Биографии

Анцупов и шипилов конфликтология. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. б) дополнительная литература

ДОСТУП К ДРУГИМ ТЕОРЕТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛАМ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА МОЖЕТ БЫТЬ ОГРАНИЧЕН

РАЗВИТИЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В 20 ВЕКЕ

Я на мир взираю из-под столика:

Век двадцатый – век необычайный.

Чем он интересней для историка,

Тем для современника печальней.

Н.И. Глазков

Двадцатый век в истории русской литературы – самый драматичный и наиболее насыщенный событиями и направлениями период. Двадцатый век изменил понимание сущности литературы, вписал в более масштабный контекст вопросы любви, смерти, предназначения человека, перспектив развития искусства.

Русский духовный ренессанс

Изменилась перспектива. Получалась

иная направленность сознания.

Раскрылись глаза на иные миры,

на иное измерение бытия.

И за право созерцать иные миры

велась страстная борьба.

Н.А. Бердяев

Так сложилось в истории русской литературы, что рубежи столетий оказывались для нее временем небывалых взлетов, связанных с социальными и духовными потрясениями. Если рубеж 18-19 веков был временем зарождения Золотого века русской литературы, то рубеж 19-20 столетий получил в истории литературы название «Серебряный век» . Это время проходило под знаком «переоценки ценностей» - как в науке, так и в искусстве. Небывалый подъем во всех сферах духовной жизни России, обострившийся интерес к философским вопросам был обусловлен рядом обстоятельств:

  1. социально-экономический кризис требовал поисков оптимального выхода из него;
  2. научные открытия и технические изобретения рубежа веков (теория относительности Эйнштейна, открытие клеточного ядра, кино, автомобили, радио, телефон, метро, признание геометрии Лобачевского и т.д.) привели к переосмыслению взглядов на мир;
  3. Россия к этому времени уже «переболела» имморализмом Ф. Ницше, прославившегося фразой «Бог умер», и учением А. Шопенгауэра - автора работ «Мир как воля и представление» и «Метафизика половой любви», что, в свою очередь, обусловило зарождение в конце 19 века русской религиозной философии , основателем которой стал национальный гений России Владимир Сергеевич Соловьев (1856-1900).

Появляются новые течения и направления в живописи (абстракционизм К. Малевича и В. Кандинского, лучизм М. Ларионова), в музыке (поиски новых форм ритма и музыкального самовыражения у П.И. Чайковского,
С. Рахманинова, А. Скрябина), в балете (обновлению балетного искусства содействовали А. Павлова и М. Фокин).

Бурные духовные искания русской интеллигенции, взлет творческих сил, обострение религиозно-мистической чувствительности - все это были признаки явления, которое Н.А. Бердяев назвал русским духовным ренессансом.

Приметой эпохи стало соединение божественного и человеческого начал в сознании и, как следствие, соединение философии и литературы благодаря общей цели - поиску высшей истины . Усилившееся ощущение грядущей вселенской катастрофы определило стремление деятелей искусства к творческому преображению мира. Появилась вера в то, что искусство сможет стать силой, перерождающей мир.

Главным достижением эпохи русского духовного ренессанса
Н.А. Бердяев считал «освобождение от остатков писаревщины». Лозунг Белинского «Социальность или смерть» уже к началу 1890-х утратил свой смысл. Русская литература начала развиваться полифонично и разнонаправленно:

а) литературный процесс Серебряного века определялся борьбой и взаимовлиянием реализма и модернизма (к модернизму относились все нереалистические течения);

б) в одно и то же время на сценах российских театров ставились психологические пьесы Чехова, социальные драмы Горького и экспрессионистские драмы Андреева;

в) в один и тот же год - 1907 - появляется первый соцреалистический роман «Мать» Максима Горького и первый русский порнографический роман «Санин» Михаила Арцыбашева, развивается символистский роман (две трилогии Дмитрия Мережковского - «Христос и Антихрист» и «Царство Зверя», романы «Тяжелые сны» и «Мелкий бес» Фёдора Сологуба; «Огненный ангел» Валерия Брюсова; «Серебряный голубь» и «Петербург» Андрея Белого).

Наиболее значительным направлением Серебряного века стал символизм, становление которого проходило под знаменем идей Вл. Соловьева. Распад символизма в 1910 году привел к возникновению новых модернистских течений: акмеизма, эгофутуризма, кубофутуризма, имажинизма, новокрестьянской поэзии, импрессионизма.

Все эти течения просуществовали недолго, зато дали дорогу в «большую литературу» Н.С. Гумилеву, А.А. Ахматовой, О.Э. Мандельштаму, В.В. Маяковскому, Б.К. Зайцеву, С.А. Есенину, М.А. Волошину и др.


Развитие русской литературы в 1890-1921 гг.

В русле реализма

В русле модернизма

Проза и драматургия А.П. Чехова

Символисты:

В.Я. Брюсов, Д.С. Мережковский, Н.М. Минский, З.Н. Гиппиус, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб, И.Ф. Анненский, Эллис, А. Белый, А.А. Блок, В.И. Иванов, М.А. Кузмин

Проза и драматургия Л.Н. Толстого

Проза А.И. Куприна

Проза И.С. Шмелева

Поэзия и проза И.А. Бунина

Акмеисты:

Н.С. Гумилев, С.М. Городецкий, А.А. Ахматова, Вл. Нарбут, О.Э. Мандельштам, М. Зенкевич

Проза Б.К. Зайцева

Проза и драматургия М. Горького

Проза и драматургия Л.Н. Андреева

Футуристы:

а) Кубофутуристы : Д.Д. Бурлюк, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых, В.В. Хлебников, В.В. Каменский.

Проза А.М. Ремизова

Творчество «сатириконцев»

А.Т. Аверченко, Н.А. Тэффи

Проза В.Г. Короленко

б) Эгофутуристы : И.В. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов

Проза В.В. Вересаева

в) «Центрифуга»: Б.Л. Пастернак, Н. Асеев

Проза А.С. Серафимовича

Новокрестьянские поэты:

С.А. Клычков, П.В. Орешин, С.А. Есенин, Н.А. Клюев

Имажинисты: А. Мариенгоф,
В. Шершеневич, С.А. Есенин

Независимые поэты:

М.А. Волошин, В.Ф. Ходасевич, М.И. Цветаева

Благодаря необыкновенному разнообразию литературных течений, направлений и форм самовыражения Серебряный век составил значительный пласт отечественной культуры. Именно в это время была преодолена односторонняя социальность русской литературы. Именно с высоты достижений Серебряного века стало понятным величие классической литературы 19 столетия. Именно серебряный век предопределил развитие русской культуры вплоть до конца 20 века.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА

Настоящая литература может быть

только там, где ее делают не

исполнительные и благонадежные

чиновники, а безумцы,

мечтатели, бунтари, скептики.

Е.Н. Замятин

Октябрьская революция 1917 года, а также смерть в 1921 году Гумилева и Блока подвели черту под историей литературы Серебряного века. С начала 20-х годов начинается разделение русской литературы - географическое и содержательное. Эмиграция большинства русских писателей, приобретших известность в начале века, приводит к формированию двух разных русских литератур: а) русской советской литературы (литературы метрополии) и б) литературы русского зарубежья. Каждая из этих литератур на протяжении 20 века развивалась по своим специфическим законам.

Русская советская литература состоялась как неповторимый феномен. Тесные рамки единственного метода литературы и критики - социалистического реализма - послужили причиной внутренней раздробленности советской литературы: с одной стороны существовала благонадежная «официальная» литература, с другой - литература «потаенная», которая не укладывалась в прокрустово ложе соцреализма.

Поэтому произведения многих талантливых писателей, оставшихся в СССР, почти не публиковались при их жизни. Произведения Булгакова, Платонова, Замятина, Ахматовой, Пастернака, пришедшие к читателю лишь в 1980-е годы, а также произведения литературы русского зарубежья составили огромный пласт «возвращенной литературы».

Развитие русской литературы с 1917 по 1991 гг.

В СССР (литература метрополии)

За границей
(литература русского зарубежья)

«официальная»

«потаённая»

М.Горький

В. Маяковский

Д. Фурманов

А. Серафимович

А.Н. Толстой

М. Шолохов и многие другие

А Ахматова

О. Мандельштам

Б. Пастернак

М. Булгаков

И. Бабель

Б. Пильняк

А. Платонов

М. Цветаева

Е. Замятин

Ю. Даниэль

А. Синявский

А. Солженицын

В. Набоков, И. Бунин, Б. Зайцев,
И. Шмелёв, Д. Мережковский,
К. Бальмонт, Н. Тэффи,

А. Аверченко, А. Ремизов,
Г. Иванов, И. Одоевцева,

М. Алданов, Б. Поплавский,

Г. Владимов, В. Войнович,

И. Бродский и многие другие

Электронный учебник М.В. Осмоловского, И.Ю. Осмоловской

СВОЕОБРАЗИЕ РУССКОГО РЕАЛИЗМА НАЧАЛА 20 ВЕКА

…для меня воображение всегда было

выше сущего, и самую сильную любовь

я испытал во сне.

Л.Н. Андреев

Датой рождения русского модернизма можно считать 1892 год, когда впервые заявило о себе первое модернистское направление в литературе - символизм. Символисты заявили о полном неприятии реализма - метода, который, по их мнению, лишь скользит по поверхности жизни и не способен проникнуть в суть вещей. Это мнение не было безошибочным, но с тех пор началось в русском искусстве противоборство модернизма и реализма. Примечательно, что модернисты и реалисты, внешне стремясь к размежеванию, внутренне обладали общей устремленностью к глубинному, сущностному познанию мира.

Неудивительно поэтому, что даже писатели рубежа веков, причислявшие себя к реалистам, понимали, насколько тесны рамки последовательного реализма, и стали осваивать синкретичные формы повествования, позволяющие соединить реалистическую объективность с романтическими, импрессионистическими и символистскими принципами.

Если реалисты ХIХ века пристальное внимание уделяли социальной природе человека, то реалисты ХХ века соотносили эту социальную природу с психологическими, подсознательными процессами , выражающимися в столкновении разума и инстинкта, интеллекта и чувства. Проще говоря, реализм начала ХХ века указал на сложность природы человека, отнюдь не сводимой только лишь к его социальному бытию. Не случайно и у Куприна, и у Бунина, и у Горького план событий, окружающая обстановка едва обозначены, зато дан утонченный анализ душевной жизни персонажа. Авторский взгляд всегда устремлен за пределы пространственного и временного существования героев , поэтому реалисты начала века стали обращаться к фольклорным, библейским, культурологическим мотивам и образам, что позволяло расширить границы повествования, привлечь читателя к сотворчеству.

Перечисленные особенности русского реализма вызывали многочисленные споры о творческом методе писателей, сохранявших верность реалистическим традициям. Горький начинает с неоромантической прозы и приходит к созданию социальных пьес и романов. Творчество Андреева всегда находилось в пограничном состоянии: модернисты считали его «презренным реалистом», а для реалистов, в свою очередь, он был «подозрительным символистом». Зайцев, проявляя интерес к микросостояниям души, создавал импрессионистическую прозу. Попытки критиков дать определение художественному методу Бунина привели к тому, что сам писатель сравнивал себя с чемоданом, обклеенным огромным количеством ярлыков.

Сложное мироощущение писателей-реалистов, разнонаправленная поэтика их произведений свидетельствовали о качественном преображении реализма как художественного метода. Благодаря общей цели - поиску высшей истины - в начале 20 века произошло сближение литературы и философии, наметившееся еще в творчестве Достоевского и Л. Толстого.

Электронный учебник М.В. Осмоловского, И.Ю. Осмоловской

РУССКАЯ САТИРИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА НАЧАЛА 20 ВЕКА

Мы, бессмертные, любим шутку. Серьёзность - атрибут времени;

она возникает от переоценки времени. А в вечности времени нет.

Вечность - всего лишь мгновение, которого как раз хватает на шутку…

Герман Гессе

Уже в первом десятилетии 20 века в русской сатирической литературе ясно обозначились два резко отличающихся друг от друга направления:

1. сатира пролетарская;

2. сатира «Сатирикона».

Первое направление , представленное творчеством Демьяна Бедного (Ефима Придворова) и рабочих поэтов, продолжало традиции политической сатиры и служило целям революционной борьбы. Второе направление возникло благодаря основанному в 1908 году журналу «Сатирикон», редактором которого был Аркадий Аверченко. Целью журнала было объявлено «моральное исправление» общества средствами сатиры, при этом политических тем «сатириконцы» принципиально избегали. Среди сотрудников журнала были талантливые поэты: Саша Черный (Александр Гликберг), Петр Потемкин, В. Князев. Из прозаиков в «Сатириконе» печатались А. Куприн, А. Толстой, Л Андреев, Н. Тэффи.

Саша Черный (Александр Михайлович Гликберг; 1880 – 1932). Объектом осмеяния в его поэзии оказываются дураки, пьяницы, представители некоторых течений в искусстве и т. д. Поэт высмеивает быт и идеалы русского обывателя, пустоту жизни людей, считающихся интеллигентами. Сборники: «Сатиры»(1910) и «Сатира и лирика»(1913). Юмор в поэзии Саши Черного всегда сочетается с горькой иронией и скепсисом.

Аркадий Тимофеевич Аверченко (1881 – 1925). Тема сатир Аверченко – быт города, жизнь обывателя, новые течения в искусстве. Аверченко как сатирик был скорее созерцателем, чем борцом, хотя верил, что жизнерадостный смех может исправить жизнь. Сборники: «Рассказы для выздоравливающих» (1907), «Веселые устрицы» (1910), «Круги по воде» (1912), «О хороших в сущности людях» (1914), «Чудеса в решете» (1915), «О маленьких – для больших» (1916). С 1920 года Аверченко в эмиграции, где продолжает писать рассказы о России. Сборники: «Дюжина ножей в спину революции» (1921), «Записки простодушного» (1923).

Надежда Александровна Тэффи (Бучинская-Лохвицкая ; 1872 – 1952). Юмор Тэффи в большей степени психологичен, чем у Аверченко. Если Аверченко был склонен к буффонаде, то Тэффи свойственна элегическая ирония. В эмиграции с 1919 года. Сборники: «Юмористические рассказы» (1910), «И стало так…» (1912), «Дым без огня» (1914), «Неживой зверь» (1916), «Тихая заводь» (1921), «Вечерний день» (1924), «На чужбине» (1927), «Все о любви» (1946), «Зимняя радуга» (1952).

Электронный учебник М.В. Осмоловского, И.Ю. Осмоловской

В общем, занимает особое место в мировой литературе. Если говорить о русской литературе ХХ века, то начало века характеризуется ярким расцветом русской культуры, как его еще называют "серебряным веком". Этому периоду присущи характерные для России того времени глубокие противоречия. Один за другим появлялись новые таланты. В этот период ожил интерес к религии, которая оказала огромное влияние в начале XX века на развитие русской культуры. Литераторов стали притягивать вечные и глубинные вопросы - о добре и зле, о сущности жизни и смерти, природе человека.

Научные открытия того периода поколебали представления об устройстве мира. Новое видение мира определило и новое понимание реализма XX в., который существенно отличался от классического реализма предшественников. Все это привело к глубочайшему кризису сознания. По моему мнению, в любой сложной ситуации каждому человеку нужен выплеск эмоций и чувств, и тем более человеку творческому. В этот период не всегда была возможность высказать свободно свои переживания, а как говорят: «Бумага все стерпит». В этот период происходила переоценка ценностей, и зачастую именно литература помогала этому.

Влияние русской литературы всегда распространялось за пределы России. Но особенно стало ощущаться после Октябрьской революции, сделавшей очевидной в поступательном движении человечества роль русской литературы. Благодаря литературе этого периода, зарубежом русский человек предстал как борец и герой, подвижник великой ответственности перед идеей человечества. Произведения русских классиков в этот период стали выпускаться огромными тиражами, к ним потянулись миллионы новых читателей!

В этот исторический период многие деятели русской культуры были выдворены из страны, а некоторые были добровольной эмиграции, но художественная жизнь в России не замирает. Появилось много талантливых молодых , которые были участниками Гражданской войны: А. Фадеев, Л. Леонов, Ю. Либединский, А. Веселый и др.

Нельзя не отметить творчество таких поэтов и писателей, как А. Ахматова, М. Цветаева, В. Маяковский, А. Толстой, М. Зощенко, Е.Замятин, А. Платонов, М. Булгаков, О. Мандельштам. Период Отечественной войны 1941 года дал большой объем патриотической лирики , К. Симонова, А. Ахматовой, Н. Тихонова, В. Саянова. Прозаики красочно описали борьбу советского народа с фашизмом, написав об этом настолько красочно, что до сих пор, читая об этой мировой трагедии, переживаешь каждый момент того времени.

Следующий крупный этап в развитии литературы - вторая половина XX века. В нем можно выделить периоды: поздний сталинизм (1946—1953 гг.); "оттепель" (1953—1965 гг.); застой(1965—1985 гг.), перестройка (1985—1991 гг.); современные реформы (1991—1998 гг.), и даже в этот период, литература тоже испытывала большие трудности.

Русскую литературу очень любят и ценят за рубежом, ее переводят, экранизируют, читают. Человек не знакомый с русской литературой ХХ века потерял очень многое.

В конце 19 — начале 20 века радикально преображаются все стороны русской жизни: политика, экономика, наука, технология, культура, искусство. Возникают различные, иногда прямо противоположные, оценки социально-экономических и культурных перспектив развития страны. Общим же становится ощущение наступления новой эпохи, несущей смену политической ситуации и переоценку прежних духовных и эстетических идеалов. Литература не могла не откликнуться на коренные изменения в жизни страны. Происходит пересмотр художественных ориентиров, кардинальное обновление литературных приёмов. В это время особенно динамично развивается русская поэзия. Чуть позже этот период получит название «поэтического ренессанса» или Серебряного века русской литературы.

Реализм в начале 20 века

Реализм не исчезает, он продолжает развиваться. Ещё активно работают Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и В.Г. Короленко, уже мощно заявили о себе М. Горький, И.А. Бунин, А.И. Куприн... В рамках эстетики реализма нашли яркое проявление творческие индивидуальности писателей 19 столетия, их гражданская позиция и нравственные идеалы — в реализме в равной мере отразились взгляды авторов, разделяющих христианское, прежде всего православное, миропонимание, — от Ф.М. Достоевского до И.А. Бунина, и тех, для кого это миропонимание было чуждо, — от В.Г. Белинского до М. Горького.

Однако в начале 20 столетия многих литераторов эстетика реализма уже не удовлетворяла — начинают возникать новые эстетические школы. Писатели объединяются в различные группы, выдвигают творческие принципы, участвуют в полемиках — утверждаются литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм и др.

Символизм в начале 20 века

Русский символизм, крупнейшее из модернистских течений, зарождался не только как литературное явление, но и как особое мировоззрение, соединяющее в себе художественное, философское и религиозное начала. Датой возникновение новой эстетической системы принято считать 1892 гож, когда Д.С. Мережковский сделал доклад "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы". В нём были провозглашены главные принципы будущих символистов: «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». Центральное место в эстетике символизма было отведено символу, образу, обладающему потенциальной неисчерпаемостью смысла.

Рациональному познанию мира символисты противопоставили конструирование мира в творчестве, познание окружающего через искусство, которое В. Брюсов определил как "постижение мира иными, не рассудочными путями". В мифологии разных народов символисты находили универсальные философские модели, с помощью которых возможно постижение глубинных основ человеческой души и решение духовных проблем современности. С особым вниманием представители этого направления относились и к наследию русской классической литературы — в работах и статьях символистов нашли отражение новые интерпретации творчества Пушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского, Тютчева. Символизм дал культуре имена выдающихся писателей — Д. Мережковского, А. Блока, Андрея Белого, В. Брюсова; эстетика символизма имела огромное влияние на многих представителей других литературных течений.

Акмеизм в начале 20 века

Акмеизм родился в лоне символизма: группа молодых поэтов сначала основали литературное объединение «Цех поэтов», а затем провозгласили себя представителями нового литературного течения — акмеизма (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, вершина). Его главные представители — Н. Гумилёв, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам. В отличие от символистов, стремящихся познать непознаваемое, постичь высшие сущности, акмеисты вновь обратились к ценности человеческой жизни, многообразию яркого земного мира. Главным же требованием к художественной форме произведений стала живописная чёткость образов, выверенная и точная композиция, стилистическое равновесие, отточенность деталей. Важнейшее место в эстетической системе ценностей акмеисты отводили памяти — категории, связанной с сохранением лучших отечественных традиций и мирового культурного наследия.

Футуризм в начале 20 века

Уничижительные отзывы о предшествующей и современной литературе давали представители другого модернистского течения — футуризма (от лат. futurum — будущее). Необходимым условием существования этого литературного явления его представители считали атмосферу эпатажа, вызова общественному вкусу, литературного скандала. Тяга футуристов к массовым театрализованным действиям с переодеваниями, раскрашиванием лиц и рук была вызвана представлением о том, что поэзия должна выйти из книг на площадь, зазвучать перед зрителями-слушателями. Футуристы (В. Маяковский, В. Хлебников, Д. Бурлюк, А. Кручёных, Е. Гуро и др.) выдвинули программу преображения мира с помощью нового искусства, отказавшегося от наследия предшественников. При этом, в отличие от представителей других литературных течений, в обосновании творчества они опирались на фундаментальные науки — математику, физику, филологию. Формально-стилевыми особенностями поэзии футуризма стало обновление значения многих слов, словотворчество, отказ от знаков препинания, особое графическое оформление стихов, депоэтизация языка (введение вульгаризмов, технических терминов, уничтожение привычных границ между «высоким» и «низким»).

Вывод

Таким образом, в истории русской культуры начало 20 века отмечено появлением многообразных литературных течений, различных эстетических взглядов и школ. Однако самобытные писатели, подлинные художники слова преодолевали узкие рамки деклараций, создавали высокохудожественные произведения, пережившие свою эпоху и вошедшие в сокровищницу русской литературы.

Важнейшей особенностью начинающегося 20 века была всеобщая тяга к культуре. Не быть на премьере спектакля в театре, не присутствовать на вечере самобытного и уже нашумевшего поэта, в литературных гостиных и салонах, не читать только что вышедшей поэтической книги считалось признаком дурного вкуса, несовременным, не модным. Когда культура становится модным явлением — это хороший признак. «Мода на культуру» — не новое для России явление. Так было во времена В.А. Жуковского и А.С. Пушкина: вспомним «Зелёную лампу» и «Арзамас», «Общество любителей российской словесности» и др. В начале нового века, ровно через сто лет, ситуация практически повторилась. Серебряный век пришёл на смену веку золотому, поддерживая и сохраняя связь времён.