11 класс

28 ролевой набор личности является результатом процесса. Ролевое поведение и ролевые конфликты

Мы уже сталкивались с понятием статусного набора, которое было введено в научный оборот Р. Мертоном. Оно обозначает совокупность всах статусов, принадлежащих одному человеку. Р. Мертон предложил еще одно понятие, которое, по известным причинам, тесно связано с первым. Ролевой набор - совокупность ролей (ролевой комплекс), ас­социируемых с одним статусом.

Каждый статус обычно включает ряд ролей. К примеру, статус уни­верситетского профессора подразумевает такие роли, как "преподаватель", "исследователь", "наставник молодежи", "адми­нистратор", "клерк", "автор научных статей", "специалист в своей об­ласти знаний" и другие.

Каждая роль в ролевом наборе требует особой манеры поведения и общения с людьми. Даже две похожие роли профессора - "преподаватель" и "наставник" - предполагают разное отношение к студентам. Первая заключается в соблюдении формальных норм и правил: чтение лекций, проверка курсовых, прием экзаменов. Вторая подразумевает неформальное общение со студентами в качестве мудрого советчика или старшего друга.

Каждая роль в ролевом наборе предстает, таким образом, совокуп­ностью непохожих на другие отношений. С коллегами у профессора складываются одни взаимоотношения, с администрацией уни­верситета - другие, с редакторами журналов, студентами, промышленниками - третьи. В итоге ролевой набор формирует набор социальных отношений.

    Личность в социологии понимается как целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития, субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

    • Статус - определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.

      Обязанности предписывают то, что исполнитель данной роли или носитель данного статуса непременно должен делать по отношению к другим исполнителям или носителям.

      Права говорят о том, что человек может свободно позволить себе или допустить в отношении других лю­дей.

      Главным статусом называется наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с ко­торым они отождествляют его.

      Личный статус - положение, которое человек занимает в малой, или первичной, группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам.

      Несовпадение статусов - это, по существу, несовпадение рангов статусов либо противоречие прав и обязанностей.

      Приписываемый статус (его еще называют аскриптивным) - это статус, в котором человек рожден или который назначается ему по прошествии времени.

      Достигаемым называется статус, который человек получает благо­даря собственным усилиям, желанию, свободному выбору либо приобретается благодаря удаче и везению.

      Модель поведения, ориентированная на конкретный статус, называетсястатусной ролью или просто ролью.

      возникает неко­торый диапазон , в рамках которого варьируются поведение и осущест­вление своих прав.

      Статусные символы, права, обязанности и роль создают статусный образ .

      Статусная идентификация - это слово, как мы уже дого­ворились, обозначает всего лишь отождествление себя с чем-то или с кем-то, - указывает на то, в какой мере человек сближает себя со сво­им статусом и статусным образом.

      Ролевой набор - совокупность ролей (ролевой комплекс), ас­социируемых с одним статусом.

Понятие и определение социального статуса

Человек ежедневно взаимодействует с разными людьми и социальными группами. Редко бывает, когда он полностью взаимодействует только с членами одной группы, например семьи, но он, в то же время, может быть и членом трудового коллектива, общественных организаций и т. п. Входя одновременно во многие социальные группы, он занимает в каждой из них соответствующее положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положений, которые он занимает в каждой из них, используются понятия социального статуса и социальной роли.

Статус (от лат. status -- положение, состояние) -- положение гражданина. Социальный статус обычно определяется как положение индивида или группы в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки. Каждый социальный статус обладает определенным престижем.

Существует широкий диапазон статусов: предписанные, достигаемые, смешанные, личные, профессиональные, экономические, политические, демографические, религиозные и кровно-родственные, которые относятся к разновидности основных статусов.

Кроме них существует огромное множество эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника демонстрации, забастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрителя и т. д. Как правило, это временные состояния. Права и обязанности носителей таких статусов часто никак не регистрируются. Они вообще трудно определимы, скажем, у прохожего. Но они есть, хотя влияют не на главные, а на второстепенные черты поведения, мышления и чувствования.

Хотя статусы вступают в социальные отношения не прямо, а только косвенно (через их носителей), они главным образом определяют содержание и характер социальных отношений.

Политические, религиозные, демографические, экономические, профессиональные статусы человека определяют интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей.

Понятие и определение социальной роли

Роль (франц. role) - образ воплощенный актёром. Ролью называется ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека (Линтон, цит по: Мертон,1957).

Социальная роль - это ожидаемая модель поведения соответствующая определенному социальному статусу и не зависящая от личности.

Для каждой социальной роли поведенческие особенности различны. Пределы ограничены, но само исполнение роли любого статуса есть процесс творческий.

Каждый социальный статус обычно включает ряд социальных ролей. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором (Р.Мертон). Так преподаватель один статус, а роли по отношению к заведующему кафедрой, студенту различны, т. е. с одним статусом можно обладать множеством ролей. Талкот Парсонс ввел понятие ролевого плюрализма. Это совокупность важных долгосрочных ролей и временных, ситуативных ролей.

Не менее важной проблемой является обучение ролям. Освоение ролей происходит в процессе социализации, и их число постоянно увеличивается.

Социализация - широкий процесс, который включает в себя как овладение навыками, умениями, знаниями, так и формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения .

Социальные роли могут быть:

Институционализированные: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены).

Конвенциональные: принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их).

Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям, однако немногие нормы принимаются всеми членами общества, принятие большинства норм зависит от статуса той или иной личности.

То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым для другого. Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид действительно становится частью общества.

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук и т.д. Мужчина и женщина - это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

Выполняя роли, человек, как правило, испытывает эмоциональные и нравственные переживания, может войти в конфликт с другими людьми, испытывать моральный кризис, раздвоенность. Это порождает дискомфорт, неуверенность, психологическое расстройство, являющееся признаками ролевого напряжения.

Основными причинами ролевых напряжений являются, прежде всего ролевые конфликты .

2. Роли и ролевые конфликты в организации

Вхождение человека в организацию - это особый, очень сложный и чрезвычайно важный процесс, в успехе которого заинтересованы как сам человек, так и организация.

Вступая во взаимодействие с организацией, человек интересуется различными аспектами взаимодействия, касающимися того, чем он должен жертвовать ради интересов организации, что, когда и в каких объемах он должен делать в организации, в каких условиях функционировать, с кем и сколько времени взаимодействовать, что будет давать ему организация, и т.п. От этого и ряда других факторов зависит удовлетворенность человека взаимодействием с организацией, его отношение к организации и его вклад в деятельность организации.

Необходимо отметить два основополагающих момента, лежащих в основе большинства причин, вызывающих непонимание, противодействия и конфликты во взаимодействии человека с организационным окружением. Таковыми являются:

Ожидания и представления индивида об организационном окружении и его месте в нем;

Ожидания организации в отношении индивида и его роли в ней .

Работающие в организациях люди по-разному воспринимают ситуации, в которых они оказываются. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер.

Ролевой конфликт определяют как ситуацию, в которой индивид, занимающий определенный статус сталкивается с несовместимыми ролевыми ожиданиями и оказывается не в состоянии выполнять предъявляемые ролью требования.

Роль работника в организации - это набор ожидаемых поведенческих стереотипов, связанных с выполнением конкретной работы. Рабочим ролям свойственны несколько характеристик. Во-первых, рабочие роли независимы, они выполняются каждым, кто занимает конкретную социальную позицию. Во-вторых, они имеют прямое отношение к трудовому поведению, связанному с выполнением задания. В-третьих, рабочие роли могут быть трудно совместимы друг с другом. Проблема заключается в определении того, кто определяет, что от кого ожидается. Каков объем нашей роли, что об этом думают другие и что это есть на самом деле, может значительно различаться. Это затрудняет определение того, что такое "настоящая" роль. Наконец, роли быстро выучиваются и могут оказывать значительное влияние как на социальные позиции, так и на трудовое поведение работников.

Ролевой конфликт возникает тогда, когда индивид, выполняющий определенную роль, получает неадекватное его роли задание. Нечёткие инструкции и неопределённая постановка задачи, неясность смысла и значения порученного действия могут привести к тому, что человек, выполняющий роль, даже, несмотря на старание и желание всё сделать наилучшим образом, получит отрицательный с позиций организации результат .

Ролевой конфликт как вид внутриорганизационного конфликта чаще всего ассоциируется с противостоянием и столкновениями, возникающими на почве того, как были спроектированы отдельные работы или организация в целом, а также на почве того, как формально распределена власть в организации.

Можно выделить четыре типа ролевого конфликта.

1. Внутриролевой конфликт. Возникает, когда один и тот же член ролевого набора дает два или более несовместимых задания.

2. Межролевой внутриличностный конфликт. Он появляется тогда, когда две или более роли, выполняемые индивидуумом, содержат несовместимые требования.

3. Межролевой конфликт. Он имеет место тогда, когда два или более субъектов социального отношения имеют несовместимые ожидания.

4. Личностно-ролевой. Он имеет отношение к ситуации, когда личные позиции исполнителя роли оказываются несовместимыми с его ролевыми требованиями. Отметим, что высокий уровень ролевых конфликтов ведет не только к более низкой степени удовлетворенности работников своей работой, но и к снижению производительности и к повышению текучести кадров .

Использование ролевого подхода к встраиванию человека в организацию может сопровождаться возникновением конфликтов по выполнению ролей и появлением ряда проблем, осложняющих существование и функционирование организации.

Очень часто в организациях с формальными организационными отношениями источником неудовлетворительного невыполнения роли является неопределённость роли. Если содержание роли недостаточно чётко определено, человек, выполняющий эту роль, может интерпретировать её таким образом, что осуществлённые им действия приведут далеко не к тому результату, который ожидается организацией.

Конфликт по поводу выполнения роли может возникнуть и тогда, когда ожидания коллег не соответствуют действиям члена организации. Часто это происходит в ситуации, когда новый член организации выполняет свою роль не так, как делал его предшественник и к чему привыкли окружающие его коллеги.

Ролевое противоречие может возникнуть, если цели члена организации противоречат целям организации, если его ценности не соответствуют ценностям группы, в которой он трудится, и т.п.

Обобщая сказанное относительно источников ролевых конфликтов можно выделить основные группы причин, порождающих проблемы выполнения роли.

Первую группу составляют причины конфликтов, связанные с противоречиями, изначально заложенными в содержание роли.

Во вторую группу могут быть отнесены все те причины, которые связаны с противоречиями между человеком и определённой ему ролью в организации.

Третья группа состоит из причин, вызванных противоречиями между ролью и её восприятием организационным окружением.

Четвёртую группу составляют причины конфликтных ситуаций, порождаемые противоречием между данной ролью и некоторыми другими ролями.

социальный конфликт профессия

Заключение

Рассмотренные в данном реферате понятия социального статуса, социальной роли и ролевого конфликта, как средства описывающие взаимосвязи личности и общества дают механизмы включения личности в сложные социальные образования.

Для того, чтобы занимать определенный статус и успешно функционировать в этом качестве, каждый индивид должен выполнять определенные требования по отношению к своему поведению. В этом случае говорят, что индивид выполняет свою социальную роль, которая служит динамической характеристикой для каждой социальной позиции. Иными словами, под социальным статусом понимают конкретное занимаемое положение индивида в социальной системе, предполагающую определенные права и обязанности, а под социальной ролью понимается совокупность ожиданий, проявляемых по отношению к индивиду, занимающему определенную социальную позицию. Следовательно, каждый индивид выполняет большое количество ролей, причем он должен соотносить их таким образом, чтобы выполнение требований одной роли не мешало бы выполнению требований других ролей.

Ролевой конфликт - достаточно распространённое явление во многих организациях, но не всегда негативное. Ролевой конфликт принадлежит к виду внутриличностных, он обусловлен противоборством противоречивых ролей, которые выполняются одним сотрудником или является противоречием ролей разных работников.

Каждый индивид выполняет набор определенных социальных, психологических и профессиональных ролей, и порой они входят в противоречие порождающее внутренний конфликт.

Для своевременного выявления ролевых конфликтов среди сотрудников, необходимо постоянно наблюдать за поведением и особенностями индивидуально-психологического состояния сотрудников. При возникновении признаков, указывающих на наличие ролевого конфликта, необходимо экстренно принять меры по урегулированию конфликта.

Для этого целесообразно провести ряд управленческих и организационных мероприятий, например, внести изменения в работе, чтобы снять нагрузку с сотрудников, разъяснить им их роли, повысить квалификацию персонала и улучшить условия труда.

Ролевой набор

Ролевой набор - совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемых с одним статусом. Каждый статус обычно включает ряд ролей. К примеру, статус университетского профессора включает такие роли, как преподаватель, исследователь, наставник молодежи, консультант промышленных фирм и правительства, администратор, клерк, автор научных статей, специалист в своей области знания и др.

Каждая роль из ролевого набора требует особой манеры поведения. Даже две похожие роли профессора - преподаватель и наставник - предполагают разное отношение со студентами.

Первая заключается в соблюдении формальных, норм и правил: чтение лекций, проверка курсовых, прием экзаменов и т.д. Вторая является скорее неформальной ролью мудрого советчика, старшего друга.

Соответственно этому у каждой роли свой тип реализации социальных отношений. Отношения профессора в кругу коллег-преподавателей, в среде администрации университета или с такими же, как он, преподавателями совсем не те, что отношения, какие складываются у него со студентами, редакторами журналов или предпринимателями. Таким образом, ролевой набор формирует набор социальных отношений.

Термин «отношения» использован здесь как динамическая характеристика - в значении «вступить в отношения». Просто «отношение», или статическая характеристика, предполагает не взаимодействие двух людей, а всего лишь готовность, предрасположенность к нему.

Такую готовность принято называть установкой.

Итак, обобщимвышесказанное: параллельно понятию статусного набора применяется понятие ролевого набора. Оно описывает все виды и все многообразие шаблонов поведения (ролей), закрепленных за одним статусом. Соответственно каждому виду роли формируется свой тип социальных отношений.

Идентификация с ролью и статусом

Так уж устроена жизнь, что мы в разной степени отождествляем себя со своими статусами и соответствующими им ролями. Иногда мы буквально сливаемся с ролью: иной столоначальник ведет себя пренебрежительно не только с подчиненными, но с посетителями, домочадцами, прохожими, соседями. Учительница пытается поучать всех, кто попадается ей под руку. Они переносят стереотип поведения с одного статуса на другие, даже не задумываясь. Почему они ведут себя автоматически? А потому, что слились со своей главной ролью (главным статусом), срослись с ними.

Максимальное слияние с ролью называется ролевой идентификацией, а среднее или минимальное - дистанционированием от роли. От вузовского преподавателя ожидают, что он придет на лекцию в строгом костюме и галстуке. Многие так и поступают.

Другие предпочитают свободную одежду - свитер и джинсы. Тем самым они подчеркивают определенную дистанцию с ролью преподавателя и одновременно - сближение со студентами, свидетельствуя своим поведением, что все мы - члены одного общества, коллеги, равные.

Дистанцирование от роли надо отличать от сокращения межстатусной дистанции. Студент и профессор - не только разные статусы, но и разные ранги в статусной иерархии. Профессор стоит выше, студент - ниже.

Когда профессор держится на равных, со студентами, он символически сокращает межстатусную дистанцию. Но когда студенты, не чувствуя реально существующей разницы между рангами, переходят на «ты», это называется фамильярностью - неуместно развязным, слишком непринужденным поведением по отношению к старшим по возрасту или превосходящим по статусу людям.

Поскольку последние допускают фамильярность, это свидетельствует об очень низком уровне идентификации человека со своим статусом.

Чем выше общество ценит какой-то статус, тем сильнее степень идентификациии с ним. Тем чаще обладатель высокого статуса стремится при помощи символических атрибутов (орденов, медалей, формы, титулов) отличить его от других статусов.

Некоторые роли, а их большинство - пешеход, пациент, покупатель, член профсоюза и т.д., - являются личностно не значимыми для человека.

Их отсутствие или наличие человек воспринимает незаметно. В них не вкладывается частичка души и своего «я». Напротив, другие роли, а их меньшинство, прежде всего те, которые связаны с главным статусом, воспринимаются как часть «я». Их потеря переживается особенно глубоко - как внутренняя трагедия.

Мужчина - производитель материальных благ, кормилец семьи. Потеря работы переживается как крушение личности. У безработного изменяется стиль и образ жизни, отношения с близкими и родными, структура досуга, система ценностей.

Статус безработного вносит серьезные изменения в весь статусный набор. Разрушаются основы ценностного ядра личности - самоуважение и самооценка.

Таким образом, у каждого человека есть своя ролевая система. Но не со всеми ролями человек идентифицирует себя одинаково - с одними (личностно значимыми) больше (ролевая идентификация), с другими (второстепенными) меньше (дистанцирование от роли).

Термин «сокращение межстатусной дистанции» описывает характер отношений между двумя и более индивидами - носителями разных, но функционально связанных статусов.

Функциональный подход способствовал разработке статусно-ролевой теории личности. С позиций изучения социальных функций, выполняемых личностью, она определяется как совокупность социальных статусов и социальных ролей, характерных для данного общества.

Социальный статус - это позиция индивида в обществе, определяемая его функциями, обязанностями и правами. Позиция зависит от профессионального, социально-экономического положения индивида или группы, политических возможностей, пола, происхождения, семейного положения и т.д.

Накладывая на человека обязанности, общество "платит" ему правами. К ним мы можем отнести доход, льготы, престиж. Чем выше статус человека, тем выше его престиж, тем лучше его материальное положение. Положение личности в социальной иерархии статусов называется рангом . Ранг формирует статусное мировоззрение.

Статусные ранги определяются и по внешним знакам отличия - символам. К ним относят цвет кожи, мимику, жесты, одежду, язык, манеры поведения, титулы и звания. Каждый статус обладает своим имиджем. Имидж - это представление о том, как должна выглядеть и вести себя личность определенного статуса. Несоблюдение имиджа наказывается потерей статусных позиций.

Важным элементом статуса является социальная роль - поведение, ожидаемое от личности определенного статуса (Н.Смелзер). Впервые роль как динамический аспект статуса рассмотрел Р. Линтон. Роль стандартна, но исполняют ее люди - индивидуальности. Каждый из них по-своему объясняет себе роль, по-разному ее исполняет. Фактическое исполнение ролью личности называется ролевым поведением .

Социальная роль имеет определенную нормативную структуру: 1. описание поведения, которое требуют окружающие от человека; 2. ожидания , предъявляемые лицу при исполнении роли; 3. оценка исполнения роли; 4. санкции за исполнение роли.

Существует 3 типа социальных ролей: 1. представляемая роль - ожидание окружающих; 2. воспринимаемая роль - представление человека о роли; 3. играемая роль - реальное воплощение роли. По мнению И. Гоффмана, роли делятся на 2 вида: 1. сценические роли - исполняемые человеком на людях, или в официальных ситуациях; 2. закулисные роли - выполняемые человеком наедине с самим собой.

Статусный и ролевой набор

Каждый человек одновременно занимает несколько статусных позиций. Совокупность статусных позиций называется статусным набором. Можно выделить несколько видов статуса.

1. Предписанный статус - статус, который человек получает при рождении: статусы, связанные с полом, национальностью, расой, семьей.

2. Достигаемый статус - статус, получаемый человеком благодаря своим собственным силам или удаче.

3. Смешанный статус - обладает признаками предписанного и достигаемого, но достигаемого не по желанию человека.

4. Главный статус - статус, определяющий положение личности в общественной иерархии. Чаще всего главный статус человека обусловлен его работой. К главным статусам относят статус, определяющий установку и направленность личности, характер деятельности, стиль жизни, манеру поведения, круг знакомых и т.д.

Дж. Ленски предложил понятие несогласованности статуса . Каждый статус имеет четыре измерения: доход, образование, профессиональный престиж, этническая принадлежность. Противоречивость возникает тогда, когда измерения статуса не соответствуют друг другу. Несогласованность ведет к чувству неудовлетворенности и попыткам изменить систему статусов. Изменение статусных позиций личности во времени Дж. Ленски назвал «статусным профилем ».

Каждый статус имеет не одну, а несколько ролей (Р.Мертон). Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором . Человек обладает комплексом статусов, каждый статус имеет собственный набор социальных ролей, причем любая из них требует особой манеры поведения и общения с людьми. Естественно, что при выполнении ролей может возникнуть ролевое напряжение - трудность, связанная с неправильной ролевой подготовкой, неудачным исполнением роли. Ролевое напряжение часто переходит в конфликты. Ролевой конфликт - это столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванное множественностью одновременно выполняемых им ролей. Известны два типа ролевых конфликтов: 1) между ролями; 2) в пределах одной роли. Часто сосуществование ролей заключает в себе несовместимые обязанности. Внутри многих ролей существуют конфликты интересов. Если конфликт обостряется, он может привести к отходу от данной роли, к внутреннему стрессу. Ролевые конфликты решаются обычно с помощью защитных механизмов: рационализации, разделения и регулирования ролей.

Рационализация скрывает конфликт путем бессознательного поиска неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли.

Разделение ролей выражается во временном изъятии из жизни одной из ролей.

Регулирование ролей - с его помощью индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им той или иной роли путем перекладывания вины на организацию, народ, класс. С помощью механизмов бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур личность может избежать опасных последствий ролевых конфликтов.

Социальные роли и ролевой набор

Понятия «социальная роль» и « ролевой набор» неразрывно связаны с понятием личность, и эти понятия являются ключевыми в теории ролей, как одной из социологических теорий личности. Социология имеет множество теорий личности. Все теории признают человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из социальных факторов. Значительное место занимает ролевая теория личности. Ролевая теория личности разрабатывалась многими социологами - Кули, Дарендорфа, Мертона и др. Сторонники теории ролей исходят из того, что личность есть функция от той совокупности социальных ролей, которые исполняет индивид в обществе, и следовательно социальная роль выступает важнейшим элементом механизма взаимодействия индивида и общества.

В любом статусе, а особенно в профессиональном, человек вступает в разные отношения с людьми, в разные структуры, и это называется соц. ролями. Социальная роль - это совокупность действий, которые должен выполнять человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус включает обычно несколько ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором.

Каждый статус предполагает от одной до многих ролей, но любой человек имеет несколько статусов и играет еще большее количество социальных ролей. Соц. роль как и соц. статус вызывает определенное ожидание окружающих к вашему поведению и вы действуете в соответствии в рамках этого ожидания. На роли, которые играет каждый человек, сказывается влияние целый ряд обстоятельств:

· ожидание окружающих,

· личные качества,

· накладывают отпечаток традиции, специфичные особенности, складывающиеся в разных соц. группах и общностях.

Одна из первых попыток систематизации ролей была предпринята Парсонсом. Он считал, что любая роль описывается пятью основными характеристиками:

1. эмоциональной - одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие - раскованности;

2. способом получения - одни предписываются, другие завоевываются;

3. масштабом - часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая размыта;

4. формализацией - действие в строго установленных правилах либо произвольно;

5. мотивацией - на личную прибыль, на общее благо и т.д.

Любая роль характеризуется некоторым набором этих пяти свойств.

Ролевые требования (предписания, положения и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных социальных нормах, сгруппированных вокруг социального статуса.

Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер личности, т.е. поведение человека не укладывается в чистую схему. Оно является результатом уникального истолкования роли конкретным человеком.

Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей во множестве различных ситуаций, между ролями может возникнуть конфликт. Ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требованиям двух или более несовместимых ролей, называется ролевым конфликтом. Конфликт создает стрессовую ситуацию и необходимо изыскивать способы гармонизации ролей.