Чехов

Раскройте понятие социальный интерес. Категория «интерес» в контексте общественно-гуманитарных наук. Отличительные черты сотрудничества

§ 7. Социальные интересы и формы социального взаимодействия

киваемся сегодня, - это результат, прежде всего, духовного убожества отдельных людей, а также целенаправленной де­ятельности нечистоплотных политиков, преследующих ко­рыстные цели. Из истории (и не только из нее) вы хорошо знаете, к каким катастрофическим последствиям приводят попытки внедрения расистских и нацистских идей. Любой расизм, национализм, антисемитизм есть ложь, причем ложь преступная, ибо вместе с моральными нормами нару­шаются конституционные права человека.

НИ Основные понятия: этнос, нация.

ЯННТермины: национальность, национальный менталитет, национальные традиции и ценности.

Проверьте себя

1) В каком значении употребляется понятие «этнос» в на­шей науке? 2) Чем различаются определения понятия «эт­нос»? 3) Какой признак этноса считается основным? 4) По­чему понятие «нация», по мнению многих ученых, не является строго научной категорией? 5) Почему утвержда­ют, что национальный менталитет - это своего рода память о прошлом, обусловливающая поведение людей? 6) Каковы, по мнению Ильина, главные ценности русского народа? По­чему философ называл их сверхнациональными? 7) Что слу­жит подтверждением этнического многообразия современно­го человечества?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Персидский поэт и философ Саади (1210 -1292) писал:

Все племя Адамово - тело одно,

Из праха единого сотворено.

Коль тела одна только ранена часть,

То телу всему в трепетание впасть.

Над горем людским ты не плакал вовек, -

Так скажут ли люди, что ты человек? Как вы понимаете смысл этих строк, написанных в XIII в.? Почему говорят, что они актуальны и сегодня? Со­гласны или не согласны вы с этим утверждением? Объясни­те свою позицию.


  1. Вам хорошо знакомы формулировки: национальные
    традиции, национальная кухня, национальный доход, вало­
    вой национальный продукт, национальные особенности,
    Национальный филармонический оркестр России, многона­
    циональный народ России. Понятие «национальный» ис­
    пользуется здесь в разных смыслах, поскольку разную трак­
    товку имеет само понятие «нация». Объясните, в каком
    смысле надо понимать каждую из этих формулировок.

  2. В состав традиции специалисты включают обычаи, ри­
    туал, обряд. Каждый из этих видов традиции имеет свои
особенности. Попробуйте сами обрисовать их. Для убеди­тельности приведите примеры.

4. В СССР национальность определялась и фиксировалась в паспорте. В общественном мнении также господствовала жесткая норма единственной, обязательной и кровной на­циональной принадлежности. И если государство записало в паспорте, значит, ты и есть именно то, что записано. Этно­лог В. А. Тишков называет такую ситуация «вынужденной идентичностью» и отмечает, что подобных примеров на тер­ритории бывшего СССР не тысячи, а миллионы. Он приво­дит близкий ему пример. Приятель его сына Феликс Хача­турян, всю жизнь проживший в Москве, ни слова не знающий по-армянски, никогда не бывавший в Армении, числился по советскому паспорту армянином, хотя не толь­ко по культуре, но и по самосознанию является русским.

Ученый ставит вопрос: имеет ли право такой человек считать себя русским? Или основными определителями эт­нической идентичности являются звучание фамилии и внешний облик? У ученого есть четкий, обоснованный от­вет. А вы какого мнения? Объясните.

Поработайте с источником

Русский историк В. О. Ключевский (1841-1911) в своем знаменитом «Курсе русской истории» отмечал, что условия жизни убедили русского человека, что «надобно дорожить ясным летним рабочим днем, что природа отпускает ему ма­ло удобного времени для земледельческого труда. И что короткое великорусское лето умеет еще укорачиваться без­временным, нежданным ненастьем. Это заставляет велико­русского крестьянина спешить. Усиленно работать, чтобы сделать много в короткое время и в пору убраться с поля, а затем оставаться без дела осень и зиму. Так великоросс приучался к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил, привыкал работать скоро, лихорадочно и споро, а потом отдыхать в продолжение вынужденного осеннего и зимнего безделья».

Ключевский В. О. Соч.: В 9 т. - М., 1987. - Т. 1. - С. 315.

Вопросы и задания к источнику. 1) В чем состоит основная мысль фрагмента? 2) Какие черты российской ментальности сфор­мировались под воздействием описанных условий жизни? 3) Как вы думаете, какое воздействие на ментальность россиян оказыва­ют современные условия жизни?

Параграф 6 отклоняющееся поведение

Вопросы к тексту параграфа:

1) В чем заключаются причины отклоняющегося поведения?

2) В чем социальная опасность преступности?

3) Почему организованная преступность представляет особую опасность для личности, общества, государства?

4) Что такое социальный контроль?

5) В чем состоит значение самоконтроля?

1) Что нового дает вам источник по сравнению с учебным текстом?

2) Что означают в тексте документа слова «уход в тень»? Как вы понимаете взятые в кавычки слова: «крыши», «рэкет», «накат», «откат»? Почему автор использует их в социологическом исследовании?

3) Как вы думаете, почему рыночные реформы в России сопровождались криминализацией общества?

4) Какая информация в этом источнике подтверждает особую опасность организованной преступности для общества и государства?

5) Какие меры вы считаете первоочередными для борьбы с организованной преступностью?

Параграф 7 Социальные интересы

Вопросы к тексту параграфа:

1) Раскройте содержание понятия «социальный интерес».

2) Назовите основные формы социальных взаимодействий.

3) Перечислите признаки, характеризующие социальное сотрудничество.

4) Дайте характеристику соперничества как формы социального взаимодействия.

5) Что является общей причиной социальных конфликтов?

6) Каковы основные стадии социального конфликта?

7) К каким последствиям приводят социальные конфликты?

8) Назовите основные методы разрешения конфликта и проиллюстрируйте каждый из них соответствующим примером.

Вопросы и задания к источнику:

2) На основе текста параграфа и документа сформулируйте основные принципы компромиссного разрешения конфликта.

3) Объясните смысл последней фразы текста и приведите примеры, подтверждающие ваше суждение.

Отклоняющееся поведение и социальный контроль

Далеко не всегда поведение людей соответствует социальным нормам. Вы, вероятно, помните, что поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждет от человека общество, называется отклоняющимся поведением . Социологи дают и другое определение: отклоняющееся поведение – это форма дезорганизации поведения индивида в группе или категории лиц в обществе, обнаруживающая несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества. Проблему отклоняющегося поведения изучают и психологи, отводя значительное место исследованию его мотивов. Внимание юристов направлено на изучение одного из наиболее опасных проявлений отклоняющегося поведения – преступности. В данном параграфе мы рассмотрим проблему главным образом с позиций социологии, которая изучает также и механизм социального контроля , обеспечивающего целенаправленное воздействие на поведение людей с целью укрепления порядка и стабильности, включая и смягчение возникающих в обществе отклонений от принятых норм.



ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ

Негативные отклонения от социальных норм на уровне личности проявляются, прежде всего, в преступлениях и иных правонарушениях, в аморальных поступках. На уровне малых социальных групп эти отклонения проявляются в деформациях, нарушениях нормальных взаимоотношений людей (раздоры, скандалы и т. д.). В деятельности государственных и общественных организаций такие отклонения проявляются в бюрократизме, волоките, коррупции и других явлениях.

Отклонения от норм могут носить и позитивный характер, т.е. иметь полезные для общества следствия (например, проявления инициативы, новаторские предложения, направленные на улучшение общественных отношений). Бывают и сугубо индивидуальные, не приносящие никакого вреда особенности поведения отдельного человека: чудачество, эксцентричность.

Проявления негативного отклоняющегося поведения разнообразны. Их общая черта – вред, ущерб, наносимый обществу, социальной группе, другим людям, а также личности, допускающей негативные отклонения.

Особенно опасны социальные отклонения как массовое явление. Наркомания, религиозный фанатизм, расовая нетерпимость, терроризм – эти и иные подобные негативные процессы в развитии общества приносят неисчислимый урон человечеству .

Каковы причины отклоняющегося поведения? Исследователи имеют различные точки зрения по этому вопросу.

В конце XIX в. было выдвинуто биологическое объяснение причин отклонений: наличие у некоторых людей прирожденной предрасположенности к нарушениям социальных норм, которая связана с физическими особенностями индивида, преступным темпераментом и т.п. Эти теории в дальнейшем были подвергнуты убедительной критике.

Другие ученые искали психологическое объяснение причин отклонений. Они пришли к выводу, что большую роль играют ценностно-нормативные представления личности: понимание окружающего мира, отношение к социальным нормам, а главное – общая направленность интересов личности (вспомните, что представляет собой и какое значение имеет направленность личности). Исследователи пришли к выводу, что в основе поведения, нарушающего установленные нормы, лежит иная система ценностей и правил, чем та, которая закреплена в праве. Например, психологическое исследование таких мотивов противоправных действий, как жестокость, жадность и лживость, показало, что у преступников названные качества наиболее выражены, причем их допустимость или необходимость оправдывается ими («Всегда лучше показать свою силу», «Бей своих, чтобы чужие боялись!», «Бери от жизни все, что можешь!»).

Ученые пришли к выводу, что названные деформации личности являются следствием ее неправильного развития. Например, жестокость может быть следствием холодного, безразличного отношения к ребенку со стороны родителей, а нередко и жестокости взрослых.

Исследования показали, что низкое самоуважение, самоунижение в подростковом возрасте компенсируется в дальнейшем отклоняющимся поведением, с помощью которого удается привлечь внимание к себе, добиться одобрения со стороны тех, кто оценит нарушение норм как признак «сильной» личности.

Широкое признание получило социологическое объяснение причин отклонений от социальных норм. Известный социолог Э. Дюркгейм показал зависимость отклоняющегося поведения от кризисных явлений в общественном развитии. Во время кризисов, радикальных социальных перемен, в условиях дезорганизации социальной жизни (неожиданные экономические спады и подъемы, падение деловой активности, инфляция) жизненный опыт человека перестает соответствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах. Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию, и это способствует возникновению отклоняющегося поведения.

Некоторые ученые связывали отклоняющееся поведение с конфликтом между господствующей культурой и культурой какой-либо группы (субкультурой), отрицающей обще принятые нормы . В этом случае преступное поведение, например, может быть результатом преимущественного общения индивида с носителями преступных норм. Преступная среда создает свою субкультуру, свои нормы, противостоящие нормам, признанным в обществе. Частота контактов с представителями преступного сообщества влияет на усвоение человеком (особенно молодым) норм антиобщественного поведения.

Существуют и иные объяснения отклоняющегося поведения. Подумайте над изложенными точками зрения и попытайтесь сами объяснить причины отклонения поведения от социальных норм.

По отношению к лицам, допускающим негативное отклонение от норм, общество применяет социальные санкции, т.е. наказания за неодобряемые, нежелательные действия. Слабые формы отклоняющегося поведения (оплошность, обман, грубость, халатность и т.п.) корректируются другими людьми – участниками взаимодействия (замечание, внушение, ирония, порицание и т.п.). Более значительные формы социальных отклонений (правонарушения и т.п.) в зависимости от их последствий влекут за собой осуждение и наказание, исходящие не только от общественности, но и от государственных органов.

Из многих проявлений отклоняющегося поведения подробнее рассмотрим одно из наиболее опасных – преступность.

ПРЕСТУПНОСТЬ

Преступность – проявление отклоняющегося поведения, наносящее наибольший ущерб обществу. Слово «преступность» является производным от слова «преступление», которое в русском языке всегда означало «поступок, противный закону, беззаконие, злодеяние». Напомним, что с юридической точки зрения преступление – это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания. Совокупность преступлений, совершаемых в данном обществе и в данный период времени, обозначается понятием «преступность». Преступность – это не просто сумма преступлений, но массовое явление, имеющее закономерности своего существования и развития, причины, условия, ей способствующие. Это явление социальное, так как коренится в недрах общественных отношений, отражает особенности социальной жизни, выступает как крайнее выражение противоречий и недостатков развития общества. Оно вызывает тяжелые последствия для общества и его членов, как ни одно из других негативных явлений общественного развития. Особенность преступности: наличие определенного контингента лиц – преступников, для которых преступная деятельность стала профессиональной.

Виды преступлений, предусматриваемые уголовными кодексами различных стран, очень разнообразны. Преобладают две группы, имеющие место во всех странах: корыстные преступления (хищения, кражи, мошенничество, взятки и т.п.), насильственные агрессивные преступления (убийства, телесные повреждения, изнасилования и т.п.).

Эти виды преступлений составляют от 75 до 90% всех умышленных преступлений. Все большее распространение в мире получают экономические преступления , посягающие на интересы потребителей, наносящие ущерб окружающей среде, местный и международный терроризм , включающий захват заложников и уничтожение государственной собственности. Имеют место проявления расовой дискриминации, пытки, похищения людей и массовые убийства.

Особую опасность представляет организованная преступностъ . В широком смысле слова она подразумевает любую группу лиц, организованных на постоянной основе для извлечения средств незаконным способом. Американские ученые-криминологи («криминал» – слово латинского происхождения, означает «уголовное преступление») выделяют организованную группу по следующим признакам:

1) это два или более человек, которые объединились для совершения преступлений материально-корыстной направленности;

2) группа построена по принципу иерархии, в ней действуют определенные нормы поведения;

3) у организованной криминальной структуры имеется, как правило, своя материально-техническая база, куда входят денежные средства, автотранспорт, средства связи и вооружение;

4) группа имеет каналы для «отмывания» денег;

5) наличие коррупции, т.е. связи с представителями органов власти и управления, которые либо действуют, либо бездействуют в интересах данной группировки;

6) раздел сфер влияния между отдельными группами либо по территориальному, либо по отраслевому признаку.

Организованная преступность характеризуется особой опасностью для личности, общества, государства.

Опасность для личности заключается в подавлении ее прав и свобод актами насилия и другими средствами. Это проявляется в уничтожении мелких предпринимателей, которые отказываются выплачивать деньги для получения «защиты» со стороны преступников (рэкет); принуждении женщин и подростков заниматься проституцией; распространении влияния и контроля, например над профсоюзами; возможности полного подавления конституционных прав и свобод граждан путем физического, морального и материального террора.

Опасность для общества состоит в перехвате прав владения и распоряжения материальными ценностями всего общества организованными преступными сообществами и коррумпированными группами чиновников (особенно в сферах торговли, добычи и распределения стратегического сырья, драгоценных металлов, производства и оборота оружия); возможности манипулировать значительным капиталом, проникать в область законного предпринимательства и разорять своих конкурентов с помощью контроля над ценами; насаждении идеологии преступного мира, его романтизации, культивировании мафиозных и коррумпированных отношений, насилия, жестокости, агрессивности, что создает условия для «социального заражения» преступными обычаями и традициями.

Опасность организованной преступности для государства проявляется в создании на уровне регионов параллельных нелегальных властных структур, незаконных вооруженных формирований; подготовке, финансировании и организации прямых антиконституционных действий в виде разжигания национальной вражды; организации массовых беспорядков, заговоров с целью захвата власти; стимулировании таких государственных преступлений, как бандитизм и контрабанда; проникновении в политические партии и государственный аппарат; коррупции политических деятелей и государственных должностных лиц; стремлении ослабить федеральную власть, чтобы облегчить контроль организованной преступности над целыми регионами.

Социологи и криминологи, изучающие причины преступности, обращают внимание прежде всего на реальные жизненные условия, противоречивое развитие экономики, социальной сферы, духовной культуры. В 90-х гг. XX в. в России и других странах СНГ проявились негативные последствия рыночных реформ: обнищание широких слоев населения в результате глубокого экономического кризиса; рост национализма, приведший в ряде случаев к вооруженному противоборству; ломка сознания людей в условиях демократических преобразований, необходимости отказа от привычных жизненных установок; игнорирование законодательных норм центральными и местными органами власти; осложнение работы правоохранительных органов, низкий уровень их технической оснащенности.

Но в таких непростых условиях далеко не каждый становится преступником. Большое значение имеет и личность человека. Криминологи выделяют наиболее характерные черты человека, психологически готового преступить закон:

  • ограниченность потребностей и интересов;
  • нарушение равновесия между разными их видами;
  • искаженное представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;
  • признание возможности использования антиобщественных способов удовлетворения своих потребностей и интересов;
  • отсутствие чувства социальной ответственности, привычка к некритической оценке своего поведения.

Что касается преступников-рецидивистов (т. е. совершающих повторные преступления), то специалисты у этой категории лиц отмечают следующие черты: отрицательное отношение к основным социальным нормам; глубоко укоренившееся негативное представление о социальных отношениях и ценностях; негативные черты личного опыта; повышенная агрессивность и возбудимость; примитивные влечения и несдержанность в их удовлетворении. Такой комплекс свойств личности располагает к выбору противоправного пути достижения своих целей.

В современных условиях большое значение имеет борьба с преступностью. Это социально-регулирующая деятельность, которая осуществляется для того, чтобы граждане не совершали поступков, запрещенных уголовным законом. Она включает в себя, во-первых, мероприятия политического, экономического, социального, социально-психологического, управленческого, культурного характера, позволяющие устранять условия, благоприятствующие преступности; во-вторых, развитие правосознания граждан; в-третьих, специально-профилактическую деятельность, направленную на выявление и устранение непосредственных причин преступности; в-четвертых, применение уголовного законодательства по отношению к лицам, совершившим преступления.

Нарастающая преступность стала реальной угрозой национальной безопасности России. Решение этой проблемы является одной из важнейших общегосударственных задач.

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Социальные нормы составляют один из элементов механизма регуляции отношений индивида и общества, который называется социальным контролем . На первых уроках курса мы говорили о том, что общество представляет собой сложную систему, включающую в себя множество различных элементов. Целенаправленное воздействие этой системы на поведение людей с целью укрепления порядка и стабильности обеспечивается социальным контролем. Как работает механизм социального контроля?

Любая деятельность разнообразна, каждый человек совершает множество поступков, взаимодействуя с социальной средой (с обществом, социальными общностями, общественными институтами и организациями, государством и другими индивидами). Эти действия, отдельные поступки, поведение человека находятся под контролем окружающих его людей, групп, общества. Пока они не нарушают общественного порядка, существующих социальных норм, этот контроль незаметен. Однако стоит нарушить установленные обычаи, правила, отступить от образцов поведения, которые приняты в обществе, социальный контроль проявляет себя. Один человек перебежал улицу перед движущимся транспортом, другой закурил в кинозале, третий совершил хищение, четвертый опоздал на работу… Во всех этих случаях может последовать реакция других людей: замечания, другие проявления недовольства со стороны окружающих, соответствующие действия администрации, милиции, суда. Эта реакция окружающих обусловлена нарушением соответствующих социальных норм, правил, традиций. Люди, среагировавшие на приведенные ситуации, отражают установки общественного сознания (или общественного мнения), которое поддерживает порядок, охраняемый нормами. Именно поэтому с их стороны последовала реакция осуждения названных действий.

Выражение недовольства, объявление выговора, наложение штрафа, наказание, выносимое судом, – все это санкции; наряду с социальными нормами они являются важнейшим элементом механизма социального контроля. Санкции означают либо одобрение и поощрение, либо неодобрение и наказание, нацеленные на поддержание социальных норм. Иными словами, санкции бывают либо позитивные, направленные на поощрение, либо негативные, направленные на пресечение нежелательного поведения. И в том и в другом случае их относят к формальным, если они применяются в соответствии с определенными правилами (например, награждение орденом или наказание по приговору суда), или неформальным санкциям, если они проявляются в эмоционально окрашенной реакции непосредственного окружения (друзей, родственников, соседей, сослуживцев).

Общество (большие и малые группы, государство) оценивает индивида, но и индивид оценивает общество, государство, самого себя. Воспринимая оценки, адресованные ему со стороны окружающих людей, групп, государственных институтов, человек принимает их не механически, а избирательно, переосмысливает через собственный опыт, привычки, усвоенные им ранее социальные нормы. И отношение к оценкам других людей оказывается у человека сугубо индивидуальным: оно может быть положительным и резко отрицательным. Вспомним сказанное в начале курса: человек постоянно сам себя оценивает, при этом самооценка может меняться в зависимости от зрелости личности и общественных условий, в которых она действует. Человек соотносит свои действия с одобряемыми им социальными образцами поведения при выполнении тех социальных ролей, с которыми он себя отождествляет.

Таким образом, наряду с высшим контролем со стороны общества, группы, государства, других людей, важнейшее значение имеет внутренний контроль , или самоконтроль , в основе которого лежат нормы, обычаи, ролевые ожидания, усвоенные индивидом.

В процессе самоконтроля большую роль играет совесть, т.е. чувство и знание того, что хорошо, а что плохо, что справедливо, а что несправедливо; субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным нормам. У человека, совершившего в состоянии возбуждения, по ошибке или поддавшись соблазну дурной поступок, совесть вызывает чувство вины, моральные переживания, желание исправить ошибку или искупить вину.

Способность осуществлять самоконтроль – ценнейшее качество личности, которая самостоятельно регулирует свое поведение в согласии с общепринятыми нормами . Самоконтроль – одно из важнейших условий самореализации личности, ее успешного взаимодействия с другими людьми.

Итак, важнейшими элементами механизма социального контроля являются социальные нормы, общественное мнение, санкции, индивидуальное сознание, самоконтроль. Взаимодействуя, они обеспечивают поддержание социально приемлемых образцов поведения и функционирование социальной системы в целом .

Основные понятия: отклоняющееся поведение, социальный контроль.

Термины: преступность.

1. В одной из зарубежных работ по проблеме отклоняющегося поведения говорится: «Отклонения – естественная часть социальной жизни. И осуждение, регулирование и запрещение, моральное совершенствование не уменьшают отклонений, так как возникают более строгие нормы поведения. Специфические отклонения могут исчезать, а другие – появляться… Исчезновение крупных преступлений поведет к усилению внимания к более мелким». Согласны ли вы с изложенной точкой зрения? Можно ли избавить общество от отклонений? Объясните свой ответ.

2. Раскройте смысл высказывания английского историка Г.Т. Бакла (1821–1862): «Общество готовит преступление, преступник совершает его». Разделяете ли вы такую точку зрения? Разъясните свою позицию на каком-либо примере, взятом из газет.

3. Согласны ли вы с высказыванием французского драматурга Ж. Расина (1639–1699): «Крупным преступлениям всегда предшествуют мелкие. Никто никогда не видел, чтобы робкая невинность внезапно превратилась в безудержную распущенность»? Аргументируйте свой ответ.

За период с 1989 по 1994 г. в России наблюдался значительный рост преступности подростков. Количество преступлений выросло на 41,1%, а количество подростков, совершивших преступления, – на 35,5% (со 150 тыс. до 203,3 тыс.). Каковы причины этого явления? В чем его социальная опасность? Что, с вашей точки зрения, нужно делать, чтобы подростковая преступность пошла на убыль?

5. По вопросу о борьбе с преступностью возникла дискуссия.

Одна точка зрения: нужно ужесточить наказания. Посмотрите на Сингапур. Поймали тебя с наркотиками – высшая мера наказания, с незаконным оружием, даже если ты его не применял, – тоже. В некоторых мусульманских странах по закону за воровство отрубают кисть руки. И там уже давно никто не ворует.

Другая точка зрения: жестокость наказаний сделает преступность более жестокой. Главное – неотвратимость наказания. Если все будут знать, что любое преступление будет раскрыто, преступность резко сократится.

А что об этом думаете вы?

6. 9 июня 2002 г. хулиганствующие футбольные «фанаты» после неудачи российской команды в матче с командой Японии устроили погром в центре Москвы, где около огромного экрана собрались тысячи болельщиков. В результате были избиты случайные прохожие, многих из которых пришлось госпитализировать. Было сожжено 8 и разбито 40 автомашин, 36 витрин магазинов, таксофоны, а также плафоны и дверные стекла в метро. В связи с этими событиями назывались различные их причины: одни говорили, что зачинщиками выступили «бритоголовые», входящие в бандитские группировки, другие полагали, что стихийные беспорядки связаны с продажей алкогольных напитков, третьи считали, что погром спровоцировал показанный на экране видеоролик, на котором некий человек разбивает топором машину.

Как думаете вы: каковы причины этих событий? Что необходимо делать, чтобы предотвратить подобные явления?

Поработайте с источником

Прочтите отрывок из работы российского социолога Р. В. Рыбкиной о преступности в России.

Весь ход реформ сопровождался не только ростом числа преступлений, но и серьезными изменениями самой структуры преступности. В частности, резко возрос «вес» организованной преступности. Но главное, она превратилась из чисто криминальной силы в самоорганизующуюся социальную систему, интегрированную во все властно-экономические структуры и практически не подконтрольную правоохранительным органам, более того, в социальный институт российского общества. Это значит, что она породила: 1) собственные, специфические для нее организации-«крыши»; 2) особые нормы теневого поведения (такие, как «рэкет», «накат», «откат» и т.п.); 3) особые социальные роли, за которыми закреплено осуществление этих норм, и 4) особые социальные взаимоотношения между участниками преступных сообществ, в которые они вступают при осуществлении тех или иных преступных операций, а также особые взаимоотношения между криминалом и властью.

Главный процесс, свидетельствующий об институционализации преступной деятельности, – это ее все большее срастание с властью. Этот процесс идет на всех уровнях – как на отдельных предприятиях и в фирмах в регионах страны, так и в высших органах законодательной (парламент) и исполнительной (правительство) власти. Это позволяет говорить о двух новых для России процессах, которые возникли в эпоху либерализации экономики: первый процесс – теневизация общества, т. е. все больший уход различных общественных структур в тень… и второй процесс – криминализация общества, т.е. все большее усиление в нем роли преступных элементов, связанных с теми или иными политическими, правовыми, экономическими и другими структурами общества.

Рывкина Р. Б. Драма перемен. – М., 2001. – С. 37–38.

Вопросы и задания к источнику:

1) Что нового дает вам источник по сравнению с учебным текстом? 2) Что означают в тексте документа слова «уход в тень»? Как вы понимаете взятые в кавычки слова: «крыши», «рэкет», «накат», «откат»? Почему автор использует их в социологическом исследовании? 3) Как вы думаете, почему рыночные реформы в России сопровождались криминализацией общества? 4) Какая информация в этом источнике подтверждает особую опасность организованной преступности для общества и государства? 5) Какие меры вы считаете первоочередными для борьбы с организованной преступностью?

Социальные интересы и формы социального взаимодействия

Социальный интерес и социальное взаимодействие – предмет комплексного изучения разных социально-гуманитарных наук. Так, социология исследует сущностные характеристики социального взаимодействия как родового понятия социальной науки, изучает его разновидности и принципы регуляции, анализирует средства обмена, всеобщие виды и формы взаимодействий. Социальная психология рассматривает социальное взаимодействие как интерактивную сторону общения, обращая основное внимание на психологическое содержание, структуру и механизмы этого процесса.

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

Как вы уже знаете, интерес представляет собой одну из форм направленности личности. Человека интересует то, что может удовлетворить его потребности. Социальные интересы – это одна из важных движущих сил деятельности любого социального субъекта (личности, группы, какой-либо социальной общности, общества в целом). Они неразрывно связаны с потребностью данной общности. Напомним, что в отличие от потребностей, направленных в первую очередь на предмет удовлетворения, определенную совокупность материальных и духовных благ, интересы человека, как правило, направлены на те общественные условия, которые позволяют удовлетворить соответствующую потребность. К их числу можно отнести: социальные институты, учреждения, нормы взаимоотношений в обществе, от которых зависит распределение предметов, ценностей и благ (власть, голоса избирателей, территория, привилегии и др.).

Социальность интересов обусловлена тем, что в них всегда присутствует элемент сопоставления человека с человеком, одной социальной группы с другой. Таким образом, можно говорить о социальных интересах, т.е. интересах людей, составляющих какую-либо социальную общность (страту, этнос), тот или иной коллектив, объединение (политическую партию, профессиональное объединение и т.п.) . Набор специфических социальных интересов наряду с совокупностью определенных прав и обязанностей – непременный атрибут каждого социального статуса. В первую очередь эти социальные интересы направлены на то, чтобы сохранить или преобразовать те учреждения, порядки, социальные нормы, от которых зависит распределение благ, необходимых данной социальной группе. Поэтому различие интересов, так же как разница в уровне доходов, условиях труда и отдыха, уровне престижа и открывающихся перспективах продвижения в социальном пространстве, относится к проявлениям социальной дифференциации.

Социальный интерес лежит в основе любых форм состязательности, борьбы и сотрудничества между людьми. Привычные, устоявшиеся интересы, признанные общественным мнением, не подлежат обсуждению, приобретая таким образом статус законных интересов. Например, в многонациональных государствах представители различных этнических групп заинтересованы в сохранении своего языка и своей культуры. Поэтому создаются школы и классы, в которых ведется изучение национального языка и литературы, открываются культурно-национальные общества. Любая попытка ущемления подобных интересов воспринимается как покушение на жизненные устои соответствующих социальных групп, общностей, государств. Исторический опыт свидетельствует, что, как правило, ни одна из социальных групп не поступается своими интересами добровольно, на основе нравственно-этических соображений или призывов к гуманизму, к учету интересов другой стороны, других групп или общностей. Наоборот, каждая из групп стремится к экспансии своих интересов, к закреплению достигнутого успеха и его развитию, как правило, за счет интересов других групп и общностей. (Проиллюстрируйте это положение примерами.)

Современный мир представляет собой сложнейшую систему взаимодействия реальных социальных интересов. Возросла взаимозависимость всех народов и государств. На первый план выступают интересы сохранения жизни на Земле, культуры и цивилизации.

Социальный интерес

Еще одна концепция, имеющая решающее значение в индивидуальной психологии Адлера - это социальный интерес. Концепция социального интереса отражает стойкое убеждение Адлера в том, что мы, люди, являемся социальными созданиями, и если мы хотим глубже понять себя, то должны рассматривать наши отношения с другими людьми и, еще более широко, - социально-культурный контекст, в котором мы живем. Но даже в большей степени данная концепция отражает принципиальные, хотя и постепенные изменения во взглядах Адлера на то, что же представляет собой огромная направляющая сила, лежащая в основе всех человеческих стремлений.

В самом начале своего научного пути Адлер полагал, что люди мотивированы ненасытной жаждой личной власти и потребностью доминировать над другими. В частности, он считал, что людей толкает вперед потребность преодолевать глубоко укоренившееся чувство неполноценности и стремление к превосходству. Эти взгляды встретили широкий протест. Действительно, Адлера много критиковали за то, что он делает упор на эгоистических мотивах, игнорируя социальные. Многие критики считали, что позиция Адлера в вопросе мотивации представляет собой не более чем замаскированную версию доктрины Дарвина о том, что выживает сильнейший. Однако позднее, когда теоретическая система Адлера получила дальнейшее развитие, в ней было учтено, что люди в значительной степени мотивированы социальными побуждениями. А именно, людей побуждает к тем или иным действиям врожденный социальный инстинкт, который заставляет их отказываться от эгоистичных целей ради целей сообщества. Суть этого взгляда, нашедшего свое выражение в концепции социального интереса, состоит в том, что люди подчиняют свои личные потребности делу социальной пользы. Выражение "социальный интерес" происходит от немецкого неологизма Gemeinschaftsgefuhl - термина, значение которого невозможно полностью передать на другом языке одним словом или фразой. Это означает что-то вроде "социального чувства", "чувства общности" или "чувства солидарности". Оно также включает в себя значение членства в человеческом сообществе, то есть чувство отождествления с человечеством и сходства с каждым представителем человеческой расы.

1. Субсоциальные объекты - неодушевленные предметы, ситуации или виды деятельности (наука, искусство и т. п.). Проявляемый к ним интерес никак не связан с собственным "Я" индивида. Способность к такой идущей изнутри заинтересованности выступает фундаментом будущего вклада индивида в развитие человечества. Но внесет человек такой вклад или нет, в значительной степени зависит от развития направленности на вторую категорию объектов.

2. Социальные объекты включают в себя все живое. Социальный интерес здесь проявляется как способность ценить жизнь и принять точку зрения другого. При этом интерес к собственно социальным объектам приходит позже, чем интерес к субсоциальным объектам, поэтому можно говорить о соответствующих стадиях развития социального интереса. Так, например, на субсоциальной стадии ребенок может с интересом играть с котятами и при этом мучить их, причинять им боль. На социальной стадии он уже более уважительно и трепетно относится к жизни.

3. Супрасоциальные объекты - это как живые, так и неживые объекты. Социальный интерес здесь означает полный выход за пределы самого себя и единство со всей полнотой мира, это "космическое чувство и отражение общности всего космоса и жизни в нас", "тесный союз с жизнью как целым".

Процесс социального интереса может быть направлен на объекты троякого рода.

Таблица 3.1. Чувства, мысли и характеристики повеления человека, отражающие развитость у него социального интереса

Адлер считал, что предпосылки социального интереса являются врожденными. Поскольку каждый человек обладает им в некоторой степени, он является социальным созданием по своей природе, а не в результате образования привычки. Однако, подобно другим врожденным склонностям, социальный интерес не возникает автоматически, но требует, чтобы его осознанно развивали. Он воспитуем и дает результаты благодаря соответствующему руководству и тренировке.

Социальный интерес развивается в социальном окружении. Другие люди - прежде всего мать, а затем остальные члены семьи - способствуют процессу его развития. Однако именно мать, контакт с которой является первым в жизни ребенка и оказывает на него наибольшее влияние, прилагает огромные усилия к развитию социального интереса. По сути, Адлер рассматривает материнский вклад в воспитание как двойной труд: поощрение формирования зрелого социального интереса и помощь в направлении его за пределы сферы материнского влияния. Обе функции осуществлять нелегко, и на них всегда в той или иной степени влияет то, как ребенок объясняет поведение матери.

Так как социальный интерес возникает в отношениях ребенка с матерью, ее задача состоит в том, чтобы воспитывать в ребенке чувство сотрудничества, стремление к установлению взаимосвязей и товарищеских отношений - качеств, которые Адлер считал тесно переплетенными. В идеале мать проявляет истинную любовь к своему ребенку - любовь, сосредоточенную на его благополучии, а не на собственном материнском тщеславии. Эта здоровая любовь проистекает из настоящей заботы о людях и дает возможность матери воспитывать у своего ребенка социальный интерес. Ее нежность к мужу, к другим детям и людям в целом служит ролевой моделью для ребенка, который усваивает благодаря этому образцу широкого социального интереса, что в мире существуют и другие значимые люди, а не только члены семьи.

Многие установки, сформированные в процессе материнского воспитания, могут также и подавлять у ребенка чувство социального интереса. Если, например, мать сосредоточена исключительно на своих детях, она не сможет научить их переносить социальный интерес на других людей. Если же она предпочитает исключительно своего мужа, избегает детей и общества, ее дети будут чувствовать себя нежеланными и обманутыми, и потенциальные возможности проявления их социального интереса останутся неосуществленными. Любое поведение, укрепляющее в детях чувство, что ими пренебрегают и не любят, приводит их к потере самостоятельности и неспособности к сотрудничеству.

Адлер рассматривал отца как второй по важности источник влияния на развитие у ребенка социального интереса. Во-первых, у отца должна быть позитивная установка по отношению к жене, работе и обществу. Вдобавок к этому, его сформированный социальный интерес должен проявляться в отношениях с детьми. По Адлеру, идеальный отец тот, кто относится к своим детям как к равным и принимает активное участие, наряду с женой, в их воспитании. Отец должен избегать двух ошибок: эмоциональной отгороженности и родительского авторитаризма, имеющих, как ни странно, одинаковые последствия. Дети, чувствующие отчужденность родителей, обычно преследуют скорее цель достижения личного превосходства, чем превосходства, основанного на социальном интересе. Родительский авторитаризм также приводит к дефектному стилю жизни. Дети деспотичных отцов тоже научаются бороться за власть и личное, а не социальное превосходство.

Наконец, согласно Адлеру, огромное влияние на развитие у ребенка социального чувства оказывают отношения между отцом и матерью. Так, в случае несчастливого брака у детей мало шансов для развития социального интереса. Если жена не оказывает эмоциональной поддержки мужу и свои чувства отдает исключительно детям, они страдают, поскольку чрезмерная опека гасит социальный интерес. Если муж открыто критикует свою жену, дети теряют уважение к обоим родителям. Если между мужем и женой разлад, дети начинают играть с одним из родителей против другого. В этой игре в конце концов проигрывают дети: они неизбежно много теряют, когда их родители демонстрируют отсутствие взаимной любви.

Согласно Адлеру, выраженность социального интереса оказывается удобным критерием оценки психического здоровья индивидуума. Он ссылался на него, как на "барометр нормальности" - показатель, который можно использовать при оценке качества жизни человека. То есть, с позиции Адлера, наши жизни ценны только в той степени, в какой мы способствуем повышению ценности жизни других людей. Нормальные, здоровые люди по-настоящему беспокоятся о других; их стремление к превосходству социально позитивно и включает в себя стремление к благополучию всех людей. Хотя они понимают, что не все в этом мире правильно устроено, они берут на себя задачу улучшения участи человечества. Короче говоря, они знают, что их собственная жизнь не представляет абсолютной ценности, пока они не посвятят ее своим современникам и даже тем, кто еще не родился.

У плохо приспособленных людей, напротив, социальный интерес выражен недостаточно. Как мы увидим далее, они эгоцентричны, борются за личное превосходство и главенство над другими, у них нет социальных целей. Каждый из них живет жизнью, имеющей лишь личное значение - они поглощены своими интересами и самозащитой.

Диссертация

Мартиросян, София Ашотовна

Ученая cтепень:

Кандидат философских наук

Место защиты диссертации:

Ростов-на-Дону

Код cпециальности ВАК:

Специальность:

Социальная философия

Количество cтраниц:

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС: ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.2. Интересы как источник социальной динамики.

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНЫЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНТЕРЕС: ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМОВЛИЯНИЕ.

2.1. Роль социального интереса в формировании системы политического участия.

2.2. Политический интерес как проекция стратификационной структуры современного российского общества.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Социальный интерес в политическом пространстве:Социально-философский анализ"

Актуальность исследования. В современном мире происходят серьезные трансформационные процессы, затрагивающие политические, экономические, социальные и другие сферы жизнедеятельности общества. Очевидны и значимые изменения в сфере общественного сознания. Вряд ли можно найти феномен, который бы в наибольшей степени подвергся бы таким изменениям, с одной стороны, а с другой, - являлся бы лучшим индикатором глубины происходящих изменений - чем интерес. Даже при беглом взгляде на тенденции развития общественного сознания можно отчетливо увидеть логику изменения его смыслового наполнения, а также вычленить взаимовлияние различных социальных факторов и интересов общества и индивида. Зачастую те или иные злокачественные поведенческие паттерны являются способом реализации тех или иных социальных интересов. В связи с чем, поиск адекватных форм купирования таких паттернов невозможно без ясного понимания содержания интересов, а также понимания их взаимодействия как внутри индивида и группы, таки при межличностном и межгруиповом взаимодействии.

В современном обществе неизбежно усложняется политическая ситуация, где общество, социальные общности людей не могут обойтись без интеграции интересов и стремлений достичь лучшей жизни, благосостояния, цивилизованно развиваться в поле внутренней и мировой политики. Человек, живя в общественной среде, во-первых, стремится осознанно реализовать свои потенциальные силы и активность во всех областях и сферах бытия в соответствии со своими потребностями и интересами, или же ищет сторонников, людей с близкими или сходными интересами, чтобы сообща их реализовать. Поэтому, во-вторых, он вовлекается в коллективную область человеческих действий, то есть в политику. Политика, благодаря своим институтам, ресурсам, средствам и механизмам, в состоянии помочь человеку осуществить его интересы или, напротив, может препятствовать их реализации.

Особенно значимым при этом является понимание современных изменений социальной структуры, связанных с переходом общества в постиндустриальную стадию развития. Учет этих изменений необходим, в первую очередь, для анализа развития институтов политического представительства, сложившихся в период развития индустриального общества, а также для выявления особенностей современных индивидуальных и коллективных акторов социально-политического процесса.

В связи с этим, современная ситуация неизбежно диктует необходимость анализа социально-политических интересов в процессе становления социального субъекта политики. Особую значимость приобретает проблематика включенности в политическую деятельность с целью удовлетворения своих интересов.

Категория «социальный интерес » является общегуманитарной категорией. Предпосылки ее возникновения заложены, на наш взгляд, еще древнегреческими философами , в частности, Платоном и Сократом в концепции «врожденных идей ». В дальнейшем категория получила свое развитие и в последние десятилетия активно используется различными специалистами в описательных и объяснительных моделях, включая философские , политологические, психологические, экономические, социологические и иные парадигмы. В специализированной литературе встречаются следующие разновидности социальных интересов: национальные интересы, государственные интересы, экономические интересы, интересы различных субъектов (например, интересы ребенка или различных социальных групп), интерес в обучении, правовые интересы, интересы личности и т.д. и т.п.

Вместе с тем, имеет место различные трактовки данной категории. Интерес выступает и как «совокупность важнейших стимулов », и как ориентация личности, группы, социального слоя», и как «элемент мотивационно-потребностной сферы». Иными словами, в различных предметных областях категория нагружается своим специфическим содержанием, что, с одной стороны, свидетельствует о ее многоплановости и глобальности, с другой, - является свидетельством недостаточной теоретической проработанности. На наш взгляд, существенным шагом в этом направлении может стать социально-философский анализ социального интереса в политическом пространстве.

Степень научной разработанности проблемы. Современная наука располагает значительным объемом эмпирических и теоретических знаний по разным аспектам проблемы, которая была выбрана для исследования автором диссертации. Изучение феномена социального интереса в процессе его становления и трансформации проводилось на протяжении всей истории развития философской , социологической, политологической, психологической мысли (Платон, Аристотель , Н. Макиавелли, Декарт, Ж.-Ж.Руссо, Гегель , Кант, Маркс, Энгельс, М. Вебер, П. Бурдье и др.).

На современном этапе заданная проблематика выступает как предмет и объект исследования, как зарубежных, так и отечественных ученых разных областей общественно-политической мысли. В литературе представлены теоретические построения и эмпирические работы, направленные на анализ социальных детерминант возникновения и эволюции интересов на микро- и макро- уровнях (Г.К. Лшин , Г. Бурбулис, В.Ю. Верещагин, Л.И. Гусева , Л.И. Демидов, О. Оффердал, Е.В. Охотский , Л.С. Панарин, А.В. Сергунин, В.Ю. Шпак и др.).

С другой стороны, в научной литературе подробно освещается проблема перевода общественного знания на уровень его технологического применения. Это и определило подход к социальному интересу как макросистеме - идеи в этом направлении можно проследить в работах B.C. Дудченко , Г.И. Иконниковой, М. Маркова, В.И. Патрушева , Н. Стефанова.

Анализ политического интереса, как способа оптимизации и алгоритмизации профессиональной политической деятельности, а также элементы исследования их влияния на трансформацию социальных интересов, составляет содержание современных исследований, которые проведены М.Г. Анохиным , С. Блэком, Б.Л. Борисовым, И.А. Василенко , Г.В. Грачевым, А.А. Дегтяревым, А.В. Дмитриевым, Ю.Г. Запрудским , B.C. Комаровским, Е.Н. Пашенцевым, Г. Саймоном, П. Шараном и др.).

В диссертационном исследовании также используются результаты политологического анализа социальных интересов применительно к проблеме политического участия (М. Альберт, Г. Бенветисте, В.Д. Граждан , А.И. Китов, М. Мескон, A.JI. Свенцицкий, Ф. Хедоури, В.М. Шепель , и др.).

Однако, несмотря на обширную научную литературу по различным аспектам анализа понятия интерес, можно вполне обоснованно говорить о наличии целого ряда актуальных проблем в осмыслении сущности феномена социального интереса в его интерпретации применительно к политической сфере общественной жизни, специфических российских особенностей его развития, а также приобретения им новых свойств и черт в условиях современного общества.

Можно выдвинуть авторскую гипотезу о том, что социальный интерес в современном социальном пространстве России находится в стадии формирования и носит незавершенный характер. Его анализ применительно к сфере политики представляет научный интерес в том смысле, что прогрессивные изменения в политической сфере российского общества особенно заметны.

Методологической и теоретической основой диссертации выступил синтетический метод исследования, включающий в себя логико-философский анализ, системный и деятельностный подходы изучения феномена социальный интерес. Для конкретных целей анализа использовались методы институционального, технологического, структурно-функционального анализа, а также отдельные методы, идеи и принципы, выработанные политологией и социологией: метод сбора и анализа документального и статистического материала, метод наблюдения, сравнительный метод. При этом теоретической основой исследования послужили базовые понятия и конструкции, содержащиеся в трудах ведущих отечественных и зарубежных ученых.

Объектом исследовании является социальный интерес в пространстве общества как сложной динамической системы.

Предметом исследовании является социальный интерес как макросистема по отношению к интересам, возникающих на других уровнях общества.

Цель диссертационной работы социально-философский анализ специфики социального интереса по отношению к его проявлению в политическом пространстве.

Цель конкретизировалась в следующих задачах:

1. Осуществить концептуальный анализ социального интереса как объекта междисциплинарного исследования

2. Раскрыть специфику содержания социального интереса как макросистемы по отношению к микросистемам интересов других уровней.

3. Проанализировать формы и механизмы проявления социальных интересов в политической системе общества.

4. Выявить области и особенности влияния политических интересов на социальную сферу, в частности на стратификационную структуру российского общества.

Научная новизна исследования. В диссертационном исследовании содержится принципиально новый подход к социальному интересу как макросистеме, позволяющей на более высоком уровне прогнозировать социальные процессы и управлять ими.

1. Показано, что научно-теоретическое понимание содержания понятия социальный интерес достигаемое при его изучении на междисциплинарном уровне, позволяет определить его как многомерное социально-личностное явление, мотивационно-оценочного, предметно-деятельностного и референтно- ориентированного характера.

2. Установлено, что специфика социального интереса представляет собой социально-личностную систему, реализуемую на различных уровнях

4. Выявлено, что политический интерес, являясь специфической макросистемой, находится в отношениях трансформации и модификации с другими социальными интересами

Положении, выносимые на защиту:

1. Социальный интерес, представляя собой сложное и неодномерное социально-личностное явление, с точки зрения деятельностного подхода, выступает результатом предметной деятельности и взаимодействия с другими людьми в различных формах референтно-значимой деятельности, определяя внутренние ориентиры выбора человеком интересных для себя объектов, круга общения, референтных групп, отношения социализации и сотрудничества, и являются предметом междисциплинарного исследования, раскрывающего дополнительно-компенсаторные характеристики, выражающие оценочно-удовлетворительные потребности во власти и контроле над событиями и людьми и являющиеся основанием социальной дифференциации общества.

2.Специфика социального интереса состоит в том, что он представляет собой личностную и социальную макросистему, которая определяет содержание и структуру микро- и макросистем интересов других уровней, личностного и социального взаимодействия общества. В то же время, интересы, на основании которых действуют субъекты, определяясь их социальной, экономической, политической, религиозной, духовной природой, вместе с тем обусловлены всей совокупностью культурноценностных, мировоззренческих позиций субъектов. Социальные интересы представляют собой социально-динамическую систему, изменяющуюся в зависимости от трансформации самих социальных субъектов, изменчивости социальной среды и форм социального взаимодействия.

3. Междисциплинарный анализ социальных интересов, их форм и механизмов проявления с точки зрения рационального (социально-философского подхода) и внерационального (мотивационно-ценностного социально-психологического подхода) являются основанием социального моделирования и прогнозирования социальных интересов как функциональной социальной системы.

4.Политические интересы находятся в сложной и противоречивой взаимосвязи с социальными интересами: формируясь под их действием, они не только трансформируют и модифицируют социальные интересы, но и трансформируются сами. Динамика взаимовлияния интересов как макросистем определяется критериальными параметрами стадий развития общества (социально-динамическое функционирование, развитие, стагнация, упадок, системный кризис, регресс).

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Диссертационное исследование дополняет существующие взгляды на проблему социального интереса, раскрывая последнюю посредством анализа ее теоретической и практической составляющих. Представленные в работе выводы наполняют конкретным содержанием феномен социального интереса, как макросистемы, а также определяют его роль по отношению к микросистемам интересов других уровней.

Сформулированные в диссертации выводы и предложения представляют интерес как с точки зрения теоретического осмысления описываемого феномена, так и с точки зрения практической значимости при прогнозировании и моделировании развития социальных процессов в обществе, выработки решений в сфере социальной политики, организации работы общественно-политических организаций.

Материал диссертации может быть использован в процессе преподавания теоретической и прикладной социологии, прикладной политологии, конфликтологии, а также в практической деятельности по прогнозированию и планированию социально-политического развития в стране и регионе.

Апробация работы. Материалы диссертации докладывались на научно-практической конференции «Насилие в современной России » (Ростов н/Д., 1999); на всероссийской научной конференции «Преподавание сравнительной политологии и мировой политики в вузах России » (Новороссийск, 2000); на межвузовской научно-теоретической конференции «Политические и правовые институты » (Ростов-на-Дону, 2000); на региональной научно-теоретической конференции «Политико-правовая культура и духовность» (Ростов н/Д., 2001); на научно-практической конференции «Глобализация и регионализация в современном мире » (Ростов-на-Дону, 2001); 3-й Российский философский конгресс «Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия » (Ростов-на-Дону, 2002).

Внедрение результатов исследования. Материалы диссертации использовались в учебном процессе при чтении спецкурса «Политические интересы в современном политическом процессе » студентам 3 курса отделения политологии Ростовского государственного университета.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из Введения, двух глав, заключения с выводами и практическими рекомендациями и библиографии. Список литературы включает 225 наименований, из них 28 на иностранных языках. Объем диссертации составляет 143 страницы.

Заключение диссертации по теме "Социальная философия", Мартиросян, София Ашотовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Осуществленный в диссертационной работе анализ социального интереса в политическом пространстве позволяет сформулировать выводы о сущности, структуре, характере и специфике этого феномена, его отношения с макросистемами интересов других уровней.

В диссертационном исследовании концептуализируется категория «интерес » с точки зрения ее генезиса в гуманитарных областях знания и выявляются специфические семантические аспекты ее рассмотрения.

Исследование содержания понятия «интерес » имеет многовековую традицию, которая своими корнями уходит в античную философию . Сам термин «интерес » актуализировался с середины XV в., хотя до сих пор не имеет общеупотребимого строгого научного определения.

Такая ситуация объясняется, в том числе, двойственной семантикой термина. С одной стороны, отражается его всеобщий и глобальный характер (интерес государства, интерес нации, интерес общественный), превращая интерес в трансцендентальный и унифицирующий элемент для различных и сталкивающихся друг с другом индивидуальных интенций, а, с другой - он представляется специфическим и дробящимся па составные части. В работе проанализированы подходы к рассмотрению категории интерес в различных теоретико-методологических концепциях и направлениях, доказана необходимость ее междисциплинарного исследования.

В диссертации показано, что мощный импульс и четкую ориентацию последующему изучению природы, содержания и функций социальных интересов дала выдвинутая Гегелем идея институтов, формирующих и составляющих государственный строй, как воплощенную разумность, превосходящую разумную волю отдельного индивида.

В работах Г.Одонрелла, Д.Норта, А.Шидлера, Э.Гидденса, Дж. Марча, Й. Олсена, А.Степана, Э.Острома, П.Холла поведение каждого индивида объясняется с точки зрения определенных институциональных условий, которые создаются людьми, но исходным при этом является согласие людей на осуществление обмена деятельностью. В процессе деятельности индивиды не столько приспосабливаются к институтам, сколько пытаются их изменить в соответствии со своими интересами.

Продолжая эту традицию институционалисты и неоинституционалисты отмечали, что конструирование социально-политических институтов будет неизбежно иметь нормативное смещение, благоприятствующее достижению определенных результатов.

Согласно деятелыюстному подходу (А.Л.Леонтьев, В.А.Петровский, Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, Г.В.Осипов, Ф.Р.Филиппов) интересы личности формируются в процессе ее деятельности. Продуктивность этого подхода в целом несомненна, однако следует отметить некоторую односторонность доминирующего в нем представления о том, что психика формируется лишь в предметной деятельности. Доказывается целесообразность в более полном объеме реализовать предложение А.А.Бодалева о необходимости учета влияния на развитие личности в целом взаимодействия с другими людьми и преобразование введенного А.Н. Леонтьевым понятия ведущей деятельности в понятие референтно-значимой деятельности. Это позволит выявить источники и механизмы приобретения личностью ценностных ориентиров как регуляторов ее общественного поведения и социальных интересов.

Анализ исследований мотивационных аспектов интересов в трудах западных (Т.Парсонс, Х.Хекхаузен, А.Маслоу, Г.Мюррей) и отечественных ученых (В.Г.Асеев, Л.И.Божович, Б.С.Братусь, В.К.Вилюнас, В.А.Иванников, И.В.Имедадзе, А.В.Кириченко, В.М.Дьячков, Н.А.Волгин, Ю.М.Орлов, А.Ю.Панасюк, Б.А.Сосновский) позволяет показать место мотивации в формировании интересов и выявить прямую зависимость между мотивами личности и ее интересами.

В исследовании отмечаются возможности использования в рамках междисциплинарного подхода психодинамической концепции (З.Фрейд,

Л.Лдлер), которая делает акцент на компенсаторной функции интереса, роль * которого особо акцентируется в условиях ломки устоявшейся системы ценностей и системы социальных ролей; гуманистической концепции Э.Фромма, особенно с точки зрения его утверждения о том, что люди сами активно формируют социальный процесс, культуру, интересы, а затем сами же усваиваю их как влияние извне. Не менее важное значение имеет определение механизмов влияния стереотипов на процесс выработки определенных интересов (У.Липман, У.Томас, Ф.Знанецкий, Г.тарнд, С.Аш, М.Шериф, К.Ховленд, Ж.Эллюль В.М.Бехтерев, Д.Узнадзе, Чарквиани,

B.В.Дьякова, Д.П.Гавра).

Достаточно подробно были рассматрены идеи, заложенные в работах представителей ценностного подхода (Т. Парсонс, Э.Дюркгейм,

C.А.Анисимов, В.О.Василенко, О.Г.Дробницкий, В.П.Тугаринов, М.И.Юрасов) с той точки зрения, что ценностные ориентации образуют некую основу сознания и поведения личности и непосредственно влияют на формирование интересов.

Основным методологическим ориентиром стратификационного подхода является точка зрения, согласно которой интерес рассматривается как институциональный элемент. При этом социальный институт понимается как устойчивая система формальных и неформальных правил, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих социальную целостность. Институализация интересов определяется характером социальной системы и теми ценностями, которые являются наиболее значимыми для стабильности и функционирования общества.

Анализ теоретико-методологической базы подтвердил, что изучение л категории интерес требует интеграции накопленных социологических, философских , психологических и иных знаний.

В диссертации обоснован комплекс теоретико-методологических принципов, позволяющих выявить роль интересов как источника социальной динамики, их специфику в политическом пространстве современного * российского общества.

Анализ категории интереса позволяет выделить некоторые наиболее 4 существенные его элементы: потребности и осознание субъектом необходимости их удовлетворения, общественные условия жизни и выбор конкретных практических действий, позволяющих субъекту реализовать эти потребности.

Социальные субъекты находятся в постоянном взаимодействии, их жизненное положение испытывает мощное влияние со стороны общества, которое носит двоякий характер. Либо положение людей подвергается опасности, то есть ухудшается, дестабилизируется, либо, напротив, оно открывает перед ними новые позитивные возможности улучшить свою жизнь, повысить престиж и т.п. Из этого взаимодействия рождается интерес. Его можно определить, как стремление субъекта изменить, улучшить или сохранить, укрепить свои жизненные условия и положение с помощью социальных средств. Конкретно интерес проявляется как стремление людей, социальных групп к определенным ценностям, институтам, процессам, связям, нормам, к специфическому отношению к действительности.

В качестве объектов интереса выступают материальные и духовные ценности, социальные институты и общественные отношения, установившиеся обычаи и порядки. Если потребность ориентирована, прежде всего, на предмет ее удовлетворения, то интерес направлен на те социальные отношения, институты, учреждения, от которых зависит распределение ценностей и благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей.

Непосредственный предмет социального интереса - это не само благо л как таковое, а те позиции индивида или социального слоя, которые обеспечивают возможность получения этого блага. Именно социальное положение очерчивает границы доступного и возможного для индивида и/или социальной группы. Через возможное и, в принципе доступное, оно воздействует и на формирование реалистических желаний и стремлений. Положение, отрефлексированное в желаниях, чувствах, умонастроениях и жизненных планах, превращается в совокупность сложных стимулов деятельности - в интересы, которые и выступают в качестве непосредственной причины социального поведения.

Большинство сторонников социологической и психологической трактовок видят природу интереса диалектической, рассматривают его сквозь призму единства объективных и субъективных составляющих. Раскрытие сути социального интереса позволяет при таком подходе составить представление об общей линии устремления индивидов, социальных групп, классов, направленного на достижение своих потребностей.

Социальные связи человека, находящегося даже в очень небольшой, малочисленной группе, представляют собой множество взаимодействий, состоящих из действий и ответных реакций. Возникает необходимость согласования интересов.

Механизм совершения социального действия можно представить следующим образом: потребность индивида под воздействием ситуации - актуализация мотива - интерес - цель - мотивационная установка -социальное действие. Действенная сила потребности проявляется тем полнее, чем легче она выражена в интересах социальной общности.

Специфика социологического анализа проблемы потребностей заключается в выяснении взаимоотношений между социальными субъектами: на уровне общества, социальной группы и личности, причем каждый из этих уровней обладает определенным своеобразием, внутренней спецификой. В то же время они взаимопроникают друг в друга, образуя бесконечный водоворот человеческих стремлений и желаний, сложное разнообразие факторов, обусловливающих их, пеструю картину результатов этих стремлений, проявляющихся в действиях и поступках людей.

Me менее важен анализ категории интерес через призму направленности, которая включает два тесно между собой связанных момента: предметное содержание, поскольку направленность - это всегда направленность на что-то, на какой-то более или менее определенный предмет, и напряжение, которое при этом возникает. Как всякая динамическая тенденция, она всегда заключает в себе более или менее осознанную связь индивида с чем-то, находящимся вне его, взаимоотношение внутреннего и внешнего.

Другим аспектом анализа рассматриваемой категории является выяснение роли установок личности, в которой активизировано определенное перцептивное содержание.

Существенное свойство интереса заключается в том, что он всегда направлен на тот или иной предмет.

Интерес - это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности. В каждом интересе обычно в какой-то мере представлены оба момента, но соотношение между ними на разных уровнях сознательности может быть различным. Когда, например, общий уровень сознательности или осознанность данного интереса невысоки, господствует эмоциональная привлекательность.

Различные охват и распределение интересов, выражающиеся в той или иной их широте и структуре, сочетаются с той или иной их силой или активностью. Сила интереса часто, хотя не обязательно, сочетается с его устойчивостью. Интересы в общей направленности личности образуют систему подвижных, изменчивых, динамических тенденций с перемещающимся центром тяжести.

Выявлено, что формы социально-групповой и метагрупповой констелляции, осуществляемой посредством механизмов политического участия, имеют свой источник в содержании и динамике структуры социальных интересов, которые обусловливают не только позитивно-интегрирующие, но и протестные формы политического поведения.

Социальные изменения, вызванные глобализацией и изменением типа общественного устройства во многих странах, в том числе и в России, привели к усложнению системы социальных интересов, влияющих на политику, ускорили динамику изменения структуры интересов, спровоцировали рост противоречивых тенденций в обществе. В связи с этим актуализируется анализ малоизученных объектов: сообществ, осуществляющих политическую активность в форме участия.

Под политическим участием в диссертационном исследовании понимается вовлеченность рядовых граждан в формировании органов власти, в признание легитимности власти, в формирование проводимой правящей группой политики и контроль за ее осуществлением, в развитие и утверждение политической культуры, и, наконец, в контроль за поведением элит. Речь идет о вовлеченности в той или иной форме членов общества в процесс формирования системы политического участия.

Социальная составляющая групп интересов в России является наиболее слабым и уязвимым его компонентом. Становление чувства социальной общности и выдвижение единых требований, будь то в рамках производственных коллективов или движений «одной цели », в национальном масштабе или на региональном и местном уровнях, происходит трудно и медленно. Этому явно не способствуют условия, когда социальное структурирование общества идет параллельно его политической и экономической трансформации, особенно в отсутствие традиции массового добровольчества.

Возможность изменения вектора действия социальных микросвязей в будущем зависит в основном от того, насколько быстро их преимущественно защитная роль будет дополняться другими функциями под влиянием эволюции ценностных ориентации, как молодого поколения, так и старшего, социапизироанного при советском режиме.

Структурирование социальных интересов в условиях нынешней российской действительности носит почти исключительно протестный и защитный характер, а его требования направлены в первую очередь к государству в лице федеральной власти. Однако возможности выхода за рамки предприятия, региона, отрасли и перерастания в общенациональные движения на основе общих требований (невыплаты зарплат и пенсий, оспаривания результатов приватизации, возврата средств обманутым вкладчикам и т. п.) остаются нереализованными, в том числе в силу локального характера протеста, слабой политико-правовой проработки платформ протеста.

Перспективы самоорганизации социальных интересов на протестной основе напрямую зависят от того, смогут ли такие требования сыграть роль объединительного фактора, трансформироваться в «социальный капитал » взаимного доверия и взаимопомощи. Массовую базу протестных движений составляют беднейшие слои населения, что предопределяет качественное содержание протестных акций.

Дуалистический тип российской ментальности, сочетающей обломки коллективистских традиций и индивидуалистические черты, развившиеся на фоне отрицания квазиколлективистского опыта советского периода, определяет иной, чем в развитых демократиях, уровень и иные пути структурирования гражданской активности. Бурная социальная стратификация и рост потенциала социального протеста в условиях кризисного развития не являются непосредственными факторами структурирования социальных интересов и массового роста групповой активности. Напротив, на данном этапе они скорее играют роль факторов социальной атомизации и на их основе - роста корпоративных защитных настроений в рамках предприятия, профессии, отрасли, но не на уровне укорененности, а с потенциалом превращения в массовые формы гражданской активности.

Анализ уровня активности граждан в приоритетных направлениях деятельности «третьего сектора » показывает, что организации, выступающие от имени социальных интересов, в основном имеют очень узкую массовую базу, зато число их постоянно растет. По отношению к государству они могут занимать различные позиции: от полного сотрудничества до открытой конфронтации. Во многом такие взаимоотношения определяются режимом государственным и политическим.

В работе подробно проанализированы социальная база и содержание социальных интересов профсоюзов, экологических и правозащитных групп, объединения переселенческих организаций, выступающих от имени интересов беженцев, союза потребителей, женских и молодежных организаций и т.д. Показано, что добровольческие организации в переходной России до сих пор успешно действовали как выразители агрегированных интересов и как «целевые » группы только в случаях, когда собирание интересов происходило «снизу », а сама активность групповых структур тоже развивалась на низовом уровне и в основном этим уровнем и ограничивалась.

Оценивая роль социальных интересов с точки зрения имеющихся в их распоряжении каналов влияния на процесс разработки и принятия решений, следует отметить их слабость и перед лицом других организованных интересов, и перед лицом государства. Эта слабость - объективное отражение низкого уровня агрегирования самих интересов в условиях присущего переходному периоду социального размежевания на фоне широко распространенной социальной апатии.

Другая характерная черта процесса оформления социальных интересов в условиях переходного периода - идущие как изнутри самих групп, так и извне, со стороны представителей партийно-политического спектра, попытки их политизации, или точнее, втягивания в орбиту политического влияния с целью получения их политической поддержки. Тенденция к политизации социальной сферы заметна и на местном уровне.

Когда система функционального представительства находится в процессе формирования, авторитет органов территориального представительства невысок, правовое поле, на котором регулируется деятельность групп интересов, остается рыхлым, а экономические трудности переходного периода порождают массовые протестные настроения, «социальные » группы могут стать важным каналом для выражения протеста на низовом уровне. Они могут стать и средством собирания невостребованной общественной активности, причем не только протестного характера.

Двойной стандарт» в отношениях с государством как с источником бедственного положения индивида и одновременно - ответственного за его благосостояние - подсказывает вероятность сочетания конфликтных и консенсусных ориентации социальных групп интересов с преобладанием тех или иных в соответствии с характером и целями конкретных движений и перевесом логики противостояния в условиях кризисного развития. Ход процесса структурирования социальных интересов в условиях переходного периода утверждает новые формы их организации, преимущественно вокруг узконаправленных, конкретных целей. Параллельно этому идет развитие традиционных форм, претерпевающих трансформацию в соответствии с новым кругом задач и изменением качества тех интересов, которые они представляют.

Возрастание роли политики в регулировании и организации социальных процессов, изменение динамики самой политической системы, формирование новых политико-институциональных структур и усложнение системы политического участия актуализируют спорадическую (ситуативную) активность новых неавтономных субъектов интересов в политической сфере, включенных в деятельность более крупных и институционализированных политических групп.

На основе анализа взглядов Г. Моска, Ф. Парето, К. Маркса, М. Вебера, П. Сорокина, Э. Тоффлера, А.Турена, Б. Катля и др. исследованы основные направления и особенности влияния политических интересов на формирование стратификационной структуры в России. Обоснована необходимость исследования социальной структуры с точки зрения изменений, связанных с переходом общества в постиндустриальную стадию развития. Учет этих изменений важен, в первую очередь, для анализа f развития институтов политического представительства, а также для выявления особенностей современных индивидуальных и коллективных акторов политического процесса.

В качестве основных тенденций эволюции социальной структуры выделены распад традиционных социальных групп (рабочий класс, мелкая буржуазия, крестьянство и т.д.); дальнейшая социальная дифференциация, образование новых социальных групп и возникновение сложной, мозаичной социальной структуры; изменение критериев социальной стратификации и появление новых средних и высших слоев общества; возрастание социальной и географической мобильности и изменение образа жизни, большая открытость социального пространства; кризис традиционной социальной идентификации и индивидуализация социального протеста.

Рассмотрена система социального представительства, которая включает не только группы интересов, но и их связь с системой власти, а также с гражданским обществом, т. е. с социальными группами, с которыми индивиды идентифицируются: религиозными, этническими, профессиональными, региональными и другими подобными объединениями.

Через систему социального представительства общество формулирует проблемы, требующие непосредственного решения. Различные группы, объединения используют ее каналы для выражения требований, соответствующих их реальным или мнимым интересам и переноса этих требований в центр политической борьбы и в сферу принятия политических решений. В силу этого система социального представительства выступает, с одной стороны, важнейшим посредником между государством и населением, механизмом групповой консолидации, т. е. структурой, предназначенной для л выражения и защиты социально очерченных требований в политически ч неоднородной среде. С другой стороны, система социального представительства обеспечивает действие механизма коррекции политической системы, что оберегает эту систему от стагнации и дает возможность исправить ранее принятые политические решения законным " образом, не прибегая к насильственным действиям.

Политическая стратификация общества подвижна, ее основные пласты могут увеличиваться и уменьшаться. Однако политический стратификационный профиль, так же, как и социальный, не может вытягиваться беспредельно: автоматически срабатывает механизм перераспределения власти в виде стихийных выступлений масс, требующих восстановления справедливости, либо, чтобы избежать этого, требуется сознательное регулирование этого процесса.

Сознательное регулирование властных отношений в обществе - связано с разработкой целенаправленной политики, учитывающей все особенности общественного развития как внутри данной страны, так и на международном уровне; это расширение среднего слоя общества, являющегося гарантом стабильного политического развития; это совершенствование всей системы социального представительства с учетом конкретных требований времени. Содержание политики как особого рода социальной регуляции заключается в согласовании интересов различных групп, в выработке норм и правил, обязательных для всех граждан, осуществлении контроля за их выполнением.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Мартиросян, София Ашотовна, 2005 год

1. Абашкина Е.А., Егорова-Гантман Е. и др. Политиками не рождаются: как стать и остаться эффективным политическим лидером. -М., 1993.

2. Александрова T.J1. Методологические проблемы социологии профессий // Социс. 2000. - № 8.- С. 11-17.

3. Алексеева О. Тенденции в развитии некоммерческого сектора в России // Возможности и перспективы ресурсных центров России. Материалы конференции. М., 1998.

4. Алле М., Поведение рационального человека в условиях риска: критика постулатов американской школы. М., 1994.

5. Алюшин А.Л., Порус В.Н. Власть и «политический реализм»//Психология и психоанализ власти. Т.1. Самара, 1999.

6. Амелин В.Н. Влияние отношений представительства на избирательный процесс // Вестник Московского Университета. Серия 18. Социология и политология. 1998.- №4.

7. Амелин В.Н., Дегтярев А.А. Опыт развития прикладной политологии в России //Полис.- 1998. № 3. - С. 157-178.

8. Аристотель . Соч. в 4-х т. Т.4. М., 1984.

9. Ашин Г.К., Охотский Е.В. Курс элитологии. М.: ЗАО «Спортакадемпресс », 1999. - 368с.

10. Благовещенский НЛО . Оценка политических позиций в Государственной Думе 3-го созыва по результатам голосований. М.: Фонд ИНДЕМ, 2004. - 80с.

11. Большой толковый социологический словарь (Collins) / Пер. с англ. Т. I. -М., 1999.

12. Бородин О.И. Политический маркетинг. Дис.канд. соц. Наук. -Волгоград, 1999.

13. В.Ф.Черноволенко, В.П.Оссовский, В.И.Паниотто. Престиж профессий и проблемы социально-профессиональной ориентации молодежи.14

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.


Интерес социальный (от лат. socialis - общественный и interest - важно) - это интерес любого социального субъекта (личности, социальной группы, класса, нации), связанный с его положением в определённой системе общественных отношений.

Это осознанные потребности, реальные причины действий, событий, свершений, стоящие за непосредственными внутренними побуждениями (мотивами, помыслами, идеями и т.д.) участвующих в этих действиях индивидов, социальных групп, классов. По определению А. Адлера социальный интерес - элемент мотивационно - потребностной сферы, он выступает основой интеграции в общество и устранения чувства неполноценности. Ему свойственны готовность быть несовершенным, к вкладу в общее благосостояние, проявлять доверие, заботу, сострадание, готовность к ответственному выбору, к творчеству, близости, сотрудничеству и включенности.

Важнейшее значение имеют классовые интересы, которые обусловлены положением классов в системе производственных отношений. Однако любые социальные интересы, в т.ч. и классовые, не ограничиваются сферой производственных отношений. Они охватывают всю систему общественных отношений и связаны с различными аспектами положения своего субъекта. Обобщённым выражением всех интересов социального субъекта становится его политический интерес, в котором выражается отношение данного субъекта к политической власти в обществе. Социальная группа, стремясь реализовать

свой интерес, может вступить в конфликт с другими группами. Поэтому нередко частный интерес обретает форму общественного или даже общечеловеческого. Тогда он приобретает вид законного, легитимного интереса и не подлежит обсуждению. Любая социальная трансформация общества сопровождается резким изменением баланса интересов. Конфликт классовых, национальных, государственных интересов лежит в основе социальных революций, войн и прочих потрясений мировой истории.

Социально-экономические интересы - система социально-экономических потребностей субъекта (индивида, коллектива, социальной группы, общества, государства). Интерес выражает целостность системы социально- экономических потребностей и в этом своем качестве является стимулом деятельности субъекта, определяя его поведение. Осознание собственных социально-экономических интересов субъектом есть исторический процесс. Так, осознание товаропроизводителями своих интересов приводит к их реализации и соответственно является основой механизма рыночной экономики. Реализация социально-экономических интересов рабочим классом способствует созданию системы социальных гарантий всего общества.

В обществе существует сложная диалектика взаимодействия частного, коллективного и общего интересов. Так, частные социально-экономические интересы, будучи побуждением к действию индивидов, обеспечивают тем самым реализацию общего интереса.

Взаимозависимость и взаимообусловленность интересов еще более проявляется в диалектике коллективного и общего интереса, интересов социальных групп и национального интереса. Однако в таком сложном социальном организме, как общество в целом, отнюдь не всегда и не во всем коллективный, и тем более частный интерес совпадает с общим интересом. Государство в интересах всех социальных групп и слоев, а также индивидов регулирует и контролирует как частные, так и групповые (коллективные) интересы, формируя и защищая государственные интересы.

Цель всякой правовой нормы исходит из социального интереса. В этом смысле он является основным компонентом государственной воли. Социальный интерес относится к фундаментальным категориям социологии. Его можно представить как понятие, характеризующее объективно значимое, нужное для индивида, семьи, коллектива, класса, нации, общества в целом. Интерес и потребность не тождественны. Объективные социально- экономические потребности выступают побудительными причинами волевой деятельности людей, но определяют ее, только проявляясь в социальных интересах.

Обществу свойствен осмысленный характер всех действий его членов. Интерес - вот что сцепляет друг с другом членов гражданского общества. Социальные интересы обусловливают цели деятельности людей. В результате устанавливаются определенные отношения, определенный общественный строй, политическая и правовая организация общества, культура, мораль и т. д., которые в конечном счете соответствуют экономическим условиям жизни общества. Следовательно, социальный интерес - отправное начало целенаправленной деятельности людей и определитель ее социальной значимости. Этим свойством категории интереса обусловлена его роль в формировании права как главного критерия выявления объективной основы содержания права, его социальной сущности.

Социальный интерес, будучи осознанным и закрепленным в нормах права, предопределяет действие права. Соотношение между социальными ин-тересами как объективной реальностью и интересом в праве объясняется соотношением объективного и субъективного в самом интересе. По этому вопросу в правовой литературе существуют три точки зрения. Одни авторы считают интерес объективным явлением; другие - субъективным; третьи - единством объективного и субъективного. В зависимости от оснований классификации выделяются экономические, политические, духовные, классовые, национальные, групповые, личностные интересы. В свою очередь

каждой сфере жизнедеятельности общества присущи свои подгруппы важнейших социальных интересов.

Еще по теме 1. Социальные интересы социальных групп как реальные причины их действий:

  1. | Причина и цель в праве (для решения задачи исследования права, как реального явления, надо исследовать не только цепь, но и причину в праве]