Биографии

Мотивация — само целенаправленное поведение. Центральные механизмы целенаправленного поведения

Из табл. 5.3 видно, что каждая экономическая модель (план, прогноз, программа) характеризуется большим числом свойств и аспектов поведения целенаправленных организаций. При этом каждая модель включает в себя все пять базовых категорий, в то время как последние внутри каждой из них используют разное сочетание элементов определения. Именно это и характеризует различия  


Слушал ли я его ответы или был поглощен его внешностью или поведением Целенаправленно ли я вел беседу или позволил ему расплываться мыслью по древу, вследствие чего он рассказал мне вещи, которые он не должен был рассказывать, а я не должен был слушать  

Как бы ни менялись конкретные установки на поощрение, выдвижение молодежи, или старшего поколения - одной из задач управления кадрами является учет возрастных изменений физической работоспособности, эмоционального склада личности и форм его проявления, социальной психологии и производственного поведения. На Западе эта область знания превращается в целую науку. В Японии для управленческой тактики в этой сфере очень характерен прием по принципу "эксперимент-наблюдение". Специалист делает свои выводы на основе складывающихся в непосредственных трудовых коллективах форм разделения и кооперации труда отдельных работников с учетом возраста, стажа и т.п., выявляются принципы, закономерности, а затем даются рекомендации уже по целенаправленному использованию найденных на базе опыта приемов, решений.  

Параллельно должен произойти колоссальный, образно говоря, тектонический культурный сдвиг в нашем экономическом, управленческом мышлении, в психологии. Необходимо повернуть сознание руководителя, труженика к потребителю, а не к начальнику к прибыли, а не к расточительству к предпринимателю, а не к бюрократу к новатору, а не к бездумному исполнителю к плюрализму и многообразию, а не к унификации и обезличиванию. В общем и целом мы должны перейти от идеологизации управления к здравому смыслу, от наукообразия абстрактных схем и начетничества самодовольных назиданий к знаниям, дающим практический результат в деле улучшении поведения людей и функционирования организаций . Если не делать этого целенаправленно, упорно, - сознавая всю сложность задачи, - ничего не произойдет, как бы радикально иерархические отношения ни заменялись рыночными на правовом уровне, как бы тщательно ни прорабатывались новые системы. Размягчение, атрофия культуры как управленческого инструмента, невнимание к ней - это в новых условиях путь к краху. Без этого организационного цемента, способного выдержать более высокие напряжения и нагрузки, нового здания не построишь.  

СТИМУЛИРОВАНИЕ - способ управления трудовым поведением работника, состоящий в целенаправленном воздействии на поведение персонала посредством влияния на условия его жизнедеятельности, используя мотивы, движущие его деятельностью. В широком смысле слова С. - совокупность требований и соответствующая им система поощрений и наказаний. С. как тактика решения проблемы кризиса труда предполагает наличие у орга-  

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ - целенаправленная деятельность руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, включающая разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом. У.п.о. заключается в формировании системы управления персоналом планировании кадровой работы, разработке оперативного плана кадровой работы проведении маркетинга персонала определении кадрового потенциала и потребности организации в персонале. Технология У.п.о. охватывает широкий спектр функций от приема до увольнения кадров наем, отбор и прием персонала деловая оценка персонала при приеме, аттестации, подборе профориентация и трудовая адаптация мотивация трудовой деятельности персонала и его использования организация труда и соблюдение этики деловых отношений управление конфликтами и стрессами обеспечение безопасности персонала управление нововведениями в кадровой работе обучение, повышение квалификации и переподготовка кадров управление деловой карьерой и служебно-про-фессиональным продвижением управление поведением персонала в организации управление соц. развитием кадров высвобождение персонала . У.п.о. предусматривает информационное, техническое, нормативно-методическое, правовое и делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом. Руководители и работники подразделений системы управления персоналом организации решают вопросы оценки результативности труда руководителей и специалистов управления, оценки деятельности подразделений системы управления организации , оценки экон. и соц. эффективности совершенствования управления персоналом.  

При проектировании поведения и целенаправленной деятельности человека важно учесть, что время реакции человека на разные сигналы неодинаково (табл. 6). Для акустического речевого сигнала оно зависит от интенсивности, частоты, амплитуды, которые субъективно воспринимаются как громкость, высота тона, качество звука и др. светового - от силы света, контрастности, яркости и др.  

Под экспериментом понимается изучение объекта, основанное на активном целенаправленном воздействии на него путем создания искусственных условий, позволяющих выявить рассматриваемые свойства, характеристики, зависимости объекта. Сделать поведение экспериментатора целенаправленным, организованным, повысить производительность его труда и надежность получаемых результатов позволяют современные методы статистического планирования многофакторных экспериментов.  

Совершенно иное мировоззрение и, соответственно, иные цели образования потребуются, если мы перенесем смысловую задачу существования человека с познания существующего мира на его целенаправленное преобразование, то есть, на синтез нового, на реализацию природной сущности человека - творить. В этом случае на любом уровне синтеза легко иметь множество вариантов решения. И это уже меняет поведение человека, особенно если решения в этом множестве будут характеризоваться различными порядками предпочтения по различным критериям.  

Целенаправленным поведением обладает тот элемент структуры, который имеет возможность автономно выбирать и менять цели своего функционирования. Наличие человека в каждом элементе и создает условия целенаправленного поведения.  

Необходимость располагать данными за ряд лет делает статистическую оценку пока неприемлемой для большинства российских предприятий, акции которых не обращаются на рынке. Не годится он и для тех предприятий, акции которых котируются на фондовом рынке , поскольку, по наблюдениям экспертов РЦБ, выявленная статистическая связь и сильная изменчивость Р-коэффициента во времени определяются целенаправленным поведением профессиональных участников рынка , а не финансовым положением эмитентов. В настоящее время идет поиск новых методов оценки Р-коэффициента.  

Управление как совокупность целенаправленных действий реализуется в соответствии с целью функционирования экономического объекта, принципами принятия решений в конкретных ситуациях . Но поведение реальных социально-экономических систем, как правило, определяется не одной, а несколькими целями, которые упорядочиваются по их важности и учитываются в соответствии с заданным приоритетом.  

Третий тип научения поведению - это обучение на основе наблюдения поведения. Обычно это наблюдение чужого поведения. Человек, регулярно наблюдая, как ведут себя окружающие его люди, автоматически начинает подстраивать к их поведению свое собственное поведение. Он перенимает их стиль и манеры, навыки выполнения операций и т.п. Часто проводится целенаправленное наблюдение чужого поведения с целью перенять для себя что-то полезное. С развитием средств видеозаписи объекта расширяются возможности наблюдения и, в частности, расширяется объект наблюдения. Теперь человек может просматривать записи своего собственного поведения, что также может существенно влиять на корректировку поведения.  

Очевидно, что все три типа научения поведению должны учитываться руководством организации в его попытках корректировать и формировать поведение членов организации. Не умаляя важности каждого из этих типов научения, тем не менее следует констатировать, что исключительно важную роль в процессе целенаправленного формирования поведения человека в организации играет второй тип научения.  

На региональном уровне в целом преобладает государственное регулирование , широко используются командно-административные методы управления . Методы экономического и социально-психологического управления региональными рынками ценных бумаг применяются недостаточно эффективно. Это связано прежде всего с отсутствием необходимого числа профессиональных менеджеров. Важными аспектами экономического регулирования являются наполнение рынка ценными бумагами с различными инвестиционными качествами , предложение привлекательных инвестиционных программ. Социально-психологические методы регулирования рынка ценных бумаг связаны с формированием определенного общественного мнения, целенаправленной работой по мотивации поведения инвесторов.  

Управление - целенаправленное информационное воздействие одной системы на другую с целью изменения ее поведения в определенном направлении.  

Планирование вообще как величайшее достижение человеческого разума является практически естественным и необходимым элементом поведения людей и в быту и на производстве. Труд человека всегда предполагает осознанную целенаправленную деятельность по достижению желаемого результата , образ (план, проект) которого он идеально имеет в самом начале любой работы, в том числе и в бизнесе. Так же известно, что самоорганизация не есть первичное свойство вещей, как дезорганизация (хаос) и требует особой заботы -управления, важнейшая функция которого состоит в планировании. Поэтому планирование можно рассматривать как проектирование процесса создания из беспорядка порядка и повышения его степени, который уменьшает неопределенность или энтропию в данном случае системы предпринимательства.  

Мотивация - это побуждение, предрасполагающее человека действовать специфическим, целенаправленным образом. Это внутреннее состояние, определяющее поведение человека.  

НЛП-это технология моделирования, и она очень эффективна для моделирования обобщений, искажений и опущений в речи других людей. Невозможно рассказать все о моделировании-я мог бы написать целую книгу по теме моделирования поведения.2 Но я могу предоставить вам некоторые основные принципы , и так как мы все равно подсознательно копируем поведение наших образцов для подражания, следующая информация заставит вас задуматься о том, как делать это целенаправленно и намеренно.  

Модели целенаправленного поведения изучаются в  

В основу другого подхода были положены алгоритмы поведения элементов, и затем в принятых предположениях изучались различные эффекты их коллективного функционирования. И хотя на первый взгляд этот подход казался далеким от аксиоматики теории игр, однако введение в теорию игр гипотез о рациональном поведении элементов позволило рассматривать ситуации, исследуемые в работах этого направления, как специального вида игры с заданным поведением элементов. В рамках такого подхода интересной попыткой выявления закономерностей коллективного поведения можно считать направление исследований по коллективному поведению автоматов, начало которого положил М. Л. Цетлин . Однако непосредственное использование результатов, полученных в этой области, для решения задач экономико-организационного характера зачастую проблематично в силу того обстоятельства, что элементы (коллективы людей) в реальных организационных системах обнаруживают в своем поведении целенаправленную деятельность на основе оценки последствий, в то время как в коллективах автоматов разумность действий выступает обычно на макроскопическом уровне, т. е. на уровне всего коллектива. Более подходящими для описания коллективного поведения в системах с участием человека представляются работы, в которых с самого начала предполагается определенная целенаправленность действий отдельных элементов на основе прогноза результатов.  

Самосохранительное поведение - целенаправленные действия по самосохранению в течение всей жизни. Ценность долголетнего существования служить критерием благополучия общества, в котором празднуются различные годовщины, дни рождения, выходы на пенсию и других событий, отмечающих завершение определенных жизненных периодов, демонстрирующих значимость полноты жизненного цикла человека.  

Кодекс поведения предназначен в первую очередь-для психологической закалки работника. Мацусита считал, что менеджеры всех звеньев обязаны не только уяснить его смысл для самих себя, но и внедрить его идеи в сознание подчиненных. Работник фирмы, искренне воспринявший эти идеи, способен, по убеждению К. Мацусита, на максимальную трудоотдачу, на проявление целенаправленной инициативы, не дожидаясь указаний сверху.  

Потребности. Существуют потребности в пище, воде, сексуальном удовлетворении, температурном комфорте, устранении болевого воздействия. В разных условиях эти потребности порождают разнообразные эмоции. С этой точки зрения не существует эмоции любви в ее человеческом смысле. Любовь - это разновидность потребности, потребности очень сложной, сформированной влияниями социальной среды, этикой и мировоззрением данного общества. В зависимости от обстоятельств, любовь порождает эмоции радости, восторга, благодарности, обиды, печали, негодования.

Если исключить человека, то многообразные потребности живых организмов сводятся к одной - к поддержанию своего индивидуального и видового существования. Наличие потребностей обусловлено самой природой живого и многие имеют врожденный характер. Кроме голода, жажды, полового влечения, к врожденным потребностям относится сон, сохранение своей целостности, забота о потомстве, получение внешней информации, тренировка мышечной системы и внутренних органов, поддержание определенного состояния внутренней среды.

Условия воспитания способны существенно изменять степень и формы проявления врожденных потребностей (у обезьянки замена родной матери куклой - формирует у нее пренебрежение к своему потомству и т.п.).

Всякая потребность имеет свою субъективную и объективную меру.

Возникновение фундаментальных потребностей живых существ связано с первоначальными сдвигами внутреннего химизма. Полагают, что сдвиг в обмене цикла трикарбоновых кислот) представляет начальное звено голодного состояния высших млекопитающих (Уголев). Этот сдвиг воспринимается рецепторами пищевой области головного мозга и периферии. Большое значение имеет при этом сигнализация из желудка. Искусственное наполнение желудка требует усиления прямого электрического раздражения центра голода в мозгу для получения пищевого поведения. Нарушение водно-солевого баланса возбуждает специализированные клетки гипоталамуса. Это приводит к сокращению мышц верхней части глотки и пищевода. Сокращаясь, мышцы раздражают чувствительные нервные окончания, что приводит к ощущению жажды (Дерябин).

Влечения - есть целенаправленная потребность, обращенная к объектам внешней среды, которые могут обеспечить ее удовлетворение, и являются мотивом для целенаправленного поведения ( мотивацией ).

Во многих случаях влечения носят врожденный характер. Но у высших животных, особенно у человека, возникает необходимость замыкания новых условных связей для того, чтобы потребность обрела цель. Голодный ребенок до определенного возраста реагирует на потребность в пище криком, а не поисками пищи.

Всякое действие есть обязательно движение, преследующее определенную цель (целенаправленное поведение). Живое существо удовлетворяет свои насущные потребности, взаимодействуя с окружающей средой. Различают два вида такого взаимодействия - контактное и дистанционное.

При контактном - влияние уже началось, и цель действия - продлить или ослабить его действие. При дистанционном взаимодействии живая система оперирует с самим источником полезных или вредных влияний. Отсюда проистекает возможность и упреждающего взаимодействия, и полного предотвращения воздействия.

Дистанционное действие делят на 3 категории:

1. Действие, направленное на овладение полезным объектом.

2. Действие, направленное на избегание опасности.

3. Действие по устранению факторов, препятствующих удовлетворению потребности (борьба).

раздражением или внешним стимулом.

Определения поведения разные у разных специалистов. Вот некоторые из них:

Поведение - одно из средств приспособления к внешним условиям и к их

изменениям;

Поведение - то, что животное или человек делает;

Поведение - координированная мышечная деятельность;

Поведение - ответ на изменения внешней или внутренней среды организма;

Поведение - адаптивная, приспособительная реакция организма и т.д.

Подходы к классификации видов поведения также разные. Психологи связывают поведение с характером личности, темпераментом, характером установок и мотивов; этологи делят по характеру самого поведения - оборонительное, защитное, половое, пищедобывательное; по характеру направленности поведения - тропизмы, таксисы; по этапам - подготовительное, завершающее и т.п. Клиницисты выделяют агнозии, апраксии - нарушения поведения, которые не могут быть объяснены с позиции рефлекторной теории.

Жизнь - это смена множества мотивированных поведенческих проявлений. С точки зрения физиологии, целенаправленное поведение - это вид поведения, направленный на реализацию конкретной мотивации.

Квантом поведения по Декарту является реакция. Теория ФС берет в качестве элемента поведения элементарный поведенческий акт - квант поведения. В связи с этим различают 3 вида поведения:

1. Целенаправленное поведение, направленное на удовлетворение мотивации (ЦП).

2. Целенаправленное действие (ЦД) - совокупность способов для достижения цели, этап и элемент ЦП.

3. Целенаправленный акт (ЦА) - минимальный квант поведения, минимальный акт, обеспечивающий минимальный результат, ведущий к цели.

По Судакову:

Жизнь = сумма ЦП = сума ЦД = сумма ЦА .

Целенаправленная деятельность всех живых существ строится по единому принципу: потребность - мотивация - целенаправленное поведение - удовлетворение потребности - оценка результата действия.

Центральная архитектура поведенческого акта развертывается во времени, хотя и очень коротком (миллисекунды).

1 стадия - Афферентный синтез . . На основе биологической потребности возникает биологическая мотивация . Это - врожденные механизмы мозга. Они сами могут строить поведение, без афферентных сигналов (инстинкты). Чем выше эволюционно, тем меньше удельный вес чисто врожденных механизмов в осуществлении целенаправленных реакций. Все же на первых этапах постнатальной жизни есть формы поведения, обусловленные врожденными механизмами.

Биологические мотивации при формировании поведения используют генетическую память - поиск соска, лечебной травы и т.п.) Высшие животные и человек используют еще один компонент - действие обстановки (обстановочная афферентация). Показано в опытах на обезьянах, что если раздражать латеральный гипоталамус, то можно стимулировать центр голода (навязывается мотивация голода). Если же вся стая бежит от опасности, то стимуляция центра голода не дает обычного эффекта. Значит - внешние условия оказываются более императивными.

Другой опыт. Кролик обучается тянуть за кольцо - с пищевым подкреплением, причем получает пищу только после включения на фоне обстановочного раздражителя - зуммера. Потом такому кролику вживляют электрод в латеральный гипоталамус. При раздражении вне камеры он ест, а камере стимуляция тем же током

эффективна только при наличии зуммера. У человека обстановка тоже подавляет биологические мотивации (человек в президиуме).

Построение целенаправленного поведенческого акта на стадии афферентного синтеза осуществляется при взаимодействии мотивационных и обстановочных возбуждений и строится по доминантному принципу. Ведущей является более важная в биологическом и социальном отношении мотивация. Для человека более ведущими, как правило, являются социальные воздействия.

Большое значение вместе с генетической памятью имеет и индивидуальная память . Она формируется при неоднократном удовлетворении потребности. Пример - динамический стереотип, когда сама память является стимулом для целенаправленного поведения.

Реакция зависит от значимости сигнала. Оценка этой значимости происходит даже во сне, так как мозг не спит, отключено только сознание. Однако при бессознательной оценке мозг работает локально, нет генерализации ответов. Таким образом, нейрофизиологически разница между сознательным и подсознательным - в степени генерализации возбуждения. Сознание - это новое качество, требующее активации всей ЦНС.

Когда мы работаем, мы не ощущаем среду, но эти возбуждения существуют, хотя не доходят до сознания (одежда, стул, шум в комнате) - я сказал и вы почувствовали, т.к. на эти раздражители переключилось внимание и они достигли сферы сознания). Сознание обеспечивает сосредоточение внимания на главной цели, но все то, что готовит эти реакции - осуществляются на подсознательном уровне.

Если говорить о центральных механизмах целенаправленного поведения, то первая стадия формирования ФСЦП - афферентный синтез - осуществляется на уровне подсознания Сознание подключается позже, на уровне принятия решения или в случае рассогласования акцептора действия с его результатом.

Автоматические реакции осуществляются на уровне подсознания. Чем более автоматизирован поведенческий акт, тем больше память определяет деятельность (подсознательное выполнение действия, работа на конвейере, ходьба и т.п.). Любимое место в зале, любимый путь домой, обстановка для чтения и т.п. - организм стремится к стереотипии, так как это требует меньше энергии.

Четвертый компонент афферентного синтеза - пусковая афферентация последняя капля для того, чтобы предпусковая интеграция проявилась). В качестве пусковой афферентации может выступать любой раздражитель и время (конец лекции - и все бегут в столовую).

В процессе афферентного синтеза используются следующие механизмы:

1) восходящие активирующие влияния подкорки на кору;

2) механизмы множественной конвергенции возбуждений на нейронах коры;

3) механизмы доминанты.

Все эти возбуждения практически конвергируют на любых нейронах, но больше - на нейронах лобной доли.

На стадии афферентного синтеза решается несколько вопросов: " что делать? " и "когда делать ?". Стадия афферентного синтеза заканчивается принятием решения к действию, а принятие решения уже ведет в свою очередь к формированию модели действия и ее реализации. Стадия афферентного синтеза это стадия сомнений, на которой идет перебор возбуждений, формируются (по Симонову) эмоции.

2 стадия - Принятие решения .. На стадии принятия решения животное направляет поведение в одном направлении, намечается жесткая линия поведения, освобождается от лишних степеней свободы. Талантливый мозг - тот, который может быстро отбросить избыток информации и принять точное решение! Для того, чтобы это можно было осуществить, на этой стадии регуляторные аппараты ФСЦП анализируют информацию о состоянии всех потенциальных исполнительных механизмов, всех органов и мышц, которые могли бы быть вовлечены реализацию ЦП. Формируется т.н. "эффекторный интеграл " - картина состояния исполнительных органов. В зависимости от результатов такого анализа формируется ответ на вопрос "как делать ?", в какой последовательности включать отдельные кванты поведения.

Например, на ветке сидит обезьяна, которая хочет достать банан, расположенный выше. Теоретически она может это сделать, включив в действие любую из ее четырех конечностей. Но если одна из них занята детенышем, а второй она держится за ветку, значит остается только две степени свободы для выбора. Естественно, выбор будет зависеть и от высоты, на которой висит вожделенный плод. В результате решение "что делать?" будет на языке нервных импульсов означать " сорвать банан, висящий на верхней ветке", "когда делать? - " немедленно!", а "как делать? " -«приподняться на правой задней конечности и правой передней сорвать банан». Одновременно в мозгу будет сформирован нервный образ модели будущего действия.

Все это целенаправленное поведение, однако, может быть разбито на составляющие его элементы (целенаправленные действия - 1) привстать; 2) сорвать); и на отдельные еще более мелкие кванты действия - поведенческие акты, из которых состоит действие. Каждый из этих элементов имеет свой промежуточный результат, который и контролируется регуляторными аппаратами на основе оценки обратной афферентации от рабочих органов, вовлеченных в действие.

3 стадия - Формирование акцептора результата действия . . Это очень важный аппарат в целенаправленном действии. Опыт 30-х годов Анохина: если у собаки выработать условный рефлекс на звонок + мясной порошок, а затем заменить его свежим мясом ("сюрприз"), то при этом собака смотрит с удивлением, принюхивается, бежит к экспериментатору, ищет мясной порошок и т.п. - только потом начинает есть мясо. Это значит - в мозгу модель подкрепления со всеми его параметрами не совпала с результатом. Если у орла подметить яйцо камнем той же формы, то он заметит подмену только если поднимет камень (рассогласование по весу).

В основе физиологических механизмов акцептора результата действия - конвергенция на одних и тех же нейронах командных импульсов и обратной афферентации от результата.

4 стадия - поведение .. Поведение заканчивается при совпадении модели и результата. Согласно Анохину, в этом случае организм вознаграждается с помощью аппарата положительных эмоций (удовольствия). Если есть ошибки в результате - включается ориентировочно-исследовательская реакция и усиливается отрицательная эмоция. Аппарат управления вносит коррективы в поведение и оно продолжается до тех пор, пока не поступит сигнал об удовлетворении потребности. Тогда ФСЦП прекращает свое действие, а информация о ходе удовлетворения потребности поступает в аппараты памяти (научение).

Относится к «О системной нейрофизиологии»

Целенаправленное поведение


Интернет переполнен сайтами с гуру-наставлениями о том, как суметь задать себе цель и непреклонно следовать ей в розовое будущее, не сильно парясь, а лишь правильно выполняя некие мантры и вгоняя свою психи ку в некое "особое" состояние. Ни один автор ни одной из этих теор ий, судя по сказанному, не имеет представления о сути того, что он легко и небрежно называет целью, но это нисколько не мешает очень уверенно убеждать, и предлагаются множество семинаров, обещающих научить как нужно ставить и достигать цели.

В статье будет раскрыто то в механизмах психи ки, что составляет суть внешне наблюдаемого проявления психи ки: "цель".

Немалую путаницу вносит то, что слово "цель" возникло и получило смыл тогда, когда не было понятно, что именно порождает те внешне наблюдаемые проявления психи ки, которые дают повод говорить, что у субъекта есть цель. И это - одна из тех поверхностно определенных, но общеразделяемых абстракций, среди всех других, которыми пытались как-то характеризовать проявления психи ки: эмоции, ощущения, чувства, воля, мотивации и т.п.

«Учение о цели» (телеология) известно не одно тысячелетие и поначалу исходило из представлений о целях Бога, которые как бы следовало различать от физической причинности событий в мире. И в самом деле: любая цель субъекта внешне (объективно, с точки зрения физического описания) никак не выделяема из цепей причинностей (процессов взаимодействий): если кто-то кинул камень, то физически все описывается только взаимодействиями, а психи ка - нематериальна . Но ведь прохождение определенных процессов, заставивших лететь камень в определенном направлении, явно управляемо чем-то, впрочем не более того, как трещина в камне "управляема" сильным нагревом солнца и провоцируется неравномерностью в структуре камня. В эволюции форм вещества возникают такие вот локальные, не термодинамические образования, в некоторых случаях имеющие преимущества перед другими формами в том, что более стабильны в некотором целостном состоянии, преодолевая разрушающие воздействия, и это выделило такие формы , некоторые из которых мы называем живыми существами и, более того, из них выделило разумные существа, обладающие теми качествами, которые мы называем волей и проявляющие целенаправленность своих действий.

Этот вопрос о целенаправленности, качестве его различий от причинности и свойства несколько тысячелетий заботит мыслителей. Попытка определить "живое" как имеющее "цель" требует определения того, что такое "цель", определить то, по отношению к чему корректно задать вопрос: "для чего?" (что само по себе неопределенно, например, вполне можно спросить для чего ездят автобусы, хотя у самих автобусов цели нет). Так, в статье Информация как основа жизни

Целенаправленное действие отличается от спонтанного тече­ния событий прежде всего тем, что оно повышает вероятность осуществления «события цели». Насколько повысится эта ве­роятность – зависит от искусства исполнителя, от степени его осведомленности о путях достижения цели и о наличии в его распоряжении необходимых ресурсов. Но, независимо от этого, любое целенаправленное действие характеризуется именно по­вышением вероятности достижения цели, и величина эта позво­ляет судить об его эффективности.

Можно представить себе ситуации, когда это - не так. Например, поставив целью пройти по узкой доске над пропастью и именно из-за боязни и осознания рискованности цели упасть, в то время как в бессознательном, сомнабулическом состоянии пройти можно легко.

Самое главное в целенаправленном действии – это механизм, который его осуществляет. Такой механизм можно назвать «оператором». В искусственных устройствах – это машина, изготовленная человеком, или какое-либо иное соору­жение, сделанное живыми существами, а в живых организмах это сам организм, его тело, его строение, его навыки и умение пользоваться имеющимися ресурсами для достижения своей це­ли . - т.е. цель определяется через "живое" :)

В учебнике Целенаправленное поведение и описание цели :

Основная задача, которая решалась в пионерной работе Н. Винера, А. Розенблюта и Д. Бигелоу 1943 г. «Поведение, целенаправленность и телеология» (см. в , с. 285-294), заключалась не столько в указании на важность понятия целенаправленности и в классификации поведения на основе этого понятия, сколько в формулировке (хотя бы и неточной) операционального определения целенаправленности и целенаправленного поведения. Это определение содержится в следующей фразе: «Можно считать, что всякое целенаправленное действие требует отрицательной обратной связи» . Из этого следует, что для ответа на вопрос, ведет ли себя данная система целенаправленно, надо установить, во-первых, наличие или отсутствие канала обратной связи в системе и, во-вторых, используется ли обратная связь для корректировки поведения.

... Менее физикалистское определение Э. Нагеля , представляется, по сути дела, эквивалентным. По Э. Нагелю, система, состоящая из нескольких независимых элементов (процессов, предметов, подсистем, индивидов и т. п.), находящаяся в некотором состоянии G (проявляющая свойство G, осуществляющая способ поведения Сит. п.), целенаправленна, если она, будучи выведена из состояния G в результате произвольн ого или вследствие действия внесистемной причины изменения одного из элементов системы, будет изменяться в направлении G в результате компенсирующего воздействия остальных элементов системы. При этом не предполагается, что система обязательно вернется в состояние G (достигнет цели G).

Очень простое, но тем не менее весьма эффективное операциональное определение целесообразного поведения, принадлежащее М. Л. Цетлину, которое в равной степени пригодно и для детерминированных и для стохастических систем. По М. Л. Цетлину, система ведет себя целесообразно, если в ситуациях выбора она обеспечивает меньший в среднем штраф за «неадекватн ое» поведение, чем средний штраф, получаемый в случае равновероятного выбора действий (, см. также , ). В определении также нет ссылки на «поведение, целью направленное»; оно операционально в том смьтсле, что установить, является ли повед6нием целенаправленным, можно на основе наблюдения за реальным поведением системы. Утверждения о целенаправленности в смысл е М. JI. Цетлина вполне проверяемо.

М. Месарович доказал теор ему, которая в общей теор ии систем является аналогом теор емы К. Геделя о неполноте. Пусть имеется система (5.1). Введем обозначения: Х0 а X - множество допустимых входов системы; Y0 с: Y - множество желательных выходов и Уг a Y - множество нежелательных выходов. Назовем систему (5.1) непротиворечивой, если выполняется

YO(\Y1=0, (5.3)

и полной, если выполняется

YoUY^Y. (5.4)

Теор ема М. Месаровича гласит: система, для которой указаны множества Уг и Х0 (множество нежелательных выходов и множество допустимых входов) либо неполна, либо противоречива .

Эта теор ема накладывает, в частности, ограничения на наблюдаемость целей и возможности описания (а также и создания) целенаправленных систем, поведение которых нельзя адекватн о описать в терминах слепых вариаций и селективного отбора. Ограничение это носит тотальный характер. В этом смысл е противопоставление ограниченного формального мышлени я некоему неформальному, человеческому мышлени ю неправомерно. Т. Шэнди так и не смог полностью описать свою жизнь - ему не хватило на это времени. Тот, кто заявляет «я лгу», создает проблему не только для логиков - он и сам не может приписать валентность своему утверждению. Полная рефлексия о целях вида: «цель выбора цели выбора цели... и т. д.» неосуществима так же, как программа для ЭВМ, составляющая свой текст.

Можно заметить, как попытка дать определение слова "цель" (так же как и слова "жизнь") без заранее определенной границы использования этого определения приводит к такой же безнадежности, как попытка определить слово "Бог". Такое определение никогда не будет корректным и применимым практически (см. Символы, определения, термины. и Методолог ия утверждений и этика обсуждений -). Поэтому в статье будет задана такая граница использования - по наличию определенных механизмов личной адаптивн ости у особи. Такими механизмами является то, что при внешнем наблюдении мы называем сознанием и то, что на уровне механизмов вполне однозначно идентифи цируется . При этом, в рамках таких механизмов с проявлениеями наличия "цели" коррелирует характерное сочетание доминирующей актуальности проблемы и выполнение осознанных действий по ее решению, что на уровне механизмов будет конкретизировано ниже.

Понятие цели (не путать с "мишень" и т.п. перекрывающими смысл словами) связано с поведением тех существ, которые имеют механизм адаптации своего поведения в зависимости от изменяющихся условий в виде способности 1) выработать новый вариант поведения и 2) проверить желательность его последствий для себя. Падающий кирпич или даже планирующий кленовый вертолетик не имеют личного отношения к случающемуся с ним, не имеют цели, они просто подчиняется причинности окружающих условий во взаимодействии с собственными качествами и никак не препятствуют ей какой-то своей новой особенностью, которой раньше не было, и она появилась только при соприкосновении с нежелательным или желательным воздействием новых условий. Вот этим причинность такого существа отличается от безразличной причинности и может условно различаться, позволяя называть существо целеустремленным. Желательность или нежелательность - тоже условность для внешнего наблюдателя, но характеризующаяся наличием в механизме адаптивн ости того распознающего эти качества элемента, которое может оказывать влияние на образование нового качества взаимодействия со средой, изменяющей взаимодействие или в сторону избегания или в сторону активного участия во взаимодействии. Наличие такого механизма личной адаптивн ости и есть ограничение на использование слова "цель". У виноградной улитки не может быть цели, а у вороны и человека во многих случаях (осознанного отношения) - может, проявляясь в актах целенаправленного изменения поведения в новых условиях, а в старых, уже привычных цель не нужна потому, что уже есть наработанные качества, вполне приемлемые для данных условий.

Такой подход делает определение слова "цель" достаточно корректным для практического использования (в отличие от субъективного размышлени я, философствования), позволяет однозначно обозначать им проявления вполне определенных механизмов психи ки. Со словом "цель" коррелирует наличие доминанты активности преобладающе высокой значим ости , поддерживающая актуальность нерешенной задачи. Эта доминанта возникает в момент прерывания фазы автоматизма для осознания того, что являясь очень важным, обладает настолько большой новизной (условий, сильно отличных тем, в которых этот автоматизм выработался) , что опыт подсказывает критически большие сомнения в желаемости результата, если продолжать вести себя привычным образом. Важность же получения результата настолько высока для данной особи, что даже если нет времени на размышлени е, то эта фаза остается активной, поддерживаясь высокой значим остью и формируя направленность творческих действий по решению проблемы (мотивацию), достижения желаемости результата.

В самом общем плане цель - абстракция для обозначения проявлений психи ки, характерных для доминирующей (самоподдерживающей своей актуальностью) мотивации актуальной задачи, когда реализуется намерение найти решение .

Данная формулировка лаконично использует такие понятия как "психи ка", "доминанта", "мотивация", "намерение", которые описываются в О системной нейрофизиологии О системной нейрофизиологии материалах О системной нейрофизиологии и здесь кратко можно раскрыть следующим образом.

Психи ка - то, что проявляется объективно как наличие способности личной адаптивн ости к новым условиям, субъективно - как субъективизированные образы текущего осознания, и что имеет механизмы, позволяющие субъекту находить новые варианты поведения в новых условиях (см. Организация механизмов психи ки).

Доминанта - поддерживаемое актуальной значим остью и преобладающие среди других актуальностей возбуждение прерванной для осознания фазы цепочки поведенческого автоматизма .

Мотивация - всегда осознаваемый, наиболее (не)желательный и увереннный в данных условиях (несколько отличных от привычных, т.е. есть новизна, вызвавшая осознание фазы выполняемого автоматизма) прогно зируемый вариант действия , который может вступать в конфликт с прежним опытом, вызывая волевое усилие для его осуществления.

Стоит обратить внимание, что мотивация - это не просто потребность, а провоцирующее направление в достижении желаемого, т.е. тот контекст всех прогно стических вариантов, который склоняет к определенной группе желательных исходов таких вариантов. К примеру, как бы ни была сильна боль, мотивация к определенным действиям возникнет только когда будет прогно зироваться достаточный шанс результативности (получения желаемого). Желаемое без определенной целенаправленности - не есть мотивация. Желание избавиться от боли должно иметь прошлый опыт такой возможности и тогда это мотивирует нахождение способов избавления, когда есть какие-то прогно зы возможности этого, иначе будет состояние пассивного смирения с существующим.

Реализующееся намерение - вполне взвешенное, т.е. осмысл енное до высокой уверенности, намеренное решение , выполняемое или ожидающее пускового стимула (отложенное до момента возможности выполнить), с достаточно высокой уверенностью желательности последствий (прогно зируемый риск в данных обстоятельствах), т.е. уверенное решение что-то совершить при подходящей возможности.
Условие, что намерение должно быть уже полностью подготовлено к реализации (или уже реализуется или ожидается подходящий момент для этого) отделяет от предположительного намерения, колебаний и декларирований (субъективных или в коммуникации с другими особями) того как хорошо бы решить проблему. Это радикально ограничивает условия применения определения.
Так, кошка, выслеживая добычу, имеет цель выслеживать, но еще не напасть на нее, и если вместо мышки вдруг появится собака, вместо намерения напасть возникнет цель - убежать. При этом у кошки реализовалась более общая цель - добыть еду, т.е. имеет место иерархия целей, связанная с иерархией эмоциональных контекст ов , образующих вложенные доминанты актуальности в зависимости от конкретики текущих условий. Более общая цель выполняется как последовательность составляющих, - в зависимости от условий и осмысл ивания ситуации. Эта сложность хорошо иллюстрирует то, что понятие "цель" - искусственно возникает из необходимости описать соответствие давно употребляющегося слова и механизмов адаптивн ости, которые не нуждаются в таких конкретизациях.

Фактически, цель образуется на основе прежнего опыта прогно зом того, что, согласно этому опыту, имеет при данных обстоятельствах (сочетаний специфических признаков условий) достаточно уверенную оценку возможности получения желаемого результата и некие представления о том, за счет каких действий такой результат может быть получен. Такой прогно з можно назвать целеобразующим.

Уверенность в успехе достижения цели может быть иллюзорной, не выполнятся в реальности, принося разочарования, но с каждой попыткой опыт и навыки достижения желаемого, достижения цели все более совершенствуются, прогно зы становятся все более адекватн ыми реальности.

Итак, нахождение цели определяется мотивацией решения актуальной проблемы, которая может становиться доминирующей на долгое время нахождения приемлемого решения. А цель - осуществляемое намерение найти рабочий вариант успешного поведения (плана системы пробного поведения) в рамках такой мотивации и/или осуществить его. Реализуемая практически цель позволяет сделать оценку того, насколько желаемо полученное и скорректировать навыки использования прогно зов для целеобразования и творческого решения проблемы.

Первоочередные, самые важные цели формируют одну или даже несколько постоянно активных доминант первоочередной актуальности (они или не гасятся во время сна или очень легко опять активизируются провоцирующими стимулами восприятия).

Для возникновения доминанты нужно, чтобы восприятие текущего субъективизированного (ранее осознаваемого и имеющего связь со значим остью - смысл образа в данных условиях) образа восприятия-действия , , , на который перешло осознаваемое внимание, в прогно стических подвозбуждениях привело к оценке: в таких обстоятельствах нужно найти новое решение. Стоит различать мотивационную доминанту - как постоянно активный субьективированный образ актуальной проблемы и контекст ное воздействие системы значим ости, склоняющее к переключению эмоционального контекст а для удовлетворения данной потребности (например, выброс нейромедиаторов и гормонов, переключающий на половое поведение).

И еще стоит различать те старые субьективированные образы, которые в новых условиях становятся неприемлемыми и требуют волевого усилия, чтобы сделать что-то вопреки старым представлениям. Это - не вполне сформированная мотивационная доминанта, а лишь несоответствие прежнего автоматизма новым реалиям, которое может и не породить решения найти выход, но при осмысл ении такого дискомфорта может стать и доминантой внутреннего псих.конфликта, что, конечно, так же требует решения, и может быть поставлена цель найти решение (есть некоторая надежда на возможность решения), а затем - цель - претворить это решение в жизнь, а не просто пассивно мириться с этим. Т.о., противопоставляется уже сформированная доминанта актуальной проблемы с намерением найти решение и доминанта пассивной констатации безнадежной, но актуальной проблемы. Первая проявляется как то, что человек имеет цель, вторая - как наличие псих.проблемы.

Самым естественным образом (непринужденно, не искусственными приемами "мотивирования") цель возникает когда требуется найти новое решение и есть надежда на успех. Себя не обманешь: момент такой ситуации должен быть достаточно значим ым именно для субъекта, а не просто декларированным, иначе лень не позволит возникнуть доминанте проблемы и сделать ее целевой. Привнести значим ость извне, лишь сознавая, что это было бы хорошо, почти невозможно, нужно иметь активную желательность этого. Конечно, есть немало способов самомотивироваться, такой навык вполне можно развить, но любые методы должны непосредственно затрагивать личную систему значим ости, а не просто декларировать то, как это нужно. Так, бесполезно пытаться выучить чужой язык, если у тебя нет к этому личного интереса или личной актуальной необходимости.

Цели нужно ставить не искусственно, а они возникают из естественного состояния "стратегической направленности" в какой-то важной, неотложной деятельности, - как актуальная необходимость решения проблемы. Эта стратегия поведения возникает как результат сформированного мировоззре ния, - системы личных интересов, которые непосредственно следуют за развитием личных навыков.

Вот почему не удалась победа коммунизма, и мы все не живем в светлом и разумном будущем, которое не построишь никакими революциями и искусственным насаждением каких-то ценностей.

У каждого человека, который развивает область приложения каких-то навыков, это сопровождается исследовательским интересом - для расширения и углубления своих возможностей. В самом общем плане это постепенно складывается в виде наиболее общей системы взаимосвязанного понимания - мировоззре ния , которая выполняет роль основы для возникновения мотивации развития отдельных исследовательских интересов и необходимости решения текущих актуальных проблем.

Если у ребенка поначалу есть просто интерес, обусловленный ориентировочной реакцией , он протягивает руку к незнакомому предмету, который привлек его внимание, то, освоившись с предметом, замечая его взаимосвязи с другими предметами, которые так же привлекли внимание, образуется область понимания этой системы взаимосвязей и возможности их использования для себя для получения желаемого результата. Образование же предметной области деятельности и исследования человека вытекает из этого и у каждого индивидуально. Общий исследовательский интерес данной предметной области на основе мировоззре ния (включая наработку методолог ии исследования) формирует стратегию, являющую контекст ом тактики конкретных исследовательских актов.

Доминирующая мотивация нерешенной проблемы - основа гениального состояния. В статье Творчество и вдохновение :

Состояние гениального творчества это, прежде всего, постоянное нахождение в состоянии осмысл ивания захватившей идеи творчества, постоянная и доминирующая активность мозга (доминанта), не гасящаяся даже во сне, настолько она значим а и постоянно подпитывается активностью почти любых других областей восприятия. Она не возникает вдруг и на пустом месте, а является следствием упорного исследования какой-то проблемы, очень важной для исследователя (такой проблемой может быть и любовь).

Но сама по себе такая доминирующая активность цель не ставит, она лишь провоцирует фокусировку внимания на то, где может сформироваться цель, и пока этого не случилось проявление этой доминанты можно обозначить подходящим словом: "мечта". Такая доминанта может очень долгое время самоподдерживаться, но никак не приводить к практическим действиям или даже обдумыванию возможности практических действий, но может порождать множество снов наяву (прогно стических цепочек образов ситуаций, последовательно разворачивающихся по механизму сновидения ), питаемых любыми новыми впечатлениями в восприятии, как-то связанными с темой мечты. Своей пассивной созерцательностью мечты отличаются от активного творческого нахождения решений. Но с каждым новым сном наяву накапливается багаж таких пассивно осмысл енных сопоставлений с предыдущим опытом, что может дать надежду и возможность переоценить мечту как доступно доступную для воплощения. И если это случается, то множество уже закрепившихся за мечтой оценок желаемости может оказаться в удручающем несоответствии с реально полученным.

Теория условных рефлексов И.П. Павлова исходила из представлений о ведущем значении внешних стимулов в поведенческих реакциях животных. Даже те биологически важные раздражители внешней среды, которые для животных и человека представляют конечную цель их поисковой деятельности, рассматривались как безусловные стимулы, например, пищевой, оборонительный, половой и т.д. Любой условный рефлекс, согласно классическим представлениям, заканчивается действием. При этом оставались без ответа два принципиально важных вопроса:

1. Почему животные не только реагируют на определенные стимулы, вызывающие у них реакции, но и подчас сами активно ищут раздражители внешнего мира (пищевые, половые)?

2. Каким образом животные исправляют ошибки своей поведенческой деятельности?

Таким образом, объяснение поведения с позиции классической рефлекторной теории имеет ряд ограничений. П.К. Анохин указывал на три ограничительных момента:

1) исключительное значение пускового (условного) стимула в поведении;

2) поступательный, линейный характер распространения возбуждения по рефлекторной дуге от рецептора к эффектору;

3) завершение рефлекса действием и только действием.

Из этого следует, что рефлекс не включает в свою организацию механизм цели и, следовательно, не может быть полностью использован для объяснения целенаправленного поведения животных и человека.

Ограничения рефлекторной теории в определенной степени преодолевает теория функциональной системы П.К. Анохина. В отличие от рефлекторной теории, теория функциональной системы дает объяснение активному поиску человеком или животным раздражителей внешней среды.

С точки зрения теории функциональной системы, биологические, а для человека в первую очередь социальные потребности являются ведущей причиной целенаправленного поведения. Именно они направляют организм на поиск факторов, их удовлетворяющих, и определяют постоянную оценку достигнутого результата. Рефлекторный принцип не отвергается теорией функциональной системы, а включается как компонент в целостные системные организации.

Функциональная система – единица интегративной деятельности целого организма. Она осуществляет избирательное вовлечение и объединение структур и процессов и направлена на выполнение какого-либо четко очерченного акта поведения или функции организма. Другими словами, функциональная система это динамическая организация, в которой взаимодействие всех составляющих ее частей направлено на получение определенного и полезного для организма в целом приспособительного результата.

Согласно П.К. Анохину, физиологическая архитектура поведенческого акта строится из последовательно сменяющих друг друга стадий: афферентного синтеза, принятия решения, акцептора результатов действия, эфферентного синтеза (или программы действия), формирования самого действия и оценки достигнутого результата (рис.1).

Рис.1. Схема саморегуляторных механизмов функциональной системы

(по П.К. Анохину.):

АС – афферентный синтез; АРД – акцептор результата действия; ПД – программа действия.

Афферентный синтез (лат. affterence – приносящий, греч. synthesis – составление) – процесс сопоставления, отбора и синтеза многочисленных и разных по функциональному значению афферентаций, вызванных различными воздействиями на организм, который происходит в центральной нервной системе и на основе которого формируется цель действия. Афферентный синтез, согласно теории функциональной системы П.К. Анохина, – первая универсальная стадия любого целенаправленного поведенческого акта. Именно на этой стадии решается вопрос «Что делать?», какую линию поведения выбрать.

Афферентный синтез включает обработку четырех основных видов возбуждений.

Мотивационное возбуждение . Отражает доминирующую потребность организма, которая возникает под давлением метаболических, гормональных или социальных факторов. Мотивационное возбуждение способствует обработке и активному отбору сенсорной информации, необходимой для построения целенаправленного поведения. Любая информация, поступающая в центральную нервную систему, соотносится с доминирующим в данный момент мотивационным возбуждением, которое является как бы фильтром, отбирающим нужное и отбрасывающим ненужное для данной мотивационной установки.

Нейрофизиологической основой мотивационного возбуждения является избирательная активация различных нервных структур, создаваемая, прежде всего, лимбической и ретикулярной системами мозга. На уровне коры мотивационное возбуждение представлено своеобразной и всегда избирательной системой возбуждений.

Пусковая афферентация – непосредственный стимул реакции. Условные и безусловные раздражители, ключевые стимулы (например, вид ястреба – хищника для птиц, вызывающего поведение бегства) служат толчком к развертыванию определенного поведения или отдельного поведенческого акта. Этим стимулам присуща пусковая функция. Однако способность пусковых стимулов инициировать поведение не является абсолютной. Она зависит от той обстановки, условий, в которых действуют, применяются эти стимулы.

Обстановочная афферентация – воздействие на организм всей совокупности внешних факторов, составляющих конкретную обстановку, на фоне которой развертывается приспособительная деятельность. Она обеспечивает адаптивное значение поведенческой реакции только в данной обстановке.

Аппарат памяти позволяет организму использовать результаты прошлого опыта для принятия решения, наиболее адекватного для достижения полезного эффекта в данной обстановке.

Основным условием афферентного синтеза является взаимодействие всех четырех участников этой стадии функциональной системы. Афферентный синтез приводит организм к решению вопроса: «какой именно результат должен быть получен в данный момент?» – и обеспечивает постановку цели. Процессы афферентного синтеза реализуются с помощью специального модуляционного механизма, обеспечивающего необходимый для этого тонус коры больших полушарий и других структур мозга. Этот механизм регулирует и распределяет активирующие и инактивирующие влияния, исходящие из лимбической и ретикулярной систем мозга. Поведенческим выражением роста уровня активации в центральной нервной системе, создаваемым этим механизмом, является появление ориентировочно-исследовательских реакций и поисковой активности животного и человека. Завершение стадии афферентного синтеза сопровождается переходом в стадию принятия решения.

Принятие решения – узловой механизм любого поведенческого акта. Главной чертой этой стадии является то, что с помощью принятия решения формируются цель и программа предстоящего действия, определяется тип и направленность поведения. Принятие решения выполняет ограничительную роль. Благодаря ему организм освобождается от большого количества потенциальных степеней свободы, которые он мог бы реализовать в каждый данный момент. Принятие решения – переломный момент в деятельности любой функциональной системы. До принятия решения задействована чувственная сфера деятельности. После принятия решения деятельность принимает исполнительный, эфферентный характер.

После принятия решения развертывается стадия эфферентного синтеза , которая сопровождается формированием двух функциональных аппаратов: программы действия и акцептора результатов действия.

При формировании программы действия происходит интеграция соматических и вегетативных возбуждений в целостный поведенческий акт, который внешне еще не реализуется.

Акцептор результатов действия – специфический аппарат предсказания результатов будущего действия, представляющий собой нейронную модель предполагаемого результата, к которому должно привести данное действие. В нем актуализирована врожденная и индивидуальная память животного и человека в отношении свойств внешних объектов, способных удовлетворить возникшую потребность, а также способов действия, направленных на достижение или избегание целевого объекта. Нередко в этом аппарате запрограммирован весь путь поиска во внешней среде соответствующих раздражителей. Акцептор результатов действия формируется задолго до того, как совершается само действие, и будут получены реальные результаты. Таким образом, он опережает ход событий в отношениях между организмом и внешним миром.

Следующий этап эфферентного синтеза – это само выполнение программы поведения. Эфферентное возбуждение достигает исполнительных механизмов и воплощается в соответствующее действие.

Благодаря аппарату акцептора результатов действия, в котором программируется цель и способы поведения, организм имеет возможность сравнивать их с поступающей афферентной информацией о результатах и параметрах совершаемого действия, т.е. с обратной афферентацией. Если полученные результаты соответствуют прогнозируемым, то поисковое поведение завершается и данная функциональная система прекращает свое существование, так как цель, стоящая перед организмом, достигнута. Если же результаты не соответствуют прогнозу, то в аппарате сличения возникает рассогласование. Это активирует ориентировочно-исследовательскую деятельность, в результате чего заново перестраивается афферентный синтез, принимается новое решение, создается новый акцептор результатов действия и строится новая программа действий. Это происходит до тех пор, пока результаты поведения не станут соответствовать свойствам нового акцептора результатов действия. И тогда поведенческий акт завершается последней санкционирующей стадией – удовлетворением потребности.

Таким образом, в рассмотренной структуре поведенческого акта отчетливо представлены главные характеристики поведения: его целенаправленность и активная роль субъекта в процессе построения поведения.

В отличие от рефлекторной теории теория функциональной системы выдвигает принципиально новые положения формирования целенаправленного поведения.

Во-первых, устраняется исключительное значение внешних стимулов в поведении. Поведение животных и людей с этих позиций определяется внутренними потребностями, генетически и индивидуально накопленным опытом, действием обстановочных раздражителей, которые создают «предпусковую интеграцию», вскрываемую внешними стимулами.

Во-вторых, системное возбуждение, которое формирует целенаправленный поведенческий акт, развертывается не линейно, а с опережением реальных результатов поведенческой деятельности. Это создает условия для сравнения достигнутых результатов с запрограммированными, что позволяет животным и человеку корректировать целенаправленный акт и исправлять ошибки своей поведенческой деятельности.

В-третьих, целенаправленный поведенческий акт не заканчивается действием, как это постулирует классическая рефлекторная теория, а завершается полезным приспособительным результатом, удовлетворяющим доминирующую потребность.

П.К. Анохин неоднократно подчеркивал, что полезный результат – подлинный системообразующий фактор, переводящий неупорядоченное множество компонентов в систему. Полезными приспособительными для организма результатами, формирующими функциональные системы различного уровня, являются:

● гомеостатические результаты, определяющие нормальное течение метаболических процессов;

● результаты поведенческой деятельности, удовлетворяющие метаболические и биологические потребности;

● результаты психической деятельности человека;

● результаты социальной деятельности человека.

Теория функциональной системы представляет собой образец отказа от тенденции сводить сложнейшие формы психической деятельности к изолированным элементарным физиологическим процессам и попытку создания нового учения о физиологических основах активных форм психической деятельности.

Вопросы и задания для самоконтроля.

1. Дайте определение понятия «функциональная система», обоснуйте ее значение в осуществлении целенаправленного поведенческого акта.

2. Рассмотрите стадии функциональной системы: афферентного синтеза, принятия решения, программы действия, эфферентного синтеза.

3. Какую роль в функциональной системе играет акцептор результата действия?

4. Что является главным системообразующим фактором в формировании функциональной системы?

5. В чем заключаются отличия в подходах к объяснению целенаправленного поведения с позиций рефлекторной теории И.П. Павлова и теории функциональной системы П.К. Анохина?


Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем

Российский государственный профессионально педагогический.. университет.. академия профессионального образования уральское отделение российской академии образования..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Основные принципы работы нервной системы
В соответствие с современной теоретической концепцией мозг рассматривается как многоуровневая, иерархически организованная система, состоящая из взаимосвязанных компонентов – мозговых структур. Нач

Методы физиологии высшей нервной деятельности
Психическая работа мозга долго оставалась недоступной для естествознания главным образом потому, что о ней судили по ощущениям и впечатлениям, т.е. с помощью субъективного метода. Успех в естествен

К изучению высшей нервной деятельности и поведения
Приспособительное поведение человека и высших животных, особенно в сложных ситуациях, нередко принимает такие формы, которые трудно «уложить» в рамки элементарной условно-рефлекторной деятельности.

Теории мотиваций
Существует ряд теорий, объясняющих возникновение мотиваций и формирование соответствующего поведения. Периферическая теория. Автором ее обычно считают Кеннона, который полагал, что

Физиология эмоций
Одним из проявлений высшей нервной деятельности человека являются эмоции. Они представляются собой реакции организма на воздействие внешних и внутренних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъе

Функции эмоций
Исследователи, отвечая на вопрос о том, какую роль играют эмоции в жизнедеятельности живых существ, выделяют следующие функции эмоций: отражательную (оценочную), побуждающую, подкрепляющую, переклю

Физиологическое выражение эмоций
Состояние эмоционального напряжения сопровождается существенными изменениями функций ряда органов и систем, охватывающими организм. Эти изменения функций бывают столь интенсивными, что представляют

Теории эмоций
Периферическая теория Джеймса–Ланге утверждает, что эмоции являются вторичным явлением, отражением изменений, происходящих во внутренних органах и скелетных мышцах. После восприятия события,

НейроАнатомия эмоций
Все вышеперечисленные теории доказывают, что источником эмоций являются определенные структуры центральной нервной системы. Первая наиболее стройная теория – теория о нервном субстрате эмоций – при

Многообразие эмоций
Имеется несколько критериев, лежащих в основе классификации эмоций. Во-первых, выделяют эмоции высшие и низшие. Низшие эмоции, наиболее элементарные, связанные с органическими потребностям

Эмоции и здоровье
Влияние эмоций на здоровье человека отмечали ещё Н.И. Пирогов и И.П. Павлов. Люди, у которых преобладают положительные эмоции, болеют реже и с меньшими осложнениями. Результаты последних исследован

Инстинкты
В процессе формирования различных видов жестко закреплялись и наследовались те программы поведения, которые в наибольшей степени способствовали выживанию особи и повышению численности популяции.

Приобретенные формы поведения
Врожденные формы поведения обеспечивают приспособление организма к относительно постоянным условиям среды и не могут обеспечить адекватной реакции на изменение окружающего мира. В п

Механизм образования временной связи условного рефлекса
Физиологической основой условного рефлекса является процесс замыкания временной связи, проторение новых путей в наиболее реактивных образованиях центральной нервной системы – в высших ее отделах.

Торможение условных рефлексов
Для обеспечения приспособления и адекватного поведения необходимы не только способность к выработке новых условных рефлексов и их длительное сохранение, но и возможность устранения тех условно-рефл

Взаимодействие разных видов торможения
При формировании сложного приспособительного поведения одновременно развиваются и взаимодействуют различные виды торможения. Можно выделить два главных типа такого взаимодействия: растормаживание р

Природа условного торможения
Вопрос о том, какие процессы обеспечивают торможение условных рефлексов, Павлов называл «проклятым» вопросом, поскольку торможение, в отличие от возбуждения, внешне себя не проявляет и потому трудн

Доминанта и условный рефлекс
Направление движения нервных процессов при формировании условного рефлекса связано с механизмом и свойствами доминанты. Доминанта – это временно господствующая в нервн

Динамический стереотип как приобретенная форма поведения
Сложные формы синтетической деятельности коры головного мозга выражены в явлениях, обозначаемых понятием динамического стереотипа. В опытах отечественного физиолога Э. А. Асратяна у собак

Типы высшей нервной деятельности
(темперамент) В повседневной жизни люди, попадая в одни и те же ситуации, ведут себя по-разному. Однако за этим большим разнообразием поведенческих реакций и поступков про

Сигнальные системы действительности
Сигнальные системы – это системы условно-рефлекторных связей, которые формируются в коре больших полушарий при поступлении в неё импульсов от внешних и внутренн

Ориентировочный рефлекс
Ориентировочный рефлекс – это рефлекс на новизну, возникающий в ответ на любое достаточно быстро происходящее изменение окружающей среды, относитсяк без

Внимание
Высшая нервная деятельность человека всегда характеризуется определенной направленностью и избирательностью. Любая деятельность требует выделения из бесчисленного множества окружающих нас предметов

Временная организация памяти
По продолжительности закрепления и сохранения информации принято подразделять память на три вида. 1. Сенсорная (иконическая) память – непосредственное запечатление

Виды памяти
Выделяют виды памяти, в которых способность к восприятию, хранению и воспроизведению информации зависит от того, по какому каналу эта информация поступает. Соответственно различают следующ

Обучение
Без способности к обучению и памяти ни отдельная особь, ни вид в целом не могли бы выжить, поскольку оказалось бы невозможным как планирование отдельных действий, так и преднамеренное избегание оши

Физиология сенсорных систем как наука
Для того, чтобы адекватно реагировать на постоянно изменяющиеся условия среды, организм должен постоянно получать неискаженную информацию о характере изменений. Эту работу осуществл

Принципы организации сенсорных систем
Сенсорные системы выполняют функции приема, передачи и анализа информации из внешней или внутренней среды. В этом процессе выделяются основные этапы: 1) возбуждение рецепторов в о

Принципы кодирования сенсорной информации
Кодирование – процесс преобразования информации в условную форму (код), удобную для передачи по каналу связи. Любое преобразование информации в отделах анализатора является код

Регуляция деятельности сенсорных систем
Деятельность сенсорных систем находится под контролем как местных, так и центральных механизмов регуляции и осуществляется за счет воздействий на все без исключения уровни. Нервные

Физиология рецепторов
Поступление информации в сенсорную систему осуществляется через рецепторы – специализированные чувствительные образования,воспринимающие и преобразующие раздражения

Механизмы возбуждения рецепторов
При действии стимула на рецептор происходит изменение пространственной структуры белковых молекул, встроенных в мембрану рецепторной клетки. Это приводит к изменению проницаемости мембраны главным

Характеристика рецепторов
Рецепторы обладают способностью не только воспринимать, но и усиливать сигнал за счет собственной внутренней энергии – энергии метаболических процессов. Следовательно, количество энергии, затрачива

Центральные отделы сенсорных систем
Информация от рецепторов поступает в высшие отделы мозга по разным путям, образуя различное число переключений на уровнях разных отделов центральной нервной системы. Для большинства сенсорных систе

Строение глаза
Орган зрения человека – глаз (рис. 1) имеет шарообразную (или близкую к таковой) форму. Он включает в себя ядро, покрытое тремя оболочками.

Строение сетчатки
Сетчатка – с нейроанатомической точки зрения – высокоорганизованная слоистая структура, объединяющая рецепторы и нейроны. Она состоит из нескольких слоев клеток, выполняющих разные функции.

Центральные структуры зрительной системы
Наружное коленчатое тело (НКТ) – основной подкорковый центр зрительного анализатора. Большая часть зрительных волокон (аксонов ганглиозных клеток) в составе зрительного тракта оканчивается в

Световая чувствительность и адаптация
Световая чувствительность характеризует способность зрительной системы воспринимать излучение света. Наибольшую световую чувствительность глаз имеет в темноте. Минимальное количество световой энерг

Острота зрения
Острота зрения характеризует предельную пространственную разрешающую способность зрительной системы, т.е. способность глаза различать две близко расположенные точки как раздельные. Острота зрения о

Движения глаз и их роль в зрении
Движения глаз играют весьма важную роль в зрительном восприятии. Даже в том случае, когда наблюдатель фиксирует взглядом неподвижную точку, глаз не находится в покое, а все время совершает небольши

Цветовое зрение
Восприятие цвета обусловлено работой двух механизмов. Первичным является фоторецепторный механизм, основанный на существовании рецепторов, избирательно реагирующих на разные участки спектра. В сетч

Стереоскопическое зрение
Стереоскопическое зрение позволяет оценить глубину пространства, т.е. относительную удаленность объектов в поле зрения. Оно обусловлено неодинаковым изображением одного и того же объекта на сетчатк

Слуховая сенсорная система
Слух имеет важное значение в жизни человека, что связано в первую очередь с восприятием речи. Человек слышит не все звуковые сигналы, а лишь те, которые имеют для него биологическое и социальное зн

И основы психоакустики
Основными параметрами звука являются его интенсивность (или уровень звукового давления), частота, продолжительность и пространственная локализация источника звука. Какие механизмы лежат в основе во

Вестибулярная сенсорная система
Вестибулярную систему часто называют органом чувства равновесия или органом, воспринимающим положение тела в пространстве, а иногда – органом акцелерационного чувства, т.е. чувства

Роль вестибулярного аппарата в пространственной ориентации
Вестибулярный аппарат является источником сигналов, позволяющих организму ориентироваться при перемещении в пространстве. В регуляции нормального положения головы, туловища и конечностей в простран

Строение кожного анализатора
Рецепторы. Все кожные рецепторы являются первично чувствующими, т.е. по сути, это окончания чувствительного нейрона. Они могут быть представлены либо свободными нервными окончаниями, либо не

Физиология системы кожной чувствительности
Механорецепция. Механорецепторы кожи реагируют как на статическое (прикосновение и давление) так и на динамическое (вибрация) воздействие. По структурным особенностям и месту локализации выд

Терморецепция
Восприятие температуры осуществляется с помощью терморецепторов, которые делятся на тепловые и холодовые, причем последних значительно больше. Тепловые рецепторы (тельца Руффини) залегают глубже, ч

Строение проприоцептивной системы
Рецепторы. К основным проприорецепторам относятся: 1) мышечные рецепторы (датчики длины) – мышечные веретена; 2) сухожильные рецепторы (органы Гольджи) и 3) рецепторы суставного угла (органы

Физиология проприоцептивной системы
Рецепторы. Рецепторы мышечных веретен возбуждаются только при пассивном растяжении мышцы, но не при ее активном сокращении.Импульсация от мышечных веретен зависит не только от длины мышцы (с

Интероцептивная сенсорная система
Интероцептивная (висцеральная) сенсорная система обусловливает передачу информации о состоянии внутренней среды организма, обо всех событиях и изменениях со стороны внутренних органов и систем. В н

Строение висцеральной системы
Рецепторы. Интерорецепторы (или интероцепторы) локализованы практически во всех органах и тканях организма – в сердце и кровеносных сосудах, в полости желудка и кишечника, в желчном и мочево

Физиология интероцептивной системы
Рецепторы. В соответствии с функциональными свойствами различают четыре типа интероцепторов – механорецепторы, хеморецепторы, терморецепторы и осморецепторы. Механорецепторы

Ноцицептивная сенсорная система
Ноцицептивная (болевая) сенсорная система осуществляет формирование болевых ощущений (боли), которые возникают при воздействии повреждающих факторов. В отличие от других сенсорных модально

Физиология боли
Болевые рецепторы или ноцицепторы представляют собой свободные нервные окончания. Их локализация в ткани изучена очень слабо. По-видимому, они находятся главным образом в соединительнотканной оболо

Строение вкусовой системы
Рецепторы. Верхняя поверхность языка покрыта многочисленными складками слизистой оболочки, в толще которой расположены специализированные эпителиальные образования округлой формы. Это вкусов

Физиология вкусовой системы
Одиночная вкусовая клетка в большинстве случаев реагирует на вещества разного вкусового качества, т.е. не является строго специфичной. Вместе с тем, порог чувствительности для одного из этих вещест

Основные характеристики вкусовой чувствительности
Основными характеристиками вкусовой чувствительности являются уровни абсолютных, дифференциальных порогов, латентные (скрытые) периоды вкусового ощущения и вкусовая адаптация. Под абсол

Строение обонятельной системы
Рецепторы. Обонятельные рецепторы расположены в слизистой оболочке, покрывающей верхнюю стенку носовой полости. Обонятельные рецепторы являются дистантными и способны возбуждаться на значите

Физиология обонятельной системы
Для возбуждения обонятельных рецепторов необходим их непосредственный контакт с молекулой вещества. Это взаимодействие в конечном итоге приводит к возникновению рецепторного потенциала, а затем пот

Основные характеристики обонятельной системы
Степень развития органа обоняния у разных животных неодинакова и соответствует роли обоняния в его поведении. Значение обоняния для человека невелико, оно возрастает с потерей зрения, слуха и т.д.

Физиология высшей нервной деятельности
Амнезия –отсутствие способности запоминать и воспроизводить информацию. Безусловные рефлексы – это постоянные, наследуемые реакции, внутренней среды и хар

Физиология сенсорных систем
Адаптация рецепторов –процесс уменьшения активности рецепторов по мере действия раздражителя с постоянными физическими характеристиками. Анализ раздражений

В своей экономической деятельности человек, как отмечал К. Маркс, «осуществляет...свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинить свою волю» . Цель при этом выступает как «идеальный, внутренне побуждающий мотив производства» . Из этого с очевидностью следует, что проблемы моделирования (и, в частности, количественного описания) целей и целенаправленного поведения являются ключевыми при построении экономико-математических моделей. Целенаправленность поведения отличает элементы экономической системы от элементов физических, химических и т. п. систем , , , , , , , , , .

Проблематика телеологии обширна и имеет довольно длинную историю (см., например, , , , , , и др.). В наши задачи входит разбор только таких методологических вопросов, как: каким образом можно отличить целенаправленное поведение от поведения, которое таковым не выступает; можно ли выявить цель экономического агента (индивида, бригады рабочих, промышленного предприятия, базы оптовой торговли, экономики страны в целом), наблюдая достаточное время за его поведением; каковы возможности измерения значений функции полезности экономического агента и^ка- кова та минимальная информация о ней, без которой нельзя обойтись при планировании; существуют ли функции полезности, обладающие некоторыми определенными свойствами, и как можно интерпретировать положительный и отрицательный ответы на эти вопросы?

Несмотря на то что телеология - одна из старейших научных дисциплин (она возникла еще в досократические временаt когда наука еще не была отделена от мифа), единого мнения о том, каковы должны быть ответы на эти вопросы, нет. Галилеевско-бэконовская традиция естествознания отказывалась включать телеологические высказывания в число «законных» научных высказываний, третируя их как пережитки мифологического сознания, которые противостоят «стандартному» причинно- следственному описанию явлений. Под стандартным научно-следственным описанием понимается такое, при котором причины настоящего находятся в прошлом, и ни в коем случае не в будущем , , , . Утверждение, что будущее может воздействовать на прошлое логически противоречиво Но как идея о финальных причинах телеологическое объяснение явлений и процессов в живой и неживой природе долгое время было господствующим.

Термины «целенаправленное поведение» имеют по крайней мере два значения: «к цели направленное поведение» и «целью направленное поведение». Утверждение, что объект движется к цели, направлен к цели и т. п., не содержит никакой телеологии; в данном случае речь идет просто об ответе на вопрос, куда движется этот объект. Иначе обстоит дело с утверждением, что объект направлен целью. Цель здесь выступает как некая внешняя по отношению к объекту причина его движения. Так, в физике Аристотеля камень, брошенный вверх, падает на Землю потому, что стремится занять свое естественное положение. Основной вопрос при таком подходе, зачем или ради чего? Этот вопрос эквивалентен вопросу, какова функция объекта, явления, процесса и т. п. По Аристотелю, все «делается... ради чего-нибудь, следовательно, и по природе существует ради этого» .

Таким образом, телеология выступает как основа функционального подхода к описанию действительности. При этом все явления, объекты, процессы оказываются пронизанными взаимной полезностью: «одно возникает ради другого» . Например, «в растениях полезные им части возникают ввиду определенной цели... листья ради защиты плода... корни растут не вверх, а вниз ради питания» и т. д.

Все эти объяснения на основе аппеляции к цели и пользе были отвергнуты наукой Нового времени как, по

1 И тем не менее в эвристических целях такое утверждение иногда обсуждается даже физиками, например электроны Р. Фейн- мана, летящие из будущего в прошлое и кажущиеся поэтому протонами . сути дела, ничего йе объясняющие, поскольку в телеологических и функциональных объяснениях не содержится ничего, кроме констатации факта и непроверяемых утверждений о цели , , , .

Бесплодность телеологии внешних целей была ясно показана в пародийном афоризме Ф. Энгельса: «кошки были созданы для того, чтобы пожирать мышей, мыши, чтобы быть пожираемыми кошками, а вся природа, чтобы доказывать мудрость творца» .

Особую позицию по рассматриваемому (как и по многим другим) вопросу занимал Г. Лейбниц, не считавший необходимым порывать с научным наследием Аристотеля и средневековых схоластов. Одной из основных тем в творчестве Лейбница была идея о гармонии мира: существующий мир есть наилучший из возможных миров . Выражаясь в более современных терминах, это значит, что объект ведет себя оптимально, наилучшим в некотором смысле образом. Например, падающий камень падает оптимально в том смысле, что из множества возможных траекторий падения он выбирает ту, на которой достигается минимум действия , , . Эта фраза имеет ощутимый оттенок антропоморфизма: объект «просматривает» возможные варианты своего поведения и «выбирает» тот, который в наибольшей степени соответствует цели; либо кто-то или что-то вне объекта просматривает его возможные траектории и выбирает ту, которая экономит действие. Возможность выбора, свобода воли приписываются не только разумным существам, но и неживой материи, например камню или электрону Тезис Лейбница о предустановленной гармонии применительно к миру в целом и к социально-экономическим явлениям в частности в основном не встретил поддержки; известна, например, уничтожающая критика этого тезиса Вольтером.

Совершенно неприемлем антропоморфизм был и для механики, физики и других наук о неживой природе.

Кроме того, утверждение, что реально наблюдаемая траектория наилучшая из возможных, нельзя проверить, так как реальную траекторию нельзя сравнивать с возможными, но ненаблюдаемыми. Тем не менее вариационные принципы интенсивно разрабатывали (Мопертюи, Гамильтон, Якоби, Лагранж, Ферма и др. , , ). В конечном счете на основе этих принципов получались те же траектории, что и в результате решения каузальных уравнений (например, уравнений Ньютона), ггрйчем в ряде случаев вариационные прийцйпы приводили к более простой и изящной математической формулировке задачи, чем построение каузальных уравнений. Это обстоятельство узаконило их существование, но в основном только в качестве эвристической процедуры, удобного математического приема.

В более широком аспекте точка зрения на телеологию как на хороший в ряде случаев эвристический принцип была сформулирована И. Кантом . В соответствии с этой точкой зрения финальные причины изгонялись из онтологии, но в методологическом плане было допустимым проводить аналогию между поведением организмов, сообществ, организаций - систем различной природы - и сознательным целенаправленным поведением человека. В результате утверждение, что объект (например, камень) движется по наилучшей из возможных траекторий воспринималось не буквально, а как своего рода метафора.

Необходимость даже слабой методологической телеологии в духе И. Канта была затем поставлена под сомнение результатами Ч. Дарвина по теории эволюции . Используя два ключевых термина «слепые вариации» и «селективный отбор», он описал кажущуюся целенаправленной эволюцию живой материи без обращения не только к онтологической телеологии (финальные причины, функционализм), но и без обращения к методологической онтологии. Приспособленность (целенаправленность) реально существующих систем объясняется просто тем, что неприспособленные системы элиминируются, вымирают. Устремленность к некоторой цели оказывается иллюзорной.

В биологии теория Ч. Дарвина в настоящее время уточняется и дополняется ; но в общенаучном плане схема описания изменений как результата случайных, ненаправленных воздействий и селективного отбора их результатов стала общепризнанной (виртуальные частицы, системы авторегулирования, включающие случайные поисковые действия и т. д.).

В экономической науке и более широко - в социально-экономических науках эта схема нашла отражение в теориях конкуренции: неэффективные экономические агенты (социально-экономические системы) неконкурентноспособны и элиминируются более сильными соперниками. В наиболее крайних формах эти идеи нашли отражение в доктринах так называемого социал-дарвинизма1 которые вызвали критику К. Маркса и Ф. Энгельса.

Оттеснение телеологии на задний план и даже полное ее вытеснение из многих областей науки, преобладание стандартных причинно-следственных описаний, базирующихся на тезисе о тотальной закономерности в мире, вели, однако, к ряду затруднений и ко многим спекуляциям на этих затруднениях. Так, Р. Штаммлер усматривал противоречие между марксистским тезисом об исторической необходимости и закономерности социалистической революции и тезисом о необходимости сознательной деятельности в этом направлении: зачем помогать свершению события, которое неизбежно наступит? кому придет в голову организовывать партию для содействия лунному затмению? .

В рамках механистического материализма, механистической каузальности такого рода парадоксы действительно неразрешимы. Существенным моментом является осознание человеком своего места в мире, активное его изменение в своих целях на основе познания управляющих им законов; своего рода отстранение человека от существующего мира. «Животное,- по словам К. Маркса,- непосредственно тождественно со своей жизнедеятельностью. Оно не отличает себя от своей жизнедеятельности. Оно есть эта жизнедеятельность. Человек же делает самое свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания... Это не есть такая определенность, с которой он непосредственно сливается воедино» . В этом смысле и следует понимать слова В. И. Ленина: «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его» .

Деятельность общественного человека - преобразование природного материала и общественных отношений - целенаправлена. Даже «самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове,- говорит в 1-м томе «Капитала» К. Маркс.- В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении работника, т. е. идеально» . Анализ экономической деятельности не имеет смысла без оценки целенаправленности этой деятельности, даже если речь идет об отдельном, индивидуальном хозяйстве. Тем более важны проблемы установления реальных целей, количественного их описания, измерения степени их достижения и т. п. в плановой экономике.