11 класс

Изобразительные средства языка. Тестирование по изобразительно-выразительным средствам. Стилистическая фигура как прием обеспечения выразительности и действенности речи

Стилистические фигуры

Образной выразительности речи способствуют особые приемы построения фраз и предложений, получившие название синтаксических фигур.Их называют также стилистическими или поэтическими фигурами.

Алогизм – фигура мысли, умышленная нелепость, сочетание несоединимых понятий: Причешите мне уши! (В.Маяковский).

Анафора, или единоначатие ,– повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание: Клянусь я первым днём творенья, Клянусь его последним днём… (Л.).

Эпифора, или концовка , – повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений): Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник ? Почему именно титулярный советник? (Г.).

Антитеза (греч.antithesis – противоположение) – стилистический прием контраста, противопоставления явлений, понятий, положений, образов, состояний: Где стол был яств , там гроб стоит (Держ.).

Бессоюзие или асидетон (греч. asyndeton– «бессоюзие»)– стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между предложениями. Если предложения и фразы строятся без соединительных союзов, то речь ускоряется. Приобретает динамичность и стремительность. Классический пример бессоюзия находим в поэме А. С. Пушкина «Полтава»:

Горит восток зарёю новой.

Уж на равнине, по холмам

Грохочут пушки. Дым багровый

Кругами ходит к небесам

Навстречу утренним лучам.

Полки ряды свои сомкнули.

В кустах рассыпались стрелки.

Катятся ядра, свищут пули;

Нависли хладные штыки.

Многосоюзие или полисиндетон (греч. polysyndeton– «многосоюзие»)– стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчёркивания соединяемых союзами членов предложения: Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр.

Градация (от лат. gradus – ступень, степень)– стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее слово содержит усиливающееся (восходящая градация) (реже уменьшающееся – нисходящая градация) значение, благодаря чему создаётся нарастание (реже ослабление) производимого ими впечатления: Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный , самобытный , ни с чем не сходный вид (Акс.) .

Именительный представления – стилистическая фигура, при которой субъект, выраженный существительным, обозначающим предмет мысли, вынесен на первое место в высказывании для обособленного выделения с последующими его дублированием личным или другим местоимением.

Москва! Как многов этом звуке для сердца русского слилось!

Любовь … Каждый представляет её себе по-своему, у каждого свои воспоминания.

Инверсия (от лат.inversio – перестановка, переворачивание) – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, прямой порядок, с целью усилить выразительность речи. Слова, поставленные на непривычном месте, привлекают внимание читателя и приобретают большую смысловую и эмоциональную выразительность.

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в стране родной?

Благодаря инверсионной постановке выделенных сказуемых и определений они имеют особую смысловую весомость, а конструкция предложений становится более оригинальной и запоминающейся, чем при обычном порядке слов.

Композиционный стык или анадиплозис (греч. anadiplosis – «удвоение») – фигура речи, состоящая в повторении слова, находящегося в конце одной части высказывания, в начале его второй части: И вот наступает Новый год год новых надежд и новых, пока еще неизвестных событий или Нас охватывает возмущение возмущение всеми творимыми вокруг безобразиями.

Климакс – высказывание в виде цепи, в котором какое-то слово предыдущей части повторяется в следующей несколько раз.

Оксиморон (оксюморон) – стилистическая фигура, в которой сочетаются слова со взаимоисключающими значениями, что придаёт выражению оригинальность и необычность, соответствующие необычности названного им явления или переживания.

Но красоты их безобразной

Я скоро таинство постиг.

(М. Ю. Лермонтов).

Риторический вопрос – стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а только для того, чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению: Знаете ли вы украинскую ночь? (Г.) А также для того, чтобы утвердить мысль, в которой содержится вопрос: «И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: «чёрт побери, всё!» - его ли душе не любить её? Её ли не любить. Когда в ней чудится что-то восторженно-чудное» (Г.).

Риторическое обращение – речевой оборот в форме обращения к предметам или существам, которые не могут ответить на это обращение: Цветы, любовь, деревья, праздность, поле!

Риторическое восклицание - оборот речи с подчёркнуто – восклицательной интонацией. Риторическое восклицание выделяет, усиливает смысловое и эмоциональное значение тех слов, на которые падает восклицательная интонация:

Революционный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!

Симплока (греч.symploke – «сплетение») – фигура речи, сочетающая анафору и эпифору: Какие книги больше всего читаются и раскупаются? Романы и повести. Какие книги пишут все наши литераторы, признанные и непризнанные? Романы и повести (Белинский В.Г.).

Синтаксический параллелизм (от греч. рarallelos – «идущий рядом»)– одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи: Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт (Л. – К.).

Умолчание – оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю или слушателю догадываться о невысказанном. К умолчанию говорящий (или пишущий) прибегает тогда. Когда он или находится в состоянии предельной взволнованности, или боится до конца высказать свою мысль перед слушателями (или даже перед самим собой):

Но мне ли, мне ль, любимцу государя…

Но смерть… но власть… но бедствия народны…

Синтаксические фигуры особенно широко употребляются в лирических произведениях, придавая речи задушевность и выразительность. В прозе они чаще всего встречаются в речи персонажей, особенно в тех сценах и эпизодах, в которых герой переживает сильные чувства и душевные потрясения.

Хиазм – фигура, в которой повторяются два элемента, причём при повторе они располагаются в обратном порядке.



Эллипсис – стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске, какого – либо подразумеваемого члена предложения: Мы сёла – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги . Использование эллипсиса придаёт высказыванию динамичность, взволнованный характер интонацию живой речи, повышает художественную выразительность, кроме того, речь, в которой много пропусков, отличается большой сжатостью.

Лексические повторы – повторение одного и того же слова, словосочетания. Лексический повтор отличается очень мощным эмоциональным зарядом. Путем повторения слова в тексте выделяется ключевое понятие: И вот мама приготовила на три дня три обеда, три завтрака и три ужина и показала мальчикам, кА их нужно разогревать (Е. Шварц).

Парцелляция (от франц. рarcelle – частица) – стилистический прием, состоящий в выделении из предложения какого-либо члена – чаще всего второстепенного – и оформление его (после точки) в виде самостоятельного неполного предложения: Во всем мне хочется дойти до самой сути. В равботе. В поисках пути. В сердечной смуте. (Б. Пастернак).

7. Богатство речи – это максимально возможное насыщение речи разными, не повторяющимися средствами языка, необходимыми для выражения содержательной информации.

Структурно-языковые пласты речи, создающие её богатство:

Лексический

О богатстве любого языка свидетельствует, прежде всего, его словарный состав. Известно, что 17- томный «Словарь современного русского литературного языка» включает 120480 слов. Но в нем отражена далеко не вся лексика общенародного языка: не включены топонимы, антропонимы, многие термины, устаревшие, просторечные, областные слова. «Словарь живого великорусского языка» В. И. Даля содержит 200 тыс. слов, хотя и в нём зафиксированы далеко не все слова, употреблявшиеся в русском языке середины XIX века. Определить с максимальной точностью количество слов в современном русском языке невозможно, т. к. он постоянно обновляется и обогащается.

Словарный запас отдельного человека зависит от ряда причин: уровня его общей культуры, образованности, профессии, возраста. Ученые считают, что современный образованный человек активно употребляет в устной речи примерно 10-12 тысяч слов, а в письменной – 20-24 тысячи.

Однако богатство языка и речи определяется не только и даже не столько количественными показателями словарного запаса, сколько семантической насыщенностью словаря, широкой разветвленностью значений слов. Около 80% слов в русском языке многозначны; причем, как правило, это наиболее активные, частотные в речи слова.

Богатство языка определяется и смысловой насыщенностью слова , которая создается явлениями многозначности, омонимии, синонимии и др.

В русском языке немало многозначных слов. Причем число значений одного слова бывает самым различным. Так, в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова глагол идти имеет 40 значений.

Очень богат наш язык синонимами. Они делают речь красочнее, разнообразнее, помогают избегать повторения одних и тех же слов, позволяют образно выразить мысль. Например, понятие о большом количестве чего-либо передается словами: много, тьма, пропасть, прорва, туча, рой, океан, море, лес.

Немало в русском языке слов, которые передают положительное или отрицательное отношение говорящего к предмету мыли, т. е. обладают экспрессией. Так, слова блаженство , роскошный , великолепный , неустрашимый , очаровать заключают в себе положительную экспрессию , а слова болтун , недотепа , бестолковщина , мазня характеризуются отрицательной экспрессией .

Фразеологический

Фразеологизмы русского языка многообразны по выражаемым значениям и стилистической роли, они являются важным источником речевого богатства. Богатая русская фразеология представлена во «Фразеологическом словаре русского языка» под редакцией А.И. Молоткова. В нем содержится 4 тыс. Словарных статей.

МКОУ «Верх-Бехтемирская средняя общеобразовательная школа»

11 класс

Цветенберг Светлана Семёновна

учитель русского языка

высшей категории

Инструкция

В тесте «Средства выразительности. Теория» - 15 заданий.

Каждое задание имеет 4 варианта ответа. Нужно выбрать один правильный.

За правильно выполненное задание – 1 балл

Тест

Средства выразительности. Теория

1. Стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения (неполные предложения) с целью придания высказыванию динамичности, интонации живой речи.

1) бессоюзие
2) параллелизм
3) эллипсис
4) умолчание

2. Какая стилистическая фигура заключается в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению, для эмоционального выделения смысловых центров текста?

1) умолчание
2) риторический вопрос
3) риторическое восклицание
4) риторическое обращение

3. Какой стилистической фигуре соответствует данное толкование: «Разновидность повтора: одно и то же слово, несколько слов, повторяются в начале нескольких фраз, следующих одна за другой». Например:

Девушка пела в церковном хоре
О всех уставших в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою. (А.Блок)

1) умолчание
2) инверсия
3) градация
4) анафора

4. Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения – это...

1) парцелляция
2) антитеза
3) инверсия
4) параллелизм

5. Намеренное дробление предложения на значимые смысловые части – это…

1) парцелляция
2) градация
3) инверсия
4) параллелизм

6. Обратный порядок слов в предложении с целью усиления выразительности речи - это...

1) аллегория
2) градация
3) инверсия
4) эпифора

7. Одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение этого образа, понятия – это…

1) лексический повтор
2) инверсия
3) антитеза
4) эпифора

8. Синтаксическая конструкция,внутри которой однородные выразительные средства располагаются в порядке усиления или ослабления признака.

1) многосоюзие
2) градация
3) эллипсис
4) парцелляция

9. Какой термин обозначает стилистический контраст, противопоставление разных явлений и понятий?

1) оксюморон
2) антитеза
3) антонимы
4) анафора

10. Фигура речи, в которой в форме обращения выражается отношение автора к тому, о чем говорится.

1) риторический вопрос
2) риторическое обращение
3) олицетворение
4) эпитет

11. Дословная выдержка из какого-либо текста, сочинения, приводимая для подтверждения своей мысли - это...

1) пословица
2) афоризм
3) поговорка
4) цитата

12. Соединение в образе или явлении несовместимых понятий.

1) антитеза
2) антонимы
3) оксюморон
4) зевгма

13. Индивидуально- авторские неологизмы.

1) неологизмы
2) разговорная лексика
3) окказионализмы
4) термины

14. Укажите неверное утверждение:

1) перифраза – троп, состоящий в употреблении вместо слова или имени описательного сочетания.
2) градация - художественное преувеличение до невероятного, фантастического.
3) ирония - вид иносказания, когда за внешне положительной оценкой скрывается насмешка.
4) метонимия - перенос значения (переименование) на основе смежности явлений.

15. Художественное приуменьшение.

1) литота
2) синекдоха
3) метонимия
4) метафора

Ключ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

3

2

4

4

1

3

4

2

2

2

4

3

3

2

1

Шкала оценивания

«5»

«4»

«3»

«2»

13-15 баллов

10 -12

8 - 9

7

Тест

«Изобразительно-выразительные средства»

Инструкция

В тесте «Изобразительно-выразительные средства» 12 заданий.

1-3 задания на соответствие между предложениями и стилистическими (риторическими) фигурами.

4-6 задания на соответствие между предложениями и тропами.

Каждое правильное соответствие – 1 балл, всего – 5 баллов за правильно выполненное задание.

7-10 задания на определение тропа в цитируемой строке. За правильно выполненное задание – 1 балл.

11-12 задания на определение средств выразительности, которые использованы в предложениях. За правильно выполненное задание – 3 балла.

Всего 40 баллов.

Тест

«Изобразительно-выразительные средства»

I. Установите соответствие между предложениями и стилистическими (риторическими) фигурами.

1. Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди...

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера. (К. Симонов)

2. Милый друг, и в этом тихом доме,

Лихорадка бьет меня.

Не найти мне место в тихом доме

Возле мирного огня. (А. Блок)

3. Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет. (Лебедев - Кумач)

4. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. (пословица)

5. Изумительный наш народ. (И. Эренбург)

А. инверсия Б. анафора В. эпифора

Г. антитеза Д. параллелизм

II. Установите соответствие между предложениями и стилистическими (риторическими) фигурами.

1. Мужики- за топоры.

2. Нет, я хотел. .. быть может, вы... я думал,

что уж барону время умереть. (А.С. Пушкин)

3. Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым. (С. Есенин)

4. Душа к высокому тянется.

5. Шуми, шуми, послушное ветрило, волнуйся подо мной угрюмый океан. (А.С. Пушкин)

А. градация Б. инверсия В. умолчание Г. риторическое обращение Д. эллипсис

(За каждый правильный ответ – 1 балл, всего 5 баллов)

III. Установите соответствие между предложениями и стилистическими (риторическими) фигурами.

1. Знаете ли вы украинскую ночь? (Гоголь)

2. Офицер - из пистолета,

Теркин - в мягкое штыком (А. Твардовский)

3. Нам тошен был и мрак темницы, и сквозь решетки свет денницы, и стражи клик, и звон цепей, и легкий шум залетной птицы. (А.С.Пушкин)

4. Не вздумай бежать!

Это я вызвал.

Найду.

Загоню.

Доконаю.

Зашучу.

(В. Маяковский)

5. Я стою у высоких дверей,

Я слежу за работай твоей.

А. многосоюзие Б. эллипсис В. синтаксическая анафора

Г. риторический вопрос Д. градация

(За каждый правильный ответ – 1 балл, всего 5 баллов)

IV. Установите соответствие между предложениями и тропами.

1. Быстро мелькают золотые дни беспечного, веселого детства. (Д.В. Григорович)

2. Могучий дуб стоит, как боец подле красивой липы. (И.С. Тургенев)

3. Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни. (А.С. Пушкин)

4. Я три тарелки съел. (И.А. Крылов)

5. Редкая птица долетит до середины Днепра. (Н.В. Гоголь)

А. метафора Б. сравнение В. эпитет Г. гипербола Д. метонимия

(За каждый правильный ответ – 1 балл, всего 5 баллов)

V. Установите соответствие между предложениями и тропами.

1. И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Ю.Лермонтов)

2. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка. (А.С. Грибоедов)

3. Отколе, умная, бредешь, ты, голова. (И.А. Крылов)

4.И вот сама идет волшебница зима. (А.С. Пушкин)

5. В груди её птицею пела радость. (М. Горький)

А. сравнение Б. литота В. эпитет Г. синекдоха Д. ирония

(За каждый правильный ответ – 1 балл, всего 5 баллов)

VI. Установите соответствие между предложениями и тропами.

1. Утешится безмолвная печаль и резвая задумается радость. (А.С. Пушкин)

2. Ты знаешь край, где все обильем дышит, где реки льются чище серебра. (А.К.Толстой)

3.На глаза осторожной кошки похожи твои глаза. (А. Ахматова)

4. Пройдет - словно солнцем осветит!

Посмотрит - рублем подарит. (Н. Некрасов)

5. Порой влюбляется он страстно в свою нарядную печаль. (М. Лермонтов)

А. перифраза Б. сравнение В. гипербола Г. оксюморон Д. олицетворение

(За каждый правильный ответ – 1 балл, всего 5 баллов)

VII. Какой прием использован в цитируемой строке М. Лермонтова?

«Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг».

1. метонимия 2. сравнение 3. оксюморон 4.градация 5. антитеза

VIII. Какой прием использован в цитируемой строке А.Твардовского?»

«Полночь в мое городское окно входит с ночными дарами.

1. гипербола 2. литота 3. сравнение 4. олицетворение 5. синекдоха

(За правильный ответ – 1 балл)

IX. Какой прием использован в цитируемой строке А.С. Пушкина?

«Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал».

1. метафора 2. метонимия 3. эпитет 4. сравнение 5.оксюморон

(За правильный ответ – 1 балл)

X. Какой прием использован в цитируемой строке А.С. Пушкина?

«Страна восходящего солнца - мечта каждого путешественника» .

1. олицетворение 2. литота 3. перифраза 4. эпитет 5. аллегория

(За правильный ответ – 1 балл)

XI. Отметьте те средства выразительности, которые использованы в предложениях.

1. Мы все глядели в Наполеоны. (А.С. Пушкин)

2. В сто сорок солнц закат пылал. (В. Маяковский)

3. Он бежал быстрее, чем лошадь. (А.С. Пушкин)

4. Мечты, мечты! Где ваша сладость?

5. Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской.

А. сравнение Б. метафора В. синекдоха Г. синтаксический параллелизм

Д. эллипсис

XII. Отметьте те средства выразительности, которые использованы в предложениях.

1. Суша вздулась волдырями вулканов. (Ю. Овчинников)

2. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка. (М.Ю. Лермонтов)

3. Кажется, какой-то великан яростно срезал лопатой и еще яростнее швырял из кратера гигантские комья глины, которые налипали друг на друга, искривлялись, корежились и твердели. (Ю. Овчинников)

4. Знакомые туи! Как вы живёте?

5. Серые шлемы с красной звездой белой ораве крикнули: «Стой!»

А. метафора Б. умолчание В. эпифора Г. метонимия Д. градация

(За правильный ответ – 3 балла)

Ключи

I. 1Б, 2В, 3Д, 4Г, 5А

II. 1Д, 2В, 3А, 4Б, 5Г

III. 1Г, 2Б, 3А, 4Д, 5В

IV. 1В, 2Б, 3А, 4Д, 5Г

V. 1Г, 2Б, 3Д, 4В, 5А

VI. 1Д, 2А, 3Б, 4В, 5Г

VII. 3

VIII. 4

«Построение геометрических фигур» - П3: Построить (найти) точку пересечения двух данных прямых. Стереометрические построения. Инструменты построений. Метод пересечений. Этапы решения задач на построение. Координатный метод. Применение приема при решении задач. Контроль и коррекция усвоения. Структура задачи на построение. Например: прямая; биссектриса угла; серединный перпендикуляр.

«Фигура человека» - Древний Египет. 4. Фигурка клоуна в профиль. 5. Примеры разных движений. Форму и движения тела человека во многом определяет скелет. Масло. ЧЕЛОВЕК – главная тема в искусстве. Форма. Выполнение аппликации. Пропорции и строение фигуры человека. Определенные размеры для сидячих фигур. Франция. 1910. Творческая страничка.

«Симметрия геометрических фигур» - В планиметрии есть фигуры, обладающие осевой симметрией. Квадрат. Квадрат имеет четыре оси симметрии. Прямоугольник. Круг. Неразвернутый угол. Цель исследования: Параллелограмм. Равносторонний треугольник имеет три оси симметрии. Примеры фигур, у которых нет ни одной оси симметрии. Равнобедренный треугольник.

«Подобие фигур» - Подобие нас окружает. Вокруг нас великое множество подобных фигур. Какие треугольники называются подобными? Если изменить (увеличить или уменьшить) все размеры плоской фигуры в одно и то же число раз (отношение подобия), то старая и новая фигуры называются подобными. Игрушки. Подобие фигур вокруг нас.

«Объемы фигур» - Построим сечение, перпендикулярное боковому ребру (?BKC). Пусть дана наклонная треугольная призма. Понятие объема. Если применить метод бесконечных интегральных сумм, то получится: 3) Получили ещё две прямые треугольные призмы ADBA1D1B1 и BECB1E1C1. Любое геометрическое тело в пространстве характеризуется величиной, называемой ОБЪЕМОМ.

«Симметрия фигур» - Симметрия в переводе с греческого означает соразмерность. Булавин Павел, 9В класс. C. Что можно сказать о точках М и М1? Симметрия относительно точки называется центральной симметрией. Оглавление. Прямая а называется осью симметрии фигуры. Точка О – центр симметрии. Точка A` является симметричной точке A относительно прямой l.

ТРОПЫ (троп – употребление слова или выражения в переносном значении)

Гипербола – художественное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета.
Пример: в сто сорок солнц закат пылал В. Маяковский)

ФУНКЦИИ ГИПЕРБОЛЫ И ЛИТОТЫ (см. ниже):
–Эмоциональное воздействие на читателя;
–Придание речи выразительности;
–Усиление художественного впечатления
–Создание каких-либо ярких необычных образов
–Источник юмора, средство насмешки

Ирония – троп, состоящий в употреблении с целью насмешки слова или выражения в значении, противоположном буквальному.
Пример: Гвоздин, ХОЗЯИН ПРЕВОСХОДНЫЙ*,
Владелец нищих мужиков
(А. Пушкин)

Литота – художественное преуменьшение тех или иных свойств изображаемого предмета.
Пример:
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с НОГОТОК!

Метафора – перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства, скрытое сравнение.

Пример:
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег
(С. Есенин)

ФУНКЦИЯ: придание речи особой выразительности и эмоциональности

Метонимия – перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их смежности (материал – изделие из него, содержимое – содержащее, продукт – его производитель, действие – орудие действия и т.д.)
Пример:
И вы, МУНДИРЫ ГОЛУБЫЕ*,
И ты, послушный им народ.
(М. Лермонтов)

Олицетворение – троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы или отвлеченные понятия, разновидность метафоры.
Пример:
Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора
(ф. Тютчев)

ФУНКЦИЯ: создание эмоционально-выразительных образов.

Перифраз – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.
Пример:
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает УТРО ГОДА*.
(А. Пушкин)

Синекдоха – перенесение значения одного слова на другое на основе количественных соотношений: часть вместо целого, целое вместо части, единственное число вместо множественного и т.д.
Пример:
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгуз, и друг степей калмык
(А. Пушкин)

Сравнение – сближение двух предметов или явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого.
Пример:
Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория (М. Шолохов)
Сравнение может оформляться
– с использованием сравнительных союзов (как, словно, будто, как будто);
– сочетанием глаголов с существительным в творительном падеже
– сочетанием существительного с прилагательным в сравнительной степени (например, под ним струя светлей лазури)
Эпитет – художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность.
Пример:
Отговорила роща ЗОЛОТАЯ*
БЕРЕЗОВЫМ ВЕСЕЛЫМ* языком
(С. Есненин)

ФУНКЦИИ ЭПИТЕТОВ И СРАВНЕНИЙ: способствуют образному описанию или изображению предметов, признаков, качеств, действий.

*Выделенными обозначаются слова, непосредственно имеющие отношение к тому или иному виду тропа. Если конкретно выделенных фрагментов в приведенном примере нет, то это означает, что предложение целиком относится к данному виду тропа.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ (обороты речи, строящиеся на отступлении от привычного речевого стандарта и придающие выразительность художественной речи)

Анафора – единоначатие, повтор слова или группы слов в начале нескольких стихов, строф, фраз.
Пример:
ЛЮБЛЮ тебя, Петра творенье,
ЛЮБЛЮ твой строгий, стройный вид.
(А. Пушкин)

ФУНКЦИИ: единый зачин делает речь экспрессивной, выразительно подчеркивающей основную мысльтекста.

Антитеза – Противопоставление (использование антонимов)
Пример:
Что ищет он в СТРАНЕ ДАЛЕКОЙ,
Что кинул он в КРАЮ РОДНОМ?

ФУНКЦИИ:
– Придание речи особой остроты и выразительности;
– Достижение эмоциональности речи;
– Показ героя, обстановки, событий во всей их противоречивой сложности
– Использование антонимов помогает показать поноту охвата описываемых явлений, широту пространственных и временных границ (например, учил с утра до ночи, шли с запада на восток).

Бессоюзие – пропуск союзов между однородными членами, придающий художественной речи компактность, стремительность, динамичность.
Пример:
Швед, русский – колет, рубит, режет,
Бой барабанный, клики, скрежет.
(А. Пушкин)

ФУНКЦИИ: Придает фразе динамику

Градация – цепь понятий или определений с постепенным нарастанием или убыванием значимости.
Пример: Не жалею, не зову, не плачу (С. Есенин)

ФУНКЦИИ: придание речи выразительности и усиление эмоциональности

Инверсия – нарушение привычного, естественного для данного языка порядка слов.
Пример:
Швейцара мимо он стрелой
Взлетел по мраморным ступням
(А. Пушкин)

Контекстные синонимы.
Пример: В этом году в лесах неурожай белых. Бровики буквально попадаются на каждом шагу. (белые и боровики – синонимы обычные)
Мое внимание привлек какой-то колючий шар на окне. Это оказался довольно редкий кактус. (Шар и кактус не являются синонимами, но в данном случае они контекстуальные синонимы).

Лексический повтор –намеренное повторение в тексте одного и того же слова или словосочетания.
Пример: Казалось, все в природе уснуло: спасла трава, спали деревья, спали облака.
ФУНКЦИИ:
– выделение в тексте ключевого слова, на значение которого необходимо обратить внимание читателя
– усиление художественнго впечатления.

Многосоюзие – намеренный повтор союза обычно в начале смежных строк.
Пример:
Ох, лето красное! Любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи
(А. Пушкин)

ФУНКЦИИ: придает предложению плавность, замедленность

Неполные предложения.
ФУНКЦИИ:
- Помогают избежать повторов;
- Придают речи динамичность и эмоциональность.
- Показывают резкую смену событий.

Парцелляция – особое членение предложения, неполные предложения.
ПРИМЕР: У Анны стряслась беда. Большая. Случилось это давно. Оченьдавно.

Плеоназм – употребление слов, излишних для выражения мысли, целью усиления выразительности речи.
Пример: Мария Годунова и сын ее Федор отравили себя ядом. Мы видели их МЕРТВЫЕ ТРУПЫ.

Риторический вопрос – оборот, в котором эмоциональная значимость высказывания подчеркивается вопросительной формой, хотя на этот вопрос ответа не требуется.
Пример:
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где отпустишь ты копыта?
(А. Пушкин)

Риторическое восклицание – построение речи, при котором в форме восклицания в повышенно эмоциональной форме утверждается то или иное понятие.
Пример:
Да, так любить, как любит наша кровь,
Никто из вас давно не любит!
(А. Блок)

Риторическое обращение – обращение, носящее условный характер, сообщающее поэтической речи нужную интонацию: торжественную, патетическую, ироническую и т.д.
Пример:
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов…
(М. Лермонтов)

ФУНКЦИИ (риторического вопроса, восклицания, обращения): привлечь внимание, эмоционально воздействовать на читателя.

Синтаксический параллелизм – тождественное или сходное построение смежных фрагментов художественного текста (чаще – стихотворных строк или строф)
Пример:
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла
(А. Блок)

Эллипсис – стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо слова, легко восстанавливаемого из контекста.
Пример:
Зверю – берлога,
Страннику – дорога,
Мертвому – дроги,
Каждому – свое.
(М. Цветаева)

Эпифора – повтор слова или сочетания слов в конце смежных стихов, строф или фраз, подчеркивающее какую-нибудь мысль.
Деточка, все мы немножко ЛОШАДИ,
Каждый из нас по-своему ЛОШАДЬ
(В. Маяковский).