Семья

Чтобы отвлечь внимание от. Р. Вудвортс. Отвлечение внимания. Знать о людях больше, чем они сами о себе знают

Принцип экспериментов на отвлечение внимания прост: во время выполнения назначенной задачи вводятся не относящиеся к делу раздражители, «дистракторы», и наблюдается, не нарушается ли в каких-нибудь отношениях исполнение. Испытуемый может быть предупрежден заранее, чтобы не обращать внимания на эти отвлекающие раздражители, или же они могут быть предъявлены ему неожиданно. В обоих случаях он скоро убеждается, что ему ничего не остается делать с этими раздражителями, кроме как пренебречь ими. Экспериментатор старается отвлечь внимание испытуемого, испытуемый же старается не отвлекаться.

Отвлекающие раздражители не должны быть такими, чтобы обязательно препятствовать исполнению. Если, например, задача состоит в сравнении двух тонов, то посторонние звуки станут более чем отвлекающими раздражителями, поскольку они будут маскировать тоны. В таком случае могут быть применены зрительные раздражители.

У молодых людей результат этих экспериментов обычно таков: раздражители не отвлекают их внимания, за исключением, может быть, короткого времени, пока испытуемый не приспособился к ситуации. Убедительным экспериментом такого рода является эксперимент Гови (1928). Класс второкурсников колледжа был разбит на две одинаковые группы для выполнения определенного задания. 6 недель спустя контрольная группа выполняла это же задание в другой форме при нормальных условиях, в то время как экспериментальная группа выполняла его при условиях слухового и зрительного отвлечения. Из разных частей комнаты попеременно звонили 7 электрических звонков различных тонов; кроме того, здесь было 4 мощных гудка, 2 органные трубы и 3 свистка, циркулярная пила, включавшаяся время от времени, и фонограф, играющий веселую музыку. У задней стены зала непрерывно то здесь, то там вспыхивали прожекторы, свет которых, правда, не был направлен в глаза испытуемых, а помощники экспериментатора, непривычно и кричаще одетые, входили, неся странные части аппаратов. Условия для экспериментальной группы были неблагоприятными и утомительными, но на выполняемое задание они подействовали мало. Они выполняли его почти так же, как и их товарищи в контрольной группе. В результате две группы, условия которых были одинаковы в первом испытании, имели во втором испытании следующие показатели:

Контрольная группа, работавшая при нормальных условиях: 137,6;

Экспериментальная группа, работавшая при отвлечении: 133,9;

Очевидная потеря вследствие отвлечения: 3,7.

Будет ли данному испытуемому способствовать или мешать такой, например, отвлекающий фактор, как танцевальная музыка, может зависеть от его собственной установки. Если он склонен верить, что музыка облегчит его работу, он, вероятно, обнаружит улучшение результатов и их ухудшение, если ему внушено противоположное убеждение (Беккер, 1937).

Как преодолевается отвлечение . Приемлемым было бы следующее предположение: для преодоления отвлечения в работу должно быть вложено больше энергии. Морган (1916) проверял эту гипотезу, регистрируя силу движений пальцев испытуемых при выполнении задачи, в известной мере напоминающей машинопись. Испытуемый работал на 10 нумерованных клавишах. Аппарат предъявлял отдельные буквы, которые испытуемый переводил на числа соответственно коду. Испытуемый нажимал на клавишу, помеченную этой цифрой, и аппарат немедленно экспонировал другую букву для кодирования и нажатия и т. д. Испытуемому было неизвестно, что сила, с которой он ударяет по клавише, регистрировалась. Пневмограф у его грудной клетки регистрировал дыхание. Испытуемый был один в комнате, но экспериментатор наблюдал его поведение через глазок. Некоторое время испытуемый работал в полной тишине, а затем со всех сторон начинали звучать звонки, гудки и фонограф. Действие отвлекающих факторов продолжалось в течение 10 мин. и сменялось 10 мин. тишины. Более 20 испытуемых прошли через этот эксперимент с результатами, которые различались в деталях, но согласовывались в следующих имеющих важное значение отношениях:

1. Имея первоначально лишь небольшой предварительный опыт в исполнении задания, испытуемый в течение эксперимента показы вал прогрессивное совершенствование.

2. Когда начинался шум, наблюдалось некоторое замедление работы.

3. В течение очень немногих минут испытуемый восстанавливал свою прежнюю скорость и продолжал дальнейшее совершенствование.

4. Когда шум прекращался, не только не наблюдалось немедленного улучшения, но часто имел место даже внезапный срыв. Прекращение шума, к которому испытуемый уже приспособился, действовало как отвлекающий фактор.

5. Когда устанавливалась тишина, наблюдалось дальнейшее совершенствование исполнения.

6. Сила, с которой испытуемый ударял клавишу, убывала в течение первого периода тишины, резко возрастала в начале шума, оставалась во время шума постоянной и падала по прекращении шума.

7. Запись дыхания, а также наблюдения экспериментатора через глазок показали речевую активность части испытуемых, особенно во время шума. Цифры и буквы, с которыми он имел дело, часто выговаривались вслух.

Мы видим здесь настоящее преодоление отвлечения одновременно с возрастанием мускульной энергии, вкладываемой в работу. Вероятно, включение дополнительной мускульной энергии в деятельность (в этом случае - движение пальцев), совершаемое при отвлечении, происходит почти бессознательно. Выговаривание цифр и букв было менее бессознательным. Оно более похоже на средство, используемое испытуемым в целях поддержания нарушаемой деятельности. Таким же образом человек может молча складывать столбцы чисел, когда все тихо, но чувствует себя вынужденным выговаривать или шептать числа, если кругом шумно. Однако по вопросу о том, действительно ли добавочная мускульная энергия преодолевает отвлечение и если да, то каким образом, мнения расходятся. Мы считаем, что здесь имеет место конкуренция различных двигательных систем, борющихся за контроль над организмом; большая мускульная активность, по-видимому, доставляет какие-то преимущества.

В приведенной таблице сообщаются данные одного испытуемого, иллюстрирующие все указанные выше пункты. Средние данные других 20 испытуемых показывают те же самые изменения.

Тишина Шум Тишина
Сотня реакций 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Время реакций (в сек.) 4,9 4,5 4,1 4,0 4,8 3,6 3,5 3,6 3,4
Нажим пальца (в г.) 293 197 150 115 300 302 235 180 165
Дробь вдыхания (до работы 0,44) 0,34 0,30 0,28 0,28 0,31 0,25 0,23 0,30 0,30

Дробь вдыхания - это время, требующееся на вдох, выраженное как дробь полного цикла дыхания. В тишине вдох занимает 40-45 процентов времени, как показано в таблице; до работы дробь вдыхания была 0,44. При произнесении слов вслух она спускается до 0,16, так как при произнесении звуков воздух расходуется постепенно.

Увидеть, что отвлечение преодолевается путем прибавления добавочной энергии, - это еще не все. Если работа при том же отвлечении продолжается день за днем, вступают в действие вторичные приспособления, и производительность сохраняется при отвлечении без траты лишней энергии. Гармон (1903) измерял затраченную энергию по темпу обмена веществ, определяемому при помощи респираторного аппарата.

Работа заключалась в сложении, а отвлекающим фактором была фонографическая запись, сделанная в шумном учреждении. В течение первых нескольких дней темп обмена был большим во время шума, но примерно через 7 дней работы при одинаковом отвлечении по 20 мин. в день темп обмена был одинаков и во время шума, и в тишине.

Отвлечения, которые не преодолеваются . В таких экспериментах, как только что описанный, испытуемый старался не отвлекаться и готов был прилагать всю энергию, необходимую для работы. Однако в повседневной жизни направленность на работу часто бывает не так сильна. Новый раздражитель пробуждает любопытство, и некоторое время затрачивается на ориентировку, как, например, у собак акад. И. П. Павлова, отвечающих на отвлекающие раздражители «ориентировочным рефлексом» и временно теряющих свои условные рефлексы. В эксперименте все, что делает экспериментатор, является частью «дела», в то время как в обычной жизни подобное отвлечение могло бы рассердить, а гнев представляет собой большее отвлечение, чем шум. К тому же внутренний интерес к звонку и гудку и даже ко многим фонографическим записям очень невелик; возможно, что что-либо более интересное может действительно отвлечь.

Исходя из этого соображения, Вебер (1929) применил в качестве отвлекающих факторов хорошую музыку и забавные анекдоты; чтобы избежать адаптации, он давал задачи, требующие одной или двух минут интенсивной мыслительной деятельности: сложение, вычитание, запоминание, определение, извлечение корня. Все 16 испытуемых показали уменьшение производительности (10-50 процентов), и в отчете о своих субъективных ощущениях все они сообщили, что были в это время отвлечены. Иногда отвлекающие факторы были только более или менее мешающим фоном, но иногда они врывались в сознание и настолько завладевали им, что испытуемый забывал свою работу и отдавался музыке или рассказу. В другие моменты музыкальный фон ощущался как облегчающий работу.

Субъективное переживание преодоления отвлечений внимания состояло, как сообщали испытуемые Вебера, либо в отстранении отвлекающих факторов, либо в положительном сосредоточении на работе. Отвлечение могло быть иногда преодолено путем третирования, как не имеющее значения и нелепое, если даже оно было привлекательно само по себе, и путем старания не замечать смысла рассказа и хода музыки. Некоторые испытуемые рассказывали об особом роде «внутреннего закрывания» одного уха и исключении, таким образом, раздражителя. Положительное сосредоточение состояло иногда в увеличении темпа или интенсивности работы, иногда в думании вслух. Видимое поведение испытуемого во время отвлечения, как отмечалось экспериментатором, включало: 1) общее возрастание мускульного напряжения; 2) возрастание энергии рабочих движений: громкая речь, сильные движения рук, глаза, прикованные к работе или устремленные в пространство, поза сосредоточенности (наклонение туловища вперед и сжимание головы руками); 3) оборонительные движения: встряхивание головой, закрывание глаз, прикрывание глаз руками, движения плечами, отворачивание лица в сторону. Эти оборонительные движения были иногда очень сильны. Испытуемый расходовал свою энергию на преодоление отвлечения внимания и не бросал работы. Некоторые испытуемые впадали в состояние временного нервного беспокойства, в котором они не могли работать, или в состояние опустошения и полной заторможенности.

Острота ощущений в зависимости от внимания и отвлечения . При направлении внимания непосредственно на раздражитель можно ожидать лучшего восприятия слабых раздражителей и более низких порогов ощущения, чем в других условиях. Результаты различных экспериментов, проводившихся по этой общей проблеме, расходились, вероятно, потому, что испытуемые иногда действительно отвлекались, а иногда сильно возбуждались отвлекающим раздражителем. Условия в эксперименте Невола (1923) свободны от этой двойственности, потому что он применял не отвлекающие раздражители, а изменял условия при помощи предупреждающих сигналов, вроде тех, которыми пользовались при измерении времени реакции, меняя, таким образом, готовность к восприятию слабых тактильных раздражений. Иногда сигнал о готовности не подавался; в этом случае испытуемый был менее всего готов к восприятию раздражения. Иногда этот сигнал на 1,7 сек. предшествовал действию раздражителя, а иногда испытуемый мог знать точно, когда будет дано слабое тактильное раздражение, наблюдая движущуюся стрелку, которая достигала определенной метки как раз в тот момент, когда предъявлялось тактильное раздражение. Этим тактильным раздражением было слабое нажатие на палец. Приблизительно в половине проб нажатий не делалось. Задачей испытуемого было отвечать, был ли дан раздражитель или нет. Скомбинировав данные от двух испытуемых, мы получили таблицу, ясно показывающую, что чем больше готовность (внимание), тем лучше ощущение. Чем ближе от сигнала готовности к моменту воздействия раздражителем, тем лучше различение между слабым раздражителем и отсутствием раздражения. Сходные результаты были получены со слабыми зрительными раздражителями.

Предусмотрительный хитрец не врёт по мелочам.

(Теткоракс)

Для ведения думаю что прежде всего необходимо научиться — вначале отвлекать внимание от атаки, а затем ее проводить. При этом для отвлечения внимания думаю достаточно долей секунды, просто внимание противника перебрасывается на что то другое и в этот момент уже наносится серия ударов.

1. нанесение противника, абсолютно любым способом. Просто бросок к глазам противника — думаю наилучший вариант на дистанции нанесения удара рукой.
2. Нанесение совершенно неожиданно.
3. Отвлечение внимания действием. Это просто пугающее движение, просто небольшой бросок к цели останавливающийся наполовину. И затем сокрушающий удар. Отвлекать внимание в реальном бою вы можете совершенно грубо, главное чтобы у противника сработал рефлекс и он «дернулся»
4. Отвлечение внимания ударом в уязвимое место Используйте для нанесения отвлекающих ударов – хлесткие, легкие и резкие удары. Цель этих ударов – отвлечение внимания не более того(это скорее всего легкий удар в глаза, горло, колено или пах противника). После этого наносите серию в полную силу. А затем добивание противника.
5. отвлечение внимания каким нибудь «наглым» поражающим противника своей неожиданностью ударом — например пощечиной.
6. бросок любого предмета в глаза противника
7. тычок любым предметов в глаза противника

Здесь главное не более чем сбить внимание противника — просто скоростное, неожиданное действие, которое по определению должно достичь своей цели — а затем уже серия ударов на поражение противника.
Запомните любую атаку для ждущего атаки противника, следует начинать с отвлекающего действия.
То есть – общее правило — для проведения эффективной атаки противник должен быть отвлечен от места атаки — противник не должен заметить само начало вашей атаки.
Причем в отвлечении противника определяющем моментов является использование рефлексов человека – простых рефлексов на неожиданное и резкое движение, заставляющих дернуться испугавшись. (Вы выполняете отвлекающее движение, противник реагирует на него рефлексивно и именно в этот момент вы проводите свою атаку далее. Вот собственно и все.)

Таким образом комбинированная атак основанная на движении отвлекающем внимание противника будет иметь следующую структуру:
1. легкий отвлекающий удар в первую или вторую болевую точку. То есть удар чтобы отвлечь внимание противника от следующей зоны атаки.
2. более сильный и мощный удар в первую или вторую болевую точку. Который сбивает противника с толку.
3. мощный удар
4. добивание противника.

То есть в данном случае в атакующей комбинации — от движения к движению максимальная скорость переходит в максимальную силу. Скорость уменьшается и а сила увеличивается. По мере того как противник ослабевает.

Очень удобный прием словесной самообороны – продолжить фразу, которую произнес ваш противник. Однако это не самый лучший вариант, когда агрессор кричит, поскольку ваше продолжение его фразы прозвучит заведомо тише, чем ее начало, а ведь бывают ситуации, когда кто-нибудь кричит на вас на всю улицу. На этот случай к нам на помощь приходит прием «Отвлеките внимание от себя», который заключается в том, что вы пресекаете попытку противника говорить о вас и особенно приписывать вам некие визуально представимые действия и свойства.

Почему так важно отвлечь от себя внимание? Потому что свидетели ситуации, в которой вы позволили себя распекать, запомнят, будто вы проиграли спор и действительно оказались виноватым, несмотря на то что на деле было как раз наоборот.

Чтобы этого не произошло, необходимо перевести центр внимания окружающих со своих действий на действия обвинителя («На каком основании вы мне это говорите?», «Кто вам дал право так разговаривать?», «Это вы мне такой вопрос задаете?» и т.п.).

Введите в ситуацию выдуманное третье лицо

Отвлечь от себя внимание можно также путем включения в вашу ситуацию некоего выдуманного персонажа, который, например, сообщает вашему противнику ложные сведения. Этот прием просто великолепен в том случае, когда недруг выкрикивает о вас всякие небылицы, привлекая внимание окружающих. Прием можно использовать и в ситуации, когда вы разговариваете с человеком, которому нельзя ответить неучтиво (например, с начальником или с учителем).

В качестве примера приведу историю с преподавателем и студенткой музыкального училища. Студентка, которую невзлюбил преподаватель, мечтавший ее отчислить, допустила в реферате случайную описку. Она написала, что «Моцарт – великий австралийский композитор».

Нападающий пытается сузить ваше сознание, а ваша задача его расширить и переместить центр внимания окружающих на агрессора.

Преподаватель просмотрел реферат еще в начале урока, но ничем не выдал радостного волнения, которое его охватило, когда он обнаружил эту случайную оплошность. Он дожидался момента, когда откроется дверь в смежном кабинете и мимо пройдет завуч. Когда это наконец случилось, он совершенно без всякой связи с тем, о чем шла речь до этого, победно закричал: «Я диву даюсь! Вы пишете, что Моцарт – это великий австралийский композитор!» Студентка (честь ей и слава!) ни на секунду не задумалась над ответом.

Кто вам сказал, что Моцарт – это австралийский композитор?! Какой ужас! Кто вам сказал такую глупость?! (Студентка отвечала фразами, в которых фигурировало виртуальное третье лицо.)

Да ведь это у вас написано в реферате!

Кто вам сказал такое?!

– Да вы, вы!

– Ничего подобного! Откуда вы это взялu?! – отпиралась студентка, даже не думая смущенно склониться над рефератом, чего так жаждал преподаватель.

– Да вот, вот здесь! – Преподаватель бросился искать нужную страницу, но завуч успел выйти, и стараться было уже не перед кем.

Откажитесь от связной речи

Женщина лет сорока гуляет с породистой собачкой. К ней направляется старушка, известная во дворе любительница приставать к прохожим с целью спровоцировать конфликт. Она пытается подозвать песика, но хозяйка объясняет, что собаку приучают не подходить к незнакомцам, так как ее могут украсть.

«Видите ли, – объясняет старушке женщина, – для вас она хорошая, чтобы погладить, а для кого-то хорошая, чтобы шапку из нее сшить». «Как?! – кричит на весь двор старушка с притворным ужасом. – Неужели вы ее уничтожите?. Неужели у вас поднимется рука на такое беззащитное создание?!» (Я намеренно выделяю во всех фразах глаголы, поскольку именно они подскажут, как ответить. – Авт.). Поняв наконец, что бабка просто развлекается, хозяйка собаки начинает защищаться, потому что видит, что на нее уже с любопытством смотрят прохожие:

Кто кого уничтожит?! У кого поднимется рука?! На чтo?! (Перевод центра внимания окружающих на несуществующее третье лицо.)

На вас! Ведь вы держите собаку только для того, чтобы сделать из нее шапку!

– А вы что, сами держите собак, чтобы делать из них шапки? – возвышает голос хозяйка щенка. (Женщина прицепилась к глаголу, чтобы «приклеить» действие, которое приписал ей агрессор, ему самому.) – Откуда у вас такой интерес к собакам и шапкам из собак? Что вам вообще надо от моей собаки? (Обращаясь к соседям, гуляющим на площадке.) Граждане, помогите! Стою тут, подругу жду, вдруг подходит вот эта старушка и начинает приставать. (Женщина перевела центр внимания окружающих на реальные действия агрессора.) (К старушке.) Вы каждый день заговариваете с незнакомыми людьми на улице или только по четвергам? (Это разновидность приема «Поставить перед агрессором зеркало», когда, чтобы подчеркнуть ненормальность поведения человека, его действия гипотетически переносятся в другое время или место.)

Вы, возможно, скажете, что это не логичные ответы, а какой-то набор слов, похожий на то, как тетки на базаре ругаются, лишь бы было что кричать без всякого смысла. Но ведь и в речи хитрой старушки не было логики, прослеживалось одно лишь перевирание чужих слов. Если агрессор умышленно жонглирует словами, то и вам его баловать логикой не следует. Ваша задача ведь не в том, чтобы объяснить ему, в чем он заблуждался (поскольку он на самом деле не заблуждается, а намеренно извращает смысл вашей речи). Ваше дело не дать ему опозорить вас перед окружающими и заставить его уйти несолоно хлебавши.

Люди интеллигентные даже представить себе не могут, что у кого-то может быть низменная, а главное, иррациональная потребность говорить что попало, лишь бы доставить неприятность, поэтому ситуации, когда кто-то ведет себя странно и нелогично, приводят их в замешательство. Напротив, люди, не обремененные культурой, реагируют на грубые и бессодержательные речи быстро и не задумываясь, поскольку регулярно слышат их в своей среде. Приемы «Отвлеките внимание от себя» (особенно разновидность «Выдумывание третьего лица») и «Прицепка к глаголу» – это воистину народные методы самозащиты. Их вы можете наблюдать повсюду, где не ступала нога интеллигента.

Переведите внимание с себя на противника или на некое воображаемое третье лицо.

Говорите не о себе, а о людях вообще

Если вы хотите быстрее закончить разговор с противником, то нужно исключить из собственной речи любые упоминания о своей личности. Говорите только о тех возмутительных действиях, которые совершил ваш недруг. Тогда ему не за что будет ухватиться, чтобы обсуждать вас дальше. Поясним это правило на следующем примере.

К Дине пришла компания приятелей, среди которых был незнакомый молодой человек. Парень этот быстро освоился и начал острить, избрав хозяйку объектом своих шуток: «Это что за приправа у тебя? Ха-ха-ха, никогда не видел такой! А почему ты кладешь в картошку сливочное масло, а не растительное? Ха-ха-ха, как странно!» Юноша находил в доме Дины смешным абсолютно все – книжки, которые она читала, марку телевизора и даже занавески.

Наконец девушка не выдержала и спросила: «Ты пришел, чтобы подшучивать надо мной?» «Но ведь ты такая смешная!» – воскликнул гость и пустился перечислять все то, что его веселило. «Неужели ты пришел сюда только для того, чтобы надо мной смеяться?» – повторила Дина сердитым тоном, но парень словно ничего не слышал и продолжал в том же духе. Наконец, Дина сказала: «Ты пришел сюда острить?» – и гость внезапно успокоился.

Дело в том, что первые две фразы лишь спровоцировали дальнейшее обсуждение поведения Дины, поскольку в них содержалось упоминание о ее личности, а третье замечание все-таки достигло цели, поскольку в нем все внимание было сосредоточено только на действиях гостя.

Сформулируем правило. Если вы хотите сделать замечание, надо упомянуть в нем лишь о действиях агрессора и умолчать об объекте, на который эти действия были направлены, иначе дальше речь пойдет об особенностях объекта, то есть о вас. Приведем еще один пример, иллюстрирующий это правило.

Говорите только о действиях противника

Наша система рекомендует не отвечать на любые вопросы, которые нам задают, а прежде подумать, какое право имеет задавать их нам посторонний человек. Многие люди, интуитивно придерживающиеся этого правила, все-таки допускают одну серьезную ошибку. Допустим, на собеседовании при приеме на работу вам задали вопрос о причине вашего развода или допустили еще какую-то нескромность. Как правило, человек говорит в таких случаях: «Разве я обязан отвечать на такие вопросы?» Работодатель начинает наступление: «Если вы претендуете на рабочее место, вы должны предоставить нам исчерпывающую информацию о себе, иначе мы не сможем принять решение, что вы нам подходите!» Однако такого не происходит, если испытуемый говорит: «На каком основании вы задаете людям (не говорите «мне!») такие вопросы?», переводя центр внимания окружающих с себя на личность работодателя. Абстрагируйтесь от конкретной ситуации с вами и представьте ее как ситуацию с любым человеком вообще.

Например, если вам нахамил продавец, не говорите: «Кто вам дал право кричать на меня? » Скажите: «Кто вам дал право кричать на покупателей!» Этот прием можно назвать «Абстрагированием от конкретной ситуации» либо «Искусственным увеличением количества пострадавших». Вы-?o один, а покупателей – много.

Реконструируйте действия агрессора

Ваша цель – не сосредотачиваться на смысле оскорбления (это заставит вас мгновенно увязнуть в собственных переживаниях),а представить то действие, которое совершает ваш противник. Если в оскорбительных фразах содержатся какие-нибудь глаголы (особенно обозначающие визуально представимые действия) – это хороший повод придраться к такому глаголу-действию, чтобы приписать его противнику.

В книге В. Сергеечевой «Словесное карате» собраны анекдоты и занимательные истории об остроумии и находчивости известных людей. Несложно заметить, что многие из этих примеров находчивости – не что иное, как... наши приемы «Прицепитесь к глаголу» и «Реконструируйте действие противника» (глаголы-действия в этих историях я для удобства выделила курсивом).

«Один из новых знакомых польского композитора Кароля Шимановского обратился к нему с ехидным вопросом:

– Скажите, пожалуйста, маэстро, не кажется ли вам очень скучным всю жизнь ничего не делать и только сочинять музыку?

– Да, немного скучно, – согласился композитор, – но думаю, что еще хуже всю жизнь ничего не делать и только слушать то, что я сочиняю!»

Давайте разберемся, что именно позволило Шимановскому ответить так верно и метко. Колкость нового знакомого была направлена на действие, которое выполнял композитор (т.е. на сочинение музыки), и остроумный ответ композитора базировался на том, что он реконструировал в воображении то действие, которое выполнял его противник, а именно: тот сам ничего не писал, а лишь слушал музыку.

Тот же прием виден и в диалоге, приписываемом Анатолию Чубайсу и Борису Березовскому:

«Всего вам, Борис Абрамович, Бог дал: ума, богатства, а вот волос не дал. Как же так? Несправедливо!» – «Да он предлагал, но рыжие. Я отказался».

Березовский прицепился к глаголу «давать» и приписал Чубайсу визуально представимое действие по получению от Бога волос. Обратите внимание, что Березовский не пустился в обсуждение собственных волос, а сразу перевел центр внимания на волосы противника, как это и следовало делать согласно нашей системе.

Если агрессор умышленно жонглирует словами, то и вам его баловать логикой не следует.

«Немецкий естествоиспытатель Эрнст Геккель на каком-то приеме закурил сигару и передал спичку священнику, тоже собиравшемуся закурить. Из-за неловкости последнего спичка погасла.

– Ну вот, свет науки погас, – не то сострил, не то позлорадствовал священник.

– В руках церкви это случалось не раз, – ответил ученый».

Геккель ответил не задумываясь, потому что мысленно дал действию своего противника название: «Священник погасил спичку». Это позволило ученому не «застрять» лишь на представлении фразы «свет погас», а увидеть картину происходящего шире, т.е. представить свет, гаснущий от рук церковника. Возможно, Геккель мысленно использовал прием «Комментирование путем продолжения фразы противника». То есть, когда священник бросил реплику, ученый подумал что-то вроде: «Ну вот, свет науки погас, – позлорадствовал церковник, его погасивший».

Спросите: «Это вопрос, утверждение или указание?»

Чтобы перевести центр внимания окружающих со своей личности на личность противника, самое главное – ответить быстро, не задумываясь. Люди, которые утверждают, что научиться отвечать мгновенно на любое оскорбление или провокацию невозможно, объясняют свою точку зрения так: «Никогда не предугадаешь, что тебе скажут!» Им мы ответим: агрессор, конечно, может сказать вам что угодно, но любая фраза, которую мы слышим, это либо вопрос, либо утверждение, либо указание (т.е. фраза в повелительном наклонении).

Если вам сказали что-то явно неприятное, но вам трудно найти слова, чтобы выразить, что именно вас задело и с чем именно вы не согласны, нужно спросить: «Это вопрос?», «Это утверждение?» или «Это указание?», в зависимости от того, на что больше похожа реплика с неприятным содержанием. Эти вопросы также хороши, когда вы общаетесь с человеком, имеющим обыкновение говорить загадками. Поясню на примере.

В организацию, проводящую курсы повышения квалификации учителей, часто приезжают люди из разных городов со всевозможными лекциями и семинарами. Как-то раз приехала одна женщина-режиссер, чтобы показать учителям игры, направленные на развитие актерских способностей. Учителя охотно выполняли задания, но никто не мог понять, как же она оценивает их выполнение. «Театральная дама» имела очень странную манеру говорить: у нее была совершенно неопределенная интонация. Например, один из слушателей выполнил задание – изобразил попугая. Режиссер подошла к нему и сказала: «Это что... Это попугай... Так выглядит его поза...» Сказав это, она воззрилась на аудиторию, видимо, ожидая от слушателей какой-то реакции. Но какой?!

Совершенно нельзя было понять, одобряет ли она то, как было выполнено задание, или же осуждает, или же предлагает обсудить исполнение. Никто не мог понять, то ли она спрашивает, то ли утверждает, то ли дает указание выполнить упражнение еще раз. Люди чувствовали себя неловко. У них складывалось впечатление, что «театральная дама» постоянно на что-то намекает, но на что именно, понять было невозможно. В целом интонация режиссера была больше похожа на вопросительную, но вопросы в привычном понимании отсутствовали.

На второй день тренинга многим стало казаться, что «театральная дама» (именно так окрестили ее слушатели) просто над ними издевается. Наконец, когда режиссер произнесла очередную фразу-загадку, кто-то не выдержал и спросил: «Мы не понимаем: вы спрашиваете, утверждаете или даете указание?» Режиссер смутилась: «Неужели вы меня совсем не понимаете?» – и уже через минуту заговорила как нормальный человек. Судя по тому, как быстро она сумела перестроить свою речь, ее странная манера общения была сознательной, ей действительно нужно было смутить слушателей, которые не зря восприняли ее тон как демонстрацию «богемности» и недостаток уважения. И всего лишь один верно сформулированный вопрос помог снять эту неуместную маску загадочности.

Любое оскорбление – это либо вопрос, либо утверждение, либо указание. Спросите: «Это вопрос?» («Это утверждение?», «Это указание?».)

Смоделируйте ситуацию. Вы полностью в себе. В вашей голове просто поток мыслей и нужно только успевать их записывать. Вдруг к вам кто-то обращается. Он прерывает в самый неподходящий момент. И тут “раз” - и в голове пусто. О чем вы думали, в какой последовательности? Что делать? Вы стараетесь восстановить ход мыслей, вспоминая с чего все началось. Но того состояния уже нет. Знакомо?

“The Atlantic” , один из наиболее респектабельных журналов США, выпустил статью на основании исследований университета штата Мичиган. Для эксперимента велся учет рабочего времени группы людей. Они работали над довольно сложным компьютерным заданием и их регулярно отвлекали.

“Все участники сделали мелкие ошибки. Никто не выполнил работу на 100% верно” - пишет “The Atlantic”. ”Когда внимание от задания было перенесено всего лишь на 2,8 секунды, частота ошибок удваивалась. А когда прерывали в среднем на 4,4 - частота утраивалась. Самое главное, что участники эксперимента даже не осознали, почему уменьшилась продуктивность”.

Профессор психологии Джон Девис, участник общественной организации психологов Великобритании, пишет, что количество ошибок увеличилось потому, что отвлечения приводят к пробелам во внимании. Есть несколько причин, из-за которых такое происходит.

Самая элементарная причина заключается в том, что человек забыл, на чем остановился до того, как его отвлекли. Поэтому он может продублировать уже сделанное ранее действие или, в худшем случае, вовсе забыть на чем остановился. Именно по таким причинам и совершаются ошибки, когда врач оставляет что-то в ране во время операции.

К примеру, если человек должен произнести вслух алфавит, он скажет на одном вдохе “А-Б-В-Г-Д-Е-Ё-Ж-З”. А, вдохнув, продолжит “Й-К-Л-М-Н-О-П” и далее. Отсутствие буквы “И” появилось в следствии прерывания последовательности.

“The Telegraph” , популярная британская газета, пишет, что в большинстве случаев отвлечение ни к чему страшному не приводит. Однако есть типы деятельности, где работа требует особой концентрации. Например, хирург, пилот или химик - профессии, где даже одна ошибка может привести к летальному исходу.

А “Science Daily” же в своей статье цитирует Эрика Альтмана, доктора психологии университета штата Мичиган. “Мы живем, как в домино, и наши жизнь и безопасность так зависимы от “костяшек” перед нами.”
Все, конечно, зависит от профессии и обстоятельств.

Если Вы заметили, что сотрудники стали делать больше ошибок, не успевают закрывать задачи вовремя, возможно они просто не могут сконцентрироваться в течение дня? Проанализируйте периоды непрерывной работы, количество отвлечений, сопоставьте их с результатом работы и Вы сможете доказать (или опровергнуть) Ваше предположение!

Если определенные мысли или воспоминания вызывают у вас грусть или тревогу, вы, наверное, ищете способ отвлечься от них. Если вы найдете то, что отвлечет вас, это поможет вам переключить свое внимание с тревожных или негативных мыслей. У каждого есть то, что его огорчает, и о чем он не хочет думать. Тем не менее, иногда подобные мысли могут указывать на серьезное состояние, например, на тревожность, депрессию или посттравматический стресс. Имейте в виду, что часто единственный способ действительно забыть грустные мысли или события (насилие, несчастный случай, психическое заболевание и тому подобное) – это разговор со специалистом в области психического здоровья. Первый шаг в борьбе с причиной вашей сосредоточенности на негативных, вредных мыслях – попытка понять природу этих мыслей.

Шаги

Успокойте свой разум

    Ведите дневник. Одна из причин того, почему человеку так трудно перестать думать о чем-то, состоит в том, что он специально прилагает усилия, чтобы об этом не думать. К сожалению, в большинстве случаев это только заставляет вас еще больше сосредоточиться на этих мыслях и вызывает неконструктивные чувства, например, чувство вины или стыда (“Почему я не могу перестать думать об этом?”). Ведите дневник своего психического здоровья, чтобы дать себе возможность исследовать свои чувства и мысли, даже те, которые вызывают у вас грусть или беспокойство.

    Разорвите цикл повторяющихся размышлений. Цикл повторяющихся размышлений – это процесс обдумывания определенного вопроса снова и снова. Как правило, мысли в таком случае носят негативный или беспокойный характер. Если вы чувствуете потребность отвлечься от своих мыслей, возможно, вы вошли в цикл повторяющихся размышлений. Такую привычку необходимо преодолеть, потому что повторяющееся размышление тесно связано с глубокой депрессией. Вот несколько методов, которые помогут вам разорвать порочный круг повторяющихся размышлений:

    Продолжайте практику осознанности во всех своих действиях. Замечательный способ концентрироваться на текущем моменте и не теряться в негативных мыслях – это повседневная практика осознанности. Этот прием может быть чрезвычайно эффективным для снижения повторяющихся размышлений и избавления разума от неприятных переживаний и забот.

    • Когда просыпаетесь утром, делайте глубокий, успокаивающий вдох. Сделайте легкую растяжку и подумайте о том, какие ощущения вызывает каждое упражнение в ваших мышцах и суставах. Выпейте стакан воды и обратите внимание на температуру, консистенцию и свои ощущения, когда жидкость стекает по горлу. Не делайте ничего на автомате, фокусируйтесь на каждом совершаемом действии в течение всего дня: когда принимаете душ, чистите зубы, едите, ведете машину, работаете и так далее.
    • На протяжении каждого вида деятельности воздерживайтесь от суждений о том, что вы делаете, и не позволяйте своим мыслям блуждать. Когда заметите, что отвлеклись, верните свое внимание к той деятельности, которой вы занимаетесь, и подумайте о том, как она влияет на каждый из ваших органов чувств.
  1. Готовьте. Если вам нравится готовить или печь, эти занятия могут послужить замечательным способом отвлечься от неприятных мыслей. Приготовление ужина, например, может принести вам чувство, что вы сделали что-то полезное, и повысить вашу уверенность в себе. Более того, вы передадите свои положительные чувства и другим – тем, с кем разделите трапезу.

    Решайте головоломки. Их часто используют в образовательной терапии, потому что они требуют сосредоточения, терпения и креативности. Головоломки могут быть очень полезными при рассеянности внимания, неорганизованном мышлении и проблемах с мотивацией. Они часто помогают на время отвлечься от других мыслей, поскольку требуют сосредоточения.

    • Найдите головоломки, которые вам нравятся и не надоедают. Кроссворды и судоку – довольно распространенные головоломки, которые можно легко найти практически в любом месте.
    • Можете также попробовать собрать паззл, если вам нравится соединять разрозненные детали. Кроме того, когда у вас на глазах разрозненные детали складываются в картину, это дает приятное чувство, что вы справляетесь с задачей.
    • Существует множество мобильных приложений и веб-сайтов с различными головоломками, поэтому их решением можно заниматься где угодно.

Используйте развлечения, чтобы отвлечься

  1. Смотрите телепередачи, фильмы или смешные видео в интернете. Юмор – замечательный способ отвлечь себя от негативных мыслей или воспоминаний.

    Слушайте музыку. С тех пор, как люди научились сочинять музыку, они используют ее для выражения своих чувств. Исследования также показали, что она помогает снизить уровень стресса и способствует релаксации.

    Выходите в интернет. Умеренное использование компьютера поможет развлечься и расслабиться. В интернете можно поиграть в игры, посмотреть одежду и аксессуары в интернет-магазинах, пообщаться со старыми друзьями в социальных сетях, почитать интересные статьи на любимые темы или . Однако следите за тем, сколько времени вы проводите за компьютером.

    Примите теплый душ или ванну. Исследования показывают, что, просто принимая горячий душ, вы снижаете свой уровень тревоги. Ощущение физического тепла помогает вам расслабиться и даже стать более склонным пообщаться. Сосредоточьтесь на ощущениях, которые вы испытываете в душе или ванной: вода на коже, тепло, которое вас окружает. Делайте глубокие вдохи. Пусть это будет еще одним упражнением на осознанность: сконцентрируйтесь на приятных ощущениях и наслаждайтесь ими.

Проводите время с другими

  1. Позвоните друзьям или родственникам или сходите к ним в гости. Неважно, далеко или близко находятся члены вашей семьи или друзья: когда вам нужно отвлечься от негативных мыслей, вы можете позвонить им. Можно даже сказать другу/родственнику, что вы звоните, чтобы отвлечься от конкретной темы – так он не поднимет эту тему ненароком.

    • Если ваши друзья, родители, братья, сестры или другие близкие люди живут рядом, выберите день и договоритесь о встрече. Сходите вместе на прогулку или на пикник. Посмотрите фильм, сходите в боулинг, бассейн или займитесь общим хобби.
    • Совместное времяпровождение с другими людьми не только делает вас счастливым, но и продлевает жизнь. Сейчас ученые приравнивают одиночество к употреблению табака – оно может быть вредно как для психического, так и для физического здоровья.