Времена года

Сделать пегаса значение фразеологизма. Пегас - это крылатый конь и любимец муз. Что символизирует Пегас

«Пегаса оседлать»

Как рассказывает греческий миф, из крови обезглавленной Персеем Медузы (см. «Взгляд Медузы») возник крылатый конь Пегас. На нем герой Беллерофонт победил морское чудовище, сражался с Химерой и амазонками, а когда гора Ге­ликон, заслушавшись дивного пения муз, готова была под­няться к небу, Пегас ударом копыта удержал гору от подъема и одновременно выбил из нее волшебный ключ - Гиппокрену. Чудесное происхождение ключа отразилось в его на­звании: «крэнэ» - по-гречески «источник», «гиппос», «иппос» - «конь»; этот корень вы встретите и в ряде дру­гих хорошо известных вам слов, как, например, «иппод­ром» - место для бега коней, «гиппопотам» - речной конь, Филипп - любитель лошадей. Каждый, кто напьется воды Гиппокрены, начинает вдруг говорить стихами.

Итак, Пегас сделался конем муз, а более позднее пред­ставление сделало его и конем поэтов (самим грекам такое представление было чуждо). Отсюда и возникло образное выражение «оседлать Пегаса», что значит: сделаться поэтом, за­говорить стихами.

Возможно, что отсюда же пошло и выра­жение «сесть на своего конька», то есть заговорить на свою любимую тему. «Оседлать Пегаса» - не единственное выра­жение, относящееся к поэтам. В том же значении употреб­ляется и выражение «взо­браться на Парнас». Пар­нас, по представлению древних греков, - гора, на которой жили музы. Музы покровительствовали раз­личным видам искусства и наукам (в том числе также истории и астрономии). Когда хотят сказать, что к человеку снизошло вдохно­вение, говорят, что его по­сетила или к нему слетела муза. Из девяти муз четыре оказывали покровительство различным видам поэзии.

Вероятно, поэтому в XVIII веке выражение «взойти на Парнас» стало относиться исключительно к поэтам. Музу поэзии Евтерпу сейчас называем редко; наиболее известными остались лишь имена музы трагедии - Мельпомены (о трагиках или любителях трагедии часто говорят «служи­тель Мельпомены» или «поклонник Мельпомены») и музы танцев - Терпсихоры.

«Пение сирен»
Из античной древности дошли до нас предания о сиренах, морских и береговых чудовищах, похожих то на рыбохвостых женщин, то на дев с птичьими ногами.
Чарующим пением они завлекали мореплавателей на опасные рифы и стремнины.
Пением сирены мы называем сладкогласные речи, которыми кто-либо старается обольстить легковерного, вовлечь его в опасное предприятие.
Любопытно, что самое слово «сирена» получило в наше время много новых значений, ничуть не похожих на первоначальное. Зоологи именуют сиренами некоторых водяных животных - дюгоней и ламантинов. В технике сирена - особое устройство, испускающее пронзительное завывание.
Как видите, какая-то очень дальняя связь между этими значениями и прежним все-таки есть.

Интересно, что один из своих подвигов Геракл совершил в тех же краях, что и его далёкий предок Персей. Именно там, далеко на Западе, появился на свет Хрисаор, отец Гериона, и крылатый конь Пегас. Рождение их произошло тогда, когда Персей обезглавил Медусу. Много лет спустя правнук Персея Геракл посетит места боевой славы своего предка, чтобы увести коров Гериона. А сейчас мы рассмотрим деяния Персея, когда он в результате долгих усилий преодолел все препятствия и отрубил голову злой колдуньи Медусы, взгляд которой превращал людей в камень. Сюжет о подвиге Персея обладает всеми признаками сказочного пространства: здесь и крылатые сандалии, и шапка-невидимка, и фантастические головы горгон, покрытых чешуёй драконов, и волшебные нимфы, и, конечно же, крылатый конь Пегас, ставший символом поэтического вдохновения. Эллины были уверены, что он выглядел примерно так:

Исследователи мифологии находят родство этого сюжета с множеством подобных ему у других народов мира. Но только ли народная фантазия рисует крылья у коня, чтобы наглядно показать скорость передвижения на нём? Ведь фантазия часто рисует средства преодоления реальных препятствий. Какие же реальные события могут скрываться за волшебными предметами и миссией Персея? В этой истории мы узнаем тайный смысл этих волшебных предметов, цель полёта Персея над океаном, загадку рождения столь странных братьев как Пегас и Хрисаор (коня и человека!) у не менее любопытной пары как Медуса и Посейдон (злой колдуньи и брата царя богов!). Обратимся же к источнику.

Аполлодор, "Мифологическая библиотека", книга II:
"Царь острова Серифа Полидект, брат Диктиса, влюбился в Данаю, и, так как не мог с ней сойтись из-за возмужавшего Персея, созвал близких людей, и сказал им, что нуждается в помощи, чтобы посвататься к дочери Ойномая Гипподамии. Когда Персей сказал, что он и в голове Горгоны ему не откажет, Полидект попросил у всех остальных коней, от Персея же, не взяв у него лошадей, потребовал принести ему голову Горгоны.

Персей, руководимый Гермесом и Афиной, прибыл к дочерям Форка - Энио, Пефредо и Дино. Они происходили от Кето и Форка, были сестрами Горгон и старухами от рождения. На всех трех они имели один зуб и один глаз и обменивались ими поочередно. Персей овладел этим зубом и глазом и, когда те стали просить его, чтобы он отдал похищенное, пообещал, если они укажут ему дорогу, ведущую к нимфам. Эти нимфы имели крылатые сандалии и заплечную сумку под названием κίβισις; была у них и шапка.

Когда дочери Форка привели его к нимфам, он отдал им глаз и зуб, а от нимф получил то, ради чего старался к ним проникнуть. Он надел на себя сумку, прикрепил сандалии к лодыжкам, а голову покрыл шапкой. Надев ее, он видел всех, кого хотел, другие же его не видели. Взяв от Гермеса кривой стальной меч, он полетел над океаном и застал сестер Горгон спящими. Их звали Стено, Эвриала и Медуса. Единственной смертной среди них была Медуса: по этой причине и был Персей послан, чтобы принести ее голову. Головы Горгон были покрыты чешуей драконов, у них были клыки такой же величины, как у кабанов, медные руки и золотые крылья, на которых они летали. Каждый, взглянувший на них, превращался в камень.

Подойдя близко к спящим сестрам, Персей, руку которого направляла богиня Афина, отвернулся и, глядя в медный щит, где видел отражение Горгоны, обезглавил Медусу. Как только голова была срублена, из Горгоны выпрыгнул крылатый конь Пегас и Хрисаор, отец Гериона. Медуса родила их от бога Посейдона".

И Персей отправился в обратный путь, который приведёт его к обретению жены и убийству своего деда Акрисия, к власти в Тиринфе и многочисленному потомству.

Рассмотрим мотивы героев в этой истории. Формально задачу Персею ставит Полидект. Но предлог, под которым последний требует от него принести голову Медусы, совершенно надуманный. Судите сами. На этот момент Персею примерно 20-25 лет, а его матери Данае не менее 40 лет. Влюблённый в Данаю Полидект тоже не молод, но поступает он чрезвычайно нелогично: решает свататься к Гипподамии ("Укротительнице коней")! Первое не стыкуется со вторым. Тут сразу два противоречия. Ничто не мешало Полидекту жениться на Данае, когда Персей был ещё младенцем. И второе. Каким образом голова горгоны может решить его вопрос со сватовством к Гипподамии? Очевидно, что никак. Таким образом, ни любовь к Данае, ни сватовство к Гипподамии не являются поводом для того, чтобы доставить голову Медусы Полидекту. Для сватовства к Гипподамии Полидекту нужны кони, чтобы участвовать в соревнованиях колесниц. Но ему нужны и корабли, чтобы на них добраться в Пису с острова Сериф. Писа же расположена в Элиде, на западном берегу Пелопоннеса. Но, возможно, он думает, что можно победить в соревновании, если в колесницу запрячь Пегаса? Тогда ему нужен именно Пегас, а не голова горгоны Медусы. И корабли.
Как бы то ни было, но задача, которую ставит перед Персеем Полидект, чрезвычайно рискованная и совершить её в одиночку герой точно не сможет. Сёстры горгоны обитают где-то за пределом известного ахейцам мира на окраине Средиземного моря. Молодой 20-и летний человек просто не найдёт туда дорогу. Вот почему план маршрута составлен Гермесом и Афиной (видимо, и задачу Персею ставят они через Полидекта) и во все детали этого плана юный герой естественно не посвящён.

Таинственность в описании последующих событий легко можно объяснить, если понять, что экспедиция вместе с Персеем приближается к объекту с чрезвычайно охраняемыми подходами к нему. Это вообще выглядит как спецоперация. Чтобы приступить к захвату Пегаса (а цель экспедиции, несомненно "крылатый конь"!), Персей шантажирует стражу - "дочерей Форка". Охрану объекта несут круглосуточно три стражника. Захватив меч ("зуб") одного стражника, Персей обещает вернуть его, если он попадёт к "нимфам", владеющим крылатыми сандалиями, заплечной сумкой и шапкой-невидимкой. Смысл шапки-невидимки прост: Персей переодевается в одежду стражника и...становится невидимым - его принимают за своего! Он видит всех, а его - настоящего! - не видит никто! С помощью крылатых сандалий Персей летит над океаном (похоже, что к острову), вот почему в них следует видеть морской корабль или лодку. Тайна крылатых сандалий, как и крылатого Пегаса имеет один источник: это символическое описание корабля, крыльями которому служат вёсла. Чуть ниже я подробно опишу, почему эллины - слушатели и хранители мифов - стали так воспринимать рассказы ахейских хроник. Итак, Персей приближается к спящим "горгонам". Следовательно, операция происходит ночью и они не ждут нападения. В ночной темноте воздействие шапки-невидимки увеличивается и Медуса не видит опасности. Бедная женщина! Да, она ещё и спит. Он убьёт Медусу, когда она спит... Что это за подвиг?! Если это женщина. Но внешность горгон потрясает воображение, реальность перемешана с фантазией: головы горгон покрыты чешуёй, огромные клыки, медные руки и золотые крылья, на которых они летают. Кажется, что это не женщина... Но если это женщина, то, что же это за храбрец, который боится смотреть на спящую женщину! Спящие женщины совсем не опасны! Почему же должен погибнуть каждый, взглянувший на горгон (превратиться в камень)? Потому что они охраняют что-то очень важное и нужное, какой-то секрет или ценность. Это может быть или стоянка кораблей с грузом серебра или золота, или верфь, где строили корабли. Слово Μέδουσα означает "повелительница, стражница". Таким образом, фантастическая горгона просто является охраной. И как только стража обезглавлена, свободу обретают "дети" Медусы и Посейдона - крылатый конь Пегас и Хрисаор, отец Гериона. Имя "брата" Пегаса означает "Золотой меч". Но почему у бога и колдуньи такие странные дети - конь и человек? Неужели у них такая плохая наследственность, что они не могут породить подобных себе? И именно за коровами Гериона спустя много лет совершит в эти места свой знаменитый поход Геракл и о некоторых обстоятельствах этого похода мы ещё поговорим. Но, как мы уже неоднократно убедились, "коровы" и "быки" - это "бусы" или "минотавры", то есть военные корабли ахейцев. В таком случае, не является ли крылатый конь Пегас "братом" быкам Гериона, Миноса, Критского быка, быка, на котором Зевс перевозил Европу на Крит и другим быкам... Ахейцы называли торговые корабли ἱππό-καμπος - гиппокампами. Иногда гидрипуссами. Морскими или водяными конями. Именно так о них ведёт речь Пенелопа в разговоре с Медонтом.

Гомер, "Одиссея", песнь четвёртая, 707-709:
"Вестник, куда же уехал мой сын? Для чего ему было
Плыть куда-то на быстрых судах, что морскими конями
Взрослым служат мужам, пробегая по влаге великой?"
(Пер. В.Вересаева)

У эллинов существовало множество названий для кораблей: "эннеры", "эперетмы", "карабион", "навс", "пентеры", "гексеры" и т.д. Типы судов различали по количеству вёсел: "трискайдера" - 13, "эйкосора" - 20, "триаконтера" - 30, "пентеконтера" - 50 вёсел. А вот для ахейцев военные корабли - это "бусы" или "минотавры", а торговые корабли - это "гиппокампы" или "гидрипуссы". На носу первых были изображения бычьих голов, на носу вторых - морских коньков. Гиппокампы - обитатели морских глубин, удивительные морские животные, потомство у них вынашивают мужские особи. Роды у отца бывают мучительными и могут даже закончиться смертью отца. Вряд ли ахейцы знали об этой особенности морских коньков. Но чем-то внешний вид и образ жизни их поразили, и они стали изображать этих симпатичных животных на носу своих торговых кораблей.


Точно так же называли свои корабли и финикийцы. Ахейцы заимствовали у них и названия, и технологию производства. Но откуда же у "морского коня" появились крылья? И вот что по этому поводу говорит устами Тересия великий эллин, когда прорицатель открывает Одиссею тайну его последнего приюта и... "вёсел, которые в море судам нашим крыльями служат".

Гомер, "Одиссея", песнь одиннадцатая, 119-129:
"После того как в дому у себя женихов перебьешь ты
Гибельной медью, - открыто иль хитростью, - снова отправься
Странствовать, выбрав весло по руке, и странствуй, доколе
В край не прибудешь к мужам, которые моря не знают,
Пищи своей никогда не солят, никогда не видали
Пурпурнощеких судов, не видали и сделанных прочно
Весел, которые в море судам нашим крыльями служат.
Признак тебе сообщу я надежнейший, он не обманет:
Если путник другой, с тобой повстречавшийся, скажет,
Что на блестящем плече ты лопату для веянья держишь, -
Тут же в землю воткни весло свое прочной работы".
(Пер. В.Вересаева)

Ритмичные движения вёсел превращали бег корабля по водной глади, где в одно целое сливались лазурь моря с небесной, в полёт сказочного крылатого Пегаса. А спустя столетия творческая фантазия поэтов, художников и скульпторов великой Эллады окончательно оформило миф о крылатом Пегасе. Прикрепить "крылатые сандалии" означало взойти на борт корабля. Персей, Беллерофонт, Гермес и другие герои древних мифов обрели крылья... Крылатый конь Пегас, украденный у финикийцев, стал образцом для строительства кораблей ахейцев. По современным меркам это была кража технологических секретов в кораблестроении.

В операции захвата Пегаса роль Персея была далеко не главная. Он только один из участников этой авантюры, а "крылатый конь" через какое-то время появляется в Коринфе у Беллерофонта. Видимо, там и были заказчики этой спецоперации. Состав экспедиции был многочисленный. Этот факт подтверждает Павсаний, говоря о Персее и Медусе: "... за Персеем последовали из Пелопоннеса отборные воины - она ночью была изменнически убита...". (Павсаний. Описание Эллады. Коринфика ХХI,6)

Блюдо краснофигурное: гиппокамп. Эрмитаж. Южная Италия, Апулия. 320-310 гг. до н.э.

Так мог выглядеть гиппокамп - "морской конь" древних ахейцев, он же Пегас.

Оседлавший пегаса

прил. , кол-во синонимов: 12

Вдохновившийся (18)

воодушевившийся (22)

воспаривший духом (13)

воспаривший мыслью (14)

воспламенившийся (20)

Воспылавший (21)

занявшийся поэзией (2)

начавший писать стихи (2)

Окрылившийся (19)

оседлавший своего пегаса (11)

Поймавший музу (8)

почувствовавший, как поют за спиной крылья (16)


  • - СЕДЛАТЬ ПЕГАСА. ОСЕДЛАТЬ ПЕГАСА. Устар. Ирон. Заниматься поэзией. С тех пор, как в номере любом Я мог прочесть о Льве Камбеке И не прочесть о Льве Толстом, Я перестал седлать Пегаса...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - Книжн. Начинать писать стихи, становиться поэтом. /i> Пегас – в древнегреческой мифологии крылатый конь Зевса, ставший символом поэтического вдохновения. ФСРЯ, 312; БМС 1998, 434...

    Большой словарь русских поговорок

  • - прил., кол-во синонимов: 11 взнуздавший занявший заседлавший захвативший охомутивший подмявший подседлавший подчинивший п скрутивший согнувший...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 2 начавший разговор на излюбленную тему севший на своего любимого конька...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 11 вдохновившийся воодушевившийся воспаривший духом воспаривший мыслью воспламенившийся воспылавший окрылившийся оседлавший пегаса поймавший...

    Словарь синонимов

  • - воспарить мыслью, окрылиться, воспламениться, оседлать своего пегаса, воспылать, воспарить духом, почувствовать, как поют за спиной крылья, вдохновиться,...

    Словарь синонимов

"оседлавший пегаса" в книгах

автора

Что общего у названий созвездий Персея, Пегаса, Андромеды, Кассиопеи, Цефея и Кита?

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Кондрашов Анатолий Павлович

Что общего у названий созвездий Персея, Пегаса, Андромеды, Кассиопеи, Цефея и Кита? Названия всех этих созвездий олицетворяют персонажей мифа о Персее, сыне Зевса и аргосской царевны Данаи. Добыв голову страшной горгоны Медузы, Персей возвращался на крылатом коне Пегасе в

«Не понукай свободного Пегаса!..»

Из книги автора

«Не понукай свободного Пегаса!..» Не понукай свободного Пегаса! Будь с ним одно, и он тебя поймет. Пусть, нервничая, не спешит вперед: Он конь такого класса, Что знает сам, куда и как домчать, Когда понадобится, к сроку… Как стуком сердца управлять? Как чудному себя не

6 У памятника Пушкину. Беспризорный. Открытие «Стойла Пегаса». Хитрая «птица». Рассказы о монахах

Из книги Всё, что помню о Есенине автора Ройзман Матвей Давидович

6 У памятника Пушкину. Беспризорный. Открытие «Стойла Пегаса». Хитрая «птица». Рассказы о монахах Никогда в Москве не было столько попрошаек, сколько в 1920 году. Нашествие четырнадцати держав, разгул белых, зеленых, разных атаманов гнали мирных людей со всех краев Советской

Человек, оседлавший Соловки

Из книги Молодежь и ГПУ (Жизнь и борьба совeтской молодежи) автора Солоневич Борис Лукьянович

Человек, оседлавший Соловки - Товарищ Заведующий! Не хотите ли поглядеть, как человек полетит?- Куда полетит?- Да вниз, с колокольни. Идите скорее!Я вышел из нашего сарая, гордо именовавшегося «спорт-станцией». Рабочие собрались в кучку и с интересом смотрели, как на

«Стойло Пегаса». «Полуфингал» второй, тоже скандальный

Из книги Легенды московского застолья. Заметки о вкусной, не очень вкусной, здоровой и не совсем здоровой, но все равно удивительно интересной жизни автора Кондрашов Анатолий Павлович

Что общего у названий созвездий Персея, Пегаса, Андромеды, Кассиопеи, Цефея и Кита? Названия всех этих созвездий олицетворяют персонажей мифа о Персее, сыне Зевса и аргосской царевны Данаи. Добыв голову страшной горгоны Медузы, Персей возвращался на крылатом коне Пегасе в

Что общего у названий созвездий Персея, Пегаса, Андромеды, Кассиопеи, Цефея и Кита?

Из книги 3333 каверзных вопроса и ответа автора Кондрашов Анатолий Павлович

Что общего у названий созвездий Персея, Пегаса, Андромеды, Кассиопеи, Цефея и Кита? Названия всех этих созвездий олицетворяют персонажей мифа о Персее, сыне Зевса и аргосской царевны Данаи. Добыв голову страшной горгоны Медузы, Персей возвращался на крылатом коне Пегасе в

Копыта и крылья Пегаса

Из книги В начале было слово. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

Копыта и крылья Пегаса Пиши перьями из крыльев Пегаса! Станислав Ежи Лец (1909–1966), польский поэт и афорист У Пегаса есть не только крылья, но и копыта. Тадеуш Гицгер (р. 1927), польский сатирик Пегас, подкованный на четыре копыта, не полетит. Доминик Опольский, польский

Перегнавший Пегаса

Из книги Журнал `Компьютерра` N736 автора Журнал «Компьютерра»

Перегнавший Пегаса Автор: Алексей СтародымовВ свое время, разглядывая на мониторе шпионские фотографии Asus P526 Pegasus, я предположил, что это обновление модели P525, по каким-то неведомым причинам лишенное джойстика. На деле, однако, "Пегас" оказался "злободневным" продуктом

4.6.2 Погоняя Пегаса

Из книги Управленческая элита. Как мы ее отбираем и готовим автора Тарасов Владимир Константинович

4.6.2 Погоняя Пегаса Люди покинули зал и сгрудились около него. Все, что переживает человеческая масса в условиях дефицита информации, можно было наблюдать. Прошло три минуты, и мы пригласили занять места. Сами тоже немало волновались: вдруг все пожелают принять участие?

Пегас

пега с (Пегас), (П прописное), пегаса, муж. В древнегреческой мифологии крылатый конь Pegasos, родившийся из крови обезглавленной Медузы, под ударом копыта которого забил источник Ипокрена, вдохновляющий поэтов (является составной частью изображения поэта в образе всадника). «Пегас иную Ипокрену копытом вышиб пред тобой.» Пушкин (о Языкове). «Когда по ребрам крепко стиснут Пегас удалым седоком, не горе, ежели прихлыстнут его критическим хлыстом.» Баратынский .

Оседлать Пегаса (книж. шутл. ) - начать писать стихи. «- Артист, и ты в числе служителей Парнаса! Ты хочешь оседлать упрямого Пегаса!» Пушкин .

Фразеологический словарь русского языка

Пегас

Оседлать /седлать Пегаса книжн. - заняться поэзией, начать писать стихи

Античный мир. Словарь-справочник

Пегас

(от греч. pege - источник)

в греческой мифологии крылатый конь, который появился из капель крови горгоны Медузы, когда ей отрубил голову Персей. От удара копытом П. на горе Геликон забил чудесный источник Ипокрена, дающий вдохновение поэтам. На Олимпе П. подносил Зевсу громы и молнии.

(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

Согласно послегомеровской легенде, крылатый конь Беллерофонта, рожденный из крови убитой Персеем Медузы. Беллерофонт поймал Пегаса, когда тот пил из Пейренского источника. Этот источник можно и сейчас увидеть среди развалин Старого Коринфа. "Необузданный Пегас" считался символом Коринфа и изображался на монетах. После того как Пегас ударом своего волшебного копыта высек на горе Геликон источник Гиппокрену ("лошадиный источник"), он стал любимцем муз. Вместе с Беллерофонтом Пегаса часто изображали на античных вазах.

Позже Пегас становится символом безудержного поэтического полета фантазии и в этом качестве часто появляется в поэзии.

(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

в гр. мифологии крылатый конь, к-рый ударом копыта высек на горе муз Геликоне источник Гиппокрену. Его вода, по поверью, одаряла вдохновением поэтов.

(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Фразеологический словарь (Волкова)

Пегас

Оседлать Пегаса (книжн. шутл. ) - начать писать стихи.

-Артист, и ты в числе служителей Парнаса! Ты хочешь оседлать упрямого Пегаса! А. Пушкин.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Пегас

, а , м.

В древнегреческой мифологии крылатый конь, от удара копыта которого забил чудесный источник, дающий вдохновение поэтам; символ поэтического творчества; вдохновение.

* Ах, в годы юности моей, Печальной, бескорыстно трудной, Короче - очень безрассудной , - Куда ретив был мой Пегас . // Некрасов. Стихотворения // /; Он добр, член нашего Парнаса, Красавицам Москвы смешон, На крыльях дряхлого Пегаса Летает в мир мечтанья он . // Лермонтов. Стихотворения // / *

◘ ОСЕДЛАТЬ ПЕГАСА - заняться творчеством.

* Ты хочешь оседлать упрямого Пегаса И с строгой критикой вступаешь смело в бой . // Пушкин. Стихотворения // *

Астрономический словарь

Пегас

1) В греческой мифологии крылатый конь, родившийся из туловища убитой Персеем горгоны Медузы. От удара копытом Пегаса на горе Геликон возник источник Гиппокрена, из которого черпали вдохновение поэты. Образ Пегаса - символ поэтического вдохновения ("оседлать Пегаса").

2) (лат. Pegasus ) экваториальное созвездие. В Пегасе находится одно из ближайших скоплений галактик.

Словарь по мифологии М. Ладыгина.

Пегас

Пега́с - в древнегреческой мифологии волшебный крылатый конь героя Беллерофонта, позднее превращенный в созвездие; однажды своим копытом пробил гору Геликон, и там появилась Иппокрена - источник поэтического вдохновения.

Источники:

● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.

Словарь греческой мифологии

Пегас

Крылатый конь. П.как плод связи горгоны Медузы с Посейдоном появился из капель крови Медузы, когда ее убил Персей. Имя П.получил оттого, что родился у истоков Океана (греч. «источник»). Он вознесся на Олимп и доставляет там громы и молнии Зевсу. По другому мифу, боги подарили П.Беллерофонту, и тот, взлетев на нем, убил крылатое чудовище химеру, опустошавшее страну. Ударом копыта П.выбил на Геликоне источник Гиппокрену («лошадиный источник»), вода которого дарует вдохновение поэтам.

Одним миром мазаны

Миро - маслянистая ароматическое вещество, которой во время церковного обряда помазания священник смазывает лбы прихожан. О людях, которых объединяет общая черта (чаще отрицательная), иронически говорят, что они одним миром мазаны.

Олимпийское спокойствие

Олимп - это гора в Греции, которую в древности считали священной. Греки верили, что на ней живут боги, которых называли олимпийцами. Они могли гневаться, и тогда говорили: олимпийские громы раздаются. Боги господствовали над миром, никого не боялись и никому не подчинялись, всегда стояли над повседневными заботами и поэтому отмечались сдержанностью, невозмутимым, величественным спокойствием.

Фразеологизм "олимпийское спокойствие" известен в двух значениях: так говорят о представителях власти, которые равнодушны к человеческим забот; а также о нерушимой величие, непреклонный спокойствие и самообладание.

Чучело гороховое

Издавна крестьяне, чтобы отпугнуть птиц, выставляли на полях чучела - фигуры людей, сделанные из взбитых накрест рельсов и одеты в лохмотья. Таким образом защищали урожай кукурузы, подсолнечника, фасоли. Однако в фразеологизме прижилось только гороховое чучело. Так называют человека, одетого бессмысленно, забавно, безвкусно.

Оседлать Пегаса

Фразеологизм имеет античное происхождение. Пегас - волшебный крылатый конь. Древний миф рассказывает, что Пегас взлетел на Олимп, где приносил Зевсу гром и молнию. В III тыс. До н. е. александрийские поэты создали легенду о Пегаса как о лошади поэтов. То музы пели так хорошо, что вся природа слушала их в оцепенении, а гора Геликон от восторга начала быстро расти и достигла до небес. Тогда олимпийские боги приказали Пегаса вернуть гору назад. Конь ударил по ней копытом, утоптавшы в землю, а на месте удара забил источник Гиппокрены. Каждый, кто пил воду из этого удивительного источника, вдруг начинал говорить стихами. С тех пор Пегас и стал конем муз, а позже поэтов. Фразеологизм "оседлать Пегаса" означает стать поэтом.

Последний из могикан

Могикане - это индейское племя Северной Америки. Европейские колонизаторы, что приплыли осваивать новый континент, выселяли их с обжитой земли на территории современных штатов Нью-Йорк, Пенсильвания, Огайо и др. Индейцы, среди них и могикане, вели длительную тяжелую борьбу с захватчиками. Но силы были неравны. Американский писатель Дж.-Ф. Купер (1789- 1851) посвятил этому событию роман "Последний из могикан", в котором рассказал о непростой судьбе последнего представителя славного племени. Благодаря популярности романа его название распространилось и получила обобщенное значение.

Фразеологизм "последний из могикан" означает последнего представителя любой группы людей, рода, нации.

Вот где собака зарыта

Существует много объяснений этого фразеологизма. Древнегреческий писатель Плутарх в одном из своих произведений рассказал о собачьей верности. Пес, догоняя хозяина, который плыл на корабле, погиб от чрезмерного переутомления и полного изнеможения. Благодарен хозяин закопал его на острове Саламин. Могилу героического пса, по народным преданиям, многие века показывали всем, кто интересовался этой легендой.

С тех пор фразеологизм "вот где собака зарыта" употребляют во многих языках в значении: вот в чем главная причина, вот где находится эта тайна.

Пальма первенства

В древней Греции существовал обычай награждать победителя в соревнованиях пальмовой ветвью - атрибутом богини победы Ники. Античный выражение "пальма первенства" стал символом превосходства в чем-то.

Панацея от всех болезней

В древнегреческой мифологии Панацея - богиня исцеления, дочь бога врачевания Эскулапа. Средневековые алхимики пытались найти универсальное лекарство, которые помогали бы от всех болезней, поэтому и назвали его именем богини-целительницы. Сейчас словом "панацея" называют средство не только от болезней, но и от всех проблем.