Чехов

Синтез античной и христианской традиции в творчестве данте алигьери. «Под небом насилия. Седьмой круг Ада у Данте» – Лекция Ольги Седаковой

Восьмой ров восьмого круга скрывает в себе движущиеся огни, в пламени которых заключены лукавые советчики. Здесь происходит встреча Данте с Улиссом (Одиссеем), наказанным за хитрость с Троянским конем. Улисс служит Данте зеркалом самопознания. Он похож на Данте стремлением вырваться из рамок обыденности, открыть новые миры.

Своей тоски не мог я обуздать,

И, возложив на море упованья, p>Я был гоним желанием узнать

Иных краев далеких очертанья.

В то же время Улисс – антипод Данте. Улиссом движет любопытство, а Данте – жажда истины. «Данте – паломник, а Улисс – путешественник», - подытоживает Ю.М. Лотман. Улисс – герой наступающей эпохи Возрождения, и характерно, что этот образ и привлекает и отталкивает Данте. Шествуя дальше, Данте и Вергилий различают вдалеке подобие башни. Это гиганты, стоящие в колодце, который ведет в самую нижнюю часть Ада. Зевс сбросил их в преисподнюю за то, что титаны покушались на его власть. Гигант Антей в ладони переносит Данте и Вергилия на дно колодца, и они оказываются на льду озера Коцит. Это и есть девятый, последний круг Ада.

Коцит делится на четыре пояса, в центре же – сам владыка зла Люцифер. Здесь место тех, чей грех – обманутое доверие. Данте показывает, что хорошо усвоил уроки Вергилия: он полон ненависти, колотит одного из грешников, обманывает другого. Данте клянется, что очистит ото льда глаза грешника, если тот расскажет ему о себе, но затем отказывается выполнить обещание.

Сперва ответь мне, грешное созданье,

Кто ты, - и я немедленно сорву

С тебя покров. А коль твое желанье

Я не исполню, то в холодном рву

С тобою леденеть под ветром стану.

Да будет так, коль я тебе совру.

И это происходит в той части Ада, где несут кару за поруганное доверие. Но это перевернутый мир, мир зеркально измененных этических норм, где такой поступок – моральный подвиг.

Нечестно поступать с ним – было честно

И лед с него я не содрал тогда…

Последняя песнь «Ада» описывает встречу с Люцифером. Данте издалека видит нечто, похожее на гигантскую ветряную мельницу. Чтобы выбраться из Ада, Вергилий велит Данте обхватить его вокруг шеи и начинает спуск вниз по косматой шерсти дьявола. Карабкаясь вдоль ручья Леты, странники выходят на поверхность: они – на острове Чистилища.

Глава 4. Чистилище

Герои выходят на первый уступ Предчистилища, где находятся души отлученных от церкви. Путешествуя по уступам и кругам Чистилища, Данте нередко слышит просьбы душ напомнить о себе по возвращении. т.к. молитвы еще живущих на земле добрых людей могут сократить испытания, отведенные на долю обитателей Чистилища.

И коль моими тронут ты мольбами,

То, может быть, захочешь передать

Констанце все, что сказано меж нами.

Должны живые мертвым помогать.

Такова просьба Манфреда, сына Фридриха II.

Второй уступ Чистилища – место, где ждут своего часа нерадивые души. Далее Данте попадает к вратам Чистилища, где вместе с Вергилием предстает перед ангелом. Ангел чертит семь «Р» на лбу у Данте (peccatum – грех) и после просьбы отпирает врата, предупредив, что оглянувшийся будет наказа. Ангел пропускает путников. Ну чем не миф об Орфее и Эвридике?

В первом круге искупается гордыня:

Род христиан, гордынею смущенный,

Ты думаешь, что люди велики?

О нет! С пути прямого совращенный,

Ты позабыл, что все мы – червяки.

Во втором круге искупают свой грех завистники. У них зашиты глаза. Гневливые третьего круга задыхаются в густом дыму. В четвертом круге обитают унылые.

В пятом круге, где наказуется скупость и расточительство, Данте и Вергилий встречают Стадия, который, как полагал Данте, тайно принял христианство и потому обрел путь на Небо. Стадий - одно из alter ego автора, поэт, перешедший от языческой духовности к христианской.

Затем путники минуют шестой круг, где около богатого плодами древа голодают грешники, повинные в чревоугодии (см. миф о Тантале).

Последняя преграда на пути к Раю находится в седьмом круге, где очищаются сладострастники. Поэту предстоит пройти сквозь огненную стену, чтобы очиститься от сластолюбия и последней «Р» (предыдущие шесть исчезли на предшествующих кругах).

Проведя Данте через все круги Ада и Чистилища, Вергилий выполнил свою роль проводника. Земной разум (то бишь Вергилий) уже не может руководить человеком в области, соприкасающейся с небесными мирами.

Но понял вдруг, что рядом нет певца,

Которого ко мне она послала.

И кровь немедля схлынула с лица:

Вблизи меня Вергилия не стало!

Античность долгое время сопровождала и опекала христианство. Но далее ей нет больше места. Конец пути пройдет под знаком небесной мудрости (суть есть Беатриче).

Опасность дышит в сумраке тревожном.

Пройдя с поэтом сквозь угрюмый Ад,

Сквозь все, что мне казалось невозможным, Вскарабкавшись на Гору, был я рад

Со спутницей моей взойти в итоге

В Рай, где огни бессмертные горят.

Глава 5. Рай

Далее поэт посещает земной Рай на вершине горы Чистилища (здесь происходит его долгожданная встреча с возлюбленной) и возносится на первое небо, попадая в сферу Луны. Взлетая, путники пересекают сферу Огня, окружающую землю (средневековое представление об атмосфере?). На Луне они встречают бледные тени – пассивные души, не сдержавшие обета, но и не отягощенные грехами.

Здесь - души, что нарушили священный

Обет; они сюда удалены

По воле Провиденья неизменной.

Второе небо – Меркурий. Достоинство здешних обитателей – активная реализация идеалов. Это обитель реформаторов и невинно пострадавших.

Я кесарем вершил дела благие.

Теперь меня Юстинианом звать

Ты можешь… Отдавал стране долги я,

Спеша законы к лучшему менять,

Высокое блюдя их назначенье,

Чтоб легче было зло искоренять.

Взлетев на третье небо – небо Венеры, Данте видит, как внутри светила кружатся маленькие звезды. Это души любвеобильных. Здесь поэт (не утихла еще ненависть к оклеветавшим его флорентийцам!) создает выразительный образ: Люцифер, как дурное семя, пророс из преисподней стеблем, который и есть Флоренция. На стебле расцвел проклятый цветок – флорин (на монете изображена лилия), множимый Флоренцией на горе людям.

Твой город стал теперь распространять,

Отвыкнув соблюдать приличья строго,

Цветок проклятый, чтобы им сбивать

С пути ягнят. Стал пастырь нынче волком.

И только теперь Данте оказывается в сфере Солнца – четвертом круге (гелиоцентризм еще не изобрели). Поэт рисует впечатляющую картину созвездия великих мыслителей, которые двумя венцами вращаются вокруг него в противоположных направлениях, образуя «содружество божеств». Среди них Фома Аквинский, Дионисий Ареопагит, Павел Орозий, Боэций, Августин, Иоанн Златоуст, Иоахим и многие другие. Среди мудрецов четвертого круга (а он принадлежит именно им) немало тех, кто своими произведениями, оказал немалое влияние на Данте в общем и на создание «Божественной комедии» в частности. Но не всех. Здесь вы не найдете мудрецов античности – для них Данте любезно выделил жилплощадь в первом круге Ада.

ВЕРГИЛИЙ И ДРУГИЕ ДУХОВНЫЕ ПРОВОДНИКИ

Когда звери оттеснили Дантова Странника обратно в сумрачный лес, на помощь явился проводник. Проводником стал Вергилий - римский поэт, родившийся в 70 году до н. э., чьими сочинениями Данте восхищался и в чьей жизни находил важные аналогии с собственной. Данте начал писать «Божественную комедию» после изгнания из Флоренции, городские власти которой приговорили его к смерти на костре, если он посмеет вернуться. Он стал скитальцем, учителем-перипатетиком и наставником в богатых семьях, ему было определено прожить взрослую жизнь, больше никогда не увидев Флоренцию. Вергилий также жил в изгнании, в поэмах он часто рассказывает о путешествиях по враждебному миру, и поэтому неудивительно, что Данте отождествлял себя с ним и выбрал его в качестве надежного проводника для Странника.

Вернувшийся в сумрачный лес Странник надеется, что Вергилий явился спасти его. Однако Вергилий принес плохие вести. Он говорит рыдающему и объятому ужасом Страннику:

Ты должен выбрать новую дорогу…

И к дикому не возвращаться логу.

Вергилиевы вести становятся все хуже и хуже. Он обещает провести Странника по миру боли:

И я тебе скажу в свою чреду:

Иди за мной, и в вечные селенья

Из этих мест тебя я приведу,

И ты услышишь вопли исступленья

И древних духов, бедствующих там,

О новой смерти тщетные моленья…

Мир боли? Разве не от этого Странник пытался бежать? Вергилий знает, а Странник еще нет, что мы - пока не научимся распознавать собственные преграды - будем снова и снова повторять одну и ту же модель страдания.

Вергилий приведет Странника к месту - воплощенному Данте Аду, - где эти модели (паттерны) проявляются самым ужасным образом, поскольку знает, что прежде всего духовный искатель должен распознать эти паттерны в себе. Распознавание собственных паттернов страдания - первый шаг к освобождению от них.

Эти дурные вести пугают Странника еще сильнее, поэтому Вергилий, чтобы помочь ему побороть страх, снабжает его дополнительными сведениями. Это информация, которая говорит каждому из нас о наших скрытых возможностях.

Из книги Техника одушевления предметов. Книга II автора

Глава 3 Проводники Проводники - совершенно особый класс сущностей. Они не обладают огромным энергетическим резервом, да он им и не нужен - они действуют по-другому, набирая энергию для своих действий непосредственно в процессе выполнения задачи. И назначение

Из книги Минуя веху. Ключи к пониманию энергии нового тысячелетия автора Кэрролл Ли

Из книги Как изменить мир, или начни с себя (книга 3) автора Малярчук Наталья Витальевна

Из книги Тайный код китайского кунфу автора Маслов Алексей Александрович

Духовные традиции китайского ушу Введение Сопротивление злу силой и мечом позволительно не тогда, когда оно возможно, но тогда, когда оно необходимо, потому что нет других средств. И. А. Ильин, русский философ В «Хрониках Шаолиньского монастыря» можно встретить забавную

Из книги Как подготовиться к смерти и помочь умирающим автора Кхадро Сангье

Изучать духовные техники Изучение духовных практик, например переданных Буддой, поможет нам преодолеть омрачения и негативное поведение, стать более мудрыми и сострадательными. Кроме того, чем глубже мы постигаем реальность, или Истину (природу нашей жизни, вселенную,

Из книги Семь ступеней самореализации автора Йогананда Парамаханса

20. ПРОГРЕССИВНЫЕ ДУХОВНЫЕ УЧЕНИЯ Способности размышления, данные нам нашим БогомБог нам дал независимость, силу и разум. Человек может найти Бога, ибо ему дан разум. Тратить время только для пустого времяпрепровождения, не находя Бога, означает тратить зря силу, которая

Из книги Тропою Данте автора Шауб Бонни

КАРТЫ И ПРОВОДНИКИ «Божественная комедия» проникнута религиозными представлениями, общепринятыми в Италии XIV века, что осложняет для читателя восприятие выраженных в ней непреходящих истин. В наше время есть, конечно, страны с преобладающей или даже «официальной»

Из книги Духовные упражнения и античная философия автора Адо Пьер

Из книги Доктор Боб и славные ветераны автора Алкоголики Анонимные

Из книги Путешествие в осознанность автора Нотин Александр

Духовные фильтры В Православии есть понятие «ангельского ума». Старцы святые - через подвижничество, аскезу, монашеский подвиг, высокие труды духовные - возводят свое сознание на такую высоту, что греховные помыслы (то есть те самые негативные мысли, с которых в

Из книги Китайское исследование. Результаты самого масштабного исследования связи питания и здоровья автора Кэмпбелл Томас

Другие виды рака, другие канцерогены Теперь возникает главный вопрос: какое значение результаты этого исследования имеют для человеческого здоровья и, в частности, как это связано с раком печени у людей? Один из способов анализа этой проблемы – исследование других

Из книги Биографический очерк автора Шивананда Свами

Из книги Божественный нектар автора Шивананда Свами

Духовные пословицы # Глаз, не видящий красоты Господа, слепСтрадание открывает глаза.Страдание есть молчаливый учитель.Религия есть самопознание.Жизнь без религии есть смерть.Жертвуй всем, но не принципами.Этот мир несуществен; Суть в Боге.Характер есть ключ к

Из книги 7 главных глаголов жизни автора Цыпина Татьяна

Из книги Вечные ответы автора Крупчанский Адриан

Проводники гун В Шримад-Бхагаватам есть очень важный стих, описывающий явления, которые служат «проводниками», – через них мы можем изменить комбинацию своих гун. «В соответствии с качеством религиозных писаний, воды, общения, места, времени, деятельности, рождения,

Из книги Техника одушевления предметов [Система навыков Дальнейшего ЭнергоИнформационного Развития] автора Верищагин Дмитрий Сергеевич

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
1. Какая Лидия «практически подарила России» Анри Матисса?
3. Какая деталь захлопывает капкан?
9. Какое вещество, улучшая внешний вид продуктов, часто делает их опасными для нашего организма?
10. Где выросла диснеевская Рапунцель?
11. Обморочное состояние.
15. В какой стране попытку побега из тюрьмы не считают преступлением?
16. «Нос на мокром месте».
17. Кто разработал программу реформ, воплощённую в жизнь Петром Столыпиным?
18. Гордон Гекко с лицом Майкла Дугласа из драмы Оливера Стоуна.
21. Заначка судьбы.
27. Кто послал Вергилия на встречу с Данте в его «Божественной комедии»?
28. С чем переборщила героиня рассказа «Чёрт» Михаила Зощенко?
29. «Надоело говорить, и спорить, и любить усталые глаза» (поэт).
31. Литературный эксперт.
33. Способ письма с древнегреческих памятников.
34. Звезда нашей эстрады, доившая корову с шести лет.
37. «Державный кошелёк».
38. «Революционный метод».
39. Уголовный, но не кодекс.
41. Философский прозаик.
43. Убийство на криминальном жаргоне.
44. Кто из русских поэтов с 18 лет служил в Министерстве иностранных дел?
46. Чьё убийство Никита Хрущёв хотел повесить на Иосифа Сталина?
47. Какое произведение звучит для того, кто его слышать не может?
48. Кто первым провёл в космосе более суток?
49. Могильщик многих валют.
50. Живот, подкачанный на тренажёрах.

ПО ВЕРТИКАЛИ:
1. Коллекция перстней.
2. Из-за чего герой романа «Фантом памяти» Александры Марининой оказался на больничной койке?
4. Какому шахматному чемпиону поставили памятник в Риге?
5. «Когда точка моего терпения превратилась в точку кипения, я подал на...».
6. Атмосфера триллера.
7. Муж и жена в единице радиоактивности.
8. «Постоянный пропуск» в фитнес-клуб.
12. «Обогреватель гостиной» у аристократов.
13. Пивная мера у англичан.
14. Что помогает вспоминать своё имя героине новеллы «Обезьяна из Синагавы» Харуки Мураками?
17. Фильм с ковбойским колоритом.
19. Подарок Дафнису из любовной драмы «Плащ Казановы».
20. Какая шахматная фигура стала символом маленького человека?
22. Смягчитель толчков.
23. Что навевает Морфей?
24. У него с народом коварно-денежные отношения.
25. Профессия Игоря Скворцова в исполнении Леонида Филатова из фильма «Экипаж».
26. Какой украинский город в разное время находился в составе восьми государств?
28. Английский адвокат высшего ранга.
30. «Механический» стиль музыки.
31. Какой кинорежиссёр сделал из Людмилы Касаткиной звезду первой величины?
32. «Подкопный» процесс.
35. Какой архангел «глядит» с колокольни собора Сан-Марко в Венеции?
36. У какой гадалки бывали и Александр Пушкин, и Михаил Лермонтов?
40. Предъявлен ответчику.
42. Уссурийский... попал на герб Приморского края.
43. Собачий «толстячок».
45. «Сбросить... легко, но не набрать его снова гораздо сложнее».

В основе поэмы Данте лежит признание человечеством своих грехов и восхождение к духовной жизни и к Богу. По мнению поэта, для обретения душевного покоя необходимо пройти все круги ада и отказаться от благ, а согрешения искупить страданиями. Каждая из трех глав поэмы включает в себя 33 песни. «Ад», «Чистилище» и «Рай» - красноречивые названия частей, из которых складывается «Божественная комедия». Краткое содержание дает возможность осмыслить основную идею поэмы.

Поэму Данте Алигьери создал в годы изгнания, незадолго до своей смерти. Она признана в мировой литературе как гениальное творение. Сам автор дал ей имя «Комедия». Так в те времена принято было называть любое произведение, имеющее счастливый конец. «Божественной» наименовал ее Боккаччо, таким образом, поставив высшую оценку.

Поэма Данте "Божественная комедия", краткое содержание которой школьники проходят в 9-м классе, с трудом воспринимается современными подростками. Подробный анализ некоторых песен не может дать полного представления о произведении, тем более с учетом сегодняшнего отношения к религии и человеческим грехам. Однако знакомство, пусть и обзорное, с творчеством Данте необходимо для создания полного представления о мировой художественной литературе.

«Божественная комедия». Краткое содержание главы "Ад"

Главный герой произведения - это сам Данте, к которому является тень известного поэта Вергилия с предложением совершить путешествие по Данте сначала сомневается, но соглашается после того, как Вергилий сообщает ему, что стать его проводником поэта попросила Беатриче (возлюбленная автора, к тому времени давно умершая).

Путь действующих лиц начинается с ада. Перед входом в него находятся жалкие души, которые при жизни не творили ни добра, ни зла. За воротами протекает река Ахерон, через которую Харон переправляет усопших. Герои приближаются к кругам ада:


Пройдя все круги ада, Данте и его спутник поднялись наверх и увидели звезды.

«Божественная комедия». Краткое содержание части "Чистилище"

Главный герой и его проводник попадают в чистилище. Здесь их встречает страж Катон, который посылает их к морю умыться. Спутники отправляются к воде, где Вергилий смывает с лица Данте копоть загробного мира. В это время к путешественникам подплывает челн, которым правит ангел. Он высаживает на берег души умерших, которые не попали в ад. С ними герои совершают путешествие к горе чистилища. По дороге они встречают земляка Вергилия - поэта Сорделло, который присоединяется к ним.

Данте засыпает и во сне переносится к вратам чистилища. Здесь ангел пишет на лбу поэта семь букв, обозначающих Герой проходит все круги чистилища, очищаясь от согрешений. После прохождения каждого круга ангел стирает со лба Данте букву преодоленного греха. На последнем круге поэту необходимо пройти через пламя огня. Данте боится, но Вергилий убеждает его. Поэт проходит испытание огнем и попадает в рай, где его ждет Беатриче. Вергилий умолкает и исчезает навсегда. Любимая омывает Данте в священной реке, и поэт чувствует, как в его тело вливаются силы.

«Божественная комедия». Краткое содержание части "Рай"

Возлюбленные возносятся к небесам. К удивлению главного героя, он смог взлететь. Беатриче объяснила ему, что души, не отягощенные грехами, легки. Влюбленные проходят все райские небеса:

  • первое небо Луны, где находятся души монахинь;
  • второе - Меркурия для честолюбивых праведников;
  • третье - Венеры, здесь покоятся души любвеобильных;
  • четвертое - Солнца, предназначенное для мудрецов;
  • пятое - Марса, который принимает воителей;
  • шестое - Юпитера, для душ справедливых;
  • седьмое - Сатурна, где находятся души созерцателей;
  • восьмое - для духов великих праведников;
  • девятое - здесь находятся ангелы и архангелы, серафимы и херувимы.

После возвышения на последнее небо, герой видит деву Марию. Она находится среди сияющих лучей. Данте поднимает голову вверх на яркий и ослепляющий свет и обретает высшую истину. Он видит божество в его триединстве.