Времена года

Работа с интонацией. Работа над интонацией. Мотив - Зерно интонации музыкального произведения

Роль интонации в речи огромна. Она организует смысло­вую сторону речи при помощи логического ударения, повес­твования, перечисления, побуждения, вопроса, восклицания, пауз, изменения темпа речи. Она усиливает лексическое зна­чение слов.

Для значительной части слабослышащих школьников ха­рактерно нарушение интонационной стороны речи, выража­ющееся в монотонности. Однако следует заметить, что слабослышащие дети могут воспринимать интонацию учителя и подражать ей. Эти возможности существенно увеличивают­ся при пользовании звукоусиливающей аппаратурой.

Работа по формированию интонационной стороны уст­ной речи осуществляется в различных направлениях. Сюда относится работа над логическим ударением. Логическое ударение, как известно, состоит в выделении слов, наиболее важных по смыслу. Задача облегчается, если учитывать цель высказывания. Слова, на которые падает ударение, могут выделяться хлопаньем в ладоши, притоптыванием, энергич­ными движениями рук и т. п. Ученики вместе с учителем выполняют эти движения, одновременно проговаривая слогосочетания, словосочетания, предложения, выделяя необхо­димые слова голосом и движением. Кроме того, предусмат­риваются задания на выделение движением и голосом опре­деленного слова по предъявленной табличке или с требова­нием подобрать нужный вопрос к высказыванию учителя.

Большое внимание на занятиях фонетической ритмикой уделяется формированию у детей умения пользоваться повествовательной, вопросительной, восклицательной и пове­лительной интонациями. Кроме того, ведется работа по фор­мированию у детей естественной интонации, выражающей различные эмоциональные состояния: радость, удивление, испуг, побуждение и др. (рис. 85).

Одним из наиболее простых средств выражения эмоций являются междометия в виде отдельных гласных или слогов. Их воспроизведение сопровождается различными произ­вольными, часто естественными движениями, которыми люди обычно пользуются в Жизни для выражения радости, испуга, удивления и т. д. (рис. 86).

Работа над интонацией проводится на материале слов, предложений, небольших текстов и стихотворений. Проговаривание сопровождается определенными выразительными движениями: при передаче, например, интонации вопроса делается выразительное движение кистями рук (рис. 87), указательным пальцем, лицо говорящего принимает соответ­ствующее вопросу выражение, голова и туловище немного наклоняются вперед. Движения сопровождают произнесе­ние речевого материала до тех пор, пока учащиеся не запомнят необходимые интонации, после чего они воспроизводят ревой материал без движений, контролируя особенности интонации слухом при помощи звукоусиливающей аппаратуры.

Логическое ударение

1. Там мама. 2. Там папа.

Где мама? Где папа?

Там мама. Там папа.

Где? Где?

Там. Там.

Кто там? Кто там?

Там мама. Там папа.

Кто? Кто?

Мама. Папа.

Примечание.

Слова, на которые падает логичес­кое ударение, выделены жирным шрифтом.

Дети стоят по кругу.

1. Проговаривается текст с движениями:

Там мама - Правая рука согнута на уровне груди. Указа­тельным движением выбросить правую руку в сторону с повествовательной интонацией; там мама.

Где мама? - Руки согнуты на уровне груди, локти чуть подняты, кисти рук опустить вниз, а затем поднять вверх через стороны, одновременно топнуть правой ногой: где? На лице вопросительное выражение, в голосе интонация вопро­са, затем это движение переходит в другое - руки на этом же уровне в стороны: мама.

Там мама - Правая рука согнута на уровне груди, указа­тельным движением выбросить ее в сторону, топнуть при этом правой ногой, громко: там, на этом же движении нор­мально: мама.

Где? - Повторить упражнение, описанное выше для сло­ва где (см. рис; 87).

Там - Повторить упражнение, описанное выше для слова там.

Кто там? - Выполнить движение, обозначающее во­прос, выделяя голосом интонацию вопроса (см. рис. 87).

Там мама - Правую руку согнуть на уровне груди, указа­тельным движением выбросить ее в сторону: там, затем сде­лать утвердительный жест (пальцем показать сверху вниз), топнуть правой ногой и громко: мама.

Кто?

Мама - Повторить утвердительный жест, выделяя слово голосом.

2. Текст «Там папа» проговаривается аналогично перво­му.

Мы в лесу.

Кто в лесу?

Мы в лесу.

Где мы?

Мы в лесу .

В лесу .

Ау! Ау! - Стоя по кругу, прикладывать ладошки то пра­вой, то левой руки ко рту: Ау! Ау! интонация восклицатель­ная (рис. 88).

Мы в лесу - Указательный жест на всех - согнутая пра­вая рука описывает полукруг слева направо: мы, затем, руки согнуть на уровне груди, пальцы рук подвести ко рту, слег­ка давящим движением опустить вниз: в лесу, интонация повествовательная.

Кто в лесу? - Выполнить движение, обозначающее воп­рос.

Мы в лесу - Повторить движение, описанное выше, сло­во мы выделить голосом и ударом ноги о пол.

Кто? - Выполнить движение, обозначающее вопрос.

Мы - Повторить движение, описанное выше.

Где мы? - Выполнить движение, обозначающее вопрос.

Мы в лесу - Плавное движение на слово мы переходит в такое же движение на слова в лесу, которое выделяется бо­лее громким голосом и ударом ноги о пол.

Где? - Выполнить движение, обозначающее вопрос.

В лесу - Повторить движения, описанные выше.

1. с__а__с __а__с__а __ 4. Кто прогнал осу?

Вон летит оса! Мы прогнали осу.

    с__у__с__ о__с__ а __ 5. Кого мы прогнали?

Тут села оса. Мы прогнали осу.

    с__а__с__о__ с__у __ 6. Что мы сделали?

Мы прогнали осу! Мы прогнали осу.

7. Где села оса?

Тут села оса.

Дети стоят по кругу. Все выполняемые движения плавно переходят одно в другое. Слово, на которое падает логичес­кое ударение, выделяется громким голосом и ударом ноги в пол.

1. Руки согнуты на уровне груди. Пальцы рук поднести ко рту, слегка давящим движением опустить руки вниз (как на звук с ), затем развести их в стороны вверх (как на звук а ): с__а__ , повторить три раза.

Правую руку согнуть на уровне груди. Широким жес­том (как будто бы указывая на что-то) вытянуть руку вверх. Всем туловищем податься немного вперед: Вон летит оса! (рис. 89).

2. Руки согнуты на уровне груди. Пальцы рук поднести ко рту (движение на звук с) , плавно перевести руки в дви­жение на звук у: с__у__ , затем соединить движения на звуки с и о : с__о__.

Соединить движения на звуки с и а: с__а__ . Затем правую руку согнуть на уровне груди. Широким жестом вытянуть руку вперед вниз (как бы указывая на что-то). Выделить голосом слово: на которое падает логическое уда­рение: Тут села оса.

3. Движение на звук с соединить с движениями на глас­ные а, о, у: с__а__с__о__ с__у __ , затем правой ру­кой указать на детей: мы, всем туловищем податься вперед в центр круга, двумя руками сделать махательное движение: прогнали осу.

    (кто?), с одновременным ударом ногой, затем развести руки в сторо­ны: прогнал осу. Указательное движение правой рукой на детей переходит в разведение рук в стороны: Мы прогнали осу.

    Выполнить движение, обозначающее вопрос (кого?), с одновременным ударом ногой в пол, затем развести руки в стороны: мы прогнали.

Мы прогнали осу - На каждое слово ответа делать не­большой взмах кистью правой руки сверху вниз.

6. Правая рука согнута на уровне груди. Небольшой взмах рукой: что мы , затем выполнить движение, обознача­ющее вопрос: сделали?

Мы прогнали осу - Указательное движение, направлен­ное на детей: мы. Затем всем туловищем податься вперед в центр круга, двумя руками сделать махательные движения: прогнали осу.

7. Выполнить движение, обозначающее вопрос где? Раз­вести руки в стороны: села оса. При ответе правую руку согнуть на уровне груди. Широким жестом вытянуть ее впе­ред вниз, как бы указывая на что-то: Тут села оса.

Интонация - это сложный комплекс всех выразительных средств звучащей речи, включающий:

мелодику - повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи различные оттенки (певучесть, мягкость, нежность и т. п.) и позволяет избежать монотонности. Мелодика присутствует в каждом слове звучащей речи, и оформляют ее гласные звуки, изменяясь по высоте и силе;

темп - ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками;

ритм - равномерное чередование ударных и безударных слогов (т. е. следующих их качеств: долготы и краткости, повышения и понижения голоса);

фразовое и логическое ударения - выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения группы слов (фразовое ударение) или отдельных слов (логическое ударение) в зависимости от смысла высказывания;

тембр речи (не смешивать с тембром звука и тембром голоса) - звуковая окраска, отражающая экспрессивно-эмоциональные оттенки («грустный, веселый, мрачный» тембр и т. п.).

При помощи этих средств выразительности осуществляется в процессе общения уточнение мыслей и выражений, а также эмоционально-волевых отношений. Благодаря интонации мысль приобретает законченный характер, высказыванию может придаваться дополнительное значение, не меняющее его основного смысла, может изменяться и смысл высказывания.

Интонационно невыразительная речь может быть следствием сниженного слуха, недоразвития речевого слуха, неправильного речевого воспитания, различных нарушений речи (например, дизартрии, ринолалии и пр.).

Ребенок должен уметь правильно использовать интонационные средства выразительности, чтобы передать в собственной речи различные чувства и переживания. Речь воспитателя должна быть эмоциональной, служить образцом интонационной выразительности.

Работа над развитием интонационной выразительности речи ведется в основном путем подражания. Воспитатель при заучивании стихотворений, при пересказах сам пользуется эмоционально выразительной речью и обращает внимание на выразительность речи ребенка. Постепенно дети, слыша правильную, выразительную речь воспитателя, и в самостоятельной речи начинают использовать нужные интонации.

Все разделы работы по звуковой культуре речи взаимосвязаны. Для систематического и последовательного проведения игр и занятий по воспитанию звуковой культуры речи за основу должна быть взята работа над «живым» звуком слова. На каждом возрастном этапе следует постепенно усложнять материал, обязательно включая в него все разделы воспитания звуковой культуры речи.



Учитывая возрастные особенности развития речи детей, формирование звуковой культуры речи можно распределить на три основных этапа.

I этап - от 1 года 6 месяцев до 3 лет (второе полугодие 2-й группы раннего возраста и 1-я младшая группа). Для этого этапа (особенно для его начала) характерно бурное развитие активного словаря. Сформировавшиеся ранее артикуляционные движения, функционируя при произнесении целого слова, претерпевают некоторые изменения: уточняются, становятся более устойчивыми. Развивается способность ребенка осознанно подражать произнесению целого слова, благодаря чему воспитатель получает возможность существенно влиять на развитие звуковой стороны речи ребенка. Основой работы по звуковой культуре речи является использование различных звукоподражаний.

Значительно возрастает эффективность работы, поскольку занятия с детьми в возрасте от 1 года 6 месяцев до 3 лет проводятся не с небольшим числом детей (5-6), как ранее, а с подгруппами

II этап - от 3 до 5 лет (2-я младшая группа и средняя группа). В этом возрасте идет формирование фонетического и морфологического состава слова. Продолжается совершенствование наиболее трудных артикуляционных движений. Это дает ребенку возможность воспроизводить щелевые, аффрикативные и сонорные звуки. Работа на этом этапе опирается на заметно выраженное сознательное отношение детей к звуковой стороне слова и строится на последовательной отработке всех звуков родного языка.

III этап - от 5 до 7 лет (старшая группа и подготовительная к школе группа). Этот этап является как бы завершающим периодом в формировании звуковой стороны речи дошкольников в детском саду. К началу этапа наиболее трудные изолированные артикуляционные движения уже сформировались, однако важно, что бы четко различались (как в произнесении, так и при слуховом восприятии речи) звуки, которые близки по артикуляционным или акустическим признакам - ш, з - ж и др.; с - сь, с - эй др.). Специальная работа по совершенствованию различения, дифференциации таких звуков способствует дальнейшему развитию фонематического слуха детей, усвоению фонем как звуко-смысло-различителей (сайка - зайка, уеал - уголь и т. п.).



Боепитание звуковой культуры речи; строится сейчас на дифференциации основных пар звуков и одновременно включает работу над дикцией; темпом; интонационной выразительностью и т. д.

Имей: в виду основное содержание работы по воспитанию звуковой; культуры речи; на каждом этапе, воспитатель должен вместе с тем учитывать индивидуальные особенности развития речи детей.

Когда мы говорим, то ставим перед собой определенные задачи: убедить собеседника в чем-то, сообщить что-либо, спросить о чем-то. Для того чтобы лучше донести до слушателя свои мысли, необходимо позаботиться о логической выразительности речи .

Интонация всегда признавалась важнейшим элементом устной вербальной коммуникации , средством формирования любого слова и сочетания слов в высказывании, средством уточнения его коммуникативного смысла и эмоционально-экспрессивных оттенков. Компонентами интонации являются мелодика, фразовое ударение, темп, тембр и пауза, которые, взаимодействуя между собой, выполняют в речи различные функции, важнейшими из которых являются коммуникативная, смыслоразличительная и эмоционально-экспрессивная (Бондарко Л.В., 1991; Зиндер Л.Р., 1979; Светозарова Н.Д., 1982).

Правильное использование интонации в речи позволяет не только точно передать смысл высказывания, но и активно эмоционально-эстетически воздействовать на слушателя. С помощью интонации говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части. Проти-вопоставляют высказывание по цели (вопрос, повествование, волеизъявление), выражают и воспринимают субъективное отношение к высказанному (Брызгунова Е.А., 1963).

Понятие интонации составляют последовательные изменения высоты тона (мелодии), силы голоса (интенсивность звучания), внутрифразовх пауз (логических и смысловых), темпа (ускоренный или замедленный) в произнесении слов и фраз, ритма (сочетания сильных и слабых, долгих и коротких слогов), тембра (эстетической окраски) звука.

Логическая выразительность - важнейшее условие любого вида речи. Сюда входят следующие аспекты. Мелодика - чередование повышения и понижения голоса в зависимости от смысла высказывания (вопрос, утверждение, восклицание). Каждая фраза имеет свой мелодический рисунок.

Логическое ударение - выделение главного по смыслу слова во фразе. Выделяется - это значит произносится с большей силой и длительностью, чем остальные слова в предложении. Логическим центром может быть любое слово в предложении в зависимости от того, что хочет подчеркнуть говорящий.

Логическая пауза - деление фразы на смысловые отрезки. Каждый речевой такт (синтагма) отделяется от другого остановками различной длительности и наполненности, которые в текстах упражнений обозначаются символами, совпадающими, как правило, со знаками препинания, а именно:

Пауза короткая по длительности для добора воздуха - знак «запятая» < , >;
пауза между речевыми тактами - знак «косая черта» < / >;
пауза между предложениями более длительная - знак «две косые черты» < // >;
пауза для обозначения смысловых и сюжетных кусков - знак «три косые черты» < /// >.

Важно не только понять значение пауз, но, самое главное, приучить се-бя делать фактические остановки. Ритм речи определяется в значительной степени ритмом дыхания. Ды-хательные движения носят ритмический, равномерный характер, с правильным чередованием фаз дыхательного цикла по продолжительности и глуби-не. При этом вдох короче выдоха, что важно для рече- и голосообразования и собственно говорения. Изменение ритма дыхания влечет за собой изменения ритма разговорной речи. Ритм дыхания диктует предел возможного удлинения выдоха, этот предел обусловлен индивидуальной жизненной емкостью легких.

Интеллектуальная корректировка, заданность структуры высказывания в целом обычно не позволяют говорящему разрывать вдохом слова, словосочетания, связанные сильной семантико-синтаксической связью.

Таким образом, ритм дыхания не сам по себе, а во взаимодействии с интеллектуальным фактором определяет и регулирует ритм речи . Индивидуальные колебания естественных ритмов дыхания у различных людей определяют разнообразие ритмов разговорной речи.

«Буквы, слоги и слова, - пишет К.С. Станиславский, - это музыкальные ноты в речи, из которых создаются такты, арии, целые симфонии. Неда-ром же хорошую речь называют "музыкальной"». Призывая к соблюдению темпоритма в речи , он рекомендует: «Образуйте из фраз целые речевые такты, регулируйте ритмическое соотношение целых фраз между собой, любите правильные и четкие акцентуации (ударения. - И. П.), типичные для переживаемых чувств».

Работа над интонацией проводится на материале звуков, слов, предложений, небольших текстов, стихотворений.

Поварова И.А.
Коррекция заикания в играх и тренингах

Хорошая дикция - основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей - языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки. Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики). Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.

Опираясь на общие принципы системного подхода в психологии (Л.С.Выготский, С.Я.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Б.Ф.Ломов, А.В.Петровский, П.Я.Гальперин, В.Д.Небылицын, Д.Б.Эльконин и др.) и наши собственные наблюдения, мы делаем попытку рассмотреть модель возникновения и развития феномена фиксированности с позиции интегрального взаимодействия психических процессов, состояний, свойств и действий у заикающихся. Правомерность такого подхода, в частности, подтверждается результатами сравнительного исследования подростков, проведенного под нашим руководством Г.И.Ангушевым. Проведенное исследование позволило ему сделать вывод, что различие между заикающимися и свободно говорящими выражается у первых не в степени продуктивности той или иной деятельности, а в специфике ее протекания. Эта специфика проявляется не в какой-либо одной отдельной функции, а во всей совокупности психических процессов.

Массаж выполняется для снятия напряжения и скованности речевых и мимических мышц и, наоборот, для повышения тонуса слабых и вялых мышц. Чтобы снять напряжение с лица, расслабить его, можно использовать так называемый самомассаж. Здесь мы познакомимся с двумя его видами: гигиеническим и вибрационным.
Гигиенический массаж выполняется поглаживанием, при этом активизируются расположенные близко к коже нервные окончания. Этот массаж выполняет двойную роль: он снимает напряженность и скованность лицевых и мимических мышц и усиливает тонус этих мышц, если они слабые.

Обучение навыкам релаксации начинается с упражнений, которые по-зволяют ребенку почувствовать разницу между напряжением и расслаблением. Проще ощутить напряжение мышц в руках и ногах, поэтому детям предлагается перед расслаблением сильно и кратковременно сжать кисти рук в кулак, напрячь мышцы ног и т. д. Такие упражнения даются в следующей последовательности: для мышц рук, ног, всего туловища, затем для верхнего плечевого пояса и шеи, артикуляционного аппарата.

Большинство заикающихся в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Им свойственна нарушение равнове-сия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повы-шенная эмоциональность. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, вызывают нервное напря-жение и усиливают внешние проявления заикания. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц.

В век современных технологий многие стремятся отойти от устаревших методик и принципов, однако есть вещи, которые неизменны для любого времени. Так, общение постепенно уходит в электронную или письменную сферу, но при этом остаются категории людей и профессий, для которых важно качество речи, дикция и интонация. К тому же в повседневной речи подобные аспекты нередко приобретают стратегическое значение, поскольку от ударения и интонации зависит расположенность человека, будущий тон разговора и его результат. Нельзя отрицать, что многие профессии в наши дни требуют знания основ .

Для кого важна интонация?

Что такое интонация? Это правильное акцентирование в потоке речи, ритмомелодический строй речи, а потому активными интонационными приемами остается мелодика, тембр, громкость голоса, паузы, логическое ударение и темп речи. Быстрая, несуразная, попеременно тихая и громкая речь без пауз и логических ударений неинтересна и утомительна. Так могут общаться лишь подруги или старые друзья, которые давно не виделись, но для взрослого воспитанного человека подобные огрехи губительны.

Работа над интонацией важна для дикторов, учителей, руководителей, маркетологов в и представителей прочих профессий, в которых от качества речи зависит успешность и результат.

Чувства и эмоции важно уметь передавать именно интонацией, чтобы не задействовать при этом громкость и голоса. Не стоит забывать, что и в бытовом общении неправильная интонация ведет к непониманию, а возможно даже конфликтным ситуациям. Тем кто много разговаривает в силу профессиональной деятельности важно не только быть хорошим оратором, но и знать, в случае, если вы их перегрузили.

Как тренируется ударение, интонация?

Для работы над интонацией стоит использовать самые популярные проверенные методики. Но самое важное – это много слушать и читать. Качественные тексты лучше произносить вслух, обращая внимание на знаки препинания, аналогично с этим, хорошо слушать записи чтения стихотворений или театральные постановки. Это поможет уловить тонкость интонации, понять ее значение и важность.

Сегодня логическое ударение, интонация, тембр, паузы и многое другое в речи расставляется неправильно, потому смысл затрудняется. Для того, чтобы заняться тренировкой навыков правильной речи, стоит выполнять ряд несложных упражнений. Примером первого послужит знаменитая фраза «Казнить нельзя помиловать». В ней от правильности интонации и, соответственно, знака препинания, зависит судьба и жизнь. Также полезно прочитывать стихотворения и фразы, акцентируя смысл на тех или иных словах. При этом демонстрируется изменение смысла, а значит, и результата речи.

Крайне важно не забывать о тренировках, оттачивать правильное дыхание, учитывать логические акценты в речи и знаки препинания при прочтении.

Немного теории

Прежде чем выполнять упражнения для развития интонации, следует вспомнить теорию. В великом и могучем языке различают 6 видов незаконченной интонации: обособления и перечисления, вводности и предупреждения, звательности и противопоставления.

При перечислении следует делать паузы после каждого однородного члена, а на самих членах расставлять логические ударения. Интонации вводности присущ убыстренный темп речи и отсутствие как пауз, так и логических ударений.

Обособленные члены предложения отделяют паузами (причем первая пауза длиннее, а вторая короче) от основы предложения, при этом выделяя их ударениями.

Для предупредительной интонации (ее еще называют интонационным двоеточием) характерно разбиение предложения глубокой паузой на две части. При этом вторая часть начинает произноситься более высоким голосом.

Интонация противопоставления обычно присуща сложным предложениям. В письменном виде ее выражают знаком препинания тире. Произнесение противопоставительного упражнения для интонации отличается паузой в середине предложения и резким повышением голоса в начале второй части и в конце первой. вместе со знанием теории дают прекрасные результаты.

Волшебный мир звуков

Интонация всегда лежит на границе словесного

и несловесного, сказанного и несказанного.

М. Бахтин

Когда мы говорим, то ставим перед собой определенные задачи: убедить собеседника в чем-то, сообщить что-либо, спросить о чем-то. Для того чтобы лучше донести до слушателя свои мысли, необходимо позаботиться о логической выразительности речи.

Интонация всегда признавалась важнейшим элементом устной вербальной коммуникации, средством формирования любого слова и сочетания слов в высказывании, средством уточнения его коммуникативного смысла и эмоционально-экспрессивных оттенков. Компонентами интонации являются мелодика, фразовое ударение, темп, тембр и пауза, которые, взаимодействуя между собой, выполняют в речи различные функции, важнейшими из которых являются коммуникативная, смыслоразличительная и эмоционально-экспрессивная (Бондарко Л.В., 1991; Зиндер Л.Р., 1979; Светозарова Н.Д., 1982).

Правильное использование интонации в речи позволяет не только точно передать смысл высказывания, но и активно эмоционально-эстетически воздействовать на слушателя. С помощью интонации говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части. Противопоставляют высказывание по цели (вопрос, повествование, волеизъявление), выражают и воспринимают субъективное отношение к высказанному (Брызгунова Е.А., 1963).

Понятие интонации составляют последовательные изменения высоты тона (мелодии), силы голоса (интенсивность звучания), внутрифразовх пауз (логических и смысловых), темпа (ускоренный или замедленный) в произнесении слов и фраз, ритма (сочетания сильных и слабых, долгих и коротких слогов), тембра (эстетической окраски) звука.

Логическая выразительность - важнейшее условие любого вида речи. Сюда входят следующие аспекты.

Мелодика - чередование повышения и понижения голоса в зависимости от смысла высказывания (вопрос, утверждение, восклицание). Каждая фраза имеет свой мелодический рисунок.

Логическое ударение - выделение главного по смыслу слова во фразе. Выделяется - это значит произносится с большей силой и длительностью, чем остальные слова в предложении. Логическим центром может быть любое слово в предложении в зависимости от того, что хочет подчеркнуть говорящий.

Логическая пауза - деление фразы на смысловые отрезки. Каждый речевой такт (синтагма) отделяется от другого остановками различной длительности и наполненности, которые в текстах упражнений обозначаются символами, совпадающими, как правило, со знаками препинания, а именно:

Пауза короткая по длительности для добора воздуха - знак «запятая» ;

Пауза между речевыми тактами - знак «косая черта» ;

Пауза между предложениями более длительная - знак «две косые черты» ;

Пауза для обозначения смысловых и сюжетных кусков - знак «три косые черты» .

Важно не только понять значение пауз, но, самое главное, приучить себя делать фактические остановки.

Ритм речи определяется в значительной степени ритмом дыхания. Дыхательные движения носят ритмический, равномерный характер, с правильным чередованием фаз дыхательного цикла по продолжительности и глубине. При этом вдох короче выдоха, что важно для рече - и голосообразования и собственно говорения. Изменение ритма дыхания влечет за собой изменения ритма разговорной речи. Ритм дыхания диктует предел возможного удлинения выдоха, этот предел обусловлен индивидуальной жизненной емкостью легких.

Интеллектуальная корректировка, заданность структуры высказывания в целом обычно не позволяют говорящему разрывать вдохом слова, словосочетания, связанные сильной семантико-синтаксической связью.

Таким образом, ритм дыхания не сам по себе, а во взаимодействии с интеллектуальным фактором определяет и регулирует ритм речи. Индивидуальные колебания естественных ритмов дыхания у различных людей определяют разнообразие ритмов разговорной речи.

«Буквы, слоги и слова, - пишет К.С. Станиславский, - это музыкальные ноты в речи, из которых создаются такты, арии, целые симфонии. Недаром же хорошую речь называют "музыкальной"». Призывая к соблюдению темпоритма в речи, он рекомендует: «Образуйте из фраз целые речевые такты, регулируйте ритмическое соотношение целых фраз между собой, любите правильные и четкие акцентуации (ударения. - И. П.), типичные для переживаемых чувств».

Интонационные упражнения

Работа над интонацией проводится на материале звуков, слов, предложений, небольших текстов, стихотворений.

Основным элементом упражнений 1-5 (по системе В.В. Емельянова) является отработка «скользящей» восходящей () и нисходящей (↓) интонации с характерным «переломом» голоса из грудного в головное звучание (регистр) и наоборот.

Условные обозначения:

У - низкое грудное звучание;

у - высокое головное звучание;

Упражнение 1.

При произнесении последовательности гласных звуков воспроизведите удивленный вопрос - недоумение (восходящая интонация) и ответный возглас (нисходящая интонация). Звук издавайте одновременно с мягким выдохом.

Упражнение 2.

Произнесите легкий высокий звук, затем, не прерывая выдоха, передайте голосом нисходящую интонацию с этим же звуком. Запомните характер звучания.

Повторите упражнение.

По аналогии выполните упражнение с другими гласными звуками.

Упражнение 3.

Произнесите сочетания гласных звуков последовательно, каждое на отдельном выдохе, низким, грудным голосом, как будто вы рассказываете страшную сказку.

У, УО, УОА, УОАЭ, УОАЭЫ,

Ы, ЫЭ, ЫЭА, ЫЭАО, ЫЭАОУ.

Упражнение 4.

В непрерывной линии звучания выделите интонационно гласный звук легким повышением или понижением голоса, плавно сливая его с последующими звуками.

(вопрос) (ответ) (вопрос) (ответ) и т.д.

Смоделируйте диалог, в котором одну фразу нужно произносить с вопросительной интонацией, а другую - с утвердительной.

ШТУ-ШТО-ШТА-ШТЭ-ШТИ-ШТЫ?

ЖТУ-ЖТО-ЖТА-ЖТЭ-ЖТИ-ЖТЫ!

ШТУ-ЖДУ ШТО-ЖДО ШТА-ЖДА ШТЭ-ЖДЭ ШТИ-ЖДИ

Упражнение 5.

Соедините навык перехода из грудного регистра в фальцетный регистр и обратно с произнесением согласных звуков.

Образец 1.

Варианты сочетаний (двусложные с глухими согласными звуками):

у – шу у - су у - фу у - ку у - ту у – пу у – шо у - со у - фо у - ко у – то у - по

у – ша у - са у - фа у – ка у – та у – па у – шэ у – сэ у - фэ у – кэ у – тэ у - пэ у - шы

у - сы у – фы у - кы у – ты у - пы

Образец 2.

Варианты сочетаний (трехсложные с глухими и звонкими звуками):

у - шу - жу у - шо - жо у - ша - жа

у - ше - же у - шы - жы

у - су - зу у - со - зо у - са - за

у - сэ - зэ у - сы - зы

у - фу - ву у - фо - во у - фа - ва

Упражнение 6.

Усталость: У__________Ф___________!

Отвращение: Ф__________У___________!

Презрение: Ф__________И___________!

Испуг: А__________X___________!

О__________X___________!

Удивление: О__________Й...

Боль: А__________А__________А_________!

Восторг: О__________О___________!

В__________О___________!

УРА___________!

Повеление: Н__________О___________!

Сомнение: Н__________У__________?

Призыв: А__У__!__Э__Й...! Эгей!! Эге-гей!!!

Укоризна: Ай-я-яй! То-то!

Сожаление: Ой-ё-ёй!

Упражнение 7.

Произнесите междометие «о» с разной интонацией:

Удивленно;

Радостно;

Испуганно.

Смоделируйте ситуации, в которых вас о чем-то просят, и отвечайте «да»:

Восторженно;

Спокойно и благожелательно;

Вопросительно;

Задумчиво;

Скорбно;

Иронически;

С сожалением.

Упражнение 8.

Произнесите предложения с заданной интонацией.

Повелительно: Стой! Стоп! Дай! Встань! Сядь! Читай! Думай! Иди! Пиши! Вернись! Не плачь! Остановись! Беги! Внимание! Осторожно!

Вопросительно: Здесь? Там? Тут? Где? Кто? Куда? Правильно? Можно? Зачем?

Утвердительно: Да. Нет. Здравствуй. Прощай. Пора.

Просительно: Дай. Помоги. Нарисуй. Запиши. Прочитай. Извините. Подождите. Спасите! Помогите!

Восторженно: Великолепно!! Блеск!! Красота!! Здорово!! Молодец!! Браво!!

Упражнение 9.

«Открой дверь!» - гневно, грустно, радостно, высокомерно, раздраженно, подавленным тоном.

«Пришла!» - с радостью, тревогой, с презрением, с ехидством.

«Молодец!» - восхищенно, удивленно, насмешливо, угрожающе.

«Кушать подано!» - ласково, удивленно, вопросительно, с огорчением, восторженно.

Упражнение 10.

Чередуйте протяжное и краткое произнесение слогов с изменением силы голоса.

ма ма ма ма

па па па па

та та та та

ба бо бу бы

ла ло лу лы и т.д.

Упражнение 11.

Перечислите дни недели, времена года, месяцы, постепенно изменяя силу и (или) высоту голоса.

Например: зима, весна, лето, осень.

Упражнение 12.

Произносите нараспев слоги (слова), повышая (понижая) тональность голоса на каждом последующем слоге. Произносите слоги с разной интенсивностью: от тихого до нормального и громкого звучания голоса.

Например: та та та та та.

Упражнение 13.

Читая простые повествовательные предложения, понижайте высоту голоса к концу фразы.

Ночью полил дождь.

У дороги шумели тополя.

Тиха украинская ночь.

Произнесите предложения с большим чувством.

Хорошо зимой в лесу!

Пусть сильнее грянет буря!

Сколько тебе лет?

Ты живешь в новом доме?

У вас есть телефон?

Где ты работаешь?

Упражнение 14.

Прочитайте предлагаемые фразы в соответствии со смысловым заданием. Обратите внимание на правильный выбор интонации.

Снег пошел.

Спрашиваете, удивляясь - ?!

Восхищаетесь, радуясь - !

Огорчаетесь смене погоды.

Уточняете - ?

Радостно сообщаете друзьям - 1!

Мы пойдем в зоопарк.

Спрашиваете, чтобы уточнить, идете ли вы в зоопарк или в парк на аттракционы - ?

Уточняете, кто пойдет в зоопарк - ?

Спрашиваете, пойдете ли в зоопарк - ?

Упражнение 15.

Читайте реплики литературных персонажей, передавая интонацией и тоном душевное состояние героя, отмеченное автором.

Надменное негодование:

«Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом здесь чистое мутить питье мое с песком и илом?»

Лесть и подобострастие:

«Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки!»

Высокомерие:

«Да что мне Лев?! Да мне ль его бояться?»

Сожаление, укоризна:

«А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь».

Упражнение 16.

Тренируйтесь над переносом логического ударения с одного слова на другое. Предложение произносите столько раз, сколько в нем слов. И каждый раз ударение делайте только на одном - новом слове.

Вы мне утром звонили? - (Я).

Вы мне утром звонили? - (Вам).

Вы мне утром звонили? - (Нет, вечером).

Вы мне утром звонили? - (Звонил).

Аналогичное упражнение проведите с утвердительным предложением.

Моя книга на столе.

Самостоятельно составьте предложения и отрабатывайте их.

Упражнение 17.

Читайте предлагаемые скороговорки, как реплики в диалоге: говорящий спрашивает, сомневается, утверждает, а слушающий, понимая цель и интонацию реплики собеседника, отвечает ему.

Ответная реплика

а) вопрос - сомнение:

Яблоко от яблони недалеко падает?

Около кола - колокола?

Около кола - колокола?

Утверждение (да, действительно так):

Яблоко от яблони недалеко падает.

Около кола - колокола.

Около кола - колокола

б) вопрос - удивление:

От топота копыт пыль по полю летит?

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом?

Утверждение и восхищение:

От топота копыт пыль по полю летит!

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом!

в) утверждение - восхищение:

Шагал шакал с кошелкой, нашел кушак из шелка!

Сомнение (недоверие):

Шагал шакал с кошелкой, нашел кушак из шелка?

Выберите скороговорки и разыграйте варианты диалога: утверждая, сомневаясь, споря и восхищаясь.

Упражнение 18.

Используя различные интонационные конструкции, «постройте» диалоги. Комбинируйте элементы интонации: изменяйте логическое ударение, темп речи, мелодическую окраску высказывания.

1. - Дай альбом.

Дай альбом.

Да, альбом.

Дай альбом.

Да, альбом.

Ой! Какой альбом!

2. - Дай альбом.

Какой альбом? Тот?

Нет, не тот.

А какой?

Ой, какой альбом!

3. - У кого альбом?

У меня. А у тебя?

У меня нет. Дай альбом.

Где альбом?

Да, альбом.

Там нет альбома.

А! Бумага!

А где альбом?

Там альбом. Верно?

Да! Верно. Вот альбом.

Упражнение 19.

Прочитайте диалоги, мысленно представьте такую жизненную ситуацию, в которой возможен тот или иной диалог.

Больно. Больно!

Да, больно.

Упражнение 20.

Прочитайте, правильно расставляя логическое ударение.

Ты это сделал или кто другой?

Ты это сделал или кто другой?

Ты это сделал или не сделал?

Задайте вопрос так, чтобы предложение служило ответом на него.

Я эту басню вчера выучил.

Я эту басню вчера выучил.

Я эту басню вчера выучил.

Я эту басню вчера выучил.

Методический комментарий.

Логическое ударение - «акцентированность» слова, обусловленная особой семантической или эмоциональной значимостью. В звучащем тексте «акцентированность» слов создается различными просодическими средствами: увеличением длительности слова, усилением и ослаблением голоса, психологической паузой.

Упражнение 21.

Прочитайте предлагаемые пословицы, выделяя голосом указанные обороты.

Кто хочет много знать - тому надо мало спать!

Тьма свету не любит, злой доброго не терпит.

Всем известно: красна речь - слушанием.

Упражнение 22.

Предлагаемые тексты разыграйте, как маленькие сценические диалоги, используя средства интонационной выразительности.

Сказала тетя:

Фи, футбол! (с пренебрежением)

Сказала мама:

Фу, футбол! (с отвращением)

Сестра сказала:

Ну, футбол! (разочарованно)

А я ответил:

Во, футбол! (восторженно)

Слезь со стула!

Не хочу!

Упадешь!

Не упаду!

Не отойду!

Приедешь?

Не приеду!

Придешь?

Нет, не приду!

Услышишь?

Не услышу!

Найдешь?

Нет, не найду!

Слезаешь?

Не слезаю!

Решаешь?

Не решу!

Мечтаешь?

Не мечтаю!

Молчишь?

Нет, не молчу!

Конфетку, может, хочешь?

Нет! Да, хочу, хочу!

(А. Шибаев)

Яму копал?

В яму упал?

В яме сидишь?

Лестницу ждешь?

Яма сыра?

Как голова?

Значит, живой?

Ну, я пошел домой.