Сочинения

Метод фокальных объектов и гирлянд ассоциаций. Метод гирлянд ассоциаций. В нашем примере - «Создать буклет презентации для VIP-клиентов страховой компании, бюджет неограничен»

ОглавлениеОглавление 1. Из истории метода. Из истории методаИз истории метода 2. Метод ассоциаций. Метод ассоциацийМетод ассоциаций 3. Пример. Пример 4. Суть метода. Шаг 1. Суть метода. Шаг 1Суть метода. Шаг 1 5. Шаг 2. Выбор случайных объектов. Шаг 2Шаг 2 6. Шаг 3. Составление комбинаций. Шаг 3Шаг 3 7. Шаг 4. Перечень признаков случайных объектов. Шаг 4Шаг 4 8. Шаг 5. Генерирование идей. Шаг 5Шаг 5 9. Шаг 6. Генерирование гирлянд ассоциаций. Шаг 6Шаг Требования к цепочкам ассоциаций. Требования к цепочкам ассоциацийТребования к цепочкам ассоциаций 11. Пример создания гирлянд. Пример создания гирляндПример создания гирлянд 12. Шаг 7. Генерирование новых идей. Шаг 7Шаг Шаг 8, 9. Выбор альтернатив. Отбор рациональных. Шаг 8, 9Шаг 8, Шаг 10. Отбор оптимального варианта. Шаг 10Шаг 10 Метод поиска решений изобретательских задач


Его автор – Генрих Язепович Буш. Он долгие годы трудился в Риге, разрабатывая методы и приемы осознанно-логического и интуитивно-практического поиска решений изобретательских задач. Метод гирлянд случайностей и ассоциаций (ГСиА) является развитием метода фокальных объектов. Из истории разработки метода Г. Буш поставил перед собой цель: предложить ключ для решения задач при дефиците информации Генрих Язепович Буш


Этот метод позволяет найти большое число подсказок для исследователя посредством. От метода фокальных объектов отличается тем, что дает большое число сочетаний фокального объекта со. Этот метод позволяет найти большое число подсказок для исследователя посредством ассоциаций. От метода фокальных объектов отличается тем, что дает большое число сочетаний фокального объекта со случайными. Расширение сочетаний понятий ещё достигает- ся использованием объекта. Расширение сочетаний понятий ещё достигает- ся использованием синонимов объекта. Метод ассоциаций КПК Ноутбук Сенсорный компьютер Пример: гирлянды синонимов ПК


Суть метода на примере, приведенном автором: Определение объекта. Определение синонимов объекта. Гирлянда синонимов: стул – кресло – табурет – пуф – скамейка. Объектом избран СТУЛ, чтобы предложить новые модификации мебельщикам. Решаем задачу по шагам. Шаг 1 Шаг 1




Составление комбинаций по 1-м шагам Объединяют каждый рассматриваемый объект с каждым случайным (мы сократили). Например: Шаг 3 Шаг 3 стул с электролампочкой, стул с электролампочкой, решетчатый стул, решетчатый стул, стул с карманом, стул с карманом, стул для пляжа, стул для пляжа, электрическое кресло, электрическое кресло, табуретка для цветов и т.д. табуретка для цветов и т.д.


Наименование Признаки случайных объектов Электро- лампочка Стеклянная, свето- и теплоизлучающая, электрическая, колбообразная, с цоколем, с электроконтактами, матовая, цветная. Решетка Металлическая, пластмассовая, плетеная, сварная, кованая, гибкая, жесткая, крупная, мелкая, с одинаковыми или неодинаковыми \ ячейками из разных по материалу элементов. Карман Передний, боковой, задний, наружный, внутренний, накладной, ложный, с молнией, для хранения документов, носовых платков, денег, письменных принадлежностей, зеркала, карманного фонаря, радиоприемника. Кольцо Металлическое, деревянное, пластмассовое, витое, сплошное, надувное, эмалированное, с гальваническим покрытием, с орнаментом, с часами, с радиоприемником, для спортивных упражнений, кольцо Сатурна, для птиц. Цветок Одноцветный, многоцветный, душистый, чашеобразный, пятнистый, автоматически поворачивающийся к солнцу, зонтичный, самораскрываюшийся, полевой, горный, осенний, водяной, садовый, с шипами, симметричный, лекарственный, волосистый. Пляж Морской, речной, солнечный, песчаный, галечный, гладкий, бугристый, узкий, широкий, длинный. Составляем перечень признаков случайных объектов Шаг 4


Генерирование идей путем поочередного присоединения к объекту и его синонимам признаков из таблицы. Если взять только признаки электролампочки, можно получить: стеклянный стул, теплоизлучающее кресло, колбообразный пуф и т.д. Генерирование идей Шаг 5 Шаг 5


Требования к цепочкам ассоциаций Надо, чтобы цепочка рождаемых ассоциаций развивалась с учетом чередования объекта и его характеристики и учитывала не только технические, но и эргономические, психологические, эстетические и др. функции объекта. Ассоциации – это взаимосвязи предметов и явлений деятельности, отраженные в сознании человека.


Пример создания гирлянд Рассуждаем. Электролампочка стеклянная. Что напоминает слово «стеклянная»? Может, волокно. Что оно напоминает? Кому-то плетение, вязание. У кого-то ассоциируется с бабушкой, лечащей ревматизм на курорте на юге и т.д. Цепочка может быть огромной: и т.д. Если брать другие объекты и признаки (а их около 100) и считать гирлянды по 40 элементов, то уже будет 4000 элементов! Рассуждаем. Электролампочка стеклянная. Что напоминает слово «стеклянная»? Может, волокно. Что оно напоминает? Кому-то плетение, вязание. У кого-то ассоциируется с бабушкой, лечащей ревматизм на курорте на юге и т.д. Цепочка может быть огромной: стекло – волокно – вязание – бабушка – ревматизм – курорт – юг и т.д. Если брать другие объекты и признаки (а их около 100) и считать гирлянды по 40 элементов, то уже будет 4000 элементов!


К элементам гирлянды синонимов объекта поочередно присоединяют элементы гирлянд ассоциаций. Стеклянный стул, кресло из стекловолокна, вязаный пуф, табуретка для бабушки, кресло для лечения радикулита, кресло от жары (или создающее жару) и т.д. Могут получаться сочетания, лишенные рационального содержания. Генерирование новых идей Шаг 7 Шаг 7


Принимается решение: достаточно ли гирлянд ассоциаций для отбора полезных идей? Выбор альтернативы Здесь несколько этапов: - отбрасывание явно нерациональных вариантов; - отбор наиболее оригинальных вариантов сомнительной полезности, которые привлекают неожиданностью; - определение приемлемых вариантов. Здесь несколько этапов: - отбрасывание явно нерациональных вариантов; - отбор наиболее оригинальных вариантов сомнительной полезности, которые привлекают неожиданностью; - определение приемлемых вариантов. Оценка и отбор рациональных вариантов Шаг 8 Шаг 8 Шаг 9 Шаг 9


Цель креативной техники «Метод гирлянд и ассоциаций», заключается в подготовке психологии человека к моменту «озарения»

План действий

1. Изучить приведенный ниже пример алгоритма применения метода для расширения ассортимента часового завода.

2. Применить данный креативный метод для своей задачи.

Описание

На самом деле креативная техника «Метод гирлянд и ассоциаций» — это модификация метода морфологического анализа .

Если не пугаться названия, то оказывается, что это — простая и эффективная творческая техника, позволяющая делать даже обычную работу интересной и получать отличный творческий результат в выходе. На определенных этапах творческой задачи этот метод работает особенно эффективно, и благодаря простоте может использоваться без предварительной подготовки. Все, что от нас требуется - это хорошо понимать ту область, для которой формулируется задача.

Морфологический анализ (автор - астрофизик Фриц Тсвикки) можно отнести к аналитическому поколению творческих методов, созданных в период Второй мировой войны. О морфологическом анализе написано много, но многие из этих описаний страдают сложностью изложения. Постараемся описать алгоритм применения метода морфологического анализа максимально просто!

Область применения морфологического анализа - решение творческих задач в многовариантном поле. Разнообразие возникает, в частности когда область уже хорошо изучена - как типичный пример. С одной стороны ситуация вам как бы намекает: «Что вы, здесь уже всё давно придумано! » Но как раз для таких хорошо изученных ситуаций метод морфологического анализа лучше всего и работает!
Покажем на примере как можно использовать эту креативную технику для разработки нового дизайна буклета.
Перед тем как приступить к работе не забывайте формулировать задачу и главные требования точно.

В нашем примере - «Создать буклет презентации для VIP-клиентов страховой компании, бюджет неограничен»

Инструкция:
1. Начертите таблицу, приблизительно 5 колонок на 10 строк являются оптимальным.

2. В первом ряду выписывают основные параметры задачи. Например, если это – покрытие, материалы, качество бумаги, дизайн буклета: формат, стиль, окончание, упаковка.

3. Заполните разряды стола с вариантами этих параметров. (Например, материалы: мелованная бумага, бумага дизайна, бумага ручной работы с тиснением, и т.д., калька, алюминий, пластмасса, шелк, наждачная бумага и так далее). Варианты надо попытаться придумать самые неожиданные и интересные, в течение минуты. В то же время вы всегда можете возвратиться снова к этому этапу.

4. Теперь случайно комбинируйте отдельные клетки в столбцах чтобы посмотреть, что получается и насколько это соответствует задаче. Например: квадратный формат, черная бумага дизайна с цветной калькой, c серебряным тиснением по краям, покрытием от полированного алюминия с незаметной гравюрой названия любимой яхты генерального директора, дизайн в готическом стиле. (Если для кого-то вопрос бюджета более актуален, чем в приведенном примере, просто отразите это в формулировке задачи). Поскольку мы не швейцарцы, мы не попытаемся затронуть, все варианты - выбирайте самые удачные и достойные дальнейшей проработки. Не забывайте выписывать понравившиеся варианты, стараясь сейчас не подвергать их никакой критике.

5. Когда достаточно вариантов собрано, выберите самые подходящие (если решение принято не Вами, предложите некоторые варианты).

Как мы видим, все удивительно просто. Секрет успеха применения креативной техники заключается в выборе небольшого количества самых существенных параметров , что тем не менее даёт при комбинировании массу интересных, действительно креативных сочетаний, а также в хорошем знании предмета .

Остальное - вопрос времени.

На выполнение этой креативной техники вам потребуется 30-40 минут

Пример использования

Эффект всех эвристических приемов, в том числе и ассоциаций, проявляется не в столько в обеспечении прямого выхода на искомое решение, сколько в подготовке психологии человека к моменту «озарения», в установлении связи между сознанием и подсознанием, и естественно с привлечением интуиции.

Существуют приемы:

свободных ассоциаций;

— детерминированных ассоциаций.

Ассоциации различают по сходству, контрасту, смежности.

АЛГОРИТМ

(пример: расширение ассортимента часового завода)

Определение синонимов объекта

Часы- будильник – секундомер — хронометр

Выбор случайных объектов (случайные слова из словаря)

Подснежник

Транспарант

Составление комбинаций из элементов гирлянды («1» ++ «2»)

· часы с кассетой,

· часы с подснежником,

· часы на транспаранте,

· часы в постели, часы в войлоке,

· будильник с кассетой,

· будильник для постели,

· будильник с войлоком,

· секундомер с кассетой и т.д.

Определяются признаки случайно выбранных объектов с возможно большим количеством признаков в течение ограниченного времени (2-3 мин.) – описать «2»

Подснежник Голубой, маленький, пахучий

Войлок Плотный, колючий, теплый

Кассета Пластмассовая, хрупкая, музыкальная.

Постель Чистая, мягкая, теплая, широкая.

Генерирование идей путем поочередного присоединения к техническому объекту и его синонимам признаков случайно выбранных объектов. («1» ++ «4»)

пластмассовые часы,

хрупкий будильник,

голубые часы,

музыкальные часы,

маленькие часы,

будильник с запахом,

большие часы,

тяжелый будильник,

красочный секундомер чистые часы,

мягкий будильник,

теплые часы,

широкий секундомер,

теплый секундомер,

плотные часы,

колючий будильник и т.д.

Генерирование последовательности ассоциаций, основой которых будут признаки случайных объектов («4»)

Тяжелый Гиря — спорт — соревнования — призы

Пластмассовый Пластмасса — ручка — бумага — огонь

Красочный Журнал — компьютер — дискеты — программы

Хрупкий Стекло — стакан — вода — дождь

Пахучий Духи — дамы — цветы — весна

Голубой Небо — солнце — лето — жара

Генерирование новых идей (синтез последовательности ассоциаций и синонимов модернизируемого предмета) («1» + «6»)

часы в ручке,

огненные часы,

стеклянные часы,

водные часы,

солнечные часы,

часы в духах,

женские часы,

цветные часы,

спортивные часы, призовые часы,

стеклянный будильник,

водный будильник,

призовой будильник,

водный секундомер,

компьютерный секундомер

Системное решение проблем Лапыгин Юрий Николаевич

14.7. Метод гирлянд ассоциаций

Если идея с самого начала не абсурдна, то у нее нет никакой надежды.

Альберт Эйнштейн

Метод гирлянд ассоциаций и метафор представляет собой развитие метода фокальных объектов и включает процедуры, отраженные на рис. 14.8.

Вначале дается определение синонимов объекта, в результате которого образуется гирлянда синонимов (например: стол – парта – бюро – пюпитр…). Затем происходит выбор случайных существительных, при помощи которых генерируется гирлянда этих существительных (например: карандаш – окно – пол – лампа…).

Осуществляется комбинирование всех элементов гирлянды синонимов с каждыми элементами гирлянды случайных существительных. Причем некоторые из комбинаций представляют идеи для решения задачи (например, стол как карандаш – стол в виде окна – стол, совмещенный с полом, – стол в виде лампы…).

Далее составляется список признаков в виде прилагательных для каждого элемента гирлянды случайных существительных, что позволяет сформировать гирлянду признаков, например: карандаш деревянный – музыкальный – цветной – …; окно пластиковое – прозрачное – голубое – …. Затем осуществляется комбинирование элементов гирлянды синонимов с элементами гирлянд признаков, в результате чего могут появиться идеи по решению проблемы, например: стол деревянный (в виде дерева), музыкальный (с встроенным плейером), цветной (меняющий цвет в зависимости от времени суток или освещенности помещения).

Для генерирования гирлянд свободных ассоциаций исходным моментом служит каждый элемент гирлянды признаков. Количество гирлянд свободных ассоциаций равно числу элементов гирлянд признаков. А сами гирлянды образуются при помощи многократной постановки вопроса «О чем напоминает слово…?». Ответ на вопрос, полученный на основе ассоциации, представляет собой новый элемент гирлянды, который является исходным для повторной постановки вопроса. Например: «О чем напоминает слово «зеленый»?» – «О траве». – «О чем напоминает трава?» – «О поле». – «О чем напоминает поле?» – «О холоде». И т. д. Гирлянда ассоциаций содержит слова «трава», «поле», «холод».

Комбинирование элементов гирлянды синонимов с элементами гирлянд свободных ассоциаций позволяет получить новые варианты решения проблемы.

Необходимость продолжения ассоциаций определяется по результатам анализа всех полученных вариантов решений. Если решений достаточно, то осуществляется выбор оптимального варианта. В противном случае генерируются вторичные гирлянды, элементы которых комбинируются с элементами гирлянды синонимов, в результате чего возникают новые идеи.

В любом случае необходимо осуществить классификацию всех идей на нерациональные (непригодные, плохие), полурациональные (привлекательные), рациональные (хорошие). Нерациональные идеи отбрасываются, рациональные образуют ядро для выбора оптимального варианта, а полурациональные (которые чем-то привлекательны, но имеют видимые недостатки) снова анализируются, после чего включаются в список нерациональных или рациональных.

Из книги Черный PR. Защита и нападение в бизнесе и не только автора Вуйма Антон

Из книги Рекламный текст. Методика составления и оформления автора Бердышев Сергей Николаевич

Из книги Практика рекламного текста автора Назайкин Александр

Приложение Рабочий словарик ассоциаций (Составлен по «Словарю ассоциативных норм русского языка» и электронному ресурсу www.busbook.narod.ru) БАБУШКА: сильные ассоциации – дедушка, старая, старенькая, добрая, моя, старушка, хорошая, внучка, милая; средние ассоциации – седая,

Из книги iПрезентация. Уроки убеждения от лидера Apple Стива Джобса автора Галло Кармин

Из книги Инструменты McKinsey. Лучшая практика решения бизнес-проблем автора Фрига Пол

Метод Кавасаки Джобс использует сценический реквизит на каждом выступлении, обычно во время демонстраций. В книге «Путь Macintosh» («The Macintosh Way») Гай Кавасаки пишет, что мастера коммуникаций всегда организуют хорошие демонстрации. «Хорошая демонстрация стоит не очень

Из книги Маркетинг: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Метод McKinsey Модель обслуживания клиентов McKinsey ориентируется на отношения, а решающий фактор удержания клиентов – оправдать и превзойти их ожидания. Рассмотрим, как Фирма этого добивается. Тщательно планируйте внедрение рекомендаций. McKinsey понадобилось немало времени,

Из книги Бессознательный брендинг. Использование в маркетинге новейших достижений нейробиологии автора Прает Дуглас Ван

Метод McKinsey Маккинзиевцы охотно рассказывали о том, как они шли по тернистому пути к успеху в Фирме. Найдите себе наставника. Воспользуйтесь опытом других – найдите среди старших сотрудников организации человека, который сможет быть вашим наставником. Даже если в вашей

Из книги Системное решение проблем автора Лапыгин Юрий Николаевич

Метод McKinsey Маккинзиевцы часто жалуются, что у них нет времени на личную жизнь. Но все равно они смогли предложить две рекомендации на эту тему. Как относиться к командировкам. В современном бизнесе не обойтись без поездок. Попытайтесь увидеть в командировках интересные

Изложения данного метода начнём с представления его алгоритма в словесном выражении, ну, а далее будет подробно изложен пример.

АЛГОРИТМ

ПЕРВЫЙ ШАГ. Определение синонимов объекта.

ВТОРОЙ ШАГ. Выбор случайных объектов.

ТРЕТИЙ ШАГ. Составление комбинаций из элементов гирлянды синонимов объекта и элементов гирлянды случайных объектов.

Комбинации составляются из двух элементов путем попытки объединения каждого синонима рассматриваемого объекта с каждым случайным объектом .

ЧЕТВЁРТЫЙ ШАГ Определяются признаки случайно выбранных объектов с возможно большим количеством признаков в течение ограниченного времени (2-3 мин.). Успех поиска в значительной мере зависит от широты охвата признаков случайных объектов, поэтому целесообразно перечислять как основные, так и второстепенные признаки. Для удобства составляется таблица признаков, в одном столбце которой указаны по порядку случайные объекты, а в другом (напротив) - признаки этих случайных объектов.

ПЯТЫЙ ШАГ. Генерирование идей путем поочередного присоединения к техническому объекту и его синонимам признаков случайно выбранных объектов .

ШЕСТОЙ ШАГ. Генерирование гирлянд ассоциаций.

Поочередно из признаков случайных объектов, выявленных на четвертом шаге, генерируют гирлянды свободных ассоциаций. Для каждого из отдельных признаков они могут быть практически неограниченной длинны, поэтому генерирование следует ограничить по времени или количеству элементов гирлянды.

Если генерирование гирлянд ассоциаций проводится коллективно, то каждый член коллектива занимается этим самостоятельно.

СЕДЬМОЙ ШАГ. Генерирование новых идей. К элементам гирлянд синонимов технического объекта пытаются присоединить элементы гирлянд ассоциаций.

ВОСЬМОЙ ШАГ. Выбор альтернативы.

На этом шаге решается вопрос - продолжать генерирование гирлянд ассоциаций или их уже достаточно для отбора полезных идей. Если по предварительной оценке таких идей мало, можно продолжить создание гирлянд ассоциаций, начиная с какого-нибудь нового элемента гирлянд, созданных на шестом шаге и действуя подобным же образом.

ДЕВЯТЫЙ ШАГ. Оценка и выбор рациональных вариантов идей.

Среди множества нерациональных, тривиальных и даже нелепых идей, как правило, всегда находятся оригинальные и рациональные. Если в течение короткого времени можно найти несколько десятков вариантов решения, то вполне удовлетворит положение, при котором хотя бы 5-6 вариантов окажутся рациональными.

ДЕСЯТЫЙ ШАГ. Выбор оптимального варианта.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

От греч. heurískō - отыскиваю, открываю, нахожу.

Философский словарь, Сократические беседы; см. Майевтика .

Советский энциклопедический словарь

Советский энциклопедический словарь

В недавно опубликованной на нашем сайте статье «Метод фокальных объектов » мы рассказывали об интересной методике, с помощью которой можно находить новые идеи для творчества и создания технических новинок. Сегодня мы поделимся с вами немного более сложной техникой поиска идей, основанной на МФО – она также ориентирована на то, чтобы выйти за границы привычных для нашего мозга рамок, создать нечто новое и уникальное. Метод гирлянд ассоциаций и метафор был разработан Генрихом Бушем для того, чтобы еще более расширить возможности креативного потенциала человека. Он увеличивает количество присоединенных к фокальному объекту ассоциаций, делая еще шире поле для эксперимента.

Этот метод послужит помощником для тех, кому по долгу работы необходимо регулярно придумывать что-то новое, изобретать – разработчикам, дизайнерам, рекламщикам. Когда в голове пусто, поиграйте в эту игру, она увлекательна и проста, когда разберетесь в ней. И сразу же появится целый ворох интересных мыслей, а вместе с ним – вдохновение.

Давайте разберем алгоритм работы метода гирлянд ассоциаций и метафор на примерах.

1. Берем фокальный объект, с которым планируем работать. Пускай это будет чашка: представим, что мы конструкторы, и нам дано задание разработать новый необычный товар для завода по производству кухонной утвари. Находим ряд синонимов к объекту: чашка – рюмка – стакан – заварник.

2. Теперь выбираем случайные объекты – имена существительные. Как и в МФО, это лучше всего делать с помощью орфографического или любого другого словаря, но можно взять и художественную книгу. У нас нашлись такие слова: лоза – семья – войско – мозг – завтрак. Как видите, количество синонимов и количество случайных слов не обязательно должно совпадать.

3. Теперь нужно логично объединить каждый из синонимов с каждым из случайных слов:

Чашка из лозы, семейная чашка, военная чашка, чашка в форме мозга, чашка для завтрака;
- рюмка с лозой, рюмка для семьи, рюмка для военных…


5. Следующий шаг – присоединение свойств случайных объектов к фокальному слову и его синонимам: виноградная чашка, длинная чашка, плодоносящая чашка, прочная чашка, вьющаяся чашка и т. д.

6. Находим интересные ассоциации из соединений фокального слова со случайными объектами и с их свойствами. На их основе вы и будете разрабатывать свои идеи.

Важно помнить, что этот шаг является одним из самых важных – все предыдущие были лишь подготовкой к нему. Просто находя и присоединяя слова, вы ничего не получите. Например, словосочетание «чашка из лозы» не дает абсолютно никаких рабочих версий. Но включив фантазию, можно придумать дизайн чашки, внешне неотличимый от плетеной корзинки. Представьте себе, если удастся с помощью керамики полностью повторить оригинальные черты шедевров народного лозоплетения – велика вероятность, что такая посуда будет пользоваться спросом, ведь народные мотивы нынче популярны. А дальше можно пустить на поток целые сервизы посуды, стилизованной под народные славянские изделия – чашки и блюдца в форме корзинок, к ним сахарница в форме «глечика», супница, стилизованная под чугунок…

Или вот – наделенный интеллектом заварник. Проще говоря – электронный программируемый заварник. Например, он может поддерживать определенную температуру чая или даже сам заваривать чай, смешивая ингредиенты наподобие кофейного автомата. Или иметь такую функцию: можно установить таймер на время, когда вы приходите домой. Только открыли дверь - а вас уже ждет чашечка заваренного чая.

Конечно, далеко не все сочетания будут вызывать хотя бы какие-то ассоциации – большинство из них придется просто отбросить. Но каждый раз будут находиться как минимум одно или два, над которыми стоит подумать.

Методом гирлянд ассоциаций можно пользоваться и людям творческих профессий – писателям, художникам, режиссерам. Его можно использовать также в качестве разминки для мозга: если периодически садиться за лист бумаги и начинать выдумывать что-то новое, изобретать необычные гаджеты или одежду, то ум становится более гибким. И когда вам понадобится с ходу придумать что-то оригинальное, вы уже будете готовы к этому.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .