Биографии

Военное училище рэб. Воронежское высшее военное авиационное инженерное училище

Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная орденов Ленина и Октябрьской Революции, дважды Краснознамённая, ордена Кутузова академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (г. Воронеж)»
Год основания
Тип военное учебное заведение
Начальник генерал-полковник Геннадий Васильевич Зибров
Студенты более 12 000 курсантов
Расположение Россия Россия , г. Воронеж
Сайт академия-ввс.рф
Награды

Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная орденов Ленина и Октябрьской Революции, дважды Краснознамённая, ордена Кутузова академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» - высшее военное учебное заведение Военно-воздушных сил (ВВС) . В академии ведётся подготовка офицерских кадров по командно-инженерному, инженерному и военно-гуманитарному профилям для авиации всех видов, родов войск и частей радиоэлектронной борьбы Вооружённых Сил Российской Федерации .

История ВУЗа

Прародителем нынешней академии считается Военное аэродромно-техническое училище ВВС в Сталинграде , решение об открытии которого было принято в конце 1948 года Генеральным штабом Вооружённых Сил СССР , а открытие состоялось 1 января 1950 года .

Структура академии

ВУНЦ ВВС осуществляет подготовку специалистов по 18 гражданским и 26 военным специальностям . Среди сотрудников вуза 58 докторов и 445 кандидата наук, 59 профессоров и 215 доцентов , большая часть которых была приглашена из других военных вузов с обещанием представить жилье, причём преподавателей не имеющих учёного звания (степени) намеренно не приглашали, дабы не снижать своих аккредитационных показателей.

В том числе в структуру академии входят:

  • Управление академии
  • Общеакадемические кафедры
  • Центр научно-исследовательский и образовательных информационных технологий
  • Центр подготовки научно-педагогических кадров
  • Научно-исследовательский испытательный центр радиоэлектронной борьбы
  • Научная рота
  • Кадетская инженерная школа (10-11 классы)
  • Подразделения обеспечения

Факультеты

В структуре ВУНЦ ВВС имеется 14 факультетов.

  • Гидрометеорологический факультет

Готовит офицеров по специальностям «Метеорология» и «Исследования природных ресурсов аэрокосмическими средствами». Подготовка военных метеоспециалистов в 1950-1956 годах осуществлялась в Серпуховском авиационно-техническом училище спецслужб, в 1956-1960 годы в Кирсановском военном авиационно-техническом училище. С 1962 года подготовка специалистов метеорологической службы возобновлена на метеорологическом цикле Мичуринского военного авиационно-технического училища, впоследствии в Воронежском военном авиационном инженерном училище, затем институте, а ныне ВУНЦ ВВС. Факультет создан в 1975 году.

  • Факультет средств аэродромно-технического обеспечения полётов

Готовит офицеров по специальностям «Холодильная, криогенная техника и кондиционирование», «Средства аэродромно-технического обеспечения полётов авиации» и «Метрология и метрологическое обеспечение». Первый набор курсантов на основные тыловые специальности был проведён в 1949 году, а уже осенью 1951 года тыл ВВС получил первых специалистов - техников по строительству и эксплуатации аэродромов, по эксплуатации и ремонту аэродромных машин, по эксплуатации и ремонту спецавтотранспорта. Факультет создан в 1975 году.

  • Факультет инженерно-аэродромного обеспечения

Готовит офицеров по специальностям «Автомобильные дороги и аэродромы» и «Энергообеспечение предприятий». Факультет создан в 1975 году.

  • Факультет управления повседневной деятельностью подразделений

Готовит офицеров по специальностям «Управление персоналом», «педагогика и психология» и «Менеджмент организации». Факультет создан в 2003 году.

  • Факультет радиоэлектронной борьбы (применения и эксплуатации средств РЭБ с системами управления войсками и оружием противника)

Готовит офицеров по специальности «Средства радиоэлектронной борьбы». Факультет создан в 1981 году в составе Воронежского высшего военного инженерного училища радиоэлектроники.

  • Факультет радиоэлектронной борьбы (и информационной безопасности)

Готовит офицеров по специальности «Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем». Факультет создан в 1981 году в составе Воронежского высшего военного инженерного училища радиоэлектроники.

  • Факультет летательных аппаратов

Готовит офицеров по специальности «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей». Факультет создан в 1975 году в составе Иркутского ВВАИУ. В июле-августе 2009 года личный состав факультета был пополнен курсантами из аналогичного факультета Ставропольского ВВАИУ.

  • Факультет авиационного вооружения

Готовит офицеров по специальности «Робототехнические системы авиационного вооружения». Факультет создан в 1992 году в составе Иркутского ВВАИУ. В июле-августе 2009 года личный состав факультета был пополнен курсантами из аналогичного факультета Ставропольского ВВАИУ.

  • Факультет авиационного оборудования

Готовит офицеров по специальности «Техническая эксплуатация авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов». Факультет создан в 1975 году в составе Иркутского ВВАИУ. В июле-августе 2009 года личный состав факультета был пополнен курсантами из аналогичного факультета Ставропольского ВВАИУ.

  • Факультет авиационного радиоэлектронного оборудования

Готовит офицеров по специальностям «Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования» и «Эксплуатация радиоэлектронного оборудования самолётов и вертолётов». Факультет создан в 1987 году в составе Иркутского ВВАИУ. В июле-августе 2009 года личный состав факультета был пополнен курсантами из аналогичного факультета Ставропольского ВВАИУ.

  • Факультет радиотехнического обеспечения

Готовит офицеров по специальности «Радиоэлектронные системы». Факультет создан в 1994 году на базе факультета радиоэлектроники Тамбовского ВВАИУ РЭ.

  • Факультет авиационных средств связи

Готовит офицеров по специальности «Радиотехника». Факультет создан в 1993 году в составе Тамбовского ВВАИУ РЭ как факультет радиосвязи.

  • Факультет переподготовки и повышения квалификации
  • Специальный факультет

Занимается подготовкой военных кадров и технического персонала зарубежных государств. Подготовка иностранных военных специалистов начата в ВУНЦ ВВС в октябре 1993 года.

Не стоит спешить кричать о мальчишах-плохишах, которые эту тайну разглашать кинулись. Мои собеседники - люди вполне взрослые, и постарше меня будут. И то, что они мне рассказали, а рассказали однозначно малую толику, сделано ничуть не из желания оболгать или испакостить святое.

Наоборот.

Основной целью стало привлечь внимание к проблемам, которые сегодня заметны для глаза человека понимающего и находящегося в курсе проблемы. Мы это если и оценим, то только тогда, когда локти отгрызать будет поздно.

Первоначально этот материал планировался как интервью. Вопросы и ответы. Но, хорошо подумав, я его переписал. Моим собеседникам погоны абсолютно не жмут, и скоропалительно в отставку они не собираются. Так что это будет просто рассказ от некоего лица.

Речь пойдет о заведении, которое находится в Воронеже и называется длинно и красочно: «Федеральное государственное казённое военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина ».

Центр образован на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. № 609-р путём слияния ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (г. Монино, Московской обл.) и Военного авиационного инженерного университета (г. Воронеж).

Маленькая поправочка. При образовании ВУНЦа «подгребли» заодно и бывшее теперь Воронежское высшее военное инженерное училище радиоэлектроники, кузницу кадров для РЭБ. И теперь от училища остался один факультет №5 в структуре ВУНЦ.

Зачем это понадобилось, сказать сложно, но факт: РЭБовцев теперь готовят в стенах авиационного центра. Частично вроде бы оправдано, ибо в старой структуре училища было 2 факультета, воздушный («С») и наземный («Н»). Теперь все в одной куче как бы.

Отвлекусь. Как вы думаете, уважаемые читатели, много преподавательского состава из академии ВВА (Монино, Московская область) рванула на столь замечательную работу в Воронеж? Правильно думаете, меньше 5%. На уровне статистической погрешности. Об этом писали много и со вкусом, кто-то понимал преподавателей и профессоров, пославших провинцию куда подальше, кто-то обвинял. Но на деле результат был такой, что ВУНЦ вроде бы переехал в Воронеж, а препсостав - нет. Дураков в России все меньше и меньше вроде бы.

Здесь надо отдать должное начальнику ВУНЦ генерал-лейтенанту Зиброву, который, по словам моих собеседников, развил не то что бурную, даже сложно сказать, что это была за деятельность. Метлой вымел два округа, но штат укомплектовал.

На сайте ВУНЦ это звучит так: «Военный учебно-научный центр ВВС «ВВА» впитал в себя славные традиции Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина и Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е. Жуковского, Военного авиационного инженерного университета (ВАИУ) (г. Воронеж), Военного института радиоэлектроники (г. Воронеж), Иркутского и Ставропольского высших военных авиационных инженерных училищ, Тамбовского высшего ВАИУ радиоэлектроники, а также Федерального государственного научно-исследовательского испытательного центра радиоэлектронной борьбы и оценки эффективности снижения заметности ».

Понятно, что значит «впитал», да? Собрал с миру по нитке. Ну да не об этом речь. Кстати, мои собеседники как раз из НИИ РЭБ. Но об этом позже.

Итак, сегодня мы имеем роскошный (реально) и прекрасно подготовленный центр по обучению. Да, и первая научная рота в России была организованна именно здесь. Но до этой роты мы еще дойдем. И имеем две проблемы.

Первая, как уже говорилось, преподавательский состав. Который на 70% состоит из преподавателей бывшего ВАИУ, далеко не самого престижного училища в СССР и России. И, можно сказать, что ВУНЦ - это ВАИУ, но уровнем повыше и покомфортнее. Несмотря на роскошную вывеску, это по-прежнему «техничка».

ВАИУ готовило наземный персонал, как следует из названия. Метеорологов, прибористов, электриков, оружейников, связистов и прочих специалистов аэродромного обслуживания. Те же самые специальности сегодня и в структуре ВУНЦ ВВА. С добавлением нового факультета БПЛА. Точка. Летчиков и штурманов, понятное дело, готовят в профильных училищах.

А, да, еще и РЭБ. Вот о РЭБе мы и говорили в основном.

Мои собеседники считают, что запихнуть РЭБ в структуру технического (простите, инженерного) авиационного заведения идея далеко не шедевральная. То, что факультет №5 вообще кого-то выпускает, уже хорошо. Но если вдаваться в подробности, то печаль полнейшая.

То, что в структуру НИИ РЭБ, где работают товарищи офицеры, за 8 (восемь!) выпусков (считая и кадры от ВИРЭ) не отобрали НИ ОДНОГО выпускника, говорит о многом. А между тем, с каждым годом, по мере развития средств РЭБ, нужда в кадрах становится все более ощутимой.

Да, в этом году из войск по направлению на защиту кандидатской степени пришло аж два лейтенанта. Уровень подготовки ошеломляющий. Вообще непонятно, что эти два года в войсках делали эти офицеры. И чем они будут писать диссертации. Не в плане рук, в плане мозгов.

Уровень подготовки умов «жертв ЕГЭ» ввергает в ступор. Люди, специалисты, офицеры, закончив обучение, не способны ни на что. Да, сегодня у армии есть престиж. Хорошие зарплаты, перспектива и прочее. Но нет фактически людей, способных, а главное, желающих идти хоть куда-то. Пофигизм доминирует. Главное - отслужить контракт. Как - там разберемся.

НИИ РЭБ - заведение небольшое, около полутора сотен человек. Но обеспечить себя хоть каким-то притоком кадров институт не в состоянии. Кадры просто негде брать. Между тем, техника, которую испытывают в институте «старички», зачастую завтрашнего дня. И именно в НИИ РЭБ дают заключение о целесообразности госиспытаний той или иной разработки. И доводят технику до ума в рамках все тех же государственных испытаний.

Кто будет этим заниматься лет через десять, когда «старички» уйдут на заслуженную пенсию, сказать не берется никто.

О «научной роте». Как ни странно, выручает. В НР попадают далеко не самые глупые выпускники технических вузов, того же «политеха». И бывшие студенты идут туда охотно. НР - это не совсем армия, если что. Комнаты в общежитии на четверых, с телевизором. Интернет. Работать можно. Можно реально заниматься наукой.

Для основного контингента НР - это просто годичная «халява». Вроде ты в армии, а вроде и нет.

Но есть и извращенцы, слава богу. Которые после НР вполне нормально идут служить. За три последних года таких человек 5-6 нашлось. Действительно, умные и перспективные ребята.

Но есть нюанс. Да, они на контракте. Да, звания у них офицерские. (Сам по телевизору видел репортажик в прошлом году, как двое рядовых дембелей НР превратились в один миг в лейтенантов. - Прим. авт.) Но здесь вся суть именно в том, что они заканчивали не военный вуз, а гражданский. И, соответственно, им на этот контракт чихать, если что. Они государству за обучение ничего не должны, при желании развернутся и уйдут.

Кто их заменит (да и нас тоже, кстати, мы не вечны)? Никто.

Самое страшное, что это понимают все. И мы, научники, и преподаватели. На днях пришли сдавать зачеты по «физо», чуть раньше в спорткомплекс прибыли. У нас был шок. Занимались две группы курсантов. Больше половины в татуировках. И не «за ВДВ» или сердечко, нет. Тигры, драконы, змеи, какие-то вообще твари непонятные. Все цвета радуги. Расписные, как будто их по зонам набирали, амнистией заманивали.

Мы спросили у начкафедры, что за безобразие, ведь татуировки запрещены. Нельзя офицеру их иметь, тем более, когда на всю руку или ногу. Эти еще ничего, отвечает. Вы бы на других посмотрели. Тут есть группа, там все до одного расписаны. Других нет…

Других нет…

И вот мы, два старых конденсатора, понемногу начинаем понимать весь ужас нашего завтра. Смотрим на курсантов, на вчерашних школьников и завтрашних офицеров, и понимаем, что им в основной массе на хрен ничего не надо. Одет, обут, накормлен, довольствие за которое на гражданке не просто пахать надо, жизнь с перспективой. Нормально…

Язык не поворачивается их назвать тупыми. Ни курсантов, ни двух летех, которые как в войска ушли с пустыми головами, так и с такими же вернулись. Ну как можно два года прослужить в РЭБе, и путать «S» и «L» диапазоны? Как???

Это система противодействия, система, которая уничтожит нас без ядерных боеголовок. Которая уже превратила несколько поколений в обезьян, просто не умеющих, и, самое страшное, не желающих мыслить.

Мы про ЕГЭ.

ЕГЭ убьет нас весьма быстро, просто потому, что думать не надо. Физик, неспособный простейшую модельку на бумаге рассчитать. Летчики, бросающие бомбы по GPS (хорошо хоть попадают), но неспособные это сделать по прицелам. Электронщик, плохо представляющий физические процессы. И так можно до бесконечности.

Молодых реально разучили МЫСЛИТЬ. Не ДУМАТЬ, думать они пока еще умеют на уровне инстинктов. МЫСЛИТЬ.

Да, в окоп с пулеметом - запросто! Хватит и ума, и патриотизма. Ребятки действительно в этом плане получше пошли, не такие амебы, как лет 10 назад. В танк - нормально. К пушке. С баллистическими вычислителями после айфона любой совладает.

Сегодня проблема в испытаниях новых разработок. Для пользования нужен один мозг, для испытания - другой. А для разработки?

Если завтра нам будет некому испытывать и доводить до ума разработанное, то что будет послезавтра? КТО, скажите, будет разрабатывать то, что надо будет испытать?

Кто разработал то, чем сейчас гордимся? «Красухи» те же? Да те, кого уже толком и нет среди нас. Они у нас диссертации принимали. И нам недолго осталось. Мы можем учить, мы можем пока работать, мы можем довести до ума что угодно. Сегодня. Но если сегодня учить некого, то завтра все будет весьма печально.

Систему подготовки почти убили, с двух училищ наскребли на факультет, ну Череповец реанимировали. Но там почти те же проблемы.

Но главная подлость этого ЕГЭ, что молодые абсолютно не умеют творчески мыслить и анализировать. «Отайфонить» задачу, запомнить порядок выполнения функций еще могут. Понять проблему - единицы.

Завтра, а тем более послезавтра, нам будут нужны кадры, которые смогут хотя бы нас заменить. А по идее - пойти дальше нас. Но система убийства мозгов сделала свое дело. «Жертвы ЕГЭ» нас не заменят. Не придумают, не разработают, не построят, не отладят.

Так странно, если честно. Всю жизнь считали, что воевать будем с Министерством обороны США. А почти победило нас Министерство образования России.

Вот и получается, что самая-самая главная военная тайна России - это сколько у нас осталось умных людей. И сколько их может быть в перспективе.


Важным этапом развития кафедры теоретической радиотехники стала организация подготовки специалистов по специальности 201700 "Средства радиоэлектронной борьбы". Первый выпуск инженеров по средствам радиоэлектронной борьбы был сделан в 1998 году. Научной базой для освоения новой специальности стало участие кафедры в 70-80-е годы в ряде крупных НИР по тематике РЭБ совместно с профильными предприятиями Минрадиопрома СССР: ЦНИРТИ г. Москва, НИИАП г. Новосибирск и др. Тематика этих НИР включала разработку научных основ средств РЭБ и применения этих средств в авиации для решения задач радионаблюдения, помехового подавления и помехозащиты РЭС в интересах решения различных задач. В частности, рассматривалось применение средств РЭБ для защиты ЛА и наземных объектов от радиоэлектронных средств наблюдения и средств поражения с радиоэлектронным наведением. Участие в НИР принимали ведущие преподаватели и научные сотрудники кафедры:
И.С. Гоноровский , В.В. Цветнов, В.П. Демин , А.С. Протопопов и другие.

Начиная с 2000 года в целях усовершенствования учебного процесса, приближения его к новейшим научным достижениям в области средств РЭБ и внедрения компьютерных технологий в процесс обучения студентов на кафедре ведется разработка учебно-научной лаборатории средств радиоэлектронной борьбы. Руководителем работы является профессор, д.т.н. Юдин Василий Николаевич . Основу лаборатории составляет компьютерный класс с комплексом общего и специального программного обеспечения, а также аппаратурный стенд для изучения средств РЭБ. Создаваемая лаборатория обеспечивает основные потребности учебного процесса и исследований по дисциплинам специальности "Средства радиоэлектронной борьбы". В работах по созданию лаборатории активное участие принимают студенты и аспиранты кафедры. По тематике лаборатории подготовлено более двадцати дипломных работ, а также три кандидатские диссертации.

В состав научной группы, возглавляемой профессором кафедры теоретической радиотехники МАИ, доктором технических наук Юдиным В.Н. входит старший научный сотрудник НИО-405, к.т.н. Осавчук Н.А. , аспиранты кафедры 405 Степин К.Н., Кунеев И.Н. и другие.

На кафедре под руководством профессора В.Н. Юдина развиваются исследования фундаментально-прикладного характера по разработке научных основ средств РЭБ и их применения для решения различных практических задач.


Основные направления проводимых исследований:
  • комплексирование средств радиоэлектронной борьбы и радиолокации с целью создания радиолокационно-разведывательно-помеховых комплексов, обладающих повышенной эффективностью и защищенностью;
  • помеховое подавление аппаратуры потребителей глобальных спутниковых радионавигационных систем;
  • радиоэлектронное подавление РЛС основных типов (РЛС обнаружение, наведения ракет, многофункциональных РЛС) и головок самонаведения ракет в процессе защиты ЛА и наземных объектов;
  • защита РЭС от ракет, наводящихся на излучение;
  • оптимизация способов, процессов и распределения ресурсов РЭБ;
  • скрытность объектов от средств наблюдения;
  • компьютерное имитационное моделирование средств и процессов РЭБ;
  • активное радиоэлектронное прикрытие РЭС в интересах их защиты от средств наблюдения, создания помех и поражения.

Кафедра радиоэлектронной борьбы ВМФ создана в 1968 г. и является одной из относительно молодых кафедр Военно-морской академии. Однако научные исследования и подготовка слушателей в академии по проблемам радиоэлектронной борьбы началась значительно раньше.

В начале 1911 г. преподаватель Николаевской морской академии и Минного офицерского класса статский советник А. А. Петровский выполнил первые теоретические исследования в области радиоэлектронной борьбы, результаты которых изложил в статье «При каких условиях возможно помешать противнику пользоваться радиотелеграфом», опубликованной в «Известиях Николаевской морской академии». Его исследования базировались на опыте боевого применения средств искровой радиосвязи в ходе Русско-японской войны (1904-1905), первой в истории войн практической постановки радиопомех 15 (2) апреля 1904 г. радиостанцией русского броненосца «Победа» и береговой радиостанцией «Золотая гора» в Порт-Артуре.

Эти исследования стали основой для проведения специальных учений и опытов под руководством А. А. Петровского на Черноморском флоте, в которых он подошел к решению фундаментального вопроса теории радиоэлектронного подавления - выбору оптимальной помехи. В ноябре 1912 г. Конференция академии избрала А. А. Петровского экстраординарным профессором по радиотехнике. С этого момента радиотехника стала самостоятельной дисциплиной, в рамках которой изучались также и вопросы, связанные с созданием радиопомех.

Таким образом, можно считать, что с 1911 г. в Военно-морской академии начались научные исследования в области радиоэлектронной борьбы, а слушателям академии стали читать лекции по вопросам радиоподавления. Такие известные выпускники академии, как адмирал Н. О. Эссен, старший лейтенант И. И. Ренгартен (в дальнейшем - капитан 1 ранга, начальник оперативного отдела штаба Балтийского флота, после 1917 года преподаватель Морской академии), капитан 1 ранга А. И. Непенин еще с 1913 г. начали внедрять в практику боевой подготовки Российского флота способы радиоподавления и защиты от помех противника. Именно в 1913 г. в Балтийском флоте была разработана и принята к руководству специальная инструкция по организации радиосвязи в условиях помех, а также подавлению радиосвязи противника.

Однако, в связи с начавшейся в 1914 г. Первой мировой войной и событиями 1917 г. развитие теории и практики радиоэлектронного подавления на долгие годы остановилось не только в академии, но и во всей России. Лишь с приходом в 20-х гг. в академию профессора И. Г. Фреймана, назначенного старшим руководителем специального цикла, эти работы возобновились, но направлены они были лишь на защиту системы связи от непреднамеренных помех. Результаты исследований нашли отражение в первых учебниках по радиотехнике, разработанных в академии.

Накопленный опыт использования радиоэлектронных средств и систем, средств создания помех радиосвязи и радиолокации, а также данные научных исследований позволили Военно-морской академии в 1964 г. совместно с Оперативным управлением Главного штаба ВМФ разработать первый руководящий документ по организации радиоэлектронной борьбы в ВМФ. Этот документ ввели в действие в ВМФ под названием «Руководство по борьбе с радиоэлектронными средствами противника» (Р-БРЭСП-64). Однако, несмотря на определенные положительные результаты, коренного перелома в развитии теории и практики радиоэлектронной борьбы в 50-60-е гг. не произошло.

В 1968 г. в рамках кафедры оперативного искусства ВМФ была образована отдельная дисциплина «Радиоэлектронная борьба ВМФ», что явилось новым этапом в подготовке специалистов по радиоэлектронной борьбе. Начальником отдельной дисциплины назначили старшего преподавателя кафедры тактики надводных кораблей, кандидата военно-морских наук, доцента, капитана 1 ранга В. С. Пирумова, выпускника академии 1963 г., досрочно закончившего адъюнктуру и защитившего кандидатскую диссертацию в 1964 г.

До поступления в академию Пирумов командовал эскадренным миноносцем «Степенный» - первым отличным кораблем Балтийского флота (1952 г.). Впоследствии Пирумов стал контр-адмиралом, доктором военных наук, профессором, в 1974-1985 гг. - начальником Управления радиоэлектронной борьбы ВМФ, в 1985-1990 гг. - начальником кафедры радиоэлектронной борьбы Военной академии Генерального штаба, с 1992 г. - академиком, вице-президентом Российской академии естественных наук.

Лекции по радиоэлектронной борьбе читали капитан 1 ранга Г. А. Слюсарев, капитан 2 ранга С. Н. Деев, капитаны 3 ранга А. Б. Емельянов и А. П. Ильин. Для развития новой дисциплины и подготовки слушателей командного факультета по вопросам радиоэлектронной борьбы началась разработка учебных программ и планов.

В августе 1969 г. отдельная дисциплина была преобразована в самостоятельную кафедру радиоэлектронной борьбы ВМФ. Первым ее начальником был В. С. Пирумов. К началу 1969/70 учебного года, по решению начальника академии, кафедру передали на факультет радиоэлектроники, расширив штат и пригласив специалистов радио- и радиотехнической разведки. С этого времени начала функционировать кафедра радиоэлектронной борьбы ВМФ, радио- и радиотехнической разведки. В коллектив кафедры вошли заместитель начальника кафедры капитан 1 ранга В. Д. Кудинов, капитаны 1 ранга Г. А. Слюсарев и А. Ф. Белов, капитаны 2 ранга С. Н. Деев и А. Н. Крюков, подполковник авиации О. В. Колесников, капитаны 3 ранга А. Б. Емельянов. А. П. Ильин и Р. Г. Мумджиан. В том же учебном году, в связи с возрастающими потребностями флота в высококвалифицированных специалистах радиоэлектронной борьбы и в соответствии с директивой министра обороны СССР, были организованы 3-месячные курсы по подготовке офицеров службы радиоэлектронной борьбы флотов (по 2 набора в год), переподготовки командного звена и специалистов по боевому применению радиоэлектронных средств. В учебные группы курсов радиоэлектронной борьбы первых наборов вошли начальники радиоэлектронной борьбы всех флотов, флагманские специалисты объединений ВМФ, начальники радиоэлектронной борьбы авиации ВМФ и флотов, офицеры Главного штаба ВМФ, а также ведущие специалисты радиоэлектронной борьбы из научно-исследовательских учреждений ВМФ. Среди них были В. А. Никитин, С. С. Романов, В. М. Мартынов, Р. В. Готовчиц, Л. В. Аминин, Н. А. Пиастро, В. К. Рачков, В. А. Шабанов, А. В. Тюняев и др. С 1970/71 учебного года в академии началась подготовка офицеров всех флотских специальностей по заново разработанным учебным программам в виде отдельного раздела «Радиоэлектронная борьба ВМФ», а на Академических курсах - переподготовка командного состава соединений и объединений ВМФ по организации радиоэлектронной борьбы.

В 1971 г. на факультете радиоэлектроники впервые сформировали учебную группу из 6 человек с 2-годичным сроком обучения: началась подготовка офицеров ВМФ по специальности командно-штабная оперативно-тактическая радиоэлектронной борьбы ВМФ. Первый выпуск специалистов радиоэлектронной борьбы состоялся в 1973 г. Среди выпускников с высшим военным образованием были капитаны 3 ранга В. Н. Грисенко, В. Л. Лагунин, Ю. А. Панюшин, майор Г. Д. Литвинов, капитан-лейтенанты В. Г. Ремезов, В. Н. Циммерман.

С 1975 г. набор слушателей по специальности радиоэлектронная борьба стал ежегодным. Таким образом, с 1977 г. отечественный ВМФ каждый год пополнялся выпускниками академии - специалистами радиоэлектронной борьбы. К 2003 г. подготовили 181 специалиста радиоэлектронной борьбы; 24 офицера получили дипломы с отличием; 4 офицера окончили академию с золотой медалью. В 1974 г., в связи с назначением начальника кафедры капитана 1 ранга В. С. Пирумова начальником радиоэлектронной борьбы ВМФ, начальником кафедры стал капитан 1 ранга Г. В. Славянский. В дальнейшем кафедру возглавляли - капитан 1 ранга В. П. Радецкий (1988-1995 гг.), кандидат военных наук, профессор, выпускник академии 1976 г., закончил адъюнктуру в 1979 г., прошел все преподавательские должности; капитан 1 ранга В. Н. Емельянов (1995-2000 гг.), кандидат военных наук, доцент, выпускник академии 1978 г., окончил адъюнктуру в 1983 г., прошел все преподавательские должности; с 2000 г. - капитан 1 ранга Н. А. Маслов, кандидат военных наук, доцент, выпускник академии 1992 г., окончивший адъюнктуру в 1995 г.

С 1974 г. на кафедре началась подготовка научно-педагогических кадров на очной адъюнктуре. Первыми адъюнктами стали капитан 3 ранга В. И. Плаксин, выпускник академии по специальности радиоэлектронная разведка (впоследствии кандидат военных наук, профессор, начальник кафедры радиоэлектронной разведки ВМФ, начальник факультета радиоэлектроники); капитан 3 ранга Б. Ф. Бочаров, выпускник академии 1975 г. (впоследствии кандидат военных наук, доцент, старший преподаватель кафедры). Успешно прошли обучение в адъюнктуре и продолжали службу на кафедре в различных должностях профессорско-преподавательского состава капитаны 2 ранга В. П. Радецкий, Ю. А. Ильин, Н. А. Маслов, Г. Г. Цокур, подполковник С. Л. Шерстобитов, капитаны 3 ранга В. Н. Емельянов, В. Г. Конусов, В. И. Дмитренко, Б. П. Травин, С. В. Гущин, А. Е. Шехонин, Н. А. Гаврилин, И. Г. Рыжий, досрочно закончил адъюнктуру капитан 1 ранга Д. Н. Шакин. Всего за период с 1975 г. до настоящего времени (2004 г.) на кафедре подготовлено 7 докторов и более 30 кандидатов наук. С 1980 г., в связи с образованием кафедры радиоэлектронной разведки ВМФ, кафедра получила современное название - кафедра радиоэлектронной борьбы ВМФ.

Для отработки практических навыков слушателей по планированию, производству оперативно-тактических расчетов и управлению силами и средствами радиоэлектронной борьбы объединений, соединений и частей флота в 1977 г., на кафедре создан учебный штабной пост (УШП-РЭБ), а затем - учебный пункт управления радиоэлектронной борьбой (УПУ-РЭБ). В создании пункта участвовали начальник лаборатории капитан 2 ранга Л. М. Богданов (впоследствии - капитан 1 ранга, старший преподаватель кафедры), полковник К. П. Лютов, старший мичман Е. А. Калачев. Учебный пункт управления радиоэлектронной борьбой используется для подготовки слушателей, как кафедры радиоэлектронной борьбы, так и Академических курсов. Особенно интенсивно он используется при проведении комплексных учебных задач и игр под руководством начальника академии. Для повышения качества обучения и отработки практических навыков по защите информации и противодействию техническим средствам разведки иностранных государств в 1982 г. на кафедре под руководством контр-адмирала Г. В. Славянского создан учебный пункт контроля эффективности мероприятий противодействия техническим средствам разведки. Многое для создания пункта сделали полковник К. П. Лютов, капитан 1 ранга Л. М. Богданов, начальник лаборатории капитан 2 ранга В. И. Каленчиц (впоследствии - капитан 1 ранга, преподаватель кафедры), старшие мичманы Е. А. Калачев и А. В. Селезнев. В 1991 г. на базе этого пункта в академии создано специальное подразделение по защите информации и противодействия техническим средствам разведки. В состав подразделения вошел бывший техник лаборатории мичман Р. В. Мошнин.

В течение многих лет успешно проводили практическую подготовку слушателей техники и инструкторы научно-исследовательской лаборатории (НИЛ-47) старшие мичманы А. И. Пугачев и Э. А. Олешкевич (после увольнения в запас трудится в научно-вычислительном отделе академии). Большой вклад в проведение лабораторных работ по защите информации внес техник - мичман А. Е. Конобеев, а по компьютеризации учебного процесса и научных исследований - старший прапорщик С. А. Беляков, младший научный сотрудник Л. А. Пугачева, инженеры лаборатории Л. В. Евтеева, Л. В. Татарникова, Е. В. Амелина, Г. Е. Масник, техники К. А. Барулина, Е. Л. Раз- гуляева, Н. Л. Щербинина. Успешно трудились по обеспечению учебного процесса инженеры лаборатории капитан 1 ранга запаса Ю. В. Осипов, капитан 2 ранга запаса С. А. Молчанов.

С сентября 1971 г. на факультете, где обучаются иностранные офицеры, на 5-месячных курсах началась подготовка по радиоэлектронной борьбе иностранных военнослужащих разных стран. Первыми прошли подготовку 6 офицеров из Арабской Республики Египет. С 1985 г. на факультете для иностранных офицеров началось обучение специалистов по радиоэлектронной борьбе по 2-х годичной программе. В отдельные периоды на этом факультете обучались одновременно до 5 учебных групп. Большую организаторскую, учебную и методическую работу на этом факультете вели капитаны 1 ранга С. Н. Деев, А. Т. Попов, Д. М. Макаров.

С 1989 г. профессорско-преподавательский состав кафедры оказывал помощь в подготовке офицеров командного звена и специалистов РЭБ в учебных заведениях иностранных государств: капитан 1 ранга П. И. Тыщенко в Инженерной академии Генерального штаба Корейской Народно-Демократической Республики; капитаны 1 ранга П. В. Полищук, А. И. Ковалев, В. И. Дмитренко, Б. П. Травин и полковник С. Л. Шерстобитов - в Академии ВМС Республики Алжир.

В 1994-1995 гг. в Штабном колледже ВМС США в Ньюпорте прошел обучение доцент кафедры капитан 1 ранга В. Г. Конусов, впоследствии начальник научно-исследовательского отдела академии. Профессорско-преподавательским составом кафедры и научными сотрудниками лаборатории разработаны и изданы 8 учебников и более 20 учебных пособий, в том числе «Оперативно-тактическое использование сил и средств РЭБ ВМФ» (под руководством контр-адмирала Г. В. Славянского), «Организация и ведение радиоэлектронной борьбы в операциях и боевых действиях объединений и группировок сил ВМФ» (В. П. Радецкий), «Боевое применение средств радиолокационного и оптико- электронного подавления» (А. Б. Емельянов), «Боевое применение средств радиоэлектронного подавления радиосвязи и радионавигации противника» (под руководством контр-адмирала Г. В. Славянского) и др.

Одной из важнейших задач ученых кафедры являлось научное обоснование проблем, связанных с развитием сил и средств, форм и способов радиоэлектронной борьбы, повышением эффективности управленческой деятельности. С 1969 г. профессорско-преподавательский состав и научные сотрудники лаборатории выполнили более 170 исследований, результаты которых неоднократно подтверждались в ходе экспериментов и специальных учений, а в дальнейшем использовались для создания руководящих документов по оперативному искусству, тактике ВМФ и радиоэлектронной борьбе.

Доктор технических наук, доцент П. В. Полищук


Значительный вклад в разработку теории и практики радиоэлектронной борьбы по различным научно-практическим направлениям внесли: в области обоснования роли и места РЭБ в военных действиях, развитие форм и способов ее ведения в операциях и боевых действиях объединений и группировок сил ВМФ - контр-адмиралы В. С. Пирумов, Г. В. Славянский, капитаны 1 ранга В. П. Радецкий, В. Н. Емельянов, В. И. Дмитренко, Г. А. Слюсарев, Б. С. Егоров, Ю. А. Ильин, А. И. Ковалев, А. Б. Кулешов, С. И. Деев; в области боевого применения сил и средств РЭБ в боевой деятельности родов сил ВМФ - капитаны 1 ранга Р. Г. Мумджиан, В. Г. Конусов, А. И. Ковалев, П. В. Полищук, В. М. Сковородников (подводные силы), А. Б. Емельянов, В, И. Дмитренко, Н. А. Маслов (надводные силы), полковники О. В. Колесников, С. Л. Шерстобитов (морская авиация); в области боевого применения береговых частей радиоэлектронной борьбы - капитаны 1 ранга А. П. Ильин, Л. А. Малышев, Б. П. Травин, Г. Г. Цокур; в области противодействия техническим средствам разведки и радиоэлектронной защиты - капитаны 1 ранга С. А. Кухианидзе, Л. М. Богданов, В. М. Малков, А. Е. Шехонин; в области совершенствования организации и методики подготовки по радиоэлектронной борьбе - капитаны 1 ранга А. Б. Кулешов, А. И. Ковалев, Ю. А. Ильин, Д. И. Шакин; в области моделирования процессов радиоэлектронной борьбы - капитаны 1 ранга Б. С. Егоров, Б. Ф. Бочаров, С. В. Киниченко, капитан 2 ранга В. П. Конев; в области автоматизации планирования радиоэлектронной борьбы - капитаны 1 ранга В. П. Радецкий, В. И. Дмитренко, И. А. Маслов, вице-адмирал Ю. В. Крылов, подполковник В. А. Тюрин; в области теории радиоэлектронного подавления - капитаны 1 ранга А. Ф. Белов, А. С. Титов, Л, А. Малышев, П. В. Полищук, служащий В. М. Станякин; в совершенствование организации и методики учебного процесса и практической подготовки слушателей - профессор В. П. Радецкий и старший научный сотрудник капитан 2 ранга запаса И. И. Кузнецов.

На кафедре и в лаборатории постоянно ведется изобретательская и рационализаторская работа. Творческими коллективами, включающими и слушателей учебных групп по специальности, подано более 165 рационализаторских предложений, а отдельными авторами получено 36 свидетельств на изобретения, направленные на повышение эффективности техники радиоэлектронной борьбы, способов ее использования силами ВМФ, а также укрепление учебно-лабораторной базы и совершенствование процесса обучения слушателей в академии. Первыми слушателями, получившими авторские свидетельства на изобретения, были капитан 3 ранга В. С. Горячев (выпускник 1981 г.) и капитан 2 ранга Ю. М. Осмаков (выпускник 1982 г.).

Новое поколение профессорско-преподавательского состава, пришедшее на смену ветеранам, успешно продолжает учебно-методическую и научную работу, сохраняя существующие на кафедре традиции.

ПИРУМОВ Владимир Семенович (Родился в 1926 г.)


Специалист в области теории и практики радиоэлектронной борьбы ВМФ, педагог, доктор военных наук (1975 г.), профессор (1988 г.), контр-адмирал (1975 г.). В ВМФ с 1943 г. В 1948 г. окончил Каспийское высшее военно-морское училище им. С. М. Кирова, в 1963 г. -Военно-морскую академию, а в 1974 г. Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба. В 1948-1960 гг. - артиллерийский офицер, помощник командира крейсера, затем старший помощник командира, командир эскадренного миноносца Балтийского флота. С 1963 г. - преподаватель, старший преподаватель, начальник кафедры радиоэлектронной борьбы ВМФ в Военно-морской академии. В 1974-1985 гг. - начальник Управления радиоэлектронной борьбы Главного штаба ВМФ. В 1985-1990 гг. - начальник кафедры радиоэлектронной борьбы Военной академии Генерального штаба, с 1990 г. в отставке, профессор кафедры. С 1992 г. - академик, вице-президент Российской академии естественных наук. Награжден орденами Красной Звезды. «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени, медалями.

РАДЕЦКИЙ Валентин Павлович (Родился в 1940 г.)


Педагог, ученый в области теории радиоэлектронной борьбы, организации и способов боевого применения сил и средств РЭБ, защиты радиоэлектронных систем и средств от помех и технических средств разведки противника, кандидат военных наук (1980 г.), профессор (1993 г.), капитан 1 ранга. В 1962 г. окончил Высшее военно-морское училище радиоэлектроники им. А. С. Попова, а в 1976 г. - Военно-морскую академию. В 1962-1972 г. - начальник станции Керченско-Феодосийской военно-морской базы, начальник радиотехнической службы - командир радиотехнической боевой части подводной лодки Черноморского флота, флагманский специалист радиотехнической службы дивизии подводных лодок Черноморского флота, участник походов в Средиземном море. Воин-интернационалист. В 1976-1995 гг. - адъюнкт, преподаватель, старший преподаватель, заместитель начальника кафедры и начальник кафедры радиоэлектронной борьбы ВМФ, с 1995 г. - профессор кафедры. Автор 127 научно-методических трудов, в том числе 3 учебников и 4 учебных пособий. Подготовил 7 кандидатов наук. Участник и один из руководителей крупных научных программ по созданию автоматизированных систем управления радиоэлектронной борьбой ВМФ. Награжден медалями.

СЛАВЯНСКИЙ Герман Владимирович (Родился в 1929 г.)


Специалист в области радиоэлектронной борьбы ВМФ, доктор военно-морских наук (1974 г.), профессор (1977 г.), контр-адмирал (1979 г.). 8 1950 г. окончил Высшее военно-морское училище им. М. В. Фрунзе, а в 1964 г. - Военно-морскую академию. С 1950 г. служил на подводных лодках Балтийского флота; с 1954 г. - старший помощник командира, а с 1954 г. - командир подводной лодки. В 1964-1967 гг. - адъюнкт Военно-морской академии. С 1967 г. - преподаватель, старший преподаватель, заместитель начальника кафедры разведки ВМФ Военно-морской академии. В 1974-1988 гг. - начальник кафедры радиоэлектронной борьбы ВМФ факультета радиоэлектроники Военно-морской академии. С 1988 г. - в запасе, директор Научно-исследовательского института проблем автоматизации. Автор более 70 научных работ. Награжден орденом Красной Звезды, медалями. Один из создателей научной школы радиоэлектронной борьбы, участвовал в написании многих руководящих документов ВМФ. Разработал методику подавления радиоэлектронных средств и систем противника, а также методику радиоэлектронной защиты своих радиоэлектронных систем и средств. Автор оригинального курса лекций для слушателей Военно- морской академии по проблемам радиоэлектронной разведки и радиоэлектронной борьбы.

Вперед
Оглавление
Назад