Сочинения

Одинокий бродит жираф. «Жираф» Н. Гумилев. Анализ стихотворения Гумилева «Жираф»

«Жираф» Николай Гумилев

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про чёрную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.
Ты плачешь? Послушай… далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Анализ стихотворения Гумилева «Жираф»

Поэт Николай Гумилев был личностью достаточно одиозной и непредсказуемой. Он сам часто признавался в том, что главной его страстью является отнюдь не литература, а путешествия. Поэтому в Россию поэт наведывался нечасто, предпочитая проводить 8-10 месяцев в году далеко на чужбине и выбирая для своих скитаний самые экзотические и малоизученные страны.

Казалось бы, в тяге к путешествиям нет ничего странного и удивительного, особенно для человека, который обладает романтической натурой. Однако в каждую свою поездку Николай Гумилев вкладывал особый смысл, тайно надеясь отыскать забытый всеми уголок, который можно было бы превратить в настоящий рай на земле. В стихотворении «Жираф», которое было написано после очередного путешествия в 1907 году, поэт с затаенным волнением делится со своей незримой собеседницей неизгладимыми впечатлениями, которые произвела на него Африка . Идеалистическая картина, которую он мастерски воспроизводит, окунувшись в воспоминания, действительно завораживает – зеленый оазис, прохладное и кристально чистое озеро чад, на берегу которого бродит диковинное существо, именуемое жирафом. У поэта это животное вызывает неподдельный восторг и ассоциируется с мечтами о свободе и независимости, поиски которых заставляют Николая Гумилева предпринимать фантастические экспедиции на самые отдаленные континенты.

Однако в своем творчестве поэт, испытывающий глубокое разочарование в жизни, по-прежнему остается романтиком. Он продолжает верить в сказочные миры, поэтому жираф в его стихотворении предстает неким мифическим созданием , расцветка которого напоминает паруса корабля, а плавные движения похожи на «радостный птичий полет». В простых и обыденных вещах автор пытается уловить что-то мистическое и необычное, умышленно приукрашивая пустынный пейзаж и наделяя обитателей Африки некой таинственностью. Мир, открытый им за тысячи километров от России, он готов с радостью бросить к ногам любимой женщины, которая ничего в своей жизни не видела, кроме серых туманов и холодных дождей. Будучи человеком темпераментным и непосредственным, Николай Гумилев на мгновение пытается представить, что испытывает человек, который лишен возможности наслаждаться экзотикой удивительных южных стран, и понимает, что его удивительный рассказ о жирафе на берегу далекого озера Чад, тропических пальмах и запахе невиданных трав способен вызвать у слушателей слезы разочарования. Не потому, что нарисованный поэтом мир так плох, а из-за невозможности найти свой райский уголок, надежно укрытый от посторонних глаз.

При этом в процессе повествования автор и сам понимает, что созданный им мир иллюзорен, так как от мрачной действительности можно убежать даже на край света . Однако избавиться от мыслей, чувств, сомнений и личных переживаний невозможно даже на берегу волшебного озера Чад, в компании гордого и свободолюбивого жирафа. Однако открытый поэтом мир настолько притягателен и необычен, что Николай Гумилев готов убедить и себя, и свою собеседницу в том, что это и есть настоящий рай. Главное, здесь и сейчас заглушить ту душевную боль, которая заставляет его вновь и вновь отправляться в странствия. Красивая мечта, дающая надежду на счастье, настолько хороша, что автор попросту не готов с ней расстаться, и, занимаясь самообманом, пытается вовлечь в него близкого человека, чтобы хоть немного скрасить унылое и безрадостное существование той, которую он любит, но не может сделать по-настоящему счастливой потому, что рая на земле не существует. А значит, мифический жираф так и останется символом другого мира, полного загадок и неизъяснимого очарования, в котором для поэта, к сожалению, места так и не нашлось.

Есть поэты среди лириков Серебряного века, чье влияние на потомков и современников было особенно значительным. К ним принадлежит, конечно, Гумилев Николай Степанович. В этой статье мы проанализируем его стихотворение "Жираф".

План анализа

Анализируя стихотворение, следует выделить следующие моменты.

К какому направлению в литературе принадлежал его автор.

Жанр данного стихотворения.

Идея, тема.

Композиция.

Лирический герой.

Литературные приемы, которые использует автор повтор, символ и др.), а также поэтическая лексика (неологизмы, архаизмы, антонимы, синонимы) и поэтическая фонетика (диссонанс, аллитерация).

Основываясь на этом плане, мы проведем анализ стихотворения "Жираф" Гумилева. Однако применять его можно и к другим поэтическим произведениям.

Автор произведения

Начнем "Жираф" с представления автора. Этот поэт известен был как один из руководителей и создателей школы акмеизма. Сам он относился к собственным стихам весьма критически, работал скрупулезно над их содержанием и формой. Гумилев - один из самых взыскательных и строгих учителей, прививавших молодым поэтам вкус к отточенности высказывания.

К какому направлению принадлежал Гумилев?

Гумилев, как мы уже упоминали, принадлежал к такому направлении, как акмеизм. Это придуманный Николаем Степановичем стиль, который подразумевал отражение действительности емкими и легкими словами.

Лирический герой

Намеренно лирический герой закрывает глаза на будничность жизни, окружающей его. Он ей противопоставляет полный приключений, яркий мир свободного странника. Привлекают его красивые названия, экзотические места. Целеустремленность и воля - духовный стержень всей поэзии Николая Степановича.

Современников захватил облик лирического героя Гумилева, сочетавший в себе мужество, отвагу, способность предсказывать будущее, а также страсть к путешествиям и детское любопытство к окружающему миру.

История создания произведения "Жираф" (Гумилев)

Анализ по плану продолжим, рассказав немного об истории создания стихотворения и сборнике, в который оно включено. "Романтические цветы" - сборник стихотворений, вышедший в 1908 году. Лирический герой в данном цикле примеряет различные маски. Он - то проигравший все игрок, который поставил в страшном порыве свой крест на карту; то мыслитель-отшельник, который обладает высшим знанием; то странник. За этими обличьями мы видим одного человека, мужественного и упрямого, мечтательного и отважного, который не боится испытаний и тревог, даже если они угрожают герою смертью. В сборник под названием "Романтические цветы" не случайно вошло стихотворение "Жираф", написанное в 1907 году. Это одно из наиболее ярких творений Гумилева, ставшее надолго его в литературе.

Сам автор много путешествовал по Турции, Африке, Востоку. Впечатления эти отразились в его стихах, для которых характерны дикие экзотические ритмы. Звучит в его произведениях и музыка заморских стран, и русские песни, и трубы войны, и слезы, и смех любви. Одним из наиболее прекрасных стихотворений, посвященных Африке, является у такого поэта, как Гумилев, "Жираф". Краткий анализ произведения не позволяет говорить подробно об остальном его творчестве, которое также весьма любопытно.

Жанр стихотворения

Как и многие другие стихотворения данного автора, этот стих написан в жанре философской лирики. кратко изложенный в этой статье, позволяет говорить о том, что перед нами поэт предстает "мастером сказки", в своем произведении сочетая описание быстро меняющихся, ослепительно ярких картин прекрасной далекой страны с музыкальностью и мелодичностью повествования.

Тема и идея

Лирический герой стихотворения "Жираф" для того, чтобы развеять печаль своей спутницы, решает ей рассказать грустную и таинственную сказку про страсть молодого вождя к черной деве, про "стройные пальмы", "тропический сад", про все экзотическое, прекрасное. Начинается она особенно: "Далеко, далеко на озере Чад..." бродит изысканный жираф.

Выражение "далеко-далеко" пишется обычно через дефис. С помощью него определяется что-то совершенно недостижимое. Однако Гумилев не без некоторой доли иронии наше внимание акцентирует на том, что этот континент не так уж и далек. Он сравнивает два пространства, в масштабе сознания человека являющиеся далекими. Однако они совсем близки в масштабе земли. Про то, что находится "здесь", автор не говорит ничего. Это и не нужно, так как здесь только "тяжелый туман", который мы привыкли вдыхать ежеминутно. Жизнь в мире, где мы живем, течет в серых тонах. Именно такой ее изображает Николай Гумилев ("Жираф"). Анализируя произведение, можно сказать, что лишь слезы и грусть остались "здесь". Кажется, как будто на земле невозможен рай. Однако лирического героя эта обыденность не устраивает. Его влекут необычность, красочность, экзотические ритмы.

Лирический герой, обращаясь к таинственной женщине, судить о которой мы можем только с позиции автора, диалог ведет и с нами, то есть теми, кто слушает эту сказку. Он предлагает взглянуть иначе на мир, понять, что земля видит "много чудесного". Каждый из нас способен при желании увидеть это, следует лишь очиститься от вдыхаемого нами "тяжелого тумана" и понять, что мир прекрасен и огромен. Автор стремится это доказать. Совершенно иной представляется жизнь на озере Чад. Здесь, как будто драгоценный алмаз, переливается и блестит мир, воздух чистый и свежий.

Художественные образы

Вот уже мы переносимся вместе с героиней стихотворения в загадочную Африку для того, чтобы попасть в "тропический сад", дотронуться до стволов прекрасных "стройных пальм", вдохнуть воздух далекой земли, напоенный благоуханием растений и цветов и увидеть удивительное животное, которому дана "грациозная стройность и нега".

Романтически условен облик этого африканского животного. Много в стихотворении "придуманного" изящества. Можно отметить здесь строчку о том, что он "прячется в мраморный грот" на закате. Однако поэтическая форма оправдывает это, поскольку предполагает уже изначально наличие таинственного и чудесного.

В данном стихотворении Николай Гумилев остановил не случайно свой выбор на жирафе. Присущая ему экзотика вписывается очень органично в текст повествования о загадочной далекой земле. С длинной шеей, стоящее твердо на ногах, с "волшебным узором", украшающим шкуру, это животное стало героем множества стихов и песен. Можно, пожалуй, провести параллель между ним и человеком, который так же грациозно строен, статен и спокоен. Однако жирафу "нега" и миролюбие даны от природы. А по собственной воле возвеличивает себя над другими живыми существами.

Литературные приемы, которые использует Гумилев

Проведя анализ стиха Гумилева "Жираф", мы заметили, что автор использует прием необычного сравнения, что является одним из самых примечательных средств создания образа жирафа. Волшебный узор его шкуры сравнивается с блеском луны, а сам он "подобен цветным парусам корабля". Бег животного уподобляется радостному птичьему полету: он такой же плавный.

Другими средствами, к которым Гумилев прибегает в данном стихотворении, являются эпитеты: "грациозная стройность", "изысканный жираф", "цветные паруса", "волшебный узор", "тяжелый туман", "радостный полет", "немыслимые травы", "таинственные страны", а также метонимия ("бродит жираф"), повтор ("далеко, далеко"), олицетворение ("осмелится только луна", "много чудесного видит земля").

Сродни грациозности и спокойствию жирафа мелодия произведения, как показывает анализ стихотворения "Жираф" Гумилева. Неестественно протяжны звуки. Они мелодичны, придают оттенок волшебства повествованию, дополняют также сказочное описание. Гумилев в ритмическом плане использует в стихотворении пятистопный ямб. С помощью мужской рифмы объединяются строки (то есть ударение падает на последний слог). Звучит эффектно заключительный стих последней и первой строф, сокращенный до трех стоп. Возможно, именно поэтому они запоминаются и надолго остаются в памяти. Мы заметили также еще один важный момент, проведя анализ. Гумилева "Жираф" - стихотворение, в котором пятистопный амфибрахий, его баюкающий ритм в сочетании с использованием звонких согласных позволяет автору красочно и органично описать мир сказки. Настолько мелодично это стихотворение, что сегодня оно стало песней: на него написана музыка.

Автор использует для создания образа таинственной и печальной незнакомки аллитерацию, ассонанс (взгляд - Чад), анафору ("особенно грустен", "особенно тонки"). Мы встречаемся с ассонансом и далее (вождя - дождя, дана - луна, стран - туман и т.д.).

Нельзя не включить в анализ стихотворения "Жираф" Гумилева и следующий момент. Автор, рисуя картины волшебной страны перед читателем, нигде при этом не использует в повествовании конкретного описания цвета образов и предметов. Гумилев, прибегая к поэтическим средствам, своего цветового видения не навязывает. Он дает возможность воображению представить живо мир, о котором говорится в стихотворении, его оттенки и цвета. В этом вы можете убедиться, проведя самостоятельно анализ.

Гумилева "Жираф" - произведение, читая которое, мы действительно представляем и сидящую грустно у окна изящную девушку, и шкуру жирафа с волшебным узором, и цвет глади воды, по которому раскинулись золотистым веером лунные блики, и паруса корабля, плывущего на закате, алые, как у Грина.

Композиция

Завершает наш анализ стихотворения "Жираф" Гумилева композиция произведения. Это прекрасная сказка. Для нее, как и для многих других, характерна кольцевая композиция. Заканчивается действие там же, где оно и начиналось. Этот прием в данном случае демонстрирует желание Гумилева рассказать читателям о "рае на Земле" для того, чтобы заставить посмотреть их по-новому на мир. Создается впечатление по мере прочтения, что еще не окончена сказка о таинственной и прекрасной Африке. Кажется, что лирический герой настолько увлечен богатой палитрой цвета, экзотическими звуками и запахами, что без устали готов рассказывать о них, рисовать яркие, пышные картины. И нам невольно передается этот неугасимый энтузиазм. Мы с нетерпением, как в сказках Шахерезады, ожидаем продолжения и находим его с благодарностью, обращаясь к творчеству Гумилева, в других его произведениях.

Итак, мы рассказали о произведении, которое создал Николай Гумилев ("Жираф"). Анализ стихотворения был проведен с опорой на план, данный в начале статьи. Это лишь краткая характеристика, отмечающая основные особенности данного произведения.

Стихотворение "Жираф" было написано поэтом и путешественником Николаем Гумилевым в 1907 году. Оно не осталось незамеченным. Многие критики обвинили автора, что в переломные для страны времена он пишет про экзотику и "изысканных жирафов". Читатели же были очарованы мелодией произведения, его изяществом и светлой грустью. Развернутый анализ стихотворения "Жираф" Гумилева поможет нам лучше понять авторский замысел.

История создания

Николай Гумилев обожал "дальние странствия". В 1907 году он предпринял путешествие в Африку. Поводом для него послужила личная драма: Анна Ахматова, будущая жена поэта, дважды отвергла его предложение руки и сердца. Многое на экзотическом континенте поразило молодого человека. Под конец он успел пресытиться туземцами, жарким солнцем, "декоративными жирафами" и "злыми обезьянами".

Тем не менее, африканские образы часто встречаются в творчестве поэта. Не стал исключением и знаменитый "Жираф" Гумилева. Анализ позволяет выявить в стихотворении две части: "африканскую", навеянную впечатлениями от путешествия, и "реальную". В последней главенствует образ таинственной, грустной женщины, до которой поэт не может достучаться. Возможно, здесь слышны отголоски трудных взаимоотношений Гумилева с Анной Ахматовой.

Образ лирического героя

Анализ стихотворения "Жираф" Николая Гумилева мы начнем с описания субъекта высказывания. Кто тот таинственный "Я", который рассказывает сказки про далекое озеро Чад печальной спутнице? С одной стороны, это путешественник, который побывал в экзотических местах, своими глазами видел таинственного жирафа, черную деву и тропические сады. Он же - романтик, рисующий перед слушательницей волшебные картины, приглашающий пойти за ним в тот чудесный мир.

С другой стороны, это влюбленный юноша, который не может найти контакта со своей избранницей. Она грустна, она сидит, обняв колени и отгородившись от него. В стихотворении чувствуется его беспомощность. Лирический герой пытается отвлечь женщину прекрасными сказками, но натыкается на стену непонимания и слезы: "Ты плачешь?" В произведении показаны его растерянные, но настойчивые попытки найти выход из этого замкнутого круга.

Два мира

Противопоставление беспросветного "сегодня" и райского "далеко" видим мы в "Жирафе" Гумилева. Анализ двух миров поможет лучше понять основную идею стихотворения. Начинается оно с образа грустной женщины с тонкими руками. Подчеркивается ее изящество и беспомощность перед окружающим миром. В нем присутствуют только дождь и "тяжелый туман", словно придавливающий к земле. Существование в таком мире убивает веру в лучшее, вызывает слезы безысходности. Возможно, это ощущение породили страшные перемены, происходившие в России того времени.

Совсем другим показан африканский мир, где бродит "изысканный жираф". Этот образ своей утонченностью перекликается с обликом печальной женщины. Но в отличии от нее, жираф окружен чудесами, он способен оторваться от земли - его бег сравнивается с радостным полетом птицы. Эта часть стихотворения наполнена яркими образами, "запахами немыслимых трав", веселыми сказками и страстью. Лирический герой предпочел этот мир. Райскую страну он хочет подарить своей возлюбленной, чтобы вырвать ее из печального "сегодня". Но она отказывается верить ему, она закрывается, отгораживается слезами.

Композиция

Анализ стихотворения Н. Гумилева "Жираф" позволяет выявить его родство с народными сказками. Подобно многим из них, здесь присутствует кольцевая композиция. Начинается повествование с минорных нот. Перед нами предстает грустная, одинокая героиня. Лирический герой пытается утешить ее рассказами об изысканном жирафе.

Эта часть наполнена светом и радостью. Рисуется идиллическая картина. Ее олицетворяет таинственный жираф, прячущийся на закате в мраморном гроте. Чувствуется, что рассказчик увлечен и очарован его описанием. Он хотел бы рассказать своей возлюбленной и другие сказки, полные веселья, страсти. Но натыкается на стену непонимания.

Женщина далека от него. Она погружена в свой тяжелый, ненастный мир. Лирический герой не может увести любимою за собой в "прекрасное далеко", защитить от тусклой действительности. Но упрямо продолжает попытки: "далеко, на острове Чад, изысканный бродит жираф". Кольцевая композиция указывает на замкнутость этого круга и на то, что лирический герой не оставит своих попыток, даже зная заранее об их тщетности.

Художественные средства

Несмотря на грустные ноты, стихотворение наполнено светом и волшебством. Чтобы понять, как поэт добился этого, прибегнем к анализу. "Жираф" Гумилева написан пятистопным амфибрахием. Используется мужская рифма, когда ударение падает на последний слог. Звонкие согласные, тягучие "а, о, е" делают строки мелодичными, плавными, как бег изысканного жирафа.

Описать яркий мир Африки помогают запоминающиеся эпитеты: "грациозная стройность", "таинственные страны", "волшебный узор", "немыслимые травы". Пятна жирафа сравниваются с бликами луны на воде, его бег - с радостным полетом птицы, а облик - с цветным парусом. Эти образы обычно ассоциируются с романтикой, красотой, свободой и надеждой. Показать, что волшебный мир живой, помогают олицетворения: "луна осмелится", "земля видит".

Мир героини, напротив, описан без использования выразительных средств. Можно отметить только эпитет "тяжелый туман", словно противопоставление летящему бегу жирафа.

Основная идея

Какая главная мысль произведения "Жираф" Гумилева? Анализ показывает, что в стихотворении описываются извечные проблемы коммуникации. Кто-то говорит о противостоянии романтика и его приземленной возлюбленной, кто-то - о несовместимости реальности и мечты. Кто-то видит за строками трагическое предвидение, попытку спасти себя и любимую от надвигающегося краха страны.

Бесспорно одно: в стихотворении показаны попытки лирического героя защитить возлюбленную от суровой действительности, а также их разобщенность. Все произведение наполнено ощущением одиночества. Одинок герой, одинока героиня у окна. Безнадежна попытка соединить два противоположных мира. Невозможно осчастливить другого, если он не делает шагов навстречу. Но лирический герой продолжает свои упорные попытки, отказываясь мириться с этим.

Анализ стихотворения Гумилева "Жираф" позволяет читателю понять, что хотел сказать поэт. Осознать его призыв верить в лучшее и бороться за любимых до конца, даже если исход заранее предрешен. Именно этот посыл заставляет нас вновь и вновь возвращаться к полюбившимся строкам.

Николай Гумилев – русский поэт конца 19-начала 20 века, основатель литературного модернистского направления «Акмеизм». Стихотворение «Жираф» поэт написал в 1907г. Опубликовано в сборнике стихов 1908г. «Романтические цветы» , изданном в Париже. Стихотворение посвящено возлюбленной Гумилева, Анне Горенко более известная как Анна Ахматова. Долгое время поэтесса не отвечала взаимностью на чувства Николая, отвергнув не одно предложения руки и сердца, Гумилев два раза предпринимал попытки свести счеты с жизнью, но судьба была к нему благосклонна и его попытки завершились не удачей. После сердце поэтессы оттаяло, и она дала согласие на замужество.

Гумилев много путешествовал, его притягивали экзотические и далекие места. Поэта не интересует посредственность, у него не приземлённое восприятие мира.

Стихотворение поэта наполнено романтикой и экзотичностью, именно в этом отображается новаторство в его творчестве.

В стихе отображается жанровая сценка (разговор с печальной женщиной), в которою включен экзотический пейзаж, и портрет изысканного жирафа. Но жанр закрепляется на отношениях мужчины и женщины, основная мысль заключается в том, что у влюбленных разные ценности, и взгляды на жизнь. И между ними проглядывается непонимание.

В данном стихе существует два пространства, первый это – реальность, диалог с грустной женщиной, а второй мир сказочный и экзотический.

Лирический герой вначале обращается к женщине:

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени обняв.

В первых строках сразу отображается печальный образ и томное настроение его собеседницы. В голове вырисовывается девушка, сидящая так, что руки обнимали её же ноги, обычно так сидят замкнутые люди, находящиеся в раздумье, или задумчиво-печальном образе.
После вступительных двух строк, поэт переносит внимание читателя сразу в прекрасную сказку. Словно хочет успокоить свою возлюбленную дивной историей.

Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Вокруг нас сказочно-красивое место «озеро Чад», возле которого бродит жираф, главный эпитет «Изысканный». Этим словом и характеризуется жираф. Сразу ясно, что поэт хочет переключить внимание читателя на удивительно совершенное животное. Так как слово «Изысканный» сразу вызывает у человека образ чего-то экзотического, элегантного, грациозного и волшебного существа.

Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.

В следующих строчках поэт описывает жирафа, сравнивая его с луной, это сразу идеализирует жирафа в подсознании читателя, так как луна это солнце ночи, дивный и таинственный спутник нашей планеты. Мы видим зеркальное отображение луны на озере.
Этот по романтически идеальный пейзаж он сравнивает с узором на шкуре жирафа, придавая ему совершенства.

От внешности идет переход к образу жирафа, поэт сравнивает жирафа с цветными парусами корабля. Паруса символизируют восхищению, так как пейзаж корабля, который находится вдали, и только начинают прорисовываться его цветные паруса, именно слово «цветные» придает сроке особую колоритность и подразумевает расположенность читателя, захватывая его настроение.

После идет переход на грациозность жирафа, бег сравнивается с птичьим полетом. Этим он поэт еще один раз идеализирует образ животного.
Совершенство не покидает нас и в то время когда описывается закат и мраморный грот.

Гумилев предпринял три сравнения, вырисовав нечто волшебное и не приземлённое в подсознании читателя.

Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про чёрную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя.

Лирический герой предпринимает якобы все, что только можно, чтобы утешить и отвлечь возлюбленную, он готов рассказывать ей другие сказки, но он наталкивается на непонимание со страны его спутницы, в его словах подчеркивается её заурядность и реальность, эти черты так свойственны приземлённым людям.

И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.
Ты плачешь? Послушай... далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Лирический герой не понимает грусти и печали девушки, его влечет только нечто отдаленное и прекрасное, он будто находится в сказочном тропическом мире. Мы понимаем, что у героев разные ценности и взгляды на жизнь. Поэтому и плачет девушка. В данном стихе девушка отображает реальность и повседневный мир с его прямотой и сложностью, а лирический герой словно живет в своем пространстве витая в облаках. В данном стихотворении Гумилев проектировал личную жизнь с Ахматовой, между ними действительно было непонимание, Анна была равнодушна к путешествиям и сказочным историям Гумилева. Героине свойственна действительность, а мужчина не может жить здесь и сейчас, он убегает в вымышленный и прекрасный мир, тем самым отдаляясь от действительности.

Стихотворение написано пятистопным амфибрахием, перекрестная рифмовка, резкие мужские рифмы, и обращение, все вместе порождает характер лирического героя.

Стихотворение «Жираф» считается одним из известных произведений Николая Гумилева. Главная идея достигнута, поэту удалось выйти за обыденные рамки. Он показал, что кроме реальности и действительности существует и внутренний фантастический мир, который может украсить и разнообразит пространство вокруг. И тем самым он подчеркнул, теоретически людей можно разделить на две категории - приземленные и не приземлённые люди, которым свойственно в голове иметь свой таинственный и волшебный мир.
Гумилев оставил большое наследие в русской литературе, и его творчество будут почитать еще не один век.

ЖИРАФ

~~~*~~~~*~~~~*~~~~*~~~~

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далеко, далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелится только луна,

Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полет.

Я знаю, что много чудесного видит земля,

Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран

Про черную деву, про страсть молодого вождя,

Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,

Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,

Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…

Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

1907

Анализ стихотворения Гумилева «Жираф», история создания

Николай Гумилев – русский поэт XX века, легендарная личность и страстный путешественник. Его любовь к ярким экзотическим пейзажам подтверждают поэтические произведения, в которых красота русского языка гармонично сочетается с южными образами. Анализ стихотворения Гумилева «Жираф» – одной из жемчужин поэзии прошлого века – раскрывает потаенные мысли и романтические фантазии автора, говорит о его страсти к путешествиям и жажде приключений.

Поездка в Африку

Прежде чем сделать анализ стихотворения Гумилева «Жираф», следует сказать несколько слов о том, с чего началась его любовь к африканским дивным пейзажам. С детства русский поэт мечтал оказаться на черном континенте, но долгожданная поездка состоялась, когда ему шел двадцать второй год. К этому времени небольшая денежная сумма, которую удалось скопить студенту Сорбонны, позволила покинуть Россию без одобрения отца, в чьих глазах подобное путешествие было чрезвычайно безрассудным. Поездка стала спонтанной, но именно с нее начинается долгая исследовательская деятельность, которую Гумилев посвятил жаркому континенту.


Сегодня особенно грустен твой взгляд…

До поездки в Африку Гумилев сделал предложение Анне Горенко, известной в русской литературе под псевдонимом Ахматова. Анализ стихотворения Гумилева «Жираф» следует начинать с рассмотрения первых строк, в которых автор обращается к девушке, чей взгляд грустен и сидит она, «колени обняв». Начало стихотворения контрастирует с основной частью, где изображена экзотическая африканская природа. Ахматова отказал Гумилеву. И этот отказ был не первым. Молодому поэту захотелось доказать своей возлюбленной, что он достоин ее. Ведь для того чтобы отправиться в дикие африканские пустыни, необходимо иметь определенную отвагу и решительность.

Спустя два года после публикации сборника, в который вошли слова, обращенные к Анне Ахматовой, где речь идет о живописной жаркой местности, где «изысканный бродит жираф», Гумилев получил наконец-то долгожданное согласие. В этом произведении нет признаний в любви, но оно обладает необычным романтизмом и сказочностью. Автор рассказывает любимой девушке о прекрасных дальних краях, где он побывал. Он стремится порадовать ее описанием дивного пейзажа, а вместе с тем заинтересовать и завоевать ее сердце.


Образ жирафа

Серому рациональному миру, в котором нет чувственных эмоций и ярких впечатлений, противостоят сказочные образы. Словосочетание «изысканный жираф» Гумилев использовал для создания прекрасного и почти нереального мира. Африканский пейзаж – это не вымысел и не сказка. Однако человеку, привыкшему к русскому осеннему ненастью, эта картина кажется недосягаемой. Уже во второй строфе стихотворение приобретает красочные теплые тона. Грациозной стройностью и волшебным узором обладает, как полагает Гумилев, жираф. История создания этого романтичного произведения начинается, быть может, еще в ранние годы автора, когда будущий поэт-акмеист мечтал об экзотических далях, ассоциирующихся в детских мечтах именно с этим животным.


Я знаю, что много чудесного видит земля…

Анализ стихотворения Гумилева «Жираф» необходим для понимания идейного содержания и художественной формы этого произведения. В третьей и четвертой строфах Гумилев как будто предлагает читателю взглянуть на этот мир иными глазами. Жираф в восприятии поэта имеет несколько образов. Это не просто дикое африканское животное. Это часть прекрасного мира, который не каждый может или хочет видеть. Предлагая освободиться от «тяжелого тумана», поэт призывает познать, насколько огромен и чудесен мир. Обращение к читателю осуществляется посредством диалога с загадочной девушкой.


Озеро Чад

Обращаясь к своей печальной собеседнице, Гумилев делает читателя свидетелем этого диалога. Этот художественный прием позволяет выразить классический для романтизма конфликт реальности и мечты. И озеро здесь символизирует красоты экзотического континента, которые слишком далеки от музы поэта. Она привыкла, по его словам, к «тяжелому туману», и верит лишь дождю. Эти слова можно трактовать как нежелание радоваться жизни и предаваться мечтам.

Композиция Сюжетная завершенность свойственна произведениям, которые создавал Николай Гумилев. «Жираф», композиция которого имеет ее при всем своем разнообразии художественных образов, обладает довольно четкой структурой. В этом произведении живет мелодия. Стихотворение начинается с минора, но переходит в жизнерадостный мажор. В ярких тонах рисует поэт мечту, которой он живет. Свои романтические грезы он стремится поселить и в сердце возлюбленной. Но появляются сомнения в том, что она способна поверить в его дивную мечту. Это приводит к тому, что повествование его завершается на тихом минорном аккорде.

Как он может поведать ей о тропических садах, о стройных пальмах и запахе немыслимых диких трав, если она привыкла жить в мире рациональном и бесцветном? Но при всей печали, которая живет в строках Гумилева, в них нет пессимизма. «Мастер сказки» – так называл себя сам поэт. В этом утверждении есть справедливость, поскольку произведения его обладают ослепительными картинами и кольцевым обрамлением. Подобные художественные средства характерны для любой сказки. Поэт не отказывается от намерений поведать своей избраннице о чудесах жаркого континента и вывести ее за пределы «тяжелого тумана», в котором она привыкла существовать. При чтении стихотворения создается впечатление, что он готов рассказывать о солнечной стране снова и снова. Рай на Земле существует, он сможет убедить ее в этом. И желания его подтверждают последние слова, с которых и начинается произведение. Она плачет… И он вновь приступает к своему яркому рассказу.

В своем произведении Гумилев изобразил два мира. Первый тускл и бесцветен. Второй – ярок и разнообразен. Тусклым тонам он уделил немного внимания. Бесцветный мир, скорее, играет роль фона. Красочный яркий мир для поэта – это его увлечение африканской природой, постоянное стремление к романтической мечте и, несомненно, любовь к женщине. Это небольшое произведение столь многогранно, что не может иметь однозначное истолкование. Каждый читатель видит в нем то, что ближе его сердцу.

Акмеистам было свойственно отражение действительности в максимально кратких и емких словах. Это отчетливо проявляется в произведении Гумилева. Он обращается к своей неизвестной собеседнице, которая находится в грустном и подавленном состоянии. Для того чтобы развеселить и порадовать женщину, поэт рассказывает ей о своем таинственном путешествии. Этот рассказ сразу же создает волшебную сказочную атмосферу. Гумилев избегает утомительных и скучных подробностей и деталей. Начальные строки рассказа напоминают древнее сказание: «далеко, далеко». В центре рассказа появляется главный герой – жираф. Для холодной и несчастной России это животное представляется невиданным сказочным зверем, в существование которого даже трудно поверить. Поэт не скупится на красочные характеристики. «Волшебный узор» на шкуре жирафа можно сравнить разве что с луной. Животное напоминает «цветные паруса кораблей», его бег – «птичий полет». Даже его вечернее шествие в убежище – чудесное зрелище, которое никому не дано увидеть.

Рассказ о жирафе – всего лишь вступление автора. Он утверждает, что привез из Африки множество волшебных историй, которые никому в России неизвестны. Они насыщены чудесами и увлекательными приключениями. Но его спутница никогда не покидала своей страны. Она «слишком долго вдыхала тяжелый туман», который символизирует русское отчаяние и безнадежность. Это убило в женщине веру и мечты в волшебные страны. Автор начинает рассуждать о безнадежности своей попытки передать собеседнице свои впечатления, так как она даже не способна себе их представить. Этим он доводит ее до горьких слез.

Стихотворение заканчивается тем, с чего и началось. Гумилев начинает свой чудесный рассказ о жирафе заново.

Произведение «Жираф» показывает, насколько Гумилев был оторван от России. В родной стране он проводил очень мало времени, которое было занято подготовкой к очередному путешествию. Неудивительно, что все его мечты были связаны с далекими странами, в них попросту не находилось место для своей страны. Его рассказ о жирафе очень красив и своеобразен, но он не может встретить понимания в человеке, который привык к своей природе.