Биогафии

Подготовка ребенка к школе учим детей. Как подготовить ребенка к школе – полезные советы как правильно легко и вовремя подготовить ребенка. Ты хочешь ходить в школу

Когда ребенок подготовлен к обучению, сам проявляет инициативу в учебе и внеклассной деятельности, у него не возникнет сложностей в процессе учебы и общении с одноклассниками. Подготовить ребенка к школе в домашних условиях, определить уровень его знаний и мотивационной готовности поможет эта статья.

Родителей будущих первоклассников волнует вопрос, готов ли их ребенок к школе? Ведь очень важно не просто отдать малыша в первый класс, а сделать это вовремя – когда ребенок будет готов к посещению учебного заведения морально и достаточно развит для этого.

Ошибка в определении готовности ребенка может стоить дорого: нежелание посещать учебное заведение, отказ учить уроки, депрессивное состояние, неуправляемое поведение – все это продемонстрирует первоклассник, оказавшийся в школе «не вовремя». Чтобы избежать неприятностей и предупредить психологическую травму у ребенка, родителям следует очень внимательно отнестись к вопросу соответствия уровня его знаний и навыков современным требованиям.

Требования к подготовке ребенка к школе: список

К настоящему времени сформирован целый список того, что должен знать и уметь будущий первоклассник:

  • Уверенно называть свое фамилию, имя и отчество
  • Дату своего рождения
  • Домашний адрес
  • ФИО мамы и папы (бабушек, дедушек и других родственников – по желанию)
  • Место работы родителей
  • Известных в стране поэтов и писателей
  • Праздники
  • Различать понятия: «вперед – назад», «право – лево»
  • Дни недели
  • Цвета и оттенки
  • Времена года (с месяцами)
  • Правила движения на дороге
  • Различать домашних и диких животных, называть их детенышей
  • Называть садовые, лесные, полевые цветы
  • Называть перелетных и зимующих птиц
  • Отличать фрукты от овощей
  • Знать профессии
  • Называть виды транспорта и способ его передвижения
  • Пересказывать услышанное
  • Отвечать на вопросы
  • Составлять рассказ по картинке
  • Придумывать сказки
  • Рассказывать стихи наизусть
  • Описывать по памяти
  • Копировать текст и рисунок
  • Заканчивать предложения
  • Находить лишний предмет, рисунок, слово, букву
  • Разгадывать загадки
  • Считать от 0 до 10 и обратно
  • Знать состав чисел
  • Различать понятия «больше», «меньше»
  • Знать фигуры
  • Писать в клеточках
  • Знать буквы, отличать их от звуков
  • Определять первую и последнюю букву (звук) в слове
  • Подбирать слова на предложенную букву
  • Читать простые слова и слоги
  • Знать, когда заканчивается предложение
  • Обводить по контуру
  • Держать ручку

Несмотря на то, что многим из перечисленных умений ребенок должен обучиться в начальной школе, тестирование перед поступлением в первый класс проводится именно по этим пунктам.



Познавательный интерес, быстрая реакция, нестандартное и логическое мышление будут формироваться у дошкольника, если регулярно проводить с ним математические занятия в игровой форме.

Чтобы эти уроки приносили ребенку пользу и радость, родителям следует принять во внимание:

  • возраст ребенка
  • уровень подготовки
  • способность концентрировать внимание
  • интерес к занятиям

Математические занятия – это не однообразные примеры и задачки. Чтобы заинтересовать ребенка и разнообразить уроки математики, в работе с дошкольниками следует использовать такие виды заданий:

  • задачи с геометрическими фигурами
  • математические загадки
  • задачи – шутки
  • головоломки

ВАЖНО: Любое задание должно подбираться индивидуально, с учетом его степени сложности и уровня развития ребенка.



Математические игры

«Домики» . Нарисуйте 3 трехэтажных дома, каждый на отдельном листе. На каждом этаже нарисуйте по 3 окошка. Произвольно нарисуйте шторки в некоторых окнах. Скажите ребенку, что в квартирах, где есть шторки, уже живут люди. Попросите его заселить людей на остальные этажи, чтобы на каждом этаже было поровну жильцов. Пусть он сам дорисует разноцветные шторы в окнах тех квартир, куда он поселил людей. Затем попросите сосчитать, в каком доме жильцов больше.

«Рисунки из геометрических фигур» . Нарисуйте на листе любую геометрическую фигуру. Попросите ребенка придумать рисунок, задействовав в нем предложенную фигуру. Если малыш не понял задание, покажите, например, как легко кружок может превратиться в солнышко, снеговика или колесо автомобиля.



«Соедини цифры». Попросите ребенка соединить цифры линиями. Объясните, что если он правильно сделает это, то увидит рисунок. Для детей младшего возраста используйте картинки с числами до 10, для старших детей – более сложные картинки с числами до 30 или 50.

ВАЖНО: Групповые занятия усиливают интерес ребенка к происходящему. Чувство соперничества, сильно развитое в дошкольном возрасте у большинства детей, не позволит ребенку отвлекаться.

Игра «Соедини цифры»

Занимательные математические вопросы и задачки:

  • Сколько лапок у трех кошек и ножек у двух птичек?
  • Сколько ушек в двух мышек?
  • У мамы Наташи дочка Маша, котик Пушок и пес Дружок. Сколько дочек у мамы?
  • Что тяжелее: 1 кг камней или 1 кг пуха?

У зайчихи пять зайчат

На травке с мамою сидят.

У другой зайчихи – три

Они все белые, смотри!

Сколько будет три и пять?

Груши на землю с веток упали

Плакали груши, слезы роняли

Катя в корзину их собрала

Друзьям своим в садике все раздала:

Два Павлушке, три Сережке,

Маринке и Аринке,

Маше, Наде и Оксане

И одно, конечно, маме.

Посчитай-ка поскорей,

Сколько Катиных друзей?

Пять гусей летели в небе,

Два решили пообедать,

А один – передохнуть.

Сколько же пустилось в путь?

Привела наседка мать

Семь цыплят в сад погулять.

Все цыплятки, как цветочки.

Пять сынков, а сколько дочек?

Четыре синих сливы

На дереве висели.

Две сливы съели дети,

А сколько не успели?

ВАЖНО: Поощряйте интерес ребенка к таким заданиям, хвалите, если он пытается самостоятельно придумать похожие задачки.



Подготовка к школе: развивающие задания для детей по чтению

Чтение – одна из самых важных дисциплин. Чем лучше научится ребенок читать, тем легче ему будет учиться в школе. Цель обучения — объяснить ребенку принципы и правила чтения, добиться от дошкольника уверенного прочтения букв, слогов и коротких слов.

ВАЖНО: В связи с тем, что информация воспринимается детьми младшего возраста несколько иначе, чем взрослыми, проводить обучение чтению нужно только в игровой форме.

План обучения чтению ребенка достаточно прост:

  • Заучите с ребенком буквы в таком порядке: все гласные, твердые звонкие согласные, глухие и шипящие согласные.
  • Добейтесь быстрого и безошибочного определения букв.
  • Научите ребенка читать звуки, то есть произносить уже знакомые ему буквы слитно. Начинайте с простых для прочтения и произношения слогов (на, ма, ла, да) и постепенно переходите к более сложным (жу, ку, гу, фо).
  • Переходите к чтению коротких и состоящих из нескольких простых слогов слов (ма-ма, ба-ба, о-ля, кот, дом).
  • Каждый день немного усложняйте задание, вводите несколько сложных слов.
  • Когда ребенок научится читать слова, переходите к чтению коротких предложений.
  • После того, как ребенок научится читать предложениями, можете использовать в обучении различные развивающие задания.

ВАЖНО: Во время занятий следите за чистотой произношения звуков, объясняйте, в каком месте предложения нужно делать паузы между словами.



Игра «Найди слово» . Предложите ребенку отыскать определенное слово в небольшом незнакомом тексте. Причем сделать это нужно за определенное время (например, за одну минуту).

«Громко, тихо, про себя» . Попросите ребенка читать то тише, то громче, то про себя. По вашим указаниям он должен как можно быстрее переключаться от одного вида чтения к другому. Следите, чтобы при этом не менялся темп чтения.

«Слоги на карточках» . Напишите на карточках слоги таким образом, чтобы из них можно было составить слова. Попросите ребенка помочь потерявшимся слогам отыскать своих друзей и собраться в слова. Играйте в игру ежедневно, постепенно добавляя новые слоги.

«Гласные – согласные» . Пусть ребенок за 30 секунд назовет или напишет как можно больше согласных букв, а затем гласных.

«Ответы на вопросы». Заготовьте несколько простых вопросов по тексту. Предложите ребенку найти ответы на эти вопросы во время прочтения текста.

«Чтение с помехами». Научите ребенка читать независимо от окружающей обстановки. Включайте ненадолго во время чтения музыку или телевизор. Добейтесь того, чтобы ребенок не обращая внимания на изменение звукового фона, продолжал читать.

«Размер букв». Чтение текстов с разными шрифтами не должно быть проблемой для ребенка. Для этого ежедневно предлагайте ему самостоятельно печатать и читать буквы разного размера.

«Слова – перевертыши» . Покажите ребенку слова, которые меняют смысл при прочтении их наоборот: «кот – ток», «воз – зов» и т.п. Объясните, что читать всегда нужно слева направо.

«Чтение сквозь зубы» . Усложните привычное ежедневное чтение необычным веселым заданием: ребенок должен читать, не размыкая зубы. После прочтения текста, необходимо пересказать его.

«Пропустили букву» . Напишите 5 – 10 знакомых ему слов, в каждом из которых пропустите по одной букве. Попросите будущего первоклассника вставить пропущенные буквы в слова.

«Похожие слова». Напишите несколько пар похожих по написанию, но различных по значению слов: «кот – кит», «рука – река», «дом – дым». Попросите ребенка прочитать пары и объяснить значение каждого слова.

«Чтение за минуту» . Предлагайте ребенку ежедневно читать «на скорость» один и тот же текст. Обращайте внимание, что каждый день он читает все быстрее и четче, и за отведенную минуту продвигается все дальше. Для наглядности лучше использовать песочные часы.



Иногда у детей возникают сложности при выполнении развивающих заданий по чтению. Это происходит по следующим причинам:

  • Неуверенность. Чтобы убедиться, что слог или слово прочитано правильно, ребенок перечитывает его несколько раз подряд.
  • Рассеянное внимание. Дошкольники быстро теряют интерес к скучным, по их мнению, занятиям.
  • Недостаточная концентрация внимания. Ребенок не может воспринять все слово, а концентрирует внимание только на нескольких первых буквах или слогах.
  • Маленький запас слов. Незнакомые слова ребенок произносит неуверенно при прочтении.
  • Плохая память. Ребенок не запоминает буквы, звуки, забывает принцип образования слогов и слов.
  • Нарушения речевого аппарата, хронические заболевания ЛОР органов (отиты, увеличенные миндалины).


Видео: Как научить ребенка читать?

Подготовка к школе, развивающие задания для детей по письму

Самые большие трудности у всех без исключения первоклассников возникают при выполнении графических заданий. Происходит это по трем причинам:

  • недостаточный интерес ребенка
  • незрелость мускулатуры кистей
  • неопытность

Чтобы облегчить процесс освоения письма в школе, родителям следует начать заниматься с ребенком еще с раннего возраста. Заинтересовать дошкольника помогут игровые развивающие задания.

«Лабиринт» . Предложите ребенку найти выход из лабиринта мышке, убегающей от кота, или зайчонку, отставшему от своей мамы. При помощи ручки или карандаша нужно указать зверушке верный путь.

«Дорисуй рисунок». Нарисуйте букет цветов и предложите малышу дорисовать вазу для букета, в пустой аквариум пусть поселит рыбок, в доме нарисует дверь. Чем больше подобных заданий выполнит ребенок, тем увереннее он будет держать в руках карандаш.

«Рисунок по точкам» . Попросите ребенка соединить точки между собой таким образом, чтобы получился рисунок. Если у ребенка возникнут сложности при выполнении этого задания, подскажите ему.

«Штриховка» . Просите ребенка выполнять любые упражнения, где необходимо заштриховать рисунок. Эти задания обязательны для отработки графических движений. Во время выполнения следите, чтобы линии направлялись сверху вниз, слева направо.

ВАЖНО: Развитию мелкой моторики у детей способствуют лепка, игры с мозаикой, конструктором, бусами, пальчиковая гимнастика.

Когда ребенок научится уверенно держать в руках карандаш, предлагайте ему обводить по пунктиру. Сразу можно обводить веселые детские картинки, затем – буквы или их элементы.



Подготовка к школе: развивающие задания для речевого развития детей

Легко и непринужденно развивать речь у ребенка можно при помощи веселых заданий и увлекательных игр.

«Экспромт» . Подготовьте 5 – 7 карточек с изображенными на них знакомыми ребенку ситуациями или действиями. Разложите перед ребенком карточки рисунком вниз. Предложите ему выбрать любую карточку и попросите придумать по ней рассказ. Чтобы ребенку было интересно, можно привлечь к выполнению задания других членов семьи и устроить конкурс на лучший рассказ.

«Ассоциации» . Покажите ребенку картинку, на которой изображено какое-либо знакомое ему действие (птицы улетают на юг, женщина покупает хлеб, дети идут в садик и т.п.). Попросите ребенка назвать слова, которые ассоциируются у него с изображением на картинке.

Игра в прилагательные. Попросите ребенка образовать прилагательные из предоставленных слов, ответив на вопросы: «какой», «какая», «какое»?

  • Свет (светлый, светлая, светлое)
  • Дом (домашний, домашняя, домашнее)
  • Дерево (деревянный, деревянная, деревянное)
  • Железо (железный, железная, железное)
  • Снег (снежный, снежная, снежное)
  • Песок (песчаный, песчаная, песчаное)

Синонимы и антонимы . Попросите ребенка подобрать похожие и противоположные по значению слова к произвольно взятым прилагательным.

Добиться чистоты произношения звуков поможет регулярное выполнение логопедических упражнений:

«Злая кошка» . У ребенка открыт рот, в нижние зубы упирается язык, при этом выгнутый так, как кошка выгибает спину, когда злится.

«Карандаш» . Карандаш положите перед ребенком, на уровне его губ, на любую твердую плоскую поверхность. Попросите ребенка установить край языка на нижнюю губу и в таком положении сильно подуть на карандаш. Упражнение считается выполненным, если карандаш покатится.

«Орех» . Ребенок упирает язык то в правую щеку, то в левую. При этом рот закрыт, мышцы щек и языка напряжены.

«Змея» . Рот открыт. Ребенок выдвигает и прячет язык таким образом, чтобы он не коснулся ни губ, ни зубов.

«Часы» . Губы ребенка приоткрыты, улыбаются. Кончик языка касается то правого, то левого уголков губ.

«Зубная щетка» . Кончиком языка имитировать действия зубной щетки. Таким образом необходимо «почистить» нижние и верхние зубки, внутри и снаружи. При этом важно, чтобы нижняя челюсть оставалась недвижимой.

«Забор» . Ребенок 10 – 15 секунд показывает «заборчик» из зубов, как можно шире улыбаясь для этого.

ВАЖНО: Если исправить произношение некоторых звуков не удается самостоятельно, родителям следует обратиться к логопеду.



Домашняя подготовка детей к школе: развивающие игры

Домашняя подготовка к школе подразумевает систематические занятия родителей с ребенком. Важно уделять дошкольнику хотя бы несколько часов в день, превращая обыденные дела и обычные совместные прогулки в увлекательные игры. Родителям следует проявить фантазию, найти индивидуальный подход к своему ребенку, действовать, согласно его интересам.

Вот всего лишь несколько вариантов совместных развивающих игр с дошкольником:

«Назови номер». Во время прогулки просите ребенка называть номера домов и проезжающего транспорта, обозначенные на табличках.

«Сколько деревьев?» Вместе считайте все деревья, которые попадаются вам на пути во время прогулки. Также можно считать проезжающие мимо автомобили, все или определенного цвета (размера, марки).

«Кто поменялся местами?» Поставьте перед ребенком 8 – 10 мягких игрушек, попросите его внимательно посмотреть на них, а затем отвернуться. В это время поменяйте местами несколько игрушек. Когда ребенок повернется, пусть попробует угадать, кто поменялся местами.

«Любимый мультик». Посмотрите вместе с ребенком его любимый мультфильм. Задайте вопросы по его содержанию, попросите ребенка рассказать, о чем он.

«Сказка для бабушки» . Прочитайте ребенку сказку. Попросите рассказать бабушке (папе, тете, сестричке) о чем эта сказка, описать героев, их внешность и характер.

Регулярные занятия лепкой, рисованием, игра в пазлы и мозаику увлекут ребенка и, в то же время, поспособствуют развитию мелкой моторики пальцев.

ВАЖНО: Не торопите ребенка, не злитесь, если что-то удается ему не сразу. Развивающие игры должны не только обучить ребенка, но и стать для него развлечением.



Домашняя подготовка детей к школе: развивающие упражнения

Развивающие упражнения с дошкольниками можно выполнять не только в тетради, сидя за письменным столом, но и на улице. Уроки на свежем воздухе придутся по душе и запомнятся надолго каждому ребенку.

«Времена года».

  • Прогуляйтесь с ребенком по осенней аллее . Покажите будущему школьнику разноцветные листья разных деревьев. Расскажите о временах года и тех изменениях в природе, которые происходят с наступлением осени, зимы, весны и лета. Пусть ребенок выберет несколько красивых листьев и сохранит их дома, между страничками толстой книги. Когда листочки высохнут, пусть ребенок обведет их по контуру на листе бумаги и раскрасит.
  • В снежные зимние дни выходите вместе кормить воробьев и синичек. Расскажите ребенку о зимующих и перелетных птицах. Дома попросите нарисовать тех птичек, которые понравились больше всего.
  • Весной покажите ребенку первые распустившиеся цветы. Расскажите, что цветы бывают полевые, лесные, садовые. Попросите выполнить звуковой анализ слов: «роза», «подснежник», «лютик», «незабудка».
  • Во время летних прогулок обращайте внимание ребенка на повышение температуры на улице. Объясните, что бывает летняя и зимняя одежда. Пусть ребенок назовет одежду, которую нужно надевать летом, осенью, зимой и весной. Дома попросите ребенка нарисовать лето.

«Аппликация из крупы и макарон» . Предложите ребенку сделать аппликацию при помощи риса, гречки, макарон, манки, гороха и других круп. Подобные упражнения хорошо развивают мелкую моторику. В работе используйте клей ПВА.

«Снежинки» . Научите ребенка вырезать снежинки. На сложенном в 4 и 8 раз листе бумаги попросите его вырезать разные геометрические фигуры. Разверните снежинки и оцените результат.

«Фрукты и овощи из пластилина». Покажите ребенку, как из разноцветного пластилина можно легко слепить фрукты и овощи. Сразу ребенок должен скатать шарик, а уже его превратить в нужный фрукт или овощ. Легче всего сделать гроздь винограда, свеклу или морковь – немного сложнее.



Развивающее занятие «Времена года»

Психологическая и эмоциональная подготовка детей к школе: задания, игры, упражнения

Наступление школьной жизни подразумевает, что дошкольный период закончен. Детям приходится быстро адаптироваться в новых условиях, привыкать к учебной нагрузке, знакомиться с учителями и одноклассниками.

Чтобы период адаптации прошел как можно легче, родители и педагоги стараются подготовить ребенка к предстоящим переменам в жизни. Наиболее успешны групповые игры и упражнения.

«Одного цвета» . Двум группам детей необходимо отыскать за 10 секунд наибольшее количество предметов одного цвета. Побеждает та группа, которая отыщет больше предметов.

«Волшебный круг» . Детям предлагают обвести круг по шаблону и дорисовать любые геометрические фигуры таким образом, чтобы получился рисунок. Когда все справятся с заданием, преподаватель устраивает конкурс рисунков.

«Повторюшки». В группе детей из 5 — 7 человек выбирают ведущего. Ведущий выходит вперед и показывает детям любую позу. Дети стараются скопировать эту позу. Новым ведущим становится тот, кому удалось лучше остальных справиться с заданием.

«Да – нет». Вместо ответов «да» ли «нет» на предложенные преподавателем вопросы, группа детей хлопает или топает. Нужно заранее договориться с ребятами, что «да» означает хлопок, а «нет» — топанье ногами. Вопросы можно выбирать произвольно, например:

  • «Цветы растут в поле?» и «Цветы летают в небе?»
  • «Ежик несет яблочко?» и «Ежик лазит по деревьям?»

«Мяу, гав». Дети сидят на стульчиках. Ведущий с закрытыми глазами ходит рядом с детьми, затем садится на руки одному из сидящих ребят и пытается угадать, кто это. Если ведущий угадал, ребенок говорит «мяу», если ошибся – «гав».

ВАЖНО: Подобные занятия и игры помогают формировать у дошкольников навыки общения, развивают уверенность в собственных силах и возможностях, адекватную самооценку, самостоятельность.



Самостоятельно определить, готов ли ребенок к поступлению в школу можно при помощи нескольких простых тестов, результатам которых вполне можно доверять.

Тест «Рисуем школу»

Дайте ребенку альбомный лист и цветные карандаши. Попросите будущего первоклассника нарисовать свою школу. Не подсказывайте ребенку, не помогайте, не задавайте наводящие вопросы, не торопите. Пусть он самостоятельно изобразит на бумаге ту школу, которая представляется именно ему.

  • сюжет
  • линии рисунка
  • цветовая гамма

Сюжет:

2 балла – школа расположена в центре листа, на рисунке также присутствуют украшения и декор, деревья, кусты, цветы вокруг школы, ученики и (или) учителя, идущие в школу. При этом важно, чтобы на рисунке было изображено теплое время года и светлое время суток.

0 баллов – рисунок асимметричен (здание школы расположено близко к одному из краев листа), люди на рисунке отсутствуют или изображены грустные дети, покидающие школу; на улице осень или зима, ночное или вечернее время.

1 балл

Линии рисунка:

2 балла – линии объектов без разрывов, тщательно прорисованы, ровные и уверенные, имеют разную толщину.

0 баллов – линии нечеткие, слабые или небрежные, рисунок схематичный; используются двойные или прерывистые линии.

1 балл – на рисунке имеются элементы обеих характеристик.

Цветовая гамма:

2 балла – преобладание ярких и светлых цветов.

0 баллов – рисунок в мрачных тонах.

1 балл – в рисунке есть как темные, так и светлые цвета.

Сумма балов говорит о готовности ребенка к школе:

От 5 до 6 – ребенок готов к школе, он имеет благоприятный настрой по отношению к процессу обучения, будет взаимодействовать с преподавателями и одноклассниками.

От 0 до 1 – ребенок не готов к школе, сильный страх помешает ему нормально учиться, общаться с одноклассниками и учителем.



Определить, ориентирован ли ребенок на посещение школы, учебный процесс, представляет ли он себя школьником в ближайшем будущем, поможет тест Неженовой.

ВАЖНО: Этот тест следует проводить лишь с теми детьми, которые уже посещают подготовительные курсы в школе или хорошо ознакомлены с процессом обучения.

На каждый из представленных вопросов предлагается три варианта ответа: А, Б, В.

А – ориентация на учебу, оценивается в 2 балла

Б – ориентация на обучение поверхностная, не сформирована окончательно, привлекают внешние яркие атрибуты школьной жизни – 1 балл

В – ориентация на школу и обучение отсутствует, ребенок предпочитает внешкольные занятия – 0 баллов

Задавайте ребенку следующие вопросы, предлагая выбрать ответ из трех вариантов:

Ты хочешь ходить в школу?

А – да, очень

Б – не уверен, не знаю, сомневаюсь

В – нет, не хочу

Почему ты хочешь в школу, что тебе там интересно?

Б – хочу, чтобы мне купили красивый портфель, тетради и форму, хочу новые учебники

В – в школе весело, там есть перемены, у меня будут новые друзья, мне надоело в садике

Как ты готовишься к школе?

А – учу буквы, читаю, пишу прописи, решаю примеры и задачи

Б – родители купили форму, портфель или другие школьные атрибуты

В – рисую, играю, леплю из пластилина

Что тебе нравится в школе?

А – уроки, занятия в классе

Б – перемены, учитель, новые парты, вид школы и другое, что не относится непосредственно к процессу обучения и получения знаний

В – урок физкультуры и (или) рисования

Если бы ты не ходил ни в школу, ни в садик, что бы ты делал дома?

А – читал, писал буквы и цифры, решал задачки

Б – играл в конструктор и рисовал

В – ухаживал за котом (или другим домашним животным), гулял, помогал маме



0 – 4 – ребенок не осознает, что пойдет в школу, интереса к предстоящему обучению не проявляет

5 – 8 – присутствует поверхностный интерес к процессу обучения, является начальным этапом формирования позиции школьника

9 – 10 – отношение к школе позитивное, ребенок ощущает себя школьником.

Диагностика общей подготовки детей к школе: тесты

Диагностика общей подготовки детей к школе проводится психологом по специальным тестам. Вот некоторые из них:

Тест «Да – Нет» . Психолог просит ребенка отвечать на вопросы любым способом, главное, чтобы он не использовал слова «Да» и «Нет». Ребенок старается подобрать нужные слова, сосредоточен на том, чтобы не нарушить правила, поэтому его ответы будут максимально правдивыми.

  1. Хочешь в школу?
  2. Любишь сказки?
  3. Любишь мультфильмы?
  4. Хочешь остаться в садике?
  5. Любишь играть?
  6. Хочешь учиться?
  7. Любишь болеть?
  8. У тебя есть друзья?
  9. Знаешь, какое сейчас время года?

При оценке результатов педагог определяет, удовлетворяет ли ответ правилам задания. Ответы: «ага» или «неа» ошибкой не являются. Одна ошибка = 1 б. Все ответы верные – 0 б.

0 – 2 – внимание достаточно развито

3 -5 — развито средне или слабо

5 – 10 – плохое, неудовлетворительное внимание



Определение мотивационной готовности . Психолог задает ряд вопросов, дает ребенку время на размышления и рассуждения, помогает, в случае возникновения затруднений:

  1. Назови свое имя и возраст
  2. Имя, отчество и фамилия мамы и папы
  3. Где ты живешь?
  4. Назови членов своей семьи
  5. Что тебе интересно в твоем городе?
  6. Что делать, если видишь человека, который упал?
  7. Когда на деревьях появляются почки и листочки?
  8. Зачем нужна армия?
  9. Как и где переходишь дорогу? Это правильно?
  10. Как узнать, что недавно был дождь?
  11. Зачем тебе уши и нос?
  12. Хочешь в школу? Что будешь там делать?
  13. Сколько в неделе дней?
  14. Сколько времен года? Месяцев? Назови их
  15. Твои любимые и нелюбимые профессии
  16. Что любишь смотреть по телевизору?
  17. В какой стране живешь? Какие еще знаешь страны?
  18. Если ты разбил колено и пошла кровь, что нужно сделать?
  19. Какая посуда есть у тебя на кухне?
  20. Какие знаешь продукты?
  21. Какие животные домашние, а какие дикие? Чем они отличаются?
  22. Что такое день? Ночь?
  23. Если ты взял у друга поиграть игрушку и потерял ее, что будешь делать?
  24. Посчитай от 1 до 10 и обратно, назови число, которое стоит перед 5 и после 8
  25. Что больше 2 или 3?
  26. Что интересного в школе?
  27. Как ты ведешь себя в гостях?
  28. Почему детям не разрешают играть со спичками и огнем?
  29. Что означает: «Любишь кататься, люби и саночки возить»?
  30. Чем отличаются люди от зверей?
  31. За что платят деньги в магазине, в автобусе, в кино?
  32. Кто такой Гагарин?
  33. Что ты будешь делать, если увидишь, как горит дом?

При оценке результатов оценивается способность ребенка рассуждать, вести беседу.



«Змейка». Тест на определения уровня развития мелкой моторики. За 30 секунд ребенок должен нарисовать в кружочках точки. Чем больше он успеет оставить точек, тем лучше. Одна точка = 1 балл. При подсчете баллов учитываются только те точки, которые попали в кружочек. Не считаются точки на границе.

34 и более – отличное развитие

18 – 33 – выше среднего

12 – 17 – недостаточное развитие

11 и меньше – низкий уровень, неудовлетворительный результат.



Если психолог после проведения тестов придет к выводу, что ребенку нужно остаться в саду еще на год, родителям следует прислушаться к мнению специалиста. Возможно, этот год многое изменит в жизни ребенка, за это время он осознает свою роль в школе, проявит интерес к получению знаний.

Видео: Подготовка к школе, подготовка детей к школе, подготовка ребенка к школе

Мнения о том, как правильно подготовить будущего школьника к учебным занятиям в домашних условиях, у родителей расходятся. Одни уверены, что последнее лето перед уроками нужно провести исключительно в отдыхе, другие максимально загружают свое чадо, чтобы оно в будущем не отставало от одноклассников. Только впоследствии оказывается, что некоторые дети становятся «переподготовленными» и им скучно находиться на уроке, другие прекрасно считают и читают, но теряют вещи и совершенно не ориентируются в здании учебного заведения, третьи хорошо читают по-английски, но испытывают трудности в изучении собственного языка или дискомфорт в общении. Продолжать список можно бесконечно, у учителей начальных классов много подобных историй. Как найти золотую середину, чтобы малыш с интересом открыл новый этап в своей жизни?

Психологическая готовность малыша к школьному процессу

Психологическая подготовка к школьному процессу малышей является самой важной. Она имеет колоссальное значение, вне зависимости от того, какой тип учебного заведения был выбран:

  1. Улучшение навыков коммуникации с другими детьми, принятия себя в социальной позиции школьника. Приобретенный опыт отражает его личностную зрелость. Психологи рекомендуют возложить данную миссию на профессионалов, работающих в центрах подготовки детей к школьному процессу. Чем раньше родители обратятся к ним, тем более эффективным окажется результат.
  2. Малыш должен понимать, что столкнувшись с трудностями, рядом с ним всегда окажутся родители и учитель, готовые помочь. Вместе можно справиться с любым заданием. Волевая зрелость в процессе подготовки малыша определяется его готовностью к самовыражению, выполнению учебных требований.
  3. Интеллектуальная зрелость очень важна для малыша. Она определяется количественным словарным запасом слов, знаниями об окружающем мире, умением анализировать и выстраивать логическую цепочку. Подготовленный ребенок способен высказывать свои мысли, выполнять задания учителей, свободно общаться на хорошо знакомые ему темы.

Умения и навыки, которыми должен овладеть будущий школьник

Ниже представлен перечень общих требований, с которыми должен справлять каждый малыш, которому предстоит переступить школьный порог:

  • указание своего полного имени, своего дня рождения и домашнего адреса;
  • знать буквы, ориентироваться в гласных и согласных, читать короткие тексты (хотя бы по слогам);
  • знать отличия между временами года, уметь описывать их (определяется лексический запас слов);
  • ориентироваться во времени суток;
  • называть основные геометрические фигуры и уметь изображать их;
  • запоминать короткие тексты, уметь пересказать его (определяется дикция, память).

В подготовку к школе также следует включить следующие навыки:

  • правильного поведения в общественных местах;
  • ухода за собой без помощи взрослых, наведения порядка на рабочем месте;
  • описание того, что изображено на картинке;
  • счета до 20;
  • названия цветовых оттенков;
  • ответов на вопросы: «кто?», «когда?», почему?»;
  • спокойного препровождения времени на уроке в течение 20-25 минут;
  • различий направление «вверх», вниз», «вправо», «влево».

Подготовка к школьной программе с преподавателем

Если было принято решение об учебе в специализированном центре для дошкольников, то родителям в выборе организации нужно обратить внимание на следующие моменты:

  1. Опыт учителей, которые задействованы в работе с малышами. Имеет ли развивающий центр лицензию на ведение образовательной деятельности. Количество учеников на занятии, интерьер помещения, наличие вспомогательное учебного материала.
  2. По каким программам и разработана ли система проведения учебных занятий, на какой предмет делается акцент, как долго идут уроки, использует ли учитель индивидуальный подход к каждому ученику – эти вопросы должны заинтересовать в первую очередь. Если центр подготовки детей имеет узконаправленную специализацию, стоит задуматься, нужно ли это.
  3. Наличие занятия, которое нацелено на развитие творческих способностей малыша. Подобные уроки являются обязательной частью подготовки.
  4. Обратить внимание на общую атмосферу в классе: заинтересованы ли дети в учебе, чувствуется ли их вдохновленность и желание узнавать больше.

Подготовка к школьной программе в домашних условиях

Конечно, со всеми вышеперечисленными требованиями быстро и профессионально справятся компетентные специалисты в области педагогики. Но что делать тем родителям, которые самостоятельно занимаются с малышом и осуществляют его подготовку к школе? На что обратить внимание:

  1. Подготовленный будущий ученик должен знать все буквы в азбуке. Затем следует постепенно переходить к чтению по слогам. Ребенку на школьных занятиях будет значительно проще, если он заранее освоит чтение. Приобретенный навык отразится в соблюдении правильности последовательности написания букв. Кстати, следует начинать писать печатными буквами, так чадо быстрее освоит письмо. Тренировка рук должна быть регулярной.
  2. Развитие речи и дикции. Предложите малышу после просмотра мультфильма или научной детской передачи пересказать услышанное и увиденное. Не пренебрегайте его мнением, учите его без стеснения высказывать свои мысли. Малыш нуждается в частом общении, он задает многочисленные вопросы, которые на первый взгляд для родителей могут показаться глупыми, но не стоит пренебрегать ответами на них.
  3. Умение считать – важный навык, который должны приобрести к первому классу многие дети. Начинайте с подсчета тарелок на столе, пальчиков, количества книг на полке и так далее. Затем можно купить счетные палочки или продолжать развивать способности с помощью цветных карандашей. Обычную прогулку можно превратить в увлекательное занятие. Можно считать лужи или деревья, называть цвета листьев и размер (большой/маленький) животных, которые встречаются на пути, различать неодушевленные/одушевленные предметы.
  4. Интеллектуальное развитие детей невозможно представить без творчества. Для совершенствования мелкой моторики рук можно создавать всевозможные поделки. В интернете можно найти огромное количество мастер-классов на любой вкус. Лепка из глины и пластилина, работа с ножницами, красками и кисточками также помогает освоить малышу письмо.
  5. Перед тем, как идти в первый класс, малыш обязан усвоить правила поведения, самостоятельности и безопасности в помещении и на улице. Просыпаться и ложиться отдыхать в определенное время, делать уроки ежедневно, по 30 – 40 минут выполнять спортивные упражнения. Родителям нужно научиться отпускать чадо от себя. Пусть это будут почти самостоятельные прогулки во дворе, когда мама или папа со стороны наблюдают за своим малышом, стараются не вмешиваться в возникающие беседы между детьми, особенно в случае небольшого конфликта. Родителям важно не злиться и не выражать свое раздражение, если у будущего школьника что-то не получается. Каждый малыш уникальный и скорость развития у него своя.

Правильно подготовленному к школьной программе малышу проще и увлекательнее находиться на занятии и принимать в нем непосредственное участие. Поддержка родителей, приятельские отношения с другими учащимися, профессионализм преподавателя и правильная организация учебной программы, применяемая дома или в специализированных учреждениях – все это поможет малышу подготовиться к занятиям в учебном заведении.

Светлана Владимировна Роговская
Подготовка к школе в домашних условиях

Самая актуальная тема, которая беспокоит родителей пятилетних детей – подготовка ребёнка к школе .

Подготовка ребёнка к школе должна осуществляться со всех сторон : в детском саду, на специальных курсах и обязательно дома . В детском саду и в школе проводят занятия специалисты, и они сделают своё дело, но только при совместной работе с родителями.

Я как учитель начальных классов остановлюсь на самом волнуемом для вас вопросе : как в домашних условиях подготовить ребёнка к школе ? Что для этого нужно делать?

Больше общайтесь с ребенком, отвечайте на его вопросы, уделяйте ему внимание, вместе читайте.

Сделайте ваши занятия дома увлекательным и веселым времяпровождением : превратите обучение в игру, обычную прогулку – в увлекательное приключение. Помните, что в игре создаются наиболее благоприятные условия для развития вашего ребенка и общения с ним.

Идёте с ребёнком по улице – считайте вместе лужи, шишки, дома , цветы, деревья, птичек, просите его называть номера домов, читать названия улиц и магазинов, рассказывать, откуда появилась лужа, почему именно здесь много шишек, во что играют дети на детской площадке, для чего нужны скамейки в парке и т. д. Во время прогулки, используя камешки, палочки, каштаны, жёлуди, выкладывайте цифры, буквы, пишите их мелом на асфальте, т. к. запомнить информацию визуально гораздо легче. Предлагайте ребёнку несложные задачи из окружающей его жизни.Например : на дереве сидят три воробья и четыре синички. Сколько всего птиц на дереве?

Дома на занятиях с детьми считайте фрукты, овощи, конфеты, любимые игрушки, героев сказок. Раскладывайте перед ребенком игрушки, например, киндер-сюрпризы, просите запомнить, а потом, когда он отвернётся, убирайте одну или меняйте их местами. Ребенок должен найти, что изменилось.

Играйте с дошкольником в слова : пусть он назовёт окружающие предметы, начинающиеся на определённый звук, или придумает слова, в которых должна встречаться заданная буква, найдёт отличия в словах, какое из них длиннее, какое короче, какими буквами они отличаются.

Читая или смотря вместе мультфильм, обсуждайте с ребенком то, что он узнал. Интересуйтесь его мнением, задавайте наводящие вопросы. Только не ограничивайтесь односложными ответами «да» , «нет» или «не знаю» . Попросите ребёнка объяснить, почему он так думает. При этом помогайте ему строить объяснение логически и доводить мысль до конца.

Обсуждайте с детьми, что относится к предметам одежды, мебели, посуды, к фруктам и овощам, и тому подобное.

При подготовке ребёнка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц руки. Какие же способы помогут тренировать детскую руку?

1. Лепка из глины и пластилина.

2. Рисование и раскрашивание картинок.

3. Изготовление поделок из бумаги,природного материала : шишек, желудей, соломы.

4. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков.

5. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.

6. Завинчивание и развинчивание крышек банок.

7. Плетение косичек из ниток, венков из цветов.

8. Перебирание круп, например, гороха, гречки и риса.

9. “Показ” стихотворения. Когда ребёнок рассказывает стихотворение, пусть показывает руками всё, о чём говорится в нём.

10. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой, собирание пазлов.

Занятия должны длиться не больше 30 минут, в противном случае малыш теряет терпение и интерес. Лучше чередовать занятия и сочетать их с раскрашиванием, поделками и т. д.

На пороге школы едва ли не самое главное – научить ребёнка самостоятельности,выработать определенный режим : в одно время вставать, питаться, гулять, заниматься, ложиться спать - это поможет малышу проще адаптироваться к школе .

Уже сейчас, уважаемые родители, учитесь отпускать от себя ребенка. Страх за малыша, возможно, полностью не пройдет, но ваша задача – научить его обходиться без вас в самых элементарных ситуациях.

Обязательно учтите следующее :

Не злитесь, если ребенок чего-то не понимает и делает не так, побуждайте его задавать вопросы и решать возникающие проблемы, помогайте ему, но в то же время не торопитесь сделать что-то за него.

Развитие должно быть гармоничным. И помните, большую роль для ребёнка играет похвала.

В психологии существует точка зрения, согласно которой хвалить ребёнка нужно даже «авансом» , тогда он будет стараться соответствовать этому образу. Если говорить ребёнку «Ты – хороший» , «Ты - умный» , «Ты - способный» , «У тебя все получится» , «Я в тебя верю» , у него формируется вера в свои силы и адекватная самооценка. Неверно говорить ребёнку «Ты – самый лучший» , т. к. это подразумевает сравнение его с другими, что делать нецелесообразно. Если у человека с детских лет развивается привычка сравнивать себя с другими, он может вырасти неуверенным в себе или завистливым. Сильные личности себя с другими не сравнивают, они осознают свою уникальность и неповторимость.

С. В. Роговская, учитель СШ № 2 г. Могилёва

Публикации по теме:

Информационный буклет для родителей «Как подготовить ребенка к школе в домашних условиях» Подготовка ребенка к школе – это вопрос, который волнует каждого родителя. Как объяснить малышу, привыкшему к садику или находящемуся постоянно.

Консультация для родителей «Закаливание детей в домашних условиях» Проводя любые процедуры закаливания,необходимо прежде всего ориентироваться на состояние вашего ребенка. Каждый ребенок индивидуален,поэтому.

Представляю вашему вниманию приемы логопедического массажа. Данный вид деятельности очень важен во время подготовительной работы по постановке.

Мастер-класс «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» Консультация для родителей В каждом маленьком ребенке – Каждый маленький.

Памятка для родителей «Рисуем песком в домашних условиях» В современном мире очень важно, чтобы ребенок шел в ногу со временем, активно, с интересом и увлечением занимался своей деятельностью, видел.

Здравствуйте, дорогие читатели. В данной статье мы поговорим о том, как подготовить ребенка к школе в домашних условиях. Вы узнаете, какие признаки свидетельствуют о готовности малыша к первому классу. Вам станет известно, какие упражнения нужны для развития всех необходимых навыков.

Признаки готовности юного школьника

Ребенок должен уметь себя обслуживать, в частности одеваться

Некоторые родители умудряются отдать своего малыша в школу в пятилетнем возрасте, потому как считают, что он уже созрел для школьной скамьи. Другие наоборот не спешат это делать, хотят, чтобы у дочери или сына как можно дольше длилось детство. Давайте рассмотрим, наличие каких навыков свидетельствует о готовности к первому классу:

  • ребенок должен уметь рассказывать о себе, своем хобби, знать членов своей семьи по имени;
  • малыш должен быть ознакомлен с буквами, хотя бы печатными, уметь их изображать, желательно понимать, что такое гласные и согласные звуки;
  • будущий школьник должен понимать, в чем различие зимы и лета, то есть ориентироваться во временах года;
  • очень важно, чтобы малыш понимал, что такое утро, что такое ночь;
  • желательно, чтоб ребенок, отправляющийся в первый класс, умел суммировать и вычитать легкие числа;
  • карапуз должен иметь представление о простых геометрических фигурах и уметь их как-то изображать;
  • важно, чтобы ребенок был способен пересказывать короткие тексты;
  • необходимо присутствие логического мышления, так малыш должен с легкостью находить лишний предмет из ряда предложенных, также объяснять свой выбор;
  • важно, чтоб юный школьник был способен за собой ухаживать;
  • умел уважительно относиться к окружающим;
  • знал основные цвета;
  • был способен описывать изображение на картинках;
  • умел считать хотя бы до 10 и в обратном порядке;
  • важно, чтоб ребенок, изображая людей, не пропускал основные части тела и знал, как они называются;
  • желательно, чтоб юный школьник был знаком с тем, что существуют одушевленные и неодушевленные предметы;
  • важно, чтоб ребенок мог спокойно себя вести на занятиях, не отвлекался, внимательно слушал учителя.

Мой сын перед школой ходил в детский сад, и там шла активная подготовка. Кроме этого, я и дома занималась с ребенком творчеством, учили наизусть литературные произведения, считали, занимались математикой и логическими задачами, учились писать. Единственная проблема, с которой столкнулись — это то, что сын, попав в первый класс, знал больше своих сверстников, ему было скучно на уроках, из-за чего пропал интерес к школе. Полностью изменить его отношение мы смогли только во втором классе.

Особенности подготовки

Подготовка к школе должна проходить в игровой форме

Если вы задаетесь вопросом, как домашнего ребенка подготовить к школе, то нужно учитывать, что все занятия должны проходить в игровой форме, и не стоит акцентировать внимание на том, что вы будете учиться, чтобы подготовиться к школе. Это может негативно восприняться ребенком, чем вызовет неприязнь к школьным будням.

  1. Пусть ваши уроки проходят в творческой форме, малышу будет интереснее что-то изображать, а не просто учить.
  2. Отдавайте предпочтение сюжетно-ролевым играм.
  3. Чтоб ребенку потом было легче адаптироваться, можно проводить обучение дома в соответствии со школьной программой. Так пусть у малыша будет пятидневная рабочая неделя, распределите уроки на каждый день. Так, например:
  • в понедельник можно заняться письмом и чтением;
  • во вторник — рисованием и математикой;
  • в среду — лепкой и чтением, возможно иностранным языком;
  • в четверг – письмом, математикой, иностранным языком;
  • в пятницу — рисованием и чтением.
  1. Необходимо уделять время физическим нагрузкам. Вы должны понимать, что ребенку предстоят и занятия физкультурой. Почаще проводите время со спортивным снаряжением на улице.

Развиваем память

Просите ребенка изображать свои воспоминания при помощи карандаша

Чтоб малышу легче давался новый материал, запоминались стихи школьной программы, необходимо готовить его заранее, ежедневно тренируясь. Так упражнениями для развития навыков памяти будут следующие.

  1. Начинать можно с демонстрации какого-то объекта, например, игрушки определенного цвета. Теперь попросите ребенка изобразить на листке бумаги то, что он видел. Не забудьте положить несколько карандашей различных цветов, пусть карапуз вспомнит и окраску предмета, а не только его форму.
  2. Если ваш малыш смотрит телепередачи, мультфильмы, то после просмотра просите пересказывать увиденное, желательно в мельчайших подробностях.
  3. Ежедневно читайте ребенку сказки, предлагайте пересказать услышанное. Если у малыша возникают сложности, подсказывайте ему.
  4. По завершению дня попросите свою кроху пересказать все, что происходило на протяжении суток. Также можно предложить ребенку изобразить свои впечатления на бумаге.

Задания на внимательность

Для того, чтобы новая информация лучше усваивалось малышом необходимо, чтобы он концентрировал свое внимание на том, что будет рассказывать и показывать учитель. Поэтому так важно развивать внимательность. Для этого вам понадобятся такие упражнения:

  • начните игру по поиску предмета на определенную букву, например, в комнате нужно найти все объекты, которые начинаются с литеры «м» — машина, мозаика, мольберт и так далее; можно добавить дух соперничества, чтоб ребенок соревновался с другим человеком, кто быстрее и больше сможет найти таких предметов;
  • взрослый человек может рассказывать малышу определенную историю, в тексте которой будет неоднократно повторяться какое-то слово, например, мячик; задание — слушая ваш пересказ, хлопать в ладоши, как только произносится загаданное слово;
  • можно предложить карапузу заняться сразу двумя действиями, он может рисовать и петь песенку, или рассказывать сказку.

Речевые навыки

Частое чтение сказок способствует развитию речевого навыка ребенка

Родители должны позаботиться о том, чтобы ребенок, который отправлялся в школу, имел достаточный словарный запас. Для этой цели необходимо регулярно с ним заниматься, можно выполнять следующие задания:

Данный навык ложится в основу всех остальных умений, необходимых ребенку за школьной партой. Так вы можете следующим образом заниматься с ребенком:

  • учите буквы, следуя алфавитному порядку;
  • чтоб ребенку было легче их воспринимать, можно каждую литру изображать предметом, на который она похожа или словом, начинающемся с этой буквы;
  • знакомство с алфавитом должно иметь игровую форму;
  • читайте малышу небольшие отрывки текста и просите его отыскивать в них только что выученную литеру;
  • не будет лишним, если вы предложите карапузу пересказать отдельные фрагменты текста или хотя бы рассказать общую суть истории;

Можете ознакомиться с методами, .

Упражнения для тренировки письма

Чтобы малыш быстрее смог освоить данный навык, необходимо с ним заниматься. Кроме собственно написания составляющих букв, большое значение нужно уделять развитию мелкой моторики. Поэтому заданиями для тренировки письма будут следующие упражнения:

  • завязывание шнурков;
  • вырезание аппликаций;
  • игра с конструктором, пазлом, мозаикой;
  • штриховка карандашом под разным углом;
  • рисование с помощью фломастеров, красок, карандашей;
  • заполнение прописей;
  • осваивая знакомство с буквами, необходимо сначала сосредоточиться на печатных литерах и только потом перейти к прописным.

Основы математики

Чтобы малышу легче давалась математическая наука в школьных стенах, необходимо заранее подготовиться к данному предмету. Для этого можете делать следующее:

  • приучайте ребенка пересчитывать его предметы, пусть это будут кольца от пирамидки, разноцветные мячики, машинки, когда он освоит это здание с игрушками, можно переходить на специальные счетные палочки;
  • эффективным считается попарное изучение цифр, например, 5 и 6, 3 и 4, ребенку проще осознавать, что есть меньшая цифра, при добавлении к которой одного предмета, она станет на единичку большей;
  • знакомиться с азами геометрии можно, используя специально подготовленные геометрические фигуры, вырезанные из картона или фетра, или же печенье разной формы, особенно, если вы спечете его вручную;
  • если ваш малыш уже ознакомлен с основными фигурами, то можно приступать к изучению процесса их изображения, используйте для этой цели простой карандаш и линейку;
  • развиваем математические способности ребенка, необходимо чередовать между собой разные виды деятельности.

Давайте рассмотрим основные психологические аспекты того, как подготовить ребенка к школе.

  1. Как можно чаще разговаривайте с малышом, спрашивайте о том, что его интересует.
  2. Если мы совместно читаете, задавайте вопросы по тексту.
  3. Чтобы малышу было легче адаптироваться, играете в школу, используете для этой цели любимые игрушки, куклы, плюшевых зверей. Не забывайте меняться ролями учителя и ученика.
  4. Очень важно, чтобы малыш, который занимается каким-то видом творчества, не бросал начатое на середине. Вы должны приучать ребенка доводить все до конца. Если у него что-то не получается, подсказывать ему.
  5. Очень важно вовремя отказаться от надмерной опеки. Малыш должен становиться самостоятельным. К тому же вам нужно быть готовым к тому, что над ребенком начнут насмехаться, если школьнику будет завязывать шнурки или помогать снять куртку.
  6. Поспособствуйте активному общению ребенка с ровесниками, чтоб ему было легче влиться в новый коллектив.
  7. Обязательно рассказывайте о том, какими полезными будут знания, полученные в школе.
  8. Расскажите ребенку о том, что в классе необходимо вести себя тихо и слушать учителя, иначе он пропустит нужную информацию и не сможет усвоить материал.
  9. Учите ребенка быть спокойным, дисциплинированным, с уважением относиться к одноклассникам и учителям, никогда не выяснять отношения криком.

Теперь вы знаете, как родителям подготовить ребенка к школе. Помните о том, что малыша нужно развивать всесторонне, уделяйте внимание, как психологическому, интеллектуальному, так и физическому развитию. Процесс подготовки к школьной скамье должен быть ненавязчивым, не стоит заниматься с малышом через силу, такие действия дадут только отрицательные плоды.

Когда ребенок заканчивает детское дошкольное учреждение очень важно, чтобы он приобрел достаточный багаж знаний для перехода на ступень выше. А что делать, если он вообще не посещал детский сад? В этом случае нужно очень постараться, чтобы он знал все необходимое. В классе много учеников, подготовка которых находится на различном уровне.

Если ребенок будет отставать от остальных в классе, то недопонимание им материала накапливается, и случай становится все более и более запущенным. Учителя, в основном, работают на среднего и хорошего ученика, а с неуспевающими очень часто никто не занимается. Именно для этого необходимы тщательные ежедневные занятия дома.

В первый класс

Занятия с ребенком 6 лет: подготовка к школе дома, что он должен уметь

Чтобы подготовка к 1 классу прошла успешно, родителям необходимо понимать, что в первую очередь маленького человека нужно подготовить к общему восприятию нового пространства и знаний. Прежде всего обратить внимание на выработку таких качеств как любознательность, инициативность, активность, хороший кругозор.

Очень важно, чтобы ребенок имел навыки самообслуживания. В школе никто не будет за ним смотреть так, как дома. Ему придется самому одеваться, завязывать шнурки, собирать и разбирать портфель.

Успех ребенка при обучении на ступени начальной школы во многом зависит от того, на каком уровне находится его умственное развитие. Чем более он развит, тем легче будет восприниматься поставленная задача.

Для поступления в начальную школу будущий ученик должен знать следующее:

  • свое имя, фамилию, отчество;
  • данные родителей (имя, фамилия, отчество);
  • кем работают его родители;
  • адрес и телефон дома, в котором проживает;
  • город и страну, в которой находится;
  • дни недели, названия месяцев, времен года, отличительные признаки пор года;
  • названия животных;
  • названия деревьев и растений;
  • ягоды, фрукты, овощи;
  • как называется одежда, которую он носит;
  • простые геометрические фигуры.

На заметку! Занятия с ребенком дома должны проводиться по определенной программе, которая подготавливается с учетом всех требований, предъявляемых к уровню обученности.

В грамматике нужно уметь отличать звуки и буквы, согласные и гласные, называть требуемую букву в начале и в конце слова, делить на слоги и подбирать слова по представленной букве.

Чтобы успешно усваивать школьную программу, нужно привить ребенку соответствующие навыки:

  • правильно держать ручку;
  • вести непрерывную линию;
  • не отрывая руки от бумаги, обводить контур рисунка;
  • уметь дорисовывать симметричную часть рисунка;
  • копировать геометрические фигуры.

Важно! Для успешного усвоения школьной программы ребенок должен обладать обязательными первоначальными навыками.

Необходимые умения и навыки

Как подготовить ребенка к школе в домашних условиях в 6 лет

Применение различных методик

Программа подготовки ребенка к школе в домашних условиях

Подготовка ребенка к школе в домашних условиях за лето перед поступлением в первый класс должна содержать упражнения и задания, которые всесторонне развивают маленькую личность. Программа развития в обязательном порядке должна содержать занятия по математике, правописанию, чтению, творческие упражнения. Также каждый родитель может онлайн получить консультацию специалиста.

Занятия по математике для малышей

Не зря математику считают царицей наук. Она очень хорошо развивает логическое мышление и образное представление. Именно поэтому, различного рода математические представления необходимо начать формировать с раннего детства. Очень полезными считаются упражнения с листком бумаги в клетку. Малышу можно предложить обвести несколько клеток, дорисовать их необходимое число внизу или вверху основной фигуры, подсчитать количество зарисованных и подобные задания.

Также следует включать задания по счету предметов, находить в ряду недостающее число, элементарные навыки сложения и вычитания. На примерах рассматривать основные геометрические фигуры, которые малыш должен научиться находить и называть самостоятельно.

Как научить ребенка писать

Обучение письму рекомендуется начинать с начертания печатных букв. Ребенку объясняется, как правильно они получаются. Тренируясь с ручкой или карандашом, малыш развивает мелкую моторику пальчиков, которые учатся правильно держать предмет письма, правильно сидеть.

Важно! Занятие не должно длиться более 15 минут. После чего нужно провести небольшую физическую разминку. Пропись, с помощью которой ребенок будет тренировать руку, можно самостоятельно распечатать.

Обучение дошкольников чтению

Очень важно, чтобы обучение проводилось в игровой форме, которая наиболее доступна малышу в раннем возрасте. Прежде чем начать строить слова, нужно изучить буквы. Они представляются в форме легко запоминающихся образов. Проводятся упражнения по развитию фонематического слуха. И только после проведения таких манипуляций происходит обучение складыванию букв в слоги.

Творческие занятия

Кроме основных занятий по подготовке к первому классу задания на дому должны содержать творческую составляющую. Необходимо приобщать ребенка к красоте. Развивать его психику. Этому способствует проведение совместных игр на природе, лепка пластилином или природными материалами, различные упражнения со шнуровкой и мелкими деталями. Также важно, чтобы ребенок проявлял творческую инициативу и что-то мастерил своими руками. Задача родителей при этом обеспечить малыша всеми необходимыми материалами.

На заметку! Такого рода занятия можно сопровождать презентациями по соответствующим темам.

Психологическая подготовка ребенка к школе в домашних условиях

Психологическая составляющая пособия, как подготовить ребенка к 1 классу играет очень важное значение. В нее входит несколько компонентов, среди которых выделяются следующие: волевая, личностная, интеллектуальная. Готовность силы воли ребенка необходима для того, чтобы он смог выполнять разнообразные задания, представленные на уроке. Малыш будет должен выполнять не только то, что ему хочется, но и то, что требуется.

Вторая составляющая характеризуется тем, что у малыша появляется новая социальная роль, которую он должен правильно воспринимать. Родители должны сформировать у него такие качества личности, которые помогут ему легко входить в контакт с одноклассниками и учителями. Развитие интеллектуальных способностей влияет на то, в какой степени будет усваиваться материал, представленный во время занятий.

Психологическое равновесие

Вопросы здоровья и школа

В 1 класс не должны противоречить требованиям ЗОЖ. При проведении занятий необходимо следить за тем, чтобы ребенок имел правильное положение, держал спину ровно, и книга находилась на положенном расстоянии при чтении. Время, которое отводится на один урок, должно строго регламентироваться.

Выбор методики, как готовить малыша в шесть лет, зависит только от самих родителей. Однако, если мать и отец не имеют соответствующей подготовки по психологии, то лучше всего доверить это занятие специалистам.