 2. Давний приятель, который когда-то спас вам жизнь; 3. Женщина/мужчина вашей мечты. Кого из них вы возьмёте в попутчики, если ваш автомобиль двухместный? Подумайте и дайте свой ответ, прежде чем прочесть ответ.

ОТВЕТ: Эта морально-этическая дилемма, на самом деле, была предложена в качестве теста при приёме на работу в одной компании. Вы можете подвезти плохо чувствующую себя старушку, ведь в первую очередь вы обязаны спасти её жизнь. А может, вы выберете старого друга, потому что однажды он спас вам жизнь, и это будет отличным шансом отблагодарить его? Однако когда ещё вам подвернётся случай встретить свою вторую половинку?

Из 200 претендентов на должность лишь у одного кандидата не возникло проблем с ответом, и он был принят на работу. Решение его было следующим: «Я бы отдал ключи от автомобиля своему старому другу и попросил бы его отвезти пожилую женщину в больницу. А сам же в это время остался с женщиной моей мечты».

Обладая нестандартным мышлением, можно переступить через вредные ограничивающие убеждения, ложные психологические установки, предубеждения, стереотипы поведения и образа мыслей, неизбежно приводящие к созданию шаблонов.

Преподаватель университета обратился к сэру Эрнесту Резерфорду, президенту Королевской Академии и лауреату Нобелевской премии по физике. Он собирался поставить самую низкую оценку на экзамене по физике одному из своих студентов, а тот утверждал, что заслуживает высшего балла. Оба - преподаватель и студент - согласились положиться на суждение третьего лица, незаинтересованного арбитра. Выбор пал на Резерфорда.

Экзаменационный вопрос был такой: “Каким образом можно измерить высоту здания с помощью барометра?”. Ответ студента был таким: “Нужно подняться с барометром на крышу здания, спустить барометр вниз на длинной верёвке, а затем втянуть его обратно и измерить длину верёвки, которая и покажет точную высоту здания!”.

По сути, ответ был абсолютно полным и верным! С другой стороны, экзамен был по физике, а ответ имел мало общего с применением знаний в этой области. Резерфорд предложил студенту попытаться ответить ещё раз. Дав ему шесть минут на подготовку, он предупредил его, что ответ должен демонстрировать знание физических законов. По истечении пяти минут студент так и не написал ничего в экзаменационном листе. Резерфорд спросил его, сдаётся ли он, но тот заявил, что у него есть несколько решений проблемы, и ему только осталось выбрать лучшее.

Заинтересовавшись, Резерфорд попросил молодого человека приступить к ответу, не дожидаясь истечения отведённого срока. Новый ответ на вопрос гласил: “Нужно подняться с барометром на крышу и сбросить барометр вниз, замеряя время падения. Затем, используя формулу, вычислить высоту здания”.

Тут Резерфорд спросил своего коллегу — преподавателя, доволен ли он этим ответом. Тот, наконец, сдался, признав ответ удовлетворительным. Однако студент упоминал, что знает несколько ответов, и его попросили осветить их. - Есть несколько способов измерить высоту здания с помощью барометра, - начал студент. - Например, можно выйти на улицу в солнечный день и измерить высоту барометра и его тени, а также измерить длину тени здания. Затем, решив несложную пропорцию, определить высоту самого здания.

Неплохо, - сказал Резерфорд. - Есть и другие способы? - Да. Есть очень простой способ, который, уверен, вам понравится. Вы берёте барометр в руки и поднимаетесь по лестнице, прикладывая барометр к стене и делая отметки. Сосчитав количество этих отметок и, умножив его на размер барометра, вы получите высоту здания. Вполне очевидный метод.

Если вы хотите более сложный способ, - продолжал студент, - то привяжите к барометру шнурок и, раскачивая его, как маятник, определите величину гравитации у основания здания и на его крыше. Из разницы между этими величинами, в принципе, можно вычислить высоту здания. В этом же случае, привязав к барометру шнурок, вы можете подняться с вашим маятником на крышу и, раскачивая его, вычислить высоту здания по периоду прецессии.

Наконец, - заключил студент, - среди множества прочих способов решения данной проблемы лучшим, пожалуй, является такой: возьмите барометр с собой, найдите управляющего и скажите ему: “Господин управляющий, у меня есть замечательный барометр. Он ваш, если вы скажете мне высоту этого здания”.

Тут Резерфорд спросил студента, неужели он действительно не знал общепринятого решения этой задачи. Тот признался, что знал, но сказал, что сыт по горло школой и колледжем, где учителя навязывают ученикам свой способ мышления.

Интересно, что студент этот был сам Нильс Бор (1885 - 1962), датский физик, лауреат Нобелевской премии 1922 г., один из основателей современной физики.

Петр Ковалев

Что такое фрирайтинг?

Фрирайтинг – это:

Поток сознания, выплеснутый без ограничений на чистый лист;
принудительное творчество, при котором вы не успеваете редактировать, но успеваете фиксировать свои мысли;
увлекательный способ поиска решений.

Мозг – ленивая штука – рождает банальные мысли, вяло текущие в привычном русле. Каждый раз, когда вы набираете текст или пишите его от руки, вы внимательно выписываете под диктовку только то, что разрешает вам мозг. А он не хочет оказаться в смешной ситуации из-за случайных ляпов и прочих глупостей, поэтому подключает внутреннего цензора.

Фрирайтинг – техника, которая загоняет мозг в угол, и тем самым заставляет его выдавать на-гора оригинальные решения. Практикуя фрирайтинг вы поймете, что бумагомарательство – это весело! Так как вы пишете только для себя, и никому не показываете свои записи, – значит, вы можете фантазировать как угодно. В результате процесс, который вызывал у вас скуку и напряжение, становится увлекательным – вы сами не знаете, куда приведет вас ваша же мысль, вы просто позволяете ей появится на бумаге. Перечитывая написанное, вы удивитесь, как легко и точно формулируете свои мысли, передаете знания и решаете сложные вопросы.

Зачем нужен фрирайтинг?

Вам пригодится фрирайтинг, если вы:

Ищете свежую идею;
хотите увидеть иную сторону вопроса;
найти нестандартные решения, в том числе и те, которые могли родиться только у вас;
хотите научиться мыслить без шаблонов;
внести ясность;
четко сформулировать идею;
подтолкнуть себя к творчеству и фантазиям;
хотите писать искренне и увлекательно;
наращиваете скорость набора 🙂

13 приемов фрирайтинга, которые помогут раскрыть ваши умственные возможности

1. С чего начать?

Сам сеанс фрирайтинга начинайте с постановки своей проблемы или описания своей задачи. Например, вам нужно прийти к какому-то решению или придумать новую идею. Что делать, если нет явной и серьезной проблемы, и вы хотите просто пофантазировать? Тогда с этой фразы и начинайте: «У меня нет проблем, я хочу пофантазировать …»

Также можно использовать наводки. Это короткие фразы без финала. Например, «После дождя…», «Вот две вещи, которые сделают мою жизнь счастливой…», «Я боюсь…», «Это сумасшествие, но этот повысит мою эффективность в 50 раз….» и т.д.

Благодаря тому, что вы пишите все, что приходит вам в голову, даете волю воображению, вы создаете фундамент для возникновения по-настоящему хорошей идеи в будущем. Ведь из воздуха придумать что-то толковое могут лишь единицы.

2. Выкладывайтесь на 90%

Поймите, никто не ждет от вас откровений и гениальных идей, поэтому не нужно напрягаться во время фриратйинга – просто запишите на бумагу или в Word свои мысли и все. Начинайте с успокаивающей фразы-напоминания, что не нужно выдавливать из себя креативность, что вы выкладываетесь не на все 100%, что у вас останутся силы на случай форс-мажора.

3. Пишите быстро

Чтобы освободиться от «редактора» в голове, вам нужно писать так быстро, как только сможете. Представьте, вы опаздываете на встречу и на ходу набрасываете на клочке бумаги записку. У вас явно нет времени на мягкие или размытые формулировки. Ваши буквы размашисты, в Word множество опечаток и лишних пробелов.

Если вы выводите каждую букву, ваш мозг замедляет абсолютно все процессы, чтобы ваша рука успевала записывать все, что он генерирует. Более того, мозг еще и отвлекается на ерунду, оценивает идею, и вы сбиваетесь, забывая, что хотели записать.

Вы выходите на новый уровень мышления, где мозг не руководит вами, где нет цензоров которые ставят на идее клеймо «неудачная» – только если пишете со скоростью мысли.

4. Пишите непрерывно

Если вы в течение 5-20 минут пишете без остановки (и, соответственно, правок текста), то ваш внутренний редактор «понимает», что ему пора на отдых. Он не будет вмешиваться в процесс создания текстов, вычеркивая сленговые слова, неправильные формулировки, некорректные мысли, которые вы вряд ли бы озвучили на совещании или в кругу друзей. В итоге вы успеваете записать тысячу плохих идей, десяток невероятных и одну неповторимую мысль. Да, она еще не точная, но уже зафиксированная! И позже вы запросто сумеете развить хорошую мысль в нужном вам направлении.

Вы заметите пропажу редактора – это момент прозрения, щелчка в голове, освобождения вашего мышления, ухода от напряжения в руках.

5. Вам нужен таймер

Писать непрерывно и быстро – достаточно сложно. Чтобы «вывалить» все свои мысли без длительных подготовок поставьте себе жесткие временные рамки. Вам пригодится таймер, беззвучно отсчитывающий время и напоминающий о финише громким сигналом. Зная, что в нужный момент раздастся звонок, вы сможете сосредоточиться, будете работать быстрее и четче формулировать свои мысли. Один сеанс фриратийнга может длиться от 5 до 20 минут, в зависимости от вашего желания. Чем дольше сеанс, тем быстрее вы «дрессируете» мозг на креатив и разрыв шаблонов. Марк Леви на своих мастер-классах заставляет писать в течение часа.

6. Хьюстон, у нас проблемы!

Если вы зашли в тупик, не знаете, о чем дальше писать, просто лепечите, повторяйте слова и буквы, записывайте бессмысленные фразы, которые приходят вам в голову. Пока вы нагружаете руку, сохраняя скорость и непрерывность письма, мозг ищет варианты, перелопачивает массу слоев вашей памяти, подымая к поверхности хорошую идею.

Выйти из мыслительного тупика помогут вопросы-переключатели внимания:

Как я могу выразить эту мысль иначе?
Почему я застрял в этой точке?
Как можно подтвердить мою правоту или опровергнуть ее?
С какими аналогичными проблемами я сталкивался раньше?
Какое самое оптимистичное решение?
Почему я занимаюсь этим проектом?
Какие слабые стороны у проекта?
Какой информации мне не хватает для принятия блестящего решения?
Как бы я описал свою проблему первому встречному, отцу, другу?

7. Развивайте ситуацию

Представьте, вы импровизируете в паре с другом, и ваша задача – поддерживать диалог в течение определенного времени. Это означает, что любую вашу фразу и/или вопрос партнер должен подхватить. Нельзя загонять «сценку» в тупик, т.е использовать фразы, после которых-то и сказать нечего. Гораздо важнее соглашаться с тем, что вы сказали (пусть это и не слишком логично выглядит), а затем новым предложением расширить предыдущее, рождая пространство для дальнейшей беседы.

Практикуя фрирайтинг, берите одну конкретную мысль и развивайте ее в нескольких направлениях. Например, вы – маркетолог, менеджер по продажам и покупатель товара, и вы озадачены вопросом: «Почему товар А лучше товара Б?». Если уверены, что как маркетолог вы сказали все, что могли, разработайте внутренний диалог по второму и третьему направлению. Вы найдете хорошее решение и нужную вам аргументацию.

Еще можно представить, что вы беседуете с гуру. Тут сложность в том, чтобы почувствовать виртуального собеседника. Бесполезно болтать с Линкольном или Кийосаки, если вы не представляете его внешность, привычки, обороты речи.

Разговоры на бумаге помогут вам обосновать, почему, к примеру, нужно повысить вам зарплату, купить машину вместо холодильника, найти ответы на всевозможные возражения.

8. Факт is all you need

Факт сложно исковеркать. Поэтому в поисках крутой идеи не старайтесь придумать сразу что-то невероятное и жутко полезное человечеству. Для начала соберите в одном тексте все очевидные факты, которые касаются сути фрирайтингового сеанса – одной темы/вопроса/задачи.

Зная, какую задачу надо решить, записывайте все факты, лежащие прямо перед вами. Набросайте текст, где факт цепляется за другой факт, рождая третий факт. Поразмышляйте языком фактов, какова ваша идея, что есть уже сейчас для ее реализации, чего не хватает, что мешает ей, чего в избытке, где найти ресурсы для нее и т.д. Само по себе изложение фактов не пугает ожиданиями, наоборот, успокаивает, – и в итоге вы находите решение! Неочевидное и правильное.

9. Подмена концепций

Если бы вас попросили придумать алгоритм для какой-нибудь компьютерной программы, вы сошли бы с ума, потому что не владеете темой и далеки от математики и программирования. Но если попросить вас придумать фокус с картами? Вы легко предложите последовательность действий со всеми «если да, то…» и «если нет, то…». И специалисты легко напишут программу по вашему алгоритму. Вместо того, чтобы разочароваться в себе, вы заменили одну сложную концепцию другой, более понятной вам, и решили задачу.

Чтобы использовать метод подмен концепций, ищите ответы в других сферах, задавайте себе вопросы (без конкретики, цифр): какую проблему я хочу решить? кому приходилось уже решать подобную задачу? как разрешился это вопрос? как чужое решение можно использовать в моей ситуации?. Кстати, этот прием хорошо работает не только в рамках фрирайтинга, но и при брейнштормах.

10. Соврите!

Если вы не знаете, как поступить в конкретной ситуации, – солгите. Просто представьте, как вы решили бы этот вопрос, если бы один час вашего времени стоил $1000 долларов (а на самом деле $50). Что бы изменилось в подходах вашей работы, в качестве, в отношениях с партнерами и клиентами, если бы вы поставили такую планку? Смешные и увлекательные выдуманные сценарии расчищают путь для свежей мысли там, где раньше стояли блоки из ограничений реальности. Поэтому меняйте форму и вид предмета, сроки годности, внешность человека, переврите приоритеты и посмотрите, как небольшое искажение правды может изменить ваше отношение к ситуации.

11. Будьте точны

Чтобы научить мозг думать в непривычном для него манере, нужно регулярно его тренировать. Постоянно конкретизируйте то, что вы написали, задавая уточняющие себе вопросы: как именно я попал в тупик? как именно я могу это сделать? что именно я имею ввиду? как можно ускорить процесс? кого и что подключить?

12. Выбирайте, кому говорить

Представьте, что у вас есть друг хирург, библиотекарь, хиппи и вахтер. Каждый из них поймет вас, только если вы описываете проблему с его точки зрения. Вахтер не разберется в сложных медицинских терминах, а хиппи протянет «Ну, ты напряяяжный!», услышав нудные лекции на тему закона. Ищите подходы к каждому, пытаясь разъяснить свою проблему или идею. Объясняя что-то другому человеку, некоторые вещи становятся понятными и для нас самих.

13. Вижу красное!

Если я пообещаю вам $10 за каждый предмет красного цвета, который вы увидите в своей комнате – вы мигом найдете целый десяток! А еще час назад, когда вы не были сосредоточены на теме, вы не назвали бы и пары. На чем концентрируетесь, то и замечаете. Процесс фрирайтинга помогает вам в этом. Попробуйте, например, описать все минусы вашего товара, хобби, ситуации с точки зрения детей или же ищите ассоциативные связи с формой яблока у предметов в вашей комнате. Главное – придумайте, по какому признаку вы объединяете элементы или с какой точки зрения смотрите на проблему. Вы удивитесь, как много вы не замечали раньше!

Тренируйтесь, пишите, развивайте навык нестандартного решения. Любую сложную проблему можно решить легко. Напишите об этом сами!

Богданович Виталий Николаевич

Понятие «творчество» настолько размыто, что я даже затрудняюсь с чем-то это процесс сравнить. На сегодняшний день, т.н. «масскультура» им называет все то, что можно и невозможно назвать. Спектр невероятно широк и все «продукты» творчества, в основном, сводятся к сфере искусства. Оно и понятно. Уже лет сто, как понятие «творчество» было приватизировано теми, кто профессионально или полупрофессионально занимается искусством (рисование, ваяние, пение, чтение…). Огромный пласт технического творчества был откинут «за ненадобностью», ему отказано в том, что именуется творчеством. А зря.

Возьмем за основу общепринятое значение «творчества». Энциклопедия описывает его, как процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или результат создания объективно нового. Оно направлено на решение любых проблем, удовлетворение потребностей. Основной критерий, отличающий творчество от производства - уникальность результата. Результат творчества невозможно предсказать, даже тому, кто является творцом. В процессе творчества автор вкладывает в материал кроме труда некие возможности, выражает аспекты личности, что придает продукту дополнительную ценность. Таким образом творчество:

  • деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;
  • создание чего-то нового, ценного не только для одного человека, но и для других.
  • процесс создания субъективных ценностей.

Вроде бы полно, но как-то сухо и не очень понятно и приложимо к тому, что мы наблюдаем в повседневности. В глубине души каждый знает, что он - творцы. Разного калибра, но творцы. В разных отраслях и в разных случаях. Так же знаем, что творчество невероятно многообразно и нет таких сфер, в которых бы оно не присутствовало. Позволю себе дать иную формулировку творчества:

  • одухотворение материи;
  • нестандартное решение стандартных для себя задач.

По поводу первого я пока остерегусь что-то писать всерьез, так как это тема отдельной статьи, а вот по поводу второй формулы, поговорим подробнее.

«Нестандартное решение стандартных для себя задач». Это может выглядеть как практическая смекалка, умение из ничего сделать что-то, творческая жилка. Это присущее всем и каждому способность находить новые подходы и необычные решения в любых ситуациях. Один из известных и эффективных методов развития способности нестандартно мыслить - решение ситуационных задач-загадок. Условия в этих задачах специально сформулированы так, что создают в сознании определенный образ, от которого надо суметь отойти при решении.

Вот как была изящно решена одна задача. Купец-миллионщик Шустов купил в Армении винные подвалы и устроил акцию. Он нашел несколько десятков бойких молодых людей с хорошими манерами и из знатных семей, положил им жалованье и отправил в Европу. Их задачей было заходить не менее трех раз в день в роскошные рестораны, делать дорогой заказ и требовать шустовский коньяк. Его, естественно, не оказывалось. После чего им предписывалось громко критиковать заведение, в котором ничего не знают о таком замечательном напитке, обещать сделать отрицательную рекламу и отменять дорогой заказ. В короткое время акция принесла плоды. Шустовский коньяк стали закупать самые дорогие и престижные рестораны.

Ничего экстраординарного. Особенно после того, как вы узнали решение, которое было творчеством Шустова, но не нашим. Но мы, на основе иного опыта, «его пример другим наука», методом аналогий, можем уже попытаться начать создавать что-то свое.

Практика показала, что большинство планов обрывается на стадии перебора вариантов. Вроде бы ничто не мешает заняться планированием того, как «хочу» можно претворить в жизнь, но «Узникам замка If» мешают установки личные и родовые. Устаревшие модели поведения, которые не дают возможности нестандартно решить стандартные для себя задачи. Плюс страх, что платить надо будет за «хочу» непомерно много.

Когда дело доходит до стадии реализации, то мы получаем «типа» то, что хотели, но какое-то «не такое». Как ни странно, но нас вполне устроит … недовольство собой, обесценивание собственных усилий и действий. Так мы не получаем ни удовлетворения, ни возможности сделать выводы, ни опыта. Тягостные переживания облегчают внутренний дискомфорт ненадолго, но жизнь, самый лучший учитель, дает нам знаки в виде «перемен», «тупиков», «нужды жить дальше». Знаком является шанс. Шанс что-то сделать нестандартно. Даже в рамках стандартного общественного мышления.

Товар–деньги–товар. Кто-то «что-то» делает. Кто-то это «что-то» продает. Кто-то это «что-то» обслуживает. Денежный поток заключен в этот треугольник. Стоит присмотреться и включиться, и обязательно окажется, что чего-то в нем не хватает и эта ниша - ваша. Правда, мешают сомнения. Неумение объединить деньги и творчество. Специально обращаю ваше внимание на страхи и на то, что в вас еще масса иллюзий по поводу «духовности» делаемых вами денег.

«Знаете, когда я действительно поверила, что вы великий философ? Когда вы разбогатели! Только лжецы, безумцы и дураки могут говорить, что можно быть счастливым и свободным, живя в бедности» (из письма маркизы Дюдеффан к Вольтеру). Вот пример того, как люди проявляли творчество, только не в смысле создания произведений искусства, литературы, архитектуры, в более широком. Это может быть и изобретение несмываемой туши, и нахождение выхода из Карибского кризиса… Что угодно.

В 1873 г. Леви Страус выяснил, что переселенцы в Соединенные Штаты не обеспечены прочными брюками. Он им предоставил их, которые шили из того, что было уже привезено, но залежалось на складах (парусина), укрепив для надежности двойной строчкой и заклепками. Так возникла огромная и емкая ниша, которую до сих пор пополняют всем, во что горазды. Он был настроен на выявления ниши удовлетворения спроса.

Теперь методика. Известная, но забытая. Она делится на несколько этапов.

Этап первый

Время, которое уходит на выполнение первого этапа, - не менее 7 минут в день в течение 3–4 недель.

Организуйте пространство и время. Сядьте удобно, перед собой положите стандартный лист А4, часы с секундной стрелкой, ручку. Возьмите с полки словарь, откройте наугад и ткните пальцем в страницу. Прочтите это слово, засеките время и в течение одной минуты запишите как можно больше способов использования этого предмета в жизни в различных вариантах применения.

Наткнулись на слово «смазка». Пишем: «для смазки механизмов, для выкручивания болтов из заржавевших деталей, для смазки велосипедных цепей»… Стоп. Вы повторяетесь. Снова: «для предохранения рук тех, кто работает в холодной воде, смазать шест на котором висит скворечник, кошки не залезут. Как топливо или для разжигания сырого материала. Можно использовать для того, чтобы отбить запах человека от капкана. Средство для уменьшения трения, консервация железяк, помощь при передвижении тяжелых предметов по поверхности. Емкость, в которой она продается, может быть использована как …1 Вы начинаете думать нестандартно. Просыпаетесь. Вам теперь проще генерировать идеи. Опережать других. Включать себя в процесс.

Этап второй

Начните программировать изменения в повседневной жизни. Основная задача – заставить себя преодолеть инерцию и заставить «проснуться». Проще всего при помощи избавления стандартных и стереотипных действий.

Пример. Вы регулярно меняете маршрут движения на работу, учебу, к любимой. Меняете режим дня, слушаете разные Fm-радиостанции, читаете разные сайты, ищите новые темы общения. Несколько измените вкусовые пристрастия и режим питания. Начните обращать внимание на те книги, которые вас раньше не привлекали, загляните туда, где давно не были (вернисаж). Измените стиль или ритм отдыха, примите ванну вместо душа, начните чистить зубы или бриться левой рукой, прислушаетесь к тому, что вам говорят родители или дети…

Источником новых мыслей может все и везде. Рекомендую бегло просматривать справочники, самоучители, биографии, книги полезных советов, энциклопедии, книги серии «Как это сделано/работает», специальные журналы, дайджесты2. Ищите нестандартные решения стандартных задач. Новые пути в бизнесе, тенденции развития, новинки, связи и параллели между тем, что читаете и вашими задачами. Не избегайте рекламы, какие у нее новые тенденции? Внешний вид, маркетинговые ходы. Аналогично дело обстоит и с «глянцем». Это зеркало рынка потребления. Что рекламируют, какие тенденции, на что формируется спрос? В мире бизнеса нет такого бизнеса, который бы охватывал всю сферу, без «дыр». Это и есть ниша.

Регулярно вспоминайте «Этап 1» и практикуйте его так часто, как сможете. Вас начнут посещать мысли, которые уже можно внедрять в жизнь. Вы получаете навык работы с информацией. Анализируя тенденции, вы постоянно тренируете себя на возможность увязать то, что на первый взгляд не соотносится между собой никак.

Так вы заставляете включать в работу те отделы головного мозга, которые пока спят и живете с пользой для себя. Эта методика поможет найти общий язык и с «новым» поколением. Молодые, временно конечно, более раскованы в плане мышления, у них меньше штампов и стереотипов, чем у тех, кому за 30–40.

Полученная информация позволяет задействовать больше мозговых клеток, которыми вы пока не в состоянии воспользоваться. Так и только так вы учитесь овладевать процессом управления информацией, а именно она является тотальным ресурсом. У нас по два глаза, уха, руки, ноги и полушария головного мозга. Левое мыслит логически, правое - образами. Линейные упражнения стимулируют левое, а интуитивные - правое.

Пример. Идея, которая произвела переворот в стекольной промышленности. Главный инженер стекольного завода сталкивался с проблемой качества выпускаемого листового стекла. По технологии, стекло пропускали между валами, а затем шлифовали, что дорого. Специалисты искали более совершенные материалы для шлифовки. Он ощущал, что искать решение надо не в этом направлении. К решению задачи подтолкнул кусок мыла, который плавал в воде среди пятен жира. Так был создан процесс, в котором стекло изготавливали в печи с использованием расплавленного олова. Оно застывает медленнее, чем стекло, что позволяет избежать возникновения дефектов на поверхности. Технология используется до сих пор.

Благодаря фиксированному поиску взаимосвязей вы измените «точку-координатор», что поможет воспринимать мир глубже и разностороннее. Тогда можно подумать про дождь за окном и про пасмурную погоду, про прогноз погоды и проблему глобального потепления, про то, как вам принять участие в обустройстве тигров в уссурийской тайге.

Себе или людям? Без разницы. В школе мы складывали в столбик. Получив ответ, как в конце учебника, мы приступали к следующему примеру. Потом мы эту логику перенесли в сферу творческого мышления. Получил устраивающий ответ – хватит думать, потому как ответ сошелся. Чего еще? Жизнь отличается арифметики. Новый способ решения может быть гораздо более важным, чем предыдущий, выученный ранее. Он позволит обрести новый статус, найти новый рынок, новую нишу, новый продукт, а главное – раскрыть себя. Нет причин думать, что первый ответ лучше любых иных.

Этап третий

Мир меняется. Мир меняется быстрее, чем мы успеваем это понять. Мы тоже, по идее, синхронно меняться вместе с ним. В какую сторону? Как давно вы задавали себе это вопрос? Может пора посмотреть на окружающий мир с точки зрения тех возможностей, которые нам и только нам необходимы. Тут уже место и простор для творчества, развития, саморазвития и приложения сил, энергии и для собственной пользы.

Пример того, как совместим спорт и бизнес. Можно решать задачу «прямо»: изготовление и торговля инвентарем, строительство объектов, обслуживание и ремонт, реабилитация и лечение спортсменов, поддержание мода на него, осваивать мегабюджет «Здоровье нации»… Если отвлечься от частностей, которые скрывают связи, то сочетание спорта и бизнеса несет в себе пакет полезной информации: помощь в самореализации, даст возможность стать состоятельным, поддержать спортивную форму и проч.

Любое дело на 80–90% - отношения. С неприятными людьми мы избегаем иметь дело, идти им навстречу... 2/3 сделок заключаются благодаря контактам с теми, с кем налажены хорошие отношения. Чем хороши неформальные встречи? Тем, что они создают атмосферу близкого общения, а в теплоте и в уважении мы нуждаемся больше чем во всем остальном. За уважительное отношение, за которым не проглядывает корыстный интерес, мы готовы пойти на многое.

Когда занимаются спортом, то все преображаются. Королевична из налоговой, Начальник из Администрации, Босс. Они уже не те, что на рабочем месте. Похвала, совместная игра, общее поле интересов помогают выстроить отношения. Похвала подчиненного или просителя – она неискренняя по определению, иное дело, когда она исходит из уст постороннего… Дружеская похвала, сданная игра, кружка пива или чашка чая, и вы переходите в разряд приятных знакомых. Далее дело за вами. Это ресурс, а уж как им воспользоваться - \то ваше личное творчество.

Такой же ресурс – искусство. Купил Вексельберг яйца Фаберже, привез в Россию, и он - руководитель проекта Сколково. А это, на минуточку, 1,1% ВВП! Основная задача – использовать те ресурсы, которые до вас не были задействованы или использовались не так, как можете вы. Для одних ураносодержащая глина – материал для изготовления кувшинов, других, сырье для АЭС.

Творцы рассеяны по всей массе нации и соответствуют в основе, его эволюционному уровню. Они и двигают эволюцию и, одновременно, вносят в жизнь элемент хаоса и непредсказуемости. Они несут ответственность не только за свои труды, но и за то, где, у кого и как его «слово отзовется». За это он отвечает своей душой. Вспомнился ответ чертей на жалобу писателя, поджаривающегося на медленном огне в аду, в адрес товарищей по несчастью:

Да, мы их отпускаем охладиться раз в год. Кто-то убил, но уже родились новые люди, нажито новое имущество взамен украденного. Выросли люди, которые никогда и не знали, что такой когда-то был и что-то там натворил. А твои книги до сих пор читают!

Творите. Каждый на это способен, по-своему. Творчество, независимо от его уровня и сферы приложения, необходимо нам, как воздух, потому как в процессе его реализации вы создаете нового себя.

1 Задание. А какие варианты можете предложить вы?
2 Многие идеи Уолт Дисней почерпнул из них: «Ваше воображение может быть ущербным, бедным, воспаленным, замороженным. Дайджест - это нечто вроде гимнастического зала для тренировки воображения».

Уговаривать кого-то мыслить нестандартно бессмысленно, как заставлять взлететь пингвина. Но так же не имеет смысла ожидать другого результата от повторяющихся действий. Если вы устали наступать на грабли, попробуйте взглянуть на вещи под другим углом.

Вся наша жизнь - это сплошной выбор. Мы выбираем, встать на рассвете или поспать подольше, выпить чай или кофе, прогуляться пешком или поехать автобусом, купить или не купить, учиться или жениться...

Простой выбор мы делаем, не напрягаясь. Над сложным мучаемся, порой призывая на помощь друзей. От выбора, сделанного нами, зависит наша судьба. Как в сказке: направо пойдешь - ?.. Налево пойдешь - ?.. Прямо пойдешь - костей не соберешь.

Опасаясь совершить ошибку, человек, перед которым стоит выбор, обычно следует за большинством. Ведь существует мнение, что большинство не ошибается. Однако немецкий философ Гегель говорил: «Когда все думают одинаково, значит особенно никто не думает».

Думать, как все, - это значит мыслить стандартно, в соответствии со стереотипами. Пример стереотипного мышления: нужно непременно получить высшее образование, потому что люди без диплома - лузеры. Или: если девушка красивая, значит она тупая. Или: успешный человек обязательно должен иметь машину престижной марки.

Сами ли мы так думаем или так положено думать? Большинство людей старается не отставать от других, а при несоответствии стереотипам их самооценка снижается. Стереотипы загоняют людей в рамки, ограничивают их возможность думать, анализировать и делать выводы самостоятельно.

Людям проще мыслить стереотипами, образно говоря, ехать по накатанным рельсам - это и будет стандартное мышление. Нестандартное же мышление можно сравнить со стрелкой, переводящей состав на другой путь.

В наших учебных заведениях дают знания, но не учат мыслить, ведь людьми, которые мыслят стандартно - как все, легче управлять. (Кстати, большинство из отвечающих на просьбу назвать русского поэта, домашнюю птицу, плод и часть лица, называют , курицу, яблоко и нос. Их ответы не отличаются оригинальностью. Многие ли смогут ответить на вопрос: что первично - семя иди дерево? Конечно же, семя, скажет большинство. Но откуда же возьмется семя, если не будет дерева?)

Знания можно назвать сырьем для принятия решений, но без неумения мыслить нестандартно от них будет мало пользы. Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери сказал, что «для того чтобы четко видеть, иногда достаточно посмотреть с другой точки зрения». Думать иначе, чем все, - значить мыслить нестандартно, самому быть хозяином свой судьбы.

Зачем мыслить нестандартно

Почему одним удается «поймать Жар-птицу», раскрыть свой потенциал, стать успешными и счастливыми, а о других говорят, что они «ни богу свечка, ни черту кочерга», а сами они ноют об упущенных возможностях и «судьбе-злодейке»? Разница в судьбах первых и вторых - в способности или неспособности выходить за рамки стандартного мышления.

Человек, мыслящий иначе, чем все, - это творец, искатель, вырвавшийся из плена шаблонов и стереотипов. Смогли бы сделать открытия, реализовать себя, оставить свой след на Земле , наш выдающийся современник и другие великие люди, если бы они мыслили стандартно? Конечно же, нет.

Серые посредственности, которым удобно думать, как все, - стереотипами, а значит, не думать вовсе, составляют серую массу, слепо идущую за человеком, которого они выбрали лидером. Даже если он ведет их в тупик.

Серая жизнь, серые мысли и постепенная деградация - вот что такое неспособность мыслить нестандартно. Вред стереотипов в том, что они расслабляют мозг, который уже не хочет ничего делать, а расслабленный мозг - значит деградирующий.

И наоборот, жизненный драйв, радость творчества, ощущение собственной силы и внутренней свободы, гордость за себя, признание и уважение - все это получает человек, вырвавшийся из плена стереотипов.

Люди, мечтающие состояться как личность, должны научиться мыслить нестандартно, перевести стрелки своей жизни на другой путь - подальше от шаблонов, рутины и скуки.

Тем не менее, люди, которые мыслят стереотипами, были, есть и будут. И они даже могут стать профессионалами в какой-то узкой отрасли. Но, как правило, жизнь им видится в мрачном свете, и они не любят ни себя, ни людей. Они идут по узкому коридору жизни, не представляя, что за его стенами бурлит яркая интересная жизнь.

Перезагружаемся на нестандартное мышление и ломаем шаблоны

Насколько мы готовы мыслить нестандартно, можно проверить с помощью вопросов вроде: «Охотно ли мы выходим из зоны комфорта или предпочитаем этого не делать? Занимаемся нелюбимым делом, но не решаемся сменить работу? Бурчим, как все достало, но ничего не меняем? Как мы воспринимаем новое - сразу отвергаем или сначала обдумываем?».

Люди, мыслящие стереотипами, очень не любят покидать свою зону комфорта. Они будут ныть, что все плохо, но и пальцем не пошевельнут, чтобы выйти из привычного застоя. Всяческие перемены их пугают. Кто-то шутливо от их имени заметил: «Меня звали мечты, приключения, великие дела. Но диван кричал громче всех».

Каждый день мы совершаем одни и те же действия и, как правило, в одной и той же последовательности. Многие вещи мы делаем уже «на автомате», и наш мозг привыкает не думать, расслабляется. Простые способы «включить» его - это:

1. Делать нестандартные вещи

Мы привыкли добираться на работу одной и той же дорогой, знаем все светофоры, кочки и выбоины, едва ли не здороваемся с незнакомыми людьми, которых привыкли встречать каждое утро? Изменим маршрут - это заставит наш мозг пробудиться, взбодриться, включить внимание.

После работы мы спешим домой, но если там нас не ждут срочные дела, попробуем изменить привычному распорядку - пригласим жену или мужа, друга или подругу, не дожидаясь выходных, пройти через парк, заглянуть в кафе. А может, сходим в бассейн или на тренировку, совершим пробежку, если не делали этого раньше.

Ждем отпуска, чтобы отправиться в недалекое путешествие на дачу или же на привычный курорт? Изменим себе и отправимся в незнакомое место, страну, в горы, а не на море. Возьмем отпуск зимой, а не летом, как обычно, и освоим какой-нибудь зимний вид спорта. Попробуем путешествовать автостопом или на велосипедах.

Привыкли к одежде в нейтральных тонах? Купим себе что-то яркое - посмотрим на себя в новом цвете! Избегаем людей и не любим общаться? Заведем новые знакомства. А может, стоит сменить работу? На лучшую, разумеется.

Если какие-то идеи кажутся нам бредовыми, не негодуем, не говорим сразу «нет», а анализируем, есть ли в них рациональное зерно. В любом случае наш мозг должен не дремать, а работать. Как писал поэт Николай Заблоцкий: «Чтоб воду в ступе не толочь, душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь!»;

2. Нарушить привычную последовательность действий

Все наши действия отработаны до автоматизма: проснулись, умылись, позавтракали, собрались, побежали на работу? В перерыв сидим, уткнувшись в компьютер? После работы - домой? Один день похож на другой? Только был понедельник - и вот уже пятница, а там выходные. В выходные - уборка, прогулка. И опять все сначала: понедельник - пятница, выходные. За продуктами ходим в один и тот же магазин, общаемся с одними и теми же людьми, ходим в одно и то же кафе по одним и тем же дням.

Значит, выбиваемся из привычного ритма и нагружаем мозг новыми задачами. Конечно же, на работу в выходной не пойдешь, и в понедельник его себе не устроишь. Но попробуем иногда пересесть с машины на общественный транспорт, не полениться пройти несколько остановок пешком, начать делать уборку не в привычном порядке и не в выходные, а понемногу в течение всей недели.

Покупка продуктов в разных магазинах, походы в незнакомые кафешки, Дегустация незнакомых блюд, смена рациона и нарушение привычного порядка действий - все это заставляет мозг «не спать»;

3. Нагрузить работой правое полушарие мозга, отвечающее за талант, креативность и нестандартное мышление

Существует мнение, что среди левшей больше людей, мыслящих нестандартно, а все потому, что у них больше развита правая половина мозга. Поэтому привлекаем к работе и левую, нерабочую, руку, устраиваем для нее тренировки в письме и рисовании.

Совершенствуют нестандартное мышление и танцы: они развивают координацию, моторику, умение различать музыкальный ритм и следовать ему. Учимся видеть необычное в обычном: представляем, что нам напоминает облако, узор из листьев.

Тем, кто всерьез хочет заняться развитием правого полушария, можно порекомендовать книгу, написанную психоаналитиком Мэрили Зденек «Развитие правого полушария». Автор предлагает 67 упражнений, которые нужно проделать в течение недели, и интервью с известными людьми, рассказывающими, как они развивают нестандартное творческое мышление;

4. Прочитать книгу Дэвида Шварца «Искусство мыслить масштабно»

Американский профессор Дэвид Шварц - известный автор книг о мотивации считает, что для того чтобы мыслить нестандартно, нужно прежде всего забыть об отрицательной частице «не». Слова «невозможно», «не получится», «мы так никогда не делали» нужно выбросить из своего лексикона и не произносить их даже в мыслях.

Чтобы не думать стереотипами, нужно иметь широкий кругозор. Дэвид Шварц советует общаться с людьми разных профессий, из разных социальных групп, потому что общение с ними наполняет нас новыми идеями, благодаря которым мы можем по-новому посмотреть на ситуацию и найти новые способы решения проблем.

Чтобы избежать застоя, мы должны периодически спрашивать себя: могу ли я сделать больше, могу ли я сделать лучше?

10 увлекательных задач для развития нестандартного мышления

Ответы смотрите в комментариях, внизу страницы.

  1. В отеле 7 этажей. На первом этаже разместились восемь человек, на каждом последующем - на 2 больше, чем на предыдущем. На каком этаже отеля лифт вызывают чаще всего?
  2. Вам дали это, оно и сейчас принадлежит вам. Вы его никогда никому не передавали, однако им пользуются все ваши знакомые. Что это?
  3. Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода?
  4. На край стола поставили жестяную банку, плотно закрытую крышкой, так, что 2/3 банки свисало со стола. Через некоторое время банка упала. Что было в банке?
  5. На столе лежат линейка, карандаш, циркуль и резинка. На листе бумаги нужно начертить окружность. С чего начать?
  6. Один поезд едет из Москвы в С.-Петербург с опозданием 10 минут, а другой - из С.-Петербурга в Москву с опозданием 20 минут. Какой из этих поездов будет ближе к Москве, когда они встретятся?
  7. Из гнезда вылетели три ласточки. Какова вероятность того, что через 15 секунд они будут находиться в одной плоскости?
  8. На столе лежат две монеты, в сумме они дают 3 рубля. Одна из них - не 1 рубль. Какие это монеты?
  9. С какой скоростью должна бежать собака, чтобы не слышать звона сковородки, привязанной к ее хвосту?
  10. Один оборот вокруг Земли спутник делает за 1 ч 40 минут, а другой - за 100 минут. Как это может быть?