11 класс

Интерактивное воспитание в детском саду. Интерактивные технологии в доу. Стиль проведения интерактивных за­нятий

Проблема активизации познавательной деятельности детей, развитие коммуникативных умений и навыков, самостоятельности и творчества дошкольников, их мотивационной готовности к межличностному взаимодействию – была и остается одной из актуальных задач педагогики.

Известно, что дошкольный возраст – это сензитивный период для расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира, для формирования фонематического восприятия детей, для развития всех сторон речи. Поэтому задача детского сада – обогатить представления дошкольника об окружающем мире, научить его видеть в нем закономерности, зависимости, взаимовлияния, научить свободно и грамотно строить свои высказывания, подкреплять их доводами и фактами из различных областей знаний, доступных воспитаннику, пробуждать познавательный интерес.

Федеральные государственные требования к структуре образовательной программы ставят перед педагогами важную задачу – пересмотр подхода к образованию и организации интегрированного воспитательно-образовательного процесса в детском саду.

Сегодня появляется новый подход в обучении дошкольников – интерактивное обучение. Практика показывает, что интерактивное обучение влияет на структуру непосредственной образовательной деятельности с детьми, требует особой организации и особого выбора необходимых интерактивных методов и приемов обучения. Поэтому можно утверждать, что интерактивное обучение – дидактическая система, которая имеет свою особую технологию.

Технология интерактивного обучения дает возможность одновременно реализовать познавательные, коммуникативно–развивающие и социально-ориентационные аспекты образовательного процесса. Это позволяет педагогу решать комплекс обучающих задач за более короткое время и с более высоким качеством усвоения материала.

Цель интерактивного обучения состоит в обеспечении эмоционально-личностного роста каждого ребенка, в создании комфортных условий, при которых дети активно взаимодействуют между собой и при этом каждый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Организация познавательной деятельности детей в форме интерактивного обучения позволяет решать такие задачи , как:

  • развивать мыслительные процессы дошкольников (анализ, синтез и т.д.);
  • развивать способности решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту;
  • развивать речевую активность детей;
  • развивать коммуникативные умения и навыки;
  • формировать мотивационную готовность к межличностному взаимодействию дошкольников;
  • формировать способность принимать нравственные нормы и правила при работе в команде.

Технология интерактивного обучения предусматривает особый, многосторонний тип коммуникации между педагогом и детьми, а также между самими детьми, причем возможны следующие коммуникационные взаимодействия: «ребенок – ребенок» (работа в парах), «ребенок – группа детей» (работа в группах), «ребенок – аудитория» или «группа детей – аудитория» (презентация работы в группах) и т.д.

При работе в малых группах дети учатся распределять роли, становятся соавторами, учитывают пожелания друг друга, формулируют общие выводы и заключения, защищают свой выбор перед товарищами.

При использовании интерактивных моделей обучения меняется и взаимодействие педагога с детьми: его активность уступает место активности ребенка. Педагог лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, косвенно руководит процессом (работой в малых группах), даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.

Самой главной задачей педагога в интерактивной технологии является направление процесса обмена информацией и помощь в нем : выявление многообразия точек зрения; обращение к личному опыту участников; поддержка активности; соединение теории и практики; взаимообогащение опыта участников; облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания; поощрение творчества. Важно подчеркнуть, что интерактивное обучение требует от педагога необходимых методических и психологических знаний и умений. Например, умения использовать техники, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения, умения правильно организовывать пространство для занятия, умения регламентировать этапы работы и т. д.

Интерактивное обучение предполагает специальную форму организации познавательной деятельности дошкольников, где информация усваивается не в пассивном режиме, а в активном, с использованием интерактивных циклов. Интерактивные циклы – это специальная конструкция некоторых последовательных интерактивных действий при создании педагогом определенных условий.

Технология интерактивного обучения «Корзина идей»

На мотивационном этапе дети получают прямой вопрос, ставятся перед проблемой или вводятся в проблемную ситуацию. Дети распределяются на малые группы и вспоминают нормы и правила сотрудничества. Сначала каждый ребенок ищет ответ самостоятельно: выбирает картинки, рисует схему, наполняет модель содержанием и т.д. Затем происходит обмен информацией в парах или в малых группах. Дети обсуждают, выясняют, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли противоречия, находят общие решения. Далее все идеи «сбрасываются» в общую корзину, даже если они ошибочны. Воспитатель как субъект интерактивного общения вносит и свои идеи. Обычно это новые сведения, знания. В процессе общего обсуждения уточняются идеи, исправляются ошибки и формулируется вывод. На заключительном этапе воспитатель организует рефлексию, обеспечивает возможность использования полученных знаний в повседневной жизни.

Конспекты непосредственной образовательной деятельности с использованием технологии интерактивного обучения «Корзина идей»:

  1. Тема «ЦИФРЫ – НАШИ ДРУЗЬЯ» – Приложение 1 .
  2. Тема: «НЮШИНЫ ИМЕНИНЫ» –

«Интерактивная педагогическая технология в работе с детьми дошкольного возраста»

Юлия Юрьевна Тришина

воспитатель

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №49 «Веселые нотки», 4 корпус городского округа Тольятти

Тема: «Интерактивная педагогическая технология в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель : Создать условия для формирования знаний у педагогов об интерактивной педагогической технологии. Повышение профессионального уровня и статуса педагога. Повышение качества педагогического процесса в сфере дошкольного образования. Обобщение и обмен педагогическим опытом.

Задачи :

    Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на использование в практике интерактивных педагогических технологий.

    Передача опыта путем прямого и комментированного показа интерактивных педагогических методов и приемов в воспитательно- образовательном процесс ДОУ

    Совместная отработка методических педагогических, психологических методов и приемов в воспитательно-образовательном процессе с детьми.

    Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы

    Рефлексия собственного опыта участниками мастер-класса .

Форма проведения : мастер-класс

Участники: воспитатели ДОУ

Результат: Освоение слушателями интерактивных педагогических технологий и внедрение их в работу с дошкольниками

1. Часть (теоретическая)

Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса «Интерактивная педагогическая технология в работе с детьми дошкольного возраста». ФГОС ДО реализует современные прогрессивные идеи развивающего обучения, которые направлены и познавательную активность дошкольника в целом и предъявляют высокие требования к выбору методов обучения. В современных условиях ребёнок выступает в роли не “объекта”, а в роли “субъекта” образования, ребёнок – Личность. Инновационный процесс развития общества касается и системы дошкольного образования, которая считается начальной ступенью в раскрытии потенциальных возможностей ребенка. Этот подход ставит высокие требования к системе дошкольного обучения и воспитания. Происходит поиск более эффективных современных технологий и психолого-педагогических подходов к данному процессу. И только при правильной педагогической организации деятельности воспитанников развитие ребенка как Личности может и должна стать устойчивой чертой характера дошкольника и оказывать сильное влияние на его развитие. Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. В своей практике я применяю разнообразные приёмы, позволяющие активизировать мыслительную деятельность детей на занятии, в том числе и основные методические инновации связаны с применением интерактивных педагогических технологий обучения, поэтому я выбрала тему мастер-класса «Интерактивные педагогические технологии в работе с детьми дошкольного возраста»

Коллеги! Для начала давайте вспомним, что же такое “технология”, в чём её отличие от методики? (Ответы педагогов )

Верно. Технология – греч. слово – означает “мастерство, искусство” и “закон науки” - это наука о мастерстве, которая включает в себя комплекс методов, форм, средств и приёмов.

Отличия от методики в том, что технология не носит предметный характер, может реализовываться на любом предмете вне зависимости от содержания, быть реализована любым педагогом.

А что вы подразумеваете под педагогической технологие й? (Ответы педагогов)

Вы правы, педагогическая технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога и зафиксированные последовательные действия, гарантирующие получение заданного результата. Она содержит алгоритм решения поставленных задач, в основе её использования положена идея полной управляемости обучением и воспроизводимости образовательных циклов. ЮНЕСКО выражает педагогическую технологию – как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности .

Кто может сказать какие есть модели обучения? (Ответы педагогов)

Молодцы! В педагогике различаются различают несколько моделей обучения:

1) пассивная – ребенок выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит)

2) активная – ребенок выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания)

3) интерактивная - взаимная работа ребенка и педагога.

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий, классифицируются по организационным формам, по предметам, авторские, по подходам к ребёнку и т.д.

Одной из основных методических инноваций являются интерактивные методы обучения

Коллеги, давайте будем разобраться, что же это такое «интерактивное обучение, интерактивные технологии». Кто хочет высказаться? (Ответы педагогов)

Прекрасно! Интерактивность inter – между active от act – действовать, действие Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это обучение, построенное на взаимодействии обучающегося с предметно-развивающей средой, которая служит областью осваиваемого опыта, т.е «вид информационного обмена обучающихся с окружающей информационной средой».

Основные задачи такого обучения и воспитания:

    Развитие детской инициативы, самостоятельности, познавательной мотивации;

    Формирование умения учиться и самостоятельно добывать информацию;

    Интегрированное содержание работы с детьми;

    Партнерские взаимоотношения детей и взрослых;

    Активное вовлечение ребенка в социум и др.

Цель интерактивного обучения - создание комфортных условий обучения, при которых ребенок чувствует свою успешность, свое интеллектуальное совершенство, что делает продуктивным сам воспитательно-образовательный процесс

Суть интерактивного обучения – диалоговое обучение, процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех воспитанников, ребенок и педагог являются равноправными субъектами обучения ; исключается доминирование одного участника учебного процесса над другим, одной мысли над другой; и спользование интерактивных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности.

Интерактивное обучение - диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и ребенка.

    При пассивном методе обучения информация поступает от педагога к воспитаннику.

    При активном методе обучения – взаимодействия педагога и воспитанника.

    В основе интерактивного обучения лежит взаимодействие в структуре «педагог-ребенок-ребенок».

- А какие вы знаете интерактивные технологии? (Ответы педагогов)

Хорошо! Интерактивные технологии рассматриваются в двух значениях:

    технологии, построенные на взаимодействии с компьютером и посредством компьютера –это Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)

    организованное взаимодействие непосредственно между детьми и педагогом без использования компьютера. -это интерактивные педагогические технологии

Уважаемые коллеги! В последнее время с интерактивные педагогические технологии обретают большую значимость («интерактивные музеи мира») . Включать интерактивные технологии в дошкольное обучение можно практически во все образовательные области. В интерактивных моделях обучения меняется взаимодействие педагога с воспитанниками: активность педагога уступает место активности воспитанника, задача взрослого - создать условия для инициативы детей. В интерактивной педагогической технологии воспитанники выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее чем опыт взрослого, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает обучающихся к самостоятельному поиску, исследованию. Применение педагогического интерактивного обучения осуществляется путем использования фронтальных и кооперативных форм организации воспитательно- образовательной деятельности, интерактивных игр и методов, способствующих обучению умения дискутировать.

Коллеги, какие интерактивные педагогические технологии можете назвать вы? Назовите, пожалуйста! (Ответы педагогов)

Правильно! Все названные вами технологии относятся к той или иной форм организации воспитательно- образовательной деятельности, так:

При фронтальной форме работы следующие технологии: микрофон, «Мозговой штурм», «Незаконченное предложение»;

При кооперативной форме работы: работа в парах («Лицом к лицу», «Один - вдвоем - все вместе»), работа в малых группах, аквариум;

К интерактивные играм относятся: «Ролевая игра», «Драматизация», «Упрощенное судебное слушание»;

А к технологии обучения в дискуссии: «Выбери позицию».

Внедрение интерактивных педагогических технологий в работу с детьми дошкольного возраста осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников.

II младшая группа – работа в парах, хоровод;

Средняя группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;

Старшая группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум;

Подготовительная к школе группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум, большой круг, дерево знаний.

Давайте рассмотрим каждую из них:

«Работа в парах»

Дети с помощью предмета выполнять задание по очереди взаимодействуют друг с другом, объединяясь в пары по желанию Воспитываются у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга, совершенствуются умение договариваться, последовательно, сообща выполнять р аботу. Выработать навыки сотрудничества в ситуации камерного общения

«Хоровод»

Дети с помощью предмета выполняют задание по очереди, воспитываются у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга, формируются начальные навыков произвольного поведения у детей дошкольного возраста «Большой круг»

Позволяет каждому ребенку высказываться и развивать навыки общения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы из полученной информации и решать поставленную задачу.

«Карусель»

Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это стоящие неподвижно ученики, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее – это ученики, перемещающиеся по кругу через каждые 30 секунд. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника. Внедряется для организации работы в парах, стимулирует общение между детьми, формирует у ребенка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества.

«Работа в малых группах (тройках)»

Применение технологии групповой работы «в тройках» дает возможность трудиться на занятии всем детям. Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения становится ведущим

«Аквариум»

Форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности», заключается в том, что несколько детей разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Дает возможность увидеть своих сверстников со стороны, увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль

«Цепочка»

Основу этой технологии составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решений задания, формирует у детей дошкольного возраста умения работать в команде.

«Дерево знаний»

Она развивает коммуникативные навыки, умение договариваться, решать общие задачи. Листочки – картинки или схемы составляет педагог и заранее вывешивает их на дерево. Дети договариваются, объединяются в малые группы, выполняют задание, и один ребенок рассказывает о том, как они выполнили задание, дети слушают, анализируют и дают оценку.

«Интервью»

Используют на этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работы. Благодаря использованию этой технологии у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый-ребёнок», «ребёнок-ребёнок».

В своей работе я также применяю и другие интерактивные педагогические технологии такие как:

«Незаконченное предложение»

Я проговариваю детям незаконченное предложение и предлагаю продолжить его. Формирует логическое мышление, воображение, устную речь.

«Мозговой штурм»

Я применяю для обобщения опыта детей с целью решения проблемы и разработки идей. .

«Театр»

Я называю сюжет, а 2-3 ребенка разыгрывают мини-спектакль передавая соответствующее настроение, эмоцию, особенность характера, другие дети наблюдают и анализируют, высказывают свое мнение. Развивает эмоциональный фон детского коллектива, формирует творческое воображение.

«Групповой рассказ»

Я сама начинаю рассказ, а дети по очереди его продолжают. Формирует устную разговорную речь, воображение, мышление.

- В заключение практической хочется отметить, что использование интерактивной педагогической технологии –это интересное, творческое, перспективное направление педагогики. А использование ее в моей практике позволяет мне успешно многие воспитательно- образовательные задачи, что я попробую показать вам сейчас на практике

2 часть (практическая)

Уважаемые коллеги ! Сегодня я вам предлагаю испробовать на себе некоторые интерактивные педагогические технологии, которые я применяю в воспитательно-образовательном процессе и поработать в интерактиве. Сначала давайте поприветствуем друг друга и пожелаем что-нибудь хорошего с помощью мяча, который мы будем передавать друг-другу. Данная технология называется «Цепочка» . Например: Я начинаю «Татьяна Петровна я вам желаю хорошего настроения ( Участники выполняют действия)

Для следующей игры я вам предлагаю разделиться по квадратам, лежащим у меня на подносе, возьмите по квадрату и у кого будут квадраты одного цвета, те будут работать вместе. (Участники делятся по квадратикам на группы ).

Как вы уже догадались, кто-то будет работать вдвоем, а кто-то втроем. Технологии «Работа в паре» и «Работа в малой группе(тройке)». Вы будете собирать картинку на тему «Продукты питания», согласно нашему тематическому планированию в Учреждение. Можете приступать. (Участники собирают картинки)

Закончили? А теперь я каждую группу прошу немного подумать и обобщить свои знания о том, что изображено на картинке. Хочу заметить, об этой технологии я вам в теоретической части не говорила, называется она «Мозговой штурм» , используют ее для решения проблемы и разработки единого мнения. (Участники решают, обсуждают, высказываются)

Спасибо! Вот как много мы все узнали интересного об овощах и фруктах! А теперь я попрошу вас встать в большой круг и продолжить наше знакомство с интерактивными педагогическими технологиями. Каждому из вас я по очереди передавать мяч и называть что-то из продуктов питания, а вы в свою очередь отвечать полезное оно или нет и можете обосновать свой ответ. Данная технология называется « Хоровод». Начинаем! (Участники выполняют действия )

Применяя данную технологию мы с вами вспомнили о полезных и вредных продуктах. А сейчас я раздам вам картинки- пазлы и познакомлю вас с технологией «Карусель», но для этого я прошу вас еще сделать внутренний круг. (Участники делятся на два круга, внешний и внутренний).

- Участники внутреннего круга стоят неподвижно, обращенные лицом к внешнему кругу, а участники внешнего круга перемещаются по кругу, а по сигналу останавливаются и если пазлы подходят друг-другу по смыслу (Например: Яблоко и яблока в разрезе), то данная пара объясняет почему они подходят и выбывают из игры, а затем со стороны наблюдают за игрой и анализируют. Затем Участники, которые вне кругов выскажутся о том, как общаются остальные участники игры, как реагируют на чужую мысль и аргументируют свою мысль. В этой игре я применила еще одну технологию «Аквариум». (Игра проводится 2-3 раза. Участники выполняют действия )

Спасибо! Проходите на свои места. И в заключении своего выступления я применю технологию «Незаконченное предложение» . Мне бы хотелось, чтобы каждый из вас высказал свое мнение по теме моего мастер –класса, начиная со слов «Я бы использовала интерактивные педагогические технологии по тому, что….» (Участники высказываются)

И так, вывод нашей работы. Небольшой опыт нашей свами деятельности показал, что умелое использование интерактивной педагогической технологии придает большую эффективность, действенность и результативность в воспитательно- образовательном процессе , дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений. Современный педагог- это ИКТ педагог (интеллект, коммуникабельность и творчество). У нас есть цель - воспитание ребенка как Личности, но реализовать эту цель может только педагог, профессионально владеющий всеми современными инновационными педагогическими технологиями, уверенный в эффективности применениях их в практике своей работы, умеющий импровизировать, творить, обучать и воспитывать. И поэтому сам педагог должен быть заинтересован в постоянном поиске новых образовательных технологий, концепций, стратегий, проектов. Творите, повышайте свою квалификацию, делитесь опытом. Успехов вам в труде! Спасибо за внимание!

Литература:

    Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы / О. Б. Воронкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2311409-КХ

    Гузеев В.В. Лекции по педагогической технологии. М.. 1992

    Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика. - 2007.-№6.

    Инновации и современные технологии в системе образования: материалы международной научно-практической конференции 20-21 февраля 2011 года. – Пенза – Ереван – Шадринск: Научно-издательский центр Социосфера, 2011.

    Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие/ Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, Библиотека журнала «Управление ДОУ» 2012.

    Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008

    Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? / Педагогика. – 1997.

    Педагогические технологии в образовательном процессе ДОУ/ Под ред. И.В. Руденко. – Тольятти, 2006.

    Полат Е.С. Новые педагогические технологии6- М., 2000г.

    Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008

    Щуркова Н.Е. Педагогическая технология / М.: Пед. об-во России, 2005.

06.04.2013 8384 0

Интерактивные формы обучения как средство развития личности ребенка

Следует признать, что сегодня невозможно достичь цели, решить задачи обучения детей без создания условий для само­стоятельного присвоения, приобретения и ос­мысления ими знаний. Задача современного педагога - не преподносить знания детям, а более практичная и приземленная - создать мотивацию и сформировать комплекс умений учить самого себя. Очевидно, что всякое умение не приходит к детям без помощи педагога. Сотрудничество педагога и ребенка предпола­гает знание и умение педагога дозировать и направлять самостоятельность, предоставляе­мую ребенку, которая в конечном итоге ве­дет к целеполаганию, автономизации его позна­вательной деятельности, как основы личностно­го становления и развития. В процессе обучения наиболее качественное восприятие и усвоение материала происходит в результате межличностного познавательного общения и взаимодействия всех субъектов.

Методы группового взаимодействия при­нято называть интерактивными. В их основе лежит механизм интеракции (в переводе с английского означает "взаимодействие, воздейст­вие"). Под интеракцией понимается непосред­ственная межличностная коммуникация. Наи­более важной особенностью интеракции явля­ется способность человека принимать и пони­мать роль другого; представлять, как его вос­принимает партнер по общению или группа и в соответствии с этим планировать собственные действия. Под интерактивными методами по­нимается система правил взаимодействия педагога и ребенка в форме игр и ситуа­ций, обеспечивающая педагогически эффектив­ное познавательное общение.

Целью интерак­тивного обучения для современной предшколы, детского сада в условиях модернизации образования рассматривается общее развитие детей, предоставление каждому из них оптимальных возможностей в личностном становлении и развитии, в расши­рении возможностей самоопределения и само­реализации. При этом общее развитие ребенка включает развитие личностных новообра­зований в его потребностной, интеллектуаль­ной, эмоционально-волевой сферах.

Результа­том такого общения является создание дидак­тических условий для переживания детьми ситуации успеха в процессе образовательной деятельно­сти и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной и других сфер.

Предполагается, что сотрудничество, взаи­модействие, активность педагога и детей за сравнительно короткий промежуток времени обеспечивает формирование и развитие опера­тивных, универ­сальных умений, определяющих успешность той или иной деятельности ребенка. Иначе говоря, интерактивное обучение более эффек­тивно, результативно , чем обучение в этом на­правлении каждого ребенка в отдельности. Что особенно важно, негативные личностные приобретения детей можно поправить, изменить в процессе интерактивного обучения, хотя и дети самостоятельно корректируют свои знания и умения их рационально исполь­зовать.

Содержание образовательного материала современных программ включает множество различных видов знаний, что во многом определяет сложность и противоречивость его понимания и усвоения детьми на разных этапах обучения. Уже по этой причине структурная и содержательная сложность образовательного материала - перспективная основа для творческого использования интерак­тивных методов обучения, определяющих ус­пех и результативность в развитии и формиро­вании личностных качеств детей. К ин­терактивным методам относят игры, мозговой штурм, обыгрывание ролей, игровое проектирование, анализ конкретных проблемных (или других) ситуаций и другие. В процессе интерактивного общения в парах, группах, между группами у детей формиру­ется знания, в том числе, и собственное мнение по тому или иному событию, явлению, активная жизненная позиция, творческие способности; развиваются речь, чувство ответственности за общее дело, систематизируются, анализируют­ся, конкретизируются и корректируются пред­ставления, понятия; устанавливаются логиче­ские связи, содействующие пониманию зако­номерностей и мировоззренческих идей и т.п. Систематическое применение педагогом инте­рактивных методов на занятиях создает благоприятные условия для формирования у детей учебной деятельности, что является особенно важным при переходе в начальную школу.

Критерии отбора интерактивных методов обучения:

соответствие целям и задачам обуче­ния и развития детей;

Соответствие дидактическим целям занятиям;

Соответствие содержанию темы занятия;

Соответствие возрастным, интеллекту­альным возможностям детей и уровню их обученности и воспитанности, особенностям группы в целом;

Соответствие временным рамкам обу­чения;

Соответствие профессионализму и опыту конкретного педагога;

Соответствие способу руководства образовательной деятельностью;

Соответствие логике образовательного процес­са.

Для реализации данных критериев необ­ходим серьезный анализ содержания образовательного материала и выявление на основе этого его дос­тупности для усвоения детьми.

Стиль проведения интерактивных за­нятий.

Поскольку совместная деятельность - одно из условий формирования демократиче­ского, гражданского общества, то проектирова­ние отношений между педагогом и детьми должно основываться на принципах доверия, доброжелательности, партнерства, взаимопо­нимания, взаимовыручки и поддержки, терпи­мости, учета и уважения интересов, возможно­стей друг друга. Авторитарность, менторство в данном случае станут преградой на пути нала­живания взаимопонимания и нацеленности на общий результат обучения. Основой деятельно­сти педагога в условиях интерактивного обуче­ния является личностно-ориентированный под­ход. Основные требования его соблюдения:

Гуманная педагогическая позиция;

Ценностное отношение к ребенку, его творчеству;

Создание на занятии культурно-инфор­мационной и предметно-развивающей среды;

Владение методикой и основами об­разовательных технологий;

Целенаправленное развитие индиви­дуальности детей.

В процессе организации, управления и контроля за развитием интерактивного общения между детьми педагог преимущественно использует косвенные приемы педагогической деятельности, предоставляя детям само­стоятельность в выборе средств достижения цели, адекватных действий, педагога и детей.

Еще одной интерактивной формой обучения является игровое проектирование, которое основывается на методе проектов. Осно­вой проектирования является развитие интел­лектуальных умений и навыков , реализующих познавательную деятельность детей при условии обеспечения познаватель­ной и социальной мотивации. В процессе про­ектной деятельности у детей формируются умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивается критическое мышле­ние. Проект предполагает самостоятельную деятельность, выполненную индивидуально, парно, группой за определенный период време­ни. Проектная деятельность всегда направлена на решение конкретной проблемы, использова­ние для этого различных методов и средств, интегрирование знаний и умений детей из разных предметных областей.

Для современного детского сада, предшколы особенно, наиболее харак­терны исследовательские, творческие, игровые, практико-ориентированные, информационные проекты . Данный вид проектов классифициру­ется по преобладающему методу:

- исследовательские, основанные на ис­следовательском методе, развивающем познавательную активность;

- творческие, основываются на мето­дах, способствующих реализации творческих способностей детей.;

- в игровых проектах структура может изменяться до окончания проекта, участники берут на себя конкретные роли в соответствии с идеей и планом проекта. Результаты проекта могут либо планироваться в начале, либо проявляться к его завершению, поскольку представление о роли, взаимоотно­шениях персонажей могут меняться достаточно часто.;

- информационный проект основывает­ся на методе сбора информации о каком-либо объекте, анализ и обобщение фактов, явлений и процессов с целью донесения ее до всех. Безусловно, в данном случае важна четкость структуры проектов.

По протяженности во времени проекты могут быть краткосрочными (1-2 занятия в рам­ках одного предмета или двух). В игровых проектах, носящих соревновательный характер, более приемлема бальная шкала оценивания достижений детей. В творческих проектах, где более сложно оценить деятельность обу­чаемых, оценка также необходима, как проме­жуточная, так и итоговая.

В процессе проектов педагог может:

а) открыто участвовать в проектировании, ненавязчиво направляя и организуя работу всех участников;

б) косвенно организуя, управляя и коррек­тируя деятельность своих подопечных, педагог также считается участником проекта, о чем должны непосредственно знать дети.

Требования к организации проекта:

1 . Проект разрабатывается по инициативе детей, но тема может быть предложена педагогом. Тема для всей группы может быть одна, но пути ее реализации в каждой группе будут разные. Возможно также одновременное выполнение детьми в группе разных проек­тов.

2. Проект следует сделать значимым для ближайшего и опосредованного окружения детей.

3. Проект педагогически значим, т.е. дети в процессе его осуществления приобре­тают новые знания, строят новые отношения, овладевают умениями и навыками. Проект реалистичен, имеет определенную практиче­скую значимость, сориентирован на возможно­сти детей. Предполагает широкое разнооб­разие тем.

4 . Проект заранее спланирован, сконст­руирован совместными усилиями педагога и детей, в то же время, по мере его разверты­вания, допускается корректировка проекта.

Работу с мультимедийными программами также относят к интерактивным формам образовательной работы детей и педагога. Этот вид работы косвенным путем развивает конструктивное, алгоритмическое и творческое мышление, ком­муникативные способности у детей, формирует их умения и навыки исследовательской деятельности, ориентировки в информации. Как показал опыт, обучение детей с помощью мультимедиапрограмм повышает качество и эффективность усвоения знаний, развивает умения анализировать различную информацию. Это - эффективный стимул обучения детей.

Многофункциональность компьютера по­зволяет удовлетворить множество познавательных потребностей и доступность диалогового общения в интерактивном режиме. Использова­ние мультимедийных программ такого рода создает благоприятные условия для педагога в решении проблем дифференциации, инди­видуализации обучения в условиях гуманистического образования. Детям становятся одно­временно доступны различные источники ин­формации по теме занятия, целенаправленный отбор различного материала, что обеспечивает эффективность выполнения задачи, расширяет возможности качествен­ного усвоения материала, общего развития детей.

Логика занятия с использованием мульти­медийных средств предполагает:

Соответствие мультимедийных программ содержанию, цели занятия;

Взаимосвязь всех частей занятия;

Цельность;

Обоснованность приемов, методов, средств, ведущих к цели;

Динамику педагогического процесса, развития детей на пути к цели;

Результативность учебной деятельности детей на каждом этапе занятия.

Работа детей с материалами мульти­медийного учебника будет способствовать:

Формированию у детей элементар­ного анализа и последующей логической оценки;

Пониманию сущности явлений в процессе анализа информации;

Различению рациональных и нерациональных способов деятельности;

Выделению главного в практической и самостоятельной работе;

Формированию умений простейшей ар­гументации, выраженной в словесной и пись­менной формах;

Развитию умений классификации учеб­ного материала (группировка, сравнение, со­поставление, выделение отличий) и обобщения (делать умозаключения, выводы).

Интерактивные методы обучения в ДОУ отличаются тем, что обучение происходит в процессе равноправного диалогического общения, а содержание учебного материала к совместному поиску, решению учебных проблем, . Такие интерактивные технологии в дошкольном образовании могут моделировать содержание профессиональной деятельности и эффективно способствовать овладению знаниями, умениями, навыками, компетенциями. Включать интерактивные образовательные технологии в дошкольное обучение, можно практически во все образовательные области, а также проектировать с учетом интерактивных методик.

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

Скачать книгу «Информатизация ОУ»
Скачать бесплатно в.pdf

Интерактивные технологии в дошкольном образовании: специфика применения

При организации проведения непосредственной образовательной деятельности, используя интерактивные технологии в дошкольном образовании для развития детей дошкольного возраста, существует несколько технологических и психологических особенностей. Естественно, нельзя взять тренинг или мозговой штурм и его методику не обрабатывая, не изменяя, и применить к работе с детьми дошкольного возраста. Конечно, нужно учитывать особенности мышления, особенности восприятия информации, активности детей дошкольного возраста. На первом этапе необходимо погружение ребенка в сюжет непосредственной образовательной деятельности. Например, создав игровую мотивацию через развивающие беседы, они помогут справиться с поставленной задачей. Далее, на основном этапе у ребенка включается в деятельность психический процесс, включается восприятие, память, внимание, мышление, речь, воображение, следовательно, работают интерактивные методы обучения в ДОУ.

Интерактивные методы обучения в ДОУ: метод проектов

Многими практиками используется такой метод, как метод проектов. В этом методе осуществляется тесное взаимодействие, и, можно сказать, что он, вероятно, наиболее доступный для детей дошкольного возраста, потому что создание чего-то совместно невозможно без интерактивного взаимодействия. Вообще, говорить о том, что в дошкольном детстве интерактив - это что-то новое, чисто инновационное, будет не совсем правдиво, ведь с детьми невозможно организовать по-другому образование, кроме как в активном взаимодействии с ними. Также остальные интерактивные методы обучения в ДОУ тоже доступны в той или иной мере для дошкольников, например, мозговой штурм.

Интерактивные технологии в дошкольном образовании: метод мозгового штурма

Элементы мозгового штурма можно использовать для развития фантазии и воображения и для раскрепощения сознания детей. Здесь можно показать детям, что у одной задачи есть много разных решений, и каждое правильно, возможно, но только для конкретных своих условий. Можно научить детей не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и страх ошибиться. Можно научить слушать товарищей, а еще уважать свое и чужое мнение, можно посредством данных методов сдружить группу дошкольников. Также можно поднять статус робкого ребенка, можно сделать его более смелым, раскованным, если обращать внимание на его решения, даже если они недостаточно сильны. Можно научить детей позитивной критике, используя интерактивные методы обучения в ДОУ. Конечно, скорее, если говорить о применении данных методов, стоит говорить о старших дошкольниках.

Преимущества использования интерактивных технологий в дошкольном образовании:

Если начать внедрять такие интерактивные методы обучения в ДОУ с самого раннего возраста, тогда мы придем к тому, что человек, развиваясь, будет нести в себе зерно интерактивных методов. Все конструктивные особенности этих методов будут проявляться и в дальнейшей жизни. Это поможет ребенку эффективно налаживать взаимодействия в любой сфере своей деятельности, быть хорошим собеседником и уметь воспринимать информацию, а также научит его самостоятельно прорабатывать, обрабатывать и использовать информацию, использовать интерактивные технологии в дошкольном образовании.

Применение интерактивных методов к работе со взрослыми участниками дошкольного образовательного процесса. Вы можете использовать интерактивные и в работе с родителями, чтобы активизировать их, чтобы показать им особенности вашей работы. Вы можете, если вы руководитель образовательного учреждения, организовывать таким образом ваши педагогические советы, это будет возможно эффективней, нежели просто информацию передавать с помощью классических методов.