Времена года

История триумфальной арки. Триумфальные ворота: как в столице появился символ воинской славы. Беспокойная судьба памятника

Моско́вские Триумфа́льные воро́та (Триумфальная арка) - сооружены в 1829-1834 годах в Москве по проекту архитектора О. И. Бове в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Ныне расположены на площади Победы (Кутузовский проспект) в районе Поклонной горы. Ближайшая станция метро - «Парк Победы».


Триумфальная арка в Москве заменила собой старую деревянную арку 1814 года на площади Тверской заставы, которую строили для встречи русских войск, возвращавшихся из Парижа после победы над французами. Стены новопостроенной арки были облицованы белым камнем, а колонны и скульптура отливались из чугуна. Первоначально арка называлась Московскими триумфальными воротами.

На обеих сторонах триумфальной арки была сделана памятная надпись, с одной стороны на русском, с другой - на латинском: "Благословенной памяти Александра I, воздвигшаго из пепла и украсившаго многими памятниками отеческаго попечения первопрестольный град сей, во время нашествия галлов и с ними двадесяти языков, лета 1812 огню преданный, 1826", но после реконструкции её сменили на другую: "Сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 году и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий первопрестольного града Москвы разрушенного в 1812 году нашествием галлов и с ними двунадесяти языков".

Первая деревянная Триумфальная арка, предназначенная для торжественного въезда в Москву русских войск, возвратившихся из Западной Европы после победы над Наполеоном, была сооружена в 1814 году на месте коронационных ворот Павла I (современная Триумфальная площадь).

Деревянная постройка быстро обветшала, и в 1826 году император Николай I пожелал выстроить каменную Триумфальную арку перед Тверской заставой при въезде в столицу.
В качестве образца архитекторами использовались триумфальные арки Древнего Рима.
Все скульптуры отлиты из чугуна по уникальной технологии, секрет которой в настоящее время утрачен, и покрыты специальным составом, подчеркивавшим декоративно-пластические качества скульптуры.

В 1936 году в связи с перепланировкой площади Белорусского вокзала и расширением транспортной магистрали Триумфальная арка была разобрана и в 1968 году восстановлена на новом месте, на Кутузовском проспекте. Её кирпичные перекрытия заменили железобетоном, а чугунные 12-метровые колонны отлили заново по примеру единственной сохранившейся до того времени колонны старой арки...

Кутузовский проспект, вид с Триумфальной арки

После 1968 года масштабных реставрационных работ на объекте не проводилось.
В 2008-2010 годах по заказу Мосгорнаследия были проведены научно-исследовательские и проектные работы по объекту, по результатам которых было выявлено его крайне неудовлетворительное состояние.


Колесница славы

Правительством Москвы было принято решение о реставрации Триумфальной арки.
Решение тем более актуально, что в этом году мы отмечаем 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года. Специалистам предстоял очень большой объем работы...
Все работы по реставрации арки будут завершены, а ее торжественное открытие состоится 8 сентября в день Бородинского сражения...

Колесница славы

После проведенных обследований стало очевидно, что арка находится в тяжелейшем состоянии. Специалисты буквально ахнули, когда увидели следы коррозии на металлических элементах. Когда влезли на леса, стало ясно: только колесницу и богиню Победы можно и нужно реставрировать в заводских условиях. Все остальные скульптуры слишком массивные и слишком ветхие.

Скульптура Ники была вся разрезана и собрана снова. Собрана сваркой. Где-то были подложены тряпки вместо шпаклевки, все это было с большим количеством песка внутри. Назвать реставрацией это сложно, была демонтирована колесница, демонтированы и кони. Предстояла задача „распрячь“ колесницу наверху и спустить ее для необходимых работ вниз...Но смогли опустить только богиню Победы Нику, а коней пришлось демонтировать на месте..Не рискнули спускать их с 21 метровой высоты.

По контракту суммарная стоимость работ по реставрации Триумфальной арки - 220 млн рублей. Максимальная цена контракта на реставрацию арки составляет 234,42 миллиона рублей. «Нам выпала большая честь привести в порядок этот, без сомнения важный и значимый объект, символ российской победы. Мне, как потомку участника Бородинского сражения, вдвойне приятно, что к этому причастен я»,-сказал А.Кибовский. (руководитель департамента культурного наследия Москвы)...

Триумфальная арка - это прекрасный, проникнутый идеей торжества русского народа символ победившей Москвы, это главный памятник Отечественной войны 1812 г. в столице, это зримое воплощение глубокой признательности потомков героям-победителям. «Россия должна торжественно вспоминать о великих событиях Двенадцатого года!» -писал В. Г. Белинский. И воссозданная Триумфальная арка на площади Победы - лучшее тому подтверждение.

Триумфальная арка на Кутузовском проспекте. Автор И.С. Буров. Москва. 1984 год Фото: Главное архивное управление города Москвы

Триумфальные ворота на площади Победы — одна из самых узнаваемых достопримечательностей столицы. А ещё это напоминание о важной странице российской истории — Отечественной войне 1812 года. И немного осталось старожилов, которые видели величественное сооружение совсем на другом месте…

Триумфальные ворота на Тверской заставе

Летом 1814 года на площади Тверской заставы появилась деревянная Триумфальная арка — она чествовала русскую армию, которая возвращалась из Европы после разгрома Наполеона. Место выбрали неслучайно: обычно именно здесь, на въезде в город, московские градоначальники, дворяне и почётные граждане встречали императора, прибывающего из Северной столицы. Эта дорога позже стала называться Петербургским (сейчас Ленинградским) шоссе — его открыли в 1822 году.

Сама арка тоже была выполнена в лучших традициях — немало подобных сооружений построено на пути русских воинов .

В 1826 году Николай I решил, что память о победе заслуживает чего-то более долговечного и повелел заменить деревянные ворота каменными. Создать их поручили известному архитектору Осипу Бове. Строительство началось через три года, а закончилось ещё через пять: по одним сведениям, в казне не хватало средств — город продолжал возрождаться после грандиозного пожара 1812-го, по другим, тормозили дело московские чиновники, которые почему-то невзлюбили проект.

В сентябре 1834 года наконец состоялось торжественное открытие памятника. Увы, автор не дожил нескольких месяцев до этого момента, и завершал возведение ворот его младший брат Михаил Бове. Сооружение на стыке архитектуры и скульптуры получилось по-настоящему величественным: шесть пар колонн обрамляли высокие постаменты с мощными фигурами античных воинов в островерхих шлемах и пластинчатых доспехах. На декорированном фризе расположили гербы 36 российских губерний, чьи жители участвовали в Отечественной войне 1812 года, и медальоны с вензелем Николая I. Венчала арку колесница Славы, стоя в которой правила шестёркой лошадей Ника — крылатая богиня победы. Фронтон с обеих сторон украсила надпись (обращённая внутрь города — по-русски, наружу — на латыни), прославляющая Александра I как спасителя Отечества .

Беспокойная судьба памятника

В 1872 году под воротами прошла линия конки от Тверской заставы до Воскресенской площади (сейчас площадь Революции). В 1899-м её сменил первый в городе электрический трамвай, запущенный от Страстной площади (сейчас Пушкинская) до Петровского парка. Интенсивное движение не могло не сказаться на состоянии памятника, и к столетней годовщине Бородинского сражения ворота пережили первую реставрацию — пока косметическую. Следующий ремонт состоялся уже при советской власти, в середине 1920-х годов .

В 1936-м Тверскую заставу начали переделывать в соответствии с Генпланом реконструкции Москвы, принятым годом ранее. Триумфальные ворота разобрали, планируя позже вернуть на прежнее место после тщательной реставрации. При демонтаже специалисты Музея архитектуры имени А.В. Щусева измерили параметры сооружения, составили подробные чертежи ярусов и сфотографировали арку со всех сторон. Большинство элементов почистили и обновили, а затем отправили на хранение в филиал музея на территории Донского монастыря. Они довольно органично вписались в общую композицию: фигуры воинов выстроились вдоль центральной аллеи, горельефы разместили в стенных нишах, а колесницу Славы установили на специальном пьедестале.

Восстановление ворот отложилось не неопределённый срок — его отодвинула Великая Отечественная война, после которой столицу, как и всю страну, по сути, отстраивали заново. Элементы в Донском монастыре терпеливо ждали своего часа. Гораздо меньше повезло, например, чугунным колоннам: они несколько лет пролежали на Миусской площади, а затем их переплавили для военных нужд — сохранилась лишь одна из двенадцати. Казалось, памятнику суждено забвение как одному из множества «пережитков прошлого»…

Арки и ворота: взгляд в историю

Триумфальные ворота пришли к нам из глубины веков: классические образцы — арки императоров Тита, Септимия Севера и Константина в Древнем Риме. Они послужили эталоном для возведения триумфальных арок в Париже при Наполеоне, и ворота на Тверской заставе, как и Нарвские ворота в Санкт-Петербурге (тоже открыты в 1834 году), стали своеобразным «симметричным ответом» России.

Считается, что античную традицию принёс в Россию Пётр I: в 1696 году он выстроил триумфальные ворота в честь взятия Азова, а в 1709-м по его приказу поставили сразу семь арок в честь празднования победы под Полтавой. Все они, хотя и искусно декорированные росписью, статуями и аллегорическими фигурами, были временными, в основном деревянными. Обычно их разбирали по окончании торжеств или позже, когда они ветшали; часто арки сгорали при пожаре.

Первым капитальным сооружением в этом ряду стали Красные ворота, построенные в 1753 году при Елизавете Петровне на месте деревянной арки. Их пытались снести ещё в середине XIX столетия, а в 1927 году разрушили для расширения Садового кольца. Название памятника сохранилось в топониме площади, а в 1935-м здесь открылась и одноимённая станция метро.

Впрочем, есть у триумфальных арок и другой «родственник», который необязательно связан с победами, но обозначает центральный, парадный въезд в город и чаще всего говорит о его столичном статусе — речь идёт о Золотых воротах. На Руси они впервые появились в Киеве при Ярославе Мудром (XI век); их создали по образцу византийской арки императора Константина. Позже Золотые ворота возводили и в других городах, чтобы показать их величие, например во Владимире (XII век).

Другой аналог триумфальных арок — Царские врата в христианских церквях. Они тоже наследуют античную традицию: в Древнем Риме за любые ворота и двери отвечал двуликий Янус — божество, которое смотрит одновременно вперёд и назад, в будущее и прошлое, и связывает разные миры. Именно в его честь месяц, который начинает год, назвали январь. В храме Царские врата символизируют переход от града земного к граду небесному, иначе говоря — вход в рай. Кроме того, согласно некоторым исследованиям, в эпоху классицизма (конец XVIIIначало XIX века) распространились иконостасы в форме триумфальных арок .

В общем, у советской власти были основания скептически относиться к яркому символу имперского величия, который был косвенно связан ещё и с религией.

Воссоздание Триумфальных ворот: новое место, новый смысл

Победа в Великой Отечественной войне позволила пересмотреть идеологические позиции. В мае 1947 года на Пушкинской площади выросла широкая резная арка с традиционными русскими узорами; по вечерам её освещали разноцветные огни. Это был не просто вход на первую послевоенную ярмарку «Весенний базар», а символический переход от времени голода и разрухи к эпохе изобилия и процветания.

В начале 1950-х годов масштабные, поистине триумфальные ворота появились на главном входе Центрального парка культуры и отдыха имени Горького и ВДНХ, который тогда был основной площадкой для массовых народных гуляний.

А в 1965 году Совет Министров СССР наконец признал большую художественную ценность и общественно-историческое значение Триумфальных ворот и приказал восстановить их. Но в ансамбль площади у Белорусского вокзала они уже не вписывались, и им нашли новое подходящее место — на Кутузовском проспекте, напротив панорамы «Бородинская битва» .

Строго говоря, сооружение не восстановили, а воссоздали: за 30 лет после демонтажа многие детали потерялись или пришли в негодность. Видимо, поэтому реставраторы решили не трогать рельефы и статуи, сохранившиеся на территории Донского монастыря. Пользуясь чертежами и фотографиями 1936 года, а также авторской копией арки, которая хранилась в Музее архитектуры, все элементы сделали заново. Например, чугунные колонны изготовили на заводе «Станколит», а скульптуры, гербы и горельефы — на Мытищинском заводе художественного литья.

Не обошлось без трансформаций: основа конструкции стала железобетонной, а не кирпичной, как в оригинале; вместо белого облицовочного камня использовали гранит и серый крымский известняк. А ещё изменились надписи на памятных досках: упоминание об Александре I убрали, зато процитировали строки из обращения Кутузова к армии . Это явно ключевой момент — спасителем Отечества признали народ, а не императора. Кроме того, Триумфальные ворота уже не были проездными: их установили на островке посреди проспекта, сровняв с землёй небольшой холм, а с обеих сторон магистрали устроили подземные пешеходные переходы.

Торжественное открытие приурочили, как положено, к революционному празднику: церемония состоялась 6 ноября 1968 года . А через восемь лет, к 30-летию окончания Великой Отечественной войны, территорию вокруг Триумфальных ворот назвали площадью Победы. Военно-мемориальный комплекс и парк Победы, выросшие впоследствии на Поклонной горе, помогли воссозданному памятнику, разделив с ним тяжёлую двойную нагрузку.

Арки нового века: реставрация и реконструкции

Время летит быстро и не щадит даже камень и чугун. В начале XXI века специалисты отметили, что Триумфальным воротам нужна реставрация, и её провели в 2012 году, к 200-летию Отечественной войны 1812 года. Облагородили не только саму арку, но и территорию вокруг неё: озеленители разбили новые цветники, а инженеры переделали систему художественной подсветки. Обновлённый памятник стал одним из подарков москвичам ко .

За работы по обновлению памятника жюри конкурса «Московская реставрация» вручило сразу несколько премий. Награды присудили сразу в семи номинациях, в том числе за лучший проект и за высокое качество выполненных работ.

Кроме того, на 18-й Международной выставке по реставрации, охране памятников и обновлению городов, проводимой под патронажем ЮНЕСКО в Германии, награду получил стенд Правительства Москвы, где в первую очередь презентовали как раз реставрацию Триумфальной арки.

Использованные источники

  1. Краевский Б.П. Триумфальные ворота. — М.: Московский рабочий, 1984.
  2. Харитонова Е.В. Триумфальные ворота столицы // Московский журнал. — 2012. — № 5 (257). — С. 91-96.
  3. Михайлов К.П. Москва, которую мы потеряли. — М.: Эксмо, 2010.
  4. Постернак К.В. Инославные заимствования в русских церковных интерьерах Петровского времени // Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. — 2015. — Вып. 3 (19). — С. 102-119.

    Достопримечательность Московские Триумфальные ворота Московские Триумфальные ворота, сооружённые в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года … Википедия

    МОСКВА город (см. ГОРОД) в центре Европейской части России, столица Российской Федерации, город герой. Москва имеет статус города федерального значения, является субъектом Российской Федерации и вмессте с тем административным центром Московской… … Энциклопедический словарь

    1) река, лп Оки; Смоленская, Московская обл. Для объяснения гидронима Москва в XIX XX вв. предлагался ряд этимологии на основе фин. угор. языков: коровья река. Обе мотивировки вполне реалистичны: река и начинается в болоте (Москворецкая Лужа или … Географическая энциклопедия

    Бранденбургские ворота в Потсдаме Ворота проезд в стене или ограде, запираемый створами. Предназначены для проезда гужевого или автомобильного (реже иных видов) транспорта. Сами створы ворот также часто называют воротами. Обычно… … Википедия

    Москва. I. Общие сведения. Население М. столица СССР и РСФСР, центр Московской области. Крупнейший в стране и один из важнейших в мире политических, научных, промышленных и культурных центров, город герой. М. относится к крупнейшим по численности … Большая советская энциклопедия

    Москва (гостиница, Москва) Достопримечательность Гостиница «Москва» Гостиница «Москва» в нач … Википедия

    Столица СССР и РСФСР, крупнейший транспортный узел, порт, главный политический, научно культурный и промышленный центр СССР. Упоминается в летописях с 1147. Наиболее древняя часть Москвы ансамбль Кремля (см. Кремль Московский) с… … Художественная энциклопедия

    Москва - столица России. Расположена на одноим. реке (притоке Оки), от к рой получила свое имя. Среди многочисл. этимологий наиб. вероятно выведение из балт. и слав. языков со знач. сырой, мокрый, влажный. Впервые упоминается как село 28 марта 1147,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Столица Российской Федерации, город федерального значения, центр Московской области, город герой. Крупнейший политический, экономический, научный и культурный центр России. Расположен в Европейской части территории России, в… … Города России

Книги

  • Достопримечательности Москвы , Сборник. Сегодняшняя Москва – растущий, быстро изменяющийся город. Город, где переплелись Европа и Азия, архаическое и сверхсовременное, где перезвон мобильных телефонов сливается с гулом церковных…

С Петром I и его реформами связано появление в России помимо традиционных церковных и новых светских праздников. Такими праздниками стали, в частности, торжественные шествия, Первые шествия в Москву устраивались в честь военных побед, но очень скоро ими стали отмечать и другие, рассматривавшиеся как имеющие государственное значение, события. К такого рода праздникам приурочивалось строительство связанных с праздничным ритуалом триумфальных ворот и устройство "огненных потех" - фейерверков.
В 1696 году по случаю взятия Азова - первой крупной победы русской регулярной армии и флота, выросших из потешных полков и флотилий Петра, было организовано первое светское торжество - торжественное шествие через всю Москву победоносных войск, вступивших в город с юга.


Русский флот под Азовом. Гравюра 18 века.

Кульминационным моментом их встречи стало прохождение их через триумфальные ворота у Всесвятского (Большого Каменного) моста. Они представляли собой декорацию, вплотную прислоненную к первой проездной арке двухшатрового (в те времена) моста.
Как же выглядели эти первые русские триумфальные ворота? Один из самых основательных и глубоких биографов Петра И.Голиков описывал их следующим образом: «При входе на каменный мост построены были триумфальные ворота, образом древних Римских торжественных ворот, с следующими украшениями: на правой стороне оных на пиедестале статуя Марсова, имеющая в правой руке меч, в левой щит с надписью: Марсовою храбростию; у ног его невольники, татарский Мурза с луком и колчаном, а за ним два Татарина скованные... На левой стороне статуя Геркулесова на таком же пиедестале, держащая в правой руке обыкновенную его палицу, а в левой ветвь зеленую с надписию Геркулесовою крепостью. У ног его лежал паша Азовский в чалме и два скованные Турка...»

В 1753-1757 годах Д.В. Ухтомский возвел, наконец, каменные ворота. С середины
XVIII века они получили название Красных ворот, так как через них проходила
дорога на Красное село. В 1928 году ворота и рядом стоящая церковь Трех
святителей были снесены.
Красные ворота являли собой достаточно редкий в Москве памятник так называемого елизаветинского барокко.

Ф.Бенуа. Триумфальные ворота. 1848 г.
Хорошо видны здания кордегардий, стоявших по бокам от Триумфальных ворот.

В середине 1814 г., к торжественной встрече возвращавшихся из Западной Европы победоносных русских войск, у Тверской заставы была сооружена деревянная Триумфальная арка. Но памятник быстро ветшал, и в 1826 г. было решено заменить деревянную арку каменной. Разработка проекта была поручена архитектору О.И. Бове. Проект представленный мастером являл собой комплекс, состоявший из самой арки и двух кордегардий, размещенных по обеим сторонам Петербургского шоссе. Над скульптурным убранством арки работали скульпторы И.П. Витали и И.Т. Тимофеев.
Торжественная закладка арки состоялась 17 августа 1829 г. Постройка Триумфальных ворот продолжалась пять лет. 20 сентября 1834 г. состоялось официальное открытие этого памятника.


У Тверской заставы Триумфальные ворота простояли 102 года. В 1936 г. площадь у Белорусского вокзала было решено перепланировать, и Триумфальную арку разобрали. Более 30 лет скульптурное убранство арки хранилось в Донском монастыре.
В 1966 г. был поднят вопрос о восстановлении арки. После обсуждения ряда вариантов решено было установить Триумфальные ворота на Кутузовском проспекте рядом с Поклонной горой. Теперь арка ставилась без кордегардий, не как проезжие ворота, а как монумент.
При воссоздании были несколько нарушены пропорции арки.
Часть подлинных элементов убранства арки можно увидеть сейчас во дворе музея архитектуры. Они там в углу свалены.


Триумфальная арка на Кутузовском проспекте (на площади Победы). Фото 1970-х гг.

В следующий раз можно будет поговорить о триумфальных воротах, находившихся на территории бывших подмосковных усадеб, а ныне вошедших в состав Москвы... Кое-что сохранилось, например, в Измайлово на Серебрянном острове...

1814 год. С триумфом и победой возвращаются русские войска из Западной Европы. Специально к этому событию у Тверской заставы сооружается деревянная триумфальная арка. Спустя 12 лет, полностью обветшавшую деревянную арку, решают заменить на более прочную - каменную.
Над проектом два года работал архитектор О.И.Бове. Новый вариант арки приняли в апреле 1829 г. и уже 17 августа этого же года была осуществлена торжественная закладка первого камня. И далее в течение долгих пяти лет возводили мощные арочные стены.

Открытие памятника, состоялось 20 сентября 1834 г. у Тверской заставы простояла 102 года. А когда в начале 1936 г. решили перепланировать площадь Белорусского ж/д вокзала, арку демонтировали. Её аккуратно разобрали и на долгие 32 года поместили на хранение в Музей архитектуры им. А. В. Щусева, который находился на территории ранее действующего Донского монастыря. Сегодня фрагменты литья старой арки, чугунные доски с гербовым оформлением и рельефными воинскими доспехами можно увидеть у входа в Большой собор.

В начале 1966 г. было принято решение о восстановлении Триумфальных ворот, только на новом месте. Задача стояла сложная. Необходимо было по замерам, фотографиям и рисункам восстановить арку в первозданном виде. Руководил проектом В. Либсонон – один из самых известных московских реставраторов. В состав руководимого им коллектива вошли: инженеры М. Гранкина и А. Рубцова, архитекторы Д. Кульчинский и И. Рубен, которые приступили к реставрации только после изучения архивов. Сначала были подготовлены гипсовые слепки, формы тех деталей, которые необходимо было заново отлить. Всего надо было заново подготовить примерно 150 разных моделей точных копий элементов декора.

Отдельные фигуры были заново отлиты. Новая жизнь была дана доспехам, гербам старых городов, военным атрибутам. Мастера литья и чеканщики потрудились на славу. Позже все элементы были собраны воедино и стали частью Триумфальных ворот. Много споров и предложений вызвало место для размещения Триумфальной арки. Было предложение восстановить её на Ленинградском шоссе, граничащим с Белорусским вокзалом. Также предлагали вынести её за город на Поклонную гору и восстановить точно по проекту Бове с кордегардиями, но архитекторы «Моспроекта-1» решили восстанавливать Триумфальную арку на въезде площади Кутузовского проспекта. Арку решили превратить в монумент, который должен вписаться в городской пейзаж и не затеряться в нем. С обеих сторон её должны обтекать транспортные потоки, и она не должна была превратиться в простое ограждение или мост.

После утверждения места за дело взялись строители. Они выровняли место под арку, сровняв с землёй небольшую возвышенность на Староможайском шоссе, проложили новый проезд, подземный переход. Вторую жизнь Триумфальная арка на Кутузовском приобрела 6 ноября 1968 г. Она стала самым грандиозным памятником победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Вместе с «Кутузовской избой» и музеем-панорамой «Бородинская битва» восстановленная Триумфальная арка составляет единый комплекс на площади Победы в районе Поклонной горы.

Фасадом арка обращена к въезду в Москву. В таком расположении многие видят давнюю традицию размещать арки и ворота главным фасадом к центральной дороге, ведущей в город. Основу однопролётной арки составили шесть пар 12-метровых величественных чугунных колонн. Их расположили вокруг двух арочных пилонов - опор. Каждая колонна весит 16 тонн, их заново отлили на столичном заводе «Станколит» по образцу одной оставшейся колонны, которая была в основе первой арии. Между колоннами разместили литые фигуры воинов со щитами и копьями, в шлемах и кольчугах. Над воинами разместили изящные горельефы. На тематическом барельефе изобразили русских воинов, которые оттесняют врагов, бегущих от напора мужественных освободителей.

Вся сила и мощь показана в образе воина на переднем плане со щитом, на котором изображён герб России.

В другом горельефе показано «Освобождение Москвы». Гордая красавица, олицетворявшая столицу, полулежит на щите с московским гербом. Её правая рука протянута императору Александру I на фоне зубчатых стен Московского Кремля. Вокруг изображения Геракла, Минервы, женщины, юноши и старца. Античные русские национальные мотивы чётко прослеживаются в каменных одеяниях персонажей. По периметру арки расположены гербы админ. районов России, которые участвовали в освободительном движении. Над карнизом – статуи Побед, которые выделяются на светлом фоне. У их ног сложены трофеи. На строгих лицах лёгкие улыбки. Венчает арку необычайно красивая колесница Славы, которую возглавляет шестёрка лошадей. Крылатая богиня Победа восседает в колеснице, всматриваясь во всех тех, кто въезжает в город.