Про природу

Сравнение форм. Понятие форм. Многообразие форм окружающего мира. Сравнение форм Связь форм механизмов с формами предметов природы

План-конспект урока изобразительного искусства в 6 классе на тему: «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира» составила учитель МБОУ СОШ № 10 ст. Медведовской Тимашевского района Донейко Н.И.

Тема «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира»

Цели и задачи: познакомить учащихся с многообразием форм в мире; объяснить понятия формы, линейных, плоскостных и объёмных форм; учить видеть плоские геометрические тела в основе различных предметов окружающего мира; продолжать работу по формированию навыков конструирования из простых геометрических тел, из бумаги; развивать пространственные представления; воспитывать наблюдательность; способствовать углублению межпредметных связей (математика, черчение, изобразительная деятельность). Совершенствовать графические навыки уч-ся.

Оборудование: геометрические тела (параллелепипед, конус, шар, куб); бумага карандаш, мультимедиа.

Ход урока

  1. Организация урока.
  1. Приветствие.

Предлагаю вам послушать стихотворение:

Художник, смотрите, художник!

Пришёл и сидит на пеньке.

При нём голенастый треножник

И кисточка в правой руке.

За ним – гаражи и помойки.

А прямо – огромный закат,

Два стройных жирафа на стройке,

Как чёрные тени стоят.

Художник! Смотрите, художник!

Сидит посреди пустыря…

Зачем-то сорвал подорожник,

Задумался – видно не зря!

М. Бородицкая

О чём это стихотворение? (Ответы учащихся.)

Кто-то сказал, что оно о помойках и гаражах, о подъёмных кранах. Пожалуй, с этим нельзя не согласиться. Но мне больше всего понравился ответ: «Там красивый закат». Значит, есть своё уникальное мировосприятие.

Сегодня мы продолжим наши рассуждения об умении видеть прекрасное в обыденном, о правде жизни, об удивительном рядом.

  1. Проверка готовности учащихся к уроку.
  1. Сообщение темы урока.

Всякий окружающий нас предмет определяется тремя измерениями – длиной, шириной, высотой и формой. Вокруг себя вы видите огромное многообразие форм: и сложных, и простых. Зачем нам необходимо знание формы, вы узнаете сегодня на уроке.

  1. Изучение нового материала.

Общее понятие о форме.

Форма – это способ существования содержания, неотделимый от него и служащий его выражением (единство формы и содержания); внешнее очертание, наружный вид предмета (Земля имеет форму шара. Квадратная форма. Предмет изогнутой формы).

Форма (латинское forma – форма, вид, образ – очертания, внешний вид, контуры предмета).

  1. Беседа о многообразии форм в окружающем мире.

При работе над каким-либо объектом художник всегда старается все части натуры привести к простейшим и характерным формам, то есть обобщить их. Наблюдая любые изображённые предметы, вы можете убедиться, что, упрощая, обобщая их формы, можно прийти к самым простым геометрическим телам: кубу, призме, пирамиде, цилиндру, конусу, шару.

Приведите примеры различных окружающих нас предметов и объектов, имеющих те или иные формы. Соотнесите их с формами геометрических тел. (Ответы учащихся.)

Какую форму имеют ящики, книги?

Ученики. Форму параллелепипеда.

Вспомните из математики, что такое параллелепипед.

Ученики. Параллелепипед в математике – призма, основанием которой служит параллелограмм – четырёхугольник, у которого стороны попарно параллельны.

Посуда встречается нам в форме цилиндров, усечённых конусов или в сочетаниях этих последних с шаром (например, в кувшине). Охарактеризуйте цилиндрическую форму.

Ученики. Цилиндр – геометрическое тело, образованное вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон. Колонновидный предмет.

Что представляет собой конус?

Ученики. Конус – геометрическое тело, образованное вращением прямоугольного треугольника вокруг одного из его катетов. Предмет такой формы – конусный.

Уже при рисовании простейших тел необходимо развивать в себе это чувство формы. Рисуя, например, куб, нельзя изображать только видимые его стороны, без учёта сторон, скрытых от глаз. Не представляя их, невозможно ни построить, ни нарисовать данный куб. Без ощущения всей формы в целом изображаемые предметы будут казаться нам односторонними. Зарисовки геом. тел.

Физкультминутка

Выполнение упражнения:

  1. Исходное положение – стоя, ноги вместе, руки опущены. На счёт «раз» - поднять руки вверх, встать на носки, потянуться; на счёт «два» - вернуться в исходное положение (повторить упражнение 5-6 раз).
  2. Исходное положение – стоя. Ноги вместе, руки опущены. Выполнить рывки руками, поочерёдно поднимая вверх то правую, то левую руку (повторить 6-8 раз).
  1. Актуализация знаний учащихся.

Художнику необходимо уметь находить закономерность в строении предметов.

Эта способность развивается постепенно. Изучение геометрических тел или предметов, близких к ним по форме, поможет вам выявлять характер конструкции изображаемой натуры, будь то крынка или же здание.

Сегодня на уроке я познакомлю вас с развертками геометрических тел. При построении развёртки надо найти сначала истинные размеры и форму отдельных элементов предмета на чертеже. В простейших случаях развёртки можно вычертить, не пользуясь проекциями предмета. Например, для построения развёртки куба достаточно знать размер одного ребра куба. Для построения развёртки прямой призмы достаточно знать три размера: длину, ширину и высоту призмы.

Общеизвестно также, что развёртка цилиндра представляет собой прямоугольник, одна сторона которого равна высоте цилиндра, а другая – развёрнутой длине окружности основания 2 π R .

Как выполнить развёртки простейших геометрических тел (куба, параллелепипеда, конуса, призмы, цилиндра), показано на рисунках . Показ разверток

Презентация: построение здания из простых геометрических тел.

  1. Практическая работа.

Задание. Сконструируйте эскиз вазы, состоящей из геометрических тел.

Во время практической работы:

  1. контроль организации рабочего места;
  2. контроль правильности выполнения приёмов работы;
  3. оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
  4. контроль объёма и качества выполненной работы.
  1. Итог урока.
  1. Выставка работ.
  2. Заключительное слово.

Художник постоянно учится видеть и чувствовать в окружающем мире объёмные формы, подчиняя им все способы и приёмы выполнения рисунка. Сегодня вы сделали первые шаги в этом направлении. Посмотрите, какие оригинальные конструкции получились у вас! Из самых простых объёмных геометрических тел вы изобрели огромное разнообразие новых сложных форм. В этом и состоит творческое конструктивное видение художником многообразного формообразующего начала в изобразительном искусстве. Похвально, что и вам удалось найти необычные сочетания форм в ваших работах, показать свою индивидуальность.

    Проверка готовности к уроку

    Проверка присутствия учащихся

На экране идет показ слайдов 1,2

У: Вам представлены одинаковые по назначению предметы. В чем их различие?

(разная форма)

Тема нашего урока (форма).

Слайд 3

У: А что такое форма? (внешнее очертание предмета, наружный вид) слайд 4

Мы сейчас дали определение формы. Вывели понятие формы.

Давайте более четко определимся с темой урока. Слайд 5

У: Посмотрите на экран слайд 6

Посмотрите и скажите что вы видите?

Как эти иллюстрации относятся к теме урока?(они разной формы)

изображение гор и автомобиля различаются чем?(горы простая форма, автомобиль из нескольких форм - сложная)

Давайте дополним тему нашего урока. Слайд 7

Приведите примеры простой формы (яблоко, мяч, подушка и т.д) и сложной тело (человека, мороженное, кувшин).

Скажите, у вас не возникает вопроса для чего нам изучать эту тему? Что она нам даст?

Это вопрос мы оставим открытый и попробуем ответить на него в конце урока.

Мы сказали что формы бывают как простые так и сложные. У вас на столе лежат какие формы простые. Перечислите их.

Что можно сделать из простой формы (сложную).слайд 8

самостоятельная работа (идет построение предмета кувшина в технике аппликация) на столах у каждого 1 круг, 2 усеченных конуса, 2 треугольника

после того,как кувшины готовы и вырезаны по форме, предложить детям определиться в группы по цветам (простые формы 4 цветов). Образовывается четыре группы. Задание: как вы думаете, в каком из жанров изобразительного искусства встречаются изображение предметов? (натюрморт). Попробуйте из предложенных предметов построить натюрморт, соблюдая законы этого жанра. Вам нужно вспомнить предыдущий урок, где мы знакомились с натюрмортом и его построением.

(оценили свою работу самостоятельно и в группе).

Мини выставка натюрмортов анализ, что получилось, в чем затруднения.

Кривые кувшины ребята вам поможет каркас,костяк. Вспомните, что мы делаем, когда строим предметы ---- мы рисуем не видимые линии каркас – конструкцию слайд 9

Давайте вернемся к главному вопросу. Для чего мне нужны эти знания? (для того что бы строить сложные формы с помощью простых и использовать их при работе в разных жанрах). Слайд 10 ,11

Анализ работ художников, которые используют способ рисования геометрическими фигурами

Ребята сейчас для работы мы использовали формы, какие (геометрические, плоские ).

взять в руки и продемонстрировать плоскостность слайд 12

У: В чем разница между геометрическими фигурами и геометрическими телами (объем )

А как из плоского листа можно создать объемное геометрическое тело?

(скрутить, смять лист бумаги)

Как вы думаете, какая цель урока? (создать объемное тело из плоского листа)

Какие простые геометрические тела мы можем сделать (цилиндр, конус, шар)

Попробуйте в парах поработать над образом вашего простого геометрического тела, создать что-то интересное, в технике аппликация.

Ваша работа должна соответствовать следующим критериям слайд 13 озвучить

Ребята соответствуют ваши работы критериям оцените.(работа в оценочных листах)

Ребята ваши работы ничего вам не напоминают (новогодние игрушки) приклеивают петельки раздать петельки для игрушки

Есть игрушки, но нет чего (елки)

В класс выносится елка и наряжается ребятами. Звучит новогодняя музыка

Становятся все в круг, ребята поздравляют с новым годом, пожелания.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1 Формы и конструкции в дизайне………………………………………………5

1.1.Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира………………..51.2. Формообразование в дизайне………………………………………………..8

1.3. Многофункциональность конструкций в дизайне………………………..15

Выводы по главе 1.................................................................................................20
2 Практическое применение форм окружающей природы..............................22
2.1. Анализ аналогов по теме исследования.......................................................22
2.2. Разработка собственного макета по теме исследования.............................30
Выводы по главе 2.................................................................................................32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК..................................................................39
ПРИЛОЖЕНИЕ.....................................................................................................42

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы обуславливается прогрессирующим развитием использования форм в предметной среде, что окружает человека. Начиная с древнего мира, когда впервые стали стилизоваться природные формы в ювелирных изделиях, в мебели, в оружии, и вплоть до сегодняшних дней не ослабевает внимание дизайнеров к многообразию природных форм и к возможности их профессионального использования в мире дизайна.

Всё больше и больше биоформы оказывают влияние на всё, создаваемое человеком, начиная от бытовой техники и медицинского оборудования до целых городов. С развитием технологий и появлением всё новых материалов возможности использовать бионические формы и экологически чистые конструкции в дизайне становятся практически безграничными.

Специфическая черта современного этапа освоения форм живой природы в дизайне состоит в том, что сегодня осваиваются не просто формальные стороны живой природы, а устанавливаются глубокие связи между законами развития живой природы и дизайна. На современном этапе дизайнерами используются не внешние формы живой природы, а только свойства и характеристики формы, являющиеся выражением функций того или иного организма, аналогичные функционально-утилитарным сторонам дизайна.

Актуальность темы также связаны с её важностью и значимостью для современного времени. Изучение форм окружающей нас природы и конструкций неоспоримо, как неотъемлемая часть дизайна, как одна из основ дисциплины, которая необходима для того, чтобы успешно работать сегодня на рынке современного дизайна и продолжать также успешно работать и в будущем.

Эти размышления и объясняются актуальность выбранной нами темы курсовой работы.

Цель работы – изучить влияние форм окружающей нас природы и конструкция на дизайн.

Цель исследования объект и предмет обусловили формулирование и решение следующего ряда задач :

1. Раскрыть понятие «форма».

2. Рассмотреть многообразие форм окружающего мира.

3. Осветить процесс формообразования в дизайне.

4. Представить многофункциональность конструкций в дизайне.

5. Проанализировать аналоги по теме исследования.

6. Разработать собственный макет по теме исследования.

Объект исследования – формообразование в дизайне.

Предмет исследования – формы окружающей нас природы и конструкция в дизайне.

Методы исследования . По ходу выполнения работы использовались следующие методы: изучение научной литературы, метод анализа, синтеза, наблюдения и проектирования.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, теоретической и практической частей и ряда сопутствующих параграфов, выводов по параграфам, заключения и списка используемой литературы. Во введении поставлены задачи и намечена цель; обоснована актуальность выбранной темы; намечены предмет и объект исследования. В первой главе рассматриваются теоретические вопросы о форме и конструкции в дизайне. Во второй главе представлено практическое применение форм окружающей природы в дизайне. В заключении подводятся общие итоги исследования, формулируются выводы по проделанной работе.

Формы и конструкции в дизайне

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

Форма (forma– лат.) – это морфологическая и объемно-пространственная структурная организация объекта, которая родилась в результате содержательного преобразования материала; также это внешнее или структурное выражение какого-либо содержания, что представляет важнейшую категорию и формирует предмет творческой деятельности – литературы, искусства, архитектуры и дизайна .

Слово «форма» имеет смысл образа, очертания и визуализации предмета. То есть, форма – это причина существования предмета. Если нет формы, то вещь не существует в пространстве и времени (см. также прил. 1).

Понятие формы предмета – взаимное расположение границ (контуров) предмета, объекта, а также взаимное расположение точек линии.

Форма обитает как в пространстве, так и во времени восприятия и заключает в себе ценностно-ориентированную информацию .

Форма в дизайне – особая организованность предмета, которая появилась как результат деятельности дизайнера по достижению взаимосвязного единства всех его свойств – конструкции, внешнего вида, цвета, фактуры, технологической целесообразности и пр.

Форма в дизайне отвечает требованиям и условиям потребления, эффективному использованию возможностей производства и эстетическим требованиям (см. рис. 1).

Рис. 1. Форма в дизайне

Всё, что окружает человека, поражает разнообразием форм: величественные очертания гор, громады многоэтажных зданий, обтекаемые формы самолётов и автомобилей, изящные очертания цветов, бабочек, птиц, пластика человеческого тела и др. (см. рис. 2):

Рис. 2 Природные формы

Все зрительно воспринимаемые признаки формы важны:

– геометрический вид (конструкция)

– величина

– положение в пространстве

– фактура

– текстура

– светотень .

Каждый, наверное, замечал, что форма деревьев различна в спокойный день и в ветреную погоду. Также может изменяться прямо на глазах человека форма облаков, превращаясь в рыцаря, птицу, рыбу, дракона или принимая очертания сказочного замка.

В природе и быту можно найти много подобий формы. Похожи друг на друга носик слонёнка и носик чайника, пышное оперение павлина и форма морской раковины, склонившаяся от ветра ветка и хвост петуха. Можно придумать множество подобных примеров.

Внимательно вглядываясь в окружающий мир, человек может обнаружить, что в основе любой созданной природой или руками человека формы лежат элементарные геометрические формы или тела (см. рис. 3).

Рис. 3. Орнамент

На примере орнамента хорошо видно, что формы растений, животных и даже человека можно превратить в геометрические элементы. Это происходит потому, что человек склонен отыскивать порядок и простоту в окружающем его разнообразии.

Понятие формы, многообразие форм окружающего мира рассматриваются в рамках внеурочной деятельности в школе, а также на занятиях в начальной школе. Все творения окружающей нас природы и весь предметный мир можно построить на основе простых геометрических фигур.

Страницы истории

С древних времен люди начали использовать многообразие форм окружающего мира для изготовления оружия, ювелирных изделий, предметов мебели. Именно тогда возникли первые представления о размерах. И в наше время понятия формы и многообразие форм окружающего мира являются важными аспектами для дизайнеров, художников, скульпторов. Они не только дают людям творческих профессий возможности для новых идей, но и позволяют устанавливать глубокие взаимосвязи между дизайном и законами существования живой природы.

Современные тенденции

Понятие формы (многообразия форм окружающего мира) приобрело новое значение после того, как появились инновационные материалы, современные технологии. Они позволили создавать и применять бионические модели в дизайне и живописи, раздвинули границы возможностей скульпторов.

В настоящее время существенно расширилось понятие форм. Многообразие форм окружающего мира является неотъемлемой частью дизайна, живописи. Именно поэтому данной теме уделяется пристальное внимание в современной школе.

Теоретические моменты

Многообразие форм окружающего мира в школе ребята изучают на уроках ИЗО. Формой является объемно-пространственная и морфологическая организация какого-то объекта. Это структурное либо внешнее выражение содержания. Именно форма является важнейшей категорий, которая обуславливает предмет деятельности в искусстве, дизайне, архитектуре, литературе.

При ее отсутствии нельзя вести речь о том, что вещь есть в пространстве и во времени. Суть понятия многообразия форм в окружающем мире заключается в том, что объект должен отвечать определенным требованиям. Например, дизайнеры обращают внимание на единство свойств: форму, фактуру, цвет, внешний вид. Учитель рассказывает ребятам о многообразии форм. Вокруг человека есть удивительные по красоте очертания гор, громадные многоэтажные здания, обтекаемые формы автомобилей и самолетов, пластика птиц, нежность бабочек, цветов.

Основные признаки

Как можно представить детям многообразие форм окружающего мира? ИЗО — это предмет, который связан с зрительным восприятием разнообразных объектов. Именно поэтому в нем важны следующие признаки:

  • конструкция (геометрический вид);
  • фактура;
  • расположение в пространстве;
  • масштабность;
  • цвет;
  • текстура;
  • светотень

Педагог учит ребят отличать форму деревьев в ветреный день и в спокойную погоду. Он отмечает, что на глазах человека происходит превращение обычного облака в настоящего дракона, красивую птицу, сказочный замок. Нужна фантазия, чтобы увидеть и принять многообразие форм окружающего мира. Внеклассная работа в школе на занятиях по ИЗО предполагает и проведение экскурсий по осеннему лесу, весенним лугам, зимним полям. Во время таких познавательных уроков ребята учатся видеть и понимать уникальность природы, замечать яркие образы, необычные формы предметов.

В быту и в природе часто встречаются схожие формы. Например, сходство есть между пышным оперением павлина и формой раковины, носиком чайника и хоботом слона, хвостом петуха и веткой, которая склонилась под ветром. В рамках внеурочной деятельности педагог ИЗО учит ребят младшего школьного возраста находить между бытовыми предметами и объектами живой природы сходство, использовать его для создания творческих работ.

Использование материалов

Если внимательно приглядеться к окружающему миру, можно понять, что во всех живых объектах, а также в повседневной жизни применяются простейшие геометрические фигуры.

Например, в различных орнаментах, которые используются для художественного оформления изделий из ткани, при желании можно увидеть квадраты, треугольники. Этот прием используется преподавателями изобразительного искусства при объяснении правил составления рисунка. Если разбить все изображение на отдельные фигуры, можно существенно упростить создание портрета, пейзажа, натюрморта.

Образование формы можно свести к тому, что в конкретном объекте фиксируют и выделяют основные его качества и свойства, определяют содержание оболочки, которая выступает способом их существования в реальности. В наше время абсолютно понятно, что форма образуется с учетом содержания. В рисовании понятие формы имеет особое значение, так как от того, насколько она продумана, зависит конечный результат - получаемое изображение.

В рамках занятий ИЗО дети узнают о том, что существуют простые и сложные формы. Первые базируются только на одной геометрической фигуре. Они являются основой для формирования у подрастающего поколения изобразительных навыков.

Более сложные варианты объектов именуют комбинированными, подразумевая, что в их составе содержится несколько разнообразных геометрических фигур. В качестве примеров можно привести животных, машины, иные реальные объекты. Для их изображения ребенок сначала рисует на бумаге отдельные геометрические фигуры, и только потом соединяет их между собой дополнительными линиями.

Художники и дизайнеры неслучайно подчеркивают важность геометрических форм объектов, выделяя шарообразные, цилиндрические, кубические предметы.

Какие простые формы должны быть усвоены ребятами начальной школы? Основной геометрической фигурой, с помощью которой можно изобразить многие объекты живой природы, является круг. На уроках учитель предлагает и квадратные предметы, ассоциируя их со статичностью, тяжестью, строгостью, стабильностью, обоснованностью, правильностью линий.

Подведем итоги

Природа у человека всегда ассоциируется с целостностью и совершенством, взаимосвязью между отдельными элементами. Разнообразие ландшафтных зон и климатических условий позволяет ребятам создавать, имея одинаковые исходные геометрические формы, разные изображения объектов, встречающихся в живой природе.

Помимо занятий по разнообразные геометрические фигуры также применяются и на уроках обслуживающего труда. Вооружившись знаниями о формах предметов, их отличительных особенностях, дети создают разнообразные орнаменты.

Отметим, что важна взаимосвязь между природной средой, геометрическими фигурами, творческим воображением. Основной задачей педагога является установление таких связей. В рамках новых образовательных стандартов педагог особое внимание уделяет формированию индивидуальной образовательной траектории для каждого школьника, создает для своих воспитанников оптимальные условия для саморазвития и самосовершенствования.

МЫШЛЕНИЕ ФОРМОЙ (греч. metis - "мысль") - особенное мышление художника .

Мысль обладает огромной материализующей силой. Дух, сознание творит мыслью, которая последовательно воплощается в представления, образы , формы . Мышление человека есть внутреннее стремление овладеть собственными представлениями, побуждениями воли и чувств, воспоминаниями, ожиданиями, предчувствиями. Цель такого мышления - создать определенную ориентацию в пространстве и времени .

В философии выделяются "познающее " и "эмоциональное " мышление, однако то и другое "состоит в постоянной перегруппировке всех возможных содержаний сознания и образовании или разрушении существующих между ними связей ". Результат мыслительной деятельности, принимающий яснуюформу , называется мыслью.

В обычных условиях мысль принимает языковую форму , поэтому мышление именуют внутренней речью, а слово, образная речь являются носителями мысли. Конкретные формы мышления могут быть различными, они рассматриваются в качестве философских категорий (конкретное и абстрактное мышление, логическое, или дискурсивное, и интуитивное, или мышление по воспоминанию, априорное и апостериорное мышление...).

Художественное мышление занимает особое место. В изобразительном искусстве оно основывается на последовательном отвлечении и преображении непосредственных зрительных впечатлений. Этот процесс именуется формообразованием , его содержание заключается в изобретении форм и преображении свойств природного материала в новые эстетические и художественные качества. Один из создателей теорииформообразования - А. Хильдебранд - подчеркивал, что "истинное поэтическое воздействие " возникает в изобразительном искусстве "из способа видеть ". Однако наблюдаемое еще следует преобразить "самим способом изображения ", поэтому создание художественных форм есть "не что иное, как дальнейшее развитие способности восприятия ".

Способ художественного преображения формы , основанный на определенной системе материалов, средств и приемов, Хильдебранд назвал архитектоническим . Универсальность средств и приемов позволяет объединять термином "изобразительное искусство " архитектуру , живопись , скульптуру , графику и все разновидности декоративно-прикладного искусства . И напротив, отсутствие или слабость архитектонической организации формы , т. е. натурализм, отделяют искусство живописи , графики искульптуры от архитектурного пространства.

Без " внутреннего построения ", качеств архитектоничности любое произведение будет мертвой копией , чертежом , механическим слепком с натуры, но не художественным произведением. "Построение ", архитектоника зрительного образа и возникающие при этом профессиональные проблемы поднимают творческий изобразительный процесс на уровень художественного мышления . Поэтому художники используют определение: мышление формой .

Навыки подобного профессионального мышления вырабатываются постепенно, они требуют школы , огромного труда, многолетнего обучения, значительного "зрительного опыта ". Ведь в обыденной жизни люди пользуются понятийным мышлением , общаются с помощью слов и лишь в исключительных случаях прибегают к изобразительному языку, да и то в нехудожественной форме. Только преображенные формы могут выразить художественные идеи, здесь недостаточно наблюдательности и точности изображения .

Писатель Т. Манн в шутку говорил, что если бы наблюдательность и знание жизни были бы основными в формировании творческой личности художника, то самыми выдающимися писателями были бы врачи, адвокаты и проводники спальных вагонов. Однако этого не происходит. То же можно сказать и в отношении изобразительного искусства . Самодеятельный , не получивший специальных знаний и навыков рисовальщик может достаточно точно, особенно в деталях, изобразить что-либо, но, как правило, он не способен связать отдельные наблюдения и изобразительные элементы в целое. Этот факт подтверждает практика копиистов и фальсификаторов .

Скопировать художественное произведение, даже самое сложное, в сущности, не так трудно, это вопрос техники . Но чтобы придумать, сочинить и впервые создать некую целостность , которой до этого момента не существовало в природе, требуется художник.

Творческое начало художнику дается от Бога, но особенноепрофессиональное мышление формой воспитывается ежедневным трудом и может стать предметом специального обучения . Недостаточность, слабость профессиональной подготовки сказывается в "рыхлостиформы " (профессиональное определение художников), когдаархитектоничность , внутренняя целостность изображения подменяются внешней схожестью с объектом , случайным нагромождением деталей, тщательно списанных с натуры, отсутствием пластических связей между ними.

В произведениях примитивов (так именуют самодеятельных умельцев, не владеющих искусствомкомпозиции) подобная наивность не является недостатком, она компенсируется искренностью, простотой, свежестью восприятия и следованием традиции . Некоторые живописцы-дилетанты, вообще не подозревая о культуре мышления формой , сочиняют свои картины подобно тому, как дети строят дома из кубиков: исключительно по принципу формосложения на основе компиляции заимствованныхформ , игнорируя пространственные связи . Однако даже в творчестве многих выдающихся мастеров, часто имеющих академическое образование, в силу тех или иных причин и особенностей творческого метода наблюдаются изъяны формального мышления. Так, в картине Караваджо "Положение во гроб"ноги одной фигуры кажутся принадлежащими другой. Фигурам тесно в отведенном для них изобразительном пространстве, пластические связи между ними не выстроены, в результате возникает досадный курьез. В картине "Девочка с персиками" русского живописца В. А. Серова, увлеченного пленэрными , импрессионистическими задачами, списанные с натуры детали, такие как спинки стульев, "мешают " фигуре, поскольку не согласуются с ее силуэтом . "Касания" этих форм случайны и не осмыслены художником. В портрете О. К. Орловой того же мастера нога портретируемой "задевает" ножку стула, а угол картинной рамы "касается" ее шляпы, что противоречит изобразительному (концептуальному) пространству.

В отличие от дилетантов , не подозревающих о проблемах формальной организации картины , подобные издержки в работе мастеров не являются просчетом, поскольку вытекают из особенностей их творческого метода. Наивно было бы искать в картинах импрессионистов ясную организацию пластических связей, однако их оппонент П. Сезанн ставил перед собой именно такую задачу. Если Сезанн выстраивал на картине пластические связи в воображаемом трехмерном пространстве, то представители иного течения постимпрессионизма - неопластицисты - учитывали прежде всего организацию изобразительной плоскости.

В искусстве Классицизма и Романтизма существуют противоположные принципы мышления формой . И все же именно в таком мышлении заключается содержание изобразительного искусства . В соответствии с его спецификой подобное мышление "снимает" временное измерение, воплощая художественную идею в неповторимом пространственном решении.

Художественное мастерство заключается в качестве организации изобразительного материала - переосмыслении временных связей, существующих в окружающей действительности , и построении особых пространственно-временных отношений, действующих на плоскости холста , в массе мраморного блока или пространственном ритме