Лето

Известная всему миру галерея в которой. Творческий диктант на уроках развития речи по русскому языку. Чтение текста диктанта

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

6 КЛАСС

ТЕМА: "ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ"

Контрольные диктанты по русскому языку являются эффективной формой тематического контроля при изучении курса русского языка. Контрольные диктанты проводятся как для проверки уровня освоения учащимися каждой изученной темы, так и всего курса русского языка за 6 класс (контрольные диктанты за 6 класс).

Известная всему миру галерея, в которой представлены произведения выдающихся художников России, носит имя Павла Михайловича Третьякова.

Богатый, хорошо образованный купец решил употребить свое богатство на пользу народа. "Во всех европейских странах есть богатые музеи, где собраны творения лучших художников этих стран, - говорил он. - Пора и нам иметь такой же."

Две картины, которые были куплены в 1856 году, положили начало этому замечательному собранию. Третьяков тщательно подбирал свою коллекцию. Когда он появлялся на открытии какой-нибудь выставки, казалось, что он лишь прислушивается к тому, о чем говорят другие. Но художники поражались его метким замечаниям, верным оценкам картин. Если картина нравилась Третьякову, он ее тут же приобретал и уже никому не уступал.

Сначала для осмотра галереи требовалось разрешение самого Третьякова. Когда он подарил ее городу Москве, вход был открыт для всех.

Задания к тексту (на выбор учащихся):

1) Определите тему и основную мысль текста. Озаглавьте. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями? Объясните постановку знаков препинания в предложении с прямой речью. С какой целью использована прямая речь в тексте?

2) Обозначьте орфограммы и пунктограммы. Сгруппируйте их. Приведите примеры. Выполните морфологический разбор числительных. Просклоняйте письменно составное количественное числительное. Выполните разные виды разбора (фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический).

3) Опишите свои впечатления о посещении Третьяковской галереи (или о заочной экскурсии). Используйте числительные.

Русский язык / 6 класс / Контрольные диктанты / Имя числительное


Преподавателю : Данный контрольный диктант проводится с учащимися 6 класса общеобразовательной школы. Целью проведения данного диктанта является контроль освоения темы "Имя числительное" учащимися 6 класса.

Расширенный выбор диктантов по русскому языку:

Фонд оценочных работ по русскому языку

9класс

Выполнил:

Учитель русского языка и литературы

Мовсисян Р.А.

Согласовано:

Зам.директора по УВР

Н.В. Шлыкова

Санкт-Петербург - 2014

1 -ая четверть

  1. Контрольный диктант по разделу «Закрепление изученного в 5 – 8 классах.

Гроза.

Гроза надвигалась. Всё чаще над потемневшими полями проносились раскаты грома. Отягощённые влагой тучи обняли всю степь, опустились низко-низко и двигались неторопливо, точно раздумывая, где бы им поудобнее лечь на ещё горячую землю. Ветер утих, наступила тишина, предвещающая близость дождя.

Подсолнухи, сочная лебеда, росшая возле дороги, и лопухи, татарники, поднявшие свои красные головки,- всё насторожилось, почуяв запах дождя: умолкли птицы. Только один единственный жаворонок ещё сверлил небо, напевая что-то своё, весёлое, как бы споря с громом. Но раскаты грома, разразившиеся так близко, оглушили и этого гордого певца – он упал на землю и забился под лист лопуха. Оцепенев от страха, птичка слушала громовые раскаты.

Дождь был совсем близко, и властное дыхание его Сергей почувствовал на своём затылке. Пока Сергей раздумывал, не укрыться ли под навесами, невдалеке темневшими, разразился ливень. Весь мокрый, Сергей вскочил в сенцы первого попавшегося небольшого домика. (140 слов)

(По С. Бабаевскому)

Грамматическое задание.

1)Произвести синтаксический разбор предложения (со схемой):

Дождь был совсем близко, и влажное дыхание его Сергей чувствовал на своём затылке.

2)Разобрать слова по составу: надвигалась, властное, близость, неторопливо, поднявшие, оцепенев.

3)Сделать морфологический разбор слова подсолнух.

2. Контрольный диктант по теме «Сложносочинённое предложение»

«Слово о полку Игореве» - древнейшая рукопись.

«Слово о полку Игореве « уместилось всего на нескольких страницах древней рукописи, но в течение двух столетий люди Руси, истерзанной княжескими раздорами и нападениями кочевников, вспоминали о нём, цитировали наизусть мудрые патриотические строки.

Ко времени похода Игоря, тайком уведшего дружины к Дону и неосмотрительно потерявшего своё войско, честь полководца, Русь распалась на несколько самостоятельных княжеств. Распри князей переходили в кровопролитные войны, а кочующие племена половцев, постоянно совершавших набеги на русские земли, перерезали древний путь «из варяг в греки» и нарушали экономические связи Руси с южными и восточными землями. Их набеги сопровождались разорением городов и уводом в плен жителей, однако князья, утратившие чувство патриотизма, не в состоянии были из-за непрерывного соперничества нанести решительный удар половцам.

Летописцы, как правило, только регистрировали события, и лишь некоторые из них решались на оценки отдельных поступков князей. Но ни один из древнерусских книжников не поднялся, как автор «Слова…», на высоту мудрых исторических обобщений, Поэма постепенно, однако, забылась, и только в конце 18 века, после обнаружения единственно уцелевшего списка, она зазвучала с новой силой.(166 слов)

(По Б.Рыбакову)

2-ая четверть

3. Контрольный диктант по закреплению темы « Сложноподчинённое предложение с придаточными определительными и изъяснительными»

Андрей Рублёв.

В продолжение долгих часов Андрей остаётся наедине со своим учителем Даниилом Чёрным, который открывает юному художнику тайны живописи.

Даниил, по-видимому, был живописцем первой величины. Однако самая большая заслуга его в том, что он не только увидел одарённость Рублёва, но и воспитал в нём самостоятельную творческую мысль и манеру. Не подавлял своим авторитетом, понимая, что каждый должен идти своим путём. Поступать так – значит проявлять поистине большой ум, поразительное уважение к личности, неиссякаемую любовь к жизни. Ведь мастеру не просто примириться с тем, что собственный ученик заводит с тобой споры, и не только не делать попытки оборвать его, а всячески поощрять к продолжению этого спора.

Рублёву повезло, что возле него с самых первых шагов оказался такой душевный и опытный старший товарищ. Андрей оценил это и бережно пронёс признательность и уважение к своему учителю через всю жизнь.

От того далёкого времени сохранилась миниатюра, на которой Рублёв запечатлён с гордо поднятой головой. Неизвестный автор в Рублёве увидел не гордыню, которая на Руси считалась величайшим грехом, а заслуживающее уважения достоинство.

Грамматическое задание:

1)Озаглавить текст.

2)Найти сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными, составить схемы.

3)Сделать фонетический разбор слова далёкого.

  1. Итоговая контрольная работа по разделу «Сложноподчинённое предложение».

Диктант

Основатель Третьяковской галереи.

Известная всему миру галерея, в которой представлены произведения искусства, созданные выдающимися художниками России, носит имя Павла Михайловича Третьякова.

Богатый, хорошо образованный купец, он решил употребить своё богатство на пользу народа. «Во всех европейских странах есть богатые музеи, где собраны творения лучших художников этих стран, - говорил он. – Пора и нам иметь такой же».

Две первые картины, которые были куплены в 1856 году, положили начало этому замечательному собранию. Третьяков тщательно подбирал свою коллекцию. Когда он появлялся на открытии какой-нибудь выставки, сосредоточенный, молчаливый, казалось, что он лишь прислушивается к тому, о чём говорят другие, но художники поражались его метким замечаниям, верным оценкам картин. Если картина нравилась Третьякову, он её тут же приобретал и уже никому не уступал.

Сначала для осмотра галереи требовалось разрешение самого Третьякова. Позже, когда он подарил её городу Москве, вход был открыт для всех желающих. (141 слово)

(По В. Порудоминскому)

Грамматическое задание.

1)Найти СПП, указать виды придаточных предложений.

2)Составить схему одного из сложноподчинённых предложений

3)Сделать синтаксический и пунктуационный разбор первого предложения второго абзаца.

3-я четверть.

  1. Контрольный диктант по разделу «Бессоюзное сложное предложение».

Кусака

Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и, промокшая, грязная, вернулась обратно. Здесь она проделала то, чего никто, однако, не видел: взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы и заглянув в стеклянную дверь, поскребла когтями. В комнатах было пусто, и никто не ответил Кусаке.

Начался частый дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней ночи. Быстро и глухо он заполнил пустую дачу; бесшумно выползал он из кустов и вместе с дождём лился с неприветливого неба. На террасе, с которой была снята парусина, отчего она казалась странно пустой, свет долго ещё печально озарял следы грязных ног, но скоро уступил и он.

И, когда уже не было сомнений, что наступила ночь, собака жалобно завыла. Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался вой в монотонный шум дождя, прорезал тьму, и, замирая, понёсся над обнажёнными полями.

И тому, кто слышал его, казалось, что стонет и рвётся к свету сама беспросветно-тёмная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему сердцу. (160 слов)

(По Л.Андрееву)

Грамматическое задание:

1)Озаглавить текст.

2)Произвести синтаксический разбор второго предложения (со схемой).

3)Сделать пунктуационный разбор второго предложения третьего абзаца.

4)Морфемный разбор слов: бесшумно, приподнявшись, надвигаться, отовсюду, монотонный, озарял.

  1. Контрольный диктант по разделу «Сложные предложения с различными видами связи».

Старый музыкант.

Старый скрипач любил играть у подножия памятника Пушкину, что стоит в начале Тверского бульвара. Поднявшись по ступенькам к самому пьедесталу, музыкант трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, и все они умолкали в ожидании музыки, потому что она утешает людей, обещает им счастье и славную жизнь. Футляр скрипки музыкант клал на землю; он был закрыт, и в нём лежал кусок чёрного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется.

Обыкновенно старик выходил играть под вечер: для его музыки нужно было, чтобы в мире стало тише. Старик страдал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Звуки скрипки раздавались в воздухе и доходили до глубины человеческих сердец, трогая их нежной и мужественной силой. Некоторые слушатели вынимали деньги, чтобы отдать их старику, но не знали, куда их положить: футляр скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножье памятника, почти рядом с Пушкиным.

(162 слова)

(А.Платонову)

Грамматическое задание:

1)Разобрать первое предложение по частям речи.

2)Сделать морфологический разбор слова поднявшись.

3) Произвести синтаксический разбор 1-го предложения второго абзаца. Построить схему.

4-ая четверть

  1. Контрольный словарный диктант по разделу: «Повторение и систематизация изученного в 5 – 9 классах».

Ветрено, пустынно, по весеннему березняку, одеваться по-весеннему, обвешанные серёжками, осенённые, по вытоптанной тропинке, наглухо застёгнутый, поравнявшись, в синем плащике; авторский замысел, острый конфликт, неизгладимое впечатление, интеллект, искусство слова, искусный мастер, искусственный, неповторимый, снова, классический.

Дополнительные задания.

1)Разберите по составу слова неповторимый, искусственный, снова .

2)Подберите синонимы к словам увлекательный, неповторимый, искусный, снова, чуть.

3)Образуйте наречия от слов художественный, искусный, интеллигентный, увлекательный, непредсказуемый, незабываемый .

4)Подберите антонимы к словам вражда, доброта, незримый, накапливать, создавать, вооружение, закат, любить, соединение, легко .

5) Используя слова или словосочетания из словарного диктанта, составьте 1простое, 1 сложносочинённое и 1 сложноподчинённое предложение.

  1. Содержательно-композиционный анализ текста.

Погода уже три дня стояла тихая и тёплая. На улицах (не) было видно н.. клочка снег а и грязное место зам..нилось бл..стящей мостовой и быстрыми ручьями. С крыш уже ст..кали последние капли и в п..лисаднике на деревьях надувались поч(?ки. На дворе была сухая дорожка и около крыльца между камнями з..ленела мшистая трава. Был тот особе(н,нн)ый период весны который сильнее всего действует на душу человека яркое солнце, ручьи и протал..нки, п..ахучая свеж..сть в воздухе и (нежно)голубое небо.

Все предметы были освещ..(н,нн)ы ярко и комната пов..селела. Какое(то) новое для меня чу..ство проникло мне в душу. Мокрая земля по которой кое(где) выб..вались (ярко)зелёные иглы травы Бл..стящие на солнце ручьи пахучий сырой воздух и радостное солнце всё мне говорило про красоту счастье и добр..детель.

(По Л.Толстому)

  1. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
  2. Определите стиль речи.
  3. Составьте схему последних предложений первого и второго абзаца. Объясните постановку знаков препинания.
  4. Разберите по составу глаголы третьего предложения и приведите аналогичные примеры.
  5. В предложениях первого абзаца выделите грамматические основы и укажите способы выражения сказуемого.
  1. Итоговая контрольная работа.

Диктант

Утро в тайге

Тайга дышала, просыпалась, росла.

Сердце моё трепыхнулось и замерло от радости: на каждом листке, на каждой хвоинке, травке, в венцах соцветий и на живых стволах деревьев – повсюду мерцали, светясь и играя, капли росы.

И каждая роняла крошечную блёстку света, но, слившись вместе, эти блёстки заливали сиянием торжествующей жизни всё вокруг.

Ещё ни единый луч солнца не прошил острой иглой овчину тайги, но по небу во всю ширь расплылась размоина, и белёсая глубь небес всё таяла, таяла, обнажая блеклую, прозрачно-льдистую голубизну, в которой всё ощутимей глазу виднелась несмелая, силы пока не набравшая теплота.

Живым духом пополнились леса, кусты, травы, листья. Снова защёлкали о стволы деревьев и о камни железнолобые жуки и божьи коровки; бурундук умылся лапками на коряге и беззаботно удрал куда-то; костёр наш, едва тлевший, воспрянул, щёлкнул раз-другой, разбрасывая угли, и сам собой занялся огнём.

Солнце во всём сиянии поднялось над лесом, пробив его из края в край пучками ломких спиц, раскрошившихся в быстро текущих водах речонки. (160 слов)

(По В.Астафьеву)

Грамматическое задание

1)Подберите к тексту заголовок.

2)Найдите бессоюзное сложное предложение, замените его на союзное сложное предложение.

3)Произведите синтаксический разбор 3-го предложения. Начертите схему.

4)Сделайте пунктуационный разбор последнего предложения.


Ребковец Ольга Александровна

Директор фонда «Тотальный диктант»

ВИДЕО

    Название:

    Основатели. Выпуск 24. Тотальный диктант

    Описание:

    Быть грамотным и быть модным. Услышать новые произведения Стругацкого, Прилепина и других современных писателей в авторском исполнении и... записать их под диктовку. Все это - Тотальный Диктант. Несколько стран, десятки городов и 50 тысяч добровольцев. Как развлечение студентов-филологов стало крупной международной акцией? Из-за чего ее сравнивают с флеш-мобом? И почему некоторые участники гордятся собой, даже если написали диктант на двойку?

    Дата публикации:

    28.04.2014 12:18:00

    Название:

    Тотальный диктант в НГУ. 12.04.2014

    Описание:

    Ежегодно ширится география "Тотального диктанта". Проект приобрел вселенский масштаб, его пишут в 45 странах мира. В этом году к участникам диктанта присоединится борт-инженер 39-ой космической экспедиции космонавт Олег Артемьев, который находится сейчас на МКС. Самый северный населенный пункт, в котором пишут диктант - это поселок Диксон на Таймыре, самый южный - Антарктическая станция "Восток". Самая западная площадка находится в Калифорнии, а самая восточная - в Новой Зеландии.

    Дата публикации:

    12.04.2014 12:26:00

    Название:

    Захар Прилепин читает «Тотальный диктант»-2012 в НГУ

    Описание:

    Сочетание экзамена и праздника - два в одном, в ажиотаже и оживлении людей это чувствуется, особенно, когда диктант читает сам автор. Люди приходят писать диктант по разным причинам: кто-то вместе со своими детьми хочет проверить уровень грамотности, кто-то хочет почувствовать себя участником масштабного проекта.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Контрольный диктант по теме "Повторение"

Осень на воде

Осень. Уже не хочется выкупаться, не тянет опуститься в воду. Подержишь палец в воде, а он стынет. Вода не замерзла, но жизнь в ней замирает! Водяные лилии опустились на дно. Лягушки зарылись в почву до весны. Окуни, ерши, лещики бродят стайками. На гладкой поверхности теплой воды иногда выскакивают пузыри." Это-голодные рыбешки ждут, не упадет ли кузнечик или муха.

Ветер шевелит желтыми листочками. Вот какой-нибудь окажется в воде. Жадные рыбы схватят листочек, утащат в воду, но скоро он вынырнет обратно."

А бросьте в воду горсточку крошек. Какая поднимется возня! Толкаются, кружатся, борются за пищу рыбки. Посмотришь через минуту и ничего не увидишь. Спокойна темная вода. (109 слов.)

(Текст взят из "Сборника текстов для закрепления навыков правописания" А. В. Хлебниковой, Е. Ф. Плотниковой.)

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме

"Причастие"

Кусты окончились. Перед глазами гостей неожиданно открылась окружённая лесом широкая площадка, утрамбованная и усыпанная мелким песком. На одном её конце стоял восьмигранный павильон, весь разукрашенный флагами и зеленью.

Когда стало смеркаться, вокруг павильона зажгли длинные цепи из разноцветных китайских фонарей. Но этого оказалось мало: площадка оставалась почти не освещенной.

Вдруг с обоих концов вспыхнули ослепительным голубоватым светом два электрических солнца, до сих пор тщательно замаскированные зеленью деревьев. Берёзы и грабы, окружавшие площадку, сразу выдвинулись вперёд. За ними слабо вырисовывались на совершенно чёрном небе круглые и зубчатые деревья чащи, окутанные в серо-зелёную мглу. Кузнечики в степи, не заглушаемые музыкой, кричали так странно, громко и дружно, что казалось, будто кричит один кузнечик, но отовсюду: и справа, и слева, и сверху.

(По А. Куприну) Задания к диктанту

I уровень

1. Разберите по членам предложения.

1 вариант: "Перед глазами гостей..."

2 вариант: "На одном её конце..."

2. Укажите состав слов.

1 вариант: усыпанная, восьмигранным, освещенной.

2 вариант: разукрашенный, разноцветных, заглушаемые.

3. Произведите морфологический разбор причастий.

1 вариант: окружившие.

2 вариант: замаскированные.

II уровень

1. Выпишите предложение, где причастный оборот обосабливается. Выполните синтаксический разбор.

2. Выпишите 3 причастия, которые состоят из приставки, корня, двух суффиксов и окончания.

3. Произведите морфологический разбор страдательного причастия прошедшего времени.

4. Озаглавьте текст.

Тест по теме "Деепричастие"

Вариант 1

1. Деепричастие - особая форма глагола, которая обозначает:

а) признак предмета по действию;

б) признак признака;

в) добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом;

г) действие предмета.

2. Найдите деепричастия:

а)увидел;

б) шлёпая;

в) поднявши;

д) принявший;

3. Выберите предложение с деепричастным оборотом (знаки препинания не расставлены).

A. Ребятишки прыгали любуясь ёлкой.

Б. Ребятишки прыгали и любовались ёлкой.

B. Прыгающие ребятишки любовались ёлкой

Г. Прыгая ребятишки любовались ёлкой.

4. В каких предложениях допущена ошибка в употреблении деепричастий?

A. Открывая книгу, из неё выпал листок.

Б. Прочитав рассказ, он показался мне скучным.

B. Дверь висела на одной петле, скрипя от ветра.

Г. Сидя у окна, девочка читала.

5. Определите, как надо писать НЕ со словами в предложениях: 1) (Не) давши

слова, крепись, а давши, держись. 2) Он ушёл, (не) довыполнив задания.

Выберите правильный ответ.

A. В 1-м случае слитно, во 2-м - раздельно.

Б. В 1-м случае раздельно, во 2-м - слитно.

B. В обоих случаях слитно.

Г. В обоих случаях раздельно.

6. Найдите деепричастие совершенного вида:

б) сложив;

в) отнявши;

г) прочитав;

д) улыбаясь;

е) балуясь.

7. В каком предложении есть пунктуационная ошибка?

1. Старушка, отложив книгу и порываясь что-то спросить, не спросила и стала смотреть в окно.

2. Успокоясь, орлы вышли на открытое место и долго стояли здесь рядом, задумчиво щуря на вечернюю степь мудрые глаза.

3. И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам, голову сломя.

4. Я взобрался на холм и увидел, оглядевшись, знакомую мне равнину с дубовым леском.

8.

Между каменной стеной и растущими вдоль неё кипарисами была тёмная лазейка (1).

Подчиняясь одному чувству страха Сергей юркнул в неё и побежал вдоль стены (2). Острые иглы кипарисов густо и едко пахнувшие смолой хлестали его по лицу (3). Он спотыкаясь о корни, падал, разбивая в кровь руки, но тотчас же вставал и опять бежал вперёд, согнувшись почти вдвое, не слыша своего крика (4).

A. Укажите ошибку в характеристике текста и его лексики:

2) тип речи - повествование;

3) средства связи - местоимения;

4) "едко пахнувшие" - метафора.

Б. Сколько деепричастных оборотов в этом тексте? 1) четыре; 3) три; 2) пять; 4) два

B. В каких предложениях используется деепричастный оборот?

Г. Сколько запятых пропущено в тексте?

Д. Найдите ошибку в определении морфологических признаков слов, употреблённых в тексте:

1) "растущими" -действительное причастие настоящего времени;

2) "подчиняясь" -деепричастие несовершенного вида;

3) "тотчас" - наречие времени;

4) "бежал" - глагол в форме прошедшего времени, начальная форма - "бегать".

Вариант II

1. Укажите, какие глагольные признаки отсутствуют у деепричастия:

б)наклонение;

в) изменяемость;

г) значение действия или состояния;

д) способность управлять существительным.

2. Определите, от какого глагола нельзя образовать деепричастие:

3. В каком предложении нужно поставить запятую?

1) Зажмурясь она тут же открыла глаза.

2) Она сидела зажмурясь. Выберите правильный ответ.

A. В первом предложении.

Б. Во втором предложении.

B. В обоих предложениях.

Г. Ни в одном из предложений.

4. Найдите деепричастия совершенного вида:

а) любя; б)звеня;

г) склоня.

5. Укажите, в каких примерах деепричастие входит в состав фразеологического

а) положив документы в стол;

б) положив руку на пульт управления;

в) положив руку на сердце;

г) положив вещи в чемодан.

6. В каком предложении правильно расставлены знаки препинания?

1) Одни воробьи не горевали, и распуша перышки, ещё яростнее прежнего чирикали и дрались по заборам.

2) Одни воробьи не горевали и, распуша перышки, ещё яростнее прежнего чирикали и дрались по заборам.

Выберите правильный ответ.

A. В первом предложении.

Б. Во втором предложении.

B. В обоих предложениях.

Г. Ни в одном из предложений.

7. Выберите деепричастия, которые пишутся с НЕ слитно:

а) (не) прекращая;

б) (не) годуя;

в) (не)завидуя;

г) (не) увлекаясь.

8. Найдите деепричастия несовершенного вида:

а) перестроив;

б) разбежавшись;

в) раскачиваясь;

г) крутясь.

9. В каких предложениях допущены ошибки в постановке знаков препинания?

A. Герасим шел, не торопясь, и не спуская Муму с верёвочки.

Б. Поезд, не останавливаясь летел в неизвестном направлении.

B. Медсестра, негодуя, вбежала в палату.

Г. Кто-то не спеша шёл по аллее.

10. Какие деепричастия окончательно перешли в наречия?

а) превозмогая;

г) нехотя;

д) догадываясь

11. В каком предложении допущена ошибка в написании НЕ с деепричастием?

A. Круглые глаза птицы, не мигая, смотрели на вечернее солнце.

Б. Листва берёз висит нешелохнувшись.

B. Прошка, не задерживаясь, пронесся мимо.

Г. Там, где сражалась, не сдаваясь, разведка, стоит теперь мемориальная плита.

12. Прочитайте текст и выполните задания.

Верх стены был утыкан вмазанными в извёстку бутылочными осколками, но Сергей не задумывался над этим (1). Мигом схватив Арто он поставил его передними лапами на стену (2). Умный пёс мгновенно понял его (3). Он быстро вскарабкался на стену и замахав хвостом победно залаял (4). За ним очутился на стене и Сергей, как раз в то время, когда из расступившихся ветвей кипарисов выглянула фигура сторожа (5).

A. Укажите ошибку в характеристике текста и его лексики.

1) стиль речи - художественный;

2) тип речи - описание;

3) средства связи предложений - местоимения, контекстный синоним, лексический повтор;

4) слово "расступившихся" употреблено в переносном значении

Б. Сколько в тексте деепричастных оборотов?

B. В каком(-их) предложении(-ях) используется причастный оборот?

3) во 2 и 4; 4)в1

Г. Сколько запятых пропущено в тексте? 1)одна;

Тест по теме "Предлог"

Вариант I

1. Предлог - служебная часть речи, которая:

а) выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении;

б) связывает однородные члены и простые предложения в составе сложного;

в) вносит различные оттенки в предложение.

2. Укажите словосочетания с производными предлогами:

а) ходить вокруг дома;

б) идти через мост;

в) двигаться вдоль дороги;

г) надпись на конверте;

д) стоять около школы;

е) отступать от темы.

3. Найдите предложения, в которых допущены ошибки в употреблении предло

гов и падежей существительных.

А. Оплатите за билет. Б. Укажите на недостатки.

В. Интересуясь о результатах. Г. Уверенность в победу. Д. Поехать на трамвае.

4. Укажите словосочетания с простыми предлогами:

а) жить у моря;

б) поступать наперекор всем;

в) показалось из-за туч;

г) ждать в течение суток;

д) поступать в силу обстоятельств.

5. Найдите предложения, в которых выделенные слова - предлоги.

A. Шёл, не смотря по сторонам.

Б. Несмотря на занятость, он помогал другу.

B. Он оправдывался, не смотря в глаза.

Г. Туристы, несмотря на дождь, продолжали маршрут.

6. Укажите предложения, в которых выделенные слова - предлоги.

A. Стадо потянулось мимо дома.

Б. Дева глядит вокруг изумлёнными глазами.

B. Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно.

Г. Поперек дороги уложили брёвна.

Д. Впереди шли самые стойкие.

7. Какую букву нужно вставить? Укажите строчку: а), б), в) или г), в которой по

следовательно расположенные буквы соответствуют буквам, пропущенным в данных

в течени... реки а) и и и и

в течени... часа б) е е и е

в течени... всей дороги в) и е е е

в течени... лета г) е е е и

8. Какую букву нужно вставить? (Задание, аналогичное заданию 7.)

благодаря решени.. а) я ю и ю

согласно желани... б) ю ю и и

встретиться по прибыти... в) ю я ю и

сообщить по окончани... г) я я ю ю

9. Выберите правильный ответ. (Задание, аналогичное заданию 7.)

резиденция а)е и о а

п..риод б) и е а о

изобразить в)и и о о

ф..нтазия г) е е а а

10. Сделайте, где необходимо, соединение, вставьте пропущенные буквы. Спра

ва запишите словосочетания с омонимичными производным предлогам словами.

A. (Не) смотря на привычку; (не) взирая на непогоду; (не) смотря в окно.

Б. (В) продолжени.. двух дней; (в) месте с голосами; (в) месте затмения.

B. Что-то (на) подоби.. ложки; указать (на) подобие фигур; (по) причин., неудачной

Г. (На) встречу мальчикам; (на) встречу с мальчиками; (в) следстви.. снега. Д. (В) виду дождя; иметь (в) виду; (в) виде корзины.

вратились в предлоги (они несколько изменят свой облик), запишите полученное

служебное слово справа напротив соответствующей цифры.

1) (Следствие) Вылет самолёта задерживался....

2) (Цель) Фермер применил удобрение...

3) (Счёт) Служащий поинтересовался...

12. Подчеркните "третий лишний", откройте скобки.

(На) встречу с писателями, выйти (на) встречу; иду тебе (на) встречу. (Не) взирая на усталость; (не) смотря на запрет; (не) смотря в глаза.

13. Определите, какой частью речи является слово "согласно" в следующих со

четаниях.

Согласно вашим указаниям; дитя гулять согласно; они живут согласно.

Вариант II

1. Предлог - это служебная часть речи:

а) связывающая однородные члены или части сложного предложения;

б) выражающая отношения между словами в словосочетании и предложении;

в) придающая различные смысловые, эмоциональные и модальные оттенки.

2. Укажите предложения с непроизводными предлогами.

A. (На) встречу нам двигалась колонна бойцов.

Б. Ребята собрались (на) встречу с учителями.

B. Мы подошли (к) домику лесника.

Г. Густая пыль облаком встаёт (из)(под) колёс. З.Найдите предложение с составным предлогом.

A. (В)последствии... я узнал, что было причиной бед.

Б. (В)следстви... по делу появились новые обстоятельства.

B. (В)течени... всей дороги он сохранял молчание.

4. В каких предложениях есть наречные предлоги?

A. Кто-то вторично пробежал мимо меня.

Б. Он проехал мимо, не заметив нас.

Г. Она села против меня тихо и безмолвно.

5. В каких предложениях есть отымённые предлоги?

A. Он, по причине тяжёлой поклажи, не мог за мной следовать.

Б. Он отсутствовал по уважительной причине.

B. Она была далеко не красавица, но я имел своё мнение также и насчёт красоты.

Г. На счёт банка поступило 5 миллионов рублей.

6. Какую букву нужно вставить? Укажите строчку: а), б), в) или г), в которой по

следовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах

В течени... дня а) е е и и

В течени... реки б) и е и е

В течени... всей дороги в) е и е е

В течени... лета г) и и е и

7. В каких предложениях допущены грамматические ошибки?

A. Жажда к славе его томила, мучила и жгла.

Б. Работа ведётся согласно графику.

B. Он пришёл со школы.

Г. Встретились по прибытию поезда.

8. Укажите группу непроизводных предлогов:

а) благодаря, до, за, перед, вокруг;

б) в продолжение, через, по, путём, у;

в) через, пред, без, для, над;

г) с, у, об, вдоль, при.

9. Найдите предложения с производными предлогами.

A. Затраты на выставку отнесены (на)счёт шефствующего предприятия.

Б. Сговорившись (на)счёт завтрашнего дня, они распрощались.

B. (В)следстви... быстрого течения надо быть внимательнее.

Г. (В)следстви... по делу террористов было много неясного.

10. Ученик допустил ошибки, разделив предлоги на две группы. Найдите эти

Слитно Раздельно

а) вследствие д) в продолжение

б) ввиду е) по причине

в)насчёт ж) в целях

г) втечение

11. Продолжите предложения так, чтобы знаменательные слова в скобках пре

вратились в предлоги (они несколько изменят свой облик), запишите полученные

служебные слова справа напротив соответствующей цифры.

1) (Место) Впоследствии я поставил его...

2) (Вид) Учащийся отсутствовал...

3) (Течение) Рыбак ставил сеть...

12. "Третий лишний". Открыть скобки, подчеркнуть лишнее слово.

(В) виду предстоящего отъезда; находиться (в) виду неприятеля; иметь (в) виду. (В) следстви.. слабого зрения; (в) течени.. пяти минут; (в) последстви... это появилось в печати.

13. Определить, какой частью речи являются слова "навстречу"/"на встречу" в

следующих предложениях.

(На) встречу с братом не рассчитывай. (На) встречу утренним лучам шагаю я. Собака бежала (на) встречу.

Контрольный диктант по теме "Союз"

Первые мореплаватели, увидевшие пингвинов в Антарктиде, чуть не приняли их за толпу людей, одетых во фраки и белоснежные манишки!

Ученые специально приезжали в суровую Антарктиду, чтобы побольше узнать об этих необычных птицах.

Пингвины замечательно приспособлены к суровым условиям. Питаются они рыбой, а также кальмарами.

В ледяной воде их неуклюжее тело превращается в стремительную гибкую торпеду. Иногда пингвин так разгоняется, что вылетает из воды на лёд, как будто камешек из рогатки.

В полярную ночь мамы-пингвинихи приносят в дом полукилограммовое яйцо, а папы-пингвины вынашивают его в течение двух месяцев. Но мамы тоже проявляют заботу: запасают пищу. Если надо передать драгоценное яйцо пингвинихе, отец быстро выкатывает его на снег, а мать так же быстро скрывает его в тёплом гнёздышке на своём животе.

Задания к диктанту

1. Озаглавьте текст.

2. Постройте схемы предложений (1 вариант - "Учёные специально приезжали..."; 2 вариант- "В полярную ночь...").

3. Объясните графически (или словами) правописание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ и местоимений, наречий с частицей ЖЕ.

4. Произведите морфологический разбор одного предлога и одного союза.

Итоговая контрольная работа Комплексный анализ текста

Капуста одна из древних овощных культур. В Древн..й Греции и Риме капуста считалась св..щен..ой пищей богов. Когда(то) капусту называли садовой головой, так как в.-лок капусты по форме нэпом..нает голову человека а в значени.. "огород" употребляли слово "сад". Таким образом употр..бляя выражение "голова садовая" мы шутливо сравниваем голову человека с кочаном капусты. Пог..ворка эта имеет значение "(не)сообразительный, (не)расторопный, (не)ловкий человек, разиня".

Квасить капусту заготавливая её (в)прок первыми научились древни.. сл..вяне. Осенью собрав урожай преступали к рубке капусты для квашения. В этой работе принимали участие все члены семьи (не)редко и соседи. Это коллективное мероприятие назван..ое капустником сопров..ждалось шутками песнями весёлыми играми и забавами.

Слово "капустник" дож..ло до наших дней но приобрело переносный смысл. Так называют теперь вечер сам..деятельности с разнообразными номерами шутливо-пародийного характера связан..ыми с жизнью коллектива.

(По В. Вакурову)

1. Озаглавьте текст.

2. Докажите, что это текст.

3. Определите основную мысль текста.

4. Определите стиль текста, докажите своё мнение.

5. Определите тип текста, докажите своё мнение.

6. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

7. Произведите фонетический разбор слова "все".

8. Найдите в тексте многозначное слово. В каком значении оно употреблено? Подберите примеры словосочетаний, где это слово выступает в других значениях.

9. Приведите примеры фразеологических оборотов, в которых встречается слово "голова".

10. Произведите морфологический разбор слова "связанными".

11. Определите способ связи между следующими предложениями текста: 1 и 2; 2 и 3.

12. Выпишите из текста примеры, которыми можно проиллюстрировать следующие пунктуационные правила: тире между подлежащим и сказуемым; запятая между однородными членами.

13. Выпишите из текста второе предложение и сделайте его синтаксический разбор.

14. Графически обозначьте в тексте обособленные члены

Контрольный диктант.

I вариант

Сквозь чащу черемухи пробираемся к берегу. Конец июня, а она только-только оделась по-весеннему. Запоздалым сиреневым цветом горит багульник, а березка, не поверив лету, стоит голая.

Тайга, увидев простор Байкала, катится к нему по сопкам ярусами зелени и у самой воды замирает. Пощупав корнями воду, лиственницы, березы и сосны раздумали купаться, остановились, а тайга напирает сзади, остановиться не может. Оттого на берегу лежат поваленные деревья-великаны, загородив дорогу к озеру.

Удивительно видеть здесь апрель и июнь сразу. За спиной запахи лета, а на Байкале – точь-в-точь Волга в разливе. То же безбрежное водное пространство, те же льдины стадами.

Байкал вскрывается поздно, и до конца мая носятся по воде ледяные стада. В июне они пристают к берегу и тут, у валуна, медленно оседают, неожиданным шорохом пугая зверей у водопоя.

Чистая, как слеза, вода Байкала не терпит мусора, и в штормовую погоду он швыряет на берег обломки лодок, коряги. Ни соринки в воде!

Дальние синие сопки сливаются с закатными полосами, и их медленно заволакивает вечерняя дымка. (165 слов.)

(По В. Пескову.)

II вариант

«Слово о полку Игореве» уместилось всего на нескольких страницах древней рукописи, но в течение двух столетий люди Руси, истерзанной княжескими раздорами и нападениями кочевников, вспоминали о нем, цитировали наизусть мудрые патриотические строки.

Ко времени похода Игоря, тайком уведшего дружины к Дону и неосмотрительно потерявшего свое войско, честь полководца, Русь распалась на несколько самостоятельных княжеств. Распри князей переходили в кровопролитные войны, а кочующие племена половцев, постоянно совершавшие набеги на русские земли, перерезали древний путь «из варяг в греки» 1 и нарушали экономические связи Руси с южными и восточными землями. Их набеги сопровождались разорением городов и уводом в плен жителей, однако князья, утратившие чувство патриотизма, не в состоянии были из-за непрерывного соперничества нанести решительный удар половцам.

Летописцы, как правило, только регистрировали события, и лишь некоторые из них решались на оценки отдельных поступков князей. Но ни один из древнерусских книжников не поднялся, как автор «Слова», на высоту мудрых исторических обобщений. Поэма постепенно, однако, забылась, и только в конце XVIII века, после обнаружения единственно уцелевшего списка, она зазвучала с новой силой. (166 слов.)

(По Б. Рыбакову.)

Контрольный диктант.

Андрей Рублев

В продолжении долгих часов Андрей остается наедине со своим учителем Даниилом Черным, который открывает юному художнику тайны живописи.

Даниил, по-видимому, был живописцем первой величины. Однако самая большая заслуга его в том, что он не только увидел одаренность Рублева, но и воспитал в нем самостоятельную творческую мысль и манеру, не подавлял своим авторитетом, понимая, что каждый должен идти своим путем. Поступать так – значит проявлять поистине большой ум, поразительное уважение к личности, неиссякаемую любовь к жизни. Ведь мастеру не просто примириться с тем, что собственный ученик заводит с тобой споры, и не только не делать попытки оборвать его, а всячески поощрять к продолжению этого спора.



Рублеву повезло, что возле него с самых первых шагов оказался такой душевный и опытный старший товарищ. Андрей оценил это и бережно пронес признательность и уважение к своему учителю через всю жизнь.

От этого далекого времени сохранилась миниатюра, на которой Рублев запечатлен с гордо поднятой головой. Неизвестный автор в Рублеве увидел не гордыню, которая на Руси считалась величайшим грехом, а заслуживающее уважения достоинство. (167 слов.)

(По В. Прибыткову.)

Ежегодно в одном из самых знаменитых цветочных садов мира, который расположен в Дании, проходит выставка тюльпанов. Родина тюльпанов – Турция, а не Голландия, как думают многие.

Тюльпан, чашечка которого напоминает тюрбан, первоначально произрастал как дикий цветок, затем в продолжение веков использовался в турецком искусстве как декоративный элемент. В столице Османской империи создавались огромные сады, засаженные тюльпанами.

Первые луковицы драгоценного цветка привозили в Европу путешественники и дипломаты. Когда тюльпан попал на континент, в него влюбляются страстно, его возводят в культ. Вершины славы он достигает в семнадцатом веке, когда одна луковица цветка приравнивалась к стоимости картины или скульптуры известного мастера. Тюльпан считали одним из чудес природы, которое должно быть представлено в саду каждого уважающего себя коллекционера.

Голландцы принялись выращивать его с таким усердием, что в известном смысле присвоили себе этот цветок. Поиски редчайших тонов и оттенков, в том числе мифического черного (синего и черного тюльпанов не существует в природе), невероятные эксперименты для получения гибридных сортов – это лишь часть легендарной истории, героем которого является этот нежный цветок.

Контрольный диктант.

Основатель Третьяковской галереи

Известная всему миру галерея, в которой представлены произведения искусства, созданные выдающимися художниками России, носит имя Павла Михайловича Третьякова.

Богатый, хорошо образованный купец, он решил употребить свое богатство на пользу народа. «Во всех европейских странах есть богатые музеи, где собраны творения лучших художников этих стран, - говорил он.– - Пора и нам иметь такой же».

Две первые картины, которые были куплены в 1856 году, положили начало этому замечательному собранию. Третьяков тщательно подбирал свою коллекцию. Когда он появлялся на открытии какой-нибудь выставки, сосредоточенный, молчаливый, казалось, что он лишь прислушивается к тому, о чем говорят другие, но художники поражались его метким замечаниям, верным оценкам картин. Если картина нравилась Третьякову, он ее тут же приобретал и уже никому не уступал.

Сначала для осмотра галереи требовалось разрешение самого Третьякова. Позже, когда он подарил ее городу Москве, вход был открыт для всех желающих. (141 слово.)

(По В. Порудоминскому.)

Ноябрь – месяц борьбы осени с зимой, в течение которого стужи со снегом перемежаются с периодами тепла и ненастья. Хотя считается, что зима вступает в свои права уже в начале ноября, возвращение тепла случается и в третьей декаде месяца.

По ноябрьским приметам можно отчасти предсказать, какими будут предстоящая зима и будущий урожай, так как эти приметы находятся, по – видимому, между собой в связи и подчиняются законам, ключ к которым, может быть, даст изучение и сопоставление народных примет с научными наблюдениями.

Из наблюдений на декабрь следует, что нормальным, а следовательно, благоприятным считается холодный и снежный декабрь, с частыми инеями и ветрами.

С зимнего солнцеворота (с двадцать второго декабря) отмечается увеличение светового дня, хотя вначале оно бывает весьма незаметным. В последующие дни, в течение всего декабря и даже во всю зиму, особенно наблюдают за выпадением инея, который считается предвестником урожая. Если дни и ночи ясные и небо звездное, а погода холодная, можно ожидать благополучного для людей года. (154 слова.)

(«Народный месяцеслов»)

Итоговый контрольный диктант.

Старый музыкант

Старый скрипач любил играть у подножия памятника Пушкину, что стоит в начале Тверского бульвара. Поднявшись по ступенькам к самому пьедесталу, музыкант трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, и все они умолкали в ожидании музыки, потому что она утешает людей, обещает им счастье и славную жизнь. Футляр скрипки музыкант клал на землю; он был закрыт, и в нем лежал кусок черного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется.

Обыкновенно старик выходил играть под вечер: для его музыки нужно было, чтобы в мире стало тише. Старик страдал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Звуки скрипки раздавались в воздухе и доходили до глубины человеческих сердец, трогая их нежной и мужественной силой. Некоторые слушатели вынимали деньги, чтобы отдать их старику, но не знали, куда их положить: футляр скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножье памятника, почти рядом с Пушкиным. (162 слова.)

(По А. Платонову.)

Утро в тайге

Тайга дышала, просыпалась, росла.

Сердце мое трепыхнулось и замерло от радости: на каждом листке, на каждой хвоинке, травке, в венцах соцветий и на живых стволах деревьев – повсюду мерцали, светясь и играя, капли росы.

И каждая роняла крошечную блестку света, но, слившись вместе, эти блестки заливали сиянием торжествующей жизни все вокруг.

Еще ни единый луч солнца не прошил острой иглой овчину тайги, но по небу во всю ширь расплылась размоина, и белесая глубь небес все таяла, таяла, обнажая блеклую, прозрачно – льдистую голубизну, в которой все ощутимей глазу виднелась несмелая, силы пока не набравшая теплота.

Живым духом пополнились леса, кусты, травы, листья. Снова защелкали о стволы деревьев и о камни железнолобые жуки и божьи коровки; бурундук умылся лапками на коряге и беззаботно удрал куда-то; костер наш, едва тлевший, воспрянул, щелкнул раз-другой, разбрасывая угли, и сам собой занялся огнем.

Солнце во всем сиянии поднялось над лесом, пробив его из края в край пучками ломких спиц, раскрошившихся в быстро текущих водах речонки. (160 слов.)