Семья

Поздравления с днем рождения учителю биологии. Основные вехи в изучении органического мира

(др.-греч βίοσ — жизнь, др.-греч λόγος — слово; наука) — система наук, изучающая жизнь во всех ее проявлениях и на всех уровнях организации живого, о живой природе, о существах, заселяют Землю или уже вымерли, их функции, развитие особей и родов, наследственность, изменчивость, отношения, систематику, распространение на Земле; о связи существ и их связи с неживой природой. Биология устанавливает общие закономерности, свойственные жизни во всех его проявлениях.

История становления и развития

Термин «биология» впервые принял 1797 немецкий профессор анатомии Теодор Руз (1771-1803), позже 1800 срок применил профессор Дерптского университета Фридрих Бурда (1776-1847), а в 1802 гг. — Ламарк (1744-1829) и Лудольф Тревиранус (1779-1864).

Биология как наука возникла, когда человек начал познавать окружающую среду, в связи с материальные условиями жизни общества, развитием производственных отношений, медицины, практических потребностей человека.

Наряду с физикой, химией, математикой биология относится к естественным наукам, предметом изучения которых является природа. В процессе постепенного развития и обогащения новыми фактами биология превратилась в комплекс наук, исследует закономерности, свойственные существам с разных сторон. Некоторые из этих наук представляют самостоятельные дисциплины — анатомия, физиология, гистология, биохимия, микробиология и др. Современная биология — это сложный высокодифференцированный комплекс фундаментальных и прикладных исследований живой природы, имеет немало биологических дисциплин, специализирующихся на изучении структурно-функциональных особенностей определенных организмов. Теоретический фундамент биологии заложило эволюционное учение Дарвина, клеточная теория Шванном и целлюлярная патология Рудольфа Вирхова.

Человек давно, от доисторических времен, жила рядом с другими существами. Еще больше ознакомилась она с ними, когда начала культивировать растения и одомашнивать животных. По мере освоения растительного и животного мира развивались и углублялись знания человека. С этажных и зчаста неточных представлений о природе постепенно формировались более определенные и точные знания. Памятники древних культур: китайской, индийской, ассиро-бабилонськои, египетской, греческой — свидетельствуют о том, что еще задолго до начала нашей эры был накоплен значительный эмпирический материал в области биологии. Наряду с практическими вопросами, важными для сельского хозяйства и медицины, древние естествоиспытатели-мыслители (Гераклит, Демокрит, Гиппократ и др.) Пытались решить и ряд общебиологических вопросов, в частности, касающиеся происхождения и эволюции существ. Важную значину для развития биологии имели произведения Аристотеля (384-322 до н. Э.).

Первые систематические попытки познания живой природы осуществили античными врачи и философы (Гиппократ, Аристотель, Теофраст, Гален). Их работы, продлен в эпоху Возрождения, именно они начали ботанику и зоологию, а также анатомию и физиологию человека (Андреас Везалий и др.). В 17 — 18 веках в биологию проникают экспериментальные методы. На основе количественных измерений и применения законов гидравлики был открыт механизм кровообращения (Гарвей, в 1628). Изобретение микроскопа раздвинул границы известного мира существ, углубил представления об их строении. Одно из главных достижений этого периода — создание системы классификации растений и животных (Карл Линней, 1735). Одновременно преобладали умозрительные теории о развитии и свойства существ (самозарождения, преформации т.д.).

В 19 веке в результате резкого увеличения количества биологических исследований (новые методы, экспедиции в тропические и малоприступни районы Земли и др.), Накопление и дифференциации знаний сформировалось много специяльних биологических наук. Так, в ботанике и зоологии появляются разделы, которые изучают отдельные систематические группы, развиваются эмбриология, гистология, микробиология, палеонтология, биогеография и др. Среди достижений биологии клеточная теория (Т. Шванн, 1839), открытие закономерностей наследственности (Грегор Мендель, 1865). К фундаментальным изменениям в биологии привело эволюционное учение Чарльза Дарвина (1859).

Биологии 20 века присущи две взаимосвязанные тенденции. С одной стороны, сформировалось представление о качественно различные уровни организации живой природы: молекулярный (молекулярная биология, биохимия и другие науки, которые сочетают понятием физико-химическая биология), клеточный (клеточная биология), уровень организмов (анатомия, физиология, эмбриология), популяционно -видовий (экология, биогеография). С другой стороны, стремление к целостному, синтетического познания живой природы привело к прогрессу наук, изучающих определенные свойства живой природы на всех структурных уровнях ее организации (генетика, систематика, эволюционное учение и т.п.). Поразительных успехов с 1950-х годов достигла молекулярная биология, которая раскрыла химические основы наследственности (строение ДНК, генетический код, матричный принцип синтеза биополимеров). Учение о биосфере (В. И. Вернадский) раскрыло масштабы геохимической деятельности живых организмов, их неразрывную связь с неживой природой. Практическую значину биологических исследований и методов (а также генной инженерии, биотехнологии) для медицины, сельского хозяйства, промышленности, разумного использования природных ресурсов и охраны природы и проникновения в эти исследования идей и методов точных наук выдвинули биологию в середине 20 века на передний край естествознания.

Задача биологии и обзор основных проблем

Задачей биологии является всестороннее изучение всего сукуп организмов как современных, так и ископаемых. Количество современных видов организмов составляет около 2 млн, среди которых более 1500000 животных. Примерно столько же известно ископаемых видов. Биологи исследуют строение растений и животных, их жизненные функции, образ жизни и распространение на Земле, их историческое развитие и значину, пути использования и тому подобное. Эти рас дают возможность максимум и рационально использовать в интересах человека полезные формы и все успешнее уничтожать вредные.

Вопрос об историческом развитии органического мира и происхождения человека являются одними из важнейших в современной биологии; они всегда стояли в центре борьбы между материялизм и идеализмом. Именно раздел биологии, постигает эти вопросы, испытывал и испытывает сильных нападок со стороны реакционных сил в биологии.

Биология сейчас — сложная система научных дисциплин, каждая из которых имеет свои задачи, свои методы и объекты исследования.

Весь мир организмов, в зависимости от степени их родства, разделяют на определенные группы: типы, классы, ряды, семьи, роды, виды. Распределение организмов по группам, или их классификацию, осуществляет систематика. Основоположником научной систематики был К. Линней.

Строение организмов и ее изменения в индивидуальном и историческом развитии исследует морфология, которая является базой для развития других биологических наук. Для изучения внутреннего строения организмов морфология пользуется методом сечений и срезов, поэтому этот ее раздел известный еще под названием анатомии. Применение сравнительного анализа внутренних структур позволило осуществить ряд важных узагальнин. Без сравнительной анатомии невозможно решение такой важной проблемы, как эволюция органического мира.

Микроскопическое исследование тонкой телосложения организмов, недоступной для голого человеческого глаза, осуществляет наука о тканях — гистология. Параллельно со сравнительной анатомией развилась сравнительная гистология. Микроскопическое исследование строения клеток привело к развитию клеточной биологии — науки о строении, химический состав, физиологические свойства и развитие этой основной структурной единицы существ.

Морфологические науки тесно переплетаются с физиологией, которая изучает жизненные функции организмов, то есть процессы их жизнедеятельности (движение, питание, дыхание, кровообращение, выделение, передачи нервного возбуждения и т.д.). С физиологией родственная биохимия, или физиологическая химия, которая исследует химические процессы, лежащие в основе обмена веществ, ведет химический анализ тканей и различных выделений организма.

Взаимоотношения и взаимодействие организма и окружающей среды изучает экология. Важным ее разделом является ценология, которая изучает биоценозы. Из данных экологии и ценологии выходит в своих выводах биогеография, которую разделяют на фитогеография (география растений) и зоогеографии (география животных).

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) разделяют на два этапа — эмбриональный (зародышевый) и постэмбрионального (послезародышевый). Закономерности эмбрионального развития изучает эмбриология, которую, естественно, разделяют на эмбриологии растений и эмбриологии животных и человека. Вопрос наследственности и изменчивости организмов исследует генетика.

Эволюционное учение, или дарвинизм, постигает как общие закономерности эволюции организмов, так и факторы исторического (филогенетического) и индивидуального развития животных и растений. Конкретные пути исторического развития, родство разных систематических групп организмов — их филогению изучает филогенетика. Весьма важную значину для выявления родства организмов имеет палеонтология, которая исследует ископаемых растений (палеоботаника) и ископаемых животных (палеозоология) и их развитие на протяжении всех геологических времен. Именно она позволяет на основании документальных данных — окаменелых остальных ископаемых организмов — воссоздать реальную картину эволюции органического мира, последовательные этапы развития жизни на Земле.

К биологическим методам исследования относят:

  • Метод наблюдения — является основой морфологических наук, используется, как на микроскопическом, так и макроскопическом уровнях. Сущность метода заключается в установлении индивидуальности исследуемого объекта, без искусственного вмешательства в его процессов жизнедеятельности. Собранная информация используется для дальнейшего исследования.
  • Сравнительный метод — используется для сравнения объекта исследования с подобными объектами или процессами. Он позволяет открывать новые виды живых существ и классифицировать их, подробно анализируя схожие и отличительные черты по сравнению с близкими к ним формами.
  • Экспериментальный метод — используется для изучения объектов или процессов в специально созданных искусственных условиях. В отличие от метода наблюдения, экспериментальный метод подразумевает преднамеренное вмешательство экспериментатора в природу, что позволяет установить последствия от влияния тех или иных факторов на объект исследования. Метод может применяться как в естественных условиях, так и лабораторных.
  • Мониторинг — это метод постоянного наблюдения за состоянием отдельных биологических объектов, ходом определенных процессов в отдельных экологических системах, или в биосфере в целом.
  • Моделирование — это метод демонстрации и исследования определенных процессов, явлений или организмов с помощью их упрощенной имитации. Он дает возможность изучать объекты и процессы, которые сложно или невозможно воспроизвести экспериментально, или непосредственно наблюдать.
  • Статистический метод — метод основан на статистической обработке количественного материала, собранного в результате других исследований (наблюдений, экспериментов, моделирований), что позволяет его всесторонне проанализировать и установить определенные закономерности.

Цитология

Цитология (греч. Κύτος — «вместилище», здесь «клетка» и греч. Λόγος — «учение», «наука») — раздел биологии, изучающий живые клетки, их органоиды, их строение, функционирование, процессы клеточного размножения, старения и смерти.

Генетика

Генетика (греч. Γενητως — что происходит от кого-то) — наука о законах и механизмах наследственности и изменчивости. В зависимости от объекта исследования классифицируют генетику

  • растений;
  • животных;
  • микроорганизмов;
  • человека и другие.

В зависимости от используемых методов — наука о генетике, экологическую генетику и другие. Идеи и методы генетики играют важную роль в медицине, сельском хозяйстве, микробиологической промышленности и, а также в генетической инженерии.

Генетика как наука появилась не так давно. В 1865 году Грегор Мендель опубликовал доклад «Опыты над растительными гибридами», из этого и принято считать начало науки генетики, а Грегора Менделя за это прозвали «Отцом генетики».

Экология

Экология (греч. Οικος — дом, жилище, хозяйство, место жительства, родина и греч. Λόγος — понятие, учение, наука) — наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов».

Экология как наука стала очень популярна в наше время, в связи с ухудшением окружающей среды.

Объекты исследования экологии — в основном, системы выше уровня отдельных организмов: популяции, биоценозы, экосистемы, а также вся биосфера. Предмет изучения — организация и функционирование таких систем.

Главная задача прикладной экологии — разработка принципов рационального использования природных ресурсов на основе сформулированных общих закономерностей организации жизни.

Методы исследований в экологии подразделяются на

  • полевые;
  • исторические;
  • экспериментальные;
  • метод сравнения;
  • метод моделирования.

Полевые методы представляют собой наблюдения за функционированием организмов в их естественной среде обитания.

Исторический метод помогает на основе данных о современном органическом мире и его прошлое, познать процессы развития живой природы.

Экспериментальные методы включают в себя варьирования различных факторов, влияющих на организмы, по выработанной программе в стационарных лабораторных условиях.

Метод сравнения позволяет выявить общие закономерности в строении и жизнедеятельности различных организмов.

Методы моделирования позволяют прогнозировать развитие различных процессов взаимодействия живых систем между собой и с их окружающей средой.

Научная классификация

Биологическая классификация — научная дисциплина, в задачи которой входит разработка принципов классификации живых организмов и практическое применение этих принципов к построению системы. Под классификацией здесь понимается описание и размещение в системе всех живых и вымерших организмов.

Биологическая безопасность

Биологическая безопасность — это сохранение функционирования живых систем, их целостности, биологических функций, взаимосвязей с другими системами, предотвращения широкомасштабной потери биологической целостности, которая может иметь место в результате интродукции видов в экосистемы, загрязнение окружающей среды (воды, почвы, воздуха) и др.

Видео по теме

Биоло́гия (от греч. bios - жизнь и logos - слово, учение), совокупность наук о живой природе - об огромном многообразии вымерших и ныне населяющих Землю живых существ, их строении и функциях, происхождении, распространении и развитии, связях друг с другом и с неживой природой. Биология устанавливает общие и частные закономерности, присущие жизни во всех ее проявлениях и свойствах (обмен веществ, размножение, наследственность, изменчивость, приспособляемость, рост, подвижность и др.).

Первые систематические попытки познания живой природы были сделаны античными врачами и философами (Гиппократ , Аристотель, Теофраст, Гален). Их труды, продолженные в эпоху Возрождения, положили начало ботанике и зоологии, а также анатомии и физиологии человека (Везалий и др.). В 17 - 18 вв. в биологию проникают экспериментальные методы. На основе количественных измерений и применения законов гидравлики был открыт механизм кровообращения (У. Гарвей , 1628). Изобретение микроскопа раздвинуло границы известного мира живых существ, углубило представление об их строении. Одно из главных достижений этой эпохи - создание системы классификации растений и животных (К. Линней , 1735). Вместе с тем преобладали умозрительные теории о развитии и свойствах живых существ (самозарождения, преформации и др.). В 19 в. в результате резко возросшего числа изучаемых биологических объектов (новые методы, экспедиции в тропические и малодоступные районы Земли и др.), накопления и дифференциации знаний сформировались многие специальные биологические науки. Так, ботаника и зоология дробятся на разделы, изучающие отдельные систематические группы, развиваются эмбриология, гистология, микробиология, палеонтология, биогеография и др. Среди достижений биологии - клеточная теория (Т. Шванн, 1839), открытие закономерностей наследственности (Г. Мендель, 1865). К фундаментальным изменениям в биологии привело эволюционное учение Ч. Дарвина (1859). Для биологии 20 в. характерны 2 взаимосвязанные тенденции. С одной стороны, сформировалось представление о качественно различных уровнях организации живой природы: молекулярном (молекулярная биология, биохимия и другие науки, объединяемые понятием физико-химическая биология), клеточном (цитология), организменном (анатомия, физиология, эмбриология), популяционно-видовом (экология, биогеография). С другой стороны, стремление к целостному, синтетическому познанию живой природы привело к прогрессу наук, изучающих определенные свойства живой природы на всех структурных уровнях ее организации (генетика, систематика, эволюционное учение и др.). Поразительных успехов начиная с 50-х гг. достигла молекулярная биология, вскрывшая химические основы наследственности (строение ДНК, генетический код, матричный принцип синтеза биополимеров). Учение о биосфере (В. И. Вернадский) раскрыло масштабы геохимической деятельности живых организмов, их неразрывную связь с неживой природой. Практическое значение биологических исследований и методов (в т. ч. генетической инженерии, биотехнологии) для медицины, сельского хозяйства, промышленности, разумного использования естественных ресурсов и охраны природы, а также проникновение в эти исследования идей и методов точных наук выдвинули биологию с сер. 20 в. на передовые рубежи естествознания.

Поздравляю с днём рождения. Желаю счастливого биоритма, желаю отсутствия бактерий грусти и вирусов печали, желаю иметь высокий иммунитет к любым недугам, желаю ферментов удачи и любви в твоей прекрасной жизни.

Поздравляем с днём рождения замечательного учителя Биологии. Мы желаем Вам цветущих садов в душе и полноценной работы сердца, благополучной деятельности и большого уважения, верного счастья и удачи, интересных идей и невероятных успехов. Пусть жизнь Ваша будет насыщенной и сочной, как вакуоли арбуза.

Сегодня день особенный,
Масштабного значения,
Учитель биологии
Справляет день рождения,
Детей пусть учит он всегда
Разумному и вечному,
Желаем радости ему
И счастья бесконечного!

Знаем мы строение тела человека,
За знания спасибо Вам, мы Вами дорожим.
Вы - самый наш любимый учитель биологии,
Сегодня с днем рождения поздравить Вас спешим.

Учеников послушных, талантливых желаем,
Пусть Вам удача в жизни сопутствует всегда.
Желаем мы любви Вам, богатства и успеха,
О Вас мы будем помнить долгие года.

Учитель биологии,
Мы поздравляем вас,
Поздравить с днем рождения
Пришел вас целый класс,
Желаем счастья и добра,
Живите лучше всех,
Дарите знанья дальше нам
И свой веселый смех!

С днем рождения поздравим
Мы, учитель, нынче вас.
Биологии уроки
Популярны все у нас.

Вам желаем мы терпения,
С нами трудно без него.
Счастья вам, добра и мира,
Только лучшего всего.

С днем рождения поздравления,
Наш биолог, принимайте,
Что шалим мы на уроках
Вы уже нас не ругайте.

Вам за знания спасибо
От души мы говорим,
Ваш предмет мы обожаем,
Хоть частенько и шумим.

Сегодня, в эту самую минуту,
Мы будем поздравлять Вас,
С Вашим праздником особым,
Будем Вам добра желать.

Вы учитель превосходный,
С Вами нам уж очень повезло,
Биологию мы любим, изучаем,
Знаем мы ее довольно хорошо.

И сегодня, Вам желаем счастья,
Жизни легкой, да и чтоб без бед,
С днем рождения Вас поздравляем,
И желаем долгих и счастливых лет!

Желаем, чтобы вы всегда были счастливы, преподавали нам так интересно и талантливо «Биологию», а также были полны сил, энергии и неиссякаемого оптимизма! Пускай удача сопровождает вас и помогает достичь всех поставленных целей! Чаще улыбайтесь и озаряйте лучезарной улыбкой наш класс!

Желаем от души вам много счастья,
Сегодня, в этот светлый день рождения!
Пускай вас не касаются ненастья,
Чтоб радовало каждое мгновение!

Здоровья пожелать хотим, добра,
И море увлекательных идей,
Вас в школе очень любит детвора,
Ведь вы безумно любите детей!

Биология человека. Дж. Харрисон и др.

Пер. с англ. - М.: Мир, 1979. - 612 с.

Настоящее-второе - издание значительно дополнено и переработано по сравнению с первым, выпущенным в свет в переводе на русский язык в 1968 г. (Харрисон Дж., Уайнер Дж., Таннер Дж., Барникот Н. Биология человека - М.: Мир, 1968). В монографии рассмотрены общие вопросы теории эволюции, история приматов, происхождение человека, генетика человека и изменчивость (изменчивость размеров и формы тела, пигментации, состава крови и т. д.), рост, физическое и умственное развитие. Заключительная часть посвящена вопросам экологии.

Предназначена для биологов всех специальностей, врачей, антропологов, этнографов, археологов, экономистов и социологов. Может служить пособием для преподавателей средних школ и техникумов, а также при чтении лекций о происхождении человека и па антирелигиозные темы.

Формат: djvu

Размер: 6,6 Мб

Скачать: yandex.disk

ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие редактора перевода 5
Предисловие к первому изданию 7
Предисловие ко второму изданию 10
Часть I. Эволюция человека (Дж. Харрисон, Дж. Уайнер, Дж. Тэннер и В. Рейнолдс) 13
Глава 1. Закономерности эволюции 13
Глава 2. Приматы 32
Глава 3. Человекообразные обезьяны и человек 60
Глава 4. Развитие гоминид 71
Глава 5. Происхождение человеческого общества 106
Список литературы 126
Часть II. Генетика человека (Дж. Харрисон) 129
Глава 6. Законы Менделя и человек 129
Глава 7. Генетика пола 146
Глава 8. Независимое распределение и сцепление 156
Глава 9. Гены и их действие 166
Глава 10. Влияние внешней среды 181
Глава 11. Генетическая структура человеческих популяций.
I. Системы браков 190
Глава 12. Генетическая структура человеческих популяций.
II. Изменения частот генов 205
Список литературы 228
Часть III. Биологическая изменчивость в популяциях современного человека (Н. Барникот) 229
Глава 13. Введение 229
Глава 14. Размеры и форма тела 237
Глава 15. Пигментация и некоторые другие морфологические признаки 259
Глава 16. Биохимическая изменчивость 275
Глава 17. Группы крови 309
Глава 18. Другие виды изменчивости 348
Список литературы 363
Часть IV. Рост и конституция человека (Дж. Тэннер) 366
Глава 19. Кривая роста человека 366
Глава 20. Пубертатный скачок роста и определение возраста по степени развития 390
Глава 21. Гормональные, генетические и средовые факторы, регулирующие рост 408
Глава 22. Физическое и умственное развитие 428
Глава 23. Анализ и классификация типов телосложения 439
Глава 24. Связь телосложения с физиологическими функциями, болезнями и поведением 461
Список литературы 470
Часть V. Экология человека (Дж. Уайнер) 472
Глава 25. Введение 472
Глава 26. Экология питания 488
Глава 27. Климатическая адаптация 519
Глава 28. Болезни 564
Глава 29. Стабильность популяций 580
Список литературы 595
Предметный указатель 597
Указатель латинских названий 608
Оглавление 611