Краткие содержания

Милан кундера эссе. Кундера, Милан (Milan Kundera). Кундера Милан, "Невыносимая легкость бытия". Дальнейшая жизнь писателя

Дата рождения: 01.04.1929

Милан Кундера является одним из самых известных европейских писателей-постмодернистов рубежа XX-XXI в. Будучи прозаиком, проявил себя также, как поэт и драматург. Известен своими романами "Невыносимая легкость бытия" и "Бессмертие".

Милан Кундера родился в один из самых несерьезных дней в году – 1 апреля 1929 года, в семье, где отцом был известный музыковед. Занятия музыкой не прошли для Милана даром, практически во всех его произведениях прослеживаются музыкальные нотки. В 1948 году Кундера поступает в Карлов университет на философский факультет по специальности литературоведение, однако, через два года переводится на факультет кино и телевидения в Пражскую академию Изящных искусств. С 1952 года остается в академии, чтобы преподавать там мировую литературу. В течение всего этого времени Кундера проявляет себя не только как поэт, но и в качестве эссеиста и драматурга.

В 1948 году полный энтузиазма и патриотизма вступает в Коммунистическую партию Чехословакии, откуда отчислен через два года за «антипартийную деятельность». Однако, это не мешает ему в 1956 году снова вступить в партию и в 1970 году снова выйти из нее.

В 1967 году пишет свой первый роман «Шутка» о «наболевшем», об изменениях в чешском обществе советского типа. Автор переписал роман в виде сценария, и сам поставил на него фильм.

После печально известных событий «Пражской весны» Кундера был лишен права преподавать и публиковаться. Писатель думает об эмиграции во Францию. В 1970 года автор заканчивает свой второй роман «Жизнь не здесь» , где повествует нам о жизни поэта, надломленного коммунистической идеологией. Роман вышел во Франции в 1973 году.

В 1971 году Кундера пишет «Вальс на прощание» , где впервые оставляет позади политические треволнения, акцентируя все внимание на любовной тематике. Несмотря на это, во всех работах Кундеры можно разглядеть интимную сторону, как верную спутницу его постмодернистского стиля.

После эмиграции и публикации своего романа «Книга смеха и забвения» Кундера лишается чешского гражданства. Однако спустя несколько лет удостаивается чести стать французским подданным. В 1990 году автор пишет свой последний роман на чешском языке «Бессмертие» , где автор задается одними из главных вопросов бытия. Ярко выраженная рефлексивность романа несколько подвинула его жанровую принадлежность ближе к эссе.

За 6 лет до этого Кундера пишет известнейший свой роман «Невыносимая легкость бытия» , позже экранизированный американским режиссером Филиппом Кауфманом в главных ролях с Жюльет Бинош и Дэниел Дэйл-Льюис.

Своеобразный стиль писателя принес ему международную славу. Сквозь призму смеха автор обнажает трагическую изнанку жизни; распространяя область смешного на «серьезные материи», автор рассуждает о вопросах бытия…Кундера внес огромный вклад в общественно-политическое и культурное развитие общества, отразив исторические изменения в Чехословакии, волнения чешской интеллигенции в контексте своего времени, в связи с чем последнее время он является одним из главных претендентов на получение Нобелевской премии по литературе наряду с такими известными писателями, как Умберто Эко, Амосом Озом, Марио Варгасом Льосой, Салманом Рушди и другими. На сегодняшний день Кундера имеет несколько премий и наград, а также является национальным героем в своей родной стране.

Проживает с женой в Париже.

Интервью с Миланом Кундерой 1984г. можете посмотреть .

С 2000 года не написал ни одного романа.

За последние 27 лет не дал ни одного интервью.

Не разрешает издавать свои романы, написанные на французском языке в Чехии до тех пор, пока лично их не переведет. Его романы чехи привозят из-за границы. Сам же Кундера - единственный писатель-эмигрант, официально ни разу не явившийся на родину после смены режима.

В 2008 году Кундеру овбинили в том, что он был полицейским доносчиком в период коммунистического режима в Чехославакии, благодаря которому 14 лет провел в тюрьме его приятель-диссидент Дворжачек. Писатели всего мира, в числе которых нобелевские лауреаты Габриель Гарсия Маркес, турецкий писатель Орхан Памук и литераторы из ЮАР - Надин Гордимер и Джон Кутзее, а также Салман Рушди, американец Филипп Рот и испанский кинодраматург Хорхе Семпрун, выступили в защиту чешского писателя. Это уже не первый случай, когда писателя обвиняют в "стукачестве", среди таких были британский романист Джордж Оруэлл, немецкий Гюнтер Вальраф, литовский Миколас Карчяускас и другие.

Награды писателя

1964 States prize of the CSSR (Государственная премия Чешской республики )
1968 Prize of the authors confederation of the CSSR
1973 for the best foreign novel published in France («Life is Elsewhere»)
1978 Premio letterario Mondello for his book «The Farewell Party» in Italy
1981 American Common Wealth Award for his complete works
1982 European literatur prize
1983 Doctor honoris causa of the University of Michigan, USA
1985 (Иерусалимская премия )
1987 Crititians prize of the Academie Francaise for his book «The Art of the Novel»
1987 Nelly-Sachs-Preis
1987 Austrian states prize for European literature
1990 Knight of the Legion Etrangere (France)
1991 First prize for foreign literature of the English newspaper The Independent
1994 Jaroslav-Seifert-Prize for his novel «Immortality»
1995 Czech medal of merits for his contribution to the renewal of democracy
2000 Herder-Preis of the University of Vienna / Austria

Библиография

Поэзия:
Человек - необъятный сад (1953)
Последний май (1954-1955-1961)
Монологи (1957-1964-1965)

Пьесы:
Владелец ключей (1962)
Две сплетни, две свадьбы (1968)
Промах (1969)
Жак и его господин (1971)
Сборник новелл

Милан Кундера — чешский писатель, с 1975 живёт во Франции.

Отец Милана был пианистом, музыковедом, ректором университета в Брно. Двоюродный брат — писатель и переводчик Людвик Кундера. Во время учёбы в средней школе Милан написал первые стихи. После Второй мировой войны подрабатывал разнорабочим и джазовым музыкантом.

Милан окончил школу в 1948. Начал учиться на философском факультете Карлова университета (Прага), изучал там музыковедение, кино, литературу и эстетику, после двух семестров перевёлся на факультет кино Пражской академии.

В 1950 прервал обучение по политическим причинам, однако всё-таки окончил его в 1952. Работал ассистентом и позже профессором академии на факультете кино, преподавал мировую литературу. В то же время он вступил в редакционные советы литературных журналов Literarni noviny и Listy.

В коммунистической партии Чехословакии состоял с 1948 по 1950. В 1950 был исключён за «антипартийную деятельность и индивидуалистские тенденции». С 1956 по 1970 снова в КПЧ.

В 1953 опубликовал свою первую книгу. До середины 50-х занимался переводами, эссе, драматургией. Стал известен после выпуска сборника стихов и выхода 3-х частей цикла новелл «Смешные любови», написанных и опубликованных с 1958 по 1968.

В его первом романе «Шутка» (1967) речь идёт о положении чешской интеллигенции в условиях советской действительности. В этом же году Кундера принял участие в IV съезде союза писателей Чехословакии, где впервые открыто прозвучали призывы к демократизации общественной и политической жизни страны и который начал процессы, приведшие к Пражской весне.

После ввода советских войск в Чехословакию в августе 1968 Кундера принимал участие в ряде демонстраций и собраний протеста, за что был лишён возможности преподавать. Его книги были изъяты из всех библиотек Чехословакии. В 1970 по обвинению в соучастии в революционных событиях он был повторно исключён из партии, ему было запрещено публиковаться.

В 1970 Кундера закончил второй роман «Жизнь не здесь», в гротескно-сюрреалистической форме повествующий о кризисе личности и творческой деградации поэта в условиях формирования социалистической Чехословакии. Главный герой романа — молодой поэт Яромил — эволюционирует от сюрреализма в духе Андре Бретона к социалистическому реализму. Роман был издан в 1973 в Париже.

Третий по счёту роман писателя — «Вальс на прощание» (1971) — изящное повествование о пребывании нескольких героев в курортном городке. Это первый роман Кундеры, посвящённый, главным образом, сексуальной тематике.

В 1975 Кундеру пригласили работать профессором в Реннский университет (регион Бретань, Франция).

Четвёртый роман Кундеры «Книга смеха и забвения» (1978) по сути представляет собой цикл из нескольких историй и эссе, объединённых общими персонажами (Тамина, сам Кундера), темами и образами (смех, ангелы, Прага). За эту книгу в 1979 чехословацкое правительство лишило писателя гражданства.

С 1981 Кундера — французский гражданин. Роман «Бессмертие» (1990) — последний, написанный им на чешском языке.

С начала 1990-х Кундера пишет по-французски. Три французских романа — «Неспешность» (1993), «Подлинность» (1998), «Неведение» (2000) — более миниатюрные, камерные, нежели его чешские романы.

В октябре 2008 сотрудник чешского Института по изучению тоталитарных режимов Адам Градилек опубликовал в еженедельнике Respekt статью о том, что Кундера в 1950 донёс полиции о Мирославе Дворжачеке, который сначала бежал в ФРГ, а затем тайно вернулся в Чехословакию в качестве агента американской разведки. Дворжачек был приговорён к 22 годам заключения, из которых отбыл 14. После публикации Кундера заявил: «Я просто шокирован всей этой историей, о которой мне ничего не известно и которой вообще не было. Мне совершенно неизвестен человек, о котором идёт речь. Это ложь». Утверждения о том, что писатель якобы был доносчиком, вызвали горячие споры в Чехии.

Шерлаимова С.А. Милан Кундера и его романная философия . – М.: «Индрик», 2014. – 272 с., ил. ISBN 978-5-91674-315-9 Серия «Литература ХХ века»

Это первая русская книга о творчестве Милана Кундеры – самого известного в мире чешского писателя конца ХХ – начала ХХI века. Один из идеологов «Пражской весны», он с 1975 г. живет во Франции и после своего пятого романа «Бессмертие» (1990) перешел на французский язык. Кундера создал оригинальный жанр «размышляющего романа»; в своих теоретических эссе он рассматривает роман как совершенно особый вид литературы, описывает его историю, поэтику и значение для современной эпохи. В настоящей книге анализируются все романы Кундеры, его теоретическая концепция и особенности его «романной философии».

Предлагаемая читателю книга посвящена творчеству чешского писателя Милана Кундеры (род. 1929) — одного из наиболее заметных и интересных представителей мировой литературы второй половины XX — начала XXI в . Он начинал в 50-е гг. как поэт, пробовал себя в драматургии, но уже к концу 1960-х твердо определился как романист и именно как романист получил широкую международную известность. После поражения реформаторского движения «Пражской весны» он эмигрировал во Францию, где стал университетским профессором и продолжал писать романы по-чешски, но постепенно — сначала в эссе, а потом и в художественных произведениях — перешел на французский язык. Кундера настаивает, что он — только романист, однако громкий резонанс и острые дискуссии вызывали его выступления по актуальным политическим и идеологическим вопросам, а его взгляды на роль литературы в современном мире с течением времени сложились в весьма стройную, оригинальную и, по мнению автора настоящего исследования, плодотворную концепцию, противостоящую как разного рода нормативности, так и постмодернистскому произволу.

Произведения Кундеры переведены на множество языков, в том числе по-русски сегодня можно прочитать его романы, написанные как на чешском, так и на французском языке, книги эссе «Нарушенные завещания» и «Занавес», некоторые стихотворения — то есть все кроме последней книги, вышедшей в свет в 2014 г. Так что на сегодняшний момент Кундера-романист представлен у нас шире, чем на его родине, потому что в Чехии не переведены его написанные по-французски романы и большинство эссе: кто же осмелится переводить его сочинения на родной язык писателя, а сам он жалеет тратить на это свое время и пока не торопится. Кундера не разрешает перепечатывать, а следовательно, и переводить, его поэзию, однако еще в «Антологии чешской поэзии», изданной у нас в 1959 г., были помещены переводы двух стихотворений из его первого поэтического сборника, а в московском театре «Сатирикон» с большим успехом идет спектакль по его пьесе «Жак и его господин».

С первых шагов в литературе Кундера постоянно был в центре внимания чешской критики, как благожелательной, так и настроенной по отношению к нему неприязненно, нередко — враждебно. К настоящему времени о творчестве Кундеры существует уже целая библиотека работ на всевозможных языках: сборники статей, индивидуальные монографии, коллективные труды; в Чехии, Франции, Польше, Германии, США о нем написано особенно много, ему посвящались специальные научные конференции. Среди исследователей и рецензентов его произведений, среди высказывавшихся о нем есть не только критики и литературоведы, но и такие известные писатели, как Джон Апдайк, ЭЛ. Доктороу, С. Рушди, И. Бродский и Ч. Милош, которые, в своем большинстве безусловно признавая его талант, нередко полемизируют с ним и между собой. В обширной литературе о Кундере сталкиваются подчас взаимоисключающие оценки, что неудивительно: его книги и выступления всегда оригинальны, но отнюдь не бесспорны и никого не оставляют равнодушным. Сам процесс восприятия и осмысления его творчества даст импульс развитию современной литературы.

У нас имя Кундеры знают хорошо, читают его книги, но в плане научного изучения творчества этого автора существует всего лишь несколько статей и рецензий, да еще полемические отклики на его публицистические высказывания. Между тем, при всей дискуссионности, а для ряда критиков и неприемлемости, некоторых воззрений и теоретических постулатов Кундеры, его творчество и его концепции представляют большую ценность для понимания не только путей развития чешской и европейской литературы на протяжении ее истории и в послевоенное время, но и современного мира и человека вообще. Представляется, что есть основания говорить не только о ценном художественном творчестве, но и о своеобразной «романной философии» этого выдающегося писателя.

В настоящей книге сделана попытка, учитывая чешский, международный и наш отечественный контекст изучения творчества Кундеры, проследить его путь романиста и теоретика, хотя бы в общих чертах рассмотреть его концепцию романа, взгляды на историю и критерии оценки мировой литературы, его «романное» видение особенностей существования человека в современном мире.

Книга состоит из двух частей: в первой рассматривается художественное творчество писателя, во второй — его романная философия.

Часть первая. Кундера – романист
Лирический возраст.
«Смешные любови». Безжалостный юмор.
«Шутка».
«Пражская весна».
Второй роман.
Грустное расставание.
Выпавший из круга.
«Невыносимая легкость бытия».
«Бессмертие».
«Неспешность» – первый роман, написанный по-французски.
«Идентичность».
«Неведение»: Чехия после «бархатной революции».
Еще один роман.

Часть вторая. Для чего роман? Кундера – теоретик
Роман – особый вид литературы.
Die Weltliteratur. Общая история. Контексты.
Перевод – искусство точности.
Национальная принадлежность писателя.
Роман как способ познания экзистенции.
Без идеологии.
Любовь и «агрессивный идиотизм секса».
Золотые списки. Чёрные списки.
Вперед – это куда?
Книги о творчестве Милана Кундеры.

СПРАВКА

Ми́лан Ку́ндера (чеш. Milan Kundera; р. 1 апреля 1929, Брно, Чехословакия) - современный чешский писатель-прозаик, с 1975 года живёт во Франции. Пишет как на чешском, так и на французском языках.

Отец Милана был пианистом, музыковедом, ректором университета в Брно. Двоюродный брат - писатель и переводчик Людвик Кундера. Во время учёбы в средней школе Милан написал первые стихи. После Второй мировой войны подрабатывал разнорабочим и джазовым музыкантом.

Милан закончил школу в 1948 году. Начал учиться на философском факультете Карлова университета (Прага), изучал там музыковедение, кино, литературу и эстетику, после двух семестров перевёлся на факультет кино Пражской академии музыкального искусства.

В 1950 году прервал обучение по политическим причинам, однако всё-таки закончил его в 1952 году. Работал ассистентом и позже профессором академии на факультете кино, преподавал мировую литературу. В то же время он вступил в редакционные советы литературных журналов «Literarni noviny» и «Listy».

В Коммунистической партии Чехословакии находился с 1948 по 1950 годы. В 1950 году был исключен из КПЧ за «антипартийную деятельность и индивидуалистские тенденции». С 1956 по 1970 годы снова в КПЧ.

В 1953 году опубликовал свою первую книгу. До середины 50-х занимался переводами, эссе, драматургией. Стал известен после выпуска собрания стихов и выхода 3-х частей цикла новелл «Смешные любови», написанных и опубликованных с 1958 по 1968 годы.

В его первом романе «Шутка» (1967) речь идёт о положении чешской интеллигенции в условиях советской действительности. В этом же году Кундера принял участие в IV съезде союза писателей Чехословакии, где впервые открыто прозвучали призывы к демократизации общественной и политической жизни страны и который начал процессы, приведшие к «Пражской весне».

После ввода советских войск в Чехословакию в августе 1968 года Кундера принимал участие в ряде демонстраций и собраний протеста, за что был лишён возможности преподавать. Его книги были изъяты из всех библиотек Чехословакии.

В 1970 году по обвинению в соучастии в революционных событиях он был повторно исключён из партии, ему было запрещено публиковаться.

В 1970 году Кундера закончил второй роман «Жизнь не здесь», в гротескно-сюрреалистической форме повествующий о кризисе личности и творческой деградации поэта в условиях формирования социалистической Чехословакии. Главный герой романа - молодой поэт Яромил - эволюционирует от сюрреализма в духе А. Бретона к социалистическому реализму. Роман был издан в 1973 году в Париже.

Третий по счёту роман писателя - «Вальс на прощание» (1971) - изящное повествование о пребывании нескольких героев в курортном городке. Это первый роман Кундеры, посвящённый, главным образом, интимной, сексуальной тематике.

В 1975 году Кундеру пригласили профессором в Реннский университет (регион Бретань, Франция).

Четвёртый роман Кундеры «Книга смеха и забвения» (1978) по сути представляет собой цикл из нескольких историй и эссе, объединённых общими персонажами (Тамина, сам Кундера), темами и образами (смех, ангелы, Прага). За эту книгу в 1979 году чехословацкое правительство лишило писателя гражданства. Следующие за этой книгой романы были запрещены для издания в Чехословакии.

С 1981 года Кундера - французский гражданин. Роман «Бессмертие» (1990) - последний, написанный им на чешском языке.

С начала 1990-х годов Кундера пишет по-французски. Три французских романа - «Неспешность» (1993), «Подлинность» (1998), «Неведение» (2000) - более миниатюрные, камерные, нежели его чешские романы.

Он начал свою карьеру со стихов, затем найдя свое призвание в прозе.

Начало карьеры

Кундера родился в чешском городе Брно. Его отец был ректором университета и хорошим специалистом в музыке. Школу будущий писатель окончил в 1948 году. Во время учебы он сочинял стихи, пробовал перо. Но, как ни странно, после окончания ее поступил на философский факультет, где активно занимался музыковедением. Отучившись один год, переводится на факультет кино, где впоследствии и работал Кундера. Милан всегда имел тяжелые и запутанные отношения с политикой. Будучи преподавателем кафедры и членом редакционных советов двух литературных журналов, он был исключен из коммунистической партии за индивидуалистические взгляды и антипартийную деятельность. Однако в скором времени был реабилитирован.

Первое опубликованное произведение появилось в 1953 году. Известность приходит к нему после выпуска сборника стихов. В это время Милан Кундера, книги которого постепенно набирают популярность, очень много занимается драматургией и эссеистикой. Настоящий успех принес сборник рассказов "Смешные любови".

Первый роман писателя

Политические взгляды автора отразились в его первом романе "Шутка". Милан Кундера говорит в нем о сталинизме, выступая с жесткой критикой этого явления. Для 1967 года книга была вполне злободневной. Роман был переведен на многие языки и сразу стал популярным. С невероятной яркостью Кундера Милан показывает историю человеческих терзаний вперемешку с обличением политического строя. Органично в канву романа вплетается тема шутки и игры. Людовик Ян - герой романа - неудачно шутит, его шутка меняет жизнь. Кундера доводит свою историю до абсурдности. Книга выглядит довольно мрачно и серо, но зато она весьма жизненна.

Кундера, Милан: "Невыносимая легкость бытия"

Невероятно глубокий по содержанию роман Кундеры. Пожалуй, он является наиболее популярной и высоко оцененной книгой автора. В нем он пытается философски осмыслить свободу человека, его счастье. Писатель вновь предпринимает попытку изображения переломного момента в истории через судьбы и традиционные отношения простых людей. Некоторые читатели негативно воспринимают данное произведение: в нем слишком мало действия. Роман наполнен измышлениями автора, его рассуждениями и лирическими отступлении. Однако в этом и таится обаяние данного произведения. В романе две сюжетных линии. Первая связана с судьбой Терезы и Томаша, а вторая - Сабины и Франца. Они проживают, как кажется на первый взгляд, самые обычные жизни. Любят, расстаются, занимаются профессиональной деятельностью. Однако в 1968 году происходят такие политические события, которые меняют все. Теперь жить по-прежнему и чувствовать себя комфортно могут лишь те, кто любит советскую власть. Как известно, в 1968 году по чешским городам проехали советские танки. Начались массовые акции протеста, в которых участвовал сам Кундера. Милан за это был лишен права преподавать. Ощущение несвободы, давления насквозь пронизывает и роман писателя. Роман переведен на множество языков и экранизирован.

Характеристика некоторых романов

Один из самых замечательных романов, которые написал Милан Кундера, - "Вальс на прощание". В нем можно выделить семь основных персонажей. Это обычные женщины и мужчины, как сложатся их судьбы - непонятно. Автор путем каких-то немыслимых математических расчетов перепутывает и перемешивает героев, постепенно сводя их друг с другом. Роман полон страстей, интриг, чувств. Его можно определить как психологический роман с примесью криминального (детективного) жанра и драмы.

Шедевр интеллектуальной прозы - роман, который создал Милан Кундера, - "Бессмертие" (1990). Эта книга строится как цепочка ассоциаций, возникших после одного-единственного жеста героини. Кстати, это последний роман, написанный Кундерой на чешском языке. На французском им были написаны такие романы, как "Неспешность", "Подлинность". Роман "Неспешность" представляет собой несколько объединенных сюжетов, в которых сложно найти одну тему (так как тем там много). Роман о том, как люди стремятся достичь чего-то, сами не осознавая того, что увлечены лишь процессом достижения цели, но не самой целью. Есть в нем мотивы жажды признания, оценки. Роман "Подлинность" открывает перед читателем бесконечные лабиринты отражений и выдумок, когда трудно понять, что же на самом деле является мнимым, а что подлинным. Это произведение актуализирует темы дружбы, памяти, воспоминаний.

Дальнейшая жизнь писателя

Как отмечалось выше, после оккупации Чехословакии советскими войсками Кундера был лишен должности в университете. Он продолжал работать над своими романами, однако никакие его произведения не печатали. Постоянная слежка и притеснение заставляют его покинуть страну. Даже спустя столько лет писатель испытывает некоторое недоверие к русским (так говорит сам Кундера). Милан едет во Францию. Он живет там с 1975 года. В 1981 стал полноправным гражданином этой страны. Долгое время он пишет свои романы на родном языке, а эссе и статьи - на французском. В одном из интервью Кундера отметил, что, в отличие от других писателей - вынужденных эмигрантов, - он не чувствует себя отделенным от родной почвы, поэтому может творить в полную силу.

Кундера Милан о литературе

Как и всякий писатель, Милан Кундера является горячим поклонником литературы. По словам писателя, огромное влияние оказали на него произведения таких великих мастеров слова, как и В произведениях этих авторов Кундеру привлекает игра, ирония, "свобода, превращенная в роман". Конечно же, не обходит стороной Кундера и своего соотечественника - Его он по праву называет символом эпохи. Неверие в прогресс, некоторое разочарование, иллюзорность улучшений в обществе, ироничность - вот то, что восхищает Кундеру в романах Кафки.

В русской литературе писатель особенно выделяет творчество Л.Н. Толстого. По его мнению, Льву Николаевичу удалось лучше, чем другим авторам, уловить современность, прочувствовать особенности времени. Особая заслуга Толстого - в создании внутреннего монолога. Милан Кундера считает, что именно Толстой стал предтечей литературы "потока сознания", развитой далее в творчестве Джойса и других писателей-модернистов и постмодернистов.

Известные высказывания автора

Глубоко философские, интеллектуальные романы автора можно буквально "раскроить" на цитаты. Однако есть и такие высказывания автора, которые не вошли в его произведения.

"Я ненавижу участвовать в политической жизни, хотя политика восхищает меня как шоу, зрелище". Данная цитата была высказана автором по поводу выборов во Франции и по поводу его отъезда из родной страны. Безусловно, для Кундеры политика - это трагическое зрелище.

"Жизнь, когда не можешь укрыться от глаз других, - это ад". В этой цитате заложено все: и его отношение к тоталитарному государству, и отношение к собственной славе. Милан как-то говорил, что хотел бы стать невидимым. Писатель никогда не выпячивал и не афишировал свою личную жизнь.

"Истинный гуманизм общества проявляется в его отношении к старикам". По мнению писателя, не стоит судить об обществе только по его отношению к детям. Ведь истинное будущее человека - это старость.

Милан Кундера - чешский писатель, с 1975 живёт во Франции.

Отец Милана был пианистом, музыковедом, ректором университета в Брно. Двоюродный брат - писатель и переводчик Людвик Кундера. Во время учёбы в средней школе Милан написал первые стихи. После Второй мировой войны подрабатывал разнорабочим и джазовым музыкантом.

Милан окончил школу в 1948. Начал учиться на философском факультете Карлова университета (Прага), изучал там музыковедение, кино, литературу и эстетику, после двух семестров перевёлся на факультет кино Пражской академии.

В 1950 прервал обучение по политическим причинам, однако всё-таки окончил его в 1952. Работал ассистентом и позже профессором академии на факультете кино, преподавал мировую литературу. В то же время он вступил в редакционные советы литературных журналов Literarni noviny и Listy.

В коммунистической партии Чехословакии состоял с 1948 по 1950. В 1950 был исключён за «антипартийную деятельность и индивидуалистские тенденции». С 1956 по 1970 снова в КПЧ.

В 1953 опубликовал свою первую книгу. До середины 50-х занимался переводами, эссе, драматургией. Стал известен после выпуска сборника стихов и выхода 3-х частей цикла новелл «Смешные любови», написанных и опубликованных с 1958 по 1968.

В его первом романе «Шутка» (1967) речь идёт о положении чешской интеллигенции в условиях советской действительности. В этом же году Кундера принял участие в IV съезде союза писателей Чехословакии, где впервые открыто прозвучали призывы к демократизации общественной и политической жизни страны и который начал процессы, приведшие к Пражской весне.

После ввода советских войск в Чехословакию в августе 1968 Кундера принимал участие в ряде демонстраций и собраний протеста, за что был лишён возможности преподавать. Его книги были изъяты из всех библиотек Чехословакии. В 1970 по обвинению в соучастии в революционных событиях он был повторно исключён из партии, ему было запрещено публиковаться.

В 1970 Кундера закончил второй роман «Жизнь не здесь», в гротескно-сюрреалистической форме повествующий о кризисе личности и творческой деградации поэта в условиях формирования социалистической Чехословакии. Главный герой романа - молодой поэт Яромил - эволюционирует от сюрреализма в духе Андре Бретона к социалистическому реализму. Роман был издан в 1973 в Париже.

Третий по счёту роман писателя - «Вальс на прощание» (1971) - изящное повествование о пребывании нескольких героев в курортном городке. Это первый роман Кундеры, посвящённый, главным образом, сексуальной тематике.

В 1975 Кундеру пригласили работать профессором в Реннский университет (регион Бретань, Франция).

Четвёртый роман Кундеры «Книга смеха и забвения» (1978) по сути представляет собой цикл из нескольких историй и эссе, объединённых общими персонажами (Тамина, сам Кундера), темами и образами (смех, ангелы, Прага). За эту книгу в 1979 чехословацкое правительство лишило писателя гражданства.

С 1981 Кундера - французский гражданин. Роман «Бессмертие» (1990) - последний, написанный им на чешском языке.

С начала 1990-х Кундера пишет по-французски. Три французских романа - «Неспешность» (1993), «Подлинность» (1998), «Неведение» (2000) - более миниатюрные, камерные, нежели его чешские романы.

В октябре 2008 сотрудник чешского Института по изучению тоталитарных режимов Адам Градилек опубликовал в еженедельнике Respekt статью о том, что Кундера в 1950 донёс полиции о Мирославе Дворжачеке, который сначала бежал в ФРГ, а затем тайно вернулся в Чехословакию в качестве агента американской разведки. Дворжачек был приговорён к 22 годам заключения, из которых отбыл 14. После публикации Кундера заявил: «Я просто шокирован всей этой историей, о которой мне ничего не известно и которой вообще не было. Мне совершенно неизвестен человек, о котором идёт речь. Это ложь». Утверждения о том, что писатель якобы был доносчиком, вызвали горячие споры в Чехии.