По картинам

Нравственные основы жизни человека. Основы нравственной жизни. «Нравственные основы семейной жизни»

В последнее время значительно увеличилось количество негативных из-лучений (мыслей, чувств, действий) человека. Они вызывают кризисы в обще-стве и природе, проникают в Космос, заражая его. Это угрожает человечеству глобальной катастрофой.

Знание этого должно повысить экологическую ответственность человека перед Богом, природой и обществом.

Спасение планеты Земля возможно путём применения человеком новых знаний психологической культуры в повседневной жизни. В пособии даны советы и рекомендации по воспитанию в семье, общественных институтах и ин-дивидуальной работе над собой. Изложена новая духовно-нравственная программа самосовершенствования

Следуя законам Всевышнего и делам его

ВВЕДЕНИЕ

Духовно-психологическое пособие « Основы нравственной жизни» – синтез духовных, психологических и медицинских знаний, которое включает двадцать разделов по духовно-нравственному просвещению и воспитанию детей и взрослых, новый моральный семейный кодекс, схему генеалогического древа рода и методику самосовершенствования.

Цель данного пособия: раскрыть причины мирового кризиса с духовно-психологической точки зрения, показать возможные последствия его для эволюции Земли и человечества и наметить пути выхода из кризиса.

Задачи методического издания.
Раскрыть новые психологические знания о структуре личности и индивидуальности и их взаимодействии.

Показать экологическую и эволюционную ответственность человека за свою Душу перед Богом, природой, обществом.

Выявить влияние положительных и отрицательных качеств Души человека на его здоровье.

Показать духовно-психологические особенности воспитания детей в семье и нравственно-психологические аспекты взаимоотношений в семье

Вскрыть духовно-нравственные проблемы молодёжи, пороки и порочные наклонности, показать пути коррекции и профилактики их безнравственного поведения.

Ознакомить с некоторыми законами Космической морали.

Показать взаимосвязь жизни Душ на Небе и на Земле по ро-дословному кармическому дереву.

Научить людей регулярно пользоваться новой методикой самосовершенствования в повседневной жизни.

Кризис, взаимосвязь духовного и материального и смысл жизни

Кризисы и кризисные явления поразили все стороны жизни общества, как материальные, так и духовные. Все проблемы по-родил кризис нравственности.

Безнравственность сделала общество духовно ущербным, что отразилось на материальной жизни, вызвало кризис материальный, экономический и экологический. Согласно Космическому закону равновесия материальное и духовное должны быть уравновешены в соотношении 1:1.

Но в настоящее время это со-отношение смещено в сторону материального и составляет 1:0. Ожидания, что кризис скоро закончится, неоправданны, пока не будет устранена главная причина его породившая – бездуховность (безнравственность).

Чрезмерные усилия государства: финансовые вливания в производства, какие-либо модернизации, технические усовершенствования не приведут к преодолению кризиса, пока большинство людей смыслом жизни будет считать накопление материальных благ, удовлетворение пищевых и сексуальных потребностей.

К чему может привести глобальный кризис? Каковы его последствия?

В последнее время люди всё больше стали проявлять отрицательные качества Души, что вызывает заражение планеты Земля и Космоса. Создаётся угрожающая ситуация, когда планета Земля может быть устранена из Солнечной системы разумными силами Космоса. Человечеству было дано множество предупреждений от духовных Учителей и пророков. Но человечество продолжает их игнорировать.

Как противодействовать гибели планеты Земля?
Нам представляется, что нужно начинать с конкретного, от-дельного человека, с семьи, со всех институтов воспитания, начиная с детского сада. Повернуть всю государственную политику навстречу человеку, его духовному миру. Заниматься семьей, семейным воспитанием.

Развивать и укреплять патриотические традиции, культуру, спорт, так как именно патриотизм, культура и спорт напрямую связаны с духовностью. Пропагандировать здоровый образ жизни, привлекательность семейной жизни.

Смыслом жизни люди должны принять веру в Бога, знание и выполнение нравственных законов Космоса, устранение отрицательных качеств своей Души и замены их положительными.

Изгнать с телеэкранов пошлость, разврат, насилие, так как эта зараза распространяется через телеэфир и интернет в виде электромагнитных волн так же, как при непосредственном кон-такте. Телевизор, компьютер и даже мобильный телефон теми же электромагнитными волнами заражают телезрителей, интернетчиков и абонентов телефонной мобильной связи пошлостью, развратом, насилием и тому подобным, непосредственно через Душу, усиливая её отрицательные качества.

Новые психологические знания о структуре человека
Каждый человек должен знать, что он представляет собой личность и индивидуальность.

Личность – это тело, разум, характер, эмоции, чувства, по-ведение, поступки, мышление, речь.

Индивидуальность – скрытая духовная единица человека, имеющая электромагнитную природу. Состоит из Духа, Души и Зерна Духа. Личность обладает физическим телом и разумом, здоровыми или больными, и проявляет себя в общественной жизни как нравственная или безнравственная. Индивидуальность (Душа) может быть здоровой или больной. В жизни про-являет себя духовной или бездуховной.

Существует ряд общезначимых норм, действительных для всех времен. Это простейшие требования нравственности – не лги, не воруй, не чини насилия, которые человек возводит в свой императив повеления.

Лишь на этом нравственном базисе может утверждаться личностная независимость индивидуума, развиваться его умение направлять свою деятельность, строить свою жизнь осмысленно и ответственно.

Безответственность наиболее чужда индивидуальной независимости. Нет ничего более пагубного для личностной целостности, чем беспринципность.

Тягчайшие испытания, выпавшие на долю людей в XX столетии, подтвердили справедливость этих утверждений. В 1938 г. венский психиатр Бруно Беттельгейм был заключен в концентрационный лагерь. В течение двух лет, проведенных в Дахау и Бухенвальде, он в уме сочинял книгу, где анализировалось состояние и поведение людей в условиях чудовищных массовых экспериментов, затеянных фашизмом. В 1960 г. она вышла в свет под названием «Просвещенное сердце».

Целью гитлеровского концлагеря, свидетельствовал Беттельгейм, была «ампутация личности в человеке» – формирование «идеального заключенного», которой реагировал бы на команды надсмотрщика мгновенно, не рассуждая, наподобие автомата или запуганного ребенка. Содержа людей в условиях хронического недоедания и стадной барачной скученности, применяя унизительные наказания, поддерживая с помощью произвольных казней «общий фон террора», фашисты в основном достигли того, к чему стремились.

Однако оказалось, что «идеальный заключенный», как правило, становился совершенно нежизнеспособным существом. После «ампутации личности» в нем разрушались также качества индивидуальности и индивидуума: атрофировались способности, затухала память, притуплялся даже инстинкт самосохранения. «Идеальный заключенный» был истощен, но не испытывал голода, пока надзиратель не крикнет «ешь», он двигался машинально, безропотно слабел и, наконец, что называется, «весь вымирал». По наблюдению Беттельгейма, в «идеальных заключенных» быстрее всего превращались либо расчетливые циники, либо люди с чиновничье-клерковской психологией, которые никогда не ведали долга, выходящего за рамки инструкций, и привыкли бездумно говорить: «У меня был приказ». И, наоборот, дольше и успешнее других разрушению личности сопротивлялись те, кого принято называть ригористами: «людьми долга», «людьми принципа».

Общечеловеческие нравственные нормы образуют фундамент, над которым надстраивается все многообразие более поздних моральных ценностей и норм.

Можно выделить такие характеристики человека, которыми он обладает, живя в обществе: 1.

Человек изначально деятелен, все его специфические свойства формируются в ходе развития предметной деятельности, то есть исторически. 2.

Человек не может существовать без других людей, ибо специфически человеческий способ жизнеобеспечения – труд уже по своему происхождению является коллективной совместной деятельностью. 3.

Особое значение, которое человек получает внутри общества, в конечном итоге определяется его местом в сложной и многообразной системе отношений, складывающихся относительно общественного труда. Все особые роли и достоинства, отличающие одного индивидуума от другого, являются общественными отношениями. Каждое из качеств, присущих отдельному индивидууму, представляет собой нечто действительное лишь постольку, поскольку реализуется как отношение данного индивидуума к другим людям.

Нравственность не просто средство общественного регулирования индивидуального поведения, это еще и средство духовно-персонального выживания самого индивидуума. Там, где нет свободно выбранных нравственных обязанностей, начинается общая деградация человека. Хочется согласиться с мнением восточного поэта Анвари:

Для человека мысль – венец всего живого,

А чистота души есть бытия основа.

По этим признакам находим человека:

Всех тварей на земле превыше он от века.

А если он живет, не мысля и не веря,

То этот человек не отличим от зверя.

Французский социолог Э. Дюркгейм в книге «Самоубийство» обратил внимание на то, что расчету с жизнью, как правило, предшествует «аномалия» (беззаконность), ценностно-нормативный кризис, состояние, когда для человека ничто не свято и не обязательно.

«Пошел и удавился», – так говорит Евангелие о конце Иуды Искариота, отрекшегося от принципов и предавшего врагам учителя своего. Даже тридцать сребреников, назначенных за предательство, потеряли в глазах Иуды всякую ценность и интерес: перед смертью он бросил их в лицо жрецам-плательщикам. Аномалия, полная апатия и бегство в смерть.

Жизнеспособность животного инстинктивно непроизвольна. Жизнеспособность человека основана на воле к жизни и предполагает постоянное личностное усилие. Смысл жизни по сути своей «сверхпрагматичен», главный вопрос: «ради чего жить?». Один из героев В. М. Шукшина высказывается так: «Ну, живешь, ну, жрешь, ну, детей родишь, – а зачем?.. Родиться бы мне ишо разок! А? Пусть это не считается, что прожил».

Поиск смысла жизни – одна из сложнейших задач, стоящих перед личностью. Самореализоваться, развернуть свой талант можно только в обществе. Человеку заданы не таланты, а предпосылки, задатки. Для самореализации личности нужен принцип высокого гуманизма, здоровый коллектив, доброжелательность, доброта – в общем, объективные условия, способные поднять человеческий дух. Каждый нормальный человек рано или поздно задается вопросом жизни и смерти, конечности индивидуального существования.

Реакция на осознание своей смертности различна. Человек живет, отягощенный знанием о грядущей собственной смерти, хотя таится это знание в скрытых глубинах сознания. И наличием такого знания в духовном опыте человека в значительной степени и объясняется острота, с которой перед ним встает вопрос о смысле и цели жизни.

Человек, осознавая конечность своего земного существования и задаваясь вопросом о смысле жизни, начинает вырабатывать собственное отношение к жизни и смерти.

И тема эта занимает центральное место во всей культуре человечества. История мировой культуры раскрывает извечную связь поисков смысла человеческой жизни с попытками разгадать таинство небытия, а также со стремлением жить вечно, и если не материально, то хотя бы духовно, нравственно победить смерть, например «Нет, весь я не умру» у А.С. Пушкина.

Поиском ответа на этот вопрос занимаются многочисленные науки, каждая из которых пытается предложить человеку определенные решения.

Философия обращается к разуму человека и исходит из того, что человек сам ищет ответ, прилагая собственные духовные усилия.

Накопленный человечеством нравственный опыт долгое время осмысливался в рамках религиозных систем, а обобщение обоснованных ими моральных ценностей подкреплялось ссылками на суд и воздаяние, которые ожидают каждого после смерти.

Философская концепция смысла человеческой жизни исходит прежде всего из ее самоценности и самоцельности, но важно при этом не только видеть смысл жизни человека в самой жизни, но и отвечать на вопрос: «Для чего жить?». Такое научное понимание жизни человека органически соединяется с ценностным подходом. Человеческая жизнь оказывается не случайной и не бессмысленной, поскольку личность рассматривается как часть целого – человеческого общества.

Проблема смысла жизни имеет другую сторону, относящуюся к реальной, природно-биологической бесконечности человечества и бессмертию его разума, а также к возможности других форм жизни и разума, внеземных цивилизаций в бесконечной Вселенной. Эта чрезвычайно интересная сторона вопроса широко обсуждается в современной научной и философской литературе. Космизация человечества (выход в будущем в бесконечные просторы Вселенной) изменит во многом наши представления о времени, что будет связано с новым пониманием смысла человеческой жизни, ее деятельности, смерти и бессмертия, приведет к осознанию космического предназначения и ответственности человека и человечества.

Кант писал, что самая действительно нужная человеку наука – это та, которая поможет занять человеку указанное место в мире и научит его быть человеком. Он провозгласил человека, человеческое счастье (благо, блаженство) самой высокой ценностью и высшей целью. Понятие высших целей человеческого разума, сформулированное Кантом, проникнуто гуманизмом.

Гуманизм – это совокупность взглядов, выражающих уважение к достоинству и правам человека, его ценности как личности; заботу о благе людей, их всестороннем развитии, о создании достойных человека условий жизни. Как идейное течение гуманизм складывается в эпоху Возрождения (IV–VI вв.). В этот период гуманизм является идеологией прогрессивной буржуазии, боровшейся против феодализма и геологических взглядов Средневековья.

Гуманисты провозгласили свободу человеческой личности, право человека на наслаждения и удовлетворение земных потребностей. Крупнейшие гуманисты эпохи Возрождения – Ф. Петрарка, А. Данте, Д. Боккаччо, Леонардо да Винчи, Э. Роттердамский, Д. Бруно, Ф. Рабле, М. Монтень, Н. Коперник, В. Шекспир, Ф. Бэкон и другие – сыграли важную роль в формировании нового гражданского мировоззрения.

Человек – главная фигура общества и его истории. Из этого мы и должны исходить, когда рассматриваем гуманистические традиции в истории общества. Человек имеет много измерений, но самое главное – это осознание свободы. Свобода человека означает его независимость и раскрепощенность, с одной стороны, от природной, с другой стороны, от социальной зависимости. Именно потребность в сохранении свободы заставляет человека объединяться, потому что только объединенные усилия людей позволяют им противостоять царству слепой необходимости, природе. Воздействуя на природу, человек начинает использовать ее для себя, расширяя свой крохотный островок свободы.

Проблема свободы тесно связана с проблемой справедливости. Справедливость – морально-нравственная категория, связанная с исторически меняющимися представлениями о правах человека.

Идеи гуманизма были заложены в систему традиций человеческого общения и имеют свою многовековую историю. На Руси издавна были фамильные династии ученых, политиков, военных деятелей, промышленников. От старшего поколения к младшему передавалось не только профессиональное мастерство, но и нормы поведения, определенные нравственные установки. Содержанием общечеловеческих ценностей является знание языка, литературы, умение разбираться в живописи, искусстве. Это способствует развитию гуманизма.

Каждая историческая эпоха формирует свои ценности, которые в той или иной степени определяют поведение человека. В процессе своего самоутверждения человек опирается на те ценности, которые для него кажутся несомненными. В наше время такими несомненными ценностями являются мир, демократия, прогресс и сам человек как ценность особого рода. Указанные ценности тесным образом взаимосвязаны. Это мир в условиях демократии, служащая миру демократия, человек как высшая ценность и демократическое общество, располагающее гуманистическими социальными институтами и отношениями; демократическое общество как форма человеческого общежития, благоприятствующее решению жизненных проблем человечества.

Познание каждым человеком этих ценностей служит основанием для становления целостного человека. Отсюда образ человека предстает в единстве материального и духовного мира, когда истинно человеческой сущностью признается не только одна сторона его существа, скажем разумная, духовная, в противовес телесной, биологической. Образ целостного человека основан на гуманистическом единстве духа и природы, заключенном в самом человеке.

Образ человека нового типа, несомненно, является идеалом, но идеалом жизненным, в определенной степени обусловливающим диалектику объективных и субъективных личностных сил общественного развития. Этот идеал целостного человека в определенной степени объективирован в результатах материальной и культурной деятельности.

5.4. Ценностное осмысление социальных проблем человека

в потребительской кооперации

Каждая историческая эпоха формирует свои ценности, которые в какой-то степени определяют поведение человека.

В социальной работе такими ценностями являются: толерантность, эмпатия, благотворительность. Ценностями потребительской кооперации также являются уважение к человеку, помощь, борьба с бедностью, возрождение духовности, забота об обществе взаимопомощь.

Кооперативная культура – социально значимая творческая деятельность, опредмеченная в кооперативных нормах, ценностях, традициях.

Кооперативная философия – это способ бытия человека в мире, способ отношения к миру через систему кооперативных ценностей.

Социальная работа в кооперации – вид профессиональной деятельности, направленный на удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов пайщиков, на создание условий, позволяющих смягчать жизненные трудности и преодолевать бедность.

Психология управления в кооперации – отрасль психологической науки, изучающая динамику психической деятельности человека по управлению персоналом в кооперации. Психологические отношения в управлении кооперативными организациями определяются спецификой норм, задач и ценностей кооперативного движения.

Потребительская кооперация характеризуется как социально ориентированная система. Это означает, что она реализует социальную миссию.

Социальная миссия включает такие присущие только кооперации черты, как демократичность, главенствующую роль пайщиков, автономность, а также предусматривает борьбу с бедностью, предоставление людям работы, заботу о нетрудоспособных, инвалидах, пенсионерах, привлечение в органы управления и контроля женщин и молодежи и многие другие.

Выполнение социальной миссии потребительской кооперации связано с сохранением рабочих мест на действующих предприятиях и созданием новых рабочих мест за счет увеличения объемов деятельности и развития новых производств. Реализация социальной миссии включает увеличение бытовых и производственных услуг для населения.

Задача потребительских обществ и союзов – превратить кооперативы в центры духовной жизни сельского населения.

Отсюда образ человека предстает в единстве материального и духовного мира, образ целостного человека основан на гуманистическом единстве духа и природы, заключенном в самом человеке. Идеал целостного человека в определенной степени объективирован в результатах материальной и культурной деятельности.

Феноменологическая редукция позволяет понять сознание человека как реального соучастника реально существующего мира. Без включения сознания в конкретную картину мира нельзя понять мир культурных форм, а также эволюцию Вселенной.

Многие авторы, отдавая дань времени, обрушились на тезис, что сознание отражает общественное бытие, называя этот тезис бессмысленным. Однако пока не создана такая парадигма мышления, которая помогла бы рационально объяснить и предсказать все явления общественной жизни. Поэтому так актуально звучит проблема целостного человека как субъекта и как объекта социальной работы.

Сегодня возникла проблема целостного осмысления человека и как субъекта, и как объекта социальной работы, её теоретического постижения, моделирования и практического, прикладного освоения как повседневной социальной практики.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Смоленский институт экономики

Филиал НГОУ

Санкт- Петербургской академии управления и экономики

Контрольная работа

по дисциплине: «Этика и эстетика»

вариант № 19

Выполнила:

студентка гр. ГМУ 493

Карелина А.Н.

Смоленск 2008

Вопросы:

1. Нравственное воспитание, как основа жизни общества

2. Дать определения понятиям: долг, идеал, добро, зло, справедливость

Ответ 1

В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование ее нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, подчинятся определенным нормам, правилам и требованиям. Вот почему в каждом обществе вырабатывается множество разнообразных средств, функцией которых является регуляция поведения человека во всех сферах его жизни и деятельности - в труде и в быту, в семье и в отношениях с другими людьми, в политике и науке, в гражданских проявлениях, играх и т.д. такую регулирующую функцию, в частности, выполняют правовые нормы и различные постановления государственных органов, производственно -административные правила на предприятиях и в учреждениях, уставы и инструкции, указания и приказы служебных лиц и, наконец, нравственность.

Есть существенное отличия в том, как влияют на поведение людей различные правовые нормы, законы, административные правила и указания служебных лиц, с одной стороны, и нравственность - с другой. Правовые и административные нормы и правила имеют обязательный характер, и за их нарушение личность несет юридическую или административную ответственность. Нарушил, например, человек тот или иной закон, опоздал на работу или не выполнил соответствующих служебных инструкций - неси правовую или административную ответственность. В обществе созданы даже специальные органы (суд, прокуратура, милиция, различные инспекции, комиссии и т.д.), которые наблюдают за выполнением законов, разных постановлений и обязательных указаний и применяют соответствующие санкции (от лат. строжайшее постановление) к тем, кто их нарушает.

Иное дело нравственность, или мораль. Нормы и правила, которые относятся к ее сфере, такого обязательного характера не имеют, и практически их соблюдение зависит от самой личности.

Когда же тот или иной человек их нарушает, общество, знакомые и незнакомые люди имеют только одно средство воздействия на него - силу общественного мнения: упреки, моральное порицание и, наконец, общественное осуждение, если аморальные действия и поступки приобретают еже более серьезный характер.

Возьмем тот же пример с опозданием. Если человек опоздал на работу, на него может быть наложено административное взыскание (предупреждение, выговор и т.д.). Но если тот же человек опоздал на встречу со своим знакомым и последний был вынужден долго ждать его, никаких санкций не бывает, а значит может его только упрекнуть или сделать товарищеское замечание. Как видим, соблюдение моральных норм и правил базируется не на предупреждении, а главным образом на сознательности самой личности, на понимании ею этих норм и правил и необходимости их соблюдения. В этике - философской науке о морали - существуют две основные нравственные категории - добро и зло. Соблюдение моральных требований, их поддержка личностью обычно ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как нравственное зло. Понимание этого и побуждает личность общества, совершенствовать свое поведение, что одновременно означает и ее моральное развитие. Правда, немаловажную роль здесь играет сам характер нравственности и ее содержание. Нравственность фашистского тоталитарного государства, например, развращала людей, возбуждала в них человеконенавистничество и вела к деградации личности. Только мораль гуманного и демократического общества, которая сама носит прогрессивный характер, содействует действительному прогрессивному развитию и совершенствованию личности.

Но моральные усовершенствования поддерживаются не только силой общественного мнения, большую роль в этом играют нравственные обычаи, привычки и традиции, которые культивируются в обществе. Люди давно заметили, что нравственность личности не может основываться только на ее моральной сознательности, что она становится более прочной, когда соблюдение нравственных норм и правил приобретает характер привычных способов поведения и деятельности. Это как будет показано ниже, имеет большое значение для воспитания. Здесь же подчеркнем следующее положение. Поскольку соблюдение нравственных требований общества в конечном итоге зависит от самой личности, поскольку она выступает в качестве хранительницы и субъекта морального прогресса, вполне понятно, какое огромное значение приобретает нравственное воспитание, повышение его содержательности и педагогической действительности. Многие общественные деятели, писатели и педагоги с давних времен считали, что нравственное воспитание не только оказывает решающее влияние на формирование положительных качеств личности, но и является главной задачей школы и должно быть в центре ее воспитательной деятельности.

Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились с давних времен. Подчеркнем, что они связывались главным образом с тем, что только нравственное воспитание обеспечивает формирование у личности добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям. Вот что писал об этом Я.А. Коменский. В своем трактате “ наставление нравов” он приводил изречение древнеримского философа Сенеки: “научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней”. Там же цитировал народное изречение: “ кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает” Яковлев Е.Г. Эстетическое как совершенное. - М., 1995, с. 281 .

Нравственное воспитание выдвигал на первый план немецкий педагог Иоган Гербарт. Другое дело, что в соответствии с идеалами общества, в котором он жил, он вкладывал в понятие нравственного воспитания человека понятие покорности, дисциплины и безропотного подчинения авторитету власти. Он писал: “Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность” Гусейнов А. А. Золотое правило нравственности. - М., 1995, с. 57 .

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой, он говорил, что из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.

Осмысливая сущность нравственности личности, следует иметь в виду, что в качестве синонима этого понятия зачастую употребляется термин мораль.

Между тем эти понятия необходимо различать. Под моралью в этике обычно понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности. Нравственность человека трактуется как совокупность его сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Формирование нравственности, или нравственной воспитанности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и как неуклонное соблюдение.

Но что означают моральные (нравственные) нормы, правила и требования к поведению личности? Они есть не что иное, как выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в различных сферах общественной и личной жизни, а также в общении и контактах с другими людьми.

Мораль общества охватывает большое многообразие этих отношений. Если их сгруппировать, то можно четко представить содержание воспитательной работы по формированию нравственности. В целом эта работа должна включать в себя формирование следующих моральных отношений:

А) отношение к политике нашего государства: понимание хода и перспектив мирового развития; правильная оценка событий внутри страны и на международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости, демократии и свободе народов;

Б) отношение к родине, другим странам и народам: любовь и преданность родине; нетерпимость к национальной и расовой неприязни; доброжелательность ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений;

В) отношение к труду: добросовестный труд на общее и личное благо; соблюдение дисциплины труда;

Г) отношение к общественному достоянию и материальным ценностям: забота о сохранении и умножении общественного достояния, бережливость, охрана природы;

Д) отношения к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность, взаимное уважение, забота о семье и воспитании детей;

Е) отношение к себе: высокое сознание общественного долга; чувство собственного достоинства, принципиальность.

Как видим, каждое из перечисленных отношений включает в себя целый ряд норм, правил и требований, которых должна придерживаться личность и которые составляют основу ее жизни и поведения. Именно эти правила и требования не только детализируют содержание нравственного воспитания, но и указывают на его исключительно большую многогранность.

Но для нравственного воспитания необходимо хорошо ориентироваться не только в его содержании. Не менее важно детально осмыслить, какого человека можно считать нравственным и в чем, собственно говоря, проявляется настоящая сущность нравственности вообще. При ответе на эти вопросы, на первый взгляд, напрашивается вывод: нравственным является тот человек, который в своем поведении и жизни придерживается моральных норм и правил и выполняет их. Но можно выполнять их под влиянием внешнего принуждения или стремясь показать свою “нравственность” в интересах личной карьеры или желая добиться других преимуществ в обществе. Подобная внешняя “нравственная благовидность” есть не что иное, как лицемерие. При малейшем изменении обстоятельств и жизненных условий такой человек, как, хамелеон, быстро меняет свою нравственную окраску и начинает отрицать и ругать то, что раньше хвалил.

В условиях, обновляющихся в стране социальных обстоятельств, демократизации и свободы общества исключительно важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла нравственные нормы правила не благодаря внешним общественным стимулам или принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству и глубокого понимания их необходимости.

Нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения. Говоря точнее, в своем истинном значении нравственность не имеет ничего общего с послушно-механическим, вынуждаемым только внешними обстоятельствами и требованиями выполнением установленных в обществе моральных норм и правил. Она есть не что иное, как внутренний категорический императив личности, в качестве побудительных сил которого выступают ее здоровые общественные потребности и связанные с ними знания, взгляды, убеждения и идеалы. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляет глубинную сущность нравственного воспитания.

В этом смысле нравственность личности органически связана с ее моральными чувствами, с ее совестью, с постоянной оценкой своего поведения и стремлением к искреннему раскаянию в тех случаях, когда допущены нарушения моральных принципов. Совесть и раскаяние личности в своих аморальных поступках - сильнейшие стимулы ее нравственного развития и самосовершенствования. К сожалению, формированию этих личностных чувств не всегда придается должное значение. Все это показывает, что нравственное развитие личности невозможно без формирования ее моральной сознательности, моральной совести и глубокого внутреннего стремления к моральному благородству.

Рассматривая содержание нравственного воспитания, мы отмечали, что должно быть направлено на формирование у личности нравственных отношений к родине, труду, общественному достоянию, охране природы, к людям и самой себе. Но моральные отношения не возникают и не существуют сами по себе. Они органически связанны с деятельностью человека и обуславливаются ею. Это очень важное положение. Из него следует: чтобы формировать у личности нравственные отношения, необходимо включать ее в соответствующие виды деятельности и использовать их для выработки и воспитания этих отношений.

Ответ 2

Добро и зло являются самыми важными, первыми категориями этики, поскольку добро и зло служат для различия морального и аморального, нравственного и безнравственного, ответственного и безответственного в поведении человека.

В понятии добра отражается в виде абстрактной моральной идеи то, что должно быть и заслуживает одобрения, люди выражают в понятии добра свои наиболее общие интересы, пожелания, надежды на будущее. Понятие «зло» - это категория этики, которая по своему содержанию является противоположностью добра. Зло, как понятие морального сознания, выражает представления о безнравственном, о том, что противоречит требованиям морали, заслуживает осуждения.

Добро и зло как бы представляют собой две стороны одной медали. Они взаимоопределяют друг друга и всегда сосуществуют в единстве, выступая как один из атрибутивных, фундаментальных признаков бытия, как одна из его существенных закономерностей. Человек узнает зло, поскольку имеет представление о добре, он ценит добро, испытав на собственном горьком опыте, что такое зло. Добро и зло связаны тем, что они взаимно отрицают друг друга, но вместе с тем они и как бы определяют друг друга.

Моральное сознание включает в себя не только размышление о важных вопросах человеческого существования, но и побуждения чувствовать, мыслить и, разумеется, действовать в определенном направлении, заданном высшими моральными ценностями, нравственными нормами. Это побуждающее свойство морали особенно хорошо просматривается при обращении к такому понятию морального сознания, как долг. В повседневном общении мы нередко говорим: долг учителя, долг руководителя, долг офицера и, наконец, долг Человека. Что под этим обычно подразумевается? Пожалуй, совокупность обязанностей, которые общество предъявляет к личности. Но моральное поведение осуществляется не автоматически. Поэтому долг необходимо включает в себя осознание своей ответственности перед другими людьми, перед обществом, перед самим собой. Иначе говоря, в долге осмысляется, переживается отношение человеческой личности к другим (ближним и дальним), к обществу.

Осознание долга находится в тесном взаимодействии и другим компонентом морального сознания - справедливостью. Словом, если добро, образно говоря, одно для всех, то справедливость поворачивается к каждому конкретному человеку по-разному, задевает каждого, вызывает самые различные переживания - от черной зависти и негодования до самой трепетной благодарности. Иначе говоря, сознание справедливости в отличие от сознания добра более конкретно, увязано с жизненно важными повседневными интересами людей и эмоционально более насыщено.

Идеал представляет собой некий моральный стандарт, который не зависит от вкусов, моды. Идеал выступает как наиболее общее, универсальное и абсолютное нравственное представление о должном, это образ совершенства в отношениях между людьми, это высший образец нравственной личности.

Список литературы:

1. Голубева Г.А. Этика. - М. 2002

2. Дробницкий О.Г. Понятие морали.- Мн., 1998.

3. Зеленкова И.Л. Основы этики. - М, 1974.

4. Милтс А.А. Этическая мысль. - М., 1991.

5. Половинкин А.И. Этические законы. - М., 2005.

Подобные документы

    Понятие основных этических категорий. Соотношение в человеке добра и зла. Добродетели и пороки. Традиции разделения милосердия и справедливости в истории философии. Проблема соотношения идеала и реальности. Идея непреодолимой связи добра и зла.

    контрольная работа , добавлен 01.09.2013

    Добро как этическая категория. Изучение основных принципов гуманистической этики. Справедливость в истории культуры и общества. Мораль - основной нормативный регулятор действий человека во всех сферах жизнедеятельности. Влияние морали на поведение людей.

    контрольная работа , добавлен 10.06.2015

    Проблемы современного воспитания, разрушение социальных связей и нравственных устоев. Структура и функции нравственного воспитания. Функции организации процесса нравственного развития и совершенствования личности, целенаправленное воздействие на учащихся.

    контрольная работа , добавлен 28.01.2009

    Для чего нужна мораль? Религиозная мораль. Нравственные аспекты общественного поведения и активность личности. Становление морали и ее развитие. Сознание общественного долга, чувство ответственности, вера в справедливость.

    реферат , добавлен 03.10.2006

    Добро и зло как основа этических категорий. Природа и содержание добра и зла. Взаимоопределенность добра и зла. Выбор. Конструктивна ли роль зла? История моральной философии и моралистики. Исторический процесс формирования понятий.

    курсовая работа , добавлен 27.07.2002

    Происхождение терминов "этика", "мораль", "нравственность". Особенности этических учений античной эпохи. Мораль как сфера общественной жизни. Развитие норм человеческого поведения в процессе развития общества. Духовная и практическая стороны морали.

    реферат , добавлен 07.12.2009

    Этика как одна из древнейших отраслей философии. Мораль - система этических ценностей, которые признаются человеком. Важнейшие категории этики: добро, зло, ответственность, справедливость, долг. Этика делового общения и этикет как манера поведения.

    контрольная работа , добавлен 19.02.2009

    Понятие долга. Этика долга И.Канта. Профессиональный долг. Справедливость. Справедливость и добро. Мыслители Древнего мира о справедливости. Равенство - исходный принцип справедливости. Истоки справедливости. Социальная справедливость.

    реферат , добавлен 22.12.2003

    Сущность понятия "мораль". Регулятивная, ценностно-ориентирующая, познавательная и воспитательная функция морали. Структуры нравственного сознания. Совесть и долг как морально-психологические механизмы самоконтроля личности. Смысл жизни, счастье.

    лекция , добавлен 08.05.2012

    Происхождение сознания долга, его структура и роль в жизни личности и общества. Этика долга И. Канта; гражданский долг и личный интерес. Понятие и становление этики, классификация этических ценностей. Основные принципы профессиональной медицинской этики.

«Нравственные основы жизни человека».

Урок по обществознанию в 8 классе

Задачи

Образовательные: познакомить учащихся с понятием любовь; рассказать о том, что тема любви в разное время использовалась в музыке, живописи, литературе.

Коррекционно-развивающие: корригировать познавательные способности (речь, мышление, память, внимание); работать над развитием умения приводить свои собственные примеры, участвовать в обсуждении какого-либо вопроса; формировать навык работы с дополнительными материалами.

Воспитательные: воспитывать чувство любви к классической музыке, живописи, литературе; воспитание мотивации к обучению.

Оборудование и материалы: методические рекомендации по обществознанию для 8-х классов; ТСО (телевизор, DVD-плеер, аудиопроигрыватель); карточки с дополнительным материалом.

Тип урока: сообщение новых знаний.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний, объявление новой темы.

Вступительное слово учителя. Объявление новой темы: «Нравственные основы жизни человека».

3. Изучение нового материала.

Вопрос для учащихся перед началом изучения новой темы:

Как вы понимаете слово любовь? (Ответы учащихся)

Сегодня на уроке мы постараемся разобраться в различных понятиях слова любовь.

Изучение новой темы строится на основе объяснительного чтения.

Стр. 31, 1-й абзац (один ученик читает, остальные следят):

В каких значениях используется понятие любовь?

Задание

Приведите примеры любви к Родине, любви к своему делу, любви к жизни.

Просмотр отрывка видеофильма о Нике Вуйчиче.

До начала просмотра учитель читает дополнительную информацию:

Ник Вуйчич родился с синдромом Тетра-Амелия, редким наследственным заболеванием, приводящим к отсутствию четырех конечностей.

Вопрос после просмотра:

Какие чувства у вас вызвал просмотр данного видеофильма?

3-4 ученика читают отрывки из дневника польской школьницы Барбары.

К сожалению, нередко человек самому себе становится злейшим врагом, оказываясь в плену пагубных привычек и пристрастий. Курению, употреблению алкоголя, наркотики – вот то, что, разрушая здоровье, неизбежно сокращает человеческую жизнь.

У нас в руках дневник польской школьницы Барбары (Баськи – как она сама себя называла). Начат он 20 декабря 1977 года, а последняя запись сделана 25 июня 1980 года. Всего два с половиной года мучений, отчаяния, страха, одиночества. Барбара Росек погибла, оставив нам историю своей загубленной жизни.

Читаем записи, сделанные Барбарой за несколько дней до смерти.

Баська, возьми себя в руки. Так нельзя. Я знаю, что так нельзя. Но как можно выдержать эту чудовищную боль? Я окончательно развалилась. Надо как-то собрать себя по кусочкам. Приладить их все по очереди. Но я не могу вырваться из этого порочного круга. Наверное, из него уже нет выхода.

Другого пути, похоже, и не было. Даже если бы можно было повернуть все назад, вернуться в детство, то, кажется, все равно было бы все то же самое. Первая порция морфина в 14 лет – и экстаз от того, что входишь в мир наркоманов. Презрение к обыкновенным, заурядным людям. И я, такая важная, надутая говняшка, которая сама себе поклонялась, как идолу.

Наркотики больше не приносят мне никакого удовольствия. Но с ними мне все-таки не так плохо. Да, так-то оно так, если б я еще продолжала существовать, но ведь меня уже нет. Осталось еще кое-что чисто биологическое, с чем пора покончить, потому что это кое-что уже не имеет права на существование. Я увязала не самом дне. В зеркале видны только одни глаза, которые смотрят на мое падение. Мои глаза, которые когда-то так хотели смотреть на мир.

Вопрос:

Какие мысли и чувства вызвали у вас отрывки из этого дневника?

Задание

Сравните просмотренный отрывок видеофильма и прочитанные отрывки из дневника Барбары. В каком случае можно сказать о любви к жизни?

Дальнейшая работа с текстом.

Стр. 31, 3-й абзац:

На что ориентируется мораль? (Вспоминают, что такое идеал)

Почему любовь – это стремление к идеалу?

4-й абзац:

В чем заключается нравственная сила любви?

Словарная работа: Миротворчество – поддержание мира.

Почему любовь является высшей ценностью морали?

Т.е. мы можем сказать, что любовь – это высшая ценность морали.

5-6-й абзац:

Что еще такое любовь?

Без чего не может существовать любовь?

Что обязательно должно быть у влюбленных?

Словарная работа: Гармония – согласованность, стройность в сочетании интересов, лад, порядок, слаженность.

Таким образом, любовь – духовный союз влюбленных.

7-й абзац:

Назовите черную тень любви.

Почему возникает ревность?

А теперь давайте узнаем, как тема любви в разное время использовалась в музыке и живописи.

Ученики слушают отрывок из «Лунной сонаты» Бетховена.

Вопрос:

Как вы думаете, это произведение является грустным или веселым?

Действительно, это музыкальное произведение является грустным. И оно было создано под влиянием любви.

Дополнительная информация:

История возникновения “Лунной сонаты” ярка и интересна. Бетховен назвал ее “Соната в духе фантазии”.
Название “Лунная”, уже после смерти композитора, дал ей один из друзей Бетховена – поэт Людвиг Рельштаб. Он увидел картину лунной ночи, тихой глади озера и безмятежно плывущей по ней лодки.
Как раз в то время, когда Бетховен ощутил приближение глухоты, он почувствовал, что впервые в жизни к нему пришла настоящая любовь. О своей очаровательной ученице, юной Джульетте Гвичарди, он стал думать, как о своей будущей жене. Джульетта поощряла композитора, но была слишком легкомысленна и поверхностна, чтобы понять гениального учителя. Она, воспитанная в аристократической семье, – свысока смотрела на своего учителя. Она нанесла Бетховену двойной удар: отвернулась от него и вышла замуж за Роберта Галленберга – бездарного сочинителя музыки, зато графа.
“Лунная соната” и была создана в эту трудную пору жизни композитора. Под настоящим ее названием Бетховен написал: “Посвящается графине Джульетте Гвичарди”.

Просмотр видеофайла «Любовь в живописи».

Кроме того, тема любви очень широко используется в литературе (стихи, поэмы, романы и др.).

Вывод по теме: Сегодня мы узнали о том, что понятие любовь используется в различных значениях, это может быть любовь к …… (Родине, жизни, своему делу и т.д.). Так же мы выяснили, что любовь – это … (высшая ценность морали) и … (духовный союз влюбленных). Тема любви в разное время использовалась … (в музыке, живописи, литературе).

4. Первичное закрепление изученного материала.

Какую тему изучили на уроке?

- Почему любовь – это стремление к идеалу?

Докажите, что любовь является высшей ценностью морали.

Без чего не может существовать любовь между двумя людьми?

Как мораль помогает человеку победить ревность?

5. Подведение итогов.

Местом передачи жизненного опыта от прошлого к будущему. Крепкая семья становится хранительницей традиции и творческой лабораторией нового. … Семья есть место любви и тепла, постоянных трудов и полноценного отдыха» - так считают авторы – составители и инициаторы экспериментального курса иерей, священник храма Рождества Христова г. Екатеринбурга Моисеев Д.А. и монахиня Нина (Крыгина), насельница Среднеуральского женского монастыря в честь иконы Божией Матери, кандидат психологических наук.

Потребность в данном предмете для учащихся старших классов очевидна: кризис семейных отношений наблюдается не только в российском обществе , но и во всем мире. За прошедшее столетии в нашем Отечестве нарушилась связь поколений, утратились нравственные основы семейных традиций, зачастую семейные отношения носят характер формальный, чисто партнерский. Истинно семейная жизнь в современных условиях – это подвиг, и к этому надо готовить себя.

Целью курса, как справедливо считают авторы учебника «Нравственные основы семейной жизни», является «введение старшеклассников в традиционную для нашего Отечества систему семейных ценностей, подготовка их к созданию крепкой, многодетной, счастливой семьи»

Данный эксперимент был предложен 2 школам в городе Шарье –№21 и №4.

Выбор школы в качестве экспериментальной был не случайный.Наша школа (№4) является муниципальной опорной площадкой по духовно – нравственному воспитанию. С 2007 г. в школе реализуется программа духовно нравственного воспитания «Возрождение» Накоплен большой опыт работы по данной тематике. Семья, ее традиции, нравственные устои стали важным направлением в работе педагогического коллектива. Идейным вдохновителем и истинным подвижником стала Шевелева Нина Александровна, учитель русского языка и литературы. За огромный вклад в деле духовного и нравственно воспитания учащихся была удостоена высоких наград – памятной медалью «1020-летие Крещение Руси», медалью «За нравственный подвиг учителя».

С целью повышения статуса и ответственности семьи перед обществом, государством в школе проводится систематическая работа: родительские конференции, литературные гостиные, фольклорные праздники, участие священнослужителей в мероприятиях школы, организация сетевых игр для школ города – это лишь малая часть того, что является традиционным в нашей школе и позволяет приобщить всех участников образовательного процесса к истинным семейным ценностям.

На наш взгляд, примером взаимоотношений между родителями и детьми, юношей и девушкой, мужчиной и женщиной является воспитание детей в семье Романовых . Именно о семье Романовых мы ведем разговор на историко – литературных вечерах, способствующих возрождению былых семейных ценностей в России.

Душевный разговор о великой княгине Елизавете Федоровне мы назвали «Небесный Ангел», ибо она являлась образцом добродетели, она умела прощать и любить врагов, что важно для христианина.

Владимир Палей, поэт, воин, великомученик стал для нас открытием. Именно его короткой, но яркой жизни, мы посвятили поэтический вечер. Наши ученики эмоционально, душевно, с особым трепетом представили образ настоящего гражданина Великой России, патриота, не сломленного большевиками и не предавшего родного отца ценой собственной жизни.

Весомым дополнением в духовно – нравственном воспитании стали введенные в учебный план предметы духовно – нравственного цикла: «Истоки» (2- 9 классы), «Основы православной культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики»(4-5 классы) и с этого года – «Нравственные основы семейной жизни» (10 класс)

Для меня данный эксперимент стал открытием и позволил критичнее отнестись к себе, к своей семье, взаимоотношениям внутри семьи. Мера ответственности высока: от учителя требуется высокий духовно- нравственный уровень развития, профессиональное мастерство. Кроме того, необходимы знания по возрастной психологии, физиологии учеников. И самое важное, на мой взгляд, от учителя требуется постоянное саморазвитие и самовоспитание, работа над недостатками в характере, ведь в глазах учащихся он должен быть нравственным идеалом, образцом. От него требуется вести себя корректно, тактично. При подаче материала следует быть осмотрительным, заранее предвидеть возможную непредсказуемую реакцию, поскольку в настоящее время многие учащиеся живут в дисгармоничных семьях.

Прежний советский вариант курса – «Этика и психология семейной жизни» - рассматривал семейную жизнь как предмет изучения, прежде всего, с идеологической точки зрения . Вопросы экзистенциальные и антропологические, духовные почти не поднимались. Вслушайтесь в названия тем, которые предлагают нам авторы нового учебника: «Кто я?», «Я и другие», «Добрачные отношения», «Свадьба. Начало совместной жизни» и другие.

Осознавая психологическую неподготовленность учащихся к душевному разговору, стараешься преодолевать барьер, возникающий в процессе диалога . Пытаюсь строить свои занятия на основе доверительных отношений. В этом помогают мне иллюстративный материал, литературные примеры (т.к. я учитель литературы). В новом курсе особое внимание уделяется проблемам семейного счастья , смысла жизни, которые рассматривается в контексте семейной проблематики, личности, ее места в социуме, а также в аспекте построения ею будущей семьи. Главное для учителя – не требовать от учащихся формального заучивания учебного материала, а воспринимать его содержание как личностно значимое. Семейные ценности должны учащимися переживаться и проектироваться на будущую семейную жизнь. Ведь так хочется, чтобы российская семья была крепкой, многодетной и счастливой. Учитель должен помочь выстроить иерархию личностных ценностей, которые станут нравственным ориентиром в жизни каждого ученика . Вершиной этой иерархической лестницы должна стать семья (отец, мать, дети, счастливое детство). Особую нишу занимает благочестивое воспитание, почитание старших, стремление к добру, ответственность за семью и перед ней, и, конечно, любовь к Родине и служение Отечеству. В этом я вижу главную свою задачу.

Шумилова Л.И, учитель МОУСОШ №4