Про природу

Кожедуб краткая биография. Кожедуб Иван Никитович: краткая биография. Легендарный советский лётчик-истребитель. Иван Кожедуб: биография

Ровно 70 лет назад величайший пилот истребительной авиации СССР Иван Никитович Кожедуб получил первую из своих трех звезд Героя Советского Союза. Тогда на счету летчика-аса было уже 20 сбитых самолетов противника и 146 боевых вылета. Всего на счету Кожедуба - 330 вылетов и 120 воздушных боев. "РГ" вспоминает главные воздушные подвиги самого результативного в авиации союзников летчика-истребителя.

Один в поле - воин

Пилоты истребителей - "короли неба" - не любили заниматься заданиями по прикрытию наземных войск, но Иван Никитович был другим: он использовал любой шанс подняться в любимое небо. Однажды, 30 сентября 1943 года, Кожедуб сопровождал в небе переправу войск через Днепр. Делая вираж, он случайно оказался в небе без прикрытия боевых товарищей, и в этот же момент заметил в небе немецкие "Юнкерсы". Прославленный ас не растерялся и в одиночку спикировал на бомбардировщики. Сделав несколько виражей, он ворвался в звенья противника.

Атака смелого русского летчика-одиночки была для немцев столь неожиданной и дерзкой, что они в смятении прекратили сбрасывать бомбы и заняли оборонительные позиции. Увидев растерянность врага, Иван Никитович решился на еще более смелый шаг - он спикировал на одного из оторвавшихся Ju-87 и сбил его.

Горящие обломки развалившегося самолета уронили боевой дух противника, и бомбардировщики отступили.

"Воюют не числом, а умением"

Спустя всего лишь 3 дня после одиночного боя с "Юнкерсами", Кожедубу и его товарищам пришлось столкнуться с еще более превосходящим числом противника. Прикрывая плацдарм на берегу реки, в небо поднялись девять "Ла-5" или, на языке летчиков, "лавочкиных". Практически сразу пилоты заметили в небе колонну пикирующих бомбардировщиков "Юнкерс-87", каждые девять самолетов которых прикрывались шестью истребителями "Ме-109".

Кожедуб во главе пяти самолетов атаковал группу бомбардировщиков, противник, не ожидавший атаки от малого числа советских машин, заметался. Спустя минуту загорелись и упали на землю два Ju-87 . Уцелевшие немецкие самолеты из первой девятки отступили, чуть позже повернула назад и вторая волна потрепанных в бою "Юнкерсов".

Эффектную точку в сражении поставил, конечно, герой-ас, превратив в огненный шар один из последних истребителей "люфтваффе". "Воюют не числом, а умением", - любил повторять Иван Кожедуб.

Первый реактивный

В середине февраля 1945 года в бою над Одером Кожедуб вписал в свою славную биографию важную деталь - одним из первых в мире он уничтожил новейший реактивный истребитель-бомбардировщик "люфтваффе" "Me-262".

Взлетев в небо 19 февраля со своим другом и напарником Дмитрием Титоренко, Кожедуб обнаружил на высоте более 3000 метров неизвестный самолет, который летел на максимальной для советских "Ла-7" скорости. Герой-ас заметил, что немецкий пилот не контролировал пространство под собой, полагаясь на высокую скорость машины. Этим фактом и решил воспользоваться летчик, встретив немца на пересекающимся курсе и расстреляв его снизу. Но Титаренко решил открыть огонь первым, удивив Кожедуба.

Иван Никитович потом вспоминал этот памятный поединок: "Что такое? В противника летят трассы (следы, которые остаются в воздухе от пуль): ясно - мой напарник все-таки поторопился! Про себя нещадно ругаю Старика (Титаренко); уверен, что план моих действий непоправимо нарушен. Но его трассы неожиданно мне помогли: немецкий самолет стал разворачиваться влево, в мою сторону. Дистанция резко сократилась, и я сблизился с врагом. С невольным волнением открываю огонь. И реактивный самолет, разваливаясь на части, падает".

"Из России с любовью"

Широко известна история о том, что к 64 немецким самолетам, сбитым в Великую Отечественную Войну Кожедубом, можно добавить еще 2 американских истребителя.

В апреле 1945 года Кожедуб несколькими очередями из бортовых пушек отогнал два немецких истребителя от американского "В-17", но был сам атакован американскими истребителями, открывшими огонь с большой дистанции. Сделав в воздухе несколько сложных фигур, Иван Никитович оказался сбоку "американца" и подбил его. Сделав еще одну фигуру высшего пилотажа и пустив несколько очередей, он взорвал в воздухе и другую машину. В дальнейшем выяснилось, что эти самолеты оказались "Мустангами" ВВС США.

Такая стычка с американцами была не единственной. Куда более жаркий бой с американцами будущий маршал авиации принял за пару дней до капитуляции Германии, когда около 20 американских бомбардировщиков класса "Летающая крепость", не обращая внимания на предупредительные выстрелы, вошли в пространство советской оккупационной зоны. Советский ас сбил три самолета, а остальных обратил в бегство, но причислить эти три победы к общему списку не дал. Командир полка только пошутил, что с американцами повоевать придется скоро, и в первый же день новой войны машины, сбитые Кожедубом, припишут на его счет задним числом.

Имя: Иван Кожедуб (Ivan Kozhedub)

Возраст: 71 год

Деятельность: военачальник, лётчик-ас, депутат, трижды Герой Советского Союза

Семейное положение: был женат

Иван Кожедуб: биография

Иван Никитович Кожедуб – трижды Герой Советского Союза, Маршал авиации, советский военачальник и участник Великой Отечественной войны. На счету летчика десятки сбитых вражеских самолетов.

Детство и юность

8 июня 1920 года родился будущий летчик Иван Никитович Кожедуб. Мальчик рос в крестьянской семье, где отец служил церковным старостой. Детство и юность Ивана прошли в Глуховском уезде Черниговской губернии, которая была позже переименована в Шосткинский район Сумской области Украины.

В 14 лет Кожедуб получил аттестат зрелости, после чего отправился в город Шостка. Молодой человек подал документы в химико-технологический техникум, прошел необходимые испытания, после чего был зачислен в качестве студента в учебное заведение.


К авиации Иван тянулся с юношеских лет, поэтому во время учебы в техникуме стал заниматься в аэроклубе. В 1940 году в биографии Кожедуба появилась новая строчка – Красная Армия. Молодой человек перевоплотился в военнослужащего.

В это же время Иван завершил обучение в Чугуевской военной авиационной школе летчиков. Самолеты завораживали Кожедуба, поэтому парень решил остаться здесь в должности инструктора.

Военная служба

В 1941 году жизнь Ивана Кожедуба разделилась на две эпохи: до и после войны. С педагогическим составом авиашколы молодой человек оказался в Чимкенте (ныне Шымкент). Этот город располагается на территории Казахстана. Вскоре Ивану присвоили звание старшего сержанта, а уже через несколько месяцев доставили Кожедуба в 240 истребительный полк 302 истребительной авиационной дивизии, которая была размещена в Иваново. Годом позже летчик оказался на Воронежском фронте.

Вот самолет Ивана взлетает в воздух, но первый блин оказался комом. Ла-5, на котором передвигался Кожедуб, был поврежден. Только спинка из непробиваемого материала позволила летчику сохранить жизнь. Самолет оказался полностью разбит, но мастерство пилота позволило приземлиться на взлетно-посадочной полосе. Восстановить одномоторный истребитель не удалось.


Из-за нехватки летательных аппаратов Кожедуба пытались перевести на пост оповещения, но непосредственный командир встал на защиту солдата. Уже летом 1943 года Иван получил очередную звездочку и стал носить звание младшего лейтенанта. Благодаря этим изменениям пилот поднялся по карьерной лестнице до заместителя командира эскадрильи.

Верность Отчизне Иван доказывал каждый день, поднимаясь в небо и защищая русскую землю. 6 июля 1943 года началась битва на Курской дуге. В этот раз взмыл в небесную синеву Кожедуб уже в 40 раз. Юбилей отметил летчик сбитым немецким самолетом-бомбардировщиком. Спустя сутки пилот заявил об еще одном летательном аппарате, который сбил. 9 июля под огонь попали 2 истребителя противника.


Истребитель Ла-7 Ивана Кожедуба

За такие достижения Иван получил звание лейтенанта и Героя Советского Союза. В 1944 году Кожедуб пересел на уникальный самолет Ла-5ФН. Летательный аппарат создали на пожертвование пчеловода из Сталинградской области В.В. Конева. В это же время пилота награждают званием капитана и переводят на должность заместителя командира 176 гвардейского полка. В небо отныне военнослужащего поднимал новенький истребитель Ла-7. На счету Кожедуба присутствует 330 боевых вылетов и 62 сбитых самолета.

Для Ивана завершилась Великая Отечественная война 17 апреля 1945 года. Победу пилот встретил уже в Берлине. Здесь же мужчине вручили очередную медаль «Золотая Звезда». Эту награду присуждали тем людям, которые проявили отвагу, мужество и высокое воинское мастерство. Из основных черт Кожедуба можно выделить желание рисковать. Открывать огонь летчик предпочитал на близком расстоянии.


Позже Иван Никитович напишет автобиографию, в которой расскажет, что в 1945 году, незадолго до завершения военных действий, на хвосте самолета оказались два «американца». Военнослужащие США восприняли Кожедуба как врага, поэтому стали обстреливать советский летательный аппарат. Сами и пострадали: погибать Иван не планировал, а, напротив, мечтал вновь ступить на землю. В итоге американцы погибли.

Нельзя недооценивать подвиги, которые совершил Иван Никитович в военные годы. Не единожды Кожедуб оказывался в неприятных ситуациях, из которых любой другой пилот не смог бы выбраться. Но летчик каждый раз выходил из битв победителем. Мужчина сажал фактически разрушенные истребители и сам оставался в живых.


Оставлять службу после окончания Великой Отечественной войны Кожедуб не желал, поэтому остался на службе в ВВС. Для дальнейшего продвижения Ивану Никитовичу требовалось получить высшее образование, поэтому летчик поступил в Краснознаменную Военно-воздушную академию. Постепенно авиастроительные заводы стали создавать уникальные конструкции. Кожедуб поднимался в воздух и испытывал летательные аппараты.

Так в 1948 году Иван Никитович испытал реактивный МиГ-15. Спустя 8 лет судьба привела летчика в Военную академию Генерального штаба. Настало время новой войны, которая проходила в Корее. Оставить без руководства 324 истребительную авиационную дивизию командир не мог, поэтому отправился с солдатами в другую страну. Благодаря навыкам Кожедуба за год в войне погибли 9 пилотов, было одержано 216 побед в воздухе.


После возвращения из Кореи занял пост заместителя командующего ВВС Московского военного округа. Эту должность покинул в 1971 году в связи с переводом в центральный аппарат Военно-воздушных сил. Спустя 7 лет Иван Никитович оказался в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. В 1985 году Кожедуб получил звание Маршала авиации.

Помимо любви к военной службе, у Ивана Никитовича было другое направление деятельности. Это политика. Однажды Кожедуба избрали народным депутатом в Верховный Совет СССР II-V созывов.

Личная жизнь

В 1928 году родилась будущая супруга Ивана Кожедуба Вероника Николаевна. О том, как молодые люди познакомились, как между ними завязались романтические отношения, военнослужащий предпочитал не рассказывать.


В послевоенные годы в семье Героя Советского Союза родилась дочь, которую назвали Натальей. Позже девушка подарила родителям внука Василия Витальевича. Сейчас мужчина трудится в медицинском учреждении в Москве.

В 1952 году вновь у Кожедубов случилось пополнение. На этот раз родился сын. Мальчик получил имя Никита. Юноша пошел по стопам отца, но только не в летное, а в мореходное училище. Во время службы Никита женился на девушке по имени Ольга Федоровна. В 1982 году у новоиспеченной семьи родилась девочка Анна. В 2002 году объявили о кончине капитана 3 ранга ВМФ СССР.

Смерть

8 августа 1991 года родственники Ивана Кожедуба объявили о том, что Герой Советского Союза скончался. Официальной причиной смерти назвали сердечный приступ. Для захоронения летчика выбрали Новодевичье кладбище, расположенное в Москве.


К юбилею летчика сняли документальный фильм «Тайны века. Две войны Ивана Кожедуба», который представили зрителю в 2010 году. На съемках картины использовали личные записи, дневники и даже семейные архивы пилота, в том числе фото. Главную роль сыграл российский актер Сергей Ларин. Интересно, что в супругу прославленного героя перевоплотилась внучка Ивана Никитовича Анна.

Награды

  • 1943, 1945, 1951, 1968, 1970 – кавалер ордена Красного Знамени
  • 1944, 1945 – Герой Советского Союза
  • 1944, 1978 – кавалер ордена Ленина
  • 1945 – кавалер ордена Александра Невского
  • 1955 – кавалер ордена Красной Звезды
  • 1975 – кавалер ордена «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени
  • 1985 – кавалер ордена Отечественной войны I степени
  • 1990 – кавалер ордена «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» II степени

Кожедуб Иван Никитович родился 8 июля 1920 года в н. п. Ображиевка, Глуховский уезд, Черниговская губерния, Украинская Народная Республика, умер 1991 года в , советский военный деятель, летчик-ас времен Великой Отечественной войны, наиболее результативный летчик-истребитель в авиации союзников. Трижды Советского Союза. Маршал авиации.

Подвиг Ивана Кожедуба.

Большинство украинцев в годы Второй мировой войны воевало на стороне против фашистской . Воевали умело и храбро, так, что

2021 украинец стал Героем Советского Союза (из 11 603, это 17.4%);

25 украинцев стали дважды Героями (из 101, или 25%);

Один из трех - - трижды Героем.

Самым прославленным героем, родившимся в , стал Иван Никитович Кожедуб, прошедший путь с 1943 по 1945 гг. от сержанта до гвардии майора и официально сбивший 64 самолета противника. Его сослуживцы говорили о нем: "Это человек, который чувствовал себя в небе, как дома". На всю историю полетов Ивана Кожебуда было немало событий, которые можно назвать героическими, поскольку он всегда использовал любой предлог, лишь бы подняться в небо. На счету Ивана Кожедуба 330 боевых вылетов, 120 воздушных боев и 62 (по иным данным 64) сбитых вражеских самолета. Он поражал цель из любых положений самолета. Кожедуб ни разу не был сбит сам, хотя и неоднократно приводил подбитый истребитель или садился на аэродром, поврежденный бомбами. Он всю жизнь болел небом и сделал свою мечту призванием. Специалисты военного дела отмечают 4 основных подвига Ивана Кожедуба:

1. 30 сентября 1943 года, Кожедуб сопровождал в небе переправу войск через Днепр. Делая вираж, он оказался в небе без прикрытия боевых товарищей и в этот же момент заметил в небе немецкие "юнкерсы". Прославленный летчик не растерялся, не запаниковал и в одиночку спикировал на бомбардировщики. Сделав несколько виражей, он ворвался в звено противника. Атака смелого русского летчика-одиночки была для немцев столь неожиданной и дерзкой, что они в смятении прекратили сбрасывать бомбы и заняли оборонительные позиции. Увидев растерянность врага, Иван Никитович решился на еще более смелый шаг - он спикировал на одного из оторвавшихся Ju-87 и сбил его. Горящие обломки развалившегося самолета уронили боевой дух противника, и бомбардировщики отступили.

Кавалер ордена "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" II степени

Кавалер ордена "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" III степени

Иностранные: Кавалер ордена Красного Знамени (Монголия).

Кавалер ордена Заслуг перед Отечеством (ГДР).

Кавалер ордена Возрождения Польши.

Кавалер ордена Государственного флага (КНДР).

Биография Ивана Кожедуба.

1940 год - поступил на службу в ряды Красной Армии и осенью того же года окончил Чугуевскую военную авиационную школу летчиков, после чего продолжил в ней службу в должности инструктора.

2010 года в городе Шостка в ознаменование 90-летия Кожедуба был установлен бюст возле музея Ивана Кожедуба.

Именем Ивана Кожедуба названа улица в микрорайоне Авиаторов города Балашиха Московской области.

Именем Ивана Кожедуба названа небольшая улица в г. Алма-Ата, Республика Казахстан.

Именем Ивана Кожедуба назван пионерский лагерь в Московской области (Одинцовский р-н, под Кубинкой).

Макет самолета Ла-5, на котором совершил первый вылет с Уразовского аэродрома во время войны И. Н. Кожедуб, был открыт в мае 1988 года в Белгородской области.

.

В выложен документальный биографический фильм с игровыми реконструкциями из цикла "Тайны века", посвященный 90-летию генерала-полковника авиации Ивана Никитовича Кожедуба - Две войны Ивана Кожедуба / Two wars Ivan Kozhedub (First channel, 2010).

Как часто пользователи из Украины ищут информацию об Иване Кожедубе в поисковой системе?

Как видно из фото, пользователи поисковой системы в сентябре 2015 года интересовались запросом "иван кожедуб" 648 раз.

А согласно данному можно проследить, как изменялся интерес пользователей Яндекса к запросу "иван кожедуб" за последние два года:

* Если вы обнаружили неточность или ошибку, просьба сообщить wiki@сайт .

** Если у вас есть материалы о других героях Украины, просьба выслать их на этот почтовый ящик

Иван Никитович Кожедуб – прославленный летчик-ас Второй мировой войны, наиболее результативный летчик-истребитель в авиации союзников (64 личных победы). Трижды герой советского союза. Участвовал в боевых действиях с 1943 по 1945 год, все свои боевые вылеты совершал их на истребителях конструкции Лавочкина – Ла-5 и Ла-7. За все время войны ни разу не был сбит. По окончании войны продолжил службу в ВВС, оставаясь действующим пилотом и освоив реактивный истребитель МиГ-15. Окончил Краснознаменную Военно-воздушную академию, в 1985 году летчику было присвоено воинское звание маршала авиации.

Иван Никитович Кожедуб родился 8 июня 1920 года в крестьянской семье в небольшом украинском селе Ображиевка Шосткинского района Сумской области. В последствии окончил химико-технологический техникум и Шосткинский аэроклуб. В Красную Армию попал в 1940 году. В 1941 году закончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков, где служил инструктором. С началом Великой Отечественной войны Иван Кожедуб вместе с авиашколой был эвакуирован в Среднюю Азию. После подачи многочисленных рапортов с просьбой отправить его на фронт, его желание было удовлетворено. В ноябре 1942 года сержант Иван Кожедуб прибыл в распоряжение 240-го истребительного авиационного полка (ИАП) формирующейся 302-й истребительной авиадивизии. В марте 1943 года части дивизии были отправлены на Воронежский фронт.


Свой первый боевой вылет будущий ас и Герой Советского Союза провел 26 марта, вылет закончился неудачно: его истребитель Ла-5 (бортовой № 75) в бою получил повреждения, а при возвращении на аэродром был вдобавок обстрелян своей зенитной артиллерией. С большим трудом летчик смог довести машину до аэродрома и совершить посадку. После этого примерно месяц летал на старых истребителях, пока вновь не получил новый Ла-5.

Боевой счет своим победам летчик-ас открыл 6 июля 1943 года на Курской дуге, сбив пикирующий бомбардировщик Ju-87. Уже на следующий день Кожедуб одержал вторую воздушную победу, сбив еще один Ju-87, а в воздушном бою 9 июля смог сбить сразу 2 немецких истребителя Me-109. Уже в августе 1943 года Иван Кожедуб становится командиром эскадрильи. Первое звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» командир эскадрильи 240-го ИАП старший лейтенант Иван Кожедуб получил 4 февраля 1944 года за 146 боевых вылетов, в которых он сбил 20 немецких самолетов.

С мая 1944 года Кожедуб воевал на новой модификации истребителя Лавочкина – Ла-5ФН (бортовой № 14), который был построен на деньги колхозника Сталинградской области В.В. Конева. Уже через несколько дней после получения он сбивает на нём Ju-87. В течение шести последующих дней летчик-ас записывает на свой счет ещё 7 вражеских самолётов. В конце июня он передает свой истребитель К.А. Евстигнееву (впоследствии дважды Герой Советского Союза), а сам переходит в учебный полк. Но уже в августе Иван Кожедуб назначается заместителем командира 176-го гвардейского полка ИАП. В это же время полк проходит процедуру перевооружения, получая новые истребители Ла-7. Летчику-асу достался самолёт с бортовым № 27. Иван Кожедуб будет летать на нем до самого конца войны.

Второй медалью «Золотая Звезда» гвардии капитан Иван Кожедуб был награжден 19 августа 1944 года за 256 совершенных боевых вылетов, в которых он лично сбил 48 немецких самолетов. Однажды во время воздушного боя на истребителе Ла-7, который проходил над территорией противника, самолет Кожедуба был подбит. На машине заглох двигатель и Иван Кожедуб, чтобы не сдаваться в плен немцам, выбрал для себя на земле цель и начал на нее пикировать. Когда до земли оставалось совсем немного, двигатель истребителя неожиданно снова заработал и Кожедуб смог вывести машину из пикирования и благополучно вернулся на аэродром.

12 февраля 1945 года Иван Кожедуб в паре со своим ведомым лейтенантом В.А. Громаковским патрулировали пространство над передним краем, находясь в режиме «свободной охоты». Обнаружив группу из 13 истребителей FW-190, советские летчики немедленно атаковали их, сбив при этом 5 немецких истребителей. Три из них записал на свой счет Иван Кожедуб, два – Громаковский. 15 февраля 1945 года в полете над Одером Кожедуб смог сбить немецкий реактивный истребитель Me-262, которым управлял унтер-офицер К. Лянге из I./KG(J)54.


К концу Великой Отечественной войны гвардии майор Иван Кожедуб выполнил 330 боевых вылетов и провел 120 воздушных боев, сбив при этом 64 самолета противника. В это число не входят 2 американских истребителя P-51 «Мустанг», которые советский ас сбил весной 1945 года. При этом американцы первыми напали на истребитель Ла-7, которым и управлял советский летчик. По словам выжившего в этом воздушном бою американского пилота, они перепутали Ла-7 Кожедуба с немецким истребителем FW-190 и напали на него. Третью «Золотую Звезду» Иван Никитович Кожедуб получил уже после войны за высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу.

Среди сбитых Иваном Кожедубом вражеских самолетов были:

21 истребитель FW-190;
18 истребителей Ме-109;
18 бомбардировщиков Ju-87;
3 штурмовика Hs-129;
2 бомбардировщика He-111;
1 истребитель PZL P-24 (румынский);
1 реактивный самолёт Ме-262.

Ла-5 и Ла-5ФН

Ла-5 – это одномоторный деревянный низкоплан. Как и у истребителя ЛаГГ-3, основным конструкционным материалом используемым в планере самолета была сосна. Для производства некоторых шпангоутов и лонжеронов крыла применяли дельта-древесину. Деревянные детали обшивки самолета склеивались при помощи специального карбамидного КМ-1 или смоляного клея ВИАМ-Б-3.

Крыло самолета, набранное из профилей NACA-23016 и NACA-23010, технологически подразделялось на центроплан и 2-е двухлонжеронные консоли, которые имели фанерную работающую обшивку. К металлической трубе при помощи торцевой нервюры присоединялись основные стойки шасси. Между лонжеронами центроплана находились кессоны для бензобаков, выклеенные из фанеры, а в носовой части размещались купола для колес шасси.
Лонжероны самолета были деревянными со специальными полками из дельта-древесины (на истребителях модификации Ла-5ФН, начиная с 1944 года, монтировались металлические лонжероны.) К консолям с фанерной обшивкой присоединялись автоматические предкрылки, элероны типа «Фрайз» с дюралевым каркасом, обшитые перкалью и щитки-закрылки типа «Шренк». Левый элерон имел триммер.


Фюзеляж истребителя состоял из деревянного монокока выполненного как одно целое с килем и передней металлической фермы. Каркас состоял из 15 шпангоутов и 4 лонжеронов. Фюзеляж истребителя был наглухо скреплен с центропланом 4-я стальными узлами. Кабина летчика закрывалась плексигласовым сдвижным фонарем, который мог стопориться в закрытом и открытом положениях. На шпангоуте за спинкой сидения летчика находилась бронеплита толщиной в 8,5 мм.

Стабилизатор – двухлонжеронный, полностью деревянный с фанерной работающей обшивкой, оперение – свободнонесущее. Стабилизатор машины состоят из 2-х половинок, которые крепились к силовым элементам хвостовой части машины. Руль высоты с триммером обладал дюралевым каркасом, который обшивался полотном и также как стабилизатор состоял из двух половинок. Управление истребителем было смешанным: рулями высоты и поворота с помощью тросов, элеронами при помощи жестких тяг. Выпуск и уборка шитков-закрылков происходили при помощи гидропривода.

Шасси истребителя было убирающимся, двухопорным с хвостовым колесом. Основные опоры шасси обладали масляно-пневматическими амортизаторами. Основные колеса Ла-5 имели размеры 650x200 мм и оснащались воздушнокамерными тормозами. Хвостовая свободно ориентирующаяся опора также убиралась в фюзеляж и имела колесо размером 300 на 125 мм.

Силовая установка истребителя состояла из звездообразного двигателя воздушного охлаждения М-82, который обладал максимальной мощностью в 1850 л.с. и трехлопастного винта изменяемого шага ВИШ-105В с диаметром 3,1 метра. Выхлопные патрубки объединялись в 2 коллектора реактивного типа. Для регулирования температурой двигателя использовались лобовые жалюзи, которые находились на переднем кольце капота, а также 2 створки по бокам капота за мотором. Двигатель самолета запускался при помощи сжатого воздуха. Масляный бак емкостью в 59 литров находился на месте стыка металлической фермы и деревянной части фюзеляжа. Топливо объемом в 539 литров находилось в 5 баках: 3-х центропланных и 2-х консольных.


Вооружение истребителя состояло из 2-х синхронных пушек ШВАК калибра 20-мм с пневматическим и механическим перезаряжанием. Общий боезапас равнялся 340 снарядам. Для наводки на цель использовался коллиматорный прицел ПБП-la. На самолетах модели Ла-5ФН дополнительно устанавливались крыльевые бомбодержатели, которые были рассчитаны на подвеску бомб массой до 100 кг.

В состав оборудования истребителя помимо стандартного набора контролирующих и пилотажно-навигационных приборов включались кислородный прибор, коротковолновая радиостанция РСИ-4 и посадочная фара. Запаса кислорода хватало на 1,5 часа полета на высоте 8000 м.

Буквы ФН в маркировке Ла-5ФН расшифровывались как Форсированный Непосредственного впрыска топлива и относились к двигателю. Данный самолет начала поступать в войска с марта 1943 года. Его двигатель АШ-82ФН развивал максимальную мощность в 1850 л.с. и мог выдерживать форсированный режим в течение 10 минут полета. Данная версия истребителя Ла-5 была наиболее скоростной. У земли машина разгонялась до 593 км/ч, а на высоте в 6250 метров могла развить скорость в 648 км/ч. В апреле 1943 года в подмосковных Люберцах состоялась серия воздушных боёв между Ла-5ФН и трофейным истребителем Bf.109G-2. Учебные бои продемонстрировали подавляющее превосходство Ла-5 в скорости на малых и средних высотах, которые являлись основными для воздушных сражений Восточного фронта.

Ла-7 стал дальнейшей модернизацией истребителя Ла-5 и одной из лучших серийных машин конца Второй мировой войны. Данный истребитель обладал отличными летными качествами, высокой маневренностью и хорошим вооружением. На малых и средних высотах он имел преимущество над последними поршневыми истребителями Германии и стран антигитлеровской коалиции. Ла-7, на котором заканчивал войну Кожедуб, в настоящее время находится в Центральном музее ВВС России в поселке Монино.


По своему внешнему виду и размерам истребитель очень незначительно отличался от Ла-5. Одним из существенных отличий были лонжероны, которые, как и на последних сериях Ла-5ФН, были выполнены из металла. При этом обшивка и нервюры самолета остались без изменений. Размеры сечения лонжеронов были сокращены, что позволило освободить дополнительное пространство для топливных баков. Масса лонжеронов истребителя снизилась на 100 кг. Аэродинамика истребителя значительно улучшилось, достигалось это, в частности, путем переноса и улучшения формы радиатора. Также подверглась улучшениям внутренняя герметизация самолёта путем полной ликвидации просветов между трубами и отверстиями для них в противопожарной переборке и щелей в капоте. Все эти улучшения позволили Ла-7 получить над Ла-5 преимущество в скорости полета, скороподъемности и максимальном потолке. Максимальная скорость Ла-7 составляла 680 км/ч.

В качестве вооружения на Ла-7 могли быть установлены две 20-мм пушки ШВАК или 3 20-мм пушки Б-20. Пушки имели гидромеханические синхронизаторы, которые препятствовали попаданию снарядов в лопасти винта. Большая часть Ла-7, как и Ла-5, вооружалась двумя пушками ШВАК, которые обладали боезапасом по 200 патронов на ствол. В состав боекомплекта истребителя входили бронебойно-зажигательные и осколочно-зажигательные снаряды массой в 96 грамм. Бронебойно-зажигательные снаряды на дистанции в 100 метров пробивали по нормали броню толщиной до 20 мм. на двух подкрыльевых узлах истребителя можно было подвесить бомбы массой до 100 кг.

Использованы источники:
www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=403
www.airwar.ru/enc/fww2/la5.html
www.airwar.ru/enc/fww2/la7.html
Материалы свободной интернет-энциклопедии «Википедия»

Иван Кожедуб - советский лётчик, герой Советского Союза, воевавший во время Великой Отечественной войны, участвовал в конфликте на Корейском полуострове.

Иван Никитович Кожедуб появился на свет 8 июня 1920 в селе Ображиевка, расположенного на территории нынешней Украины. Его детство приходилось на годы гражданской войны, он жил в обычной крестьянской семье. Мальчик ничем не отличался от остальных парней того периода, всё время проводил на улице вместе со своими друзьями. После окончания местной школы Иван отправился в город Шостка, чтобы поступить в химико-технологический техникум. Во время обучения он состоял в аэроклубе, где ему и привили любовь к авиации. После окончания техникума он продолжил заниматься своим хобби. Он стал учеником Чугуевской военной авиационной школы, где проучился до начала 40-ых годов. После её окончания Иван остался работать в ней в качестве преподавателя.

Переломным моментом для Кожедуба стало вступление в ряды Красной Армии. Тогда он осознал, что хочет посвятить себя военному делу. Началась Великая Отечественная война. Ивана и остальной преподавательский состав эвакуировали в Казахстан. Там лётчик получил звание старшего сержанта. Через несколько месяцев его отправили на фронт в составе 240 истребительного полка. Его первым самолётом стала модель “ЛА-5”, пилот гордо называл его “Лопахиным”. К сожалению, первый полёт Кожедуба не удался, его подбили. Тем не менее он героически посадил повреждённый агрегат. В 1943 году он стал младшим лейтенантом.

Славу ему принесла битва на Курской дуге. Там он смог сбить несколько истребителей противника. За проявленную храбрость он получил звание Героя Советского Союза. В 1944 году Кожедубу дают капитана. Он становится пилотом нового самолёта “Ла-7”. За время наступательной операции по освобождению Восточной Европы он сбил несколько десятков вражеских бомбардировщиков. Победу он встречал в Берлине, где и получил вторую “Золотую Звезду”. В конце войны произошло столкновение Кожедуба с двумя американскими лётчиками, которые случайно восприняли его, как противника. Иван, обороняясь, сбил самолёты, что, возможно, сыграло роль в обострении отношений.

После войны он поступил в Краснознамённую Военно-воздушную академию, где получил высшее образование. Параллельно великий лётчик занимался испытаниями новых моделей летательных аппаратов. Но военная служба не оставила его. Иван принимал непосредственное участие в Корейской войне. Благодаря его мастерству удалось выиграть многие сражения с минимальными потерями. После возвращения к мирной жизни он служил командиром ВВС. Дальнейшие 10 лет он проработал инспектором Министерства обороны. Лишь в 1985 году, став Маршалом авиации, Иван решил изменить вектор своей деятельности. Он стал депутатом Верховного Совета СССР, где проработал до своей смерти. Он скончался 8 августа 1991 года, причиной смерти стал сердечной приступ. Даже спустя 30 лет все продолжают почитать подвиги Ивана Кожедуба, что говорит о его несомненном вкладе в развитие авиации, он являлся настоящим патриотом своей страны.

Биография 2

Иван Никитович Кожедуб стал одним из самых известных советский асов, участвовавших в Великой Отечественной войне. В его биографии отразились особенности эпохи.

Он родился в простом украинском селе в 1920 году. Будущему Маршалу авиации не вполне повезло с социальным происхождением, на которое тогда обращали гораздо больше внимания, чем теперь. Однако сын сельского церковного старосты, как и многие его сверстники всерьез заинтересовался авиацией. При химико-технологическом техникуме, куда он поступил после окончания школы, был аэроклуб, куда молодой человек вступил.

В начале войны Кожедуба отправляют в эвакуацию в Казахстан, доучиваться на военного летчика и в 1942 году он выпущен в истребительный авиаполк, в звании сержанта. В следующем году Иван Никитович принимает участие в боях на Воронежском фронте, пилотируя истребитель Ла-5. Дебют был не слишком удачным - самолет получил повреждения, будучи обстрелянным своими же советскими зенитчиками. Однако ни в тот раз, и далее на протяжении всей войны, пилот не был сбит ни разу, хотя его боевая машина неоднократно получала серьезные повреждения.

В конце войны Кожедуб сбил шестьдесят два вражеских самолета, совершив триста тридцать боевых вылетов. Последний он сбил в небе над столицей Германии в апреле 1945 года, тогда же получив Героя Советского Союза в третий раз.

После победы заслуженный летчик остался в военной авиации, учился в Военно-Воздушной академии, параллельно осваивая новые типы самолетов.

Во время войны в Корее, где советские летчики сражались с американцами и их союзникам, он командовал авиационной дивизией. Потеряв всего двадцать семь самолетов, его подчиненные сбили 216 вражеских.

В 1964-71 гг. Иван Никитович занимал пост заместителя командующего ВВС Московского военного округа. Впоследствии он в составе группы генеральных инспекторов Министерства обороны. Высших военачальников было не принято отправлять в отставку, поэтому они формально занимали высокую должность, но реально не командовали.

В 1991 году Маршал авиации (звание было присвоено в 1985 году) умирает, находясь на все той же почетной должности.