По литературе

Бунин красавица краткое содержание. «Красавица», анализ рассказа Бунина, сочинение

Начиная анализ рассказа "Красавица", нужно в первую очередь обратить внимание на время его написания Буниным - сентябрь 1940 года. В следующем месяце писателю исполнилось семьдесят: возраст, при котором так приятно предаваться очаровывающим воспоминаниям юности, и при этом так легко видеть суть вещей и людей сквозь обманчивую внешность. Само название "Красавица" уже является провокацией, ведь из рассказа мы выносим совсем другое впечатление. Скрытый приём - антитеза названия и содержания - придаёт драматичности обычному повествовательному жанру.

Сюжетных линий в рассказе можно выделить три: отношения отца-чиновника с первой и второй женой, отношение красавицы к дому и семье, в которой она воцарилась, и жизнь мальчика - по сути, главного героя рассказа. Не случайно, говоря о второй жене, употреблено слово "воцарилась" . На её властность автор указывает неоднократно: "взгляд имела зоркий" , "отец, от страха перед ней, притворился..." Во всём рассказе лишь один раз появляется прямая речь, исходит она из уст красавицы, и значимость её ещё усилена словами "я велела" . Эта женщина изменила жизнь в доме, в который вошла, и эти изменения являются стержнем произведения.

Мальчик, "от природы живой, ласковый" , начинает бояться жить. Бунин наделяет его эпитетом "несуществующий" , добавляет, что и отец сделал вид, будто у него нет сына. Однако он есть, но жизнь его никому не нужна и по сути никчёмна, это подчёркивается словами с уменьшительными суффиксами: у мальчика "диванчик" , "уголок" , "книжечка" , "постелька" , "добришко" . Так, не описывая дальнейшие события, автор даёт понять, что ребёнок и в будущем останется заброшенным и никому не нужным.

Что же является главной проблемой в этом рассказе? Осуждение равнодушия. Вторая жена "спокойно возненавидела" мальчика, а ненависть не бывает спокойной. Этот оксюморон подчёркивает именно убийственность равнодушия, при котором человека не замечают - и он почти перестаёт существовать. Отец ребёнка ещё в начале рассказа предстает безразличным и даже безличным человеком: молчалив, скромен, с сиплым голосом, неинтересен. Характерная деталь - "очки цвета йода" , которые закрывают чиновника от мира и служат щитом от того, чего он замечать не хочет. Даже если это его собственный сын. И при этом преступном попустительстве ребёнок будет жить "в круглом одиночестве на всём свете" .

Пять небольших абзацев, всего три основных действующих лица - и такая глубокая трагедия. Бунин мастерски обрисовал людей, которые способны равнодушием уничтожить человека. А то, что так поступает "настоящая красавица" , заставляет другими глазами смотреть на внешний облик людей и их жизни.

После анализа «Красавицы» обратите внимание на остальные сочинения:

  • Анализ рассказа «Легкое дыхание»
  • «Темные аллеи», анализ рассказа Бунина
  • Краткое содержание произведения Бунина «Кавказ»
  • «Солнечный удар», анализ рассказа Бунина

У короля с королевой долгое время не было детей. И вот однажды, когда надежда была совсем потеряна, королева родила дочь. По этому случаю, они устроили торжество, среди гостей было семь добрых волшебниц.

Их усадили на почетные места, подали им лучшие тарелки и по ящичку, в котором были вилка, нож и ложка, сделанные из чистого золота. Когда все гости уже сидели за столом, приехала восьмая волшебница. Её не позвали на торжество, так как думали, что её уже нет на этом свете. Для нее тут же были принесены самые лучшие тарелки, но золотого ящичка ей не хватило.

Естественно это очень обидело старую волшебницу. Она пробормотала вслух что-то неприятное. Одна волшебница услышала это и спряталась в детской комнате. Она решила последней сказать свое пожелание. Наступил момент, когда феи должны были дарить новорожденной подарки.

Феи одарили ее различными дарами: красотой, умом, добрым сердцем, хорошим голосом, умением танцевать и играть на разных инструментах. Однако, старая колдунья пожелала, чтобы принцесса умерла, когда уколется веретеном. Все вздрогнули, но последняя фея пообещала, что принцесса не умрет. Она сделает так, что принцесса будет спать, пока ее не разбудит принц. Сон её будет длиться сто лет.

Король приказал убрать с замка все веретёна, однако спустя время принцесса все же уколола палец и заснула. Добрая волшебница сделала так, чтобы заснули и все находящиеся во дворце, кроме короля с королевой.

Прошло сто лет, принц отправился на охоту. Он увидел старый дворец, и стал расспрашивать прохожих о нем. Один человек рассказал ему историю о спящей принцессе. Сердце в груди принца загорелось, и он поспешил к воротам старого замка.

Когда он вошел в замок, он увидел множество спящих людей. Он вошел в роскошную комнату и увидел на постели спящую принцессу. Золото казалось тусклым, по сравнению с красотой принцессы.

Принц стал на колено перед принцессой, и она проснулась. Замок зашумел, проснулись и остальные обитатели дома

Жениха и невесту пригласили в столовую. Им подавали блюда старинной кухни, а музыканты играли песни прошлых лет.

Сказка еще раз доказывает, что добро побеждает зло, а любовь способна противостоять любым злодеяниям.

Картинка или рисунок Спящая красавица

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Похождения бравого солдата Швейка Гашек по частям

    Произведение повествует нам приключения Швейка, удалого солдата, который вынужден был уйти на гражданскую службу по состоянию своего здоровья. В настоящее время он проживает в Праге и занимается тем, что продает собак

  • Краткое содержание Генерал и его армия Владимов

    Главным героем романа является генерал Кобрисов, один из немногих грамотных и порядочных офицеров советской армии.

  • Краткое содержание Морской волк Джек Лондон

    Известный литературный критик попадает в кораблекрушение. Капитан шхуны «Призрак» подбирает Хэмфри Ван-Вейдена из воды и спасает его. Капитана прозвали Волком Ларсеном за его силу и жестокость

  • Краткое содержание Астафьев Веселый солдат

    Данный роман очень особенное произведение о войне. Ведь именно в этом произведении показывает войну с какой-то другой стороны. Роман состоит из двух часть первая, из которых называет «Солдат лечится».

  • краткое содержание Смерть Ивана Ильича Льва Толстого

    Иван Ильич, как гласят газеты, умер ровно 4 февраля 1882 год своей жизни. Он тогда боле длительно время болезнью, которую невозможно излечить.

Урок-исследование «Без любви все ничто…»

(По рассказу И.А.Бунина «Красавица»)

Цели:

Научить учащихся постигать идейный замысел произведения и определять авторскую позицию;

Развивать умение анализировать художественное произведение, выявлять роль детали в тексте;

Воспитывать умение видеть красоту души человека.

Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор, портрет И.А.Бунина, текст произведения, иллюстрации к рассказу Бунина «Красавица», текст притчи о красоте, распечатанные оценочные листы для групп.

Ход урока

Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня нам предстоит интересный разговор, который касается каждого без исключения. О чём он? Для того чтобы это понять, послушайте, пожалуйста, притчу:

Однажды к Создателю пришла необыкновенной красоты девушка. Постоянно любуясь собой в зеркало, она надменно говорила, что большинство мужчин, повстречавшихся ей на пути, слепли от совершенства ее форм и были готовы на все ради нее. Они оставляли своих жен и забывали о детях. А большинство женщин с завистью смотрели ей вслед.

- Зачем же ты пришла ко мне? - спросил Создатель.

Вдруг лицо Красавицы исказила гримаса гнева и ненависти. Она с презрением продолжила:

- Почему же тогда есть те, кто не восхищается мною, кто не замечает моей красоты? Более того, встречаются и такие, которые отворачиваются от меня или даже гонят меня прочь! Они слепые, Создатель?

- Нет, - услышала Красавица в ответ, - просто на твоем пути, кроме глупцов, встречались те редкие люди, которые могут видеть настоящую красоту, радующую сердце и согревающую душу. Совершенство лица и форм еще не означают истинную красоту. Посмотри на себя сейчас, разве ты прекрасна в своей злобе?

Красавица посмотрелась в зеркальце и, тут же спрятав его, поспешила уйти.

У нас на уроке тоже есть зеркало, и мы посмотрим, можно ли в нем полностью рассмотреть человека.

После прочтения текст притчи вывешивается рядом с зеркалом.

Ребята, сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока.

Учащиеся формулируют тему урока.

Постановка целей урока:

Наш разговор сегодня – о героях рассказа «Красавица» И.А. Бунина, с творчеством которого вы недавно познакомились. Рассказ этот о том, что такое красота, можно ли назвать красивым бездушного человека, в чём заключается власть красоты. Давайте попробуем сформулировать цели сегодняшнего урока. О чём предстоит поразмышлять? Чему вы должны научиться?

Рассказ «Красавица» написан в сентябре 1940 года. Он относится к позднему периоду творчества писателя, который уже прошел через многое, это опытный и мудрый человек, признанный миром художник слова.

«Красавица» - небольшой по объёму рассказ, но по глубине, по остроте затронутых в нем вопросов, он, пожалуй, превосходит многие другие. Этот рассказ – айсберг. А у айсберга большая часть скрыта под водой. Давайте попробуем исследовать как-раз-таки подводную часть айсберга. 5 мин.

Итак, рассказ называется “Красавица”.

Мозговой штурм – ассоциации со словом «красавица». (Это может быть как ассоциативное восприятие слова, так и слова – определения). У каждой группы – рисунок. – 2 мин.

На доску вывешивается портрет красавицы с «Гирляндой ассоциаций».

А какое определение красоте дает “Школьный толковый словарь”?1 мин. Прочитаем словарную статью “Красивый”:

1.Доставляющий наслаждение взору, приятный внешним видом, гармоничностью, стройностью, прекрасный…

2. Полный внутреннего содержания, высоконравственный…

3. Привлекающий внимание, эффектный, но бессодержательный…”.

Посмотрим, такая ли красавица в одноименном рассказе Бунина.

Прослушивание рассказа (в это время дети частично маркируют текст)- 4 мин.

В рассказе три центральных образа: чиновник, красавица, мальчик.

Чиновник –1 группа- 2 мин.

пожилой”, “молчалив”, “скромен”, “худой”, “высокий”, “ чахоточного сложения”,” “носил очки цвета иода”, “говорил несколько сипло, срывался в фистулу” - по словарю (то же, что фальцет в пении: очень высокий звук голоса, требующий особого исполнительского приёма), “казался не интересен во всех отношениях”. Деталь – “очки цвета йода ” - отстранённость от реального мира, страх перед жизнью, стремление спрятаться от неё, не видеть её. Герой не просто плохо видит, а не желает видеть лучше, затемняя мир.

Он самый обычный, вроде порядочный. Но...“Тогда и отец, от страха перед ней , тоже притворился , будто у него нет и никогда не было сына”. Муж бунинской красавицы не понимает и, возможно, никогда не поймет, что потерял самое дорогое, что может дать судьба отцу, - привязанность и дружбу сына.

Красавица 2 группа-2 мин.

Знала себе цену”, “молоденькая” (сравнить: молодая), “невелика”, “отлично и крепко сложена”, “всегда хорошо одета”, “очень внимательна и хозяйственна по дому”, “взгляд имела зоркий”. ? Что настораживает в ее описании («зоркий взгляд») “ … а она знала себе цену”. Выражение “знать себе цену” дается как противопоставление словам “молчалив”, “скромен”, и означает, что красавица, к тому же, была гордой и высокомерной.

«спокойно возненавидела» - сочетание несочетаемого - оксюморон, поскольку ненависть – это чувство очень сильное. Наречие «спокойно» передает, что красавице это не чуждо, это свойственно ей, это привычно для нее.
Мы видим подтверждение того, что красота героини мнимая, отталкивающая, за внешней привлекательностью скрывается душевная пустота. Красавица равнодушием своим, безразличием, душевной холодностью лишила ребенка радости жизни, превратила его в бесконечно одинокого человека.

Разные чиновник и мачеха становятся одинаковыми в отношении к ребенку. Отец боялся лишиться мнимого счастья, то есть красавицы, которая поработила его душу. Бунин обращает наше внимание на то, что каждый человек в жизни делает выбор, и от того, каким будет это решение порой зависит не только дальнейшая судьба этого человека, но и жизнь людей, которые находятся рядом. В данном случае – это судьба мальчика, сына чиновника.

Образ мальчика. 3 группа 3мин.

Именно роковая красавица и выбор отца в пользу превратили ребёнка в бесконечно одинокого человека. Вокруг него нет живых людей. Всё, что у него осталось, – это воспоминание о покойной маме , которой он бесконечно предан. (“Постоянно читает единственную книжку, купленную ещё при покойной маме”, а “всё добришко его” спрятано в “мамином” сундуке- том самом, что стал для него теперь единственным тёплым предметом в доме). “…смиренно сидит себе в уголке гостиной, рисует на грифельной доске домики или шепотом читает по складам все одну и ту же книжечку с картинками, купленную еще при покойной маме, смотрит в окна…”

Ребенок оказывается в «круглом одиночестве на всем свете», он всеми покинут, предан родным отцом, который из безволия и трусости делает вид, что совер­шенно ничего не замечает.

Жизнь ребенка сера и однообразна.

Писатель не дает прямых оценок происхо­дящему, но он мастерски дает почувствовать весь ужас того положения, в котором оказался ребенок.

Авторское сострадание звучит в каждом слове. Не случайно Бунин использует такое количество слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («уго­лок», «домики», «книжечка», «постелька», «доб­ришко»). А при создании двух других образов: красавицы и чиновника – таким средством выразительности автор не пользуется. Почему?

(У красоты, имеющей непобедимую власть над сердцами, есть обратная сторона - жестокая и холодная. За правильными чертами, правильными манерами - душевная пустота, калечащая судьбы влюбленных в таких красавиц мужчин...)

И. А. Бунин не с восхищением, а скорее, с горькой иронией называет свою героиню “красавицей”. Какая же она на самом деле?

На доску вывешивается перевернутый портрет красавицы.

Перевернутый портрет красавицы и слова-ассоциации.- 1 мин.

А теперь обратимся к теме урока и выберем тот знак завершения, который, на ваш взгляд, в данном случае наиболее точно отражает сущность красавицы.- 1 мин.

Почему нет имен Бунину неважно было конкретизировать героев, важно обозначить проблему:

Совершенство лица и форм еще не означают истинную красоту.

Просмотр видеоролика- 1 мин.

Красоту не увидеть снаружи,
Красота изнутри бьет лучом,
Марафет наводите на души
Тут одежда и грим ни при чём.
Ведь людей по одёжке встречают,

По уму провожают всегда,
Роли внешность совсем не играет,

Если есть у души красота.
Ведь любовью людей согревая,
Красоту излучают сердца,
Лишь была бы душа не кривая
При любом устроеньи лица.
Красоту не ищите снаружи,

Из сердец красота бьет ключом
Не тела украшайте, а души,

Постигая душой, что по чём...

Вероника Тушнова

Рефлексия(по 3 от группы вывешивается на зеркало)- 2 мин.

1 группа - красота

Итак, красота – это «огонь, мерцающий в сосуде». Мерцание этого огня увидит только человек внимательный, добрый, чуткий. И не всегда зеркало способно отразить истинную красоту. Его, в принципе, уже и нет на уроке. Да оно нам и не нужно.
И от всей души я желаю вам научиться не только видеть, но и понимать красоту и быть красивыми в самом широком смысле этого слова.

Домашнее задание: Ролик «Красота»- 1 мин.

Написать сочинение-размышление о том, что такое красота (или о том, в каком случае красота может быть наградой, а в каком – наказанием).

Оценки – листы оценивания.-2 мин.

Спасибо за работу!

Чиновник казенной палаты, вдовец, пожилой, женился на молоденькой, на красавице, дочери воинского начальника. Он был молчалив и скромен, а она знала себе цену. Он был худой, высокий, чахоточного сложения, носил очки цвета йода, говорил несколько сипло и, если хотел сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу. А она была невелика, отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна по дому, взгляд имела зоркий. Он казался столь же неинтересен во всех отношениях, как множество губернских чиновников, но и первым браком был женат на красавице – и все только руками разводили: за что и почему шли за него такие?

И вот вторая красавица спокойно возненавидела его семилетнего мальчика от первой, сделала вид, что совершенно не замечает его. Тогда и отец, от страха перед ней, тоже притворился, будто у него нет и никогда не было сына. И мальчик, от природы живой, ласковый, стал в их присутствии бояться слово сказать, а там и совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме.

Тотчас после свадьбы его перевели спать из отцовской спальни на диванчик в гостиную, небольшую комнату возле столовой, убранную синей бархатной мебелью. Но сон у него был беспокойный, он каждую ночь сбивал простыню и одеяло на пол. И вскоре красавица сказала горничной:

– Это безобразие, он весь бархат на диване изотрет. Стелите ему, Настя, на полу, на том тюфячке, который я велела вам спрятать в большой сундук покойной барыни в коридоре.

И мальчик, в своем круглом одиночестве на всем свете, зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособленной от всего дома жизнью, – неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день: смиренно сидит себе в уголке гостиной, рисует на грифельной доске домики или шепотом читает по складам все одну и ту же книжечку с картинками, купленную еще при покойной маме, смотрит в окна… Спит он на полу между диваном и кадкой с пальмой. Он сам себе стелет постельку вечером и сам прилежно убирает, свертывает ее утром и уносит в коридор в мамин сундук. Там спрятано и все остальное добришко его.

П. И. Чайковский написал музыку только для трёх балетов. Но все они - шедевры и входят в репертуар театров всего мира. Мы же рассмотрим краткое содержание балета «Спящая красавица».

Создание произведения

Закончив Пятую симфонию и оперу «Чародейка» и размышляя над замыслом «Пиковой дамы», Пётр Ильич получил заказ от главы дирекции императорских театров И. А. Всеволжского на создание балета. Первоначально композитору предложили на выбор две темы: «Саламбо» и «Ундина». Однако от первой отказался сам Чайковский, а либретто второй было признано неудачным. В конце 1888 (декабрь) года Мариус Иванович Петипа отдал Петру Ильичу либретто балета «Спящая красавица». Краткое содержание, музыкальное, эскизное, у композитора уже было: пролог, первое и второе действие. Шел всего лишь январь 1889 года. Третье действие и апофеоз сочинялись весной и летом, также во время поездки в Париж, Марсель, Константинополь, Тифлис и Москву. В августе уже шли репетиции, и одновременно с ними композитор заканчивал инструментовку балета. В это время Чайковский и Петипа часто встречались, делая изменения и уточнения. Партитура «Спящей красавицы» отражает зрелость Петра Ильича. В ней присутствует общая монолитность, тщательная разработка ситуаций, картин и образов.

Постановка спектакля

М. Петипа, обладавший выдающимся художественным воображением, разработал каждый номер, продумав его длительность, ритм и характер. Известный театральный художник М. И. Бочаров выполнил эскизы декораций, а сам Всеволжский, кроме того что вместе с Петипа написал либретто, еще и рисовал эскизы для костюмов. Спектакль должен быть невероятно красивым и исторически достоверным - этого добивались все участники.

Премьера состоялась в Петербурге во время святочных праздников в 1890 году, 3 января. Праздничное представление вызвало неоднозначную реакцию. Кое-кто из критиков посчитал балет слишком глубоким (а хотелось просто развлечься). Публика дала свой ответ. Он выразился не в бурных аплодисментах, а в 100-процентных сборах и в полном зале на каждом представлении. Талант балетмейстера, его высокая требовательность к актерам и гениальная музыка слились в единое целое. На сцене зрители увидели невероятно красивый и глубоко продуманный спектакль. Это было совместное создание двух гениев: балет «Спящая красавица». Краткое содержание последует ниже.

Действующие лица

  • Король Флорестан и его супруга, их дочь Аврора.
  • Претенденты на руку принцессы - принцы: Фортюне, Шери, Флер де Пуа, Шарман.
  • Старший дворецкий - Каталабют.
  • Принц Дезире и его наставник Галифрон.
  • Добрые феи: Флер де Фарин, фея Сирени, Виолант, фея Канареек, фея Хлебных крошек. Духи, составляющие свиту фей.
  • Злая могущественная ужасная фея Карабосс со своей свитой.
  • Дамы и сеньоры, охотницы и охотники, пажи, лакеи, телохранители.

Пролог

Мы начинаем излагать краткое содержание балета «Спящая красавица». В парадном зале дворца короля Флорестана начинаются торжества в честь крестин малютки-принцессы. Приглашенные дамы и кавалеры выстраиваются в красивые группы по указаниям распорядителей. Все ждут появления королевской четы и приглашенных фей. Под торжественные звуки фанфар король с королевой входят в зал. За ними няньки кормилицы несут колыбельку принцессы. После этого возвещают, что прибыли феи.

Последней является фея Сирени - главная крестница принцессы. Для каждой из них приготовлены подарки. В это время приходит известие, и появляется забытая, неприглашенная фея Карабосс. Она ужасна. Её повозку тащат мерзкие крысы.

Дворецкий бросается ей ноги, умоляя о прощении. Карабосс со злобным смехом вырывает его волосы, крысы их быстро поедают. Она объявляет, что её подарок - вечный сон, в который погрузится прелестная принцесса, уколов себе пальчик. Все в ужасе. Но тут выступает фея Сирени, которая ещё не преподнесла свой дар. Она склоняется над колыбелью и обещает, что появится прекрасный принц, который поцелуем разбудит юную девушку, и она будет жить радостно и счастливо.

Первое действие

У принцессы день рождения. Ей исполнилось 16 лет. Везде праздники. Поселяне танцуют, водят хороводы и веселятся в парке короля. Прибыли 4 принца, которые жаждут, чтобы девушка выбрала из них себе жениха. Сопровождаемая фрейлинами с букетами цветов и венками, вбегает принцесса Аврора. Принцы потрясены её неземной красотой. С полудетской шаловливой грациозностью девушка начинает танцевать. Принцы присоединяются к ней.

Это легкая воздушная вариация в балете «Спящая красавица». Краткое содержание следует продолжить тем, что принцесса вдруг замечает старуху, сидящую в углу. Она держит прялку и веретено и отбивает ими такт. Принцесса подлетает к ней, хватает веретено и, держа его, как скипетр, начинает вновь радостно кружиться в танце. Четыре принца не могут налюбоваться этим зрелищем. Внезапно она замирает и смотрит на руку, по которой струится кровь: острое веретено её укололо. Как продолжится сюжет балета «Спящая красавица»? Краткое содержание может описать, что принцесса начинает метаться, а потом падает замертво. Отец, мать и принцы бросаются к ней. Но тут старуха сбрасывает свой плащ, и во весь громадный рост перед всеми предстает жуткая фея Карабосс. Она хохочет над всеобщим горем и смятением. Принцы бросаются к ней со шпагами, но Карабосс исчезает в огне и дыму. Из глубины сцены начинает светиться, разрастаясь, огонёк - волшебный фонтан. Из его струй появляется фея Сирени.

Она утешает родителей и обещает, что все будут спать сто лет, а она станет охранять их покой. Все возвращаются в замок, унося Аврору на носилках. После взмаха волшебной палочки все люди замирают, а замок быстро окружают непроходимые заросли сирени. Появляется свита феи, которой она приказывает, чтобы все строго смотрели за тем, чтобы никто не мог нарушить покой Авроры.

Второй акт

Уже пролетело столетие. Принц Дезире на охоте. Сначала появляются под звуки рогов придворные, а затем уже сам принц. Все устали и присели отдохнуть, но тут выходят девушки, которые хотят стать женой принца. Начинается танец герцогинь, затем - маркиз, потом - княжён и, наконец, - баронесс. Сердце Дезире молчит. Ему никто не пришёлся по душе. Он просит всех удалиться, так как желает отдохнуть в одиночестве. Вдруг на реке появляется фантастически красивая лодка. Из неё выходит крёстная королевского сына - фея Сирени. Продолжается интригующее краткое содержание балета «Спящая красавица» Чайковского. Фея узнаёт, что сердце принца свободно, и показывает ему тень принцессы Авроры, всю розовую в заходящем свете солнца. Она, танцуя, то страстно, то томно, всё время ускользает от принца.

Прелестная девушка появляется каждый раз в том месте, где принц не ожидает её увидеть: то на реке, то покачивается на ветвях деревьев, то располагается среди цветов. Дезире совершенно очарован - вот его мечта. Но вдруг она исчезает. Сын короля бросается к крёстной и умоляет её отвести его к этому божественному созданию. Они садятся в перламутровую лодку и плывут по реке.

Спускается ночь, и луна освещает их путь таинственным серебристым светом. Наконец становится виден заколдованный замок. Густой туман, стоящий над ним, постепенно рассеивается. Всё спит, даже огонь в камине. Поцелуем в лоб Дезире пробуждает Аврору. Вместе с ней просыпаются король с королевой и придворные. На этом не заканчивается балет П. И. Чайковского «Спящая красавица». Принц молит короля отдать ему в жены прекрасную, как утренняя заря, дочь. Отец соединяет их руки - такова судьба.

Последнее действие

На площади перед дворцом короля Флорестана собираются гости из всех сказок Шарля Перро на свадьбу. Под марш выходят Король с королевой, невеста с женихом, феи драгоценностей: Сапфира, Серебра, Золота, Бриллиантов.

Под медленный торжественный полонез в танце проходят все гости - персонажи сказок:

  • Синяя борода с женой.
  • Маркиз Карабас со своим Котом в сапогах.
  • Красавица «Ослиная шкура» с принцем.
  • Златокудрая девушка с королевским сыном.
  • Чудовище и красавица.
  • Золушка с принцем.
  • Принцесса Флорина с заколдованным в Голубую птицу юношей.
  • Красная шапочка с Волком.
  • Рике-хохолок, ставший красавцем, с принцессой, которую он одарил умом.
  • Мальчик с пальчик с братьями.
  • Людоед и его жена.
  • Злодейка Карабосс на повозке, запряженной крысами.
  • Четыре добрые феи со свитами.

Для каждой пары персонажей предусмотрен свой оригинальный музыкальный и хореографический эпизод.

Они все ярки и выразительны. Завершается вальсом новобрачных, в музыке звучит тема феи Сирени.

Потом начинается всеобщий танец, который переходит в апофеоз - благодарственный дифирамб феям, построенный Чайковским на старинной песенке «Жил-был Анри IV». Всеобщим бурным вихрем заканчивается балет «Спящая красавица», содержание которого мы рассказали. Но чтобы получить полное впечатление от великолепной сказки, её надо увидеть на сцене.

Балет «Спящая красавица»: краткое содержание для детей

Малышей уже лет с шести надо приобщать к прекрасному синтезу музыки, движений, костюмов и декораций. Поскольку герои балета не разговаривают, то родители должны пояснять малышам, что происходит на сцене, читая либретто или изложив наш пересказ балета. Дети, которые уже учатся в музыкальной школе, слышали отдельные номера из музыки балета. Они изучают его на уроках по музыкальной литературе.

Чайковский, балет «Спящая красавица»: анализ

Анализу произведения посвящены горы материалов. Особенно глубоко его изложил Борис Асафьев. Мы ограничимся тем, что кратко скажем, что сюжет построен на противостоянии добра и зла. Доброе начало с триумфом побеждает зло, которое воплощает фея Карабосс. Феерически красивый балет, шедевр композитора, с первых моментов захватывает внимание зрителя.

Глубокая музыка П. И. Чайковского произвела полную реформу в балетном искусстве. Она не просто сопровождает движения танцовщиков, а заставляет исполнителя продумать мельчайшие детали характера своего персонажа и донести это до зрителя. Лирика балета отличается особой светлой романтикой и праздничностью.

  • Вдохновленный либретто, композитор сделал первые записи на журнале «Русский вестник».
  • Премьера феерии была очень дорогой за счет декораций и костюмов. Учитывались все исторические сведения, связанные с XVII столетием.
  • Император Николай II вместе с семьей присутствовал на генеральной репетиции.
  • Самая известная мелодия (си-бемоль мажор с отклонениями в фа мажор) из балета - вальс на тему феи Сирени, прозрачный и нежный, из первого действия. В нем участвуют не только взрослые танцовщики, но и дети из хореографического училища.