На свободную тему

Что такое обособление в биологии. Обособленные члены предложения. Понятие об обособлении. Средства обособления. Условия обособления. Предложения с полупредикативными обособленными членами. Роль обособления в русском языке

Условия обособления определений.

1. Всегда обособляются определения, относящиеся к личным местоимениям. Чужой для всех, ничем не связан, я думал вольность и покой замена счастию.

2. Определения в сочетаниях с местоимениями кто-то, что-то, все не обособляются, если трудно выделить главное слово, в этих случаях возникают комплетивные отношения, а все словосочетание является одним членом предложения. Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика.

3. Обособленные согласованные определения, выраженные причастным и адъективным оборотом, стоящие после определяемого слова. Отец ее был добрый малый, в прошедшем веке запоздалый.

4. Обособляются определения, стоящие в препозиции, если имеют обстоятельственное значение. Привлеченные светом лампы, бабочки летят в комнату. Бабочки (какие?) привлеченные светом лампы. Летят (почему?) привлеченные светом лампы.

5. Обособляются определения, относящиеся к отсутствующему в данном предложении, но воспринимаемому из контекста существительному. Смотри – вон, темный, бежит.

6. Несогласованные определения обособляются, если подчеркивается их смысловая значимость или если они находятся в одном ряду с согласованными определениями. Офицеры, в новых сюртуках, белых перчатках и блестящих эполетах, щеголяли по бульвару.

7. Обычно обособляются значимые несогласованные определения, если относятся к имени собственному. Из памяти не выходила Елизавета Киевна. В мужском платье, жалкой улыбкой и кроткими глазами.

Они аналогичны условиям обособления определений.

1. Обособляются приложения, если стоят после определяемого существительного. Но наше северное лето, карикатура южных зим, мелькнет.

2. Обособляются приложения, относящиеся к нарицательному существительному, если оно имеет при себе пояснительные слова. Встретился им повар генерала Жукова, старичок.

3. Обособляются приложения, относящиеся к личному местоимению. Как охотник, я чувствую больше жалости к убиваемым животным.

4. В препозиции обособляется приложение с обстоятельственным значением. Прославленный разведчик, Травкин оставался человеком скромным.

5. Обособляется приложение, присоединяемое при помощи союза «как» с причинным значением. Как поэт нового времени, Батюшков не мог не заплатить дань романтизму.

Условия обособления обстоятельств . Обособленные обстоятельства часто называют дополнительными сказуемыми

1. Обособляются обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом. В любви считаясь инвалидом , Онегин слушал с важным видом.

2. Одиночное деепричастие обособляется, если указывает на время действия, причину, условие. Обычно такое деепричастие находится перед сказуемым. На столе, блистая , шипел вечерний самовар.


3. Обособляется обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, если стоит после союза. Жизнь устроена так дьявольски, что, не умея ненавидеть , мы не умеем искренне любить.

4. Обособляются обстоятельства, выраженные существительным с предлогом «несмотря на». Они любили друг друга, несмотря на различие характеров и вкусов.

Не обособляются обстоятельства, если:

1. Если выражены одиночным деепричастием, непосредственно примыкающим к сказуемому и близким по функции к наречию: читать лежа, делать шутя, живет смеясь. Она идет по жизни смеясь.

2. Деепричастии, представляющие собой по смыслу фразеологические обороты: работать засучив рукава, работать спустя рукава, бежать сломя голову, кричать не переводя духа, ринуться очертя голову . Исключение: судя по всему, по совести говоря (вводные слова).

3. Не обособляются выражения: начиная с, исходя с Начиная с утра льет дождь.

4. Не обособляются деепричастные обороты, употребляющиеся в качестве ОЧП с необособленными обстоятельствами: Ребенок стоял с раскрытым от удивления ртом и не спуская глаз с собаки.

К обособленным дополнениям относят субстантивные обороты с предлогами кроме, за исключением, помимо, сверх, вместо. Этим оборотам присуще значение включения, исключения, замещения. Как правило, они обособляются, если имеют дополнительное значение. Это дополнительное значение приписывается им говорящим. Например: Долго ничего не было видно, кроме дождя и длинного человека, лежащего на песке. На обособление данных конструкций влияет количественный фактор.

Предложения с уточняющими членами отличаются от предложений с полупредикативными членами. Назовем основные отличительные черты:

1. Семантика. Только полупредикативные члены содержат дополнительное сообщение. Уточняющие члены либо конкретизируют, либо поясняют сообщение.

2. Структура. Уточняющими могут быть не только второстепенные, но и главные члены предложения.

3. Союзы. Уточняющие члены могут присоединяться при помощи союзов то есть, иначе, или (= то есть). На лесных полянах цветет желтая пижма, или дикая рябинка . Некоторые медведи ложатся на зиму в утесах, то есть в щелях, гротах и пещерах .

4. Характер связи. Уточняющие члены могут быть связаны с уточняемыми при помощи присоединительных слов: особенно, даже, главным образом, в частности, в том числе, например. Бабушка очень любила грибы, в особенности рыжики .

В синтаксисе различаются уточняющие и поясняющие конструкции: при пояснении возникают отношения тождества, при уточнении – отношения части и целого.

Часто позицию уточняемого члена занимают местоимения и наречия, для которых характерно наиболее абстрактное значение. Например: Вверху, на палубе, перекликались матросы.

Уточнение может включать цепочку уточняющих членов, причем каждое последующее является уточняющим по отношению к предыдущему: Сейчас, ночью, после выхода из боя, казалась невероятной попытка японцев прорваться .

Осложнённое предложение

1) однородные члены;

4) обращения;

Общее понятие об обособлении

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ ОБОСОБЛЕНИИ

Обособление-один из спо­со­бов смыс­ло­во­го вы­де­ле­ния или уточ­не­ния части высказывания. Обособленные члены обладают определённой самостоятельностью и способны сами стать отдельным предложением или его центром. Если сравнивать это синтаксическое явление с жизнью людей, то легко представить, что подросший ребёнок в семье, подросток, и есть в некотором роде обособленный член семьи: у него есть своя территория в пределах квартиры (предложения), он закрывает за собой дверь (ставит запятые), он имеет своих друзей (зависимые слова), но пока он зависит от родителей. Но он вырастет и создаст свою отдельную семью-предложение.

Посмотрим, как обособленные члены могут легко трансформироваться в отдельные предложения:

Облака , подобные низ­ко­му дыму, быст­ро не­с­лись со сто­ро­ны моря.

В пер­вом пред­ло­же­нии обособ­ле­но определение, вы­ра­жен­ное при­ла­га­тель­ным подобные с от­но­ся­щи­ми­ся к нему словами. Это опре­де­ле­ние может быть за­ме­не­но от­дель­ным пред­ло­же­ни­ем или при­да­точ­ным пред­ло­же­ни­ем в со­ста­ве сложного: Об­ла­ка быст­ро не­с­лись со сто­ро­ны моря. Они были по­доб­ны низ­ко­му дыму.

Облака, ко­то­рые были по­доб­ны низ­ко­му дыму, быст­ро не­с­лись со сто­ро­ны моря.

Обособленные члены пред­ло­же­ния де­лят­ся на две группы:

1) обособ­лен­ные вто­ро­сте­пен­ные члены, близ­кие по зна­че­нию к предложению;

2) уточ­ня­ю­щие члены предложения.

Приведём крат­кую обоб­ща­ю­щую таб­ли­цу обособ­лен­ных чле­нов с примерами тех типов обособлений, что проверяется на экзамене ОГЭ (2016 год)



ОБОСОБЛЕННЫЕ СО­ГЛА­СО­ВАН­НЫЕ ОПРЕ­ДЕ­ЛЕ­НИЯ

1. При­част­ный обо­рот после глав­но­го слова.

Дорога , идущая вдоль леса. СРАВНИМ: идущая вдоль леса до­ро­га (обособления нет)

2. Обо­рот с при­ла­га­тель­ным с за­ви­си­мы­ми словами.

Окно , мокрое от дождя. День , похожий на остальные.

3. Два оди­ноч­ных прилагательных, однородных, сто­я­щих после глав­но­го слова.

Наступило утро , морозное и туманное.

4. При­част­ный обо­рот до глав­но­го слова, если глав­ное слово ИМЯ соб­ствен­ное или обо­рот имеет зна­че­ние ПРИЧИНЫ.

Разозлённый, Ни­ки­тин гнев­но сверк­нул глазищами. (причина, по­че­му сверкнул?)

5. Определение, от­но­ся­ще­е­ся к лич­но­му местоимению:

Молодые, мы меч­та­ли о кос­ми­че­ских далях и не­ве­до­мых мирах . (личное местоимение)

ОБОСОБЛЕННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

1.Имя существительное, сто­я­щее в том же па­де­же что и глав­ное слово, на­зы­ва­ет пред­мет речи ДРУ­ГИМ СЛОВОМ, уточняет, кто он или кем является.

Артём и Илья, одноклассники, сдали тест первыми.

ОБОСОБЛЕННОЕ ДОПОЛНЕНИЕ

1. Из числа до­пол­не­ний бы­ва­ют обособ­лен­ны­ми очень немногие, а имен­но до­пол­не­ния с предлогами

кроме, помимо, исключая, сверх, помимо, включая:

Кроме него, при­шло ещё пять человек.

Все ребята, включая Илью и Артёма, от­вет­ствен­но от­но­сят­ся к вы­пол­не­нию заданий.

ОБОСОБЛЕННОЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

1. Де­е­при­част­ный обо­рот и оди­ноч­ное деепричастие

Расположившись на насыпи, мы стали на­блю­дать за при­бли­жа­ю­щим­ся поездом.

2. Все­гда яв­ля­ет­ся обособ­лен­ным обо­рот с пред­ло­гом не­смот­ря на

Несмотря на усталость, мы были полны ре­ши­мо­сти до­брать­ся до де­рев­ни засветло.

УТОЧНЯЮЩЕЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

1. Два обстоятельства, вто­рое из ко­то­рых уточ­ня­ет МЕСТО или ВРЕМЯ.

Там, далеко по­за­ди нас, остал­ся шум­ный город.

Сирень росла прямо под окнами, рядом с калиткой.



Тогда, в детстве, всё ка­за­лось более про­стым и понятным.

У забора, у самой калитки, в но­яб­ре рас­цве­ли маргаритки.

Обособленное обстоятельство

ОБОСОБЛЕННОЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО - это оди­ноч­ные деепричастия и де­е­при­част­ные обороты.

Де­е­при­ча­стие - осо­бая форма глагола, от­ве­ча­ет на во­про­сы что делая? и что сделав? , от­но­сит­ся всегда к гла­го­лу и обо­зна­ча­ет добавочное дей­ствие по от­но­ше­нию к основному. Например, в пред­ло­же­нии

Сде­лав боль­шой круг по га­зет­но­му пе­ре­ул­ку в Кис­лов­ке, Левин опять вер­нул­ся в го­сти­ни­цу и, по­ло­жив перед собой часы, сел, ожи­дая две­на­дца­ти .

вы­де­лен­ные слова - деепричастия, подчёркнуты как об­сто­я­тель­ства вместе с за­ви­си­мы­ми от них словами, то есть де­е­при­част­ны­ми оборотами (=ДО)

Нельзя путать деепричастие с суффиксом ВШИ и причастие с суффиксом ВШ, например:

Мальчик , улыбнувшийся мне, побежал по дорожке-это причастие и причастный оборот; а мальчик, улыбнувшись мне, побежал по дорожке;

Вернувшиеся с работы родители ничего не заметили- причастие и причастный оборот; вернувшись с работы, родители ничего не заметили- деепричастие и деепричастный оборот;

Нельзя путать деепричастие с суффиксом А/Я и причастие с суффиксом УЩ/ЯЩ/АЩ/ЮЩ, например:

Улыбающийся и улыбаясь; готовящийся и готовясь; увлекающийся и увлекаясь.

Основные пра­ви­ла обособления де­е­при­ча­стий и де­е­при­част­ных оборотов.

В от­ли­чие от при­ча­стий и при­част­ных оборотов, оди­ноч­ные деепричастия и де­е­при­част­ные обороты вы­де­ля­ют­ся запятыми всегда, не­за­ви­си­мо от места их расположения, за ис­клю­че­ни­ем случаев:

Если де­е­при­ча­стие включается в устой­чи­вый оборот: ра­бо­тать спустя ру­ка­ва (ср.: за­су­чив рукава), ра­бо­тать не по­кла­дая рук; бе­жать высунув язык; бе­жать сломя голову; слу­шать затаив дыхание; слу­шать развесив уши и др.: В труд­ные дни он ра­бо­тал с нами рук не покладая. Не­ко­то­рые из них (спустя, сломя) имеют ар­ха­ич­ную форму и в со­вре­мен­ном языке уже не яв­ля­ют­ся деепричастиями;

Если де­е­при­ча­стие непосредственно при­мы­ка­ет к гла­го­лу и имеет зна­че­ние образа действия: Не спеша бегут ло­ша­ди среди зе­ле­ных холмистых полей - бегут как?; Сергей долго лежал не шевелясь - лежал как? Такие де­е­при­ча­стия по функ­ции сближаются с наречием: Это упраж­не­ние делают сидянастуле; Он читал лежа; Рас­су­док мой изнемогает, и молча гиб­нуть я должна .

По особым правилам выделяются запятыми деепричастия и деепричастные обороты при наличии нескольких сказуемых или нескольких деепричастных оборотов.

Обособленные определения

Обособленные определения- это вы­де­лен­ные по смыс­лу при по­мо­щи ин­то­на­ции и за­пя­тых определения, ко­то­рые могут быть за­ме­не­ны на от­дель­ное предложение.

Определения, которые не выделяются запятыми, называются необособленными.

Сравним предложения:

1).Наступила ясная, морозная ночь. Два од­но­род­ных нераспространённых не­обособ­лен­ных определения.

2).Наступила ночь, ясная, морозная. Два од­но­род­ных нераспространённых обособ­лен­ных определения.

3).Ночь была морозная, ясная. Со­став­ное имен­ное ска­зу­е­мое с двумя имен­ны­ми частями.

Обратите вни­ма­ние на за­пя­тую перед пер­вым опре­де­ле­ни­ем во 2-м примере, это и есть обособление. В 3-ем пред­ло­же­нии слова ясная и морозная уже не определения, они стали сказуемым.

Су­ще­ству­ют определённые ПРАВИЛА ОБОСОБ­ЛЕ­НИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЙ .

Оособ­ле­ние по типу 1.

Причастный обо­рот обособляется, если стоит после глав­но­го слова. Схема: ГС+ПО.

Человек , |не пом­ня­щий прошлого|, ли­ша­ет себя будущего.

Меняем ме­ста­ми ПО и ГС: |Не пом­ня­щий прошлого| человек ли­ша­ет себя будущего. Обособ­ле­ния нет!.

Примечание : прак­ти­че­ски все ошиб­ки на по­ста­нов­ку за­пя­той свя­за­но с этим правилом, точнее, его нарушением. НЕТ ТА­КО­ГО правила: при­част­ный обо­рот вы­де­ля­ет­ся запятыми. Он вы­де­ля­ет­ся при со­блю­де­нии схемы ГС+ПО. Если же схема ПО+ГС, обо­рот вы­де­ля­ет­ся толь­ко при со­блю­де­нии усло­вий ТИП 4 и ТИП 5.

Оособ­ле­ние по типу 2.

Определительный обо­рот после глав­но­го слова Схема: ГС+ОО.

Были слыш­ны звуки , |похожие на стоны деревьев|.

Примечание к ТИПУ 1 дей­ству­ет и для этого правила.

Оособ­ле­ние по типу 3.

Несколько нераспространённых определений, соединённых со­ю­зом и (или без него, с запятой) после глав­но­го слова. Схема: ГС+Определение + И+ Определение.

Мартовская ночь , об­лач­ная и туманная, оку­та­ла землю.

Весенний дух , весёлый и беспутный, ходил повсюду.

Обособ­ле­ние по типу 4.

Перед опре­де­ля­е­мым словом, если опре­де­ле­ние имеет зна­че­ние при­чи­ны или уступки. Если та­ко­го зна­че­ния нет, то обо­рот по об­ще­му пра­ви­лу не выделяется.

|Повешенный на дерево| скворечник в этот же день ока­зал­ся заселенным.(Нет причины, нель­зя утверждать, что его за­се­ли­ли потому, что он ока­зал­ся повешенным. Обособ­ле­ния нет).

|Измученная мно­го­днев­ной засухой|, земля жадно уто­ля­ла жажду. (Почему?Потому, что была из­му­че­на засухой.) Схема: ПО+ГС.

Обособ­ле­ние по типу 5.

Обособление про­ис­хо­дит всегда, если опре­де­ле­ние от­но­сит­ся к лич­но­му местоимению. Схема: ПО+ГС.

|Увлечённый разговором|, он прислушался. Разгорячённый и взволнованный, он вбе­жал в комнату.

Рассмотрим кон­крет­ные при­ме­ры (взяты из ОБЗ ФИПИ), ис­поль­зуя следющий алгоритм:

а) найдём все слова, от­ве­ча­ю­щие на во­прос определения;

б) найдём глав­ные слова, к ко­то­рым относятся эти опре­де­ле­ния и решим од­но­род­ные есть/нет.

в) по­про­бу­ем поставить во­про­сы от при­ча­стия или при­ла­га­тель­но­го к дру­гим словам, чтобы убедиться, что за­ви­си­мых слов нет/ есть;

г) по­смот­рим на типы обособ­ле­ний 1-5 и све­рим с рас­став­лен­ны­ми запятыми, ука­жем тип обособления, если оно имеет место.

1.(1) Черноволосый, (2) взъерошенный, он был похож на (3) ма­лень­ко­го (4) исхудалоговолчонка, и его (5) ввалившиеся глаза по­сто­ян­но искали добычу.

Под циф­ра­ми 1 и 2 обособ­лен­ные нераспространённые од­но­род­ные определения, стоят перед лич­ным ме­сто­име­нием ОН, тип обособ­ле­ния 5; 3 и 4 - не­обособ­лен­ные нераспространённые неод­но­род­ные определения; под циф­рой 5 - оди­ноч­ное не­обособ­лен­ное определение.

2.Стадо телят и быч­ков втя­ну­лось на (1)старую, |(2)заваленную деревьями| просеку. Два од­но­род­ных определения, от­но­сят­ся к слову «просека». 1-е необособленное, одиночное. 2-е распространённое необособленное, вы­ра­жен­ное при­част­ным оборотом. Об­ра­ти­те внимание: если в за­да­нии требуется найти не­обособ­лен­ное распространённое определение, это будет чаще всего при­част­ный оборот, сто­я­щий ДО глав­но­го слова.

3.И она на­пра­ви­лась к своей (1)вер­ной подруге Зи­ноч­ке Крючковой, (2)всё ещё под­дер­жи­ва­ю­щей полку с про­во­лоч­ной мо­де­лью атомаОпределений два: под циф­рой 1 не­обособ­лен­ное нераспространённое опре­де­ле­ние, от­но­сит­ся к слову «подруга»; под циф­рой 2 распространённое, вы­ра­же­но при­част­ным оборотом, обособленное. ТИП 1

4. (1)Глубокая и (2)тихая вода ла­ки­ро­ван­но блестела, слов­но в реку вы­ли­ли масло, и в это (3)чёрное зер­ка­ло смот­ре­лись с об­ры­ва (4)задумчивые ели , (5)тонкие берёзки , (6)|тронутые желтизной|. Под циф­ра­ми 1, 2, 3, 4, 5 не­обособ­лен­ные нераспространённые определения; 1 и 2 од­но­род­ные; 6 распространённое, вы­ра­же­но при­част­ным оборотом, обособленное, тип 1.

Голуби узна­ли его, за­тре­пе­та­ли над головой, са­ди­лись ему на плечи, он брал их , воркующих, встревоженных, и пря­тал под куртку, за пазуху. Опре­де­ле­ний два, одиночные, однородные, со­еди­не­ны интонацией, обособ­лен­ные (перед пер­вым и после вто­ро­го стоит запятая) по типу 3.

Обособленное дополнение

Обычно дополнения тесно связаны с теми словами, к которым относятся, поэтому обособляются редко.

Как обособленные дополнения рассматриваются обороты со словами кроме, помимо, включая, за исключением,

сверх, исключая, наряду с, вместо и др.:

Я ничего не слышал, кроме шума листьев. (А. Пушкин)

Рассказ очень понравился мне, за исключением некоторых деталей. (М. Горький).

В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. (Пауст.)

Мы, помимо судовых работ, занимались ещё погрузкой угля. (М. Г.)

Информация для учителей: в различных школьных учебниках обороты со словами кроме, помимо, включая, за исключением, сверх, исключая, наряду с, вместо относят то к обособленным, то к уточняющим членам предложения. Размещение данного материала в группе "Обособленные члены" продиктовано тем, что в тестах ОГЭ данные дополнения считаются обособленными, при этом на данный момент времени заданий на поиск обособленного дополнения всего два, и в двух случаях это оборот со словом «кроме.»

Такие уточняющие дополнения могут стоять не только после уточняемого члена, но и перед ним. В предложении уточняющие дополнения и уточняемые слова могут быть разными членами, например:

За исключением отдельных учеников, все в нашем классе учатся хорошо. Уточняемый член все - подлежащее, а уточняющий «за исключением отдельных учеников» - дополнение.

Обособленное приложение

ОБОСОБЛЕННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ-это выделенное запятыми или тире приложение.

Приложение входит в группу из 4 слов, имеющих отношение к ПРИЗНАКУ.

1. ПРИЗНАК

2. ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

3. ПРИЧАСТИЕ

4. ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ – это определение, которое выражено именем существительным.

Приложение по-новому характеризует предмет, дает ему другое название или указывает на степень родства, национальность, звание, профессию, возраст и т. д. Например, город (какой?) Москва, студент-первокурсник, одноклассники Сергея-Лёша и Максим

Приложение всегда употребляется в том же падеже, что и существительное, к которому оно относится.

Приложение может быть нераспространённым (состоящим из одного существительного) и распространённым (состоящим из существительного с зависимым словом или словами).

В зависимости от различных условий, приложение может обособляться, то есть выделяться знаками препинания, или быть необособленным. В задании 9 требуется найти обособленные приложения. Запомним, что для обособления приложений могут быть использованы как тире, так и запятые.

Рассмотрим на примерах:

1. Дети, ма­лень­кие му­жи­ки-школь­ни­ки, рано на­чи­на­ли тру­до­вую жизнь, и дет­ство у них было укра­де­но. Приложение мужики-школьники с зависимым словом маленькие составляют распространённое приложение, с двух сторон выделено запятыми. Это приложение относится к слову дети , поясняет его значение, даёт авторскую оценку.

2. Ли­са­пе­та Вто­рая на­ца­ра­па­ла за­пи­соч­ку Вере, своей со­сед­ке по парте: «Жеку те­перь за­сме­ют!» Приложение соседке с зависимыми словами своей и по парте составляет распространённое приложение, даёт нам понять, кто такая Вера, характеризует её.

3. И тогда со­сед­ский маль­чиш­ка, школь­ник, пер­вым решил ска­зать ему прав­ду. Нераспространённое приложение школьник уточняет, кто такой мальчишка , какой он.

4. Это был свет­ля­чок - ма­лень­кая бу­ка­шеч­ка, и пел он свою не­за­тей­ли­вую пе­сен­ку. Информацию о светлячке (какой он?) передаёт распространённое приложение. Особенностью данного обособления является использование тире: оно ставится, если приложение заканчивает предложение, в данном случае приложение стоит в конце первого простого предложения в составе сложного.

Обращаем внимание на то, что тире часто используется между подлежащим и сказуемым. В чём разница? Обратимся к примерам. В первом предложении слово соседка является сказуемым, его именной частью. Другого сказуемого нет!

Вера- соседка по парте.

Во втором предложении сказуемое есть, поэтому эти же слова уже стали приложением.

Обратилась к Вере, соседке по парте, с вопросом.

Очень важно понимать, что приложение- это не новый предмет или явление, не однородный член по отношению к своему существительному, а его ПРИЗНАК. А чтобы наглядно продемонстрировать важность постановки запятых или тире при приложениях, приведём такой пример.

На день рождения пришли отец с братом, сестра, Марина, её подруга, приехала тётя и племянники, Денис и Стас, коллеги по работе.

А если вот так: На день рождения пришли отец с братом, сестра, Марина-её подруга, приехали тётя и племянники-Денис и Стас, коллеги по работе.

Так что, готовясь отправлять приглашение, учитывайте, называете ли вы РАЗНЫХ людей или всего лишь уточняете, кто они и какие.

Бессоюзные предложения

Бессоюзными называются сложные предложения, в которых простые предложения связываются друг с другом интонацией, без помощи союзов и союзных слов:

1. Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза.

2. Врач запретил купаться: вода слишком холодная.

1. [= -], [= -]. 2. [= -]: [= -].

Сложные бессоюзные предложения отличаются от союзных тем, что в них менее чётко выражены смысловые отношения между простыми предложениями.

Однако именно смыслом определяются знаки препинания в письменной речи, а в устной речи - интонация.

1. В сложных бессоюзных предложениях со значением одновременности и последовательности одно предложение отделяется от другого запятой:

Улетели птицы за море, миновало время жатв. Дождик кончился сразу, туча пошла дальше, показалось солнышко.

Если части сложного бессоюзного предложения осложнены, между ними ставится точка с запятой:

Слабо шурша, падали шишки; вздыхая, шумел лес.

2.В сложных бессоюзных предложениях со значением противопоставления обычно ставится тире:

Мир строит - война разрушает.= Мир строит, а война разрушает.

Такие предложения можно заменить сложносочинёнными с противительными союзами а, но и др.:

3.В сложных бессоюзных предложениях обычно ставится тире, если в первом предложении есть значение времени и условия:

Совесть потеряешь - другой не купишь. =Если (когда) совесть потеряешь, другой не купишь. Упадёт луч солнца на траву - вспыхнет трава изумрудом и жемчугом.

Такие предложения можно заменить сложноподчинёнными с союзами когда/если

4.Сложные предложения с отношениями причины и следствия делятся на две группы:

1) предложения с указанием причины во второй части (в таких предложениях ставится двоеточие

Я доверяю любящим: они великодушны.

2) предложения с указанием следствия во второй части (в таких предложениях ставится тире):

Распахнули окна - запах сосен вступил на веранду.

Такие предложения можно заменить сложноподчинёнными с придаточными причины или придаточными следствия.

5. В сложных бессоюзных предложениях с пояснением (вторая часть поясняет содержание первой) ставится двоеточие:

Предметы потеряли свою форму: всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу. =Предметы потеряли свою форму, а именно: всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу.

Такие предложения можно заменить предложениями с союзамиа именно, то есть .

6. В сложных бессоюзных предложениях, если второе предложение дополняет содержание первого, ставится двоеточие

Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. А я вот что заметил: возле иных домов тополя сохнут.

Такие предложения можно заменить сложноподчинёнными с союзом что :

А я заметил, что возле иных домов тополя сохнут.

В некоторых случаях в первое предложение можно вставить слова и увидел (и вижу) :

Я смотрю на часы: мы точно выполняем расчёты штурмана. Я смотрю на часы и вижу, что мы точно выполняем расчёты штурмана.

Обобщим всю информацию в таблице:


СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

Сложные синтаксические конструкции представляют собой объединения частей с разнотипной синтаксической связью. Такие конструкции очень широко распространены в речи, причем одинаково часто употребляются в произведениях разных функциональных стилей. Это комбинированные типы предложений, они разнообразны по возможным объединениям частей в них, однако при всем своем разнообразии поддаются довольно четкой и определенной классификации.

В зависимости от различных комбинаций типов связи между частями возможны следующие разновидности сложных синтаксических конструкций:

1) с сочинением и подчинением: Лопатина стало клонить ко сну, и он обрадовался, когда в дверях появился шофер и доложил, что машина готова

{ = }, и [- = ], (когда = - и =), (что - =)

2) с сочинением и бессоюзной связью: Направление у меня в другую часть, да я от поезда отстал: дай, думаю, погляжу на свой взвод и на своего лейтенанта.

{-}, да {- = }: { = }.

3) с подчинением и бессоюзной связью: В лесу на прогулке иногда в раздумье о своей работе меня охватывает философский восторг: кажется, будто решаешь мыслимую судьбу всего человечества.

{- = }:[ = ], (будто =).

4) с сочинением, подчинением и бессоюзной связью: Но река величаво несет свою воду, и какое ей дело до этих вьюнков: крутясь, плывут они вместе с водой, как недавно плыли льдины.

{- = }, и { = }: [ = -], (как = -).

В сложных предложениях обычно проводят деление на компоненты , причем один из них или оба могут быть сложными предложениями. Главное предложение и его придаточное всегда составляют один компонент. Подчинительная связь всегда внутренняя. Связь между компонентами может быть только двух типов - сочинительная или бессоюзная.

Таким образом, в предложении 1 ТРИ компонента; в предложении 2 ТРИ компонента; в предложении 3 ДВА компонента; в предложении 4 ТРИ компонента.

Обратите внимание на условные обозначения:

предложения, не имеющих придаточных частей, взяты в фигурные скобки { }

предложения, имеющие придаточные части, традиционно взяты в квадратные скобки

предложения придаточные традиционно оформлены круглыми скобками ()

Утвер­жда­ют (1) что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют (2) и (3) когда мы впер­вые уви­де­ли его не­по­вто­ри­мую яркую кра­со­ту (4) то сами убе­ди­лись (5) на­сколь­ко правы были оче­вид­цы.

[-], (что- = и =), и (когда- =), [то = ], (на сколько = -).

Рядом с тобой все­гда люди (1) и (2) даже если тебе очень оди­но­ко (3) ты не со­мне­вай­ся в том (4) что кто-то смо­жет вы­слу­шать и по­нять тебя.

[-], и, (если-), [- = в том], (что = и =).

Было впе­чат­ле­ние (1) что мы вол­шеб­ным об­ра­зом по­бы­ва­ли в чу­дес­ной стра­не (2) где алые лилии и крас­ная ря­би­на (3) где всё яснее и кра­си­вее (4) чем все­гда было во­круг.

[ = -], (что - =), (где - и -), (где- =), (чем =).

Осложнённое предложение

Простое предложение может быть осложнённым. Не сложным, а именно осложнённым, ведь для сложного нужно наличие второй грамматической основы.

Осложнение предложения возникает при наличии членов предложения и не являющихся членами предложения единиц с относительной смысловой и интонационной самостоятельностью. Осложнение предложения вызывают

1) однородные члены;

2) обособленные члены (в том числе уточняющие, пояснительные, присоединительные, причастный, деепричастный, сравнительный оборот);

3) вводные слова и предложения, вставные конструкции;

4) обращения;

Общее понятие об обособлении

Обособление представляет собой выделенный второстепенный член предложения, интонационного и смыслового наполнения и слова, зависимые от него. Благодаря наличию зависимых слов, обособление приобретает синтаксическую самостоятельность и коммуникативное значение.

Компоненты обособления чаще всего исполняют такие функции: приложение, определение, обстоятельства, и образуют слабоуправляемые падежные формы. Впервые термин «обособление» начал использоваться в русском языке в 1914 году, и был введен лингвистом А. Пешковским.

Признаки обособления

В русской лингвистике выделяются такие основные признаки существования обособления в предложении:

1) наличие слов, зависящих от обособления

2) инверсивный порядок слов.

3) наличие дополняющих смысловых словесных оборотов.

Функции обособления

Главной функцией, которую исполняет обособление, является предоставление дополнительной характеристики лица, предмета либо же действия. При помощи обособления, предложение наполняется уточняющим смысловым наполнением, так как детально объясняет то, о чем говорится в основной его части.

Пример: В жизнь Марии пришло большое и неожиданное счастье - В жизнь Марии пришло счастье, большое и неожиданное.

Часто обособление насыщает предложение экспрессивным характером.

На письме обособление всегда выделяется знаками препинания - тире и запятыми. Пример с запятой: Незнакомый молодой человек подошел к нам, жителям поселка, и спросил о местонахождении сельсовета. Пример с тире: Мы с интересом наблюдали за сойкой - маленькой птицей с крючковатым клювом.

Типы обособления

В зависимости от функций, исполняемых в предложении, обособления делятся на две группы: поясняющие и полупредикативные обособленные обороты. Полупредикативные обособления часто напоминают самостоятельные предложения, так как наполнены логическим, иногда полностью завершенным, смыслом.

В русском языке выделяют четыре вида полупредикативных обособленных оборотов:

  • - причастный оборот. Вдалеке виднелась мельница, стоящая под горой.
  • - деепричастный оборот. Она бежала, размахивая руками.
  • - субстантивный оборот. Нищие люди, они тяжело переносили холода.
  • - адъективный оборот. Платье девушки, напоминающее весеннее небо, развивалось на ветру.

Поясняющие обороты всегда зависят от второстепенных членов и исполняют преимущественно конкретизирующую функцию либо дополняют предложение дополнительной информацией. Типы поясняющих обособлений различают при помощи того, к какой части речи принадлежит главное слово -обособление.

Виды поясняющих обособлений

  • - субстантивные: Около леса, на поляне, росли грибы.
  • - адъективные: Ушли все, кроме Алисы.
  • - глагольные: Дождь застал людей врасплох, не ждал.
  • - инфинитивные: Вера Ивановна пришла без цели - посидеть и поговорить.
  • - наречные: Посреди ночи, неожиданно для всех, он убежал.

В роли обособления могут выступать собственные имена существительные либо же клички животных.

  • Акты официального толкования норм права: понятие, признаки, классификация.
  • Акты применения норм права: понятие, классификация, эффектив-ность действия. Соотношение нормативно-правовых и правоприменительных актов.
  • Амнистия: понятие и признаки. Помилование: понятие, правовые последствия, отличие от амнистии.
  • Аппарат государства. Понятие органа аппарата государства.
  • В процессе определенного рассуждения всякое понятие и суждение должны быть тождественны самим себе.
  • Возникновение и прогнозирование зон АВПД, понятие о D-экспоненте.
  • Вопрос 1 Административно-правовой статус: понятие, особенности, структура, виды
  • Лекция № 20-21

    Обособленные члены предложения

    План

    1. Предложения с обособленными членами. Понятие об обособлении

    2. Общие условия обособления.

    3. Обособленные согласованные определения.

    4. Обособленные несогласованные определения.

    5. Обособленные приложения.

    6. Обособленные обстоятельства.

    а) Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными

    оборотам.

    б) Обособленные обстоятельства, выраженные именами существительными и

    наречиями.

    7. Уточняющие и пояснительные члены предложения.

    8. Присоединительные члены предложения.

    9. Обособленные обороты со значением включения, исключения и замещения.

    10. Сравнительные обороты

    Предложения с обособленными членами.

    Понятие об обособлении

    Обособление – это намеренное ритмико-интонационное и смысловое вычленение в составе конкретного предложе­ния второстепенных членов для придания им большей самостоятельности в сравнении с остальными членами. Цель обособления – выражение с помощью выделяемого члена некоего добавочного сообщения по поводу одного из слов или всего предложения. На письме обособленный член предложения выделяется знаками препинания.

    Средствами обособления являются изменения высоты тона произнесения, ритма, паузы, а также изменение расположе­ния членов, в частности вынесение обособляемого второсте­пенного члена в абсолютное начало или в конец предложения. Знаки препинания не являются средствами обособления, а лишь передают его в письменной форме речи.

    Приобретя относительную самостоятельность, эти члены получают большую, по сравнению с обычными членами, смысловую значимость. Обособляться могут только второстепенные члены предложения. С помощью добавочного характера сообщения оформляются полупредикативные отношения , которые возникают в предложении в дополнение к предикативным, передаваемым главными членами.

    Обособленные члены выполняют по отношению к предложению или к отдельным словам разнообразные функции. Основными из них можно считать следующие:

    1) выражение добавочного высказывания: Над бухтами стоял безмолвный штиль, затянутый вечерним дымом (Пауст.);

    2) пояснение, уточнение: Вдали налево, в углу садового вала , чернел ельник (Б.);

    3) выделение, ограничение: На пристани никого не было, кроме сторожа с фонарём (Пауст.);

    4) присоединение: Минутами я был близок к обмороку от счастья (Ст.);

    5) сравнение, уподобление: Скажу по правде, никогда мне не было так весело, как в этот вечер (Купр.).

    Группа обособленных членов предложения не однородна по степени проявления добавочной предикативности , которую называют также потенциальной, скрытой, свернутой и т. д. предикатив­ностью . В большей части случаев обороты с потенциальной преди­кативностью можно «развернуть» в предложения (заменить предло­жениями), и наоборот.

    По семантике обособленные члены предложения делятся на две группы: предложения с полупредикативными обособленными членами и предложения с уточняющими обособленными членами.

    В предложении Мой отец, тракторист , работает сегодня в поле. по смыслу и потому интонационно выделено слово тракторист , которое несет в себе дополнительный сообщительный смысл. Основное сообщение передано предикативной основой Мой отец работает сегодня в поле , но это основное сообщение осложняется другим: Мой отец тракторист. Когда оба сообщения объединяются в одно в пределах простого предложения, естественно, что одно из них становится основным, ведущим (рождаются предикативные отношения), а второе – дополнительным, осложняющим основное (рождаются полупредикативные отношения).

    В предложении На небе задумчиво замерли легкие облака, еще розовые от заката (М. Г.) также содержится два сообщения: одно основное – На небе задумчиво замерли легкие облака и дополнительное – еще розовые от заката . Ср. сложные предложения с двумя предикативными единицами: На небе задумчиво замерли легкие облака, они были еще розовые от заката; На небе задумчиво замерли легкие облака, которые были еще розовые (розовыми).

    Как видим, обособленные определения легко переходят в сказуемые, т.к. получают дополнительную предикативность. То же наблюдается и в обстоятельственных обособленных членах предложения. Особенно наглядно эта осложненность значения передается деепричастиями и деепричастными оборотами. Например: Встречая утро, со всех сторон перекликались фазаны (Л. Т.). Ср.: Фазаны встречали утро и перекликались со всех сторон. Обстоятельства, имеющие иной способ выражения, в обособленной позиции тоже передают полупредикативные значения: Не без усилия над собой, Фома продолжал (М. Г.); ср.: Фома сделал усилие над собой и продолжал . Даже одиночные обстоятельства, выраженные словоформами, не способными прямо переходить в сказуемые, будучи обособленными, явно тяготеют к сказуемому, осложняя его основное значение: Тогда, медленными шагами, мальчик, оглядываясь на сапожника, пошел по панели (М. Г.); ср.: Тогда мальчик, оглядываясь на сапожника, пошел по панели, пошел медленными шагами.

    Выясняя специфику обособления, нужно разграничивать условия и причину обособления, которые нередко отождествляются.


    1 | | | | | | |











    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цели урока:

    • дать понятие об обособлении как о смысловом и интонационном выделении;
    • раскрыть роль обособленных членов в предложении;
    • формировать умение находить обособленные члены предложения и пунктуационно правильно оформлять их;
    • развивать мышление, речь, творческие способности учащихся.

    ХОД УРОКА

    1. Целеполагание

    – Знакома ли вам тема урока?
    – Какое место занимает она в разделе «синтаксис»?
    – Сложная ли это тема?

    2. Новая тема (СЛАЙДЫ 1, 2).

    – Что означает слово «Обособление»?
    Обособиться – как-то отделиться, выделиться. Они живут обособленно. В русском языке обособить – выделить по смыслу. (из «Толкового словаря» С. И. Ожегова).
    Однокоренные слова: особа, особенный, обособленный.

    Вывод: ОБОСОБЛЕНИЕ – это ВЫДЕЛЕНИЕ

    3. Продолжение новой темы, теория (СЛАЙДЫ 3-8).

    – Впервые термин «обособление» начал использоваться в русском языке в 1914 году, и был введен лингвистом А. Пешковским.
    Были выделены следующие признаки существования обособления в предложении:

    • Наличие слов, зависящих от обособления.
    • Инверсивный порядок слов.
    • Наличие дополняющих смысловых словесных оборотов.

    Обособления выполняют следующие функции:

    • Предоставление дополнительной характеристики лица, предмета или действия. Предложение наполняется уточняющим смысловым наполнением, т. к. детально объясняет то, о чем говорится в основной его части.
    • Насыщает предложение экспрессивным характером.

    – Какие же нам знакомы виды обособлений ? Вспомним, разберем примеры и запишем их.

    ОБОСОБЛЕННЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ.

    Выделенные падежные формы с предлогами или предложными сочетаниями (кроме, вместо и др.), имеющие значение включения, исключения, замещения.

    От сытного обеда все гости были веселые, кроме старой барыни. Многие из учеников, помимо лопаток, принесли еще и грабли.

    ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА.

    Члены предложения, выступающие в функции обстоятельств (деепричастия и деепричастные обороты, предложно-падежные формы существительных, наречия).

    Лисица, вздрогнув, стала прислушиваться. Поэтому, ввиду недостатка времени, не будем отклоняться от темы. У дома, летом, рано утром всегда кричит молочник.

    ОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

    Члены предложения, выступающие в функции определения (согласованные и несогласованные).

    Петя, задумчивый, направился к отцу. Птицы, щебечущие рано утром, всегда раздражали его. Петр Ильич, без пальто, бежал впереди всех.

    ОБОСОБЛЕННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ.

    Члены предложения, выступающие в функции приложения.

    Нравилась мне одна девушка, полька. Маленький седой батюшка, в миру Макарий, отличался особенным красноречием.

    4. Закрепление темы (СЛАЙД 9)

    – Объясните, какие члены предложения нужно обособить в данных предложениях.
    Муж ее рабочий завода был на все руки мастер. Жасминовый куст пестревший белыми цветами виднелся издалека. Запершись в своей комнате он горько плакал. Настроение экипажа сверх обыкновения было приподнятое. Я ничего не мог различить кроме еле виднеющегося огонька вдали. Он выехал из дома надеясь что погода не испортиться. Качающийся от ветра он едва не упал. А немцы дурни думают что мы их боимся. Около леса на поляне росли грибы.

    5. Творческое задание (СЛАЙД 10).

    Напишите сочинение-миниатюру на тему «Зимний лес» с использованием 7-8 простых или сложных предложений с обособлениями.

    6. Итоги урока

    – Что нового вы узнали об обособленных членах предложения?

    6. Домашнее задание: подготовить карточку: 10-12 предложений из худож. текстов с обособленными членами предложения (без знаков препинания).