Лето

Сказка каждый свое получил. Произведения поэтов и писателей разных стран. Тема: Эстонская народная сказка "Каждый свое получил"

Ронских Любовь Николаевна
Урок литературного чтения 3 класс программа «Гармония»
Тема: Эстонская сказка «Каждый свое получил»,Латышская сказка Два брата»
Цели: Формировать читательскую грамотность; учить выделять главную мысль произведения, сравнивать ее с названием, сопоставлять два произведения, сделать вывод, что в сказках добро побеждает, а зло наказывается, находить нужные фрагменты и комментировать их, делать выводы, объяснять смысл непонятных слов и выражений; воспитывать правильное отношение к отрицательным поступкам, развивать и обогащать словарный запас, память и творческие способности.
Оборудование:
. В качестве домашнего задания необходимо было вспомнить волшебные слова - заклинания из разных сказок.
Организационный момент
Чтоб урок наш стал светлее,
Мы поделимся добром.
Вы ладони протяните,
В них любовь свою вложите,
Любовью с друзьями поделитесь
И друг другу улыбнитесь.
. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие
.
. 2. Сообщение темы.
А сейчас внимание! Послушаем музыкальное послание и скажем куда же мы отправимся в путешествие. (Звучит песня “Сказка входит в дом”)
Итак, мы отправляемся в сказку.
Перед дальней дорогой всегда звучит напутствие и сейчас мы прочитаем стихотворение и подумаем какая строчка в нем самая важная.
Если очень захотетьВ сказке можно очутиться.У героев старых сказокМожем мы всю жизнь учиться!Как прекрасно добрым быть,Как со злом бороться надо,Как в житейском море плыть,Чтоб в конце ждала награда! (тренировка в чтении – орфоэпическое чтение, выразительное)
Сегодня мы будем учиться у героев сказок. Ну что же! В путь!
3. Проверка домашнего задания.
- Вы любите сказки?
А сейчас мы проверим кто из вас самый внимательный читатель. В сказках всегда происходят чудеса. А чтобы начались чудеса нужно произнести волшебные слова. (Вспоминаем слова-заклинания из разных сказок) 3 группы- ответы.(ЛИСТ САМООЦЕНКИ)
А теперь давайте прочитаем слова. Открывается запись на доске.
По щучьему велениюПо моему хотению.Сказка начнись!
Каждая команда считает количество слов.
- Сколько слов вы насчитали?
- А кто не только посчитал, но и успел понять о чем речь?
Молодцы! Вы знаете слова- заклинания, знаете сказки, доказали, что читаете много. Только тот, кто читает много, читает быстро.
А теперь закроем глаза и повторяем за мной таинственным голосом эти волшебные слова.
4. Знакомство с новым разделом «Каждый свое получил»
-Сегодня приступаем к изучению нового раздела. Прочитайте его название.
-Приходилось ли вам слышать такое выражение? В каком случае можно его употребить? (по заслугам и награда; что заслужил, то и получил; за свою работу и получил)
5.Подготовительная работа.
- Но прежде чем читать, потренируемся в чтении.
Чтение слов из таблицы учебника на с. 39 (на доске) учащимися про себя, потом хоровое.
6.Отработка скорости чтения.
чтение на 1 минутку с записью в дневник
орфографическое чтение 1 абзадцаорфоэпическое чтение
выразительное чтение
быстрое чтение в темпе скороговорки с переходом на незнакомый текст
-Ребята, а зачем мы тренируемся в чтении, несколько раз читаем?
-И наша главная цель – научиться читать быстро, правильно, выразительно.(ЛИСТ САМООЦЕНКИ)
-Сейчас мы прочитаем две сказки народов Прибалтики – латышей и эстонцев. А вы, ребята, должны догадаться, почему эти сказки в учебнике находятся рядом.
-Итак, первое произведение «Каждый свое получил». Рассмотрите рисунок, как вы думаете о чем пойдет речь в этом произведении? (о рулоне ткани, о куске)
7. Первичное чтение сказки учителем и хорошо читающими учащимися. Беседа.
-Оправдались наши предположения? В сказке говорится о куске ткани? Мы по картинке предположили, что речь пойдет об этом предмете.
- Понравилась ли вам сказка? Чем?
-Какие эпизоды больше всего запомнились?
- Каким должен быть автор, чтобы написать такую сказку?
- А кто автор этой сказки?
Эта сказка передавалась из поколения в поколение. Ее рассказывали простые люди: рыбаки, лесорубы, няньки. Сказка переходила от одного рассказчика к другому. Над ней поработало множество талантливых людей. Поэтому она так хороша и мудра.
- Назовите героев сказки.
-Кого было жалко, кого нет? Почему?
-Почему бедная вдова получила полную кладовую полотна, а богатая женщина осталась ни с чем?
-Использован ли в этой сказке художественный прием противопоставление? Кто кому противопоставлен? (В сказке показано, что бедные люди всегда готовы отдать последнее человеку, которому необходима помощь и внимание, а вот богатые никогда ничего просто так не сделают. Нельзя отказывать людям в их просьбах о помощи..Всегда помогайте людям по чистоте душевной, не прося и не требуя ничего взамен.)-Какова главная мысль сказки? (Добро вознаграждается, зло наказывается. Как было награждено добро и сердечное отношение к людям и как была наказана злая богачка, очень завистливая)-Совпадает ли главная мысль с названием сказки?
-Какая это сказка: волшебная или бытовая? Поясните свое мнение. (Эта сказка волшебная. Здесь произошло чудо с куском материи) (ЛИСТ САМООЦЕНКИ)Физминутка.
1,2-выше голова
3,4- руки шире
5,6 – тихо сесть
7,8 – лень отбросим.
8.Самостоятельное чтение учащимися латышской сказки «Два брата»
-Откройте с 45 учебника, рассмотрите рисунок. Давайте предположим, о чем будет говориться в этой сказке? (о сундуке)
-Прочитайте самостоятельно сказку. Подумайте, почему эти две сказки находятся рядом и ответьте на вопросы после сказки.
-Оправдались наши предположения? В сказке говорилось о сундуке?
9.Словарная работа.
-Какие незнакомые слова встретились?
-Может кто-то сможет объяснить значение этого слова?
Домотканина – вытканное домашним способом на кроснах полотно (ЛИСТ САМООЦЕНКИ)
.10. Работа с текстом. (Работа в группах)
- Вы сейчас будете работать в группах. Ваша задача - ответить на вопросы и подготовить отвечающего (кто будет отвечать).
а) Какие персонажи противопоставлены в этой сказке? По каким качествам? (Найди и прочитай)
-За что пострадал богач? Сочувствуешь ты ему или осуждаешь?
б) Найди в каждой из двух сказок слова, выражающие главную мысль?
в) Перечисли по порядку все основные события любой из этих сказок?
-Чем похожи сюжеты этих сказок?
- Что такое сюжет? Прочитайте сноску. ЛИСТ САМООЦЕНКИ
11. Проверка работы в группах - защита.
- Итак, какой вывод можно сделать? Почему эти сказки в учебнике находятся рядом?
- Как вы думаете, почему у эстонского и латышского народов появились сказки с похожими сюжетами и моралью. (Эстонцы и латыши – это народы, живущие на северо – западном побережье Балтийского моря недалеко друг от друга. Поэтому культура этих народов имеет общие корни.) На листе самооценки поставьте + кто отвечал. ЛИСТ САМООЦЕНКИ
12 Итог урока
- Какую цель мы ставили в начале урока?
- Достигли мы этой цели? Чему нас учат эти сказки?
13. Домашнее задание: Приготовить пересказ любой из этих сказок. Творческое задание: по желанию, кто хочет придумайте сказку по подобной сюжетной схеме.
14.Рефлексия работы учащихся на уроке.
-Какой праздник приближается?
Какой же Новый год без елочки? Мы ее сейчас и украсим: красный магнитик - было интересно на уроке, доволен своей работой; желтый –не совсем доволен своей работой; зеленый –не доволен своей работой, 1 группа подойдите – повесьте магнит. Спасибо всем за работу!

КАЖДЫЙ СВОЁ ПОЛУЧИЛ... (Эстонская народная сказка) Шел однажды по дороге бедный старик прохожий. А время было уже вечернее, смеркалось.Решил прохожий зайти в ближайший дом, попроситься на ночлег.Стукнул в окошко большого дома:– Пустите переночевать!Вышла из дома хозяйка-богачка и давай бранить прохожего, давай кричать на него.– Сейчас, – кричит, – собак с цепи спущу! Узнаешь, какой у меня ночлег! Поди прочь!Пошел прохожий дальше. Увидел бедный, маленький домик, постучался в оконце и сказал:– Эй, хозяева, приютите меня на одну ночку!– Входи, входи! – приветливо отозвалась хозяйка. – Ночуй, только не взыщи: тесно у меня очень.Вошел прохожий в дом и видит: бедно в доме, ребятишек много, рубашонки на всех рваные.– Почему же это у тебя ребята в таких лохмотьях ходят? – спрашивает прохожий. – Почему ты им новые рубашки не сошьешь?– Куда там! – отвечает женщина. – Муж у меня умер, одна я ребят ращу, где уж мне им новые рубашки шить!.. У нас и на хлеб денег нет.Выслушал ее прохожий, ни слова в ответ не сказал. А хозяйка собрала на стол ужин и стала звать прохожего:– Садись, поешь с нами!– Нет, – отвечает прохожий, – не хочу. Сыт я, недавно поел.Развязал он свою сумку, достал все, что было съестного, и, сам угостил ребят. А потом улегся и сейчас же заснул.Рано утром старик проснулся, поблагодарил хозяйку за ночлег и сказал на прощанье:– Все, что ты начнешь делать с утра, будешь делать до вечера!Не поняла женщина слов прохожего и внимания на них не обратила.Проводила она старика до калитки, вернулась домой и подумала:«Ну, если даже этот бедняк говорит, что мои дети оборвыши, то что же могут сказать другие!»И решила она сшить из остатков полотна, которое у нее было, хоть одну рубашку. Отправилась к богатой соседке и попросила у нее аршин, чтобы вымерить полотно: хватит ли его хоть на одну рубашку?Возвратилась бедная женщина от соседки и тотчас же отправилась в кладовую.Взяла с полки кусок полотна и стала его мерить. Она мерит, а кусок все длиннее становится, все конца не видно… Целый день мерила и только вечером домерила до конца.Ну, теперь и ей самой и всем ее ребятам на всю жизнь хватит полотна для рубашек.«Так вот о чем говорил мне утром прохожий!» – догадалась бедная женщина.Вечером она отнесла аршин богатой соседке и рассказала ей без утайки, как она по слову прохожего получила полную кладовую полотна.– Ах, зачем я этого прохожего не пустила ночевать! – подумала богачка и закричала:– Эй, работник! Запряги-ка поскорее лошадь! Скачи вслед за нищим! Во что бы то ни стало привези его сюда! Бедным надо помогать не скупясь! Я всегда это говорила!Работник тотчас же поехал разыскивать старика прохожего. Только на следующий день он нагнал его. Но старик не захотел возвращаться.Загоревал работник и говорит:– Ну, беда мне: не привезу тебя – выгонит меня хозяйка и жалованье не отдаст…– Не горюй, паренек, – отвечает старик, – так и быть, поеду с тобой!Сел в повозку и поехал.А богачка у ворот стоит, ждет не дождется. Встретила старика с поклонами, с улыбками, провела в дом, напоила, накормила, на мягкую постель уложила:– Ложись, дедушка, отдыхай, милый!Прожил старик прохожий у богачки день, прожил другой, прожил третий. Ест, пьет, спит, трубочку курит. Хозяйка его угощает, ласковые слова ему говорит, а сама злится, думает: «И когда только этот старый негодник уберется отсюда!..»А прогнать старика не смеет – боится: прогонишь его, тогда все хлопоты даром пропадут.На четвертый день, к великой ее радости, рано утром прохожий стал собираться в дорогу. Богачка вышла его проводить. Идет старик к воротам, а сам молчит. Вышли за ворота – и опять ни словечка. Не вытерпела и говорит:– Скажи-ка ты что мне делать сегодня?Посмотрел на нее прохожий и сказал:– Все, что начнешь делать с утра, будешь делать до вечера!Вбежала богачка в дом, схватила аршин, чтобы мерить полотно. Но тут она громко чихнула – так громко, что куры на дворе в испуге разлетелись в разные стороны.И чихала она весь день, не останавливаясь:– Ап-чхи! Ап-чхи! Ап-чхи!Ни пить, ни есть, ни отвечать на вопросы богачка не могла. Только и слышно было:– Ап-чхи! Ап-чхи! Ап-чхи!И только когда солнце закатилось и совсем стемнело, перестала она чихать...

Елена Сутырина

Уважаемые Родители! В соответствии с требованиями ФГОС (федеральным государственным стандартом, предлагаем Вам познакомиться со списком рекомендуемой художественной литературы для чтения 6-7 летним детям. Конечно, это не означает, что Вы должны читать только эти книги. Важно учитывать и желания и интересы самого ребёнка.

Предлагаемый список художественной литературы:

Русский фольклор .

Песенки. «Лиса рожью шла…»; «Чигарики-чок-чигарок…»; «Зима пришла…»; «Идет матушка-весна…»; «Когда солнышко взойдет, роса на землю падет…».

Календарные обрядовые песни. «Коляда! Коляда! А бывает коляда…»; «Коляда, коляда, ты подай пирога…»; «Как пошла коляда…»; «Как на масляной неделе…»; «Тин-тин-ка…»; «Масленица, Масленица!».

Прибаутки. «Братцы, братцы.»; «Федул, что губы надул?.»; «Ты пирог съел?»; «Где кисель - тут и сел»; «Глупый Иван.»; «Сбил-сколо- тил - вот колесо».

Небылицы. «Богат Ермошка», «Вы послушайте, ребята».

Сказки и былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А. Гильфердинга, отрывок); «Василиса Прекрасная» (из сборника сказок А. Афанасьева); «Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова; «Добрыня и Змей», пересказ Н. Колпаковой; «Снегурочка» (по народным сюжетам); «Садко» (запись П. Рыбникова, отрывок); «Семь Симеонов - семь работников», обр. И. Карнауховой; «Сынко-Филипко», пересказ Е. Поленовой; «Не плюй в колодец - пригодится воды напиться», обр. К. Ушинского.

Фольклор народов мира.

Песенки. «Перчатки», «Кораблик», пер с англ. С. Маршака; «Мы пошли по ельнику», пер. со швед. И. Токмаковой; «Что я видел», «Трое гуляк», пер. с франц. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Ой, зачем ты, жаворонок…», укр., обр. Г. Литвака; «Улитка», молд., обр. И. Токмаковой.

Сказки. Из сказок Ш. Перро (франц.): «Кот в сапогах», пер. Т. Габбе; «Айога», нанайск., обр. Д. Нагишкина; «Каждый свое получил», эстон., обр. М. Булатова; «Голубая птица», туркм., обр. А. Александровой и М. Туберовского; «Беляночка и Розочка», пер. с нем. Л. Кон; «Самый красивый наряд на свете», пер. с япон. В. Марковой.

Произведения поэтов и писателей России.

Поэзия . М. Волошин. «Осенью»; С. Городецкий. «Первый снег»; М. Лермонтов. «Горные вершины» (из Гете); Ю. Владимиров. «Оркестр»; Г. Сапгир.

«Считалки, скороговорки»; С. Есенин. «Пороша»; А. Пушкин. «Зима! Крестьянин, торжествуя…» (из романа «Евгений Онегин», «Птичка»; П. Соловьева. «День и ночь»; Н. Рубцов. «Про зайца»; Э. Успенский. «Страшная история», «Память»; А. Блок. «На лугу»; С. Городецкий. «Весенняя песенка»; В. Жуковский. «Жаворонок» (в сокр.); Ф. Тютчев. «Весенние воды»; А. Фет. «Уж верба вся пушистая» (отрывок); Н. Заболоцкий. «На реке».

Проза. А. Куприн. «Слон»; М. Зощенко. «Великие путешественники»; К. Коровин. «Белка» (в сокр.); С. Алексеев. «Первый ночной таран»; Н. Телешов. «Уха» (в сокр.); Е. Воробьев. «Обрывок провода»; Ю. Коваль. «Русачок-травник», «Стожок»; Е. Носов. «Как ворона на крыше заблудилась»; С. Романовский. «На танцах».

Литературные сказки . А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; А. Ремизов. «Хлебный голос», «Гуси-лебеди»; К. Паустовский. «Теплый хлеб»; В. Даль. «Старик-годовик»; П. Ершов. «Конек-Горбунок»; К. Ушинский. «Слепая лошадь»; К. Драгунская. «Лекарство от послушности»; И. Соколов-Микитов. «Соль земли»; Г. Скребицкий «Всяк по-своему».

Произведения поэтов и писателей разных стран.

Поэзия. Л. Станчев. «Осенняя гамма», пер. с болг. И. Токмаковой; Б. Брехт. «Зимний разговор через форточку», пер. с нем. К. Орешина; Э. Лир. «Лимерики» («Жил-был старичок из Гонконга…», «Жил-был старичок из Винчестера…», «Жила на горе старушонка…», «Один старикашка с косою…», пер. с англ. Г. Кружкова.

Литературные сказки. Х. К. Андерсен. «Дюймовочка», «Гадкий утенок», пер. с дат. А. Ганзен; Ф. Зальтен. «Бемби», пер. с нем. Ю. Нагибина; А. Линдгрен. «Принцесса, не желающая играть в куклы», пер. со швед. Е. Соловьевой; С. Топелиус. «Три ржаных колоска», пер. со швед. А. Любарской.

Произведения для заучивания наизусть.

Я. Аким. «Апрель»; П. Воронько. «Лучше нет родного края», пер. с укр. С. Маршака; Е. Благинина. «Шинель»; Н. Гернет и Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»; С. Есенин. «Береза»; С. Маршак. «Тает месяц молодой.»; Э. Мошковская. «Добежали до вечера»; В. Орлов. «Ты лети к нам, скворушка.»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало.» (из «Евгения Онегина»); Н. Рубцов. «Про зайца»; И. Суриков. «Зима»; П. Соловьева.

«Подснежник»; Ф. Тютчев. «Зима недаром злится» (и другие на выбор родителей)

Для чтения в лицах.

К. Аксаков. «Лизочек»; А. Фройденберг. «Великан и мышь», пер. с нем. Ю. Коринца; Д. Самойлов. «У Слоненка день рождения» (отрывки); Л. Левин. «Сундук»; С. Маршак. «Кошкин дом» (отрывки).

Дополнительная литература.

Сказки. «Белая уточка», рус. из сборника сказок А. Афанасьева;

«Мальчик с пальчик», из сказок Ш. Перро, пер. с фран. Б. Дехтерева.

Поэзия. «Вот пришло и лето красное…», рус. нар. песенка; А. Блок «На лугу»; Н. Некрасов. «Перед дождем» (в сокр.); А. Пушкин. «За весной, красой природы…» (из поэмы «Цыганы»); А. Фет. «Что за вечер…» (в сокр.); С. Черный. «Перед сном», «Волшебник»; Э. Мошковская. «Хитрые старушки», «Какие бывают подарки»; В. Берестов. «Дракон»; Л. Фадеева. «Зеркало в витрине»; И. Токмакова. «Мне грустно»; Д. Хармс. «Веселый старичок», «Иван Торопышкин»; М. Валек. «Мудрецы», пер. со сл. Р. Сефа.

Проза . Д. Мамин-Сибиряк. «Медведко»; А. Раскин. «Как папа бро- сил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку»; М. Пришвин.

«Курица на столбах»; Ю. Коваль. «Выстрел».

Литературные сказки. А. Усачев. «Про умную собачку Соню» (главы); Б. Поттер. «Сказка про Джемайму Нырнивлужу», пер. с англ. И. Токмаковой; М. Эме. «Краски», пер. с франц. И. Кузнецовой.

Помните, у семилетних детей необходимо:

Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе , пополняя литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками и скороговорками;

- воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги , отождествляя себя с полюбившимся персонажем. Развивать у детей чувство юмора;

- обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову;

Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы);

Помочь детям объяснять основные различия между литературными жанрами : сказкой, рассказом, стихотворением;

Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников .

Пожалуйста, не отказывайте Вашему ребёнку в чтении любимых книг. Уделяйте детям как можно больше времени и внимания, помните, что «счастливое детство нельзя вернуть, но его можно подарить»!

Публикации по теме:

Игры по нравственному воспитанию средствами художественной литературы Словесная игра Цель: Активизация словаря: согласование слов в предложении,пополнение словаря прилагательными; делать выводы и умозаключения;.

Каждый родитель знает, что воспитание ребенка начинается с первых минут его жизни. Ребенок в столь юном возрасте не может говорить, но.

Консультация для воспитателей «Использование художественной литературы в математике». Консультация для воспитателей «Раз – два, раз – два, раз – два – три! Всю считалку повтори! Формирование элементарных математических представлений.

Подготовила воспитатель средней группы МБДОУ№23 Макарова Снежана Сергеевна Цель: закрепить представления детей о сказках (вспомнить названия.

Проект «Приобщение детей к миру художественной литературы» Паспорт проекта: Автор проекта: воспитатель МДОБУ №1 Звонова Т. А. Вид проекта: творческий, познавательный Участники проекта: дети 3-4 лет,.

Роль чтения художественной литературы в воспитании детей в первой младшей группе В современном мире суеты и бешеного темпа начинаешь глубоко убеждаться, что книга может стать для ребёнка самым главным помощником в жизни.

Восприятие детьми 4–5 лет художественной литературы в условиях ФГОС ДО 1. Вашему вниманию предоставляется «Творческая презентация по самообразованию НА ТЕМУ: «Восприятие детьми 4 – 5 лет художественной литературы.

Восприятие художественной литературы в старшей группе 1 неделя: «Как на тоненький ледок», «Николенька- Гусачок»,»Уж я колышки тешу», «Как у бабушки козел», «Ты мороз, мороз, мороз». 2 неделя:.

Восприятие художественной литературы во второй младшей группе Сентябрь 1неделя 1. Сказки. «Колобок», обр. К. Ушинского 2. Поэзия. К. Бальмонт. «Осень» 3. Проза. К. Ушинский. «Петушок с семьей» 4. Поэзия. Е.

Значение художественной литературы для детей 3–4 лет. Рекомендации для родителей и воспитателей Значение художественной литературы для детей 3- 4 лет. Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества, природы.

Библиотека изображений:

Добрый день, дорогие посетители нашего православного сайта «Семья и Вера»! Недавно читал детям сказки из всемирного сборника, и наткнулся на очень интересную и весьма поучительную эстонскую сказку, которая содержит в себе слишком большое остроумие, чтобы называться просто – сказкой. Думается, что это повествование смело можно отнести к назидательной притче, которая может поучить не только детей, но и взрослых!

«Ш ёл однажды по дороге нищий старик. А время было уже вечернее, смеркалось. Решил странник зайти в ближайший дом, попроситься на ночлег. Постучался в окно большой избы:

— Добрые люди, Христа ради пустите переночевать!

Вышла из дома хозяйка-богачка и давай кричать на старика, давай бранить его, на чём свет стоит.

— Сейчас, — кричит, — собак с цепи спущу! Шляются тут всякие! Поди прочь!

— Эй, хозяева, приютите меня на одну ночку!

— Входи, входи! — приветливо отозвалась хозяйка. — Ночуй, только не взыщи: тесно у меня и бедно.

Вошёл странник в дом и видит: тесно и бедно в нём, детей много, мал мала меньше, а рубашонки на всех драные.

— Что же это у тебя, доченька, ребятишки в таких лохмотьях ходят? — спрашивает старик. — Почему ты им новые рубашки не сошьёшь?

— Куда там, дедушка! — отвечает женщина. — Муж у меня умер, одна я детишек ращу, где уж мне им новые рубашки шить!.. У нас и на хлеб денег-то нет!

Выслушал её нищий, ни слова не сказал в ответ. А хозяйка собрала на стол скудный ужин и стала звать гостя:

— Садись, дедушка, поешь с нами, чем Бог послал!

— Нет, — отвечает старик, — не хочу, сыт я.

Развязал он свою суму, достал всё, что было съестного, и сам угостил ребят. А потом улёгся на полу и тотчас заснул.

Рано утром странник проснулся, помолился, поблагодарил хозяйку за ночлег и сказал на прощанье:

— Бог да благословит тебя, доченька! Всё, что ты начнёшь делать с утра, будешь делать до вечера.

Не поняла вдова этих слов и внимания на них не обратила. Проводила она старика до калитки, вернулась домой и подумала: «Ну, если даже этот нищий говорит, что мои дети оборвыши, то что же другие скажут!»

И решила она сшить из остатков полотна, которое у неё было, хоть одну рубашку. Отправилась к богатой соседке и попросила у неё аршин, чтобы вымерить полотно: хватит ли его хоть на одну рубашку?

Возвратилась бедная женщина от соседки, взяла кусок полотна и стала его мерить. Она мерит, а кусок всё длиннее и длиннее становится, всё конца не видно… Целый день мерила, мерила, так что руки устали, и только поздно вечером домерила до конца. Ну, теперь и ей самой, и её ребятам на всю жизнь хватит полотна на рубашки!

«Так вот о чём говорил мне утром старик!» — догадалась вдова.

Отнесла она аршин богатой соседке и рассказала ей всё без утайки, как по благословению удивительного странника получила она полную кладовую полотна.

«Ах, зачем я этого чудесного старика не пустила ночевать!» — подумала богачка и закричала:

— Эй, работник! Запряги-ка поскорее лошадь! Скачи вслед за нищим! Во что бы то ни стало привези его! Бедным надо помогать! Я всегда так говорила!

Работник тотчас же поехал разыскивать нищего странника. Только на следующий день он нагнал его. Но старик не захотел возвращаться. Опечалился работник и говорит:

— Беда мне, дедушка, коль не привезу тебя — выгонит меня хозяйка и жалованья не выплатит!

— Ладно, не горюй, сынок, — отвечает нищий, — так и быть, поеду с тобою!

Сел в повозку и поехал.

А богачка у ворот сидит, ждёт не дождётся. Увидела старика, вскочила, поклонилась ему, заулыбалась, повела в избу, накормила до сыта, напоила до пьяна и на мягкую постель уложила:

— Ложись, дедушка, отдыхай, миленький!

Прожил странник у богачки день, прожил другой, прожил третий. Ест, пьёт, спит. Хозяйка его угощает, ласковые слова говорит, а сама злится, думает: «И когда только этот старый негодник уберётся отсюда!»

А прогнать нищего не смеет — боится: прогонишь его, тогда все хлопоты даром пропадут.

На четвёртый день, к великой её радости, рано утром старик проснулся, помолился и стал собираться в дорогу. Вышла богачка его проводить. Идёт странник к воротам, а сам молчит. Вышел за ворота – и опять ни словечка. Не вытерпела богачка и говорит:

— Скажи-ка, старик, что мне делать сегодня?

Посмотрел на неё нищий и сказал:

— Всё, что начнёшь делать с утра, будешь делать до вечера!

Вбежала богачка в дом, схватила аршин, чтобы мерить полотно. Но тут она громко чихнула… И чихала весь день, не останавливаясь:

— Ап-чхи! Ап-чхи! Ап-чхи!

Ни пить, ни есть, ни говорить богачка не могла. Только и слышно было:

— Ап-чхи! Ап-чхи! Ап-чхи!

И только когда солнце закатилось и совсем стемнело, перестала она чихать.»

В от такай вот интересная эстонская история, которая учит нас быть добрыми и не жить выгодной и жестокой жизнью.

Иногда Господь за скупость и жестокость наказывает не «однодневной чихотой», но и весьма тяжелыми, порой, неизлечимыми болезнями…

Конспект урока литературного чтения

Эстонская народная сказка "Каждый свое получил" Учебно – методический

комплект " Гармония "

Учитель начальных классов

МОБУ СОШ №2

г. Соль-Илецка

Оренбургской области

Гофман Светлана Геннадьевна

г. Соль - Илецк, 2014 год

ФИО Гофман Светлана Геннадьевна

Место работы МОБУ «СОШ № 2» г. Соль - Илецк

Должность учитель начальных классов

Предмет литературное чтение

Класс 3 «б»

КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: Эстонская народная сказка "Каждый свое получил".

Тип урока: урок "открытия" нового знания.

Технологии: здоровьесберегающие, системно-деятельностного подхода, технология сотрудничества, ИКТ.

Методы обучения: проблемно-поисковый, наглядный, репродуктивный, эвристическая беседа, элементы метода исследовательского обучения.

Формы работы учащихся : фронтальная, парная, групповая.

Цель урока и задачи урока: познакомить учащихся с эстонской народной сказкой "Каждый свое получил".

Показать красоту и меткость эстонской сказки; учить детей видеть заключённую в сказках народную мудрость.

Развивать умение давать нравственную оценку ситуации, поведению и поступкам окружающих.

Воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим, правильное отношение к отрицательным поступкам, гостеприимство, добиться уяснения учениками, что лишь внимательный человек может понять нужды другого человека, помочь ему.

Формирование УУД:

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания.

Личностные: обладать мотивационной основой учебной деятельности;

использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Предметные:

Совершенствовать технику чтения, прежде всего правильность и выразительность; совершенствовать поисковый способ чтения; определять отношение к персонажам;

наблюдать использование приема противопоставления; художественное своеобразие народных волшебных сказок; выявлять идею произведения; определять и обосновывать тип народной сказки.

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, презентация, словари, детские иллюстрации, карточки для работы в группах, плакат с изображением яблони, картинки яблок трех цветов.

Ход урока.

Организационный момент. Рефлексия настроения учащихся.

Прошла перемена, услышан звонок.

Пора поскорее начать нам урок.

Улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу мира, добра, успеха. Тихо сели.

С какой целью мы приходим на урок литературного чтения?

– А чтобы открывать что-то новое, какие умения мы должны развивать в себе?

Самоопределение к деятельности.

Сегодня на уроке потребуется ваше внимание, умение анализировать поступки, умение слушать и помогать друг другу.

Каким вы хотите видеть наш урок?

Я желаю вам удачи!

Речевая разминка. (СЛАЙД№ 1)

Много жанров есть на свете: басня, повесть и рассказ,

Но с рожденья любят дети волшебство и мир прикрас.

Актуализация опорных знаний. Подготовка к восприятию.

Как вы думаете, о чем пойдёт речь на уроке?

Что мы называем сказкой?

А что мы знаем о сказках?

Что значит народная сказка?

Что еще мы знаем о сказках? (волшебные, бытовые, о животных)

Чему учат сказки? (Добру, любви, справедливости, трудолюбию, как нужно поступать в той или иной ситуации)

Какова главная тема сказок? (Борьба добра со злом)

Проверка домашнего задания.

Дома вы читали народные сказки и готовили иллюстрации.

Посмотрим на выставку рисунков.

Кто расскажет о сказке, которую он прочитал? Чему учит эта сказка?

Постановка проблемы.

Как вы думаете, а у народов других стран есть свои народные сказки?

Хотите с ними познакомиться?

Знакомство с названием темы. Постановка цели и учебных задач. Прогнозирование.

Посмотрите на слайд и назовите тему нашего урока. (СЛАЙД №2)

Сформулируем цель урока.

Прочитайте слова помощники и сформулируем учебные задачи. (СЛАЙД №3)

Познакомиться…

Разобраться …

Узнать …

Работа над новым материалом.

Подготовительная работа перед чтением текста.

Словарная работа. (СЛАЙД 4, 5)

В сказке встретятся трудные слова и выражения, объясните, если сможете их значение. А если будут затруднения, то нам поможет словарь.

аршин Работа с толковым словарем.

рассказать без утайки

помогать не скупясь (от всей души)

хлопоты даром пропадут (без пользы)

не отдаст жалованье

Назовите синонимы к слову смеркалось

Подготовка к первичному восприятию текста.

Сейчас мы познакомимся с первой частью рассказа, а прочитает ее народный артист СССР Николай Литвинов. Посмотрите на портрет (СЛАЙД № 6). Обратите внимание, как актёр своим голосом создаёт образы главных героев сказки, чтобы передать характер персонажа.

Работа над новым материалом.

Прослушивание 1 части сказки.

Анализ первичного восприятия.

Поднимите руку, кому было интересно.

Какая это сказка волшебная или бытовая? Докажите.

– Какие чувства вы испытали, слушая сказку?

Назовите главных героев сказки?

Кто из героев понравился вам?

А кто не понравился?

Как хозяйка - богачка разговаривала со старичком? Подтвердите свой ответ строчками из сказки.

Почему в большом, богатом доме для старого, бедного человека не нашлось места?

Дайте характеристику богатой хозяйке.

Работа с иллюстрацией. (СЛАЙД 7)

Посоветуйтесь с товарищем по парте и скажите, с каким природным явлением можно сравнить поведение богачки? Работа в паре.

Почему хозяйка бедного дома получила полную кладовую полотна?

Прочитайте, как она встретила старичка?

Дайте характеристику хозяйке бедного дома.

Работа с иллюстрацией. (СЛАЙД 8)

Посоветуйтесь с товарищем по парте и скажите, с каким природным явлением можно сравнить бедную вдову? Работа в паре.

Физминутка.

Эстония расположена около Балтийского моря. Представим себе теплое море и поиграем.

Море волнуется раз, море волнуется два,

Море волнуется три, морская фигура замри.

Работа над новым материалом (продолжение). Прогнозирование.

Давайте проверим.

Чтение 2 части по «цепочке»

Этап анализа и синтеза произведения. Выборочное чтение.

Подтвердились наши догадки?

Почему богачка изменила отношение к старичку?

Прочитайте, как она встречала старичка.

А действительно богачка рада гостю?

Какие слова подтверждают это? Зачитайте.

Нравится ли вам хозяйка-богачка.

Что же получила богачка за свои хлопоты? Прочитайте.

Почему богатая женщина осталась ни с чем, а бедная была награждена?

Какой художественный прием использован в этой сказке?

Кто кому противопоставлен? Какие человеческие качества противопоставлены в сказке?

Работа с кластером.

А что можно сказать о старичке? У доски есть слова помощники, выберите нужные, которые характеризуют старичка. Прочитаем.

Радиотеатр. Чтение по ролям. Найдите эпизод « Как хозяйка посылает работника за старичком». Определите, сколько здесь действующих лиц.

Отметьте, где, чьи слова. Прочитаем по ролям.

Итог урока.

Почему эстонский народ озаглавил свою сказку «Каждый свое получил».?

В чем народная мудрость этой сказки? - Чему каждого из нас учит эта сказка?

Что общего у русских народных сказок и эстонской?

Работа в группах. Работа над пословицами .

Народная мудрость заключена не только в сказках, но и в пословицах и поговорках.

Обсудите в своих группах, какая из пословиц больше других подходит к сказке?

1 группа

Много хочешь, мало получишь. Что посеешь, то и пожнёшь. Чем богаты, тем и рады. По заслуге и плата. Сделав худо, добра не жди.

2 группа.

Дорога ложка к обеду. Доброе дело без награды не останется. По заслуге и плата. Глазам стыдно, а душа радуется. Семь раз отмерь, один - отрежь.

3 группа.

За добро добром платим. Худо тому, кто добра не делает никому.

Каждый человек своего счастья кузнец. Как аукнется, так и откликнется.

Жадный человек сам себе враг.

Заслушивание и обсуждение ответов учащихся. Обобщение.

Сегодня мы познакомились с эстонской народной сказкой и увидели, что всюду смеются над жадными, глупыми и везде добро побеждает зло.

Рефлексивно– оценочные действия.

Яблочки разного цвета со словами: любовь, дружба, уважение, доброта, вежливость, честность, щедрость, помощь, успех, старание, гостеприимство, смелость, радость, трудолюбие, находчивость, справедливость, подвиг, благородство, ответственность, счастье, мудрость, удача, старание, мастерство.

Во многих сказках встречается яблоня с ее наливными яблочками. Вот и на нашем уроке выросла такая яблонька. Но она какая-то грустная, нет на ней яблок. Давайте ее оживим.

У каждого из вас по есть 3 яблока (красное, желтое, зеленое)

Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы довольны своей деятельностью, разбираетесь в особенностях сказки – прикрепите красное яблоко.

Если не все пока удалось. Есть какие-то проблемы, что-то не получается – желтое.

Если вам было сложно, есть трудности – зеленое, надо немного созреть.

Посмотрим на наше чудо - дерево.

Неважно, какого цвета яблоко вы выбрали, главное, чтобы в каждом из нас были все те качества, которые выросли на нашем дереве.

Продолжи фразу: (СЛАЙД № 9)

Я понял, что…

У меня получилось…

Урок заставил меня задуматься…

Домашнее задание.

стр. 40 – 44 пересказать сказку.