По картинам

Кто такой филателист и чем он занимается. Филателисты – это не только коллекционеры, но и хранители истории. Филателист Информацию О

Кто из нас не ходил в школу с маленьким кляссером и на переменах не обменивался с друзьями марками? Многим, наверное, это знакомо. Ведь модное в прошлом хобби и сегодня не теряет своей популярности. И сейчас есть его сторонники по всему миру. Это филателисты.

Филателия - хобби, которое учит

С появлением первой почтовой марки в Англии возникла и новая область хобби. Название для обозначения этого нового типа собирательства - филателия - придумал французский коллекционер Жорж Эрпен в 1864 году. К объектам филателистического коллекционирования относятся все почтовые материалы и знаки, выданные, напечатанные или наклеенные во время доставки в связи с их приемом и пересылкой соответствующими органами отдельных почтовых предприятий. Почти сразу после появления почтовых марок появились первые энтузиасты и подвижники крошечной полоски бумаги. Филателисты - это люди, благодаря которым сохранились уникальные письма с первыми марками.

Филателия как образ жизни

Сбор почтовых марок и интерес к данному хобби ставит перед коллекционерами некоторые требования. Филателистические знания - это не только знание прайс-листа или каталога, но и истории, а также освоение филателистической терминологии. Филателия - это не только удовольствие, но и большая выгода для каждого коллекционера. Почтовая марка - это важный воспитательный и культурный фактор, с которого вы можете научиться познавать жизнь, историю и изменения, происходящие на родине и в других странах. Художественно выполненная почтовая марка - это некий символ страны.

Филателисты - это уникальные люди, в каком-то смысле их можно назвать хранителями истории. И их хобби - это что-то больше, чем просто коллекционирование марок. Это образ жизни. Чтобы проникнуться знаниями о том, что нарисовано на почтовых знаках, ранее филателисты проводили много времени в библиотеках и читальных залах, сегодня они успешно работают в интернете: ищут информацию о самих почтовых знаках и о том, что на них изображено. Да, данное занятие утомительное, отнимает много времени, но чрезвычайно важное, ведь именно так познается история.

Что относится к объектам коллекционирования

Абсолютно все почтовые знаки собирают филателисты. Марки, почтовые открытки, формуляры, почтовые бланки с датами, конверты и открытки с напечатанным обратным адресом, телеграммы, проекты марок, их пробы и образцы, почтовые штампы и штемпели. Филателия является хобби по коллекционированию практически всего, что касается работы почтовых отделений связи.

При этом коллекционеры нередко сталкиваются и с подделками. Ведь современные методы печати позволяют практически идеально подделывать символы и бланки почтовой связи. Учитывая это, филателисты имеют своих экспертов, которые научно изучают и выдают сертификаты или гарантии подлинности. Сегодня каждый уважающий себя филателист не купит марку без гарантии или аттестата.

Взаимодействие и обмен знаниями

Подобные коллекционеры тесно общаются между собой, обмениваются своими экспонатами. Они систематически встречаются на собраниях в клубах филателистов, на выездных заседаниях, семинарах и выставках. Мало кто знает, что многие мероприятиям и события, например, спортивные, сопровождаются филателистическими выставками. Например, широко известна выставка, организованная по случаю летних Олимпийских игр в Пекине. После нее некоторые коллекционеры увезли больше «золота», чем многие спортсмены. Также свои экспонаты филателисты представляют на мероприятиях, организованных по случаю Чемпионата мира и Европы по футболу или соревнований по легкой атлетике.

Между коллекционерами также существует и взаимопомощь. Они знают, что кого интересует, кто что собирает в альбом филателиста - иногда они найдут что-то для себя, поделятся чем-то с товарищами, в другой раз посоветуют, где именно искать интересующую «добычу».

Без сомнения, сегодня во многих домах на полках хранятся кляссеры, заполненные почтовыми марками, как некое воспоминание о детстве и молодости, об интересах наших родителей. Самое время проветрить эти коллекции и показать их младшему поколению.

Филателия - это не только хобби, это образование. В каждом изображении, размещенном на марке, содержится некое знание, вдохновляющее к более глубокому его познанию.

Марочник, коллекционер Словарь русских синонимов. филателист сущ., кол во синонимов: 2 коллекционер (16) … Словарь синонимов

- [тэ], филателиста, муж. Коллекционер, занимающийся филателией. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

- [тэ ], а, муж. Человек, к рый занимается филателией. | жен. филателистка, и. | прил. филателистский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

филателист - а, м. philatéliste m. Тот, кто занимается филателией. БАС 1. Несколько специальных изданий поддерживает интерес к аукционам и коллекциям филателистов. Урусов Статьи 2 55. Мы вроде курсов кройки и шитья, Филателистов и филокартистов. Сколь… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

филателист - филателист, филателия. Произносится [филатэлист], [филатэлия] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Человек, занимающийся филателией. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, 2009. филателист занимающийся филателией Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007 … Словарь иностранных слов русского языка

М. Тот, кто занимается филателией, увлекается коллекционированием почтовых и гербовых марок, а также других знаков почтовой оплаты. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Филателист, филателисты, филателиста, филателистов, филателисту, филателистам, филателиста, филателистов, филателистом, филателистами, филателисте, филателистах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

филателист - филател ист, а … Русский орфографический словарь

филателист - (2 м); мн. филатели/сты, Р. филатели/стов … Орфографический словарь русского языка

Книги

  • Гибель Светлейшего , Николай Анов. Анов Николай Иванович - автор известных романов "Ак-Мечеть", "Крылья песни", "Пропавший брат", пьес "По велению сердца", "Оренбургская старина", "Наследники" . "Гибель Светлейшего" - новая…
  • Испытание смертью или Железный филателист , Арбатова М., Гупта Ш.. Конец семидесятых, Южная Африка, ужасы апартеида, тайные ядерные испытания, спецоперация легендарного советского разведчика-нелегала по их разоблачению, предательство, арест контрразведкой…

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова филателист

филателист в словаре кроссвордиста

филателист

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

филателист

(тэ), филателиста, м. Коллекционер, занимающийся филателией.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

филателист

[тэ], -а, м. Человек, к-рый занимается филателией. О ж. филателистка, -и. И прил. филателистский, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

филателист

м. Тот, кто занимается филателией.

Филателист

Филатели́ст - собиратель почтовых марок и других знаков почтовой оплаты, руководствующийся при создании своей коллекции принципами филателии. При этом филателист не просто коллекционирует марки как таковые, а исследует в рамках выбранного филателистического направления совокупность знаков почтовой оплаты и других филателистических материалов, изучает историю и развитие почты, оформляет и компонует свою коллекцию для участия в филателистических выставках.

Примеры употребления слова филателист в литературе.

Что бы ты ни собирал, это вызовет интерес, и неважно, увлекаешься ли ты нумизматикой или бонистикой, лотеристикой или филуменией, филателист ты или библиофил.

Есть что-то ущербное в нумизматах, филателистах , заядлых путешественниках, любителях кактусов и аквариумных рыб.

Это был знаменитый марочник Леня из двадцать девятой школы, о визите которого начинающий филателист и мечтать не смел.

Убить в душе отца- филателиста , ценою бесконечных унижений купившего, нет, вымолить сумевшего смешное право субботним вечером, вооружившись лупой и пинцетом, в который раз счастливо убеждаться в сохранности полнейшей, неизменной, чудесных зубчиков, всех до одного.

За этой маркой Зозуля охотился со студенческих лет, всего лишь два раза видел ее наяву и сто раз в сладостных снах филателиста , а сейчас вот она лежит в кляссере, бесценная, желанная!

Он каждодневно демонстрирует умение отключаться от забот, спеша то ли на футбольный матч, то ли на кружок филателистов , то ли в свой излюбленный паб, где с величайшим удовольствием забывает обо всем, что беспокоило его несколько часов назад.

Профессор дю Куврие собирал в большой старый портфель кляссеры и тетрадки с наклеенными марками, поучая Ко, словно надеялся сделать из нее филателиста .

Продажа марок должна была дать значительную выручку, так как филателисты до сих пор считали Норвегию образцовой страной в смысле корректности эмиссии марок, и действительно, Норвегия еще ни разу не прибегала к выпуску спекулятивных марок.

Одноклассники, соседи, несколько чистеньких опрятных филателистов -- и все.

И едва только Работодатель сделал паузу -- значительную паузу перед тем, как сформулировать самое деликатное, -- Тельман Иванович вдруг сообщил: -- У меня отец был филателистом .

Последняя вещица досталась от дяди Селестина, завзятого фотолюбителя, филателиста и алчного потребителя детективной и готической литературы, олицетворяемой для него сочинениями Артура Конан Дойла и Эдгара Аллана По.

Содержание статьи

ФИЛАТЕЛИЯ, вид хобби, связанный с коллекционированием марок и изучением истории, функционирования и использования почты. Поклонники филателии считают ее как наукой, так и творческой деятельностью: наукой потому, что она включает систематическое изучение и классификацию материалов, а творческой деятельностью потому, что принципы организации и демонстрации коллекции отражают индивидуальный вкус коллекционера.

Точно не известно, сколько сейчас на Земле существует филателистов. По некоторым оценкам, их насчитывается от 6 до 8 млн., по другим – 45 млн.; конкретная цифра зависит от способа оценки. В любом случае, филателия – один из самых популярных видов коллекционирования почти во всех странах мира. Она также является огромной областью коммерческой деятельности, связанной с продажей товаров на многие миллионы долларов ежегодно. Филателия также представляет крупный источник доходов для правительств многих стран. Если, к примеру, до 1965 почтовое ведомство США продавало через свое филателистическое агентство примерно на 3,5 млн. долл. марок ежегодно, то теперь коллекционеры ежегодно покупают марки через местные отделения связи на многократно большую сумму.

ЭЛЕМЕНТЫ ФИЛАТЕЛИИ

Что коллекционируют филателисты. Первая почтовая марка была выпущена правительством Великобритании в 1840. Назначением этой марки, которую в народе называли «Пенни Блэк» («пенни черное»), было служить удобным средством предоплаты почтовых услуг и учета почтовых расходов, определив дальнейшие критерии для оценки выпускаемых марок.

Существуют два вида обычных почтовых марок: 1) стандартные, используемые в течение некоторого периода времени и периодически допечатываемые по мере истощения их запаса; 2) коммеморативные, выпускаемые однократно в ознаменование даты, связанной с каким-либо лицом, местом или событием, и автоматически выходящие из обращения после истощения из первоначального запаса. Коммеморативные марки, как правило, более привлекательные и разнообразные на вид, особенно популярны среди коллекционеров.

В 1871 в Перу была выпущена коммеморативная марка, посвященная 20-летию со дня открытия железной дороги между Лимой и городом-портом Кальяо на побережье Тихого океана. Первой коммеморативной маркой в США стала марка, выпущенная в 1876 на столетие со дня образования почтовой службы США. Не менее интересной была марка, выпущенная в 1893 в честь Христофора Колумба и 400-ой годовщины открытия Америки.

В России почтовые марки были введены в 1858, первые коммеморативы были выпущены в начале 19 в. Первая советская марка была выпущена в 1918, через три года в 1921 появились первые советские коммеморативные марки.

За обычными почтовыми марками вскоре последовали разнообразные марки, предназначенные для специального почтового использования. Одна из них, регистрационная марка (впервые выпущенная в Испании в 1850), указывала на дополнительную оплату гарантированной доставки почтового отправления и особо тщательного обращения с ним. Другим подобным типом марки стала, ныне обычная, марка авиапочты (впервые введенная в обращение Италией в 1917); марки авиапочты – одна из наиболее популярных категорий коллекционируемых марок. Менее популярными являются типы марок, которые указывают на предоплату таких услуг, как особое обращение, особая доставка и транспортировка посылок. В некоторых странах существуют специальные марки для оплаты пересылки по почте газет. Есть марки, называемые служебными, которые используются только в системе правительственной почты. Полупочтовыми являются марки, за которые взимается дополнительная плата, сверх и вне стоимости почтовой доставки; дополнительная плата начисляется по какому-то особому поводу, связанному, например, с благотворительностью. Почтовые долговые марки, служащие для компенсации неполной предоплаты услуг, составляют еще одну группу.

Несмотря на такое разнообразие действующих почтовых марок, некоторые филателисты коллекционируют и непочтовые объекты. Среди них – гербовые марки, которые являются знаками, применяемыми для специальных финансовых целей, например для финансовых операций с гарантированной оплатой налогов; телеграфные марки, используемые для оплаты телеграфных услуг; знаки благотворительной помощи. Некоторые любители собирают даже оттиски и ленты почтовых счетных машин.

Все эти виды филателистических объектов коллекционируются в разнообразных формах. После одиночных марок самыми распространенными формами являются блоки, листы, буклеты и конверты с почтовыми знаками.

МЕТОДЫ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ.

Независимо от материала, который филателист собирает и изучает, он, как правило, следует одному из четырех основных планов.

Общий . Общий метод коллекционирования представляет первую ступень в филателии. Восхищенный буквально всем, что он видит, энтузиаст собирает все, что похоже на почтовую марку. В течение первых нескольких десятилетий после выпуска Пенни Блэк филателисты имели возможность включать в свои коллекции почти все выпускавшиеся тогда марки. По мере роста числа выпускавшихся марок, которое ныне превысило 200 000, от формирования полной коллекции пришлось отказаться как от нереальной цели. Общая коллекция, содержащая марки, сгруппированные по странам и расположенные в порядке даты выпуска, стала просто показательной коллекцией. Для серьезных филателистов общее коллекционирование – лишь подготовительный этап для более строгих форм коллекционирования.

Выборочный. Второй план коллекционирования – выборочный, связан с большим числом ограничений, установленных самим коллекционером. На основании собственного опыта он может заключить, что имеет пристрастие к определенному типу марок или к маркам некоторых стран либо групп стран. Руководствуясь такой направленностью, собиратель в состоянии создать коллекцию, которая будет скорее законченной, чем просто показательной. Излюбленными странами для этого типа коллекционирования являются Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Германия, Ирландия, Израиль, Япония, Швейцария, Ватикан и некоторые африканские государства, в особенности Гана. Популярные группы стран включают Британское Содружество Наций, страны, оккупированные Японией во время Второй мировой войны и мелкие германские государства до их объединения. Марки, выпущенные ООН, также являются распространенным объектом коллекционирования. Выборочные коллекции специальных типов марок, как правило, ограничиваются уже упомянутыми категориями, в частности, марками авиапочты и почтовыми долговыми марками.


Специализированный . Третий план, специализированное коллекционирование, ограничивается только изобретательностью и возможностями коллекционера. Специализированные коллекционеры сосредоточивают свое внимание на каком-либо одном аспекте филателии или одной филателистической проблеме и усиленно их разрабатывают. Практически не существует ограничений по выбору предмета коллекционирования, однако коллекционер должен до тонкостей вникать во многие технические проблемы: цветовые оттенки, виды перфорации, изменения типа и толщины бумаги и клея, особенности печатного процесса и виды гашения. Например, один специализированный коллекционер может попытаться собрать коллекцию, которая отражала бы историю отношений между Россией и Японией, другой – проиллюстрировать функционирование турецкой почтовой системы в Палестине в эпоху Османской империи. Третий коллекционер может сосредоточить свое внимание на единственном выпуске, возможно, первом в какой-либо стране, и попытаться собрать все марки какого-то листа; отмечая их мельчайшие различия, коллекционер может воссоздать оригинальную печатную форму со всеми ее дефектами, исправлениями и другими несовершенствами.

Тематический . Четвертый план коллекционирования, вероятно, самый новый. Тематическое коллекционирование связано с формированием коллекции материалов, выбранных и систематизированных по определенному объекту, а не по стране выпуска или виду оказываемой почтовой услуги. Наиболее популярные темы для этого типа коллекционирования – религия, искусство, спорт, железнодорожный транспорт, птицы, цветы, карты и животные. Этот тип коллекционирования располагает к тщательной разработке коллекции. Например, коллекционер может попытаться составить тематическую коллекцию по выдающимся биологам, включая конверты, погашенные на родине объектов, и сопроводить ее марками, показывающими объекты биологических исследований.

ПРОИБРЕТЕНИЕ МАРОК.

Начинающие коллекционеры могут собирать марки от писем, которые присылают им знакомые, путешествующие за границей, покупать марки через местные отделения связи, филателистические агентства или почтовые ведомства. Помимо неофициальных покупки или обмена в среде коллекционеров наилучшим источником получения большинства марок является их покупка в специализированном магазине. Торговля предметами филателии хорошо организована по всему миру, например, торговцами, представленными Американской ассоциацией торговцев марками или (в Великобритании) Обществом торговцев предметами филателии. Большинство значительных филателистических объектов, некоторые из которых не уступают по цене лучшим произведениям искусства, продаются на аукционах. В Европе первый филателистический аукцион состоялся в Париже в 1866. В 1991 в мире работали уже 244 филателистические аукционные фирмы, основная часть из них находилась в Германии, Швейцарии, Англии и США. В последнее время можно принять участие во многих аукционах и заочно, используя возможности Интернета.

КАТАЛОГИ.

Одним из самых замечательных достижений филателии было составление каталогов, включающих все когда-либо выпущенные марки. Немногие виды хобби могут похвастаться такой литературой. Начиная с простых брошюр 1860-х и до объемистых изданий нынешнего времени, состоящих из 2500 и более страниц, каталоги всегда были и остаются основным руководством для филателистов. Каталоги снабжают коллекционеров существенной опознавательной информацией и относительной оценкой стоимости предметов. Большинство каталогов содержит также историческую и другую информацию.

Филателисты Великобритании предпочитают пользоваться каталогом Стенли Джиббонза из-за его умеренной цены и подробного перечня марок. Впервые опубликованный в виде 16-страничной брошюры в 1865, этот общий каталог ныне выпускается в виде трех томов большого объема. В США первым и все еще самым популярным является каталог Скотта (Scott’s). Впервые изданный в 1867, он выпускается и сегодня специальным отделом крупной фирмы, занимающейся публикацией журналов. Система нумерации, разработанная для каталога Скотта, принята как стандартная практически для всей американской филателистической литературы и торговли. Вторым и более новым каталогом, использующим иную систему нумерации, является «Новый всемирный каталог Минкуса» (Minkus New World-Wide). Впервые выпущенный в 1954, он приобрел значительную популярность благодаря обширным комментариям по художественному оформлению и истории марок.

В континентальной Европе швейцарский каталог «Цумстайн» (Zumstein), германский «Михель» (Michel) и французский «Ивер» (Yvert) являются наиболее авторитетными. Большинство издателей составляют также специализированные каталоги по отдельным странам или группам стран, которые в этом отношении являются более подробными, чем общие каталоги.

ПРОЧАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Первый марочный журнал «Ежемесячные объявления» (The Monthly Advertiser) появился в Англии в период от 1862 до 1864. Первый американский журнал «Обзор для коллекционеров марок» (The Stamp Collectors Review) впервые вышел в свет в 1864. «Американский филателистический журнал» (The American Journal of Philately) (1968) был первым серьезным изданием на уровне научной журналистики. Современные британские издания включают популярный журнал «Любитель марок» (The Stamp Lover) и научный «Лондонский филателист» (London Philatelist), орган Королевского филателистического общества. В США его аналогом является журнал «Филателист из клуба коллекционеров» (Collectors Club Philatelist), издаваемый Клубом коллекционеров Нью-Йорка. «Американский филателист» (American Philatelist), журнал Американского филателистического общества, публикуется без перерывов, начиная с 1887.

АЛЬБОМЫ.

Альбомы для хранения марок были впервые изданы Жюстеном Лалье в Париже в 1862. В принципе они мало отличались от тех, какие используются теперь. Печатный альбом содержит страницы с напечатанными названиями стран и местом для марок, которые располагаются в нужном порядке. Иллюстрации показательных выпусков целенаправленно располагаются по всей книге, чтобы создать основу для систематизации размещения марок. Качество печатных альбомов меняется от недорогих изданий в бумажной обложке для подростков и до «всемирных» альбомов, способных вместить 100 000 марок, и сериальных альбомов из 30 и более книг, охватывающих почти все основные серии.

Конверты и почтовые бумаги хранить труднее, чем клеящиеся марки, однако они могут размещаться в альбомах, содержащих прозрачные папки для помещения в них коллекционируемых предметов; они могут также закрепляться на страницах с крепящими полосками бумаги и фотоуголками.

Чистый альбом является тем средством, которое филателисты используют, чтобы превратить коллекционирование марок из простого собирательства в искусство. Альбом, как правило, представляет собой книгу с перекидными листами, совершенно чистыми или содержащими едва намеченные печатью уголки, чтобы облегчить размещение марок. Работая с чистым альбомом, коллекционер может по своему вкусу систематизировать расположение марок и сделать надписи и украшения. Коллекционер стремится так расположить свой материал, чтобы он как бы рассказывал некую историю. Почти все экспонаты на конкурсных показах размещаются на чистых альбомных страницах.

ОБРАЩЕНИЕ С МАРКАМИ.

Хотя марки представляют собой лишь уязвимые кусочки бумаги, при аккуратном обращении они могут существовать столетия. Самым важным инструментом для филателиста является пинцет, специально изготовленный для работы с марками. Новые приобретения и дубликаты хранятся в альбомах-запасниках, имеющих прозрачные кармашки, в которые вставляются марки.

Марки надо защищать от прямых солнечных лучей, высокой температуры и влажности. Их ни в коем случае нельзя приклеивать клейкой лентой или не специализированным клеем. Если они крепятся с помощью полосок бумаги, для их прочного закрепления надо использовать минимальное количество влаги. Если они помещаются в прозрачный кармашек, то тот должен быть достаточно большим, чтобы не повредились края марки, и ничто не препятствовало бы доступу воздуха, предотвращающего залипание клея.

ПОЯВЛЕНИЕ ФИЛАТЕЛИИ

Первые марки . Хотя почтовые системы существовали уже во времена Вавилонской империи, а историки почты считали большой удачей, когда находили почтовые предметы, относящиеся к 14 в., почтовые марки и филателия – новшества 19 в.

В Англии просветитель Роуланд Хилл заложил основы обоих этих предметов в 1837 публикацией брошюры, озаглавленной Реформа почтовой службы: ее значение и осуществимость . Ключевыми моментами программы Хилла были предоплата почтовых услуг и постоянство внутренних тарифов по весу корреспонденции, независимо от расстояния ее пересылки. Ранее почтовые платежи определялись расстоянием пересылки письма и количеством вложенных в конверт листов бумаги. Хилл убедительно показал, что именно сложность обработки корреспонденции на почте, а не расстояние ее пересылки, обусловливает большую часть стоимости почтовых услуг. Он также заключил, что когда тарифы будут снижены до более приемлемого уровня, объем корреспонденции увеличится, что скомпенсирует стоимость пересылки. Чтобы облегчить обработку, он придумал систему предоплаты для замены прежнего правила, согласно которому почтовые услуги оплачивал адресат.

Хилл предложил два новшества: во-первых, разновидность предоплачивемого конверта и, во-вторых, клеящуюся почтовую марку. Первое, названное конвертом Малреди (по имени его художника-оформителя Уильяма Малреди), очень быстро вышло из употребления из-за внешнего вида, вызвавшего множество споров среди современников. Второе, строгая черная марка с изображением юной королевы Виктории, было воспринято с энтузиазмом с первого дня своего выпуска 1 мая 1840 и первого дня использования 2 мая 1840.
Примерно через два года почтовая марка была принята в обращение одной частной почтовой службой Нью-Йорка. Следующими стали использовать марки Бразилия и два швейцарских кантона, Цюрих и Женева, а за ними – все цивилизованные страны мира.

В США первые две марки, 5-центовая с изображением Бенджамина Франклина и 10-центовая – Джорджа Вашингтона, были выпущены 1 июля 1847.

Первые годы филателии . Люди, жившие в Европе в 1840-е, вскоре стали обращать внимание на марки, которые улучшили прежде однообразный вид их писем. Уже в 1842, согласно журналу «Панч», «крайне праздные английские аристократки» стали собирать марки, чтобы оклеивать ими стены своих комнат. Собирание марок в строго филателистических целях вошло в моду примерно десять лет спустя. Мисс Аделаида Люси Фентон под псевдонимом писала заметки о марках для первых филателистических изданий.
В 1864 француз Жорж Эрпен придумал слово «филателия» (от греческих слов philos, что значит «люблю», и ateleia, означающего освобождение от оплаты или квитанцию об оплате, что в действительности и представляет собой почтовая марка). Годом позже Эрпен организовал первое в мире филателистическое общество. В 1869 было создано Филателистическое общество Лондона (теперь Королевское филателистическое общество).
Некоторые первые коллекционеры стали писать о марках и связанных с ними вопросах. Й.Б.Мунс из Брюсселя опубликовал некоторые первые практические каталоги. В США некий Уильям П.Браун стал продавать марки в Сити Холл Парк в Нью-Йорке уже в 1860, прикрепляя товар к стенам своего ларька. В 1863 молодой англичанин Дж. Уолтер Скотт приехал в Нью-Йорк с коллекцией марок, своим единственным достоянием. Ее он продал Брауну. Впоследствии он продолжил свою филателистическую карьеру, помимо прочего, устроив первый в США аукцион марок и создав свой знаменитый каталог. Его современник, англичанин Эдвард Стенли Джиббонз, купил за 5 фунтов стерлингов у двух моряков целый чемодан треугольных марок с мыса Доброй Надежды и приступил к созданию филателистической фирмы, все еще носящей его имя. Ныне эта фирма объединяет несколько сотен служащих, публикует журналы и каталоги и нанимает художников для разработки дизайна британских марок.

Классические марки . Многие из самых известных и ценных марок были выпущены в период между 1840 и 1875. Одними из первых таких классических выпусков были пробные временные марки, выпускавшиеся в США предприимчивыми почтмейстерами восточных городов страны и Сент-Луиса до того, как федеральное правительство позаботилось о выпуске собственных марок в 1847. Также в 1847 британская колония на о.Маврикий в Индийском океане издала комплект из двух марок с изображением профиля королевы Виктории и словами «Post Office» («Почтовое министерство») вместо «Post Paid» («Почтовая оплата») на всех последующих выпусках. В 1969 пара марок с надписью «Post Office» вместе с конвертом была продана за 380 000 долларов.

Другим знаменитым британским колониальным выпуском является марка 1848 с надписью «Perot» Бермудских островов. Уильям Б.Перот, почтмейстер города Гамильтон, печатал круглый почтовый штемпель в виде почтовой марки на листах бумаги и вписывал ее стоимость от руки. Также круглыми были марки Британской Гвианы, изданные в 1850 и вступавшие в законную силу после надписи на них почтмейстерами своих инициалов. В 1856 эта колония также издала красные марки достоинством в 1 цент; сохранился единственный экземпляр тех марок. Его портят отрезанные уголки и уродливая надпись, однако он считается самой ценной маркой в мире. В 1980 он был продан на аукционе за 935 тыс. долл.
Первые треугольные марки пришли из британской африканской колонии мыс Доброй Надежды в 1853. Согласно преданию, столь необычная форма была выбрана, чтобы помочь неграмотным почтовым служащим отличить местные письма от иностранных.

После учреждения Конфедеративных Штатов Америки различные города на юге страны выпускали так называемые временные марки. Многие из них имеют весьма неприглядный вид, однако высоко ценятся в наши дни.

Несмотря на новизну ремесла изготовления почтовых марок ошибки классического периода не столь многочисленны, как можно было бы ожидать. Среди наиболее известных – экземпляры с перевернутым изображением стоимостью 15, 24 и 30 центов американского выпуска 1869, посвященного живописи. В Швеции некоторые экземпляры первой государственной марки 1855 стоимостью в 3 эре случайно были отпечатаны в желтом цвете вместо голубовато-зеленого. Эта ошибка является одной из современных филателистических редкостей.

ЗНАМЕНИТЫЕ КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ И КОЛЛЕКЦИИ.

Классические и другие ценные марки часто занимают главное место в знаменитых коллекциях. Вероятно одной из самых великолепных была коллекция Филиппе ла Ренотьере фон Феррари, австро-итальянского аристократа с, по-видимому, безграничными финансовыми возможностями. Феррари родился в 1848 и стал коллекционировать марки в возрасте 10 лет. Он нанял для ведения коллекции специального человека, который иногда покупал марок на 10 000 долл. в неделю, и держал эту коллекцию в двух комнатах своего большого парижского особняка. Среди его сокровищ была уникальная красная марка Британской Гвианы стоимостью 1 цент. Феррари умер в 1917 и завещал свою коллекцию Музею рейхспочты в Берлине. Французское правительство конфисковало эту коллекцию и продало ее на серии аукционов в период между 1921 и 1925 за невообразимую по тогдашним меркам сумму 2 млн. долл.

Достижения Феррари оспаривались в середине 20 в. Морисом Бюри, производителем табака из Эльзаса. Считают, что коллекция Бюри стоит 5 млн. долл.

В США текстильный фабрикант Артур Хайнд собрал коллекцию, которая была продана почти за 1 млн. долл. во времена Великой депрессии. Она также включала одноцентовую красную марку Британской Гвианы, впоследствии проданную до сих пор не известному коллекционеру за сумму, превышающую 45 000 долл. Полковник Эдвард Г.Р.Грин, сын необыкновенно богатого Гетти Грина, сосредоточил свое внимание на таких экзотических объектах, как 24-центовые марки авиапочты США 1918 с перевернутым изображением, которые теперь продаются по цене приблизительно 7500 долл. за штуку. Собранная Альфредом Г.Каспари несистематизированная коллекция марок различных стран мира была продана почти за 3 млн. долл. в конце 1950-х годов.


Прекраснейшая коллекция марок Великобритании и ее колоний была собрана королем Георгом V; сейчас она принадлежит королеве Елизавете II. Президент Франклин Д.Рузвельт прославился также как филателист, но его коллекция не была выдающейся и охотники за сувенирами платили исключительно высокие цены за обычные марки из нее просто потому, что они когда-то были в президентской коллекции.

СОВРЕМЕННАЯ ФИЛАТЕЛИЯ

Деятельность этих многократно упоминавшихся в печати коллекционеров оказала мало влияния на склонности рядового коллекционера. Современная филателия не ориентируется на собирание чрезвычайно редких и дорогих марок. Интересы современного коллекционера прежде всего направлены на марки умеренной цены, которые доступны через обычные торговую сеть и информационные средства, на постоянно растущий объем новых выпусков марок, которые сначала привлекают его к этому виду хобби, а потом часто приводят к отказу от общего способа коллекционирования.

Некоторые филателисты, разумеется, пропагандируют собирание марок как средство вложения денег. Они ссылаются на уже происходившие ранее повышения их стоимости и предрекают подобные повышения и в будущем для тех коллекционеров, которые способны интенсивно скупать марки, а затем выжидать удобного момента для их продажи. Стоимость марок действительно повышалась, однако реальные цены, достигнутые на аукционах для некоторых популярных классических марок, обманули ожидания тех, кто склонен равнять филателистические редкости с деньгами. Возраст марки сам по себе еще не создает ее стоимости. Постоянно меняющаяся популярность некоторых стран или выпусков, состояние марок, а также суровые законы спроса и предложения являются более важными показателями. Тем не менее, истинный коллекционер, который остается верен своему хобби двадцать и более лет и систематически пополняет коллекцию, редко испытывает денежные потери при подведении итоговой оценки и часто оказывается в выигрыше.

Интерес к филателии как к средству вложения денег все чаще сопровождается вниманием к культурной стороне этого хобби. Почтовая марка как произведение искусства является предметом изучения коллекционера и заботы правительства. Почтовые ведомства многих стран, включая США и Великобританию, формируют группы общественных экспертов для отбора эстетически безупречных марок. Эти группы состоят из художников, историков, печатников и филателистов. История почты ныне признается разделом истории средств связи и даже общей истории. Анализируя конверты и почтовые штампы, филателист изучает такие предметы, как, например, функционирование срочной конной почты на американском Западе и транспортировку писем во время Гражданской войны. Музейные экспозиции также представляют большой интерес. Имеются прекрасные филателистические коллекции в Смитсонианском институте в Вашингтоне, округ Колумбия, и Королевском филателистическом обществе в Лондоне, а также в десятках других городов.

А. Чехов , А. Блок и М. Горький , академики И. П. Бардин и И. П. Павлов , командир крейсера «Варяг» В. Ф. Руднев , президент США Ф. Рузвельт , певец Э. Карузо и многие другие. Почтовыми марками также интересовались К. Маркс и Ф. Энгельс ; дочь Маркса Элеонора была увлечённой филателисткой:
Посему заканчиваю письмо и вкладываю несколько строк для Туссиньки … Многие марки в двух экземплярах. Дублеты идут здесь на обмен. Итальянскими , швейцарскими , норвежскими и некоторыми немецкими марками могу снабдить в большом количестве.

Вторым известным по величине составленной коллекции филателистом был англичанин Томас Таплинг (1855-), третьим - российский коллекционер Ф. Л. Брейтфус ( -), живший в Петербурге . Ещё одним выдающимся российским филателистом был А. К. Фаберже , который владел уникальным собранием марок и цельных вещей Российской империи .

Знаменитые филателистические коллекции составили королева Великобритании Елизавета II , князь Монако Ренье III и другие известные люди. Время от времени части их коллекций экспонируются в Почетном классе на всемирных филателистических выставках, организованных Международной федерации филателии , которые проводятся с 1927 года . Из российских филателистов самым титулованным на этих выставках признан московский коллекционер Л. Я. Мельников; его коллекция «Авиапочта СССР » была неоднократно удостоена больших золотых медалей всемирных филателистических выставок .

Филателистические принадлежности

В процессе создания своих собраний и работы с ними коллекционеры оперируют специальным набором филателистических принадлежностей и инструментов .

Филателистическая литература

В процессе накопления и систематизации коллекционного материала и оформлении коллекции филателисты прибегают к помощи каталогов и другой справочной и периодической литературы . Примерами последней могут служить следующие советские издания:

Филателисты в культуре

В литературе

Образы филателистов широко распространены в художественной литературе . Среди многочисленных литературных произведений, в которых присутствуют персонажи -филателисты, можно упомянуть:

  • роман Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев », один из главных героев которого Ипполит Матвеевич Воробьянинов слыл заядлым филателистом ;
  • книгу филателистических рассказов чехословацкого писа­теля Франтишека Лангера (1888-1965) «Розовый Меркурий. О чём рассказали марки» , в которой описана жизненная история Игнаца Крала, крупного чехословацкого филателиста XX века ;
  • фантастическую повесть братьев А. и Б. Стругацких «Повесть о дружбе и недружбе », героя которой, юного филателиста Андрея Т., условные силы зла искушают «Розовой Гвианой» ;
  • фантастическую повесть братьев А. и Б. Стругацких «Второе нашествие марсиан », в которой герой-повествователь Аполлон во всех жизненных перипетиях утешается коллекцией марок и в своем дневнике делает такую запись от 8 июня: «Марочки мои, марочушечки! Одни вы меня никогда не раздражаете»;
  • фантастическую повесть братьев А. и Б. Стругацких «За миллиард лет до конца света»: в ней героя по имени Валентин Вайнгартен больше всего на свете, помимо собственной персоны, интересует «так называемый консульский полтинник, который, собственно, и полтинником-то не был, а был какой-то там особенной почтовой маркой». Чтобы заставить Вайнгартена прекратить работу, претендующую на Нобелевскую премию по биологии, агент фантастического Гомеостатического Мироздания предложил ему «толстый пакет… набитый великолепными марками, совокупную ценность которых человек, не являющийся филателистом-профессионалом, представить себе просто не может».
  • фантастический роман Б. Стругацкого «Бессильные мира сего», в котором есть сюжетная линия, связанная с филателией;
  • развивающее филатетистическую сюжетную линию «Двенадцати стульев» криптоисторическое произведение волгоградского фантаста Сергея Синякина «Марки нашей судьбы» ;
  • повесть Софьи Могилевской «Марка страны Гонделупы» о первокласснике, в руках которого оказалась марка неведомой пиратской страны ;
  • фантастическую повесть Кира Булычёва «Путешествие Алисы », в которой фигурируют галактические филателисты из далёкого будущего ;
  • приключенческую повесть «Одиссея марок Сиданга» Гавриила Петросяна ;
  • детскую повесть «Мини-футбол на Маросейке» Виктора Суханова ;
  • книгу детских рассказов «Розовая Гвиана» Николая Внукова ;
  • рассказы эстонского детского писа­теля Холгера Пукка ( -) «Виллу - филателист» .

В изобразительном искусстве

В киноискусстве

В кинематографе филателисты неоднократно становились действующими лицами фильмов , как правило, с криминальными сюжетами, например:

Главы стран

Знаменитости

Частные лица

Художники

Отрывок, характеризующий Филателист

– N"est ce pas? [Не правда ли?] – сказала княжна, вздыхая. – Так можно ему пить?
Лоррен задумался.
– Он принял лекарство?
– Да.
Доктор посмотрел на брегет.
– Возьмите стакан отварной воды и положите une pincee (он своими тонкими пальцами показал, что значит une pincee) de cremortartari… [щепотку кремортартара…]
– Не пило слушай, – говорил немец доктор адъютанту, – чтопи с третий удар шивь оставался.
– А какой свежий был мужчина! – говорил адъютант. – И кому пойдет это богатство? – прибавил он шопотом.
– Окотник найдутся, – улыбаясь, отвечал немец.
Все опять оглянулись на дверь: она скрипнула, и вторая княжна, сделав питье, показанное Лорреном, понесла его больному. Немец доктор подошел к Лоррену.
– Еще, может, дотянется до завтрашнего утра? – спросил немец, дурно выговаривая по французски.
Лоррен, поджав губы, строго и отрицательно помахал пальцем перед своим носом.
– Сегодня ночью, не позже, – сказал он тихо, с приличною улыбкой самодовольства в том, что ясно умеет понимать и выражать положение больного, и отошел.

Между тем князь Василий отворил дверь в комнату княжны.
В комнате было полутемно; только две лампадки горели перед образами, и хорошо пахло куреньем и цветами. Вся комната была установлена мелкою мебелью шифоньерок, шкапчиков, столиков. Из за ширм виднелись белые покрывала высокой пуховой кровати. Собачка залаяла.
– Ах, это вы, mon cousin?
Она встала и оправила волосы, которые у нее всегда, даже и теперь, были так необыкновенно гладки, как будто они были сделаны из одного куска с головой и покрыты лаком.
– Что, случилось что нибудь? – спросила она. – Я уже так напугалась.
– Ничего, всё то же; я только пришел поговорить с тобой, Катишь, о деле, – проговорил князь, устало садясь на кресло, с которого она встала. – Как ты нагрела, однако, – сказал он, – ну, садись сюда, causons. [поговорим.]
– Я думала, не случилось ли что? – сказала княжна и с своим неизменным, каменно строгим выражением лица села против князя, готовясь слушать.
– Хотела уснуть, mon cousin, и не могу.
– Ну, что, моя милая? – сказал князь Василий, взяв руку княжны и пригибая ее по своей привычке книзу.
Видно было, что это «ну, что» относилось ко многому такому, что, не называя, они понимали оба.
Княжна, с своею несообразно длинною по ногам, сухою и прямою талией, прямо и бесстрастно смотрела на князя выпуклыми серыми глазами. Она покачала головой и, вздохнув, посмотрела на образа. Жест ее можно было объяснить и как выражение печали и преданности, и как выражение усталости и надежды на скорый отдых. Князь Василий объяснил этот жест как выражение усталости.
– А мне то, – сказал он, – ты думаешь, легче? Je suis ereinte, comme un cheval de poste; [Я заморен, как почтовая лошадь;] а всё таки мне надо с тобой поговорить, Катишь, и очень серьезно.
Князь Василий замолчал, и щеки его начинали нервически подергиваться то на одну, то на другую сторону, придавая его лицу неприятное выражение, какое никогда не показывалось на лице князя Василия, когда он бывал в гостиных. Глаза его тоже были не такие, как всегда: то они смотрели нагло шутливо, то испуганно оглядывались.
Княжна, своими сухими, худыми руками придерживая на коленях собачку, внимательно смотрела в глаза князю Василию; но видно было, что она не прервет молчания вопросом, хотя бы ей пришлось молчать до утра.
– Вот видите ли, моя милая княжна и кузина, Катерина Семеновна, – продолжал князь Василий, видимо, не без внутренней борьбы приступая к продолжению своей речи, – в такие минуты, как теперь, обо всём надо подумать. Надо подумать о будущем, о вас… Я вас всех люблю, как своих детей, ты это знаешь.
Княжна так же тускло и неподвижно смотрела на него.
– Наконец, надо подумать и о моем семействе, – сердито отталкивая от себя столик и не глядя на нее, продолжал князь Василий, – ты знаешь, Катишь, что вы, три сестры Мамонтовы, да еще моя жена, мы одни прямые наследники графа. Знаю, знаю, как тебе тяжело говорить и думать о таких вещах. И мне не легче; но, друг мой, мне шестой десяток, надо быть ко всему готовым. Ты знаешь ли, что я послал за Пьером, и что граф, прямо указывая на его портрет, требовал его к себе?
Князь Василий вопросительно посмотрел на княжну, но не мог понять, соображала ли она то, что он ей сказал, или просто смотрела на него…
– Я об одном не перестаю молить Бога, mon cousin, – отвечала она, – чтоб он помиловал его и дал бы его прекрасной душе спокойно покинуть эту…
– Да, это так, – нетерпеливо продолжал князь Василий, потирая лысину и опять с злобой придвигая к себе отодвинутый столик, – но, наконец…наконец дело в том, ты сама знаешь, что прошлою зимой граф написал завещание, по которому он всё имение, помимо прямых наследников и нас, отдавал Пьеру.
– Мало ли он писал завещаний! – спокойно сказала княжна. – Но Пьеру он не мог завещать. Пьер незаконный.
– Ma chere, – сказал вдруг князь Василий, прижав к себе столик, оживившись и начав говорить скорей, – но что, ежели письмо написано государю, и граф просит усыновить Пьера? Понимаешь, по заслугам графа его просьба будет уважена…
Княжна улыбнулась, как улыбаются люди, которые думают что знают дело больше, чем те, с кем разговаривают.
– Я тебе скажу больше, – продолжал князь Василий, хватая ее за руку, – письмо было написано, хотя и не отослано, и государь знал о нем. Вопрос только в том, уничтожено ли оно, или нет. Ежели нет, то как скоро всё кончится, – князь Василий вздохнул, давая этим понять, что он разумел под словами всё кончится, – и вскроют бумаги графа, завещание с письмом будет передано государю, и просьба его, наверно, будет уважена. Пьер, как законный сын, получит всё.
– А наша часть? – спросила княжна, иронически улыбаясь так, как будто всё, но только не это, могло случиться.
– Mais, ma pauvre Catiche, c"est clair, comme le jour. [Но, моя дорогая Катишь, это ясно, как день.] Он один тогда законный наследник всего, а вы не получите ни вот этого. Ты должна знать, моя милая, были ли написаны завещание и письмо, и уничтожены ли они. И ежели почему нибудь они забыты, то ты должна знать, где они, и найти их, потому что…
– Этого только недоставало! – перебила его княжна, сардонически улыбаясь и не изменяя выражения глаз. – Я женщина; по вашему мы все глупы; но я настолько знаю, что незаконный сын не может наследовать… Un batard, [Незаконный,] – прибавила она, полагая этим переводом окончательно показать князю его неосновательность.
– Как ты не понимаешь, наконец, Катишь! Ты так умна: как ты не понимаешь, – ежели граф написал письмо государю, в котором просит его признать сына законным, стало быть, Пьер уж будет не Пьер, а граф Безухой, и тогда он по завещанию получит всё? И ежели завещание с письмом не уничтожены, то тебе, кроме утешения, что ты была добродетельна et tout ce qui s"en suit, [и всего, что отсюда вытекает,] ничего не останется. Это верно.
– Я знаю, что завещание написано; но знаю тоже, что оно недействительно, и вы меня, кажется, считаете за совершенную дуру, mon cousin, – сказала княжна с тем выражением, с которым говорят женщины, полагающие, что они сказали нечто остроумное и оскорбительное.
– Милая ты моя княжна Катерина Семеновна, – нетерпеливо заговорил князь Василий. – Я пришел к тебе не за тем, чтобы пикироваться с тобой, а за тем, чтобы как с родной, хорошею, доброю, истинною родной, поговорить о твоих же интересах. Я тебе говорю десятый раз, что ежели письмо к государю и завещание в пользу Пьера есть в бумагах графа, то ты, моя голубушка, и с сестрами, не наследница. Ежели ты мне не веришь, то поверь людям знающим: я сейчас говорил с Дмитрием Онуфриичем (это был адвокат дома), он то же сказал.
Видимо, что то вдруг изменилось в мыслях княжны; тонкие губы побледнели (глаза остались те же), и голос, в то время как она заговорила, прорывался такими раскатами, каких она, видимо, сама не ожидала.
– Это было бы хорошо, – сказала она. – Я ничего не хотела и не хочу.
Она сбросила свою собачку с колен и оправила складки платья.
– Вот благодарность, вот признательность людям, которые всем пожертвовали для него, – сказала она. – Прекрасно! Очень хорошо! Мне ничего не нужно, князь.
– Да, но ты не одна, у тебя сестры, – ответил князь Василий.
Но княжна не слушала его.
– Да, я это давно знала, но забыла, что, кроме низости, обмана, зависти, интриг, кроме неблагодарности, самой черной неблагодарности, я ничего не могла ожидать в этом доме…
– Знаешь ли ты или не знаешь, где это завещание? – спрашивал князь Василий еще с большим, чем прежде, подергиванием щек.
– Да, я была глупа, я еще верила в людей и любила их и жертвовала собой. А успевают только те, которые подлы и гадки. Я знаю, чьи это интриги.
Княжна хотела встать, но князь удержал ее за руку. Княжна имела вид человека, вдруг разочаровавшегося во всем человеческом роде; она злобно смотрела на своего собеседника.
– Еще есть время, мой друг. Ты помни, Катишь, что всё это сделалось нечаянно, в минуту гнева, болезни, и потом забыто. Наша обязанность, моя милая, исправить его ошибку, облегчить его последние минуты тем, чтобы не допустить его сделать этой несправедливости, не дать ему умереть в мыслях, что он сделал несчастными тех людей…
– Тех людей, которые всем пожертвовали для него, – подхватила княжна, порываясь опять встать, но князь не пустил ее, – чего он никогда не умел ценить. Нет, mon cousin, – прибавила она со вздохом, – я буду помнить, что на этом свете нельзя ждать награды, что на этом свете нет ни чести, ни справедливости. На этом свете надо быть хитрою и злою.
– Ну, voyons, [послушай,] успокойся; я знаю твое прекрасное сердце.
– Нет, у меня злое сердце.
– Я знаю твое сердце, – повторил князь, – ценю твою дружбу и желал бы, чтобы ты была обо мне того же мнения. Успокойся и parlons raison, [поговорим толком,] пока есть время – может, сутки, может, час; расскажи мне всё, что ты знаешь о завещании, и, главное, где оно: ты должна знать. Мы теперь же возьмем его и покажем графу. Он, верно, забыл уже про него и захочет его уничтожить. Ты понимаешь, что мое одно желание – свято исполнить его волю; я затем только и приехал сюда. Я здесь только затем, чтобы помогать ему и вам.
– Теперь я всё поняла. Я знаю, чьи это интриги. Я знаю, – говорила княжна.
– Hе в том дело, моя душа.
– Это ваша protegee, [любимица,] ваша милая княгиня Друбецкая, Анна Михайловна, которую я не желала бы иметь горничной, эту мерзкую, гадкую женщину.
– Ne perdons point de temps. [Не будем терять время.]
– Ax, не говорите! Прошлую зиму она втерлась сюда и такие гадости, такие скверности наговорила графу на всех нас, особенно Sophie, – я повторить не могу, – что граф сделался болен и две недели не хотел нас видеть. В это время, я знаю, что он написал эту гадкую, мерзкую бумагу; но я думала, что эта бумага ничего не значит.
– Nous у voila, [В этом то и дело.] отчего же ты прежде ничего не сказала мне?
– В мозаиковом портфеле, который он держит под подушкой. Теперь я знаю, – сказала княжна, не отвечая. – Да, ежели есть за мной грех, большой грех, то это ненависть к этой мерзавке, – почти прокричала княжна, совершенно изменившись. – И зачем она втирается сюда? Но я ей выскажу всё, всё. Придет время!

В то время как такие разговоры происходили в приемной и в княжниной комнатах, карета с Пьером (за которым было послано) и с Анной Михайловной (которая нашла нужным ехать с ним) въезжала во двор графа Безухого. Когда колеса кареты мягко зазвучали по соломе, настланной под окнами, Анна Михайловна, обратившись к своему спутнику с утешительными словами, убедилась в том, что он спит в углу кареты, и разбудила его. Очнувшись, Пьер за Анною Михайловной вышел из кареты и тут только подумал о том свидании с умирающим отцом, которое его ожидало. Он заметил, что они подъехали не к парадному, а к заднему подъезду. В то время как он сходил с подножки, два человека в мещанской одежде торопливо отбежали от подъезда в тень стены. Приостановившись, Пьер разглядел в тени дома с обеих сторон еще несколько таких же людей. Но ни Анна Михайловна, ни лакей, ни кучер, которые не могли не видеть этих людей, не обратили на них внимания. Стало быть, это так нужно, решил сам с собой Пьер и прошел за Анною Михайловной. Анна Михайловна поспешными шагами шла вверх по слабо освещенной узкой каменной лестнице, подзывая отстававшего за ней Пьера, который, хотя и не понимал, для чего ему надо было вообще итти к графу, и еще меньше, зачем ему надо было итти по задней лестнице, но, судя по уверенности и поспешности Анны Михайловны, решил про себя, что это было необходимо нужно. На половине лестницы чуть не сбили их с ног какие то люди с ведрами, которые, стуча сапогами, сбегали им навстречу. Люди эти прижались к стене, чтобы пропустить Пьера с Анной Михайловной, и не показали ни малейшего удивления при виде их.
– Здесь на половину княжен? – спросила Анна Михайловна одного из них…
– Здесь, – отвечал лакей смелым, громким голосом, как будто теперь всё уже было можно, – дверь налево, матушка.
– Может быть, граф не звал меня, – сказал Пьер в то время, как он вышел на площадку, – я пошел бы к себе.
Анна Михайловна остановилась, чтобы поровняться с Пьером.
– Ah, mon ami! – сказала она с тем же жестом, как утром с сыном, дотрогиваясь до его руки: – croyez, que je souffre autant, que vous, mais soyez homme. [Поверьте, я страдаю не меньше вас, но будьте мужчиной.]
– Право, я пойду? – спросил Пьер, ласково чрез очки глядя на Анну Михайловну.
– Ah, mon ami, oubliez les torts qu"on a pu avoir envers vous, pensez que c"est votre pere… peut etre a l"agonie. – Она вздохнула. – Je vous ai tout de suite aime comme mon fils. Fiez vous a moi, Pierre. Je n"oublirai pas vos interets. [Забудьте, друг мой, в чем были против вас неправы. Вспомните, что это ваш отец… Может быть, в агонии. Я тотчас полюбила вас, как сына. Доверьтесь мне, Пьер. Я не забуду ваших интересов.]
Пьер ничего не понимал; опять ему еще сильнее показалось, что всё это так должно быть, и он покорно последовал за Анною Михайловной, уже отворявшею дверь.
Дверь выходила в переднюю заднего хода. В углу сидел старик слуга княжен и вязал чулок. Пьер никогда не был на этой половине, даже не предполагал существования таких покоев. Анна Михайловна спросила у обгонявшей их, с графином на подносе, девушки (назвав ее милой и голубушкой) о здоровье княжен и повлекла Пьера дальше по каменному коридору. Из коридора первая дверь налево вела в жилые комнаты княжен. Горничная, с графином, второпях (как и всё делалось второпях в эту минуту в этом доме) не затворила двери, и Пьер с Анною Михайловной, проходя мимо, невольно заглянули в ту комнату, где, разговаривая, сидели близко друг от друга старшая княжна с князем Васильем. Увидав проходящих, князь Василий сделал нетерпеливое движение и откинулся назад; княжна вскочила и отчаянным жестом изо всей силы хлопнула дверью, затворяя ее.
Жест этот был так не похож на всегдашнее спокойствие княжны, страх, выразившийся на лице князя Василья, был так несвойствен его важности, что Пьер, остановившись, вопросительно, через очки, посмотрел на свою руководительницу.
Анна Михайловна не выразила удивления, она только слегка улыбнулась и вздохнула, как будто показывая, что всего этого она ожидала.
– Soyez homme, mon ami, c"est moi qui veillerai a vos interets, [Будьте мужчиною, друг мой, я же стану блюсти за вашими интересами.] – сказала она в ответ на его взгляд и еще скорее пошла по коридору.
Пьер не понимал, в чем дело, и еще меньше, что значило veiller a vos interets, [блюсти ваши интересы,] но он понимал, что всё это так должно быть. Коридором они вышли в полуосвещенную залу, примыкавшую к приемной графа. Это была одна из тех холодных и роскошных комнат, которые знал Пьер с парадного крыльца. Но и в этой комнате, посередине, стояла пустая ванна и была пролита вода по ковру. Навстречу им вышли на цыпочках, не обращая на них внимания, слуга и причетник с кадилом. Они вошли в знакомую Пьеру приемную с двумя итальянскими окнами, выходом в зимний сад, с большим бюстом и во весь рост портретом Екатерины. Все те же люди, почти в тех же положениях, сидели, перешептываясь, в приемной. Все, смолкнув, оглянулись на вошедшую Анну Михайловну, с ее исплаканным, бледным лицом, и на толстого, большого Пьера, который, опустив голову, покорно следовал за нею.
На лице Анны Михайловны выразилось сознание того, что решительная минута наступила; она, с приемами деловой петербургской дамы, вошла в комнату, не отпуская от себя Пьера, еще смелее, чем утром. Она чувствовала, что так как она ведет за собою того, кого желал видеть умирающий, то прием ее был обеспечен. Быстрым взглядом оглядев всех, бывших в комнате, и заметив графова духовника, она, не то что согнувшись, но сделавшись вдруг меньше ростом, мелкою иноходью подплыла к духовнику и почтительно приняла благословение одного, потом другого духовного лица.
– Слава Богу, что успели, – сказала она духовному лицу, – мы все, родные, так боялись. Вот этот молодой человек – сын графа, – прибавила она тише. – Ужасная минута!
Проговорив эти слова, она подошла к доктору.
– Cher docteur, – сказала она ему, – ce jeune homme est le fils du comte… y a t il de l"espoir? [этот молодой человек – сын графа… Есть ли надежда?]
Доктор молча, быстрым движением возвел кверху глаза и плечи. Анна Михайловна точно таким же движением возвела плечи и глаза, почти закрыв их, вздохнула и отошла от доктора к Пьеру. Она особенно почтительно и нежно грустно обратилась к Пьеру.
– Ayez confiance en Sa misericorde, [Доверьтесь Его милосердию,] – сказала она ему, указав ему диванчик, чтобы сесть подождать ее, сама неслышно направилась к двери, на которую все смотрели, и вслед за чуть слышным звуком этой двери скрылась за нею.
Пьер, решившись во всем повиноваться своей руководительнице, направился к диванчику, который она ему указала. Как только Анна Михайловна скрылась, он заметил, что взгляды всех, бывших в комнате, больше чем с любопытством и с участием устремились на него. Он заметил, что все перешептывались, указывая на него глазами, как будто со страхом и даже с подобострастием. Ему оказывали уважение, какого прежде никогда не оказывали: неизвестная ему дама, которая говорила с духовными лицами, встала с своего места и предложила ему сесть, адъютант поднял уроненную Пьером перчатку и подал ему; доктора почтительно замолкли, когда он проходил мимо их, и посторонились, чтобы дать ему место. Пьер хотел сначала сесть на другое место, чтобы не стеснять даму, хотел сам поднять перчатку и обойти докторов, которые вовсе и не стояли на дороге; но он вдруг почувствовал, что это было бы неприлично, он почувствовал, что он в нынешнюю ночь есть лицо, которое обязано совершить какой то страшный и ожидаемый всеми обряд, и что поэтому он должен был принимать от всех услуги. Он принял молча перчатку от адъютанта, сел на место дамы, положив свои большие руки на симметрично выставленные колени, в наивной позе египетской статуи, и решил про себя, что всё это так именно должно быть и что ему в нынешний вечер, для того чтобы не потеряться и не наделать глупостей, не следует действовать по своим соображениям, а надобно предоставить себя вполне на волю тех, которые руководили им.