Бунин

Подводная лодка с 13. Так была ли "атака века"? «Вильгельм Густлофф»: уничтожен торпедой

Григорий Александрович Любимов, профессор МГУ

30 января 1945 года советская подводная лодка С-13 под командованием А.И. Маринеско потопила на выходе из Данцигской бухты немецкий девятипалубный лайнер «Вильгельм Густлоф».

К концу Второй мировой войны в Германии был разработан проект подводной лодки нового поколения, по своим боевым качествам намного превосходящей лодки подводного флота союзников. К 1 января 1945 г. немецкий флот имел в своем распоряжении уже около ста подводных лодок такого типа. Командный состав для них готовился на специальной базе в Данциге. По замыслу германского руководства массовый выход в море этих лодок, неожиданный для противника, должен был полностью блокировать морские коммуникации англо-американских войск в Европе, а это, в свою очередь, должно было вынудить наших союзников пойти на сепаратные переговоры, в результате которых Германия избежала бы военного и политического краха.

В середине января 1945 г. была дана команда вывезти из Данцига подготовленных там подводников на базу подводных лодок. В связи с этим на отходящий из Данцига 30 января 1945 г. лайнер «Вильгельм Густлоф» погрузились 3700 офицеров-подводников. Кроме того, на лайнере уплывали высшие чиновники Восточной Пруссии и Польши, высшие офицеры гестапо и СС, представители нацистского руководства, а также беженцы и солдаты отступающей немецкой армии. Всего на лайнере отплыло около 10 тысяч человек. Лайнер был перегружен людьми и грузами. Он охранялся конвоем из нескольких кораблей.

Этот караван кораблей при выходе из Данцигской бухты был обнаружен советской подводной лодкой С-13, которой командовал опытный подводник А.И. Маринеско. Несмотря на превосходство противника в численности и скоростных качествах, несмотря на шторм, плохую видимость и крайне малую глубину бухты, Маринеско решил атаковать противника. Он осуществил смелый обходный маневр, чтобы атаковать лайнер со стороны берега по мелководью, откуда противник вряд ли ожидал нападения. Благодаря самоотверженной, слаженной работе экипажа и неожиданным для противника тактическим решениям командира, лодка незамеченной заняла прекрасную позицию для торпедной атаки. Выпущенные лодкой С-13 торпеды точно поразили цель, образовав колоссальные пробоины в левом борту лайнера, в результате чего через полчаса лайнер затонул. Корабли конвоя смогли спасти менее тысячи пассажиров.

Немецкие корабли, подводные лодки и авиация приложили все усилия, чтобы уничтожить лодку С-13. Во время этой «охоты» на лодку было сброшено около 240 глубинных противолодочных бомб. Однако, С-13 благополучно вернулась на базу.

Победа лодки С-13 была оценена современниками как самая крупная победа на море в XX в. Недаром западные историки назвали атаку Маринеско 30 января 1945 г. атакой века. Немецкий военный историк Ю. Ровер писал: «Потопление лайнера «Вильгельм Густлоф» советской подводной лодкой явилось наиболее крупным вкладом СССР в борьбу на море между противоборствующими сторонами».

Подвиг лодки С-13 имел большое стратегическое и политическое значение. Не вышли в море немецкие подводные лодки нового поколения, так как был уничтожен их командный состав. Потерпели крах планы Гитлера на изменение хода войны победой на море.

Результаты «атаки века» обсуждались на Берлинской конференции руководителей стран антигитлеровской коалиции и стали решающим аргументом в нашу пользу при разделе трофейных кораблей германского флота.

Командир легендарной подводной лодки С-13 Александр Иванович Маринеско родился 15 января 1913 г. в Одессе. Его отец, румынский матрос, осел в России, и работал кочегаром в ресторане. Окончив 6 классов школы, А.И. Маринеско в 1926г. поступил учеником матроса в Черноморское пароходство. В 1933 г. был мобилизован во флот и после окончания курсов комсостава был в 1934 г. назначен командиром подводной лодки.

Прохождение А.И. Маринеско по службе было успешным. К началу войны он – капитан-лейтенант и командир крупной подводной лодки, признанной в 1940 г. лучшей лодкой Балтийского флота. На этой лодке Маринеско достиг существенных успехов в начале войны и был награжден Орденом Ленина. В 1943 г. он был назначен командиром подводной лодки С-13.

Несмотря на высокие профессиональные качества и умение организовать боевую работу коллектива подводной лодки, А.И. Маринеско имел ряд взысканий за нарушения дисциплины, несовместимые со званием командира. Эта сторона характера и поведения Маринеско послужила основанием для партийных и кадровых органов Балтийского флота воспротивиться награждению экипажа лодки и его командира высшими наградами за совершенный ими беспримерный подвиг. Было сделано также все, чтобы о подвиге лодки С-13 и ее командира было забыто.

А.И. Маринеско глубоко переживал несправедливость, постигшую экипаж лодки и его лично. Он не смог совладать с собой и за ряд поступков, позорящих честь офицера, был уволен из флота. Жизнь вне флота у Маринеско сложилась трагически, и он умер в нищете и безвестности в 1963 г.

В 1963 г. писатель С.С.Смирнов в телевизионной передаче «Подвиг» и в 1968 г. адмирал флота Н.Г.Кузнецов в статье «Атакует С-13» рассказали о подвиге лодки С-13 и ее командира А.И. Маринеско. Эти выступления послужили толчком к общественному движению за достойную историческую оценку подвига лодки С-13.

В 1990 г. в связи с празднованием 45-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне был опубликован Указ Президента СССР о присвоении А.И. Маринеско посмертно звания Героя Советского Союза. Очень жаль, что это произошло спустя 27 лет после смерти героя.

Интересно, что в Англии в Портсмуте в музее морской истории установлен бюст А.И. Маринеско в память о человеке, внесшем достойный вклад в крушение фашизма. К сожалению, в нашей стране памятник Герою Советского Союза А.И. Маринеско стоит только на его могиле.



По следу лайнера

"Право на борт!" — скомандовал Маринеско. Вскоре он увидел ещё огни, принадлежавшие лайнеру и сторожевому кораблю. По быстроте их перемещения советский подводник решил, что имеет дело с фашистским конвоем, состоящим из лёгкого крейсера типа "Нюрнберг" и сторожевых кораблей, которые ведут на запад крупное судно. Маринеско пересёк курс конвоя, развернулся и последовал за ним полным ходом уже со стороны берега. Он решил, что с этой стороны немцы его атаку не заметят. В 23 часа 08 минут "С-13", прорвавшись через охранение, дала залп из четырёх носовых торпедных аппаратов по самому крупному кораблю. Им был 9-палубный красавец круизный теплоход "Вильгельм Густлофф". Война заканчивалась, торпед можно было не жалеть. Жить теплоходу оставалось недолго...

Три советские торпеды со скоростью курьерского поезда рванулись к немецкому лайнеру, дававшему в штормовом море около 20 узлов (37 км/час). Четвёртая торпеда из аппарата не вышла, её пришлось с великим трудом засасывать обратно, но три стальные сигары попали в огромный теплоход идеально: в нос, среднюю и кормовую части. "Густлофф" был поражён насмерть...

"В нормальном режиме" фашистский лайнер был рассчитан на размещение 1800 пассажиров и членов экипажа. По нынешним немецким данным, в ту злополучную ночь на нём находилось более 10 000 человек — 173 члена экипажа, 162 раненых солдата, до 1300 офицеров, унтер-офицеров и рядовых 2-й учебной дивизии подводных сил, в том числе — 373 женщины. Остальные — беженцы. И вот после залпа "С-13" стальной любимец фюрера, который присутствовал при его спуске на воду за 10 лет до трагедии, затонул, по немецким данным, за 45 минут...

Из всех находившихся на борту лайнера, по нынешним данным, немцам удалось спасти 1239 человек. Они были доставлены на крейсер. Им оказался не лёгкий "Нюрнберг", а тяжёлый "Адмирал Хиппер". Из этих данных следует, что "реальных подводников" изначально было 927, а не 3700 человек, причём, сколько из них погибло — не сообщается. Но так как общие потери в личном составе фашистского подплава были огромны — к тому времени английским и американским флотами было потоплено более 700 "унтерзееботов", с которыми ушли на дно морское более 30 000 подводников, — то каждый погибший на "Густлоффе" подготовленный подводник был для "кригсмарине" дорог. Тем более, что их ждали подводные лодки не только хорошо известных флотам антигитлеровской коалиции VII и IX серий, но и новейших, XXI и XXIII серий, бороться с которыми, по мнению фашистских адмиралов, флотам коалиции было бы трудно. Поэтому советский писатель Александр Крон, написавший о Маринеско повесть "Капитан дальнего плавания", потопление "Вильгельма Густлоффа" назвал "атакой века".

Потопление лайнера, названного в честь погибшего лидера швейцарских фашистов, соратника Гитлера, в Советском Союзе до Крона особо не афишировалось. В Западной Европе, особенно — в Германии, о нём вспоминают от момента его гибели до сих пор. И вот в 1970-е годы, с лёгкой руки писателя, хорошо знавшего Александра Маринеско, это событие в СССР стали всё больше выделять из списка боевых побед советских подводников. Ведь вместе с "Густлоффом" якобы погибла большая часть из бывших на его борту 3700 унтер-офицеров и командиров школы подводного плавания в Гдыне (Готенхафене). Советский кап-три одним ударом оставил подводный флот фашистской Германии без пополнения!

В советской печати писали, что, узнав о потоплении "Густлоффа", Гитлер дал указание расстрелять начальника охранения конвоя, объявил Маринеско "личным врагом" и назначил за его голову вознаграждение в 1 миллион рейхсмарок. В Германии якобы был объявлен трёхдневный траур, как после Сталинграда. Немецкие архивы такие действия Гитлера не подтверждают, но делают упор на то, что вместе с лайнером погибли тысячи "гражданских" лиц. Ну, а у нас потопление "Густлоффа" и сегодня кое-кто по-прежнему называет "атакой века". Но была ли она таковой? Была ли она событием, по результатам ни до, ни после него в течение века не достигнутым, повлиявшим на ход дальнейшего развития истории или военной техники? Таким, как, скажем, полёт братьев Райт в 1903 году, потопление Отто Веддигеном трёх английских крейсеров в 1914-м, атомная бомбардировка Японии в 1945-м или запуск искусственного спутника Земли в 1957-м? Рассмотрим события более подробно.

Капитан Маринеско: от "М-96" до "С-13"

Из 1,1 млн. тоннажа потопленных советскими подводниками в Великую Отечественную войну вражеских кораблей около 50 тысяч тонн отправил на дно капитан 3 ранга Александр Иванович Маринеско. То, что это был настоящий "морской волк", можно сказать без всякого преувеличения. В 16 лет, окончив школу юнг, он уже ходил на судах торгового флота. Затем окончил Одесское мореходное училище и в 1933 году стал штурманом дальнего плавания, помощником капитана парохода "Красный флот" Черноморского пароходства. В 1935 году окончил специальные курсы комсостава и начал службу в Военно-Морском Флоте помощником капитана подводной лодки "Щ-306". После учёбы на Высших специальных курсах комсостава подводного плавания в 1937 году старший лейтенант Маринеско принял подлодку "М-96" Балтийского флота.

Лодки класса "М", "Малютки", были кораблями прибрежного действия, водоизмещением всего 258 тонн. Они имели экипаж 18-22 человека, были вооружены одним 45-миллиметровым орудием и имели всего 2 торпедных аппарата, которые заряжались в базе. Запасных торпед для перезарядки ими аппаратов после стрельбы эти подлодки не имели. Командиром "Малютки" Маринеско был толковым, и в 1940 году Нарком ВМФ за отличное выполнение торпедных стрельб наградил его золотыми именными часами. После начала Великой Отечественной войны, в 1942 году, "М-96", преодолев 20 немецких минных заграждений, потопила транспорт в 7 тысяч тонн, за что капитан-лейтенант Маринеско был награждён орденом Ленина. Весной 1943 года он принял лодку "С-13".

Символ советско-немецкой дружбы

Лодки типа "С" были самыми совершенными советскими средними подводными лодками. Интересна история их создания. В 1926 году руководство военно-морского флота Германии предложило руководству Советского ВМФ приобрести чертежи самой удачной средней субмарины кайзеровского ВМФ типа UB-III, спроектированной в 1918 году. Наши флотские инженеры сочли немецкий проект устаревшим и решили развернуть крупносерийное производство подлодок типа "Щ". Основой для "Щук" стала английская субмарина L-55, построенная по менее удачному, чем немецкая, проекту. Она была потоплена в Финском заливе в Гражданскую войну и затем поднята. А немцы развернули работы по модернизации своих "Троек". В 1932 году советским кораблестроителям удалось ознакомиться со строившейся немцами для Испании подводной лодкой Е-1, которая была развитием UB-III. Теперь проект очень заинтересовал руководство РККФ, и фирме "Дешимаг" предложили изготовить рабочие чертежи подводных кораблей под советское вооружение. В 1934 году в СССР заложили 3 корпуса, и уже в конце 1935-го два из них спустили на воду. Испытания лодок прошли столь успешно, что советская сторона отказалась от дальнейшего сотрудничества с "Дешимаг" и запустила "советско-немецкий проект" в крупную серию под литерой "С" — "средняя".

В Великую Отечественную войну с немецким флотом сражалось 30 таких субмарин. При подводном водоизмещении 1090 тонн они были вооружены одной 45-ти и одной 100-миллиметровой пушками, шестью торпедными аппаратами с боезапасом 12 торпед (то есть могли перезарядить аппараты и сделать ещё один залп). Имея экипаж 44 человека, надводную скорость до 40, а подводную — до 18 км/час, "эски" могли, не заходя в базу до 30 суток, нести службу даже в океане. Но и немцы не остались в накладе! Советская "эска" 9-й серии стала основой немецких "стальных акул" 7-й, самой массовой и грозной серии подводного флота гитлеровской Германии. Причём предельную глубину погружения своих "эсок" немцы увеличили в два раза, а всего их построили... 704 единицы!

"Тринадцатая" выходит в море

19 апреля 1943 года "С-13" под командованием Александра Маринеско, пройдя противолодочные заграждения, в азартной атаке потопила артиллерийским огнём вооружённый транспорт в 5 тысяч тонн, за что её командир получил орден Красного Знамени. Как видим, был Маринеско офицером находчивым и решительным. Судя по некоторым воспоминаниям о нём, и на суше тоже. Мог и рюмку пропустить, и со шведкой в гостинице на трое суток закрыться. Ведь было ему тогда чуть больше тридцати, а каждый выход в море мог стать последним...

Весной 1943 года немцы, чтобы оградить своё судоходство на Балтике от советских подводных лодок, перегородили Финский залив от полуострова Порккалаудд до острова Найссаар двухрядными противолодочными сетями из стального троса толщиной 18 мм. По обе стороны сетей, начиная от самого дна, поставили ещё и минные заграждения из 8,5 тысячи мин. Для прослушивания глубин установили шумопеленгаторные станции, а для обстрела акватории, в случае появления советских подлодок в надводном положении, — береговые батареи. Да ещё на воде несли дежурство около 120 кораблей противолодочных сил. Советская авиация воспрепятствовать установлению фашистами противолодочных рубежей не смогла. Балтийский флот — и его подводные лодки в первую очередь — на год с лишним был наглухо заперт в Кронштадте и Ленинграде.

Вынужденный отдых

Конечно, моряки-балтийцы не спали беспробудным сном. Те, которые не ушли воевать на сушу, ремонтировали корабли, повреждённые вражескими бомбами и снарядами, как могли, готовились к боям и походам. Учитывая то, что Ленинград продолжал оставаться в блокаде и значительная часть гражданского ремонтного персонала была или в эвакуации, или погибла, ремонт не мог проводиться быстро. Да и повреждения у кораблей были весьма значительными. Но Балтфлот жил. Его надводные корабли, от эсминцев и выше, участвовали в контрбатарейной борьбе, не давая немецким артиллеристам безнаказанно обстреливать Ленинград. Но вот основной боевой работой, отработкой навыков кораблевождения и боя, заниматься балтийцам было тяжело — акватория была слишком малой и мелкой. Да и многие командиры кораблей сменили места службы. Как отмечал в своём дневнике переведенный на Балтику с Чёрного моря вице-адмирал Лев Владимирский, "...корабли расставлены по Неве и Невкам. После эвакуации Ханко в сорок первом корабли не плавали, за исключением одиночных переходов Кронштадт-Ленинград и перемены мест на Неве".

Особенно тяжело восстанавливать боевую выучку было подводникам. Ведь глубины акватории не превышали 20-30 метров, а высота "эски" от киля до края рубки - около 9 метров. Как погружаться, не рискуя удариться о дно? Конечно, Маринеско делал многое, чтобы поддерживать боеготовность своего корабли, но вынужденный отрыв от боевой работы всегда накладывает негативный отпечаток и на действия личного состава, и на работу техники. Может быть, именно поэтому при атаке "Густлоффа" у "С-13" не "стартовала" четвёртая торпеда? А ведь, наполовину выйдя из торпедного аппарата, она могла стать гибельной для лодки и экипажа...

Немцы воспользовались таким состоянием Балтфлота. Хотя окончательно блокада Ленинграда была прорвана летом 1944 года, немецкий историк Ф. Руге в своей книге "Военно-морской флот Третьего рейха" отмечает, что и в ноябре 1944 года, при эвакуации немецких частей из Курляндии, немецкие корабли береговой обороны без единой потери провели по Балтийскому морю 704 судна грузоподъёмностью 1,6 млн. тонн. В декабре немцы провели 575 судов (1,1 млн. тонн), потеряв только один траулер. В последние шесть месяцев войны в Балтийском море немцы не видели ни одного советского эсминца или более крупного корабля, "...хотя для них имелись привлекательные цели - тихоходные германские конвои со слабым охранением".

Оценку Руге подтверждает и совсекретный приказ Наркома ВМФ СССР Н.Г. Кузнецова № 00260 от 20.12.1944 года "О проверке боевой деятельности Краснознамённого Балтийского флота". Итак: "...мною неоднократно отмечались крупные недостатки и пассивность в выполнении флотом своих боевых задач... запоздалое и несвоевременное развёртывание резерва подводных лодок в Балтийском море и их плавбаз в портах Финляндии... флотом не была выполнена поставленная ему задача блокировать полуостров (Сворбе. — Авт.), не допустив подвоза резервов и эвакуации войск противника. В результате через Ирбенский пролив не только происходило систематическое питание (противником) своих войск, но и беспрепятственно вывезено с полуострова две дивизии".

И это даже несмотря на то, что ещё 3 июня 1943 года, в соответствии с постановлением Совнаркома СССР от 31 мая 1943 года № 761-189, Нарком ВМФ Кузнецов своим приказом № 0408 приказал установить с 1 июня 1943 года выдачу денежных наград личному составу подводной лодки, торпедного катера, катера-охотника и самолёта за потопление кораблей противника! И выплаты полагались немалые! За линкор: командиру корабля - 25 000 руб.; среднему и высшему комсоставу - 5 000 руб. каждому; младшему комсоставу - 1000 руб. каждому; краснофлотцам - 500 рублей каждому. За крейсер: соответственно по 20 000, 3000, 1000, 500 рублей. За миноносец или подводную лодку: 10 000, 2500, 600, 300 рублей. За транспортное судно (водоизмещение не указано): 3000, 1000, 200, 200 рублей. За сторожевой корабль или тральщик: 2000,500, 200, 100 рублей. За баржу, буксир или вооружённую шхуну: 1000, 300, 100, 50 рублей.

Как видим, оснований для решительных действий у советских подводников на заключительном этапе войны было предостаточно.

"С-13" уходит в историю

Главный поход в боевой биографии Александра Маринеско начался 11 января 1945 года. Он засёк "конвой", выходивший из Данцигской бухты, через 19 дней нахождения его в море, в 21 час 10 минут 30 января. Почему для атаки Маринеско, несмотря на то, что денежное вознаграждение ему в случае успеха было бы гораздо меньше, выбрал транспорт, а не "Хиппер"? По некоторым источникам, вражеский крейсер вырвался вперёд, и торпеды С-13 его уже не могли достать...

И всё же Маринеско погнался за немцами, хоть и пришлось ему делать это "в позиционном положении", при котором над водой остаётся только рубка. Штормило, летели брызги, от рубки расходился пенный бурун. Лодку могло затянуть под воду, смыв командира с ходового мостика. В таком положении в течение более двух часов "С-13", чтобы занять позицию для атаки, шла менее чем в километре от немцев. Но темнота зимней ночи и дерзость командира нашей подлодки бдительность немецких наблюдателей притупили...

Слово о противнике

Старший корабль конвоя, бронированный красавец тяжёлый крейсер "Адмирал Хиппер" водоизмещением 13 900 тонн, был самым мощным немецким кораблём на Балтике, мощнее любого из крейсеров Балтийского флота. Снаряд каждого из 8-ми орудий его главного калибра весил более 100 килограммов. Кроме того, у "Хиппера" было ещё 18 пушек калибром в два раза меньше, да ещё более 30-ти зенитных автоматов и...12 торпедных аппаратов. В общем, знай капитан тяжёлого крейсера, кто это пенит бурун недалеко от конвоя, он бы утопил "С-13" в мгновение ока. А кроме "Хиппера", были в конвое ещё и миноносцы, и тральщик, и катера...

"Вильгельм Густлофф", самый крупный охраняемый транспорт, был 9-палубным круизным теплоходом водоизмещением 25 484 тонны, спущенным на воду в середине 1930 годов. Он предназначался для круизных рейсов "лучших представителей немецкого народа", а потому имел бассейн, гимнастический и танцевальный залы, рестораны, кафе, зимний сад, церковь и даже... личную каюту Гитлера. Всю войну теплоход простоял в Гдыне, где использовался как плавучая база для подводных лодок. И вот почти в полночь 30 января 1945 года его курс пересёкся с курсом советской субмарины "С-13". Над "Вильгельмом Густлоффом" последовательно поднялись три высоких фонтана ледяной балтийской воды. Только теперь немцы поняли, кто поднимал бурун совсем рядом…

Кто был на "Густлоффе"?

Контр-адмирал Ю.С. Руссин, в звании капитан-лейтенанта в 1945-м служивший старшим помощником советской подлодки "Л-21", вспоминал в своих мемуарах: "15 февраля вечером, после того как Маринеско доложил командованию бригады об итогах похода, мы собрались в его тесной каюте... А.И. Маринеско, улыбаясь, сказал: "Кого мы утопили, мы не знаем, но знаем то, что отправили на дно фашистское судно большого водоизмещения...".

Кого утопил Маринеско 20 февраля 1945 года первой сообщила шведская газета "Афтонбладет". Согласно ей, на борту потопленного лайнера находилось от девяти до десяти тысяч человек, в том числе 22 гауляйтера польских земель и земель Восточной Пруссии; 3700 унтер-офицеров и 100 командиров-подводников, окончивших спецкурсы для управления подводными лодками, предназначенными для полной блокады Англии; вспомогательный батальон войск СС в количестве 300 человек; чиновники, генералы и высший офицерский состав, подчинённый непосредственно Гиммлеру. Спаслось 988 человек. Как видим, данные шведской газеты сильно отличаются от современных.

После дерзкой атаки корабли охранения преследовали "С-13" в течение двух суток, сбросив на неё около 240 глубинных бомб. Но "С-13" выстояла, и 9 февраля, опять же на выходах из Данцигской бухты, в 22.15 Маринеско потопил пароход "Генерал Штойбен" водоизмещением 14 660 тонн. В 1945-м наша пресса утверждала, что на пароходе находилось более 3000 солдат и офицеров, эвакуировавшихся на оборону Берлина. Ныне немцы утверждают, что на пароходе находилось 3000 тяжелораненых, а спасли только 300 человек.

После потопления "Штойбена", при следовании на базу, лодка Маринеско подверглась подводной атаке немецкой субмарины, гонявшейся под водой за "С-13" в течение шести часов и выпустившей по ней 8 торпед. Уже при подходе к базе Маринеско провёл "С-13" более трех миль подо льдом. На базу "С-13" вернулась 15 февраля, более чем через месяц героической боевой работы в штормовой зимней Балтике. Но Героем Советского Союза Александр Иванович Маринеско в 1945-м не стал...

Скорее всего, потому, что те же шведские газеты устроили страшный шум. Ведь на "Густлоффе" были и гражданские лица, а на "Штойбене" — тяжелораненые. Наверняка и геббельсовская пропаганда этим воспользовалась. Согласитесь, присваивать капитану 3 ранга Маринеско Героя тогда, в феврале, "в верхах" вполне могло показаться как-то неловко. Вот если бы он всё это сделал попозже, как, к примеру, капитан 3 ранга В. Коновалов...

17 апреля 1945 года (всего за две недели до капитуляции Германии!) Владимир Коновалов, командуя подлодкой "Л-3", перехватил конвой из восьми судов. По советским утверждениям, у них на борту были подкрепления для немецких группировок в Кенигсберге, Данциге и Готенхафене. По английским данным, корабли эвакуировали беженцев с полуострова Хель. Коновалов потопил пароход "Гойя" водоизмещением всего 5 230 тонн, но на борту его находилось 6 385 человек (как гроздьями виноградными обвешан был). Спасли только 165 человек, все они оказались военными. Но никто бы не поручился, что из 6 220 погибших не было половины гражданских. Зато через два дня, 19 апреля, Коновалов потопил тяжёлую плавучую батарею "Роберт Мюллер". Её водоизмещение было всего около 1000 тонн, но, пусть бы там было 6 000 гражданских, это был боевой корабль, и капитан 3 ранга Коновалов стал Героем Советского Союза. Поэтому можно предположить, что потопи Маринеско после "Густлоффа" вертящийся поблизости миноносец, Звезда Героя ему была бы обеспечена. А уж если бы он отправил на дно "Хиппера", даже не трогая "Густлоффа", то не исключаю, что эту Звезду вручал бы ему в Кремле сам товарищ Сталин и лично прислал бы для экипажа "С-13" пару ящиков грузинского коньяку. Как присылал "другу Черчиллю", несмотря на то, что английские "Ланкастеры" перед самым носом наступающих советских войск дотла сожгли, в общем-то, "гражданский" Дрезден...

В общем, Маринеско и ещё 6 членов экипажа получили ордена Красного Знамени, вся команда — ордена Красной Звезды и Отечественной войны. "С-13" тоже стала Краснознамённой.

Так была ли "атака века"?

Для советских подводников - была однозначно. Большего, чем "Вильгельм Густлофф" по водоизмещению, корабля, большей суммы водоизмещения всех потопленных в одном походе кораблей ни российские, ни советские подводники за весь XX век не потопили. Ну, а теперь попробуем оценить влияние результата той атаки на ход дальнейших событий Второй мировой. Примем во внимание, что экипаж немецкой лодки XXIII серии должен был состоять из 44-х человек, а лодки XXI серии - из 57-ми. Если считать, что вместе с "Густлоффом" погибли все 927 "реальных" подводников из 1300, относившихся ко 2-й учебной дивизии подводных сил, то выходит, что подводный флот Германии разом лишился... 30 экипажей. Изменили бы 30 экипажей ход войны на море в 1945 году, когда Атлантика кишела кораблями противолодочной обороны, а сверху ни одна немецкая лодка не могла не попасть в зоркий глаз радиолокаторов патрульных самолётов "Либерейтор"? Вряд ли...

Так что по влиянию на развитие хода Второй мировой войны на море "атакой века" потопление Александром Маринеско "Вильгельма Густлоффа" не было.

Нельзя назвать его таковым и по тоннажу потопленного в одной атаке корабля, ибо самым крупным кораблём, потопленным подлодкой в одном бою, был японский авианосец "Синано" водоизмещением около 70 000 тонн, потопленный 6-ю торпедами командиром американской подлодки "Арчерфиш" коммандером (соответствует нашему капитану 2 ранга) Джозефом Инрайтом.

Так надо ли было уже через много лет после войны присваивать Маринеско посмертно звание Героя Советского Союза? Был ли он таковым? Безусловно - был!

Давайте мысленно поставим себя на мостик подводной лодки "С-13", несущейся в темноте нашпигованного минами штормового зимнего Балтийского моря. Готовящими атаку под дулами орудий "Хиппера" и других кораблей охранения. "Посидим" под водой под грохот глубинных бомб, даже просто побудем месяц "в командировке" взаперти на холодной железной посудине под названием "подводная лодка". По-моему, если даже мысленно мы всё это переживём без мороза по коже, мы уже достойны медали "За отвагу"...


фотография:


ПЛ "С-13" типа "С" IX-бис серии на зимовке.


историческая справка:


1938 год 2 ноября
Заложена на заводе №112 ("Красное Сормово") в г.Горький. В некоторых источниках указывается дата закладки 02.11.1938;

1941 год 11 - 25 июня
Совершила переход по Мариинской водной системе с завода №112 (г.Горький) в г.Ленинград в доке №4 Сормовского завода (22.6 находилась в г.Вознесенье). Вошла в состав УБрПЛ КБФ;

1941 год 29 июня
Своим ходом перебазировалась в Кронштадт для прохождения ходовых испытаний;

1941 год 29 июня - 31 июля
Прошла ходовые испытания в Кронштадте на Восточном рейде. За 19-31.07 ПЛ было сделано 5 выходов;

1941 год 1 - 13 августа
Прошла боевую подготовку по ускоренной программе военного времени. Задача КПЛ-41 принята 13.08 с оценкой "удовлетворительно";

1941 год 16 августа
Перешла в Ленинград с целью подготовки к переход на Северный флот;

1941 год 29 августа
Перешла к с.Рыбацкое, где были закончены подготовительные работы для перехода;

1941 год 15 - 28 сентября
15.9 вышла на Красногорский рейд. Дневное время лежала на грунте, ночью стояла на якоре, укрываясь от налетов вражеской авиации. 28.9 возвратилась в Кронштадт;

1941 год 29 сентября
Перешла в Ленинград, где находилась в организационном периоде. Личный состав занимался боевой подготовкой;

1941 год 1 декабря - 1942 год февраль
Личный состав в основном занимался судоремонтом;

1942 год февраль - апрель
Боевая подготовка. 27.04 сдана вступительная задача по КПЛ-41 с оценкой "удовлетворительно";

1942 год май - 20 августа
Отрабатывала задачи №1 и №2 по КПЛ-41 и отработку организации службы на реке Нева (Литейно-Охтинские мосты);

1942 год 2 сентября - 19 октября
Первый боевой поход в ВОВ. В 20.51 2.9 - 02.51 3.9 в обеспечении БТЩ-217, -218 и 2 СКА перешла к о. Лавенсари. В 01.00 5.9 вышла в Ботнический залив (позиция №8; обеспечивающий - командир 1-го ДнПЛ капитан 2 ранга Е.Г. Юнаков). До точки погружения (погрузилась в 02.30) шла в сопровождении 2 БТЩ и 2 СКА. В 06.50 6.9 кратковременно села на мель в районе банки Калбодагрунд. В 16.48 и в 20.48 обнаружена СКА противника, который сбросил на ПЛ 7 глубинных бомб. В 19.55 7.9 обнаружила в устье Финского залива КОН, но не смогла атаковать из-за сильного охранения. В 23.18 закончила форсирование залива. Утром 8.9 в районе о. Осмусаар имела два мнимых и один (в 06.30) реальный случай касания минрепов. Вечером 9.9 вошла в Аландское море. В 08.04 11.9 начала форсирование пролива Южный Кваркен (в 11.44 имела мнимый случай касания минрепа) и в 13.46 вошла в Ботнический залив. При форсировании Южного Кваркена ПЛ "провалилась" на 100-метровую глубину, но корпус лодки выдержал. В 22.53 произвела торпедную атаку ОТР (ТР 10000 т, атака=надв/пр/1, д=5 каб., промах), а в 23.25-23.34 обстреляла его артиллерией (выпущено 13 100-мм снарядов). В 23.34 ТР застопорил ход и в 23.44 лодка потопила его торпедами (атака=надв/пр/2, д=3 каб., - в точке 60°56" с.ш./19°06" в.д. потоплен финский ТР "Гера" ("Неrа"), 1379 брт, с грузом угля для Финляндии). В 03.48 12.9 произвела торпедную атаку ОТР (ТР 12000 т, атака-надв/пр/1, д=3 каб., ТР поврежден и в 03.57 потоплен второй торпедой - в точке 60°21" с.ш./18°00" в.д. уничтожен финский ТР "Юсси X" ("Jussi Н."), 2325 брт, перевозил штучный груз в Кенигсберг, погибло 22 человека). В ночь на 13.9 перешла к порту Кристина, в ночь на 15.9 - к Васе. Днем 16.9 дважды обнаруживала ОТР, но оба раза атаки срывались из-за неправильных действий рулевого-горизонтальщика. Утром 17.9 при выходе в атаку на ОТР лодку выбросило волной на мелководье. Вечером ПЛ всплыла для атаки другого ОТР из надводного положения и в 23.17 17.9 выстрелила по нему торпеду (ТР 3000 т, атака=надв/пр/1, д=3-4 каб., промах). В 23.44 выпущена еще одна торпеда, от которой ТР увернулся. В 00.21 - около 01.30 18.9 ТР обстрелян артиллерией и загорелся (выпущено 24 100-мм снаряда). Торпеда, выпущенная в 00.41, прошла под носовой частью ТР - тяжело поврежденная обстрелом и пожаром голландская ПМШ "Анна В" ("Anna W."), 290 брт, сдрейфовала к берегу в точке 69°23" с.ш./21°10" в.д. и впоследствии была сдана на слом, погибло 5 человек. В ночь на 18.9 ПЛ перешла к Пори. Днем 20.9 обнаружила КОН, но не смогла выйти в атаку из-за большой дистанции и невыгодного КУ. В ночь на 22.9 перешла к Васе. С 24.9 на лодке систематически выходили из строя указатели горизонтальных рулей (днем 24.9 из-за этого сорвалась атака КОН). В ночь на 25.9 перешла к Пори, на 26.9 - к Раума. Днем 26.9 атака ОТР сорвалась в результате неправильных действий командира. 27.9 из-за большой дистанции сорвалась атака КОН. 28.9 атака ОТР сорвалась из-за малых глубин. Днем и вечером 1.10 были упущены три возможности атаковать различные ОТР (в первом случае перед залпом ПЛ зарылась в волну, во втором - из-за большого КУ, в третьем - отказали подъемные устройства перископов). Утром 3.10 атака сорвалась из-за мелководья. Днем тех же суток угроза тарана ММ заставила отказаться от атаки КОН, затем дважды из-за малой ценности были пропущены ОТР в 1000 т. В 00.00 4.10 лодка произвела торпедную атаку КОН (2 ТР, 3 СКР) (ТР? т, атака=надв/ви/2, д=7 каб., промах - зарубежных данных нет). Днем 4.10 сорвались атаки 2 ОТР. Днем 8.10 командир отказался от атаки ОТР из-за мелководья и ПМШ - из-за малой ценности. В ночь на 9.10 перешла к Васа. В ночь на 10.10 получила приказ возвращаться в базу, но командир ПЛ попросил разрешения задержаться на позиции еще на 3 суток. Перешла к порту Уусикаупунки. В 20.25 10.10 начала возвращение в базу и в 17.35-22.00 11.10 форсировала пролив Южный Кваркен. В 03.59 13.10 начала форсирование Финского залива. В 19.18 14.10 при форсировании заграждения "Юминда" коснулась минрепа мины - взрыва не последовало. В 02.58 15.10 в районе о. Вайндло подверглась атаке финских СКА "VМV 13" и "VМV 15". От близкого разрыва глубинной бомбы (сброшено 5 глб) на ПЛ вышел из строя гирокомпас, эхолот, вертикальный руль заклинило в положении 28° влево. К утру руль приведен в нулевое положение. В 03.10 17.10 встречена СКА "МО №124" и ТЩ "№34", но из-за невозможности буксировки в свежую погоду в 06.21 легла на грунт. Днем двигалась самостоятельно, вечером всплыла, в 18.55 была взята на буксир и в 21.55 приведена в бухту Норре-Каппельлахт. В 17.30 18.10 - 02.37 19.10 в обеспечении БТЩ-205, -207, -210, -215, -218 и 2 СКА перешла в Кронштадт. Действия экипажа получили со стороны командования КБФ двойственную оценку. С одной стороны, 43 человека получили правительственные награды - ордена Ленина, Красного Знамени и Красной Звезды, с другой - лодке не удалось результативно атаковать ни одно охраняемое судно, а из девяти выпущенных торпед семь ушли в "молоко";

1942 год 22 октября
В ночь на 22.10 перешла в Ленинград для ремонта и зимней стоянки на Неве (Калашниковская набережная);

1942 год 11 ноября
ПЛ посетил Народный комиссар Военного-морского Флота СССР адмирал Н.Г. Кузнецов;

1942 год 15 ноября - 1943 год 24 мая
Находилась в ремонте и проходила докование. За время ремонта было установлено устройство БТС;

1943 год 6 июля
За активное участие в героической обороне г.Ленинграда весь личный состав ПЛ от имени Президиума Верховного Совета СССР был награжден медалью "За оборону Ленинграда";

1943 год 12 августа
В ночь на 12.8 перешла в Кронштадт. На переходе подверглась безрезультатному обстрелу артиллерии противника;

1943 год 12 августа - 5 ноября
Проходила боевую подготовку. Выходила на полигон для отработки подводных ходов и прохождения мерной линии;

1944 год 16 марта
Встала в док им. "Трех Эсминцев" для оснащения английскими гидролокаторами "Асдик" (в советском флоте обозначались как "Дракон-129с"), обрусовки и ремонта руля;

1944 год май - август
1.05 ПЛ была приготовлена к выходу в море. С 24.05 по 12.08 находилась в готовности к выходу в море. 12.08 перешла к п/б "Смольный" для дальнейшего базирования;

1944 год 25 августа - 15 сентября
По приказанию Военного Совета КБФ на ПЛ проводились съемки для учебно-технического фильма;

1944 год 1 октября - 11 ноября
Второй боевой поход в ВОВ. В 15.20 1.10 вместе с ПЛ Д-2 , Л-3 и Лембит в составе экскорта (5 БТЩ, 1 МО) вышла из Кронштадта для следования до острова Лавенсаари. В 01.10 2.10 стала на якорь в бухте Норе-Капелльлахт. В 13.50 2.10 ПЛ в сопровождении 1 БТЩ и 2 МО начала переход финским шхерным фарватером в Балтийское море в район севернее Данцигской бухты (позиция №5). В 01.50 8.10 прибыла в район в 50 милях севернее м-ка Хель. В 05.08 9.10 произвела торпедную атаку ОТР в точке 55°08" с.ш./ 18°42" в.д. (ТР 5000 т, атака=надв/вр/3, д=3 каб., по донесению командира ТР уклонился от торпед резкой остановкой). В 05.10 произвела торпедную атаку повторно (атака=надв/пр/1, д=1,5 каб.,ТР уклонился от торпед увеличив ход). В 05.45-06.02 лодка обстреляла ТР артиллерией, выпустив 39 100-мм и 15 45-мм. По наблюдению командира ТР начал быстро погружаться в воду - поврежден германский РТ "Зигфрид" ("Siegfried") (563 брт), позднее отбуксирован противником в Данциг. Днем 10.10 отказалась от атаки ОТР из-за его малого водоизмещения. В 02.49 12.10 по данным ГАС атакована ПЛ противника в 64 милях севернее пол-ва Хель. 13.10 по ошибке приняла приказ действовать на позиции в районе м. Брюстерорт, адресованный другой ПЛ. Встреч с кораблями противника на новой позиции не имела. 21.10 получила приказ командира БПЛ занять сектор, ограниченный пеленгами 230-270° западнее Виндавы (сектор №1), который был выполнен в ночь на 22.10. Вечером 25.10 получила приказ в светлое время суток действовать в бухте Лыу (о. Сарема). 3.11 переведена в сектор №2 юго-западнее Виндавы. 5.11 ходила для производства обсервации к о. Готланд, с 6.10 действовала на позиции северо-западнее м-ка Акменрагс. В 19.56 8.11 в связи с израсходыванием запаса топлива начала возвращение в базу. В 18.25 10.11 стала на якорь севернее о. Нагу (Або-Аландские шхеры) и в 13.39 11.11 прибыла на Ханко;

1944 год 24 ноября - 14 декабря
Прошла доковый ремонт. С ПЛ была сняти обрусовка и минотводы по легкому корпусу;

1945 год 11 января - 15 февраля
Третий боевой поход в ВОВ. В 10.30 11.1 в обеспечении БТЩ-215 вышла в район восточнее банки Штольпе (позиция №4-новая). Вечером 13.1 прибыла в северо-восточную часть позиции. Утром 14.1 была обнаружена СКР, от которого уклонилась срочным погружением. В ночь на 17.1 предприняла попытку перехватить КОН, которая сорвалась из-за штормовой погоды. Утром 21.1 уклонилась от преследования 3 СКР. В ночь на 23.1 дважды не смогла атаковать КОН из-за обнаружения СКР из состава охранения. Днем 24.1 не смогла атаковать КОН из-за невыгодного КУ. Утром 29.1 при попытке атаковать ОТР обстреляна из автоматической пушки, а затем подверглась преследованию нескольких СКР. В 23.08 30.1 произвела торпедную атаку КОН в точке 55°08"4 с.ш./17°41"5 в.д. (ТР 18-20000 т, атака= надв/вр/4, д=12 каб., одна из торпед не вышла из-за неисправности автомата-коробки ТА, наблюдалось попадание 3 торпед и погружение ТР - потоплен германский лайнер "Вильгельм Густлоф" ("Wilhelm Gustloff"), 25484 брт, перевозил около 6600 человек в т.ч. 918 курсантов 2-го учебного дивизиона подводного плавания, 373 женщины-военнослужащие кригсмарине и 162 раненных, остальные экипаж и гражданские лица, погибло 406 офицеров и матросов 2-й дивизиона, 90 членов экипажа, 250 женщин-военнослужащих и около 4600 беженцев и раненных). Во время спасательных работ германский ММ "Т 36" сбросил на большом удалении от лодки 12 глбубинных бомб Утром 1.2 не смогла атаковать КОН из-за большой дистанции. В ночь на 3.2 при попытке атаковать КОН обнаружена и контратакована СКА. Днем 5.2 не смогла атаковать КОН из-за применения им противолодочного зигзага. Утром 6.2 в точке 54°58"8 с.ш./18°15"0 в.д. обнаружена и обстреляна ПЛ противника - зарубежных данных нет. В 02.50 10.2 произвела торпедную атаку КРЛ типа "Эмден" в охранении 2 ММ (на самомем деле - лайнер "Штойбен" ("General Steuben"), ММ "Т 196", торпедолов "ТF 10") в точке 55°18" с.ш./16°38"5 в.д. (атака=надв/ви/2, д=10 каб., наблюдалось попадание 2 торпед, пожар и гибель КРЛ - потоплен лайнер "Штойбен", 14660 брт, перевозил 2680 раненых, 100 солдат, 270 человек военного медперсонала, 285 членов экипажа и около 900 беженцев, погибло 3576 или 3608 человек). ПЛ преследованию не подвергалась. В 01.01 13.2 начала возвращение в базу и в 04.10 15.2 прибыла в Турку;

1945 год 20 апреля
Награждена орденом Красного Знамени. Однако присвоение командиру звания Героя Советского Союза произошло лишь через 45 лет. Этому помешали личные качества "подводника № 1", поведение которого на берегу чуть было не подверглось рассмотрению суда военного трибунала (14.09.1945 приказом Наркома ВМФ «за халатное отношение к служебным обязанностям, систематическое пьянство и бытовую распущенность» А.И. Маринеско был отстранен от командования подводной лодкой, понижен в воинском звании до старшего лейтенанта и назначен командиром тральщика). Стараниями общественности высшая военная награда досталась А.И. Маринеско спустя 27 лет после его смерти;

1945 год 20 апреля - 23 мая
Четвертый боевой поход в ВОВ. В 13.58 20.4 в обеспечении СКА "БМО-561" (по др. данным - БК "БК-213") вышла в район в 75 милях юго-восточнее м-ка Фальудден (позиция №8; обеспечивающий - начальник подводного плавания КБФ контр-адмирал А.М. Стеценко). Днем 22.4 у северного побережья о. Готланд обнаружила шведский КОН. В 04.48 25.4 во время зарядки АБ атакована ПЛ противника - зарубежных данных нет. В 00.14 27.4 в точке 56°15"1 с.ш./19°34"3 в.д. атакована ПЛ противника - зарубежных данных нет. В течение дня по приказу командира БПЛ перешла в район западнее банки Штольпе (позиция №6). 28.4 при помощи ГАС неоднократно обнаруживала движение КОН, но попыток сблизиться с ними не предпринимала из-за большой видимости. В ночь на 30.4 трижды атакована самолетом FW-189, сбросившим 4 бомбы и обстрелявшим ПЛ из пулеметов. В 03.52 2.5 в точке 55°30"5 с.ш./ 17°48"8 в.д. атакована ПЛ противника - зарубежных данных нет. В 02.14 3.5 атакована самолетом ПЛО. Днем не смогла атаковать КОН из-за применения им противолодочного зигзага. Днем 4.5 обнаружила 2 СКА и 1 ПЛ, но атак по ним не предпринимала. В 10.39 5.5 при нахождении в подводном положении в точке 55°17"2 с.ш./16°57"5 в.д., по данным ГАС, зафиксирована атака ПЛ противника - зарубежных данных нет. Вечером 6.5 получила приказ занять позицию на западных подходах к Либаве, ограниченную параллелями 57°00" и 56°40" с.ш. и меридианами 19°35" и 18°25" в.д., которую заняла к утру 8.5.11.5 переведена на позицию южнее о. Борнхольм, ограниченную с востока меридианом о. Утклиппан и с севера параллелью 55.10 с.ш. 20.5 начала возвращение в базу. В 03.17 23.5 встречена БТЩ-217 и в 09.24 прибыла в Турку. По результатам похода действия командира ПЛ на позиции оценены как неудовлетворительные;

1946 год 15 февраля
Переформирована в состав 4-го ДнПЛ 2-й БрПЛ Северо-Балтийского флота (с 01.1947 - 8-й ВМФ) с базированием на Усть-Двинск;

1951 год март
Переформирована в состав 156-й(?) БрПЛ 17-й ДиПЛ 8-го ВМФ (с 04.01.1956 - Краснознаменный Балтийский флот) с прежним местом базирования;

1954 год 7 сентября
Выведена из боевого состава, разоружена, переоборудована в плавучий кабинет боевой подготовки 2-го ВВМУ подводного плавания;

1957 год 31 мая
Расформирован экипаж. Впоследствии на базе "Главвторчермета" на Туруханных островах в Ленинграде разделана на металл;

2000 год 24 апреля
На территории Кремля в Нижнем Новгороде установлен памятник морякам-подводникам – рубка легендарной подводной лодки С-13 . Копия рубки подводной лодки в натуральную величину выполнена по чертежам КБ "Лазурит" и смонтирована на заводе "Красное Сормово". Идея поставить памятник подводникам в Кремле была высказана губернатором Иваном Скляровым в начале марта;

2018 год 27 июля
Морская экспозиция Музея военной техники УГМК в Верхней Пышме пополнилась новым крупным экспонатом – качественной копией рубки и частью легкого корпуса ПЛ С-13 .

1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Цитадель, Санкт-Петербург, 1998г.
4. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
5. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
6. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, Полигон 2001.г.
7. Балакин С.А., Морозов М.Э. "Подводные лодки типа "С", Морская Коллекция, №02, 2000г.
8. Хромов Н.Е. "Подводные силы Балтийского флота 1906-2006", Кладезь, Калининград, 2006г.
9. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун" №3(15), 1999г.
10. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
11. Чирва Е.В. "Подводная война на балтике 1939-1945", Яуза, Эксмо, Москва, 2009г.
12. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Эски" в бою. Подводные лодки Маринеско, Щедрина, Лисина", Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008г.

подводная лодка IX-бис серии

    3аложена 19 октября 1938 года на заводе № 112 (Красное Сормово) в Горьком (Нижний Новгород) под заводским номером 263. 25 апреля 1939 года подводная лодка спущена на воду и 11 июня 1941 года начала переход на Балтику по Мариининской водной системе в Ленинград. 22 июня корабль встретил под командованием старшего лейтенанта Маланченко Петра Петровича в составе учебной бригады ПЛ. Начало войны застало «С-13» в городе Вознесенье. 25 июня субмарина прибыла в Ленинград.

Подводная лодка «С-13» в изобразительном искусстве.
Работы художников Емышева и Родионова, почтовые марки России и Молдовы.

    До 31 июля подводная лодка проходила ходовые испытания, и только 14 августа 1941 года вошла в состав Краснознаменного Балтийского Флота. 30 августа «С-13» включена в состав 1-го дивизиона 1-й бригады ПЛ КБФ. Подводную лодку предполагалось перебазировать на Север, для чего в первую половину сентября «С-13» прошла докование. Субмарина была готова к переходу, когда немцы блокировали Ленинград с суши, и субмарина осталась на Балтике.

    Благополучно перезимовав первую блокадную зиму в Ленинграде, в свой первый боевой поход на позицию в Ботническом заливе (позиция № 8) «С-13» вышла только 2 сентября 1942 года. В этом году советские подводные лодки в этот район еще не проникали. Обеспечивать поход в море вышел командир 1-го дивизиона ПЛ капитан 2 ранга Юнаков Евгений Гаврилович . До точки погружения «С-13» сопровождали тральщики и сторожевые катера. В 2.30 эскорт оставил лодку, и она продолжила движение самостоятельно. Вечером 3 сентября у маяка Хельсинки произошла первая встреча с врагом. При подъеме перископа подводная лодка дважды обнаруживалась сторожевым катером противника, который сбросил на нее 7 глубинных бомб. В ночь на 8 сентября «С-13» завершила форсирование Финского залива, и вечером следующих суток вышла в Аландское море. Днем 11 сентября подводная лодка была в Ботническом заливе.

    Противник не ожидал действий советских субмарин в этом районе, поэтому возможность открыть счет представилась уже на исходе текущих суток, когда «С-13» обнаружила финский пароход «Гера» (1.379 брт) с грузом угля для Финляндии. Первая торпеда прошла мимо, и тогда подводная лодка открыла артиллерийский огонь (выпущено 13 100-мм снарядов). Транспорт застопорил ход и, получив еще торпеду, скрылся под водой. Спустя три часа подводная лодка топит новую цель – финский транспорт «Юсси Х» (2.325 брт), перевозивший штучный груз в Кёнигсберг. Из 22 членов экипажа судна спасся лишь один матрос. Патрулируя в заданном районе, «С-13» имела несколько шансов пополнить счет потопленных судов, но атаки срывались из-за ошибок личного состава, а утром 17 сентября при попытке атаковать «С-13» выбросило волной на мелководье. Наконец, вечером 17 сентября «С-13» выпустила торпеду по голландской парусно-моторной шхуне «Анна В» (290 брт). Торпеда прошла мимо цели. От второй торпеды судно увернулось. Тогда в дело вступило 100-мм орудие подводной лодки (выпущено 24 снаряда). После того как транспорт загорелся, была выпущена еще одна торпеда, прошедшая под носовой частью судна. Горящая шхуна сдрейфовала к берегу, где спустя шесть дней полностью выгоревшей была обнаружена финнами, и в итоге была разобрана. При атаке подводной лодки на судне погибло 5 человек. (Необходимо отметить, что в некоторых источниках эту победу относят на счет ПЛ «С-9»). Продолжая патрулирование «С-13» неоднократно обнаруживала как одиночные суда, так и конвои противника, но атаки по разным причинам срывались. Только 4 октября подводная лодка произвела торпедную атаку по конвою, но неудачно. Вечером 10 октября «С-13» начала возвращение в базу. У острова Вайндло 15 октября подводная лодка подверглась атаке финских сторожевых катеров «VMV-13» и «VMV-15». От близких разрывов глубинных бомб «С-13» получила повреждения: вышли из строя гирокомпас и эхолот, на 28° влево заклинило вертикальный руль, треснуло несколько баков аккумуляторных батарей, через выбитый штуцер глубиномера внутрь корабля стала поступать забортная вода. Подводная лодка легла на грунт, где на 60-метровой глубине в течение 6 часов проводила ремонт. Ввести в строй руль так и не удалось, и оставшийся отрезок пути подводной лодке пришлось идти управляясь электромоторами. Вечером 17 октября на буксире катера «МО-124» и тральщика «№ 34» корабль был приведен на Лавенсари. 19 октября «С-13» благополучно прибыла в Кронштадт. 22 октября субмарина перешла в Ленинград для ремонта и зимовки. За успешный боевой поход все члены экипажа подводной лодки получили правительственные награды.

Транспорт «Hera», потопленный «С-13» 11 сентября 1942 г.
Пароход «Jussi H», потопленный «С-13» 12 сентября 1942 г.
Парусно-моторная шхуна «Anna W», уничтоженная 18 сентября 1942 г.
Подводная лодка «С-13» на зимовке у стенки Калашниковой (Синопской) набережной в районе Александро-Невской лавры. Ленинград, зима 1942/1943 гг.

    19 апреля 1943 года во время артиллерийских учений задрайка крышки кранца первых выстрелов случайно ударила по капсулю одного из снарядов. Порох в гильзе взорвался, один краснофлотец погиб. Результатом происшествия «за халатное исполнение служебных обязанностей» стало снятие командира «С-13» Маланченко с должности. На его место получил назначение ранее командовавший «М-96» капитан 3 ранга Маринеско Александр Иванович .

    В 1943 году немцы надежно перекрыли Финский залив, нашпиговав его минами и перекрыв противолодочными сетями. 12 августа готовая к походу «С-13» перешла в Кронштадт, но поскольку прорыв в открытую часть Балтики был невозможен, поход отменили, а 6 ноября субмарина встала на ремонт.

    Только после выхода Финляндии из войны в сентябре 1944 года подводные лодки КБФ финскими шхерными фарватерами вновь получили возможность выходить на коммуникации противника. До конца сентября 1944 года «С-13» проходила боевую подготовку. 1 октября субмарина вышла в свой второй боевой поход. Утром 8 октября подводная лодка заняла позицию севернее полуострова Хель (позиция № 5). 9 октября «С-13» обнаружила и атаковала траулер «Зигфрид» (563 брт), потратив на него впустую 4 торпеды. По докладу командира, заметив атаку (выпушено 3 торпеды), судно уклонилось от них резкой остановкой, четвертая торпеда прошла мимо, так как траулер увеличил ход. Подводники применили артиллерию (выпущено 39 – 100-мм и 14 – 45-мм снарядов), насчитав 11 попаданий. По докладу командира цель начала быстро тонуть. Посчитав дело сделанным, подводная лодка удалилась, но поврежденное судно, несмотря на подводные пробоины и ранение одного из членов экипажа, все-таки сумело выброситься на отмель косы Хель, и вскоре снова введено в сторой. (По другим данным жертвой атаки «С-13» стало учебное судно «Нордпол» в 563 брт, которое погибло). 13 октября «С-13» перешла к мысу Брюстерорт, а 21 октября – к Виндаве. 25 октября подводная лодка получила приказ в светлое время суток находиться на юго-западных подходах к бухте Лыу, где накануне корабли 2-й боевой группы Кригсмарине (карманный линкор «Лютцов», эсминцы «Z-28» и «Z-35», 5 миноносцев) вели бомбардировку советских частей на полуострове Сырве. В связи с тем, что корабли противника уже покинули этот район, ни одной цели для атаки обнаружить не удалось. 11 ноября «С-13» благополучно вернулась в Ханко.

Вероятно, самая известная жертва торпед советской подводной лодки - лайнер «Вильгельм Густлов» и схема атаки «С-13» 30 января 1945 года.
Подробнее легендах гибели «Вильгельма Густлова»

    19 ноября «С-13» перешла в Хельсинки, где прошла доковый ремонт. 22 декабря подводная лодка прибыла на Ханко, откуда 11 января 1945 года снова отправилась в боевой поход. Это был самый успешный поход «С-13» и звездный час ее командира. Лодке предстояло патрулирование района между маяком Риксхёфт и Кольбергом (позиция № 4 – новая). Несколько раз лодка обнаруживала конвои, но каждый раз противодействие кораблей эскорта заставляло ее отступать. Наконец 21.10 (везде время московское) 30 января лодка обнаружила лайнер «Вильгельм Густлов» (25.484 брт), на борту которого находилось около 6.600 человек, в основном гражданских беженцев. Его охранение состояло из миноносца «Лёве», который с подводной лодки не был обнаружен. (Назначенный в эскорт торпедолов «TF-1» из-за возникновения течи убыл в базу). Когда подводная лодка обнаружила судно, она двигалась в направлении 105° - почти строгим контркурсом относительно «Густлова». Скорость и лодки, и лайнера составляла 12 узлов. Через 14 минут командир «С-13» определил элементы движения цели и начал сближение, а через две минуты подводная лодка перешла в позиционное положение. Цель начала удаляться. В 21.35. «С-13» всплывает и увеличивает ход. Курсовой угол лайнера на подводную лодку 120° с левого борта. Поняв, что судно ускользает, подводная лодка выжимает из двигателей все возможное. В 21.55. «С-13» ложиться на курс 280°. Начинается часовая гонка за лайнером. Наконец, 23.04. подводная лодка ложится на боевой курс 15° – строго перпендикулярно левому борту «Густлова». 23.08. командир дает команду «Пли». В момент, когда торпеды покинули торпедный аппарат, дистанция до цели составляла 4,5 кбт, расчетный угол встречи - 85°. Из четырех торпед подготовленных к пуску одна не вышла из-за неисправности автомата-коробки торпедного аппарата, зато три других попали в цель. Через час судно затонуло, унеся с собой жизни около 5,5 тысяч человек. (Сейчас немцы заявляют, что на борту лайнера находилось уже порядка 9.000 беженцев, что значительно увеличивает число погибших). Пока «Лёве» и суда шедшего следом конвоя занимались спасением людей с «Густлова», «С-13» покинула место катастрофы. Правда, миноносец «Т-36» сбросил 12 глубинных бомб, разрывы которых слышали на подводной лодке.

Лайнер «Генерал Штойбен» (до 1931 года «Мюнхен»)

    Заключительным аккордом стала атака 10 февраля. В 2.50 «С-13» выпустила две торпеды по легкому крейсеру типа «Эмден» в сопровождении двух миноносцев. Реально – госпитальное судно (бывший лайнер) «Генерал Штойбен» (14.660 брт) в охранении миноносца «Т-196» и торпедолова «TF-10». На борту судна находились 2.680 раненных военнослужащих Вермахта, 270 человек медицинского персонала, 100 солдат, 285 членов экипажа и порядка 900 гражданских лиц, беженцев. Судно затонуло, став братской могилой для более 3,5 тысяч человек. Корабли эскорта, занятые спасением терпящих бедствие, не преследовали «С-13», и она благополучно покинула место катастрофы. 15 февраля подводная лодка прибыла в Турку, а 20 апреля 1945 года «С-13» награждена орденом Красного Знамени. В этот же день субмарина вышла в последний боевой поход. Подводной лодке предстояло действовать южнее острова Готланд (позиция № 8). В качестве обеспечивающего на борту субмарины в море вышел начальник отдела подводного плавания Штаба КБФ контр-адмирал А.М. Стеценко . Выйти в атаку ни разу не удалось, в то время как сама «С-13» несколько раз становилась объектом атаки подводных лодок и авиации противника. По заключению командира бригады подводных лодок капитана 1 ранга Александра Евстафьевича Орла о действиях командира «С-13» Маринеско в последнем боевом походе:

Артиллеристы «С-13» (слева направо): П.Г. Зубков, Н.К. Гончаров, Г.Е. Быстров, Н.Д. Некрытый, А.Г. Пихур, В.Н. Сорокин и И.Р. Шевцов. Турку, апрель-май 1945 года.
На мостике «С-13» командир БЧ-2-3 капитан-лейтенант К.Е. Василенко. Турку, апрель 1945 года.

Подводная лодка «С-13» после окончания войны. Конец 1940-х - начало 1950-х г.г.(4, 5)

    «1. За период нахождения в море, на позиции, в зоне интенсивного движения противника с 23.04.45 г. 7 раз обнаруживал цели, но атаковать не мог…
    2. 24.04. в 23.38. по ШП обнаружил конвой, но, всплыв в надводное положение, не смог открыть люка… Атака сорвалась, так как в перископ ничего видеть в это время было нельзя.
    3. 26.04 в 01.35 обнаружил работу поискового прибора…Возможность атаковать упущена из-за неправильных действий командира.
    4. 27.04. в 22.46. по ШП обнаружила шум ТР и работу двух УЗПН. Через 7 мин в расстоянии 35 кбт визуально обнаружил ТР в охранении двух СКР и двух СКА. Командир от атаки отказался, ввиду большой видимости. Действия командира неправильные: до этого он вывел ПЛ в светлую часть горизонта, а потом не пошел за противником, не перешел в темную часть горизонта…
    5. 28.04. в 16.41., находясь под водой, по ШП обнаружил шум ТР и работу двух УЗПН… Командир увеличил ход до 4 узлов и через 14 мин от атаки отказался, считая себя вне предельного угла атаки… Возможность атаки упущена по вине командира, который не стремился сблизиться с противником, а берег батарею, боясь что ее придется заряжать несколько ночей подряд.
    6. 28.04. в 19.23. обнаружили шум ТР… В перископ противника не видел. Через девять минут командир якобы установил, не меняя трехузлового хода, что находится вне предельного угла атаки.
    7. 02.05. по ШП обнаружили шум ТР… По-видимому, командир неправильно определил сторону движения и потому с противником не сблизился…
    8. 03.05. в 10.45. в перископ обнаружил ТР в охранении двух СКР, но атаковать не сумел из-за неправильного маневрирования.
    Вывод: Боевую задачу ПЛ не выполнила. Действия командира неудовлетворительные…
»

    14 сентября 1945 года приказом Наркома ВМФ «за халатное отношение к служебным обязанностям, систематическое пьянство и бытовую распущенность» А.И. Маринеско был отстранен от командования подводной лодкой, понижен в воинском звании до старшего лейтенанта и назначен командиром тральщика.

    После войны «С-13» служила на Балтике. 7 сентября 1954 года корабль выведен из боевого состава, разоружен и переоборудован в плавучий кабинет боевой подготовки 2-го ВВМУ (с 6 октября 1954 года «КБП-38»). 23 марта 1956 года судно переведено в группу плавсредств НИИ ВМФ №11, а 17 декабря 1956 года исключено из списков и сдано на разборку.

Полномасшабная модель рубки ПЛ «С-13». Музей «Боевая Слава Урала» , г. Верхняя Пышма Свердловской области. Фото Е. Чирва, 2019 г. еще фото =====>>>>

4 боевых похода

02.09.1942 – 19.10.1942
01.10.1944 – 11.11.1944
11.01.1945 – 15.02.1945
20.04.1945 – 23.05.1945

Потопила 5 транспортов (44.138 брт), 1 повредила (563 брт)
11.09.1942 ТР «Гера» (1.379 брт)
11.09.1942 ТР «Юсси Х» (2.325 брт)
17.09.1942 ТР «Анна В» (290 брт)
30.01.1945 ТР «Вильгельм Густлов» (25.484 брт)
10.02.1945 ТР «Штойбен» (14.660 брт)
Поврежден траулер «Зигфрид» (563 брт)


25 ноября 1963 года в Ленинграде после тяжелой и продолжительной болезни скончался легендарный командир подводной лодки «С-13» – Александр Иванович Маринеско. Он умирал мучительно – рак пищевода, – но все равно не терял присутствия духа. И только его третья, последняя любимая супруга Валя всегда находилась рядом. Ей досталось от всей 50-летней жизни великого подводника – год безоблачного счастья и два года тяжелой болезни...


Отношение к Маринеско никогда не были однозначным. Официальные власти в лице командующих Дважды Краснознаменным Балтийским флотом не то чтобы недолюбливали – скорее завидовали его славе. Командир дивизиона подводных лодок Александр Орел (впоследствии – командующий ДКБФ) представил Маринеско к Золотой Звезде Героя Советского Союза за уничтожение двух немецких судов «Вильгельм Густлофф» и «Генерал Штойбен», но награду понизили до ордена Боевого Красного знамени. Пояснили, мол, Герой должен быть хрестоматийным: стойким ленинцем, не иметь никакого дисциплинарного взыскания, быть образцом подражания для других.

Неудобный командир

Да, у Маринеско был ершистый характер, он всегда резал правду-матку в глаза, он был принципиален и неудобен тогда, когда кому-то хотелось словчить. Но один малоизвестный факт: после происшествия в финском городе Турку, в январе 1945 года, Маринеско хотели снять с командования подлодкой «С-13» и вообще отправить лодку в боевой поход с другим экипажем. Но экипаж подлодки «взбунтовался», отказался идти в море с другим командиром и командование было вынуждено уступить: на Балтфлоте к тому времени боеспособной была только «С-13». В поход пошел Маринеско, к которому дополнительно приставили «особиста».


Подводная лодка С-13

Александр Иванович Маринеско родился 15 января 1913 года в Одессе. Его отец, сын кузнеца Иона Маринеску, румын по национальности, был матросом боевого крейсера, но однажды не выдержал издевательств со стороны офицера и могучим ударом расквасил нос обидчику. Иону приговорили к расстрелу, но оказалось, что карцер в ту ночь (казнь должны были совершить на рассвете) охраняет земляк Ионы, с которым они выросли в одной деревне. Так что землячок открыл камеру, вывел Маринеску в общий коридор и подтолкнул к окну. Внизу бурлил неспокойный Дунай, чтобы выжить его, нужно было переплыть, что было дано далеко не каждому. Но это была единственная возможность не навлечь беду на голову охранника. Мол, не расстреляли, так утонул...

Иона выплыл, но навсегда покинул Румынию, прятался сначала в Бессарабии, потом перебрался в Одессу, где легче было раствориться в многолюдной толпе. Некоторое время его искали, но потом перестали, подумав, что он и в самом деле утонул.

С 13 лет в море...

Маринеско-младший рос очень непоседливым, дома его удержать было очень сложно, все с пацанами, то на море, то в порту. Но втайне Иона надеялся на то, что сын пойдет по его стопам, свяжет свою жизнь с морем. Так и получилось. Уже с 13 лет учился в школе юнг, потом в мореходке. Ходил на гражданских судах, одним из помощников капитана. Однажды в штормовую погоду проявил смелость, высокое мастерство и спас сухогруз от верной гибели. Его наградили ценным подарком, чем Иона Маринеско очень гордился (он, в конце концов, румынское окончание фамилии на «у» переправил на украинское «о»).

Решение связать свою жизнь с армией далось Александру Ивановичу не сразу. И даже на курсах командного состава у него далеко не все ладилось, но Маринеско «вовремя взялся за ум» и избежал отчисления...

Войну он начал на «малютке», так называли небольшие подлодки. М-96 была вдобавок еще и тихоходной, атаковать ею большие надводные цели было весьма сложно. Во-первых, догнать что-то быстрое не представлялось возможным, а, во-вторых, после атаки удрать от противника далеко не всегда получалось. Но Маринеско был очень рисковым человеком. Свое первое судно – тяжелую плавбатарею – Александр Иванович «потопил» в августе 1942 года, во всяком случае, он доложил начальству. Но спустя четыре года, когда немцы передавали в состав Балтийского флота уцелевшие корабли, среди трофеев оказалась и эта плавбаза, которую в 1942 году удалось отбуксировать и затем отремонтировать.

Но свой первый орден – орден Ленина – Маринеско заслужил в ноябре 1942 года, когда высадил разведчиков для захвата немецкой шифровальной машины. И пусть шифровальной машины не оказалось (немцы в последний момент сменили маршрут), но сам командир подлодки действовал безупречно...

В октябре 1944 года (к тому времени Маринеско командовал лодкой С-13») в боевом походе удалось серьезно повредить транспорт «Зигфрид», как потом оказалось, «потопленный» транспорт, как и в первом случае, так и не ушел на дно. А Александра Ивановича наградили орденом Боевого Красного знамени.

Три составляющих «атаки века»

Теперь непосредственно о событиях 30 января 1945 года. «Атака века» могла и не состояться в силу трех причин. Во-первых, если бы Маринеско не поменял «район охоты». Немецкая разведка работала очень хорошо, и, очевидно, подчиненным адмирала Деница было известно, где их поджидает морской охотник в лице лодки «С-13». Иначе чем можно объяснить тот факт, что транспорты старательно обходили ловушки. Все это показалось подозрительным для Маринеско и он сменил район, не поставив об этом в известность командование.


Транспортное судно "Вильгельм Густлофф", потопленное подлодкой "С-13"

Во-вторых, если бы не было проявлено столько настойчивости и терпения. Скорость у «Вильгельма Густлоффа» была поболее, чем у «С-13» и наша подлодка в течение нескольких минут работала на пределе, на износ. Если бы преследование продолжилось еще минут пять – лодка бы просто вышла бы из строя.

В-третьих, мало кто знает, что Маринеско совершил еще один поступок, который трудно назвать дисциплинированным. Зная, что «особист» вряд ли позволит ему атаковать, как заблагорассудится, командир подлодки запер его в трюме. И вовсе не «старые грехи» были причиной того, что Александру Ивановичу не дали Героя. Он сцепился с могущественными «органами», которые и добились того, что в том же победном 1945 году, Маринеско понизили в воинском звании с капитана III ранга до старшего лейтенанта. Обратный пример: Юрию Гагарину присвоили воинское звание «майор» после космического полета, тоже минуя звание «капитан».

Есть еще один малоизвестный факт: одна из торпед, которой стреляли по «Вильгельму Густлоффу» застряла точно так же, как в 55 лет спустя, на подводной лодке «Курск». Но «С-13» повезло больше. Ее торпеду удалось извлечь, она не рванула... Уходил Маринеско от немецких охотников по мелководью, вдоль берега. От 150 до 200 глубинных бомб сбросили немцы. Некоторые из них разорвались в непосредственной близости от подлодки. Но прочная обшивка корпуса выдержала...

Гитлер и Маринеско

Существует красивый миф о том, что Гитлер лично объявил Маринеско своим врагом № 1, а по всей Германии трехдневный траур по случаю гибели «Вильгельма Густлоффа» (на его борту было, по разным данным, от 5 до 7 тысяч не только военнослужащих, но и гражданских лиц). На самом деле всего этого не было: вряд ли сообщение об этом подняло бы моральный дух немцев, терпящих одно поражение за другим. И пусть этот миф красив, но он все-таки миф…

Каждый год 30 января в Музее Мирового океана собираются моряки-подводники. На столе обязателен жареный поросенок (после каждой победы на базе подлодки встречают именно так). Мы вспоминаем Александра Ивановича, его боевую службу. Герои не умирают...

Борт самолета ЕI-DJR, названный в чсеть Александра Маринеско