А. С. Пушкин Российский художник Виктор Ефимович Попков (1932-1974) - яркая личность. Он работал в техниках живописи и графики. Однозначного мнения по поводу работ художника не существует. Попкова называют одним из основоположников «сурового стиля» в искусстве нашей страны. «Суровый стиль» характеризовался лаконичными цветовыми решениями, своеобразным упрощением пространства полотна, некоторой плоскостной ориентацией изображения. Но Попков стремился адаптировать «суровый стиль» под свою бурную, неуемную и эмоциональную натуру. Для художника характерны картины-метафоры, глубокий смысл в которых кроется за обычными, казалось бы, образами. Точность наблюдений, отображения натуры в работах живописца сочетаются с нравственными и историческими деталями. Картина «Осенние дожди», о которой хотелось бы рассказать в данной работе, условно может быть отнесена к исторической ветви творчества Попкова. Она отличается спокойствием, в контрасте с эмоциональной насыщенностью и драматизмом большинства работ художника, даже элегичностью. Картина «Осенние дожди» создана в 1974 г. Эта работа окончена не была, тем не менее по ней прекрасно виден замысел художника. Картина проникнута любовью творца к русской истории, культуре и особенно к народному русскому поэту, классику, Александру Сергеевичу Пушкину. Словно бы родственную душу художник почувствовал в поэте. Впрочем, многие исследователи творчества художника находят общее между двумя этими фигурами - великим русским поэтом и ярким, талантливым художником, работавшим и стремившимся к новым горизонтам в сложные для нашей страны времена. Неудивительным считается то, что на похоронах Попкова рядом с гробом стояла именно картина «Осенние дожди». Это произведение не окончено - художник не успел этого… Он умер, глупо и случайно. И в этом исследователи отмечают общность с Пушкиным… Художника и поэта объединяет прежде всего их пронзительная любовь к родной стране, бескрайним просторам природы. Виктор Попков, как и Пушкин, любил осень. Осенью ему, как и поэту, работалось более вдохновенно. Игорь Обросов, художник, так писал о собрате по кисти: «Виктора Попкова увлекала глубина жизненных явлений, постоянные поиски, изыскания непреходящих духовных ценностей. Он не всходил на вершины искусства медленно, тяжело, он, скорее, низвергался вниз. Такое стремительное движение в глубину не было обвалом, уничтожающим все на своем пути. Он увлекал за собой то, что живо, неравнодушно, дерзновенно и направлено к постижению тайн природы и души человеческой». В 1973 г. художник побывал в Михайловском, месте, тесно связанном с жизнью и творчеством Пушкина. Попков был очарован прекрасной природой, восхитительной осенью. Композиция картины достаточно проста. Центральным персонажем картины можно назвать… осень. Именно изображение осени - золотой, дождливой - занимает большую часть полотна. Осень на картине сквозит светлой печалью. Картина решена в желто-коричневых тонах. Тускло-желтые деревья, мрачное дождливое небо с всплесками блеклых желтоватых листьев… Влажное дерево крыльца… Все это придает работе особенное, печально-осеннее
Сочинение по картине В. Е. Попкова «Осенние дожди. Пушкин»
Виктор Ефимович Попков (1932-1974) родился в Москве в семье рабочего. Учился в Художественно-графическом педагогическом училище, затем в Московском государственном академическом художественном институте им. В. И. Сурикова - учебном заведении, которое явилось продолжателем традиций Училища живописи, ваяния и зодчества; где учились многие знаменитые русские живописцы.
Исследователи отмечают яркий, самобытный стиль Попкова, которого нередко называют одним из основоположников «сурового стиля» в советском изобразительном искусстве. Что такое «суровый стиль»? Это лаконичность цветовых решений, упрощение пространства, плоскостная ориентация изображения. Однако Попков внёс в этот стиль особую выразительность и эмоциональность, отражавшие глубинные движения его души. Самые обычные, на первые взгляд, образы на картинах Попкова заключают в себе глубокий смысл.
Творческий и жизненный путь талантливого художника, увы, оборвался внезапно и трагически - 12 ноября 1974 г. он был застрелен инкассатором, когда обратился к водителю инкассаторской машины с просьбой подвезти. В этот день в мастерской художника на мольберте стояла неоконченная работа - картина «Осенние дожди. Пушкин». Близкие и друзья художника на похоронах Попкова поставили картину рядом с гробом.
Замысел картины родился в Михайловском, где художник побывал осенью 1973 г. Очарование этого места поразило воображение Попкова, оно оказалось созвучно его настроению, как и творчество Пушкина близко его отношению к миру. Художник начал картину здесь же, в Михайловском, где на всё словно бы оставил незримый отпечаток дух Пушкина. Позировал Попкову коллега по искусству, художник Ю. С. Павлов, который надевал специально заказанный для этой цели фрак - одежду, изготовленную по моде пушкинской эпохи. Иногда и сам Попков надевал этот фрак, стремясь глубже ощутить атмосферу, в которой жил Пушкин. И действительно, художнику удалось ощутить духовное родство с поэтом, который жил более века назад. Попков, как и Пушкин, любил осень, любил родную русскую природу. Как и великому поэту, посвятившему этому времени года немало стихов, художнику особенно нравилось творить осенью.
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
(А. С. Пушкин «Осень», 1833)
И судьбы их оказались отчасти схожи - как и Пушкин, Попков погиб неожиданно и нелепо, в расцвете жизненных и творческих сил.
На картине Попкова осень - не менее значимый персонаж, чем Пушкин. Художнику удалось живо передать осеннее настроение, вдохновенное и грустное одновременно. Осень занимает основную часть полотна.
Крыльцо, на котором стоит Пушкин, изображено со стороны дома. Две колонны, к одной из которых прислонился поэт, словно обозначают выход к пейзажу. От крыльца идёт ступенчатый спуск к небольшой площадке, на которой стоит белая садовая скамейка. По обеим сторонам спуска - деревья в золотой осенней листве. Несколько жёлтых листьев, занесённых ветром, лежит на крыльце. Картина как раз воспроизводит момент, когда дует ветер - об этом свидетельствуют всколыхнувшиеся полы пушкинского фрака.
Дождливую погоду передают сине-сизые тона, в которых выполнены дальняя перспектива и небо. Есть на картине и вода: изогнутая полоса речки за пожелтевшим парком, вдали - озёра. Даже перед крыльцом есть лужица.
На дальнем плане картины, справа, намечено крохотное изображение белой лошади.
Пушкин стоит на крыльце спиной к зрителю, сложив руки на груди и прислонившись правым плечом к колонне. Голова чуть повёрнута влево, так что виден характерный профиль поэта, обрамлённый курчавыми волосами. Тёмный силуэт Пушкина чётко выделяется на жёлто-сизом осеннем фоне. Композиционно фигура поэта находится не в центре картины, а в её правой части. Однако едва ли будет ошибкой сказать, что фигура Пушкина - своего рода смысловая ось картины. Пушкин и осень - две важные взаимосвязанные темы в картине. Пушкин на фоне осени, осеннее вдохновение, стихи об осени - обо всём этом сумел без слов рассказать художник.
Картина выдержана в жёлтых, синевато-зелёных и серых тонах, не считая тёмного силуэта Пушкина. Смутная печаль, острое ощущение одиночества и вдохновение - эти чувства, переданные художником, роднят его произведение со стихами великого поэта.
Стоит отметить изящество изображения. Изящно очерченный силуэт Пушкина, тонкие нервные пальцы поэта, колонны крыльца, выразительно прорисованные жёлтые листья, коричневато-голубоватая даль… Художнику вполне удалось воспроизвести поэтичность осенней природы, показать, за что так любил это время года Пушкин.
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной К себе меня влечёт…
(А. С. Пушкин «Осень», 1833)
Здесь искали:
- сочинение по картине попкова осенние дожди
- сочинение по картине осенние дожди
- сочинение по картине В Е Попкова осенние дожди
На картине В. Попкова «Осенние дожди» на крыльце дома стоит человек в черном фраке. В этом человеке любой узнает великого писателя Пушкина. Его образ нельзя спутать ни с кем другим. Художник изобразил на своем полотне известного человека неспроста. Осень любимое время года Пушкина, которому он посвятил много произведений. Поэтому именно он как никто другой органично вписался в осенний пейзаж.
Писатель стоит на крыльце дома, который находится на возвышенности. Отсюда открывается великолепный вид. От дома идет спуск, в конце которого на площадке стоит белая скамейка. На крыльце две колонны и к одной из них прислонился Пушкин. Он в черном фраке, подол которого развивается на ветру. Деревья и кустарники, идущие вдоль спуска, покрыты желтой листвой, осень в самом разгаре. На крыльце также можно увидеть опавшие листья, которые ветер разносит везде, где захочет.
Серое небо льет на землю дождь и даже на одной ступеньке уже образовалась лужа. Мрачное небо и даль добавляют грусти осенней картине, и лишь желтые деревья как яркие пятна, разбавляют серость. Внизу течет изогнутая речка, вода в которой уже совсем холодная, а чуть подальше находится небольшое озеро. Возле речки, справа можно увидеть пасущуюся одинокую белую лошадь. И Пушкин, и эта лошадь навевают чувство тоски и одиночества.
5-9 классНа картине Попкова «Осенние дожди» очень живо рассказывается о том, что происходит в этот момент, запечатлённый художником. Если присмотреться, то она как будто оживает.
Вот деревья гнутся под порывами дождя, теряя последнюю листву. Вот Пушкин стоит, обхватив себя рукою за плечо. Сразу на ум приходит шум дождевых капель по земле и крыше, мы как будто слышим шум сурового осеннего ветра, его порывы раздувают полы чёрного сюртука. Но поэт и не думает уходить с холодной улицы, плохая погода – не помеха ему. Давно известно, что именно осеннее ненастье служило одним из главных источников вдохновения для него, ведь в это зябкое и хмурое время года написано так много замечательных стихов. И с каждой осенью я расцветаю вновь, Здоровью моему полезен русский холод …Не только эти строки написаны Пушкиным в то время, которое отображено на картине. В этот период времени он много и плодотворно работает.
Но даже если не брать в расчёт какой-то определённый промежуток времени, а рассматривать картину как общий фон к жизни поэта, к его мыслям и чувствам, то картина Попкова «Осенние дожди» превосходно справляется с этой задачей.Сам Александр Сергеевич написан словно одним точным мазком, таким цельным и натянутым выглядит его силуэт. Именно силуэт, поскольку ни лица, ни рук поэта не видно, он как будто находится в тени. Но его фигура является олицетворением вечного поиска вдохновения, так напряжена она … и в то же время словно расслаблена. Создается впечатление, что поэт стоит на крыльце уже давно в ожидании вдохновения, а может, просто любуясь пейзажем, таким привычным и родным. Он не волнуется и не переживает, он знает: придет час, и снова налетит, закружит его в своих объятиях муза, и польются из-под пера строки, впоследствии ставшие бессмертными и знакомыми каждому школьнику …
Унылая пора! Очей очарование! Приятна мне твоя прощальная краса
Ответить