По литературе

Этнический состав населения тропической африки. Этнический состав населения восточной тропической африки. Современная расовая и этническая структура населения Африки


Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите [email protected] или [email protected]

Africa Tur → Справочные материалы → Африка: энциклопедический справочник. Том. 1. А-К → НАСЕЛЕНИЕ Этнический состав Африки

НАСЕЛЕНИЕ Этнический состав Африки

Этнич. состав совр, нас. А. отличается большой сложностью (см. карту народов). Континент населяет неск. сот больших и малых этносов. 107 из них, насчитывающих более 1 млн. чел. каждый, составляют 86,2% всего нас- (1983 , оценка). Числ. 24 народов превышает 5 млн. чел., и они составляют 55,2% нас. А. Крупнейшие из них - егип. арабы, хауса, йоруба, алж, арабы, марокканские арабы, фульбе, игбо, амхара, оромо, суданские арабы.

Страны Сев, и Сев,-Вост. А, населяют народы, говорящие на языках афразийской семьи Наиб распространённый из семитских языков - арабский является родным для 101 млн. чел. (V5 всех африканцев). Арабы - осн, нас. Египта, Туниса, Алжира, Ливии, Мавритании. Марокко; в Судане их живёт 43,1%, Чаде - 26%.

В эфиопской группе семитских народов наиб, крупный - амхара, к-рые составляют вместе с родств, тиграи, гураге, тигре ядро складывающейся эфиоп, нации

Народы, говорящие на кушитских яз., обитают в Эфиопии и соседних странах; крупнейший из них - оромо в юж. Эфиопии. В кушитскую группу входят также сомалийцы и обитатели горных областей Юж, и Центр. Эфиопии - омето, каф- фа, шинаша, ямма, сидамо и др. Обширные пустынные про-странства на С.-В. Судана и прилегающие области Египта и Сомали занимают беджа.

Древнее нас. Сев. А. - берберские народы (шильх, тама- зигт, рифы в Марокко, кабилы и шавийя в Алжире) - сохранились лишь в горных и отчасти пустынных р-нах Сахары. Особое место среди них занимают туареги (самоназв. имошаг), к-рые кочуют по пустынным нагорьям Ахаггара и Тассилин-Аджера в Алжире, занимают нагорье Аир и прилегающие области Центр. Сахары в Нигере; их много в Мали.

К Ю. от Сахары обитают народы, говорящие на чадских языках (или языках хауса): хауса, бура, вандала и др. Подавляющее большинство хауса расселено в Сев. Нигерии. Они живут также е сопредельных р-нах Нигера. Родственные хауса народы - бура, вандала, баде, маса, котокс и др., расселены на возвышенностях на В. Нигерии.

Наиб, обширную терр. в А. занимают народы, говорящие на конго-кордофанских яз. Среди народов, говорящих на нигеро-конголезских языках, выделяются своей многочисленностью этносы, говорящие на бенуэ-к0И10лезских яз. К ним принадлежат и народы бангу, составляющие подавляющее большинство нас. во многих странах Центр.. Вост. и Юж. А. 43 народа банту насчитывают св. 1 млн. чел. каждый, Самые кр. из них - руанда (в Руанде, Заире, Уганде и нек- рых соседних странах), макуа (в Малави, Танзании и др. странах), рунди и ха (в Бурунди, Заире, Танзании и Уганде), конго (в Заире, Анголе, Конго), малави (в Малави, Замбии, Мозамбике), зулу (в ЮАР), шона (в Зимбабве, Мозамбике. Ботсване), коса (ЮАР), луба (в Заире и соседских странах). Среди др. кр. народов банту - кикуйю, тсонга, ньямвези, ганда, монго, лухья, овимбунду, педи, бемба, суто, тсвана.

На бенуэ-конголезских яз. говорит целый ряд кр. и мелких народов Нигерии и Камеруна (ибибио, тив, бамилеке, тикар, экой и др.).

Народы, говорящие на ква языках, населяют обширную зону Гвинейского побережья от Либерии до Камеруна: кр народы - йоруба, игбо, бини, а также нупе, гбари, игбира, иджо и др. в Нигерии, группа народов акан на Ю. Ганы и в БСК, эве на Ю. Ганы, в Того и соседних странах; фон (вост. эве) в Бенине; группа народов кру в БСК и Либерии, неболь-шие народы приморских лагун БСК и др.

Народы, говорящие на западно-атлантич. языках, состаи- ляют осн. нас. многих стран на крайнем 3. А.; волоф, фульбе, серер и др. в Сенегале, баланте, фульбе и др, в Гвинее- Бисау, темне, лимба, фульбе и др. а Сьерра-Леоне, фульбе, киси и др. в Гвинее. Наиболее многочисленны фульбе.

Народы, говорящие на гур языках, расселены в Буркина- Фасо, Гане, БСК, Мали, Самый кр. из них - моей, близко- родств. народы - лоби, бобо, догон, К др. народам эгои группы относятся груси, гур- ма, тем, кабре и др.

Из народов манде широко расселены мандинка - в Г винее, Мали, Сенегале, БСК. Близкие к ним бамана населяют центр, р-ны Мали, менде обитают в Сьерра- Леоне, сонинке на С. Мали в соседних гос-вах, сусу в приморских р-нах Гвинеи. В группу манде входят также дан, квени, мано, диула, ваи, буса, банди, лома и др.

Народы, говорящие на адамауа-восточных языках, составляют большинство нас. ЦАР, расселены они также в Заире, Камеруне и

Судане Наиб, кр, народы: банда, гбайя, азанде (занде), чамба, мбум.

На кордофанских языках говорят малочисленные народы, населяющие горы Кордофан в Судане: коалиб, тумтум, тегали и др.

Народы, говорящие на нило-сахарских языках, составляют шеегь групп. На шари-нильских яз. говорят многие народы басс. р. Нил. Б. ч. восточно-суданских народов (юж. луо ачоли, ланго, кумам и др.; джолуо, динка, нубийцы, календжин, тесо, туркана, карамоджонг, нуэр, масаи и др.) живёт на Ю, Судана, в Уганде, Кении, Центральносуданскую группу образуют мору-мади, мангбету, багирми и сара, а также пигмеи - эфе, ака, асуа и нек-рые др.

Койсанские народы населяют полупустынные терр, в юго- зап, части А. (в Намибии, Ботсване, Анголе, ЮАР). К ним относятся бушмены, готтентоты, горные дамара. О. Мада-гаскар населяют малагасийцы, говорящие на австронезийских из.

На индоевропейских языках (германских, романских и индоарийских) говорит нас. европейского (африканеры, или буры, англичане, французы, испанцы, итальянцы, порту-гальцы и др.) и азиатского (выходцы из Индии и Пакистана, индомаврикийцы и др.) происхождения. Лица европ. проис-хождения составляют менее 1,5% нас. А. Их числ. после завоевания странами А. политической независимости заметно сократилась. Однако в ЮАР они занимают господ-ствующее положение в экономической и политической жизни.

По языку и отчасти по культуре к европейцам примыкает смешанное метисное нас. В ЮАР к нему относятся т. н. цвет-ные. Они подвергаются наряду с др. небелыми» народами жестокой расовой дискриминации. На океанич. о-вах, окру-жающих Афр. континент, в результате этнич. смешения образовались различные метисные этносы (реюньонцы, зеленомысцы, маврикийцы-креолы и др Этнические процессы

Этнич. процессы - изменение осн. признаков этнич. общности (языка, культуры, самосознания и т. д., т. е. тех черт. к-рые отличают данную общность от др.) - подразделяются на процессы этнич- объединения, включающие асси-миляцию, консолидацию и интеграцию, и процессы этнич. разъединения. В А. представлены не только разные их типы, но и различные стадии консолидац., интеграц. и ассимиля-тивных процессов, а также разные формы этнич. общностей - от небольших бродячих групп собирателей и охотников, сохраняющих пережитки родового строя, до различных этносов переходного типа, этнолингвистических и этно- политических общностей, кр. народностей и многомиллион-ных наций.

Формирование нас. А. происходило в течение длит, вре-мени в результате сложных миграц, процессов, взаимодей-ствия и взаимовлияния разных этнокультурных компонентов. Один из важных этапов этнич. истории А. связан с пере-движением обитателей Сахары по мере её усыхания (с 3 в. до н. э.). Постепенно негроидные племена распространились на юг континента, В результате многовековых миграций народов, различных по антропол типу и языку, стадии консолидации и ассимиляции, в Зап. А. образовалось смешан-ное нас. Следующий этап связан с передвижением с 3. народов банту (начиная с 1-го тыс. н. э). В Воет, А. они оттеснили на С. и частично ассимилировали племена кушитов и на Ю.-З. - бушменов и готтентотов. В результате контактов пришлых бантуязычных племён с первонач. этнич. субстратом происходило формирование этнич, облика совр. народов, В 7-11 вв, происходили переселения арабов в Сев. А., затем в Центр, и Вост. Судан, на вост.-афр. побережье и о-ва Инд, ок. Большое влияние на зтнич. историю оказали древние и ср.-век. гос-ва А. - Гана, Мали, Сонгай, Конго, Куба и др, В их границах шло объединение родств. племён и постепенная консолидация их в народности. Однако этот естеств. процесс был нарушен работорговлей, к-рая привела к опустошению огромных терр. Значит, влияние на этнокультурное развитие А, оказал период колониализма, Колон, зависимость, реакционная политика колонизаторов, направленная на сохранение социально-экономич. отсталости, на разобщение народов, консервация отживших институтов родо-плем. общества, разделение границами колоний единых этносов - способствовали этнич. стратификации и изоляционизму, тормозили процессы сближения разл. этносов. Однако объединительные процессы развивались и в колон, период. В разных странах складывались центры этнич. консолидации, наметились процессы этнич. интеграции, В борьбе против колонизаторов развивалось и крепло нац. самосознание. После достижения афр. гос-вами политич. независимости наступил новый этап в их этнокультурном развитии. В новых историч. условиях процессы формирования кр, этнич. общностей развиваются стремительно, захватывая одновременно разл. уровни и формы этносоциальной структуры - от семей (больших и малых) до целых народностей. Большинство этносоциальных общностей уже прошло стадию развития, обозначаемую термином <‘племя». Повсеместно идут процессы формирования народностей, смешение, трансформация этнич, общностей разного уровня, смена родо-плем. связей территориальными, усиление социальной стратификации.

Завоевание независимости способствовало разрушению патриархально-феод. замкнутости мн. областей, укреплению экономич. связей, распространению общих форм культуры и общелитературных крупных языков (суахили - на В. А., хауса и др. - на 3.). Происходит процесс складывания наций на С., крайнем юге (африканеры), в ряде стран Тропической А. (у йоруба, хауса, игбо в Нигерии, конго в Заире и некоторых др.). Как правило, этот процесс происходит на основе консолидации уже существующих народностей. Что касается формирования наций в рамках гос, границ, то на совр. этапе этносоциального развития можно говорить лишь о тенденции этого процесса.

Многообразие, неоформленность и аморфность этнич. общностей в гос-вах Тропич, А., подвижность этнических границ, наличие большого числа переходных типов не всегда позволяют определённо охарактеризовать уровень этнич. развития,

Интенсивно развиваются в А. процессы этнич. консолидации - складывание крупных этнич. общностей на более или менее однородной этнич, основе или же дальнейшее сплочение сформировавшегося этноса по мере его социально- экономич. и культурного развития. Они наблюдаются у лухья и кикуйю в Кении, у народов акан в Гане, у игбо, йоруба, нупе и ибибио в Нигерии и др. Так, вокруг кикуйю группируются близкие по языку и культуре этнич. группы, обитающие на юж. и воет, склонах горы Кения: эмбу, мбере, ндиа, кичугу, меру. По языку к кикуйю наиб, близки эмбу, кичугу, мбере и ндиа. Ещё сохраняются плем. языки и этнич. самоназвания; в переписях нас. кикуйю, эмбу и меру учитываются отдельно.

Уровень консолидац. процессов у разных этносов различен. Игбо в Нигерии расселены компактно и имеют общую в осн. чертах материальную и духовную культуру, Однако сохраняются пережитки плем. деления, плем. диалекты, существуют локальные различия в культуре. Если по переписи 1952-53 все игбо считали себя единым народом, то в период нигерийского кризиса 1966-70 (см. в ст. Нигерия, Исторический очерк) и последующие годы наблюдалась тенденция к обособлению этнич. подразделений. Этнич подразделения продолжают существовать и у йоруба (идже- ша, ойо, ифе, эгба, эгбадо, ондо и др.). Тенденция к обособлению отд. этнич. подразделений сдерживает консолидац, процессы у игбо и йоруба.

Наряду с консолидацией во мн. странах получили развитие процессы межэтнич. интеграции, сближения разных этносов, появление у них общих культурных черт. Они протекают на основе взаимодействия различных этнич. компонентов, отличающихся по языку, а также уровню социально-экономич, и культурного развития. Эти процессы могут перерасти в полную этнич. интеграцию разных этносов в рамках одного гос-ва.

Интеграц. процессы происходят всюду в А., причём в нек-рых странах они идут в масштабах всего гос-ва и на уровне отд. народностей. Социально-экономич. преобразования, создание единого нац. рынка, постепенное возникновение общенац. культуры в рамках гос. границ, складывающейся из мн. этнич. культур, способствуют постепенному формированию сознания общности - нигерийской, конго-лезской, гвинейской и т, п. Африканцы всё чаще называют себя не традиц. этнонимами, а по назв. гос-ва - нигерийца-ми, конголезцами, гвинейцами и т. г.

Примером интеграции на уровне отд. народностей могут служить этнич. процессы у хауса. Вокруг хауса, составляющих большинство нас. Сев. Нигерии, не только группируются блиэкородств. этнич. группы, но и происходит постепенная ассимиляция мн. мелких племён центр, р-нов страны: всё больше распространяется язык и культура хауса. Из этих разнородных этнич. компонентов формируется нация хауса. В её состав входят: собственно хауса, ангас, анкве, сура, баде, болева, карекаре, тангале, бура, вандала, маса, мусгу, муби и др. Большинство этих групп сохраняет свои самоназвания. Осн. масса говорит на яз. хауса, другие - двуязычны, говорят и на родных языках. Многие из этих народов входили в состав хаусанских гос-в (см. Хауса государства) , их хоз. и культурные контакты с хауса имеют давнюю историю, что содействует интеграц. процессам. В одних случаях интеграционные процессы могут привести к сложению единой этнической общности в пределах гос. границ. В др. случаях в условиях этнического плюрализма и сложности межэтнич. отношений могут возникнуть неск. центров интеграции и соответственно неск. этносоциальных общно-стей. В результате интеграц. процессов в афр. гос-вах проис-ходит формирование новых этнополитич. (метаэтнич.) общностей.

Ассимиляц. процессы очевидны там, где по соседству живут народы, резко отличающиеся по уровню социально- экономич. развития, по происхождению, языку и культуре. Таковы в Кении кикуйю и ассимилируемые ими группы ндоробо, нилоты луо и бантуязычные кисии и суба; в Руанде - руанда и пигмеи тва; в Ботсване - тсвана и бушмены; в Того с эве постепенно сливаются мелкие этнические общности - акебу. акпосо, аделе. В Гвинее происходит объединение с киси близких по языку и культуре бага, ммани, ландума. В то же время многие бага и лан-дума говорят на яз. сусу и частично ассимилируются сусу. В Судане арабы ассимилируют нубийцев, беджа и др, В БСК бауле ассимилируют лагунные народы, кро- бу, гва и др. В Нигерии мно-гочисл. этнич. группы в р-не Огоджи испытывают значительное влияние соседей.- игбо и ибибио.

Наряду с объединит, процессами в ряде р-нов А. наблюдаются и процессы этнич. разделения, хотя s прошлом их роль была несравненно большей. Так, в истории А. известны широкие миграции араб, племён, к-рые привели к образованию обособленных этносов. В древности на протяжении столетий в Центр. А, шёл сложный процесс распространения и обособления бантуязычных этносов; известны ср.-век. миграции луо с берегов Нила на Ю. - в Межозерье, сопровождавшиеся их разделением на ряд этносов; подобный процесс шёл в 19 в., когда часть южноафр. племён зулу (нгуни) мигрировала на С. В Кении отделились от гишу этносы масаба и букусу.

Характер и темпы этнич. процессов в А. обусловливаются историч., социально-экономич. и политич. факторами; общая экономич. отсталость, многоукладный характер экономики, засилье иностр. монополий во мн. странах, нерешённость социальных проблем, острота нац. вопроса, доставшиеся от колониализма этнотерриториальные проблемы и т. д,.

Многие из афр. этносов сохраняют сложную иерархичность этносоциальной структуры, когда одна и та же совокупность людей входит одновременно в состав этнич. общностей разного уровня. Такова, напр., многомиллионная этнолингвистич. общность акан, объединяющая группу этносов в юж. и центр. Гане и соседних областях БСК Близость языков акан способствует этнокультурному сближению как в рамках всей широкой этнолингвистич. общности, так и на уровне крупных этносоциальных подразделений - ашанти, фанти, аким и др. Социально-экономич. преобразования, протекающие в Гане, способствуют формированию у разных народов акан этносоциальных общностей - народностей. Этот процесс развивается параллельно с формированием широкой этнеполитической общности в рамках гос-ва Гана.

Этнические процессы в совр. А. не только сложны, но и крайне противоречивы. С одной стороны, происходит рост самосознания, стирание плем. различий, создание более крупных этносоциальных и этнополитич. общностей, отказ от узкоплеменных интересов и подчёркивание общегосударственных. С др. стороны, наблюдается рост этнич. самосознания, повышение его роли в политич, жизни, усиление плем, сепаратизма,

Сближению народов способствуют прогрессивные эконо-мич., культурные процессы, урбанизация, миграции нас. Афр. города с быстро растущим рабочим классом, развивающейся буржуазией и интеллигенцией стали центром развития консолидац, и интеграц, процессов. В городах происходит интенсивный обмен культурными ценностями между представителями разных народов, сближение языков и диа-лектов, образование лит. языков. Всё это является важным условием ликвидации плем. обособленности (детрайбали- зации).

В городах возникают новые межэтнич. связи, хотя это не означает, что горожанин сразу порывает со своей этнич. группой, В городах существуют многочисл, этнич. союзы и землячества, что свидетельствует о сохранении общинно- плем. связей.

Массовые миграции нас., работа в городах на одних пр-тиях людей разной этнич. принадлежности способствуют ломке традиц. плем. структур и активизируют этнич. процессы. Малочисл. этнич. группы, как правило, быстро адаптируются к иноэтнич. среде и могут полностью ассимилироваться; многочисл, мигранты предпочитают селиться вместе и в известной степени сохраняют этнич. особенности, присущие их образу жизни на родине, и определ. специфику своей социальной организации. В нек-рых случаях мигрантов заставляет держаться вместе не всегда доброжелательное отношение местного нас. и опасность возникновения кон-фликта. Этнич. партикуляризму способствует и установив-шийся ещё в колон, время порядок размещения нас. во мн. городах и больших сёлах: расселение по кварталам носит этнич. характер, выходцы из одной этнич. группы предпочи-тают селиться вместе, В Гане кварталы, где живёт пришлое нас., называют « зонго», в Сев. Нигерии - « сабон гари» (на яз. хауса - « новый город»). Такое положение не только не приводит к детрайбализации, но, напротив, усиливает этнич. самосознание.

Афр. гос-ва, образовавшиеся в рамках прежних колон, границ, унаследовали все трудности, вытекающие из несоответствия политич. и этнич. границ, В разных гос-вах оказались такие крупные народы, как эве, конго и др. Разделение политич. границами единой этнич. территории к.-л. народа и длит, сохранение такого разделения приводят к возникновению серьёзных различий между частями народа. Существ, значение при этом имеют общие социально-экономич. и политич. условия, в к-рых протекают этнич. процессы. Гос. политика может способствовать интеграционным процессам и формированию единой общности из разных этнолингвистич. компонентов, в ином случае может образоваться несколько этнич. общностей. Так, в Того при благоприятном развитии интеграционных процессов эве могут влиться в единую тоголезскую этнич. общность, в Гане могут сохраниться как самостоят. этнич. единица.

В условиях многоукладности экономики социальная структура этнич. общностей, в т. ч. народностей и формирующихся наций, крайне неоднородна. Сохранение многих архаичных институтов и структур, ведущих своё происхождение из недр родо-плем. общества: касты, патриархальное рабство, презрительное отношение к нек-рым профессиям, этнич. предубеждения и предрассудки, нормы плем. морали, значит, роль традиц. систем власти, этнич. стратификация и т. д. - накладывают существенный отпечаток на темпы и уровень этнических, прежде всего интеграционных процессов.

Конкретные историч. условия предопределяют различные варианты этнич, развития. В странах Сев. А. с более или менее однородным этнич. составом уже сложились много-миллионные арабоязычные нации - алжирская, египетская, марокканская и др. В большинстве стран этнич. развитие идёт по пути укрепления наиб. кр. этнич. общностей и усиления интеграц. процессов. Наиб, яркий пример склады-вания единой этнополитич. общности - Танзания, где на базе языка суахили, признанного офиц. языком страны, из более ста различных этнич. групп складывается единая общность, к-рая может превратиться в танзанийскую нацию.

В Юж. А. этнич. развитие коренных афр. народов деформировано реакц, расовой политикой правящих кругов ЮАР Активно идут процессы формирования крупных этнич. общностей {народностей и наций) у народов банту. Создание бангусганов и проводимая в ЮАР консервация традиц. институтов родо-плем. общества оказывают негативное воздействие на процессы нац. консолидации.

Этнич. процессы теснейшим образом связаны с языковыми. Социальные сдвиги, в т. ч. трансформация традиц. социальных структур, способствующие хоз. и политич. кон-солидации, не только приводят к уменьшению значения этноразделяющих факторов и к формированию крупных этнополитич. общностей, но и активизируют также языковые процессы. С одной стороны, распространяются двуязычие и многоязычие, а с другой - языки более крупных общностей поглощают языки небольших этнич. групп, Экономич, социальные и политич, преобразования в странах А, приводят к широкому распространению языков межэтнич общения - суахили, кингвана, лингала, санго, волоф и др. Немалую роль играют и англ. и франц. языки, особенно для межэтнич. взаимоотношений,

Социально-экономич. и лолитич. преобразования в афр. гос-вах способствуют интенсификации этнич. процессов. Осн. тенденциями этнич. развития становятся консолидация отдельных этнич. общностей и превращение нек-рых из них в народности и нации и внутригос. межэтнич. интеграция Характерной чертой является особая роль гос-ва в этнич. развитии, выступающего в качестве фактора сплочения разных этнич. групп в более крупную общность. В гос-вах, избравших путь прогрессивного социально-экономич. развития, проведение политики, поощряющей сближение разных этносов и формирование единого этнополитич. комплекса в рамках гос. границ, создаёт предпосылки для образования новых наций на реаолюц.-демократич. и в перспективе - на

Изучает историю формирования населения определенной территории, закономерности его естественного и механического движения, распределения по территории, этническую, половозрастную структуру населения и пр.

Определение 1

Население – это люди постоянно живущие на определенной территории.

Определение 2

Численность населения – это количество людей на определенной территории (в тыс. чел, млн чел).

Определение 3

Плотность населения – это количество людей, приходящееся на единицу площади (количество человек/ $км²$).

Определение 4

Структура населения – это разделение людей на группы по определенным критериям (возрасту, месту проживания, этнической принадлежности и т.д.).

На размещение и воспроизводство населения влияют как естественные, так и социальные факторы.

История формирования населения Африки

Именно Африка, по мнению антропологов, является колыбелью человечества. Ведь здесь обнаружены самые древние останки предков современного человека.

В античные времена в Северо-восточной Африке возникло одно из древнейших государств из известных современным историкам – это Древний Египет. На востоке была известна Эфиопия, на западе – Гана.

На протяжении всей истории человечества население Африки менялось в результате войн, географических открытий и исследований, природных катаклизмов, социальных изменений.

Сегодня население Африки, принадлежащее к трем основным расам, можно условно разделить на коренное и пришлое. Основная часть жителей – коренное население.

Период колониального прошлого, длившийся почти четыре века, привел к существенному уменьшению численности населения. Только в период работорговли из Африки было вывезено около $100$ млн человек.

Много жителей, особенно детей, умирали от тяжелых условий в колониях, от болезней и плохих санитарных условий.

Расселение народов Африки

В Африке проживает около $500$ млн человек – примерно $1/10$ часть населения земного шара. Распределено оно по территории крайне неравномерно. Причина – природные условия, история освоения и развития территорий, политика государств.

Пример 1

Самая высокая плотность населения – в дельте Нила (более $1000$ чел/$км²$).

Это один из наиболее густо заселенных районов не только в Африке, но и на всей планете. Вспомним, что именно здесь находился Древний Египет.

Сравнительно густо заселены побережья Средиземного моря и Гвинейского залива и юго-восточное побережье континента. А в районах пустынь Сахара и Калахари население совсем незначительное (в основном – жители оазисов). Некоторые пустынные районы совсем безлюдные.

Современная расовая и этническая структура населения Африки

После упадка античных государств север материка заняли племена арабов и берберов – представителей европеоидной расы. К югу от Сахары континент заселен представителями негроидной расы. Но эта группа не является однородной. Они отличаются друг от друга формой головы, цветом кожи, ростом. В эту категорию входят бушмены, готтентоты, пигмеи, нилоты, эфиопы.

В результате смешения негроидной и монголоидной рас образовались малагасийцы, населяющие Мадагаскар. Средиземноморское побережье заселяли выходцы из прилегающих стран Европы, а на юге обосновывались выходцы из Нидерландов и Британии.

Определение 5

Их потомки получили название африканеров.

В экваториальной части захватывали колонии португальцы. Это сказалось на формировании государственных языков большинства современных стран Африки. После обретения независимости, во многих странах Африки начала проводиться демографическая политика, направленная на повышение санитарных условий жителей. Это позволило значительно сократить смертность и повысить численность населения стран Африки. Происходит и либерализация этнических отношений. Образуется смешение расовых черт, обычаев, языков, культур.

Продолжается развитие и формирование этнической структуры населения материка. В настоящее время нации находятся в стадии формирования. Этнические группы представлены племенами и народностями.

Африка принадлежит ко второму типу воспроизводства населения. Прирост населения очень высок – $2,7$% в год. Это привело во второй половине $XX$ века к демографическому взрыву.

Африканцы исповедуют различные религии – как мировые (ислам, христианство, буддизм, иудаизм), так и местные языческие культы.

Африка. Население

Этнический состав
Этнический состав современного населения Африки отличается большой сложностью (см. карту народов). Континент населяет несколько сот больших и малых этносов. 107 из них, насчитывающих более 1 млн. человек каждый, составляют 86,2% всего населения (1983, оценка). Численность 24 народов превышает 5 млн. человек, и они составляют 55,2% населения Африки. Крупнейшие из них - египетские арабы, хауса, йоруба, алжирские арабы, марокканские арабы, фульбе, игбо, амхара, оромо, суданские арабы.

Страны Северной и Северо-Восточной Африки населяют народы, говорящие на языках афразийской семьи. Наиболее распространённый из семитских языков - арабский является родным для 101 млн. человек (1 / 5 всех африканцев). Арабы - основное население Египта, Туниса, Алжира, Ливии, Мавритании, Марокко; в Судане их живёт 49,1%, Чаде - 26%.

В эфиопской группе семитских народов наиболее крупный - амхара, которые составляют вместе с родственными тиграи, гураге, тигре ядро складывающейся эфиопской нации.

Народы, говорящие на кушитских языках, обитают в Эфиопии и соседних странах; крупнейший из них - оромо в южной Эфиопии. В кушитскую группу входят также сомалийцы и обитатели горных областей Южной и Центральной Эфиопии - омето, каффа, шинаша, ямма, сидамо и др. Обширные пустынные пространства на северо-востоке Судана и прилегающие области Египта и Сомали занимают беджа.

Древнее население Северной Африки - берберские народы (шильх, тамазигт, рифы в Марокко, кабилы и шавийя в Алжире) - сохранились лишь в горных и отчасти пустынных районах Сахары. Особое место среди них занимают туареги (самоназвание имошаг), которые кочуют по пустынным нагорьям Ахаггара и Тассилин-Аджера в Алжире, занимают нагорье Аир и прилегающие области Центральной Сахары в Нигере; их много в Мали.

К югу от Сахары обитают народы, говорящие на чадских языках (или языках хауса): хауса, бура, вандала и др. Подавляющее большинство хауса расселено в Северной Нигерии. Они живут также в сопредельных районах Нигера. Родственные хауса народы - бура, вандала, баде, маса, котоко и др., расселены на возвышенностях на востоке Нигерии.

Наиболее обширную территорию в Африке занимают народы, говорящие на конго-кордофанских языках. Среди народов, говорящих на нигеро-конголезских языках, выделяются своей многочисленностью этносы, говорящие на бенуэ-конголезских языках. К ним принадлежат и народы банту, составляющие подавляющее большинство населения во многих странах Центральной, Восточной и Южной Африки. 43 народа банту насчитывают свыше 1 млн. человек каждый. Самые крупные из них - руанда (в Руанде, Заире, Уганде и некоторых соседних странах), макуа (в Малави, Танзании и других странах), рунди и ха (в Бурунди, Заире, Танзании и Уганде), конго (в Заире, Анголе, Конго), малави (в Малави, Замбии, Мозамбике), зулу (в ЮАР), шона (в Зимбабве, Мозамбике, Ботсване), коса (ЮАР), луба (в Заире и соседских странах). Среди других крупных народов банту - кикуйю, тсонга, ньямвези, ганда, монго, лухья, овимбунду, педи, бемба, суто, тсвана.

На бенуэ-конголезских языках говорит целый ряд крупных и мелких народов Нигерии и Камеруна (ибибио, тив, бамилеке, тикар, экой и др.).

Народы, говорящие на ква языках, населяют обширную зону Гвинейского побережья от Либерии до Камеруна: крупные народы - йоруба, игбо, бини, а также нуле, гбари, игбира, иджо и другие в Нигерии, группа народов акан на юге Ганы и в БСК, эве на юге Ганы, в Того и соседних странах; фон (восточные эве) в Бенине; группа народов кру в БСК и Либерии, небольшие народы приморских лагун БСК и др.

Народы, говорящие на западно-атлантических языках, составляют основное население многих стран на крайнем западе Африки: волоф, фульбе, серер и другие в Сенегале, баланте, фульбе и другие в Гвинее-Бисау, темне, лимба, фульбе и другие в Сьерра-Леоне, фульбе, киси и другие в Гвинее. Наиболее многочисленны фульбе.

Народы, говорящие на гур языках, расселены в Буркина-Фасо, Гане, БСК, Мали. Самый крупный из них - моей, близко-родственные народы - лоби, бобо, догон. К другим народам этой группы относятся груси, гурма, тем, кабре и др.

Из народов манде широко расселены мандинка - в Гвинее, Мали, Сенегале, БСК. Близкие к ним бамана населяют центральные районы Мали, менде обитают в Сьерра-Леоне, сонинке на севере Мали в соседних государствах, сусу в приморских районах Гвинеи. В группу манде входят также дан, квени, мано, диула, ваи, буса, банди, лома и др.

Народы, говорящие на адамауа-восточных языках, составляют большинство населения ЦАР, расселены они также в Заире, Камеруне и Судане. Наиболее крупные народы: банда, гбайя, азанде (занде), чамба, мбум.

На кордофанских языках говорят малочисленные народы, населяющие горы Кордофан в Судане: коалиб, тумтум, тегали и др.

Народы, говорящие на нило-сахарских языках, составляют шесть групп. На шари-нильских языках говорят многие народы бассейна реки Нил. Большая часть восточно-суданских народов (южные луо - ачоли, ланго, кумам и др.; джолуо, динка, нубийцы, календжин, тесо, туркана, карамоджонг, нуэр, масаи и др.) живёт на юге Судана, в Уганде, Кении. Центральносуданскую группу образуют мору-мади, мангбету, багирми и сара, а также пигмеи - эфе, ака, асуа и некоторые другие.

Койсанские народы населяют полупустынные территории в юго-западной части Африки (в Намибии, Ботсване, Анголе, ЮАР). К ним относятся бушмены, готтентоты, горные дамара. Остров Мадагаскар населяют малагасийцы, говорящие на австронезийских языках.

На индоевропейских языках (германских, романских и индоарийских) говорит население европейского (африканеры, или буры, англичане, французы, испанцы, итальянцы, португальцы и др.) и азиатского (выходцы из Индии и Пакистана, индомаврикийцы и др.) происхождения. Лица европейского происхождения составляют менее 1,5% населения Африки. Их численность после завоевания странами Африки политической независимости заметно сократилась. Однако в ЮАР они занимают господствующее положение в экономической и политической жизни.

По языку и отчасти по культуре к европейцам примыкает смешанное метисное население. В ЮАР к нему относятся так называемые цветные. Они подвергаются наряду с другими «небелыми» народами жестокой расовой дискриминации. На океанических островах, окружающих Африканский континент, в результате этнического смешения образовались различные метисные этносы (реюньонцы, зеленомысцы, маврикийцы-креолы и др.).

Б. В. Андрианов, С. И. Брук.

Этнические процессы - изменение основных признаков этнической общности (языка, культуры, самосознания и т. д., то есть тех черт, которые отличают данную общность от других) - подразделяются на процессы этнического объединения, включающие ассимиляцию, консолидацию и интеграцию, и процессы этнического разъединения. В Африке представлены не только разные их типы, но и различные стадии консолидационных, интеграционных и ассимилятивных процессов, а также разные формы этнических общностей - от небольших бродячих групп собирателей и охотников, сохраняющих пережитки родового строя, до различных этносов переходного типа, этнолингвистических и этнополитических общностей, крупных народностей и многомиллионных наций.

Формирование населения Африки происходило в течение длительного времени в результате сложных миграционных процессов, взаимодействия и взаимовлияния разных этнокультурных компонентов. Один из важных этапов этнической истории Африки связан с передвижением обитателей Сахары по мере её усыхания (с III в. до н. э.). Постепенно негроидные племена распространились на юг континента. В результате многовековых миграций народов, различных по антропологическому типу и языку, стадии консолидации и ассимиляции, в Западной Африке образовалось смешанное население. Следующий этап связан с передвижением с запада народов банту (начиная с 1-го тысячелетия н. э.). В Восточной Африке они оттеснили на север и частично ассимилировали племена кушитов и на юго-западе - бушменов и готтентотов. В результате контактов пришлых бантуязычных племён с первоначальным этническим субстратом происходило формирование этнического облика современных народов. В VII-XI вв. происходили переселения арабов в Северную Африку, затем в Центральный и Восточный Судан, на восточно-африканское побережье и острова Индийского океана. Большое влияние на этническую историю оказали древние и средневековые государства Африки - , и др. В их границах шло объединение родственных племён и постепенная консолидация их в народности. Однако этот естественный процесс был нарушен работорговлей, которая привела к опустошению огромных территорий. Значительное влияние на этнокультурное развитие Африки оказал период колониализма. Колониальная зависимость, реакционная политика колонизаторов, направленная на сохранение социально-экономической отсталости, на разобщение народов, консервация отживших институтов родо-племенного общества, разделение границами колоний единых этносов - способствовали этнической стратификации и изоляционизму, тормозили процессы сближения различных этносов. Однако объединительные процессы развивались и в колониальный период. В разных странах складывались центры этнической консолидации, наметились процессы этнической интеграции. В борьбе против колонизаторов развивалось и крепло национальное самосознание. После достижения африканскими государствами политической независимости наступил новый этап в их этнокультурном развитии. В новых исторических условиях процессы формирования крупных этнических общностей развиваются стремительно, захватывая одновременно различные уровни и формы этносоциальной структуры - от семей (больших и малых) до целых народностей. Большинство этносоциальных общностей уже прошло стадию развития, обозначаемую термином «племя». Повсеместно идут процессы формирования народностей, смешение, трансформация этнических общностей разного уровня, смена родо-племенных связей территориальными, усиление социальной стратификации.

Завоевание независимости способствовало разрушению патриархально-феодальной замкнутости многих областей, укреплению экономических связей, распространению общих форм культуры и общелитературных крупных языков (суахили - на востоке Африки, хауса и других - на западе). Происходит процесс складывания наций на севере, крайнем юге (африканеры), в ряде стран Тропической Африки (у йоруба, хауса, игбо в Нигерии, конго в Заире и некоторых других). Как правило, этот процесс происходит на основе консолидации уже существующих народностей. Что касается формирования наций в рамках государственных границ, то на современном этапе этносоциального развития можно говорить лишь о тенденции этого процесса.

Многообразие, неоформленность и аморфность этнических общностей в государствах Тропической Африки, подвижность этнических границ, наличие большого числа переходных типов не всегда позволяют определённо охарактеризовать уровень этнического развития.

Интенсивно развиваются в Африке процессы этнической консолидации - складывание крупных этнических общностей на более или менее однородной этнической основе или же дальнейшее сплочение сформировавшегося этноса по мере его социально-экономического и культурного развития. Они наблюдаются у лухья и кикуйю в Кении, у народов акан в Гане, у игбо, йоруба, нупе и ибибио в Нигерии и др. Так, вокруг кикуйю группируются близкие по языку и культуре этнические группы, обитающие на южном и восточном склонах горы Кения: эмбу, мбере, ндиа, кичугу, меру. По языку к кикуйю наиболее близки эмбу, кичугу, мбере и ндиа. Ещё сохраняются племенные языки и этнические самоназвания; в переписях населения кикуйю, эмбу и меру учитываются отдельно.

Уровень консолидационных процессов у разных этносов различен. Игбо в Нигерии расселены компактно и имеют общую в основных чертах материальную и духовную культуру. Однако сохраняются пережитки племенного деления, племенные диалекты, существуют локальные различия в культуре. Если по переписи 1952-53 все игбо считали себя единым народом, то в период нигерийского кризиса 1966-70 (см. в ст. ) и последующие годы наблюдалась тенденция к обособлению этнических подразделений. Этнические подразделения продолжают существовать и у йоруба (иджеша, ойо, ифе, эгба, эгбадо, ондо и др.). Тенденция к обособлению отдельных этнических подразделений сдерживает консолидационные процессы у игбо и йоруба.

Наряду с консолидацией во многих странах получили развитие процессы межэтнической интеграции, сближения разных этносов, появление у них общих культурных черт. Они протекают на основе взаимодействия различных этнических компонентов, отличающихся по языку, а также уровню социально-экономического и культурного развития. Эти процессы могут перерасти в полную этническую интеграцию разных этносов в рамках одного государства.

Интеграционные процессы происходят всюду в Африке, причём в некоторых странах они идут в масштабах всего государства и на уровне отдельных народностей. Социально-экономические преобразования, создание единого национального рынка, постепенное возникновение общенациональной культуры в рамках государственных границ, складывающейся из многих этнических культур, способствуют постепенному формированию сознания общности - нигерийской, конголезской, гвинейской и т. п. Африканцы всё чаще называют себя не традиционными этнонимами, а по названию государства - нигерийцами, конголезцами, гвинейцами и т. п.

Примером интеграции на уровне отдельных народностей могут служить этнические процессы у хауса. Вокруг хауса, составляющих большинство населения Северной Нигерии, не только группируются близкородственные этнические группы, но и происходит постепенная ассимиляция многих мелких племён центральных районов страны: всё больше распространяется язык и культура хауса. Из этих разнородных этнических компонентов формируется нация хауса. В её состав входят: собственно хауса, ангас, анкве, сура, баде, болева, карекаре, тантале, бура, вандала, маса, мусгу, муби и др. Большинство этих групп сохраняет свои самоназвания. Основная масса говорит на языке хауса, другие - двуязычны, говорят и на родных языках. Многие из этих народов входили в состав хаусанских государств (см. ), их хозяйственные и культурные контакты с хауса имеют давнюю историю, что содействует интеграционным процессам. В одних случаях интеграционные процессы могут привести к сложению единой этнической общности в пределах государственных границ. В других случаях в условиях этнического плюрализма и сложности межэтнических отношений могут возникнуть несколько центров интеграции и соответственно несколько этносоциальных общностей. В результате интеграционных процессов в африканских государствах происходит формирование новых этнополитических. (метаэтнических) общностей.

Ассимиляционные процессы очевидны там, где по соседству живут народы, резко отличающиеся по уровню социально-экономического развития, по происхождению, языку и культуре. Таковы в Кении кикуйю и ассимилируемые ими группы ндоробо, нилоты луо и бантуязычные кисии и суба; в Руанде - руанда и пигмеи тва; в Ботсване - тсвана и бушмены; в Того с эве постепенно сливаются мелкие этнические общности - акебу, акпосо, аделе. В Гвинее происходит объединение с киси близких по языку и культуре бага, ммани, ландума. В то же время многие бага и ландума говорят на языке сусу и частично ассимилируются сусу. В Судане арабы ассимилируют нубийцев, беджа и др. В БСК бауле ассимилируют лагунные народы, кробу, гва и др. В Нигерии многочисленные этнические группы в районе Огоджи испытывают значительное влияние соседей - игбо и ибибио.

Наряду с объединительными процессами в ряде районов Африки наблюдаются и процессы этнического разделения, хотя в прошлом их роль была несравненно большей. Так, в истории Африки известны широкие миграции арабских племён, которые привели к образованию обособленных этносов. В древности на протяжении столетий в Центральной Африке шёл сложный процесс распространения и обособления бантуязычных этносов; известны средневековые миграции луо с берегов Нила на юг - в Межозерье, сопровождавшиеся их разделением на ряд этносов; подобный процесс шёл в XIX в., когда часть южноафриканских племён зулу (нгуни) мигрировала на север. В Кении отделились от гишу этносы масаба и букусу.

Характер и темпы этнических процессов в Африке обусловливаются историческими, социально-экономическими и политическими факторами: общая экономическая отсталость, многоукладный характер экономики, засилье иностранных монополий во многих странах, нерешённость социальных проблем, острота национального вопроса, доставшиеся от колониализма экстерриториальные проблемы и т. д.

Многие из африканских этносов сохраняют сложную иерархичность этносоциальной структуры, когда одна и та же совокупность людей входит одновременно в состав этнических общностей разного уровня. Такова, например, многомиллионная этнолингвистическая общность акан, объединяющая группу этносов в южной и центральной Гане и соседних областях БСК. Близость языков акан способствует этнокультурному сближению как в рамках всей широкой этнолингвистической общности, так и на уровне крупных этносоциальных подразделений - ашанти, фанти, аким и др. Социально-экономические преобразования, протекающие в Гане, способствуют формированию у разных народов акан этносоциальных общностей - народностей. Этот процесс развивается параллельно с формированием широкой этнополитической общности в рамках государства Гана.

Этнические процессы в современной Африке не только сложны, но и крайне противоречивы. С одной стороны, происходит рост самосознания, стирание племенных различий, создание более крупных этносоциальных и этнополитических общностей, отказ от узкоплеменных интересов и подчёркивание общегосударственных. С другой стороны, наблюдается рост этнического самосознания, повышение его роли в политической жизни, усиление племенного сепаратизма.

Сближению народов способствуют прогрессивные экономические, культурные процессы, урбанизация, миграции населения. Африканские города с быстро растущим рабочим классом, развивающейся буржуазией и интеллигенцией стали центром развития консолидационных и интеграционных процессов. В городах происходит интенсивный обмен культурными ценностями между представителями разных народов, сближение языков и диалектов, образование литературных языков. Всё это является важным условием ликвидации племенной обособленности (детрайбализации).

В городах возникают новые межэтнические связи, хотя это не означает, что горожанин сразу порывает со своей этнической группой. В городах существуют многочисленные этнические союзы и землячества, что свидетельствует о сохранении общинно-племенных связей.

Массовые миграции населения, работа в городах на одних предприятиях людей разной этнической принадлежности способствуют ломке традиционных племенных структур и активизируют этнические процессы. Малочисленные этнические группы, как правило, быстро адаптируются к иноэтнической среде и могут полностью ассимилироваться; многочисленные мигранты предпочитают селиться вместе и в известной степени сохраняют этнические особенности, присущие их образу жизни на родине, и определенную специфику своей социальной организации. В некоторых случаях мигрантов заставляет держаться вместе не всегда доброжелательное отношение местного населения и опасность возникновения конфликта. Этническому партикуляризму способствует и установившийся ещё в колониальное время порядок размещения населения во многих городах и больших сёлах: расселение по кварталам носит этнический характер, выходцы из одной этнической группы предпочитают селиться вместе. В Гане кварталы, где живёт пришлое население, называют «зонго», в Северной Нигерии - «сабон гари» (на языке хауса - «новый город»). Такое положение не только не приводит к детрайбализации, но, напротив, усиливает этническое самосознание.

Африканские государства, образовавшиеся в рамках прежних колониальных границ, унаследовали все трудности, вытекающие из несоответствия политических и этнических границ. В разных государствах оказались такие крупные народы, как эве, конго и др. Разделение политическими границами единой этнической территории какого-либо народа и длительное сохранение такого разделения приводят к возникновению серьёзных различий между частями народа. Существенное значение при этом имеют общие социально-экономические и политические условия, в которых протекают этнические процессы. Государственная политика может способствовать интеграционным процессам и формированию единой общности из разных этнолингвистических компонентов, в ином случае может образоваться несколько этнических общностей. Так, в Того при благоприятном развитии интеграционных процессов эве могут влиться в единую тоголезскую этническую общность, в Гане могут сохраниться как самостоятельная этническая единица.

В условиях многоукладности экономики социальная структура этнических общностей, в том числе народностей и формирующихся наций, крайне неоднородна. Сохранение многих архаичных институтов и структур, ведущих своё происхождение из недр родо-племенного общества: касты, патриархальное рабство, презрительное отношение к некоторым профессиям, этнические предубеждения и предрассудки, нормы племенной морали, значительная роль традиционных систем власти, этническая стратификация и т. д. - накладывают существенный отпечаток на темпы и уровень этнических, прежде всего интеграционных процессов.

Конкретные исторические условия предопределяют различные варианты этнического развития. В странах Северной Африки с более или менее однородным этническим составом уже сложились многомиллионные арабоязычные нации - алжирская, египетская, марокканская и др. В большинстве стран этническое развитие идёт по пути укрепления наиболее крупных этнических общностей и усиления интеграционных процессов. Наиболее яркий пример складывания единой этнополитической общности - Танзания, где на базе языка суахили, признанного официальным языком страны, из более ста различных этнических групп складывается единая общность, которая может превратиться в танзанийскую нацию.

В Южной Африке этническое развитие коренных африканских народов деформировано реакционной расовой политикой правящих кругов ЮАР. Активно идут процессы формирования крупных этнических общностей (народностей и наций) у народов банту. Создание бантустанов и проводимая в ЮАР консервация традиционных институтов родо-племенного общества оказывают негативное воздействие на процессы национальной консолидации.

Этнические процессы теснейшим образом связаны с языковыми. Социальные сдвиги, в том числе трансформация традиционных социальных структур, способствующие хозяйственной и политической консолидации, не только приводят к уменьшению значения этноразделяющих факторов и к формированию крупных этнополитических общностей, но и активизируют также языковые процессы. С одной стороны, распространяются двуязычие и многоязычие, а с другой - языки более крупных общностей поглощают языки небольших этнических групп. Экономические, социальные и политические преобразования в странах Африки приводят к широкому распространению языков межэтнического общения - суахили, кингвана, лингала, санго, волоф и др. Немалую роль играют и английский и французский языки, особенно для межэтнических взаимоотношений.

Социально-экономические и политические преобразования в африканских государствах способствуют интенсификации этнических процессов. Основными тенденциями этнического развития становятся консолидация отдельных этнических общностей и превращение некоторых из них в народности и нации и внутригосударственная межэтническая интеграция. Характерной чертой является особая роль государства в этническом развитии, выступающего в качестве фактора сплочения разных этнических групп в более крупную общность. В государствах, избравших путь прогрессивного социально-экономического развития, проведение политики, поощряющей сближение разных этносов и формирование единого этнополитического комплекса в рамках государственных границ, создаёт предпосылки для образования новых наций на революционно-демократической и в перспективе - на социалистической основе.

Р. Н. Исмагилова.

Население. Антропологический состав
Население. Религиозный состав
Естественное движение населения
Размещение населения
Миграция населения
Население. Урбанизация
Экономически активное население; профессиональный и классовый состав
Население. Положение трудящихся




Мавритания.







Женщина сонгай.
Нигер.






Женщина в современной городской одежде.
Кения.


В Африке по разным данным насчитывается от пяти сотен и до 8000 народов , включая малые народы и этнические группы, которые нельзя явно отнести к одному из них. Некоторые из этих народов насчитывают всего несколько сотен человек, действительно крупных не настолько много: более миллиона насчитывают 107 народов, и лишь 24 – более пяти миллионов. Самые крупные народы Африки: египетские арабы (76 миллионов), хауса (35 миллионов), марокканские арабы (35 миллионов), алжирские арабы (32 миллиона), йоруба (30 миллионов), игбо (26 миллионов), фульбе (25 миллионов), оромо (25 миллионов), амхара (20 миллионов), мальгаши (20 миллионов), суданские арабы (18 миллионов). Всего же в Африке на территории чуть больше 30 миллионов квадратных километров живёт 1,2 млрд. человек, то есть примерно одна шестая часть населения нашей планеты. В этой статье мы коротко расскажем о том, на какие основные народы делится население Африки.

Северная Африка

Как вы уже могли заметить, среди крупнейших народов много тех, в названии которых фигурирует слово арабы. Конечно, генетически всё это разные народы, объединённые в первую очередь верой, а также тем, что более тысячи лет назад эти земли завоевали с Аравийского полуострова, включив их в Халифат, и смешались с местным населением. Самих арабов, однако, было относительно немного.

Халифат завоевал всё североафриканское побережье, а также часть западного побережья вплоть до Мавритании. Эти места были известны как Магриб, и хотя теперь страны Магриба независимы, их жители по-прежнему говорят на арабском языке и исповедуют ислам, и их собирательно называют арабами. Они относятся к европеоидной расе, её средиземноморской ветви, и населённые арабами места отличаются достаточно высоким уровнем развития.

Египетские арабы составляют основу населения Египта и наиболее многочисленный из африканских народов. Этнически арабское завоевание мало повлияло на население Египта, в сельской местности так и вовсе практически никак, и таким образом по большей части они являются потомками древних египтян. Однако культурный облик этого народа изменился до неузнаваемости, кроме того большая часть египтян приняла ислам (хотя немалое их число так и осталось христианами, теперь их называют коптами). Если считать вместе с коптами, то общую численность египтян можно довести до 90-95 миллионов человек.

Второй по величине арабский народ – марокканские арабы , являющиеся результатом покорения арабами различных местных племён, не составлявших в те времена единого народа – ливийцев, гетулов, маврусиев и других. Алжирские арабы образовались из разношёрстных берберских народов и кабилов. А вот в крови тунисских арабов (10 миллионов) есть некоторый негроидный элемент, что отличает их от соседей. Суданские арабы составляют большую часть населения северного Судана. Также из крупнейших арабских народов Африки выделяют ливийцев (4,2 млн) и мавританцев (3 млн).

Чуть южнее, в жаркой Сахаре, кочуют бедуины – так называют всех кочевников независимо от их национальной принадлежности. Всего в Африке их около 5 миллионов, к ним относятся различные мелкие народы.

Западная и Центральная Африка

К югу от Сахары на смену смуглым, но белокожим африканцам, относящимся к средиземноморской подрасе европеоидной расы приходят люди расы негроидной, подразделяющейся на три основные подрасы: негрскую , негрилльскую и бушменскую .

Негрская наиболее многочисленна. Помимо Западной Африки народы этой подрасы живут также в Судане, Центральной и Южной Африке. Восточноафриканский её тип отличается в первую очередь высокорослостью – зачастую средний рост здесь составляет 180 см., а также характерен наиболее тёмной кожей, едва ли не чёрной.

В Западной и Экваториальной Африке народы этой подрасы доминируют. Выделим крупнейшие из них. В первую очередь это йоруба , живущие в Нигерии, Того, Бенине и Гане. Это представители древней цивилизации, оставившей в наследие много самобытных древних городов и развитую мифологию. Хауса живут на севере Нигерии, а также в Камеруне, Нигере, Чаде, ЦАР, они также имели развитую культуру городов-государств в древности, а ныне исповедуют ислам, занимаются земледелием и животноводством.

Игбо живут на юго-востоке Нигерии, имея малую площадь расселения, но зато большую плотность. В отличие от предыдущих народов игбо не имеют древней истории, поскольку образовались из множества разных народов относительно недавно, уже в эпоху колонизации Африки европейцами. Наконец, народ фульбе расселился по обширной территории от Мавритании до Гвинеи и даже в Судане. По данным антропологов они произошли из Средней Азии, а уже в Новое время этот народ отметился своей воинственностью, с большим энтузиазмом участвуя в исламских джихадах в Африке в XIX веке.

Южная и Экваториальная Африка.

В противоположность представителям негрской подрасы люди из негрилльской подрасы низкорослы, их средний рост едва превышает 140 см., потому они так и называются – пигмеи . Живут пигмеи в лесах Экваториальной Африки. Но их совсем немного, доминируют же на этой территории другие народы, в первую очередь из группы банту: это дуала , фанг , буби , мбоши , конго и другие для экваториальной Африки и коса, зулу, свази, ндебеле для Южной. Основу населения Зимбабве составляет народ шона (13 млн), также относящийся к группе банту. Всего банту насчитывают 200 млн. расселившихся по половине территории континента.

Также в Экваториальной Африке проживают представители третьей подрасы, бушменской или капоидной. Они характеризуются низкорослостью, узким носом и плоской переносицей, а также кожей куда светлее, чем у соседей, имеющей желтовато-бурый оттенок. Здесь выделяют собственно бушменов, а также готтентотов, проживающих преимущественно в Намибии и Анголе. Однако представители капоидной подрасы немногочисленны.

На самом юге же минимальную конкуренцию банту составляют группы африканеров, то есть потомков европейских колонистов, в первую очередь буры. Всего африканеров насчитывается 3,6 млн. Южную Африку вообще можно назвать плавильным котлом – если считать с Мадагаскаром, где поселились мальгаши из монголоидной расы, то здесь обитают выходцы едва ли не из всех частей света, ведь помимо монголоидов-мальгашей на юге Африки поселились также хиндустанцы, бихарцы, гуджаратцы, говорящие на индоарийских языках, а также тамилы, телугу общающиеся на дравидийских языках. Они пришли в Африку из Азии, а то время как мальгаши приплыли из далёкой Индонезии.

Восточная Африка

В первую очередь здесь стоит выделить эфиопскую подрасу. Как явствует из названия, к ней относится население Эфиопии, которое генетически нельзя отнести ни к смуглым, но белокожим северянам, ни к представителям негроидной расы, живущим на юге. Эта подраса считается результатом смешения европеоидной и негроидной, сочетая в себе черты тех и тех. Нужно отметить, что «эфиопы» – понятие собирательное, в этой стране живут следующие народы: оромо , амхары , тиграи , гураге , сидама и другие. Все эти народы говорят на эфиосемитских языках.

Два крупнейших народа Эфиопии это оромо, также живущие на севере Кении, и амхара. Исторически первые были склонны к кочевничеству и жили на восточном побережье, в то время как вторые тяготели к земледелию. Среди оромо преобладают мусульмане, а среди амхара христиане. К эфиопской расе относятся и нубийцы, живущие на юге Египта, насчитывающие до двух миллионов.

Также немалую часть населения Эфиопии составляет народ сомали, давший название соседнему государству. Они относятся к кушитской языковой семье вместе с оромо и агау. Всего сомали около 16 миллионов.

На востоке Африки тоже распространены народы банту . Здесь это кикуйо, акамба, меру, лухья, джаггга, бемба, живущие в Кении и Танзании. В своё время эти народы вытеснили отсюда кушитоязычные, от которых кое-что всё же осталось: ирако, горова, бурунги, сандава, хадза – но эти народы далеко не столь многочисленны.

Среди великих африканских озёр живут руанда, рунди, ганда, сого, хуту, тутси, а также пигмеи. Руанда – крупнейший народ этой области, насчитывающий 13,5 млн. Приозёрную область населяют суахили , коморцы , миджикенда .

Общая" численность- населения английских владений составляет около 15 млн., южной части португальского Мозамбика-около 2,5 млн. Данные эти приблизительны. Общие переписи, более или менее точно определяющие численность населения, проводятся в Южно-Африканском Союзе {последняя перепись проведена 7 мая 1946 г.) и в Южной Родезии (последняя перепись - 1 августа 1948 г.). Статистические данные по другим территориям до известной степени полно учитывают лишь взрослое мужское население: это нужно для обложения налогами и выявления резервов рабочей силы. Количество остального населения колониальные чиновники учитывают весьма приближенно, допуская при этом большой произвол.

Профессор Кейптаунского университета Шапера отзывается о переписях населения по Бечуаналенду так: 4 /«Ни одна из этих переписей не может быть признана точной,... более ранним переписям нельзя верить совсем». В подтверждение этой оценки он приводит два ярких примера. В одном из официальных отчетов о населении района Ганзи указывалось, что там живет 7 тыс. мужнин, 3.тыс. женщин, а всего 10 тыс. чел. Соотношение мужчин и женщин (7: 3) было явно абсурдным, тем не менее эти данные были включены в отчет. Через два года другой колониальный чиновник, назначенный в эту область, сообщал, что в районе Ганзи проживает «приблизительно 2 тыс. чел.». Другой пример: в отчете за 1936 г. указывалось, что в резервате Тавана живет 42 158 чел.; в 1939-1940 гг. комиссия по изучению сонной болезни объездила все деревни этого резервата, сосчитала население каждой деревни и пришла к выводу, что численность населения резервата не превышает 35 тыс. 1

Еще хуже поставлен учет этнического состава населения. В основе учета лежит расовый принцип - по цвету кожи: белые - европейцы, негры - туземцы, «цветные» - мулаты и т. д. Всех говорящих на языках банту соединяют в одну общую группу «туземцы», причем в нее включают в одних случаях и мулатов, готтентотов и бушменов, в других - мулаты, готтентоты и бушмены учитываются отдельно по группе «цветные». Точно учитываются только европейцы.

Следующая таблица, составленная по последним переписям и оценочным данным последних пяти лет, дает приблизительную картину этнического состава английских владений (тыс. чел.):

Английские владения

Индийцы и другие выходцы из Азии

Южно-Африканский Союз (перепись 1946 г.)..................

Юго-Западная Африка..........

Бечуаналенд.........................

Басутоленд..............................

Свазиленд..............................

Южная Родезия (по данным 1950 г.)

В Мозамбике население банту в 1940 г. исчислялось в 5 млн., европейцев и других не-банту в 1945 г. насчитывалось 60 тыс., в том числе 15 тыс. мулатов и 10 тыс. индийцев; определить отдельно этнический состав населения южной части Мозамбика не представляется возможным.

Банту

Преобладающую массу населения Южной Африки (около 78%) составляют, следовательно, банту.

Банту говорят на нескольких языках. Важнейшие из них:

Число говорящих 8 , тыс. чел.

Число говорящих 2 , тыс. чел.

Куаньяма

Коса - вполне сложившаяся и наиболее многочисленная народность южноафриканских банту. Все коса живут в ЮАС, главным образом (85,3%) в восточной части Капской провинции, в резерватах Транскей и Сискей («по ту» и «по эту» сторону р. Кей). Зулусы также представляют собою вполне сложившуюся народность. Большинство их живет в провинции Наталь (76% всего населения провинции). За пределами ЮАС зулусы живут в Свазиленде и в Басутоленде. Кроме собственно зулусов, на языке зулу говорят матабеле в Южной Родезии, ндебеле в северо-западной части Трансвааля. Большая часть свази (223 тыс.) живет в Трансваале; на территории протектората Свазиленд живет только 160 тыс. свази. Языки коса, зулу и свази - родственные (их объединяют в одну группу под общим названием нгуни). Общая численность говорящих на них народов составляет более 5 млн. Они населяют, исключая матабеле и ндебеле, одну сплошную территорию и имеют все предпосылки для слияния в одну нацию. Басуто живут главным образом в ЮАС, в провинциях Трансвааль и Оранжевое Свободное Государство. В протекторате Басутоленд живет около полумиллиона басуто. Среди басуто Трансвааля выделяются по языку северные басуто, или педи. Больше половины(68,9 %) бечуанов живут также в ЮАС, главным образом в Трансваале и Капской провинции. Басуто, бечуаны и педи вместе взятые составляют более 3 млн. чел., населяют в основной своей массе сплошную территорию и образуют единый этнический массив. Машона живут главным образом в Южной Родезии, составляя вместе с матабеле основное население колонии. Около 20% машона живет в Мозамбике. Тсонга населяют Мозамбик и прилегающие к нему районы Трансвааля и Наталя. На языках ндонга, куанья- ма и гереро говорят банту ЮЗА и прилегающих к ней районов Анголы.

Обзор расселения банту показывает типичную для всей Африки картину: колониальные границы не соответствуют этническим, разрывают народы на части. Это обстоятельство, наряду с общим колониальным режимом, сильно препятствует слиянию племен и народностей южноафриканских банту в национальные общности.

В таблице показан состав населения банту провинций ЮАС и протекторатов по основным этническим группам (в процентах к итогу) 1 .

Провинции и протектораты

Ораншевое

Свободное

Свазиленд

Коса....................

Зулусы................

Басуто................

Педи...................

Ндебеле..............

Бечуаны..............

Свази..................

Тсонга (шангаан) . .

Бавенда..............

Прочие..............

С одной стороны, выделяются компактные этнические массивы коса, зулусов, басуто и бечуанов.С другой стороны, произошло уже значительное взаимопроникновение, перемешивание этнических групп; территориальные границы этнических групп стираются, перекрещиваются. В последнее время, в связи с ростом населения городов и горнопромышленных центров, этот процесс протекает довольно быстро. Сейчас еще трудно судить о контурах формирующихся наций, они окончательно определятся лишь с победой антиимпериалистических сил и освобождением банту от колониального порабощения.