9 класс

Цель определяет жизненный путь человека. Как определить свой жизненный путь. Жизненный путь человека. Управляющие числа в нумерологии

Как плохо жить человеку без понимания своего жизненного пути. Неизвестность и незнание правильного пути в жизни – прямая дорога в тупик. Это похоже на блуждание в густом тумане – идти и не видеть дороги. Рассеять туман на дороге жизни поможет нумерология.

Ковыляющий по прямой дороге опередит бегущего, который сбился с пути. (Фрэнсис Бэкон)

Прямая дорога – знать свой жизненный путь. Чтобы узнать свое призвание в жизни воспользуемся нумерологией. Начальными данными будут числа месяца, дня и года рождения. Сумма всех чисел даст нам важное число, которое определяет Жизненный путь. Это число путевой лист в дороге под названием Жизнь.

Этот путевой лист, где указан путь направления и указаны пределы возможных и невозможных отклонений. Именно это число пояснит нам, кто мы такие и даст ответ на вопрос: почему мы именно такие?

Жизненный путь – это то, с какой миссией мы посланы на планету Земля и, что нам здесь нужно сделать. Также прояснится наша внутренняя природа, способности, которыми мы обладаем.

Правило для определения жизненного пути: цифра Жизненного пути определяется сложением цифр дня, месяца и года рождения. Затем сокращаем все до одной цифры. Исключение: 22 и 11.

Числа 11 и 22 – Господствующие в нумерологии, которые нельзя сокращать, если только их колебания не затрудняют жизненный путь человека.

Число Жизненного пути (ЧДР) легко определить тремя способами сложения.

Наглядные примеры

Пример: 1. Дата рождения Льва Николаевича Толстого 09.09.1828

  1. 0+9+0+9+1+8+2+8=37=3+7+10= 1+0=1
  2. 1828+09+09=1846=1+8+4+6=19=1+9=10=1+0=1
  3. 1828=1+8+2+8=19=1+9=10=1+0=1; 0+9=9; 0+9=9; 1+9+9=19; 1+9=10=1+0=1

Разные способы сложения нужны для того, чтобы проверить, не кроются ли за 2, 4 и 6 двойные числа 11, 22 и 33, которые углубляют значение нашего числа.

Вот как сложно получается у гениального писателя Пушкина.

Пример 2. Дата рождения Александра Сергеевича Пушкина 06.06.1799

  1. 0+6+0+6+1+7+9+9= 38= 3+8=11
  2. 1799+ 06+06=1811; 1+8+1+1=11
  3. 1799=1+7+9+9=26=2+6=8 0+6=6; 0+6=6; 8+6+6=20=2+0+2

Как видите, что у Пушкина скрывается 11: Господствующее число. Если Господствующее число Вам не подходит, то есть альтернатива, как например, у Пушкина число 2.

Числовое значение Жизненного пути: 1-3

  1. Ключом здесь выступает – индивидуальность . Если у Вас 1, то Вы первый, созидатель и оригинал. Лидер, а не последователь. Вы преуспеете как умелец, менеджер или директор. Приказы не для Вас. Амбиции переполняют душу и у Вас очень активный жизненный путь.

Честность и лояльность – Ваши черты характера. Хорошее чувство юмора помогает в самых трудных ситуациях.

Самоуверенность и гордость, в придачу с силой воли, помогут завершить любое начатое дело.

Остерегайтесь отрицательных эмоций: высокомерия, эгоизма, а также хвастовства, лености и нестабильности.

  1. Сотрудничество. У Вас лучше получается творить в паре, в группе или команде. Двойка нуждается в сотрудничестве. Вы коммуникабельны, добры и не забываете других людей. Ваш успех – помогать другим без награды, тогда она Вас сама найдет. Только остерегайтесь стать волонтером.

Вы хороший дипломат и миротворец. Присутствует отличное ощущение такта. Любите семью – домашний очаг и родные очень важны в Вашей жизни. Пунктуальны в работе, придирчивы к мелочам. Вы застенчивы и часто предпочитаете не выходить из тени.

Нумерология предупреждает остерегаться негативных колебаний: чрезмерной восприимчивости, отказа от помощи другим, пугливости, неспособности рисковать и самоуничтожения. Обретите силу и мужество.

  1. Самовыражение. Вы счастливы, созидательны и многосторонняя личность. Энтузиаст по натуре, который энергичен, интеллектуален, оптимист – прирожденный лидер.

Обладаете отличным шестым чувством, и Вы добьетесь триумфа в ментальной работе.

Дружелюбны, а слово друзья для Вас не пустой звук. Вам хочется красоты, счастья и веселья для всех людей и для всего живого, что окружает Вас. Оригинальные идеи так и бьются ключом. Следуйте своим инстинктам – они правдивы.

Остерегайтесь: поспешности, некритичности, излишней болтливости, а также ревности, утраты самоуважения и нетерпимости.

ЧЗЖ для 4-9

По натуре Вы мастер, стремитесь к регулярности на работе и налаженности в доме. Детали имеют огромное значение в Вашей жизни – перебарщиваете с точностью.

Для Вас подойдет занятие интеллектуального направления, но также Вы хорошо можете работать руками. Трудолюб. Бережете деньги и обожаете свой дом. Вы работаете для получения денег, но забудьте об азартных играх.

Отрицательные эмоции, которых нужно остерегаться: стремление командовать, большая критичность, лень, нетерпимость, трудоголизм.

  1. Свобода. Вас невозможно контролировать, приходите и уходите когда захотите. Активность, неутомимость и разнообразие. Удача приходит в совместной работе с людьми. Новое просто влечет Вас: друзья, гардероб, незнакомые края. Однообразие быстро наводит скуку.

Коммуникабельны и легко заводите новых знакомых. Неоткрытые грани привлекают Вас, все хотите испытать сами. Порядок и дисциплина для Вас прежде всего.

Не идите на поводу у привычек. Ваши таланты находятся далеко от домашних хлопот и рабочих порядков.

Остерегайтесь безответственности, чрезмерного увлечения алкоголем, сексуальными играми и наркотиками.

  1. Ответственность. Учитесь служить другим, создавайте благо для других, при этом забудьте свои эгоистические намерения.

Вы обожаете комфорт, идеализм, музыкальные творение и красоту. По внешности Вы симпатичны, идеализм и справедливость у Вас в крови. Миротворец.

Закрываете глаза на промахи своих любимых. Думаете, что можете перевоспитать других. Много из вас вступают в брак, но есть люди, которые устанавливают непомерные критерии ко второй половине. Потому создают семью в позднем возрасте или вообще не создают.

Любите наслаждаться красивыми пейзажами. Справедливы. У Вас повышенная забота о людях, которые нуждаются в защите: дети, старики и больные.

Вам подходят профессии гуманитарного направления. Часто выбираете деятельность врача, учителя.

Остерегайтесь: бездушия, гордости и неразумности.

7. Мудрость. Вы постоянно учитесь. Знания для Вас все. Хотите открыть тайны Мироздания. Не доверяете другим, постоянно собираете информацию.

Это число одиночек, которые читают, размышляют и открывают. Вы должны познавать тайны из уст мировых мыслителей. Можете быть преподавателем или писателем. Учитесь, предавайте свои знания другим. Постигайте свое мастерство, и удача придет к Вам. Терпение одно из Ваших лучших качеств.

Остерегайтесь: меланхолии, алкоголя, лености и секретности.

  1. Движение . Тяжелый путь. По нумерологии триумф приходит при помощи знаний, равенства как духовного, так и материального.

С первого места устраните зарабатывание денег – это не главное в жизни. Научитесь работать больше для общего блага, тогда придет награда.

Лидерство Вам не чуждо. Управление и собственное дело Вам больше по душе. Манит большой бизнес, великие проекты.

Нумерология советует: научитесь твердости в принципах, закаляйте смелость и здравый смысл.

Вам может повезти в образовании, торговле, консалтинге. Интересуетесь метафизикой.

Остерегайтесь: скупости, эгоистических побуждений и расточительности.

  1. Сострадание. Терпимость и разумение – Ваши качества. Получите награду, когда поймете, что Ваше призвание служить людям. Старайтесь помочь им, вдохновляете их. Рискуете потерпеть поражение, если захотите власти.

У Вас развитый интеллект и проницательность. Ваши перспективы: благотворительность, труд в госпиталях. Вы делаете Мир лучше.

Вибрации, которых надо остерегаться: скупость, трусость и нерешительность.

Господствующие числа
  1. Вдохновение. По нумерологии от Вас многое ожидается. Жизненный путь сопряжен с Господствующим числом. Вы находитесь в эпицентре почтения.

Профессии, в которых можете преуспеть: посол, дипломат, министр, критик. Можете быть духовным советчиком. По жизни Вы философ, который верит в идеалы. Личные амбиции могут навредить, потому что Ваша цель передавать знания другим людям. Вы обязаны вести за собой других людей.

То как Вы живете вдохновляет других. Живите правильно. Вы можете стать актером, писателем, медиком, психологом – преуспеть в любой сфере, которая направленная на помощь другим.

Остерегайтесь: нечестности, хитрости, бесцельности.

Это сильное число и подходит не для всех людей. Если оно действует – значит, число Ваше. Если нет, то есть альтернатива -2. Не напрягайте Господствующие числа, не надо под них подстраивается.

  1. Универсальность. Число созидателей, создателей и архитекторов. Все кто рискуют во имя и блага других людей.

Мировые проблемы и глобальные предприятия – Ваши интересы. Лидерство и управление легко даются этому числу.

Можете работать учителем, в правительстве и общественных структурах. Все Ваши взгляды – универсальны, потому что Вы должны работать на общественное благо.

Остерегайтесь таких вибраций: нервозность, леность, хвастовства и безразличия. Если число не действует, то ему есть альтернатива – число 4.

Зная свой жизненный путь, мы можем определить для себя главные цели и уберечь себя от необдуманных проектов. Нумерология поможет Вам найти профессию – свой истинный путь в этом мире.

Здравствуйте, дорогие читатели. Хочу, для вас, написать серию статей касаемо нумерологии. Буду рада помочь тем людям, которым это необходимо. Думаю, вам будет интересно, вы откроете для себя много нового и интересного. Благодаря числам я очень много узнала о себе, детях, родителях, друзьях и знакомых. Цифры говорят нам о многом, все становится на свои места, ведь это некие подсказки, которые мы можем использовать в своей жизни. Если есть вопросы, касаемо себя или детей, то нумерология может дать на них ответы. Самое главное помнить, что в нумерологии нет плохих или хороших чисел, есть те качества, которые они показывают. Цифры это подсказка, с помощью которой можно диагностировать, но не оценивать человека. Отрицательных чисел в нумерологии нет.

Все цифры единичного ряда принадлежат числовому диапазону от 1 до 9 и наделены определенными свойствами, образами и понятиями.

ЧЖП - это сумма числа, месяца и даты рождения.

Что нам показывает?

Число жизненного пути показывает нам путь, которым человек идет всю жизнь, а также какой у него талант.

Например: 17 06 1956

1+7+6+1+9+5+6= 35

Сейчас я кратко расскажу о значениях каждого числа, где будут представлены положительные и отрицательные качества числа.

Если вы находитесь в минусе, то стоит поработать над собой, и стремится к положительным качествам числа.

ЧЖП 1

Если при расчете у вас получилась 1, то вы лидер, новатор, человек независимый, самостоятельный, амбициозный и активный. Вы сами справляетесь с любыми ситуациями в своей жизни, и более того, можете помочь другим.

Для вас важно всегда ставить перед собой цели и достигать их. 1 это лидеры, способные вести за собой.

Если вы ушли в минус, то скорее всего вы можете проявлять упрямство в некоторых вопросах. Вам могут быть присущи такие черты как: лень, эгоизм, нетерпение и пр.

ЧЖП 2

Если у вас при расчете получается 2, то вы, человек уравновешенный, чувственный, отзывчивый, общительный. Это баланс, гибкость, партнерство.

Двойкам очень важно партнерство, им нужно уметь поддерживать гармоничные отношения в любой ситуации и любых условиях. Больших успехов достигают в партнерстве.

Если же вы в минусе, то вам присущи такие качества как: стеснительность, нерешительность, жертвенность, занудство и пр.

ЧЖП 3

Если у вас получается 3, то вы прирожденный оптимист, окружающим с вами очень легко, вам присуща энергия творчества, радости, активности.

Человек с ЧЖП 3 обладает житейской мудростью, даром убеждения, и призван приносить радость и вдохновение в обществе. Элемент творчества вносят в любую деятельность.

Человеку необходимо получать от жизни радость и удовольствие.

Если же качества числа в минусе, то человеку может быть присуща поверхностная болтовня, жадность, суетливость, накопительство.

ЧЖП 4

Это стабильное число в нумерологии. Если у вас ЧЖП 4, то это говорит о надежности, стабильности, справедливости, четкости и ясности в поступках, говорит о дисциплине и порядке. Люди с ЧЖП 4 ответственные и надежные друзья.

Умеют достигать целей используя трудолюбие и упорство.

Если качества числа в минусе, то может быть некая самоуверенность, грубость, жесткость, контроль, лень, гордыня. Нередко консерватизм и боязнь перемен могут помешать продвижению по карьерной лестнице.

ЧЖП 5

Люди с ЧЖП 5 активны, любознательны, импульсивны, для них очень важно и необходимо движение, путешествия, смена впечатлений, смена деятельности. Очень важно не привязываться ни к людям, ни к ситуациям.

5 люди творчества, очень находчивы, свободолюбивы, умеют слышать и слушать. Вам нельзя останавливаться, необходимо расти. Работу лучше выбрать где возможен профессиональный рост.

Если 5 уходит в негатив, то это: безответственность, обидчивость, манипуляция, приукрашивание ситуаций.

ЧЖП 6

Характеристики этого числа, это: любовь, чувственность, ответственность, деликатность, отзывчивость. Для 6 важна семья, дом, карьера, все должно быть во время.

Любят украшать пространство вокруг себя, создавать комфорт и уют. Умеют находить общий язык с коллегами.

Если 6 уходит в минус, то обратите внимание на страхи, самобичевание, тревожность, гордыню, нужно срочно переходить в плюс.

ЧЖП 7

С людьми, у которых ЧЖП 7 комфортно и легко, они стараются любую ситуацию переводить в позитив, у них хорошо развита интуиция. Любят все анализировать. У них философский склад ума, они легки на подъем, но при этом быстро загораются, но и быстро гаснут. Поэтому, если человек с ЧЖП 7 предлагает выйти замуж, не раздумывайте долго.

Если говорить о отрицательных качествах, стоит отметить: зависть, коварство, эгоизм, мстительность, равнодушие.

ЧЖП 8

Люди с ЧЖП 8 наделены энергичностью, высокой самореализацией, трудолюбивы и настроены на достижение цели, как правило увлечены своим любимым делом.

Знают как привлечь деньги. Могут вести любой бизнес проект требующих организаторских качеств и качеств руководителя. Очень организованы, прозорливы, настроены на материальные блага.

Если 8 уходит в минус, то здесь стоит говорить о лени, самолюбовании, расточительстве, сарказме, консерватизме.

ЧЖП 9

Если при расчете получается 9, то вам присуща мудрость, отзывчивость, сострадание, щедрость души. 9 необходимо самопознание, самосовершенствование, их ключевые слова «служение людям». Могут дать хороший совет, а также имеют дар «целить словом».

Таким людям важно научиться отдавать не требуя взамен, сама Вселенная позаботится о них. Главное направление - это помощь людям.

В минусе это: страх будущего, страх смерти, нервозность, переменчивость, тревожность, панические атаки.

Управляющие числа в нумерологии

Далее у нас будут управляющие числа, 11, 22, 33… которые обладают высоким уровнем вибрации, чувствительностью, мудростью, знаниями, интуицией. Людям с таким числом необходимо раскрыть и понять свой потенциал.

Если этого не происходит, то человек живет по вибрации числа 2 (11), 4 (22), 6 (33)… и может быть недоволен жизнью, жизнь может не складываться так как хочется.

ЧЖП 11

Людям с ЧЖП 11 следует вдохновлять людей, вести переговоры. Это наставники, вдохновители, священники. Как правило хорошо развита интуиция, экстросенсорика, чувствительность.

В минусе это подавление людей, комплексы неполноценности, ложь, отсутствие цели, приземленность и пр.

ЧЖП 22

Хорошие организаторы, очень практичны, обладают врожденной харизмой, справедливы, правдивы. Не навязывают свою точку зрения, а учат и подсказывают.

Если в минусе, то присутствует желание наживы, чувство вины, гордыня.

ЧЖП 33

Прощение, эмоциональность, жертвенность, готовы всем дарить любовь. Если видят человека нуждающегося, то могут переживать, особенно если не могут ничем помочь.

Но сначала важно познать себя и исцелить себя, и раскрыть эти способности, тогда человек сможет приносить пользу, служить и помогать людям.

Что еще можно узнать по дате рождения?

2 Посмотреть в каком партнерском союзе находитесь. (Зеркало, Судьба, Карма)

3 Определить психотип.

4 Выявить проблемные точки, мешающие развитию личности.

5 Выявить потенциал: богатства, способность к руководству, энергетический потенциал.

6. Определить свой персональный год.

7. Понять ребенка и выявить таланты.

8. Понять свои ценности в жизни и откорректировать свой жизненный сценарий.

И многое другое.

Мой скайп: Алёна Кравченко alenyska-nusha


Жизненный путь

Число Жизненного Пути в нумерологии означает то, с чем Вы были посланы на Землю, то, что Вам надлежит делать, то, что заложено в Вашей натуре, те таланты, которые у вас есть, и то, что Вы в действительности представляете из себя. Это - Ваша суть, Ваша дорога по жизни. Если Вы с этим числом живете, имея положительное, оптимистичное отношение к жизни, вы успешно достигнете своей цели. Если живете пессимистично, могут возникнуть осложнения.
Жизненный Путь - это однозначное число, определяемое путем сложения всех чисел даты рождения. Заполните форму ниже и Вы узнаете какой Жизненный Путь символизирует Ваша дата рождения.
Но прежде обратите внимание вот на какой момент. В астрологии время рождения считается очень важным фактором при составлении гороскопа. В нумерологии же единственное, что необходимо учесть, не были ли Вы рождены от полуночи до часу ночи по летнему времени. Если кто-то был рожден в период между полуночью и часом ночи в тот период года, когда часы переводят на летнее время, то его дата рождения в действительности на один день раньше. В таком случае время необходимо уточнить, потому что это повлечет изменения даты рождения и всех остальных чисел, где необходимы точные данные.

Подпишитесь на новости

Последовательность фаз жизненного пути составляет его временную структуру. Каждая фаза - качественно новый уровень развития личности. Она осложняется много размерностью жизненного пути, переплетением в нем многих линий развития, каждая из которых имеет свою историю.

Чтобы понять значение определенного периода жизни, надо сравнить его с целостной структурой жизненного цикла, учесть ближайшие и отдаленные, самые глубокие его последствия для развития личности. Преодолевая жизненный путь, человек развивается как личность и субъект деятельности, а вместе с тем - как индивидуальность. Совокупность таких "измерений" составляет пространственную структуру жизненного пути.

Среди множества концепций жизненного пути выделим трех, наиболее полно отражают процесс развития человека:

1. Жизненный путь - самоосуществление человека (Ш. Бюлер).

2. Мотивационные регуляторы жизненного пути человека (С. Л. Рубинштейн).

3. Сенситивные периоды в жизни человека и их коды числа Фибоначчи (В. В. Клименко).

Жизненный путь самореализации личности

Шарлотта Бюлер выяснила закономерности ("регулярности") в изменении фаз жизни, в изменении доминирующих тенденций (мотиваций), в связи с изменением объема жизненной активности, ее исследования стоят в стороне в истории психологии, хотя вызвали резонанс в науке.

Движущей силой развития, по Ш. Бюлер, есть врожденное стремление человека к самореализации, или выполнения всесторонней реализации "самой себя". Самореализации - итог жизненного пути, когда ценности и стремление человека осознанно или неосознанно получили адекватную реализацию.

Понятие самореализации близкое по смыслу к понятию самореализации или самоактуализащи - в экзистенциалистов. Но самореализация является лишь моментом самореализации.

Самореализации толкуется как результат и как процесс, для каждого возраста имеет свои особенности:

1. Хорошее самочувствие (0-1,5 года).

2. Переживания завершения детства (12-18 лет).

3. Самореализация (25/30 - 45/50 лет).

4. Самозавершенисть (65/70 - 80/85 лет).

Полнота, степень реализации себя зависит от способности индивида ставить цель, адекватную его внутренней сути, себе самому. Такая способность называется самоопределением. Чем зрозумилишс человеку его призвание, то есть чем более четко выраженное самоопределение, тем полнее самореализации. Становление целевых структур является выходным в индивидуальном развитии, и его можно понять, изучая основные закономерности этого становления и изменение жизненной цели личности.

Осознание жизненной цели - условие сохранения психического здоровья личности. Это необходимо потому, что причиной неврозов является не столько сексуальные проблемы (как это представляется 3. Фрейду) или чувство неполноценности (по А. Адлеру), сколько недостаточность направления, самоопределение. Появление жизненной цели приводит к интеграции личности.

Для обоснования своей концепции самореализации через самоопределение Ш. Бюлер применяет теорию систем Л.Берталанфи, особенно его идею о присущей живым системам тенденцию к повышению напряжения, необходимого для активного преодоления среды. Ведь биологические процессы, направленные на повышение напряжения в открытой системе "личность", дают энергию для достижения самореализации.

Концепция спонтанной активности психофизического организма противоречит фрейдовском пониманию факторов, которые направляют поведение человека как стремление уменьшить напряжение.

Изучив сотни биографий различных людей, представителей различных социальных классов и групп бизнесменов, рабочих, фермеров, интеллигентов, военных, Ш. Бюлер выдвинула концепцию о фазах жизненного пути человека.

Понятие фазы указывает на изменение направления развития, по его прерывание. Изучались в биографиях три аспекта:

1. внешний, объективный ход событий жизни;

2. история творческой деятельности человека;

3. возрастные изменения во внутреннем мире личности, особенно в отношении человека к собственной жизни.

Концепция рассматривает жизненный путь человека как процесс, состоящий из пяти фаз. Смысл жизненного цикла человека заключается в следующем: фазы жизни имеют в основе развития целевые структуры личности - самоопределение.

Всего исследовательница обнаружила и описала пять фаз жизни.

Первая фаза (возраст 16-20 лет) - период, предшествующий самоопределению. Он характеризуется отсутствием у индивида собственной семьи и профессиональной деятельности, поэтому выносится за пределы жизненного пути.

Вторая фаза (с 16-20 до 25-30 лет) - период попыток. Человек пробует себя в разных видах деятельности, заводит знакомства с представителями противоположного пола, ищет спутника жизни.

Многие проб и ошибок указывают на функционирование мотивации самоопределения, сначала должен опережающее, диффузный характер. Поэтому особенность внутреннего мира молодого человека - надежда прогнозирования возможных путей дальнейшей жизни.

Выбор жизненных целей и путей в юношеском возрасте нередко приводит к растерянности, неуверенности в себе и одновременно приводит стремление человека браться к значительным дел и свершений.

Третья фаза (от 25-30 до 45-50 лет) - это пора зрелости. Она наступает в тот период, когда человек находит свое призвание или просто постоянное занятие, когда она уже свою семью.

Периода зрелости человека свойственны:

1. реальные ожидания от жизни;

2. трезвая оценка собственных возможностей;

3. субъективное видение этого возраста как апогея жизни.

В период зрелости происходит спецификация самоопределение - человек определяет конкретную жизненную цель и имеет некоторые реальные результаты, уверенно продвигается к желаемому самоопределение. В 40 лет упрочивается самооценка личности, которая является результатом жизненного пути в целом, жизнь как процесса решения задач. То есть подводятся первые итоги жизни и дается оценка собственных достижений.

Четвертая фаза (от 45-50 до 65-70 лет) - фаза старения человека. В этой фазе она завершает профессиональную деятельность, ее семью покидают взрослые дети. Для человека наступает "тяжелое" возраст душевного кризиса, потери репродуктивной способности, сокращение времени последующей жизни.

У людей, которые стареют, усиливается склонность к мечтам, одиночества, воспоминаний. В конце этого периода завершается путь к самоздий-ществления, происходит нарушение цели жизни, жизненной перспективы.

В п пятой фазе (от 65-70 лет до смерти) - старость. Большинство людей оставляет профессиональную деятельность и заменяет ее хобби.

Ослабляются и разрушаются все социальные связи. Внутренний мир стариков обращен в прошлое, в нем преобладают тревога, предчувствие близкого конца и желание покоя. Поэтому пятая фаза не засчитывается в жизненного пути.

Понимание пятой фазы жизни как пассивного ожидания смерти противоречит фактам активной] творческой старости.

Фазы жизни Ш. Бюлер объясняет, пользуясь понятием типа развития.

"Приветственный" фактор детерминируется внутренними особенностями личности. Пик творческих достижений совпадает с биологическим оптимумом, то есть тип развития определяется доминированием биологического фактора.

"Ментальный" фактор детерминирует другой тип развития - психологический - и характеризуется тем, что творческая активность человека достигает апогея и стабилизируется на высоком уровне в конце биологического оптимума, или в период угасания организма.

Детерминанта жизненного пути человека сосредоточена во внутренней духовной сущности человека. А саморазвитие духовной сущности приводит к развертыванию фаз жизни, к самореализации имманентных потенциальных возможностей человека.

Итак, концепция исходит из врожденных свойств человека к самоопределению и стремление к самореализации, составляющих основные движущие силы развития личности. А жизненный путь в значительной степени является результатом саморазвития духа.

Жизненный путь имеет пространственно-временную структуру. Он состоит из возрастных и индивидуальных фаз, определяемых по многим параметрам жизни.

Можно отметить, что эволюция научных представлений о жизненном пути человека в известной мере отражала социальную ситуацию в нашем обществе. Понятие жизненного пути и идея субъекта жизни были предложены Рубинштейном в середине 30-х годов, но затем они надолго исчезли с горизонта психологической науки. Они не развивались далее в советской психологии из-за той социальной атмосферы, которая составляла особенности нашего общества и влияла на развитие гуманитарных наук: отрицание какой бы то ни было роли отдельного человека. К решению этих проблем Рубинштейн обратился в 50-х годах — в самый тяжелый период своей жизни и жизни общества, когда эти научные проблемы стали остросоциальными. В 60-х годах конкретными исследованиями жизненного пути занялся советский психолог Б. Г. Ананьев [См.: Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1969. Исследования Б. Г. Ананьева были продолжены его учениками (см.: Карсаевская Т. В. Прогресс общества и проблемы биосоциального развития современного человека. М., 1978; Логинова Н. А. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии. М., 1978).]. Для него основным в характеристике жизни является возраст человека. Возраст, по Ананьеву, соединяет социальное и биологическое в особые «кванты» — периоды жизненного пути….. В жизненном пути он выделяет познание, деятельность и общение, через которые проявляется и изучается личность. Ананьев ввел понятие социальных достижений личности и выделил несколько периодов ее жизни: детство (воспитание, обучение и развитие), юность (обучение, образование и общение), зрелость (профессиональное и социальное самоопределение личности, создание семьи и осуществление общественно полезной деятельности). На период зрелости приходится «пик» карьеры. Последний период — старость, т.е. уход из общественно полезной и профессиональной деятельности при сохранении активности в сфере семьи.

Но поскольку в общественном сознании тех лет в силу тенденции к стандартизации, к унификации людей господствовало представление о типичности жизни всех людей, оно отразилось и на концепции Ананьева, который, с одной стороны, стремился подчеркнуть индивидуальность человека, но с другой — все же не смог отойти от тенденции унификации, стандартизации жизни. Концепция жизненного пути, по Ананьеву, учитывала скорее социальную и возрастную периодизацию жизни, чем собственно личностную. Ему не удалось раскрыть индивидуальный аспект жизни потому, что он не обратился к изучению активности самой личности, которая и формирует собственную, неповторимую жизненную линию. Вместе с тем концепция Ананьева была необходимой предпосылкой для последующего обсуждения вопроса о типичном и индивидуальном в жизненном пути личности.

Сегодня мы имеем возможность раскрыть индивидуальные особенности жизненного пути человека. Но для этого нужно не просто установить соответствие тех или иных этапов, событий и обстоятельств жизни тем или иным особенностям и чертам личности, а раскрыть причинную связь активности, развития личности и изменений ее жизни. Мы не можем погрузиться в описание индивидуальной истории жизни каждого человека, потому что каждая история неповторима. Кроме того, исходной остается зависимость личности от объективных характеристик жизнедеятельности как общественного процесса. Но личность включается в совокупность причин и следствий своей жизни не только как зависимая от внешних обстоятельств, но и как активно их преобразующая, более того, как формирующая в определенных пределах позицию и линию своей жизни.

Личность не просто изменяется на протяжении жизненного пути, не только проходит разные возрастные этапы. В качестве субъекта жизни она выступает как ее организатор, в чем и проявляется прежде всего индивидуальный характер жизни. Индивидуальность — это не только неповторимость жизни, которая обычно подчеркивается понятием судьбы как якобы независимой от человека. Индивидуальность жизни состоит в способности личности организовать ее по своему замыслу, в соответствии со своими склонностями, устремлениями (они отражаются в понятии «стиль жизни» [См.: Стиль жизни личности. Киев, 1982.]). Чем меньше человек продумывает, осмысливает свою жизнь, чем меньше он стремится организовать ее ход, определить ее основное направление, тем больше, как правило, его жизнь становится подражательной, а потому похожей на жизнь других людей, стандартной.

Разные люди в разной мере являются субъектами жизни, поскольку они в разной мере стремятся и могут реально организовать свою жизнь как целое, соединить ее отдельные планы, сферы, выделить главное направление. Организацию жизни иногда связывают с планированием, с осмыслением жизненных перспектив, будущего. Конечно, планирование является одной из важных составляющих организации жизни, но она не сводится к одному планированию, предвидению. Как уже отмечалось, современная общественная жизнь предъявляет человеку множество не связанных друг с другом требований, он все время оказывается в разных ситуациях, которые так или иначе требуют от него если не участия, то присутствия. Способность к организации жизни и заключается в том, чтобы не поддаться этому жизненному потоку, не раствориться и не захлебнуться в нем, забыв о собственных целях, задачах. Поэтому организация жизни — это и способность так связать и осуществить дела, ситуации, чтобы они подчинились единому замыслу, сконцентрировались на главном направлении, придать им желательный определенный ход.

Люди различаются как раз по степени влияния на ход собственной жизни, овладения многочисленными жизненными ситуациями, которые могут «раздробить» человека на не связанные друг с другом части. В свое время советский психолог Л. С. Выготский для обозначения высших психических функций ввел понятие «овладение» низшими психическими функциями. Для нас понятие субъекта жизни предполагает всевозрастающую степень и расширяющееся пространство таких «овладений», присвоений. Сначала у ребенка происходит овладение своими действиями для придания им нужного направления, затем посредством действий — овладение ситуациями, далее на этой основе — построение отношений, и через их регуляцию все более возрастает возможность организации жизни как целостного процесса, учитывая ее изменчивость и сопротивляемость.

Способность личности регулировать, организовывать свой жизненный путь как целое, подчиненное ее целям, ценностям, есть высший уровень и подлинное оптимальное качество субъекта жизни. Оно одновременно позволяет человеку стать относительно независимым, свободным по отношению к внешним требованиям, давлению, внешним «соблазнам». Но это лишь идеал, а реально у разных людей обнаруживается разная мера целостности жизненного пути, разная степень соответствия действий личности ее ценностям, намерениям [См.: Томэ Г. Теоретические и эмпирические основы психологии развития человеческой жизни // Принцип развития в психологии. М., 1978.].

Одни люди зависят от хода жизненных событий, едва успевая за ними, другие — предвидят, организуют, направляют их. Некоторые попадают под власть внешних событий, их удается вовлечь в чуждое их характеру общение, а то и в дела. Они легко забывают о собственных целях, планах, совершая неожиданные для себя поступки. Иные, напротив, живут только планами, мечтами, создают собственную логику внутреннего мира, уходят в него, так что внешние события не имеют для них никакого значения. Они также не способны организовать свою реальную жизнь. Столь разный характер способностей к организации жизни позволяет выделить определенные типы личностей с точки зрения способа их жизни. При таком подходе мы увидим уже не бесконечное множество различных характеров и бесконечное множество отдельных проявлений настроений каждого человека, а различия по существенному основанию — способности к организации жизни, умению сконцентрировать свои силы и действия в решающий момент, скоординировать ситуации и события в главном направлении. Поэтому разные способы организации жизни мы рассматриваем как способности разных типов личностей стихийно или сознательно строить свои жизненные стратегии.

Типы активности человека — это характерные для него способы соединения личностью внешних и внутренних тенденций жизни, превращения их в движущие силы своей жизни. Можно проследить, как у одних эти тенденции совпадают (целиком или частично), поддерживают друг друга, у других оказываются разобщенными. Одни преимущественно опираются на социально-психологические тенденции, т.е. окружающих людей, используя социальные ситуации; другие — на внутренние возможности, рассчитывают на свои силы в жизни, действуют самостоятельно; третьи оптимальным образом соединяют внешние обстоятельства и внутренние тенденции; четвертые постоянно решают противоречия между ними. При всех условиях эта типология раскрывает не просто свойства каждого характера, психические особенности личности. Она в первую очередь позволяет сопоставить особенности, способ жизненного движения личности, выявить способность к решению жизненных противоречий. Совпадение внешних и внутренних тенденций в жизни личности или их столкновение, противодействие характеризуют способ организации жизни и тип личности.

Жизненные цели и задачи личности одного типа оказываются целиком сосредоточены на том, чтобы разрешить жизненные противоречия, которые она, строго говоря, сама создает непоследовательностью своих действий или, напротив, чрезмерной активностью, подавляя инициативы окружающих. Она не может их решить, поскольку не в силах изменить свой способ жизни и понять, что сама является их причиной. Другой тип личности оказывается вовлеченным в конфликты, которые, хотя и развертываются в конкретной группе (в семье, в производственном коллективе), являются выражением более глубоких общественных противоречий. В таком случае личность либо обретает опыт и социальную зрелость, которые затем способствуют организации личной жизни, отстаиванию ее ценностей, либо «перемалывается» неразрешимым конфликтом и затем старается отделить свою личную жизнь от общественной.

Высшие личностные качества, такие, как сознание, активность, психологическая зрелость, интегративность, проявляются и формируются в жизненном пути личности, в специфическом процессе ее изменения, движения, развития. Активность личности проявляется в том, как она преобразует обстоятельства, направляет ход жизни, формирует жизненную позицию. Динамика жизни человека перестает быть случайным чередованием событий, она начинает зависеть от его активности, от способности организовать и придать событиям желаемое направление.

Жизненный путь подлежит периодизации не только возрастной (детство, юность, зрелость, старость), но и личностной, которая, начиная с юности, уже перестает совпадать с возрастной. Один человек проходит один социальный этап в более раннем, другой — в более позднем возрасте; юноша оказывается по-стариковски мудрым, а старик — по-юношески незрелым. Личность выступает как движущая сила жизненной динамики, интенсивности, содержательности своей жизни.

Ее качество как субъекта жизни проявляется не в произвольных поступках, действиях (делаю, что хочу), а в действиях, учитывающих сопротивление обстоятельств, их несовпадение с желательным для личности направлением, их противодействие. Поэтому внутренние намерения, цели испытываются на прочность в жизни, а личность должна отдавать себе отчет в их прочности.

Эти общие соображения грузинская школа психологов конкретизировала на таком примере. У группы молодых людей сформировалось определенное представление о будущей профессии, они сделали свой выбор, возникла установка на поступление в институт. У другой группы такая установка отсутствовала, поскольку они слабо представляли себе профессию, свои способности, возможности. Но насколько сильна эта установка, насколько она не только существует в сознании, но и определяет характер жизненных действий, насколько противостоит внешним неблагоприятным событиям, оказалось возможным выявить только тогда, когда молодые люди стали сдавать экзамены в институт. Действительно упорными, настойчивыми организаторами своей жизни можно назвать тех молодых людей, кто несколько лет подряд поступал в этот институт, несмотря на предыдущие неудачи, и в конце концов реализовал свою установку.

Психологи выявили много личностных характеристик, которые как будто подтверждают наличие у человека активности: это побуждения к действию, притязания, способности, намерения, направленность, интересы и т.д. Но трудности психологов в изучении личности были до сих пор связаны с тем, что эти характеристики и черты личности изучались сами по себе, вне жизненного применения, часто в искусственных условиях или искусственными методами. Нельзя сказать, что эти методы не давали знания о личности. Однако реальным критерием активности личности (мотивов, желаний, намерений) является ее способность (или неспособность) реализовать эти устремления в действиях, в поступках, в жизненном пути.

Необходимо постоянно выявлять, как намерения, притязания, склад личности выражаются в жизненных проявлениях личности и какие последствия те или иные способы жизни имеют для внутреннего мира и личностного склада, как изменяют ее мотивы, характер, как развивают способности. Например, закаляют ли неудачи характер или ослабляют, ломают его? Иными словами, необходимо знать, насколько жизненная практика личности (а не отдельные ее поступки) соответствует ее намерениям, замыслам, ценностным установкам. Степень совпадения или расхождения жизненной практики и ценностей своего «я», способностей, устремлений человека может служить показателем цельности или разобщенности, противоречивости личностных структур, перспективности или регрессивности их развития. Именно поэтому изучение личности и ее жизненного пути имеет значение и для психологической науки, и для людей, которые реализуют, применяют, проверяют свои способности, характер, склонности в реальных жизненных достижениях [См.: Активность и жизненная позиция личности. М., 1988; Жизненный путь личности. Киев, 1987.].

Все перечисленные способности к организации жизни, к решению ее противоречий, к построению ценностных отношений мы называем жизненной позицией, которая является особым жизненным и личностным образованием. Способ самоопределения личности в жизни, обобщенный на основе ее жизненных ценностей и отвечающий основным потребностям личности, можно назвать жизненной позицией. Она представляет собой результат взаимодействия личности с ее собственной жизнью, ее личностное достижение. Будучи таким результатом, жизненная позиция начинает определять и все последующие жизненные направленности личности. Она становится потенциалом ее развития, совокупностью ее объективных и субъективных возможностей, открывающихся именно на основе занятой человеком позиции, своеобразной опорой, крепостью.

В 70-е годы в общественно-политической литературе появилось понятие активной жизненной позиции. Социологи попытались определить это понятие через совокупность ролей, которые осуществляет личность в жизни, но этим обозначением не раскрывается, как личность реализует свои жизненные роли (важно не только то, что женщина — мать, но какая она мать; важно не то, что человек — педагог, но какой он педагог и т.д. [См.: Сарджвеладзе Н. И. Личностная позиция и репрезентация жизненного пути у молодежи // Психология личности и образ жизни. М., 1987.]). На наш взгляд, жизненная позиция личности — это совокупность ее отношений к жизни. (Психолог В. Н. Мясищев разработал теорию личности, в которой она определяется через совокупность отношений.) Но отношения личности — это не только ее субъективные мнения и взгляды, это способы ее взаимоотношений с окружающими людьми и действительностью. В. Н. Мясищев понимал под отношениями совокупность субъективно значимого для личности, а жизненная позиция предполагает не только наличие субъективных отношений, но и их действенную, практическую реализацию личностью в жизни.

Выше речь шла об одном из главных отношений к жизни — об ответственности. Кроме этого отношения, которое можно назвать своеобразным жизненным принципом, существует множество других отношений: отношения к другим людям (в том числе к близким), отличающиеся или равнодушием, или заботой; отношения к труду, к своей профессии, к самому себе (более конкретно — к тому месту, которое удалось занять в обществе, в профессиональной сфере) и т.д. Испытывая страх перед жизненными трудностями, человек может занять созерцательную жизненную позицию, отстраниться от проблем близких людей, уклоняться от помощи им, заботы о них. Аналогичной может оказаться и его профессиональная позиция: работать в меру сил, не ставить никаких задач, делать только то, что требуют. К сожалению, подобные жизненные позиции были наиболее типичными в недавнее время.

Позиция другого типа личности заключается, например, в четком отделении своего собственного жизненного мира, интересных для него задач, важных для него дел от дел и интересов (служебных, семейных и т.д.) окружающих. Значимые для него отношения (связи, контакты) он последовательно и активно реализует, незначимые поддерживает «для вида». С такой позицией молодого мужчины иногда сталкивается женщина; она напрасно стремится укрепить, завоевать его отношение к себе, не догадываясь, что он может иметь такие же отношения с любой другой на ее месте. Этот человек легко сменит одну работу на другую, одних друзей на других, если новая обстановка поможет ему достичь своих целей. Это эгоцентрическая (если не эгоистическая) жизненная позиция.

Долго и упорно психологи и даже социологи (например, Морено) пытались в качестве главного фактора выделить и исследовать субъективные отношения, т.е. симпатии и антипатии людей. Однако при таком подходе реальные отношения людей из поля зрения выпали, а ученые оказались в плену субъективизма, поскольку симпатии и антипатии часто бывают необоснованными и даже неосознаваемыми. Хотя они и сказываются в жизненных отношениях, но не могут заменить реальных объективных отношений людей (деловые отношения людей, как правило, не строятся на симпатии или антипатии). «Жизнь, — писал Рубинштейн, — это процесс, в котором объективно участвует сам человек. Основной критерий его отношения к жизни — строительство в себе и в других новых, все более совершенных, внутренних, а не только внешних форм человеческой жизни и человеческих отношений» [Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. С. 379.].

Жизненная позиция личности может быть определена и через ее активность, но тогда важно не только раскрыть активность как психологическую особенность самой личности и ее сознания, но и показать, как она реализовала свои возможности, способности, свое сознание в своей жизненной позиции. Речь идет о том, насколько она применила свои способности, в какой мере сознательно она живет.

Выше были приведены примеры достаточно последовательных позиций. Однако возможны и их раздвоенные, противоречивые варианты. Человек считает себя принципиальным, любит поговорить о своих принципах, однако реально использует свое профессиональное положение для своей выгоды, может обмануть, подвести, сделать назло. Его «двойная игра» в конечном счете кроме материальных приобретений приводит к одним потерям (теряется уважение близких, коллег, прочность профессионального статуса, профессиональное мастерство, авторитет и т.д.).

Другой тип противоречивой позиции проявляется в своеобразных жизненных «метаниях»: человек то принимает решения продвигать свои дела (защиту диссертации, «карьеру»), то замыкается в семейном кругу, откладывая первые до «лучших времен», потом бросает и то и другое, решив начать жизнь «заново», меняет семью, работу. Позиция такого человека (и он сам) ненадежна, неустойчива, хаотична, хотя в каждом начинании он берется все «наладить», «устроить», «организовать». Он до конца так и не узнает, чего хотел и чего достиг в жизни.

Жизненная позиция имеет исходную объективную характеристику — участие личности в сферах, где социальная жизнь наиболее интенсивна, перспективна, где сконцентрировано множество возможностей. Одни люди начинают жизнь с того, чего другие добиваются только к концу жизни. Это и культурная среда, и возможности образования, и более или менее благоприятная социальная ситуация, в которой они оказываются независимо от своей воли и усилий. Но существует и «бедная социальная среда», или обстановка, лишенная значительных возможностей, событий. Попадая в такие условия, личность оказывается в бесперспективной жизненной позиции, которая объективно не способствует ее развитию. Но и от человека как субъекта зависит, достигнет ли он более высоких успехов, добьется ли более оптимальных условий. Личность как субъекта жизни характеризует стремление, направленность на развивающие, более оптимальные сферы жизни, потребность в собственном развитии.

Когда мы говорим о роли социальных условий в жизни отдельного человека (при равенстве принципов труда, прав, свобод и т.д.), то они также могут оказаться более или менее благоприятными для его развития (вовремя и в лучшем учебном заведении полученное образование, благоприятные возможности для освоения профессии и т.д.) [См.: Парыгин Б. Д. Научно-технический прогресс и проблема самореализации личности // Психология личности и образ жизни.]. Более благоприятные условия в свою очередь могут повышать активность личности, которая более интенсивно (чем другая при тех же условиях) реализует их в профессиональной деятельности, дополняя их своими личными усилиями, способностями, что в совокупности и образует активную жизненную позицию.

Однако можно привести много примеров из жизни семей крупных ученых, художников, т.е. людей, предоставивших своим детям исходные оптимальные условия для развития, из которых видно, как протекция родителей при поступлении в институт, на работу и т.д. парализуют собственную мотивацию, потребности молодого человека. Эти благоприятные условия еще должны «согласоваться», совпасть с внутренними потребностями, возможностями, активностью детей. Иногда молодой человек получает так много, что это закрывает для него перспективу собственного развития и движения, лишает мотивации достижения, потребности жить на свой страх и риск. Именно поэтому нужно говорить о пропорциональности объективных и субъективных моментов в жизненных отношениях и позиции личности.

И при отсутствии благоприятных социальных условий личность может благодаря своей активности добиться перспективной жизненной позиции (вырваться из провинции, из профессиональных традиций семьи, поступить в лучшее учебное заведение страны, в совершенстве овладеть профессией, сочетать учебу и работу и т.д.).

Жизненная позиция — это не только жизненные отношения, но и способ их реализации, отвечающий (или не отвечающий) потребностям, ценностям личности. Человек может иметь активные жизненные устремления, высокие нравственные ценности, но способ организации жизни (иногда неумение, иногда страх, иногда пассивность в реализации) может противоречить этим исходным «добрым намерениям», его жизненная позиция оказывается не соответствующей этим стремлениям, потребностям. Тогда он или начинает оправдывать себя в своих же глазах, или пытается изменить такую позицию.

Анализ своей жизненной позиции дает в своих дневниках С. Л. Рубинштейн. В связи с внезапной болезнью отца, который лишился адвокатской практики и возможности материально обеспечивать семью, он очень рано (вначале нравственно-психологически, а затем и жизненно-практически) стал старшим в семье, опорой родителей и братьев. Позиция старшинства и связанная с ней ответственность стала его ведущей позицией на всю жизнь, определила его отношения и с близкими, и с «дальними», проявилась и в его личной, и в научной жизни.

Жизненная позиция — это выработанный личностью при данных условиях способ своей общественной жизни, место в профессии, способ самовыражения. В отличие от субъективных отношений (смысла, картины и даже концепции жизни) жизненная позиция — это совокупность реализованных жизненных отношений, ценностей, идеалов и найденный характер их реализации, который и определяет дальнейший ход жизни.

Если основные жизненные отношения личности интегрированы, отвечают ее исходным намерениям, то ее позиция характеризуется целостностью, целенаправленностью и даже гармоничностью. Если основные отношения не связаны между собой, а способ их осуществления не соответствует им, то такую жизненную позицию можно назвать неустойчивой, неопределенной, а личность — неуверенной. Такая личность не готова к жизненным переменам, неожиданностям, жизненным трудностям.

Бывают такие варианты жизненной позиции, когда она оказывается оторванной от реальной жизни. Это происходит с творческими личностями, когда они не могут реализовать себя в науке или искусстве, или с людьми, которые сугубо внешне, поверхностно участвуют в практической жизни и фактически занимают позицию неучастия. Их жизненные отношения случайны, но это замаскировано их собственными иллюзиями.

Жизненная позиция — это определенное сложившееся образование, имеющее свою относительно фиксированную структуру, что не исключает ее изменчивости, возможности развития. Жизненная позиция может быть охарактеризована на разном уровне конкретности, начиная от эмпирически-описательного и кончая сущностно-абстрактным. Важную ее характеристику составляют жизненные противоречия, которые в результате такой или иной позиции или обостряются, или сглаживаются. Например, личность максимально активна, но не может данным способом реализовать ее, и, наоборот, у личности отсутствуют готовность, активность, зрелость, казалось бы, в самой оптимальной жизненной обстановке. Легко получаемые материальные блага развращают личность, вырабатывают опасную иллюзию вседоступности и вседозволенности, формируют установку на легкую жизнь. Жизненная позиция характеризуется и противоречиями, и способом их решения (конструктивным, пассивным, поверхностным и т.д.), который показывает, умеет ли личность соединить свои индивидуально-психологические, статусные, возрастные возможности и притязания с условиями жизни, умеет ли непротиворечиво скомпоновать эти условия.

В эпоху застоя жизненные позиции многих людей, как это ни парадоксально, не вступали в противоречие с общественными требованиями в силу внутренних компромиссов, на которые (сознательно или бессознательно) шли люди. Однако личностная цена, которую им приходилось платить за этот компромисс, состояла в глубоких личностных потерях и в деградации личности. Занимая позицию «лишь бы уцелеть», «перебиться», люди, сохраняя жизненное благополучие, теряли собственные цели, идеалы, смелость и широту натуры, становились мелкими обывателями. Желая сохранить возможность творчества и самореализации в искусстве, человек попадал в зависимость от чуждых искусству людей, верил некомпетентным оценкам, оказывался связанным круговой порукой со спекулировавшими его талантом и постепенно терял свое творческое вдохновение, превращался в ремесленника.

Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. — с. 10-75

Уолт Дисней получил 302 отказа прежде, чем нашел инвесторов для мультипликационной студии. Опра Уинфри росла в такой бедности, что у нее в детстве не было игрушек. Если бы все великие люди считали, что их жизненный путь зависит от обстоятельств, мы бы точно не слышали их имен. Но они продолжали действовать «вопреки», потому что знали: если есть 1% на то, чтобы изменить свою жизнь, ее нужно изменить обязательно.

Что такое жизненный путь

Жизненный путь - это многокомпонентное понятие, которое складывается из внутренних биологических (генотипа, характера, таланта и жизненного опыта) и внешних социальных (воспитание, среда обитания, события) факторов. Включает он и другие понятия: смысл жизни, жизненную философию, жизненный цикл. Описание жизненного пути начинается в момент рождения человека и заканчивается в день его смерти.

Хотя точного научного определения жизненного пути пока нет, его изучением занимаются ученые. Академик С.Л. Рубинштейн еще в 20-е годы прошлого столетия рассматривал человека с биографической точки зрения, поскольку считал личность человека неотделимой от его личного опыта. А доктор философии Шарлотта Бюлер в это же время ввела понятие «жизненный путь личности», состоящий из пяти фаз развития по годам жизни.

Но пока ученые проводят свои исследования, хочется для самого себя найти ответы на вопросы: могу ли я выбирать ? в моих ли силах что-то изменить? как сочетается мой путь с моими внутренними ценностями? как расставлять свои жизненные приоритеты?

Как определить свой жизненный путь

Начнем с примера. Вы любите путешествовать, и ваш друг любит путешествовать. Вы заранее выбираете туроператора, дорогие отели «все включено» и экскурсии по туристическим маршрутам. Ваш друг покупает билет, собирает чемодан в последний момент, живет в палатке и бегает с фотоаппаратом по заброшенным деревням.

Вот так и с жизнью: осознанно или неосознанно мы выбираем дороги, маршруты и способ передвижения, получаем от этого разные эмоции. И способ понять свой жизненный путь мы выбираем сами. Кто-то идет к гадалкам и астрологам, кто-то ищет духовного наставника, кто-то пытается разобраться в вопросе с помощью книг и самосознания.

Над определением жизненного пути работают религиозные деятели, астрологи, философы, историки, этнографы и доктора социальной медицины. Над этим бьются еще и генетики. И по их исследованиям на 57-60 % мы – это наши гены. Значит, остальное вполне можем изменить сами. И первое, что нужно сделать – это определить свои жизненные приоритеты.

Как расставить жизненные приоритеты

В расстановке приоритетов не стоит слишком увлекаться. Есть риск превратиться в очередного сверхчеловека, смотрящего на часы даже во время занятий сексом. Но и без осознанных приоритетов жизнь становится хаосом, а дела спускаются на самотек. Поэтому попробуем выбрать золотую середину, чтобы успевать все, но при этом помнить вкус салата, съеденного за обедом.

Понять и осознать, как приоритеты в жизни расставлены сегодня

Даже если вы ни разу не рисовали шкалу приоритетов, они у вас есть. Все, что мы имеем на этот момент – результат расставленных приоритетов. Осознанно или неосознанно, неважно. Все, чего мы хотим или о чем мечтаем – это теория. Все, что мы имеем прямо сейчас – это практика и наши реальные приоритеты.

Неосознанно мы выставляем приоритеты не по тому, что нужно или полезно, а по тому, что важно. Если мы лежим на диване, для нас важно лежать на диване. Если поднимаемся с утра на пробежку, нам важно бегать утром. Лежим на диване и думаем о пробежке – нам важно лежать на диване, изображая озабоченность своим здоровьем.

Признать свои приоритеты «как они есть» – это начать честный разговор с самим собой. Не уходить в сторону, не делать умное лицо, не размышлять. Честно описать , чем владеете на этот момент: семья, работа, заработок, здоровье, привычки. Это и есть ваша отправная точка.

Проверить, насколько приоритеты соответствуют внутренними ценностями

Ценности – это желания души, они идут изнутри. Приоритеты часто навязаны снаружи. И в этом вся проблема. Когда ценности и приоритеты играют вразнобой, ничего хорошего не происходит. Разрыв в понятиях «что для меня важно» и «что для меня ДОЛЖНО быть важно» приводит к плохому настроению, тревожности и депрессии.

Дети , особенно маленькие – первый индикатор наших ценностей. Если родители не читают, никакие уговоры или наставления не заставят ребенка читать. То же касается занятий спортом, правильного питания и целей в жизни. Хотите узнать свои настоящие ценности – понаблюдайте за своими детьми.

Второй индикатор наших ценностей – это наша энергия. Когда энергия приоритетов и ценностей работает в одном направлении, происходит то, что ученые называют резонансом, а мы – белой полосой в жизни. Следуйте за своей энергией, а не подстегивайте ее кофеином или развлечениями.

Понять, что список приоритетов не безразмерный и смириться

Представьте, что список приоритетов может состоять только из 10 пунктов и вы уже внесли в него все 10. Задумали вписать в список еще один? Значит, от чего-то придется отказаться. Потому что невозможно совместить в одной жизни здоровье с курением, комфорт с карьерой, высокий заработок с вечным отдыхом на Мальдивах.

Отказаться от чего-либо поможет правильно поставленная цель . Перед тем, выставить ее, подумайте: как вы хотите себя чувствовать. Хотите пребывать в гармонии, в спокойствии или в вечном беге с препятствиями? Формируйте цели, которые помогут обрести желанное состояние. Тогда они будут исходить от сердца, а не от понятия «так надо». Кому, собственно, надо?

Правильно определить приоритеты поможет их разбивка на срочные и несрочные. Срочные дела забирают массу энергии, но редко бывают важными. Дела, которые не имеют дедлайна, чаще приводят к намеченной цели. Такая расстановка приоритетов поможет определить, на что мы хотим тратить время и на что мы его тратить обязаны.

Жить не ради резюме или характеристики

Почему мы постоянно живем в конфликте между внешним успехом и внутренним достоинством? Внешнее «надо, надо, надо» настолько засоряет эфир, что собственным чувствам уже нет шанса пробиться. Наверное, поэтому даже наедине с собой мы рассуждаем о жизни такими словами, будто проходим собеседование у строгого кадровика.

Нужно различать личные качества и свои добродетели. Первые помогают завоевать место под солнцем на рынке труда. Вторые – делают нас людьми. То, как мы строим семью, отношения с друзьями, живем вне работы – намного важнее? Тогда почему этим качествам мы уделяем так мало времени, а, зачастую даже стыдимся их.

Газета New York Times провела конкурс на лучшее эссе о счастье. Результаты оказались поразительными: многие мечтают не о свершениях, а о «маленькой счастливой жизни». Конечно, такая жизнь подходит не всем. Но есть в этом нечто невыразимо прекрасное и надежное, то, что возвращает нас к нашим настоящим ценностям.

Включить в список приоритетов отдых и хобби

В списке приоритетов хобби часто вписывают в последнюю строчку. Но именно эти дела делают нас счастливыми. Хотите стать счастливыми, а не просто эффективными? Обязательно включите хобби в свой список и ежедневно уделяйте ему время.

Как найти свое хобби , если нет ничего не интересного? Начать искать. Посетить мастер-классы, сходить на выставки, даже если при одном упоминании о живописи хочется потерять сознание. Общение с увлеченными людьми поможет понять, что на хобби можно еще и заработать.

К хобби не стоит относиться, как к занятию на всю жизнь. Точно так же нельзя предопределить, можно ли потом построить на увлечении карьеру. Человек – это проводник. Ему нужно получать эмоции от прекрасного и выплескивать их в виде творчества. Возможно, потом на увлечении действительно получится заработать, но гарантий этому нет.

Фаталисты считают, что все определено при рождении, оптимисты надеются на самое лучшее. Но реалисты знают: невозможно сегодня определить жизненный путь, а завтра проснуться абсолютно счастливым человеком. Путь – это процесс, его можно подкорректировать на каждом этапе жизни. Было бы желание.