Чехов

Повторяем орфографию грамматический предложение средство. Урок русского языка "повторение орфографии и пунктуации". Три текста на повторение орфографии и пунктуации


Готовые работы

ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ

Многое уже позади и теперь ты - выпускник, если, конечно, вовремя напишешь дипломную работу. Но жизнь - такая штука, что только сейчас тебе становится понятно, что, перестав быть студентом, ты потеряешь все студенческие радости, многие из которых, ты так и не попробовал, всё откладывая и откладывая на потом. И теперь, вместо того, чтобы навёрстывать упущенное, ты корпишь над дипломной работой? Есть отличный выход: скачать нужную тебе дипломную работу с нашего сайта - и у тебя мигом появится масса свободного времени!
Дипломные работы успешно защищены в ведущих Университетах РК.
Стоимость работы от 20 000 тенге

КУРСОВЫЕ РАБОТЫ

Курсовой проект - это первая серьезная практическая работа. Именно с написания курсовой начинается подготовка к разработке дипломных проектов. Если студент научиться правильно излагать содержание темы в курсовом проекте и грамотно его оформлять, то в последующем у него не возникнет проблем ни с написанием отчетов, ни с составлением дипломных работ, ни с выполнением других практических заданий. Чтобы оказать помощь студентам в написании этого типа студенческой работы и разъяснить возникающие по ходу ее составления вопросы, собственно говоря, и был создан данный информационный раздел.
Стоимость работы от 2 500 тенге

МАГИСТЕРСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ

В настоящее время в высших учебных заведениях Казахстана и стран СНГ очень распространена ступень высшего профессионального образования, которая следует после бакалавриата - магистратура. В магистратуре обучаются с целью получения диплома магистра, признаваемого в большинстве стран мира больше, чем диплом бакалавра, а также признаётся зарубежными работодателями. Итогом обучения в магистратуре является защита магистерской диссертации.
Мы предоставим Вам актуальный аналитический и текстовый материал, в стоимость включены 2 научные статьи и автореферат.
Стоимость работы от 35 000 тенге

ОТЧЕТЫ ПО ПРАКТИКЕ

После прохождения любого типа студенческой практики (учебной, производственной, преддипломной) требуется составить отчёт. Этот документ будет подтверждением практической работы студента и основой формирования оценки за практику. Обычно, чтобы составить отчёт по практике, требуется собрать и проанализировать информацию о предприятии, рассмотреть структуру и распорядок работы организации, в которой проходится практика, составить календарный план и описать свою практическую деятельность.
Мы поможет написать отчёт о прохождении практики с учетом специфики деятельности конкретного предприятия.

Новочеркасское суворовское военное училище МВД РФ.
«Повторяем орфографию».
Учебно – методическое пособие по русскому языку.
2 часть.
Составитель:
Моложавенко К. В.

Новочеркасск 2014.
Рецензенты: начальник цикла гуманитарных дисциплин
подполковник милиции Саковцева Н. Е., преподаватель русского
языка и литературы Жорова Л. Е.
Учебно­методическое пособие содержит
систематизированные теоретические сведения по некоторым
разделам русского языка, дидактические материалы к ним и
итоговый тест. Пособие адресовано обучающимся НСВУ МВД для
подготовки к ЕГЭ и преподавтелям для контроля знаний
обучающихся по данным темам.

ПРАВОПИСАНИЕ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ.
2 е спряжение: все глаголы на – ИТЬ, кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ + 11 глаголов­
исключений: СЛЫШАТЬ, ВИДЕТЬ и ОБИДЕТЬ,
ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ и НЕНАВИДЕТЬ,
и СМОТРЕТЬ, ДЫШАТЬ, ВЕРТЕТЬ,
но ЗАВИСЕТЬ и ТЕРПЕТЬ.
ЗАПОМНИТЕ:
1 лицо я молчу, говорю мы молчим, говорим
2 лицо ты молчишь, говоришь вы молчите, говорите
3 лицо он (она) молчит, говорит они молчат, говорят
1­е спряжение: все остальные глаголы на – ЕТЬ, ­АТЬ, ­ОТЬ, ­УТЬ, ­ЫТЬ и другие + глаголы на –
ЯТЬ: сеять, веять, реять, таять, лаять, каяться, маяться, надеяться, лелеять, затеять, чаять, чуять,
блеять и другие.
ЗАПОМНИТЕ:
1лицо я иду, грею мы идем, греем
2лицо ты идешь, греешь вы идете, греете
3лицо он (она) идет, греет они идут, греют
Следует обратить внимание на разноспрягаемые глаголы ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ, БРЕЗЖИТЬ, ЕСТЬ,
ДАТЬ, которые имеют личные окончания как 1, так и 2 спряжения, что создает трудности при
образовании от них грамматических форм.
ЗАПОМНИТЕ:
1 лицо я хочу, мы хотим 1 лицо я бегу мы бежим
2 лицо ты хочешь вы хотите 2 лицо ты бежишь вы бежите

3 лицо он (она) хочет они хотят 3 лицо он (она) бежит они бегут
Повелительное наклонение: БЕГИ, БЕГИТЕ.
В повелительном наклонении глаголы КЛАСТЬ, ЕЗДИТЬ имеют формы: КЛАДИ или ПОЛОЖИ,
ПОЛОЖИТЕ, ПОЕЗЖАЙ, ПОЕЗЖАЙТЕ.
ЗАПОМНИТЕ:
Личные окончания зависят от НАКЛОНЕНИЯ глагола. Если глагол стоит в форме изъявительного
наклонения, то пишется окончание, соответствующее типу сптяжения.
ВыйдИТЕ в сад летним утром. Когда вы выйдЕТЕ, то услышИТЕ пение птиц.
ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В СУФФИКСАХ ГЛАГОЛОВ.
Правописание суффиксов в формах прошедшего времени: так как такая форма образуется от
основы инфинитива, то перед суффиксом – Л ­ в прошедшем времени пишется та же гласная, что и
в инфинитиве перед –ТЬ (­ТИ): увидЕть – увидЕл, клеИть – клеИл, сеЯть – сеЯл.
Суффиксы – ОВА ­ (­ЕВА­), ­ЫВА­ (­ИВА­):
Если глагол в 1 лице ед. ч. оканчивается на – УЮ (­ЮЮ), то есть суффикс отсутствует, то в
инфинитиве и в форме прошедшего времени пишется – ОВА ­ (­ЕВА­): проповедУЮ –
проповедОВАть, проповедОВАл; беседУЮ – беседОВАть, беседОВАл.
Если глагол в 1 лице ед. ч. оканчивается на – ЫВАЮ ­ (­ИВАЮ­), то есть суффикс сохраняется, то
в инфинитиве и в форме прошедшего времени пишется –ЫВА­ (­ИВА­): учитЫВАЮ­учитЫВАть,
учитЫВАл; рассматрИВАЮ – рассматрИВАть, рассматрИВАл; суффикс –ВА­ всегда ударный и
употребляется в глаголах несовершенного вида, перед суффиксом –ВА­ пишется та же гласная, что
и в неопределенной форме перед –ТЬ: перестать – переставать.
ЗАПОМНИТЕ:
Застрять ­ застревать – застреваю
Затмить – затмевать – затмеваю
Продлить – продлевать ­ продлеваю
Суффиксы – Е ­ и – И ­ в глаголах с приставкой ОБЕЗ­ (ОБЕС­).
Правописание суффиксов в этих глаголах зависит от категории ПЕРЕХОДНОСТИ­
НЕПЕРЕХОДНОСТИ глаголов.
В суффиксах непереходных глаголов, обозначающих действие, состояние, не направленное на
другой предмет и относящихся к 1 спряжению, пишется буква Е.
Края наши, раньше богатые лесами, теперь уже совсем обезлесЕли.
Наша река обезводЕла.
В суффиксах переходных глаголов, обозначающих действие, состояние, направленное на другой
предмет и относящихся ко 2 спряжению, пишется буква И.

Частые пожары обезлесИли наши леса (обезлесили что? леса).
Целлюлозный завод совсем обезводИл нашу речку (обезводил что? речку).

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В СУФФИКСАХ ПРИЧАСТИЙ.
Действительные причастия.
Настоящее время.
­УЩ ­ (­ЮЩ­) – 1 спряжение (бороться – борющийся);
­АЩ ­ (­ЯЩ­) – 2 спряжение (дышать – дышащий).
Прошедшее время.
­ВШ ­ (­Ш­) – красить – красивший, привезти – привезший.
Перед суффиксом – ВШ ­ пишется та же гласная, что и перед –ТЬ в инфинитиве:
красить – красивший, увидеть – увидевший.
Перед суффиксом – Ш ­ пишется та же согласная, что и перед окончанием инфинитива:
привезти – привезший, сберечь – сберегший.
Страдательные причастия.
Настоящее время.
­ЕМ­ 1 спряжение (выполнить – выполняемый),
­ ИМ­2 спряжение (растворить – растворимый, двигать движимый).
Прошедшее время.
­АНН(ый), ­ЯНН(ый), если инфинитив заканчивается на –АТЬ, ­ЯТЬ:
замешать – замешанный, расстрелять – расстрелянный;
­ЕНН(ый), если инфинитив заканчивается на –ИТЬ, ­ТИ, ­ЧЬ:
пристрелить – пристреленный, замесить – замешенный.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
1. В каком ряду в обоих словах пропущена буква Я (А)?
1) пен…щиеся потоки, они бор…тся без правил
2)
травы колыш…тся, огни маяч…т на горизонте

3)
4)
гвоздик держ…тся, стро…щийся дом
они тащ…т невод, дела…щаяся работа
2. В каком ряду во всех словах пишется буква У (Ю)?
1) бор…щийся за свободу слова, его беспоко…т по пустякам
2)
леч…щий собак ветеринар, они покида…т столицу
3) верт…щее колесо устройство, они бре…тся часто
4) стон…щий во сне, они располага…т временем
3.
В каком ряду во всех словах пишется буква Я?
1) они гре…т воду, смотр…щий вдаль
2) они ничего не вид…т, приход…щий по расписанию
3) ветры ве…т, вид…щий результаты своего труда
4) труд…щаяся молодежь, тон…щее бревно
4. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
1)
заря чуть брезж…т, зате…нное дело
2) помн…т первое свидание, увид…нное своими глазами
3) мельник мел…т зерно, едва слыш…мый звук
4) мгла стел…тся, чита…мая вслух поэма
5. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква И?
1) кто­то стон…т, обид…вший окружающих
2) слыш…тся плач, высуш…нное сено
3) он ничего не вид…т вокруг,едва слыш…мая песня
4) он гон…т прочь, избира…мый депутат
6. В словах какого ряда пропущена одна и та же буква?
1) курганы безмолвству…т, друзья не ссор…тся
2) они помир…тся, прикаса…щийся к тайне
3) травы стел…тся, усмиряя…щий взгляд
4) волки брод…т по лесу, дрессиру…щие зверей
7. В каком предложении на месте обоих пропусков пишется буква И?
1) Стукн…те мне в окно, если выйд…те прогуляться.

2) Выпиш…те все глаголы, когда законч…те читать упражнение.
3) Когда вымет…те мусор,вынес…те его.
4) Если выпиш…те газеты на дом, привыкн…те их регулярно читать.
8. В каком предложении на месте пропусков пишется буква Е?
1) Подвиг рядового обессмерт…л его имя.
2) Там, где обезвод…ли болотистый участок, колыш…тся зеленое море.
3) После пожара сосед обездом…л и с тех пор мы его больше не вид…ли.
4) Он выздоров…л и словно впервые услыш…л пение птиц.
9. В каком предложении на месте пропуска пишется буква И?
1) В это лето многие реки обезвод…ли.
2) Сын обезденеж…л в чужих краях.
3) Бойцы обессил…ли противника.
4) Совершив тяжелый переход, туристы обессил…ли.
ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.
1) –ОВ– после шипящих и Ц под ударением: свинцовый, пунцовый;
­ЕВ­ в безударном положении: замшевый, грушевый.
2) ­ИВ­ под ударением: ревнивый, красивый;
­ЕВ­ в безударном положении: сиреневый, эмалевый.
ЗАПОМНИТЕ: милостивый, юродивый, незлобивый.
3)­ЧИВ­, ­ЛИВ­ всегда пишутся с буквой И: изменчивый, участливый.
ЗАПОМНИТЕ: гуттаперчевый.
4)­ЧАТ­ узорчатый, бревенчатый.
ЗАПОМНИТЕ: дощатый.
Все согласные (кроме Ц) перед суффиксом –ЧАТ­ сохраняются: веснушка – веснушчатый;
буква Ц чередуется с буквой Т: черепица – черепитчатый.
5)­ ИСТ­ породистый, сноровистый.
6)­К­ пишется:

­ в качественных прилагательных, если есть краткая форма: дерзкий ­ дерзок, резкий
– резок;
­ в относительных прилагательных с основой на К, Ч, Ц: кузнец – кузнецкий, ткач –
ткацкий.
ЗАПОМНИТЕ:
узбекский – узбек, таджикский – таджик, угличский – Углич.
­СК­ ­ в относительных прилагательных: французский, матросский.
7) В прилагательных, образованных от существительных с основой на –НЬ, не пишется Ь: Казань
– казанский, Астрахань – астраханский.
Сохраняется Ь в названиях месяцев: июнь – июньский, ноябрь – ноябрьский, кроме январь­
январский.
Перед суффиксом –СК­ происходит чередование:
Г – Ж: варяг варяжский
Х – Ш: лях – ляшский.
8) –ЕСК­ пророческий, творческий
­ЕН­ в краткой форме прилагательных на – ЙНЫЙ: зноен ­ знойный, спокоен – спокойный.
ЗАПОМНИТЕ:
достоин, недостоин.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
1. Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов.
Отчетл…вый шепот, узорч…тый платок, привередл…вый человек, груш…вый компот,
слив…вое варенье, милост…вый государь, разговорч…вый, причудл…вый узор,коричн…
вый фартук, взрывч…тые вещества, рассыпч…тый рис, цел…вое назначение, навязч…вая
мысль, со…вый соус, гряз…вые ванны,никел…ваяя шахта, неуживч…вый характер,рыба…
кое судно, июл…ий день,кон…ая грива, солдат…ое письмо, январ…ий снег, генерал…ая
должность.
2. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
А. Рассматр…вать.
Б. Вещ..вой.
В. Совестл…вый.
Г. Подуш…чка.
1) А,Г 2) Б, В, Г 3) А, Б 4) А, В, Г

3. В каком варианте ответа указаны все слова, в которых на месте пропуска пишется буква И?
А. Молодц…ватый.
Б. Вымач…вать.
В. Ткан…вый.
Г. Сверточ…к.
1) Б 2) А, Б, В, Г 3) А, Б 4) А, Б, Г
4. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
А. Солом…нка.
Б. Подчерк…вать.
В. Усидч…вый.
Г. Затм…вать.
1) А, Б, В, Г 2) Б, В, Г 3) А, Б, В 4) А, В, Г
5. В каком варианте ответа указаны все слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е?
А. Претерп…вать.
Б. Увид…л.
В. Привередл…вый.
Г. Успоко…л.
1) Б, Г 2) А, В 3) А, Б 4) А, Б, В
СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ, СОЮЗОВ И ОМОНИМИЧНЫХ
ЧАСТЕЙ РЕЧИ.
Для выполнения этого задания нужно уметь различать омонимичные части речи, то есть те, которые
звучат одинаково, но пишутся по­разному.
РАЗЛИЧАЙТЕ производные предлоги (их можно заменить другими предлогами) и омонимичные
части речи, например, существительные с предлогами (имеют при себе зависимые слова и
выступают в прямом значении), сочетания местоимений или наречий с частицей или предлогом.

Предлоги
Омонимичные части речи

В ТЕЧЕНИЕ (дня) (= в
продолжение)
в течении (реки)
В ПРОДОЛЖЕНИЕ (длительного
времени) (= в течение)
в продолжении (книги)
В ЗАКЛЮЧЕНИЕ (своего
выступления)
в заключении (экспертов)
ВСЛЕДСТВИЕ (непогоды) (= из­за
непогоды)
в следствии (по делу гражданина Н.)
ВРОДЕ (привычки) (= наподобие)
НАСЧЕТ (соревнований) (= о
соревнованиях)
в роде (и числе согласовать)
на счет (перевести деньги)
ВМЕСТО (меня)
в (нужное) место (направиться)
ВНИЗУ (письма)
в низу (в самом низу шкафа)
НАВЕРХУ (счастья)
на верху (дерева)
НАВСТРЕЧУ (солнцу) (= к
солнцу)
СБОКУ (дома)
на встречу (с другом)
с боку
(на бок переваливаться)
НЕСМОТРЯ НА (обстоятельства)
не смотря (по сторонам)
НЕВЗИРАЯ НА (трудности)
ВВИДУ (плохой погоды) (= по
причине плохой погоды)
не взирая (на томных красавиц)
в виду (города) (= вблизи)
Отличие союзов и союзных слов от омонимичных
частей речи
Союзы и союзные слова
Омонимичные части речи
ЧТОБЫ
(= для того чтобы, с тем чтобы:
Важно, чтобы все было исполнено
в срок.)
ЧТО БЫ
(сочетание местоимения и частицы, которую
можно опустить: Что бы мне придумать?)
ЗАПОМНИТЕ: во что бы то ни стало

ЗАТО
(= но: маленький, зато надежный)
ЗА ТО
(сочетание предлога и местоимения:
спрятаться за то дерево)
ТОЖЕ. ТАКЖЕ (= и)
(ЖЕ опустить нельзя:
Я тоже пойду
в театр. - И я пойду в
театр.)
ТО ЖЕ (то самое), ТАК ЖЕ (таким же
образом) (частицу ЖЕ можно опустить: Я
сделала то же, что и он. Я пошла так же, как и
вчера.)
ОТЧЕГО
(= почему: Отчего у меня ничего
не получается? - Почему у меня
ничего не получается?)
ОТ ЧЕГО

От чего зависит принятие решения?)
ОТТОГО
(= потому: Оттого я такая
грустная. - Потому я такая
грустная.)
ОТ ТОГО
(сочетание предлога с местоимением:
От того берега трудно отплыть.)
ПРИТОМ, ПРИЧЕМ (= причем,
= притом, к тому же)
(Он глупый и притом наглый. Он
опоздал, причем сделал это
нарочито.)
ПРИ ТОМ, ПРИ ЧЕМ (сочетание предлогов
с местоимениями:
При том клубе обязательно должна быть
танцевальная секция.)
ИТАК
(- следовательно, значит)
(выступает в значении вводного
слова: Итак, решение принято.)
И ТАК (= но так) (сочетание союза и наречия,
которое можно переставить в другое место: И
так он поступает каждый раз. - Он
поступает так каждый раз.)
ЗАТЕМ
(= с какой целью: Затем и пришел,
чтобы все узнать.)
ЗА ТЕМ
(сочетание предлога и местоимения: Река
виднелась за тем поворотом.)
Союзы и союзные слова
Омонимичные части речи
ЗАЧЕМ
(= для чего: Зачем судить так
строго.)
ЗА ЧЕМ
(сочетание предлога с местоимением: За чем
пойдешь, то и найдешь.)

ПОЧЕМУ
(= отчего: Почему все не так?)
ПО ЧЕМУ
чему я скучаю, так это по бабушкиным
сказкам.)
ПОСЕМУ
(= поэтому: Посему мы приняли
такое решение.)
ПО СЕМУ (устар.) (сочетание предлога с
местоимением: По сему торжественному
поводу мы и собрались.)
ПОЭТОМУ (- из­за этого: Была
плохая погода, поэтому поход
пришлось перенести.)
ПО ЭТОМУ
(сочетание местоимения с пред; логом: По
этому пути двигаться намного проще.)
ПОЧЕМ
(= по какой цене, прост.: Почем
сейчас хлеб?)
ПО ЧЕМ
(сочетание предлога с местоимением: Били
по чем попало.)
ПОТОМУ
(= оттого: У меня
ничего не получается,
потому и настроение
плохое.)
ПО ТОМУ
(сочетание предлога с местоимением: По
тому учебнику заниматься невозможно.)
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
1. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется слитно?
1) Я не знал, что он имел (В)ВИДУ.
2)
(В)ВИДУ приближающейся бури беспокоились о рыбаках, находившихся в море.
3) Впереди нарастал грозовой шум, и мы шли (НА)ВСТРЕЧУ.
4) Он был в командировке (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ месяца.
2. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение.
Из этой книги я узнал ТАК(ЖЕ), как выполнить это задание.
1) ТАКЖЕ­ всегда пишется слитно.
2) ТАКЖЕ­ всегда пишется раздельно.
3) ТАКЖЕ­ здесь это наречие ТАК и частица ЖЕ, поэтому пишется раздельно.
4) ТАКЖЕ­ здесь это союз, поэтому пишется слитно.

3. В каком варианте ответа правильно указаны предложения, в которых выделенные слова
пишутся слитно?
А. Нужно, ЧТО(БЫ) ты встал ПО(РАНЬШЕ).
Б. Что ты имел (В)ВИДУ?
В. (ЗА)ТЕМ, что происходило, все наблюдали не дыша.
Г. (И)ТАК, мы двинулись пешком.
1) А, Г 2) А,Б 3) Б,В 4) А,Б,Г
4. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) В(ТЕЧЕНИЕ) всей дороги я думал о случившемся, а ТАК(ЖЕ) о том человеке, в
чьих руках находилась моя судьба.
2) С корабля я увидел (В)ПЕРЕДИ остро, (В)СЕРЕДИНЕ которого высились скалы.
3) Туристы (НА)КОНЕЦ преодолели очередное препятствие, однако (В)ПЕРЕДИ их
ждала новая преграда.
4) ЧТО(БЫ) она ни делала, всё выходит у неё красиво, (ПО)ЭТОМУ к её мнению
прислушивались.
5.В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?
1) (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких часов мы разговаривали с ним (НА)СЧЕТ смысла
жизни.
2) Я пришел не (ЗА)ТЕМ, ЧТО(БЫ) упрекать тебя, а ЧТО(БЫ) выработать план
действий.
3)Физиономия этого человека мне что­то подозрительна: уж не (ЗА)ТЕМ(ЖЕ) сюда
пришел, (ЗА)ЧЕМ и я.
4)(ОТ)ТОГО поселка, что расположен за горой, мы шли всего (ПОЛ)ЧАСА.

ЛИТЕРАТУРА.
1. А, А, Штоль. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ самостоятельно.
Новосибирск,
2008.
2. Н. Сычёва. Пишем без ошибок. Все правила русского языка.
Москва, 2009.
3. Н, Г, Ткаченко. Тесты по грамматике русского языка. Москва,
2008.
4. Н, А, Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2010, 2011.

Знать: способы выражения подлежащего существительным, местоимением, сочетанием слов.

Уметь: находить основу предложения, в котором подлежащее выражено существительным или местоимением.

Повторение: правописание безударных гласных в корне.

I. Запись в «Словарь трудных слов».

Подлежащее, сказуемое.

II. Проверка домашнего задания.

III. Повторение изученного по синтаксису.

1. Какие члены предложения называются главными?

2. Что обозначает подлежащее? С помощью каких вопросов можно найти подлежащее в предложении?

3. Какими частями речи выражается подлежащее? Приведите примеры.

4. Что обозначает сказуемое? На какие вопросы оно отвечает?

5. Какой частью речи чаще всего выражается сказуемое? Приведите примеры.

6. Что составляет грамматическую основу предложения?

7. Сколько главных членов может быть в предложении? Приведите примеры.

8. Как называются остальные члены предложения?

Чтобы не дублировать того, что ученики должны были прочно усвоить в начальной школе, необходимо четко представлять, какими знаниями о главных и второстепенных членах предложения владеют пятиклассники.

Из курса III-IV классов учащимся известно, что подлежащее и сказуемое - главные члены предложения; подлежащее отвечает на вопрос к т о? или ч т о?, обозначает, о ком или о чем говорится в предложении, и чаще всего выражается существительным или местоимением. О сказуемом учащиеся знают: оно обозначает, что говорится о под отвечает на вопрос ч т о д е л а е т п р е д м е т? и чаще всего выражается глаголом. Известно им также, что остальные члены предложения называются второстепенными.

IV. Запись под диктовку.

Подчеркните главные члены, над ними надпишите, какими частями речи выражены.

Я ночую в старой беседке. Она заросла диким виноградом. По утрам солнце бьет сквозь листву. Воробьи с удивлением заглядывают в беседку. Их привлекают часы. Они тикают на круглом столе.

(По К. Паустовскому.)

Глаголами какого времени выражены сказуемые?



Выпишите местоимения, которые выступают в роли подлежащего. (Выписываются местоимения я, она, они .)

Придумайте предложения, в которых другие местоимения могут выступать в роли подлежащего.

Какие это местоимения? (Ты, он, мы, вы .)

Учитель сообщает учащимся, что подлежащим может быть слово или группа слов, которые отвечают на вопрос к т о? или ч т о? и связаны со сказуемым по смыслу и грамматически.

Правило-помощник: подлежащее найти легче, если к нему поставить вопрос от сказуемого.

V. Коллективное выполнение работы.

Учитель читает предложение, учащиеся находят его грамматическую основу. При выполнении упражнения учащиеся пользуются правилом-помощником (упражнение выполняется устно.)

1. Три мудреца в одном тазу пустились по морю в грозу. (С. Маршак.) 2. Но кто там в колодце так громко смеется? (Д. Чиарди.) 3. Сто ужей на двух ребят подозрительно шипят. (С. Михалков.) 4. Три часа у проруби три вороны пробыли. (В. Фетисов.) 5. Я увидел на стекле три капли дождя. 6. У папы три капля упали со шляпы. (В.Левин.)

VI. Проверочная работа.

Цель работы - проверка умения учащихся находить основу предложения, в которой подлежащее выражено именем существительным, местоимением или сочетанием слов.

I. Укажите предложения, в которых подлежащее выражено именем существительным.

1. Веселые отблески огня играли на стекле.

2. На печке два мальчика сладко посапывали.

3. Валентинка вспомнила сказку про Ивашечку.

4. Она вытащила из-под снега охапку хвороста.

5. Сырой туман висел над рекой.

(По Л. Воронковой.)

II. Найдите предложения, в которых подлежащее выражено местоимением.

1. На подоконниках зеленели дедушкины саженцы.

2. Они вывели бычка на улицу.

3. Синие лужи ослепительно сверкали под солнцем.

4. Дед бережно вынул из конверта письмо.

5. Она босиком побежит по свежей траве.

(По Л. Воронковой.)

Контрольный листок учителя: I. 1, 3, 5; II. 2, 5.

Домашнее задание: § 30, 31, упр. 157, 158; подготовить карточку «Подлежащее» для наборного полотна.

Урок 36. Сказуемое

Знать: способы выражения сказуемого.

Уметь: находить грамматическую основу предложения, где сказуемое выражено глаголом, существительным, полным или кратким прилагательным.

I. Проверка домашнего задания.

По мере проверки выполнения упражнения заполняется левая часть таблицы, затем пятиклассники заполняют своими примерами правую часть.

Конспект урока по русскому языку в 9 классе

Учитель русского языка и литературы.
Лелекова Евгения Вячеславовна.
МОБУ "СОШ №54", г. Оренбург

Тема: Повторение. Орфография. Пунктуации.
Цель урока: повторить, обобщить и закрепить тему «Орфография и пунктуация».
Задачи:
Обучающие:

организовать деятельность учащихся по систематизации знаний, создать условия для подготовки к ГИА по русскому языку;
отрабатывать навыки правописания чередующихся гласных в корне;
отрабатывать навыки правописания приставок;
отрабатывать навык постановки знаков препинания в простых осложнённых предложениях.
Развивающие:
использовать современные технологии обучения для развития у обучающихся навыков активного усвоения учебного материала;
создать условия для формирования навыка решения учебных задач, соответствующих требованиям ГИА;
способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы с тестом, взаимоконтроля, взаимооценки и самокоррекции выполненных заданий.
Воспитательные:
воспитывать настойчивость и познавательный интерес, умение слушать, желание работать до конца;
развивать положительное отношение к предмету.
Тип урока: Урок повторения изученного материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, самостоятельная.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
3. Сообщение темы и цели урока.
4. Работа по теме урока. Работа с эпиграфом.
5. Подготовка к экзамену. Часть Б. Работа с текстом.
6. Физминутка.
7. Подготовка к экзамену. Часть А. работа с тестами.
8. Итог урока.
9. Рефлексия.
10. Домашнее задание.

Содержание урока.
1. Организационный момент.
- Сегодня на уроке мы повторим орфографию и пунктуацию. Но прежде чем перейти к повторению, проверим домашнее задание.
2. Проверка домашнего задания.
(Д/з: индивидуально – сочинение – миниатюра «Природа моего края»; остальные учащиеся упражнение № 35)
- Некоторые учащиеся получили на прошлом уроке индивидуальные задания. Они должны были написать сочинения – миниатюры на тему «Природа моего края». Сейчас они зачитают свои сочинения, а вы отметите, какие орфограммы и пунктограммы встретились вам в сочинениях.
- Остальные учащиеся класса выполняли упражнение 35. Ответьте на написание каких орфограмм вам пришлось вспомнить правила. Написание каких орфограмм вызвало затруднения?
3. Сообщение темы и цели урока.
- Тема урока. Сегодня на уроке мы с вами повторим такие правила орфографии, как правописание корней с чередующимися гласными, правописание приставок, оканчивающихся на –з, -с, и написание приставок пре, при. Также мы повторим постановку знаков препинания в осложненном простом предложении.
4. Работа по теме урока.
Работа с эпиграфом.
- В качестве эпиграфа к нашему уроку я предлагаю слова И. Гёте.
Природа не знает остановки в своём движении и казнит всякую бездеятельность.
- Выполняя входную контрольную работу, вы заметили, что в тестах присутствовали задания на расстановку знаков препинания, фонетику. К доске пойдут три ученика. Задание следующее: первый ученик объясняет постановку знаков препинания и выполняет синтаксический разбор предложения. Второй ученик – производит синтаксический разбор словосочетания из этого предложения. Третий ученик – делает фонетический разбор. Пока учащиеся выполняют свою работу, мы проведём словарный диктант и повторим правила орфографии. (на листочках)
Прикасаясь, растительный, зарница, перебирать, приминать, выращенный, избрать, исчезнуть, безрассудный, придорожный, бессмертный, разбить, возлагать, коснулся, прескучный, расстилать, разгорелся.
- Обменяйтесь листочками с соседом по парте. Произведём взаимопроверку. Внимание на экран.
- Поднимите руки те, кто не допустил ни одной ошибки. Теперь те, кто получил «4». А кто не справился с работой?
- Двое учеников пойдут проверять фонетический разбо разбор слова и синтаксический разбор словосочетания. Пока они занимаются работой, мы послушаем ученика, выполнявшего синтаксический разбор предложения.
Природа не знает остановки в своём движении и казнит всякую бездеятельность. (Повеств., невосклиц., прост., двусост., распростр., полное, ослож. = и =)

Всякую бездеятельность

Мест. + сущ.

Признак предмет
(грам.значение – признак предмета, связь – согласование)

Оценка за синтаксический разбор предложения. Учащиеся, которые выполняли разборы, и их проверяющие оцениваются в процессе работы на уроке.
5. Подготовка к экзамену. Часть Б. Работа с текстом.
Фронтальный опрос.
- Повторим термины. Что изучает орфография? (правильность написания слов) какие правила орфографии мы с вами изучили? Какое из правил было для вас трудным? Что изучает пунктуация? (постановка знаков препинания)
- Закрепим эти понятия при работе с текстом. В этом году вы будете сдавать ГИА и знаете, что в блоке Б вас ожидает работа с текстом.
На опушк.. выр..с красивый лес из березок. У каждой красавицы листья расположены (по)разному. Одни к..саются земли, другие г..рят ярким пламенем на верхушках. Вокруг березок густо зеленеет м..лодая поросль. Во время вечерней з..ри лес оз..ряется необычным светом. Именно тогда листья деревьев делаются г..рящими! Хорошо в это время в лесу!
Лес это самое великое тв..рение природы. Все зверьки птички прекл..няются перед этим чудом.

- Перед вами текст. Определите тему и идею текста? Тип и стиль речи. (Ответ: тема – лес - это великое творение природы. Идея – привлечь внимание читателя к красоте природы. Тип – описание, стиль – художественный)
- Посмотрите на первые два предложения. Назовите способ связи этих предложений. (последовательный)
- Назвать средство связи первого и второго предложения. (синоним)
Задание: списать текст, вставить орфограммы и недостающие знаки препинания.
- Какие правила вам пришлось вспомнить при написании орфограмм? Объяснить расстановку знаков препинания.
- Самопроверка через проектор.
- Какие средства художественной выразительности использует автор для описания природы? (Ответ: эпитеты - красивый лес, ярким пламенем, необычным светом, великое творение; олицетворение - другие горят ярким пламенем; листья деревьев делаются горящими; метафора - все зверьки, птички приклоняются перед этим чудом)
- Для чего автор использует средства выразительности?
- Что мы повторили при работе с текстом? (орфографию, синтаксис, пунктуацию, художественно-выразительные средства)
6. Физминутка.
Зарядка для глаз.
- Закройте глаза, представьте чёрное пятно, посмотрите в него. Откройте глаза. Посмотрите влево – вправо, вверх – вниз. Повторите упражнение по 5 раз. Поморгали глазами.
7. Подготовка к экзамену. Часть А. работа с тестами.
- А сейчас проверим ваши знания по пройденным темам. Вам предлагается тест. Выполняем. Потом сдаёте тетради. Я проверю и выставлю оценки в журнал.
Тест.
А1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Героиней этого романа (1) конечно (2) была Маша.
Известие от мамы (3) должно быть (4) уже к четвергу.
1) 1
2) 1, 2
3) 3
4) 3, 4
А2. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) пр..школьный, пр..следовать
2) бе..заботный, ра..писание
3) пр..градить, пр..гладить
4) во..паление, и..черпать
А3. В каком слове пропущена безударная проверяемая гласная в корне слова?
1) просл..дить
2) зам..рать
3) изл..гать
4) к..рзина
А4. В каком варианте ответа НЕ со словом пишется раздельно?
1)(Не) высокие сосенки видны вдоль дороги.
2) Солдат (не) был дома пять лет.
3) (Не) весёлым, но добрым был этот человек.
4) (Не) легко забыть прошлое.
А5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?
(Н..)(1) кто (н..)(2) хотел (н..)(3) ссориться, (н..)(4) мириться.
1) 1, 2 2) 1, 3, 4 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4
А6. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Ч. Айтматов как-то заметил, что бывают дни, когда всё ладится и жизнь прекрасна.
2) В один из осенних дней, освежённых холодным воздухом, лес как будто помолодел.
3) Все, кто был против старого Меньшикова, теперь торжествовали.
4) Благодаря таланта дирижёра удалось ощутить своеобразие музыки П.И. Чайковского.
А7. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Только деревья да дома мелькают перед глазами.
2) Это был то ли сон то ли призрачное воспоминание.
3) Ничего из его наследства не тронуто ни людьми ни временем ни землетрясениями.
4) А поля уже резко чернеют пашнями и ярко зеленеют закустившимися озимыми.
А8. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная в корне?
1) прик..саться, зам..реть, покл..ниться
2) прим..рять, прол..жить, просл..зиться
3) просл..дить, зав..зать, прогл..тить
4) прив..зать, попл..вок, гр..шить
А9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Вздрагивая от холода(1) щенок(2) потерявший хозяина(3) забился под крыльцо дома(4) и заснул.
1) 1,2 2) 1,2,3 3) 2,3,4 4) 1,3
А10. Укажите верную характеристику предложения.
В Москве, на Красной площади, стоит Храм Василия Блаженного.
1) Простое односоставное предложение.
2) Простое двусоставное предложение с уточняющим членом.
3) Простое предложение с вводной конструкцией.
4) Простое предложение с обособленным определением.

Ответы:
А1 – 2
А2 – 4
А3 – 1
А4 – 2
А5 – 2
А6 – 4
А7 – 2
А8 – 1
А9 – 2
А10 – 2

9-10 баллов – оценка «5»
7-8 баллов – оценка «4»
5-6 баллов – оценка «3»
8. Итог урока.
- Какие правила орфографии и пунктуации мы сегодня повторили?
9. Рефлексия.
- Перед вами пословицы об учёбе. Какую бы вы выбрали сегодня для себя?
Без муки нет науки.
Век живи – век учись.
Грамоте учиться – вперед пригодится.
Корень ученья горек, да плод его сладок.
(спросить 3 – 4 ученика)
10 Домашнее задание.
Упр. 36. Задание: графически объяснить. Разобрать 3 словосочетания с различными видами связи.
Индивидуально: Составьте текст, используя слова (в любой форме): причастия обрушившийся, пробивший, мчащий, вздымающий, бьющийся; существительные лавина, пучина, шхуна, гребни волн, луч солнца, пожар; наречия неистово, стремительно.