Сочинения

План самообразования подготовительная группа подготовка к школе. Обучение связной речи – важное условие подготовки ребенка к обучению в школе (творческий отчет по самообразованию). Если аналогичная ситуация складывается у учителя, то он долго не выдержива

Отдел образования исполнительного комитета Сармановского муниципального района РТ
Тема: «Обучение связной речи – важное условие подготовки ребенка к обучению в школе (творческий отчет по самообразованию)».
МБДОУ №4 «Красная шапочка» пгт. Джалиль Воспитатель: 1 кв. категории Егина Зоя Витальевна
Особое место в подготовке ребенка к обучению в школе имеет развитие связной речи. В настоящее время дети с малых лет приобщаются к телевидению, компьютерным играм, интернету. Все меньше и реже взрослые обращают внимание на развитие речи, на общение с ребенком. Мало или совсем нет домашнего чтения, родители не заинтересованы тем, чтобы помочь ребенку лучше и правильно освоить речь.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения детей со взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отражаться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, чистое произношение ребенком звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки речи могут привести к неуспеваемости. Таким образом, развивая речь, мы развиваем мышление. Исходя из важности этой проблемы, была поставлена цель обучению связной речи в подготовке ребенка к школе. В своей работе я выделила несколько направлений. Подбор наиболее эффективных методов и приемов, способствующих средств, интерес, мотивация к речевой деятельности у воспитанников. Ознакомление детей с художественной литературой, развитию речи детей на занятиях с использованием сюжетных картинок, использование фольклора. Рассматривание сюжетных картин в повседневной жизни. Чтение рассказов и басней в свободное время. Разучивание пальчиковых игр. Работа с родителями. Настоящий опыт накапливался в течение двух лет. В процессе работы были изучены следующие достижения педагогической науки и педагогического опыта:
Е.И.Тихеева «Развитие речи детей», О.Ушакова «Методические советы к программе Детство», О.Ушакова «Развитие речи дошкольника», статьи журнала «Дошкольное воспитание», В.Гербова «Развивайте речь дошкольника», М.М.Алексеева и Б.И.Яшина «Методика развития речи и обучения родному языку».
Работу над речью веду в несколько этапов. Проводила диагностику на уровне развития познавательных процессов, определила словарный запас ребенка. На своих занятиях использовала игровые технологии, учитывая возрастные особенности воспитанников. Мною был разработан конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе «На катке» и была раскрыта «Технология продуктивного чтения». Была написана консультация для воспитателей на тему: «Технология продуктивного чтения». На занятиях по составлению рассказов по картинкам и сериям сюжетных картинок нужно соблюдать следующие правила:
- Использовать на занятиях по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок методы и приемы, которые создают у детей интерес с самых первых минут занятия и обеспечивают его сохранение до окончания занятия;
- Включать в занятия по данным видам рассказывания, игры, задания, «тренировочные» упражнения на обогащение и развитие словаря, формирование грамматически правильной речи;
-После прослушивания рассказов сверстников предлагать выбирать другим детям лучшие сочинения, аргументировать свой выбор;
-Перед выполнением задания обязательно делать установку детям, чтобы они в своих рассказах использовали слова и выражения, которые они употребляли в ходе «тренировочных» упражнений. Поощрять детей, которые выполняют данное требование;
-Использовать на занятиях знания о мотивационной сфере ребенка данного дошкольного возраста. Создавать и стимулировать мотивацию деятельности;
-Всегда предлагать четкий план рассказа, если он необходим;
-Для составления рассказов по серии сюжетных картинок предлагать детям яркие, красочные, достаточно крупные картинки понятного содержания без лишних деталей;
-Вместо физкультминуток использовать обучающие игры, но придавать им подвижный характер;
-Во избежание выполнения заданий по придумыванию рассказов одними и теми же способами, предлагать детям разные варианты, рекомендованные методикой;
-По возможности завершать занятие игрой развивающего характера.
Речь детей развиваем как на занятиях, так и в повседневной жизни. Проведение и разучивание пальчиковых игр, рассматривание сюжетных картинок, чтение художественной литературы. Дети активно принимают участие в играх-инсценировках, в театрализованных выступлениях, в кукольных театрах. Используются театр кукол, настольный театр. С помощью родителей были дополнены атрибутами (шапки, маски), театр варежек, настольный театр и ширму для театрализованной деятельности. Большое внимание уделялось взаимосвязи с родителями. Для этого проводила беседы с родителями о значении общения с ребенком. Для родителей оформила папки-передвижки «Психологическая готовность ребенка к школе», рекомендации « Как заучивать наизусть стихотворение с детьми». Оформила и провела консультацию для родителей «Пальчиковые игры» в развитии речи детей. «Игротека». Провела анкетирование с родителями с целью выявления общения родителей с детьми дома. Из анализа результатов выяснилось, что родители мало уделяют внимания на общение с ребенком, дети предоставлены сами себе. Таким образом, в познавательной совместной деятельности, при тесной взаимосвязи с родителями поэтапной целенаправленной систематической и системной работы, мы можем добиться высокого уровня развития связной речи дошкольника. В дальнейшем планирую продолжить работу по обучению связной речи детей.

Игротека в кругу семьи

«Только веселые слова»
Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только веселые слова. Первый игрок произносит: «Клоун». Второй: «Радость». Третий: «Смех» и т.д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут.
Можно сменить тему и называть только зеленые слова (например, огурец, елка, карандаш и т.д.), только круглые и т.д.

«Подбери слово»
Ребенку предлагается подобрать к любому предмету, объекту, явлению слова, обозначающие признаки. Например, зима какая? (Холодная, снежная, морозная). Снег какой? (Белый, пушистый, мягкий, чистый).
«Кто что умеет делать?».
Ребенку предлагается подобрать к предмету, объекту как модно больше слов-действий. Например, что умеет делать кошка? (Мурлыкать, выгибать спину, прыгать, спать, играть, царапаться и т.д.)

«Волшебная цепочка».
Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, «мед», и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?
Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, «пчелу». Следующий игрок, услышав слово «пчела», должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, «боль» и т.д. Что может получиться?
Мед – пчела – боль – красный крест – флаг – страна – Россия – Москава – Красная площадь и т.д.

Государственное бюджетное детское образовательное учреждение

детский сад №26 комбинированного вида Кировского района г. Санкт - Петербурга

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

Воспитатель: Дель Наталья Васильевна

2016 – 2017год

План самообразования воспитателя Дель Натальи Васильевны

Тема: «Подготовке к обучению грамоте детей подготовительной группы»

Цель : Способствовать развитию фонетической стороны речи детей, слухового

Внимания и фонематического слуха, с целью подготовки детей к обучению звуковому

Анализу слов.

Задачи образовательной деятельности:

1.Учить детей выделять в произношении заданный звук сравнивать (различать,

дифференцировать) звуки, близкие в артикуляционном или акустическом отношении

(твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные, шипящие и свистящие,

сонорные).

2. Определять на слух звук, который встречается в ряду из 4 – 5 слов. Замечать слова с

заданным звуком в потешке, скороговорке, подбирать слова с заданным звуком,

формировать представление о слове, звуке, слоге, предложении;

3.Проводить звуковой анализ, работая со словом (коротким, длинным) и используя при этом различные игры; активизировать представление о слове, звуке, слоге, предложении.

4. Уделять внимание подготовке руки к письму, формированию элементарных графических умений и подготовке к технике письма.

5.Развивать умения письменной речи: читать отдельные слова и словосочетания, писать

Печатные буквы.

Планируемые результаты (в виде целевых ориентиров)

Хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение».

Дифференцировать понятия «звук» и «буква»;

Различать гласные и согласные звуки;

Осуществлять звуковой и слоговой анализ слов;

Выявлять различие в звуковом (слоговом) составе двух слов, знать буквы.

- по слоговые и слитные способы чтения

План работы на 2016 – 2017 уч год

Сентябрь

1Подбор методической литературы и конспектов НОД для совместной деятельности с детьми. Изучение.

2 Подбор и изготовление картотеки дидактических игр по обучению грамоте

Октябрь

1Подбор наглядного материала с картинками на разные звуки

2.Оформление консультации для родителей «С чего начинать обучение чтению»

3 Изготовление дидактического материала «Звуковые домики»,

«Найди место звука в слове», «Схемы слов».

Ноябрь

1Пополнить картотеку с артикуляционной гимнастикой.

2Подбор материала по формированию графических умений.

3Оформление картотеки с пальчиковыми играми.

4 Изготовление индивидуального материала на каждого ребенка «Касса

букв»

Декабрь

1 Оформление консультации для родителей «Развитие мелкой моторики у детей»

2 Пополнение коллекции обводок и штриховок.

Январь

1 Оформление консультации для родителей « Игры с буквами для дошколят»

2 Изготовление дидактических игр: «Слоговые таблицы», «Составь слово»

Февраль

1 Пополнение картотеки с чистоговорками и скороговорками

2 Обновление обводок, штриховок.

Март

1 Изготовление дидактических игр

2 Обновление наглядного материала на звуки

Апрель

1 Оформление памятки для родителей « Страна букв»

2 Подбор материала для проведения итогового мероприятия:

Досуг «В стране звуков»

Май

1 Итоговое мероприятие – досуг.

2 Анализ работы.

3 Мониторинг.

Методическая литература

  1. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Воронеж 2009г.
  2. Шумаева Д. Г. «Как хорошо уметь читать!» «Детство – Пресс 2000г
  3. Ушакова О. С. Развитие речи детей 5 – 7 лет.ООО «ТЦ –Сфера»2014г
  4. ВолчковаВ. Н. Конспекты занятий в подготовительной группе.Воронеж 2010г
  5. Гаврина С. Е.Развитие речи. Школа дошколят. Москва Росмен 2014г.
  6. Курицына Э. М. Игры на развитие речи. Говорим правильно. Росмен 2014г.
  7. Журова Л. Е, Варенцова «Обучение грамоте. Конспекты.
  8. Кыласова Л. Е. Дидактический материал для занятий с детьми 6 – 7 лет по развитию речи. Волгоград 2015г.

Тема по самообразованию:

«Формирование учебно – познавательных мотивов - залог качества успешного обучения»

« Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а свеча, которую нужно разжечь»

Цели: исследование мотивов учебной деятельности учащихся для повышения качества успешного обучения.

Задачи:

- изучить литературу по теме «Мотивация учения и ее формирование»

- рассмотреть методику формирования мотивации учащихся

- провести исследование на формирование мотивации учебной деятельности

Примерный план работы над темой и предполагаемый результат

этапы

сроки

Предполагаемый результат

Диагностический

1.Анализ затруднений.

2. Постановка проблемы.

3. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.

1 год (1класс)

Изучение литературы по проблеме, исходящей из методической темы школы. Материал просматривается и собирается в портфолио.

Прогностический

1. Определение цели и задачи работы над темой.

2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3. Прогнозирование результатов.

1 год (1класс)

Оформление работы, система мероприятий, подготовленных для проведения исследовательской работы.

Практический

1.Внедрение ППО, системы мер.

2. Формирование методического комплекса.

3. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.

4. Корректировка работы.

Проведение ряд практических мероприятий, направленных на формирование мотивов учения и учебной деятельности, а т. ж. на исследование мотивации за два года обучения

Обобщающий

1. Подведение итогов.

2. Представление материала по теме самообразования

3. Наблюдение за ростом развития мотивации в 3 классе .

3 год (3класс)

Выступление на МО учителей начальной школы.

Исследование мотивов учения, их динамика.

Внедренческий

1. Использование опыта в процессе дальнейшей работы.

2. Распространение.

В ходе дальн. раб.

Введение

1.1.Мотив и мотивация

1.2. Пути формирования учебной мотивации

Глава 2. Исследование мотивов учебной деятельности учащихся начальных классов

2.1. Методика проведения исследования

2.2.Коррекционная работа по формированию учебной мотивации

Заключение

Литература

Введение

Актуальность темы. Наблюдение за работой учителей показывает, что они далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все, что рекомендует учитель. Встречаются и такие учителя, которые прежде всего опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет желание избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т. д.

Нередко в первый же день пребывания в школе ученик узнает, что теперь он не может вести себя так, как раньше: ему нельзя встать, когда хочется; нельзя повернуться к ученику, сидящему сзади; нельзя спросить, когда хочется это сделать, и т. д. В таких случаях у ученика формируется постепенно страх перед школой, страх перед учителем. Учебная деятельность радости не приносит. Это сигнал неблагополучия. Даже взрослый человек не может длительное время работать в таких условиях.

Чтобы понять другого человека, надо мысленно встать на его место. Вот и представьте себя на месте ученика, который должен каждый день, как правило, не выспавшись, вставать и рано утром идти в школу. Он знает, что учительница снова скажет, что он тупой, несообразительный, поставит двойку. Отношение учителя к нему передалось ученикам класса, поэтому многие из них тоже относятся к нему плохо, стараются чем-нибудь досадить. Словом, ученик знает, что ничего хорошего его в школе не ждет, но он все-таки идет в школу, идет в свой класс.

Если аналогичная ситуация складывается у учителя, то он долго не выдерживает и меняет работу. Учитель должен постоянно помнить, что человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, порождающей отрицательные эмоции. Если это имеет место, то надо ли удивляться, что уже в начальной школе у некоторых детей развиваются неврозы.

В этой связи стоит вспомнить. Его главная заслуга, по нашему мнению, не в конспектах и опорных пунктах, а в том, что он снял у детей страх перед школой, сделал ее местом детской радости. А ребенку школа должна обязательно приносить радость. К этому обязывает не только гуманное отношение к детям, но и забота об успешности учебной дея-тельности. В свое время Л. Фейербах писал, что то, для чего открыто сердце, не может составить секрета и для разума. Задача учителя прежде всего и состоит в том, чтобы «открыть сердце ребенка», пробудить у него желание усваивать новый материал, научиться работать с ним.

Психологическое изучение мотивации и ее формирование - это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика. Изучение мотивации - это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования.

Формирование мотивов учения - это создание в школе условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению; осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом не занимает позицию хладнокровного наблюдателя за тем, как стихийно развивается и складыва-ется мотивационная сфера учащихся, а стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов.

Изучать и формировать мотивацию ученика учитель вполне может и сам (не дожидаясь, например, прихода школьного психолога) посредством длительного наблюдения за учеником в реальных жизненных условиях, анализа повторяющихся суждении и поступков учащихся, благодаря чему учитель может делать достаточно достоверные выводы, намечать и корректировать пути формирования.

Целью данной работы является исследование мотивов учебной деятельности учащихся. В связи с этим были поставлены следующие задачи:

изучить литературу по теме «Мотивация учения и ее формирование»

рассмотреть методику формирования мотивации учащихся

провести исследование на формирование мотивации учебной деятельности

Для решения поставленных задач использованы следующие научно - исследовательские методы: методические (социально педагогический - наблюдение за учебным процессом, изучение и обобщение опыта работы, экспериментальный и статистический методы).

Объект исследования: мотивация учебной деятельности.

Предмет изучения - пути формирования мотивации учебной деятельности.

Гипотеза исследования состоит в том, что, если содержание обучения направлено на мотивацию учебной деятельности, то оно должно способствовать появлению глубокого познавательного интереса к изучаемому материалу.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, литература и приложения.

Глава 1.Теоретические основы мотивации учебной деятельности

1.1.Мотив и мотивация

В поведении человека, есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала до конца в конкретной ситуации. Психические процессы, явления и состояния: ощущения, восприятие, память, воображение, внимание, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции - все это обеспечивает в основном, регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждения, то оно связано с понятиями мотива и мотивации. Эти, понятия, включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом. Среди всех понятий, которые используются в психологии для обеспечения и объяснения побудительных моментов в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия мотивации и мотива. Рассмотрим их.

Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое) и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения: его возникновение, продолжительность, устойчивость, направленность и прекращение после достижения поставленной цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта. Кроме того, на уровне познавательных процессов мотивационному объяснению подлежат их избирательность; эмоционально-специфическая окрашенность.

Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это - поиски ответов на вопросы типа «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл?». Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков.

Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором - внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором - о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение; называют личностными диспозициями. Тогда, соответственно, говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведениях.

Сиюминутное, актуальное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его диспозиций с ситуацией. Это предполагает рассмотрение мотивации как циклического процесса непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют, друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое поведение. Мотивация в данном случае мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной, на достижение определенной цели.

Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив, также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций.

Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности. Ею называют состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется (отсюда название «потребность») организму (личности).

Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа, и условий жизни, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице. Меньше всего потребностей у растений, которые имеют нужду в основном только в определенных биохимических и физических условиях существования. Больше всего разнообразных потребностей у человека, у которого, кроме физических органических потребностей, есть еще материальные, духовные, coциальные (последние представляют собой специфические потребности, связанные с общением и взаимодействием людей друг с другом). Как личности люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особым сочетанием этих потребностей. Основные характеристики человеческих потребностей - сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т. е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.

Второе после потребности по своему мотивационному значению понятие - цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Если всю сферу осознаваемого человеком в сложной мотивационной динамике его поведения представить в виде своеобразной арены, на которой разворачивается красочный и многогранный спектакль его жизни, и допустить, что наиболее яркое в данный момент на ней освещено то место, которое должно приковывать к себе наибольшее внимание зрителя (самого субъекта), то это и будет цель. Психологически цель есть то мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности.

Цель является основным объектом внимания, занимает объем кратковременной и оперативной памяти; с ней связаны разворачивающийся в данный момент времени мыслительный процесс и большая часть всевозможных эмоциональных переживаний. В отличие от цели, связанной с кратковременной памятью, потребности, вероятно, хранятся, в долговременной памяти.

Рассмотренные мотивационные образования: диспозиции (мотивы), потребности и цели - являются основными составляющими мотивационной сферы человека.

Кроме мотивов, потребностей и целей в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются также интересы, задачи, желания и намерения. Интересом называют особое мотивационное состояние" познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью. Интерес к себе может, вызвать любое неожиданное событие, непроизвольно привлекшее к себе внимание. Любой новый появившийся в поле зрения предмет, любой частный, случайно возникший слуховой или иной раздражитель.

Интересу соответствует особый вид деятельности , которая называется ориентировочно-исследовательской. Чем выше на эволюционной лестнице стоит организм, тем больше времени занимает у него данный вид деятельности и тем совершеннее ее методы и средства. Высший уровень развития такой деятельности, имеющийся только у человека, - это научные и художественно-творческие изыскания.

Задача как частный ситуационно-мотивационный фактор возникает тогда, когда в ходе выполнения действия, направленного на достижение определенной цели, организм наталкивается на препятствие, которое необходимо преодолеть, чтобы двигаться дальше. Одна и та же задача может возникать в процессе выполнения самых различных действий и поэтому так же нecпeцифичнa для потребностей, как и интерес.

Желания и намерения -- это сиюминутно возникающие и довольно часто сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действия.

Интересы, задачи, желания и намерения хотя и входят в систему мотивационных факторов, участвуют в мотивации поведения, однако выполняют в ней не столько побудительную, сколько инструментальную роль. Они больше ответственны за стиль, а не за направленность, поведения.

Мотивация поведения человека может быть сознательной и бес-сознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет. Многие психологические проблемы получают свое решение, как только мы отказываемся от представления о том, будто люди всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей, чувств. На самом деле их истинные мотивы необязательно таковы, какими они кажутся.

Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше. В психолого-педагогическом плане именно на развитие устойчивого познавательного интереса должны быть направлены развивающие программы по предметам. Решению этой задачи помогут четкое планирование структуры урока, использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приемы подачи учебного материала. Интерес играет важную роль в мотивации успеха. Чтобы воспитать у ребенка здоровое стремление к достижению намеченной цели, учителя сами должны испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам учеников. Поведение, ориентированное на достижение желаемого результата, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха. Известно, что учащиеся, мотивированные на успех, предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели, которые лишь незначительно превосходят уже достигнутый результат. Другими словами, они предпочитают рисковать расчетливо. Ученики с установкой на неудачу склонны к экстремальным выборам: одни из них занижают, а другие завышают цели, которые ставят перед собой. После выполнения серии задач и получения информации об успехах и неудачах в их решении те, кто мотивирован на достижение, переоценивают значение своих неудач, а неуверенные в успехе, напротив, склонны переоценивать свои успехи. В этой связи педагогу необходимо оказывать помощь ребенку в адекватном выборе цели и дифференцированно подходить к оцениванию результатов выполнения поставленных задач. Оценивая результат, учитель обычно сравнивает достижения одних учеников с достижениями других. Основанием для сравнения служит определенный норматив. Психологически более оправданно сравнение сегодняшних собственных результатов ребенка с предыдущими и только затем с общим нормативом. Познавательный интерес формируется и становится устойчивым только в том случае, если учебная деятельность успешна, а способности оцениваются позитивно. Направленность учебной мотивации школьника и его статус как ученика в классном коллективе взаимосвязаны. В доброжелательной атмосфере у школьников развиваются позитивные навыки общения. Однако часто случается так, что школьников сковывают страх перед плохой оценкой, критикой, боязнь скомпрометировать себя, быть не принятым в качестве «своего». Неспособность (по различным причинам) принимать участие в жизни класса, а также определять свои цели приводит к возникновению трудностей в школе чаще, чем невысокие интеллектуальные возможности. Специального внимания заслуживает анализ отрицательных отношений (ссоры, конфликты и т. п.) в группе, так как они ведут к задержкам в развитии личности, а в некоторых особо неблагоприятных условиях - и к ее деградации. В случае долгого пребывания в такой группе отрицательные отношения порождают тревожность и фрустрацию . Научное понятие «тревожность» в повседневном языке выражают такие слова, как беспокойство, страх, опасение, боязнь, повышенная напряженность. Личностная тревожность представляет собой базовую черту личности, которая формируется и закрепляется в раннем детстве. Она оказывает отрицательное влияние на формирование и развитие других свойств и особенностей человека, таких, например, как мотив избегания неудачи, стремление уходить от ответственности, боязнь вступать в соревнование с другими людьми. Учащийся, имеющий такой мотив, не прилагает максимума усилий в деятельности, а довольствуется минимумом, достаточным для того, чтобы его не наказали, хотя способен, как правило, на большее. Учебная деятельность всегда полимотивирована. К внутренним мотивам учебной деятельности можно отнести такие, как собственное развитие в процессе учения; познание нового, неизвестного, понимание необходимости учения для дальнейшей жизни. Такие мотивы, как сам процесс учения, возможность общения, похвала от значимых лиц, являются вполне естественными, хотя они в большей степени определяются зависимостью от внешних факторов. Еще более насыщены внешними моментами такие мотивы, как учеба ради лидерства, престижа, материального вознаграждения или избежания неудач.

Поэтому одной из основных задач учителя должно быть повышение в структуре мотивации учащегося «удельного веса» внутренней мотивации учения. Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг мотива на цель учения. Каждый шаг этого процесса характеризуется наложением одного, более близкого к цели учения мотива на другой, более удаленный от нее. Поэтому в мотивационном развитии учащегося следует учитывать, так же как и в процессе обучения, зону ближайшего развития. Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, т. е. чтобы они стали значимыми для учащегося.

1.2. Пути формирования учебной мотивации

Задача учителя прежде всего и состоит в том, чтобы «открыть сердце ребенка», пробудить у него желание усваивать новый материал, научиться работать с ним.

В психологии известно, что развитие мотивов учения идет двумя путями: 1) через усвоение учащимися общественного смысла учения; 2) через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.

На первом пути главная задача учителя состоит в том, чтобы, с одной стороны, довести до сознания ребенка те мотивы, которые общественно незначимы, но имеют достаточно высокий уровень действенности . Примером может служить желание получать хорошие оценки. Учащимся необходимо помочь осознать объективную связь оценки с уровнем знаний и умений. И таким образом постепенно подойти к мотивации, связанной с желанием иметь высокий уровень знаний и умений. Это, в свою очередь, должно осознаваться детьми как необходимое условие их успешной, полезной обществу деятельности.

С другой стороны, необходимо повысить действенность мотивов, которые осознаются учащимися как важные, но реально на их поведение не влияют. Этот путь формирования учебной мотивации связан непосредственно с особенностями организации учебного процесса. В психологии выявлено достаточно много конкретных условий, вызывающих интерес школьника к учебной деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

Исследования показали, что познавательные интересы школьников существенно зависят от способа раскрытия учебного предмета. Обычно предмет предстает перед учеником как последовательность частных явлений. Каждое из этих явлений учитель объясняет, дает готовый способ действия с ним. Ребенку ничего на остается, как запомнить все это и действовать показанным способом. Примером может служить и курс математики, и курс русского языка . Так, при изучении сложения ребенок движется по множеству концентрических кругов, отдельно осваивая сложение внутри первого десятка, второго, сотни и т. д. Внутри сотни отдельно учится складывать десяток с единицами, затем круглые десятки, затем два двузначных числа без перехода через десяток и только в конце - с переходом через десяток. Множество механических вычислений, а в результате смысл арифметического действия часто остается неясным. Об этом красноречиво говорят ошибки учащихся. Так, например, изучая подобным образом вычитание, ученик переносит особенности частного способа на действие в целом. Конкретно это выглядит так: после приобретения умения работать с числами, где в уменьшаемом число десятков и число единиц больше, чем в вычитаемом,и т. д.), ученик, сам того не осознавая, «обобщает» этот случай в общее правило: «При вычитании из большего числа надо вычитать меньшее» - и при вычитании типаполучает 23.

При таком раскрытии предмета есть большая опасность потери интереса к нему.

Наоборот, когда изучение предмета идет через раскрытие ребенку сущности, лежащей в основе всех частных явлений, то, опираясь на эту сущность, ученик сам получает частные явления, учебная деятельность приобретает для него творческий характер, а тем самым и вызывает у него интерес к изучению данного предмета1. При этом, как показало исследование, мотивировать положительное отношение к изучению данного предмета может как его содержание, так и метод работы с ним. В последнем случае имеет место мотивация процессом учения: ученикам интересно изучать, например, русский язык, самостоятельно решая языковые задачи.

Второе условие связано с организацией работы над предметом малыми группами. обнаружил, что принцип подбора учащихся при комплектовании малых групп имеет большое мотивационное значение. Если детей с нейтральным отношением к предмету объединить с детьми, которые не любят данный предмет, то после совместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету. Если же включить учеников с нейтральным отношением к предмету в группу любящих данный предмет, то отношение к предмету у первых не меняется.

В этом же исследовании показано, что большое значение для повышения интереса к изучаемому предмету имеет групповая сплоченность учащихся, работающих малыми группами. В связи с этим при комплектовании групп кроме успеваемости, общего развития учитывалось желание ученика. Спрашивали: «С кем бы ты хотел заниматься на уроках русского языка в одной четверке?» Влияние групповой сплоченности объясняется тем, что при работе малыми группами на первый план выходят не отношения «учитель - учащийся», а отношения между учащимися.

В группах, где не было сплоченности, отношение к предмету резко ухудшилось. Наоборот, в сплоченных группах интерес к изучаемому предмету существенно возрос. Так, число любящих данный предмет возросло с 12% до 25%.

В исследовании. А.К. Марковой обнаружилось, что успешно можно формировать также учебно-познавательную мотивацию, используя отношения между мотивом и целью деятельности.

Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Между мотивами и целями существуют весьма сложные отношения. Наилучший путь движения - от мотива к цели, т. е. когда ученик уже имеет мотив, побуждающий его стремиться к заданной учителем цели.

К сожалению, в практике обучения такие ситуации редки. Как правило, движение идет от цели, поставленной учителем, к мотиву. В этом случае усилия преподавателя направлены на то, чтобы поставленная им цель была принята учениками, т. е. мотивационно обеспечена. В этих случаях важно прежде всего использовать саму цель как источник мотивации, превратить ее в мотив-цель. При этом следует учесть, что учащиеся начальной школы плохо владеют умением целеполагания. Дети обычно ставят на первое место цель, связанную с учебной деятельностью. Они осознают эту цель. Однако они не осознают частных целей, ведущих к ней, не видят средства достижения этой цели. Так, например, ученикам было предложено выполнить определенное количество заданий за строго определенное время. Задания можно было выбирать из числа предъявленных. Оказалось, что в этой ситуации только 19,3% учащихся обнаружили целенаправленное поведение. 54,7% учащихся не справились с заданием, фактически потеряли цель, поставленную перед ними. Это говорит о необходимости специального обучения младших школьников целеполаганию. Как показала , для этого следует четко определить цель. Очень важно также, чтобы дети принимали участие в ее постановке, анализе и обсуждении условий ее достижения.

Для превращения целей в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижения вперед. С этой целью учителя, например, при введении новой темы составляют вместе с детьми специальную таблицу, где четко представлен состав предметных знаний и перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся. В таблице предусмотрена специальная графа, где дети сами отмечают, что они уже зна-ют, чего еще не знают, в чем сомневаются. Естественно, что вначале дети еще не могут адекватно оценить себя, но постепенно привыкают это делать. Результатом систематической работы такого рода является не только повышение побудительной силы поставленных целей, но и формирование умения оценивать свои успехи, видеть конкретные недоработки.

Как было сказано, одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, является проблемность обучения.

При использовании деятельностной теории обучения проблемность органически входит в учебную деятельность детей. Как мы видели, на каждом из этапов необходимо использовать проблемные ситуации, задачи. Если учитель делает это, то обычно мотивация учащихся находится на достаточно высоком уровне. Важно также отметить, что по содержанию она является познавательной, т. е. внутренней. Решающее значение для мо-тивации учения имеет тип ориентированной основы действия, используемый в учебном процессе. Первый тип ООД при систематическом использовании его часто ведет к отрицательной мотивации. Наоборот, третий тип ориентировочной основы действия обеспечивает устойчивую положительную мотивацию.

Сравнение мотивов учения при традиционном обучении и обучении экспериментальном, основанном на деятельностном подходе, показало преимущества последнего.

Прежде всего оказалось, что динамика мотивов в начальной школе не определяется возрастными особенностями. При традиционном обучении, как правило, к третьему классу наступает «мотивационный вакуум »: потеря познавательных мотивов, отсутствие интереса к учению.

В УМК «Начальная школа 21 века» для формирования умений учиться существенное значение имеет сформированность учебно-познавательных мотивов. Они включают: устойчивый интерес к решению различных учебных задач, желание ребёнка учиться, улучшать результаты своей деятельности. Проведенные исследования убедительно показали, что формирование мотивации прямым образом зависит от содержания обучения.

Преимущества деятельностной теории состоят в следующем.

Во-первых, основу содержания обучения при третьем типе ориентировочной основы действий составляют базовые (инвариантные) знания.

В-вторых, в обязательном порядке в содержание обучения входят обобщенные методы (способы) работы с этими базовыми знаниями. Усвоение того и другого открывает перед ребенком огромные возможности для самостоятельного движения в данной области. Он способен самостоятельно построить ориентировочную основу действий любой частной ситуации, основанной на усвоенных базовых знаниях. Это и служит источником положительной познавательной мотивации.

В-третьих, процесс обучения построен так, что ребенок усваивает знания и умения через их применение. Как мы видели, на всех этапах процесса усвоения вводятся задачи. Решая эти задачи, ученик одновременно усваивает и знания, и умения. В результате обучение идет без заучивания, но в то же время обеспечивает прочное запоминание. Это еще один источник положительной мотивации.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №2 «Дюймовочка»


Рассмотрено Утверждено

и принято на заседании приказом

педагогического совета №___ от __________

протокол №___ от _______ Заведующий МБДОУ №2

«Дюймовочка»

Е.Г. Бояркина

___________________

Индивидуальный план самообразования

педагога-психолога Беловой Екатерины Герасимовны

на 2013-2016 учебный год.
«Психологическая готовность детей

к школьному обучению»

Составила:

Белова Е.Г.

Ханты-Мансийск

2013
Тема: «Психологическая готовность детей к школьному обучению»
Цель: изучение проблемы психологической готовности детей к школьному обучению.

Задачи:


  1. Изучение психолого-педагогической литературы.

  2. Подбор оптимального диагностического инструментария по определению готовности к школе детей.

  3. Определение эффективных методов работы педагога-психолога с детьми.

  4. Психологическая поддержка в семье при поступлении ребенка в школу.

  5. Разработать эффективную коррекционно-развивающую программу по сопровождению детей к школьному обучению.

Работа по данной теме начата: сентябрь 2013 года.
Основные вопросы, намеченные для изучения


Основные вопросы

Этапы проработки,

сроки 2013 - 2015


Изучение научно-методической литературы по проблеме психологической готовности детей к школьному обучению.

2013 г.

Знакомство с диагностическим инструментарием

2013 г.

Создание программы коррекционных занятий с использованием эффективных приёмов и методов работы с детьми .

2013-2014г.

Введение в практику коррекционной работы

2013 – 2015г.

Разработка консультаций для педагогов, родителей.

2013-2015г.

Отчет по самообразованию

за 2013-2014 учебный год

Особый интерес вызвала у меня тема «Психологическая готовность детей к школьному обучению». Изучив эту тему, я поняла, что проблема готовности детей к школе очень актуальна и важна в нашем современном мире, в мире, где используются инновационные методы обучения .

Можно выделить следующие этапы работы над темой:


  1. изучение литературы и Интернет-ресурсов по теме;

  2. частичное внедрение полученных знаний в работу;

  3. систематизация и обобщение полученного опыта (отчет по теме самообразования).
При изучении литературы повысила психолого-педагогические знания по теме: «Психологическая готовность детей к школьному обучению».

Осуществляя выполнение одной из задач, разработала рабочую программу коррекционно-развивающего сопровождения детей в детском саду .

Также в рамках работы над темой была проведена следующая работа:

Оформление папок-передвижек в приемных группы;

Оформление стендовой информации;

Известно, что любая профессиональная деятельность педагога может быть по – настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются активными помощниками и единомышленниками. В связи с этим , родители (по возможности) посещали предложенные им мероприятия.

При работе над данной темой столкнулась со следующими трудностями:

Родители не принимают активное участие в развитии и воспитании своего ребенка, ссылаясь на свою занятость.

Таким образом, проанализировав результаты своей практической деятельности, считаю, что в 2015 - 2016 учебном году необходимо определить следующие перспективы:

Организовать совместно с родителями и детьми совместный клуб по подготовке детей к школьному обучению;

Провести цикл открытых занятий с детьми для родителей, с целью повышения психолого-педагогической компетентности родителей;

Организовать образовательный проект «На пороге в школу».


Направление

1 этап

аналитико-прогностический


2 этап

основной

(этап внедрения)


3 этап

обобщающий


1. Программно-методическое обеспечение

Приобретение:

- Программы воспитания и обучения в детском саду.

Оздоровительная работа в ДОУ (нормативно-правовые документы);


-Приобретение книг развития познавательной деятельности у детей.

Выпуск памяток:

-«Критерии готовности к обучению в школе»;

- «Возрастные особенности 6-7 лет. Кризис 7 лет»;

- «Родителям будущих первоклассников о формировании учебной активности»;

- «О самостоятельности детей»;

- «Оказание родителями психологической поддержки детям»;

- «Что нужно знать о психологической и интеллектуальной готовности детей к школе»;

- «Какую школу выбрать?»


- Приобретение новых изданий по работе с детьми на развитие мышления, воображения, памяти, речи, восприятия, мелкой моторики.

Приобретение литературы по формированию готовности детей к школьному обучению;

Приобретение аудиопособий, дидактических пособий, демонстрационного и раздаточного материала.


2. Материально-

техническая база



- Обновление Уголков информации для родителей,

Картотека игр на развитие психических процессов, волевой регуляции, нетрадиционное оборудование для оздоровления детей

Закупка инвентаря доски Сегена


- Создание фотовыставки

« Мы - первоклашки»

Пополнение картотеки игр на развитие мышления, памяти, восприятия, воображения, мелкой моторики, пальчиковые игры, игры на саморегуляцию, познавательные игры.


Пополнение имеющихся Уголков информации для родителей.

3. Взаимодействие с детьми

- диагностика детей;

- диагностика детей;

Индивидуальные и групповые коррекционно- развивающие занятия.



- диагностика детей;

Индивидуальные и групповые коррекционно- развивающие занятия.



4. Взаимодействие с родителями

Приобщение родителей к подготовке занятий, спортивных праздников, изготовление спортивного оборудования, организация видео/фото съемки

- Клуб для родителей «Школа будущего первоклассника»;

Приобщение родителей к организации фотовыставки «Мы - первоклашки»;

Приобщение к участию в городском слёте родительских клубов.


Организовать совместный детско - родительский клуб «Школа будущего первоклассника»

- Наглядная информация в уголке для родителей: Папки – передвижки, брошюры, памятки по темам «Критерии готовности к обучению в школе»; «Возрастные особенности 6-7 лет. Кризис 7 лет»; «Родителям будущих первоклассников о формировании учебной активности»; «О самостоятельности детей»; «Оказание родителями психологической поддержки детям»; «Что нужно знать о психологической и интеллектуальной готовности детей к школе»;

«Какую школу выбрать?», «Социальная готовность к школе».

Родительские собрания: «Психологическая готовность детей к школе»; «Влияние взаимоотношений взрослых в семье на развитие ребенка»; «Психофизиологическая готовность детей к школьному обучению».

Создание фотовыставки «Мы - первоклашки».

Организация "Дней открытых дверей";

Проведение консультаций: «Интеллектуальное развитие детей»

Проведение соцопросов, анкетирование;

«Готов ли ваш ребенок к школе»; «Родительское представление готовности ребенка к школе».



5. Взаимодействие с педагогами

- Педагогический совет

«Организация работы по подготовке детей к школе».



- День открытых дверей

Открытое занятие «На пороге школы»;

Презентация фото-выставки «Мы - первоклашки» ;

Семинар

«Психофизиологическая готовность детей к школьному обучению»;

Консультации: «Интеллектуальное развитие детей подготовительной группы»



Выступление на педагогическом совете «Обобщение опыта работы по инновационной теме»

6. Осуществление связей социумом

Осуществление связей с социумом города :

Со школой;

ЦДиК;


- Государственная библиотека Югры;
- Городская детская библиотека.

Литература намеченная для изучения.


  1. Н.И. Гуткина. Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополн. – СПб.: Питер, 2007. – 208 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).

  2. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе: Кн. Для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1990. – 175 с. – (Б-ка учителя нач. классов).

  3. О.М. Дъяченко, Н.Ф. Астаськова, А.И. Булычева и др. Дети, в школу собирайтесь: кн. для родителей и воспитателей дет. сада – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996. – 176 с.: ил.

  4. Нефёдорова Е.А., Узорова О. В. Готовимся к школе. Практическое пособие для подготовки детей. – К.: ГИППВ, 1998, 400 с.

  5. Лазарев М.Л. Здравствуй! : предшкольная подготовка: учеб.-метод. пособие для педагогов/ М.Л. Лазарев. – М.: Мнемозина, 2007. – 279 с. – (Моя книга здоровья).

  6. Князева Т.Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе: структура, диагностика, формирование. – СПб.: Речь, 2007. – 119 с.

  7. Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к коле: Пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Айрис-пресс, 2006.-128с.

  8. Павлова Т. Л. Диагностика готовности ребенка к школе. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128с.

1. Авраменко Н.К. Подготовка ребенка к школе. М., 2001г.
2. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации «Начальная школа» 2005г.
3. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте дети, М. 2000г.
4. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. «Школьные трудности благополучных детей М. 2004г.
5. Буря Р.С. «Готовим детей к школе М., 2003г.
6. Венгер Л.А., «Домашняя школа» М. 2006г.
7. Венгер Л.А. Венгер Л.А. «Готов ли ваш ребенок к школе?» М. 2004г.
8. Венгер Л.А. «Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе, «Дошкольное воспитание» 2008г.
9. Готовность к школе / Под редакцией Дубровиной М. 2002г.
10. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога /Под редакцией Дубровиной М. 2007г.
11. Дьяченко О.М. Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает М. 2002г.
12. Ефимова С.П. Как готовить ребенка к школе. Советы врача М. 2005г.
13. Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики /Под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой М 2000г.
14. Козлов Н. А. «Лучшие психологические игры и упражнения», Екатеринбург, 2003г.
15. Кравцов Е. Е. «Психологические проблемы, готовности детей к обучению в школе», М., 2005г.
16. Кулагина И. Ю. «Возрастная психология», М., 2002г.
17. Люблинская А. А. «Учителю о психологии младшего школьника», М., 2003г.
18. Марлова Г. А. «Подготовка детей к школе в семье», М., 2001г.
19.Мухина В. С. «Психология детства и отрочества», М., 2003г.
20. Мухина В. С. «Детская психология», М. 2006г.
21. Никитин Б. П. «Развивающие игры», М. 2001г.
22. Овчарова Р. В. «Практическая психология в начальной школе», М. 2001г.
23. «Особенности психологического развития детей 6 – 7 летнего возраста» под ред. Д. П. Элькошина, А. Л. Вангера, М. 2008г.
24. Петровский А. В., Шпалинский В. В. «Социальная психология коллектива», М. 2000г.
25. Петроченко Г. Г. «Развитие детей 6 – 7 летнего возраста и подготовка их к школе», М. 2005г.
26. «Практикум по возрастной и педагогической психологии», под редакцией И. В. Дубровиной, М. 2003г.
27. «Психологические тесты», под ред. А. А. Карелина, М. 2002г.

Дата публикации: 12.09.17

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому направлению развития детей № 32 города Каменск – Шахтинский

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

Тема: «Подготовке к обучению грамоте детей старшей группы»

2017 – 2018 год

Подготовила:

Воспитатель

Просцова Ю.Н.

Каменск – Шахтинский

Актуальность

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции.

Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи, подготовка к обучению чтению и письму.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Речевое общение в его полном виде - понимание речи и активная речь - развивается постепенно. Ребенок овладевает разговорной речью, и это обусловливает некоторые особенности усвоения средств его родного языка.

Владение родным языком - это не только умение правильно построить предложение, но и рассказать о каком - то событии, явлении, описать его, о последовательности событий.

Такой рассказ состоит из ряда предложений. Они, характеризуя существенные стороны и свойства описываемого предмета, события, должны быть логически связаны друг с другом и развертываться в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае мы будем иметь дело со связной речью, т.е с речью содержательной, логичной, последовательной, достаточно хорошо понятной самой по себе, не требующей дополнительных вопросов и уточнений.

Слово - как грамматическая единица - это система всех его форм с их лексическими и грамматическими значениями. Наблюдая окружающий мир, ребенок фиксирует свои знания о нем не только в лексике, в грамматике, но и учится анализировать слова, а затем читать.

Проблема обучения грамоте в детских садах в России не является новой. Вплоть до 1944 г. предусматривалось обучение грамоте детей от 7 до 8 лет. С 1944 г., когда школа перешла на обучение с семилетнего возраста, и до 1962 г. вопрос об обучении дошкольников чтению и письму в программе детского сада не ставился.

Вместе с тем психологические и педагогические исследования (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Е.И. Тихеева, Ю.И. Фаусек, Р.Р. Сонина и другие), опыт детских садов, семейного воспитания показали необходимость и возможность более раннего обучения детей грамоте. Во второй половине 50-х гг. под руководством А.П. Усовой и А.И. Воскресенской была проведена большая экспериментальная работа с целью изучения особенностей, содержания и методики обучения чтению и письму детей шести лет. На ее основе в «Программу воспитания в детском саду» (1962) был включен раздел «Обучение грамоте», который предусматривал обучение чтению и письму детей подготовительной к школе группы на неполном алфавите. При апробации программы ее содержание по ряду причин (отсутствие квалифицированных кадров, недостатки разработанной методики, слабая материальная база) претерпевало существенные изменения: сначала было исключено обучение письму, а затем и чтению.

В настоящее время процесс подготовки к обучению грамоте детей старшей и подготовительной к школе групп остается актуальным и важным.

Цель : Способствовать развитию фонетической стороны речи детей, слухового внимания и фонематического слуха, с целью подготовки детей к обучению звуковому анализу слов.

Задачи образовательной деятельности:

1.Учить детей выделять в произношении заданный звук сравнивать (различать, дифференцировать) звуки, близкие в артикуляционном или акустическом отношении (твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные, шипящие и свистящие, сонорные).

2. Определять на слух звук, который встречается в ряду из 4 – 5 слов. Замечать слова с заданным звуком в потешке, скороговорке, подбирать слова с заданным звуком, формировать представление о слове, звуке, слоге, предложении;

3. Проводить звуковой анализ, работая со словом (коротким, длинным) и используя при этом различные игры; активизировать представление о слове, звуке, слоге, предложении.

4. Уделять внимание подготовке руки к письму, формированию элементарных графических умений и подготовке к технике письма.

Планируемые результаты (в виде целевых ориентиров)

Хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение».

Дифференцировать понятия «звук» и «буква»;

Различать гласные и согласные звуки;

Осуществлять звуковой и слоговой анализ слов;

Выявлять различие в звуковом (слоговом) составе двух слов, знать буквы.

- по слоговые и слитные способы чтения

Методическая литература

  • Шумаева Д. Г. «Как хорошо уметь читать!» «Детство – Пресс 2000г
  • Гаврина С. Е.Развитие речи. Школа дошколят. Москва Росмен 2014г.
  • Курицына Э. М. Игры на развитие речи. Говорим правильно. Росмен 2014г.

Формы работы

Пополнение предметно-пространственной среды

Изучение методической литературы по теме СО

с педагогами

с родителями

сентябрь

Подбор наглядного материала с картин ками на разные звуки

Консультация для педаго гов «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста»

Беседа «Артикуля ционная гимнастика»

Подбор и изготовление картотеки дидактических игр по обучению грамоте

Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Воронеж 2009г.

Использование новых дидактических игр по обучению грамоте

Консультация для педаго гов «Содержание и методика обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста

Оформление консультации для родителей «С чего начинать обучение чтению»

Изготовление дидактичес кого материала «Звуковые домики», «Найди место звука в слове», «Схемы слов».

Подбор материала по формированию графи ческих умений.

Консультация для педаго гов «Формирование анали тико-синтетической актив ности дошкольника, как предпосылки обучения грамоте».

Беседа «Как подгото вить руку к письму?»

Пополнить картотеку с артикуляционной гимнас тикой. Оформление карто теки с пальчиковыми игра ми.

Ушакова О. С. Развитие речи детей 5 – 7 лет.ООО «ТЦ –Сфера»2014г

Использование паль чиковых игр

отчет о проделанной работе за 1 полугодие

Оформление консуль тации для родителей «Развитие мелкой мо торики у детей»

Пополнение коллекции обводок и штриховок.

Волчкова В. Н. Конспекты занятий в подготовительной группе.Воронеж 2010г

Знакомство с обводка ми и штриховками

Презентация «Роль фонема тических процессов в подго товке к обучению грамоте. Использование специаль ных символов в играх по формированию навыка зву кового анализа».

Оформление консуль тации для родителей «Игры с буквами для дошколят»

Изготовление дидактичес ких игр: «Слоговые табли цы», «Составь слово»

Гаврина С. Е.Развитие речи. Школа дошколят. Москва Росмен 2014г

Обновление обводок, штриховок.

Беседа «Определение гласных звуков»

Пополнение картотеки с чистоговорками и скорого ворками

Курицына Э. М. Игры на развитие речи. Говорим правильно. Росмен 2014г.

Обновление наглядно го материала на звуки

Мастер – класс по подго товке дошкольников к обу чению грамоте

Беседа «Определение согласных звуков. Их классификация»

Изготовление дидактичес ких игр

Журова Л. Е, Варенцова «Обучение грамоте. Конспекты.

Досуг «В стране зву ков»

Консультация для воспита телей «Учимся играя. Систе ма игр и упражнений по обучению детей грамоте»

Оформление памятки для родителей «Стра на букв»

Подбор материала для проведения итогового мероприятия:

Кыласова Л. Е. Дидактический материал для занятий с детьми 6 – 7 лет по развитию речи. Волгоград 2015г.

Анализ работы.

Отчет о проделанной рабо те

Итоговое родительс кое собрание

Отчет о проделанной рабо те

Отчет о проделанной рабо те