На свободную тему

Минос мифология. Мифологический словарь от а до я. Царь и человек

, Девкалиона , Федры и Катрея , будущего царя Крита.

Перед тем, как покинуть Крит, Зевс наказал Астерию , бывшему тогда царем на Крите, взять Европу в жены и усыновить его детей: Миноса, Радаманта и Сарпедона . Минос наследовал Астерию и прославился как мудрый правитель. Когда Минос сменил Астерия на кносском троне, он прославился на весь мир как мудрейший из правителей. Зевс помогал своему сыну советами, встречаясь с ним в пещере горы Дикта. В ней, по преданию, родился сам Зевс.

Сначала Минос объединил Крит и дал его жителям единый закон. Потом он отправил Радаманта насаждать закон на других землях. После Минос подчинил себе некоторые земли Ликии, где стал править Сарпедон, а также основал город Милет, названный им по имени своего любимца , который и стал царем города. До появления ионийцев Миносу принадлежала также Мегарида. На юге Аттики Минос обнаружил богатые залежи серебра, захватил окрестные земли и основал на них город Лаврион. Все окрестные моря Минос очистил от пиратов, а их убежища на островах разрушил.

Жил Минос в великолепном дворце в Кноссе, столице Крита. Помимо флота остров Крит охранял быкоголовый медный страж по имени Талос, которого Зевс подарил Миносу. Талос три раза в день обегал Крит и забрасывал камнями вражеские корабли, приближавшиеся к острову.

Как-то раз бог Посейдон послал Миносу из моря красивейшего быка, чтобы Минос принес быка ему в жертву. Однако Минос решил оставить быка в своем стаде, а Посейдону принес его обычную жертву - коня. Посейдон обиделся и в отместку внушил супруге Миноса, Пасифае, противоестественную страсть к этому быку. Знаменитый афинский мастер Дедал , изгнанный после убийства из Афин и принятый Миносом на службу, помог ей удовлетворить эту страсть. Дедал построив деревянную корову, забравшись в которую, Пасифая и вступила с быком в связь. В положенный срок она родила Минотавра - чудовище с человеческим телом и головой быка. Пасифая умерла во время родов, а Минотавра Минос посвятил Зевсу. По велению Миноса Дедал построил лабиринт, в центре которого и поселили Минотавра (вариант: Пасифая не умерла во время родов, а была поселена вместе с Минотавром в Лабиринт).

Один из сыновей Миноса, Андрогей, был знаменитым атлетом. Когда он победил афинских юношей на панафинеях (празднике в честь богини города Афин, где проходили и соревнования атлетов), Эгей , правитель Афин, решил погубить Андрогея, послав его на верную смерть - охотиться за марафонским быком (по другой версии, Андрогей оправился на состязания в Фивы и был там убит). Когда известие о смерти сына дошло до Миноса, он совершал жертвоприношение харитам на острове Парос. Минос сорвал с себя венок и дал знак флейтистам прекратить игру, но жертвы принес. С тех пор жертвоприношения харитам совершались без венков и музыки. Минос решил отомстить Эгею и, при поддержке своего флота покорив Афины, заставил Эгея каждые девять лет отправлять в Кносс семь девушек и семь юношей, где они будут приноситься в жертву Минотавру. Эти жертвы приносились дважды, пока Тесей , сын Эгея, не убил Минотавра. Тесей получил от влюбившейся в него дочери Миноса Ариадны волшебный клубок ниток (вариант: этот клубок Тесею дал Дедал). Как только Тесей привязал конец нитки у входа, как клубок сам покатился к центру лабиринта, где жил Минотавр. Так Тесей смог найти спящее чудовище и убить его, а потом благополучно выбраться из лабиринта.

Дедал тем временем решил уехать от Миноса, но царь запретил ему покидать Крит (вариант: за помощь Тесею Минос заточил Дедала в лабиринт, и тому ничего не оставалось, как попытаться устроить побег). Дедал бежал с Крита, изготовив для себя и своего сына Икара крылья из перьев, скрепленных воском. Икар, поднявшийся слишком близко к солнцу, упал в море, а Дедал долетел до побережья Малой Азии, откуда потом перебрался на Сицилию.

Минос отправился на поиски Дедала. Он взял с собой раковину тритона и обещал награду каждому, кто сможет продеть сквозь раковину нитку, поскольку был уверен, что только Дедал сможет решить эту задачу. Приплыв в сицилийский город Камик, Минос предложил его царю Кокалу решить головоломку. Кокал согласился, рассчитывая на помощь гостившего у него Дедала. Мастер привязал нитку к муравью и пустил его в горловину раковины. А с другой стороны раковины он сделал отверстие и смазал его медом, который служил приманкой муравью. После этого Минос понял, что Дедал скрывается в Камике, и потребовал его выдачи. Но дочери Кокала не хотели расставаться с мастером, который делал для них удивительные игрушки. Они нашли способ избавиться от Миноса. Дедал соорудил трубу в крыше бани и, когда Минос купался в ней, вылил на него кипяток (вариант: Минос, купаясь, умер своей смертью).

Так Минос умер. Его спутники устроили царю пышные похороны и погребли его в храме Афродиты в Камике, а позже останки Миноса были перемещены на Крит. После смерти Минос стал судьей в царстве мертвых.


Царь Минос

"Здесь ждет Минос,оскалив страшный рот;
Допрос и суд решает у порога
И взмахами хвоста на муку шлет."
"Божественная комедия".Данте Алигьери

Обычно о Миносе знают только то,что он - правитель Крита,отчим быкоголового Минотавра,убитого греческим героем Тесеем.В действительности же царь Минос - это собирательный образ,а само имя было нарицательным для критских властителей."Миносов" было,по крайней мере, два - дед и внук.Во всяком случае,они наиболее известны по греческим мифам,их часто путали,приписывая одному деяния другого.

Первый из них,сын критянина Зевса Астерия,то есть,Звездного (профессиональной одеждой волшебников всех времен был темно-синий халат с золотыми звездами,символизирующими вечность) и финикийки Европы.От отца он унаследовал магическую власть над островом,прославился как законодатель,а после смерти вместе с двумя своими братьями,родным - Радаманфом и сводным - Эаком,стал судьей душ умерших.

О жизни Миноса-младшего уже в древние времена рассказывали несусветные небылицы.Особенно много поведал о нем Аполлодор в "Мифологической библиотеке".Писатель сообщил,что Минос захотел стать царем Крита и попросил помощи у Посейдона - пусть,мол,повелитель вод пришлет морского быка,что станет знамением богоизбранности Миноса.За это царь обещал принести бедное животное в жертву Посейдону.

Бог всё выполнил,а Минос,обманув его,заколол другого,весьма неказистого,бычка.Посейдон разгневался и,желая отомстить коварному критянину,внушил своему рогатому посланцу страсть к супруге царя - Пасифае.Та тоже не осталась равнодушной к могучему парнокопытному.Затем,как повествует наделенным богатым воображением Аполлодор,произошло вот что:"Влюбившись в этого быка,она взяла себе в помощники строителя Дедала,который был изгнан из Афин после совершенного там убийства.

Дедал изготовил деревянную корову на колесах,выдолбил её изнутри и обшил своё изделие свежесодранной коровьей шкурой.Выставив его на луг,где обычно пассы бык,он дал войти внутрь этой деревянной коровы Пасифае.Появившийся бык сошелся с ней,как с настоящей коровой,и Пасифая родила Астерия,прозванного Минотавром.Он имел голову быка,все же остальные части тела у него были человеческие.Минос заключил его в лабиринт,поступив так согласно полученным им оракулам,и приказал его там стеречь".

Тут нужно остановиться,чтобы реконструировать реальный ход событий.Дело в том,что почитание быка как производительной силы было развито не только на Крите.В Египте поклонялись священному белому бычку Апису.Главный финикийский бог Ваал часто появлялся в виде могучего быка,а в остальное время носил шлем с крутыми рогами.У греков жена архонта-царя отправлялась в Буколину - храм Диониса,пастыря быков,и вступала с ним в ритуальный брак.Аристотель в "Афинской политии" свидетельствует,что его соотечественники заимствовали этот ритуал с Крита.Не стоит забывать,что критский правитель Зевс Астерий похитил финикийскую принцессу,превратившись в могучего парнокопытного.

Поэтому сын Пасифаи и был назван Астерием - в честь быка-прародителя.Прозвище Минотавр означает всего-лишь "бык Миноса".Чудовищная голова - это ритуальный шлем,как у финикийского Ваала.Юный жрец Зевса-быка обитал в специальном храме - лабиринте.Вероятно,подобное посвящение накладывало определенные ограничения - Минотавр не мог наследовать отцу.

Тужить Миносу по этому поводу не приходилось:он был главой многочисленного семейства,четырех законных сыновей и четырех дочек.Были и прижитые на стороне пять парней.

Самого любимого и,очевидно,наследника - Андрогея,постигла тяжкая участь.Он с блеском победил на Панафинейских играх в Афинах,а потом отправился в Фивы,чтобы и там посоревноваться в силе и ловкости,но в пути был убит из засады завидовавшими ему менее удачливыми участниками состязаний.Вину за смерть критского царевича греки возложили на бешенного Марафонского быка.

Минос не поверил в эту незатейливую ложь и,собрав весь свой многочисленный флот,ринулся штурмовать греческую столицу.В результате осады в городе начался голод и мор.Желая избежать несчастий,эллины принесли кровавые человеческие жертвы:на могиле циклопа Гереста зарезали пять прекрасных девушек,недавно переселившихся в Афины из Спарты.

Чудовищное преступление не спасло положения и афиняне запросили у прорицательницы оракул,как же им спастись.Бог её устами ответил:за совершенное злодеяние они должны понести суровое наказание,а какое именно - определит Минос.И критянин определил,что Афины должны раз в девять лет (срок переизбрания царя-мага) присылать к нему семь юных дев и семь сильных юношей,как говорится в мифе, - на "съедение Минотавру".На самом же деле те становились храмовыми рабами:быки,как известно,человечиной не питаются.

Дважды царь Эгей отсылал на остров скорбную дань и лишь спустя двадцать один год в Афины прибыл его незаконнорожденный сын,великий герой Тесей.Он-то и отправился на Крит,чтобы сразиться с чудовищем.
Древний писатель Филохор,автор "Истории Аттики",описывает дальнейшие события так,что Тесей сразился с Минотавром во время состязаний,устроенных Миносом,и дочь царя Ариадна,увидев греческого красавца,полюбила его с первого взгляда.Так что не было ни блуждания по лабиринту в поисках монстра-людоеда,ни знаменитой нити Ариадны,с помощью которой герой выбрался на волю.

Воспользовавшись суматохой с острова улетел на самодельных крыльях создатель лабиринта,беглый афинский преступник Дедал.При этом погиб его сын Дедал,рожденный от критской рабыни.

Минос,едва пережив утрат дочери,бросился в погоню за Дедалом.Отыскать беглеца он надеялся с помощью хитроумной уловки:куда бы ни приехал,предлагал всем желающим пропустить нить через сложно завитую морскую раковину.Царь знал,что с подобной задачей может справиться только один человек на свете - тот,кого он разыскивал.

Наконец в сицилийском городе Камике местный правитель Кокал справился с головоломкой.Тут же Минос потребовал выдать ему Дедала.Кокал согласился,но предложил критянину сходить сначала в баньку.И,как только царь-маг оказался там,сицилийские принцессы обварили гостя крутым кипятком:не желали они расставаться с мастером,который делал для них прекрасных кукол.От полученных ожогов Минос тут же скончался и был похоронен в местном храме Артемиды.Позже его останки были перевезены на Крит,а душа царя-мага (внука или деда - не известно)начала многовековую и трудную работу в послесмертном судилище.Сидит он на троне,в окружении братьев,сжимая золотой скипетр,и выслушивает бесконечные горестные истории.

Христианская традиция критского царя изображает страшным чудовищем.Данте в "Божественной комедии" пишет:
" - Едва душа,отпавшая от бога,
Пред ним предстанет с повестью своей,
Он,согрешенья различая строго,
Обитель Ада назначает ей,
Хвост обвивая столько раз вкруг тела,
На сколько ей спуститься ступеней"

Но уже в Новые времена критянина представляли иначе:знаменитую скульптуру Родена "Мыслитель" часто называли "Миносом".Справедливому судье,действительно,было о чем подумать,прежде чем вынести приговор душе умершего.


История Древнего мира: от истоков цивилизации до падения Рима Бауэр Сьюзен Уайс

Глава двадцать четвертая Царь Минос на Крите

Глава двадцать четвертая

Царь Минос на Крите

На Крите, между 1720 и 1628 годами до н. э., минойцы приносят жертвы богу моря

На север от дельты Нила, в Средиземном море, северо-восточнее безымянного грязного полуострова, не слишком далеко от Европейского материка лежал длинный гористый остров. Его обитатели пришли сюда из Малой Азии давным-давно; ко времени гиксосов у них тоже существовало государство, и царь, имени которого мы не знаем, возвел в центре Кносса свой дворец.

Кносс находился в глубине острова, ближе к северному побережью, в стратегическом месте, с которого было удобно следить за восточным и западным концами острова. Вскоре после окончания строительства другие, чуть меньшие дворцы, возникли в других ключевых местах: в Маллии, восточнее Кносса на самом северном побережье, и в Фесте у южного побережья. ‹206›

Так как эти древние люди не оставили после себя письменности, мы не знаем подробностей жизни в этих дворцах и имен правителей. Но дворцы стояли в центрах крупных городов, в окружении сети дорог и множества домов. Люди этих городов торговали с цивилизациями за морем. Их ярко раскрашенные глиняные кувшины (возможно, предназначенные для перевозки вина или масла) находили не только на окружающих островах, но также на берегах Нила и на востоке Средиземноморья, где жили западные семиты.

У этого народа также практиковались человеческие жертвоприношения. На гористом острове регулярно случались землетрясения - одно из них разрушило храм, расположенный на горе, называющейся теперь гора Юктас, и смотревший на север, в сторону моря. Скелеты в развалинах пролежали нетронутыми почти три тысячи лет - до того, как археологи открыли эту сцену: связанный молодой человек лежит на боку на алтаре из камня и глины, на его тело брошен бронзовый нож. Перед алтарем - человек лет сорока с церемониальным кольцом и печатью. Лицом вниз в юго-западном углу помещения лежит женщина. ‹207›

Человеческие жертвы приносились не очень часто. Другие следы подобного жертвоприношения были обнаружены лишь в одном месте - в одном из домов в западной части города Кносс, где два ребенка явно не только были принесены в жертву, но расчленены и приготовлены с улитками во время какого-то ритуального празднества. ‹208› Развалины не сообщают нам, что означало жертвоприношение или с какой целью оно проводилось.

И любые попытки разгадать это тщетны.

Примерно в 1720 году землетрясение разрушило в Кноссе старый дворец. Поверх него был построен новый с частичным использованием прежних руин. Этот второй дворец имел более продуманную конструкцию. Благосостояние жителей Кносса возросло до такой степени, что их царь стал нуждаться в куда большей роскоши.

Греки, которые назвали этот остров Критом, верили, что в Кноссе в дни «Второго дворца» обитал могущественный царь по имени Минос. Согласно греческому мифу, Минос был пасынком критского аристократа. Желая править страной, он сообщил жителям Крита, что может доказать, будто избран на царство божественным образом, и о чем бы ни попросил богов, они дадут ему это. Люди предложили ему доказать правоту этой похвальбы, и Минос попросил Посейдона прислать ему быка на заклание. Немедленно из моря на критский берег вышел великолепный бык. Он и вправду был таким прекрасным, что Минос не смог заставить себя принести быка в жертву, он отправил животное в свое стадо и взамен принес в жертву другого быка.

Минойская цивилизация

Критяне объявили Миноса царем. Но Посейдон остался недоволен жадностью Миноса и проклял его жену, Пасифаю, заставив ее воспылать к быку страстью. Легендарный архитектор Дедал создал устройство, с помощью которого Пасифая и бык смогли заняться любовью: это была деревянная корова на колесах; позднее Пасифая родила ужасного ребенка с человеческим телом и головой быка. Минос, увидев чудовище, спрятал его в тюрьме под дворцом Кносса. Тюрьма, которую Дедал построил в наказание за помощь Пасифае, была сделана столь запутанной, с массой ходов и закоулков, что сын Пасифаи Астерий (более известный как Минотавр) не мог из нее выбраться. В этой тюрьме, названной Лабиринтом, Минотавр жил до тех пор, пока не вырос. Минос кормил его человечиной; после победы над греками, континентальными жителями, он приказал им каждый год присылать на съедение Минотавру семь юношей и семь девушек. ‹209›

Эта история появляется в «Библиотеке» , греческом сборнике рассказов второго века до н. э. За туманом этого мифа мы можем разглядеть цивилизацию, которая не оставила после себя других свидетельств.

Минос вполне может быть именем не только легендарного правителя, а целой линии царей, правивших в Кноссе и давших свое имя самой ранней критской цивилизации. Распространение истории о Минотавре, а также обмен товарами между городами отражают существование международной морской торговли, осуществляемой минойцами. То же подтверждают остатки предметов периода Второго дворца, которые находят по всему древнему миру. Крышка алебастрового кувшина, найденная в Кноссе, помечена именем третьего царя гиксосов, а дворец гиксосов в Аварисе хранит на своих стенах остатки фресок, написанных в минойском стиле.

Контакт с восточными берегами Средиземного моря был регулярным; возможно, минойцы торговали даже с Месопотамией. Некоторые живописные изображения Гильгамеша и его сражения с Быком Неба (в основном это рисунки на печатях) - легенда, которая начинает появляться на глиняных табличках между 1800 и 1500 годами до н. э., как раз на взлете минойской цивилизации, - показывают нам Гильгамеша, схватившегося с получеловеком-полубыком, имеющим на себе некое подобие борцовского пояса. У чудовища тело быка и голова человека - это противоположно уродству Минотавра, но сама схожесть между двумя чудовищами предполагает, что минойские и месопотамские моряки обменивались своими легендами, встречаясь в портовых тавернах. ‹210›

Хотя единая греческая цивилизация, с которой Минос теоретически требовал эту ежегодную дань, является явным анахронизмом (на полуострове в те времена существовали только разбросанные поселения), способность Миноса требовать что-то из-за границы отражает военную мощь Крита в период Второго дворца. «Библиотека» сообщает нам, что Минос был «первым, кто обрел владычество на море; он расширил свое правление почти на все острова» . Минойские поселения были найдены на ряде близлежащих островов, включая острова Мелос, Кея и маленький вулканический остров Тира. Эти поселения служили не только торговыми факториями, но и военно-морскими базами. Греческий историк Фукидид пишет, что Минос был первым царем древности, который имел флот:

«Он сделался хозяином того, что сейчас называется Эллинским морем, и правил Кикладами [острова на севере Эгейского моря], на большинство которых он выслал первые колонии, изгнав карийцев [поселенцы с юго-запада Малой Азии] и поставив правителями своих сыновей; и таким образом сделал все зависящее от него, чтобы прекратить в этих водах пиратство - необходимый шаг, который сохранял ему его годовой доход». ‹211›

По Геродоту, «карийцы остались на островах, но стали подданными Миноса, массой опытных моряков, которые управляли его судами по первому его требованию» . ‹212› Минойская империя складывалась на воде.

Около 1680 года до н. э. она достигла высшего расцвета своей мощи. Пираты всегда были проблемой Средиземноморья - Фукидид объясняет, что Кносс первоначально был построен в глубине суши, вдали от моря именно «по причине распространенности пиратства» - но флот Миноса положил конец морскому разбою, по крайней мере, в водах вокруг Крита. Этот новый мир означал, что народы островов и берега стали «легче контактировать и обогащаться, и их жизнь стала более оседлой» . ‹213› Торговля процветала, возводились новые здания, живопись и скульптура достигли невиданной степени утонченности.

Но в истории царя Миноса существует давнишняя угроза: бык-чудовище под дворцом. Эта неизбывная злоба, лишь упрятанная под землю, является видимым знаком злой воли Посейдона. Она угрожает не только людям, которые платят дань Миносу, но и самому Миносу. Эта не поддающаяся приручению голодная сила, литературно говоря, подрывает основание его дворца и требует постоянных жертв.

Дворец в Кноссе был украшен фресками: стенные росписи создавались нанесением ярких красок, сделанных из угля, желтой охры, железной руды и других минералов, прямо на сырой слой известкового гипса. В этих фресках священные быки, угрожая, склоняют рога, а жрецы прыгают через рога на спину быка, а оттуда на землю. Самая известная бронзовая скульптура из руин Кносса показывает такого же танцора на быке, застывшего в самой опасной позе.

Вероятно, участники ритуала были молодыми атлетами, готовыми рисковать своей жизнью. Возможно, история Минотавра сохраняет очень древнюю форму человеческого жертвоприношения, в которой жертвы не убивались на алтаре, а ставились один на один с быком. Раскопки так называемых Бычьих площадей, центральных площадей в Кноссе, где, по-видимому, устраивались танцы с быками, обнаружили много дверей, лестниц и коридоров, открывающихся на площадку из окружающих зданий - словом, настоящий лабиринт. ‹214› Есть и другая связь между историей Минотавра и религиозными обрядами Крита. Минотавр пожирал за раз четырнадцать жертв; обнаруженный в Кноссе жертвенник демонстрирует картину ритуального празднования смерти.

Но какой же священный гнев требовал такого рода жертв?

В более поздней греческой версии истории Минотавра Посейдон, бог моря, называется также Властителем землетрясений, и бык - его священное животное. Остров Крит и море вокруг него постоянно сотрясаются от подземных толчков и разрушительных волн, которые следуют за ними. Только постоянные мольбы Властителю землетрясений могут предотвратить опасность, которая идет с моря.

Примерно около 1628 года землетрясения в районе Тиры участились. Остров являлся активным вулканом, и жители его стали свидетелями уже не одного извержения. Но много лет вулкан был настолько спокойным, что единственный большой город Тиры, Акротири, смог вырасти и начать процветать. ‹215›

Когда извержения участились, население Акротири сначала пыталось восстанавливать стены, разрушенные землетрясениями. Когда же тряска стала более сильной, люди начали покидать город. При раскопках руин не обнаружено человеческих скелетов, и кажется, что из города забрали все ценное - ювелирные изделия и серебро. ‹216›

Вскоре вулкан в центре острова начал изрыгать пемзу. Судя по всему, пемза, которая покрывает руины, сыпалась на него сверху довольно долгое время - а это означает, что извержение продолжалось достаточно долго, от двух месяцев до двух лет. Сверху пемза покрыта слоем пепла, выброшенным в момент последнего, самого сильного взрыва. Грохот над Тирой раздавался долго, и близлежащие острова с дрожью прислушивались к нему. Два года - достаточный срок для осознания неминуемости грядущей катастрофы; его вполне хватило для принесения жертв в надежде, что беда минует.

А затем вулкан, образно говоря, вывернул остров наизнанку, покрыв город слоем пепла толщиной в пятнадцать футов. Огромные валуны вылетали из глубин вулкана и сыпались на землю, как гигантский град. ‹217› В боку острова открылась глубокая рана, позволив морю ворваться в кратер вулкана. Когда извержение в конце концов затихло, Тира не была больше круглым островом с вулканом в центре - она стала кольцом земли вокруг огромной затопленной кальдеры.

Это было концом минойского города Акротири, который оставался похороненным под пеплом до того, как в 1960-х годах начались его раскопки. Менее ясно, какой вред это гигантское извержение принесло минойцам Крита. Некоторое время после извержения Тиры минойская цивилизация продолжила существовать как обычно. Потом, по-видимому, население Крита начало сокращаться; дома ветшать, а торговля постепенно сходила на нет.

Тира до и после извержения

Наступивший упадок вполне можно связать с вулканическим извержением. Судя по всему, извержение на острове Тира началось в конце июня или начале июля - как раз перед сбором урожая. ‹218› Уносимый ветром пепел падал, не достигая западного конца Крита, но покрывал восточную половину острова, уничтожив, вероятно, практически весь урожай. Следы пепла на берегах других островов со стороны Тиры заставляют думать, что взрыв острова вызвал цунами, и волна затопила близлежащие острова. Она могла достигать свыше тридцати футов высотой, когда через двадцать пять минут после извержения обрушилась на берега Крита. ‹219› Вероятно, огромное облако на какое-то время закрыло солнце. Затем начались грозы с тяжелым оглушительным громом, а потом последовало падение температуры. Многие месяцы закаты солнца сохраняли кровавый цвет.

Даже если падение минойской культуры не было напрямую вызвано извержением вулкана, сами проявления катастрофы были, видимо, очень похожи по воздействию на падение уровня Нила в Египте. Эти знамения ясно показывали, что Посейдон рассержен, и боги больше не покровительствуют царскому дому. Очень похоже, что катастрофа была воспринята как предвестник более сильного проявления божественного гнева.

С Владыкой землетрясений нельзя вести себя легкомысленно - он всегда скрывается в глубинах, готовый положить конец хрупкому благоденствию человека. Лучше убраться подальше от его гнева, и как можно скорее.

Сравнительная хронология к главе 24

Египет Крит
Среднее царство (2040–1782 годы до н. э.)
Одиннадцатая династия (2134–1991 годы до н. э.)
Интеф I–III
Ментухетеп І-III
Протодворцовый период (2000–1720 годы до н. э.)
Двенадцатая династия (1991–1782 годы до н. э.)
Аменемхет I
Аменемхет III
Аменемхет IV
Царица Собекнефру
Второй Переходный период (1782–1570 годы до н. э.)
Тринадцатая династия (1782–1640 годы до н. э.)
Новодворцовый период (1720–1550 годы до н. э.)
Четырнадцатая династия (1700–1640 годы до н. э.) Минос
Захват гиксосам и (1663 год до н. э.)
Пятнадцатая, шестнадцатая и семнадцатая династии
Извержение Тиры (ок. 1628 года до н. э.)
Позднедворцовый период (1550–1350 годы до н. э.)
Из книги К далеким голубым горам автора Ламур Луис

Глава двадцать четвертая Итак, мой сын родился на бизоньей шкуре в разгар боя с индейцами, под деревом на берегу реки в дикой и безлюдной стране, и получил имя по случайно брошенной фразе, имя, которое будет носить всегда. Ибо мы назвали его Кин, что означает «родственник»,

Из книги Как был покорен Запад автора Ламур Луис

Глава двадцать четвертая В багажном вагоне было очень тихо и очень жарко. Зеб Ролингз поставил винтовку между ног и вытер ладони о штаны. Ожидание - это чистый ад. Вечно сидишь и психуешь…Он чувствовал, что решающий момент надвигается - во рту пересохло, в животе -

Из книги Король долины автора Ирвинг Клиффорд

Глава двадцать четвертая Как-то ранним утром Лорел поехала в город - заказать у Сайласа Петтигрю шелка. За беседой и лимонадом она засиделась в магазине дольше, чем собиралась. Когда она наконец выехала в обратный путь, солнце поднялось уже высоко, а ветер скользил по

Из книги Фрегаты идут на абордаж автора Комм Ульрих

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ Карфангеру удалось получить фрахт для обоих своих кораблей, который предстояло доставить через Атлантический океан в Новый Амстердам. Ему очень не хватало Михеля Шредера: если Мартин Хольсте на самом деле приведет из Дании фрегат, которым он,

Из книги Иудейская война автора Флавий Иосиф

Глава двадцать четвертая Злокозненность Антипатра и Дориды. – Глафира – виновница ненависти к Александру. – Помилование Ферора, заподозренного, и Саломеи, уличенной в заговоре. – Евнухи Ирода подвергаются пытке, Александр заключается в тюрьму. 1. Сами братья,

Из книги История Древнего мира: от истоков цивилизации до падения Рима автора Бауэр Сьюзен Уайс

Глава двадцать четвертая Царь Минос на Крите На Крите, между 1720 и 1628 годами до н. э., минойцы приносят жертвы богу моряНа север от дельты Нила, в Средиземном море, северо-восточнее безымянного грязного полуострова, не слишком далеко от Европейского материка лежал длинный

Из книги Отряд особого назначения. Диверсанты морской пехоты автора Бабиков Макар Андреевич

Глава двадцать четвертая Отряду поручили вновь наведаться на южный берег полуострова Варангер. Два шофера грузовых автомашин, захваченные в набеге на Лангбюнес, показали, что вдоль дороги размещены наблюдательные посты. Место для них выбирается с учетом обзора морской

Из книги Великая Война и Февральская Революция 1914-1917 годов автора Спиридович Александр Иванович

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. Октябрь и ноябрь 1916 г. - Осада власти. - Клевета - главное средство подготовки переворота. - Разрушительная работа Гучкова. - Конспиративное собрание либералов в октябре месяце и решение добиться свержения Государя. Поддержка Земгора. -

Из книги Буржуа автора Зомбарт Вернер

Из книги Земля под ногами. Из истории заселения и освоения Эрец Исраэль. 1918-1948 автора Кандель Феликс Соломонович

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ Продолжение еврейского

автора Семушкин Тихон Захарович

Глава двадцать четвертая На побережье был мор. Какой-то особо злой дух, как говорили люди, поселился в стойбище Камэнэй. Люди гибли на глазах друг у друга. Они не в силах были передвигаться и замерзали в нетопленных пологах. Даже шаманы и те окоченели, стали мертвецами.В

Из книги Алитет уходит в горы автора Семушкин Тихон Захарович

Глава двадцать четвертая Как затмение солнца вносит большое смятение в жизнь людей тундры, так и приезд ревкомовцев в стойбище Гаймелькота вызвал всевозможные толки. Было о чем подумать!Старик Гаймелькот ушел даже в тундру, подальше от людских голосов, чтобы никто не

Из книги Сталин. По ту сторону добра и зла автора Ушаков Александр Геннадьевич

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ Поверив Николаю Ивановичу на слово, Сталин решил обезопасить себя на всякий случай от другой хорошо известной ему оппозиции - троцкистской. Благо, что обосновавшийся в Алма-Ате Лев Давидович не успокоился и вел оживленную переписку со многими

Из книги Живлй меч или Этюд о Счастье. Жизнь и смерть гражданина Сен-Жюста [Часть III] автора Шумилов Валерий Альбертович

Из книги Солдаты холодной войны автора Таубман Филип

Глава двадцать четвертая Я на вашей стороне, если речь идет обо мне. Джордж Шульц Прорыв наступил в 2006 году, однако он проходил скорее постепенно, чем одним решительным махом. До последнего момента не было ясно, смогут ли Шульц, Киссинджер, Перри и Нанн преодолеть

Из книги Иудейские древности. Иудейская война [сборник] автора Флавий Иосиф

Глава двадцать четвертая Злокозненность Антипатра и Дориды. – Глафира – виновница ненависти к Александру. – Помилование Фероры, заподозренного, и Саломеи, уличенной в заговоре. – Евнухи Ирода подвергаются пытке, Александр заключается в тюрьму 1. Сами братья,

Царь Минос

"Здесь ждет Минос,оскалив страшный рот;
Допрос и суд решает у порога
И взмахами хвоста на муку шлет."
"Божественная комедия".Данте Алигьери

Обычно о Миносе знают только то,что он - правитель Крита,отчим быкоголового Минотавра,убитого греческим героем Тесеем.В действительности же царь Минос - это собирательный образ,а само имя было нарицательным для критских властителей."Миносов" было,по крайней мере, два - дед и внук.Во всяком случае,они наиболее известны по греческим мифам,их часто путали,приписывая одному деяния другого.

Первый из них,сын критянина Зевса Астерия,то есть,Звездного (профессиональной одеждой волшебников всех времен был темно-синий халат с золотыми звездами,символизирующими вечность) и финикийки Европы.От отца он унаследовал магическую власть над островом,прославился как законодатель,а после смерти вместе с двумя своими братьями,родным - Радаманфом и сводным - Эаком,стал судьей душ умерших.

О жизни Миноса-младшего уже в древние времена рассказывали несусветные небылицы.Особенно много поведал о нем Аполлодор в "Мифологической библиотеке".Писатель сообщил,что Минос захотел стать царем Крита и попросил помощи у Посейдона - пусть,мол,повелитель вод пришлет морского быка,что станет знамением богоизбранности Миноса.За это царь обещал принести бедное животное в жертву Посейдону.

Бог всё выполнил,а Минос,обманув его,заколол другого,весьма неказистого,бычка.Посейдон разгневался и,желая отомстить коварному критянину,внушил своему рогатому посланцу страсть к супруге царя - Пасифае.Та тоже не осталась равнодушной к могучему парнокопытному.Затем,как повествует наделенным богатым воображением Аполлодор,произошло вот что:"Влюбившись в этого быка,она взяла себе в помощники строителя Дедала,который был изгнан из Афин после совершенного там убийства.

Дедал изготовил деревянную корову на колесах,выдолбил её изнутри и обшил своё изделие свежесодранной коровьей шкурой.Выставив его на луг,где обычно пассы бык,он дал войти внутрь этой деревянной коровы Пасифае.Появившийся бык сошелся с ней,как с настоящей коровой,и Пасифая родила Астерия,прозванного Минотавром.Он имел голову быка,все же остальные части тела у него были человеческие.Минос заключил его в лабиринт,поступив так согласно полученным им оракулам,и приказал его там стеречь".

Тут нужно остановиться,чтобы реконструировать реальный ход событий.Дело в том,что почитание быка как производительной силы было развито не только на Крите.В Египте поклонялись священному белому бычку Апису.Главный финикийский бог Ваал часто появлялся в виде могучего быка,а в остальное время носил шлем с крутыми рогами.У греков жена архонта-царя отправлялась в Буколину - храм Диониса,пастыря быков,и вступала с ним в ритуальный брак.Аристотель в "Афинской политии" свидетельствует,что его соотечественники заимствовали этот ритуал с Крита.Не стоит забывать,что критский правитель Зевс Астерий похитил финикийскую принцессу,превратившись в могучего парнокопытного.

Поэтому сын Пасифаи и был назван Астерием - в честь быка-прародителя.Прозвище Минотавр означает всего-лишь "бык Миноса".Чудовищная голова - это ритуальный шлем,как у финикийского Ваала.Юный жрец Зевса-быка обитал в специальном храме - лабиринте.Вероятно,подобное посвящение накладывало определенные ограничения - Минотавр не мог наследовать отцу.

Тужить Миносу по этому поводу не приходилось:он был главой многочисленного семейства,четырех законных сыновей и четырех дочек.Были и прижитые на стороне пять парней.

Самого любимого и,очевидно,наследника - Андрогея,постигла тяжкая участь.Он с блеском победил на Панафинейских играх в Афинах,а потом отправился в Фивы,чтобы и там посоревноваться в силе и ловкости,но в пути был убит из засады завидовавшими ему менее удачливыми участниками состязаний.Вину за смерть критского царевича греки возложили на бешенного Марафонского быка.

Минос не поверил в эту незатейливую ложь и,собрав весь свой многочисленный флот,ринулся штурмовать греческую столицу.В результате осады в городе начался голод и мор.Желая избежать несчастий,эллины принесли кровавые человеческие жертвы:на могиле циклопа Гереста зарезали пять прекрасных девушек,недавно переселившихся в Афины из Спарты.

Чудовищное преступление не спасло положения и афиняне запросили у прорицательницы оракул,как же им спастись.Бог её устами ответил:за совершенное злодеяние они должны понести суровое наказание,а какое именно - определит Минос.И критянин определил,что Афины должны раз в девять лет (срок переизбрания царя-мага) присылать к нему семь юных дев и семь сильных юношей,как говорится в мифе, - на "съедение Минотавру".На самом же деле те становились храмовыми рабами:быки,как известно,человечиной не питаются.

Дважды царь Эгей отсылал на остров скорбную дань и лишь спустя двадцать один год в Афины прибыл его незаконнорожденный сын,великий герой Тесей.Он-то и отправился на Крит,чтобы сразиться с чудовищем.
Древний писатель Филохор,автор "Истории Аттики",описывает дальнейшие события так,что Тесей сразился с Минотавром во время состязаний,устроенных Миносом,и дочь царя Ариадна,увидев греческого красавца,полюбила его с первого взгляда.Так что не было ни блуждания по лабиринту в поисках монстра-людоеда,ни знаменитой нити Ариадны,с помощью которой герой выбрался на волю.

Воспользовавшись суматохой с острова улетел на самодельных крыльях создатель лабиринта,беглый афинский преступник Дедал.При этом погиб его сын Дедал,рожденный от критской рабыни.

Минос,едва пережив утрат дочери,бросился в погоню за Дедалом.Отыскать беглеца он надеялся с помощью хитроумной уловки:куда бы ни приехал,предлагал всем желающим пропустить нить через сложно завитую морскую раковину.Царь знал,что с подобной задачей может справиться только один человек на свете - тот,кого он разыскивал.

Наконец в сицилийском городе Камике местный правитель Кокал справился с головоломкой.Тут же Минос потребовал выдать ему Дедала.Кокал согласился,но предложил критянину сходить сначала в баньку.И,как только царь-маг оказался там,сицилийские принцессы обварили гостя крутым кипятком:не желали они расставаться с мастером,который делал для них прекрасных кукол.От полученных ожогов Минос тут же скончался и был похоронен в местном храме Артемиды.Позже его останки были перевезены на Крит,а душа царя-мага (внука или деда - не известно)начала многовековую и трудную работу в послесмертном судилище.Сидит он на троне,в окружении братьев,сжимая золотой скипетр,и выслушивает бесконечные горестные истории.

Христианская традиция критского царя изображает страшным чудовищем.Данте в "Божественной комедии" пишет:
" - Едва душа,отпавшая от бога,
Пред ним предстанет с повестью своей,
Он,согрешенья различая строго,
Обитель Ада назначает ей,
Хвост обвивая столько раз вкруг тела,
На сколько ей спуститься ступеней"

Но уже в Новые времена критянина представляли иначе:знаменитую скульптуру Родена "Мыслитель" часто называли "Миносом".Справедливому судье,действительно,было о чем подумать,прежде чем вынести приговор душе умершего.

Написано веб-клиентом

Критский царь Минос - миф или реальность? Такой правитель действительно существовал в древности. Об этом говорят не только археологи, но и повествуют сохранившиеся до наших дней рукописи и предания. Правление царя вошло в легенды. Это была невероятная эпоха героев Древней Греции. Боги же добавлены народным эпосом. О Миносе говорят с большим уважением не только этнографы и археологи, но и сами греки.

Тайна рождения Миноса

Согласно легендам, Зевс - покровитель неба, молний и грома - один из главных древнегреческих богов. Он был весьма сластолюбив и однажды похитил Европу, дочь финикийского царя Агенора. Вскоре она родила троих детей, одним из которых стал будущий правитель Крита.

Восхождение на критский трон

Мать царя Миноса была очень красива, и перед тем как покинуть Крит, Зевс приказал Астерию, который был тогда правителем острова, усыновить детей Европы и жениться на ней. Перед смертью царь принял решение отдать трон Миносу. И желая убедиться в правильности своего выбора, попросил у Посейдона одобрения. В ответ на его мольбы из морских глубин вышел на берег красивый бык. Это было подтверждение от Посейдона правильности решения. И после смерти Астерия Минос унаследовал трон.

Правление Миноса

Свое правление новый повелитель Крита начал с установления определенных законов. Царь Минос взобрался на гору Иду. На ней Зевс продиктовал ему свод законов, которыми должен был руководствоваться сын. Так Минос стал первым греческим законодателем. Новый царь Крита отправил своего брата Радаманта устанавливать законы и на других землях. Впоследствии Зевс подарил Миносу скипетр и помогал советами.

Вскоре он подчинил себе часть земель Ликии и стал основателем города Милет. На южной стороне Аттики Минос обнаружил большие залежи серебра и, захватив окрестные земли, построил город Лаврион. Благодаря новому правителю моря были очищены от пиратов, а их убежища разрушены. Минос стал первым обладателем мощного военного флота.

Правителя не зря называли мудрым. Критский царь Минос не стал растрачивать средства на оборонительные сооружения. Он решил, что лучшая защита для острова - это морской флот. А на близлежащих островах были построены опорные пункты. Благодаря военному флоту и истреблению пиратов жители Крита смогли вести торговлю с другими странами. И за счет этого остров стал процветающим и богатым.

Обитель Миноса

Столицей Крита был город Кносс. В этом городе возвышался великолепный дворец, в котором и жил царь Минос со своей женой Пасифаей. У них было много детей, и некоторые из них удостоились стать героями легенд и мифов. Крит охранялся быкоголовым медным стражем Талосом. Это был подарок Зевса сыну. Трижды в день Талос обходил остров, забрасывая вражеские корабли (если таковые подплывали близко) камнями. Помимо этого, Крит охранялся и военным флотом.

Минотавр

Посейдон ждал в жертву красивого быка. Но Минос оставил зверя в своем стаде, а взамен отдал простого коня. Посейдон сильно обиделся и внушил Пасифае страсть к красивому быку. Мастер Дедал, изгнанный из Афин, состоял на службе у Миноса. И по приказу его жены изготовил деревянную корову. Пасифая забралась в нее и вступила в противоестественную связь с красивым быком.

Она забеременела, и через положенный срок на свет появился Минотавр. Но его мать во время родов скончалась. Минос, увидев младенца с бычьей головой, поселил его в лабиринте, созданном специально мастером Дедалом.

Сыновья Миноса

С Афинами и их царем Эгеем Минос всегда поддерживал дружественные и очень тесные связи. Поэтому часто между ними устраивались спортивные соревнования. Андрогей, один из сыновей Миноса, стал знаменитым атлетом. Однажды он победил на очередных игрищах всех афинских юношей. Правитель Афин, бывший фанатиком собственных спортсменов, решил в отместку убить молодого человека.

Царь послал Андрогея на охоту за марафонским быком. Это была верная смерть. Минос, узнав, как погиб его сын, решил отомстить правителю Афин. Он отправился туда со своим военным флотом. И заставил царя Эгея признать зависимость от Крита. Это выражалось в постоянных жертвоприношениях. Царь Афин должен был девять лет посылать по семь юношей и девушек в Кносс. Они становились жертвами Минотавра.

Дочери Миноса

Это продолжалось до тех пор, пока Ариадна, дочь царя Миноса и Пасифаи, не влюбилась в Тесея, сына Эгея, правителя Афин. Девушка отдала своему возлюбленному клубок волшебных ниток. Благодаря им Тесей разыскал Минотавра и убил его. Затем смог выбраться из лабиринта, в котором жил последний.

Еще одна известная дочь критского царя Миноса - Федра. Она вышла замуж за Тесея, который обещал жениться на Ариадне. Муж Федры пользовался большим уважением благодаря своим многочисленным подвигам. У Тесея был сын Ипполит от первого брака. И Федра воспылала к нему любовью. Затем дочь царя Миноса покончила жизнь самоубийством. Возможно, чтобы спасти честь мужа, а согласно другим источникам - из-за страха перед супругом.

Завоевания

Царь Минос был справедлив. Когда он решил захватить Мегары, там еще правил сын Ареса, царь Нис. У него была удивительная пурпурная прядь. Она была талисманом Ниса. Минос предложил дочери правителя, Скилле, красивое золотое ожерелье за пурпурную прядь, срезанную с головы ее отца. И девушка принесла Миносу волосы Ниса. Город был взят, жители перебиты. А Скилла, получив обещанное ожерелье, и, несмотря на оказанную помощь, была казнена за предательство в назидание остальным.

Мечтал завоевать Минос и остров Кеос. Он прибыл туда на 50 кораблях. Но на острове нашел лишь трех царских дочерей. Как оказалось, сыну помог Зевс. Он ударами молний убил всех жителей вместе с царем, гневаясь за злые взгляды, которыми люди заколдовывали посевы. Так Кеос стал владением Миноса. Одна из царских дочерей родила ему сына, которого он и оставил на острове в качестве наследника. Минос владел и сухопутной армией. Ею управляли его сыновья.

Охота, принесшая смерть

Мастер Дедал решил покинуть владения Миноса. И, несмотря на его запрет, смог бежать на Сицилию, в город Камик. Минос отправился искать Дедала. Приехав в Камик, он решил хитростью узнать местонахождение мастера. Царь Минос взял раковину тритона и обещал хорошую награду тому, кто проденет через панцирь нитку. Сделать это мог только Дедал.

И царь Сицилии Кокал, который укрывал у себя мастера, соблазнился обещанной наградой. Он рассчитывал, что Дедал ему обязательно поможет. Мастеру это удалось, но и Минос убедился, что он находится на Сицилии и потребовал выдачи сбежавшего подданного. Но этому воспротивились дочери Кокала. Дедал делал для них удивительные игрушки, девушки не хотели смерти мастера.

В результате он сделал в крыше бани трубу. И вылил в нее кипяток во время купания Миноса. Сицилийский придворный врач объявил, что Минос умер от Так бесславно погиб легендарный и великий правитель Крита. Его похороны были пышными, достойными царей. А погребение состоялось в Камике, в храме Афродиты. Потом останки Миноса были перевезены на Крит. По преданиям, после смерти легендарный правитель стал судьей в мертвом царстве Аида.

Легендарныйкритский царь Минос. Миф или реальность?

Только английскому ученому Эвансу удалось получить разрешение на раскопки холма Кефал. И в первые же смогли найти подтверждение легендам о Миносе. Были найдены фрески с изображением Зевса и Минотавра. А также и изображения царя Миноса. Со временем был воссоздан и Кносский дворец. Нашелся и в виде множества извилистых коридоров под дворцом. Но, кроме мифов, легенд и фресок с изображением Миноса, его существования прямых доказательств пока еще не найдено. Однако это не мешает грекам рассказывать туристам о своем великом правителе, показывать достопримечательности, которые связаны с его именем, и иметь с этого очень неплохие доходы.