По литературе

Паронимы гармонический - гармоничный. Стили семейного воспитания. Примеры предложений с паронимом - гармоничный

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

1. Стили семейного воспитания

2. Критерии классификации типов семейного воспитания

3. Гармоничный и дисгармоничный типы воспитания

Заключение

Список литературы

Введение

Важнейшая социальная функция семьи -- воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка.

Родительство имеет социокультурную природу и характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих распределение между родителями функций ухода за детьми и их воспитания в семье: определяющих содержание ролей, модели ролевого поведения.

Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развития .

В истории родительства все более явной становится тенденция возрастания значения института семьи.

Прежде ответственность за воспитание ребенка возлагалась на общество, в то время как индивидуальное родительство охватывало лишь относительно непродолжительный период детства ребенка до начала вступления его в трудовую деятельность или начала выполнения им социальных функций, но с изменением задач социализации ребенка в рамках семейного воспитания на каждой из возрастных стадий его развития претерпевают изменения также конкретные формы и средства воспитательных воздействий, характер отношений ребенка с родителями.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется ввиду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

Для маленького ребёнка семья - это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы. Разработкой данного вопроса в разное время занимались А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис, А.Я. Варги, А.И. Захаров.

Цель данной контрольной работы - охарактеризовать типы семейного воспитания.

Объектом изучения данной контрольной работы является семейное воспитание.

Предмет изучения - типы семейного воспитания.

Задачи контрольной работы:

1. Охарактеризовать стили семейного воспитания.

2. Уточнить критерии классификации типов семейного воспитания.

3. Описать гармоничный и дисгармоничный типы воспитания.

1 . Стили семейного воспитания

Основополагающее значение для выделения типов семейного воспитания имели работы Д. Баумринд (1975). Критериями такого выделения признаны характер эмоционального отношения к ребенку и тип родительского контроля.

Классификация стилей родительского воспитания включала четыре стиля: авторитетный, авторитарный, либеральный, индифферентный.

Авторитетный стиль характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля с признанием и поощрением развития его автономии. Авторитетные родители реализуют демократический стиль общения, готовы к изменению системы требований и правил с учетом растущей компетентности детей.

Особенностями либерального стиля воспитания являются теплое эмоциональное принятие и низкий уровень контроля в форме вседозволенности и всепрощенчества. Требования и правила при таком стиле воспитания практически отсутствуют, уровень руководства недостаточен.

Индифферентный стиль определяется низкой вовлеченностью родителей в процесс воспитания, эмоциональной холодностью и дистантностью в отношении ребенка, низким уровнем контроля в форме игнорирования интересов и потребностей ребенка, недостатком протекции.

Авторитарные родители в воспитании придерживаются традиционного канона: авторитет, власть родителей, безоговорочное послушание детей. Как правило, низкий уровень вербальной коммуникации, широкое использование наказаний, ригидность и жесткость запретов и требований. В авторитарных семьях отмечается формирование зависимости, неспособности к лидерству, отсутствие инициативы, пассивность.

Авторитетные родители обладают большим жизненным опытом и несут ответственность за воспитание ребенка. Проявляют готовность к пониманию и учету мнения детей. Общение с детьми строится на основе демократических принципов, поощряется автономия и самостоятельность детей. Практически не используются физические наказания и вербальная агрессия, а основным методом воздействия на ребенка является логическая аргументация и обоснование.

Либеральные родители намеренно ставят себя на одну ступень с детьми. Ребенку предоставляется полная свобода: он должен ко всему прийти самостоятельно, на основе собственного опыта. Реальная поддержка со стороны родителей отсутствует. В таких семьях формируется инфантильность, высокая тревожность, отсутствие независимости.

Индиффирентный стиль родительства, демонстрирующий игнорирование и пренебрежение к ребенку, особенно неблагоприятно сказывается на развитии детей, провоцируя широкий спектр нарушений от делинквентного поведения, импульсивности и агрессии до зависимости и неуверенности в себе, тревожности и страхов.

2 . Критерии классификации типов семейного воспитания

Тип семейного воспитания, как интегративная характеристика родительских ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к ребенку, уровня родительской компетентности - является значительным фактором становления Я-концепции в детском возрасте, определяет когнитивное развитие ребенка, его позицию по отношению к миру.

В основу классификации типов семейного воспитания должны быть положены такие параметры, как эмоциональное принятие ребенка родителями, заинтересованность в ребенке и забота о нем, требовательность к ребенку, демократизм или авторитарность в семейных отношениях.

Выделены следующие параметры типов семейного воспитания:

Интенсивность эмоционального контакта родителей по отношению к детям (принятие-непринятие);

Параметр контроля (разрешительный, допускающий, ситуативный, ограничительный);

Последовательность - непоследовательность в реализации стиля воспитания;

Аффективная устойчивость - неустойчивость в отношениях с ребенком;

Тревожность (нетревожность) как личностная черта родителей, проявляющаяся в общении.

В зависимости от различного сочетания указанных выше параметров, выделено шесть типов семейного воспитания: отвержение, безразличие, гиперопека, требовательность, устойчивость, любовь. При этом только два последние типа семейного воспитания обеспечивают возможности оптимального развития гармонической личности.

Неадекватные типы семейных отношений характеризуются рядом отличительных особенностей:

Низкий уровень сплоченности родителей и наличие разногласий в семье по вопросам воспитания ребенка и высокая степень противоречивости, непоследовательности в отношениях с детьми;

Ярко выраженная опека и ограничительство в различных сферах жизнедеятельности детей - в школе, дома, в отношениях со сверстниками;

Повышенная стимуляция возможностей детей, сопровождаемая завышением уровня требований к ребенку, частым применением осуждений, выговоров и угроз.

3 . Гармоничный и дисгармоничный типы воспитания

Гармоничный тип воспитания отличается взаимным эмоциональным принятием, эмпатией, признанием права ребенка на выбор самостоятельного пути развития, отношениями взаимного уважения, признанием самоценности личности ребенка, разумной и адекватной системой санкций и поощрений, устойчивостью, непротиворечивостью воспитания при сохранении права каждого из родителей на собственную концепцию воспитания и планомерное изменение его системы в соответствии с возрастом ребенка.

Дисгармоничные типы воспитания весьма разнообразны, но всем им в той или иной степени свойственны: недостаточный уровень принятия ребенка, возможность эмоционального отвержения, отсутствие взаимности, низкий уровень сплоченности родителей, высокий уровень противоречивости, непоследовательности в отношениях родителей с детьми, завышение требований к ребенку, неконструктивный характер контроля.

Остановимся на кратком описании наиболее частых вариантов дисгармоничного семейного воспитания: гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, потворствующая гипопротекция, воспитание в культе болезни, эмоциональное отвержение, жестокое отношение, повышенная моральная ответственность, противоречивое воспитание и воспитание вне семьи.

Гипопротекция характеризуется недостатком опеки и контроля, истинного интереса и внимания к делам ребенка, а в крайней форме - безнадзорностью.

Выделяют и скрытую гипопротекцию, когда контроль над жизнью и поведением ребенка является формальным. Скрытая гипопротекция часто сочетается со скрытым эмоциональным отвержением.

Потворствующая гипопротекция характеризуется сочетанием недостатка родительского надзора с некритичным отношением к нарушениям в поведении ребенка.

Гиперпротекция негативно сказывается на развитии самостоятельности, инициативности и формировании чувства долга и ответственности ребенка.

Доминирующая гиперпротекция проявляется в чрезмерной опеке, мелочном контроле, системе непрерывных запрещений и невозможности для ребенка принять когда-либо собственные решения. Чрезмерный контроль выдает стремление родителей оберегать детей, следить за их попытками что-либо сделать по-своему, ограничивать активность и самостоятельность, предписывать образ действий, ругать за малейшие промахи, прибегать к санкциям.

Такая интенсивность воспитательных мероприятий воспринимается ребенком как психологический прессинг. Повышенный уровень заботы зачастую связан с нереализованной потребностью родителей в привязанности и любви. Родительские мотивы гиперпротекции: беспокойство, обусловленное семейной ситуацией и чертами характера, психогенно-детерминированный страх несчастья с ребенком, страх одиночества, потребность в признании, доминирование в общении, необщительность, невротические проявления.

Потворствующая гиперпротекция представляет собой воспитание по типу «ребенок - кумир семьи». Характерными чертами являются чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей, удовлетворить все его потребности. Это приводит к усилению эгоцентрических тенденций развития личности, затрудняет формирование коллективистической направленности, усвоение нравственных норм, препятствует формированию целеустремленности и произвольности.

Воспитание в культе болезни специфично для семьи, где ребенок длительное время страдал или страдает соматическими хроническими заболеваниями, либо физическими дефектами. Болезнь ребенка выступает смысловым центром жизни семьи, ее забот и хлопот. Этот тип воспитания способствует развитию эгоцентризма, завышенного уровня притязаний.

Эмоциональное отвержение особенно тяжело сказывается на развитии личности ребенка. Картина усугубляется, когда другие дети в семье принимаются родителями (так называемое положение Золушки). Скрытое эмоциональное отвержение состоит в том, что родители отказываются признаться себе в действительном эмоциональном отвержении ребенка. Нередко скрытое эмоциональное отвержение по механизму гиперкомпенсации сочетается с подчеркнутой заботой и утрированным вниманием родителей к ребенку, которые, однако, носят формальный характер.

Жестокое отношение, обычно, сочетается с эмоциональным отвержением. Жестокое отношение может проявляться в открытой форме (суровые расправы за мелкие проступки или непослушание), либо в скрытой форме, как душевное безразличие, черствость и зло в отношении к ребенку. Все это в большинстве случаев имеет своим следствием формирование агрессивности ребенка, нарушение личности.

Повышенная моральная ответственность как стиль родительского воспитания характеризуется повышением уровня родительских ожиданий в отношении будущего, успехов, способностей и талантов ребенка. Это может быть возлагание на ребенка непосильных и несоответствующих возрасту обязанностей одного из взрослых членов семьи (например, забота о младших детях) или ожидание от ребенка того, что он реализует их нереализованные желания и стремления. Преобладание рационального аспекта в воспитании - это чрезмерное морализаторство и требовательность, формальность в подходе к ребенку, приводящие во многом к бесполому воспитанию и эмоциональной уплощенности ребенка, его неумению вписаться в эмоционально окрашенную, амбивалентную ситуацию.

Противоречивое воспитание - это сочетание различных стилей в одной семье, зачастую не совместимых и не адекватных, что проявляется в открытых конфликтах, конкуренции и конфронтации членов семьи. Результатом такого воспитания может быть высокая тревожность, неуверенность, низкая неустойчивая самооценка ребенка. Противоречивость воспитания способствует развитию внутреннего конфликта у ребенка.

Не менее сложными для ребенка являются и проявления непоследовательности в отношениях с ребенком, связанное с непониманием родителями собственной родительской позиции и необоснованными сменами запретительных и разрешительных подходов к воспитанию. Часто непоследовательность в воспитании ребенка связана с тем, что родители любят некую модель идеального ребенка, а реального - только когда он оправдывает ожидания.

Воспитание вне семьи - экстремальный тип воспитания. Имеется в виду воспитание в детском учреждении, в котором сочетаются особенности описанных выше типов воспитания.

Наиболее важное практическое значение при организации работы с родителями имеют следующие 6 типов: потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, безнадзорность, жестокое обращение.

Заключение

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.

Классификация стилей родительского воспитания включает четыре стиля: авторитетный, авторитарный, либеральный, индифферентный.

Особенностями либерального стиля воспитания являются теплое эмоциональное принятие и низкий уровень контроля в форме вседозволенности и всепрощенчества.

Индифферентный стиль определяется низкой вовлеченностью родителей в процесс воспитания, эмоциональной холодностью и дистантностью в отношении ребенка.

В основу классификации типов семейного воспитания положены такие параметры, как эмоциональное принятие ребенка родителями, заинтересованность в ребенке и забота о нем, требовательность к ребенку, демократизм или авторитарность в семейных отношениях.

Принято выделять гармоничный и дисгармоничный типы семейного воспитания.

Гармоничный тип воспитания отличается взаимным эмоциональным принятием, эмпатией, признанием права ребенка на выбор самостоятельного пути развития, отношениями взаимного уважения, признанием самоценности личности ребенка.

Дисгармоничным типам воспитания свойственны: недостаточный уровень принятия ребенка, возможность эмоционального отвержения, отсутствие взаимности, низкий уровень сплоченности родителей, высокий уровень противоречивости, непоследовательности в отношениях родителей с детьми, завышение требований к ребенку, неконструктивный характер контроля.

Список литературы

1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. - М., 2004.

2. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М., 1999.

3. Мамикова Л.И. Педагоги, родители, дети. - М., 2000.

4. Подласый И.П. Педагогика. - М., 2000.

5. Профессиональное образование. Словарь. - М., 1999.

6. Семейная психология и семейная терапия. - 2006. - №3.

7. Черствая О.Е., Киселева. Семейный уклад и карьера. - М., Вологда, 2006.

Подобные документы

    Типология и характеристика основных стилей родительского воспитания: авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный. Воспитание подрастающего поколения - важнейшая социальная функция семьи. Главные цели и задачи семейного воспитания ребенка.

    контрольная работа , добавлен 30.01.2011

    Воспитание детей как важнейшая задача современной семьи. Авторитарный, либерально-попустительский, гиперопекающий, отчужденный, демократический стили семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка. Способы определение темперамента ребенка.

    презентация , добавлен 16.03.2017

    Понятие семьи в науке. Классификация типов семейных взаимоотношений и стилей семейного воспитания. Влияние типа семейных взаимоотношений и стиля воспитания на формирование личности дошкольника. Стили семейного воспитания и их влияние на развитие детей.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2015

    Семья и ее социальные функции. Стили, типы и виды семейного воспитания и его проблемы. Воспитание детей в различных по структуре семьях. Семья как фактор формирования личности и ее роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка.

    курсовая работа , добавлен 26.07.2009

    Нарушения в поведении и развитии ребенка. Содержание семейного воспитания. Взаимодействие семьи и школы. Роль классного руководителя в воспитании школьника. Практические методики диагностики семейного воспитания. Педагогическая культура родителей.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2010

    Семья как социальный институт формирования личности ребенка. Роль семьи в воспитании ребенка. Общение родителей и детей как детерминант развития ребенка. Психолого-педагогическая работа по изучению и коррекции детско-родительских отношений.

    курсовая работа , добавлен 14.12.2006

    Понятие и принципы семейного воспитания, цель и методы. Влияние типологии семей на воспитание детей: типы семейного воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка и экономическая и психологическая защита. Конкретные ситуативные условия.

    реферат , добавлен 23.12.2011

    Понятие "дети группы риска" в педагогике и психологии. Взаимодействие социальной среды и личности. Семья как институт социализации. Стили семейного воспитания. Психологическая деформация семьи как главный фактор девиантного поведения подростков.

    дипломная работа , добавлен 22.10.2012

    Неблагополучная семья как институт десоциализации ребенка. Принципы семейного воспитания. Особенности личностного развития ребенка в дисфункциональных семьях. Психологические механизмы социализации личности. Ее зависимость от семейного благополучия.

    дипломная работа , добавлен 13.01.2014

    Семья как главный институт воспитания. Варианты социализации в семье: целенаправленный процесс воспитания и механизм социального научения. Составляющие воспитательного потенциала семьи: семейные отношения, нравственный пример родителей, состав семьи.

Техника исследования и. раскодирование результатов. Боль­ному вручаются брошюра с текстом опросника и регистрацион­ный лист. Разъясняется, что на каждую тему можно сделать от 1 до 3 выборов (не более!) и номера сделанных выборов об­вести кружком. Если ни одно из определений не подходит, обводится символ О. Когда больной нe хочет отвечать именно на данную тему, графа остается незаполненной. Однако число нулей и незаполненных граф в сумме не должно превышать трех. Время заполнения регистрационного листа не ограничено. Но консультироваться с другими не разрешается. Раскодирование удобно осуществлять с помощью графика (см. ниже), где по абсциссе обозначены символы типов (они в скобках даны в приведенном описании типов), а по ординате отложены крести¬ками баллы в пользу каждого из типов:

Каждый буквенный символ в графе «Баллы для раскоди¬рования» соответствует 1 баллу в пользу соответствующего типа: Г - гармоничного, Т - тревожного и т. д. Два и более символа за один выбор, например ТН, ЗФ, означают, что по одному баллу начисляется на каждый из этих типов. Сдвоенные символы, например ПП, РР, обозначают, что в пользу данного типа начисляется по два балла. После построения графика диагностика типа осуществляется в соответствии со следующими правилами:

1. Диагностироваться могут только типы, в отношении ко­торых набрано такое число баллов, которое достигает или пре­вышает минимальное диагностическое число для данного типа. Минимальные диагностические числа для разных типов неоди­наковы:

Тип отношения Г Т И М Л Н О С Я Ф З Р П

Минимальное 7 4 3 3 3 3 4 3 3 5 5 6 3

Диагностическое число

2. Если минимальное диагностическое число достигнуто или превышено в отношении нескольких типов, диагностируется 2-3 типа, где превышение наиболее велико. Если же этого еде-лать не удается, то никакой тип не диагностируется.

3. Гармоничный тип диагностируется только, если согласно правилам 1 и 2 не диагностируется никакой другой тип. В со­четаниях гармоничный тип не диагностируется.

На приведенном графике в пользу эргопатического типа (Р) набрано 8 баллов, т. е. минимальное диагностическое число превышено на 2 балла. В пользу сенситивного типа набрано 3 балла, т. е. минимальное диагно­стическое число только достигнуто. В отношении всех других типов (Т, О, И, Н) минимальное диагностическое число не достигнуто. Таким образом, диагностируется смешанный тип - эргопатический с чертами с.снситивности.

Опыт обследования больных с помощью ЛОБИ . Первые дан­ные опубликованы в работе Л. И. Вассермана и соавт. (1981). Выявлена определенная коррекция между частотой некоторых типов и различными психосоматическими заболеваниями. При ишемической болезни сердца более частыми были тре­вожный, эйфорпческий и эргопатический типы, при бронхиаль­ной астме сенситивный, при язвенной болезни - ипохондри­ческий и неврастенический типы отношений. Н. Я- Ивановым были подсчитаны средние баллы для каждого типа отношений у больных разными хроническими соматическими заболева­ниями (по материалам исследований авторов, перечисленных на стр. 104). Оказалось, что в отношении некоторых величин имеются достоверные различия - Р<0,05 (табл. 4).

В таблице полужирным шрифтом набраны величины, достоверно более высокие, а курсивом - достоверно более низкие при данном заболевании в сравнении с остальными. Видно, что в группе больных злокачественными опухолями достоверно выше показа­тели тревожного и обсессивного типов и ниже - эйфорического типа. В группе больных инфарктом миокарда достоверно наи­более высок показатель эргопатического типа и самый низкий - обсессивного типа. Больные язвенной болезнью в среднем по всем показателям заняли промежуточное положение, кроме показателя апатического типа: при небольшой его величине он все же оказался достоверно выше, чем при других типах. В группе больных бронхиальной астмой максимальными ока­зались показатели неврастенического, эгоцентрического и паранойяльного типов и минимальным - апозопюзпческого типа. Группа больных из клиники ортопедической стоматологии об­наружила минимальные показатели тревожного и ипохондриче­ского типов. Таким образом, природа заболевания, несомненно, является важным фактором, определяющим тип отношения к бо­лезни. Однако данные приведенной таблицы указывают, что этот фактор –не единственный. Средние баллы в отношении сенситивного типа оказались весьма близкими во всех обсле­дованных группах. Можно думать, что сенситивный тип отно­шения к болезни более всего зависит от свойств личности, в частности от сенситивной акцентуации характера. Как пока­зывает таблица, средняя сумма баллов по всем типам, кроме гармоничного, в какой-то мерс может служить мерой того, на­сколько болезнь отразилась на системе личностных отношений. Эта сумма наиболее высока у больных злокачественными опу­холями и бронхиальной астмой. Первое можно объяснить объ­ективной опасностью заболевания. Что же касается больных бронхиальной астмой, то обследованы были случаи относи­тельно тяжелые, потребовавшие госпитализации. Достоверно ниже, чем у этих двух групп больных, средняя сумма оказалась у больных язвенной болезнью и особенно у больных в клинике стоматологической ортопедии. Больные инфарктом миокарда заняли промежуточное положение. Все это лишь первые дан­ные, полученные с помощью ЛОБИ. По мере их накопления в них, возможно, будут внесены существенные коррективы.

Родители в равной мере возлагают ответственность за возникновение кон­фликта на себя и на детей, дети же значительно чаще принимают вину на себя. И родители, и дети считают, что «победителем» выходит родитель, либо находится компромисс, удовлетворяющий обе сторон. Ответственность за решение лежит как на родителе, так и на ребенке, причем каждая из сторон несколько пре­увеличивает свою роль в принятии решения.

Потворствующая гиперпротекция («кумир семьи». Родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются его минимальными успехами и требуют такого же восхищения от других).

Родители склонны возлагать вину за возникновение конфликтов на себя, а не на ребенка.. Родительская роль в этом случае - «опекун-покровитель», готовый закрыть глаза на проступ­ки ребенка и оправдать их недостатком опыта и возрастом ребенка. Роль ребенка, которую он вынужден принять в диаде такого типа, - «малыш», «неумеха», неудачник, нуждающийся в покровительстве и опеке со стороны родителя, вынужденный признать право родителя на принятие решений и тем самым на «первенство» в конфликте.

Доминирующая гиперпротекция (Проявляется в повышенном, обостренном внимании и заботе, чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях. Ребенка не приучают к самостоятельности и ответственности)

Родители в равной мере возлагают ответственность за возникновение кон­фликта на себя и детей, дети же - на себя. Родители предполагают, что раз­решение конфликта осуществляется с участием обеих сторон, дети же уве­рены в том, что принятие решений осуществляется родителями, которые «всегда правы», и в пользу родителей. Максимальный уровень конфликтности. Роли: родитель - всегда прав, компетентен, опытен, обладает правом принятия решений, пытается учесть интересы «провинившегося» ребенка; ребенок - готов принять вину на себя, призна­вая превосходство взрослого и собственные недостатки. Родитель - «пре­следователь», ребенок - «нарушитель», признающий свою вину и право родителя судить.

Гипопротекция (Характеризуется недостатком опеки и контроля. Ребенок остается без надзора. К подростку проявляют мало внимания, нет интереса к его делам, часты физическая заброшенность и неухоженность)

Родители в равной мере делят ответственность за возникновение конфлик­та между собой и детьми, в то время как дети, как и при потворствовании, считают, что в большинстве случаев вина за возникновение конфликта ле­жит на них. Родители полагают, что либо «победителем» в конфликте является взрослый, либо находится компромиссное решение. В противопо­ложность остальным группам дети, воспитывающиеся в условиях гипопротекции, как и дети в семьях с противоречивым воспитанием, значительно чаще, чем остальные группы, считают себя наравне со взрослым «победите­лем» конфликта. Таким образом, для гипопротекции характерно значительное расхож­дение представлений родителей и детей о способах разрешения конфликта, важнейшей характеристикой которого является недооценка родителями активной роли детей и приписывание детьми этой роли себе. Недостаточное внимание и влияние родителей на разрешение конфликтных ситуаций позволяет ре­бенку сохранить известную самостоятельность и независимость от родите­лей, что предотвращает возможность возникновения конфликтов и откры­того противостояния. Дети приучаются самостоятельно разрешать конфликтные ситуации с учетом собственных интересов, а родители впол­не удовлетворены своей родительской ролью и, будучи дистанцированы он реального процесса взаимодействия с ребенком, воспринимают детско-родительские отношения как спокойные и бесконфликтные.

Противоречивое воспитание

Для родителей этой группы характерна тенденция перекладывания ответ­ственности за возникновение конфликтов на детей или на внешние обсто­ятельства. Родители считают, что конфлик­ты разрешаются либо в пользу детей, либо с учетом интересов и детей, и родителей. Дети же полагают, что они более активны и влиятельны, чем считают их родители, и значительно чаще оборачивают решение конфлик­та в свою пользу. Для противоречивого воспитания характерно значитель­ное расхождение в представлениях родителей и детей в вопросе о том, кто является инициатором конфликта и как он разрешается. Это объясняется тем, что дети, реализуя позицию активного участия в разрешении кон­фликтных ситуаций, оказываются удовлетворены результатами, а родите­ли, не имея возможности в силу противоречивости и непоследовательнос­ти собственных воспитательных установок и требований четко проводить собственную линию поведения, рассматривают детско-родительские отно­шения как сферу противоречивых интересов и противостояния. Роли в диаде данного типа можно определить так: родитель - «жертва» невыполне­ния ребенком педагогических требований и правил; ребенок, убедившись в непредсказуемости и непрогнозируемости поведения родителя, пытается сам выстроить линию своего поведения, но далеко не всегда успешно в си­лу ограниченности собственного опыта.

Таким образом, показано, что дисгармоничность семейного воспита­ния связана с высоким уровнем конфликтности и расхождением образов конфликтного взаимодействия у участников конфликта. Особенности ти­па семейного воспитания определяют специфические стратегии поведения детей и родителей в разрешении конфликтов.

Половое воспитание детей в семье . Определение основных понятий полового воспитания. Пол человека – комплекс признаков, определяющих индивида как мужчину (мальчика) или женщину (девочку): репродуктивных, телесных, поведенческих, психологических, социальных.

Гендерный пол – психологические черты личности, которые формируются под воздействием социальных факторов.

Половое сознание – система знаний, представлений, личностных значений и отношений, которые формируют переживания, мотивацию человека как представителя своего пола.

Половое воспитание как условие формирования полового сознания. Половое сознание как компонент психосексуального сознания.

Современные модели полового воспитания (Козакевич А.Б.): репрессивная, либеральная, демократическая (по объему и содержанию информации).

Неверные установки в половом воспитании: неверные установки родителей по отношению к другому полу (негативная установка как месть; самоутверждение; профилактика; аскетическая установка; потребительская установка); неверная установка родителей к детям (собственническая, экономическая); неверная установка родителей к психосексуальному воспитанию (паническая, безразличная).

Принципы полового воспитания: принцип реалистичности, понятности и ясности; доверия, деловитости; перспективной инициативы.

Направления психосексуального воспитания:

Формирование психологической женственности, мужественности;

Формирование сексуального сознания в контексте психосексуальной культуры;

Подготовка к естественному супружеству, родительству;

Формирование здорового образа жизни.

Родительский мониторинг – процесс систематического или непрерывного сбора информации о параметрах сложного объекта или деятельности для определения тенденций изменения параметров; постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью изучения его динамики и проверки его соответствия чему-либо

Степень информированности родителей о важнейших сферах жизнедея­тельности детей определяет родительский мониторинг, который включает осведомленность о успехах ребенка и проблемах в его учебной деятельности, круге общения, друзьях, формах и месте проведения досуга, и т.д. Знание родителя о делах ребёнка может быть получено из трех источников:

Со стороны самого ребёнка, который добровольно рассказывает о них родителю;

Как результат специального поиска информации (расспросы, звонки, поиски);

Как результат подчинения ребенка родительским указаниям и при­нятия родительской воли как главного ориентира. В этом случае родитель, по сути, полностью контролирует все виды активности ребёнка.

Понятия «мониторинг» и «контроль» необходимо дифференцировать с учетом различного характера активности родителя. Истинному монито­рингу соответствует только первый из вариантов получения информации. Таким образом, значение мониторинга как особой формы детско-родительских отношений шире, чем просто указание на информированность роди­теля о делах ребенка. Мониторинг означает особое качество детско-родительских отношений - доверительность, сотрудничество и гармоничность. Контроль же соотносится в этой системе понятий с третьим случаем, т.е. включает элементы давления и явного ограничения прав и свобод ребенка. Наиболее близким к такому пониманию контроля является для нас поня­тие «авторитарность». Монито­ринг, не включая собственно контроля поведения и деятельности ребенка, является важным условием профилактики девиантного поведения детей и немедленного оказания ребенку помощи в проблемных ситуациях. Отсут­ствие родительского мониторинга характерно для безнадзорности.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ»

Здравствуйте, дорогие читатели! Любая болезнь влияет не только на наше физическое состояние, но и психологическое здоровье. Каждый реагирует на хворь по-своему. Сегодня я расскажу вам про типы реагирования на болезнь с точки зрения психологии.

Эта классификация разработана русскими учеными Личко и Ивановым, на мой взгляд, она является самой полной и всеобъемлющей. Думаю, многие смогут узнать в ней себя или своих близких.

Виды будут интересны каждому и их много, так что давайте поскорее перейдем к сути вопроса.

Гармоничный тип

Этот тип встречается у людей с рациональным подходом к делу. Он происходит без нарушения социальной адаптации. Больной сконцентрирован на лечении. Он старается как можно меньше обременять своих близких. Он прекрасно знает о своей болезни и трезво оценивает ситуацию. Он не склонен недооценивать недомогание, его цель вылечиться, использовать рекомендации врача и медицинские возможности.

Если человек гармоничного типа слышит неблагоприятный прогноз и болезнь лишает его каких-либо благ, он концентрируется на доступных ему , старается продолжать насколько это возможно, сохранить личностный .

Самый яркий пример этого типа отношения к болезни – Ник Вуйчич. Несмотря на то, что человек родился без конечностей, он не только не отчаялся, но и находит в себе силы учить других людей позитивному образу жизни. Если вам интересны неординарные мысли Ника Вуйчича, могу посоветовать его книгу «50 уроков, которые сделают тебя возмутительно счастливым» .

В ней вы найдете краткую биографию и тысячи советов, которые помогут иначе взглянуть на свою жизнь.

Тревожный тип

Этот тип встречается наиболее часто. Человек, склонный к тревожному типу никому не доверяет. Он постоянно ищет какие-то новые методы лечения, подтверждения или опровержения словам, аргументам и способам, которые выписывает доктор. Ему нужно по-настоящему авторитетное мнение, то, которому .

Параноидальный

Люди такого склада считают, что болезнь – результат сглаза или злого умысла других людей. В лекарствах и процедурах они могут видеть нечто, что вызовет осложнения или оставит все на том же уровне, будет поддерживать болезнь. Врачи и медицинский персонал поголовно халатно относятся к своему делу, а окружающие преследуют злой умысел. Никто не заинтересован в выздоровлении такого пациента. Их задача, как можно дольше сохранить текущее положение вещей.

В завершение хотелось бы посоветовать вам еще одну отличную книгу Ника Вуйчича, ставшую бестселлером и прославившую своего автора, «Жизнь без границ». Конечно, сложно отрицать тот факт, что Ник живет в стране с более продвинутой медициной и лояльным отношением к инвалидам. Ему во многом было чуть легче обрести позитивный подход к жизни нежели нам, россиянам.

Пусть это и помогло ему добиться славы, а затем и полноценной жизни, но я полагаю, что его неординарные мысли заслуживают внимание и будут полезны каждому. Не важно как он достиг этого, главное что возможно даст его опыт вам.

Вот в принципе и все. Не забывайте подписываться на рассылку. До новых встреч.

5.2. ГАРМОНИЧНЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ

И ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО

ОТКЛОНЕНИЯ ОТ НОРМЫ

Гармоническая личность находится в единстве с миром, людь-ми и собой. Такой человек является непосредственно нравствен-ной личностью. Нарушение нравственных норм сопряжено для него с нарушением целостности собственной личности. Становление личности связано с формированием иерархи-ческой структуры мотивов или ценностей, доминированием высших уровней над низшим. Уровень мотивов или ценностей определяется мерой их общности, начиная с личных мотивов (самых низких), через интересы близких людей, коллектива, общества - вплоть до общечеловеческих универсальных целей. Наличие таких иерархий в личности не нарушает ее гармонии, так как сложность, множественность интересов, полинаправлен-ность при наличии доминанты обеспечивает многообразие свя-зей с миром, общую устойчивость. Напротив, простота личности (наличие единственной цели, погруженность в одну деятельность, сужение круга общения и решаемых проблем) зачастую приводит к ее дисгармонич- ности. 1 Попытка описания нормального, или гармоничного типа встречается у Э. Фромма в виде продуктивного типа личности или у Э. Кострома через описание «актуализатора», К. Юнга - в представлении им социотипов, у В.М. Миниярова - в характе-ристиках социально-психологического типа личности. Приведем пример описания гармоничного социально-психо-логического типа личности в системе тех отношений, в которые вступают дошкольники и школьники.1. Отношение к людям. Это дети, зарекомендовавшие себя уже в дошкольном возрасте как рассудительные. Они не дейст- Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании.-М.: Владос, 1995.- С. 185-237.

с 2. Гармоничный тип личности и особенности психического отклонения от нормы 89

Руют под влиянием внешних побуждений и эмоций, а всегда переводят их в сознательную, разумную деятельность, мотивируя свои поступки. В школьной период жизни этим детям свойствен-но чуткое и внимательное отношение к просьбам как сверстни-ков, так и старших. Для них характерно во всем быть честными и правдивыми. Они всегда говорят правду или вообще не гово-рят, умалчивают, если не хотят солгать. В общении с друзьями искренны и откровенны, никогда не утаивают своих истинных побуждений и желаний, с удовольствием делятся своими проб-лемами, никогда не скрывают своих истинных чувств и отноше-ний. Уважительное отношение к людям - главная черта этого типа, которая сохраняется до конца жизни и проявляется всег-да, как бы ни пытались окружающие выбить такого человека из равновесия. Будучи взрослыми, они очень самостоятельны, независимы и никогда не пытаются ставить других в зависимость от себя. От-личительной особенностью этого типа является человеколюбие, ориентация на служение во благо других людей. Личность друго-го человека - это для них главная ценность.

                    Отношение к деятельности. Данные учащиеся отлича-ются полной гармонией умственного и физического развития. В равной степени и с удовольствием могут заниматься как ум-ственным, так и физическим трудом. Как в дошкольном, так и в школьном возрасте дети этого типа очень активны, всегда нахо-дят себе занятие, в которое привносят элементы творчества. Бу-дучи взрослыми людьми, очень добросовестно относятся к своим обязанностям, всегда все доводят до конца, не бросают начатого дела. Главные черты, которые проявляют в работе - высокая ис-полнительность и ответственность.
                    Отношение к своим возможностям. Ни в дошкольном, ни в школьном и юношеском возрасте у гармоничного типа лич-ности никогда не наблюдается страха перед новой деятельнос-тью. Это единственный тип детей, который не завышает и не занижает своих возможностей при выполнении того или иного вида деятельности. Чаще всего они либо берутся за работу, либо

                    90 РАЗДЕЛ I Глава 5. Типы личности как результат воспитания и развития

нет, предупреждая об этом сразу. Такая адекватная оценка сво-их возможностей позволяет учащимся быть уважаемыми среди товарищей, не попадать впросак, не быть униженными или по-давленными. Уверенность в себе делает этих школьников не хвас-тунами, не самоуверенными выскочками, а людьми, умеющими держать слово.4. Отношение к коллективу. Никогда не ставят свои личные
интересы выше общественных и выше интересов товарищей,
поэтому всегда любимы своих друзьями. Их главным принци-
пом является справедливость в решении жизненных вопросов
в пользу коллектива. Дети этого типа умеют защитить своих
товарищей друзей и самих себя. Нет стремления и чувства пре-
восходства над другими, желания унизить ближнего и возвы-
ситься над ним. К ним тянутся многие дети и, подчас, они по
заслугам бывают как официальными, так и неформальными
лидерами. Эти дети умеют дружить и со сложными, трудными или прос-то педагогически запущенными сверстниками. В дружбе они по-ложительно влияют на последних, так как не позволяют им пе-реступить через нравственные нормы поведения, которые всегда соблюдают сами и критично относятся к нарушителям. Во взаимоотношениях с товарищами никогда не применяют насильственных мер при решении конфликтных ситуаций, огра-ничиваясь всегда просьбой, выражаемой серьезно и обоснован-но. Наряду с отсутствием резкости в общении у этих учащихся не наблюдается заученных формально исполняемых приемов вежливости или нравственного поведения.5. Отношение к себе. Высокая требовательность к себе дела-
ет этих детей постоянно серьезно работающими над собой. Они
раньше всех, уже в младшем подростковом возрасте, начинают
заниматься самовоспитанием, совершенствуя себя как в физиче-
ском, так и в духовном и нравственном отношении. В подрост-
ковом и юношеском возрасте дети этого типа выгодно отличают-
ся тем, что их нравственные поступки и действия, выработанные
путем сознательной оценки реакции других людей, позволяют
им быть независимыми от окружающей среды и действовать

91

В соответствии с естественным общепринятыми нравственными нормами. Будучи взрослыми - это уверенные в себе люди, кото-рые умеют уважать и себя; и других.6. Отношение к критике и замечаниям. Дети гармоничного
типа способны к шалостям, могут допустить нарушение школь-
ной дисциплины, однако критические замечания воспринимают
разумно, без резких ответов и истерик и стараются не нарушать
порядок впредь. Провинившись, они просят прощения, а будучи
в подростковом и юношеском возрасте, вежливо извиняются. В период активного самовоспитания у этих подростков наб-людается повышенная самокритичность на справедливое заме-чание. Положительное отношение этих детей к критике позво-ляет им достаточно объективно оценивать себя, что способствует постоянному их совершенствованию.7. Отношение к волевым проявлениям. Достаточно рано дети
этого типа проявляют волевые способности, так как дисципли-
нированно ведут себя как в детском саду, так и в школе. Ранняя
способность к самоуправлению позволяет этим детям безболез-
ненно подчиняться требованиям старших, при этом не воспри-
нимая это как унижение их достоинства. Отличает этих детей то,
что они организованны, всегда собранны. Высокая самоорганизация позволяет этим детям рационально пользоваться свободным временем, посещать различные кружки, секции, не запуская учебу. Любое дело они доводят до конца, ни-когда не останавливаются на половине пути, всегда настойчивы в достижении цели. Достигая цели, они всегда выдвигают новые, преодоление которых и составляет смысл их жизни. Таким образом, диагностика гармоничного социально-психо-логического типа личности основана на выявлении следующих качеств, составляющих характерологические свойства: самодея-тельности, уравновешенности, активности, равного отношения к умственным и трудовым действиям, непримиримости к недос-таткам и безобразным поступкам других, потребности в защите своих товарищей и близких, простоты в обращении с людьми, правдивости, искренности, вежливости, скромности, добросо-вестности, реальности оценки своих возможностей^соблюдения

92 РАЗДЕЛ I Гл а в а 5. Типы личности как результат воспитания и развития

Правил и норм поведения, преданности интересам коллектива, требовательности к себе, самокритичности, настойчивости в дос-тижении цели, инициативности. Для них также свойственно проявление таких личностных качеств, как открытость, доброжелательность, уверенность в себе, спокойствие, стабильность, послушание, уступчивость, осознанная зависимость от других людей, добросовестность, ис-полнительность, ответственность, социальная смелость, непри-нужденность, решительность, высокий самоконтроль, хорошее понимание социальных норм. Следовательно, внешние воздействия среды, воспитания, обучения влияют на поведение ребенка через внутренние усло-вия, т.е. через индивидуальные личностные свойства, формиро-вание которых существенным образом зависит от взаимодействия наследственных предпосылок со всеми условиями окружения. Социально-психологические типы личности, сформировав-шиеся в семье, в общеобразовательной школе испытывают на себе с первого дня мощное педагогическое влияние, которое не всегда совпадает с установочными ориентирами и потребностями учащихся. Поэтому оптимальный путь формирования личности может быть достигнут в том случае, если способы педагогиче-ского воздействия будут соответствовать сложившимся характе-рологическим свойствам личности. Такое совпадение возможно у «гармоничного» социально-психологического типа личности. Об этом свидетельствует психологическое состояние личностных качеств, которое было выявлено в ходе изучения данной группы учащихся. Однако независимо от социально-психологического типа личности возможна социальная напряженность, которая возникает тогда, когда мотивированное поведение сталкивается с препятствием, когда удовлетворение потребностей становится невозможным. Такое происходит у тех учащихся, которые име-ют определенные отклонения в характерологических свойствах от гармоничного социально-психологического типа или в усло-виях политического или экономического кризиса. Это приводит к внутреннему конфликту и у многих социально-психологиче-

5.2. Гармоничный тип личности и особенности психического отклонения от нормы 93

Ских типов личности вызывает сложности в способах адаптации к окружающим их обстоятельствам. Если человек выдвигает нереалистические притязания, он часто сталкивается с непреодолимыми, препятствиями на пути к достижению цели, терпит неудачи, испытывают фрустрацию. 1Фрустрация - специфическое эмоциональное состояние че-ловека, возникающие в случае появления непреодолимых пре-пятствий на пути к достижению желаемой цели. Фрустрация проявляется как агрессия, озлобленность, которая может быть направлена на других («агрессивная фрустрация»), либо на себя, обвиняет в неудачах самого себя (регрессивная фрустрация). Час-то повторяющиеся состояния фрустрации могут закрепить в лич-ности человека некоторые характерные черты: агрессивность, завистливость, озлобленность - у одних; вялость, неверие в се-бя, «комплекс неполноценности», безразличие, безынициатив-ность - у других. Если человек длительное время не выходит из фрустрационного состояния, то формируется невроз - болезнь, возникающая вследствие конфликта человека с окружающей средой на почве столкновений желаний человека и действитель-ности, которая их не удовлетворяет. Чаще всего это свойствен-но конформному, доминирующему, инфантильному, тревожному социально-психологическим типам, но скорее всего акцентуи-рованному типу характера.Невроз - приобретенное функциональное заболевание нерв-ной системы, при котором происходит «срыв» деятельности го-ловного мозга без каких-либо признаков его анатомического повреждения. Невроз является следствием неудач, фрустрации и межличностных столкновений и в то же время нередко служит их причиной. Так что получается порочный круг: конфликты приводят к невротизации, а она, в свою очередь, провоцирует новые конфликты. Кратковременные невротические состояния, проходящие со временем сами собой, без лечения, наблюдаются 1 Столяренко Л.Д. Основы психологии.- Ростов-н/Д.: Феникс, 1996.- С. 185-190.

94 РАЗДЕЛ I Глава 5. Типы личности как результат воспитания и развития

В тот или иной период жизни практически у любого человека. К сожалению, неврозы развиваются и у детей. Среди психотравм детского возраста основными являются смерть и болезнь близ-ких, испуг, конфликты между родителями, их развод или стрем-ление родителей переделать характер ребенка. К функциональным заболеваниям нервной системы ведут не любые конфликты и неприятности, а лишь те, которые глубоко затрагивают интересы человека, вызывают у него сильное чувст-во неудовлетворенности, обиды, эмоциональный стресс. Причину переживаний, нервного срыва не всегда легко понять, ребенок иногда с трудом ее формулирует или даже осознает. Это особенно касается так называемых внутренних фрустрационных конфлик-тов с самим собой. К примеру, остро переживаются противоре-чивые чувства к одному и тому же человеку (любовь и ненависть к бросившему семью отцу), несоответствие между желаниями и возможностями, способностями человека (мечтал стать великим актером, но не хватает таланта, способностей; или несостоятель-ность честолюбивого, но неопытного руководителя, ученого). Причины неврозов кроются в самых разнообразных психо-травмирующих ситуациях, в остром или хроническом эмоцио-нальном стрессе. Неврозы делят на три основных вида: неврас- тению, истерию и невроз навязчивых состояний. Каждый из них возникает у людей с определенным типом высшей нервной дея-тельности, при конкретных ошибках в их воспитании и типич-ных неблагоприятных жизненных ситуациях.Неврастения (в переводе с латинского - «нервная слабость») - самая частая расплата за неумение преодолевать барьеры обще-ния, и она сама создает новые трудности в межличностных от-ношениях. Больных неврастенией беспокоит раздражительность по самым незначительным поводам. Им трудно сосредоточивать свое внимание, они быстро утомляются, у них появляется бес-сонница, расстраивается половая функция, снижается острота сексуальных ощущений.