Времена года

Челябинский институт физической культуры. Уральский государственный университет физической культуры (уралгуфк). Круг научных и методических интересов преподавателей кафедры

Факультет физико-математических и естественных наук — один из старейших факультетов Российского университета дружбы народов. Факультет основан в 1961 году.
Физмат РУДН — это «хорошая школа жизни» (В.М. Филиппов — ректор РУДН), где наряду с научными знаниями у студентов формируется особое, системное мышление. Такое сочетание позволяет выпускникам физмата делать карьеру в науке, быть успешными бизнесе, предпринимательстве, политике, в области информационных технологий.

В составе факультета 7 кафедр, 2 научных и 2 учебно-научных института: Математический институт имени С.М. Никольского и Институт физических исследований и технологий (ИФИТ). На факультете работают 4 диссертационных совета по защитам кандидатских и докторских диссертаций.

Факультет проводит обучение не только на русском, но и на английском языке. В частности, открыты 3 магистерских программы на английском языке: «Theoretical and Mathematical Physics» (Институт физических исследований и технологий), «Chemistry of Heterocyclic Compounds» (кафедра органической химии), «Functional Methods in Differential Equations and Interdisciplinary Researches» (Математический институт имени С.М. Никольского).

Программы магистратуры по химии и фундаментальной информатике и информационным технологиям прошли международную аккредитацию испанского агентства DEVA-AAC, которое входит в Европейский регистр агентств по гарантиям качества (EQAR).
Факультет реализует совместные образовательные программы с зарубежными университетами. Программа «Фармацевтический анализ в производстве и контроле качества лекарственных средств» реализуется совместно с Ереванским государственным университетом, программа включенного обучения — совместно с Университетом Саскачеваны (University of Saskatchewan) в Канаде.

В 40 лабораториях факультета обучающиеся решают дифференциальные уравнения, изучают математическое и компьютерное моделирование, функциональные пространства, IT-системы и сети, разрабатывают теорию экстремальных задач и оптимального управления. Студенты изучают проблемы искусственного интеллекта, создают новые материалы и биологически активные вещества, энергосберегающие технологии и экологически чистую энергетику, проводят исследования в области электромагнитного излучения и применения информационных технологий в естественных науках.

Студенты физмата объединяются в научные кружки и команды, участвуют в научных и профессиональных конкурсах и олимпиадах, где представляют свои исследования и разработки. Для студентов открыта возможность участвовать в стипендиальных программах зарубежных организаций, в частности, DAAD (Германия), N+I (Франция) и ERASMUS (ЕЭС).

Большое значение на факультете придается практике. Студенты проходят практику в Национальном Исследовательском Центре «Курчатовский институт», Институте элементоорганических соединений им. А.Н. Несмеянова РАН (ИНЭОС РАН), Институте нефтехимического синтеза им. А.В. Топчиева РАН, международном аэропорте «Домодедово».

Партнеры факультета в сфере образования и науки — University Saskatchewan (Канада), ЕНУ имени Гумилева (Казахстан), Ганноверский Университет имени Г.В. Лейбница (Германия), Университет Порту (Португалия), Технологический университет г. Тампере (Финляндия), Свободный университет Берлина, Гейдельбергский университет (Германия), Институт Химии Вьетнамской академии наук и технологий, Институт экспериментальной физики (Словакия).
Сотрудничество с зарубежными вузами — возможность для студентов обучаться по программам академического обмена и проводить совместные научные исследования с иностранными коллегами.

Наука на факультете — особый приоритет. Для проведения исследований в прорывных направлениях науки созданы два научных и два учебно-научных института:

  • Объединенный институт химических исследований (Research Institute of Chemistry). Задача, поставленная перед учеными Института — разработка методов получения природных соединений и их аналогов для создания новых биологически активных веществ, которые помогут решить проблемы многих болезней человечества.
  • Математический институт имени академика Сергея Никольского (Nikol"skii Mathematical Institute). Институт проводит междисциплинарные исследования, опираясь на разделы функционального анализа и дифференциальных уравнений с приложениями к вариационным задачам, оптимальному управлению, нелинейным задачам математической физики и моделирования.
  • Институт прикладной математики и телекоммуникаций (Applied Mathematics & Communications Technology Institute). Институт создан для решения практических задач в области Интернета вещей, беспроводных сетей пятого поколения (5G) и их приложений. На базе лабораторий Института проводятся совместные исследования математиков и инженеров России, США, Швейцарии, Финляндии и Чехии.
  • Институт физических исследований и технологий (Research Institute of Physics & Technology). В Институте проводятся исследования в области плазмодинамики, волновых и излучательных процессов, нано- и плазменных технологий. Результаты исследований направлены на разработку и создание инновационных источников энергии.

Преподаватели

На факультете работают 260 преподавателей, в том числе:

  • 63 профессора и доктора наук
  • 150 доцентов и кандидатов наук
  • 21 действительный член академий наук
  • Заслуженные деятели науки РФ
  • Члены крупных международных научных организаций:
    • American Mathematical Society,
    • New York Academy of Science,
    • Gesellschaft fur Angewandlte Mathematik und Mechanik,
    • Аmerican Physical Society,
    • International Atomic Energy Agency,
    • American Chemical Society.

Известные ученые, успешные специалисты-практики регулярно проводят занятия на факультете физико-математических и естественных наук. Профессоры ведущих университетов мира делятся своим опытом и знаниями со студентами РУДН на открытых лекциях и мастер-классах. О тонкостях профессии студентам рассказывают представители предприятий и бизнес-организаций. Новая традиция, продиктованная временем, — телемосты с зарубежными коллегами и потенциальными партнерами.

Научный потенциал лучших школ сейчас очень велик. Ученики сильных физмат школ оказываются в центре научной жизни уже с пятого класса% работают в лабораториях, участвуют в конференциях, занимаются с преподавателями ведущих вузов. С помощью оценок пользователей сервиса « » мы выбрали пять лучших физико-математических школ Москвы.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

1.

Учебный процесс

Школа специализируется на работе с одарёнными детьми. Курс программирования в математических классах рассчитан на самостоятельность учеников. После вводных лекций по темам школьникам выдают листок с заданием, над которым они работают сами в течение двух-трёх недель. Каждый год в середине октября в школе проводится Открытая устная олимпиада по математике для 6 и 7 классов.

В гуманитарных классах преподаётся латынь, среди дополнительных занятий есть кружок по риторике. Для биологического класса проводятся выездные занятия - например, в Палеонтологическом музее. Этим летом старшеклассники-биологи проходили практику на Байкале.

На дополнительных занятиях по английскому школьников 9-11 классов готовят к международным экзаменам формата CAE, IELTS, TOEFL, SAT.

Сотрудничество с вузами

В математической вечерней школе занятия ведут студенты и аспиранты мехмата МГУ. В проведении Открытой устной олимпиады школе помогают преподаватели, аспиранты и студенты МГУ, НИУ ВШЭ, МФТИ и МИАН им. Стеклова.

Как поступить

Приём ведётся в 1, 5, 8 и 9 классы. Планирующих поступить в первый класс детей приглашают в «Приготовишку». Успешно закончив подготовительные курсы, они могут стать первоклассниками школы № 57. Отбор проходит по внутренним критериям школы.

Чтобы поступить в восьмой и девятый математические классы, нужно пройти несколько (от двух до шести) письменных и устных собеседований по математике. Поступающие в гуманитарный класс пишут работы по литературе (анализ стихотворного или прозаического текста), истории и математике и проходят устные собеседования. Поступить в биологический класс можно после успешного прохождения испытаний по математике, биологии и химии.

Победители и призёры региональных олимпиад по математике, химии и биологии освобождаются от письменных работ по этим предметам

57 - это особый мир, который помогает широкому развитию личности, учит думать и идти своей дорогой… А кроме того, это место куда я по утрам шёл с удовольствием и до сих пор заглядываю в гости. Думаю, это лучшее, что может быть. Университет после 57 разочаровал. Что логично.

Никита, выпускник

Замечательное отношение к детям, уважительное, доброжелательное. Личность ребёнка не подавляется, и при этом сохраняется высокий уровень образования.

Анна, мама пятиклассника

2.

  • Оценка пользователей: 4,8
  • Количество оценок: 33

Лицей информационных технологий (ЛИТ № 1533) сотрудничает с IT-компаниями: Microsoft, ABBYY, 1 °C, Лабораторией Касперского и многими другими. Благодаря этому у школьников есть возможность осваивать современные средства программирования и разработки веб-проектов.

В лицее ежегодно проходит вручение премии для лучших выпускников Snail Awards. Премию назвали в честь талисмана школы - улитки. По слухам, в школе живёт кот. 1 октября 2016 года лицей отметил 25-летний юбилей.

Направления подготовки

  • Технологии программирования
  • Компьютерная графика и мультимедиа технологии
  • Прикладная экономика

Учебный процесс

В лицее считают важным как можно раньше познакомить школьников с университетскими условиями. Поэтому они сдают зачёты, делают курсовые проекты и ходят не на обычные уроки, а на семинары. Работа над проектами чётко разделена на этапы (заявка на тему, разработка задания, промежуточные защиты) - это сделано, чтобы школьники учились взаимодействовать в группах и правильно распоряжаться личным временем.

Особое внимание уделяется математике и углублённому изучению иностранного языка. После 8 класса школьники выбирают специализацию по одному из трёх направлений в области информационных технологий. Для каждого ученика в рамках выбранного профиля составляют индивидуальный учебный план - это возможно благодаря модульной системе учебных курсов.

Сотрудничество с вузами

ЛИТ сотрудничает с факультетом РГУ нефти и газа им. Губкина и ВМК МГУ - именно на этот факультет поступает большая часть выпускников.

Как поступить

Лицей проводит набор в 5 класс и дополнительный набор в 7 и 8 классы. Поступающие проходят конкурсные испытания по математике, русскому и английскому языкам.

Идеальная школа со всех сторон. В то время как школы района делятся на эксклюзивные и очень простые, лицей держит баланс. Программа сложнее обычной школы, но не настолько, чтобы ребёнок не поднимал головы. Атмосфера потрясающая: ребёнок как дома, не боится ни к кому подойти, может находиться в школе до вечера, с утра они играют в теннис, а вечером бегают за школьным котом. Перекоса в образовании нет. На уровне и русский, и математика, и английский. Безумного соревнования тоже нет, всё спокойно.

Валерия, мама шестиклассника

ЛИТ, как мы его называем, это наш родной дом. Здесь не нужно притворяться, каждый сможет найти то, что интересно ему. И конечно же, здесь мы можем найти единомышленников. Наш ЛИТ - это наша семья.

Натали, выпускник (2014)

3.

  • Оценка пользователей: 4,8
  • Количество оценок: 30

Многопрофильная гимназия № 1567 входит в десятку лучших школ России по химико-биологическому направлению. В 2015 году команда школы вышла в финал международного турнира по робототехнике. В качестве дополнительного образования с 2015 года в школе открыт лингвистический центр «Language School 1567».

Направления подготовки

  • математическое
  • биолого-химическое
  • гуманитарное (литература, история, иностранный язык)
  • физическое (физика, информатика и ИКТ)
  • социально-экономическое (обществознание, география, экономика)

Учебный процесс

Учёба здесь начинается с 5 класса, с 8 класса - предпрофильное обучение, в 10 и 11 - профильное. С 5 класса дети учат два языка: обязательный английский и французский или немецкий на выбор.

Школьные классы хорошо оборудованы: у учеников есть доступ к цифровым микроскопам, естественно-научным лабораториям, конструкторам и моделям с компьютерным управлением.

Сотрудничество с вузами

Школьная кафедра химии, биологии и географии сотрудничает с факультетом биологии МГУ и некоторыми институтами РАН.

Как поступить

Поступить можно только в 5 или 8 класс. Будущим пятиклассникам предстоит пройти индивидуальный отбор по итогам двух этапов олимпиад. Тех, кто наберёт достаточно баллов на экзаменах по математике, русскому языку и английскому, приглашают на второй этап, где проверяют метапредметные умения и способность к решению творческих задач. При приёме в восьмые классы для каждого профиля проводятся свои экзамены.

Педагоги работают как наставники, учат детей мыслить самостоятельно. Очень высокий уровень знаний получила я и получает сейчас мой сын.

Елена, выпускник (1995)

Наша школа как нельзя лучше помогает своим ученикам найти свой профиль. Учителя заинтересованы в твоём образовании и уважают тебя. Все выпускники моего года пошли в престижные вузы и успешно в них учатся, но всё равно на каждый праздник и вообще, когда просто выдаётся свободная минутка, забегают в школу, чтобы встретиться со старыми друзьям и повспоминать былые времена.

Дарья, выпускник (2015)

4.

  • Оценка пользователей: 4,8
  • Количество оценок: 11

Лицей при МИФИ, которому присвоен статус STEM-центра корпорации Intel. Это значит, что в школе действует научно-техническая лаборатория, в которой школьники могут заниматься разными типами исследований (STEM - Science, Technology, Engineering, Mathematics). Это также единственная школа с интерактивным классом по атомной энергии. С 2013 года здесь открылся Скандинавский центр, в котором для школьников открыты курсы финского, норвежского, исландского и эстонского.

Направления подготовки

  • физико-математическое
  • социально-экономическое
  • химико-биологическое
  • информационно-технологическое

Учебный процесс

Разделение на профили начинается с 7 класса. Самым сложным считается физико-математическое направление, но математика сильна везде. Зарабатывать оценки приходится ценой больших усилий:"пятёрки» за просто так здесь не ставят никому. Некоторые ученики жалуются, что учителя занижают оценки, другие благодарят, что здесь их научили по-настоящему ценить знания. Бесплатные факультативные занятия есть почти по всем предметам - на них ученикам помогают готовиться к ЕГЭ и олимпиадам.

Уроки проходят в современных лабораториях, и подход к преподаванию - не менее современный. К примеру, школьники снимают буктрейлеры на уроках литературы и мультфильмы по биологии, а затем выкладывают их на канал лицея на YouTube .

Сотрудничество с вузами

Это один из трёх лицеев при МИФИ. Преподаватели вуза проводят бесплатные дополнительные занятия по физике и математике. В конце 10 класса школьники проходят профильную практику на кафедрах МИФИ и ещё одного вуза-партнёра - РЭУ имени Плеханова.

Помимо МИФИ и «Плешки» лицей сотрудничает с Академией МНЭПУ и Российской государственной академией интеллектуальной собственности (РГАИС).

Как поступить

Лицей принимает в 5-10 классы школьников из Москвы и ближнего Подмосковья на основе конкурсного отбора. Для поступления нужно успешно сдать экзамены по математике, физике и русскому языку. Подготовиться к вступительным испытаниям можно, посещая занятия Детского открытого университета на базе лицея.

Когда я прихожу на родительское собрание и общаюсь с учителями, мне самой хочется учиться в этой школе.

Диана, мама девятиклассника

Очень рад, что поступил, отлично подготовили к экзаменам и нашёл много друзей, учителя супер.

Глеб, выпускник (2015)

Лицей этот очень хороший, учиться было в удовольствие. Добрые и отзывчивые учителя помогали справиться не только с проблемами в учёбе, но и с проблемами в жизни.

Андрей, выпускник (2016)

5.

  • Оценка пользователей: 4,7
  • Количество оценок: 9

Здание многопрофильного технического лицея - образец современной школьной архитектуры. Во внутреннем дворике стоит огромное яйцо, но что оно символизирует - не знают даже сами лицеисты. Предполагают, что авторы проекта сравнивали лицей с наседкой, которая «учит вылупляющихся птенчиков делать первые шаги в освоении наук и помогает совершить им первый полёт в своей жизни». Символична и внутренняя планировка: на каждом этаже есть точка-перекрёсток, от неё коридоры расходятся как лучи: дороги, которые предстоит выбирать выпускникам. За проект школьного здания лицей получил приз «Золотое сечение».

Направления подготовки

  • физико-техническое
  • информационно-технологическе
  • химико-экологическое
  • социально-экономическое

Учебный процесс

Профилированное обучение начинается с 8класса. Для 10 и 11 классов существует понятие «профильная дисциплина» - обязательный предмет по выбору, на который отводится 2 часа в неделю. Для каждого направления подготовки их несколько. К примеру, одиннадцатиклассник-гуманитарий может выбрать между «Секретами стилистики» и «Актуальными вопросами мировой и отечественной истории», а учащийся по профилю IT - между «Прикладным программированием или компьютерной графикой». В 11 классе школьники защищают проекты на научно-практических конференциях.

В лицее есть физические и химические лаборатории, компьютерные классы, лингафонные кабинеты, кабинет компьютерной графики, изостудия и фотостудия. Дополнительно школьникам преподают изобразительное искусство, издательские технологии, психологию, историю мировых религий. В лицее работают педагоги высокой квалификации, многие из которых являются преподавателями вузов.

Сотрудничество с вузами

Лицей сотрудничает с МГТУ «Станкин» и МАДИ. При поддержке МГТУ «Станкин» в лицее ежегодно проводится Городская научно-практическая техническая конференция школьников. Большинство выпускников поступают в «Станкин», МАДИ или «Бауманку».

Как поступить

Лицей ежегодно ведёт набор в 7-10 классы. При приёме учитываются образовательные достижения школьников: результаты олимпиад и независимого мониторинга по профильным предметам. Для школьников 9 классов учитывают результаты ОГЭ.

В лицее работают подготовительные курсы. Слушателей курсов принимают в лицей по результатам итоговых контрольных работ.

Потрясающие учителя. К каждому находят подход. Интересно и оригинально подают знания. Всегда готовы помочь, всё объяснить.

Выпускник (2014)

Ребёнок учился в школе с 9 класса. Прекрасные учителя с уважительным отношением к учащимся. Бесплатные подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Комфортная обстановка.

Родитель одиннадцатиклассника

Пять лучших школ, вошедших в этот рейтинг, были выбраны на основе оценок пользователей сервиса «Школы Мела» среди . Если вам кажется, что какая-либо школа оказалась несправедливо забытой - заходите на её страничку, ставьте оценку, и рассказывайте в комментариях, почему эта школа заслуживает внимания.

Когда во вновь принятом Уставе Университета было зафиксировано появление отделения (факультета) физических и математических наук со сроком обучения 3 года.

Отделение включало следующие кафедры:

  1. Теоретической и опытной физики (ранее входила в состав философского факультета),
  2. Чистой математики,
  3. Прикладной математики,
  4. Астрономии наблюдательной,
  5. Химии (ранее входила в состав медицинского факультета),
  6. Ботаники,
  7. Минералогии и сельского домоводства,
  8. Технологии и наук, относящихся к торговле и фабрикам,
  9. Натуральной истории («Демидовская» кафедра, содержание осуществлялось с части доходов от капитала, принесённого в пользу Московского университета благотворителем наук Павлом Григорьевичем Демидовым).

При факультете были учреждены Физический кабинет, Астрономическая Обсерватория, Химическая Лаборатория, Ботанический сад, минералогический кабинет и Кабинет Естественной (Натуральной) Истории.

Выписка из Устава 1804 года:

§ 83. Собрание Физических орудий состоит в ведении и надзирании Профессора Физики. При нём находится приспешник, получающий жалованье из суммы, на сей Институт определенной.

§ 84. Обсерватория и Астрономические орудия, к ней принадлежащие, состоят под ведением Астронома-Обсерватора; а собрание машин и моделей под ведением Профессора Математики. К сим трем заведениям причисляется инструментальной мастер для починки и содержания орудий в надлежащем порядке. Он должен быть снабжен на счет сих Институтов главными для своих работ орудиями и материалами, которые под смотрением Профессора Физики будут у него храниться.

6 мая 1805 года деканом отделения физических и математических наук был избран проф. М. И. Панкевич ; с 20 июня 1808 года - А. А. Прокопович-Антонский ; 16 июня 1809 года - Пётр Иванович Страхов (ректор Университета в 1805-1807 , в 1810 году им был составлен первый отечественный университетский учебник по физике «Краткое начертание физики»); 11 мая 1811 - повторно, М. И. Панкевич; 13 мая 1812 года - снова П. И. Страхов; 19 сентября 1813 года - вновь А. А. Прокопович-Антонский; 29 мая 1818 года - проф. И. А. Двигубский (ректор Университета в 1826-1833) ; 30 мая 1827 года - проф. Ф. И. Чумаков; 29 мая 1828 года - проф. Г. И. Фишер фон Вальдгейм ; 6 мая 1830 года - вновь Ф. И. Чумаков; 11 июня 1832 года - проф. П. С. Щепкин ; 23 мая 1833 года - Член-корреспондент Академии наук, профессор Д. М. Перевощиков ; 29 мая 1835 года - проф. А. Л. Ловецкий.

С занятием Д. М. Перевощиковым 8 декабря 1826 года вакантной с 1811 года кафедры астрономии началось её регулярное преподавание в университете. В это же время издан первый русский учебник по астрономии.

В 1827 году на физико-математическом отделении университета обучался всего 80 человек: 48 своекоштных студентов, 12 - слушателей и 20 казённокоштных студентов .

В июне 1830 года началось строительство по инициативе Д. М. Перевощикова астрономической обсерватории у Пресненской заставы, на «Трёх горах».

По Уставу Императорского Московского университета от 26 июля 1835 года было образовано 2-е отделение (физико-математическое) Философского факультета (срок обучения - 4 года), которое включало кафедры:

  1. Чистой и прикладной математики,
  2. Астрономии,
  3. Физики и физической географии,
  4. Химии,
  5. Минералогии и геологии,
  6. Ботаники,
  7. Зоологии,
  8. Технологии, сельского хозяйства, лесоводства и архитектуры.

При факультете - физический кабинет, обсерватория, химическая лаборатория, ботанический сад, зоологический кабинет, минералогический кабинет, музей натуральной истории, технологический кабинет.

22 февраля 1836 года деканом отделения физических и математических наук философского факультета был избран проф. Д. М. Перевощиков.

На физико-математическом отделении философского факультета согласно «Отчёту о состоянии и действиях Московского университета за 1836 год» обучалось 46 человек.

В январе 1837 года состоялась защита Н. Е. Зерновым первой в России специализированной докторской диссертации по высшей математике - «Рассуждение об интеграции уравнений с частными дифференциалами» .

В начале 1848 года на физико-математическом отделении обучалось 223 человека.
26 мая 1848 года деканом физико-математического отделения философского факультета (вместо ставшего ректором Перевощикова ) утвержден проф. геологии Г. Е. Щуровский . 11 января 1850 года деканом отделения утверждён профессор ботаники А. Г. Фишер фон Вальдгейм , а спустя несколько дней, 26 января, организован самостоятельный физико-математический факультет .

С 1853 года деканом физико-математического факультета избирается проф. М. Ф. Спасский ; 5 мая 1859 года - вновь А. Г. Фишер фон Вальдгейм, которого сменил 20 мая 1860 года - Г. Е. Щуровский.

В ходе либеральных реформ правительства Александра II утверждён новый Университетский устав 1863 года

§ 2. Факультеты, входящие в состав Университетов, суть: историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский.

§ 7. Факультеты по усмотрению Факультетского Совета и с утверждения Министра Народного Просвещения, могут быть разделяемы на отделения.

В Московском университете физико-математический факультет был разделен на отделения математических и естественных наук.

Кафедры физико-математического факультета:

  1. Чистой математики;
  2. Механики (аналитической и практической);
  3. Астрономии и геодезии;
  4. Физики;
  5. Химии (опытной и теоретической);
  6. Минералогии;
  7. Физической географии;
  8. Геогнозии и палеонтологии;
  9. Ботаники (морфология и систематика растений, анатомия и физиология растений);
  10. Зоологии (сравнительная анатомия и систематика животных, анатомия человека и физиология животных);
  11. Технической и агрономической химии.

Студентам физико-математического факультета преподавались французский и немецкий языки.

В 1865 году на факультете обучались 346 человек.

18 мая 1873 года деканом физико-математического факультета избран проф. Ф. А. Бредихин .

15 июня 1876 года деканом физико-математического факультета избран проф. В. Я. Цингер ; 13 февраля 1878 года - проф. А. Ю. Давидов ; 8 июня 1880 года - вновь В. Я. Цингер;

В 1907 году на физико-математическом факультете организовано обучение по специальности «антропология».
В 1910 году на физико-математическом факультете начал работать постоянный практикум по физической химии под руководством Е. И. Шпитальского , который положил начало физико-химической школе Московского университета.

В 1911 году деканом физико-математического факультета был проф. Д. Н. Анучин ; с 1912 года - проф. Л. К. Лахтин

10 июня 1916 года Совет университета возбудил ходатайство перед Министерством Народного Просвещения о приёме женщин в число слушательниц физико-математического факультета.

После событий 1917 года физико-математический факультет практически перестал существовать. В конечном итоге, в октябре 1930 года был организован физико-механический факультет, в состав которого вошли физико-механическое, математическое и астрономо-геодезическое отделения ).
Деканами факультета в это период были: М. М. Новиков (1919-1920), В. В. Стратонов (1920 - август 1922), А. Н. Реформатский (октябрь 1922 - февраль 1923), К. П. Яковлев (март 1923 - август 1924), Г. Ф. Мирчинк (январь 1925-1927), С. А. Казаков (1928-1930).
В апреле 1933 года , после очередной реорганизации структуры Университета, был образован мехмат, состоявший из отделений математики , механики и астрономии , но последнее отделение в 1956 году причислили к физическому факультету.

Примечания

Литература

  • Развитие естествознания в России (XVIII - начало XX века). - М .: АН СССР, Ин-т истории естествознания и техники, 1977. - 536 с.
  • Московский университет за 50 лет Советской власти / И.Г. Петровский. - М .: МГУ, 1967. - 711 с.
  • Л. В. Лёвшин Деканы физического факультета Московского университета . - М .: МГУ, 2002. - 274 с. - 500 экз. - ISBN 5-8279-0026-5
  • Л. В. Лёвшин Физический факультет МГУ. Исторический справочник (персоналии) . - М .: МГУ, 2002. - 346 с. - 220 экз.

Ссылки

  • Устав Императорского Московского Университета 5 ноября 1804 г.
  • Устав Императорского Московского Университета 26 июля 1835 г.
  • Замечательные питомцы Московского университета XVIII–XIX веков
  • Алфавитный словарь профессоров Московского университета (1755-1917)

Wikimedia Foundation . 2010 .

О ВУЗе

Об университете
Уральский вклад в развитие российского спорта

В условиях интенсивного развития физической культуры и спорта в России все больше становятся востребованными выпускники Уральского государственного университета физической культуры.

Показатель успешности

В первую очередь, выпускники УралГУФК – это тренеры и преподаватели самых разных учебных заведений. Ежегодно единственный на Урале спортивный вуз выпускает более 2000 бакалавров, специалистов и магистров по 40 видам спорта и направлениям лечебно-оздоровительной работы.

Последние инновации касаются открытия в вузе направлений по физической реабилитации, нетрадиционным методам оздоровления, физической культуре Востока. Также, благодаря университету, спортивная отрасль с относительно недавнего времени стала пополняться специалистами в области юриспруденции, экономики, менеджмента, психологии, связей с общественностью и организации работы с молодежью.

УралГУФК стал мощной базой для обеспечения отрасли кадрами различной направленности. При этом в числе больших плюсов и то, что в спортивную индустрию страны начали приходить специалисты не «со стороны», а получившие высшее профессиональное образование в профильном вузе и имеющие, благодаря этому, самые полные представления о ее особенностях.

На протяжении последних лет университет не только входит в тройку лучших спортивных вузов России, но и занимает лидирующее положение среди профильных высших учебных заведений страны. Имена его выпускников на слуху, так как многие из них стали выдающимися спортсменами. Ни одно состязание самого крупного масштаба – как в советской, так и российской истории – не обходилось без участия воспитанников УралГУФК. В их числе хоккеисты Сергей Мыльников и Сергей Макаров, лидер конькобежного спорта Татьяна Сидорова, дзюдоист Григорий Веричев, марафонец Леонид Мосеев, пловец Альберт Бакаев и многие другие выдающиеся спортсмены, обязанные своему образованию челябинскому «спортивному» вузу.

И среди современных звезд мирового спорта немало выпускников университета: биатлонистка Светлана Ишмуратова, дзюдоист Виталий Макаров, хоккеисты Дмитрий Калинин, Евгений Малкин и Георгий Гелашвили, волейболистка Екатерина Гамова, а также девушки из ватерпольной команды «Уралочка». Перечислять известных спортсменов, чьи имена связаны не только с громкими победами российского спорта, но и с вузом, можно очень долго.

Ясно одно – УралГУФК с годами не теряет своих позиций и преумножает традиции, заложенные еще в 1970 году, когда вуз появился в Челябинске как филиал Омского государственного института физической культуры. Спустя уже пять лет университет не просто стал самостоятельным, но и заявил о себе, как учебное заведение с большим потенциалом по подготовке специалистов в области спорта. Сегодня более 250 студентов вуза состоят в сборных национальных командах России.

Разумеется, из первого попавшегося молодого человека воспитать выдающегося спортсмена не получится. Но те, кто смог пройти «сито», успешно сдав экзамены при поступлении в УралГУФК, имеют все шансы сделать себе завидную карьеру в спортивной индустрии. Секрет воспитания спортсменов-профессионалов кроется не только в современных подходах к образовательному процессу. Как и подобает в спорте, студентов в УралГУФК с первого курса настраивают на победу – и прежде всего, в учебе.

Вуз объединил в своем составе несколько структурных подразделений: Челябинский колледж физической культуры, Челябинский центр Уральского отделения Российской академии образования и Межотраслевой региональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки физкультурных кадров. Крупный научно-образовательный комплекс, которым ныне является Уральский государственный университет физической культуры, обеспечивает процесс обучения от довузовской подготовки до повышения квалификации дипломированных специалистов. Сегодня выпускники университета работают в физкультурно-спортивных организациях, образовательных учреждениях и прочих предприятиях не только Уральского федерального округа, но и Прикамья, Казахстана, Башкортостана, Татарстана и других регионов России и стран СНГ.

Задачи высокой важности

Безусловно, в научно-исследовательской деятельности УралГУФК принимают участие и сами студенты. Как правило, именно они представляют университет на различных конференциях, конкурсах и олимпиадах городского, регионального и окружного уровня. Руководство вуза поддерживает мотивацию студентов к научно-исследовательской деятельности и вообще к овладению знаниями, создавая им самые благоприятные условия как для учебы, так и для досуга.

Так, первокурсников с первых дней обучения стараются максимально быстро адаптировать к университету и включить в активную студенческую жизнь. В 2006 году для будущих спортивных специалистов был тоткрыт новый корпус общежития на 535 мест. Для организации досуга молодежи в УралГУФК существуют самые разные творческие коллективы, начиная от традиционного вокального ансамбля и заканчивая студией спортивного танца.

Но главное, на что настраивают студентов в «спортивном» университете, – это, разумеется, учеба. Полтора десятка лучших студентов УралГУФК в рамках слета отличников учебы спортивных вузов России ежегодно отдыхают на курортах Кипра и Турции. Так что стимул учиться и вести здоровый образ жизни в Уральском государственном университете физической культуры существенный. А, учитывая специализацию вуза, спортивно-оздоровительная работа здесь является одной из самых приоритетных. Поскольку спортивная отрасль ассоциируется со здоровьем, то и спортсмен в понимании обывателя олицетворяет собой не только стремление к самосовершенствованию, но и здоровый образ жизни для достижения наивысших результатов. Поэтому он должен являть собой пример тем, кто еще лишь собирается приобщиться к спорту.

Успехи современных российских спортсменов ныне связываются с поднятием престижа России на мировом уровне, поэтому на них возлагаются большие надежды не только со стороны болельщиков, но и со стороны государства. А для этого страна создает для спортсменов необходимые условия в рамках совершенствующейся спортивной отрасли. Она, в свою очередь, должна владеть последними научными разработками и быть укомплектована профессионалами. Уральский государственный университет физической культуры вносит существенный вклад в выполнение этой, без преувеличения, общегосударственной задачи.

Кафедрой физической культуры оборудован тренажерный зал с современными тренажерами, подготовлены помещения для занятий степ-аэробикой и оздоровительной гимнастикой, в которых проводятся учебные и тренировочные занятия более чем у 1500 студентов.

На кафедре работают спортивные группы по аэробике, атлетической гимнастике, легкой атлетике и игровым видам спорта (волейбол, баскетбол, футбол). Сборные команды института участвуют в городской спартакиаде среди вузов, а также в районных легкоатлетических соревнованиях, «Лыжне России».

Сборная команда института по степ-аэробике «Джайв», подготовленная тренером-преподавателем И. А. Власовой, является финалистом Чемпионата России, неоднократным победителем городских, областных соревнований, Чемпионатов УрФО по степ-аэробике.

Кафедрой физической культуры проводится значительная спортивно-массовая работа. С целью стимулирования работы по приоритетным видам спорта были составлены календарь спортивных соревнований института, сметы соревнований, где учитывалось достойное материальное поощрение студентов-победителей и призеров соревнований. В конце каждого учебного года определяются 20 лучших спортсменов института, которые награждаются ректором ценными подарками. Ежегодно присуждается стипендия «За спортивные достижения» лучшим спортсменам института.

Организовываются фитнес-трофи и фитнес-дни на открытой площадке. Учреждены Кубки ректора по футболу, кроссу, пауэрлифтингу.

Кафедра два раза год проводит Спортивные праздники для студентов и «Дни здоровья» для преподавателей, сотрудников и членов их семей.

История кафедры

Кафедрара физ. воспитания создана в 1972, с 2008 - кафедра физической культуры. Первая зав. кафедрой - Любовь Андреевна Меньщикова (1972 - 1983), выпускница факультета физ. воспитания ЧГПИ (1951). До обр. кафедры учебные занятия проводились препод. А. В. Турцевым, Н. П. Уральской, Н. А. Паршиной (с 1968), Ф. И. Зелинским (с 1970), Г. Я. Ситниковой (с 1971), которые были в составе кафедры педагогики и психологии. Л. В. Меньщикова добилась высокого уровня проведения уч. занятий на всех курсах обуч. по всем разделам прогр. по физ. восп. для вузов. Создала спортклуб ин-та, повысив массовость спорт. соревнований, спартакиад среди студ. и препод. Будучи блестящим организатором и методистом с большим опытом, сформировала коллектив педагогов-энтузиастов, тренеров по массовым видам спорта. Основу каф. составляли выпускники фак-та физ. воспитания ЧГПИ: А. Ф. Топоров, Ф. И. Зелинский, Ю. В. Смолин, В. И. Кравчук, выпускница Омского ин-та физ. культуры Г. Я. Мартынова, выпускница Ленинградского ин-та физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта Н. А. Паршина. Занятия и тренировки проводились на арендованных спорт. сооружениях: стадион «Локомотив» (легкая атлетика, конькобежный спорт), стадион и лыжная база ПКиО им. Ю. А. Гагарина (легкая атлетика, коньки, лыжный спорт), плав. бассейн ЧМК (плавание), стрелковый тир Советского р-на. Уч. занятия проводились два раза в неделю на всех курсах, у всех специализаций двух фак-ов, что составляло 560 час. за период обучения и было рекордом для вузов Мин-ва культуры СССР. Прогр. по физ. воспитанию для вузов была построена на подготовке к сдаче норм ГТО СССР (готов к труду и обороне СССР), с вручением выполнившим эти нормы серебряных и золотых значков ГТО и присвоением разрядов. Проводились соревнования по летнему пятиборью и зимнему троеборью ГТО на первенство города, области, областного совета студ. спорт. об-ва «Буревестник», Мин-ва к-ры РСФСР. Летом 1978, впервые приняв уч. в первенстве Мин-ва к-ры РСФСР в г. Тамбове, сборная команда студ. ЧГИК, подготовленная ст. препод. каф. В. И. Кравчуком, заняла второе место по летнему пятиборью ГТО (бег 100м., кросс 3000м., метание гранаты, плавание 100м., стрельба из винтовки на 50м.), оттеснив команду Московского ин-та к-ры на третье место. В состав сборной команды входили: Виктор Фисенко, Александр Кривонос, В. Мифтахов, Н. Кондюрина (все - культпросветфак-т) и Н. Шилохвостова (биб. фак). Они составляли основу сборных команд ЧГИК по разл. видам спорта в течение нескольких лет. В 1980 - 1981 норматив кандидата в мастера спорта по зимнему троеборью ГТО выполнили Р. Фаттахов, Л. Исхакова, В. И. Кравчук. В 1981 В. И. Кравчук стал победителем первенства Челяб. обл. среди преподавателей вузов по зимнему троеборью ГТО. Тренеры - преподаватели А. Ф. Топоров и В. И. Кравчук значительно подняли уровень спортивной работы, повысив планку учебно-тренировоч. процесса института; стали традиционными тренировоч. сборы на Ильменской турбазе, на спортбазе «Юность» (оз. Увильды), спортлагере в Харлушах. Сборные команды по легкой атлетике, лыжам и многоборьям ГТО, подготовленные ими, в 1978 - 1982 неоднократно становились призерами первенств Мин-ва культуры РСФСР, обл. совета ДСО «Буревестник», и г. Чел. В первенствах обл. совета ДСО «Буревестник» серебряными призерами становились Александр Гашек (театральная режиссура) по метанию диска, В. Малиновский (нар. инструменты) в легкоатлетическом спринте на 100 и 200м. Преподаватель каф-ры В. Н. Журавлев, канд. в мастера спорта по туризму, исполнитель туристских песен, готовил сборные команды туристов, занимавшие призовые места в первенствах обл. совета ДСО «Буревестник». Под его руководством студ. спец. «Методист-организатор клубно-массовой работы» ходили в походы в Фанские горы. Тренер-преподаватель по волейболу Г. Я. Мартынова успешно готовила студенческие и препод. команды, неоднократно занимавшие приз. места и побеждавшие в первенствах г. Чел., обл. сов. «Буревестник», обкома профсоюза работников к-ры. Атмосфера тех лет была праздничной. Традиционные спорт. праздники ин-та, студ. и препод., под оркестр, соревновательный дух, царящий на них, объединяли. При поддержке профкомов проводились семейные эстафеты. Сборные команды ин-та по различным видам спорта выезжали на юбилеи Свердловской конс. им. М. П. Мусоргского, Уфимского ин-та иск-в. В свою очередь команды этих уч. заведений приезжали в ЧГИК. Устанавливались проф., личностные взаимоотношения на базе спорт. интересов. С 1979 каф-ра принимала активное участие в строительстве спорт. оздоровит. лагеря «Мелодия» в пос. Харлуши. На каф-ре шел поиск направлений НИР. Вопросами биомеханики хореографии занимался В. И. Кравчук, который вел разработанный им курс анатомии и физиологии у студ.-хореографов. В 1981 он прошел стажировку по профессионально-прикладной физ. подготовке студентов-хореографов в Ленинградском ин-те физ. к-ры. С этой темой в 1983 он поступил в целевую очн. аспирантуру на каф. теории физ. к-ры ЛГИФК им. Лесгафта. В 1983 - 1988 зав. каф-рой Ю. В. Смолин. Препод. каф-ры проделана большая раб. по укреплению мат. и спорт. базы ин-та. Необходимо отметить строительство и функционирование СОЛ «Мелодия», где отдыхали и тренировались спортсмены, студ. и препод., сотрудники с семьями. Состав каф. пополнился новыми препод.: Л. А. Пискунова, А. Т. Конькова, С. В. Шаврикова, П. Павлов, Л. В. Ерёмина, занимавшая должность председателя спортклуба ЧГИК (ставка Чел. обкома профсоюза раб. к-ры), в летнее время работавшая дир. СОЛ «Мелодия». В 1988 - 2009 каф. заведовал В. И. Кравчук, поставивший целью сделать каф. полноценным научно-педагогическим подразделением вуза. При содействии проректора по НИР Т. М. Синецкой были заключены договора о совместных науч. исследованиях с Чел. мединститутом, техническим ун-том (ныне ЮУрГУ), ин-том физкультуры. По результатам 3-х летних исследований впервые препод. каф-ры было опубликовано более 20 работ, в т. ч. и различные методич. рекомендации для студ. Препод. начали вести кружки НИРС по различным направлениям физ. к-ры и спорта. Первые студенческие итоговые доклады были отмечены дипл. на конф. Урал. Олимпийской Академии (ЧГИФК). В. И. Кравчук в 1994 опубликовал первое в истории каф-ры уч. пособие, получил звание доцента. С 1989 по 2009 преподавателями каф-ры опубликовано 315 печатных работ общим объемом более 220 печ. Л., в т. ч. 5 уч. пособий. В начале 1990-х на каф-ре раб. 11 препод., каждый из которых вел спортивные группы: от спорт. акробатики у хореографов до плавания и лыжных гонок на всех специализациях. Состав каф. в этот период пополнился выпускниками ЧГИФК, кандидатами в маст. спорта А. С. Москвиным (спортивная акробатика), А. Н. Кузнецовым (легкая атлетика), А. Г. Зубковым (лыжные гонки). Сборные команды, подготовленные препод., участвовали в первенствах района, города и области, занимали призовые места. В 1990 В. И. Кравчук добился разрешения оборудовать холл третьего этажа общежития № 2 под зал атлетической гимнастики. Это стало отправной точкой отсчета для развития силовых видов спорта в ЧГАКИ. В 1995 в выделенном ректором А. П. Граем приспособленном помещении, площадью более 300 кв. м. каф. оборудовала специализированный тренажерный зал, первый среди вузов Чел.. Это проводилось при финансовой поддержке Чел. обл. спорткомитета и райспорткомитета Советского р-на. К середине 90-х смена политич. и экономич. ситуации в России повлекла за собой сокращение уч. нагрузки и, соответственно, уменьшение состава кафедры до 6 препод., количество уч. час. сократилось до 240 (1 раз в неделю на 1 и 2 курсах). На каф. была разработана раб. Уч. прогр. по легкой атлетике, атлетической гимнастике и профессионально-прикладной физ. подготовке (ППФП). Препод. начали читать лекции по теории физ. к-ры и безоп. жизнедеят-ти. В 1999 каф. вернула утраченные позиции, был введен итоговый экзамен по теории физ. к-ры. В 2000, в связи с поступлением на каф. вып. ЧГИФК (каф. гимнастики) И. А. Власовой, началось развитие фитнес-аэробики в институте. Команда «Геликон», основу которой составляли студенты-хореографы, начала занимать призовые места в первенствах различного уровня по степ-аэробике, стала лауреатом «Весны студенческой». Звание «Заслуженный работник физ. к-ры РФ» присвоено ст. препод. Г. Я. Мартыновой (1999), доценту каф. В. И. Кравчуку (2000); в 2003 награжден знаком «Отличник физ. К-ры и спорта России» ст. препод. Ю. В. Смолин. В 2002 при поддержке ректора В. Я. Рушанина был реконструирован трен. зал и оборудован современными тренажерами, оборудованы помещения для занятий степ-аэробикой и оздоровительной гимнастикой, в кот. проводились уч. и тренировочные занятия более чем у 1500 студ. 8-ми фак-тов. При помощи гор. администрации построена комплексная спортплощадка у общежитий. Занятия начали проходить в соответствии с требованиями ГОС ВПО по дисц. «Физ. к-ра» (408 ч. за период обучения). Выпускница фак-та физ. к-ры и БЖД ЧГПУ В. В. Парфентьева стала вести БЖД на первом курсе всех фак-тов и уч. занятия по физ. к-ре для студ. спец. мед. групп. Г. Я. Мартынова подготовила и читала курсы «Возрастная анатомия и физиология человека» и «Основы мед. знаний» для спец. «Учитель музыки». Во внеучебной работе каф. акцентировала создание условий для внедрения здорового обр. жизни у студ. Начали проводиться спартакиады фак-ов ЧГАКИ (8 фак-тов) под девизом «Укрепи свое здоровье, студент!» (10 видов спорта), Кубки Ректора по видам спорта с количеством участников до 1500 чел., спортивные праздники и шоу. Зам. деканов по спортивной раб. проводили большую подготовительную и организационную работу со сборными командами по различным видам спорта: Ю. В. Смолин (культурологический ф-т), Ф. И. Зелинский (фак-т документальных коммуникаций), Г. Я. Мартынова (муз.-пед. фак-т), Л. В. Ерёмина (исполнит. фак-т), И. А. Власова (фак-т декор.-приклад. тв-ва). По итогам спортивного года определялись 20 лучших спортсменов института, которые награждались ценными призами, поездками в Санкт-Петербург, на базы Черноморского побережья, в горнолыжный центр «Солнечная долина», назначались стип. «За спортивные достижения». Каф-ра дважды в год проводила «Дни здоровья» для преподавателей, сотрудников и членов их семей. Наивысших достижений добилась команда «Джайв» (тренер И. А. Власова), основу которой составляли студенты культурологического фак-та, неоднократная победительница Кубков УрФО и финалист Первенства России по фитнес-аэробике (2006 - 2009). С 2009 каф. заведует И. А. Власова. Получило дальнейшее развитие направление фитнес-аэробики (классическая и степ-аэробика, хип-хоп, восточный танец). Увеличилось количество занимающихся, в институте стали проводиться фитнес-дни с презентацией на телеканале «Восточный экспресс» в программе «Фитнес». Пополнилась спортивная база каф. новыми тренажерами и оборудованием. Команда «Джайв» стала финалистом Кубка России по фитнес-аэробике (2010). Впервые спортивный праздник для препод., сотрудников и членов их семей был проведен на горнолыжном курорте г. Миасс «Солнечная долина», (более 220 чел.). В составе каф. появился вып. фак-та физ. к-ры и безоп. жизнедеятельности ЧГПУ С. С. Рыков, кмс по спорт. акробатике. В 2010 В. И. Кравчук защитил канд. дисс.

Круг научных и методических интересов преподавателей кафедры

Общекафедральная тема: определение уровня физической и функциональной подготовленности студентов различных специализаций вуза культуры.

Преподавателями кафедры регулярно организуется работа в рамках деятельности внутривузовских и межвузовских конференций:

И. А. Власова: Фитнесс - аэробика в физической культуре студентов.
В. И. Кравчук: Физкультурное образование студентов вуза.
Г. Я. Мартынова: Здоровый образ жизни студентов (валеологические основы).
Л. В. Ерёмина: Атлетическая гимнастика в физической культуре студентов.
Ф. И. Зелинский: Спортивные игры в физической культуре студентов.
Ю. В. Смолин: Экономика, спорт, бизнес.

Наши выпускники

На кафедре физической культуры ЧГАКИ в 2005 году была образована команда по степ-аэробике «Джайв». Тренер команды - заведующая кафедрой физической культуры ЧГАКИ, вице-президент Федерации фитнес-аэробики Челябинской области, старший тренер И. А. Власова.

В обновленном составе команда существует с октября 2007 года. Первое выступление и победа этой команды состоялись в феврале 2008 года на квалификационных соревнованиях. На Чемпионате УрФО команда института оказалась лучшей. На городских и областных соревнованиях «Джайв» вновь отличилась и заняла первое место. В марте 2009 года команда привезла с Чемпионата УрФО в Екатеринбурге звание чемпиона и первый спортивный разряд.

«Джайв» является победителем соревнований города, об-ласти, а также уровня УрФО (2009-2010 гг.). В 2009 году команда ЧГАКИ стала финалистом Чемпионата России (г. Москва). В декабре 2010 года - финалистом Кубка России по фитнес-аэробике.

В 2011 году девушки выиграли Чемпионат города, Чемпионат Челябинской области, Чемпионат УрФО и стали финалистами Чемпионата России по фитнес-аэробике. Все участницы команды выполнили норматив кандидатов в мастера спорта, в их числе: О. Литвякова (КФ), Т. Водолазская (СКД), М. Синицина (ИДК), М. Александрова (КФ), Н. Подколзина (ИДК), А. Брюховецкая (ред. отдел), А. Кузнецова (КФ), М. Конохова (КФ), Е. Хрюкина (КФ).

В 2016 году студентки ЧГИК в составе команды «Джайв» завоевали золото в чемпионате мира по фитнес-аэробике в Вене (Австрия).
Девушки выступили в номинации степ-аэробика в категории старше 17 лет. Чтобы попасть на чемпионат участницам пришлось соревноваться за первенство с лучшими городскими, региональными и всероссийскими командами.

Чемпионат был разделен на три этапа: отборочный, полуфинал и финал, в каждом из которых команда «Джайв» уверенно лидировала. В финале девушкам пришлось бороться с двумя командами из России, тремя из Чехии и одной из Южной Африки.