11 класс

Дорога не ровная но короткая. Предупредительный диктант. Частица не пишется слитно

Слитное и раздельное написание НЕ

А) (не)лепый поступок, (не)высоко взлететь, а низко

Б) надеть (не)красивый плащ, дорога (не)ровная, но короткая

В) очень (не)красивый зонт, ничем (не)оправданный поступок

Г) далеко (не)легкое дело, (не)смолкаемый гул

А) (не)благодарный слушатель, поступил (не)по-товарищески

Б) (не)веселый, а грустный взгляд, вовсе (не)трудовые доходы

В) отвечать очень (не)брежно, (не)слышу своего голоса

Г)вести себя (не)принужденно,(не)думая о последствиях

А) река была (не)широка, путь (не)короток, а длинен

Б) (не)ряшливый вид, (не)видеть леса

В) (не)пользуясь льготами, почуять (не)доброе

Г) (не)завидное положение, юноша крайне(не)вежлив

А) полный (не)вежда в музыке, (не)кланяясь в пояс

Б) (не)было времени, обошлись (не)дешево

В) (не)ласковый и надменный ухажер, поработали отнюдь (не)плохо

Г) (не) говорил ничего, (не)проверенные учителем задачи

А) домашние (не)урядицы, (не)стерпимая для ребенка боль

Б) якорь (не)достает до дна, времени всегда (не)достает

В) сказал явную (не)правду, (не)горевал о неудаче

Г) (не)взлюбить с первого взгляда, (не)готов к урокам

А) вино было (не) выдержано, (не)вообразимый шум

Б) (не)долгое время, (не)мог заснуть

В) день (не)жаркий, а прохладный, крайне (не)красивый

Г) ничем (не)оправданный поступок, (не)обладающий тактом

А) (не)заменимые в дороге вещи, (не)дающий ответа

Б) уплатить (не)устойку, вопрос (не) решен вовремя

В) (не)слушая оппонентов, (не)приступная крепость

Г) устал с (не)привычки, нести (не)суразицу

А) (не)проданный дом, (не)прочитанная еще книга

Б) (не)навидящий ложь, (не)рад встрече

В) (не)успевший остыть за ночь, далеко (не)модный фасон

Г) отнюдь (не)легкое решение, (не)сложный для класса вопрос

А) совершенно (не)обоснованные выводы, далеко (не) модный фасон

Б) (не)спетые песни, они (не)стары

В) (не)легкое далось решение, чрезвычайно (не)приятный момент

Г) (не)избалованный вниманием, (не)выдержанны и капризны

А) (не) заглядывая в будущее, долго(не)заживающая рана

Б) афиши (не) расклеены, почти (не)слышный дождь

В) (не)сравнимая красота, (не)обладающий тактом
Г) плоды (не)крупные, но сладкие, ни с чем (не)сравнимая красота

Ответы

1.Определите ряд, в котором НЕ с обоими словами пишется СЛИТНО.

А) нелепый поступок, не высоко взлететь, а низко

Б) надеть некрасивый плащ, дорога неровная, но короткая

В) очень некрасивый зонт, ничем не оправданный поступок

Г) далеко не легкое дело, несмолкаемый гул

2. Определите ряд, в котором НЕ с обоими словами пишется РАЗДЕЛЬНО.

А) неблагодарный слушатель, поступил не по-товарищески

Б) не веселый, а грустный взгляд, вовсе не трудовые доходы

В) отвечать очень небрежно, не слышу своего голоса

Г) вести себя непринужденно, не думая о последствиях

3.Определите ряд, в котором НЕ с обоими словами пишется СЛИТНО.

А) река была неширока, путь не короток, а длинен

Б) неряшливый вид, не видеть леса

В) не пользуясь льготами, почуять недоброе

Г) незавидное положение, юноша крайне невежлив

4. Определите ряд, в котором НЕ с обоими словами пишется РАЗДЕЛЬНО.

А) полный невежда в музыке, не кланяясь в пояс

Б) не было времени, обошлись недешево

В) неласковый и надменный ухажер, поработали отнюдь не плохо

Г) не говорил ничего, не проверенные учителем задачи

5. Определите ряд, в котором НЕ с обоими словами пишется СЛИТНО.

А) домашние неурядицы, нестерпимая для ребенка боль

Б) якорь не достает до дна, времени всегда недостает

В) сказал явную неправду, не горевал о неудаче

Г) невзлюбить с первого взгляда, не готов к урокам

6. Определите ряд, в котором НЕ с обоими словами пишется РАЗДЕЛЬНО.

А) вино было не выдержано, невообразимый шум

Б) недолгое время, не мог заснуть

В) день не жаркий, а прохладный, крайне некрасивый

Г) ничем не оправданный поступок, не обладающий тактом

7. Определите ряд, в котором НЕ с обоими словами пишется СЛИТНО.

А) незаменимые в дороге вещи, не дающий ответа

Б) уплатить неустойку, вопрос не решен вовремя

В) не слушая оппонентов, неприступная крепость

Г) устал с непривычки, нести несуразицу

8. Определите ряд, в котором НЕ с обоими словами пишется РАЗДЕЛЬНО.

А) непроданный дом, не прочитанная еще книга

Б) ненавидящий ложь, не рад встрече

В) не успевший остыть за ночь, далеко не модный фасон

Г) отнюдь не легкое решение, несложный для класса вопрос

9. Определите ряд, в котором НЕ с обоими словами пишется СЛИТНО.

А) совершенно необоснованные выводы, далеко не модный фасон

Б) неспетые песни, они не стары

В) нелегкое далось решение, чрезвычайно неприятный момент

Г) не избалованный вниманием, невыдержанны и капризны

10. Определите ряд, в котором НЕ с обоими словами пишется РАЗДЕЛЬНО.

А) не заглядывая в будущее, долго не заживающая рана

Б) афиши не расклеены, почти неслышный дождь

В) несравнимая красота, не обладающий тактом
Г) плоды некрупные, но сладкие, ни с чем не сравнимая красота


Урок по теме:
«НЕ с именами прилагательными» 6 класс

Ход урока

I . Организационный момент

Запись в тетрадь числа, темы урока. Мобилизовать учащихся на урок, быстро включить их в деловой ритм.

Озвучить цель урока: закрепить на практике знания по теме «Правописание НЕ с прилагательными», систематизировать знания, полученные на предыдущих уроках.

II . Проверка домашнего задания.

Цель – проверить умение учащихся применять полученные знания при самостоятельном выполнении домашнего задания.

Привести примеры слитного написание НЕ с прилагательными из домашнего задания (Русский язык: рабочая тетрадь для 6 класса. Часть II / Богданова Г.А.; упр. 66), объяснить правописание.

Пишется слитно (без НЕ не употребляется):

нелепый вид

небрежная запись

неприступная крепость

Пишется слитно (можно заменить синонимом):

небольшой портфель

неровная дорога

очень некрасивый шарф

дорогая неровная, но короткая

недобрый человек

недорогой, а красивый ситец

негромкое чтение

неглубокая, но широкая река

Вопрос к классу: «Объясните, почему в некоторых словосочетания НЕ пишется слитно, хотя есть союз А или НО. Как называется такое явление?»

Ответ: сопоставление, эти прилагательные можно заменить синонимом.

Привести примеры раздельного написание НЕ с прилагательными, объяснить правописание.

Пишется раздельно:

вовсе не красивый поступок

не высокий, а низкий дом

путь не долог, а близок

ничуть не интересный фильм

III . Творческая работа.

Выполняется по рядам. На листах, которые даны каждому ученику, выполнить следующие задания. Для слабоуспевающих учащихся дается образец и правило.

1 ряд. К данным существительным подобрать прилагательные, которые с НЕ пишутся слитно:

встреча (нерадостная, невеселая, неожиданная, нечаянная )

почерк (неразборчивый, некрасивый, небрежный, неаккуратный )

работа (нетрудная, небрежная, нелегкая, ненужная, недобросовестная )

Образец.

Встреча нерадостная (можно заменить синонимом «грустная»)

Встреча нечаянная (без НЕ не употребляется)

2 ряд. К данным существительным подобрать прилагательные, которые с НЕ пишутся раздельно:

задача (нетрудная, а легкая; отнюдь не легкая )

рассказ (не интересный, а скучный; нисколько не занимательный )

погода (не солнечная, а пасмурная; совсем не жаркая )

Образец

погода не солнечная, а пасмурная (есть противопоставление с союзом «а»)

погода совсем не жаркая (есть усиление отрицания «совсем не»)

3 ряд. Заменить прилагательные синонимами с НЕ:

рассеянный ученик (невнимательный )

молчаливый человек (неразговорчивый )

плохая погода (ненастная )

грубый мальчик (невоспитанный, невежественный )

Образец

грубый мальчик - невоспитанный

Примечание. Можно работать в парах.

IV . Работа с текстом. Тексты на листах у каждого ученика.

Пр_морская тайга – удивительный (не)рукотворный сад. Особенно она поражает (не)обыкнове(н,нн)ой красотой весной.

(Не)большие деревца с пышн__ кронами будто покрыты лебяжьим пухом. Это цветут уссурийские груши. Сейчас они нарядные, а осенью они ничуть (не)приметные.

Рядом с ними расцветают сибирские яблони. У подножья сопок стоят (не)взрачные кусты в бледно-розовых воздушных косынках. Это дикая вишня.

Задания к тексту.

1. Прочитайте текст. В каком предложении выражена главная мысль текста?

2. Определите стиль и тип речи. Докажите. Найдите художественные средства в тексте. (Обращаем внимание учащихся на плакаты «Стили речи» и «Типы речи», размещенные на доске)

Цель художественного текста – воздействовать на ум и чувства человека.

Особенности художественного стиля:

- изображение словами каких-то картин (образность);

- выражение определенного чувства (эмоциональность);

- использование выразительных средств языка (олицетворение, эпитеты, сравнения).

Эпитеты: удивительный нерукотворный сад, необыкновенной красотой, пышные кроны, невзрачные кусты

Сравнения будто покрытые лебяжьим пухом

Тип речи – описание природы

3. Объясните значение слова «нерукотворный».

4. Подберите синоним к слову «необыкновенный» (удивительный, замечательный)

5. Подберите антоним к слову «небольшие».

6. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Объясните правописание прилагательных.

7. Объясните знак препинания в первом предложении.

Примечание. При выполнении заданий №4-7 возможна работа в парах.

Задания по группам.

1 ряд . Синтаксический разбор первого предложения.

2 ряд . Морфологический разбор слова «удивительный» (слабоуспевающие учащиеся могут воспользоваться справочником «Русский язык в таблицах. 5-9 класс», стр. 51)

3 ряд. Морфемный и словообразовательный разбор слов «приморская» и «сибирские» (слабоуспевающие учащиеся могут воспользоваться справочником «Русский язык в таблицах. 5-9 класс», стр. 40)

Один учащийся от каждого ряда выполняет задание на доске с последующей коллективной проверкой.

V . Работа с сигнальными карточками.

У каждого ученика две карточки – красная (раздельно), синяя (слитно).

Учитель называет словосочетания, учащиеся поднимают карточки соответственно правописанию прилагательного.

Перед выполнением задания обсуждается вопрос: как пишутся с НЕ относительные и притяжательные прилагательные?

неряшливый вид

неинтересная книга

вовсе не грустный

портфель не кожаный

кабинет не папин

далеко не легкое дело

не молодой, а старый

Устно объяснить правописание.

Цель – проверить знания учащихся по теме.

Отметьте номера правильных ответов.

1. Не с полными и краткими прилагательными пишется слитно:

а) если слово не употребляется без НЕ

б) если прилагательное с НЕ может быть заменено синонимом

в) если в предложении есть противопоставление с союзом А

2. Слово не употребляется без НЕ в предложении

а) Его (не)ряшливый вид всегда отпугивал.

б) В (не)настную погоду хорошо сидеть в тепле.

в) День выдался (не)жаркий.

3. Слово с НЕ можно заменить синонимом в предложении:

а) Школа располагалась в (не)большом кирпичном доме.

б) Прохожий был одет в (не)взрачный костюм.

в) (Не)решительным жестом девочка пригласила нас войти.

4. Слово с НЕ пишется слитно в предложении:

а) (Не)приятельская армия отступила.

б) Эта книга далеко (не)проста.

в) Нам продали (не)вкусное мороженое.

5. Слово с НЕ пишется раздельно

а) Посетитель был вовсе (не)скучен.

б) Мы ждали (не)большой корабль, а лишь маленькую лодку.

в) Ее (не)годующий взгляд остановил нас.

6. Допущена ошибка в написании НЕ в предложении

а) Не широкая речонка поблескивала на горизонте.

б) Океан был совсем не спокойным.

в) В лесу мы увидели не глубокое, но очень широкое озеро.

VII . Домашнее задание.

Повторить правило (параграф 54)

Выполнить упражнение 308

VIII. Итог урока.

Каковы были цели нашего урока?

Что было главное в уроке?

Кто считает, что все задачи решены?

Что помогло решить поставленные задачи (система заданий, знание правил правописания, наша организованность и активность)?

Тест (для слабого класса)

Каждому учащемуся выдаются листок с формой для ответов. Учитель вслух называет словосочетания, а учащиеся должны отметить знаком «+» в соответствующей колонке правильный с их точки зрения ответ.

Слитно

раздельно

1. невзрачный костюм

2. нежаркий день

3. далеко не простое решение

4. не глубокое, а мелкое озеро

5. дорога неровная, но короткая

6. невкусное мороженое

7. дом не деревянный

человек 1) Ручей (не)глубокий, но широкий

2) (не)красивый, а безобразный 2) роман (не)интересен

3) (не)злобивый характер 3) (не)брежный почерк

4) (не)ведомые страны 4) вовсе (не)приятная встреча

5) деревья (не)высокие, но раскидистые 5) (не0лестный отзыв

6) совсем (не)далёкий путь 6) (не)объективное суждение

Вставь.где нужно пропущенные буквы.раскрой скобки.обозначь известные тебе орфограммы. Я проб_раюсь в п_щеру,где еще (н_)кому не уд_валось побывать.Где-то Раскройте скобки. А) (Не) оттаявшая земля; (не, ни) чего (не) подозревающий

пассажир; (не) освещенная солнцем местность; (не, ни) кем (не) замеченный гриб; (не) рассчитывающий (не, ни) на чью помощь; ветка (не) сломана; тучи, (не) предвещавшие (не, ни) чего хорошего; (не) доумевающий человек; мука (не) просеяна; книга (не) опубликована; (не) решенная задача по математике; хорошо рассчитанный удар; (не) скомканные, а аккуратно сложенные бумаги; (не) срезанные, а сорванные цветы; (не) встреченный мною друг; (не, ни) чего (не) понимающий зверек; полы (не) покрашены; (не) крашеная краской скамья; вовсе (не) продуманное решение; (не) заселенные дома на окраине; (не) распечатанный, а заклеенный конверт; (не) обладающий тактом; (не) пререкаемый авторитет; (не) сдерживаемая плотиной вода; идея (не) воплощенная в жизнь; деревья (не) спилены; (не) затихающая (не, ни) на час буря; на столе (не) прибрано; (не) выносимая духота; письмо (не) написано; волосы (не) распущенны.

Б) Дом (не) большой, а уютный; (не) лепый вид; шли (не) густые заросли тростника; крыша (не) железная; поступил (не) (по) товарищески; глаза (не) карие; (не) проглядная тьма; отнюдь (не) далеко от дома; взлететь (не) высоко; очень (не) красивый поступок; (не) высоко, а низко; далеко (не) легкая задача; одет весьма (не) брежно; дом (не) каменный; ценим (не) праздность, а трудолюбие; в поведении видна (не) решительность, а робость; раздался (не) ожиданно; нагрянули (не) жданно-(не) гаданно; стоит (не) подвижно; сделал (не) меньше двух попыток; написал (не) хуже, чем в прошлый раз.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Луна (не)бледна, а прозрачна, как хрусталь.

Он ниоткуда (не)получал писем.

(Не)исследованные места влекут меня, а глухие дебри.

Дорога (не)ровная, зато самая короткая.

Часовой пропустил их, (не)проверив пароля.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание:

Луна не бледна, а прозрачна, как хрусталь.

Он ниоткуда не получал писем.

Не исследованные места влекут меня, а глухие дебри. Антоним, союз А.

Дорога неровная, зато самая короткая.

Часовой пропустил их, не проверив пароля.

Ответ: НЕРОВНАЯ.

Ответ: неровная

Правило: Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи.Задание 13

Правописание НЕ и НИ.

По спецификации в задании данного типа проверяется:

−умение отличать частицу НЕ от частицы НИ;

−умение отличать приставку НЕ от приставки НИ;

−умение писать слитно или раздельно НЕ со всеми частями речи.

В связи с этим обращаем внимание на то, что условие заданий в зависимости от его целей может существенно различаться. При этом также отмечаем, что в типовых заданиях ЕГЭ (авторы Цыбулько И.П., Львов, Егораева) проверяется лишь умение писать слитно или раздельно НЕ с разными частями речи, а в заданиях других авторов, в том числе Сениной, ММИО (СтатГрад) представлены и задания на выбор НЕ или НИ. Редакция РЕШУЕГЭ также считает необходимым расширять типы данного задания в пределах спецификации текущего года.

Также обращаем внимание на то, что ряд правил, при помощи которых проверяется написание, не изучается в школьном курсе. Такие правила отмечены значком *.

12.1 Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ.

Частица не пишется раздельно:

1) Если есть или подразумевается противопоставление с именами, наречиями и причастиями.

Следует различать прямое противопоставление, при котором один из двух признаков, названных прилагательными, отрицается, а второй-утверждается, и противопоставление с уступительным оттенком значения, при котором оба признака, названные прилагательными, приписываются предмету, т. е. имеется противопоставление, но без отрицания.

Ср: Озеро не глубокое, а мелкое (отрицается признак "глубокое" и утверждается признак "мелкое").-Озеро неглубокое, но широкое (утверждаются оба признака: "и мелкое, и широкое"; "хотя мелкое, но широко е") .

1) Это не счастье, а горе. Река не мелкая (глубокая). Ты мне не друг. Шли не быстро, а медленно. Не смолкающий, а нарастающий гул.
2) *С прилагательными, наречиями на -о и причастиями, словами на -мый, если противопоставление подразумевается и отрицание усиливается словами:

а) вовсе не, отнюдь не, далеко не, ничуть не, нимало не;

б) отрицательными местоименными словами: нисколько не, никак не, никого не, никому не, никем не, никогда не, никуда не, никакой не, ничего не, ничему не, ничем не и т. п.

Для удобства пояснений называем их о т р и ц а т е л ь н ы м и усилителями.

а) Это вовсе не правда; Этот случай вовсе не уникален; Это отнюдь не очевидно; Она далеко не храбрая; Человек он ничуть не глупый; Рассказывать об этом ничуть не весело; Нимало не смущён; Она вовсе не образованнее мужа;

б)Случай никак не подходящий; Никуда не годный проект; Никакой он мне не приятель; нисколько не завистливый, никому не нужный, ни в коем случае не бесполезный, ни на что не годный, ни к чему не способен, ничем не интересный; Он нисколько не красивее своей сестры;

3) *С краткими прилагательными, которые не употребляются в полной форме. 3) не рад, не должен, не прав, не виден, не намерен, не расположен, не готов, не обязан, не нужен, не согласен.
4) С полными причастиями при наличии зависимых слов (кроме слов усилителей степени, список смотрите) или противопоставления (по общему правилу) 4) Виднелись ещё не убранные поля ржи. Не смеющийся, а плачущий ребёнок.
4) *С отглагольными прилагательными, образованными от переходных глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов -ем-, -им- только при наличии зависимого слова в творительном падеже. Иначе они не будут причастиями, а будут отглагольными прилагательными. 4) Не любимый мною предмет предстояло сдавать в этом году.
5) С глаголами, деепричастиями, краткими причастиями, с числительными, союзами, частицами, предлогами: 5) не был, не мог, не узнавши, не велено, не убран, не один, не пять, не то... не то, не только, не над нами.
6) *С наречиями и словами категории состояния

а) в сравнительной степени

б) в роли сказуемого безличного сказуемого

6) двигался не громче, говорил не быстрее

мне не надо, ей не нужно

7) в отрицательных местоимениях с предлогом с ударением 7) не с кем, не в чем, не о ком
7) в отрицательных местоимениях с предлогом без ударения 7) ни с кем, ни в чём, ни о ком

12.2 Слитное написание НЕ и НИ.

Частица не пишется слитно:

1) Если слово без НЕ не употребляется. а) Существительные : небылица, неваляшка, невежество, невежда, невзгода, невидаль, невидимка, невольник, негодяй, недотрога, недуг, незабудка, ненависть, ненастье, неполадки, непоседа, неряха, несмышлёныш, неудачник, нехристь;

б) прилагательные и наречия, образованные от них : небрежный, невзрачный, невозвратимый, невредимый, неизбежный, неизменный, нелепый, необходимый, непобедимый, непрестанный, неразлучный, несказанный, нескончаемый, несмолкаемый, несомненный, несравненный, несуразный, несчастный, неуклюжий, нестерпимый, непоколебимый, непререкаемый, неукротимый; небрежно, нелепо, необходимо, несомненно;

в) глаголы : невзвидеть, невзлюбить, негодовать, недомогать, несдобровать, ненавидеть, нездоровиться, неможется, недоумевать, нейдёт, неймётся;

г) наречия и другие неизменяемые слова: невмоготу, невмочь, невтерпёж, невдомёк, невзначай, невпроворот, нельзя, ненароком, неужто,нехотя; несмотря на, невзирая на (предлоги)

2) *НЕ является частью приставки НЕДО, которая придаёт глаголам значение неполноты, недостаточности по сравнению с какой-нибудь нормой». Это же правила работает и в причастиях, образованных от глаголов с приставкой НЕДО. Приставка НЕДО- часто бывает антонимична приставке ПЕРЕ-: недосолить - пересолить, недовыполнить- перевыполнить, недолить - перелить, недодать- передать. 2) Ребёнку очень НЕДОставало заботы родителей. Во время войны дети НЕДОедали и НЕДОсыпали. Рождественский слишком верил в свои силы, считая себя гениальным, но НЕДОоценил способностей своего противника.
3) С существительными, прилагательными, наречиями на -о, -е, когда образуется новое слово, новое понятие, часто с отрицательным качеством. 3) несчастье (беда), нелёгкий (трудный), нелёгок, некрасив, недалеко (близко), неподалеку
4) *В сочетании с прилагательными и наречиями слова, обозначающих степень качества: очень, крайне, весьма, чрезвычайно, явно, довольно (довольно-таки), достаточно, вопиюще, исключительно, в высшей степени не оказывают влияния на слитное или раздельное написание, поэтому НЕ пишется слитно.

Для удобства пояснений называем их у с и л и т е л я м и степени.

4) Весьма неприятное происшествие. Была придумана совсем неинтересная игра. Он говорил довольно-таки непонятно.
5) С полными причастиями при отсутствии зависимых слов или *когда зависимыми словами являются усилители степени 5) Мы шли по неосвещённым улицам городка. Принял совсем необдуманное решение.
6) *В отглагольных прилагательных, образованных от непереходных глаголов или переходных глаголов совершенного вида с помощью суффиксов -ем-, -им-. Это не причастия, так как причастия с суффиксами -ем, -им должны быть только несовершенного вида, они же настоящего времени. 6) неувядаемый, неиссякаемый, непримиримый, непреодолимый, неукротимый, неисчерпаемый, несокрушимый.
7) в отрицательных и неопределённых местоимениях и наречиях в зависимости от ударения, Е или И, но слитно. 7) нЕкого-никогО, нЕчего-ничегО, нЕкем-никЕм, нЕчем-ничЕм, нЕгде-нигдЕ, нЕоткуда-нИоткуда, нЕзачем-низачЕм, некогда-никогдА.

12.3. Частицы НЕ и НИ отличаются по значению:

Для правильного выбора частиц НЕ и НИ следует учитывать их смысловые различия. Отразим их в таблицах.

Основные случаи употребления отрицательных частиц

Частица НЕ используется Частица НИ используется
1) для выражения отрицания:

Писем и телеграмм не было.

Брат не похож на обманщика.

Не луна, не звезды интересуют меня, а только метеориты.

1) для усиления отрицания, выраженного частицей НЕ

Ни писем, ни телеграмм не было.

Брат не похож ни на обманщика, ни на шутника.

Меня не интересуют ни звёзды, ни луна.

2) для выражения утверждения с оттенком долженствования (двойное отрицание):

Он не мог не позвонить.

Мы не могли не заметить.

2) для выражения количественного отрицания:

На небе ни облачка.

Во рту ни росинки.

3) для выражения невозможности в безличных предложениях:

Не догнать тебе бешеной тройки!

Не бывать войне-пожару!

3) для эмоционального выражения запрета, приказа, долженствования:

Ни шагу назад!

Ни звука! Ни дня без строчки!

4) при выражении неуверенности, опасения или восхищения:

Не гость ли ты мой?

Как бы мороз не ударил!

Ну чем не герой!

4) для выражения неопределённости:

Он ни стар, ни молод, ни толст, ни тонок (ср.: Он не то стар, не то молод).

Во фразеологизмах: Ни то ни сё, ни рыба ни мясо.

5) в вопросительно-восклицательных предложениях при выражении подчеркнутого утверждения:

Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился!

(А. Пушкин)

Разве не правда, что мы поумнели?

С Вашим состоянием как не жениться? (Л. Толстой)

5) в придаточных предложениях с обобщённо-усилительным значением (с союзными словами: кто бы ни.. , что бы ни.. , где бы ни.. и т.д.).

Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.

Когда его ни спроси, за словом в карман не полезет.

Сложные случаи разграничения НИ и НЕ

1.В придаточных предложениях. Сравните:
НЕ выражает отрицание:

Когда брат не приходил, все чувствовали скуку.

Не бывает войн, где солдаты не погибают.

НИ выражает утверждение с оттенком обобщенности:

Когда бы брат ни приходил, он всегда вносил оживление и радость.

Где бы солдаты ни погибли, их следует помнить и чтить.

2. В оборотах не один и ни один ; не раз и ни разу . Сравните:
Не выражает отрицание:

Не один из нас (т.е. многие) был готов к восхождению.

Не раз (т.е. много раз) приходилось мне встречаться с диким зверем.

Ни выражает усиление отрицания:

Ни один из нас (т.е. никто) не был к восхождению.

Ни одного раза (т.е. никогда) не приходилось мне встречаться с диким зверем.

3. В местоименных оборотах. Сравните:
Выделительные обороты с НЕ содержат значение скрытого противопоставления и употребляются в утвердительных предложениях (ср.: не кто иной, а..)

Не кто иной, как дятел, глухо стучал в лесу.

Перед нами было не что иное, как древняя пещера.

Эти обороты употребляются в отрицательных предложениях и служат для усиления отрицания: никто... не; ничто... не:

Никто иной не вывел бы нас на верную тропу.

Ничто иное, кроме музыки, меня не увлекало так сильно.

Запомните!

Составные усилительные обороты с частицей ни:

во что бы то ни cталo, как бы то ни было, где бы то ни было, куда бы то ни было, как ни в чём не бывало и др.

Различается написание не с отглагольными прилагательными на -мый и с причастиями на -мый; при наличии пояснительных слов первые пишутся слитно (как и отыменные прилагательные), вторые - раздельно, например:

а) необитаемый с давних пор остров, нерастворимые в воде кристаллы, неразличимые в темноте фигуры людей;

б) не посещаемые охотниками заповедники, не читаемые неспециалистами журналы, не любимый матерью ребенок.

К прилагательным на -мый относятся слова, образованные от непереходных глаголов (например: независимый, непромокаемый, несгораемый ) или от глаголов совершенного вида (например: неисправимый, неосуществимый, неразрушимый ). На эти слова распространяются общие правила написания не с прилагательными, т. е. они пишутся слитно и при наличии пояснительных слов (примеры см. выше), а также в краткой форме (например: остров необитаем , болезнь неизлечима , эти страны экономически независимы). Однако остается в силе правило раздельного написания прилагательных с не , если в качестве пояснительных слов выступают местоимения и наречия, начинающиеся с ни , или сочетания далеко не, вовсе не, отнюдь не (см. выше, п. 6, примеч. 1. подпункт 2), например: ни с чем не сравнимое впечатление, ни от кого не зависимые страны, отнюдь не растворимые кристаллы; это явление ни из жизни, ни из искусства не устранимо . Исключение составляют слова, которые без не не употребляются, например: никем непобедимая армия, ни для кого непостижимый случай, ни при каких условиях неповторимый эксперимент.

Примечание.

Следует различать написание не со словами на -мый , образованными от переходных глаголов несовершенного вида: такие слова могут быть как страдательными причастиями настоящего времени, так и прилагательными (в первом случае написание с не раздельное, во втором - слитное). Причастиями они являются, если при них в качестве пояснительного слова употребляется творительный падеж действующего лица, реже творительный орудия (так называемый инструментальный); при наличии других пояснительных слов они становятся прилагательными (теряют значение страдательности и значение времени и приобретают качественное значение). Ср.: не любимый матерью ребенок - нелюбимые в детстве игры (во втором случае слово нелюбимый указывает на постоянный признак, обозначает при-мерно то же, что «неприятный», «нежелательный»); движение, не тормозимое воздухом - невидимая с Земли сторона Луны.

К прилагательным этого типа относятся: невидимый, невменяемый, невоспламеняемый, негасимый, недвижимый, неделимый, незабываемый, не-зримый, неизменяемый, нелюбимый, немыслимый, необлагаемый, неотчуждаемый, непереводимый, непередаваемый, непознаваемый, непроверяемый, неспрягаемый, нетерпимый и др. Ср. их написание при наличии пояснительных слов: неделимое на три число, незабываемые для нас встречи, сквозь незримые миру слезы, немыслимые в недавнем прошлом рекорды, непередаваемые простыми словами чувства, непроверяемые с давних пор счета, непроходимая в весеннюю пору грязь, несклоняемые в русском языке существительные, нетерпимое в нашем обществе поведение и т. д.

6 КЛАСС

МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ

Буквы а - о в корнях -кос - - - кас-,
-гор - - -гар-

Словарный диктант

Загорать на пляже; касаться земли; загорелые дети; свеча догорела; прикосновение к проводам; выгореть на солнце; выгорать на солнце; соприкасаться с огнем; коснуться ветки ели; горелый пень; пирог пригорел; прикасаться к ране; прикоснуться к стене; лампочка перегорела.

Выборочные диктанты

Выписать слова в два столбика: 1) в корне пишется а; 2) в корне пишется о .

I. Касательная, прикоснуться, прикосновение, предложить, предлагать, предложение, изложение, излагать, прилагательное, приложение, подгорать, подгореть, загар, загорелый, нагореть, выгореть, загореть, слагаемые, выросли, вырастать, выращенный, возраст, сращение, растительность, горит, горели, росток, отрасль, Ростислав, расположиться, растение, город Ростов, водоросли, касались, наращение, сложение, коснуться, догорали, возложить, возлагать, полагаю, неприкосновенный, разложить, нагар, горелка, пригорать, вырасти, выросший.

II. Касаться; вырасти; подрастут; прикоснуться; гореть; растения; предположить; сгореть; слагать; касаюсь; предполагать; коснись; предлагать; разрослись; загораться; располагаться; прикосновение; касательная; возраст; прорасти; загорелый; разгореться; подгореть; росток; возрасти; отложить; отрасль; слагаемые; обрастать; водоросли; растущий; предположение.

Объяснительный диктант

1) Утром солнце разгоралось медленно, трудно. (Ф. Абрамов) 2) При сухих щепках и сухое дерево разгорается. (Пословица) 3) Горят первые звезды, а заря еще долго догорает над далями и туманами. (К. Паустовский) 4) В разрывах туч ярко горела луна. 5) Первые лучи солнца коснулись верхушек деревьев. 6) Ярче розовой рубахи зори вешние горят. (С. Есенин) 7) В беседе касались различных тем. 8) Мы не коснулись этого вопроса. 9) Прощальный блеск зари на небе догорал. (И. Тургенев) 10) Он осторожно прикоснулся к больной руке. 11) Заря то гасла, то разгоралась. 12) Дрова начали прогорать. 13) Сучья долго не хотели разгораться. 14) Заря догорала, и все море окутала темнота.

Буквы и - ы после приставок

Словарный диктант

Безысходность; предыюльский; подыскать; подытожить; сверхизобилие; предыстория; сыграть; изыскать; подышать; обыскать; сверхизобретательный; сверхинтересный; небезынтересный; безыскусный.

Объяснительный диктант

1) Я отыщу секрет и ларчик вам открою. (И. Крылов) 2) К вечеру разыгралась метель. 3) В сухих перелесках легко отыщешь бархатистый подберезовик. 4) Я не терял надежды сыскать дорогу. 5) Мороз сыграл с нами злую шутку. 6) Мы решили отыскать брод. 7) В предыдущем номере журнала была интересная статья о дельфинах. 8) Надо было подыскать надежное место. 9) Река продолжала играть и даже разыгралась совсем.

Гласные в приставках пре - - при-

Словарные диктанты

I. Прибивать, приближаться, прибайкальский, прибежище, прибавлять, прибрежный, прививать, привалиться, привести, привертеть, привязать, привокзальный, притормозить, привлекательный, привязчивый, привыкнуть, пригибаться, придвинуться, приземлиться, придорожный, придираться, приехавший, призадуматься, прижечь, прикладывать, прикатить, приклеить, прикаспийский, прилеплять, приложить, принарядиться, приодеться, приписать, приоткрыть, приподнять, припрыгивать, присоединиться, приютить, пришпилить, притвориться, притихнуть, приумолкнуть, пристроить, притопнуть.

II. Премилый, презлющий, пренеприятный, преспокойно, прекратить, прервать, преграда, препятствие, пресечь, преобразовать, препоручить, преопасный, прескучный, преподаватель, прельстить, преемник, превосходство, знаки препинания, превратить, превозносить.

III. Прибывать в город - пребывать в горах, призреть сироту - презирать врага, придавать значение - предавать идеалы, преклонить голову перед знаменем - приклонить голову к груди матери, претворить мечту в жизнь - притворить дверь, преемник поэта - радиоприемник; привилегии, привольный, приключение, причудливый, примерный, примитивный, приличный, прихоть, принципиальный, приказывать, присущий, присутствовать; президент, преследовать, представлять.

IV. Пристать к берегу, пресытился конфетами, приозерный край, преградить путь, прервать разговор, пристраститься к чтению, приоткрыть завесу тайны, шорох в прибрежных кустах, привязать к дереву, привлекать внимание, беспрерывный шепот волн, не бояться преград, преспокойный человек, город преобразился, преинтересная книга, презрительный взгляд, прескверный день, преодолевать трудности, привстать на цыпочках, преображенный край, превратился в лед, прекратить пререкания со старшими, преогромный желудь, презабавный рисунок, преследовать зверя.

V. Неприступные вершины, привыкнуть к требованиям, прилежный ученик, непримиримый человек, пристрастное отношение, приветливый сосед, причудливый узор, пренебрежительное отношение, присутствовать на лекции, судить беспристрастно.

VI. Придать значение - предаваться воспоминаниям; прибыть на заставу - пребывание на отдыхе; предел мечтаний - придел к дому; приступить к работе - преступать закон; претворить в жизнь - притворить дверь; преклоняться перед кем-то - дерево приклонилось к земле; презирать опасность - призреть сироту.

Выборочный диктант

Выписать слова в два столбика: 1) в начале слова пишется пре-; 2) в начале слова пишется при-.

Президент; придвинуть; преподаватель; привилегия; предания; приметный; приоритет; препирательства; примерный; притвора; приятный; пристрастие; притаиться; приостановиться; пригореть; премудрый; преобладание; приключение; пререкания; присвоение; привлекательность; привольный; принадлежность; превосходство; препятствие; примитивный; присутствовать; прельстить; препоручить.

Объяснительный диктант

1) Снег примять ногой в такой день жалко. (С. Галкин) 2) А радуга из снега все приближалась и постепенно из розовой превратилась в белую. (В. Пронин) 3) Кто совершил такое превращенье? (Е. Евтушенко) 4) В прибрежных камышах возились утки. 5) Разговор прервал телефонный звонок. 6) Кривые сосенки будто на цыпочках привстали над обрывом. (Э. Шим) 7) В справочной мне ответили, что самолет прибывает в Шереметьево в одиннадцать утра. (Е. Яковлева) 8) Несколько минут я пребывала в состоянии растерянности. 9) Высота снежных заносов превышает здесь два метра. (В. Пронин) 10) Она прислушалась, но в доме царила тишина. 11) Экспедиция собирала былины, народные предания. 12) Наступил прекрасный майский вечер. 13) Он прислонился к дереву. 14) Находились бесстрашные скалолазы, которые взбирались на неприступные кручи. (М. Семенова) 15) Воздух припахивал паровозным дымом. (Э. Хруцкий) 16) Маша осторожно притворила дверь комнаты. 17) Настроение у всех было приподнятое. 18) Машина притормозила у ворот. 19) В придорожной канаве горел костерок. 20) Я подхожу ближе, присматриваюсь. 21) Ребятишки приуныли. 22) Манит каждая полянка, каждый пригорок. 23) Она приоткрыла печную дверцу и пристроилась у огонька. 24) Он присел на траву, притаился. 25) Я не торопился прерывать ее рассказ. 26) Шоссе примыкало к роще. 27) В углу стояла причудливая лампа. 28) Это был человек преклонного возраста. 29) Ворона презрительно каркнула с высоты. 30) Он презрительно усмехнулся. 31) Охотники больше не преследовали зверя.

Контрольные диктанты

Сказать о постановке знаков препинания.
Сказать о постановке тире.
Сказать о написании слова.