Физическая культура и спорт в системе высшего образования
Идрисова Регина Фидусовнабакалавриат
Стерлитамакский филиал Башкирский государственный университет
студент 2 курса,Факультет башкирской и тюркской филологии
Крылов В.М., кандидат педагогических наук, доцент
Аннотация:
В работе рассмотрены проблемы преподавания физической культуры в высших учебных заведениях. Развитие студента как личности на занятиях физической культуры и процесс взаимодействия преподавателя в данной области.
Problems of teaching physical culture in higher educational institutions are considered in the work. Development of the student as a person in physical education classes and the process of interaction of the teacher in this field.
Ключевые слова:
физическая культура; здоровье; спорт.
physical culture, health, sport.
УДК 378.1
Введение: занятия физической культурой влияют на все стороны развития личности: развиваются не только физические, но личностные навыки, что способствует дальнейшему роста гармоничной личности.
Актуальность: в связи с нововведениями в области образования качество преподавания физической культуры в высших учебных заведениях является актуальной проблемой. Перед преподавателями ВУЗов стоит важная проблема воспитание здорового специалиста отвечающего требованиям современного мира.
Цель: проследить факторы и условия при которых преподавание физической культуры в ВУЗе будет способствовать развитию всесторонне развитой личности.
Задачи:
1.Изучить литературу по данной теме.
2.Обработать данные и систематизировать их.
3.Определить условия при которых будет корректно поставлены задачи занятий физической культуры и их реализации.
Научная новизна: ранее практически не изучалась роль физической культуры в системе высшего образования.
На настоящем этапе в научных кругах актуальной стала проблема физической культуры и спорта в системе высшего образования. Модернизация высшего образования Российской Федерации обусловливает необходимость его построения на основе современных технологий и подходов обучения, воспитания, развития и оздоровления студенческой молодежи. В этой связи работа преподавателя физического воспитания в высших учебных заведениях должна быть выстроена особым образом.
Вопросом исследования физической культуры и спорта в условиях высшего образовательного пространства занимались такие отечественные исследователи, как В.А. Масляков, В.С. Матяжов, Ю.А. Ямпольская и др.
В общепринятом понимании физическая культура и спорт представляют собой составную часть общей культуры, которая представляет собой ценности, нормы, знания, необходимые для интеллектуального и физического развития способностей человека. Это область социальной деятельности, которая направлена на достижение физического развития человека при помощи осознанной двигательной активности. Выполнение физических упражнений способствует совершенствованию анатомического строения, физиологических возможностей тканей и органов организма человека, его двигательной активности, социальной адаптации. Данные положения содержатся в Федеральном законе Российской Федерации от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорту в Российской Федерации» . Развитие физической культуры и массового спорта в России стимулируют законы, нормы права, положения.
Авторы В.А. Масляков и В.С. Матяжов считают, что содержание занятий физкультурой и спортом со студентами вуза «основано на знаниях и умениях применения средств физической культуры» . Оно базируется на проведении профессионально-прикладной физической и спортивной подготовки в целях приобретения коллективного и индивидуального опыта физкультурно-спортивной деятельности. Формируя гармонически развитую личность, физическое воспитание способствует эстетическому, нравственному, умственному воспитанию студентов вузов, формированию у них здорового образа жизни .
Для студентов физическая активность и спорт, снимающие стрессовые состояния, повышающие работоспособность, снижающие уровень агрессивности, являются важным условием нормального развития их тела и ума. Физическая культуры выступает уникальным средством потенциала здоровья молодежи. По мнению О.В. Масияускене и Ж.Г. Муравянникова, в системе высшего образования основополагающими задачами в области развития физической культуры и спорта среди студентов вузов признаны: 1) формирование навыков организации регулярного двигательного режима студентов; 2) развитие ведущих двигательных качеств студентов; 3) обучение студентов двигательным умениям и навыкам и их применению в сложных условиях; 4) повышение уровня образованности студентов в сфере физической культуры и спорта; 5) формирование у студентов потребности в здоровом образе жизни и физическом совершенствовании . От успешного выполнения вышеперечисленных задач зависит качество процесса физического образования и воспитания подрастающего поколения.
В вузах «Физическая культура» представлена в качестве обязательной дисциплины и значимого компонента целостного развития личности. В целенаправленном педагогическом процессе физического образования физическая культура осуществляет свои развивающие функции. Процесс обучения в вузах организуется в зависимости от состояния здоровья студентов. Как отмечает Ю.А. Ямпольская, в рамках физического воспитания студентов вуза преподаватели физической культуры проводят комплекс воспитательных, пропагандистских, методических мер, которые способствуют обеспечению оздоровления студентов. Личность преподавателя физического воспитания, владеющего особой технологией формирования практических навыков у студентов, играет немаловажную роль в формировании здоровья российских студентов .
Таким образом, физическая культура и спорт призваны сохранять и укреплять здоровье людей. Одним из показателей состояния физической культуры и спорта в обществе является степень использования физической культуры в сфере образования. Современный уровень общественного развития требует систематического повышения физической подготовленности студентов вузов. Расширение физкультурной и спортивной работы будет способствовать повышению массовости физической культуры и спорта в России.
Библиографический список:
1. Масляков В.А., Матяжов В.С. Массовая физическая культура в вузе. М.: Высшая школа, 1991. 239 с.
2. Масияускене О.В., Муравянникова Ж.Г. Валеология. – Р.-н-Д.: Феникс, 2008. 249 с.
3. Садовников Е.С., Гуляихин В.Н., Андрющенко О.Е. Здоровый образ жизни молодежи: механизм мыследеятельности в системе заботы о себе // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2014. – № 5(111). – С. 154-159.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорту в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/12157560/#friends
5. Ямпольская Ю.А. Физическое развитие и адаптационные возможности современных школьников // Российский педиатрический журнал. – 1998. – № 1. – С. 9-11.
Рецензии:
12.11.2017, 16:36 Иванова Татьяна Викторовна
Рецензия
: Данная статья рассматривает актуальные проблемы современного образовательного процесса в ВУЗах.Особенно важен вопрос связанный с физическим воспитанием будущего специалиста той или иной области.Статья в полном объеме раскрывает данный аспект.Данную работу можно опубликовать.
«Менеджмент в игровых видах спорта» - первая в России образовательная программа, ориентированная на практическую подготовку управленцев для частных спортивных клубов и профессиональных лиг и работающих в спортивной области маркетологов, рекламистов и специалистов по продажам, руководителей спортсооружений, спортивных директоров и агентов, а также профессионалов, представляющих смежные отрасли бизнеса.
Педагогами программы являются топ-менеджеры футбольных клубов «ЦСКА», «Спартак», «Зенит», «Краснодар», «Локомотив», хоккейных «Локомотив» (Ярославль), «Сибирь» (Новосибирск), «Динамо» (Рига), хоккейного и баскетбольного ЦСКА, Континентальной хоккейной лиги, Единой лиги ВТБ.
Форма обучения:
3 раза
в неделю
Продолжительность обучения
9 месяцев
Формат обучения: лекции, семинары, лекционно-практические комплексы, кейсы, деловые игры; тренинги, внеаудиторные занятия, мастер-классы отечественных и зарубежных лидеров индустрии, практика, технические и менеджерские стажировки.
С момента запуска программы в 2005 году ее выпускниками стали более 1100 человек. Среди студентов и выпускников факультета «Менеджмент в игровых видах спорта»: представители нового поколения российских футбольных тренеров - Андрей Канчельскис , Мирослав Ромащенко и Сергей Овчинников , генеральный директор ФК «Cпартак-Москва»
Дополнительные возможности для слушателей и выпускников программы
Посещение лекций спортивного факультета после окончания обучения (по согласованию с руководителем программы)
Посещение специализированных конференций, семинаров, выставок на специальных условиях (), предоставленных партнерами RMA
Специальные скидки на концерты, посещение ресторанов, салонов красоты и многое другое – от партнеров всех программ RMA
Законом Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) системе образовательных учреждений кроме дошкольных, обще образовательных, начального профессионального, среднего про фессионального и высшего профессионального образования и т.д отнесены учреждения дополнительного образования детей (ст. 12).
Нормативно-правовыми документами в Перечень видов образовательных учреждений дополнительного образования детей (1997 г.) включены наряду с другими и учреждения дополнитель-; ного образования сферы физической культуры и спорта, а имен-; но: дворцы спорта для детей и юношества, дома (клубы, стан-
ции) детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детско-юношеские клубы физической подготовки (ДЮКФП), детско-юношеские спортивные (спортивно-технические, в том числе олимпийского резерва) школы (ДЮСШ, СДЮШОР).
Деятельность всех учреждений дополнительного образования регулируется Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденным Правительством Российской Федерации (1997 г.).
В соответствии с требованиями (структурными и содержательными) Типового положения охарактеризуем в общем виде организацию и содержание деятельности спортивной школы (ДЮСШ, СДЮШОР), которые должны быть конкретизированы в ее уставе как регулирующем нормативно-правовом документе.
Общие положения
Спортивная школа представляет собой разновидность образовательного учреждения дополнительного образования детей, основное предназначение которого состоит в развитии мотивации личности к всестороннему удовлетворению физкультурно-оздоровительных и спортивных потребностей, реализации дополнительных программ и,услуг по физическому воспитанию в интересах личности, общества, государства.
Основные задачи спортивной школы состоят в обеспечении условий для организации активного, содержательного досуга, самосовершенствования личности, формирования здорового образа жизни, творческого развития и профессионального самоопределения в выборе профессии, развития физических, интеллектуальных и нравственных качеств, достижения спортивных успехов сообразно способностям детей.
В спортивной школе не допускаются создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций.
Спортивная школа имеет право устанавливать прямые связи с предприятиями и организациями, в том числе с иностранными.
Спортивная школа осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей и собственным уставом.
Язык (языки), на котором (которых) ведется образовательный процесс в спортивной школе, определяется учредителем. Обучающиеся имеют право на обучение на родном языке в рамках возможностей, предоставляемых системой образования конкретного региона.
Спортивная школа несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за: невыполне-
ние функций, определенных ее уставом; реализацию не в полном! объеме образовательных программ в соответствии с утвержден-?? ными учебными планами; качество реализуемых образовательных программ; соответствие форм, методов и средств организации 1 ! образовательного процесса возрасту, интересам и потребностям; детей; жизнь и здоровье детей и работников во время учебно-* тренировочного процесса и спортивных соревнований; нарушение прав и свобод обучающихся и работников; иное, предусмотренное законодательством Российской Федерации.
Организация спортивной школы
Спортивная школа создается учредителем [Министерство об- ч разования Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму, иные министерства (ведомства), соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; предприятия и организации; граждане Российской Федерации и др.] по собственной инициативе и регистрируется уполномоченным органом в заявительном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Допускается совместное учредительство.
Организационно-правовая форма спортивной школы определяется учредителем (в подавляющем большинстве случаев спортивные школы создаются как некоммерческие организации в организационно-правовой форме «учреждение», однако имеются факты создания спортивных школ как коммерческих организаций, имеющих, например, организационно-правовую форму «общество с ограниченной ответственностью»).
Отношения между учредителем и спортивной школой определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Права юридического лица у спортивной школы в части веде- "; ния уставной финансово-хозяйственной деятельности возникают с момента ее регистрации.
Спортивная школа как юридическое лицо имеет устав, расчет- , ный и другие счета в банковских учреждениях, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием.
Право на ведение образовательной деятельности и льготы, пре- I доставляемые законодательством Российской Федерации, возникают у спортивной школы с момента выдачи ей лицензии.
Спортивная школа может быть реорганизована в иное образовательное учреждение по решению учредителя, если это не вле- | чет за собой нарушения ее обязательств или если учредитель при^ нимает эти обязательства на себя.
При реорганизации (изменении организационно-правовой^ формы; статуса, например, ДЮСШ в СДЮШОР) спортивной
школы ее устав, лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу.
Ликвидация спортивной школы может быть осуществлена в установленном Законом Российской Федерации «Об образовании» порядке.
Основы деятельности спортивной школы
Спортивная школа самостоятельно разрабатывает программу своей деятельности с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений и организаций, особенностей социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций.
Образовательные программы реализуются исходя из типа спортивной школы, ее функций и задач, этапа подготовки, спортивного стажа и уровня подготовленности занимающихся.
Деятельность спортивных школ по своей направленности может характеризоваться развитием массового спорта или спорта высших достижений.
Задачи по развитию массового спорта решаются на таких этапах многолетней подготовки, как спортивно-оздоровительный и начальной подготовки (организация содержательного досуга средствами спорта; систематические занятия спортом, направленные на развитие личности, утверждение здорового образа жизни; воспитание физических, морально-этических и волевых качеств; привитие навыков гигиены и самоконтроля и т.п.), а также учебно-тренировочный (повышение уровня физического развития, общей физической и специальной подготовленности; выполнение должных норм в виде спорта исходя из индивидуальных особенностей занимающихся; профилактика вредных привычек и правонарушений и т.п.).
Задачи по развитию спорта высших достижений решаются на этапе спортивного совершенствования (специализированная подготовка перспективных спортсменов в целях достижения стабильных результатов, позволяющих войти в состав юношеской сборной команды России) и высшего спортивного мастерства [освоение оптимальных объемов тренировочных и соревновательных нагрузок; подтверждение норматива кандидата в мастера спорта; вхождение в состав юниорской (молодежной) сборной команды России].
Продолжительность обучения на этапах многолетней подготовки составляет: спортивно-оздоровительный этап - до 12 лет; этап начальной подготовки - 2 - 3 года; учебно-тренировочный этап - 4 - 5 лет; этап спортивного совершенствования - 3 года и этап высшего спортивного мастерства - до 5 лет.
Спортивная школа организует работу с постоянным составом, занимающихся в течение всего календарного года. В каникулярное! время спортивная школа может организовывать работу спортив-* но-оздоровительного лагеря (загородного или с дневным пребыванием).
Основными формами учебно-тренировочного процесса и!
спортивной школе являются: групповые учебно-тренировочные к
теоретические занятия; работа по индивидуальным планам под-;
готовки; медико-восстановительные (реабилитационные) меро
приятия; тестирование; прохождение углубленного медицинское
го осмотра; участие в спортивных соревнованиях, учебно-трени-\
ровочных сборах; инструкторская и судейская практика. "]
Продолжительность одного учебно-тренировочного занятия^ не может превышать на спортивно-оздоровительном этапе и этапе начальной подготовки 2 академических часов, на учебно-тренировочном этапе - 3, на этапах спортивного совершенст- ■ вования и высшего спортивного мастерства - 4 академических; часов.
Максимальные объемы недельной учебно-тренировочной ра- , боты по этапам многолетней подготовки и годам обучения приве- \ дены в табл. 17 (см. главу 10). Объем учебно-тренировочной нагрузки в зависимости от специфики вида спорта, этапа и задач подготовки может быть сокращен начиная с учебно-тренировочного этапа (свыше 2 лет обучения), но не более чем на 25%.
Расписание учебно-тренировочных занятий утверждается администрацией спортивной школы по представлению тренеров-« преподавателей с учетом пожеланий родителей, возрастных особенностей занимающихся, установленных санитарно-гигиениче-; ских норм. Деятельность спортивной школы осуществляется ежедневно, включая выходные дни.
Спортивная школа может оказывать помощь педагогическим коллективам других образовательных учреждений в реализации! дополнительных образовательных программ, организации досу-) говой и внеурочной деятельности детей, а также детским и юно-; шеским общественным объединениям и организациям по догово- ; ру с ними.
Участники образовательного процесса
Участниками образовательного процесса в спортивной школе являются дети, педагогические работники, родители.
При приеме детей спортивная школа обязана ознакомить их и: (или) родителей со своим уставом и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса (правила внутреннего трудового распорядка, правила приема в спортивную школу, инструкция по технике безопасности и т.д.).
При поступлении в спортивную школу необходимо медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка.
Минимальный возраст приема (зачисления) детей в спортивную школу зависит от вида спорта и составляет 6-12 лет; максимальный возраст занимающихся составляет, как правило, 18 лет.
На спортивно-оздоровительный этап и этап начальной подготовки принимаются все желающие заниматься спортом, проживающие на данной территории и не имеющие медицинских противопоказаний в установленном для вида спорта минимальном возрасте.
На учебно-тренировочный этап зачисляются прошедшие начальную подготовку не менее одного года занимающиеся (здоровые и практически здоровые на основании медицинского заключения врачебно-физкультурного диспансера) на конкурсной основе при условии выполнения ими требований по общефизической и специальной подготовке. Не прошедшие конкурсный отбор могут продолжать занятия в спортивно-оздоровительных группах до 18-летнего возраста.
На этап спортивного совершенствования зачисляются прошедшие спортивную подготовку не менее четырех лет занимающиеся (на основании медицинского заключения врачебно-физкультурного диспансера) на конкурсной основе по результатам выполнения требований по спортивной подготовке на уровне кандидата в мастера спорта (I разряда по командным спортивным играм).
На этап высшего спортивного мастерства зачисляются перспективные спортсмены, выполнившие (подтвердившие) квалификацию мастера спорта России (кандидата в мастера спорта по командным спортивным играм), способные войти в юниорский (молодежный) состав сборной России.
Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан и обеспечить зачисление в спортивную школу наиболее способных и подготовленных к освоению тренировочных программ соответствующего этапа многолетней подготовки детей.
Перевод занимающихся по годам обучения на всех этапах многолетней подготовки осуществляется при условии положительной динамики прироста спортивных показателей.
Занимающиеся на любом этапе многолетней подготовки могут быть отчислены в случае ухудшения состояния их здоровья (на основании заключения врачебно-физкультурного диспансера); неосвоения минимальных объемов тренировочных нагрузок, утвержденных учебным планом; прекращения занятий по собственной инициативе; грубых и неоднократных нарушений устава спортивной школы.
Спортивная школа самостоятельна в выборе системы и форм оценки занимающихся. В качестве основных критериев оценки Деятельности тренера-преподавателя выступают:
на спортивно-оздоровительном этапе и этапе начальной подготовки - стабильность состава занимающихся, динамика прироста индивидуальных показателей развития физических качеств, уровень освоения основ гигиены и самоконтроля;
на учебно-тренировочном этапе - состояние здоровья, уровень физического развития, динамика уровня подготовленности в соответствии с индивидуальными особенностями, показатели освоения объемов тренировочных нагрузок и теоретического раздела программы по виду спорта;
на этапе спортивного совершенствования - уровень физического развития и функционального состояния, выполнение объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, предусмотренных индивидуальными планами подготовки, результаты выступлений во всероссийских соревнованиях;
на этапе высшего спортивного мастерства - стабильность результатов выступлений во всероссийских и международных соревнованиях, включение в состав сборной России (резервный, стажеров, основной).
Обучающиеся в спортивной школе имеют право:
заниматься любым видом спорта, культивируемым в спортивной школе, вне зависимости от их спортивной одаренности, уровня физического развития и подготовленности в объеме не более 6 ч в неделю (спортивно-оздоровительный этап и этап начальной подготовки);
пользоваться спортивными сооружениями, инвентарем и оборудованием спортивной школы, приобретать и получать в установленном порядке спортивную форму и инвентарь индивидуального пользования (учебно-тренировочный этап, этапы спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства).
Обучающиеся в спортивной школе обязаны поддерживать уровень физического развития и подготовленности, совершенствовать спортивное мастерство, выполнять индивидуальные планы подготовки, вести учет выполнения заданий (дневник спортсмена), соблюдать спортивный режим и гигиенические требования, своевременно проходить медицинский осмотр, соблюдать меры безопасности на тренировочных занятиях и соревнованиях, бережно относиться к имуществу спортивной школы, уважать честь и достоинство других занимающихся и работников.
К педагогической деятельности в спортивной школе допускаются лица, как правило имеющие высшее или среднее профессиональное образование, отвечающие требованиям квалификационных характеристик, определенных для соответствующих должностей (см. главу 31).
Отношения работника спортивной школы и администрации регулируются трудовым договором (контрактом), условия кото-
рого не могут противоречить трудовому законодательству Российской Федерации.
Работники имеют право на участие в управлении спортивной школой; защиту своей профессиональной чести и достоинства; свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, методов оценки знаний, умений и навыков обучающихся; социальные гарантии и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, и дополнительные льготы, предоставляемые педагогическим работникам в регионе.
Работникам устанавливаются ставки заработной платы (должностные оклады) на основе Единой тарифной сетки в соответствии с тарифно-квалификационными требованиями и с учетом рекомендаций аттестационной комиссии, определяются виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера в пределах имеющихся средств (см. главу 6).
Работники спортивной школы обязаны удовлетворять требованиям тарифно-квалификационных характеристик, соответствующих их должностям, выполнять устав и правила внутреннего трудового распорядка, а также условия трудового договора (контракта).
Родители несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать спортивную школу и вид спорта, защищать права и интересы ребенка, принимать участие в управлении спортивной школой, знакомиться с ходом и содержанием процесса подготовки, а также с оценкой уровня подготовленности занимающихся.
Родители обучающихся обязаны нести ответственность за воспитание и подготовку своих детей, выполнять устав спортивной школы.
Менеджмент спортивной школой
Менеджмент спортивной школой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом и строится на принципах единоначалия и самоуправления.
Высшим органом управления спортивной школой является конференция общешкольного коллектива, которая созывается один раз в 2 года.
Общее руководство спортивной школой (государственной, муниципальной) осуществляет выборный орган - совет спортивной школы, в равных пропорциях представляющий работников и занимающихся и избираемый на конференции общешкольного коллектива. Заседания совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год, и считаются правомочными, если в них принимает участие не менее двух третей состава. Решения совета принимаются открытым голосованием, считаются приняты-
Формами самоуправления в спортивной школе являются также педагогический совет, тренерский совет, методический совет и др.
Непосредственное руководство спортивной школой (государственной, муниципальной) осуществляет прошедший аттестацию директор, который назначается учредителем.
Директор спортивной школы планирует, организует и контролирует учебно-тренировочный процесс, отвечает за качество и эффективность работы спортивной школы; несет ответственность за жизнь и здоровье детей и работников во время учебно-тренировочного процесса и спортивных соревнований, соблюдение норм охраны труда и техники безопасности; осуществляет прием на работу и расстановку кадров, распределение должностных обязанностей, несет ответственность за уровень квалификации работников; утверждает штатное расписание, ставки заработной платы и должностные оклады, надбавки и доплаты к ним; распоряжается имуществом спортивной школы и обеспечивает рациональное использование финансовых средств; представляет спортивную школу в государственных, муниципальных и общественных органах; несет ответственность за свою деятельность перед учредителем.
Имущество и средства спортивной школы
За спортивней школой в целях обеспечения ее деятельности учредителем закрепляются на правах оперативного управления здания, имущественные комплексы, оборудование, инвентарь, а также иное, необходимое для осуществления уставной деятельности имущество потребительского, культурного, социального и иного назначения.
Земельные участки закрепляются за государственной (муниципальной) спортивной школой в бессрочное бесплатное пользование.
Спортивная школа владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ней имуществом в соответствии с его назначением, уставными целями деятельности, законодательством Российской Федерации. Спортивная школа вправе сдавать в аренду закрепленное за ней имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Деятельность спортивной школы финансируется ее учредителем.
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов спортивной школы являются: собственные средства и имущество учредителя; бюджетные и внебюджетные средства; средства
родителей; добровольные пожертвования других физических и юридических лиц; средства, полученные от предоставления дополнительных образовательных услуг; доход, полученный от реализации продукции и услуг, а также от других видов разрешенной самостоятельной деятельности; кредиты банков и других кредиторов; другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Спортивная школа самостоятельно распоряжается имеющимися финансовыми средствами, отвечая по своим обязательствам в пределах находящихся в ее распоряжении денежных средств. При недостаточности денежных средств по обязательствам спортивной школы отвечает учредитель в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Финансирование спортивной школы осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов в расчете на одного ребенка в зависимости от типа спортивной школы, которые должны учитывать затраты независимо от числа детей.
Привлечение дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования из бюджета учредителя.
Спортивная школа может оказывать дополнительные платные образовательные услуги, выходящие за рамки финансируемых из бюджета образовательных программ (преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с детьми углубленным изучением предметов и другие услуги), по договорам с предприятиями, организациями и физическими лицами. Платная образовательная деятельность не относится к предпринимательской, если получаемый от нее доход за вычетом доли учредителя реинвестируется на развитие и совершенствование образовательного процесса в спортивной школе, в том числе на увеличение заработной платы.
Спортивная школа вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, предусмотренную уставом, и распоряжаться полученными доходами. Предпринимательская деятельность может быть связана с реализацией и сдачей в аренду основных фондов и имущества; торговлей покупными товарами, оборудованием; оказанием посреднических услуг; долевым участием в деятельности предприятий, организаций; приобретением акций, облигаций и иных ценных бумаг и получением доходов по ним и др. Учредитель вправе приостановить предпринимательскую деятельность спортивной школы, если она осуществляется в ущерб основной уставной деятельности.
Спортивной школе принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты,собственности, переданные ей физическими и юридическими лицами в форме дара,
пожертвования или по завещанию, на продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом их деятельности, а также на доходы от собственной деятельности и приобретенные на эти доходы объекты собственности.
В соответствии с Законом «Об образовании» спортивная школа проходит государственную аттестацию и аккредитацию.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем заключается сущность физкультурно-спортивной организации как открытой системы?
2. Охарактеризуйте физкультурно-спортивную организацию как юридическое лицо.
3. В каких организационно-правовых формах могут быть созданы физ-культурно-спортивные организации?
4. Какие организационные структуры применяются при создании
физкультурно-спортивной организации?
5. Какие положения должны быть отражены в учредительном договоре?
6. Какие положения должны быть отражены в уставе физкультурно-спортивной организации?
7. Какие операции составляют процедуру институционализации физкультурно-спортивной организации?
8. Какие операции составляют процедуру лицензирования деятельности физкультурно-спортивной организации?
9. Охарактеризуйте компетенцию государственных органов управления физической культурой и спортом различного уровня.
10. Охарактеризуйте структуру и компетенцию различных общественных органов управления физической культурой и спортом.
11. Какие организации осуществляют физкультурно-спортивную работу с детьми и молодежью в различных образовательных учреждениях?
12. Какие учреждения дополнительного образования осуществляют физкультурно-спортивную работу с детьми и молодежью?
13. Охарактеризуйте основные положения организации деятельности спортивной школы.
Сегодня среди студентов наблюдается интерес к индустрии спорта и специальностям, связанным с ней. Это связано с развитием международного рынка услуг в сфере спортивного бизнеса. Интерес к спорту возрастает и у рекламодателей, инвесторов и журналистов. Россия была отмечена международным спортивным сообществом, которое доверило проводить в стране ряд крупных международных спортивных мероприятий. Для их организации была проделана титаническая работа: строительство, а затем управление спортивными объектами, встреча и размещение иностранных болельщиков, организация церемоний и стартов на высочайшем уровне, подготовка личного и тренерского состава, развитие спортивной медицины… Аналитики прогнозируют рост потребности в профессиональных кадрах в данной области, так как уже сегодня ощущается их острая нехватка. Это значит, что выпускники такой специальности должны с легкостью найти достойно оплачиваемую работу.
Понятие, суть и задачи профессии «спортивный менеджмент»
Для того чтобы понять, как стать спортивным менеджером, необходимо сначала рассмотреть суть данной специальности. Она включает в себя теорию и практику эффективного управления предприятиями спортивной культуры в условиях современного рынка. Объектом изучения являются организации спортивной направленности (множество ФСО - спортивных школ, клубов, команд, стадионов, центров, федераций и т.п.), деятельность которых направлена на предоставление физкультурно-спортивных услуг. Сам спортивный менеджментнацелен на управление внутренними и внешними отношениями субъектов и объектов ФСО. Его сущность - целенаправленное воздействие субъекта управления на управляемый объект для достижения нового запланированного качественного состояния последнего. Общая цель - обеспечить эффективное функционирование ФСО на современном рынке, а задача - познание закономерностей их функционирования и социального развития в обществе, а также разработка механизма эффективного управления этими процессами.
Функции спортивного менеджера
Изучая вопрос, как стать спортивным менеджером, можно сделать вывод, что не всегда ими становятся но обязательно люди, увлекающиеся спортом и занимающиеся им хотя бы на любительском уровне. Возможно, человек, который мог бы стать успешным управленцем банка, стал спортивным менеджером, и все потому, что он неравнодушен к спорту и в детстве занимался в спортивной секции. Вообще, как профессия спортивныйменеджментпоявился с утверждением должности руководителя ФСО. Для этой специальности важно владеть искусством научного управления спортивной организацией. Отдельные элементы такой деятельности присущи и тренерам, и преподавателям физической культуры.
Но полномочия менеджера как управленца намного шире. Его функции:
- принятие ответственных решений по направлению деятельности ФСО и распределению ресурсов;
- сбор информации о ее распространение в виде фактов и нормативных установок, разъяснение персоналу политики, ближайших и перспективных целей;
- формирование внутренних отношений, мотивация, координация, представительство во внешних отношениях с другими организациями.
Изучая вопрос, как стать спортивным менеджером, можно сделать вывод, что искусство менеджмента заключается в умении использовать принципы, методы и технологии управления в конкретном случае. Ему необходимо обладать специфическими умениями по производству и использованию спортинвентаря, установлению взаимосвязей между физическими нагрузками, диетой и т. п. Итак, традиционно в состав функций входят: планирование, организация, мотивация, руководство, контроль и анализ. Кроме того, работа спортивным менеджером предполагает подопечных, физкультурно-спортивную работу с населением, подготовку высококвалифицированных спортивных кадров в своих видах и резервного состава, проведение соревнований и зрелищных мероприятий, научно-методическое обеспечение физвоспитания, организация производственных ресурсов спорттоваров, международные связи.
Принципы спортивного менеджмента
Когда будущий студент планирует поступление в ВУЗ, он задумывается над выбором профессии. Многие спортсмены ищут специальность, близкую к спорту, и приходят к мысли: «Как статьспортивным менеджером, и что для этого нужно?» Прежде всего необходимо побольше разузнать о самой деятельности такого специалиста. В сфере менеджмента спорта и физической культуры существуют свои принципы и правила, положения и нормативные документы, которые необходимы для осуществления управленческого процесса. К ним относятся принципы:
Методы управления
Профессиональная подготовка спортивных менеджеровпредполагает изучение которые делятся на:
- организационные;
- административные;
- экономические;
- социально-психологические.
Для достижения высокого профессионализма необходимо уметь формировать психологический климат, давать положительную оценку индивидуальным достижениям каждого сотрудника. Именно такой уровень предполагает подготовка спортивных менеджеров, так как важно быть социально и психологически грамотным специалистом, владеющим методами:
- проведения совещаний, приучения и упражнения;
- убеждения, одобрения и поощрения, осуждения и наказания (созидающие и тормозящие методы).
Выбор методов зависит от целей, типа организации и конкретной ситуации. Эффективность применения тех или иных методов требует от спортивного менеджера искусства, постоянного творческого поиска и обучения.
Специализации
Стоит отметить, что под данной профессиональной подготовкой подразумевают разные специализации с общим названиемспортивный менеджер. Обучениесогласно выбранного направления осуществляется после общей подготовки по программе соответствующего учебного заведения. Типы специализации спортивных менеджеров постоянно развиваются. Наряду с общим, выделяют функциональный менеджмент. Вот основные специализации:
Стили
Каждый профессионал имеет свой стиль деятельности. Не исключение испортивный менеджер. Обучение профессиональному стилю возможно теоретически, а его устойчивое формирование происходит уже с опытом на практике. Согласно теории менеджмента, управленческие отношения делят на демократические и авторитарные. Соответственно формируется :
- авторитарный - чрезмерная централизация власти, жесткая регламентация деятельности;
- демократический - использует мотивацию и убеждения;
- либеральный.
Авторитарным стиль обычно становится тогда, когда по своим личностным качествам и уровню профессиональной подготовленности менеджер ниже подчиненных и когда подчиненные имеют профессиональную культуру, ответственность и дисциплину.
Демократичным менеджер становится при доверии к коллективу, уважении мнения подчиненных, взаимовыручке и поддержке.
Либеральным менеджер будет при отсутствии перспективы и инициативы, масштабности мышления и ожидании указаний «сверху». Такой руководитель слабо контролирует подчиненных и, как следствие, получает низкую результативность.
Бывает так, что стиль работы может изменяться при смене коллектива, места работы или глубоком самоанализе руководителя.
Категории спортивных менеджеров
В конце XX - начале XXI века такая специальность называлась начальник спортивного клуба или администратор школы и т.п. Сегодня все изменилось, и теперь наименование должности звучит как менеджер спортивного клубаили ФСО. Каждая спортивная организация имеет своих управляющих. Они разного уровня и решают разные задачи. Но традиционно есть категории спортивного менеджмента, которые делят всех управленцев на три группы:
- Занимающихся стратегией развития (например, президент футбольного клуба).
- Тех, кто сам управляет (например, структурными подразделениями).
- Нижний уровень исполнителей (например, администраторы спортивных школ).
Обучение
Обучение профессии «менеджер в спортивной организации» осуществляется во многих вузах. Есть московские и региональные университеты, которые дают возможность получить данную специальность. Более всего в этой сфере известно учебное заведение МЭСИ. Здесь на специальном факультете обучаются профессиональные спортсмены и студенты, увлекающиеся спортом. Их планируемая будущая месячная заработная плата должна составить 80 тыс. руб. И это неплохо. В современном мире спорт - это зрелище. В 2010 г. летом организовали Федерацию спортивных менеджеров России. Спортивный менеджер автор бестселлера «Фитнес — это легко», ведет обучение на спортивного менеджера в бизнес-школе RMA. В свое время он занимал должность фитнес-директора, президента фитнес-центра Olympic Star в Москве, управляющего сетью фитнес-клубов MaxiSport и Reebok, редактором соответствующей рубрики журналов Men’s Health и Men’s Fitness, ведущим спортпрограмм и турниров. Он на протяжении долгих лет занимался фитнесом и работал тренером.