11 класс

Артикуляционные характеристики звуков речи. Речевой аппарат. Слог и слогоделение

  • 11. Возникновение славянской письменности и основные этапы развития русского письма.
  • 11.1. Возникновение славянской письменности.
  • 11.2. Основные этапы развития русского письма.
  • 12. Графическая система языка: русский и латинский алфавиты.
  • 13. Орфография и её принципы: фонематический, фонетический, традиционный, символический.
  • 14. Основные общественные функции языка.
  • 15. Морфологическая классификация языков: языки изолирующие и аффиксирующие, агглютинативные и флективные, полисинтетические языки.
  • 16. Генеалогическая классификация языков.
  • 17. Индоевропейская семья языков.
  • 18. Славянские языки, их возникновение и место в совеременном мире.
  • 19. Внешние закономерности развития языка. Внутренние законы развития языка.
  • 20. Родство языков и языковые союзы.
  • 21. Искусственные международные языки: история создания, распространения, современное состояние.
  • 22. Язык как историческая категория. История развития языка и история развития общества.
  • 1) Период первобытнообщинного, или родоплеменного, строя с племенными (родоплеменными) языками и диалектами;
  • 2) Период феодального строя с языками народностей;
  • 3) Период капитализма с языками наций, или национальными языками.
  • 2. На смену бесклассовой первобытнообщинной формации пришла классовая организация общества, что совпало с образованием государств.
  • 22. Язык как историческая категория. История развития языка и история развития общества.
  • 1) Период первобытнообщинного, или родоплеменного, строя с племенными (родоплеменными) языками и диалектами;
  • 2) Период феодального строя с языками народностей;
  • 3) Период капитализма с языками наций, или национальными языками.
  • 2. На смену бесклассовой первобытнообщинной формации пришла классовая организация общества, что совпало с образованием государств.
  • 23. Проблема эволюции языка. Синхронический и диахронический подход к изучению языка.
  • 24. Социальные общности и типы языков. Языки живые и мёртвые.
  • 25. Германские языки, их возникновение, место в современном мире.
  • 26. Система гласных звуков и её своеобразие в разных языках.
  • 27. Артикуляционная характеристика звуков речи. Понятие дополнительной артикуляции.
  • 28. Система согласных звуков и её своеобразие в разных языках.
  • 29. Основные фонетические процессы.
  • 30. Транскрипция и транслитерация как способы искусственной передачи звуков.
  • 31. Понятие о фонеме. Основные функции фонем.
  • 32. Фонетические и исторические чередования.
  • Исторические чередования
  • Фонетические (позиционные) чередования
  • 33. Слово как основная единица языка, его функции и свойства. Соотношение слова и предмета, слова и понятия.
  • 34. Лексическое значение слова, его компоненты и аспекты.
  • 35. Явление синонимии и антонимии в лексике.
  • 36. Явление полисемии и омонимии в лексике.
  • 37. Активная и пассивная лексика.
  • 38. Понятие о морфологической системе языка.
  • 39. Морфема как мельчайшая значимая единица языка и часть слова.
  • 40. Морфемная структура слова и её своеобразие в разных языках.
  • 41. Грамматические категории, грамматическое значение и грамматическая форма.
  • 42. Способы выражения грамматических значений.
  • 43. Части речи как лексико-грамматические разряды. Семантические, морфологические и другие признаки частей речи.
  • 44. Части речи и члены предложения.
  • 45. Словосочетания и его типы.
  • 46. Предложение как основная коммуникативная и структурная единица синтаксиса: коммуникативность, предикативность и модальность предложения.
  • 47. Сложное предложение.
  • 48. Литературный язык и язык художественной литературы.
  • 49. Территориальная и социальная дифференциация языка: диалекты, профессиональные языки и жаргоны.
  • 50. Лексикография как наука о словарях и практике их составления. Основные типы лингвистических словарей.
  • 27. Артикуляционная характеристика звуков речи. Понятие дополнительной артикуляции.

    При произнесении звука речи органы речи занимают определенное положение, осуществляют те или иные движения. Работа всех произносительных органов речи, совокупность движений активных органов, которые необходимы для образования отдельного звука, называется артикуляцией звука речи . Можно говорить, например, об артикуляции русского гласного [ы], французского носового гласного [о], польского слитного (аффрикативного) согласного и т. д.

    Артикуляция звука речи представляет собой явление сложное. В артикуляции различается три фазы:

    • выдержка и

    Приступ (или экскурсия) - это начальная фаза артикуляции звука речи, при которой органы речи приводятся в положение, необходимое для произнесения данного звука. Например, в начале артикуляции гласного [у] губы размыкаются, округляются и выпячиваются вперед; в начальной фазе артикуляции согласного [в] нижняя губа сближается с верхними зубами и т. д.

    Выдержка - главная фаза артикуляции звука речи - заключается в прекращении (либо замедлении) движения органов речи. В этот момент произнесения звука струя выдыхаемого воздуха преодолевает преграду, образуемую произносительными органами, в результате чего и возникает звук.

    Отступ (или метастаз) - это последняя фаза артикуляции звука речи. В данный момент образования звука органы речи приводятся в исходное положение или же принимают положение, необходимое для произнесения следующего звука.

    Если приступ - это «выход на работу органов речи», то выдержка может рассматриваться как основная их работа по оформлению данного звука, его акустических свойств, а отступ - как «уход речевых органов с работы».

    Совокупность артикуляций звуков того или иного языка называется артикуляционной базой данного языка . Звуковые системы разных языков различаются как в количественном, так и в качественном отношении. Следовательно, различаются и артикуляционные базы языков. «Строение органов речи у всех людей одинаково, но работают эти органы в процессе речи по-разному».

    Овладение отдельными артикуляциями (а значит, и артикуляционной базой) неродного языка нередко вызывает значительные трудности. Так, лица, для которых родным языком является русский, испытывают затруднения в овладении артикуляциями носовых гласных французского, польского и других языков, так называемого европейского, или среднего (по твердости/мягкости), согласного [l], мягких согласных [z] и [s] и др.

    Многие иностранцы с трудом произносят или вообще не в состоянии произнести русский гласный [ы]. Например, в речи француза русское слово быстро обычно звучит как бистро (отсюда французское название небольшого кафе, вернувшееся в русский язык в преобразованном на французский лад виде).

    Гласные и согласные звуки. Если струя воздуха свободно проходит через носовую или ротовую полость, не встречая на своем пути никаких препятствий, то произносится гласный звук . Если же струя воздуха вынуждена преодолевать тем или иным способом то или иное препятствие, то произносится согласный звук . Гласные звуки состоят из чистого тона; преодоление препятствия всегда создает шум, поэтому согласные - шумные звуки.

    Глухие, звонкие и сонорные согласные. Если согласный звук состоит из одного шума, то это глухой согласный ; таковы русские согласные [п, ф, х, ц, ч, ш, т] и др. Если согласный звук состоит из шума и тона, но шум преобладает, то это звонкий согласный ; таковы русские согласные [б, в, г, ж, д, з] и др. Если же, наоборот, тон преобладает над шумом, то это сонорный согласный звук; таковы русские сонорные [л, м, н, р].

    Дополнительная артикуляция , в отличие от основной, не меняет характерного шума согласного, определяющегося прежде всего местом, характером и способом преодоления преграды. Одним из наиболее распространенных в русском языке видов дополнительной артикуляции является палатализация .

    Палатализация (осреднеязычение, смягчение, среднеязычное сближение). Дополнительный к основной артикуляции согласных подъём средней части языка к твёрдому нёбу (или йотовая артикуляция), резко повышающая характерный тон и шум.

    В истории праславянского языка происходило две палатализации заднеязычных [г, к, х ] - первая («шипящая») и вторая («свистящая»). Первая заключалась в переходе этих заднеязычных перед гласными переднего ряда в шипящие [ж, ч, ш ], а вторая - в свистящие [з, ц, с ]. Отсюда – сохранившиеся до сих пор морфонологические чередования в русском языке: нога - ноженька, рука - рученька, ухо - уши и исчезнувшие: нога - нозе, рука - руце и т.п.

    План:

      Строение и работа произносительного аппарата.

      Артикуляционная классификация звуков русского языка.

      1. Артикуляционная классификация гласных звуков

        Артикуляционная классификация согласных звуков

      Строение и работа речевого аппарата

    Произносительный аппарат включает следующие органы.

    1. Легкие , поставляющие необходимую для образования звуков воздушную струю.

    2. Гортань , в которую воздушная струя через бронхи и трахею попадает из легких. Гортань представляет собой трубку, образуемую соединением трех хрящей. Основной частью гортани с точки зрения образования звука являются голосовые связки - две упругие складки, двигающиеся под действием заключенных в них мускулов.

    3. Надгортанные полости - полость глотки, полость рта и полость носа . Все они выполняют роль резонаторов. Именно с резонаторными полостями связано понятие артикуляции в собственном смысле слова. Глотка в образовании звуков русского языка играет незначительную роль (есть языки, в которых ее значение является гораздо большим). Основная роль в звукопроизводстве принадлежит полости рта. Ротовой резонатор все время меняет свою конфигурацию благодаря движениям языка и губ.

    Наиболее подвижным органом в полости рта является язык . Своим корнем (основанием) он соединен с надгортанником. Сторона языка, обращенная к нёбу, называется спинкой. В фонетике принято (разумеется, условно) различать переднюю часть спинки, обращенную к передним зубам, среднюю часть, обращенную к твердому нёбу, и заднюю, лежащую напротив мягкого нёба. Самая передняя часть языка называется конником. С движениями языка в целом и его частей связана тончайшая дифференциация звучаний.

    Переднюю границу ротового резонатора образуют губы - верхняя и более подвижная нижняя. При образовании согласных последняя смыкается с верхней губой или сближается с верхними зубами. При образовании гласных губы вытягиваются в трубочку, округляются или растягиваются в стороны.

    Неподвижной передней границей ротового резонатора являются зубы - верхние и нижние. При сближении или смыкании с зубами передней части спинки языка или нижней губы возникает характерный для согласных шум.

    Верхней границей ротового резонатора и одновременно границей между полостями рта и носа является нёбо - твердое и мягкое. Твердое нёбо начинается за альвеолами - бугорками над верхними зубами.

    Оно условно подразделяется на переднее и среднее нёбо. Мягкое нёбо (оно же заднее нёбо) - это мышечное образование, составляющее заднюю границу полости рта. Оно заканчивается маленьким язычком. Мягкое нёбо иначе называют нёбной занавеской. В опущенном положении нёбная занавеска открывает воздушной струе доступ в полость носа; так произносятся носовые звуки. При поднятой нёбной занавеске воздух в полость носа не попадает; так произносятся все остальные звуки. Полость носа при опущенной нёбной занавеске выполняет роль резонатора. К музыкальному тону и возникающему в полости рта шуму присоединяется специфический призвук - носовой резонанс.

    В зависимости от роли органов речи в звукообразовании они разделяются на активные и пассивные. Активные (или действующие) органы совершают те или иные движения, необходимые для образования звуков речи. К ним относятся голосовые связки, нёбная занавеска, язык и губы. К неподвижным, пассивным органам относятся твердое нёбо, зубы и полость носа.

      Артикуляционная классификация звуков русского языка.

    Звуки речи делятся на гласные и согласные.

    Гласный - это звук, при артикуляции которого воздушная струя свободно проходит через речевой тракт, не встречая преграды.

    При образовании нормальной нешёпотной речи голосовые связки напряжены и вибрируют. Качество гласных зависит от конфигурации органов речевого тракта. Воздушный поток, проходящий через речевой тракт, может модулироваться тремя способами. В результате модуляций энергия воздушного потока в определенной своей части преобразуется в акустические колебания. Наиболее мощным источником акустической энергии является гортань, в полости которой находится своеобразный генератор колебательных движений - голосовые связки (две эластичные складки). Последние приходят в колебательные движения при наличии ряда условий: достаточной величине подсвязочного давления, сведении и соответствующем натяжении голосовых связок. Применительно к работе голосовых связок, как правило, говорят о фонации.

    При описании артикуляции гласных обычно исходят из положения языка, губ, мягкого нёба. В процессе артикуляции гласных напряженность артикуляции распределена по всей площади речевого тракта. Сила выдыхаемой струи незначительна. Специфика артикуляции гласных зависит от положения активных органов речеобразования - губ, языка, мягкого нёба, маленького язычка - увулы по отношению к пассивным органам - зубам, альвеолам, твердому нёбу.

    Согласный - это звук, при произнесении которого в речевом тракте активными органами артикуляции образуется преграда. Органы речепроизводства в момент преодоления преграды напряжены. Сила воздушного потока значительна. Прежде всего это относится к произнесению глухих согласных. Особое качество согласных зависит от типа шума, который образуется, когда, например, язык, губы или маленький язычок преграждают путь потоку воздуха. При артикуляции согласных механизм воздушных модуляций сводится к возникновению турбулентности в потоке воздуха, проходящего через речевой тракт. Отличительной характеристикой артикуляции согласных является напряженность речевого тракта. Особенно четко эта напряженность локализована в месте преграды. Сила выдыхаемой воздушной струи, т.е. степень воздушности, больше у согласных, чем у гласных.

        Артикуляционная классификация гласных звуков

    Артикуляционная классификация гласных звуков основывается на трех признаках:

    1) степени продвинутости языка вперед или отодвинутости назад по горизонтали (ряд );

    2) степени подъема языка по вертикали по отношению к небу (подъем );

    3) участии губ.

    1) По ряду гласные делятся на :

    Гласные переднего ряда (тело языка находится в передней части рта, средняя его часть поднята к твердому нёбу) - и, э ;

    Гласные среднего ряда (язык не продвинут вперед, не оттянут, средняя и задняя части языка подняты так, что его поверхность плоская) - ы, а, ъ ;

    Гласные заднего ряда (тело языка находится в задней части рта, задняя часть языка поднята к мягкому нёбу) - у, о.

    Артикуляционная фонетика.

    Артикуляционная фонетика изучает анатомо - физиологическую базу артикуляции (речевой аппарат) и механизмы речи производства. Артикуляционная характеристика позволяет рассмотреть звук с позиции говорящего. Звук, с точки зрения артикуляции – это определенное звуковое единство, которое состоит из приступа (экскурсии), выдержки и отступа (рекурсии). Приступ артикуляции состоит в том, что органы речи переходят из спокойного состояния в положение, необходимое для произнесения данного звука. Выдержка - это сохранение положения, необходимого для произнесения звука. Отступ артикуляции состоит в переводе органов речи в спокойное состояние. В основу артикуляционной характеристики кладется работа произносительных органов, прежде всего активных органов речи (язык, губы).

    Речевой аппарат, т.е. совокупность органов речи, к которым относятся: губы, зубы, язык, небо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма следует понимать условно.

    Весь речевой аппарат лингвистики, т.е. с точки зрения образования звуков речи можно разделить на три части:

    Всё, что ниже гортани

    Всё, что выше гортани

    Пространство, в котором может осуществляться артикуляция от голосовых связок до губ, называется речевым трактом. Знание артикуляции делает возможной классификацию звуков русского языка.

    Артикуляционными различиями обусловлено деление звуков русского языка на гласные и согласные. При образовании гласных звуков слабая воздушная струя проходит свободно, не встречая преград. При образовании согласных звуков более сильная воздушная струя встречает на своем пути преграды.

    Артикуляционная фонетика изучает анатомофизиологическую базу артикуляции (речевой аппарат) и механизмы речепроизводства. Артикуляционная характеристика позволяет рассмотреть звук с позиции говорящего.Звук (с точки зрения артикуляции) – определенное звуковое единство, которое состоит из приступа (экскурсии) и отступа (рекурсии). В основу артикуляционной характеристики кладется работа произносительных органов, прежде всего активных органов.

    Термин «речевой аппарат», т.е. совокупность органов речи, к которым относятся губы, зубы, язык, нёбо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, следует понимать условно. Поэтому весь речевой аппарат лингвистически (т.е. с точки зрения образования звуков в речи) можно разделить на три части:

    1. всё, что ниже гортани (дыхательный аппарат, необходимый для образования речевых звуков);

    2. гортань (преобразование воздушного потока);



    3. всё, что выше гортани (в которых осуществляется артикуляция).

    Пространство, в котором может осуществляться артикуляция от голосовых связок до губ называется речевым трактом.

    Значение артикуляции делает возможной классификацию звуков русского языка. Артикуляционными различиями обусловлено деление звуков русского языка на гласные и согласные. При образовании гласных звуков слабая воздушная струя проходит свободно, не встречая преград. При образовании согласных более сильная воздушная струя встречает преграды.

    В русском языке гласные классифицируются по 3-ём признакам:

    1.по ряду – определяется движением языка по горизонтали:

    · гласные переднего ряда – и, э

    · гласные среднего ряда – ы, а

    2.по подъему – движение языка по вертикали:

    · нижнего подъема – а

    · среднего подъема – э, о

    · верхнего подъема – и, ы, у

    3.по наличию или отсутствию лабиализации, т.е. по вытягиванию или округлению губ:

    · лабиализованные о, у

    · нелабиализованные все остальные

    Согласные звуки характеризуются по 4-ем основным признакам:

    [р] [л] [м] [н] [j]

    [р, ] [л, ] [м, ] [н, ]

    · шумные

    - звонкие [б] [в] [г] [д] [з] [ж] [й]

    [б, ] [в, ] [г, ] [д, ] [з, ]

    - глухие [п] [т] [к] [с] [х] [ц] [ч]

    [п, ] [т, ] [к, ] [с, ]

    2. по месту образования:

    Согласные:

    · губные

    Ø губно-губные [б] [п] [м]

    [б, ] [п, ] [м, ]

    Ø губно-зубные [в] [ф]

    [в, ] [ф, ]

    · язычные

    Ø переднеязычные:

    Зубные [д] [т] [з] [с] [л] [н] [ц]

    [д, ] [т, ] [з, ] [с, ] [л, ] [н, ] [ц, ]

    Небные [ж] [ш] [р] [ч]

    [ж, ] [ш, ] [р, ] [ч, ]

    Ø среднеязычные [j]

    Ø заднеязычные [г] [к] [х]

    [г, ] [к, ] [х, ]

    3. по способу образования – обусловлен характером преграды, которая встречается на пути воздушной струи (полная смычка органов речи или щель)

    · смычные (взрывные) [б] [п] [д] [т] [г] [к]

    [б, ] [п, ] [д, ] [т, ] [г, ] [к, ]

    При образовании смычных согласных вначале происходит полное смыкание органов произношения, а потом воздушная струя резко размыкает их.

    · аффрикаты [ц] [ч]

    Согласные звуки, которые образуются путем смыкания органов речи, между которым остается щель и воздух, проходя через эту щель как бы взрывается.

    · дрожащие (вибранты) [р]

    Образуются при помощи дрожащего кончика языка, который вибрирует при выходе воздушной струи.

    · смычно-проходные

    Ø боковые [л]

    Ø носовые [м] [н]

    [м, ] [н, ]

    Образуются в результате того, что воздушная струя из-за смычки органов находит другой выход.

    · щелевые (фрикативные) [ф] [в] [з] [с] [ж] [ш] [х] [j]

    [ф, ] [в, ] [з, ] [с, ] [ж, ] [ш, ] [х, ]

    При образовании фрикативных согласных активный орган сближается с пассивным, образуя щель, через которую проходит воздушная струя, щель образуется в результате трения.

    4. по отношению к палатализации

    Одной из характерных черт русских согласных является признак твердости/мягкости. При произношении мягких согласных кроме основной артикуляции используется дополнительная артикуляция палатализации (j-овая пал.). Для твердых согласных характерна особая артикуляция твердости (веляризация).

    Согласные образуют пары по твердости/мягкости.

    [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [х]

    [б, ] [в, ] [г, ] [д, ] [з, ] [к, ] [л, ] [м, ] [н, ] [п, ] [р, ] [с, ] [т, ] [х, ]

    Непарные мягкие:[j] [ч, ] [ш, ]

    Непарные твердые:[ж] [ш] [ц]

    МБОУ Пролетарская СОШ № 6 , ОДО «Василёк »

    Доклад на тему: «Правильная артикуляция звуков русского языка»

    Учитель – логопед Новикова Ирина Алексондровна

    Что такое артикуляция и зачем она нужна?

    Артикуляция – это работа речевого аппарата для правильного создания звука. При правильной артикуляции происходит четкое расчленение звуков, которые мы можем различать.

    Артикуляция в первую очередь является правильным и отчетливым произношением звуков. И основная роль здесь отводится не голосовым связкам, а органам произношения, которые бывают активными (язык и губы) и пассивными (зубы, десны, мягкое и твердое небо).

    Произношение слов является довольно сложной системой, к составным частям которой относятся органы дыхания, голосовые связки, полость рта и носа, язык, губы и прочее. Действия этой системы скоординированные между собой и, что не мало важно без приложения усилий говорящего человека.

    Все звуки речи делятся на гласные и согласные. Различаются они артикуляционно и акустически.

    Артикуляция гласных звуков.

    Гласные – тоновые звуки, они образуются в результате колебания голосовых связок в момент прохождения через гортань струи воздуха. Эти колебания периодические, они создают тон, музыкальный звук. При образовании гласных звуков воздушная струя проходит через рот свободно, не встречая никаких препятствий. Для гласных характерна слабая струя воздуха. При образовании гласных мускульное напряжение почти в равной мере распространяется по всей ротовой полости.

    Классификация гласных звуков основывается на трех признаках:

    ·участию губ

    ·степени подъема языка по вертикали по отношению к небу

    ·степени продвинутости языка вперед или отодвинутости назад по гортани

    В современном русском языке шесть гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. В зависимости от движения языка в горизонтальном направлении (вперед-назад) гласные подразделяются на:

    1) гласные переднего ряда [и], [э] (при их произнесении язык продвигается вперед, а его кончик упирается в нижние зубы);

    2) гласные среднего ряда [ы], [а] (при их произнесении язык несколько отодвигается назад);

    3) гласные заднего ряда [у], [о] (при их произнесении язык отодвигается назад в большей степени).

    В зависимости от степени подъема языка к нёбу, т. е. движения языка по вертикали, различаются:

    1) гласные верхнего подъема [и], [ы], [у] (при их образовании язык поднят к нёбу в наибольшей мере);

    2) гласные среднего подъема [э], [о] (при их образовании язык поднимается к нёбу менее высоко);

    3) гласные нижнего подъема, к которым относится только [а] (при его образовании язык не приподнят или приподнят в минимальной степени, нижняя челюсть опущена и широко раскрыт рот).

    КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ

    Участие губ

    Неогубленные

    Сгубленные

    Ряд

    Передний

    Средний

    Задний

    Подъем

    Верхний

    Средний

    Нижний

    Артикуляция согласных звуков.

    Согласные звуки (37 шт.) - это звуки речи, при произнесении которых воздушная струя встречаетразличные преграды, они состоят из шума или из голоса и шума. Шум – это не периодический звук, он возникает в результате преодоления воздушной струей различных препятствий.

    Для преодоления преграды при произнесении согласных необходима более сильная воздушная струя.

    При образовании согласных мускульное напряжение сосредоточено в том месте, где возникает преграда.

    В характеристику согласных звуков входят следующие основные признаки:
    1. Место образования
    Данный признак зависит от того, какой активный орган совершает основную работу и с каким пассивным органом он смыкается или сближается (губно-зубные, переднеязычные и т. д. звуки).
    2. Способ образования.
    Это характеристика препятствия в полости рта на пути воздушной струи и способа его преодоления (щелевые, смычные и дрожащие согласные).
    3. По уровню шума (по степени его интенсивности)
    По этому признаку все согласные делятся на сонорные и шумные.
    4. Глухие и звонкие.
    Определяются по отсутствию или наличию при их произношении голоса (тона).
    5. Твердые и мягкие.
    Отличаются характерной для каждой из этих групп артикуляцией.

    При образовании звуков преграду могут создавать либо сдвинутые губы, либо губа и зубы, либо язык при взаимодействии с зубами или нёбом.

    Тот орган, который перемещается для образования преграды, является активным. Это или нижняя губа, или какая-либо часть языка (задняя, средняя, передняя). А тот орган, который остается неподвижным при производстве звука, является пассивным. Это или верхняя губа, или верхние зубы, или какая-нибудь часть нёба (задняя, средняя, передняя).

    Таким образом, можно выделить следующие группы звуков:

    Губно-губные звуки [п], [п’], [б], [б’], [м], [м’];

    Губно-зубные звуки [ф], [ф’], [в], [в’];

    Язычные, переднеязычные, зубные звуки [т], [т’], [с], [с’], [з], [з’], [ц], [л], [л"], [н], [н’];

    Язычные, переднеязычные, нёбные звуки [ш], [ш’:], [ж], [ж’:], [р], [р’] [ч’];

    Язычный, среднеязычный, средненёбный звук [j]; - язычные, заднеязычные, задненёбные звуки [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’].

    ГУБНЫЕ П, ПЬ, Б, БЬ, М, МЬ

    Губные звуки, или двугубные: п, пь, б, бь, м, мь. При произнесении этих звуков происходит смычка, образованная верхней и нижней губами.

    Звук и буква П

    Обозначение цветом: синий.
    Характеристика: звук [П] - твердый глухой согласный.
    Особенности артикуляции: губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха. Кончик языка немного отходит от нижних зубов. Язык плоский. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

    Звук П"


    Обозначение цветом: зеленый.
    Характеристика: звук [П"] - мягкий глухой согласный.
    Особенности артикуляции: губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

    Звук и буква Б

    Обозначение цветом: синий.
    Характеристика: звук [Б] - твердый звонкий согласный.
    Особенности артикуляции: губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха. Кончик языка немного отходит от нижних зубов. Язык плоский. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

    Звук Б"

    Обозначение цветом: зеленый.
    Характеристика: звук [Б"] - мягкий звонкий согласный.
    Особенности артикуляции: губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

    Звук и буква М

    Обозначение цветом: синий.
    Характеристика: звук [М] - твердый звонкий согласный.
    Особенности артикуляции: губы сомкнуты и не размыкаются, воздух выходит через нос. Кончик языка немного отходит от нижних зубов. Язык плоский. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

    Звук М"

    Обозначение цветом: зеленый.
    Характеристика: звук [М"] - мягкий звонкий согласный.
    Особенности артикуляции: губы сомкнуты и не размыкаются, воздух выходит через нос. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

    ЯЗЫЧНО-ЗУБНЫЕ С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Т, ТЬ, Д, ДЬ, Н, НЬ, Л, ЛЬ

    Язычно-зубные: с, сь, з, зь, ц, т, ть, д, дь, н, нь, л, ль. При этих звуках передний край или кончик языка артикулирует
    относительно передних зубов (резцов).

    Звук и буква С

    Обозначение цветом: синий.
    Характеристика: звук [С] - твердый глухой согласный.
    Особенности артикуляции: Зубы сближены, губы немного растянуты. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

    Звук С"

    Обозначение цветом: зеленый.
    Характеристика: звук [С"] - мягкий глухой согласный.
    Особенности артикуляции: Зубы сближены, губы растянуты в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

    Звук и буква З

    Обозначение цветом: синий.
    Характеристика: звук [З] - твердый звонкий согласный.
    Особенности артикуляции: Зубы сближены, губы немного растянуты. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

    Звук З"

    Обозначение цветом: зеленый.
    Характеристика: звук [З"] - мягкий звонкий согласный.
    Особенности артикуляции: Зубы сближены, губы растянуты в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

    Звук и буква Ц

    Обозначение цветом: синий.
    Характеристика: звук [Ц] - всегда твердый глухой согласный.
    Особенности артикуляции: Вначале спинка языка круто выгнута и касается бугорков за верхними зубами, кончик языка упирается в нижние зубы. Затем спинка языка опускается до положения занимаемого при произнесении звука [С], а кончик языка остается на месте. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

    Звук и буква Т

    Обозначение цветом: синий.
    Характеристика: звук [Т] - твердый глухой согласный.
    Особенности артикуляции: Кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена. Под напором выдыхаемого воздуха язык отрывается от зубов. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

    Звук Т"

    Обозначение цветом: зеленый.
    Характеристика: звук [Т"] - мягкий глухой согласный.
    Особенности артикуляции: Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута крутой горкой и прижимается передней частью к бугоркам за верхними зубами. Под напором выдыхаемого воздуха передняя часть языка отрывается от бугорков. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

    Звук и буква Д

    Обозначение цветом: синий.
    Характеристика: звук [Д] - твердый звонкий согласный.
    Особенности артикуляции: Кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена. Под напором выдыхаемого воздуха язык отрывается от зубов. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

    Звук Д"

    Обозначение цветом: зеленый.
    Характеристика: звук [Д"] - мягкий звонкий согласный.
    Особенности артикуляции: Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута крутой горкой и прижимается передней частью к бугоркам за верхними зубами. Под напором выдыхаемого воздуха передняя часть языка отрывается от бугорков. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

    Звук и буква Н

    Обозначение цветом: синий.
    Характеристика: звук [Н] - твердый звонкий согласный.
    Особенности артикуляции: Кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена. Выдыхаемый воздух проходит через нос. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

    Звук Н"

    Обозначение цветом: зеленый.
    Характеристика: звук [Н"] - мягкий звонкий согласный.
    Особенности артикуляции: Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута крутой горкой и прижимается передней частью к бугоркам за верхними зубами. Выдыхаемый воздух проходит через нос. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

    Звук и буква Л

    Обозначение цветом: синий.
    Характеристика: звук [Л] - твердый звонкий согласный.
    Особенности артикуляции: Кончик языка упирается в верхние зубы или бугорки за верхними зубами, средняя часть спинки языка опущена, задняя часть спинки языка поднята, боковые края языка опущены. Форма языка напоминает седло. Выдыхаемый воздух проходит по бокам языка. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

    Звук Л"

    Обозначение цветом: зеленый.
    Характеристика: звук [Л"] - мягкий звонкий согласный.
    Особенности артикуляции: Губы растянуты в улыбке. Передняя часть языка касается бугорков за верхними зубами, средняя часть спинки языка приподнята, задняя часть спинки языка опущена, боковые края языка опущены. Язык напряжен. Выдыхаемый воздух проходит по бокам языка. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

    ЯЗЫЧНО-АЛЬВЕОЛЯРНЫЕ Р, РЬ

    Язычно-альвеолярные: р, рь. Эти звуки получаются в результате вибрации переднего края языка у альвеол.

    Звук и буква Р

    Обозначение цветом: синий.
    Характеристика: звук [Р] - твердый звонкий согласный.
    Особенности артикуляции: Кончик языка касается бугорков за верхними зубами, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Форма языка напоминает ложечку. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

    Звук Р"

    Обозначение цветом: зеленый.
    Характеристика: звук [Р"] - мягкий звонкий согласный.
    Особенности артикуляции: Губы немного растянуты. Передняя часть языка касается бугорков за верхними зубами или верхних зубов, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Язык напряжен. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

    ЯЗЫЧНО-ПЕРЕДНЕНЁБНЫЕ: Ш, Ж, Ч, Щ

    Язычно-передненёбные: ш, ж, ч, щ. При произнесении этих звуков язык передним краем или передней спинкой образует смычку или сужение в передней части нёба, за альвеолами. Произнесению этих звуков способствует легкое выдвижение и округление поэтому они могут быть названы лабиализованными.

    Звук и буква Ш

    Обозначение цветом: синий.
    Характеристика: звук [Ш] - всегда твердый глухой согласный.
    Особенности артикуляции: Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к верхней части нёба, но не касается его, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Форма языка напоминает чашечку. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

    Звук и буква Ж

    Обозначение цветом: синий.
    Характеристика: звук [Ж] - всегда твердый звонкий согласный.
    Особенности артикуляции: Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к верхней части нёба, но не касается его, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Форма языка напоминает чашечку. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

    Звук и буква Ч

    Обозначение цветом: зеленый.
    Характеристика: звук [Ч] - всегда мягкий глухой согласный.
    Особенности артикуляции: Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка касается неба за бугорками, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка отрывается от нёба. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

    Звук и буква Щ

    Обозначение цветом: зеленый.
    Характеристика: звук [Щ] - всегда мягкий глухой согласный.
    Особенности артикуляции: Губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Язык напряжен. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

    ЯЗЫЧНО-ЗАДНЕНЁБНЫЕ: К, КЬ, Г, ГЬ, Х, ХЬ, Й

    Язычно-задненёбные: к, кь, г, гь, х, хь, й. Они получаются в результате смыкания или сближения задней спинки языка с задней частью нёба.

    Звук и буква К




    Обозначение цветом: синий.
    Характеристика: звук [К] - твердый глухой согласный.
    Особенности артикуляции: кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

    Звук К"

    Обозначение цветом: зеленый.
    Характеристика: звук [К"] - мягкий глухой согласный.
    Особенности артикуляции: кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

    Звук и буква Г



    Обозначение цветом: синий.
    Характеристика: звук [Г] - твердый звонкий согласный.
    Особенности артикуляции: кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

    Звук Г"



    Обозначение цветом: зеленый.
    Характеристика: звук [Г"] - мягкий звонкий согласный.
    Особенности артикуляции: кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

    Звук и буква Х



    Обозначение цветом: синий.
    Характеристика: звук [Х] - твердый глухой согласный.
    Особенности артикуляции: кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

    Звук и буква Х"



    Обозначение цветом: зеленый.
    Характеристика: звук [Х"] - мягкий глухой согласный.
    Особенности артикуляции: кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута крутой горкой. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

    Звук и буква Й



    Обозначение цветом: зеленый.
    Характеристика: звук [Й] - всегда мягкий звонкий согласный.
    Особенности артикуляции: губы растянуты в улыбке, зубы видны, кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута крутой горкой. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

    Для того чтобы человек произносил различные звуки правильно, его органы артикуляции, губы, язык, мягкое нёбо, нижняя челюсть, должны быть достаточно подвижными. В процессе того, как ребенок учится говорить, сила, точность движений этих органов постепенно развиваются, а сама речь становится более внятной, дифференцированной. Ускорить этот процесс можно только постоянными тренировками органов речи. Именно на это и направлен ряд специальных упражнений для укрепления и развития подвижности языка, губ, щек, уздечки. Артикуляционная гимнастика для дошкольников преследует цель научить ребенка говорить правильно .

    Неправильно произносить ребенок может любой звук, но чаще всего это относится к звуку Л,Р, свистящим и шипящим.

    Как правило нарушается произношение трудных по артикуляции звуков. Нарушения звукопроизношения у детей могут проявляться либо в отсутствии тех или иных звуков, либо в искажениях, либо в заменах.

    Отсутствие звука в речи может выражаться в его выпадении в начале слова (например, вместо рыба ребёнок говорит « ыба », в середине слова (пароход – « паоход ») и в конце слова (шар – « ша »).

    Искажение звука выражается в том, что вместо правильного произноситься звук, которого нет в фонетической системе русского языка. Например: велярный и увулярный р (картавость), когда при произношении звука вибрирует тонкий край мягкого нёба или маленький язычок (увуля) вместо кончика языка; межзубные с, з, ц, ш, ж, щ, ч , когда при произнесении звука кончик языка вываливается между резцами; боковое произнесение звуков с, з, ц, ш, ж, щ, ч , когда при произнесении звука провисает край языка и звук приобретает хлюпающий оттенок; двугубный л , когда звук произноситься с помощью губ и похож на звучание английского звука w и др.

    Замены звука другим звуком, имеющимся в фонетической системе русского языка. Замены звуков могут быть следующими:

    Замены звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по месту артикуляции, например замена взрывных заднеязычных к и г взрывными переднеязычными т и д тулак » вместо кулак и т.п.);

    Замена звуков одинаковых по месту образования и различающихся по способу образования, например замена щелевого переднеязычного звука с переднеязычным взрывным т тумка » вместо сумка ит.п.);

    Замены звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по участию органов артикуляции, например щелевой переднеязычный с щелевым губно-зубным ф фамки » вместо санки и т.п.);

    Замена звуков одинаковых по способу и месту образования, но различающихся по участию голоса, например звонких звуков глухими (« пулка » вместо булка и т.п.);

    Замена звуков одинаковых по способу образования и по активному органу артикуляции, но различающихся по признаку твёрдости и мягкости, например твёрдый мягким или мягкий твёрдым (« сюп » вместо суп и т.п.).

    Недостатки произношения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмом, звука Р – ротацизм, звука Л – ламбдацизм, замена свистящих звуков шипящими или другими звуками русского языка называется парасигматизмом, звука Р – параротацизм, звука Л – параламбдацизм.

    Системное выполнение ряда не сложных упражнений помогает ребенку быстрее, а самое главное – правильно, освоить правильную артикуляцию звуков. Это в дальнейшем помогает избежать сложностей в общем развитии речи ребенка.

    Если ребенок уже научился произносить правильно звуки в отдельных словах, но в устной речи искажает или пропускает их, то, в таком случае звуки необходимо автоматизировать. Одним из способов автоматизации являются чистоговорки.

    Чистоговорка – это ритмичная, зарифмованная фраза, содержащая сочетание звуков, слогов, слов и используемая для улучшения произношения звуков .

    Они наполнены изучаемым звуком максимально, дефектно произносимые звуки по возможности исключены. Такие чистоговорки дети повторяют и заучивают охотнее. Ребенок их может повторять за взрослым, проговаривать после заучивания. Чтобы ребенку было интересно автоматизировать звуки, одни и те же чистоговорки можно произносить по-разному: тихо, громко, медленно, быстро.

    Зачем нам чистоговорки?

    Эти упражнения способствуют улучшению дикции детей и взрослых, помогают приучить органы артикуляции к быстрой смене положения при произнесении трудных сочетаний звуков, помогают устранить нечеткое произношение (то, что называется «каша во рту»).

    Рекомендации к проведению упражнений:

    1. Произносите чистоговорки сначала медленно, четко

    артикулируя каждый звук.

    2. Постепенно увеличивайте темп, не снижая при этом качество

    произношения.

    3. Можно проговаривать стихи сначала шепотом, стараясь

    активно работать губами и языком. А затем – громко, с

    такой же активностью органов артикуляции .

    Чистоговорки со звуками Р, Р’

    Ро- ро- ро --- Рома уронил ведро.

    Ру- ру- ру --- Веру за руку беру.

    Ирь- ирь- ирь --- у Ирины снегирь.

    Ерь- ерь- ерь --- открыл Ярик дверь.

    Чистоговорки со звуками Л, Л’

    Ла- ла, ла – ла, ла- ла --- салат ела Алла.

    ..Лы-лы-лы --- у Милы пазлы.

    Ле-ле-ле --- ели с Леной мы суфле.

    Ли-ли-ли --- У Леонида корабли.

    Чистоговорки со звуками С, С’

    Са-са-са --- на санках Сашиных лиса.

    Со-со-со- --- дали Соне колесо.

    .Ес-ес-ес --- собирался Сеня в лес.

    Яс-яс-яс --- Ярослав пустился в пляс.

    Чистоговорки со звуками З, З’

    За-за-за --- у Захара коза.

    Зу-зу-зу --- зонтик Зое привезу.

    Из-из-из --- это Зиночкин каприз.

    Ез-ез-ез --- стоит Зоя у берез.

    Чистоговорки со звуком Ш

    Ша-ша-ша --- наша Маша хороша.

    Шу-шу-шу --- кушал Миша кашу.

    Ше-ше-ше --- сшили шапку Даше.

    Ша-ша-ша --- у Ксюши нет карандаша.

    Чистоговорки со звуком Ж

    Жа-жа-жа --- У Снежаны два ежа.

    Жу-жу-жу --- я с Сережей дружу.

    Жи-жи-жи --- Женю за руку держи.

    Потешки.

    Петушок, петушок, отдай Маше гребешок!

    Мы кормим нашу Машу. Маша, Маша, кушай кашу.

    Тише, мыши, тише, мыши! Кот пришел на нашу крышу.

    Чистоговорки способны развивать не только произношение, но и другие стороны речи ребенка: фонематический слух, словарь, грамматику, связную речь, чувство ритма. в дальнейшем это поможет ребенку легче освоить учебную программу в школе.

    В характеристику согласных звуков входит пять основных признаков.
    1. Место образования согласного зависит от того, какой активный орган совершает
    основную работу и с каким пассивным органом он смыкается или сближается.

    Если активный орган – нижняя губа, то согласные могут быть губно-губными : [п],
    [п’], [б], [б’], [м], [м’] (пассивный орган – верхняя губа) и губно-зубными: [в], [в’], [ф], [ф’]
    (пассивный орган – верхние зубы).
    Если активный орган – язык, то характеристика согласного зависит от того, какая
    часть языка – передняя, средняя или задняя – участвуют в создании преграды и с каким пассивным огранном – зубами, передней, средней или задней частью неба – язык сближается либо смыкается.
    Переднеязычные согласные бывают зубными , когда передняя
    направляется к зубам: [т], [т’], [д], [д’], [с], [с’], [з], [з’], [н], [н’], [л], [л’], [ц], и
    передненебными , когда она направлена к передней части неба: [р], [р’], [ш], [ж], [ч’].
    Передненебные согласные называют также альвеолярными, т.к. у этих согласных место наибольшего приближения передней части спинки языка к передней части неба – альвеолы, у некоторых согласных также и примыкающий к альвеолам
    участок твердого неба.
    Среднеязычные одновременно всегда и средненебные : .
    Заднеязычные согласные (активный орган – задняя часть спинки языка):
    – задненебные (язык направлен к задней части неба): [к], [г], [х], [γ], [нг];
    – средненебные : [к’], [г’], [х’], [γ’].

    2. Способ образования согласного – это характеристика препятствия в полости рта на пути воздушной струи и способа его преодоления. Препятствие это бывает трех родов: узкая щель между сближенными органами речи, полная их смычка и дрожащий в потоке речи активный орган.
    Смычные согласные включают момент полного прекращения протекания воздушной
    струи через ротовую полость. В зависимости от характера преодоления смычки согласные делятся на:
    1. Смычно-взрывные – шум образуется в результате сильного разрыва смычки: [б],
    [б’], [п], [п’], [д], [д’], [т], [т’], [г], [г’], [к], [к’].
    2. Смычно-проходные – при их образовании в полости рта образуется полное
    смыкание, но воздух не разрывает смычку, а устремляется в обход неё.
    Смычно-проходные делятся на:
    – носовые (воздух проходит через носовую полость): [м], [м], [нг] (носовой
    заднеязычный, произносится на месте [н] перед [к], [г]: ранг, сленг, пунктир, конгресс.
    – боковые : [л], [л’].
    3. Смычно-щелевые (аффрикаты) – размыкание смычки у этих звуков происходит не
    мгновенно, путем взрыва, а путем перехода в щель: [ц] – [д^з], [ц’] – [д’^з’], [ч] – [д^ж], [ч’] – [д’^ж’].
    Щелевые (фрикативные, от лат. – fricatio – трение). При образовании щелевых
    согласных активный орган, приближаясь к пассивному, образует щель. Воздух трется о стенки щели и образуется шум. К щелевым относятся звуки: [в], [в’], [ф], [ф’], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ш’:], [ж], [ж’:], [х], [х’], [γ], [γ’], .
    Дрожащи е образуются в результате колебаний (вибраций) кончика языка под
    воздействием воздушной струи, в результате чего происходит смыкание и размыкание кончика языка с альвеолами: [р], [р’].
    3. По уровню шума (степени его интенсивности) согласные делятся на сонорные: [м],
    [м’], [н], [н’], [л], [л’], [р], [р’], и шумные [п], [п’], [б], [б’], [ф], [ф’], [т], [т’], [д], [д’], [с],
    [с’], [з], [з’], [ц], [ч’], [ш], [ж], [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’] интесивность шума у шумных
    согласных значительно выше, чем у сонорных. Объясняется это различиями в напряженности органов речи, в ширине прохода для воздушной струи и в ее силе при произнесении сонорных и шумных согласных. Шумные согласные образуются при большем, чем у сонорных, напряжении мышц в том месте ротовой полости, где возникает преграда воздушной струе. Ширина прохода для воздушной струи при артикуляции сонорных согласных больше, чем при артикуляции шумных согласных. Поэтому и сила воздушно струи, выходящей из ротовой полости во время речи, при произнесении шумных согласных гораздо больше, чем при произнесении сонорных.

    4. По участию или неучастию голоса все согласные делятся на звонкие и глухие .
    Глухие и звонкие согласные определяются по отсутствию или наличию при их
    произнесении голоса (тона). Голос возникает в результате того, что голосовые связки
    сближены и дрожат при прохождении струи воздуха. Так образуются звонкие согласные: [р], [л], [м], [н], , [б], [в], [г], [д], [ж], [з]. Разница между звонкими сонорными и звонкими шумными в том, что у звонких сонорных голос значительно преобладает над шумом, а у звонких шум преобладает над голосом. Без голоса, при помощи одного только шума, образуются глухие согласные: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч’], [ш]. При их произнесении голосовая щель раскрыта, а голосовые связки расслаблены.
    По глухости / звонкости согласные образуют пары:
    12 соотносительных пар

    [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [ж’:], [з], [з’]

    [п], [п’], [ф], [ф’],[к], [к’], [т], [т’], [ш], [ш’:], [с], [с’]

    9 несоотносительных звонких звуков (сонорных)
    [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [j]
    [–], [–], [–], [–], [–], [–], [–], [–], [–]

    4 несоотносительных глухих звуков (шумных)
    [–], [–], [–], [–]
    [х], [х’], [ц], [ч]

    В ряде последних учебников по современному русскому языку, в частности в
    учебнике «Русский язык» в 2-х частях (авторы Касаткин Л.Л., Львов М.Р., Терехова Т.Г. и др.) / под ред. Л.Ю. Максимова, «Современный русский язык» (авт. Диброва, Касаткин Л.Л.) утверждается, что все согласные имеют пары по звонкости – глухости:
    [ц] – [д^з]: плацдарм, спецзадание, конец года;
    [ч’] – [д’^ж’]: лечь бы, дочь была, начбазы;
    [х ] – [γ]: бухгалтер, двухгодичный, их было двое.
    У сонорных звуков так же есть пары по глухости: [л] – [л], [м] – [м], [н] – [н], [р] – [р],
    [j] –[j].
    Глухие сонорные могут выступать на конце слова после глухого согласного: мет[р],
    вих[р’], смыс[л], пес[н’].
    5. По наличию или отсутствию палатализации , т.е. смягчения (от лат. palatum –
    небо) согласные делятся на мягкие и твердые.
    Мягкие согласные характеризуются тем, что к основной артикуляции согласных
    прибавляется дополнительная – палатализация – поднятие средней части языка к твердому небу и продвижение спинки языка вперед. Поэтому мягкие согласные, кроме [j], палатализованные.
    У [j] приподнятие к средней части неба средней части языка не дополнительная, а
    основная артикуляция, поэтому [j] – палатальный звук.
    При образовании твердых согласных задняя часть спинки языка напрягается и
    приподнимается к мягкому небу. Такие согласные называются веляризованными (от лат. velum palāti – небная занавеска).

    В шкале несоотносительности [ж], [ш], [ц] – твердые согласные; [ш’:], [ч’], – мягкие согласные.

    У звуков [ч], [ш], [ж] в определенных позициях появляются соотносительные пары по мягкости.

    У [ч] имеется твердая пара перед твердым [ш]: лу[ч’], но лу[ч]ше. У [ц] мягкая пара обнаруживается перед : пя[ц’]ся.

    У твердого звука [ш] пара – звук [ш’:]: [ш’:]ука

    Только у звонкого [j] не может быть твердой пары, т.к. он стоит вне корреляции.