По литературе

Интересные факты о мышлении. Интересные факты о психологии человека. Этого вы о себе не знали! Эксперименты делают нас более креативными

Интересные факты о человеке, его мышлении и организме.

Интересных фактов о человеке буквально с каждым днём становится всё больше. Попробуем назвать самые значительные и интересные из тех, что известны нам сегодня:

1. Человек - единственный представитель животного мира, способный нарисовать прямую линию.

2. Объём памяти человеческого мозга превышает 4 терабайта (традиционные байтовые единицы: килобайт-мегабайт-гигабайт-терабайт-петабайт-эксабайт-зеттабайт-иоттабайт).

3. Человеческий глаз способен различать до 10 миллионов цветовых оттенков.

4. Регулярное моление снижает частоту дыхания и нормализует волновые колебания головного мозга, способствуя процессу самоизлечения организма. Верующие люди ходят на 36% реже к врачу, чем остальные.

5. Чем образованее человек, тем меньше вероятность заболеваний мозга. Интеллектуальная активность вызывает производство дополнительной ткани, компенсирующей заболевшую.

6. Занятие незнакомой деятельностью — лучший способ развития мозга. Общение с теми, кто превосходит вас по интеллекту, также является сильнодействующим средством развития мозга.

7. Зуб - единственный орган человека, не способный к самовосстановлению. 99% запасов кальция в организме содержится в зубах.

8. Если собрать все железо, содержащееся в организме человека, то из него можно будет сделать один-единственный маленький винтик для часов.

9. В течение жизни кожа человека обновляется примерно тысячу раз.

10. Самый редко встречающийся цвет глаз - зелёный, всего 2% людей на Земле зеленоглазые. Среди причин, кроме прочих, называют последствия средневековой инквизиции, сжигавшей зеленоглазых женщин на кострах, как ведьм.

11. Младенцы не имеют коленной чашечки - она формируется у человека в возрасте от 2 до 6 лет.

12. Мужчины моргают в два раза реже, чем женщины.

13. Размер сердца человека приблизительно равен размеру его кулака.

14. Зевота помогает мозгу проснуться. Зевание часто ассоциируется с недосыпом и скукой. Однако, во время зевания расширяется дыхательное горло, которое позволяет легким получить больше кислорода, который затем перемещается в кровь, делая нас бодрее.

15. При улыбке человек задействует 17 мышц, а когда хмурится - 43.

16. Мышцы фокусировки глаза двигаются 100000 раз в день. Чтобы мышцы ног сделали столько же сокращений, нужно ходить 80 километров в день.

17. Риск сердечного приступа в понедельник выше, чем в другие дни недели.

18. В психиатрии синдром, сопровождающийся деперсонализацией, нарушением восприятия времени и пространства, собственного тела и окружающей обстановки, официально называется «Алиса в стране чудес».

19. В среднем, ребенок смеётся около 400 раз в день, в то время как взрослый - около 15.

20. Среди мужчин встречается в 10 раз больше дальтоников, чем среди женщин.

21. Когда человек краснеет, его желудок тоже краснеет.

22. 66% людей целуются с закрытыми глазами.

23. Чем выше интеллект человека, тем больше у него в волосах меди и цинка.

24. Правши в среднем живут на 9 лет дольше, чем левши.

25. Чем выше доход мужчины, тем больше вероятность, что он изменяет жене.

26. Когда человек лжет, он смотрит вверх-влево.

27. Человек не может чихнуть с закрытыми глазами.

28. Единственная часть тела, которая не имеет кровоснабжения, — роговица глаза. Кислород она получает непосредственно из воздуха.

29. При чихании все функции организма останавливаются, в том числе, сердце.

30. Люди с голубыми глазами более чувствительны к боли, чем люди с другим цветом глаз.

По материалам The Daily Mail и других открытых источников.


Как развить креативность: полезные приёмы, интересные советы и книги

Порою творческий подход в личной или профессиональной жизни необходим как глоток свежего воздуха. Но к сожалению, не все люди умеют креативно мыслить. Многих оригинальные идеи посещают редко. Как развить креативность? И возможно ли это?

Каждый наделён творческим потенциалом, мы с ним рождаемся. Это способность нашего мозга, которую можно разбудить.


Меняйте привычное мышление на нестандартное

Часто мы живём и думаем в автоматическом режиме. Так ведь удобнее? Мы не решаемся покинуть зону комфорта и посмотреть на окружающие вещи с творческой точки зрения.

В конце концов стул нужен, чтобы сидеть. Но кто сказал, что только для этого? В развитии творчества важную роль играет нестандартное мышление. Старайтесь разрушать стереотипы. Импровизируйте!

Любопытство не порок

Нет творчества без любопытства. Это качество помогает рождению новых впечатлений, идей и исследований.

Записывайте идеи

Пусть у вас под рукой всегда будет блокнотик, для записи, любой возникшей мысли. Многое не остаётся в памяти. Но вы всегда сможете вернуться к написанному и использовать задумку в нужное время. Никогда не бросайте, рождённые идеи с мыслью: «Это глупо!». Любая мысль имеет право на существование.

Найдите свой источник вдохновения

Это может быть картина, песня, книга, стихотворение, фильм. Мир предлагает идеи, которые можно использовать, как основу создания своих замыслов. Только не путайте источник вдохновения с плагиатом.

Препятствия – ваша мотивация

Не стоит путать «сложно» и «невозможно». Если хотите научиться креативности, то исключите слово «невозможно». Да, бывает сложно и трудно. Сталкиваясь с препятствием, сосредоточьтесь на решении проблемы. Преодоление возникшего дискомфорта и негативных чувств становятся хорошим источником вдохновения.

Подавляющее большинство изобретений, созданных для улучшения комфорта созданы теми, кто хотел преодолеть неудобство.

Создавайте грандиозные идеи самостоятельно

Так просто ввести в поисковике нужную фразу и с уверенностью ожидать, как возникнет список ответов на вопрос. Да, такое вдохновение со стороны других ценно. Но если вы хотите развить креативное мышление, то пробуйте придумывать идеи самостоятельно.

Если муза не приходит…

Если долгое время в голову не лезут дельные мысли – сделайте перерыв. Примите душ, выпейте кофе или прогуляйтесь. Порою самые креативные идеи приходят в голову в неожиданный момент.

Как развить креативность – упражнения

Приступим к тренировкам. Но сначала:

— поверьте в себя;

— прекратите себя ругать! Творчество не секретное оружие избранных, а способность, доступная каждому. Стоит только захотеть;

— перечислите 10 своих качеств или навыков (прямо сейчас 🙂), которые пригодятся вам в создании креативных идей. Например, находчивость, уверенность в себе, логическое мышление, желание развития и так далее. Пишите всё, что приходит в голову.

— поощряйте своё воображение и перестаньте заниматься самокритикой.

Упражнение 1

Перед вами две группы слов. Ваша задача соединить слова из этих колонок. Помните, не существует такого понятия, как плохие ассоциации 🙂

сок почта
женщина крыша здания
компания день ребёнка
божья коровка чашка чая
новорождённый детектив

Например, женщина как детектив – никогда не знаешь, что сейчас произойдёт.

Упражнение 2

Выберите любую сказку из детства и посмотрите на неё по-другому, задавая вопрос «почему?». Например, сказка «Три поросёнка». Почему поросята жили в отдельных домиках? Почему каждый дом был построен из разного материала? Почему волк хотел разрушить домики поросят? И так далее…Задача упражнения – вырваться из избитых схем и выйти за пределы стандартного мышления.

Упражнение 3

Ответьте на вопросы, которые начинаются со слов «Что было бы если…». Упражнение развивает спонтанное творчество. Придумайте развитие следующих предложений.

Что было бы, если…

… люди ходили по потолку?

… бабочки были размером с корову?

… вода была льдом?

… на земле не росли растения?

Упражнение 4

Возьмите чистый лист бумаги и нарисуйте несколько небольших крестиков на одинаковом расстоянии друг от друга. Задача – из каждого крестика что-то создать. Это может быть символ, животное, предмет, человек и так далее. Рисунки между собой не должны повторяться.

Упражнение 5

Придумайте слово. Для начала подойдёт, такое в котором меньше букв, например, сон. А теперь представьте, что это аббревиатура, для которой необходимо придумать расшифровку. Пусть эти расшифровки кажутся странными и нелепыми. Но чем больше вы тренируетесь, тем лучше развивается ваша изобретательность и креативность.

Интересные факты о творческом мышлении

1. Синий и зелёный цвет помогает рождению творческих идей, в то время как красный цвет стимулирует внимание к деталям.

2. Физические упражнения улучшают способность творчески мыслить.

3. Уровень фонового шума влияет на творческое мышление. Тишина полезна для интенсивного решения проблем. А для рождения творческих идей подойдёт уровень шума, около 70 децибел (например, как в кафе).

4. Тусклое освещение помогает человеку чувствовать себя более свободным и раскованным, а значит никакие внутренние блоки не мешают творческому потоку.

5. Путешествия улучшают творческое мышление.

10 книг для развития креативности

2. Эдвард де Боно - «Шесть шляп мышления»

3. Остин Клеон - «Кради как художник»

4. Натали Ратковски - «Профессия - иллюстратор. Учимся мыслить творчески»

5. Хью МакЛаод - «Игнорируй всех, или Как стать креативным»

6. Марина Москвина - «Учись видеть»

7. Джулия Кэмерон – «Путь художника. Ваша творческая мастерская»

8. Яна Франк – «Муза, где твои крылья?»

9. Скотт Белски – «Воплощение идей. Как преодолеть разрыв между видением и реальностью»

10. Михай Чиксентмихайи– «Креативность. Поток и психология открытий и изобретений»

Мультфильм о креативном мышлении

Забавная свинка, у которой возникают креативные идеи для достижения заветной цели. Главное – не сдаваться, даже если кажется, что выхода нет. 🙂

Мышление является одним из самых важных инструментов познания мира. Оно позволяет получать знание о предметах, явлениях или свойствах, которые мы не можем непосредственно почувствовать.

Что такое мышление

Мышление – это психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе аксиоматических положений.

Однако в психологии существует множество других определений. Например:

  • высший этап обработки информации человеком, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира;
  • процесс отражения существенных свойств объектов, а также связей между ними, что приводит к появлению представлений об объективной реальности.

Споры по поводу наиболее точного определения этого термина ведутся до сих пор.

Бывают ли моменты, когда мы не мыслим? Оказывается, привычные действия мы совершаем не задумываясь: чистим , причесываемся, включаем свет. Всё это мы делали много раз, и наша память выдает готовую программу действий.

А мышление начинает работать только тогда, когда мы делаем что-то новое: учимся, планируем действия, решаем проблемы.

Мыслить можно по-разному. Математик в уме составляет сложные формулы и решает уравнения. Композитор сочиняет музыку. Ребенок собирает из конструктора машинку. Всё это – разные способы мышления.

Психологи различают практическое и теоретическое мышление. Практическое связано с предметами, а его результатом становится какое-либо действие или поступок. Если человек захотел, к примеру, поехать в другой город, то он отправляется покупать билет.

Теоретическое мышление не приводит непосредственно к действию. Когда мы решаем задачу о скорости поезда, мы остаемся на своем месте, а не мчимся на вокзал.

Виды мышления

В доисторические времена мышление было неотделимо от практической деятельности. Человек получал первые знания о предметах, когда с ними работал: лепил, мастерил, изменял. Этот тип мышления психологи называют наглядно-действенным.

Следующей стадией развития стало наглядно-образное мышление. Оно имеет дело уже с представлениями: человек меняет ситуацию не на самом деле, а лишь в воображении.

Последним появилось словесно-логическое мышление – способность мыслить абстрактными понятиями, которые выражены в словах.

Итак, мышление классифицируется следующим образом:

  • Наглядно-действенное – манипулирует предметной сферой (имеется у детей с рождения до 1,5 лет);
  • Конкретно-предметное – задачи решаются с помощью реального существующего объекта (от 1,5 до 7 лет)
  • Наглядно-образное – осуществляется при непосредственном восприятии окружающей действительности, образы представляются в кратковременной и оперативной памяти (от 3 до 7 лет).
  • Абстрактно-логическое – мышление абстракциями, то есть категориями, которых нет в природе (формируется после 7 лет). Интересен факт, что у животных нет абстрактного мышления.

Формы мышления

Основные формы мышления – это понятие, суждение, обобщение и умозаключение. С помощью понятий мы определяем признаки предметов и явлений. Например, понятие «полезно» характеризует объект или действие как хорошее и нужное для здоровья.

Суждение – это такое построение мыслей, при котором мы соглашаемся с какой-то идеей или отвергаем ее. Когда мы говорим себе: «Да, огурцы полезны, поэтому их нужно есть побольше» или: «Да, огурцы, конечно, полезны, но я их не люблю и есть не буду» , – мы выносим суждение.

Обобщение – это выделение группы предметов, имеющих общие признаки. Зная, что огурцы, и капуста полезны и что они – овощи, мы обобщаем: «Овощи – полезны».

Умозаключение – это тот вывод, который делает человек на основе нескольких суждений. Например, на основе суждений: «Овощи полезны» и «Те, кто ест много гамбургеров, чаще страдают болезнями сердечнососудистой системы» можно сделать умозаключение: «Лучше есть овощи, чем гамбургеры».

Мыслительный процесс включает в себя анализ, то есть разложение целого на составные части, и синтез – построение целого из частей.

Анализ и синтез можно сравнить с приготовлением какого-нибудь блюда. Сначала мы вспоминаем, из каких продуктов оно состоит, а затем смешиваем эти продукты в определенном порядке, поджариваем, тушим или запекаем. Такая же «кухня» и у мышления.

Нарушения мышления

В конце приведем некоторые распространенные нарушения мышления.

Разноплановость мышления - суждения больных о каких-либо явлениях протекают в разных плоскостях. Больные не выполняют задания, хотя усваивают инструкцию, у них сохранены умственные операции сравнения, различения, обобщения, отвлечения.

Резонёрство - один из видов нарушений мышления, характеризующийся пустым, бесплодным многословием, «рассуждательством» с отсутствием конкретных идей и целенаправленности мыслительного процесса.

Некритичность - утеря целенаправленности мышления, поверхностность, незавершенность мышления; мышление перестает быть регулятором действий человека.

Символическое мышление - психопатологический симптом, проявляющийся в расстройстве мышления, при котором больной придает понятиям аллегорический смысл, совершенно не понятный другим, но имеющий для больного исключительное значение.

Атактическое мышление характеризуется наличием паралогических построений и в норме не сочетающихся между собой понятий. Речь грамматически построена правильно, но недоступна пониманию окружающих.

Патологическая обстоятельность - одно из расстройств мышления по темпу течения ассоциаций, при котором нарушается его целенаправленность.

Американский исследователь Дэвид ди Салво собрал в книге «Пойми, что хочет твой мозг, и сделай наоборот» десятки исследований, которые объясняют наше поведение. Его теория проста: наш мозг любит стабильность, последовательность и ясность. Жаль, что все эти качества являются нашими заклятыми врагами, так как они мешают нам покорять новые вершины. Мы погружаемся в бездонный мир стереотипов. Расклеивая повсюду ярлыки, мы думаем, что делаем нашу жизнь легче, экономим физическую и умственную энергию.

Почему мы влюбляемся в тех, кто отвергает нас? Почему мы думаем, что у нас постоянно все под контролем? Дэвид объясняет подобные вопросы, прибегая к научной литературе и исследованиям. Вот некоторые интересные факты о нашем сознании и поведении, о которых вы, возможно, ранее не догадывались.

1. Определенность

Наш мозг любит стабильность. Неопределенность представляет собой угрозу: по мере ее увеличения, активируется миндалина (ответ на угрозу) и снижается активность в вентральном стриатуме. Наш мозг «испытывает» жуткое «недомогание».

2. Когнитивные искажения

Поиски уверенности могут привести нас к состоянию непреклонности. Мы перестаем замечать очевидные вещи, двигаемся напролом вопреки нашим истинным желаниям. Согласно исследованиям, проведенным группой немецких и итальянских ученых, люди, которые готовы к непредсказуемости, справляются с проблемами лучше и быстрее, чем те, кто стремится к абсолютной уверенности.

3. Схемы

Наш мозг воспринимает все на уровне схем. Например, представив лето, наше воображение рисует картинку солнца, песка, тепла. Если убрать один элемент из этой схемы, то мы сами подставим свой «ярлык», недостающий элемент. У каждого он будет разным, в некоторых случаях он может совпасть (шаблонное мышление).

4. Иллюзия контроля

У нас есть уверенность, что мы все держим под контролем и ничто не может ускользнуть от нашего внимания. Поэтому люди продолжают играть в казино, лотерею, изобретая все новые и новые стратегии выигрыша. Кто-то называет это словом «фортуна», но это лишь красное словцо для окружающих. Подсознательно мы убеждены, что благодаря определенным манипуляциям (которые мы держим под контролем) можно одержать победу в любом деле.

5. Настоящее и будущее

Мозг эволюционирует, поэтому мы способны принимать решения в реальном времени. Из-за этого люди не могут спроецировать будущее. Этот недостаток является настоящей кормушкой, например, для маркетологов. Желая получить что-то определенное, мы верим обещаниям других, мы верим тем красивым картинкам, которые рисуют нам другие. Маркетологи решают за нас, какую продукцию нам выбрать. Наша кожа почему-то обязательно станет через год дряблой, а без шампуня через неделю нас «атакует» перхоть.

6. Голова в облаках

Дэвид утверждает, что 30-50% нашего времени мы тратим на витание в облаках. Но даже в таком состоянии наш мозг способен обрабатывать информацию и решать некоторые проблемы.

7. Идентификация

Компьютерные игры не зря вызывают такой ажиотаж среди людей любого возраста. Те, кто их разрабатывает, хорошо поработал над идентификацией. То же самое касается и книг. Наш мозг всегда ассоциирует себя, свои поступки с чем-то или кем-то. Поэтому мы не можем оторваться от компьютерной игрушки или от определенной книги.

8. Цифровая вакцина

Ученые из США доказали, что мы используем цифровые технологии для того, чтобы не чувствовать себя одинокими, чувствовать себя нужными. Такие «цифровые вакцины» иногда настолько сильно действуют на мозг, что мы способны излечиться, выйти из депрессии, посмотрев свой любимый сериал или программу. Мы способны ощущать поддержку и помощь от несуществующих, вымышленных образов (актеров, политиков, активистов, музыкантов).

9. Эмоциональные потребности

Чувство одиночества не зависит от того, сколько людей нас окружает. Главное – это заставить других делать то, что нужно нам эмоционально.

10. Отвергнутые

В одном исследовании, которое было опубликовано в 2012 году в журнале Psychological Science, было продемонстрировано, что если нас не приняли, не признали, переступили через нас, то мы в будущем будем испытывать только негативные эмоции к этому объекту. Но это не значит, что в ответ мы поступим также. Наоборот. Мы будет добиваться всячески того, кто нас отталкивает, даже если этот кто-то нам уже не нужен. Такое странное поведение часто можно наблюдать в отношениях между мужчиной и женщиной.

Невероятные факты

Человеческая психика остается одной из самых больших загадок в мире.

Хотя исследователи узнали много интересных фактов о психологических особенностях человека , и даже могут предсказывать наше поведение, исходя из некоторых правил, многое еще остается непознанным.

Знали ли вы, насколько ошибочны ваши воспоминания, как долго формируются ваши привычки или количество друзей, которое вы можете приобрести?

Вот эти и другие психологические факты, которые помогут вам лучше узнать самого себя.


Психологические процессы человека

1. Вы страдаете от "слепоты невнимания"

Если вы ничего не слышали об эксперименте "невидимая горилла" , посмотрите следующее видео. Вам нужно посчитать количество пасов, которые сделали люди в белых футболках (посмотрите видео до того, как читать текст дальше).

Это пример того, что называют "слепотой невнимания ". Идея состоит в том, что мы часто слепы к тому, что происходит у нас буквально "под носом", если мы ориентированы на какую-то другую задачу.

В данном случае, человек в костюме гориллы проходит через группу игроков, останавливается и уходит. Участники, занятые подсчетом пасов, зачастую просто не замечают гориллу. Более того, те, кто знают о появлении гориллы, становятся еще более невнимательными и пропускают другие изменения (как например, изменение цвета занавесок, уход одной девушки).


© Ivanko_Brnjakovic / Getty Images

Существует правило "магического числа 7 плюс минус 2" , согласно которому человек не может хранить больше 5-9 блоков информации одновременно. Большая часть информации в кратковременной памяти хранится 20-30 секунд, после чего мы ее быстро забываем, только если не повторяем снова и снова.

Хотя большинство людей может удержать в памяти около 7 цифр на короткий период, практически всем нам сложно удержать в уме 10 цифр.

Последние исследования показывают, что мы способны хранить еще меньше: около 3-4 блоков информации одновременно . И хотя мы стараемся группировать данные, которые получаем, наша кратковременная память все же остается достаточно ограниченной.

Так например телефонный номер разбит на несколько наборов чисел, для того чтобы мы могли его легче запомнить.


© GeniusKp / Getty Images

Хотя эти цвета используются во многих национальных флагах, красный и синий цвет тяжело воспринимаются нашим зрением, когда они находятся рядом друг с другом.

Это происходит из-за эффекта, называемого "хромостереопсис", который приводит к тому, что некоторые цвета "выступают", а другие удаляются. Это вызывает раздражение и усталость глаз .

Сильнее всего этот эффект проявляется при сочетании красного и синего, а также красного и зеленого цветов.


© DaliusBaranauskas / Getty Images

Согласно исследованию Кембриджского университета, "нежавно в каокм подякре рпасолоежны бкувы в слвое. Смаое ваонже, это чотбы пеарвя и понесдяля бкува блыи на свиох метсах".

Даже если остальные буквы будут перемешаны, вы сможете прочесть предложение. Это происходит потому, что человеческий мозг не читает каждую букву, а слово в целом . Он постоянно обрабатывает информацию, которую получает от органов чувств и то, как вы воспринимаете информацию (слова), как правило, отличается от того, что вы видите (спутанные буквы).


© GlobalStock / Getty Images

Даже если вы находитесь на собрании, вас интересует тема, и человек интересно излагает предмет, то максимум внимания, которое вы способны поддерживать, это 7-10 минут. После этого ваше внимание начнет слабеть и вам нужно сделать перерыв, чтобы дальше удерживать свой интерес.

Психологические особенности человека


© SementsovaLesia / Getty Images

Ваша способность откладывать немедленное удовлетворение своих желаний возникает еще в раннем детстве. Люди, которые с ранних лет могли откладывать удовольствие, лучше учились в школе, и лучше справлялись со стрессом и разочарованием.


© Kichigin

Любите витать в облаках? Согласно психологам, мы все любим предаваться мечтам, по меньшей мере, 30 процентов времени. Некоторые из нас еще больше, но это не всегда плохо. Исследователи утверждают, что люди, которые любят помечтать, как правило, более изобретательны и лучше решают различные проблемы.


© JanPietruszka / Getty Images

Ученые, изучающие, как долго те или иные действия превращаются в привычку, выяснили, что нам в среднем для этого нужно около 66 дней.

Чем сложнее поведение, которые мы хотим приобрести, тем дольше времени нам нужно . Так, тем, кто хотел обрести привычку делать физические упражнения, чаще всего требовалось в 1,5 раза больше времени, чтобы она стала автоматической, чем тем, кто вырабатывал привычку есть на обед фрукты. Даже если вы пропустите день или два, это не повлияет на время обретения привычки, но слишком много пропущенных дней подряд может замедлить процесс.


© mihaperosa / Getty Images

Мы не очень хорошо предсказываем будущее. Если быть точнее, мы переоцениваем нашу реакцию на будущие события, будь то приятные или негативные.

Исследования показали, что люди считают, что положительные события, такие как замужество или крупный выигрыш, сделают их намного счастливее, чем это происходило на самом деле. Аналогично, мы считаем, что негативные события, такие как потеря работы или несчастный случай, вызовут у нас гораздо большую подавленность, чем в реальности.

10. Вы вините другого человека, а не ситуацию (и ситуацию, а не себя)


© David Pereiras

Вспомните, когда вы ждали другого человека, который опаздывал на встречу. Скорее всего, вы объясняли его задержку безответственностью и несобранностью. В этой же ситуации свое опоздание вы списывали на внешние обстоятельства (пробки на дорогах).

В психологии это называется "фундаментальная ошибка атрибуции " – то есть склонность винить поведение других людей внутренними особенностями личности, а свое поведение - внешними факторами ("у меня не было выбора", "мне не повезло"). К сожалению, даже осознавая нашу склонность делать несправедливые суждения, мы все равно продолжаем совершать эту фундаментальную ошибку.


© Vera_Petrunina / Getty Images Pro

Даже если вы можете похвастаться несколькими тысячами друзей в социальных сетях, на самом деле их у вас намного меньше. Психологи и антропологи выявили "число Данбара" – то есть максимальное число близких связей, которое может иметь человек, и оно составляет от 50 до 150.


© cokacoka / Getty Images

Замечали ли вы, что люди всегда останавливаются, чтобы посмотреть на сцены несчастных случаев. На самом деле, мы не можем не обращать внимания на ситуацию опасности. У каждого человека есть древнейшая структура мозга, которая отвечает за выживание и спрашивает: "Могу я это съесть? Можно ли заняться с этим сексом? Может ли это меня убить?".

Еда, секс и опасность – это все, о чем он заботится. Ведь без еды человек умрет, без секса род не продолжится, а если человек умрет, два первых пункта не будут иметь смысла.


© Igor Sirbu / DAPA Images

Представьте, что вы никогда не видели iPad, но вам его дали и предложили почитать на нем книги. Еще до того, как вы включите iPad и начнете им пользоваться, в вашей голове уже будет модель того, как читать с его помощью книги. У вас будут предположения того, как будет выглядеть книга на экране, какими функциями вы сможете пользоваться, и как вы это будете делать.

Другими словами у вас есть "мысленная модель" чтения книги с планшета, даже если вы никогда этого не делали. Ваша мысленная модель будет отличаться от модели, которая есть у человека, читавшего раньше электронные книги и того, кто вообще не знает, что такое iPad.

Наши мысленные модели основываются на неполных фактах, прошлом опыте и даже интуитивном представлении.


© 06photo / Getty Images

Если вы зайдете в любой супермаркет, вы увидите огромный ассортимент продуктов, и все потому, что людям нужен большой выбор .

В одном исследовании, проводимом в супермаркете, исследователи представили участникам 6 видов джема, а затем 24 вида джемов. И хотя люди чаще останавливались у прилавка с 24 видами джема, они в 6 раз чаще покупали джем на прилавке с 6-ю видами джема.

Это объясняется просто: несмотря на тот факт, что нам кажется, будто мы хотим больше, наш мозг может справиться только с ограниченным количеством элементов одновременно.


© Chalabala / Getty Images Pro

Представьте, что вы находитесь в аэропорту и вам нужно забрать багаж. При этом вам нужно около 12 минут, чтобы добраться до зоны получения багажа. Когда вы подходите к ленте выдачи багажа, вы сразу забираете свой чемодан. Насколько нетерпеливым вы себя чувствуете?

Теперь попробуйте представить аналогичную ситуацию, но только вы добираетесь до ленты выдачи за 2 минуты и ждете свой багаж 10 минут. Хотя в обеих ситуациях получение багажа заняло у вас 12 минут, во втором случае вы наверняка были более нетерпеливы и несчастны.

Если у человека нет причин быть активным, он решает ничего не делать. И хотя это помогает нам сохранять энергию, безделье заставляет нас чувствовать себя нетерпеливыми и несчастными .

Мозг и психика


© eternalcreative / Getty Images Pro

Хотя нам нравится думать, что все наши решения тщательно контролируются и продуманы, исследования говорят о том, что повседневные решения на самом деле являются подсознательными , и у этого есть причина.

Каждую секунду наш мозг атакует больше 11 миллионов индивидуальных единиц данных, и так как мы не можем все это тщательно проверить, наше подсознание нам помогает принимать решение.


© quickshooting / Getty Images

Мы воспринимаем наши воспоминания, как небольшие "фильмы", которые мы проигрываем в нашей голове и считаем, что они хранятся так же, как видео в нашем компьютере. Однако это не так.

Каждый раз, когда вы мысленно возвращаетесь к какому-то событию, вы его изменяете , так как нервные пути каждый раз иначе активизируются. На это могут влиять и более поздние события, и желание восполнить пробелы в памяти. Так вы, например, не помните, кто еще был на встрече родственников, но так как ваша тетя обычно присутствовала, вы можете со временем включить ее в ваше воспоминание.


© bennymarty / Getty Images Pro

Если вы думаете, что хорошо можете выполнять сразу несколько дел одновременно, вы ошибаетесь.

Ученые доказали, что мы не можем делать сразу 2-3 дела сразу . Конечно, мы можем идти и в то же время разговаривать со своим другом, но наш мозг фокусируется только на одной приоритетной функции в конкретный момент времени. Это говорит о том, что мы не можем думать о двух разных вещах одновременно.


© Meinzahn / Getty Images

Воспоминания волнительных и драматических событий называют в психологии "воспоминания- вспышки ", и они, как оказалось, полны ошибок.

Известными примерами этого феномена являются события, связанные с 11 сентября. Психологи попросили участников подробно описать, что они делали, где они были и другие детали, связанные с этим событием, сразу после теракта и через 3 года. Выяснилось, что 90 процентов более поздних описаний отличались от первоначальных. Многие люди могут в деталях описать, где и что они делали в тот момент, когда услышали новости. Проблема состоит лишь в том, что эти детали неверны, так как сильные эмоции, связанные с памятью, искажают воспоминания .


© DanilNevsky

Когда вы спите и видите сны, ваш мозг перерабатывает и объединяет опыт всего дня, создает ассоциации из полученной информации, решает что запомнить, а что забыть.

Наверняка, вы часто слышали совет "хорошо выспаться" перед экзаменом или важным событием. Если вы хотите запомнить то, что выучили, лучше всего ложится спать после того, как вы выучили материал и до того, как вам нужно это запомнить.