Лето

Социальная энтропия в двух словах. Энтропия общества. энтропия. Социальная энтропия с точки зрения “информационного подхода”

Энтропия социальная - мера отклонения социальной системы либо ее отдельного звена от принятого как эталонное (нормальное, ожидаемое) состояния, которое (отклонение) проявляется в снижении уровня организации, эффективности функционирования, темпов развитая системы. Энтропия социальная связана с наличием объективной неопределенности в состоянии среды, деятельности людей, ошибками управления, планирования, недостатком или недоиспользованием знаний (информации) в процессе организации (настройки) рассматриваемой системы - предприятия, учреждения, отрасли народного хозяйства, общества в целом. Энтропия социальная не просто мера неупорядоченности, расстройства социальных систем, но и мера релевантности (несоответствия) их состояния принятым целевым установкам. Сквозь ее призму можно увидеть, что даже при идеальном внешнем (формальном) порядке система может функционировать неэффективно, а управленческие и другие входящие в нее работники, при всей их внешней загруженности, четкости и исполнительности, могут быть заняты, в сущности, малополезной и даже деструктивной, с точки зрения конечной цели системы, деятельностью («антиработой»). Все дело не в формальной дисциплине (порядке), хотя она, разумеется, необходима, а в соответствии внутреннего состояния системы и каждого ее элемента поставленным интегральным целям. Отсюда следует, что в области рационализации управления общественными процессами открываются принципиально новые резервы, если в основу этой рационализации положить задачу уменьшения энтропии системы.
Введение категории энтропии в физику позволило оценить коэффициент полезного действия (КПД) термодинамических систем, который оказался очень низким (2-4 %). По аналогии с этим энтропийный подход к управленческим системам социальной природы позволяет обнаружить их удивительно низкий КПД, то есть эффективность, что связано с большим отклонением их реального состояния от оптимума. Энтропия социальная в отличие от энтропии в физике - не формально-математическая, а содержательная категория. Это величина, позволяющая оценить функционирование социальной системы: насколько она не достигает или отклоняется от эталонного уровня. Такая оценка проводится социологическим путем - прежде всего методами экспертного анализа, историко-социологического исследования, структурно-функционального подхода и др.
Другие методы, например, математического моделирования на базе решения скалярных уравнений, здесь менее подходят, так как они позволяют охарактеризовать лишь внешние стороны функционирования социальных систем, их формальную упорядоченность. В данном же случае важно вскрыть внутреннее состояние систем, что требует содержательного анализа целей и функций их отдельных элементов (а это можно сделать, например, экспертным путем). С понятием энтропия социальная свя¬ан новый подход к трудовым процессам и к бюджету времени работников, требующий различать понятия «работа» и «полезная отдача» работников и трудовых коллективов. Это кажется тривиальным, но при организации трудовых процессов нередко одно понятие подменяется другим. С позиций же энтропийного подхода известный призыв «Прибавить в работе!» требует аналитического рассмотрения. Скорее, нужно прибавить в полезной отдаче, а не в работе как таковой, потому что мы работаем вряд ли меньше других народов, но у нас слишком велика доля бесполезного труда и бесполезной продукции (при росте дефицита полезных услуг и продуктов). Обследования показывают, что до 60-70 % рабочего времени управленческих и до 50-60 % трудовых затрат научных и инженерных работников уходят на выполнение малополезных, а подчас и просто бессмысленных процедур, ненужных регламентов и т. д.
Энтропия социальных систем «многолика», она проявляется в разбухании управленческих структур, росте бюрократизма, лавинообразных документопотоках, громоздких согласованиях, бесконечных и малосодержательных собраниях, заседаниях, проверках, межведомственных «нестыковках», бесхозяйственности, стихийности. Антиэнтропийные меры во многом сводятся не только к устранению этих негативных проявлений, но и к повышению информационной культуры населения, формированию у всех работников современного мышления, аналитического подхода к жизни, умение разли¬чать полезную и бесполезную работу, а также информативнее и «пустые» («шумовые») сообщения и документы, нетерпимости к дезинформации и т. д. Первостепенное значение в деле понижения социальной энтропии имеет проведение мероприятий по информатизации общества.
Вооружение социологии энтропийным подходом к социальным процессам позволит ей чутко улавливать проявление деформаций в обществе. Однако применение этого подхода требует разработки его методологии и методики, понятийного аппарата, чему служит социальная когнитология - наука, изучающая принципы и механизмы накопления и использования знаний в социальных системах.

Среди различных определений энтропии, с моей точки зрения, самое лучшее дано Зоммерфельдом, который сравнил ее с директором, направляющим работу. Можно дополнить это сравнение и указать, что для закрытой системы энтропия – это мера той энергии, которую мы не можем использовать для работы. Я не имею возможности вдаваться в подробное определение энтропии и рекомендую желающим более подробно ознакомиться с этим вопросом посетить вебсайт http://www.panspermia.com/seconlaw.htm .

Если мы обратимся к доходам отдельной семьи и вычтем из них расходы на образование и прожиточный минимум в данной стране, то можно найти по этим данным энтропию общества. Расходы на образование следует исключить, поскольку они для семьи «мертвый капитал». Если это расходы на образование детей, то семья уже никогда не вернет эти расходы. Они вложены в детей и в их, детей, будущие семьи. Если ж глава семьи тратит доходы на свое образование, то есть шансы, что он вернет эти расходы путем увеличения будущих доходов. Вот эти будущие доходы будут приняты во внимание уже при расчете будущей энтропии.

Прожиточный минимум в данной стране – это порог, который семья должна перескочить, чтобы можно было говорить об энтропии. Энтропия – это мера свободы. Ни о какой свободе не может быть речи, если доходы семьи ниже прожиточного минимума. Отсчет меры свободы следует вести от нулевого уровня, а не от какой-то отрицательной величины, называемой прожиточный минимум.

Показанная в моей работе на фигуре I-1 зависимость энтропии общества от его сплоченности имеет общий характер. Это как бы закон социологии. Максимум энтропии, имеет место при сплоченности общества пятьдесят процентов. У нас сегодня нет представления какова энтропия в действительности и как быстро она изменяется. Для ликвидации этого пробела попробуем определить действительную энтропию общества и ее изменение с годами, а также по странам на основании статистических данных публикуемых каждой страной. Это большая работа, для выполнения которой необходимы дружные услилия специалистов во многих странах.

Для вычисления энтропии следует воспользоваться данными о доходах населения. Обычно эти данные имеются в каждой стране и их представляет налоговое управление. Не имеет значения в какой валюте измеряется этот доход, поскольку, как мы увидим ниже, нас интересуют относительные величины.

Из данных о доходах следует вычислить две величины, из которых одна – это средний доход на душу населения. Обозначим эту величину как Дср. (Эта величина, как правило, тоже фигурирует в статистических данных каждой страны.)

Другая величина, которую обозначим как Я, – дисперсия доходов населения. Дисперсию доходов, я полагаю, никто и никогда не вычислял. Вместо дисперсии сегодня пользуются так называемыми «кривыми Лоренца». В книгах по социологии мне не приходилось сталкиваться даже с упоминанием кривых Лоренца. Мне они знакомы лишь из учебников экономики. В качестве примера я приведу здесь кривую Лоренца заимствованную из книги П.Самуэльсона «Экономика».

Кривая Лоренца показывает какая часть населения имеет свою долю от общих доходов страны и в конечном итоге, каково неравенство среди населения.

Понятия «энтропия» и «дисперсия» заменят нам кривую Лоренца.

Энтропия Э вычисляется как логорифм отношения двух величин, а именно:

Вопрос о том, каким логарифмом пользоваться, натуральным или десятичным, я считаю непринципиальным. С моей точки зрения предпочтительно пользоваться десятичным, однако, в теоретических работах отдается предпочтение натуральному.

Не следует полагать, что указанный мной метод вычисления энтропии точен и универсален. Я не знаю как в разных странах вычисляют доходы. Разница в определении доходов может внести ошибку в расчеты. Мой метод не учитывает «скрытые доходы», которые в некоторых странах могут быть значительными. Я приведу в качестве примера скрытых доходов разного рода льготы предостовляемые только олигархии в виде специальных лечебниц, магазинов, мест отдыха и развлечений. Такие льготы широко практикуются в социалистическом обществе.

Итак, сделанное здесь предложение может быть принято только как первый шаг.

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ЭНТРОПИЯ

После того как энтропия общества Э вычислена, ее можно принять в качестве меры для построения графика энтропия-сплоченность в относительных по отношению к Э величинах. Относительное измерение более удобно если мы захотим сравнивать между собой различные общества, начиная от первобытных и кончая самыми современными. В качестве меры для вычисления относительной энтропии следует использовать минимальный прожиточный минимум.

энтропия социальная

мера отклонения социальной системы либо ее отдельного звена от принятого как эталонное нормальное, ожидаемое) состояния, которое (отклонение) проявляется в снижении уровня организации, эффективности функционирования, темпов развития системы. Э. с. связана с наличием объективной неопределенности в состоянии среды, деятельности людей, ошибками управления, планирования, недостатком или недоиспользованием знаний (информации) в процессе организации (настройки) рассматриваемой системы предприятия, учреждения, отрасли народного хозяйства, общества в целом. Э. с. не просто мера неупорядоченности, расстройства социальных систем, но и мера релевантности (несоответствия) их состояния принятым целевым установкам. Сквозь ее призму можно увидеть, что даже при идеальном внешнем (формальном) порядке система может функционировать неэффективно, а управленческие и другие входящие в нее работники, при всей их внешней загруженности, четкости и исполнительности, могут быть заняты, в сущности, малополезной и даже деструктивной, с точки зрения конечной цели системы, деятельностью («антиработой»). Все дело не в формальной дисциплине (порядке), хотя она, разумеется, необходима, а в соответствии внутреннего состояния системы и каждого ее элемента поставленным интегральным целям. Отсюда следует, что в области рационализации управления общественными процессами открываются принципиально новые резервы, если в основу этой рационализации положить задачу уменьшения энтропии системы. Введение категории энтропии в физику позволило оценить коэффициент полезного действия (КПД) термодинамических систем, который оказался очень низким (2-4%). По аналогии с этим энтропийный подход к управленческим системам социальной природы позволяет обнаружить их удивительно низкий КПД, то есть эффективность, что связано с большим отклонением их реального состояния от оптимума. Э. с. в отличие от энтропии в физике не формально-математическая, а содержательная категория. Это величина, позволяющая оценить функционирование социальной системы: насколько она не достигает или отклоняется от эталонного уровня. Такая оценка проводится социологическим путем прежде всего методами экспертного анализа, историко-социологического исследования, структурно-функционального подхода и др. Другие методы, например, математического моделирования на базе решения скалярных уравнений, здесь менее подходят, так как они позволяют охарактеризовать лишь внешние стороны функционирования социальных систем, их формальную упорядоченность. В данном же случае важно вскрыть внутреннее состояние систем, что требует содержательного анализа целей и функций их отдельных элементов (а это можно сделать, например, экспертным путем). С понятием Э. с. связан новый подход к трудовым процессам и к бюджету времени работников, требующий различать понятия «работа» и «полезная отдача» работников и трудовых коллективов (см. Работа). Это кажется тривиальным, но при организации трудовых процессов нередко одно понятие подменяется другим. С позиций же энтропийного подхода известный призыв «Прибавить в работе!» требует аналитического рассмотрения. Скорее, нужно прибавить в полезной отдаче, а не в работе как таковой, потому что мы работаем вряд ли меньше других народов, но у нас слишком велика доля бесполезного труда и бесполезной продукции (при росте дефицита полезных услуг и продуктов). Обследования показывают, что до 60-70 % рабочего времени управленческих и до 50-60 % трудовых затрат научных и инженерных работников уходят на выполнение малополезных, а подчас и просто бессмысленных процедур, ненужных регламентов и т. д. Энтропия социальных систем «многолика», она проявляется в разбухании управленческих структур, росте бюрократизма, лавинообразных документопотоках, громоздких согласованиях, бесконечных и малосодержательных собраниях, заседаниях, проверках, межведомственных «нестыковках», бесхозяйственности, стихийности. Антиэнтропийные меры во многом сводятся не только к устранению этих негативных проявлений, но и к повышению информационной культуры населения, формированию у всех работников современного мышления, аналитического подхода к жизни, умения различать полезную и бесполезную работу, а также информативные и «пустые» («шумовые») сообщения и документы, нетерпимости к дезинформации и т. д. Первостепенное значение в деле понижения Э. с. имеет проведение мероприятий по информатизации общества. Вооружение социологии энтропийным подходом к социальным процессам позволит ей чутко улавливать появление деформаций в обществе. Однако применение этого подхода требует разработки его методологии и методики, понятийного аппарата, чему служит социальная когнитология-наука, изучающая принципы и механизмы накопления и использования знаний в социальных системах.

Все разнообразие видов и форм социального беспорядка восходит к онтологической универсалии хаоса. Хаос представляет собой отсутствие малейшем признаков порядка, то есть состояние рассеянность структур, разрозненносты элементов, отсутствие каких-либо форм, соподчиненность, иерархий.

В античной мифологии хаосом называлось неразличимое в себя, недифференцированное, аморфное первоначало бытия. Согласно тем же древним мифами (греческим), в космосе, природе, социуме, человеке время вот в времени разыгрываются некие. Безумные силы, воцаряется локальное или всеобщее дионисийст-во, сущее оказывается во власти хаоса, не знающего ни форм, ни норм, ни границ.

Хаос либо предшествует порядке, либо возникает в результате разрушения существующего порядка. Он несет в себе огромную потенциальную энергию, способную при определенных условиях оформится в конкретные е структуры.

К категории хаоса восходят такие понятия, как энтропия, аномия, катастрофа, катаклизм, социальный взрыв, обозначающие различные грани и аспекты распада социальных структур, когда в атмосфере тотальной и деструкции исчезает. Очевидная логика происходящих событий, когда в катаклизмах вздыбившегося мира начинает сталкиваться все со всем, а людям начинает представляться, будто разрушается сама субстанций я цивилизации и наступает"конец света.

Хаос - не аномальное, а вполне закономерной, естественное состояние, типичное для всех социальных систем. Он периодически настигает систему. И эта неизбежность делает его скорее правилом, чем исключение ем в социальной жизни индивидов и сообщесттв.

Н. Макиавелли в своей"Истории. Флоренции"писал о том, что логика беспрерывных превращений заставляет государство периодически переходит от состояния порядка к беспорядкам, а затем назад. При этом всегда да обнаруживается предел подъема, выше которого невозможно подняться, и предел упадка-беспорядка, ниже которого опускаться уже некуда. В. ЭТИХ критических точках движение государства и общества. Радикал но меняет свое направление на противоположное и устремляется либо вверх к добру и благу, либо вниз ко злзлу.

Социальная энтропия

Согласно второму началу термодинамики или закона возрастания энтропии, все самопроизвольные процессы во. Вселенной однонаправлены и сопровождаются разрушением упорядоченных структур, рассеивания энерг гии в пространств.

энтропии, как динамика нарастанием беспорядка, является универсальным процессом, затрагивающими все системы, от самой малой до максимально гигантской, каковой является вся. Вселенная"Мы, - писал основат тель кибернетики. Норберт. Винер, - погружены в жизнь, где все в целом подчиняется второму закону термодинамики: беспорядок увеличивается, а порядок уменьшается. В мире, где энтропия в целом стремится к возрастанию, существуют местные и временные островки уменьшающейся энтропии, и наличие. ЭТИХ островков дает возможность. Некоторым из нас доказывать наличие прогрессасса".

Закона возрастания энтропии подчинена неорганическое, косной вещество планеты. Живое же вещество обладает антиэнтропийнымы свойствами. Несмотря на то что в автономных системах энтропия постоянно накапли ивается, организм постоянными ритмических усилиями от нее избавляться, обмениваясь со средой, веществом и энергиейей.

В основе любого происходящего изменения скрытые распад и хаос,. Которые не имеют ни причин, ни целей, обеспечивая. Лишь непрерывное движение. В этом движении возможны различные направления, выбор которых диктуется случайностии.

Социальная энтропия - это динамика распада объективных и субъективных нормативно-ценностных структур, сопровождающаяся ослабления или полной атрофии их социализирующих и регулятивных функций.

энтропии в качестве возможности всегда присутствует в любой из социальных систем. Но активные, целенаправленные цивилизующие усилия индивидов, общностей, социума и его институтов не позволяют. Этой возм можности переходит в действительность в полном объеме. Лишь в. Отдельные исторические моменты, при стечении целого ряда особых обстоятельств энтропийный процесс может охвата всю социальную системму.

Так, в условиях пребывания социальной системы в исторически конкретной"зоне бифуркациы"любой малый сигнал, самая незначительная случайность. Способны привести всю систему в совершенно новое состояние.

В подобных условиях начинается обвальное, лавинообразное разрушение существующих социокультурных структур - религиозных и воспитательных институтов, семейных связей, моральных и правовых норм. Распадаю ются практические и духовные"скрепы", связывавшие людей на протЯжении веков в разномасштабные общности ослабевают и утрачивают свою нормативно-регулятивную силу правовые императивы, и растет число лю дей, выпадающий из поля их действия. Нежелание соблюдать нравственно-правовые нормы оставляет индивидов без внутренних гарантий от опасности расчеловечивания. В результате они оказываются беззащитные как перед силами внешнего социального зла, так и перед злом, присущи их собственной природроде.

На фоне энтропии ключевых цивилизационных структур возникает характерный феномен перераспределения практической энергии масс, которая может устремиться в русло негативистских ориентированной политически кой активности. Люмпенизированные слои оказываются в таких условиях наиболее приспособленнымы к активности подобного рода. Их руками совершаются наиболее чудовищные разрушения и кровопролитыия.

Главным. Орудием осуществления социальной энтропии является принцип тотального отрицания, воцаряющийся в большинстве охваченных кризисом сфер практической и духовной жизни. Под его воздействием происходить дит смена мировоззренческих. ДОМИНАНТ в общественном сознании, в результате которой появляется все больше людей, видящей в разрушении увертюру к грядущее созиданыю.

мера отклонения социальной системы либо ее отдельного звена от принятого как эталонное нормальное, ожидаемое) состояния, которое (отклонение) проявляется в снижении уровня организации, эффективности функционирования, темпов развития системы. Э. с. связана с наличием объективной неопределенности в состоянии среды, деятельности людей, ошибками управления, планирования, недостатком или недоиспользованием знаний (информации) в процессе организации (настройки) рассматриваемой системы предприятия, учреждения, отрасли народного хозяйства, общества в целом. Э. с. не просто мера неупорядоченности, расстройства социальных систем, но и мера релевантности (несоответствия) их состояния принятым целевым установкам. Сквозь ее призму можно увидеть, что даже при идеальном внешнем (формальном) порядке система может функционировать неэффективно, а управленческие и другие входящие в нее работники, при всей их внешней загруженности, четкости и исполнительности, могут быть заняты, в сущности, малополезной и даже деструктивной, с точки зрения конечной цели системы, деятельностью («антиработой»). Все дело не в формальной дисциплине (порядке), хотя она, разумеется, необходима, а в соответствии внутреннего состояния системы и каждого ее элемента поставленным интегральным целям. Отсюда следует, что в области рационализации управления общественными процессами открываются принципиально новые резервы, если в основу этой рационализации положить задачу уменьшения энтропии системы. Введение категории энтропии в физику позволило оценить коэффициент полезного действия (КПД) термодинамических систем, который оказался очень низким (2-4%). По аналогии с этим энтропийный подход к управленческим системам социальной природы позволяет обнаружить их удивительно низкий КПД, то есть эффективность, что связано с большим отклонением их реального состояния от оптимума. Э. с. в отличие от энтропии в физике не формально-математическая, а содержательная категория. Это величина, позволяющая оценить функционирование социальной системы: насколько она не достигает или отклоняется от эталонного уровня. Такая оценка проводится социологическим путем прежде всего методами экспертного анализа, историко-социологического исследования, структурно-функционального подхода и др. Другие методы, например, математического моделирования на базе решения скалярных уравнений, здесь менее подходят, так как они позволяют охарактеризовать лишь внешние стороны функционирования социальных систем, их формальную упорядоченность. В данном же случае важно вскрыть внутреннее состояние систем, что требует содержательного анализа целей и функций их отдельных элементов (а это можно сделать, например, экспертным путем). С понятием Э. с. связан новый подход к трудовым процессам и к бюджету времени работников, требующий различать понятия «работа» и «полезная отдача» работников и трудовых коллективов (см. Работа). Это кажется тривиальным, но при организации трудовых процессов нередко одно понятие подменяется другим. С позиций же энтропийного подхода известный призыв «Прибавить в работе!» требует аналитического рассмотрения. Скорее, нужно прибавить в полезной отдаче, а не в работе как таковой, потому что мы работаем вряд ли меньше других народов, но у нас слишком велика доля бесполезного труда и бесполезной продукции (при росте дефицита полезных услуг и продуктов). Обследования показывают, что до 60-70 % рабочего времени управленческих и до 50-60 % трудовых затрат научных и инженерных работников уходят на выполнение малополезных, а подчас и просто бессмысленных процедур, ненужных регламентов и т. д. Энтропия социальных систем «многолика», она проявляется в разбухании управленческих структур, росте бюрократизма, лавинообразных документопотоках, громоздких согласованиях, бесконечных и малосодержательных собраниях, заседаниях, проверках, межведомственных «нестыковках», бесхозяйственности, стихийности. Антиэнтропийные меры во многом сводятся не только к устранению этих негативных проявлений, но и к повышению информационной культуры населения, формированию у всех работников современного мышления, аналитического подхода к жизни, умения различать полезную и бесполезную работу, а также информативные и «пустые» («шумовые») сообщения и документы, нетерпимости к дезинформации и т. д. Первостепенное значение в деле понижения Э. с. имеет проведение мероприятий по информатизации общества. Вооружение социологии энтропийным подходом к социальным процессам позволит ей чутко улавливать появление деформаций в обществе. Однако применение этого подхода требует разработки его методологии и методики, понятийного аппарата, чему служит социальная когнитология-наука, изучающая принципы и механизмы накопления и использования знаний в социальных системах.

Другие новости по теме:

  • АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ по истории системы образования и педагогики
  • Ассоциация темнокожих социальных работников и смежных специалистов
  • ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ