Семья

Святой благоверный князь михаил тверской. Комментарии

Жизнь и деяния святых вдохновляли писателей и поэтов, даже, казалось бы, не глубоко религиозных. Но их тоже впечатляли биографии людей, достигших святости.

Здравствуйте! С вами писатель Ольга Клюкина с программой «Прообразы: святые в литературе».

Сегодня мы говорим о святом благоверном князе Михаиле Тверском и стихотворении Кондратия Рылеева «Михаил Тверской».

Герой стихотворения поэта-декабриста Кондратия Рылеева князь Михаил Тверской - сын Тверского князя Ярослава Ярославича. Михаил должен был вступить на великокняжеский престол, но его племянник Георгий Данилович, князь Московский, стал оспаривать у него это право.

Это было время, когда Русь находилась под владычеством монголов и ярлык на княжение русским князьям выдавали в Орде. Оба русских князя отправились в Орду, где хан ТохтА утвердил управлять Тверью Михаила. Глубоко засела обида в сердце князя Георгия Даниловича и он дожидался десять лет, чтобы отомстить Михаилу.

Когда Ордой стал править Узбек-хан, московский князь Георгий Данилович отправился к нему на поклон. Три года князь Георгий жил в Орде, стараясь заслужить милостивое расположение к себе Узбек-хана дорогими подарками и всяческими услугами. В довершение он женился на сестре хана Кончаке.

Хан поставил Георгия Даниловича старшим над всеми русскими князьями и дал ему войско для усмирения соотечественников.

Тверской князь Михаил выступил навстречу войску хана которым руководил князь Георгий, сразился с ним и одержал победу, взяв в плен татарского полководца КавгадЫя.

Узбек-хан вызвал князя Михаила Тверского в Орду и взял под арест. С этого эпизода как раз и начинается стихотворение-дума Кондратия Рылеева.

КОНДРАТИЙ РЫЛЕЕВ

Стан Узбеков за рекою,
На степи, в глуши пестрел;
Всюду воины толпою;
Всюду гул глухой шумел.
Ветхим рубищем покрытый,
С мрачной грустию в груди,
Князь-страдалец знаменитый
Сел в цепях на площади.

Несчастливца обступили
Любопытные толпой:
«Это князь был! - говорили
И качали головой. -
Он обширными странами,
Как Узбек наш, обладал;
Он с отважными полками
Кавгадыя поражал!..»

Князь Михаил знал, что идет в Орду почти на верную гибель. Но если бы он не пошел - гнев хана мог обрушиться на его близких, на всё Тверское княжество. На берегу реки Нерли князь Андрей расстался с матерью и исповедался духовнику в грехах, как перед смертью.

В Орде хан не стал слушать никаких оправданий: князя Михаила отдали под стражу, оковали цепями, наложили на шею тяжелую колодку. Видя неминуемую гибель, князь ночи проводил в молитве и чтении псалмов.

Руки князя Михаила были связаны, и княжий отрок листал перед ним страницы Священного Писания…

В стихотворной думе Кондратия Рылеева русский князь печалится вовсе не о своей участи, а о междоусобных распрях князей, которые ведут к ослаблению Руси.

КОНДРАТИЙ РЫЛЕЕВ:

В речи вслушавшись чужие,
Загрустил сильнее князь;
Вспомнил славу - и впервые
Слезы брызнули из глаз.
«До какого униженья, -
Он мечтал, потупя взор, -
Довели нас заблужденья
И погибельный раздор!

Те, которых трепетали
Хитрый грек и храбрый лях,
Ныне вдруг рабами стали

И пред ханом пали в прах!
Я любил страну родную
И пылал разрушить в ней
Наших бед вину прямую:
Распри злобные князей».

Верные слуги предлагали князю тайно бежать из Орды, но Михаил им отвечал: «Спасая себя, не спасу отечество. Да будет воля Божия!»

КОНДРАТИЙ РЫЛЕЕВ

Смерть свою давно предвижу;
Для побега други есть, -
Но побегом не унижу
Незапятнанную честь!
Так, прав чести не нарушу;
Пусть мой враг, гонитель мой,
Насыщает в злобе душу
Лютым мщеньем надо мной!

Пусть вымаливает казни!
Тверд и прав в душе своей,
Смерть я встречу без боязни,
Как в боях слетался с ней.
Не хочу своим спасеньем
На родимый край привлечь
Кавгадыя с лютым мщеньем
И Узбека грозный меч!

Поэт Кондратий Рылеев был один из пяти декабристов, казненных в 1825 году после восстания на Сенатской площади. Стихотворение «Михаил Тверской» он написал за три года до своей гибели. Рылеев восхищается мужеством и самопожертвованием князя Михаила, которого Карамзин назвал «Отечестволюбцем».

Кондратий Рылеев в своем стихотворении не отступает от жития святого благоверного князя Михаила Тверского. По преданию, перед приходом своих палачей князь Михаил раскрыл Псалтирь и прочитал: «Сердце мое смятеся во мне, и боязнь смерти нападе на мя». Князь закрыл книгу, когда к нему вбежал его слуга и сказал, что к шатру приближаются вооруженные люди.

Когда злодеи пришли, князь Михаил стоял в шатре и молился…

КОНДРАТИЙ РЫЛЕЕВ:

Уж Георгий с палачами
И коварный друг царя
Шли поспешными шагами
К жертве, злобою горя…
Пред иконою святою
Михаил псалом читал;
Вдруг с той вестью роковою
Отрок княжеский вбежал…

Вслед за ним убийцы с криком
Ворвались в густых толпах:
Блещет гнев во взоре диком,
Злоба алчная в чертах…
Ворвалися – и напали…
Как гроза в глухой ночи,
Над упавшим засверкали
Ятаганы и мечи…

Кровь из язв лилась струею…
И пробил его конец:
Сердце хладною рукою
Вырвал дикий Романец.
Князь скончался жертвой мщенья!
С той поры он всюду чтим:
Михаила за мученья
Церковь празднует святым.

Во время правления царя Иоанна Васильевича Грозного церковь причислила тверского князя Михаила к лику святых. В Петербурге в Исаакиевском художник Брюллов изобразил князя Михаила Тверского рядом с Александром Невским - оба русских князя положили жизнь «за други своя», за свой народ.

Именно таким героем предстает перед нами в стихотворении Кондратия Рылеева святой благоверный князь Михаил Ярославич Тверской.

Сегодня монастырь принадлежит
Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП)

Храм построен на средства киевского князя Святополка Изяславича. Князь неслучайно возводит церковь в честь архангела Михаила - архистратига, предводителя небесного и земного православного воинства. Святополк, получивший в крещении имя Михаила, почитал архангела своим небесным покровителем и, естественно, посвятил возведенный храм именно ему.

На протяжении всего русского средневековья архистратиг Михаил пользовался наибольшим признанием в высшей феодальной среде. Князья часто взывали к его заступничеству, начиная военные действия.

У Святослава была еще одна причина посвятить храм архангелу Михаилу. В 1103 и 1107 годах он вместе с Владимиром Мономахом и другими князьями одержал две крупные победы над половцами, ожесточенную борьбу с которыми в эту эпоху вела Киевская Русь. Потому вполне закономерно, что храм, поставленный в память о воинских победах, посвящен небесному архистратигу.

Временные рамки строительства собора Архангела Михаила определяются по «Повести временных лет». Под 6616 (1108) годом говорится, что «заложена была церковь святого Михаила, Златоверхая, Святополком князем, 11 июля». А под 6621 (1113) годом летописец еще раз упомянул храм в связи со смертью князя. Он оставил любопытнейшую запись, раскрывающую формы религиозного сознания наших предков: «Бывшее в солнце затменье предзнаменовало Святополку смерть. После этого знаменья приспел праздник Пасхи, и праздновали его; а после праздника разболелся князь. А скончался благоверный князь Михаил, которого звали Святополком, месяца апреля в 16 день в Вышгороде [в княжеской резиденции под Киевом], привезли его в ладье в Киев, и привели в надлежащий вид тело его, и возложили на сани [по сохранившемуся языческому обычаю покойника везли к могиле на санях в любое время года]. И плакали по нему бояре и дружина его вся; отпев над ним полагающиеся песни, похоронили в церкви святого Михаила, которую он сам построил». Для датировки данного архитектурного памятника важно, что церковь к этому времени была уже построена и освещена. Вполне определенно можно утверждать: Михайловский собор был воздвигнут между 1108 и 1113 годами.

Михайловский собор был поставлен на обрыве Старокиевской горы, над древним Боричевым взвозом - спуском к Днепру. При его строительстве применялась смешанная кладка, в которой чередовались ряды камня и плоского кирпича - плинфы.

Храм во многом повторяет Великую Успенскую церковь Киево-Печерского монастыря. Это уже сложившийся строительный тип одноглавого шестистолпного храма с хорами, которые поддерживают своды нартекса. Рядом с собором располагалась четырехстолпная крещальня, что также объединяет композицию церкви с Киево-Печерским собором.

Кладка и внешние формы Михайловского храма воспроизводят особенности византийско-киевского зодчества XI века - для начала нового столетия он уже выглядел старомодным. Но впервые в практике русского каменного зодчества купол собора был позолочен, за что он и получил от восхищенных киевлян прозвание - «Златоверхий».

Святополк Изяславич не поскупился на отделку и убранство своего тезоименитого храма. Он пригласил из Константинополя первоклассных мозаичистов и фрескистов, которые украсили собор великолепными настенными изображениями, часть которых чудом уцелела. Фрески и мозаики сочетались с полами, выложенными из красных шиферных плит, инкрустированных мозаикой. Нефы от алтарной части отделяла мраморная преграда, состоявшая из колонн, резных парапетов и архитрава.

Подобно многим ктиторским церквам, связанным с определенным родом и составлявшим как бы собственность наследников, Архангело-Михайловский храм находился в распоряжении рода Святополка. Церковь стала местом захоронения самого Святополка Изяславича и нескольких поколений его потомков.

Собор Михайловского Златоверхого монастыря перенес многие пожары, грабежи, войны, претерпел неоднократные починки и переделки. В 1936 году советская власть уничтожила этот уникальный и прекрасный памятник начальной истории нашей культуры.

В конце 1990-х годов Михайловский Златоверхий монастырь был отстроен заново, причем не в соответствии с научной реконструкцией храма XII века, а в перестроенных формах начала XX столетия.

_______________________________________________________________

St. Michael"s Cathedral was destroyed by the times of USSR in 1935 and anew built in 90th after Ukraine got it"s independence. Inside cathedral there are unique mosaics and wall paintings which were taken out before cathedral devastation and kept safe in the museums of Moscow and St. Petersburg.

Yaroslavovich. In the same year had started the construction of the main monastery temple - St. Michael"s Cathedral. Its creation was commemorated to Russian people victory over polovtsy.

The consecration of St. Michael"s Cathedral took place in 1113. It was constructed on a precipice of Starokievskaya hill, and stood over road down to Dnieper. The monastery ground had become the burial place of several Grand Dukes of Kiev generations.

During the Tatar-Mongol invasion in 1240 the monastery was ransacked and severely damaged by Batiy hordes.

In 17-18 centuries St. Michael"s Cathedral was several times rebuilt - the number of domes was increased and the walls were strengthened.

After the creation of USSR in 1922 St. Michael"s monastery was closed, and in 1934-35 destroyed by the decision of the Soviet communist party. Unique mosaics of St. Michael"s Cathedral were taken out to the museums of Moscow and St. Petersburg.

In January 1996, after Ukraine became a sovereign state it was decided to rebuild St. Michael"s Cathedral. Anew built cathedral looks like as it was reconstructed in XVIII century in Ukrainian baroque style. Mosaics and wall paintings were returned to Ukraine and placed in cathedral.

The St. Michael Cathedral gained its renown due to mosaics and wall paintings. Cathedral"s mosaics is called "flaring painting" - they are hazing enveloping all cathedral"s space with its dying down and again flaring with new volume radiance. They belong to the creation of master Alimpiy, whose name was surrounded by legends already during his life.

обитания народов по числу ангелов Божиих, но и каждому верующему человеку

Достался ангел. Ибо когда отроковица стала говорить, причем перед дверями

Стоял апостол Петр, избежавший и Ирода, - ее словам не поверили: это не

Отроковица, а ангел его". Свидетельствует же и этим Господь, говоря:

"Видите, не пренебрегайте и единым от малых сих; ибо говорю вам, что ангелы

Их видят лицо Отца моего, пребывающего на небесах". Еще же и в каждой церкви

Христос поставил хранителя ангела, как открывает он Иоанну, говоря: "Скажи

Ангелу, находящемуся в церкви Измуренской: "Видел нищету твою и скорбь, но

Ты богат..."". Хорошо известно любящим нас ангелам, как молитвенникам за нас

Перед Владыкою. Ибо они служебные духи, как и апостол говорит: "Посылаемые

На служение к тем, кто хочет удостоиться спасения". Им они защитники и

Помощники, как и теперь ты слыхал про Даниила, как он вводит архангела

Михаила к персам в час гнева (Божия) ради нашего освобождения. Ибо (Михаил)

Принуждал людей работать на персов, как было сказано, это (Даниил) старался

Освободить пленных. И одолевает Михаил врага, ибо евреи, перейдя Евфрат, с

Тех пор вновь возымели оседлость и построили и город, и церковь. Также и

Великий Епифаний говорил: "К каждому народу ангел приставлен"; и Писание

Ведь Даниилу говорило: "Ангел и властителя еллинам назначил и Михаила

Властителем иудеям"; говорит же: "И установи места жительства (народам) по

Числу ангелов".

И вот опять же, как Ипполит говорит, толкуя Даниила: "В третий год

Царствования Кира царя я, Даниил, плакал три недели; к концу же первого

Месяца смирился, после того как 21 день молил Бога, прося его открыть тайну.

И Отец, услышав мою мольбу, поведал, чему суждено быть с ними и что сбылось

На великой реке; хорошо было, чтобы Бог явился там, где хотел грехи

Отпустить. И я, подняв глаза свои, увидел: вот муж, одетый во все красное;

На первый взгляд точно Гавриил ангел, когда летит; здесь же не так, но видел

Самого Господа, видел же не настоящего человека, но только образ

Человеческий, как сказано: "И вот муж, одетый во все пестрое, и бедра его

Препоясаны чистым золотом, и тело его, точно топаз, и лицо у него, точно

Молния, и глаза у него, точно свечи огненные, и мышцы и плечи подобны меди

Точно бы рука человеческая, и поставила меня на колени, и сказал мне: "Не

Бойся, Даниил. Знаешь, чего ради я пришел к тебе? Войну хочу начать с князем

Персидским, но поведаю тебе, что написано в Писании истинном, и нет никого,

Кто спорил бы со мною, кроме Михаила князя вашего; ибо его я оставил тут, и

С того дня, как устремился я молиться Богу твоему, услышал он молитву твою и

Отпущен я на брань с князем персидским; некоторые считали, что не следует

Отпускать людей, чтобы скоро исполнилась молитва твоя: и противился этому, и

Оставил Михаила князя вашего". Кто же такой Михаил, если не ангел,

Приставленный к людям?". Как и Моисею говорит (Бог): "Не пойду с вами в

Поход, потому что люди жестоковыйные, но ангел мой пойдет с вами".

Так вот и теперь, с Божьей помощью, по молитвам Богородицы и святых

Ангелов, возвратились русские князья восвояси со славой великою, разнесшейся

Ко всем людям, так и по всем дальним странам, то есть к грекам, венграм,

Полякам и чехам, даже и до Рима дошла она, на славу Богу, всегда ныне и

Вечно и во веки веков, аминь.

В тот же год скончалась вдова Всеволодова, октября в 7 день, и положена

Была у святого Андрея в монастыре. Того же лета скончался Иоанн, епископ

Черниговский, ноября 23.

В год 6620 (1112). Индикта 5. Ярослав, сын Святополка, ходил на ятвягов

И победил их; и, возвратясь с войны, послал в Новгород, и взял себе в жены

Дочь Мстиславову, внучку Владимирову, мая 12, а приведена была июня 29. В

Том же году повели Ефимию Владимировну в Венгрию за короля. В том же году

Скончался Давыд Игоревич месяца мая 25 и погребено тело его 29 в церкви

Святой Богородицы Влахернской на Клове. В том же году скончалась Янка, дочь

Всеволода, сестра Владимира, ноября 3 и погребена была в церкви святого

Андрея, которую создал отец ее; там ведь она и постриглась, в той церкви, в

Девичестве.

На исходе же этого года поставили Феоктиста епископом в Чернигов,

Были этому князь Давыд и княгиня, ибо был он ей отец духовный, и бояре, и

Все люди радовались; ибо перед ним был епископ больной, не мог служить и

Пролежал в болезни лет 25; потому-то князь и люди ждали епископской службы и

Теперь радовались, славя Бога. Так же оно было и с братией, оставшейся без

Игумена: собралась тогда вся братия и назвала себе игуменом Прохора попа, и

Возвестила о нем митрополиту и князю Святополку. И повелел князь митрополиту

Поставить его с радостью игуменом. И поставлен он был на масленой неделе в

Четверг, февраля 9. И так вступила в пост братия с игуменом.

В год 6621 (1113). Явилось знаменье на солнце в 1 час дня. Было видно

Всем людям: осталось от солнца мало, вроде как месяц вниз рогами, марта в 19

День, а луны - в 29. Это бывают знаменья не к добру; бывают знаменья с

Солнцем или с луною, или со звездами не по всей земле, но если в какой

Стране будет знаменье, та его и видит, а другая не видит. Так вот и в

Древности, в дни Антиоховы, были знамения в Иерусалиме, стали там являться в

Воздухе люди, рыщущие на конях с оружием в руках, и грозились оружием, и это

Было в Иерусалиме только, а в других землях не было того. Так же бывшее в

Солнце знаменье предзнаменовало Святополкову смерть. После этого знаменья

Приспел праздник Пасхи, и праздновали его; а после праздника разболелся

Князь. А скончался благоверный князь Михаил, которого звали Святополком,

Месяца апреля в 16 день за Вышгородом, привезли его в ладье в Киев, и

Привели в надлежащий вид тело его, и возложили на сани. И плакали по нему

Бояре и дружина его вся; отпев над ним полагающиеся песни, похоронили в

Церкви святого Михаила, которую он сам построил. Княгиня же (жена) его щедро

Разделила богатство его по монастырям, и попам, и убогим, так что дивились

Люди, ибо такой щедрой милостыни никто не может сотворить. После того на

Десятый день устроили киевляне совет, послали к Владимиру (Мономаху),

Говоря: "Пойди, князь, на стол отчий и дедов". Услышав это, Владимир много

Плакал и не пошел (в Киев), горюя по брате. Киевляне же разграбили двор

Путяты тысяцкого, напали на евреев, разграбили их имущество. И послали вновь

Киевляне к Владимиру, говоря: "Пойди, князь, в Киев; если же не пойдешь, то

Знай, что много зла произойдет, это не только Путятин двор или сотских, но и

Евреев пограбят, а еще нападут на невестку твою, и на бояр, и на монастыри,

И будешь ты ответ держать, князь, если разграбят и монастыри". Услышав это,

Владимир пошел в Киев.

Начало княженья Владимира, сына Всеволодова. Владимир Мономах сел в

Киеве в воскресенье. Встречали же его митрополит Нифонт с епископами и со

Всеми киевлянами с честью великой. Сел он на столе отца своего и дедов

Своих, и все люди были рады, и мятеж утих. Когда же услышали половцы о

Смерти Святополка, собрались они и пришли к Выру. Владимир же, собрав

Сыновей своих и племянников, пошел к Выру и соединился с Олегом, половцы же

В год 6621 (1113). Явилось знаменье на солнце в 1 час дня. Было видно всем людям: осталось от солнца мало, вроде как месяц вниз рогами, марта в 19 день, а луны - в 29. Это бывают знаменья не к добру; бывают знаменья с солнцем или с луною, или со звездами не по всей земле, но если в какой стране будет знаменье, та его и видит, а другая не видит. Так вот и в древности, в дни Антиоховы, были знамения в Иерусалиме, стали там являться в воздухе люди, рыщущие на конях с оружием в руках, и грозились оружием, и это было в Иерусалиме только, а в других землях не было того. Так же бывшее в солнце знаменье предзнаменовало Святополкову смерть. После этого знаменья приспел праздник Пасхи, и праздновали его; а после праздника разболелся князь. А скончался благоверный князь Михаил, которого звали Святополком, месяца апреля в 16 день за Вышгородом, привезли его в ладье в Киев, и привели в надлежащий вид тело его, и возложили на сани. И плакали по нему бояре и дружина его вся; отпев над ним полагающиеся песни, похоронили в церкви святого Михаила, которую он сам построил. Княгиня же (жена) его щедро разделила богатство его по монастырям, и попам, и убогим, так что дивились люди, ибо такой щедрой милостыни никто не может сотворить. После того на десятый день устроили киевляне совет, послали к Владимиру (Мономаху), говоря: "Пойди, князь, на стол отчий и дедов". Услышав это, Владимир много плакал и не пошел (в Киев), горюя по брате. Киевляне же разграбили двор Путяты тысяцкого, напали на евреев, разграбили их имущество. И послали вновь киевляне к Владимиру, говоря: "Пойди, князь, в Киев; если же не пойдешь, то знай, что много зла произойдет, это не только Путятин двор или сотских, но и евреев пограбят, а еще нападут на невестку твою, и на бояр, и на монастыри, и будешь ты ответ держать, князь, если разграбят и монастыри". Услышав это, Владимир пошел в Киев.

Начало княженья Владимира, сына Всеволодова. Владимир Мономах сел в Киеве в воскресенье. Встречали же его митрополит Нифонт с епископами и со всеми киевлянами с честью великой. Сел он на столе отца своего и дедов своих, и все люди были рады, и мятеж утих. Когда же услышали половцы о смерти Святополка, собрались они и пришли к Выру. Владимир же, собрав сыновей своих и племянников, пошел к Выру и соединился с Олегом, половцы же бежали.

В том же году посадил (Владимир) сына своего Святослава в Переяславле, а Вячеслава в Смоленске. В тот же год скончалась игуменья Лазарева монастыря, святой жизни, сентября 14, прожив шестьдесят лет в чернечестве, а всего от рожденья девяносто два. В этот же год взял Владимир замуж за сына своего Романа дочь Володаря сентября 11. В этот же год Мстислав заложил церковь каменную святого Николы на княжом дворе, у Торговища в Новгороде. В том же году посадил (Владимир) сына своего Ярополка в Переяславле. В том же году поставили епископа Даниила в Юрьев, а в Белгороде Никиту.

В год 6622 (1114). Скончался Святослав, сын Владимиров, марта 16 и погребен был в Переяславле в церкви святого Михаила; там ведь отец ему дал стол, выведя его из Смоленска. В тот же год Мстислав заложил (город) в Новгороде больше прежнего. В тот же год заложена была Ладога из камня на насыпи Павлом посадником, при князе Мстиславе. Когда я пришел в Ладогу, поведали мне ладожане, что "здесь, когда бывает туча великая, находят дети наши глазки стеклянные, и маленькие и крупные, проверченные, а другие подле Волхова собирают, которые выплескивает вода". Этих я взял более ста, все различные. Когда я дивился этому, они сказали мне: "Это неудивительно; живы еще многие старые, которые ходили за Югру и за Самоядь и видели сами в северных странах, как спустится туча, и из той тучи выпадут белки молоденькие, будто только что родившиеся, и, выросши, расходятся по земле, а в другой раз бывает другая туча, и из нее выпадают оленьцы маленькие и, выросши, расходятся по земле". Этому у меня есть свидетель посадник Павел ладожский, и все ладожане. Если же кто этому не поверит, пусть почитает Хронограф. "В царствование Прова, во время дождя из тучи великой пшеница, с водою многою смешанная, попадала, которую, собрав, засыпали в закрома большие. Так же при Аврелии серебряные крупинки упали (на землю), а в Африке три камня упали громадных". И после потопа и после разделения языков "начал царствовать сначала Местром, из рода Хама, после него Иеремия, затем Феоста", которого и Сварогом называли египтяне. "В царствование этого Феоста в Египте упали клещи с неба, и начали люди ковать оружие, а до того палицами и камнями бились. Тот же Феоста закон издал о том, чтобы женщины выходили замуж за одного мужчину и вели воздержный образ жизни, а кто впадет в прелюбодеяние, тех казнить повелел. Потому и прозвали его бог Сварог". "Прежде же женщины сходились с кем хотели, точно скот. Когда женщина рожала ребенка, она отдавала его тому, кто ей был люб: "Это твое дитя", и тот устраивал праздник, и брал себе ребенка. Феоста же этот обычай уничтожил и постановил одному мужчине одну жену иметь и жене за одного мужа выходить; если же кто преступит этот закон, да ввергнут его в печь огненную". "Того ради прозвали его Сварогом, и чтили его египтяне. И после него царствовал сын его, по имени Солнце, которого называют Даждь-богом, 7470 дней, что составляет двадцать лунных лет с половиной. Не умели ведь египтяне иначе считать: одни по луне считали, а другие (...) днями годы считали; число двенадцать месяцев узнали потом, когда начали люди дань давать царям. Солнце царь, сын Сварогов, то есть Даждь-бог, был сильным мужем; услышав от кого-то о некоей богатой и знатной египтянке и о некоем человеке, восхотевшем сойтись с нею, искал ее, желая захватить ее (на месте преступления) и не желая отца своего закон нарушить, Сварога. Взяв с собою мужей нескольких своих, зная час, в который она прелюбодействует, ночью в отсутствие мужа застиг ее лежащею с другим мужчиною, которого сама облюбовала. Он схватил ее, подверг пытке и послал водить ее по земле египетской на позор, а того прелюбодея обезглавил. И настало непорочное житье по всей земле Египетской, и все восхваляли его". Но мы не будем продолжать рассказ, но скажем вместе с Давыдом: "Все, что пожелал, сотворил Господь на небе и на земле, в море, во всех безднах, подымая облака от краев земли". Это и была последняя земля, о которой мы сказали вначале.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1 – С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний и умений.

Из «Повести временных лет».

«А скончался благоверный князь Михаил, которого звали Святополком, месяца апреля в 16 день за Вышгородом, привезли его в ладье в Киев, и привели в надлежащий вид тело его, и возложили на сани. И плакали по нему бояре и дружина его вся; отпев над ним полагающиеся песни, похоронили в церкви святого Михаила, которую он сам построил. Княгиня же (жена) его щедро разделила богатство его по монастырям, и попам, и убогим, так что дивились люди, ибо такой щедрой милостыни никто не может сотворить. После того на десятый день устроили киевляне совет, послали к Владимиру, говоря: "Пойди, князь, на стол отчий и дедов". Услышав это, Владимир много плакал и не пошел (в Киев), горюя по брате. Киевляне же разграбили двор Путяты тысяцкого, напали на евреев, разграбили их имущество. И послали вновь киевляне к Владимиру, говоря: "Пойди, князь, в Киев; если же не пойдешь, то знай, что много зла произойдет, это не только Путятин двор или сотских, но и евреев пограбят, а еще нападут на невестку твою, и на бояр, и на монастыри, и будешь ты ответ держать, князь, если разграбят и монастыри". Услышав это, Владимир пошел в Киев».

C1. Какие события описаны в этом отрывке? Назовите время, когда они происходили.

C2. Почему в Киеве произошли беспорядки? В каких значениях летописец употребляет слово «киевляне»?

C3. Почему князь Владимир сначала отказывался стать киевским князем, но потом согласился?

Задания С4-С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (С4), сравнение (С5), анализ исторической ситуации (С6), рассмотрение исторических версий и оценок (С7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.

C4. Укажите основные итоги внешне- и внутриполитической деятельности князя Олега (Вещего).

C5. Сравните биографии и политическую деятельность князя Игоря и его сына Святослава. Найдите черты сходства и различия.

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. При этом во второй части таблицы следует привести как различия по сопоставимым признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из объектов.

C6. Рассмотрите историческую ситуацию (крещение Руси) и ответьте на вопросы.

Почему князь Владимир сделал выбор именно в пользу принятия восточного христианства от Византии? Почему Владимир начал войну с государством, от которого решил принять новую веру?

C7. Сведения исторических источников о взаимоотношениях славян с варягами вызывают различные оценки историков. Какие оценки вам известны, какие аргументы приводятся в споре? Какую из оценок вы считаете более убедительной? Приведите положения, факты, которые аргументируют избранную вами точку зрения.

ОТВЕТЫ

Тренинг

1. Работа с хронологией

Заполните таблицу (1 - необходимо указать век или десятилетие, 2 - точную дату). Определите последовательность событий.

Восстание древлян

Второе восстание в Киеве и призвание Владимира Мономаха

Гибель Святослава

Крещение Руси

Любечский съезд

Объединение Новгорода и Киева в рамках одного государства

Окончательный распад Древнерусского государства

Поражение Ярославичей от половцев и восстание в Киеве

Поход Олега на Константинополь

Призвание варягов

Разгром Хазарского каганата

Усобица среди сыновей Владимира

­­­­­­­­10→6→9→1→11→3→4→12→8→5→2→7

2. Работа с персоналиями

Исторический

Когда действовал (и)?

Кто такой(ие)?

Что сделал? Что с ним произошло?

вт. пол. Х в.

византийская принцесса

1. Вышла замуж за Владимира I после крещения

Аскольд и Дир

вт. пол. IX в.

правители Киева

1. Убиты князем Олегом при захвате города

Байер, Миллер и Шлецер

ученые, немцы по происхождению, работали в России

1. Создатели норманнской теории

Борис и Глеб

начало XI в.

князья, сыновья Владимира I

1. Убиты Святополком Окаянным

2. Первые русские святые

Владимир I

годы правления: 980-1015

1. Победил в борьбе со своим братом Ярополком

2. Сделал своих сыновей наместниками

3. Организовал оборону южных рубежей от набегов печенегов

4. Пытался реформировать язычество

5. Крестил Русь (988 г.)

Владимир II Мономах

годы правления в Киеве: 1113-1125

князь, внук Ярослава Мудрого, по матери – внук византийского императора Константина Мономаха

1. Организатор совместной борьбы с половцами

2. Заслужил известность как справедливый правитель, противник междоусобиц

4. Был приглашен на киевский престол в нарушение сложившегося порядка наследования

5. Дополнил «Русскую правду», урегулировав взимание ростовщического процента

перв. пол. Х в.

великий киевский князь, сын Рюрика

1. Предводитель неудачного похода на Византию в 941 г.

2. Предводитель похода на Византию 944 г.

3. Убит древлянами во время сбора дани

митрополит

1. Первый русский по происхождению митрополит

Кирилл и Мефодий

просветители в славянских землях

1. Создатели славянской письменности

начало XII в.

монах Киево-Печерского монастыря

конец IX – начало Х вв.

сначала – правитель Новгорода, затем – и Киева, возможно родственник Рюрика

1. Захватил Киев, убив Аскольда и Дира

2. Подчинил большинство восточно-славянских племен

3. Совершил в 907 г. очень успешный поход на Константинополь

4. Заключил выгодный для русов договор с Византией

жена Игоря, правительница ДРГ при малолетнем сыне Святославе

1. Жестоко отомстила древлянам за смерть мужа

2. Ввела твердые нормы сбора дани

3. Совершила дипломатическую поездку в Константинополь

4. Приняла крещение по византийскому обряду

варяжский князь

1. В 862 г. призван на княжение в Новгород

Святополк Окаянный

начало XI в.

князь, сын Владимира I (возможно – Ярополка)

1. Захватил власть в Киеве после смерти Владимира I

2. Обвинен в убийстве Бориса и Глеба

Святослав

великий киевский князь, сын Игоря

1. Разгромил Хазарский каганат

2. Присоединил к ДРГ вятичей

3. Воевал в Дунайской Болгарии сначала против болгар, а затем против Византии

4. Хотел перенести на Дунай центр своей державы

5. Отступил после обороны г. Доростол

6. Убит печенегами при возвращении с Дуная

великий киевский князь, сын Святослава

1. Проиграл борьбу за власть Владимиру I

Ярослав Мудрый

годы правления: 1019-1054

великий киевский князь, сын Владимира I

1. С помощью варягов победил в междоусобной борьбе среди сыновей Владимира

2. Нанес решающее поражение печенегам

3. При нем Древняя Русь достигла расцвета

4. Построены храмы Святой Софии в Киеве, Новгороде и Полоцке

5. Началось составление «Русской правды»

6. Разделил государство между сыновьями

7. Выдал дочерей за королей Франции, Норвегии и Венгрии

Ярославичи

вт. пол. XI в.

князья, сыновья Ярослава Мудрого

1. Вступили в междоусобную борьбу друг с другом

2. Потерпели поражение от половцев

3. Дополнили и изменили «Правду Ярослава»

3. Работа со схемой

1 . 1 - Олег ; 2 - Рюрик; 3 - Игорь ; 4 - Ольга ; 5 - Святослав ; 6 - Ярополк ; 7 - Олег; 8 - Владимир I ; 9 - Святополк Окаянный ; 10 - Ярослав Мудрый ; 11 - святые Борис и Глеб; 12 - Изяслав ; 13 - Святослав ; 14 - Всеволод ; 15 - Святополк ; 16 - Владимир II Мономах .

2 . 1 - великий киевский князь; 2 - старшая дружина; 3 - младшая дружина; 4 - местные князья (самостоятельные династии); 5 - князья-наместники из рода Рюриковичей (потомки Владимира I).

4. Работа с понятиями

    Барщина – феодальная повинность, заключавшаяся в обязанности зависимого крестьянина работать в хозяйстве и на поле феодала.

    Вервь – крестьянская община у древних славян.

    Волхв – языческий жрец у древних славян.

    Вотчина – крупное земельное владение с зависимыми крестьянами, передававшееся по наследству.

    Закуп – зависимый крестьянин, работавший за долг («купу»).

    Зернь – узор из мелких золотых или серебряных зерен, которые напаивались на металлическую пластинку.

    Идол – скульптурное изображение языческого божества.

    Капище – святилище у древних славян, в котором богам приносились жертвы.

    Митрополит – глава Русской православной церкви после крещения, назначавшийся патриархом.

    Мозаика – картина из цветных стеклышек.

    Оброк – феодальная повинность зависимых крестьян, заключавшаяся в обязанности отдавать феодалу часть произведенных на своем наделе продуктов или заработанных денег.

    Рядович – зависимый крестьянин, работавший по договору («ряд»).

    Скань – узор из золотой или серебряной проволоки, напаиваемой на металлическую основу.

    Фреска – живопись по сырой штукатурке.

    Холоп – раб.

5. Работа с источниками

№ отрывка

Место и время события

Действующие лица

Последствия

У стен Константинополя (Царьграда), 907 г.

Князь Олег и византийцы

Византия заплатила огромную дань и согласилась заключить выгодный для русов договор

Земля древлян, 945 г.

Князь Игорь и древляне

Игорь был убит древлянами, княгиня Ольга отомстила за смерть мужа, но установила твердые нормы сбора дани

Письмо киевлян князю Святославу

Святослав всё равно не стал защитником своей земли (хотя на данное конкретное письмо откликнулся, приехал и разбил печенегов)

Киев, 980 г.

Князь Владимир I

Языческая реформа не имела успеха, и понадобилась «смена веры»

Киев, 988 г.

Князь Владимир I

Христианство из Киева стало распространяться по всей Руси

Киев, время правления Святослава

Святослав и его мать княгиня Ольга

Святослав так и не принял крещение

Древняя Русь, 941 г.

Участники похода князя Игоря

Через 3 года Игорь совершил новый поход, более удачный

Новгород, 862 г.

Новгородцы

Призвание варягов, начало династии Рюриковичей

Рубежи Древней Руси, время правления Святослава

Князь Святослав

Подчинение вятичей, другие победы

У стен Киева, время правления Ярослава Мудрого

Армии Древнерусского государства и печенегов

Печенежская угроза была ликвидирована, но вскоре в степь «на смену» печенегам пришли половцы

6. Работа с суждением историка

«Эпизод» – захват князем Олегом Киева в 882 г. Взгляды историка можно охарактеризовать как крайний антинорманнизм. Его оппонентами были сторонники норманнской теории, подчеркивавшие значение варягов в становлении Древнерусского государства и называвшие князя Олега его основателем.

проверочный контроль

Часть 1

Часть 2

В2. 1В2Б3Г4А

В3. Святослав

В4. 1Г2А3Д4В

В5. Вервь (или община)

В7. 1Г2А3Д4Б

В9. 1Д2Г3В4А

В10. Мономах

Часть 3

Примечание. Здесь даны лишь краткие схемы ответов, они могут носить более развёрнутый характер. В скобках указано количество баллов за каждый необходимый элемент ответа и сумма баллов в целом.

С1. Призвание князя Владимира Мономаха на Великое Киевское княжение (1) в 1113 г. (1) (Всего – 2. )

С2. Причина беспорядков – недовольство малообеспеченных горожан задолженностью ростовщикам (1), которые, пользуясь покровительством умершего князя, брали большие проценты. Летописец употребляет слово «киевляне» в двух значениях: 1) мятежники, разграбившие двор тысяцкого и дома ростовщиков (1); 2) знатные горожане, призвавшие князя Владимира для успокоения города (1). (Всего – 3. )

С3. Владимир Мономах не имел прав на киевский престол в соответствии с порядком наследования, установленным его дедом Ярославом Мудрым, и не хотел нарушать его (1). Однако опасность разрастания беспорядков вынудила его согласиться (1). (Всего – 2. )

С4. Во внутренней политике князь Олег подчинил большинство восточно-славянских племен (1) и создал державу с центром в Киеве (1). Однако законов, регулировавших это подчинение, не было, что создавало почву для конфликтов в недалеком будущем (1). Во внешней политике главным достижением князя Олега стал успешный поход на Византию, который дал Древнерусскому государству выгодный торговый договор (1). (Всего – 4. )

С5. (Всего – 6. )

Сходство

Различия

Оба стали правителями в детском возрасте, и реально за них правили другие люди (за Игоря – Олег, за Святослава – Ольга) (1)

Оба погибли насильственной смертью (1)

Оба воевали с Византией (1)

Оба не смогли решить задачу укрепления Древнерусского государства, провести необходимые реформы (1)

Игорь не прославился как полководец, а Святослав зарекомендовал себя как выдающийся военачальник (1)

Святослав смог расширить пределы Древнерусского государства, а Игорь – нет (1)

С6. Принятию христианства из Византии способствовали давние торговые (1) и культурные (1) связи этой страны с Русью. В Византии приняла крещение бабка Владимира княгиня Ольга (1). Византийская империя была в то время самым могущественным и богатым государством среди соседей Руси, принять от нее религию было престижно (1). Вместе с тем князь Владимир не хотел просить дать веру, а решил добиться равенства с Византией, породнившись с императорской династией. Этого можно было добиться только силой (1). (Всего – 5. )

С7. (Примечание. При выполнении заданий на рассмотрение исторических версий и оценок желательно, чтобы экзаменуемый назвал крайние, полярно противоположные точки зрения, а его собственная точка зрения носила бы «промежуточный», по возможности нейтральный характер, но при этом была достаточно аргументирована.)

Две противоположные точки зрения – крайний норманнизм (Древнерусское государство создано варягами) (1) и крайний антинорманнизм (участие варягов в становлении древнерусской государственности было незначительным) (1). Норманнисты опираются на летописный рассказ о призвании Рюрика, а также на свидетельства иностранных авторов, разделявших славян и «русь» (2). Антинорманнисты ставят многие летописные свидетельства под сомнение, указывая на предвзятость авторов (1). Но главное в том, что, согласно современной точке зрения, государство не может быть создано посторонней силой, его возникновение – результат развития объективных социально-экономических процессов (1).

На мой взгляд, именно такие процессы развертывались на территории проживания восточно-славянских племен (расслоение на богатых и бедных вело к возникновению новых общественных противоречий, которые было невозможно решить в рамках родоплеменного строя; сказывались потребности обороны от набегов варягов и хазар; высокой была заинтересованность славянской знати в налаживании взаимовыгодной торговли с Византией, а такую торговлю не могли обеспечить разрозненные племена) (3). Следовательно, восточные славяне шли к созданию государства, и если Рюрика пригласили править, то было, куда приглашать. Варяги, таким образом, сыграли важную, но вспомогательную роль в создании Древнерусского государства (1). (Всего – 10. )