Бунин

Фрагмент урока французского языка по развитию монологической речи с использованием зрительных опор. Развитие навыков письменной речи

Цели урока . грамматического материала .

2)Воспитательная: развитие способностей коммуникативной деятельности.

3)Развивающая: развитие творческой деятельности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №404

КОЛПИНСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО РАЙОНА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Фрагмент урока французского языка для 6-7классов.

« Забавная грамматика »

Педагогическая студия учителей Колпинского района

«Использование системно – деятельностного подхода в обучении и воспитании учащихся»

Цели урока . 1)Обучающая: повторение ранее усвоенного грамматического материала . 2)Воспитательная: развитие способностей коммуникативной деятельности.3)Развивающая: развитие творческой деятельности учащихся.

Учитель французского языка

Песняк Н.В.(Школа №404)

Санкт-Петербург

La grammaire amusante (“Забавная грамматика” весёлый урок)

Перед показом сценки вступительное слово берут две его участницы.

La langue française est très belle et précise. On peut exprimer n`importe quoi en français mais seulement non pas n`importe comment ! (Французский язык – очень красивый и точный на нём можно выразить всё что угодно, но только не кое-как, он требует к себе большого уважения.)

Tout une langue exige qu`on apprenne très bien sa grammaire pour que le langage soit sans fautes, comprénsible et belle ! (Любой язык требует от того, кто его изучает серьёзного к себе отношения,чтобы речь была грамотной, понятной и красивой,)

И сегодня вашему вниманию предлагается наша миниатюра, в которой мы попытались в шуточной форме показать фрагмент урока французского языка.

На сцене - в миниатюре классное помещение: столы, стулья, на столах тетради, учебники, грамматические таблицы... В “класс”(на сцену) выходят ” ученики” и ”учитель”.Два участника - гостя в образе глаголов “ETRE” и “AVOIR”.(все участники в соответствующих костюмах) Звенит звонок.

«Ученики» садятся за столы и начинают шептаться, строгая «учительница» пытается навести порядок: смотрит сердито, затем берёт в руки колокольчик и даёт звонок повторно. Девочки встают и приветствуют «учительницу» и всю аудиторию.Урок начинается.

Cценарий в стихотворной форме.

P.(“professeur de français) – Bonjour, Mademoiselles, bonjour, mes cheries! Asseyez-vous s`il vous plait! (девочки сели и вновь тихо переговариваются) Mesdemoiselles, ne bavardez plus! Silence!

Nous commençons! Aujourd`hui nous continuons la leçon de grammaire,

C`est notre discution d`hier. Rappelez-moi, s`il vous plaît, son sujet.

Mademoiselle, Cathie, je vous en prie!

1 . - Madame, peut-être, peut-être(произносит с большим сомнением)…

ce sont les adjectifs ou bien les propositions interrogatives…?

P .- Comment?! Les adjectifs!? Les propositions interrogatives!?

(возмущается)Non, M-lle, non! Aux leçons il faut être beaucoup plus attentive! … … ….Les propositions interrogatives!!! (продолжает возмущаться)

2. - Madame! Madame! (одна из учениц тянет руку)

P. - S`il vous plaît, M-lle Olga.

2 .- C`est le système des articles, n`est-ce pas?

P . - Le système des articles?!(опять возмущается) Oh, Mon Dieu, aide-moi!

Est-ce que ma question est très difficile?

2 .- Madame, alors je crois…(неуверенно) que c`est le sujet du nom, n`est-ce pas?

P .- Oh, non! J`ai mal au cœur! (хватается за сердце)Vous n`y êtes pas!

M-lle Claire, VOUS, VOUS devez le dire, bien sûr!

3 .- Bien sûr, M-me, bien sûr. Soyez en sûr! Hier nous avons parlé du sujet des verbes.

P .- Merci beaucoup, ma chérie.(все свободно вздыхают)

Chers amis!

La grammaire,c`est toujours difficile!
Mais il faut l`apprendre,
C`est très utile!

1. -D`accord! Pas de langue sans grammaire,
C`est vrai.Il faut l`apprendre
Pour bien parler!

2 . -Le sujet des verbes
N`est pas facile,il faut travailler
Pour réussir!

3. -Dans la langue française
Il y a beaucoup de temps:
Le future, le présent,le passé composé
Et le plus- que- parfait… … …

4. -D`accord.Moi, je peux ajouter encore
Les temps immédiats: le passé et le futur
Et ce n`est pas tout,
Je vous assure!

5. -Oui, c`est ça! Je crois qu`il y en a plus que ça!

“Prof.de fr.” -Mes amis!
Attention au passé composé!
Nous en avons beaucoup parlé!
Qui peut nous présenter
Sa formation et ses difficultés?
Olga, Claire, Marie ou peut- être Cathie?

3. -S`il vous plaît! Si vous voulez:
Le passé composé se forme facilement
Avec le verbe “ETRE” et le verbe “AVOIR”.
Ils sont auxiliers et je les connais bien,
Je les connais bien
Et j`en suis très fière!

2. -Le verbe auxilier, nous mettons au présent,
Et le conjugué prend la forme spéciale,
Cette forme s`appelle PARTICIPE PASSE,
Je pense que vous la connaissez.

“Prof.de fr.” - Aujourd`hui, nous avons invité le verbe “ETRE” chez nous,
Si nous prenions son interview?

E . -Bonjours mes amis!
Je suis “ETRE”, le verbe auxilier.

Il y a quinze verbes que je préfère.
6 . -Pourquoi quinze(15) verbes,M-r,pourquoi?

E . -Ils se conjuguent avec moi!

6 . -Quand, M- r, quand? S`il vous plaît, dites- moi!

E. -Au passé composé et au plus- que- parfait.
Ils faut les connaître!

6. -Quel est le premier verbe?

E. -Le premier verbe c`est “ NAITRE”!

6 . - Et le deuxième? E . -Le deuxième est “SORTIR”!
Le troisième est le verbe “ALLER”!

6 . M- r, continuez!

E. -Ensuite “VENIR” et “ARRIVER”,
“ENTRER”, “RESTER”, “DESCENDRE”, “PARTIR”,
“TOMBER” et DEVENIR”.
Puis viennent “RENTRER et REVENIR”.
Et le dernier – le verbe “ MOURIR”.

6. -Vous préferez seulement quinze (15) verbes?

E. -Oui, M-lle.Voulez- vous répéter
Cette liste des verbes avec moi?

6 . -Bien sûr, M-r, aidez- moi!
Le premier c`est “NAITRE”, le deuxième – “SORTIR”,
Le troisième – “ALLER”.
Ensuite – “VENIR et ARRIVER”,
“DESCENDRE, PARTIR, TOMBER et DEVENIR”!
Puis viennent “RENTRER et REVENIR”

E. - M-lle, où est le verbe “MOURIR”?

6 . -Non, non, M-r! Ce verbe ne me plaît pas!

E. -Et tout de même, il se conjugue avec moi!
M- lle, je serais bien content: conjuguez “être”
S`il vous plaît au présent!

6. - Avec plaisir, “mon Sire”:
Je suis, tu es, il est, elle est,
Nous sommes, vous êtes,
Ils sont, elles sont.
Ces formes, nous les connaissons!

E. - M –lle, vous êtes Anasthacie?

6. -Oui, M- r, oui.

E . - Vous êtes charmante et je vous remercie.

6 . - Vous êtes aimable, votre compliment est très agréable
Puis je vous poser une question maintenant?

E. - Je vous écoute attentivement.

6. - Dites – moi, s`il vous plaît:
Contactez- vous avec le verbe “AVOIR”?
Je veux le savoir.

E. - Oh, M-lle, c`est mon vrai ami
Dans la grammaire et dans ma vie.
Aujourd`hui, il est venu de Paris.

A. -Bonjours, mes amis! Bien content de vous voir!
Je suis le verbe “AVOIR”
J`ai un grand pouvoir
Et j`ai beaucoup de devoirs.
La plupart des verbes français,
Au temps passé
Me demandent de l`aide,
Et je les aide, je les aide toujours,
Chaque minute, chaque heure et chaque jour:
Le lundi, le mardi, le mercredi, le jeudi,
Le vendredi et même le samedi

1.2.3.4…..- Et le dimanche???(tous ensemble)

A. - Et le dimanche aussi, mes amis, aussi!
Du matin au soir et dans la nuit
Sous la neige , sous la pluie, sous le soleil
Je travaille comme une abeille!
Je travaille, travaille
. « И я дурака не валяй!
Я всем всегда помогай!»

“Prof.de fr.” - Notre conversation est venue à sa fin.
Je voudrais encore ajouter de moi- même:
Il faut apprendre la grammaire
Pour parler bien une langue étrangère!
Nous finissons notre discussion
Merci beaucoup pour votre attention!

FIN .(участники урока кланяются и уходят со сцены)


Основные способы семантизации лексических единиц. Проведите методический анализ новых лексических единиц одного из уроков учебника иностранного языка. Что представляет наибольшую трудность при работе с этими лексическими единицами: форма, значение или употреблении? Какие способы семантизации лексических единиц предлагают авторы учебника?

Основной задачей ознакомления с новым лексическим материалом является его семантизация (раскрытие значения).

При формировании лексического навыка происходит становление системы связей. Выделяют несколько видов связи:

-Денотативная (связь лексической единицы с объектом действительности)

-Ситуативная (связь лекс. ед. с ситуацией ее употребления)

-Знаковая (связь между лексической единицей и ее эквивалентом в родном языке. В процессе обучения могут возникать ложные знаковые связи обусловленные лексической интерференцией)

-Семантическая (связь лексической единицы с понятием, например понятие «стол» одно, а конкретных его воплощений много)

-Фоновая (ассоциация национально-культурного характера)

Семантизация может быть полной , когда формируется вся система связей и частичной, когда акцентируется только денотативная, знаковая или ситуационная связь.

Выбор способа семантизации зависит от: самого слова, этапа обучения, уровня облученности учащихся, компетенции учителя. Различают переводные и беспереводные способы семантизации.

Беспереводные:

Наглядность (предмет, изображение, действие, звук)

Использование синонимов, антонимов, правил словообразования, догадки через контекст.

Переводные:

Перевод на родной язык

Перевод толкования (особенно для безэквивалентной лексики и лексики с определенным фоновым значением)

Самостоятельное ознакомление со словарем

В учебном процессе часто происходит соединение нескольких способов семантизции.

Фрагмент урока французского языка. Лексический навык.

Лексический навык – это способность автоматизировано вызывать из долговременной памяти лексическую единицу в соответствии с коммуникативной задачей.

При работе с новой лексикой, у учащихся могут возникнуть некоторые трудности, связанные с формой слова, со значением слова либо с его употреблением. Рассмотрим это на примере одного из учебников. Для проведения анализа лексических единиц, я взяла учебник "Синяя птица" для 5 класса, первого года обучения, автора Береговская. В данном учебнике автор предусматривает в каждом уроке раздел, где вводятся новые лексические единицы «Notre vocabulaire en images». Для анализа я выбрала урок 2 “La cloche sonne’. Здесь, на 66-67 странице вводится новые лексические единицы. Рассмотрим з из них с точки зрения формы, значения и употребления.

1- конкретное слово. Для его семантизации автор использует изобразительную наглядность (рисунок). Трудность у учащихся может вызвать как графическая так и звуковая форма слова. Чтобы избежать этих трудностей нужно написать слово на доске и несколько раз произнести хором с учащимися.

2-Для семантизации данной лексической единицы так же используется наглядность. Трудности у учащихся скорее всего вызовет графическая форма (аксан грав), хотя сделать акцент на произношении тоже не помешает

3 Беспереводная семантизация с помощью антонима. Трудности могут вызвать как графическая (2м) и звуковая (носовой звук) формы, так и употребление, так как это глагол и, чтобы учащиеся могли его употреблять, придется объяснить им спряжение.

Фрагмент урока по французскому языку

в 3 классе

по теме «Праздники во Франции. Рождество»

Тип урока : комбинированный

Используемые технологии : игровая деятельность, ситуативные упражнения, личностно-ориентированный подход.

Цель: Обучение аудированию по теме “Праздники Франции” (Рождество)

Задачи:

Образовательная: Расширить кругозор учащихся, повысить уровень их общей культуры.Способствовать формированию навыков аудирования и говорения;

Развивающая: Развивать языковые, интеллектуальные, творческие способности учащихся. Создать условия для развития языковой догадки, способности к логическому мышлению, сравнению и сопоставлению полученных знаний, умения работать в группах;

Социокультурная : создать условия для формирования представлений о французских праздниках;

Воспитательная: Формировать у учащихся уважение к культуре и народу страны изучаемого языка, воспитывать толерантное отношение к иной системе ценностей

Практическая: Развивать умение аудирования с полным извлечением информации, развивать навыки аудирования и письменной речи

Структура урока (этапы):

  1. Организационный, создание мотивации.
  2. Введение новых лексических единиц
  3. Формирование навыков аудирования

3.1 Предтекстовый этап работы над текстом для аудирования. (Снятие лексических трудностей)

3.2 Этап прослушивания текста

(непосредственно аудирование)

3.3 Послетекстовый этап

(коммуникативное намерение)

  1. Физкультминутка.
  2. Этап комплексного применения знаний. Развитие навыков письменной речи
  3. Завершающий этап.

Ход урока

  1. 1. Организационный этап. Определение темы и целей урока совместно с учениками.

M.: Bonjour, mes enfants! Je suis contente de vous voir.

M.: Vous êtes de bonne humeur et ça sera mieux, parce que le sujet de notre leçon est très interressant. Regardez le tableau et devinez, comment est le sujet aujourd’hui?

(дети делают предположение о теме урока, опираясь на картинки цветов, подарка, торта)

E1 : Le sujet est la fête.

M.: Oui, c’est vrai. Dites – moi, s’il vous plait, les associations du mot “la fête”.

Cl: Un ballon, un gateau, une guirlande, des bonbons, ets…

M.: Merci, mes enfants! Qu’est ce que nous faisons aujourd’hui?

n nous allons parler de la fete de Noel

n nous allons apprendre des mots nouveaux

n nous allons écouter le texte

n nous allons discuter

n nous allons faire des exercices

  1. 2. Введение новых лексических единиц

Организация беседы о любимых праздниках детей:

E1: J’aime le Nouvel An!

E2: J’aime l’anniversaire!

M.: Et les Francais preferent Le Noel? C est la fete de famille.

Перед прослушиванием снятие трудностей – имена собственные (слайд 5), ассоциации с праздником Рождества (слайд 6,7)

  • Сопоставление слов с картинками.

(Учитель вводит новые лексические единицы, опираясь на наглядные пособия. Учащиеся проговаривают хором и индивидуально новые слова.)

3. Формирование навыков аудирования по теме: «Рождество»

Детям предлагается прослушать текст (слайд 8, аудиозапись)

Maman prepare une bûche de Noël.

Pour Noël, j ai des cubes.

Antoine a un grand ours.

Antoinette a une belle poupée.

Rodolphe aime les avions, les fusées et les voitures.

La pendule fait tic, tac.

Maman sort du buffet des friandises.

Melba prend deux sucettes.

On va decorer le sapin avec les boules et les guirlandes.

Задание №1: выписать слова со звуками [u], [y] в две колонки (снятие фонетических трудностей), у детей лист со словами

Une buche, des cubes, un ours, une poupee, les fusees, des jouets, le buffet, les boules, des sucettes

Задание № 2 После прослушивания выбрать из текста названия игрушек, которые дети получили в подарок, выбрать названия угощений, выбрать названия игрушек для украшения елки.

  • Физкультминутка. Хоровод под французскую народную песню «На мосту Авиньона» в исполнении Мирей Матье. (слайд 10, аудиозапись)

M.: Merci. C’est formidable! Аprès la félicitation et le dîner on chante et on dance. Levez – vous, chantons “Sur le pont d’Avignon”

4 Развитие навыков письменной речи.

После второго прослушивания. Заполнить пропуски в печатном варианте текста с опорой на слова в рамке.

Maman prepare ______________.

Pour Noel, j ai des _________.

Antoine a un grand ______.

Antoinette a une belle ________.

Rodolphe aime les __________, ______________, ______________

La ________ fait tic, tac.

Maman sort du buffet des _____________.

Melba prend deux __________.

Agathe dit: « A Noel, j ai beaucoup de jouets. »

On va decorer ________ avec _________ et ___________.

Une buche de Noel.

des cubes .

poupée .

les avions, les fusees et les voitures .

pendule...

des friandises.

sucettes.

le sapin, les boules, les guirlandes.

Проверь себя, на доске правильный вариант.

5. Подведение итогов урока.

Vous avez bien travaillez pendant toute la leçon.

Avez-vous aimez le leçon ?

Avez-vous appris quelque chose de nouveau à cette leçon ?

Вы вспомнили правило чтения французских букв и буквосочетаний;

Вы узнали новые слова на французском языке по теме «Праздники. Рождество»

Вы научились слушать текст на французском языке и понимать его;

Вы узнали о некоторых традициях празднования Рождества во Франции;

Вы познакомились с французской народной песней «На Авиньонском мосту» в исполнении известной французской певицы Мирей Матье

Домашнее задание: (сильным ученикам)

В предложенном тексте заполнить пропуски словами из рамки (задание на «4» и «5»)

C ` est bientot Noel ! C est super!

Papa va acheter un sapin.

Maman va faire__________.

Auguste et Juliette vont decorer_________avec_________

Moi, je vais prepare _____________.

Ecris-moi ! Joyeux Noel !

Une buche de Noel,

le sapin,

des guirlandes, des boules,

des cadeaux.

Задание на понимание лексики. Найдите среди букв слова.

(задание на «3»)

Фрагмент урока французского языка. Фонетическая зарядка.

Фонетическая зарядка- специальное тренировочное упражнение. В нее включается лексико-грамматический материал урока. Материалом фонетической зарядки может быть звук, слово, предложение или небольшой текст (стихи, рифмовки, поговорки)

Фонетическая зарядка должна быть в начале урока (на начальном этапе), перед чтением (на среднем этапе), в конце урока (на старшем этапе)

Для разбора я взяла учебник для пятого класса Береговской Э.М. «Синяя птица» Lecon 1(стр 10). Каждый урок данного учебника предусматривает развитие фонетических навыков у школьников.

Задача фрагмента:

1)Введение нового звука. Носового звука «о».

2)Тренировка учащихся в восприятии и произнесении звука «о» в знакомых словах.

3) Закрепление звука «о».

Ход фрагмента урока:

Учитель объясняет учащимся новый фонетический звук. В данном случае (стр 10), это носовой звук «о», выраженный буквосочетаниями –on, - om. Учитель обращает внимание учеников на похожие по звучанию слова в русском языке. Далее учитель предлагает прослушать стихотворение, текст которого находится в учебнике (перед глазами учащегося). Дети хором вместе с учителем читают стихотворение, затем по-отдельности. Далее это стихотворение задаётся детям на дом (выучить наизусть).

L’ourson est sur le balcon.

L’ourson est sur le wagon.

L’ourson est sur le gazon.

L’ourson tombe.

Son bonbon tombe.

Фрагмент урока французского языка. Игра.

Игра – это род деятельности человека, один из рефлексов саморазвития человека. Этому рефлексу в методике предусматриваются игровые упражнения. Игра оказывает обучающее, развивающее и воспитательное воздействие на учащегося.

Для разбора я взяла учебник для пятого класса Береговской Э.М. «Синяя птица». В данном учебнике автор предусматривает целый раздел для каждого урока, который называется «Distractions», где в игровой форме представлены упражнения для учащихся. Поскольку это первый год обучения, то игра является одним из лучших способов усвоения и формирования речевых навыков и умений, не по необходимости, а по желанию.

Языковые игры предусматривают операции с единицами языка и предназначены для формирования произносительных, лексических, грамматических, орфографических и произносительных навыков на предкоммуникативном уровне.

Стр. 165 Devinettes.

Речевые игры предназачены для речевой тренировки на иностранном языке. Подготавливают к различным видам речевой деятельности.

Стр. 121 «По-русски мы говорим: « Яблоко от яблони недалеко падает». А как в таких случаях говорят французы? Если ты догадаешься, как воспользоваться ключом, который находится слева, ты легко расшифруешь эту французскую поговорку.» (tel arbre, tel fruit)


Ролевые игры направлены на формирование, развитие речевых навыков и умений в условиях, максимально приближенных к условиям реального общения. Предусматривается распределение ролей между учащимися.

Стр. 45 «Сделайте маски кота и собаки и разыграйте сценку « Le chat va a la chasse»

Фрагмент урока французского языка. Грамматика.

Для ответа на данный вопрос я использовала учебник для пятого класса Береговской Э.М. «синяя птица» Unite 1. В каждом Unite этого учебника предусмотрен раздел грамматики. В Unite 1 этого учебника предусмотрен раздел грамматики. В Unite 1 на стр. 50 представлен такой раздел.

Практическая цель урока заключается в формировании практического навыка спряжения глагола «avoir».

Учитель объясняет школьникам спряжение глагола «avoir» в утвердительной, отрицательной и вопросительной формах. Далее учитель предлагает сделать учащимся несколько упражнений, привиденных в учебнике, для закрепления нового грамматического навыка:

- № 15, стр 52. Задание: Объясни, что есть и чего нет у Жюли и Пьера. (ниже привидены картинки)

-№ 16 стр 52. Задание: Поставь вместо квадратиков подходящую форму глагола «avoir» (даны предложения на французском языке, куда учащиеся вставляют правильные формы глагола «avoir») .

В данном учебнике предлагается эксплицитный подход к формированию грамматических навыков, а именно дедуктивный метод (обучения грамматики от правила к практике).