Бунин

Славяно-русы загадки истории. Противоречия на пути научного поиска

Оказывается древние славяне знали о «Тайне». Человек должен сберегать не только настоящее, то, что уже имеет, но и свое будущее - мир, где живут мечты и конкретные результаты, цели, к которым следует идти.

Очень часто люди, оберегая настоящее, не защищают свое будущее, забрасывая туда непродуктивные эмоции страхов, которые иногда бывают катастрофическими по силе разрушения. Мы говорим о том цикле, когда деструктивные выбросы агрессивных эмоций ни в коей мере не допустимы, потому что они будут разрушать будущее. Данный период можно назвать программным.
Но, к сожалению, в этот период современный человек садится за похмельное застолье, объедается, злоупотребляет алкогольными напитками, так как на это время выпадают Новогодние праздники, и, по сути, пропивает магические возможности времени. Получается, что весь последующий год идет как бы вхолостую, по прежнему, проложенному ранее руслу и без подключения божественных искр.
Теперь, зная о программности данного времени, мы можем запрограммировать на Новый год новые, удивительные возможности. Максимальный сгусток магической энергии сотворения приходится на первые 12 дней новорождающегося Солнца, с момента прибывания солнечного дня.
Эти двенадцать дней носят те же названия, что и двенадцать месяцев, и мы можем запрограммировать на эти двенадцать новорожденных солнечных дней соответственные планы годичного цикла. В ведизме считалось, что именно на эти двенадцать дней приходится основной родовой сгусток творческой энергии, и эта магичность впоследствии закрепляется в помесячных повторениях.
Реагировать в жизни следует только на факты и сложившиеся ситуации. Не нужно ничего надумывать, потому что надуманные и ничем не подкрепленные мистификации - проявления Нави, мира деструктивного и распадающегося. Чем больше вы будете думать о фактически несуществующих проблемах, тем больше энергии получат силы Нави, силы прошлого, силы распада и хаоса, силы тьмы.
Тем самым вы вступаете в противостояние с самим Родом, ибо он отделил Правь от Криви и таким образом задал основу существования. Если вы заметили, что кто-то покривил душой, не так посмотрел, и ситуация начала развиваться нелогично, то это и есть кривь (обратите внимание: не неправда, а кривь; неправда это всего лишь одна из составляющих кривизны). Кривь не только словесный обман, но и смещение ситуации в область неблагополучных эмоций. Очень важно понять, что зависание в отрицательных эмоциях и является искривлением собственной судьбы.
Славяне воспринимали небо не как небесное покрывало, небесный купол, а как небеса сотворения. Восходящие к ним мысли людей Сварог слышит, и по мыслям нашим воздается нам. Так он помогает нам создать крепкую основу в жизни. Основываясь на наших же вибрациях, он как бы создает купол благоденствия над вашей жизнью. Но точно так же, уловив разрушительные вибрации ваших мыслей и желаний, он может расколоть купол благоденствия над вашей жизнью и судьбой, и вы останетесь один как перст перед холодным непониманием пространства. Вы окажетесь в расколотом пространстве, где ситуации начинают разваливаться и ими невозможно управлять.
Сварог воспринимает собирательный образ всех ваших мыслей, а также мысли знакомых вам людей, с которыми вам приятно проводить время, то есть соборность вашего ментального и бытового, человеческого сообщества. Сварог - божество не эмоциональное, не жалостливое. Он оценивает любую вашу вибрацию как соответствующую просьбу. Сколько вы «испарите» во внешний мир, столько вам и «высеется» той энергии, которую вы продуцируете. Если конкретнее: о чем думал, то и будет сотворено; что сотворено, то и получите; что получили, то и проживете. А как проживете, о том и будете думать.
Мы можем попасть в замкнутый круг, если пойдем по непродуктивному пути мыслей. В разговорном русском языке до сих пор существует словечко «сварганил» бытовой отголосок энергетического объединения Сварога. Очень хочется пожелать всем: находитесь в благополучных, радостных, созидательных мыслях, а не в тоскливых и обозленных.
Сварог не может различить, когда мы искренние, а когда поддаемся сиюминутным порывам. Он оценивает всю информацию, восходящую от нас к нему в небеса. Вы должны помнить, что Сварог управляет двенадцатью небесами, то есть двенадцатью циклами мироздания. Таким образом, неправильно прожив этот период года, мы можем испортить двенадцать последующих циклов жизни.
Если вы в окружающем информационном пространстве видите символ глаза, возможно, нарисованный кем-то, то знайте, что он появился не зря, и это ощущение не напрасно. Сам Сварог напоминает вам, что верхнее око бдит над вами. Более того, славяне считали, что воздвигнутый Богом над нами купол нельзя отягощать тяжелыми мыслями, потому что это купол ваших восходящих мыслей верхнее веко глаза Сварога. И как только восходящие мысли станут тяжелыми, это веко Сварога опустится. Сварог закроет свой глаз над вами и не будет вас видеть. И вы будете блуждать во тьме, как слепой, и лишитесь божественного провидения. Поэтому не нарабатывайте себе отрицательный фон в мыслях, особенно это касается рожденных в данный период.
В темном пространстве, где вы окажетесь, если веко Сварога закроется, есть свои хранители темных магических энергий, и имя им Мороки. И ваша жизнь может стать замороченной, вы будете жить как будто бы в обморочном пространстве черноты. Вы будете, как слепой котенок, натыкаться на большие ошибки, приносящие подчас кровавые раны вашей судьбе.
Не предавайте свои мечты, потому что тех, кто предает свои мечты и желания, Сварог расценивает как предателей. И в вашей жизни могут появиться люди с похожими вибрациями, то есть предатели. По мыслям вашим воздастся вам. Бойтесь своих желаний. Бойтесь своих мыслей, особенно если они страшные. Храните свет в душе своей и освещайте вокруг себя. Легче всего загасить огонь души своей и уйти во тьму, и намного тяжелее из этой темноты выбраться.
Марина Крымова

4 573

Все народы проявляют повышенный интерес к истории своих предков, хранят её и приумножают. Известно, что в Египте и Тибете историческая хроника имеет глубину в 34 тысячи лет. Имеется многотысячелетняя история и у славянских народов. Однако в современной истории образовались большие пробелы.

Исследователи до сих пор спорят о происхождении славян и русских. При этом, в учебниках и энциклопедиях определение русского языка даётся через славянский язык, как фундаментальную основу.

Исследователи длительное время пытаются выяснить источники происхождения слова и имени «Русь». Почему именно оно закрепилось за небольшим Киевским княжеством, а затем и за всем огромным восточно-европейским государством со славяно-языческим населением? Исследователями прежних столетий предлагались различные варианты происхождения этого имени: славянские, древнерусские, готские, шведские, иранские, афетические и другие. Но к единому мнению пока не пришли.
В данной статье излагается взгляд на происхождение слова «рус» (рошь), «русский» и на народы, стоявшие у истока формирования русского языка.
Древнегреческий историк Геродот 2,5 тыс. лет назад описал северные земли скифов и их соседей от Балкан до Сибири и Северного океана, дал им краткую характеристику. Он сообщил, что скифы являлись самым справедливым и сильным народом в мире, если они едины. Скифы состояли из 72 родов и народов.
О северных народах сообщал и пророк Иезекииль, живший в V в. до н.э. Он упоминает народы Гог, Магог, Рошь, Мешех, Фуваль, подчёркивая, что они являются антагонистами земли Израилевой. По Гезению под названием Гог и Магог понимались северные народы, которые Геродотом именовались скифами. (См. ст. «Загадки империи Чингисхана».)
Однако Геродот в своём описании не упомянул ни славян, ни русов. Не исключено, что в то время они именовались иначе или входили в состав перечисленных выше северных народов, например, скифов и рошь (рос, русь).

О славянах

Известно, что в начале новой эры после больших переселений народов из-за Волги и Урала в VII-VIII вв. образовались три крупных славянских государства: АРТАНИЯ, КУЯВИЯ, СЛАВИЯ со столицами в дельте Волги, у современного Киева и на территории Словакии. Эти столицы находились на пути движения наиболее активной части славян в западном направлении. Так, например, в 409 г. н.э. славяне-вандалы и свевы, перейдя Рейн, прошли Галлию, Испанию через Андалузию, а в 429 г. вошли в северную Африку в поисках свободных земель и родственных народов. В том же 429 г. вождь варваров Гейзерих создал германское государство со столицей в районе древнего этрусского Карфагена.
Чтобы определиться в том, кто такие славяне и русские обратимся к хронике. В отечественном источнике «Повесть временных лет» сообщается, что славяне отличаются от русов, сближая последних с варягами, вошедших в Киевское древнерусское государство. В то же время, древние летописи отличали русов не только от славян, но и от варягов.
Арабские авторы также различали славян от русов по территории их проживания с разными соседями, одеждой, жилищем, родом занятий, вооружением, титулами правителей, культовыми и погребальными обрядами и т.п.
Энциклопедические источники сообщают о происхождении современного русского языка только через славянский язык. Древние источники указывали, что у русов язык славянский, а от варягов прозывается «русью».
Известно также, что праславянский язык являлся одним из трёх официальных языков империи Атлантида, в состав которой входили земли северной части современной России, омывавшиеся тёплым течением Гольфстрим (см. ст. «Следы Атлантиды в России»). После гибели священной столицы Атлантиды в Атлантическом океане, вся полнота власти в империи перешла к её административной столице, находившейся на северо-востоке Таймыра. Ещё 3,5 тыс. лет назад районы Таймыра, Ямала, Урала оставались крупными культурно-административными и религиозными центрами мирового уровня. В этих местах родились, получили образования почти все боги и герои легенд древней Греции. Это здесь Прометей провёл реформу письменности и счёта, упрощая их, что привело к потере возможности получать знания и сведения об истории прошлого из первоисточников. Именно здесь захоронены бог Крон, Прометей, легендарный скифский врач Хирон, Асклепий, боги гипербореев и другие. Имеется основание надеяться, что в этих местах должны сохраниться праславянские и гиперборейские письменные источники прошлого в подземных хранилищах. (См. ст. «Исторические следы загадочных гипербореев», «Тайны истории Скифии».)
Под давлением холодов из-за Урала в западном направлении ушли предки славянских народов (этруски, кривичи, скифы, угры и т.д.), создавая на новых землях новые государственно-административные образования.
Краткие сведения о славянах и русских первого тысячелетия новой эры даны нашим талантливым соотечественником Левшиным Василием Алексеевичем в шеститомной книге «Вечерние часы или Сказки славян-древлян» (издание 1787 г.). В книге сообщается, что в начале новой эры в пределы Европы пришёл храбрый народ во главе с отцом великого славянского князя Вандала, который подчинил русов, победителей чудских народов (мари, мордва и др.), живших здесь уже несколько веков. Впоследствии также были подчинены финны, карелы, чухны, эсты, лопари, весы, беловесы у оз. Белое и другие народы. Вандал сумел объединить славян и русов в единый народ. Он восстановил законы, правосудие, земледелие, ремёсла, садоводство, торговлю, сухопутные и водные торговые пути, поощрял заслуги и наказывал за проступки. Он часто объезжал свои земли, чтобы видеть всё своими глазами. Даже в наше время сохранилась заросшая сеть древних водных каналов и волоков от Чудского до Ильмень озёр. Сокровища обширного государства были велики и знамениты. Сильное государство снискало у соседей уважение, что ограждало его от нападений и разорений. Вандал захоронен у истока реки Ока. Отец Вандала захоронен северо-западнее Будапешта (Венгрия-Словакия) у Ванских гор. Ранее польский город Краков назывался Вандал.
Великий князь оставил государство процветающим своему 15-летнему сыну Избору, который был возведён на престол славян древлянских. Захоронен он у круглого оз. Тигода (те года, т.е. старое), северо-западнее Новгорода.
Известно, что в первом тысячелетии восточнославянские народы включали 12 племенных образований: поляне и древляне - в среднем Приднепровье; дулебы (волыняне, божане) - на Волыне; уличи и тиверцы - на Днестре; хорваты - в Прикарпатье; северяне (северы) - на Десне и Сейме; вятичи - на Оке; родимичи - на Соже; дреговичи - между Припятью и Березиной; кривичи (с поличанами) - в верховьях Днепра, Волги и Западной Двины; славяне новгородские - самое северное восточнославянское племя находилось у оз. Ильмень; полабские славяне - у Одера и Лабы; сербо-лужские племена; союз чехов, словаков, зличан, хорватов, моравов (VII в.).
Ещё до Избора славяне древлянские были названы так от соединения славян с древлянами-старожилами из покорённых народов, равно как и славяно-русы - от соединения славян с русами. Все эти народы вначале являлись подданными единого славянского государства. Древляне тогда обитали у оз. Имеры с городами Овруч и Коростень в районе Днепра.
Избор с детства любил слушать рассказы (сказки) воспитателей и народных сказителей об истории своих предков и славянских народов, которые позднее были записаны, вошли в книги, передававшиеся из поколения в поколение. В конце XVIII в. они были обобщены Левшиным В.А. и изданы.
Последующий государь славяно-русов, Буревей, в VII в. владел многими северными землями. Правил он из своей столицы Хомоград, которая находилась в 20 км к западу от оз. Тигода. Златоглавая столица Хомоград (на сарматском языке означает «третий город») славилась своей величиной, величием зданий, размахом торговли, святилищем, находившимся на возвышенности. Сюда на торжества нередко приезжали все северные государи от Чудского и Ладожского озёр до Северных увалов и реки Кама (из города Брахимова). Помимо Хомограда государевы дворцы находились также в Старой Ладоге (Гарделин), Старой Русе, Бронницах на р. Мста, что в 30 поприщах от старого Славянска. Старый Славянск располагался на северо-востоке современного Новгорода, в развилке между рекой Волхов и его притоком Малый Волховец, где для археологов обнаружатся богатые находки, в том числе и у пос. Зарелье.
После смерти Буревея государем стал его сын Гардорик, который под влиянием варяжского окружения резко ухудшил отношения с южными славянскими государствами и соседями. Гардорик готовился к войне. В страну вошли войска готов и отряды колхидского царя Савраазара с камнемётными орудиями. Большая битва произошла между войсками Гардорика и войсками Приднепровских славян (гунов) под предводительством Танганя в 10 км севернее города Шимска, что на реке Мшага. Это к западу от оз. Ильмень и в 20 верстах южнее столицы Хомоград. Там находятся братские могилы погибших воинов.
В самом начале битвы Тангань был убит, что предрешило разгром гунов. Вслед за этим коалиция войск Гардорика пошла на Днепр и захватила столицу гунов, Гуногард, переименовав её в город Киев. С этого периода этот город с окраинами стал называться русским, управляемый варягами, а затем и Киевской Русью.
Все славяно-русские государи захоронены в подземных усыпальницах у оз. Тигода. Посадник Гостомысл захоронен южнее Хомограда и современной деревни Ям-Тёсово. Города Хомоград и Славянск перестали существовать в конце IX в. после разрушения в них языческих храмов.

Об этрусках
Со словом «этруски» (это русские) многие связывают происхождение слова «русский».
В период великих переселений народов этруски несколькими волнами появились в Европе около 5 тыс. лет назад, выйдя из-за рек Лена и Алдан, где значительная часть этрусков продолжала жить вплоть до новой эры. При перемещении в Европу на облюбованных землях народ оседал на постоянное жительство, а наиболее активная его часть уходила вперёд в поисках новых земель. Таким образом, в районе Северных увалов, к западу от Урала осело и приумножилось много этрусков, кривичей, болгар и других народов, что привело к образованию 3,5 тыс. лет назад нового государства Рошь (на основе славянского языка, приемлемого для большинства населения).
Столица этого государства первоначально находилась к западу от Великого Устюга и Котласа у села Кизема (на Северных увалах). Там могут быть найдены следы их столицы, усыпальницы правителей, катакомбы города. Позднее, в XII в. арабский автор Ал-Идриси, побывав в этих местах у Северной Двины, писал, что в долине реки обитал народ нивария (новая ария) с крупными городами Лука, Астаркуза, Баруна, Бусара, Сарада и др. Один из столичных городов Рошь (одного из нескольких племенных образований-царств - русов) находился на северо-востоке Тверской области, на Овинищенской возвышенности, у высоты 267, где имеются следы этого города, а также усыпальницы.
Из района Северные увалы росы (русы) ещё до н.э., приумножившись, расширили своё влияние на запад до Ладожского и Чудского озёр, а в южном направлении - вдоль Волги до Каспия и Северного Кавказа, а также на какое-то время даже на южное побережье Каспия. В середине I-го тысячелетия н.э. происходит переселение болгар (русов) на Балканы с Волги, Кавказа, Апшеронского полуострова, ближе к местам, где их предки - этруски - создали Священную Трою, древнеримскую империю. Это происходит в период значительного влияния славян в Европе.
В V в. н.э. значительная часть населения русского царства из Тверской области ушла к реке Урал, за Волгу и в бассейн рек Большой и Малый Узень, расселившись к северу до реки Самара. Таким образом, переселение народов шло в разных направлениях.
В районе древней прародины этрусков между Охотским морем и р. Алдан в бассейне рек Алах-Юнь и верхнего течения Индигирки историки смогут найти следы великой культуры этого народа, развалины каменных сооружений, а в подземных хранилищах к западу от города Алах-Юнь, материалы письменности на камне, металле и т.д.
Предки русов, кривичей и других народов на севере восточной Европы оставили в память о себе гигантские валы, обозначавшие границы их территорий. Валы были обнаружены в 70-х годах XX в. в период проведения изыскательских работ, связанных с переброской вод северных рек в южном направлении. Эти валы протяжённостью от десятков до сотен километров располагаются на территории тайги от Онежского озера до Северного и Полярного Урала. Эти валы окружали не менее 15 царств-государств.


О языке этрусков
Этруски ещё около 5 тыс. лет назад состояли из многих родоплеменных образований с различными диалектами праславянского языка. За сотни лет своего пути перемещения через земли других народов с Дальнего Востока в Европу шло смешение с другими народами, что приводило к деформации первоначального языка. Особо изменению подвергся язык южной ветви этрусков, ушедших от Урала восточным берегом Каспия через Персию в Турцию, Ливию, Тунис (в Северную Африку).
Этруски создали Трою и Карфаген, а 2,8 тыс. лет назад с их помощью была образована империя, названная позднее Римской, столица которой первоначально находилась на территории юго-восточной, а затем северной части современной Ливии. Там же находились усыпальницы первых императоров империи. Этрусский язык оказал значительное влияние на формирование тунисского языка.
Язык этрусков, находившихся на северо-востоке Европы, подвергся меньшей деформации, но был достаточен для понимания и общения с другими славянскими народами от сибирских просторов до центральной Европы ещё даже в период существования империи Чингисхана.
Представляет интерес разговорный язык древней народности «русины», которые живут в Закарпатье на Украине. Их язык более других сохранил основу официального праславянского языка империи Атлантиды. Русины пришла в Закарпатье с севера, из района Белого моря, Поморья, соседствуя с народами Рошь и славяно-русами.

О варягах
Варяги в конце I-го тысячелетия были известны в городах стран северных морей Европы как торговцы. Практически вся заморская торговля северной части Европы была сосредоточена в руках варягов-иудеев Аварского каганата (Паннонии), а затем и Хазарского каганата.
Они осуществляли посредническую торговлю между Западной, Северной и Восточной Европой. Для охраны товаров и торговых путей они содержали вооружённую дружину во главе с варяжским князем. Негласно они выполняли и политические задачи в снабжении оружием для свержения неугодных правителей. Примером тому является борьба за власть в Киевской Руси.
Варяжские купцы жили у реки Волхов отдельной колонией на охраняемой территории, за валами. Свидетельства того периода сообщают, что купцы говорили и писали на иврите.
В «Повести временных лет» говорится, что при Рюрике был построен город с крепостью с названием Новгород. Наши исследования показывают, что старый город - Славянск - располагался тогда северо-восточнее, между реками Волхов и Малый Волховец, там, где они разделяются. В начале X в. город пришёл в упадок после разрушения в нём языческих храмов фанатичными миссионерами новой религии. С VIII в. варяжские купцы и воины-дружинники (наёмники) уже состоят на службе киевских и новгородских князей. Затем они становятся частью местного населения, а во втором поколении сливаются с населением. Варягов с XIV-XV веков уже называют «фрязи» и «фряги».

Послесловие
От названных пророком Иезекиилем древних народов (государств) «Рошь» на территории современной России сохранилось название народа и самой страны. От «Мешех» сохранилось название местности «Мещерская низменность» (Мещёра). Здесь употреблялся удмуртский язык. Народ ушёл к Каме. От государства Фуваль, располагавшемся в Северном Причерноморье и Прикаспии, название территории не сохранилось, хотя в этих местах проживали скифы, которые были описаны Геродотом в V в. до н.э.
Помимо Тибета и Египта летописно-исторические материалы народов Земли могут находиться и в других подземных хранилищах Ближнего Востока, Турции, Таймыра, Африки, Южной Америки, Испании, Московии и т.д.
Языки народов за тысячелетия претерпевают сильные изменения и даже исчезают из употребления. Нет этрусского языка. Мы не можем прочитать «Слово о полку Игореве», «Влесову книгу».
Как получилось, что за период нового летоисчисления исчезли истории этрусков, славян, русов, а самих славян стали называть русскими? Ни этнические славяне, ни русские в нашей стране не имеют административно-территориального образования в отличие от других народов нашей страны. В чём кроется сакральный смысл этого положения?
Непонятно, почему средства массовой информации постепенно приучают наше население называть различные преступления людей в мире именем древних выдающихся славянских предводителей: «варвар», «варварство», «вандал», «вандализм». Хотя их именами назывались города и горы в Европе. Отчасти, это происходит оттого, что сам народ не знает своей истинной древней истории и своих предков. Поэтому люди бездумно повторяют за недоброжелателями проклятия в адрес вождей своих предков, тем самым, подрывая с ними свою духовную связь, становясь подобно зомби.

01.09.2014 1 7891


Древние письмена тоже имеют свою судьбу - подчас трагическую, полную приключений, связанную с холодным отрицанием скептиками и безоговорочным одобрением горячими оптимистами. Письмена теряются, конфискуются, сгорают, но не пропадают!

Удивительна судьба дощечек Изенбека - «Влесовой книги» («Велесовой книги») - рукописного свода языческих хроник, легенд и проповедей, отнесенного к доолеговой эпохе на Руси. Влесова книга» проливает новый свет на поступательное становление славянского мира, на проблемы седой древности русской государственности.

Многие ее исторические сведения подтверждаются неожиданными археологическими находками в наше время. Книга не подтверждает норманской теории формирования Руси как государства. Быть может, именно по этой причине древняя русская книга и вызывает сопротивление тех историков, для которых важнее сложившееся мнение, чем истина.

Одной из самых больших сенсаций в области исторических открытий нашего века является находка «Влесовой книги» — языческой летописи доолеговой Руси. История эта напоминает приключенческий роман... Шла гражданская война — время великих потрясений, бед и лишений для нашего народа. Многострадальная Россия разделилась на два враждующих лагеря. Многие памятники истории тогда погибли. В слепой ярости ко всему «барскому» уничтожались шедевры мировой и отечественной культуры. Но и в те страшные годы находились люди, которые пытались хоть что-то спасти.

Среди них оказался полковник белой армии, командир дивизионной батареи А. Ф. Изенбек, страстно интересовавшийся древней историей отечества. В 1919 году после очередного боя судьба забросила его в разграбленное имение князей Куракиных под Орлом. В библиотеке разоренной усадьбы он случайно заметил валявшиеся на полу испещренные неизвестными письменами дощечки, сильно разрушенные временем. Многие из них были раздавлены солдатскими сапогами. Изенбек собрал заинтересовавшие его дощечки и взял их с собой, еще не зная, какую цену они представляют.

Велес, Волос (др.-рус. Велесъ, Волосъ) — божество в древнерусском языческом пантеоне, «скотий бог», покровитель сказителей и поэзии. Чаще всего Велеса изображали мудрым стариком, защитником растений и животных

После окончания гражданской войны полковник и дощечки оказались в Брюсселе, В 1924 году о них узнал писатель и историк Ю. П. Миролюбов, в русских эмигрантских кругах известный как исследователь религии древних славян и русского фольклора. Он первый из исследователей предположил, что текст дощечек написан на неизвестном древнеславянском языке. В течение последующих 15 лет он неустанно занимается переписыванием и расшифровкой дощечек.

Это была кропотливая, по словам Миролюбова, работа. Он с трудом разбирал текст, так как дощечки были сильно повреждены и требовали реставрации. Поверхность их была исцарапана, местами они были совсем испорчены какими-то пятнами и покоробились, точно отсырели. Лак, их покрывавший, кое-где поотстал. Под ним была древесина темного дерева. Изенбек думал, что дощечки березового дерева, возможно, и букового.

Сами дощечки были приблизительно одинакового размера — 38x32 сантиметра, а толщиной в полсантиметра.

«Похоже, что их резали ножом, а никак не пилой,— писал Миролюбов — Текст был написан или нацарапан шилом, а затем натерт чем-то бурым, потемневшим от времени, после чего покрыт сверху лаком или маслом. Каждый раз для строки проводилась линия, довольно неровная. На другой стороне текст являлся как бы продолжением предыдущего, так что надо было переворачивать связку дощечек (как листы отрывного календаря). В иных местах, наоборот, каждая сторона была как бы страницей в книге. Сразу видно, что это многостолетняя давность. На полях некоторых дощечек изображены головы быка, на других лучи солнца, на третьих изображения других животных, может быть, лисы или собаки... Буквы не все одинаковой величины, были строки мелкие, а были и крупные. Видно, что не один человек их писал. Точное количество дощечек пока установить не удалось».

Миролюбов понимал ценность находки и неоднократно предлагал Изенбеку показать дощечки специалистам либо сфотографировать их, но Изенбе-ка постоянно преследовала маниакальная тревога за судьбу реликвий, вплоть до того, что он даже не разрешал Миролюбову вообще выносить дощечки из своего дома. Миролюбов переписывал их в присутствии хозяина. Ученый-энтузиаст соглашается работать в любых условиях, лишь бы иметь доступ к ценнейшему историческому материалу.

Древние писала

Опасения не оказались безосновательными: дальнейшая судьба дощечек трагична. После смерти Изенбека в оккупированном немцами Брюсселе в 1943 году они исчезли вместе со всем его имуществом и большим количеством картин. К этому приложило руку, по словам свидетелей, гестапо.

Ю. Миролюбов успел скопировать примерно 75% текста, и в настоящее время историки располагают только записями Миролюбова и случайно сохранившейся фотографией одной из дощечек. Невольно напрашивается сравнение с оригиналом «Слова о полку Игореве», который тоже был утерян во время московского пожара 1812 года.

О подлинности «Влесовой книги» идут споры и по сей день. Официальная наука, не потрудившись над тщательным изучением материала, торопливо оценивает дощечки как гениальный фальсификат. В нашей печати неоднократно появлялись «разоблачительные» статьи на эту тему. Но все это звучит крайне неубедительно.

Первая трудность, с которой столкнулись исследователи книги,— это ее язык. Противники книги стали утверждать, что он не соответствует нормам церковнославянского языка. Аргумент искусственный. Вряд ли можно судить об этом языческом памятнике с точки зрения норм единственно известного нам древнего славянского языка, на котором писали христианские авторы.

С другой стороны, есть много аргументов в пользу того, что письменность на Руси существовала задолго до принятия христианства. В поселениях Черняховской культуры на Днепре (III—V века н. э.) находят рунические надписи на глиняных пряслицах и сосудах. В древней Хазарии, по сведениям арабских ученых, пользовались «русским письмом». Знаменитый Кирилл, брат Мефодия, видел в 860 году в Крыму целые книги «роусьскими письмены писано». Сейчас никто не станет отрицать, что наши языческие предки вполне могли создать свою грамоту. Древние славянорусы активно общались на западе и северо-западе с германскими племенами, пользовавшимися руникой, а на востоке и юго-востоке — с тюрко-монгольскими народами с такой же письменностью. Трудно предположить, что славянские племена, находившиеся тогда на том же уровне развития, не знали рун.

Таким образом, накапливается все больше и больше доказательств того, что «Влесова книга» могла быть написана именно таким языком и переписана затем на деревянные таблички. Поразительно и то, что правильность исторических сведений, содержащихся во «Влесовой книге», все более подтверждается новейшими археологическими исследованиями.

Русские эмигранты не только сами досконально изучили текст «Влесовой книги», но и делились результатами своих исследований с учеными-славяноведами всего мира. Интерес проявили историки и филологи Канады, Австралии, Бельгии, США и других стран. В середине 50-х годов расшифрованные тексты были пересланы в Советский Союз, где, к сожалению, были встречены нашими историками настороженно и более чем прохладно. Тогда с крайней опаской относились вообще ко всему «белоэмигрантскому».

В 1963 г. энтузиасты-исследователи сделали обстоятельный доклад о «Влесовой книге» на V международном съезде славистов в Софии. Выступали в основном эмигранты, а не советские ученые. Подчеркивалось, что «книга дощечек» проливает новый свет на пласты очень древней истории русских племен, многие из которых до этого не были известны ученым. Например, выясняется, что греческие и римские хронисты ошибались, называя роксолан племенем аланским. На самом деле они были славянами. Авторы данных летописных сводов скорее всего — это жрецы языческой религии древних русов до эпохи Олега.

Составители «Влесовой книги» не забыли упомянуть о том, что русы были скотоводами, охотниками, а земледелие для них играло подсобную роль. Именно занятие скотоводством делает понятным тот большой охват территории, отмеченный в книге,— от Волги до Карпат, от берегов Азовского моря до Дуная. Такие подробности постоянных перемещений весьма реалистичны, как и достоверны сведения о контактах с готами, гуннами, греками и другими народами. И в этом плане «Влесова книга» оригинальна — никому не подражает, ничего не повторяет, но исторически достоверна.

По названиям народов и их вождей нетрудно установить, что «книга дощечек» повествует о весьма древнем времени. Она дает богатый материал для рассуждений и пересмотра многих исторических положений. Процесс борьбы с устоявшимися мнениями всегда болезненный. Но при добросовестном отношении к фактам можно найти и другие объективные свидетельства о существовании славянских государственных образований за 400—500 лет до н. э. на Днепре и в Карпатах, а восточнее и еще раньше. Документы с такими фактами при желании можно найти в ереванском Матенадаране, в архиве грузинских летописей, в Тартуском университете, в библиотеках некоторых австрийских монастырей, а также и в греческих хрониках.

Во «Влесовой книге» содержатся сведения, интересные как для историков, этнографов, лингвистов, так и для просто любознательных людей. Так мы узнаем, что среди враждебных древним славянам племен, много им досаждавшим, были яги. Книга приписывает им людоедство. Вот и получается, что в русские сказки Баба Яга попала из суровой действительности. Видимо, это не просто мифический образ ведьмы, питавшейся человечиной, а образ реальной старухи из племени ягов...

Итак, «Влесова книга» знакомит читателя с древнейшей историей славян, которая до сих пор не освещена отечественной наукой. Конечно, все исторические сведения, содержащиеся в книге, довольно кратки в отличие ст более поздних хроник и летописей. Но в том-то и дело, что отнести «книгу дощечек» конкретно к какому-то определенному жанру очень трудно. В ней нет и не может быть стройного изложения. Возможно, что найденные дощечки с письменами состоят из нескольких совершенно независимых друг от друга частей. Скорее всего их объединяют фрагменты из нескольких различных по своему назначению древних славянских рукописей.

Тем не менее содержание книги многогранно, оригинально и необычно. В ней есть сведения и исторические, и религиозные, и мифологические. В одной из табличек говорится, что за 1300 лет до Германриха (вождь готов, покоривший в середине IV века н. э. огромные пространства Восточной Европы от Балтики до Черного моря, от Волги до Дуная) предки русов еще жили в Азии, в «зеленом крае». Об этом рассказывается в самом поэтичном отрывке—в так называемой легенде о Богу-мире. В вольном пересказе она звучит так: у Богумира было три дочери и два сына.

В степях они разводили скот, научившись этому от отцов и дедов. Были они послушны богам и разумны. Пришло время, и мать их Славуня сказала Богу-миру: «Нам надо выдать замуж дочерей, чтобы увидеть внучат». Богумир поехал в поле и приехал к дубу, стоящему в поле, и здесь вечером он увидел трех мужей на конях. Подъехали они к Богумиру, и он поведал им о своей заботе, и они сказали, что сами ищут себе жен. И вернулся Богумир в свои степи, и привел трех мужей дочерям своим. И от них пошли три славных рода — древляне, кривичи и поляне. Потому что первую дочь звали Древа, вторую — Скрева, а третью — Полева. Сыновей же Богумира звали Сева и Рус. От них исходят северяны и русы. И образовались роды те в Семиречье, в зеленом крае. И было это за тысячу триста лет до Германриха».

Получается, что Богумир жил в IX в. до н. э. Таким образом, версия о степном центральноазиатском происхождении наших предков с каждым годом становится все убедительнее. Возможно, не за тысячу триста, а за прлторы тысячи (или более) лет «до Германриха» наши предки отпочковались от других индоевропейских племен и отправились во все концы света искать свое счастье. Итальянские археологи, производящие раскопки в долине Свата (Пакистан), обнаружили, например, что в конце II тысячелетия до н. э., в канун Троянской войны, происходили мощные передвижки евразийских пастухов.

И в Северный Индостан, и на Дунай пришли в то время из Центральной Азии воинственные кочевники — возможно, единого происхождения. Во «Влесовой книге» подробно описывается, как часть наших предков из Семиречья шла через горы на юг (судя по всему, в Индию), а другая часть пошла на Запад, «до Карпатской горы». Если бы книга была фальсификацией, то как мог автор предугадать этот поразительный и неожиданный факт истории древних скотоводов, подтвержденный археологически лишь совсем недавно?

Нерасшифрованные дохристианские русские надписи и знаки, обнаруженные при раскопках под Рязанью, Черниговом и на берегу Западного Буга.

Сведения книги о древних странствованиях наших предков по просторам Евразии позволяют понять многие упоминания о таинственных русах в восточных и античных источниках. Если считать наших предков исконно степным народом, то надо признать многовековое участие русов во всех решающих событиях тех времен. Когда мы читаем в древних источниках о великих походах таинственных киммерийцев, а затем скифов на Ближний Восток, в Африку, в Южную и Западную Европу, то можем надеяться найти среди этих киммерийцев и скифов наших прямых предков.

Античные источники начала эры определенно свидетельствуют, что славянское племя «сербой» (сербы) пасту-шествовало между Азовским и Каспийским морями, а другое славянское племя — «хороуатос» (хорваты) пасло свои стада где-то неподалеку от нижнего Дона. Рядом, видимо, кочевали русы. Недаром римские географы первых веков нашей эры знали Волгу в ее степной части как Рус, «реку русов». «Влесова книга» подробнейшим образом описывает столкновения славян с аланами (ирано-язычное население евразийских степей), готами и гуннами. В великих битвах в излучине между Волгой и Доном 1800 лет назад решались судьбы Европы. Описанные в книге победы русов над готами, аланами и гуннами объясняют, почему славянам удалось отстоять свои позиции в эпоху великого переселения народов.

Но содержание «книги дощечек» этим не исчерпывается. Она повествует также о гуманности наших предков, их высокой культуре, об обожествлении и почитании праотцев, о любви к родной земле. Полностью отвергается версия о человеческих жертвоприношениях — вот, к примеру, что сказано в дощечке № 4: «Боги русов не берут жертв людских и ни животными, единственно плоды, овощи, цветы, зерна, молоко, сырное питье (сыворотку), на травах настоянное, и мед, и никогда живую птицу и не рыбу, а вот варяги и аланы богам дают жертву иную — страшную, человеческую, этого мы не должны делать, ибо мы Даждь-боговы внуки и не можем идти чужими стопами...»

Оригинальна ранее неизвестная система мифологии, раскрывшаяся в этой уникальной книге. Вселенная, по мнению древних русов, разделялась на три части: Явь — это мир видимый, реальный; Навь — мир потусторонний, нереальный, посмертный; Правь — мир законов, управляющих всем в мире...

Каково же было назначение «Влесовой книги»? Это не летопись, не хроника в нашем понимании, а сборник языческих поучений и легенд, которые читались народу, очевидно, во время богослужений. Их слушали и запоминали наизусть, ибо почитание предков было частью религиозного культа. Деяния предков, то есть история, становились, таким образом, всеобщим, всенародным достоянием, традицией поколений.

В разные эпохи к старым дощечкам, видимо, прибавлялись новые, освещавшие либо старые времена, но в новом аспекте, либо говорившие о новых временах, но в сравнении со старыми.

Отсюда многочисленные повторения исторического содержания, перемешанные с призывами к чести, храбрости, взывания к небу о ниспослании благ и т. д. Таким образом, религия, история и быт сливались в одно неразрывное целое.

Характер «Влесовой книги» становится понятным: это не курс истории, это сборник религиозных поучений, причем это произведение написано не одним автором, а несколькими. Но в целом «Влесова книга» дает довольно неожиданную картину русского язычества. Дальнейшее изучение материала, в ней содержащегося, даст нам более четкие представления об истории Древней Руси доолегового периода.

Исторический аспект «Влесовой книги» — сложный узел. Его надо не отрицать, как стремятся некоторые круги, а распутывать.

Ведь если будет доказана подлинность дощечек — вся древнейшая история нашего народа поднимется на новый, несомненно, более высокий уровень. Борьба за научные исследования этого вопроса — это борьба за восстановление светлых и прогрессивных страниц истории Руси далекого прошлого, борьба за самобытность и самостоятельность нашего народа.

Ольга СКУРЛАТОВА

Более двух столетий в исторической науке обсуждается проблема происхождения славянства, но споры не утихают. Дополнительную сложность дискуссиям придает тот факт, что у славян не сохранилось, а скорее всего, и не было легендарных преданий, уходящих корнями в глубокую древность.

ПРОТИВОРЕЧИЯ НА ПУТИ НАУЧНОГО ПОИСКА

И здесь мы встречаемся с первым противоречием в теме происхождения славянства. Под своим именем - «славяне» – эти племена стали известны в письменных источниках довольно поздно – в VI в. нашей эры, а до VI в. письменные источники никаких «славян» не знают. Это дало повод некоторым исследователям объявить славян «молодым народом», т.е. сформировавшимся намного позже других индоевропейских народов – германцев, кельтов, иранцев и др. Но возникает вопрос – каким образом «молодой народ» уже в VI в. был обнаружен сразу же на огромной территории Восточной, Юго-Восточной и Северной Европы? Не могли же славяне явиться ниоткуда на бескрайних европейских просторах от Северного и Балтийского до Средиземного и Черного морей! К тому же лингвистические исследования установили, что славянский язык сохранил самые архаичные черты некогда общего индоевропейского языка. Так, крупнейший отечественный лингвист, академик О.Н. Трубачев, отметил факт глубокой архаичности славянского языка. А это значит, что славяне уже в глубокой древности могли отделиться от общей семьи индоевропейских народов. Впрочем, это значит и то, что славяне могли, наоборот, очень поздно отделиться от общего индоевропейского древа. Вот и возникло противоречие – то ли славяне «древний народ», то ли «молодой». Поэтому сегодня мнения ученых о времени зарождения славян разнятся на несколько тысяч лет – от XVIII в. до н.э. до VI в. н.э. Более глубокое датирование предлагают лингвисты, менее глубокое – археологи.

Не помогают письменные источники и в определении территориальной прародины славян. Поэтому наряду с лингвистикой ученые использовали данные археологии – стали изучать различные археологические культуры, открытые на территории Европы. Но при изучении археологических культур, которые могли бы быть славянскими, снова обнаружилось противоречие. Дело в том, что многие культуры существовали параллельно, сменяли друг друга, накладывались друг на друга. Это свидетельствует о том, что начиная с III тысячелетия до нашей эры в Европе постоянно была очень сложная этническая картина – племена и народы постоянно перемещались, воевали, мирно сотрудничали и смешивались друг с другом. И очень часто сегодня нам трудно определить, к какому народу принадлежит та или иная археологическая культура. Более того, невозможно назвать ни одну археологическую культуру, которая носила одни и те же черты в период с III тыс. до н.э. до середины I тыс. н.э.

Конечно, отыскать прародину славян могла бы существенно помочь наука антропология, изучающая анатомические особенности разных народов. Но, к сожалению, антропологические исследования сильно затруднены. Дело в том, что примерно с середины II тыс. до н.э. и до принятия христианства у славян господствовал обряд трупосожжения, соответствующий определенным языческим представлениям о загробном мире. На имеющемся скудном материале антропологи смогли лишь установить, что славяне изначально были смешанным в этническом отношении народом – формировались на основе разных народов. Впрочем, и это очень важный вывод!

ГДЕ БЫЛА ПРАРОДИНА СЛАВЯН?

Все эти противоречия порождают множество различных мнений, до сих пор существующих в исторической науке. Историки, этнографы, лингвисты, археологи предлагают разные концепции и гипотезы. Один из главных споров разворачивается вокруг вопроса – где была прародина славян?

Довольно большой круг ученых следует за сообщениями «Повести временных лет», которая указывает на земли вокруг реки Дунай как славянскую прародину. Так возникла «дунайская концепция», сторонниками которой были Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский.
Близок к этой точке зрения и О.Н.Трубачев, помещавший прародину славян в Центральную Европу («севернее Альп»).

Другие ученые еще в XIX столетии предложили «скифскую концепцию». Они предполагали, что упоминаемые еще у Геродота «скифы-земледельцы» – это и есть некие праславянские племена. Об этом писали И.Е. Забелин и Д.И. Иловайский.

Еще одна группа историков, археологов и лингвистов настаивает на истинности «висло-одерской» или «висло-днепровской концепции». По мнению этих ученых (Л. Нидерле, Б.А. Рыбаков), прародина славян располагалась на территории от Среднего Приднепровья на востоке до Одера на западе, от северных склонов Карпат на юге до широты Припяти на севере. Своеобразным ответвлением этой точки зрения стала «среднеднепровская концепция», когда славян помещали приблизительно между Западным Бугом и средним течением Днепра (Ф.П. Филин).

Есть и еще одно мнение – славянский регион древнейшей поры находился в бассейнах рек, впадающих в Балтийское море. Так возникла «балтийская концепция» (В.В. Седов, А.А. Шахматов). Наконец, одно время в науке существовала и «автохтонная концепция», когда прародиной славян считалась Восточно-Европейская равнина в пределах нынешней Московской или Владимирской областей (М.Н. Покровский).

Попытку создать концепцию происхождения славян с учетом всех имеющихся данных предпринял А.Г. Кузьмин. Он предположил, что праславяне формировались во II – нач. I тыс. до н.э. на обширной территории Европы от южного побережья Балтики до лесостепи Приднепровья. Назовем это мнение «восточноевропейской концепцией».

ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

А.Г. Кузьмин считает, что основой праславян могла быть археологическая культура колоколовидных кубков. Так, антропологи установили, что население культуры колоколовидных кубков соответствовало славянскому антропологическому типу.

Истоки этой культуры прослеживаются где-то в области Восточного Средиземноморья, может быть, в Передней или даже Средней Азии. Возможно, в родстве с этим населением находились хетты, пелазги и лигуры. Из Передней Азии через Северную Африку культура колоколовидных кубков передвигается в Испанию. Около 1800 года до н.э. эта культура из Испании довольно быстро перемещается двумя потоками на территорию Европы. Первый поток движется по западному побережью Атлантики, входя в состав будущих кельтов. Второй поток движется в Приальпийскую зону Центральной Европы, где и становится основой для будущих славян. Примерно в этот же период праславянский язык, видимо, отделяется от общего индоевропейского языка.

Позднее протославяне культуры колоколовидных кубков продолжили свое движение на восток. Недаром антрополог Т.И. Алексеева обнаружила близость древнерусского и даже современного приднепровского населения народам именно Приальпийской зоны: Венгрии, Австрии, Швейцарии, Северной Италии, Южной Германии, севера Балкан.

В последующие времена исследователи выделяют еще несколько культур, которые можно считать славянскими: тшинецкая, чернолесская, милоградская, зарубинецкая, лужицкая, пшеворская. Возможно, славянами были и «скифы-земледельцы». Каждая из культур существовала сама по себе, некоторые сменяли друг друга. И в каждой из них смешивались разные этносы. Но направление движения культур характерно – из Приальпийской зоны в Приднепровье и Причерноморье.

Во II веке н.э. в результате нашествия гунов, готов и ругов в Причерноморье образовалась черняховская культура (II—IV вв. н.э.). Территорию черняховской культуры ученые отождествляют с Готским государством Германариха. Поселения черняховской культуры располагались по берегам Дуная, Прута, Днестра, Южного Буга и притокам Днепра (Роси, Пселу, Ворскле). Археологические и лингвистические исследования показали, что среди жителей черняховской культуры были представители разных народов – славяне, кельты, фракийцы, скифы, сарматы.

В период существования черняховской культуры славяне впервые упоминаются в письменных источниках, в частности в сочинении историка Иордана «О происхождении и деяниях гетов». Иордан жил в VI в., но его история захватывает время с IV столетия. Своей задачей Иордан поставил написание истории народа готов, но одновременно упоминал и описывал он и другие, соседние с готами племена, в том числе и славян. По его сведениям, славяне в тот период были известны под тремя разными именами – их прозывали венетами, склавенами и антами.

В частности, Иордан рассказывает о войне готов с антами, а затем о победе гуннов над готами. Интересно, что этот рассказ явно перекликается со… «Словом о полку Игореве»! Неизвестный нам автор «Слова» еще в XII веке помнил о событиях восьмивековой давности – он поет о «времени Бусове», в имени которого читается король антов Бож, упомянутый Иорданом.

Племена черняховской культуры загадочным образом исчезли в конце IV в. На поселениях нет следов разрушений, пожаров, нападения вражеских племен: они по неизвестной причине просто покинули свои жилища и ушли. В V-VI вв. в Поднепровье жили уже другие славянские племена, не знавшие гончарного искусства и не связанные с черняховской культурой.

В V в. славяне составляли немалую часть населения Гуннской державы Аттилы. В отличие от воинственных гуннов и германцев славяне не принимали участия в битвах. Поэтому они не упоминаются в письменных источниках, но в археологической культуре того времени четко прослеживаются славянские черты.

ВЫХОД НА ИСТОРИЧЕСКУЮ АРЕНУ: АНТЫ, СКЛАВИНЫ, ВЕНЕТЫ

После распада государства Аттилы славяне выходят на историческую арену. В VI-VII вв. славяне расселяются из Среднего Подунавья, Прикарпатья и Среднего Приднепровья на территории Прибалтики, Балкан, Средиземноморья, достигают Испании и Северной Африки. Примерно три четверти Балканского полуострова были завоеваны славянами всего за одно столетие. Вся область Македонии, примыкавшая к Фессалонике, называлась Склавенией. К рубежу VI-VII вв. относятся сведения о мощных славянских флотилиях, достигавших даже Южной Италии и Крита.

Вслед за Иорданом византийские и германские средневековые авторы называли славян «антами» (восточная славянская ветвь), «склавинами» (южная ветвь славян) и «венетами» (славяне, жившие в Прибалтике).

Название «анты» – иранского происхождения, как, к примеру, «хорваты», «сербы» или «северяне», и в их материальной культуре много сарматских элементов. Согласно готскому историку Иордану, жили анты в лесостепи между Днепром и Днестром и к востоку от Днепра. Византиец Прокопий Кесарийский говорит о безмерных, бесчисленных племенах антов на просторах Северного Причерноморья.

Склавины – видоизмененное в византийской среде название «словене». Словене жили поблизости от границ Византийской империи, и, видимо, у византийцев было много рабов – славян. По-латински слово «раб» переводится как «sclav» («склав»), и очевидно, это название было перенесено на словен. Склавинам соответствует территория археологической культуры Прага-Корчак, распространявшейся к юго-западу от Днестра. В конце VI – начале VII в. склавины расселились в балканских провинциях Византийской империи. С начала VII в. название «склавины» употребляется уже как собирательное название славян вообще. «Склавинией» в византийских источниках называли области Пелопоннеса и Македонии.

Славян, живших по южному побережью Балтийского моря, иногда называли «венедами», или «венетами». Но вот сами венеты изначально не были славянами. Скорее всего, венеты – это те самые «генеты», которые упомянуты в поэмах Гомера:

Вождь Пилемен пафлагонам

предшествовал, храброе сердце,

Выведший их из генет,

где стадятся дикие мулы.

Венеты в древности жили в Малой Азии, в Пафлагонии, – на побережье нынешнего Черного моря. В XIII (XII в.) до н.э. венеты были союзниками троянцев во время Троянской войны. Троянцы потерпели поражение, и венетам пришлось переселяться из своих родных мест в Европу.

В XIII-VI вв. до н.э. венеты постепенно расселялись по востоку Европы. Одна часть венетов поселилась на берегах реки Дунай и на побережье Адриатического моря. Память о них сохранилась в названии города – Венеция. В Италии, соединившись с местным племенем латинов, венеты приняли участие в создании Римского государства. Позднее венеты на севере дошли до берегов Балтийского моря. Нынешний Рижский залив долгое время так и назывался – Венедским морем.

То, что славян стали называть «венетами», конечно же, не случайность. Ведь славяне активно ассимилируют многие народы, в том числе и венетские племена, на побережье Южной и Юго-Восточной Прибалтики, в результате чего и формируются балтийские славяне.

ПЕРВЫЕ СЛАВЯНСКИЕ ГОСУДАРСТВА

С VII в. на территориях, занятых славянами, возникают первые славянские государства. В 681 г. – Первое Болгарское царство, образовавшееся после прихода в славянское Подунавье кочевников-болгар, которые быстро смешались со славянами. В VIII – IX вв. образуется Великоморавское государство, появились первые сербские княжества и Хорватское государство.

В VI – начале VII в. славяне значительно расширяют ареал своего расселения и на востоке Европы – от Карпатских гор на западе до Днепра и Дона на востоке и до озера Ильмень на севере. Здесь возникают мощные племенные союзы восточных славян – северяне, древляне, кривичи, вятичи, радимичи, поляне, дреговичи, полочане, ильменские словене и др. Эти союзы племен также фактически являлись государствами, в которых существовала обособившаяся от общества, но контролировавшаяся им княжеская власть. К IX в. восточнославянские племена, земли, княжения занимали огромные территории, превышавшие площадь многих государств Западной Европы.

И везде славяне ассимилировали другие народы. Вообще способность славян быстро ассимилировать другие народы поражает! Иногда ассимиляция проходила в течение нескольких поколений!

Вот всего лишь один, но очень характерный пример. В VII в. после распада в Приазовье Великой Болгарии орда тюрок-болгар хана Аспаруха переправилась через Дунай и захватила славянскую территорию от Дуная и Черного моря до Балканских гор. Изначально болгары-кочевники и славяне-земледельцы жили обособленно друг от друга, при этом болгары были господствующим слоем. Но уже на рубеже VIII – IX вв. болгары стали говорить на славянском языке, тюркские именования титулов болгарской знати заменяются славянскими. И когда в 864 г. Болгария официально принимает крещение, даже не встает вопрос о возможности богослужения на тюркском языке. Иначе говоря, к этому времени вся болгарская знать говорила по-славянски, а в целом тюрки-кочевники, дав славянам свое имя, полностью растворились в славянском населении. Примерно так же обстояло дело и в Древнерусском государстве, на территории которого славяне ассимилировали господствующий слой русов и варягов.

Впрочем, в поиске славянской прародины еще очень много загадок. Ведь каждая из концепций, о которых только что было рассказано, имеет свои основания в источниках – археологических, письменных, лингвистических, антропологических. Следовательно, ни одна из этих концепций не может быть ни окончательно опровергнута, ни окончательно доказана. Наука до сих пор пребывает в поиске. Поэтому впереди еще множество открытий!

ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВНИХ СЛАВЯН

У древних славян были широко распространены культ природы и культ предков, в основном соприкасавшиеся друг с другом.

Русские летописи упоминают богов Перуна, Стриборга, Дажьбога, Хорса, Семаргла и богиню Мокошь. Кроме того, упоминаются Велес, Сварог, Род и роженицы, а также Лада и Лель. Имена русских богов встречаются в ряде литературных и исторических памятников. По договору 907 года русские клялись «оружием своим и Перуном богом своим и Велосом - скотьим богом». Клятва Перуном дважды встречается в договоре 945 года. В договоре 971 года русские опять клянутся Перуном.

Поскольку в договорах с греками русские клялись Перуном, можно предположить, что Перун был богом войны. Его культ восходит к культу бога грозы. «Множество разнообразных поверий, преданий и обрядов, несомненно, свидетельствуют о древнейшем поклонении славян небесным громам и молниям. Торжественномогучее явление грозы, несущейся в воздушных пространствах, олицетворялось ими в божественном образе Перуна - Сварожича, сына прабога Неба; молнии были его оружие - меч и стрелы, радуга - его лук, тучи - одежда, или борода и кудри, гром - далеко звучащее слово, глагол божий, раздающийся свыше, ветры и бури - дыхание, дожди - оплодотворяющее семя. Как творец небесного пламени, рожденного в громах, Перун признается и богом земного огня, принесенного им с небес в дар смертным; как владыка дождевых облаков, издревле уподоблявшихся водным источникам, получает название бога морей и рек, а как верховный распорядитель вихрей и бурь, сопровождающих грозу, - название бога ветров… Эти различные названия придавались ему первоначально как его характеристические эпитеты, но с течением времени обратились в имена собственные; с затемнением древнейших воззрений, они распались в сознании народном на отдельные божеские лица, и единый владыка грозы разбился на богов грома и молнии (Перун), огня (Сварожич), воды (Морской царь) и ветров (Стрибог)» (Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1994. Т. 1, с. 90-91).

Перун был особенно почитаем в Китае и Новгороде. Его деревянное скульптурное изображение, вместе с изображением Велеса, бога скота, принадлежит к древнейшим, и поклонение этим богам было наиболее распространено. С введением христианства на Руси древние верования в Перуна смешались с новыми христианскими; многие черты Перуна были перенесены на Илью–пророка с его громовой колесницей.

Согласно преданиям, большим почитанием у славян пользовался бог богов, высший бог, владетель неба и земли, света и огня. В Ипатьевской летописи его называют Сварог. Название происходит от санскритского svar - светить, блестеть, сиять. Он был богом огня, а также учредителем брака. Недаром в Новгородской губернии говорили: «сварьба» и «сваребный» вместо «свадьба» и «свадебный». Сварог был олицетворением неба, дающего тепло и соединяющегося с землей, то есть Сварог - это небесный свод, украшенный теплотворным солнцем и опирающийся на землю–горизонт. Но соединение неба и земли только мнимое: вечно соприкасаясь, как нам кажется, они никогда не сходятся. Не потому ли слово «свара» означает «ссора».

У Сварога был сын Солнце - Дажьбог, носивший отчество Сварожич.

Таким образом, языческие боги Древней Руси служили олицетворением сил и явлений природы.

Жреческого сословия как такового в Древней Руси не было. Старший в роде был в то же время и жрецом и отправлял требы. Так, князь - глава народа - лично приносил жертвы богам.

Жертвоприношения являлись важнейшей частью дохристианских ритуалов. Известны кровавые жертвоприношения животными, а в исключительных случаях и людьми, и бескровные жертвы продуктами, напитками, вещами. В Новгороде, например, существовал ритуал, связанный с освящением пространства под застройку: это пространство увлажнялось напитками, после чего в яме погребали воск и ковши, развернутые навстречу восходу солнца.

О наличии у славян языческих храмов летописи не сообщают. Однако в Новгороде и других местах были требища, то есть места, где совершались требы, жертвоприношения. Митрополит Иларион (XI в.) в «Слове о законе и благодати» упоминает капища. В дохристианский период места для отправления культовых действий выполняли роль религиозных центров племен и родовых объединений. Но известны и случаи сооружения святилищ в значительном удалении от поселений, например - болотные городища на Смоленщине. Все культовые места функционировали под открытым небом, чаще всего на вершинах почитаемых населением гор, в священных рощах, у ритуальных колодцев и источников. Это соответствует письменным свидетельствам о развитом в славянской среде пантеистическом культе природы. Примечательна четкая ориентация святилища по сторонам света, что указывает на тесную связь религиозных верований славян с солярными культами.

Известно, что у славян существовали идолы. По свидетельству летописей, Владимир поставил идолов на холме вне двора теремного. Немцы, подходившие к Владимиру в 989 году, говорили: «бози ваши древо суть». Почти то же самое сказал варяг, на сына которого выпал жребий быть принесенным в жертву в 983 году, когда после удачного похода Владимир в Киеве творил требу кумирам. Старцы и бояре предложили принести человеческую жертву: жребий пал на мальчика Ивана, сына варяга - христианина. Когда пришедшие за мальчиком объявили варягу: «Его изволиша бози себе», варяг ответил: «Не суть то бози, но древесами (боги) деланы суть», - и отказался выдать сына. В свою очередь, киевский митрополит Иларион выражал радость, что русские перестали поклоняться идолам: «уже не идолослужителями именуются», «идолы низвергаются» (Макрий. История русской церкви. СПб., 1889. Т. 1, с. 127-129). Память об идолах сохранилась в современном языке: «идол, идолище, статуй бесчувственный».

Судя по древним описаниям, большинство языческих божеств были деревянными. Для их украшения использовались драгоценные материалы и краски. Сохранилось лишь незначительное количество антропоморфных изображений божеств из камня. В облике изваяний практически отсутствуют реалистические черты, поэтому их почти невозможно персонифицировать.

Наиболее известен Збручский идол, стоявший некогда в святилище Богит. Изваяние было найдено в середине XIX века на дне реки недалеко от святилища. Скульптура не была разбита, вероятно, ее спрятали в воде незадолго до уничтожения языческого капища, просуществовавшего в отдаленной горной местности с X по XII век. Судя по находкам, там и после введения христианства устраивались тайные паломничества. Площадка, где стоял идол, имеет восьмичастную в плане структуру, воспроводящую начертания так называемого «Перунова цвета». По такой же восьмичастной схеме было возведено раскопанное под Новгородом святилище Перуна. Там идола опоясывал ров с восемью дугообразными выступами. Когда в дни праздников в каждом из таких выступов–углублений зажигали костры, «Перунов цвет» становился огненным.

Другим известным идолом был истукан Световид. Сделанный из дерева, огромной величины, он имел 4 лица без бороды, на каждую сторону света по одному. В левой руке у него был лук, в правой - выкованный из металла рог, на боку висел меч, в стороне - седло и уздечка для коня. Он стоял посреди святилища и один раз в год устами старшего в роде давал ответы. Это происходило в августе, по окончании жатвы. Народ собирался перед капищем, пригоняли много скота для жертвоприношения и для предсказания. Старший в роде брал из руки бога Световида рог, за год наполненный вином, и предсказывал по тому, сколько в нем убыло. Затем вино выливалось к стопам бога, рог снова наполнялся вином и влагался в руку. После чего приносились жертвы.

Славяне–язычники поклонялись также деревьям, камням и земле, о чем свидетельствуют письменные памятники. Так, в челобитной нижегородских священников в 1636 году написано: «В седьмой четверток по Пасце собираются жены и девицы под дерева, под березы, и приносят, яки жертва, пироги и каши и яичницы, и поклоняс березам, учнут походя песни сатанинские приплетая пети и дланми плескати, и всяко бесятся». Потом, усевшись, едят свои припасы и плетут венки.

Не менее стойким оказался и культ камней, продержавшийся вплоть до XIX века. Так, в житии св. Иринарха Борисоглебского (XVII в.) рассказывается, что в городе Переяславле в потоке лежал большой камень, и вселился в тот камень бес. Жители города почитали тот камень. Особенно большое стечение народа к нему было в день празднования апостолов Петра и Павла. Во второй половине XIX века, когда в результате археологических раскопок Чертомлыцкого кургана пришлось снести и положить у подножия стоящую на кургане каменную «бабу», это вызвало недовольство окрестных жителей, так как «баба» считалась целительницей лихорадки. Случившуюся в то лето засуху считали наказанием за поругание «бабы». Чтобы успокоить жителей, «баба» была поставлена на другой курган.

Почитание земли сохранилось как отголосок в выражениях «мать сыра земля». Землею клялись: при спорах о земляных владениях спорящий клал себе на голову дерн и обходил участок в доказательство того, что эта территория принадлежит ему. Люди клялись в молчании, держа в руках ком земли, а потом этот ком съедали.

Русское язычество не имело строго выраженного культа, это зависело от образа жизни славян и характера занимаемой ими территории. Однако с введением христианства воспоминание о язычестве не исчезло: удержались многие обряды, поверья, песни, игры. Не сразу была забыта и вера в древних богов. Даже два века спустя после принятия христианства на Руси хорошо помнили имена языческих богов, совершали им требы. Но смысл древнего язычества был уже забыт.

Из книги «Возрождение ведической культуры» автора Татищев Б Ю

3. Почему Ведичество, а не Язычество? Эти и многие другие, тоже крайне странные детали христианского культа очень удачно осмыслены в талантливой книге Владимира Истархова “Удар русских Богов”, - бестселлере конца двадцатого столетия. Во всём ли прав Истархов? Нет, не во

Из книги Богослов, который сказал о Боге лишь одно слово автора Логинов Дмитрий

КАК ТРОЯНСКИЙ ВЕДИЗМ ВЫРОДИЛСЯ В РИМСКОЕ ЯЗЫЧЕСТВО Если институт весталок сохранил изначальное совершенство до момента осуществления Пророчества, то коллегии жрецов и, соответственно, пантеону Рима повезло меньше. Родился-то он в качестве копии троянского, то есть

Из книги Действовать или ждать? Вопросы и ответы автора Кэрролл Ли

Язычество Вопрос: Есть ли какая-то истина в какой-нибудь языческой вере? Кто такие языческие «боги»?Ответ: Язычники - это те Человеки, которые до появления монотеизма верили во многих богов. Нет никакой истины ни в чем, кроме любви к Богу как к Творцу-Источнику, живущему в

Из книги Спираль времени, или Будущее, которое уже было автора Ходаковский Николай Иванович

РУСЬ В МИФАХ ДРЕВНИХ СЛАВЯН Предысторию славян можно разделить на легендарно-исторический и исторический периоды.До нашего времени дошли песни и былины в русской устной традиции. Много ведических гимнов, священных песен и мифов сберегла устная и письменная традиция

Из книги Природа, мужчина и женщина. Путь освобождения. автора Уотс Алан

ГИПЕРБОРЕИ - ПРАРОДИНА СЛАВЯН Ученые помещают прародину индоевропейцев (ариев) в разных местах: Г. М. Бонгард-Левин и Э. А. Грантовский - в степях Евразии; Т. В. Гамкрелидзе и В. В. Иванов - в Передней Азии, на территории, примыкающей к Кавказу, В. А. Сафронов - в

Из книги Книга примет и суеверий автора Мудрова Ирина Анатольевна

Глава 1. УРБАНИЗМ И ЯЗЫЧЕСТВО Когда христиане впервые провели различие между собой и язычниками, слово «язычник» (pagan) означало «сельский житель». Первыми центрами христианства в Римской империи были великие города - Антиоф, Коринф, Эфесий, Александрия и сам Рим. Позже в

Из книги Наузы - славянские обереги автора Краснов И. П.

Из истории суеверий древних славян Наши предки - славяне, - как и другие народы в древности, придавали большое значение предметам и живым существам, окружающим их. Они обожествляли природу и всё, что видели вокруг, думая найти защиту и поддержку себе в сложном и суровом

Из книги In convertendo. Рассказы автора Мэйчен Артур Ллевелин

Роль коня в жизни и поверьях древних славян Откуда же пошла такая вера в магические, защитные свойства наузов? Отвечая на этот вопрос, надо вспомнить о той роли, которую играл конь в Древней Руси и других странах древности. Конь в быту и в культуре славян, в их

Из книги Магия воды. Чудесные исцеления автора Филатова Светлана Владимировна

Язычество Как-то в компании некий джентльмен прочитал стихи из старого гимна. Чтобы не вводить вас в заблуждение по поводу собравшихся, сразу оговорюсь, что гимн был взят не из псалтыри, а из «сборника» - это имеет значение. Вот строки, которые он тогда прочел: Веселой

Из книги Проклятия древних цивилизаций. Что сбывается, что должно произойти автора Бардина Елена

Стихия воды у славян В представлении славян вода существовала даже тогда, когда не было ни земли, ни неба, ни Бога. По их мнению, она была начальной субстанцией, из которой впоследствии произошло все сущее и сформировалось мировое пространство. Именно из нее Бог создал

Из книги Эффективная магия. Главные принципы работы с энергией автора Ом Мия

2.11. Пророчества древних славян О Библии знают все - это священная христианская книга, которую чтят религиозные люди. Многие думают, что именно Библию можно считать древнейшей книгой славян, однако это не так. Сегодня, как и тысячи лет назад, Славянские Веды выступают

Из книги Высший вкус жизни. Выход из материальной игры автора Усанин Александр

Язычество Adler, Margot. Drawing Down the Moon: Witches, Druids, Goddess-Worshoppers, and Other Pagans in America. New York: Penguin, 1986.Harvey, Graham. Contemporary Paganism: Listening People, Speaking Earth. New York: New York University Press, 1997.York, Michael. Pagan Theology: Paganism as a World Religion. New York: New York University Press,

Из книги Книга здоровья богатырей русских [Славянская система здоровья. Русская здрава, массаж, питание] автора Максимов Иван

Язычество. Иерархия мировоззрений Отдельные положения этой книги кто-то может назвать язычеством. Но, может быть, это не так уж и плохо, особенно если учесть, что говорят о нем религиоведы сегодня: «Язычество – это мифологическое мышление, основанное на обожествлении

Из книги Тайны загробного мира. Духи, привидения, голоса автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Бог и Абсолютная Истина. Что такое язычество? Каждый видит этот мир через призму собственного представления о себе. Если вы считаете себя отделенным от Бога – вы не сможете увидеть связь этого мира собой, вследствие чего вы будете испытывать дисгармоничные желания и

Из книги автора

Верования древних славян Для того, чтобы научиться правильно использовать древнеславянские символы-обереги, нужно знать, каким богам наши предки посвящали эти знаки.Во времена глубокой древности славяне приносили жертвы, ища благосклонности Берегинь и Упырей. Берегини

Из книги автора

Верования славян У наших далеких предков существовали два варианта представления о жизни после смерти. Это реинкарнация и переход на небо (один из вариантов - отождествление покойников со звездами), а также идея о перевоплощении душ умерших в животных или растения.