Биографии

Александр блок на железной дороге анализ. Блок: «На железной дороге». Анализ стихотворения. «Круг постылый бытия. Размышления поэта и реальные случаи женских смертей

Александр Блок написал это интересное стихотворение в 1910 году. А интересно оно тем, что сам поэт сделал примечание о том, что это некое подражание одному из эпизодов произведения Льва Толстого «Воскресение».

Говоря о сюжете: это достаточно печальная картина. Жизнь молодой девушки, которая надеялась на счастье в жизни. Но обрела лишь смерть. Создается впечатление, что лирический герой знал юную особу, наблюдал за ее судьбой. Он и жалеет ее, и в то же время из некоторых строк можно заметить, что девушка сама пошла не тем жизненным путем. Действие разворачивается на перроне железнодорожной станции, где юная особа пытается найти отклик в сердцах пассажиров из проносившихся мимо вагонов. Почему она ждет счастья именно в таком месте? Отчего же шагает в итоге в пропасть небытия? Много вопросов возникает по мере чтения творения А. Блока. Заранее Блок пишет строки «Не подходите к ней с вопросами, Вам все равно, а ей-довольно». Кажется, будто Блок хотел сказать о том, что читатель, словно равнодушный пассажир, он так же пронесется мимо, закончив читать. И все же, можно предположить, что девушка искала счастья на перроне, потому что надеялась найти отраду хотя бы у незнакомцев, ведь она была одинока.

Очень искусно А. Блок подбирает выражения в своем творении, чтобы передать основную тему. К примеру в седьмой строфе есть строчка «Так мчалась юность бесполезная». Такое броское слово «бесполезная» дает понять, что героиня никому не нужна, никто не знает о ней, только лирический герой и читатель обращает свое внимание на судьбу девушки.

Печальная судьба притягивает к образу несчастной души. Пожалуй, это одно из тех стихотворений, в которых не нужно лишний раз искать смысла, на него просто стоит обратить внимание, как на его героиню.

Анализ стихотворения Блока На железной дороге

Александр Блок написал произведение, в жанре стихотворение, которое назвал «На железной дороге». Это было сделано в 1910 году. Также, критики причисляют это произведение в его сборник стихов, или же цикл под названием «Одина». И возможно, недаром. Так как в стихотворение блока присутствует множество элементов, которые сами по себе являются иллюстрациями России, которая еще когда-то не была революционной.

То есть дореволюционная Россия – это важное, что хотел показать в своем произведении Блок. Кроме того, главные герои также присутствуют. Это – красивая, причем молодая женщина. Кроме того – ее возлюбленный. Но с первых же строк стихотворения становиться понятно, что она – мертва. Так как сюжет таков – она погибла, после того, как кинулась под колеса поезда.

Но дело в том, то она специально сделала так. Ведь все дело в том, что жизнь настолько тяжела, как ей казалось в тот момент. Блок дальше развивает эту мысль, и читатели видят, что все не так просто. Ведь была же любовь, такая сильная и страстная, но все казалось, погибло в один момент.

Недаром Александр Блок выбрал такой сюжет. Ведь он навеян именно произведениями Льва Толстого. Особенно, тема произведениями, в которых погибают трагично главные герои, и это «Анна Каренина», и даже «Воскресенье». Эти герои погибли, потому что для них стыд – стал на первом месте, а также – разочарование в том, что люди не оказались такими же, как они сами. Александр Блок смог представить сюжет в стихотворении так, что это не выглядит – нелепо или обыденно. Все кажется величавым, и очень трагичным.

Но кто сама героиня – трудно понять. И красива, и молода, но какого происхождения – не понятно. Но был один факт – эта женщина постоянно и регулярно приходила в одно и в, то же время провожать взглядами пассажиров, сходящих с поезда, и потом печально смотрела вслед уходящему поезду. Так было постоянно, а потом, в обычный день, - она умерла, таким образом, погибнув. Что конкретно заставило совершить этот поступок – не знает даже сам автор.

Анализ стихотворения На железной дороге по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Жуковского Невыразимое 9 класс сочинение

    Данная элегия является одной из самых известных работ поэта. В данном произведении поэт освещает проблему, которая постигает многих писателей. Иногда поэт сталкивается с тем, что не может правильно выразить свои мысли

В пронзительном цикле «Родина» во всех стихотворениях разлиты печаль и боль, безбрежная тоска, с давних времен объявшие и не отпускающие Русь. Лишь два произведения посвящены образам людей, а не Родины в целом. О бесцветной жизни молодой девушки рассказал А. Блок. Анализ стихотворения «На железной дороге» будет дан ниже.

Под мерный рокот ямба

Идет неспешное и, по сути, страшное описание существования юной девушки где-то в глубине России, которая не знает, как удержать пролетающую молодость. Показаны ее мучительные ежедневные приходы на станцию с пустыми надеждами на какие-то (какие?) перемены в жизни. Ведь она «красивая и молодая», характеризует ее Блок. На железной дороге покажет это) жизнь сожмет сердце и душу героини такой нестерпимой тоской, что с первой строфы ясно, как страшно и быстро она покончит счеты с жизнью и надеждами.

В трясине жизни

В страшном однообразном бытии героини было одно лишь развлечение - поход вечером, приодевшись, на станцию. Весь нудный томительный тягучий день завершался приходом к скорому поезду, в окна которого можно было заглянуть и увидеть другую жизнь - яркую и нарядную. И щеки румянились, и локон круче завивался, и героиня, стоя рядом с жандармом около блеклых пыльных кустов, изнемогала в пустых мечтах, увязая в косности. Издалека видела три ярких фары мчащегося поезда, и вагоны, подрагивая и скрипя, шли и шли мимо, без остановки, и тоска разрывала сердце: опять она стоит, никому не нужная. Поезд мелькнул, посмотрел вагонов - и все, и больше ничего нет.

Сплошное безразличие, хоть кричи, хоть не кричи, никому дела до нее нет. Существование без событий происходит на маленьком полустанке (и его ярко описывает Блок), на железной дороге. Анализ стихотворения говорит, что героине некуда приложить свои силы, чувства, ум, красоту.

Лишь один только раз

Всего лишь разок на нее обратил внимание гусар, небрежно облокотившись на алый бархат. Нежно улыбнулся, скользнув взглядом - и больше ничего не осталось.

Время не ждет, поезд умчался вдаль. Но на секунду она была оценена. Это и прекрасно, и унизительно. Как поезд, мчалась бесполезная юность. А что потом? И сейчас-то ничего нет, кроме унылого однообразия, кроме отупляющих и огрубляющих ум и душу мелких дел. А что потом? Неужели вот так бесцветно надо состариться, чтобы никто не порадовался ее живому веселому характеру и нежной прелести юности? Горечь, сожаления, беспросветную тоску, снедающие героиню, показывает Блок ("На железной дороге"). Анализ стихотворения не позволяет надеяться на какие-либо изменения в жизни героини.

Крутой поворот

Сколько раз пришлось бедняжке проходить через лесок на станцию, сколько раз потребовалось постоять под навесом, сколько раз была пройдена длинная платформа, знают только она сама и Всевышний. Ведь так неудержимо влекло из этого тихого места туда, где бурлит и меняется жизнь каждый день. И ничего не случалось. И тогда пришло моментальное желание навсегда покончить с сонным туманом жизни (рассказывает Блок) на железной дороге. Анализ стихотворения говорит о спонтанном, но не случайном решении девушки прощально улыбнуться и без желаний, как в омут, броситься под поезд.

Страшное начало и страшный конец

Как музыкальное рондо, начинают и завершают первое и последнее четверостишия резко оборванную несчастную убогую жизнь, которая даже не распустилась, да и не могла расцвести в полную силу. И вот, словно живая, с открытыми остановившимися глазами она лежит в некошеном рву, скатившись с рельсов под насыпь. Собственно, умерла она не сейчас, а еще тогда, когда тлели и с каждым проходящим днем угасали надежды.

Физически живая, она уже погибала, когда бросала жадные взгляды на окна вагонов. Какие теперь могут возникнуть к ней вопросы? Да и захотела бы девушка отвечать на них? Ведь всем все безразлично. Все - только пустое любопытство. Так повествует Блок ("На железной дороге"). Анализ стихотворения только констатирует, как врач, факт смерти.

Россия

Одинока и никому не нужна, ни себе, ни людям, девушка. А как же Россия без дочери? Она сама нищая, лежит в дремоте, униженная и дикая. Такой ее увидел на перепутье, на железной дороге Блок. Анализ, проделанный поэтом, как скальпелем вскрывает ее хаотичность и гибельность пути. Но именно такой безмерно любил и ненавидел одновременно ее поэт. Противоречиво, с облитым кровью сердцем, с горечью смотрел, что творилось на железной дороге, Блок. Анализ российской действительности он проводил в течение всего цикла стихотворений «Россия». «На железной дороге» - это кусочек мозаики, из которого сложилась «Россия» - безбрежная тоска.

У поэта плачет сердце, из него струится кровь на Куликовом поле. И художник сам не знает, что делать с собой, не то что давать советы и рецепты детям России. Одно знает точно, что «не может сердце жить покоем», Блок. «На железной дороге» (анализ стиха дает нам это понять) - пронзительный крик души, разрывающий сердца и поэта, и героини произведения. Пошлость, дикость и вековая тьма торжествуют.

Читая Блока вслух

Стихотворения должны восприниматься на слух, как музыка, потому что только так можно услышать звуки и понять, почувствовать, как складываются образы.

Начнем с языка метафор. Вагоны, желтые и синие, предназначены для состоятельных людей, которые могут позволить себе ездить в первом и втором классе, что поэтом не уточняется, а зеленые - для нищеты, потому что современникам это ясно без объяснений. В этом четверостишии, кроме того, интересны звуковые ассонансы и аллитерации: повторяющиеся слоги «ли» смягчают грозный стук колес и делают его напевней. Мягкое повторяющееся 10 раз «л» в четверостишии о гусаре делает мягче неизбежность мимолетной встречи взглядами чужих друг другу людей. Свистящие и шипящие «с» и «ж» подчеркивают быстрый ход состава. Если внимательно почитать и произнести вслух, то эта экспрессивная окраска будет слышна. А прием в композиции, когда развязка предшествует рассказу, усиливает созданный далее образ железной дороги как символа жизненной колеи, с которой не свернуть ни вправо, ни влево. Временные формы глаголов также важны. В первом и последнем четверостишиях глагольные формы используются в настоящем времени, и это также усиливает его обратную композицию. Образ пути, пройдя через все стихотворение, становится центральным, давящим и умертвляющим человека. Так строит Блок «На железной дороге». Анализ, даны кратко. Их можно дополнять и далее.

Сущность мира у Блока страшна и наполнена разлетающимся злом, бездушным и безразличным, человеческой глупостью, безысходной, величавой, бесконечной. Но нет, это не конец, говорит поэт. Есть еще леса, поляны, туманы, шелесты в овсе. Прекрасное существует вне людей. Его можно и нужно увидеть.

Посвящается Марии Павловне Ивановой

В полной мере ощутить глубину трагедии можно в стихотворении Александра Блока «На железной дороге», которое поэт написал летом 1910 года и посвятил Марии Павловне Ивановой. Что хотел автор передать женщине вопрос, история донесла до нас только то, что у Александра с семьей Павловых были тесные приятельские отношения.

В стихотворении рассказывается о гибели девушки под колёсами поезда. Уже с первых строк стихи цепляют за живое и не отпускают до последней буквы. Подчеркнуть красоту погибшей девушки Блок хочет использованием символизма. Цветной платок поверх косы говорит о молодости женщины, а некошеный ров подчеркивает точку жизненного пути, тот момент, когда человеку уже нет дело до мирских забот.

Ожидание без ответа

Девушка жила недалеко от железной дороги и часто под навесом ждала, когда пройдёт поезд. Этот момент из второго четверостишья говорит, что погибшая была местной жительницей и вряд ли железная дорога была ей в диковинку. Она ждала, когда мимо пролетали поезда, что кто-то посмотрит на неё из звенящих окон, но дела да одинокой девушки возле путей никому не было.


Автор не вдаётся в подробности, но анализ без погружения в глубины строк говорит, что красавица испытала в жизни немало горьких минут. Возможно, её возлюбленный не ответил взаимностью, может быть, она не могла сказать «да» на чьи-то страстные слова. Как мы увидим из концовки стихотворения, это и не важно.

Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.

Безучастие железной дороги

В царской России цвет вагонов зависел от класса. Плакали и пели в зелёных, потому что это вагоны 3 класса, где ехали простолюдины. Жёлтые вагоны были второго, а синие первого класса. Там ехали больше по делам, вдали от песен и плача, состоятельные пассажиры. Девушка возле железной дороги не вызвала интереса ни у кого.

Поезда и теперь, когда погибшая лежит возле путей, пробегают мимо со свистом, но до ней и сейчас нет дела. Не нужна была живой, уж, тем более не нужна мёртвой. Только раз взглянул было из вагона гусар, да и то сделал это из природного любопытства.

Блок не зря выбрал местом трагедии железную дорогу, ведь мчавшиеся по ней поезда хорошо символизируют пробегающую молодость. Только вчера девушка была румяна и блистала красой, а сегодня лежит во рве и только взгляд остался, как у живой. Она жила надеждой и верой, но пустынные глаза вагонов были безразличны – никто не взглянул приветливо из окошка, никто не приласкал в жизни и вот путь кончен.

Эпилог

В заключении стихотворения Блок сравнивает погибшую девушку с живой и не советует никому подходить к ней с вопросами. В конце концов, неважно, что её убило – любовь, грязь жизни или колёса поезда! Факт остаётся один – независимо от причины гибели девушке больно, ведь всё равно где-то там придётся ответить за ранний уход, за то, что не выпила чашу жизни до дня, не поделилась с миром своей красотой.

Несмотря на драматизм стихотворения, есть в нём и ростки жизни. Блок учит нас ценить жизнь и до конца пить её горькую чашу, ведь дар рождения дан нам свыше. Также автор намекает, что молчание, порой, лучше, чем неуместные вопросы.

Под насыпью, во рву некошенном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке, на косы брошенном,
Красивая и молодая.

Бывало, шла походкой чинною
На шум и свист за ближним лесом.
Всю обойдя платформу длинную,
Ждала, волнуясь, под навесом.

Три ярких глаза набегающих -
Нежней румянец, круче локон:
Быть может, кто из проезжающих
Посмотрит пристальней из окон…

Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.

Вставали сонные за стеклами
И обводили ровным взглядом
Платформу, сад с кустами блёклыми,
Ее, жандарма с нею рядом…

Марии Павловне Ивановой

Под насыпью, во рву некошенном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке, на косы брошенном,
Красивая и молодая.

Бывало, шла походкой чинною
На шум и свист за ближним лесом.
Всю обойдя платформу длинную,
Ждала, волнуясь, под навесом.

Три ярких глаза набегающих —
Нежней румянец, круче локон:
Быть может, кто из проезжающих
Посмотрит пристальней из окон…

Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.

Вставали сонные за стеклами
И обводили ровным взглядом
Платформу, сад с кустами блеклыми,
Ее, жандарма с нею рядом…

Лишь раз гусар, рукой небрежною
Облокотясь на бархат алый,
Скользнул по ней улыбкой нежною,
Скользнул — и поезд в даль умчало.

Так мчалась юность бесполезная,
В пустых мечтах изнемогая…
Тоска дорожная, железная
Свистела, сердце разрывая…

Да что — давно уж сердце вынуто!
Так много отдано поклонов,
Так много жадных взоров кинуто
В пустынные глаза вагонов…

Не подходите к ней с вопросами,
Вам все равно, а ей — довольно:
Любовью, грязью иль колесами
Она раздавлена — все больно.

Анализ стихотворения «На железной дороге» Блока

Стихотворение «На железной дороге» (1910 г.) входит в цикл Блока «Родина». Поэт изобразил не просто случайный эпизод гибели женщины под колесами паровоза. Это символический образ тяжелой русской судьбы. Блок указывал, что сюжет основан на трагической истории гибели Анны Карениной.

Несомненно лишь то, что героиня глубоко несчастна. Приходить на станцию ее заставляют страдания и надежда на счастье. Перед прибытием паровоза женщина всегда сильно волнуется и старается придать себе более привлекательный вид («нежней румянец», «круче локон»). Такие приготовления характерны для девушки легкого поведения. Но вряд ли железнодорожная платформа подходящее место для поиска клиентов.

Блок предлагает читателю самому «дорисовать» судьбу женщины. Если это крестьянка, то она может пытаться вырваться из деревенской жизни. Автор особо выделяет мимолетную улыбку гусара, которая на мгновенье подарила девушке надежду. Эта сцена напоминает «Тройку» Некрасова. Разница лишь в средстве передвижения.

Но дня проходят за днями, а пассажирам проходящих паровозов нет никакого дела до одинокой девушки. Ее молодость безвозвратно проходит в тоске и бесполезном ожидании. Героиня приходит в отчаяние, ее бесконечные «поклоны» и «жадные взоры» не приводят ни к какому результату. Подруги, вероятно, уже давно нашли себе спутников жизни, а она до сих пор живет в своем воображении. В таком состоянии она принимает решение о самоубийстве. Железная дорога забрала у нее молодость, пускай забирает и ее жизнь. Физическая смерть больше не имеет значения, так как девушка уже давно «любовью… раздавлена». Она испытала настоящую боль при жизни.

В последней строфе автор предупреждает: «Не подходите к ней с вопросами, вам все равно…». Казалось бы, это мертвой девушке уже «все равно». Но Блок специально заостряет на этом внимание. Люди посудачат и разойдутся по своим делам, забыв о случившемся. А девушка испила чашу страданий до конца. Смерть стала для нее облегчением. Обсуждение ее судьбы и мотивов, толкнувших на самоубийство, станет осквернением памяти чистой души.

Стихотворение «На железной дороге» заставляет задуматься о причинах, толкающих молодых и здоровых людей на самоубийство. В христианстве это считается страшным грехом. Но к такому шагу может привести обычное равнодушие окружающих, которые в нужный момент не захотели поддержать отчаявшегося человека.

Стихотворение «На железной дороге» (1910) позволяет нам понять то особое место, которое занимает тема родины в творчестве Блока. Очень часто в его лирике прямо и непосредственно не говорится о родине, но центральным и обобщающим образом неизменно остается именно Россия. Стихотворение «На железной дороге» было включено автором в цикл «Родина», потому что из щемящей душу истории девушки, раздавленной «любовью, грязью иль колесами» возникает яркий образ предреволюционной Российской империи, в которой одни живуз в нищете и голоде, а другие купаются в роскоши. Судьба родины в судьбах человеческих становится сквозным мотивом для лирики Блока, страна представляется как «вочеловеченный» обобщенный образ.

Читая строки стихотворения, мы видим не просто железнодорожную платформу с подходящим к ней поездом, а людей, заполняющих этот поезд и, через них, всю страну. Метафоры «синие» и «желтые», олицетворяющие высшее сословие и его равнодушное отношение к судьбам страны, антонимичны слову «зеленые», и глагол «молчали» приобретает значение, противоположное глаголам «плакали и пели». В вагонах первого и второго класса («желтых» и «синих») пассажиры самодовольно молчаливы, а в «зеленых плакали и пели» (вспоминается некрасовское «стон этот песней зовется»). Однако сведение проблематики стихотворения лишь к вопросам социальной несправедливости русского общества было бы ошибочно. Знаковым в этом отношении можно рассматривать само название - «На железной дороге». Образ дороги, пути в поэтике Блока выступает символом движения, развития. Он метафорически связан в целом с судьбой России и не раз встречается в блоковской лирике. Примером может служить стихотворение «Осенняя воля» (1905), где образ пути является не только центром изобразительной системы, но и основой сюжетной линии («Вхожу я в путь, открытый взорам...»; «Кто взманил меня на путь знакомый, / Усмехнулся мне в окно тюрьмы / Или - каменным путем влекомый / Нищий, распевающий псалмы?»).

Тема гибели на пути возникает с первых строк стихотворения:

Под насыпью, во рву некошеном,

Лежит и смотрит как живая...

Смерть не упоминается, но по фразе «как живая» все становится понятно. Контрастом случившейся трагедии выглядит описание живой красоты уже погибшей девушки:

В цветном платке, на косы брошенном,

Красивая и молодая

В ранних стихах Блока звучала подобная тема - преждевременная смерть, убийство красоты и молодости. В стихотворении «Из газет» (1903) женщина также решается на самоубийство, ложась на рельсы, так как только смерть способна осветить душу сияньем, так как даже детям героиня не может обеспечить благополучную жизнь, несмотря на все свои старания:

Мамочке не больно, розовые детки.

Мамочка сама на рельсы легла.

Доброму человеку, толстой соседке,

Спасибо, спасибо. Мама не могла.

Так тема пути приобретает символическое значение исхода.

Легко восстанавливаются параллели и со стихотворением Некрасова «Железная дорога» (1864), где железная дорога становится символом тяжелейшего гнета, испытываемого русским народом. Одной из центральных и здесь, и там является идея неравенства представителей разных сословий, из-за которого одни пользуются результатами труда других, не замечая боли и страданий вокруг. Позже Есенин в своих произведениях будет использовать образ паровоза как олицетворение нового железного века бездушной цивилизации, тоже несущего собой страдания. Эпитет «железная» контекстуально обозначает жестокость, беспощадность. Он получает экспрессивную окраску неотвратимости, поезд в представлении героини - «три ярких глаза набегающих», «шум и свист за ближним лесом». Эти образы раскрывают сущность жизни в Страшном мире как безжалостного пути, неслучайно появлению поезда сопутствуют сумерки.

Вместе с тем дорога выступает как знак надежды, возможных радости и счастья:

Бывало, шла походкой чинною

На шум и свист за ближним лесом.

Всю обойдя платформу длинную,

Ждала, волнуясь, под навесом.

Так мчалась юность бесполезная,

В пустых мечтах изнемогая...

Тоска дорожная, железная

Свистела, сердце разрывая...

Образы жизненного пути и железной дороги максимально сближены: юность героини «мчалась», а «тоска дорожная, железная свистела». Буквально каждое слово может быть отнесено не только к описанию судьбы девушки, но и к описанию поезда. Образ железной дороги перерастает в символ железного пути, неизвестного, но неотвратимого. С целью усилить это впечатление автор использует композиционный прием обратного повествования, когда трагическая развязка предваряет повествование. Конечно, такой финал сразу обусловливает эмоциональную тональность ретроспективного описания действия. Важно и то, что категория настоящего времени присутствует только в первой и последней строфах, как бы обрамляющих историю случившегося.