По картинам

Самая важная часть речи. А было и наоборот. Грамматические свойства существительных

С давних пор существует страна под названием Речь. Она поделена на части, каждая из которых имеет свое собственное название, имя. Однажды жители этих частей заспорили, кто из них нужнее и важнее.

Имя существительное

Я предлагаю тебе провести грамматическое исследование и сделать вывод о значении имен существительных в нашей речи.

А.А. Фета. Шепот, Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

Но в спор вступила другая часть речи – имя прилагательное.

Прочитайте высказывание А.Н. Толстого, и вы сами в этом убедитесь:

яркий, меткий , как стрелы, певучий и

богатый , задушевный, как песня над колыбелью».

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду –

Все в действие придет.

Летит ракета.

Люди строят зданья.

Цветут сады.

И хлеб в полях растет.

Чтобы выяснить, прав ли глагол, я предлагаю провести грамматический опыт. Прочитаем высказывание А.М. Горького:

"Любите книгу, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, человеку."

Какой вывод можно сделать из проделанного грамматического опыта?

Сегодня мы повторили части речи и доказали, что все они важны и нужны в нашей речи.

1. Части речи

- С давних пор существует страна под названием Речь. Она поделена на части, каждая из которых имеет свое собственное название, имя. Однажды жители этих частей заспорили, кто из них нужнее и важнее.

Имя существительное – самая главная часть речи. По наблюдениям ученых, именно имя существительное появилось в речи в числе самых первых слов. Человек с самого рождения смотрит на мир и хочет знать и назвать все то, что его окружает.

- Я предлагаю тебе провести грамматическое исследование и сделать вывод о значении имен существительных в нашей речи.

Прочитай отрывок из стихотворения А.А. Фета .

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

Сосчитай все слова в стихотворении, а потом сосчитай имена существительные.

Какой вывод ты можешь сделать?

Итак, мы выяснили, что имена существительные важны и нужны в нашей речи

Но в спор вступила другая часть речи – имя прилагательное.

Имя прилагательное – самая важная и нужная часть речи.

Чтобы вы ни делали, где бы вы ни были, вы постоянно стремитесь не только назвать предмет, но и оценить его. Когда вы научитесь пользоваться именами прилагательными, тогда ваша речь станет ярче и красивее.

Прочитай высказывание А.Н. Толстого, и убедись в этом :

.«Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего дождя, меткий , как стрелы, певучий и

богатый , задушевный, как песня над колыбелью».

Итак, мы сделали вывод о важности имени прилагательного в нашей речи, но в спор вступила еще одна часть речи – глагол.

Глагол – самая важная и нужная часть речи

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду –

Все в действие придет.

Летит ракета.

Люди строят зданья.

Цветут сады.

И хлеб в полях растет.

Чтобы выяснить, прав ли глагол, я предлагаю провести грамматический опыт. Прочитаем высказывание А.М. Горького:

"Любите книгу, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, человеку".

Назови глаголы, которые встретились в тексте.

Прочитай текст, убрав глаголы. Что ты заметил?

Какой вывод можно сделать из проделанного грамматического опыта?

Мы сделали вывод о важности глагола в нашей речи.

2. Собственные имена существительные

Откуда произошли имена собственные и нарицательные?

Русское слово "нарицательный " образовалось от старославянского слова нарицати - "называть".

Слово "собственный " происходит от старославянского собьство , что означает "свое", "личное", "себе принадлежащее". Собственное имя - это второе имя, которым называют предмет, чтобы отличить его от другого однородного предмета.

Вспомните имена богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича. Илья был из города Мурома, Добрыня – сын Никиты, Попович – сын попа. Имена могут много интересного рассказать.

А было и наоборот:

История знает множество примеров, когда имена собственные становились нарицательными. Вот некоторые их них:

Так, большая гармоника баян получила название от имени собственного Баян (Боян-певец).

Пирожное и торт наполеон , по легенде, обязаны названием императору Наполеону Бонапарту, любившему этот вид кондитерских изделий.

Бельгийский мастер Сакс дал название популярному духовому инструменту - саксофон у.

Одно из античных преданий рассказывает о красивом юноше Нарциссе , который был влюблён в себя так, что не замечал никого и ничего вокруг, а всё время смотрел на своё отражение в воде. Боги, разгневавшись, превратили его в растение. Белый цветок нарцисса склоняется набок и словно смотрит жёлтым глазком вниз, на своё отражение. ...

Имя существительное - самая представительная, самая существенная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Это наиболее самостоятельная часть речи и в грамматике (имеет род, число, падеж, склонение). Имя существительное - важнейшая часть речи. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По наблюдениям ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов. И это вполне понятно. Человек с рождения жадно смотрит на мир и хочет знать и назвать все то, что его окружает. Имена существительные называют людей, животных, растения, предметы, явления действительности. Имена существительные отвечают на вопросы кто? что?. Кто? – одушевленные. Что? – неодушевленные. Имена существительные имеют род: мужской, женский и средний. Имена существительные изменяются по числам и могут иметь формы единственного числа и множественного числа. Некоторые имена сущесвительные могут иметь форму только единственного или только множественного числа. Как ты думаешь, почему? Имена существительные изменяются по падежам. Существительное - самая существенная часть речи


Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать - Именительный Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать - Именительный Родился – стал Родительный. Родился – стал Родительный. Пока был малышом, ему все давали, и он стал Дательный. Пока был малышом, ему все давали, и он стал Дательный. Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительный Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительный Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь Предложный. Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь Предложный. Прямо так и говорили, когда его вспоминали, даже песенку пели с припевом: Прямо так и говорили, когда его вспоминали, даже песенку пели с припевом: Именительный, родительный, Именительный, родительный, Дательный, винительный, Дательный, винительный, Творительный, предложный. Творительный, предложный. У падежа как-то спросили: У падежа как-то спросили: - А зачем нужны вы,падежи, существительным? - А зачем нужны вы,падежи, существительным? - Без нас никак нельзя. Мы указываем на отношение нашего хозяина Существительного к другим словам в предложении. - Без нас никак нельзя. Мы указываем на отношение нашего хозяина Существительного к другим словам в предложении. - А как именно? - А как именно? - Указываем на отношение действия и места(идти лесом, сидеть на стуле), дествия и орудия(бить молотком, рисовать карандашом), действия и объекта(читать книгу, собирать ягоды), целого предмета или его части (ветка березы, стрелка прибора) … Без нас Существительное не проживет, как без рода и числа, и превратится в Наречие. - Указываем на отношение действия и места(идти лесом, сидеть на стуле), дествия и орудия(бить молотком, рисовать карандашом), действия и объекта(читать книгу, собирать ягоды), целого предмета или его части (ветка березы, стрелка прибора) … Без нас Существительное не проживет, как без рода и числа, и превратится в Наречие.


Не думайте, что название именительный просто образовано русскими учеными- лингвистами от слова имя и, следовательно, возникло сравнительно недавно. Нет, история его, как и многих других грамматических определений, восходит к древним временам Греции и Рима, мы с этим уже встречались. Греки первыми придумали для него название onomastike ptosis [ономастика птозис]. Римские ученые любили заимствовать свои термины у старших своих соседей.Они довольно точно перевели эти слова на латынь: casus nouinatius. И греческое onoma[онома] и римское nomin[номин]одинаково значили «имя». Слово номинатив стало звучать в грамматиках большей части так называемых новых европейских языков (французский, немецкий и др.). Мы перевели это слово на русский как именительный, поляки – как мяновик, болгары - именителен. Почему он первый среди равных? Почему все его считаю основной формой имен? Да хотя бы потому, что немало слов как раз в именительном падеже равно своему корню. Все остальные падежи уже произведены от него (кот -а, кот- у, кот- ом, о кот-е).Слово в именительном падеже является одним из двух главных членов предложения. Не теряйтесь, начинающие грамотеи, если встретите в предложении существительное мужского рода, отвечающее на вопрос что? Если не будете знать, какой это падеж – именительный или винительный, - подставьте существительное женского рода (я вижу дом - именительный или винительный? Я вижу маму, дочку, книгу… и т. д. – винительный).


Нет, это не описка, а заранее обдуманное намерение. В латинском языке он звался Genetivuus casus[ генетивус казус ],что вообще-то можно истолковать и как «падеж родства». Уже во времена римлян (да и раньше) его применяли часто в тех случаях, когда нужно было обозначить родство: сын своего отца, внук знаменитого деда, потомки императора и т. п. «Родство» можно понимать и шире:ветка пальмы – ветка, рожденная пальмой; заводы Форда – заводы, построенные(то есть как бы « порожденные») Фордом. Таково исходное,начальное значение этого падежа. Но затем он приобрел иные значения, некоторые из них очень далеко ушли от основного. Родительный падеж может обходиться и без предлогов, но не избегает их. Мы уже говорили вам, что можно сделать, чтобы не спутать именительный и винительный падежи (оба они отвечают на вопрос что?) А тот же винительный падеж имеет и с родительным общий вопрос кого? Я смотрю на (кого?) слона. Какой это падеж - родительный или винительный? Подставляем другое существительное. Я смотрю на (кого?) маму, дочку…. Так и есть – винительный. У (чего?) дома есть крыша,- это « кого» родительного падежа.


Щедрым можно назвать дательный падеж только по происхождению: первоначальное значение его должно было обозначать то лицо или предмет, для которого, ради которого делается что-нибудь: подарок (кому?) дочери; помогать (кому?) соседу; дань (чему?)памяти. Вдумавшись, во всех этих выражениях можно как бы почувствовать мысль о том, что кому-нибудь что – либо как бы дается – дочери дается подарок, соседу – помощь, памяти (погибшим, умершим) отдается дань любви, преклонения.Такое значение, очевидно, и дало еще у древних народов название этому падежу:у греков он Dotike ptosis, у римлян – Casus datives. И в том, и в другом имени ощущается общее с нашим дательным падежом. Но уже очень давно он получил возможность выражать и совсем непохожие на « дать» понятие: Мне (кому?) грустно и легко….


Теперь – о творительном падеже. Творительный падеж, видимо, потому назван в русской грамматике этим самым своим именем, что главным его значением было такое: значение орудия, которым что-нибудь делают: Старик ловил (чем?) неводом рыбу; Рыбка (чем?) голосом молвит человечьим Вот почему в латинской грамматике один из видов творительного падежа назывался ablativus instrumentals. Да и у нас в страну иногда упоминали оорудивный падеж (от орудие). Но кроме этого, наш творительный выражает еще немало других значений. Нередко падеж этот встречается с предлогами: Там царь Кащей Над (чем?) златом чахнет. Подумайте, нет ли других значений, которые бы выражал творительный падеж.


Обычно научные термины выражают только одно значение и в обыденной речи отдельно практически не употребляются. Мы не говорим дательный человек, винительная речь т. п. Это относится и к предложному, например, языку. Из всех падежей предложный – самый предложный, наипредложнейший, так как без предлога не употребляется. Предложный падеж в нашем языке встречается очень часто. Он занимает второе место после именительного Родоночальником нашего нынешнего предложного падежа был древний местный падеж. Летописи так и пестрели им: Во городе во Смоленске, в Вышгороде и т. п. Теперь потомок местного падежа, падеж предложный, служит у нас для обозначения времени, места, как в старину, а также того, о ком (или о чем) мы ведем речь. А предложным он называется за выработанную веками привычку не употребляться иначе, чем с предлогами о, при, на, в, по. Теперь вопросы, сохранившиеся со времен старого местного, связанные с этими предлогами(на ком? на чем? при ком? при чем? в ком? в чем?),можно заменить вопросом где? то есть в ком? в чем? в каком месте?

  • Александр Хатыбов и Николай Левашов - слияние концепций. Часть 2. Мерность и октава
  • Анализатор – это сложная нейродинамическая система, которая представляет собой афферентную часть рефлекторного аппарата.
  • Во многих прочитанный мной пособиях по написанию рекламных текстов

    были склонны с этим согласиться. Ведь, согласно те-ории возникновения языка,

    глаголы были первичны: сначала возникли они - слова, обозначающие действие -

    а уже затем от них образовались существительные и прилагательные,

    обозначающие предметы, состоя-ния и признаки (например, «бежать» возникло

    раньше, чем «бег»).

    С другой стороны, обилие слоганов, вообще лишенных глаголов, на-водило на

    мысль о необходимости проверить данный тезис.

    Поэтому, изучая влияние различных составляющих слогана на его

    эффективность, мы включили в список тестируемых элементов и грам-

    матическую структуру слогана.

    Результаты, которые мы получили, однозначно показали, что нали-чие глагола

    значительно улучшает эффективность слогана, в особеннос-ти - его вовлекающую

    силу. Это вполне закономерно, поскольку, явля-ясь обозначением действия,

    глагол обладает скрытой в нем динамикой, движением и имеет гораздо большую

    побудительную силу, нежели именные части речи. Недаром все пропагандистские

    лозунги (причем - далеко не только русские) основаны на употреблении

    глагольных форм.

    Но, говоря о сравнительной ценности различных частей речи в сло-гане,

    следует отметить, что сколько-нибудь заметное отличие проявля-ется лишь тогда,

    когда речь идет об основном слове. Под основным сло-вом мы имеем в виду

    слово, которым выражен главный смысл всего рекламного сообщения,

    Достаточно часто основным словом ошибочно считают не УТП (главное

    слово, обозначающее действие, которого ждут от потребителя в ответ на рекламу.

    В результате вместо динамичного опи-сания действия рекламируемого продукта

    потребитель сталкивается с попыткой принудить его к нежелательному действию.

    Насреддин, спасая тонущего ростовщика. Пока тонущему кричали «Дай, дай мне

    руку», ростовщик молча продолжал тонуть, не протягивая руки. И только когда

    стоявший на берегу Насреддин понял, что ростовщик, в силу своей профессии, не

    умеет давать, а умеет только брать, спасатели догадались крикнуть «На. Возьми

    руку!». И тонущий тотчас же про-тянул руку и был вытащен на берег.

    Эффект использования глагольной формы в качестве основного сло-ва был

    продемонстрирован в ходе экспериментальных исследований: ее присутствие

    увеличивает запоминание примерно в 1,5 раза. Результат вполне закономерный,

    если учесть, что глагол более ярок с точки зре-ния зримого представления.

    Практически всегда глаголы конкретны, за каждым из них стоит не просто легко

    представимый фрагмент реально-сти. Этот фрагмент еще и движется, живет,

    развивается.

    Используя глагол, не пытайтесь поставить его в форме императива,

    побуждающего потребителя к действию. Ведь известно, что сила дейст-вия равна

    силе противодействия. И чем требовательнее будем мы коман-довать

    потребителем, что ему купить или выбрать, куда пойти и что для себя открыть,

    тем больше будет он замыкаться и пытаться избежать на-шего рекламного

    сообщения. Вместо этого используйте динамичную си-лу глагола для того, чтобы

    показать, что ваш продукт может сделать для потребителя. И тогда убедившись в

    полезности и нужности объекта рек-ламы, потребитель сам протянет руку за

    предложенным ему товаром.

    ЖИВОПИСЬ СЛОВОМ: АБСТРАКЦИОНИЗМ

    ПРОТИВ РЕАЛИЗМА

    Словесное творчество - это живопись словом, умение с помощью плоских

    графических знаков или бестелесных звуков создавать четкие, яркие и объемные

    картины, которые слова рождают в нашем вообра-жении. Сильная проза или

    поэзия отличается от слабой в конечном итоге лишь яркостью и реальностью

    рождаемых ею образов.

    Способность слова передавать зрительный образ зависит от его при-роды.

    Слова могут быть абстрактными или конкретными.

    Абстрактные слова обозначают, как правило, абстрактные понятия или

    концепции, которые нельзя воспринять при помощи имеющихся у человека

    органов чувств. К ним относятся разного рода обобщающие и собирательные

    лексемы, обозначающие класс, тип или группу предме-тов или явлений

    («любовь», «надежность», «качество», «красота»).

    Конкретные слова обозначают предметы или явления реального ми-ра, которые

    можно увидеть, потрогать, понюхать, попробовать на вкус... Чем конкретнее

    употребляемое слово, тем большую эмоцио-нальную реакцию вызовет оно у

    человека: ведь он будет способен «при-мерить» это слово на себя, оживить его,

    полагаясь на свои органы чувств: слух, зрение, осязание, вкус и обоняние.

    Опасность, подстерегающая копирайтера, кроется в той простоте, с которой

    потребительские преимущества (особенно если это «эмо-циональный» товар)

    описывается с помощью абстрактных - обоб-щающих или собирательных - слов.

    партнер», «На-дежный банк».

    расположения капризной красавицы. Предположим, мы су-мели привлечь к себе

    ее внимание. Теперь нам во что бы то ни стало нужно доказать ей, что мы - «то,

    что надо». Причем сделать это нуж-но кратко, быстро и убедительно, поскольку

    интерес этой особы к нам уменьшается со скоростью неимоверной. Что мы

    скажем ей? «Я тебя люблю»? «Я надежен»? «Я смел»? Вряд ли даже самая

    неискушенная представительница прекрасного пола поверит сегодня в столь рас-

    плывчатые утверждения. «Докажи!» - скажет она. И будет права. Го-раздо

    убедительнее будет подарить ей цветы в знак любви, помочь в ее проблемах в

    подтверждение надежности и прыгнуть с парашютом в ка-честве наглядной

    демонстрации смелости.

    Конечно, смысл абстрактного понятия любой образованный носи-тель языка

    поймет без труда. Но и только. Нам же надо, чтобы слоган не просто передал

    потребителю смысл предложения, но и создал в его душе отклик, послужил

    стимулом для формирования определенного имиджа рекламируемого товара и, в

    конечном итоге, подтолкнул к по-купке. Для этого нужно, чтобы слова (по

    крайней мере те, которые яв-ляются значимыми рекламными единицами),

    максимально оживляли содержание. Так, обобщающее слово «вкус» можно

    заменить более конкретными лексемами «сладкий», «терпкий» или «острый».

    Слово «надежный» вполне можно заменить более «осязаемым» словом «проч-

    ный» или «твердый».

    Все сказанное об абстрактных лексемах можно применить и к сло-вам с

    семантикой сравнительной и превосходной степени качества. Всевозможные

    «лидеры», «марки №1», «лучшие», «великолепные» и т. п. давно уже исчерпали

    кредит доверия. Потребителю нужны гораздо более веские доказательства

    лидерства товара, нежели пустое хвастов-ство. Исключение составляют те

    доказательства первенства (ре-зультаты сравнительных тестов независимых

    Несмотря на то, что в школе мы изучаем русский язык, как говорится, вдоль и поперёк, проходя все темы, и уделяя внимание даже наиболее незначительным мелочам, время идет, и постепенно данная информация забывается. Мы интуитивно продолжаем писать без ошибок, но уже, по большому счету, не помним большинство правил.

    Даже названия частей речи спустя 5-10 лет после выпуска из школы, многие люди вспомнить не могут. Например, вы помните, что такое и почему существительное так называется? Если нет, предлагаем ознакомиться с ответом на данный вопрос ниже.

    Имя существительное, как часть речи

    Существительное является частью речи, используемой для описания предметов, лиц, названий и т.д. В качестве существительных могут выступать как лица, животные и организмы, так и вещи, явления, положения, состояния и т.д.

    Происхождение названия

    Если же говорить о том, почему данная часть речи называется существительным, то данное название было присвоенной части речи, поскольку к ней относится большинство существующих предметов. Эта часть речи рассчитана на описание большинства предметов в широком смысле их понимания.

    Грамматические свойства существительных

    Помимо своего отношения к такой части речи, как имя существительное, такие слова могут иметь еще и грамматические свойства. Им мы также уделим внимание, приведя примеры атрибутов, присущих именам существительным. Существует 4 наиболее распространенных атрибута, по которым происходит классификация существительных:

    • Одушевленность: имена существительные могут быть как одушевленными, как человек, собака, друг, и неодушевленные – палка, трава, дом;
    • Число: также им. сущ. могут иметь две степени числа: множественное и единственное. Например: ботинок и ботинки, человек и люди, машина и машины;
    • Падежи: существительные также делятся и на падежи, по которым они склоняются. Всего падежей существует 6 штук, и информацию о них мы уже рассматривали в рамках соответствующих тематических статей на нашем сайте;
    • Род: им. сущ. могут иметь мужской, женский и средний род, как, например, стол, дыня и созвездие, например.

    Чтобы больше не иметь проблем с определением существительных и понятием самой сути данной части речи, и того, какие слова к ней относятся, важно также запомнить два главных вопроса, на которые отвечает любое имя существительное. Это «Кто?» и «Что?». Если слово соответствует данному вопросу, можно смело записывать его в список существительных.