По литературе

Почему луна бывает разной формы? Почему Луна бывает разная? Почему луна выглядит по разному

У Луны есть несколько основных фаз: новолуние, первая четверть, полнолуние, последняя четверть. Почему каждый день (точнее ночь) Луна разная? Почему, когда она совсем "худенькая", её видно всего несколко часов до рассвета или после заката? А в полнолуние она светит всю ночь? Ответы на эти вопросы лежат во взаимном расположении Земли, Луны и Солнца.
Земля вращается вокруг неподвижного Солнца, а Луна - вокруг Земли. Начнем с времени, когда Луна не видна нам (фаза новолуния - 1). В это время Луна обращена к нам своей неосвещенной стороной. Именно при этой фазе мы можем наблюдать (правда очень редко) солнечные затмения .
Через 2-3 дня мы можем увидеть после захода Солнца тоненький серпик в еще светлой части небосвода обращенный "брюшком" в сторону Солнца. Если подставить к серпику палочку, то получится буква "Р" - родился или ранний. Это молодой месяц. Астрономы больше всего любят "ловить" именно эту фазу Луны. Еще через 4-5 дней мы уже можем наблюдать половинку Луны. Это первая четверть(2). В это время Луна обращена к нам как и своей освещенной, так и неосвещенной стороной.
Примерно через 7 дней после первой четверти Луна входит в фазу полнолуния(3). Сколько таинственных свойств приписывали полной Луне астрологи, маги и волшебники в давние времена! А сколько поэтов воспевали её в своих стихах! В это время Луна и Солнце находятся по разные от Земли стороны. И именно в это время мы можем наблюдать с Земли лунное затмение. В этой фазе Луна видна всю ночь.
Еще через 7 дней Луна входит в фазу, называемую последней четвертью(4). Мы опять же видим половинку Луны, но уже обращенную в другую сторону, но обращенную все равно к Солнцу. Через 4-5 дней на рассвете можно увидеть тоненький лунный серпик в виде буквы "с" - старый. А еще через 2-3 дня Луны опять не будет видно.

Некоторые термины и понятия по этой теме:

Расстояние от Земли до Луны составляет 384 400 км. Полный оборот вокруг своей оси и вокруг Земли Луна делает за 29,5 земных суток, поэтому мы всегда видим только одну сторону Луны.

Синодический месяц (лунный) - период полной смены лунных фаз (между двуми последовательными новолуниями). Приблизительно равен 29,5 земных суток.

Сидерический месяц (звездный) - время, за которое Луна совершаетполный оборот вокруг Земли относительно звезд. Приблизительно равен 27,3 земных суток

Терминатор - линия, отделяющая темную часть видимого диска планеты от светлой.

Пепельный свет - свет "темной" стороны Луны. Земля, отражая свет Солнца, освещает Луну, а она в свою очередь посылает этот свет нам, как бы возвращая его. Очень хорошо виден при молодом месяце - тоненький серпик светит очень ярко, а за ним видны слабые очертания диска Луны

Фазы Луны

В ясную холодную осеннюю ночь вы выходите на улицу. Только что взошла Луна, огромная круглая оранжевая Луна. Несколько дней спустя вы замечаете, что Луна уже не такая круглая. Проходит еще несколько дней - Луна превратилась в рогатый месяц. Через две недели Луна вообще исчезает.

Почему Луна меняет форму?

Что произошло? Почему Солнце всегда обращено к нам своим круглым сверкающим лицом, а у Луны есть фазы? Луна проходит их регулярно каждый месяц, то увеличиваясь, то уменьшаясь, как воздушный шар, который то надувают, то выпускают из него воздух.

В действительности, конечно, Луна всегда остается шаром, неизменно твердым и каменистым. Что на самом деле меняется, так это величина видимой нами части освещенной поверхности Луны.

Луна совершает один оборот вокруг своей оси почти за то же время, что она совершает один оборот вокруг Земли (за 27/3 суток), поэтому Луна практически всегда обращена к Солнцу только одной стороной. Но неправильно думать, что на одной стороне Луны царит вечная ночь. Хоть и медленно, но смена дня и ночи все же происходит.

Материалы по теме:

Почему стучат колеса поезда?

Почему Луна светится?

То, что мы называем лунным светом, на самом деле солнечный свет, отраженный серой скалистой лунной поверхностью. Луна движется вместе с Землей вокруг Солнца и освещается Солнцем. По мере движения Луны мы видим то большую, то меньшую часть освещенной поверхности Луны, то есть положение Луны по отношению к Земле все время меняется.

То, что мы называем «фазами» Луны, - это ракурсы, под которыми мы видим освещенную часть Луны. Когда мы видим ее полностью, это положение называется полнолунием. Когда через несколько дней Луна становится «ущербной», мы видим уже часть ее освещенной половины (первая четверть после полнолуния).


Все знакомы с такими терминами, как «убывающая луна», «растущая луна», «полнолуние» и «новолуние». На самом деле все это является обозначениями одного и того понятия – спутника планеты Земля. Все различные ее вариации – просто оптические эффекты.

Почему луна приобретает разные формы?

Итак, сам по себе Месяц не светится, ведь это планета. Но когда не него попадает солнечный свет, он отсвечивает и это становится видно сквозь атмосферу. Днем видимость нулевая из-за облаков, а вот вечером и ночью они постепенно становятся прозрачными и луну видно во всей красе.

Эффекты ее убывания или наоборот возрастания зависят от того, что она вращается по своей орбите вокруг земли. Но и та не стоит на месте. Как известно, наша планета вращается одновременно и вокруг своей оси, и вокруг Солнца.

Луна делает полный оборот вокруг своей оси примерно за 27 дней, 7 часов и 43 минуты, потому лунный месяц чуть короче земного. Но поскольку земля при этом тоже вращается, то оказывается так, что ее спутник повернут к ней одной стороной. Вторая с земли никогда не обозревается. Когда мы видим ночью круглый диск луны, это значит, что освещена полная ее поверхность, если же мы видим нечто, по форме напоминающее дольку арбуза, речь идет о частичном освещении. От того, в какую сторону «смотрит долька», зависит то, это луна в фазе роста или убывания. Зависимость от этого поведения животных, приливов и отливов воды в мировом океане, а также роста растений доказана. Это физика и никакой магии.

Когда луна видна лишь узкой полоской, люди говорят, что это молодая луна. Иными словами, растущая. Примерно за полторы или две недели она превратится в полную и начнет убывать. Затем процесс повторится снова. В полнолуние ночью самая хорошая видимость, если, конечно, нет тумана.

То, что с земли видно разные по форме части луны, озадачивало людей всегда, еще со времен существования человечества. В связи с этим было придумано много мифов и легенд, в которых ночному светилу придавались всяческие волшебные свойства. Сейчас это просто сказки, вызывающие любопытство и, возможно, умиление. Но сухое научное объяснение по астрономии звучит не так интересно, как история какого-нибудь ночного божества. Ведь богиня ночи, Мара, была даже у славян.

А знаете ли вы?

  • Не секрет, что католики отмечают праздник Рождества Христова куда более пышно, чем Новый Год. Это немного странно и необычно для нас, […]
  • Сегодня одной из самых распространенных операционных систем является Windows 7. Правда, многие, кто только установили себе ее, жалуются на […]
  • Почему мы празднуем День Победы именно в этот день, 9 мая? Чаще всего такой вопрос задают дети, которые в отличие от нас не выросли на […]
  • Многие согласятся с тем, что женщины в положении становятся особенно суеверными, они больше других подвержены всяческим поверьям и […]
  • Жираф считается самым высоким животным в мире, его рост достигает 5,5 метров. В основном за счет длинной шеи. Не смотря на то, что в […]
  • Смех и слезы, а точнее, плач, являют собой две прямо противоположные эмоции. О них известно то, что обе они являются врожденными, а не […]
  • Почему акулы боятся дельфинов? Казалось бы, кровожадные и хищные акулы которые будто созданы для доминирования в морях и океанах на деле […]

Тема урока: Почему Луна бывает разной?

Цель: Развивать познавательные интересы учащихся; формировать представление о Луне как спутнике Земли; объяснить детям, почему на Луне не живут люди при помощи мультимедийной презентации; воспитывать интерес детей к окружающему миру; формировать доброжелательные отношения между учащимися, умения понимать себя и других

Задачи : Образовательные: Расширить и углубить знания учащихся о Луне — естественном спутнике Земли.
Развивающие : Развивать представления о форме, размерах, цвете предметов; речь, внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику.
Воспитательные: Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к окружающему миру.

УУД : Познавательные : общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об изменениях внешнего вида Луны; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

Личностные : понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные : прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Коммуникативные : умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя.
Оборудование: Proclass , мяч, глобус Луны, зеркало, фонарик, учебник, рабочая тетрадь, два шлема для мотоцикла


1.Организационный момент. Приветствие.

— На- на – на –на дворе стоит весна

Ло- ло- ло — нам от солнышка тепло

— Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? (Да).

— Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его.

— Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно.

— А теперь за работу!

2. Актуализация знаний

игра «Доскажи словечко» (учитель говорит предложение, кидая при этом мяч, тот кто поймал и отвечает)

Солнце – это огромный пылающий ………………..(шар)

Солнце – это ближайщая к Земле …………………..(звезда)

Солнце создаёт нам …………………………………(день)

Нам солнце кажется маленьким кружочком, потому что находится ………….(далеко от Земли)

Звёзды – это огромные пылающие ………………(шары)

Звёзды отличаются друг от друга по……………(цвету, размеру)

Звёзд на небе очень много и люди объединили их в ……………(созвездия)

3. Самоопределение к деятельности

П осмотрел Муравьишка на небо и увидел ещё что-то. Отгадайте загадку и узнаете, что же увидел Муравьишка? (слайд 1 ).

Ученики: (Месяц, Луна).

А кто из вас видел Луну?

Нарисуйте в нетбуках в программе паинт «Луну». (обучающиеся работают в нетбуках)

Почему она такая разная у всех?

Предположите о чём на уроке пойдёт речь? (ответы детей)

А вы хотите это узнать?(слайд 2)

— А для этого мы отправимся в космическое путешествие.

— На чём же мы полетим?(ответы детей) (слайд 3)

— А как нас можно назвать? (ответы детей)
-Прежде чем отправиться в путешествие, мне надо узнать, готова ли наша команда к полету.

Пристегнули ремни. Спинку прямо.

— Начинаем отсчёт.

— А с какого числа начнём отсчёт? (ответы детей)

Хором: 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-пуск!

4. Объяснение нового материала

Если очень постараться,
Если очень захотеть,
Можно на небо подняться
И до солнца долететь.
И всерьез, не понарошку,
Познакомиться с Луной.
Погулять по ней немножко
И вернуться вновь домой! (слайд 4)
-В от мы и приблизились к Луне.
-С тех пор, как человек появился на Земле, Луна представляла для него загадку. В древние времена люди поклонялись Луне, считая ее богиней ночи. Сегодня мы знаем гораздо больше о том что она представляет собой.
-Так что же такое Луна? (ответы детей), (слайд 5)

— Луна — не звезда и не планета. Луна – естественный спутник Земли. Так как создала природа. Она вращается вокруг Земли и вокруг своей оси. Но вращается медленнее. (слайд 6). Луна — самое близкое к Земле небесное тело. Тем не менее, когда с космодрома запускают на Луну ракету, ученые 3 дня и 3 ночи находятся в ожидании. Именно столько времени нужно космическому кораблю, чтобы долететь до Луны. (3 суток — 3 дня и 3 ночи) — Еще в древности люди заметили, что Луна все время меняет свою форму. То она похожа на круглую тарелку, то на серп, который назвали Месяцем. Люди не могли объяснить это явление и придумывали сказки, легенды, мифы. (слайд 7)

— А мы с вами сможем объяснить, почему Луна меняет внешний вид?
Вывод делает учитель:
— Чтобы это объяснить, надо знать один секрет Луны. Этот секрет в том, как она светит. Солнце – это пылающий шар, оно само испускает свет, а Луна… Давайте найдем рисунок в учебнике на странице 34 (внизу) и узнаем, в чем секрет Луны, как она светит.
Вопросы: — Что изображено голубым цветом? (Земля)
— Что делает Земля? (она спит)
— Значит сейчас какая часть суток? (ночь)
— Что изображено жёлтым цветом? (Луна)
— А красным? (Солнце)
— Что делает Солнце? (Светит на Луну)
— Что делает Луна? (она отражает лучи и посылает их на Землю)
— А может ли Луна испускать свет? (нет, только отражает)
Опыт проецируется на интерактивную доску с помощью документ — камеры:

— «Сейчас я покажу вам, как работает Луна (с помощью зеркальца направляет солнечный луч на глобус)».
— Само зеркало светится? (нет)
— А теперь, когда я поймаю им луч Солнца? Что это за свет? (отражение солнечного луча)
— Вот мы и узнали секрет Луны. Раз она не светит, мы можем видеть только ее часть, которая освещена Солнцем. (слайд 8)
В давние времена люди не знали, как устроена Луна и думали, что ее проглатывает какое-то чудовище, а потом появляется новая. Но мы-то с вами знаем, что это не так! (слайд 9,10)
С Земли Луна кажется маленькой. Но на самом деле это не так. Если нарисовать Землю с арбуз, то Луна окажется яблоком (размером с яблоко). Луна в шесть раз меньше Земли. (слайд 11)
Иногда, кажется, что у Луны есть лицо. Это впечатление создают горы, отбрасывающие тень на ее поверхность. А светлые пятна – это лунные моря. Но на самом деле в этих морях нет ни капли воды. Но люди раньше этого не знали. Поэтому и назвали их морями. (слайд 12,13,14)
— Полет оказался долгим и надо размяться.
5. Физминутка:

Космонавт, вдруг, потянулся.
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в сторону развел
Шлем свой видно не нашел.
Чтобы шлем ему достать
Нужно на носочки встать,
(потянулись, сели.) (слайд 15)

6. Продолжение работы по теме урока

— Кто эти таинственные гости? (Выходят два мальчика в шлемах для мотоцикла)
Астронавты: Мы американские космонавты. (слайд 16)
О: Первыми побывали на Луне.
А: Я Армстронг.
О: Я Олдрин.
А: Мы прилетели предупредить, что днем на Луне жара до 130 градусов,
О: А ночью 170 градусов мороза.
Учитель: А почему ничего не видно?
А: Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли. Луна выглядит так, как будто на ней много лет не вытирали пыль.

О: Будьте очень осторожны! Смотрите под ноги, так как на Луне много камней.
А: Да, и разговаривайте только по радиотелефону (так как на Луне нет воздуха и вы всё равно не услышите друг друга). Даже метеориты на Луне падают бесшумно.
О: И не делайте больших шагов, а то будете сильно подпрыгивать.
А: На Луне нет ни цветов, ни деревьев, ни радуги, только песок да камни.
О: И, самое главное, на Луне нет ни воды, ни воздуха, ни атмосферы. Там не бывает ни дождей, ни снега.
А: Нет облаков, нет туманов, только чёрное небо вокруг. Правда, дожди там все-таки бывают – метеоритные, каменные.
О: Человек на Луне жить не может. До свидания, ребята!
7. Работа в рабочей тетради

Давайте поработаем в бортовых журналах
(стр. 22) выполните 1 –ое задание (слайд 17)

В от нам и пора отправляться назад.
8. Закрепление

— Но что это, ничего не заводится? (не работает)
-Так это наш герой!
-Какой литературный герой побывал на Луне? (ответы детей)
-Кто написал эту книгу? (показ книги)
-Он оставил послание для каждого из вас. И пока мы не выполним,не сможем вернуться. (слайд 18)
-Настроим свои зрительные аппараты;
9. Зрительная гимнастика «Звездочёт» (слайд 20-24 )

Готовы к выполнению последнего задания!

—О твечаем на вопросы с помощью программы мониторинга качаства знаний Proclass (учащиеся с помощью пульта управления выбирают правильный ответ и нажимают на соответствующую кнопку в режиме задать вопрос)

— Я говорю предложение, если вы согласны «отвечаете А», если нет «отвечаете В». С каждым предложением мы ближе к дому. (слайд 25-28 )
1.На Луне нет воздуха (+)
2. Луна светится(-)
3. В Лунных морях много воды (-)
4 . На Луне жизнь возможна (-)
-Выполнили задании и л етим домой.(дети изображают полёт)

— Вот мы и дома.

10. Рефлексия

Ремни пристюгнутые. Сидим спокойно. Включаю торможение.
Как перенесли полет?
— Полет прошел нормально! (хором)

— О чем вы расскажите дома?
— Что самое интересное вы узнали?
11.Домашние задание

Изготовьте модель Луны.

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 села Обшаровка м.р. Приволжский Самарской области

Предмет:

окружающий мир

Класс:

1 класс

Тема:

«Почему Луна бывает разной?»

Технологии:

проблемное обучение

личностно-ориетированный подход

Оборудование:

нетбуки для учащихся; ноутбук учителя, мультимедийный проектор, интерактивная доска, документ – камера, система мониторинга качества знаний Proclass

Учитель: Фокеева Е.А.

г.о. Чапаевск,2014г.

Тема урока: Почему Луна бывает разной?

Цель: Развивать познавательные интересы учащихся; формировать представление о Луне как спутнике Земли; объяснить детям, почему на Луне не живут люди при помощи мультимедийной презентации; воспитывать интерес детей к окружающему миру; формировать доброжелательные отношения между учащимися, умения понимать себя и других .

Задачи : Образовательные: Расширить и углубить знания учащихся о Луне - естественном спутнике Земли.
Развивающие : Развивать представления о форме, размерах, цвете предметов; речь, внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику.
Воспитательные: Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к окружающему миру.

УУД : Познавательные : общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об изменениях внешнего вида Луны; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

Личностные : понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные : прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Коммуникативные : умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя.


Оборудование: нетбуки для учащихся; ноутбук учителя, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебник, рабочая тетрадь.

1.Организационный момент.

2.Самоопределение к учебной деятельности.

Здравствуйте!

Сегодня вы будете не простые ученики 1 класса, а астрономы.

Кто такие астрономы? (Ученые, которые изучают расположение и движение небесных тел)

А при помощи чего астрономы наблюдают за планетами? (Телескопа, космического телескопа)

Мы с вами можем наблюдать за звездами при помощи обычного телескопа.

Поднимите руку, кто когда-нибудь смотрел в телескоп.

А у ученых-астрономов существует специальный космический телескоп, который при помощи спутника передает данные на Землю.

Для астрономов помощник в изучении планет-космический телескоп.

Какой у нас помощник на уроке? (учебник)

Проверьте, у всех ли есть учебники на парте.

3.Актуализация знаний.

Прежде, чем изучать что-то новое, что нам нужно сделать? (Повторить, то, что уже знаем)

В этом нам поможем кроссворд, отгадав его, мы узнаем тему урока.


– Молодцы! И сегодня мы поговорим о Луне. А именно, почему Луна бывает разной?

Чтение стихотворения учащимся.

Если очень постараться,
Если очень захотеть,
Можно на небо подняться
И до солнца долететь.
И всерьез, не понарошку,
Познакомиться с Луной.
Погулять по ней немножко
И вернуться вновь домой!

В конце урока мы поймем, можно ли на самом деле прогуляться по Луне.

4. Объяснение нового материала

Подрастал,подрастал,

Был рогатым-круглым стал.

Только круг, чудо круг

Стал опять рогатым вдруг. (месяц)

Ребята, а месяц и Луна-это одно и то же?

Сегодня на уроке мы узнаем, почему мы видим на небе то Луну, то месяц

Давайте прочитаем, какие цели урока мы ставим.

Сегодня на уроке, ребята, мы

    узнаем, что такое Луна.

    узнаем, какую форму имеет Луна.

    узнаем, почему Луна выглядит по-разному.

    узнаем, как люди изучают Луну.

Итак, начнём. Первое, что мы должны узнать, что такое Луна? Отправимся на мгновение в космос

Галактика (учитель читает стихотворение)

Планеты у Солнца танцуют как дети:
Меркурий заводит их хоровод,
Чуть дальше Венера в пространстве плывёт.
Встречаем мы Землю рядом с Луной
И огненный Марс, что кружит за Землёй.
За ними Юпитер, из всех великан,
И дальше Сатурн в кольцах видится нам.
Последние три едва различимы,
Мрачны и холодны, но их отличим мы:
Уран и Нептун, и кроха Плутон…

Все планеты, ребята, вращаются вокруг Солнца и своей воображаемой оси. А у некоторых планет есть спутники.

А что такое спутник?

Спутник это…

Так вот, ребята, спутники, которые создала сама природа и, которые вращаются вокруг планет, называются природными, или естественными. Таким спутником для нашей Земли является Луна.

Луна вокруг Земли – природный спутник

А спутники, созданные человеком, называются искусственными.

Человек запускает их в космос для определённых целей, например: для наблюдения за погодой, для научных исследований и других своих целей.

Но вернемся к Луне. Луна – спутник. Она вращается вокруг Земли, но не вращается вокруг своей оси.

Движется ли наша планета Земля?

Планета Земля движется вокруг своей оси, т.е вращается вокруг себя

А)Просмотр обучающего видео.

Давайте посмотрим, как происходит вращение Луны вокруг Земли, а Земли вокруг своей оси.

Б)Практическая работа

К доске выходят 2 ученика:один-Луна, другой-Земля и показывают вращение.

Луна вращается вокруг Земли медленно и лунный день равен двум нашим неделям. Лунная ночь тоже длится 2 наши недели.

Работа в тетради (стр.22)

В давние времена люди не знали, как устроена Луна и думали, что ее проглатывает какое-то чудовище, а потом появляется новая. И поэтому они придумывали различные мифы, легенды и сказки. Давайте послушаем одну из этих сказок, после которой вы ответите на вопрос

Появилось ли платье у месяца?

Почему у месяца нет платья

Решил месяц сшить себе платье.
Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришел месяц за работу. В назначенный срок пришел месяц за платьем.
А платье-то узко и коротко.
- Видно, я ошибся, - говорит портной. И снова сел за работу.
В назначенный срок пришел месяц за платьем.
Опять платье мало.
- Видно, и теперь я ошибся, - сказал портной.
И снова стал кроить и шить.
В третий раз месяц пришел к портному.
Увидел портной: идет по небу круглый месяц - не месяц, а луна целая, да вдвое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал его месяц, искал, да не нашел.
Так и остался месяц без платья.

Побывав в космосе, космонавты сфотографировали Луну. Посмотрите на экран, вот так Луна выглядит в космическом пространстве.

А какого цвета мы видим Луну с Земли, когда есть возможность за ней понаблюдать?

– Жёлтая Луна

– А почему так?

В) Беседа, работа по учебнику.

Чтобы узнать этот секрет, откройте учебник на странице 34, найдите 2 рисунок.

Что изображено голубым цветом? (Земля)
- Что делает Земля? (она спит)
- Значит сейчас какая часть суток? (ночь)
- Что изображено жёлтым цветом? (Луна)
- А красным? (Солнце)
- Что делает Солнце? (Светит на Луну)
- Что делает Луна? (она отражает лучи и посылает их на Землю)
- А может ли Луна испускать свет? (нет, только отражает)

Луна сама не испускает света. Она, словно зеркало, отражает свет Солнца. Раз луна сама не светит, мы можем видеть только ту ее часть, которая освещена Солнцем. В разное время Солнце по-разному освещает Луну. Поэтому нам кажется, что ее форма меняется.

Фазы Луны

Эти формы ученые называют фазы Луны. Когда луна находится между землей и Солнцем, к земле обращена неосвещенная половина Луны, и Луну на небе не видно. Это фаза называется новолунием.

Через 2-3 дня луна появляется на небе в виде узкого серпа. Это молодой месяц. Он увеличивается с каждым днем.

И со временем Луна принимает вид целого диска – это полнолуние. Земля уже находится между Солнцем и Луной. Потом Луна начинает убывать и снова становится серпом.

Физминутка для глаз (видео)

С Земли Луна кажется маленькой. Но на самом деле это не так. Если нарисовать Землю с арбуз, то Луна окажется яблоком (размером с яблоко). Луна в шесть раз меньше Земли. Модели из пластилина.

Кратеры Луны

Ребята, а давайте посмотрим в телескоп, прибор, который увеличивает изображение в несколько раз.

И через этот прибор мы рассмотрим поверхность Луны.

Что же мы видим на этой поверхности.?Круги, темные пятна, горы.

На Луне можно увидеть темные и светлые пятна, светлые – это лунные моря.

Есть ли в них вода? На самом деле в них нет ни капли воды. Раньше люди этого не знали, потому и назвали их морями.

Темные пятна – это ровные участки, равнины. На Луне всюду видны лунные кратеры, которые образовались от ударов метеоритов – камней, упавших из космоса. Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли, как будто ее не вытирали много-много лет. Днем на Луне очень жарко, температура достигает до + 130 г, а ночью – очень холодно, до – 170 г.

Американские космонавты на Луне

Луна, ребята, всегда притягивала к себе внимание людей. А ещё им очень хотелось изучить это космическое тело.

И первыми на Луне побывали американские космонавты Армстронг и Олдрин 48 лет назад.

Как одним словом можно сказать «приземлились на Луну»? (прилунились)

Их космический корабль назывался Apollo n -11. Американские космонавты исследовали поверхность Луны, установили государственный флаг, собрали коллекцию камней, произвели фото и киносъёмку.

Наука шла вперед, космонавтика развивалась, Луна таила в себе много тайн и люди придумали для её изучения луноход. Это робот для сбора материала с космических объектов, на дистанционном управлении. Исследование Луны показало, что на Луне нет ни воздуха, ни воды.

Физминутка

Раз-два, стоит ракета (дети поднимают руки вверх)
Три-четыре, скоро взлет
(разводят руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца
(круг руками)
Космонавтам нужен год
(берется руками за щеки, качает головой)
Но дорогой нам не страшно
(руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)
Каждый ведь из нас атлет
(сгибают руки в локтях)
Пролетая над землею
(разводят руки в стороны)
Ей передадим привет
(поднимают руки вверх и машут)

Чтение вывода в учебнике.

6.Первичное закрепление. Работа на macbook

Мы должны распределит, кто живет на планете Земля, а кто может обитать на Луне.

7.Рефлексия.

1.-Что такое Луна?

2.-Какую форму имеет Луна?

3-как люди изучают Луну?

8 . Проверка знаний с самопроверкой в парах.

Сейчас мы с вами проверим, кто готов стать настоящим космонавтом.

Положите перед собой листочки для проверки знаний.

Я читаю предложение, если оно верное, то вы ставите +, если нет, то знак -.

Луна больше Земли. (+)

Луна не испускает свет, а отражает свет Солнца.

(+)

На Луне есть воздух и вода. (-)

Луна – природный спутник Земли. (+)

На Луне живут люди. (-)

Луна вращается вокруг Солнца.(-)

На Луне днем очень жарко, а ночью очень холодно.

(-)

В лунных морях много воды.(-)

1 лунный день равен одному нашему дню. (-)

С Земли люди всегда видят круглую форму Луны.

(+)

Теперь поменяйтесь работой с соседом и возьмите красный карандаш, начинаем проверку.

Что интересного Вы узнали на уроке?

О чем можете рассказать дома?

Оценка при помощи смайликов.