11 класс

Как называется масло масляное термин. Речевая избыточность. Тавтология, плеоназм. Что за спред

Общеизвестно, что современный двигатель нуждается в моторном масле. Но что оно там делает, в полной мере понимают немногие. Однако почему-то сейчас никого не устраивают те масла, которые применялись тридцать-пятьдесят-восемьдесят лет назад. Все стремятся по мере возможностей «кормить» свою машину так называемой «синтетикой». И все-таки, как работает этот серьезнейший компонент в двигателе?

Из чего сделано масло

У потребителей распространены представления о делении моторного масла на минеральное, полусинтетическое и синтетическое. Специалисты масленщики-химики разделяют масла проще - на минеральные и синтетические. Если минеральное масло имеет какую-то часть добавленной синтетики (как в базовом масле, так и в пакете присадок), они уже называют его синтетическим. Некоторые производители автомобильных масел используют этот прием как маркетинговый ход - зачастую на банке с небольшим процентом синтетики красуется надпись Synthetic, Fully Synthetic и прочее (законом это не запрещено). Чисто синтетических масел в мире не так много - есть они лишь у нескольких крупных производителей, таких как, например, Castrol. Минеральные масла получают из нефтепродуктов путем перегонки. Главная проблема минеральных масел - «длинные» парафиновые молекулы, которыми их наградила природа-мать, поэтому минеральные масла быстро теряют свои свойства при эксплуатации. Минеральные масла - это побочный продукт при получении бензина и других видов топлива. Максимально улучшить минеральные масла позволяет технологический процесс гидрокрекинг (буквальный перевод - «водород-ломать»), позволяющий изменять парафиновую молекулу. В настоящее время чисто минеральных масел на рынке практически нет. Свойства свежего минерального масла (в аналогичном классе) могут очень незначительно отличаться от свойств синтетического. Но в процессе эксплуатации характеристики у минерального масла ухудшаются гораздо быстрее, чем у синтетического.

Наивысший уровень в производстве моторных масел - синтетическое масло. Его тоже получают из нефтепродуктов, но уже подвергая их химической обработке. В результате на выходе создаются молекулы с заданными свойствами - полиальфаолефины (ПАО). Масла, состоящие из ПАО, лишены проблем минеральных масел. Из-за особенностей технологии производство любого синтетического масла, такого как, скажем, Castrol EDGE SAE 0W-40, существенно дороже и сложнее, чем минерального. Однако синтетическое масло имеет преимущества при работе двигателя в холодных условиях, кроме того, оно более устойчиво к воздействию высоких температур. Благодаря лучшей текучести и прокачиваемости, снижению трения во время пуска и прогрева двигателя даже при отрицательных температурах экономится топливо, двигатель работает более эффективно, кроме того, увеличивается его ресурс. Получается, если двигатель эксплуатируется «жестко» (большие пробеги, короткие зимние поездки, движение в пробках, в глубоком снегу, в песке, грязи, практикуется буксировка трейлеров, езда с малой и большой скоростью, если двигатель не отрегулирован или неисправен, т.е. льют инжекторы и форсунки, есть пропуски зажигания), альтернативы синтетике на данный момент времени не существует. И абсолютно неверно мнение, что в старый двигатель надо заливать масло попроще, подешевле, ведь это все равно, что кормить пожилого человека плохими продуктами и лечить какими придется лекарствами.

Производство высококачественных моторных масел требует больших затрат. Самым важным и дорогим этапом производства является испытание готовых образцов. Для этого строятся огромные лаборатории, закупается дорогостоящее оборудование, стенды для испытаний. Сastrol - одна из немногих компаний, имеющая лабораторную установку для производства и испытания товарной партии масла - 20 м3 (всем известно, если приготовить кастрюлю борща - он будет вкусный, но если варить по тому же рецепту в большом котле - неизвестно, что получится). Серьезные автомобильные корпорации и производители масел разрабатывают двигатели и масла совместно, заключая между собой стратегические соглашения, и рекомендуют автовладельцам заливать именно эти масла. С Castrol, например, заключили соглашения BMW, Jaguar, Land Rover, Volvo, Audi, Aston Martin, Honda, Ford, а также альянс Renault-Nissan. Поэтому на маслозаливных крышках этих автомобилей есть надпись «Castrol» (такие крышки есть только с логотипом Castrol).

Обычно автопроизводитель указывает просто минимальные требования к маслу. В процессе эксплуатации в любом масле накапливаются соединения, образующиеся из его компонентов в условиях высоких или низких температур работающего двигателя, а также продукты сгорания топлива и прочее. Когда этих примесей накапливается достаточно много, масло становится непригодным. В идеале следовало бы контролировать изменения свойств работающего масла в динамике, чтобы заменить его не раньше и не позже, а именно в тот момент, когда использовать его стало нельзя. К сожалению, на большинстве использующихся сейчас транспортных средств нет никаких приборов, способных выполнять такую функцию, и замену масла производят в зависимости от пробега в соответствии с рекомендациями производителя автомобиля, поэтому очень важно применять материалы с запасом рабочих свойств выше минимальных (запас карман не тянет). Также надо помнить - в дорожных пробках, к примеру, двигатель работает на холостых оборотах, что для моторного масла гораздо хуже, чем работа в режиме умеренной нагрузки и средних скоростей. Получается - пробег нулевой, а масло изнашивается. Так что лучше сменить масло немного раньше, чем предписано, а уж про то, чтобы ездить на исчерпавшем свой ресурс продукте, и говорить не приходится. Сроки замены масла и уровень его качества предписывает только производитель автомобилей. Сейчас некоторые европейские производители грузовых автомобилей снабжают свои двигатели датчиками, определяющими кислотно-щелочные, вязкостные, температурные и прочие свойства масла непосредственно на эксплуатируемой технике. Благодаря этому они контролируют состояние масла в любой момент времени, и, как только характеристики масла выходят за допустимые пределы, становится очевидной необходимость его замены. В Европе на наиболее перспективных моделях автотехники, соответствующих требованиям Евро-4, уже сейчас в выхлопной системе устанавливают сажевые фильтры DPF и системы селективного каталитического восстановления SCR. Жесткие экологические требования и новые конструкции автомобилей послужили причиной для создания нового европейского класса масел - ACEA C1,C2,C3. Castrol уже выпустил такие масла - Castrol Magnatec 5W-30 C3, Magnateс 5W-40 C3. При применении обычных масел (не С3) дорогостоящие системы DPF, SCR выходят из строя, и двигатель переходит в аварийный режим, позволяющий двигаться автомобилю со скоростью не более 60 км/ч.

Как работает масло

Моторное масло способствует эффективной работе двигателя и является главной его деталью, так как в шатунном подшипнике масло играет роль тела качения, которое в обычном подшипнике осуществляют ролики и шарики. При отсутствии масляного клина двигатель немедленно выходит из строя. При этом важно иметь заданную вязкость, которая долго не меняется. Масло выполняет множество важных функций, основными из которых является смазка и охлаждение.

Трение связано с любым механическим движением. В автомобильном двигателе оно нежелательно и должно быть снижено - энергии сжигаемого топлива предназначено тратиться на движение, а не на преодоление трения. Снижение трения способствует также увеличению ресурса работающих деталей и снижению расхода топлива. При граничном трении работающие без смазки, соприкасающиеся металлические поверхности быстро изнашиваются, происходит их разрушение с накоплением микроскопических металлических осколков на границе соприкосновения и нагрев до экстремально высоких температур (вплоть до сваривания деталей). Ведь на любой, даже тщательнейшим образом отшлифованной поверхности есть микроскопические выступы и неровности, величина которых зависит от класса обработки детали. Гидродинамическое трение (масляный клин) - идеальные условия для работы соприкасающихся поверхностей. В этих условиях между работающими деталями имеется защитный слой смазки. Необходимые условия для этого вида трения - соответствующая скорость и вязкость масла. Однако довольно часто встречается так называемое смешанное трение - промежуточное между граничным и гидродинамическим. Здесь моторное масло находится в сложных условиях, особенно в момент пуска двигателя. Его задача - обеспечивать защитный смазочный слой, сводя к минимуму трение и износ. Масляная пленка между цилиндром и поршнем, кроме того, должна выдерживать гигантское давление, создаваемое в камере сгорания при взрыве топливной смеси и при контакте кулачка распредвала с клапаном.

Моторное масло, кроме снижения трения, охлаждает работающие детали - это единственный агент, имеющий возможность отвести тепло от поршня и поршневых колец. К примеру, для форсированных моторов требуется дополнительное охлаждение путем впрыска масла через специальные каналы на днище поршня, а для охлаждения самого масла используются дополнительные масляные радиаторы.


В работе масла в двигателе огромную роль играет вязкость. Эта характеристика находится в сильной зависимости от температуры, что особенно важно в холодный период года. Сегодня вязкость моторного масла - любого, как минерального, так и синтетического - классифицируется по международной системе SAE J300. Самый низкий класс вязкости - SAE 0W, тогда как максимальный - SAE 60. Практически везде используются масла, предназначенные для круглогодичного использования, перекрывающие несколько классов вязкости. Их рабочий диапазон определяется двумя цифрами после букв SAE. К примеру, всесезонное масло Castrol EDGE SAE 0W-40 работает при пуске холодного двигателя, как SAE 0W, а при прогретом до рабочей температуры двигателе - как SAE 40. Оно позволяет не думать о запуске двигателя при температурах ниже 0º С, одновременно обеспечивая оптимальное смазывание деталей при экстремально высоких температурах. Практически вязкость масел, скажем, Castrol Magnatec SAE 10W-40, Castrol Magnatec SAE 5W-40,Castrol EDGE 0W-40, одинакова - ведь она характеризуется в данном случае цифрой 40. А вот пусковая температура, то есть минимальная температура, при которой эти масла обеспечивают бесперебойный запуск двигателя, характеризуется первой цифрой - то есть 10W, 5W и 0W соответственно. Понятно, что в таком режиме, даже в условиях очень сильного мороза двигатель работает 2-3 минуты, то есть до тех пор, пока не прогреется.

Масло базовое и присадки

Все имеющиеся сегодня в продаже всесезонные масла состоят из базового масла и добавленных в него присадок (их состав задает цвет свежего масла, цвет масла не стандартизирован и никак не говорит о качестве масла), улучшающих и дополняющих свойства базового масла. Одной из таких присадок являются так называемые загустители, добавляемые в базовое масло, свойства которого приблизительно соответствуют указываемому на готовом продукте низкому классу вязкости SAE. Загустители - самые быстро изнашиваемые присадки, поэтому, чем их меньше, тем масла стабильнее. Понятно, что для масла SAE50, 60 загустителей надо больше, чем для масла SAE 20, 30, 40. Поэтому сильно загущенные масла приходится чаще менять. Молекулы загустителей при низких температурах находятся как бы в скрученном в клубок состоянии и мало влияют на вязкость. При повышении температуры они расправляются, увеличиваются в объеме и, таким образом, в значительной степени компенсируют потерю вязкости базового масла в этих условиях. Еще одной присадкой современных масел являются дисперсанты. Дело в том, что в моторное масло неизбежно попадают продукты сгорания бензиновых или дизельных двигателей, остатки несгоревшего топлива, сажа; накапливаются в нем и продукты, образующиеся при старении самого масла. Дисперсанты препятствуют слипанию продуктов окисления, образованию шлама и осаждению смол на поверхности деталей, поддерживая коллоидные частицы во взвешенном состоянии до следующей замены масла. Имеются и присадки, обеспечивающие чистоту двигателя, - это детергенты - своеобразный «cтиральный порошок» для двигателя. Они, к примеру, нейтрализуют продукты окисления, образующиеся во время холодного пуска двигателя, а также предотвращают залипание поршневых колец. Присадкой являются и антиоксиданты, замедляющие процессы старения масла. При старении масла в нем протекают окислительные процессы с образованием отложений и шламов. Антиоксиданты нейтрализуют их в течение всего срока службы масла.

В среднем масло, заливаемое в двигатели, на три четверти состоит из базового масла и на одну четверть из присадок (т.е. в четырехлитровой канистре 3 литра - база, а 1 литр - это присадки, где около 80 процентов - примерно 800 мл - моющие и дисперсанты). Поэтому, если двигатель внутри сильно загрязнен шламами в результате неправильной эксплуатации, при применении некачественного масла или топлива специалисты Сastrol предписывают срочную замену масла на свежее качественное и уменьшение следующего срока замены. Необходимо помнить - очень важно поддерживать двигатель в чистоте, так как полностью отмыть его изнутри без разборки невозможно. Все пропорции масла профессионалы еще на стадии разработки нового продукта выверяют в лабораториях, оборудованных по последнему слову в науке, и тщательно тестируют. Благодаря этому удается создавать продукты, показатели которых не только соответствуют принятым международным стандартам API, ACEA, но и превосходят их, а в ряде случаев даже весьма существенно. Любое изменение соотношений компонентов из-за эффекта синергии (эффект синергетический - при смешивании разных веществ их свойства могут усиливаться или ослабевать) может драматическим образом изменить свойства масла даже в отношении тех характеристик, к которым добавляемая присадка, казалось бы, никакого отношения не имеет. В связи с этим никаких дополнительных присадок заливать в уже готовое масло производители категорически не рекомендуют. Маслу и так предстоит серьезная борьба с негативными процессами при эксплуатации, и нет необходимости нагружать его дополнительной работой. Более того, в случае, когда потребитель решил провести эксперимент на своем автомобиле и на свой страх и риск долил в масло какую-то присадку, производитель снимает свою гарантию на свойства продукта - ведь неизвестно, как добавляемые компоненты присадки будут взаимодействовать с уже имеющимися в масле веществами и как изменятся их характеристики. При этом понятно, что любые масла можно смешивать - это самые родственные вещества. Главное, делать это при необходимости и подбирать масла аналогичных классификаций.

Серьезные производители выпускают масла, адаптированные к условиям региона. Также осуществляется контроль качества каждой партии выпускаемого масла, что делает не каждый производитель. Иначе говоря, качественное масло, предназначенное для Америки или Японии, непригодно для России, даже если оно заливается в один и тот же автомобиль. В автомобиль, эксплуатирующийся в России, необходимо заливать масло, предназначенное для российского рынка. Ведь при производстве масла учитываются не только климатические условия, но и дорожные и прочие характеристики региона. Скажем, наш бензин сильно отличается от японского, так как производится из более «грязных» сортов нефти (других нет) плюс старые технологии и заводы. А о том, что топливные характеристики чрезвычайно важны для работы масла, можно не говорить. Также очевидны различия в запыленности между нашими дорогами и японскими, да есть и масса других различий…

Как отличить на прилавке натуральные продукты

Треть того, что мы покупаем как сливочное масло, на самом деле таковым не является.

Это тоже масло, но, скорее всего, пальмовое. Вреда от него нет, но стоить оно должно в четыре раза дешевле сливочного. Дело в том, что корову вырастить трудно, а пальмы в тех местах, откуда к нам везут этот растительный жир, растут в неограниченном количестве. Пальмовое масло (а еще кокосовое, арахисовое и даже масло из жиров морских животных) смешивают с молочным жиром, и получаются маргарины или спреды. Часто их продают в ярких упаковках, на которых написаны слова “масло” или “вологодское”. И стоит такой маргарин не намного дешевле, чем настоящее сливочное.

К тому же маргарины или спреды не содержат той гаммы полезных веществ, которыми богато настоящее сливочное масло, утверждают производители сливочного. Некоторые микроэлементы, которые содержатся в животных жирах, нельзя найти ни в одном растительном масле.

Как выбрать в магазине “правильное” масло от буренки и не прихватить вместо него продукт из пальмы.

Снять сливки

Самое главное правило: в настоящем сливочном масле вообще не должно быть растительных жиров. Поэтому первое, на что следует обращать внимание при выборе масла, это состав.

Там должны фигурировать только сливки и цельное молоко, иногда соль. Если в составе присутствует пальмовое, арахисовое, кокосовое масло или просто ингредиент под названием “заменитель молочных жиров”, вы держите в руках маргарин, что бы там ни обещала упаковка.

Кстати об упаковке. На ней должно быть написано не просто “масло”, а “масло сливочное”, “масло любительское” или “масло крестьянское”.

Жирность сливочного масла должна быть не ниже 82,5 процента, любительского – 78 процентов и крестьянского – 72,5 процента. Все продукты с жирностью ниже 70 процентов – это уже не масло. Довольно часто производители пишут на упаковках крупными буквами “МАСЛО” и маленькими – “бутербродная масса” или “бутербродный продукт”. Это, разумеется, уже не настоящее масло, а смесь из растительных и животных жиров.

Еще один фактор – цена. Чтобы получился килограмм сливочного масла, нужно переработать 20 литров молока.

Закупочная цена одного литра молока – 10-12 рублей. Но из этих 20 литров готовят не только масло, но и другие молочные продукты. Отсюда и получается оптовая цена килограмма “сливочного” – 170 рублей.

В рознице килограмм будет стоить не менее 250 рублей. С учетом фасовки и упаковки двухсотграммовая пачка масла не должна стоить меньше 70-100 рублей. Исключения бывают, если производитель или магазин проводят акцию, чтобы привлечь покупателей или “раскрутить” новый товар.

А вот крупные буквы ГОСТ – не всегда свидетельство, что вы имеете дело с настоящим сливочным маслом. Цифры ГОСТа сливочного масла – 37-91, и никакие другие. Но бывают ГОСТы и на маргарины, и на спреды. “Кроме того, очень хорошее сливочное масло может быть изготовлено не по ГОСТу, а по техническим условиям (ТУ), это законом не возбраняется, – продолжает потребительский ликбез Андрей Даниленко. – Поэтому я бы советовал в первую очередь смотреть на состав, а потом уже на все остальное”.

В масло добавь воды

Есть и “домашние” способы проверить, настоящее ли масло вы купили. Сливочное масло – однородная масса и под воздействием тепла плавится равномерно. Поэтому если вы забыли убрать масло в холодильник и на его поверхности появились капельки воды, это не масло. Еще один “народный” рецепт – растворить кусочек масла в теплой воде. Если оно размешивается равномерно – все в порядке. Если распадается на “составляющие” – вы купили маргарин.

Что касается цвета, слишком желтое масло должно насторожить, равно как и слишком белое. И еще – настоящее сливочное масло практически не пахнет. Если запах чувствуется сквозь упаковку, скорее всего, в этой пачке не масло.

Кстати, если вы собрались хранить сливочное масло долгое время, лучше всего убрать его в морозилку. Если несколько дней, то можно и в холодильнике. Масло следует положить в закрытую пластиковую, стеклянную или фарфоровую масленку, закрытую пачку можно замотать в полиэтилен.

Что за спред?

Сливочное масло – это продукт, который должен присутствовать в рационе каждого человека.

Это и витамин Е, и витамин D, и вообще вся таблица Менделеева в одном флаконе.

Диетологи рекомендуют съедать в день не меньше 5-10 граммов сливочного. Проще говоря, кусочек масла в каше за завтраком или один-два бутерброда. Главное здесь – не переусердствовать. Если есть больше 30 граммов масла в день, увеличивается риск получить ожирение или проблемы с сосудами.

Впрочем, никакого вреда не будет, если заменить сливочное масло маргарином или спредом. Просто будет меньше пользы. А людям, у которых проблемы с холестерином, диетологи даже советуют отказаться от сливочного в пользу маргарина или спреда.

Спред – это такой компромиссный вариант между маргарином и маслом. С одной стороны, по вкусу он близок к сливочному маслу и не имеет характерного маргаринового привкуса. С другой стороны, в спредах практически нет холестерина, да и жирность там намного меньше, чем в масле.

Спреды появились на Западе, когда ученые выяснили, что многие проблемы с сердцем и сосудами возникают из-за чрезмерной любви к богатым холестерином продуктам.

Спреды бывают “сливочно-растительными”. Это означает, что в составе продукта преобладает молочный жир, а растительных жиров в нем меньше половины. Или “растительно-сливочными”, где, соответственно, больше растительных жиров.

“Многие спреды обогащены дополнительными полезными веществами, – рассказывает корреспонденту “РГ” Светлана Дербенева, дие толог-кардиолог и старший научный сотрудник НИИ питания РАМН. – Например, фитостеринами, основными источниками которых являются растительные масла”.

Словом, покупателю самому решать, что выбирать: буренку или пальму. Главное, не платить за смесь из растительных и животных жиров цену настоящего сливочного масла.

Советы

Не стоит злоупотреблять бутербродами с маслом и колбасой. В сочетании масла и колбасы столько холестерина, что проблемы могут возникнуть даже у человека со здоровым сердцем и сосудами.

На сливочном масле нельзя жарить. При сильном нагревании “сливочное” выделяет канцерогенные свободные радикалы. Пользы от такого блюда точно не будет. Жарить лучше всего на растительном рафинированном масле. А вот в салаты добавлять растительное нерафинированное. В осадке, который удаляют при рафинации, содержится много витаминов и полезных веществ.

На заметку

На что смотреть при выборе масла:

  • состав (только сливки и цельное молоко);
  • название самого продукта (“масло сливочное”, “масло любительское”, “масло крестьянское”);
  • жирность (не меньше 70-72 процентов);
  • цена (не меньше 70-100 рублей за 200-граммовую пачку);
  • если ГОСТ, то 37-91.

Окт 2, 2016 tigress…s

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

МАСЛО МАСЛЯНОЕ

ВЫБОР МОТОРНОГО МАСЛА ПРОСТ И СЛОЖЕН ОДНОВРЕМЕННО

ТЕКСТ / ФЕДОР БУТЫРЕВ

Как бы часто журнал ни писал об эксплуатационных жидкостях для автомобиля - маслах, бензинах, «тосолах», интерес к ним по вполне понятным причинам у читателей не иссякает.

«Что залить в мою машину?» - не проходит дня без вопросов к редакции на эту тему. Отвечая в очередной раз, начнем, как обычно, с формальных требований автозаводов.

К каждому отечественному автомобилю прилагается инструкция и в ней - перечень масел, проверенных и допущенных заводом к эксплуатации. Но пользоваться этими сведениями не всегда удобно. Номенклатура «проверенных» редко соответствует ассортименту того или иного магазина. Поэтому следуют более простым правилам. Так, в карбюраторные уфимские моторы, в двигатели VAZ 2103 , 2105, 2106, а также в ЗМЗ-402 заливают масла не ниже группы Г по отечественной классификации или SF - по американской. Например, М5з12Г или API SF/CC еще могут подойти, а, скажем, М8В уже не годится. Кстати, если быть совсем точным, масла по качеству должны быть чуть выше группы SF - читай «хорошие SF». Стоят такие сегодня от 150–180 до 340–450 рублей в зависимости от репутации изготовителя. Предлагают за 70 руб. - уходите из этого магазина навсегда!

Если ваш автомобиль чуть современнее - с впрыском или хотя бы с гидрокомпенсаторами (ЗМЗ-406, VAZ 2111 , 2112, 2114), ему подавай масло как минимум группы SG по американской классификации или Д - по российской. Хотя и здесь похожая ситуация - строго говоря, масло должно быть чуть лучше группы SG. Соответственно, все, что маркировано SH, SJ, SL (последняя группа появилась сравнительно недавно), подойдет, если, конечно, содержимое соответствует этикетке.

С вязкостью еще проще. Наиболее ходовые у нас 15W40, 10W40 и 5W40. Первые формально относятся к всесезонным, но этому можно доверять, пока температура не опустилась до минус 10–15°С. В первую очередь, речь о карбюраторных моторах. Не потому, конечно, что подобная вязкость противопоказана двигателям с системой впрыска топлива. Просто масла с такой маркировкой, как правило, самые дешевые в своей группе, а не самые «хорошие», и очень часто это как раз «карбюраторная» группа SF. Если для машины с впрыском такое масло покупает не очень опытный автомобилист, вероятность ошибиться несколько возрастает.

Следующие по списку - масла с маркировкой 10W40, которые заслуживают самого пристального внимания автомобилистов как «бюджетный» вариант почти на все случаи жизни. Они совсем не намного дороже «демисезонных» 15W40, но расширяют температурную границу применения на 5–10° в «минусовую». По крайней мере, до минус 15–20°С, а дальше - как повезет.

Тем, кто ездит каждый день круглый год, раз-другой за сезон приходится наблюдать, как соседи суетятся поутру вокруг холодных машин, застигнутые врасплох ударившим ночью морозцем. Скажем, градусов эдак 27 ниже «ватерлинии». На этот случай в поддоне должен быть припрятан аргумент посерьезнее, скажем, масло вязкостью 5W40. Оно может быть синтетическое, полусинтетическое или гидрокрекинговое (последнее тоже часто относят к полусинтетическим). Цена на такие масла, конечно же, разная. «Синтетика» с «зимней» вязкостью будет действительно дорогой, а вот «полусинтетику» могут предлагать примерно за ту же цену, что и менее «холодное» 10W40.

А теперь беглый взгляд в будущее. Ужесточение экологических требований к автомобилю, как известно, отражается на конструкции двигателя и применяемых ГСМ - как топливах, так и маслах. Не углубляясь, отметим несколько основных направлений, по которым идут работы. Это, прежде всего, уменьшение вязкости масел, снижение их испаряемости и повышение срока службы. И хотя кажется, что первое требование несколько противоречит второму, решения все равно находят. Уже сегодня для новых машин стали нормой масла вязкостью 5W30 и 10W30 - они жиже «сороковых» при работе горячего двигателя. Не за горами применение еще менее вязких 0W30 и даже таких, как 5W20 и 0W20.

Одновременно со снижением вязкости идет работа и в другом направлении. Все меньше предлагают минеральных продуктов в классическом понимании этого слова и все большее распространение получает гидрокрекинг - более глубокая, дополнительная переработка нефтяного сырья. Ну и, конечно, не будем забывать чистую «синтетику». Как бы мы ни критиковали ее за дороговизну, потребление ее растет. В первую очередь благодаря большей термостабильности и лучшим экологическим свойствам (в том числе низкой испаряемости). Весьма красноречив в этой связи пример с обычными карбюраторными «Жигулями»: в ряде случаев только переход с дешевого минерального масла на синтетическое (без регулировок карбюратора) приводит к снижению уровня СО в выхлопных газах.

Кстати, а как относятся наши автомобили к перспективным продуктам? Поскольку разрабатывались они под масла с «горячей» вязкостью SAE 40, использовать в них 5W20, если таковые появятся, конечно, не стоит. Промежуточный вариант 5W30 или 10W30 вполне сгодится, правда, появятся ограничения летом. При 20-25-градусной жаре ничего с машиной не случится, а вот если синоптики пообещают больше 30°С, «зимнее» масло нужно будет заменить на что-нибудь более подходящее.

Еще раз поспешим опровергнуть рассказы о злой «синтетике», разъедающей сальники. Она всего лишь имеет лучшую текучесть и через плохие (читай неисправные) уплотнения более охотно вытекает.

Какую фирму предпочесть? Поверьте, это дело вкуса - выберите ту, которой больше доверяете и чей настоящий (а не поддельный) продукт можете с уверенностью купить.

Допустимо ли менять масла, заливая каждый раз что-нибудь новое? С чисто технической точки зрения ничего страшного в этом нет, как бы ни пугали нас страшными историями. Но сердце почему-то подсказывает, что мотору будет приятнее, если автовладелец рано или поздно определится. А что подсказывает сердце вашей машины?

Современные масла испытывают и на гоночных трассах.

Вязкость моторных масел при низких температурах.

Что общего между новостными роликами, из которых смонтировано видео ниже? Правильно! В каждом из них употребляется одно и то же словосочетание «неприятный инцидент». И в каждом из них редакторский состав пропустил в эфир новостной текст с лексической ошибкой. Разберёмся, в чем же тут дело.

Смотрим в толковом словаре лексическое значение слова «инцидент».

ИНЦИДЕ́НТ -а; м. [от лат. incidens (incidentis) - случающийся] Случай, происшествие неприятного характера; недоразумение. Пограничные инциденты. Возможность инцидентов между кем-л. И. исчерпан (не имеет дурных последствий). Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998.

Как мы видим, слово заимствованное. В его значении в русском языке закодирована не только информация о событии, но и его конкретная оценка. В данном случае это какое-то недоразумение, случившееся с кем-либо. Добавляя к слову инцидент прилагательное «неприятный», мы дублируем информацию и, конечно, совершаем лексическую ошибку. Называется такое явление плеоназм.

Дискуссия о тотальных речевых ошибках в наше время становится всё более актуальной. Даже речь работников СМИ, которая должна быть эталонной, пестрит подобными недоразумениями, что уж говорить о простых обывателях. Именно поэтому, видимо, возникают идеи ввести устную часть в ЕГЭ по русскому языку, чтобы разговор о речевых ошибках вёлся на уроках предметно и постоянно. Но никогда не поздно опять стать на время школьником.

Плеоназм, ляпалиссиады, периссология, изосемия, тавтология… Не бойтесь, они не заразны.

Хотя тщательно следить за ними нужно не только работникам средств массовой информации и писателям. Подобные ошибки не украшают никого. Они, как сорняки, способны уродовать нашу речь. Чтобы по возможности навсегда «удалить их с корнем», необходимо «врага знать в лицо».

С плеоназмом мы уже познакомились. Это довольно распространенное языковое явление, хотя его название многие могут прочитать впервые. Главная его отличительная черта - избыточность, излишество. По-русски в таких случаях обычно говорят «масло масляное». Кстати, такое повторение однокоренных слов называется тавтологией . Многие лингвисты считают, что тавтология - это разновидность плеоназма.

Семантические плеоназмы связаны с семантикой, лексическим значением слова. В состав таких плеоназмов часто входят заимствованные слова. Нетрудно догадаться, в чём причина. Человек не совсем правильно понимает, что это слово обозначает, и добавляет еще одно слово, уже русское, которое дублирует значение первого. Такое явление называется периссология . Вот самые распространенные примеры:

  • Прейскурант цен. Прейскурант (нем. Preiskurant, от Preis - цена и фр. courant - текущий) - справочник цен на товары.
  • Хронометраж времени. Хронометраж (греч. chronos - время и metreo - измеряю) - метод изучения затрат времени на выполнение циклически повторяющихся ручных и машинно-ручных операций.
  • Внутренний интерьер. Интерьер (фр. intérieur
  • Впервые дебютировал. Дебют от фр. début - начало, появление). Дебют - первое появление деятеля искусства на публике. Дебют (шахматы) - начало шахматной партии.
  • Атмосферный воздух. Атмосфера (от. др.-греч. ἀτμός - «пар» и σφαῖρα - «сфера») - воздушная оболочка Земли.
  • Первая премьера. Премьера (фр. première - «первая») - первый показ, первое представление.
  • Таких примеров можно привести много: другая альтернатива, свободная вакансия, наиболее оптимальный, ностальгия по родине, главный приоритет, инкриминировать вину, депиляция волос, мемориальный памятник, памятный сувенир, народный фольклор, биография жизни, моя автобиография, патриот родины, коллега по работе, всенародный референдум, демобилизоваться из армии, дополнительный бонус, захватывающий триллер, интерактивное взаимодействие, информационное сообщение, крайне экстремистский, круглосуточный нонстоп, местный абориген, народная демократия, необычный феномен, необязательный факультатив, неожиданный сюрприз, основной лейтмотив, ответная контратака, перспективы на будущее, полное фиаско, полный аншлаг, популярный шлягер, предварительный анонс, саммит на высшем уровне, устойчивая стабилизация, строгое табу, скриншот с экрана монитора.
  • Иногда носители языка неправильно понимают лексическое значение родных слов. Есть и наши, отечественные, семантические плеоназмы, выходящие за пределы языковой нормы: проливной ливень, пять рублей денег, тридцать человек строителей, март месяц, в конечном итоге, вернуться назад, впервые познакомился, жестикулировал руками, кивнул головой, моргнул глазами, временная отсрочка, незаконные бандформирования, главная суть, имеет место быть, истинная правда, короткое мгновение, лично я, на удивление странно, начальные азы, неподтверждённые слухи, отара овец, отступать назад, пернатые птицы, повтори снова, полностью уничтожен, предварительное планирование, предупредить заранее, равная половина, смешивать вместе, совместная встреча, увидеть своими глазами, услышать своими ушами, трудоустройство на работу, подняться вверх/спуститься вниз по лестнице.

Запомните эти выражения и больше не впускайте их в свою речь. Это как раз тот случай, когда налицо явная избыточность, дублирование информации.

С другой стороны, язык - это очень сложный живой организм, и, конечно, бывают случаи, когда всё не так однозначно.

Виды плеоназмов

В последнее время всё чаще стали появляться плеоназмы, в состав которых входят аббревиатура: CD-диск, ERD-диаграмма, IT-технологии, RAID-массив, VIP-персона, система GPS, SMS-сообщение . Избавиться от дублирования в этом случае сложнее, поскольку основное лексическое значение закодировано всего лишь в одной букве. Причем буква эта - латиница, и слово, которое в нем зашифровано, тоже иностранное, чаще всего английское. Русский эквивалент в составе выражения выполняет роль пояснения. Есть и отечественные плеоназмы-аббревиатуры. Например, «линии ЛЭП» или «автоваз».

Некоторые плеонастические сочетания уже закрепились в языке и стали нормой. Яркий пример - «бутерброд с маслом».

Первоначальное значение заимствованного из немецкого языка слова постепенно стёрлось в памяти носителей языка. Бутерброд в нашем понимании может быть не только с маслом, но и с колбасой, икрой, сыром и так далее.

Ещё одной разновидностью семантического плеоназма считают многословие. Пример: он шёл по направлению к дому . Эта фраза содержит слова, которые ничего не добавляют к её смыслу - «по направлению».

Не всегда плеоназмы являются ошибками. Стилистический плеоназм свойствен разговорной, публицистической и художественной речи, особенно фольклору, где плеонастические эпитеты и сравнения могут кристаллизоваться в устойчивые поэтические формулы: путь-дороженька, полюшко-поле, грусть-тоска, горе-кручинушка, судьба-судьбинушка, молодо-зелено, море-окиян.

Стилистические плеоназмы (их еще называют экспрессивными) часто употребляются сознательно в художественной литературе. Это уже авторский приём, а не ошибка.

О поле, поле, кто тебя
Усеял мёртвыми костями ?
Чей борзый конь тебя топтал
В последний час кровавой битвы?

Согласитесь, что плеоназм Пушкина из «Руслана и Людмилы» добавляет образности.

А вот яркая речевая характеристика одного из персонажей Чехова. «Взять хоть это дело к примеру... Разгоняю я народ, а на берегу на песочке утоплый труп мёртвого человека . По какому такому основанию, спрашиваю, он тут лежит? Нешто это порядок? Что урядник глядит? Отчего ты, говорю, урядник, начальству знать не даешь? Может, этот утоплый покойник сам утоп, а может, тут дело Сибирью пахнет. Может, тут уголовное смертоубийство...» (А.П. Чехов, «Унтер Пришибеев»)

Справедливости ради надо сказать, что плеоназм в лингвистике не считается исключительно речевой ошибкой. Ученые определяют его более широко. Это именно речевой оборот, который при тех или иных обстоятельствах либо выходит за границы нормы, либо считается вполне допустимым. В разговорной речи он может использоваться для усиления эмоциональности или комичности.

Ляпалиссиада: что это за зверь?

Вот интересный пример - английское стихотворение «Морская свинка» (перевод С.Я. Маршака):

Свинка морская
Была
Мала
И, значит, большою свиньей не была.
Работали ножки
У маленькой свинки,
Когда убегала
Она по тропинке.
Но не стояла,
Когда бежала,
И не молчала,
Когда визжала.
Но вдруг почему-то
Она умерла,
И с этой минуты
Живой не была.

Поэт использовал в этом тексте ляпалиссиаду . Это ещё один вид речевой избыточности - утверждение заведомо очевидных фактов, граничащее с абсурдностью. Они обычно создают комический эффект в неуместных, порой даже трагических ситуациях: «он был мёртв и не скрывал этого».

Своё экзотическое название ляпалиссиады получили при очень интересных обстоятельствах. Термин образован от имени французского маршала маркиза Жака де Ля Палиса. По легенде, солдаты сочинили о нём песню, в которой была игра слов: «S’il n’était pas mort, Il ferait encore envie» (если бы он не был мёртв, ему бы завидовали). Фразу можно прочитать иначе: «S’il n’était pas mort, Il serait encore en vie» (если бы он не был мёртв, он был бы жив).

Тавтологичные тавтологии

Одной из разновидностей семантических плеоназмов многие учёные признают тавтологию . Этот термин более известен и обычно стойко ассоциируется со словосочетанием «масло масляное», которое мы уже упоминали выше. Это выражения, в состав которых входит повторение одних и тех же (однокоренных) или близких по смыслу слов. Чаще всего этот повтор необоснованный: улыбнулся улыбкой, молодая девушка, вновь возобновить, спросить вопрос.

Если плеоназм - это необоснованное излишество, многословие, как говорится, «горе от ума», то тавтология считается более грубой речевой ошибкой, поскольку обычно свидетельствует о бедности словарного запаса и безграмотности.

Но и здесь бывают исключения. Иногда тавтология является вариантом нормы. Например, в разговорной и поэтической речи используются следующие сочетания: горе горькое, чудо чудное, диво дивное, черная ночь, белый день, студёная вода, смертная тоска . Подобные эпитеты считаются вполне характерным признаком поэтической речи.

В интернете я нашла чудесный пример пародии, отлично объясняющий суть тавтологии. Молдавский комический дуэт «Остап и Бендер» придумали миниатюру под названием «Необычный урок» , где почти во все диалоги намеренно включены тавтологические выражения. В конце сценки звучит такое стихотворение:

У Лукоморья лук лукавый,
Цепная цепь на цепи той.
Полдня к полудню,
Где-то в полдень,
Ходун ходульный ходуном.
Пойдет направо, справа – право,
Пойдет налево – лево там.
Там чудеса чудес чудесней,
Чудесней не было чудес.
Там на неведомых дорожках
Следы преследуют, следят.
Там курица на курьих ножках
Курей курирует, куря.
И я там был, бывал, бывало,
Мед с медом пил…

Кроме семантических плеоназмов, существуют ещё и синтаксические. В них избыточность, дублирование информации распространяется не на одно выражение, а на целые синтаксические конструкции. Сравните два предложения: «Она сказала мне о том, что приедет завтра» и «Она сказала мне, что приедет завтра».

Грамматически оба предложения корректны, но слова «о том» рассматриваются в данном случае как плеонастические, то есть избыточные.

Время проверить себя

Давайте теперь закрепим результат и попробуем себя в роли строгого и беспристрастного редактора телевидения. Найдите в предложенных роликах семантические плеоназмы. Кстати, все они уже встречались ранее в данной статье. Заодно проверим и внимание.

Если лично вы нашли все 15 ошибок, то можете считать, что зачёт по теме «Лексические ошибки. Плеоназм» у вас в кармане. Видимо, в конечном итоге вы хорошо усвоили урок.

Есть ли у русской поговорки "масло масляное" английский эквивалент? Да, есть: much of muchness. Оказывается, в английском проблем с употреблением "избыточных" выражений, то есть с тавтологией, не меньше, чем в русском.

"Тавтология " буквально означает "то же самое слово". Но повторение одних и тех же слов может быть разным. Например, в словосочетаниях "белое бельё ", "красная краска ", "чёрные чернила " повторяются однокоренные слова, но смысл их разный: одно употребляется в более широком (родовом) значении, а другое - в более узком и конкретном. К этой же категории относится и "корковая пробка " - т.е. не пластмассовая и не резиновая, а из пробкового дерева. Если слово "патриот" может относиться не только к родной стране, но и к родной школе или родному заводу, то и "патриот своей Родины " выглядит вполне логично.

Более интересны случаи повторения слов, которые звучат по-разному, но при этом передают один и тот же смысл.



Например, в таких словосочетаниях, как "прейскурант цен" , "бестселлер продаж " и т.п., очевидна тавтологичность и по форме и по смыслу. Второе слово никакого дополнительного смысла не несёт, но иногда напрашивается для облегчения связи с другими словами в предложении ("прейскурант цен на... "). В "информационном сообщении " (уродливый штамп советского официоза) нет явной тавтологии по форме, но и нетривиальный смысл не просматривается.

Тавтологичность может передавать смысл "второй производной" - например, в случае "устойчивой стабилизации" как "стабильно стабильного" состояния. Хотя на практике вероятность того, что говорящий имеет в виду именно это, а не просто жонглирует умными словами, можно оценить как незначительную. Аналогичный вопрос вызывает "ответная контратака ": нужно ли её понимать как "контратаку в ответ на контратаку" или просто как безграмотную красивость речи?

Интересным примером скрытой тавтологии служит советская фразеология типа "народ поддерживает политику партии", где слово "народ" используется не в смысле "всего населения", а в смысле "народных масс, включающих на различных этапах истории те классы и слои, которые по своему объективному положению способны участвовать в решении задач прогрессивного развития общества, главным образом трудящиеся массы; творец истории, ведущая сила коренных общественных преобразований" (СЭС). Нетрудно догадаться, что при этом население делится на "народ", который по определению поддерживает политику партии, и "антинародные элементы", которые эту политику не поддерживают.

Есть тавтологии как фигуры речи, где тавтологичность служит для усиления смысла, красочного живописания образа или создания комического эффекта (например, пресловутый мужской половой ).

Отдельный вопрос - перевод тавтологий на другие языки. (Вообще говоря, при виде некоторых текстов возникает интересный вопрос: должен ли хороший перевод доводить текст вместо автора "до ума" либо дать читателю прочувствовать всю безграмотность и идиотизм, присущие оригиналу).

В английском языке тавтология(tautology или redundancy )не менее распространена, чем в русском языке.

. If all of us cooperate together, we will succeed.

В этом предложении были использованы слова together (вместе) и cooperate (сотрудничают). Оба слова передают один и тот же смысл. Следовательно, одно из этих двух слов нужно убрать,чтобы сформулировать ф разу правильно:

If all of us cooperate, we will succeed.
. If all of us work together, we will succeed.

Вот еще несколько примеров избыточных фраз:

→ ATM machine
→ CD-ROM disc
→ HTML language
→ ISBN number
→ LCD display
→ PIN number
→ RAM memory
→ added bonus
→ advanced warning
→ and etc.
→ brief summary
→ close proximity
→ destroyed ruins
→ Easter Sunday
→ first priority
→ foreign import
→ free gift
→ forward planning
→ joint cooperation
→ habitual custom
→ handwritten manuscript
→ necessary requirement
→ new innovations
→ new creation
→ old antiques
→ past history
→ plan ahead
→ reiterate again
→ sad misfortune
→ short summary
→ tiny speck
→ today"s modern
→ vast majority
→ very unique

"Выпалывать" из текста тавтологии полезно, но не нужно делать из этого культа. В конце концов, живой человеческий язык не обязан передавать смысл минимальным количеством слов. Лаконичность - не самоцель, и не стоит ради неё жертвовать ясностью, недвусмысленностью и лёгкостью понимания.