На свободную тему

Разговор о здоровье и правильном питании. Разговор о правильном питании. III. Оздоровительная минутка

Прионежский муниципальный район

Методическая разработка внеклассного мероприятия в начальной школе.

«Разговор о правильном питании»

Тема: «Праздник Здоровья »

Составили:

Ефимова Н.В., Жукова С. Н., Россиева Н, В.

Пояснительная записка

Данная образовательная деятельность о правильном питании ориентировано на детей дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) и начальной школы. Это одно из серии запланированных занятий на тему о правильном питании, здоровье и ЗОЖ.

Игровая форма занятия поможет заинтересовать детей по итоговой теме «Праздник здоровья»

Цель занятия:

Формирование позитивного отношения к полезным продуктам-дарам природы.

Задачи:

1. Расширять у детей интерес к семейным традициям, связанным с питанием и здоровьем.

2.Познакомить детей с праздничными блюдами.

Ожидаемые результаты:

Занятие направлено на формирование у детей основных представлений и навыков здорового образа жизни, умением выбирать полезные продукты и блюда.

Участники праздника:

Дети и воспитатели (педагоги);

Жюри (родители)

Оборудование:

Муляжи овощей, фруктов, ягод. Корзина с яблоками. Салаты. Медали. Сюрпризный момент от родителей. Музыкальное сопровождение.

I.Организационный момент (эмоциональный настрой на работу).

Ведущий:

Сегодня славный день, вернее праздник,

Прижился этот день давным-давно,

Он призывает правильно питаться,

Ведь кушать нам - природою дано!

Полезная еда-залог здоровья,

Порой грешим на сладости друзья,

Конфеты, шоколадки – это плохо,

Но обойтись без них, увы, нельзя!

Давайте то, что менее полезно, заменим,

Здоровой пищей из фруктов, овощей,

Чтоб становиться только здоровее,

Чтоб с каждым днем стать лучше и бодрей!

Ведущий:

Ребята, возьмитесь за руки, посмотрите друг к другу в глаза и подарите улыбку. Ведь у нас сегодня Праздник Здоровья!

Сегодня вспомним: чему мы научились, что узнали, какое домашнее задание у вас было.

На празднике у нас присутствуют родители, они будут нашим жюри. Давайте поприветствуем их!

II. Основная часть занятия.

Дети делятся на 3-4 группы. (Путем деления по цвету муляжей (картинок) овощей и фруктов).

1.«Собираем урожай »

(Каждая группа получает задание. Под музыку, дети собирают плоды растений, которые растут: в саду, в огороде, лесу, поле).

Ведущий:

Сколько мы всего вырастили и собрали! Всё это самые полезные продукты питания. Дома наши мамы, бабушки делают заготовки на зиму. Будет и у нас сегодня праздник Урожая! Можно приступать к приготовлению салатов.

2.Конкурс «Угадай из чего?»

(с помощью родителей блюда готовятся заранее).

Дети, по внешнему виду, должны определить из каких продуктов (овощей, фруктов) изготовлен салат (оценка жюри).

Ведущий:

Мы все славно потрудились-вырастили замечательный урожай. Привезем домой много заготовок.

А сейчас мы с вами приготовим фруктово-овощное блюдо, а что нам для этого надо?

(ответы детей)

3.Игра-эстафета «Магазин»

Дети из большой корзины выбирают овощи, фрукты, ягоды для своих блюд.

(Жюри оценивают результат.)

4 .Следующее задание. Нарисуй плакат «Овощи и фрукты - полезные продукты».

Каждая команда рисует свой плакат.

(Жюри оценивают плакаты)

Ведущий:

Еще долго мы будем вспоминать теплое, щедрое лето, которое подарило нам такой урожай. О себе мы позаботились, надо позаботиться и о друзьях. Впереди осень, люди делают прививки (проводят вакцинацию) против гриппа. Ну, а мы приготовили подарок всем присутствующим на празднике.

(Корзина с яблоками)

Жюри подводит общий итог… Вручение медалей.

Если хочешь быть здоровым,

Не хандрить и не болеть,

Все проблемы эти в жизни,

Можно с честью одолеть!

Вкусной, правильной едою,

Что энергиею несет,

Она дарит нам здоровье,

Силу, бодрость придает!

Так давайте впредь, ребята,

С такой пищею дружить,

И тогда проблемы в жизни,

Будет проще пережить!

А сейчас мы приглашаем вас за наш праздничный стол!

(на столах лежат, приготовленные дома родителями вместе с детьми, праздничные блюда, полезные для детей. Например, запеченные яблоки, яблоки, фаршированные изюмом; фруктовый салат и др.)

Наши родители приготовили для вас праздничный сюрприз.

Всем приятного аппетита! Будьте здоровы!

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 имени В.В. Дагаева

городской округ Лосино-Петровский Московской области

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Разговор о здоровье и правильном питании»

по курсу « Разговор о правильном питании»

(социальное направление)

(1-В класс)

Составители:

Шелагина Елена Викторовна,

учитель начальных классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Разговор о правильном питании» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе авторской программы М.М.Безруких:

- «Разговор о правильном питании» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2013), рабочая тетрадь для учащихся «Разговор о здоровье и правильном питании»)

- «Две недели в лагере здоровья» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2013),

- «Формула правильного питания» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2013),

Программа рассчитана на 4 года обучения. В 1 классе -33 часа, во 2-4классах - 34 часа, всего 135 часов. Из них практических занятий – 84 часа, теоретических – 51 час. В каждом классе выделяется время для совместной работы учеников с родителями (проекты, соревнования, конкурсы)

Часть 1 «Разговор о правильном питании» предназначен для детей 1-2 классов.

Целью данного курса является формирование у детей представления о необходимости заботы о своём здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Здесь учитываются и традиции питания, а также предполагается активное вовлечение родителей в процесс обучения.

Планируемые результаты освоения программы

Личностными результатами освоения учащимися программы являются:

    проявление познавательных интересов и активности в области здорового питания;

    овладение установками, нормами и правилами правильного питания;

    готовность и способность делать осознанный выбор здорового питания, в том числе ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания,

    сознательно выбирать наиболее полезные ценностно-смысловые установки обучающихся, формируемые средствами различных предметов в рамках программы «Разговор о правильном питании», в том числе развитие представления об адекватности питания, его соответствия росту, весу, возрасту, образу жизни человека.

Метапредметными результатами освоения программы являются:

    способность и готовность к освоению систематических знаний о правильном питании, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

    способность к сотрудничеству и коммуникации;

    способность к решению личностных и социально значимых проблем здорового питания и воплощение найденных решений в практику;

    способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии в области здорового питания;

Предметными результатами освоения программы являются:

В познавательной сфере:

    рациональное использование учебной и дополнительной технологической информации для проектирования и создания личной траектории здорового питания;

    оценка технологических свойств сырья и областей их применения;

    владение методами чтения штрих-кодов на продуктах питания, приобретаемых в розничной торговле;

    формирование представления о роли национальных кухонь в обеспечении полноценным питанием жителей той или иной местности.

В трудовой сфере:

    соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

    планирование технологического процесса труда.

В мотивационной сфере:

    выраженная готовность в потребности здорового питания;

    осознание ответственности за качество правильного питания.

В эстетической сфере:

    дизайнерское проектирование блюд с точки зрения здорового питания;

    освоение навыков сервировки стола.

    В коммуникативной: публичная презентация и защита мини-проектов по здоровому питанию.

Вводное занятие .

Тема 1. Знакомство с героями.

Тема 2-3 «Если хочешь быть здоров». Полезные и необходимые продукты на каждый день. Выбор полезных продуктов. Полезные продукты среди любимых блюд (практическая работа).

Анкетирование « Полезные привычки».

Тема 4. «Самые полезные продукты». Рациональное питание. Продукты ежедневного рациона, продукты, используемые достаточно часто (редко). Биологически активные добавки (БАД). Йодирование пищи. Динамическая игра «Поезд». Тест «Самые полезные продукты».

Тема 5. Виртуальная экскурсия в магазин.

Тема 6-7. «Удивительные превращения пирожка». Регулярное питание. Режим питания. Блюда для завтрака, обеда, полдника и ужина. Игра «Помоги Кубику или Бусинке». Демонстрация «Удивительные превращения пирожка»(общее представление о строении тела). Конкурс-викторина «Что за чудо пирожки?»- определить начинку пирожка.

Тема 8-9. Кто жить умеет по часам. Основные принципы гигиены питания. Основные навыки личной гигиены. Связь состояния здоровья с гигиеной питания. Формирование навыков самоконтроля. Выполнение правил, предупреждающих возникновение желудочно-кишечных заболеваний. Игра – обсуждение «Законы питания» (стихотворение К.И.Чуковского «Барабек») – чем опасно переедание.

Проектная деятельность «Режим питания школьника».

Тема 10-11. Вместе весело гулять.Соревнование. Основные правила гигиены питания. Песня «Шел по городу волшебник». Разучивание и инсценирование песни. Игра «Чем не стоит делиться». Чем можно делиться и чем нельзя, как разделить яблоко, шоколадку (вилка, ножик, салфетка, шоколадка, ложка, яблоко).

Тема 12-13. «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?» Завтрак, как обязательный компонент ежедневного меню.Различные варианты завтрака. Блюда на завтрак. Составление меню завтрака. Игры: «Пословицы запутались» , «Отгадай-ка», «Знатоки» , «Сложные слова» , «Угадай сказку» . Конкурс «Самая вкусная и полезная каша» - «придумать» свою кашу с помощью добавок (семечки, сухофрукты, варенье), дать название.

Тема 14-15. «Плох обед, если хлеба нет». Пословицы о хлебе. Обед (составление разных вариантов обеда из четырех блюд), десерты. . Смысл раздельного питания. Польза продукта (ежедневный рацион; продукты, используемые часто; продукты, присутствующие на столе изредка). Сюжетно-ролевые игры «Мы идем в магазин», «Разложи продукты на разноцветные столы».

«Праздник хлеба». Разучивание песни «Зернышко», инсценировка песни.

Тема 16-17. « Полдник. Время есть булочки». Игра «Подбери рифму» (стихотворение Д.Хармса «Очень-очень вкусный пирог»). Тест «Режим питания школьника».

Игра – демонстрация «Это удивительное молоко». Кроссворд «Молоко».

Тема 18-19. «Пора ужинать». Ужин- обяза­тельный компонент ежедневного питания. Вари­анты ужина. Выбор блюд в качестве ужина. Культура поведения за столом во время ужина.

Игра «Объяснялки» (пословицы и поговорки про ужин). Игра «Что можно есть на ужин».

Тема 20-21. Весёлые старты. Питание и спорт. . Конкурс – викторина «Знатоки молока» - вспомнить и назвать молочные продукты. Игра-демонстрация «Это удивительное молоко» - питательные вещества, входящие в состав молока, сыворотки, сливок, творога, сметаны, масла.

Тема 22-23. «На вкус и цвет товарищей нет». Практическая работа «Какой сок?» - определить и назвать фруктовые и овощные соки.

Игра «Приготовь блюдо» - приготовление традиционных русских блюд (карточки с названиями продуктов).

Тема 24-25. «Как утолить жажду». Игра-демонстрация «Из чего готовят соки» - приготовление сока из овощей и фруктов, польза сока; «Мы не дружим с Сухомяткой» - вред, наносимый желудку при питании всухомятку.Игра «Праздник чая» (полезные свойства, традиции, связанные с чаепитием).

Тема 26-27. «Что помогает быть сильным и ловким».

Игра «Мой день» (оценка нагрузки на организм в течении дня) – заполнение таблицы. Игра «Меню спортсмена» (выбор полезных продуктов для спортсмена).

Тема 28-29. «Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты». КВН «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты».«Витаминная радуга» - стихи, посвященные овощам разного цвета. Загадки про овощи.

Продукты, из которых можно приготовить витаминные салаты.

Тема 30-31. Праздник здоровья. «Каждому овощу свое время». Игра-соревнование «Вершки и корешки» (составить полный набор рисунков овощей из разрезных карточек).Игра «Какие овощи выросли в огороде» (стихотворение Н.Кончаловской «Про овощи», назвать правильно овощи).Инсценировка песни «Овощи» на слова Юлиана Тувима в переводе С.Михалкова, музыка Э.Силиня.

Тема 32. «Капустные истории» (презентация проекта)

Тема 33. «Праздник урожая и здоровья»» 1.Игра-эстафета «Собираем урожай».

3.Конкурс «Овощной ресторан» (определить название овоща, пробуя его с завязанными глазами). 4.Конкурс поэтов (сочинить стихи о фруктах и овощах).

Календарно-тематическое планирование (составлено в соответствии с темами рабочей тетради для учащихся по курсу «Разговор о здоровье и правильном питании»)

Количество часов

Дата проведения

Вводное занятие. Знакомство с героями.

Если хочешь быть здоров.

1+1(практич.занятие)

Самые полезные продукты

Виртуальная экскурсия в магазин.

1(практич.занятие)

Удивительные превращения пирожка

1+1(практич.занятие)

Кто жить умеет по часам

1+1(проект)

Вместе весело гулять.Соревнование.

1+1(практич.занятие)

Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?

1+1(практич.занятие)

Плох обед, если хлеба нет.

1+1(практич.занятие)

Полдник. Время есть булочки.

1+1(практич.занятие)

Пора ужинать

1+1(практич.занятие)

Весёлые старты. Питание и спорт. . Конкурс – викторина

1+1(практич.занятие)

На вкус и цвет товарищей нет

1+1(практич.занятие)

Как утолить жажду

1+1(практич.занятие)

Что помогает быть сильным и ловким

1+1(практич.занятие)

Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты

1+1(практич.занятие)

Праздник здоровья. «Каждому овощу свое время».

1+1(практич.занятие)

«Капустные истории» (презентация проекта)

Праздник урожая и здоровья

ВСЕГО: 33 часа

СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО

учителей начальных классов

Юдина С.П.____________

Протокол №

М. Безруких, Т. Филиппова, А. Макеева РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ раЗговор о ПравильноМ Питании Образовательная программа ЗДравСтвУЙ, ДорогоЙ ДрУг! Меня зовут Катя. Мне семь с половиной лет, и я учусь в первом классе. Я люблю узнавать новое, фантазировать и придумывать для себя и друзей необычные праздники. Тебе, наверное, хочется вырасти сильным, здоровым, красивым? Для этого надо соблюдать режим дня, заниматься физкультурой и правильно питаться. А ты знаешь, какие продукты полезные и почему лучше есть в одно и то же время? Из чего варят каши и как сделать их вкусными? Что такое меню? Что надо есть, если хочешь стать сильным? Ответы на эти и многие другие вопросы нам помогут найти мои мама Марина Сергеевна, папа Валерий Николаевич и бабушка Анна Петровна. Аня - моя младшая сестра, она ещё ходит в детский сад. Ей нравится играть вместе со мной и моим одноклассником Димой. Дима - мой друг, мы живём в одном дворе и учимся в одном классе. Он любит читать сказки и рисовать. Мой папа работает в школе учителем физкультуры. Он придумывает для нас интересные спортивные соревнования, играет с нами в настольный теннис, а зимой мы все вместе катаемся на лыжах, коньках и санках. Моя мама работает в магазине, мои друзья зовут её тётя Марина. Мама любит заниматься нашим садом и огородом и делать вкусные заготовки из овощей и фруктов на зиму. Мы с сестрой помогаем маме выращивать овощи и цветы. Моя бабушка Анна Петровна работала библиотекарем, она прочитала много разных книг. Бабушка очень добрая и весёлая, знает множество частушек, пословиц и поговорок, замечательно готовит и печёт вкусные пироги. 2 3 1 еСли ХоЧеШь БЫть ЗДоров Бабушка. Это очень хорошо, но ты потому и не болеешь, что в любое время года много двигаешься: зимой катаешься на лыжах, весной и летом - на велосипеде, плаваешь. Катя. А мы с Аней зимой катаемся на коньках. А летом на роликах. Бабушка, ты ведь тоже ходишь в бассейн и каждое утро делаешь зарядку. Бабушка. Да. Я с детства занимаюсь плаванием. Катя. Может, поэтому ты не болеешь и всегда улыбаешься? Бабушка. Да, у здорового человека всегда хорошее настроение. Дима. Теперь я знаю: чтобы быть здоровым, нужно гулять на свежем воздухе, много двигаться и заниматься физкультурой. Бабушка. Не только, важно еще соблюдать режим дня: в определённое время вставать, ложиться спать, делать уроки, гулять, играть. А ещё очень важно правильно питаться - есть полезные продукты. Аня. А какие продукты - полезные? Папа. Лучше спросить у мамы, она работает в магазине. Мы пойдём к ней и попросим рассказать о полезных продуктах. Бабушка. Какие у вас румяные щёки! Где вы были? Катя. Мы гуляли в парке. Дима и папа катались на лыжах, а мы с Аней - на коньках. Это так здорово! Папа. Я очень рад, что вам нравится активный отдых на воздухе. Это помогает вам расти крепкими, сильными, здоровыми. Дима. Я и так здоров и почти никогда не болею. 4 ЗаПоМни! Если хочешь вырасти сильным, умным и красивым - заботься о своём здоровье: больше двигайся, гуляй на свежем воздухе, соблюдай режим дня, ешь полезные продукты. 5 Задание 1. Прочитай пословицы и поговорки о здоровье. Как ты их понимаешь? Задание 3. Рассмотри картины. Расскажи, как люди, изображённые на картинах, заботятся о своём здоровье. Здоровье дороже богатства. Береги платье снову, а здоровье смолоду. Здоровье - всему голова. Здоровый беды не боится. Здоровье - лучшее украшение. А какие пословицы о здоровье знаешь ты и твои родители? Запиши пословицы и поговорки, которые тебе нравятся. Александр Дейнека «Снегурочка». Задание 2. Вспомни свои любимые продукты и блюда. Нарисуй их или напиши названия. Татьяна Яблонская «Утро». 6 7 2 8 СаМЫе ПолеЗнЫе ПроДУКтЫ 9 Дима. В магазине так много разных продуктов! Тётя Марина, расскажите нам, пожалуйста, какие из них самые полезные. Мама. Человек ест самые разные продукты. Но одни продукты можно есть изредка, а другие можно и нужно есть каждый день. Они - самые полезные. Аня. Мама, покажи нам самые полезные продукты! Мама. Они стоят на разных полках, для того чтобы их найти, нужно хорошо их знать. У меня в руке разноцветные флажки. Сейчас мы вместе с вами расставим флажки на полках с продуктами. Зелёные флажки мы ставим около молочных продуктов, рыбы и мяса, всех овощей и фруктов, хлеба. Эти продукты можно и нужно есть каждый день. Жёлтыми флажками мы отметим сметану, яйца, сыр, сосиски, орехи, ягоды, растительное и сливочное масло - продукты, которые можно есть в небольших количествах ежедневно или не каждый день. Дима. А какие флажки надо поставить около моих самых любимых продуктов - торта, сладостей, газированных напитков? Мама. Мы отметим красными флажками - их не следует есть часто! А ещё поставим красные флажки около копчёных колбас. Теперь давайте наполним корзину самыми полезными продуктами. Катя. Я возьму с полки овощи и фрукты. Аня. Я выберу молоко, творожные сырки и кефир. Дима. А я разный хлеб: с отрубями и зерновой. Мама. Я выберу мясо и рыбу. ЗаПоМни! 3,2% 10 Полезно есть разные продукты: овощи и фрукты, молочные продукты, мясо и рыбу, хлеб и крупы. 11 Задание 1. Задание 3. Выбери 5-6 наклеек полезных продуктов и приклей их на корзину. Можешь дорисовать другие полезные продукты самостоятельно. Разгадай кроссворд. Напиши названия нарисованных групп продуктов в пустых клеточках. Как ты думаешь, относятся ли эти продукты к самым полезным? Как часто ты их ешь? 5. 5 3 3,2% 3. 3 4. 1. 2 2. 1 4 Задание 2. Отметь на стр. 10, какие самые полезные продукты есть среди твоих самых любимых. Поставь рядом с ними зелёный кружок. 12 13 3 4 УДивительнЫе ПревраЩения ПироЖКа Бабушка. А я пока расскажу об удивительных превращениях пирожка. Вот вы откусываете кусочек. Что же происходит с ним дальше? Во рту кусочек пищи смачивается слюной и пережёвывается зубами, превращаясь в кашицу, после чего проглатывается и попадает в желудок. Из желудка кашица движется дальше в кишечник. Там все полезные вещества впитываются, а ненужные удаляются из организма. Превращения пирожка занимают несколько часов. Мама. Вот почему через определённое время мы опять хотим есть - нашему организму вновь требуется пища. Поэтому надо есть регулярно, желательно в одно и то же время. Катя. Теперь я понимаю, почему у нас в школе есть ещё второй завтрак. Аня. А что, бывает второй завтрак? ПеРВЫЙ ЗаВТРаК ВТОРОЙ ЗаВТРаК Мама. Сегодня бабушка испекла нам очень вкусные пирожки. Дима. Ой, какие они аппетитные! И все разные: круглые, овальные, гладкие и с гребешком. Бабушка. В разных пирожках разная начинка. А какая - попробуйте сами! Катя. Пирожков много, все попробуем. 14 15 4 Бабушка. Да. Есть не только первый и второй завтраки, но также обед, полдник и ужин. Полезно есть четыре или пять раз в день. Мама. А ещё очень важно во время еды соблюдать некоторые правила, от которых зависит ваше здоровье. Катя. Я знаю эти правила - перед едой обязательно нужно мыть руки с мылом. Аня. А где можно вымыть руки на улице? Мама. На улице вообще лучше не есть. Аня. Даже мороженое? Мама. Только если оно продаётся в упаковке. Катя. Посмотрите, какие плакаты с самыми важными правилами нам дали в школе! Мама. И помните, что во время еды лучше не отвлекаться, не разговаривать и не смотреть телевизор. ЗаПоМни! Перерыв между едой не должен быть больше 3-3,5 часов, а значит, лучше есть понемногу 4-5 раз в день. Не забывай мыть руки перед едой и соблюдай другие правила гигиены. 16 17 Задание 1. В течение недели заполняй таблицу на стр. 20-21. Если ты не забываешь в течение всего дня выполнять правило, указанное в таблице, наклей себе самую большую вишенку-улыбку. Если ты не всегда выполняешь правило, наклей вишенку поменьше. В конце недели подсчитай, сколько у тебя больших улыбок. Какие правила тебе легко было выполнять? О каких правилах ты забываешь? Задание 3. Покажи на часах время твоего первого и второго завтраков, обеда, полдника и ужина. Дорисуй стрелки на циферблатах часов. ЗаВТРаК дОМа ЗаВТРаК В ШКОЛе ОБед Задание 2. Рассмотри картинки и обозначь правильную последовательность действий героев цифрами под рисунками. ПОЛдниК УЖин Задание 4. Напиши, что ты делаешь в указанное в таблице время. 7.00-8.30 18 8.30-13.00 13.00-14.00 15.00-17.00 17.00-19.00 19.00-21.00 19 Правила правильного питания Правила Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье Мою руки перед едой с мылом Мою ягоды, фрукты и овощи перед едой Ем небольшими кусочками, не тороплюсь Не разговариваю во время еды Ем в меру 20 21 4 Кто Жить УМеет По ЧаСаМ Дима. Катя, мне родители подарили такую интересную компьютерную игру! Давай сегодня после школы пойдём ко мне и вместе поиграем! Нам ведь нужно отдохнуть после уроков, перед тем как начать выполнять домашнее задание. Катя. Разве это отдых - играть в компьютерную игру? Дима. Конечно, отдых! Знаешь, как это весело! Я вчера до позднего вечера играл, никак оторваться не мог. Правда, сегодня почему-то всё время спать хочется! Катя. Мне бы, конечно, хотелось поиграть, но сначала я должна спросить разрешения у бабушки. Дима. Здравствуйте, Петровна! Анна Бабушка. Добрый день, ребята! Как хорошо, что вы пришли, - у меня обед на столе. Вы пообедаете, немного отдохнёте, а после предлагаю пойти вместе во двор. Дима. А мы хотели поиграть в компьютерную игру. Чем прогулка лучше игры? 22 Бабушка. Вы только что вернулись из школы, несколько часов сидели за партами, занимались, читали, писали. И для того чтобы как следует отдохнуть, вам нужно подвигаться, погулять на свежем воздухе. А за компьютером вы ещё больше устанете, даже если игра интересная. Катя. Бабушка, ты так много успеваешь сделать за день и, мне кажется, никогда не устаёшь. У тебя есть какой-то секрет? Бабушка. Секретов никаких нет. Просто нужно правильно распределять время, соблюдать режим. Главное - всегда высыпаться, потому что именно во сне человек действительно отдыхает. В вашем возрасте нужно спать не меньше 10 часов, а ложиться не позднее половины десятого. Это важно для здоровья. Дима. А я вчера только в одиннадцать часов вечера лёг, всё играл. Вот почему сегодня я целый день такой сонный и вялый. Бабушка. Утром не забывайте сделать зарядку и позавтракать. После уроков, перед тем как начать выполнять домашнее задание, отдохните на свежем воздухе час-полтора. А после этого у вас будет время для любимых занятий, прогулок с друзьями и других интересных дел. Дима. А когда же в компьютерные игры можно играть? 23 Бабушка. В часы, отведённые для любимых дел. А ещё, Дима, я хочу тебе посоветовать - не увлекайся слишком компьютерной игрой. Важно, чтобы у тебя оставалось время для игр с друзьями. Задание 3. Посмотри на рисунки. В каком порядке нужно выполнять эти дела? Правильно расставь номера картинок. Катя. Бабушка, ты так хорошо всё объяснила! Спасибо! Теперь мы с Димой составим распорядок дня и будем всё успевать. ЗаПоМни! Соблюдай режим дня, тогда ты будешь всё успевать и хорошо себя чувствовать. Задание 1. Знакомы ли тебе эти пословицы? Как ты их понимаешь? Расспроси родителей и запиши свои примеры пословиц. Всему своё время. Делу - время, потехе - час. Задание 2. Вспомни своего любимого литературного героя. Попробуй составить для него распорядок дня. 24 25 5 вМеСте веСело гУлять! Катя. Да, конечно. Главное - не вставать на обе ноги, когда убегаете от салки. Немного отдохнуть можно в тот момент, когда салка меняется. Дима. Как же замечательно мы провели время! Новых друзей нашли, повеселились. Даже домой идти не хочется! Бабушка. Да, всё это очень полезно для здоровья - ведь вы много двигались и дышали свежим воздухом! Но пора идти домой, ведь надо делать уроки! А завтра можно опять погулять и поиграть в новые игры! Бабушка. Начинаем весёлое соревнование! Первая игра - «Не зевай!». Нужно встать в круг и перебрасывать друг другу мяч, называя имя того, кому вы бросаете мяч. Тот, кто зазевался и не поймал мяч, выходит из круга! Дима. А я знаю ещё одну весёлую игру - «Рыбак и рыбки». Становитесь в круг. Я -«рыбак», а вы все -«рыбки». Я буду вращать «удочку»-скакалку. А вы все должны перепрыгивать через неё. Тот, кого удочка коснётся, выходит из игры. Катя. Самой ловкой рыбкой оказалась Аня! А теперь играем в салки. Первым водящим-салкой будет Дима. Салка, прыгая на одной ноге, должен дотронуться-«осалить» кого-то из участников игры. Все остальные ребята также прыгают на одной ножке, убегая от салки. Тот, до кого дотронулся водящий, становится салкой вместо него. Дима. А можно менять ногу - прыгать то на правой, то на левой? 26 ЗаПоМни! Полезно играть в подвижные игры. 27 ЗаДание 1. Прочитай стихи. Какие предметы для игр во дворе используют герои стихотворений? Впиши в квадратики их названия. В скобках подпиши авторов стихов. …Тут прохожим не пройти: Тут верёвка на пути. Хором девочки считают Десять раз по десяти… Задание 2. Заполни кроссворд, внеся названия игр, в которые ты можешь играть во дворе. 1. 3. Это с нашего двора Чемпионы, мастера Носят … в кармане, Скачут с самого утра, И с разбега, И на месте, И двумя ногами Вместе. (_____________________________) 2. 4. 5. 1. Командная игра с мячом. 2. Игра, в которой водящий ищет игроков. 3. Игра, в которой нужно прыгать по начерченным квадратам. Мой весёлый, звонкий … Ты куда помчался вскачь? Жёлтый, красный, голубой, Не угнаться за тобой. (_____________________________) 4. Игра с ракетками и воланом. 5. Игра, в которой водящий должен догнать и коснуться игрока. Задание 3. Расспроси своих родителей о том, в какие игры они играли во дворе, когда были детьми. Расскажи о них друзьям и предложи поиграть в них. 28 29 6 иЗ Чего варят КаШУ и КаК СДелать КаШУ вКУСноЙ Аня. Я хочу кашу с киви и с мёдом! Мама. Я возьму пару ягод чернослива и кураги. Папа. Не забудьте положить кусочек масла. Катя. Я слышала, говорят: «Кашу маслом не испортишь». Бабушка. Если положить много масла, каша будет очень жирной. Это неполезно и невкусно. Аня. А из чего варят каши? Бабушка. Давайте позавтракаем, и я вам расскажу об этом. Аня. Почему о некоторых людях говорят: «Он мало каши ел»? Бабушка. Так обычно говорят о слабых. А каша - очень полезная еда на завтрак, она помогает детям вырасти здоровыми и сильными, потому что в ней много полезных веществ. Папа. Кашу полезно есть и взрослым. Я, например, очень люблю гречневую кашу. Катя. Но ведь каждый день есть кашу невкусно! Мама. А мы сейчас попробуем сделать кашу вкусной, и у всех её вкус будет разным. Папа. В свою кашу я положу яблоки и орешки. Катя. Я тоже хочу орешки, но с вареньем. Бабушка. Возьмите банан и киви. А я положу ложечку мёда. 30 Бабушка. Для того чтобы сварить кашу, нужна крупа - размолотые зёрна пшеницы, гречихи, овса, кукурузы, проса или других растений. Если посадить весной в землю любое зёрнышко, то сначала появится росточек, потом он превратится в колосок. Всё лето колосок будет расти, набираться полезных веществ. В каждом колоске будет много зёрнышек. Катя. Дальше я знаю. В конце лета колоски собирают и обмолачивают - достают зёрна. Из зёрен делают крупу, а из крупы можно сварить кашу! 31 Задание 3. ЗаПоМни! Отгадай и напиши, из каких растений и круп можно сварить манную, пшённую, гречневую, овсяную, пшеничную и кукурузную каши. На завтрак полезно есть каши. Задание 1. растения крупа каша Отгадай загадки: В землю тёплую уйду, К солнцу колосом взойду, В нём тогда таких, как я, Будет целая семья! Золотист он и усат, В ста карманах - сто ребят. пшено просо Задание 2. Выбери добавки для каш на листе с наклейками и приклей их в тарелки. овсяная крупа овёс гречневая крупа гречиха гречневая кукурузная кукурузная крупа манная кукуруза пшеничная крупа манная крупа овсяная 32 пшённая рисовая пшеница 33 7 ПлоХ оБеД, еСли ХлеБа нет Мама. Сначала можно выбрать закуску. Папа. Я бы съел винегрет и кусочек селёдки. Аня. А я хочу вот этот разноцветный салатик. Мама. Это овощной салат из капусты, морковки, зелени яб и яблока. Катя. Мы так долго бегали, прыгали, гуляли, уже есть хочется. Мама. Так долго гулять днём нам удаётся только в выходные, в будние дни в это время Катя в школе, а мы на работе. Но сейчас - время обеда. Папа. Ну что же, давайте зайдём в кафе и посмотрим меню. Аня. Папа, а что такое меню? Папа. Меню - это список блюд. Вы можете выбрать то, что больше нравится. Катя. Это, наверное, очень сложно, в меню так много разных блюд. Как же выбрать? 34 Катя. А я хочу салат со сметаной, из редиски, огурца, зел зелёного лука и яйца. Мама. Я не хочу салат, возьму заливную рыбу. Закуску мы выбрали. А теперь надо выбирать первые блюда. Мне - уху. Аня. Помните, бабушка всегда говорит: «Поешь рыбки, будут ножки прытки». А почему в меню нет моей любимой окрошки? Папа. Холодную окрошку хорошо есть летом, когда жарко. А сейчас холодно и лучше есть более сытную и горячую пищу. Я возьму борщ. Аня. Тогда я буду бульон с гренками. Катя. Очень хочется попробовать овощной суп-пюре. 35 Папа. А теперь выбираем второе. Я возьму котлету с цветной капустой. Аня. Я тоже хочу котлету, но с пюре. Катя. Я возьму куриную грудку с рисом. Мама. Я хочу макароны с сыром. В меню они называются «паста». А теперь выбираем десерт. Аня. А что такое «десерт»? Мама. Десерт - это сладкое блюдо в конце обеда. Десерты бывают разные. Можно выбрать желе с ягодами, фруктовый салат или мусс. Аня. Я выберу малиновое желе. Катя. Я возьму шоколадное желе. Папа. Я не хочу десерт, возьму лучше компот. Я люблю пить компот или морс, когда ем второе. Мама. Мне хочется брусничного морса. Катя. Не знаю, брать хлеб или не брать? Аня. Конечно, брать, бабушка всегда приговаривает: «Плох обед, если хлеба нет». Папа. Вы все молодцы, что взяли хлеб, в нём очень много полезных веществ. Хлеб нужен всем, особенно детям. Я смотрю, у всех хлеб разный: у мамы - кукурузный, у Анечки - ржаная булочка, у меня - бородинский, а у Кати - рижский. Мама. Всем приятного аппетита! 36 ЗАПОМНИ! Обычно самое большое количество пищи за день человек съедает во время обеда. Обед может состоять из четырёх блюд: закуски, первого, второго блюда и десерта. Сразу после обеда лучше всего выбирать спокойные занятия. 37 Задание 1. Составь своё меню обеда. Нарисуй или напиши названия блюд. Задание 4. Чем можно заняться после обеда? Выбери правильный ответ и поставь плюс рядом с ним или обведи его. Задание 2. Придумай и нарисуй десерты. Задание 3. Вспомни, как звали литературного героя, который очень любил есть на обед тефтельки. Запиши его имя, название произведения и фамилию автора, написавшего это произведение. Приведи свои примеры любимых блюд разных литературных героев. 38 39 8 вреМя еСть БУлоЧКи Папа. Какие вы молодцы! Катя научила Аню играть в классики, а Дима - в лапту. А сейчас у нас полдник. Утром мы завтракаем, днём обедаем, в 4 часа дня у нас полдник, а вечером - ужин. Бабушка. Я знаю, вы прыгали, бегали, играли и проголодались. Я напекла вам вкусных булочек - жаворонков. Дима. А что такое выпечка и кондитерские изделия? Бабушка. Выпечка - это булочки, пирожки, ватрушки, а кондитерские изделия - это пирожные, вафли, печенье, зефир, пастила и другие сладости. ЗаПоМни! Приёмы пищи в течение дня называются: утром - завтрак, днём - обед и полдник, вечером - ужин. Задание 1. Придумай и нарисуй или напиши меню для полдника. Дима. Какие интересные булочки, они похожи на птичек. Катя. Они так и называются - «жаворонки». Ведь уже наступила весна, и к нам возвращаются перелётные птицы. Вот мы и встречаем их такими булочками. Дима. Как здорово! А из чего сделаны глазки? Задание 2. Какие молочные продукты ты знаешь? Нарисуй их или напиши названия. Если у тебя получилось больше семи названий молочных продуктов, приклей «улыбку-вишенку». Аня. Мне кажется, глазки - это изюминки. Я люблю есть булочку с молоком. Это очень вкусно. Есть такая поговорка: «Корова рогата, да молоком богата». Бабушка. Молоко не только вкусно, но и полезно, как все молочные продукты. Они помогают вырасти здоровыми. Катя. Нам рассказывали, что у тех, кто пьёт молоко и ест молочные продукты, крепкие зубы и кости. Бабушка. В полдник можно есть разные молочные продукты, разную выпечку, кондитерские изделия. 40 Задание 3. Придумай загадку про свой любимый молочный продукт. Загадай её родителям. Расспроси, какие молочные продукты больше всего им нравятся. 41 9 Пора УЖинать Папа. Перед контрольной работой лучше всего съесть немного сладкого - кусочек шоколада или сладкий фрукт. Это поможет тебе справиться с трудными задачками. Мама. А после уроков, перед дополнительными занятиями, надо обязательно пообедать в школьной столовой, а не есть всухомятку. ЗаПоМни! На ужин полезно есть только лёгкую пищу, чтобы спокойно спать и хорошо отдохнуть. Мама. Посмотрите, что я вам приготовила. Задание 1. Расспроси своих родителей, из чего можно приготовить запеканки. Нарисуй свою самую любимую запеканку. Аня. Ой, какой красивый пирог! Катя. Мне кажется, это торт. Мама. Вы не угадали. Это - творожная запеканка с рисом и изюмом. Торт лучше не есть вечером, на ужин. Ужин - последняя еда перед сном. Он должен быть лёгким, ведь ночью мы отдыхаем. Бабушка. А если плотно поужинать, то организм не сможет хорошо отдохнуть. Помните превращения пирожка? Они заняли несколько часов. Придётся нашим желудкам переваривать пищу во время сна. А значит, мы не отдохнём как следует, и на следующий день у нас не будет сил для учёбы и работы. Задание 2. Составь своё меню для ужина, нарисуй блюда или напиши их названия. Катя. Завтра у нас контрольная работа и дополнительные занятия. Нужно взять собой в школу побольше бутербродов? 42 43 10 веСёлЫе СтартЫ Катя. Вот здорово! А наш первый «А» участвует? Папа. Конечно! Вы будете соревноваться с ребятами из первого «Б и первого «В». Дима. А как нам готовиться к весёлым стартам? Мы очень хотим победить! Папа. Вам нужно развивать силу, ловкость и меткость. По утрам делайте зарядку. А ещё тренируйтесь в прыжках в длину, учитесь бросать мяч в цель. Спортсмены говорят, что самое важное для победы - это упорство и трудолюбие! Через несколько дней в спортивном зале школы состоялись Весёлые старты. нас - футболист. Футболист должен не только быстро бегать, быть ловким и выносливым, но и уметь дружить. Ведь в футбол играют не по одиночке, рядом с тобой - твоя команда. А ещё занятия спортом развивают силу воли, учат быть настойчивым, решительным и смелым. И конечно, спорт дарит нам здоровье! Алёна, например, зимой я никогда не простужается. ЗаПоМни! Занятия спортом развивают силу воли, учат быть настойчивым, решительным и смелым. Задание 1. Какой вид спорта тебе нравится? Что ты знаешь об этом виде спорта? Задание 2. Рассмотри картинки. Соедини фигурки спортсменов с изображениями предметов, которые им необходимы для занятий спортом. Папа. Все ребята - молодцы! Победителем стал первый «А» класс! Они лучше всех выступили во всех спортивных конкурсах. Диплом и кубок вам вручат юные спортсмены - ученики пятого класса нашей школы, которые занимаются в спортивных секциях. Вот, например, Алёна. Она занимается в секции художественной гимнастики. Это очень красивый вид спорта. Девочки учатся выполнять сложные гимнастические упражнения под музыку. Алёне особенно удаются упражнения, которые нужно выполнять с лентой и мячом. А это - Володя. Он занимается в секции лёгкой атлетики. Легкоатлеты учатся бегать на скорость и прыгать в высоту и в длину. Он уже участвовал в нескольких соревнованиях. Занятия в этой секции проходят три раза в неделю. А Сергей у 44 45 11 на вКУС и Цвет товариЩеЙ нет Катя. Да, так всегда бывает. А почему так происходит? Аня. Интересно, почему я больше люблю яблоки, а ты, Катя, мандарины? Дима. Я очень люблю кислое, могу даже съесть целый лимон. Аня. Без сахара? Дима. Могу и без сахара. Интересно, как человек распознаёт разный вкус? Давайте посмотрим в энциклопедии. Катя. С помощью специальных сосочков на поверхности языка мы определяем вкус продуктов: солёный, сладкий, кислый и горький. Аня. Может быть, пойдём домой и попробуем разные вкусы? Бабушка. А вы замечали, что во время простуды мы почти не ощущаем вкуса продуктов? 46 Бабушка. Наш язык всегда влажный. А во время болезни температура тела повышается и во рту всё пересыхает. Вот почему мы плохо чувствуем вкус продуктов. Аня. Помнишь, бабушка, со мной однажды было такое? Все продукты казались безвкусными, и только клюквенный морс было приятно пить. Бабушка. Конечно, помню, но ты быстро поправилась, потому что ела только полезные продукты. Давайте попробуем определить, какая часть языка сильнее всего ощущает тот или иной вкус. ЗаПоМни! Полезно есть продукты с разным вкусом. Важно не использовать в пищу слишком много солёного, кислого, сладкого. 47 Задание 4. Задание 1. Проведи эксперимент. Положи на язык по очереди (в разные места) кусочек сахара, кусочек лимона, кусочек солёного огурца, кусочек горького лука. В каком месте языка сильнее всего чувствуется солёный, сладкий, кислый и горький вкусы. Не забывай после каждого продукта делать глоток воды. Задание 2. Прочитай пословицы. Как ты их понимаешь? Знаешь ли ты другие пословицы и поговорки, в которых говорится о продуктах с разными вкусами? Язык не лопата: знает, что горько, что сладко. Как ты думаешь, почему человек, если у него высокая температура, хуже чувствует вкус еды? Задание 5. Запиши в правую графу таблицы свои любимые продукты и блюда. А рядом опиши их вкус. Обрати внимание на результат: нравятся тебе продукты с одинаковым вкусом, или ты любишь продукты с разными вкусами. Мои любимые продукты и блюда Вкус Без хлеба не сытно, без соли не вкусно. Слаще хлебушка ничего нет. Что кисло, что сладко, что солоно, что пресно: всё языку потребно. Задание 3. Наклей изображения продуктов, имеющих разный вкус. самый сладкий 48 самый кислый самый солёный самый горький 49 12 КаК Утолить ЖаЖДУ или выполняет тяжёлую работу, ему нужно пить больше, так как часть жидкости организм теряет с потом. Кстати, жидкость есть во всех продуктах или блюдах, которые мы едим. Но особенно много жидкости в первых и третьих блюдах, овощах и фруктах. А ещё мы пьём соки, компоты, морсы, чай. Аня. Папа, а можно пить воду из-под крана? Папа. Воду из-под крана нужно обязательно очищать и затем кипятить. Для этого используют специальные фильтры. Но можно готовую к употреблению воду купить в магазине. Дима. А мы почти не покупаем воду. У нас в семье все очень любят соки и морсы. Мама говорит, что в них много витаминов. Она делает морсы из разных ягод круглый год. Аня. Зимой из ягод? Дима. Морс ведь можно делать из замороженных ягод. Аня. Папа, купи мне, пожалуйста, маленький пакетик сока. Я очень хочу пить. Папа. Если хочется пить на улице, надо покупать сок в пакетике с трубочкой. Катя. Наша бабушка часто варит компоты. А летом на даче мы делаем компоты-ассорти из ягод и фруктов. Это тоже очень вкусно. Аня. Папа, почему во время занятий спортом так хочется пить? Папа. Вода нам нужна всегда. Без еды человек может прожить около месяца, а без воды - не больше трёх дней. Человеку в день необходимо около двух литров жидкости - это восемь стаканов. Но в жару и когда человек много двигается 50 ЗаПоМни! Человек должен выпивать в день 8 стаканов жидкости: молока, чая, соков и простой воды. 51 Задание 1. Напиши или нарисуй, из каких ягод, фруктов и овощей можно сделать соки. Если тебе удалось вспомнить 5 овощных и 5 фруктовых соков, приклей «улыбку». Задание 3. Каждый день ты должен выпивать 8 стаканов жидкости - половину из них должна составлять чистая вода, а половину - другие напитки. Раскрась рисунок до конца и подпиши названия напитков, которые ты пьёшь чаще всего. вода другие напитки Задание 2. Ответь на вопросы. да Можно ли пить сырую воду? Можно ли утолить жажду молоком? нет Задание 4. Рассмотри рисунок: как с помощью изображённых здесь предметов можно сделать воду пригодной для питья? Нужно ли пить соки, воду в течение дня? Хочется ли больше пить во время жары? Надо ли пить больше жидкости во время болезни? 52 53 13 Что ПоМогает БЫть СильнЫМ и ловКиМ и упорным. Ведь нужно очень много тренироваться. Вот только не знаю, принимают ли в такую секцию первоклассников? Папа. Конечно, принимают! Это здорово, что ты с самого детства подружишься со спортом. Ведь когда ты двигаешься, выполняешь разные упражнения, твои мышцы укрепляются, ты быстрее растёшь. А ещё ты будешь меньше болеть. Катя. Дима, только не забывай одно из главных правил спортсмена - тренироваться нужно регулярно, только тогда достигнешь успеха! Дима. А вдруг я не смогу всё успевать - и учиться, и на тренировки ходить? Папа. Занятия спортом не только делают человека ловким и сильным, но и учат его правильно распределять своё время, не тратить его попусту. А это помогает всё успевать. Дима. А какие правила питания нужно соблюдать, если занимаешься спортом? Папа. Ты хорошо знаешь эти правила. Нужно соблюдать режим питания, есть разные продукты и блюда, не переедать. Катя. Я иду на тренировку в секцию художественной гимнастики. Помнишь, на весёлых стартах нам рассказали об этом виде спорта? Мне очень захотелось научиться красиво двигаться и выполнять такие сложные упражнения. Вот я и попросила папу записать меня в спортивную школу. Дима. А я хочу заниматься лёгкой атлетикой. Я знаю, что такие занятия помогают человеку стать сильным, смелым 54 Катя. А ещё мой тренер говорит, что нельзя тренироваться сразу после еды. Должно пройти не менее часа перед тренировкой. И сразу после тренировки лучше не есть. ЗаПоМни! Если ты занимаешься спортом, особенно важно соблюдать режим питания. 55 Задание 1. 1. Как называются спортивные сооружения, где проходят соревнования в различных видах спорта (футбол, фигурное катание, бокс, теннис, плавание, гребля, велосипедный спорт, лёгкая атлетика)? Как называют спортсменов, участвующих в этих соревнованиях? 4 2. 3. 2 4. Задание 2. Расспроси своих родителей, какой вид спорта нравится им? Какими видами спорта они занимались в детстве? 3 Задание 3. Разгадай кроссворд, составленный из названий различных видов спорта. 5. 1. Вид спорта, связанный с выполнением упражнений на гимнастических снарядах – бревне, кольцах и т. д., а также под музыку с лентой, обручем. 2. Вид спорта, в котором играющие команды пытаются забить мяч в ворота противника. 3. Вид спорта, связанный с преодолением вплавь различных расстояний на скорость. 1 5 4. Вид спорта, в котором играющие команды пытаются забросить мяч в корзину противника. 5. Вид спорта, в котором играющие команды стараются забить шайбу в ворота противника. 56 57 14 овоЩи, ягоДЫ и ФрУКтЫ - витаМиннЫе ПроДУКтЫ Аня. Вот почему мы посадили в теплице огурцы, помидоры, сладкий перец! Как здорово - скоро они вырастут, и мы будем делать витаминные салаты! Катя. А я так люблю землянику! В ней тоже есть витамины? Мама. Конечно, все ягоды - маленькие кладовые витаминов. Аня. Хорошо летом и осенью - можно есть много фруктов и овощей! А что же делать зимой? Ведь и зимой нашему организму без витаминов не обойтись! Катя. Анечка, вспомни, мы каждый год на зиму готовим витаминные запасы - соки, морсы, варим варенье, овощные рагу, солим помидоры. Мама. Ты права, Катя. Несмотря на то что в приготовленных продуктах витаминов меньше, чем в свежих овощах и фруктах, они могут помочь нам сохранить здоровье. Мама. Сегодня мы высадим рассаду и скоро будем есть свежую зелень прямо с грядки. В зелени очень много витаминов. Катя. А для чего они нам нужны? Мама. Витамины защищают нас от болезней, помогают быть бодрыми и активными. Все витамины мы получаем с пищей. Нехватка этих полезных веществ может нарушить работу нашего организма. Катя. А какие продукты содержат больше всего витаминов? Мама. Наш организм нуждается в разных витаминах, которые содержатся в разных продуктах и блюдах. Поэтому, чтобы не болеть и быть здоровыми, нужно питаться разнообразно! Много разных витаминов в зелени, фруктах и овощах. 58 Катя. А нам в школе рассказывали о том, как можно вырастить лук на окне зимой. Представляете, за окошком снег, а у вас на подоконнике - зелёный витаминный лучок! Это очень просто сделать - нужно взять банку с водой или горшочек с землёй и посадить туда луковицу. Мама. Да-да, это очень хороший совет. Ведь в луке есть не только витамины, но и особые вещества, которые защищают человека от простуды. Они сильно пахнут и вызывают слёзы. Но зато помогают нам не болеть. А ещё зимой можно прорастить овёс, пшеницу - их зелёные стебельки очень полезны. ЗаПоМни! Овощи, фрукты или ягоды полезно есть каждый день. 59 Задание 1. Напиши продукты, из которых можно приготовить витаминные салаты. Задание 3. Отгадай кроссворд «Сухофрукты». 1. 2. 3. Задание 2. 4. 5. Отгадай загадки про овощи и соедини стрелками с рисунками. 6. Девица укуталась в листья над грядкой, Выбилась только кудрявая прядка. Одета она в золотую кольчугу - Плотно прижаты колечки друг к другу. Красный нос в землю врос, А зелёный хвост снаружи. Нам зелёный хвост не нужен, Нужен только красный нос. Золотая голова велика и тяжела. Золотая голова отдохнуть прилегла. Голова велика, только шея тонка. Красная мышка с белым хвостом В норке сидит под зелёным листом. Кругла, а не месяц, Желта, а не масло, С хвостом, а не мышь. 60 1. Сушёные плоды финиковой пальмы. 2. Сушёная слива. 3. Сушёный абрикос без косточки. 4. Сушёный виноград. 5. Сушёный абрикос с косточкой. 6. Сушёная винная ягода. 61 Задание 4. Отгадай кроссворд «Овощи и фрукты». Впиши в пустые клетки по горизонтали названия фруктов, по вертикали - названия овощей. Задание 5. Раскрась ту часть растения, которую мы едим. 4 2. 1. 3. 3 4. 2 1 5. 6. 7 5 7. 6 8. 9. 10. 10 8 9 11. 11 62 63 15 ПраЗДниК ЗДоровья Папа. Дорогие дети, дорогие взрослые! Сегодня у нас - День здоровья. У нас будет спортивная эстафета, танцевальный конкурс, кулинарный праздник. Но сначала мы приглашаем вас в спортивный зал, где пройдёт соревнование семейных команд. Первое соревнование - бег в обруче. Папа. Победила команда Димы Смирнова! Давайте попросим победителей рассказать о себе. Чем увлекается ваша семья? Дима. Мы любим ходить в походы, путешествовать. Каждое воскресенье мы бегаем в парке и играем в футбол. Даже мама с нами в футбол играет - она у нас самая меткая! Мама. Занятия танцами - это не только красивое, но и очень полезное занятие. Они помогают стать здоровее и крепче. Ну а теперь пошли скорее в столовую! Сейчас наш класс будет участвовать в конкурсе полезных и вкусных блюд. Катя. Мы приготовили салат «Витаминная мозаика». Мы сделали его из красного болгарского перца, капусты, моркови, зелени, огурцов и добавили в него кедровых орешков. Получилось очень вкусно! Дима. А ещё мы приготовили фруктовый десерт. Взяли красные яблоки, зелёные киви, жёлтые бананы, порезали их на кусочки и залили йогуртом. Попробуйте! Папа. Ну что же, я считаю, что все участники нашего Дня здоровья заслужили награду! Приглашаем всех к столу! Папа. А теперь переходим в актовый зал. Там уже начинается танцевальный конкурс. Дима. Какой весёлый танец. А как он называется? Мама. Это ча-ча-ча. Видишь, как быстро и ловко двигаются партнёры. Ча-ча-ча - один из бальных танцев. А сейчас зазвучала медленная музыка - это вальс. Дима. Как же они красиво двигаются! 64 65 Задание 1. Заполни дневник любимых продуктов на стр. 68. Задание 3. Нарисуй праздничный стол, за который ты пригласил бы своих друзей. Задание 2. Нарисуй плакат для своих друзей, рассказывающий о том, как заботиться о своём здоровье и сохранять его. 66 67 МоЙ ДневниК Нарисуй продукты и блюда, которые ты любишь. Заполни главные правила здоровья и отметь те, которые ты уже выполняешь. Правила 1. Я завтракаю дома каждый день. 2. Я ем четыре-пять раз в день в одно и то же время. 3. Я ем овощи каждый день. 4. Я ем фрукты каждый день. 5. Я соблюдаю режим дня. 6. Я делаю зарядку. 7. Я гуляю на свежем воздухе каждый день. 8. Я играю с детьми в подвижные игры. 9. Я вовремя ложусь спать. 10. Я смотрю телевизор не больше 40 минут в день. 68 69 15 Моё меню День недели Первый завтрак Второй завтрак Обед Полдник Ужин Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье 70 71 СоДерЖание Здравствуй, дорогой друг!. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2 1. Если хочешь быть здоров. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 2. Самые полезные продукты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8 3. Удивительные превращения пирожка. . . . . . . . . . . . 14 4. Кто жить умеет по часам. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22 5. Вместе весело гулять. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 6. Из чего варят кашу и как сделать кашу вкусной. . 30 7. Плох обед, если хлеба нет. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34 8. Время есть булочки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40 9. Пора ужинать. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42 10. Весёлые старты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44 11. На вкус и цвет товарищей нет. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46 12. Как утолить жажду. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50 13. Что помогает быть сильным и ловким. . . . . . . . . . . 54 14. Овощи, ягоды и фрукты - витаминные продукты. . 58 15. Праздник здоровья. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64 Мой дневник. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68 Моё меню. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70 72


Несомненно, одна из важнейших задач укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни связана с организацией нашего питания. Свыше 40% заболеваний человека прямым образом связаны с его питанием, и примерно столько же нозологий существенно зависят от пищевого статуса. Здоровое (рациональное) питание – это один из неотъемлемых компонентов здорового образа жизни (ЗОЖ), обеспечивающий сохранение здоровья, поддержание высокой работоспособности и иммунной защиты.

В основе здорового питания лежат следующие правила :

    Баланс энергии - необходимо потреблять ровно столько энергии, сколько потратит организм;

    Баланс питательных веществ - питание должно быть разнообразным и сбалансированным;

    Соблюдение режима питания – оптимальная частота приемов пищи и количественно распределение в течении дня;

    Правильное приготовление блюд для сохранения полезных свойств пищи;

    Соблюдение правил, обеспечивающих безопасность пищевых продуктов;

Также был рассмотрен вопрос о том, какие существуют питательных вещества (белки, жиры, углеводы, витамины и микроэлементы) и какова их роль в организме. Кроме того, дети расширили свое представление о строении пищеварительной системы человека, о значении различных внутренних органов и узнали, какое негативное влияние может оказывать на здоровье нерациональное питание.



Самыми распространенными ошибками в питании являются:

    Очень скудный завтрак (только стакан чая или какао) или его отсутствие;

    Неполноценный обед в виде бутербродов;

    Плотный ужин поздним вечером.

Принципы здорового питания диктуют обратные условия: необходимо хорошо завтракать утром, съедать полноценный школьный обед днем и легко поужинать вечером за 2-3 часа до сна. Важно также делать легкие перекусы между завтраком, обедом и ужином, лучше свежими фруктами или жидкими кисломолочными продуктами. Таким образом, ребенок должен принимать пищу оптимально 5 раз в день. Другим важным правилом здорового питания является формирование здоровой порции. Существует много различных рекомендаций по построению ежедневного рациона и «правильной» тарелки.




    Ежедневное включение в свой рацион свежих овощей и фруктов, молока и молочных продуктов.

    Потребление разнообразных продуктов из мяса, птицы, рыбы и яиц.

    Сокращение потребления простого сахара и кондитерских изделий, чипсов, снеков, фаст-фуда.

Следует также помнить, что всегда перед приемом пищи следует хорошо вымыть руки с мылом и внимательно следить за сроком годности и условиями хранения продуктов! Это важно, поскольку продукты питания представляют собой хорошую питательную среду для размножения бактерий, в том числе болезнетворных, и нарушения правил безопасности обращения с продуктами питания может привести к отравлению или инфекционному заболеванию.